Каково гражданско патриотическое звучание сказки о военной тайне а п гайдара

Цели урока:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.
    П. Гайдара и его повестью «Военная тайна»
  • развивать речь учащихся, навык работы с
    прочитанным текстом.
  • воспитывать интерес к историческому прошлому
    нашей Родины, активную жизненную позицию.

Оборудование: полный текст повести
«Военная тайна», портрет А. П. Гайдара.

Словарная работа: повесть, сюжет.

ХОД УРОКА

Он был солдатом и вожатым,
И каждая его строка
Осталась как завет ребятам
Писателя – большевика

I. Проверка домашнего задания

Тестирование. Проверка знания
текста (текст прочитан заранее).

1 (+) Натке было 18 лет, она получила
путевку на отдых в пионерский лагерь, в Крым.
2 (–) Натку назначили вожатой, потому что вожатый
Корчаганов был отчислен из лагеря и требовалась
замена.
3 (–) Баранкина «послали в премию» в лагерь за
отличную учебу.
4 (–) Натка впервые увидела Альку в лагере, когда
он спал в ее комнате.
5 (+) Мать Альки была молдавской комсомолкой,
убитой в кишиневской тюрьме.
6 (+) Алька рассказал Натке сказку про
Мальчиша-Кибальчиша и про неразгаданную Военную
Тайну.
7 (–) Отец Альки полностью доверял бригадиру
Шалимову.
8 (–) Владик с Алькой у моря собирали ракушки,
когда со скалы их увидела Натка.
9 (+) В тире Владик промахнулся из-за десятника
Дягилева.
10 (+) Алька погиб от руки пьяного брата Дягилева.
11 (–) Последний раз Наташа Шигалова видела Сергея
в лагере, больше они не встречались.
12 (+) Натка поняла, насколько важна и нужна ее
работа.

II. Слово о А. П. Гайдаре

1. Сообщение подготовленного ученика

2. Слово учителя

3. Беседа

– Чем интересна для вас судьба А. П. Гайдара?
– Как сам Гайдар оценивал свою службу в Красной
Армии?
– Как он относился к Красной Армии?
– Почему А. П. Гайдар стал писать?
– Какие книги, написанные А. П. Гайдаром, вы
знаете?
– Какая настоящая фамилия у А. П. Гайдара?

III. Работа с текстом повести «Военная
тайна»

1. Задание по группам:

  • 1 гр. Какое впечатление произвела Алькина сказка
    на ребят в лагере, рассказанная Наткой? Какова
    роль сказки о Мальчише-Кибальчише в сюжете
    повести?
  • 2 гр. Почему сдружились Владик и Алька? Что их
    объединяло?
  • 3 гр. Какая военная тайна была у Альки с отцом?
    Какая Военная Тайна была у Натки? Почему она
    изменила отношение к своей работе?

2. Вопросы:

– Расскажите, какие правила и законы были в
лагере, к чему стремились вожатые и ребята?
Подтвердите ответ словами текста.
– Назовите слова, характерные для времени,
изображенного в повести. Попробуйте объяснить их
значение.

IV. Подведение итогов урока

– Чему учит повесть А. П. Гайдара «Военная
тайна»?
– Насколько, по-вашему, она актуальна для нашего
времени?

Слово учителя.

V. Домашнее задание: письменный ответ
на вопрос: «Как я воспринимаю повесть А. П.
Гайдара «Военная тайна»?

«Комплексный комментарий повести Аркадия Гайдара «Военная тайна»»

Дугужева Диана Хусаиновна

Россия, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, сельское поселение Сингапай, Нефтеюганское районное муниципальное образовательное бюджетное учреждение «Сингапайская средняя общеобразовательная школа», 9 класс, 2012г

Введение

«Восемьдесят лет – обманчивая временная близость. Только на первый, самый поверхностный взгляд может показаться, что вроде и быт не так уж отличался от нынешнего – те же автомобили, билеты на поезда, летний отдых у моря… Но стоит хоть немного вчитаться, обнаруживается, что все – не так. Изменения огромны, и коснулись они всего: быта, бытия, сознания, языка. Разрыв пугающе очевиден!

Таким образом, актуальность нашей работы состоит в том, что специальных комментированных книг или работ, посвященных комплексному комментированию каких-либо произведений не так много.  

Тема исследования: «Комплексный комментарий повести Аркадия Гайдара «Военная тайна»»

Целью данной работы является изучение реалий, упомянутых в повести А. Гайдара «Военная тайна», через комплексный комментарий.

Гипотеза: Если мы дадим комментарий историческим реалиям, упомянутым в повести «Военная тайна», то это поможет читателю стереть временные рамки между началом 20 и 21 веков, что приведет к осознанному восприятию текста повести.

Для реализации цели и проверки гипотезы были определены следующие задачи: 

1. Изучить литературу о жизни и творчестве Аркадия Гайдара

2. Выявить реалии (слова, выражения, исторические лица), непонятные современному читателю и дать им объяснения.

3. Провести опрос учащихся по толкованию реалий.

4. Составить толковый словарик прокомментированных исторических и литературных реалий, взятых из повести.

5. Обобщить материалы исследования.

Объектом исследования являются все виды комментариев к повести «Военная тайна» А. Гайдара.

Предметом  исследования является комплексный комментарий повести Аркадия Гайдара «Военная тайна».

Методы исследования:  наблюдение, сравнение, эксперимент, обобщение, опрос, компьютерная обработка.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что нами был выполнен  комплексный комментарий повести «Военная тайна».

 Практическая значимость. Составленный нами толковый словарик может быть использован на уроках русского языка, литературы и истории, а также при проведении внеклассных мероприятий.

  1.  Теоретическая часть
  1. Разновидность комментирования произведений

Комментарии — часть аппарата издания, вспомогательные тексты, которые содержат толкование и оценку произведения (в целом или отдельных мест) и тем помогают читателю глубоко понять текст.

Комментарии могут: 1) раскрывать историю текста (текстологический комментарии) 2) освещать творческую историю произведения, а также историю его критики (историко-литературный комментарий); 3) описывать историю издания или сообщать сведения о первой и важнейших публикациях (издательский комментарий)  4) пояснять скрытые цитаты, намеки на события и факты времени, в которое творил автор, раскрывать смысл упоминания лиц и фактов в тексте произведения, а также малоизвестных читателю деталей быта и т.п. (реальный комментарий, т.е. толкующий реалии). При небольшом объеме комментариев к произведению все их виды могут быть слиты в единый, комплексный комментарий.

У комментариев много общего с издательскими примечаниями, которые сообщают те же сведения, что и реальный комментарий, но если примечание ограничивается только справкой, то комментарий обязательно добавляет к любой справке толкование сообщаемых сведений под углом зрения раскрытия авторского замысла, концепции произведения. Толкование произведения — конечная цель также текстологических, историко-литературных, издательских и иных комментариев.

В литературе существует два вида литературно-художественных изданий – обычные и комментированные.

Комплексный комментарий это слияние нескольких комментариев в единый.

В нашем случае мы осветили творческую историю произведения, историю его критики — историко-литературный комментарий. Комментарий, который призван пояснять скрытые цитаты, намеки на события и факты времени, в которое творил автор, раскрывать смысл упоминания лиц и фактов в тексте произведения, а также малоизвестных читателю деталей быта и т.п. – это реальный комментарий, то есть толкующий реалии. Часто в собраниях сочинений встречаются комментарии разных видов.

Реа́лия — предметы или явления материальной культуры, этнонациональные особенности, обычаи, обряды, а также исторические факты или процессы, обычно не имеющие лексических эквивалентов в других языках.

II. Повесть Гайдара  «Военная тайна» в  контексте истории  отечественной литературы

2.1. Аркадий Петрович Гайдар: краткий очерк жизни и творчества

Аркадий Петрович Голиков (Гайдар) родился 22 января 1904 г. в городе Льгове, Курской губернии. Отец – сельский учитель, после Октябрьской революции комиссар штаба дивизии, член партии. Мать – учительница, позже фельдшерица. В 1912 году Голиковы переезжают в Арзамас. Там Аркадий Петрович поступает на учебу в реальное училище. В 1918 году Гайдар вступает в Красную Армию и уезжает адъютантом командира на фронт. В 1919 году оканчивает Киевские командные курсы, назначается командиром бригады курсантов. В том же 1919 году принимает участие в боях, ранен, в 1920 г. он уже комиссар штаба; пройдя переподготовку на высших курсах командования, он командир роты, полка. Он мечтал стать офицером Красной Армии. Готовился к поступлению в военную академию.

В 1923 Гайдар серьезно заболевает (сказалась старая контузия головы). В апреле 1924 года, когда Гайдару исполнилось 20 лет, он был зачислен по должности командира полка в запас. В это же время он занимается журналистикой, пишет повести и рассказы. В 1932 году печатается повесть «Синие звезды». Далее выходят: повесть «Военная тайна» (1935г.), рассказ «Голубая чашка» (1936г.). В 1939 писателя награждают орденом «Знак почета» за литературную деятельность. В 1934 году, после первого писательского съезда, Гайдара принимают в члены Союза писателей. В 1941 году Гайдар уезжает на фронт корреспондентом «Комсомольской правды».

26 октября 1941 года он погибает в бою с фашистами.  

Гайдар прожил короткую, но насыщенную событиями жизнь, его собственный жизненный опыт, темперамент, художественное мастерство, обретенное с годами, выдвинули его в первые ряды писателей, которыми создавалась советская детская литература.

2.2. История создания повести А.П. Гайдара «Военная тайна»

Об истории создания повести А.П. Гайдара пишется во многих книгах, и, изучив их, мы составили себе следующую картину.

Летом 1931 года, увлеченный журналистской работой, Гайдар задумал новую повесть. Дневник Аркадия Гайдара помогает проследить, как она создавалась.

«Надо собраться и написать для “Молодой гвардии” книгу. Крым, Владивосток, Тимур, Лиля, всё это связать в один узел, все это перечувствовать еще раз, но книгу написать совсем о другом. <…>

Только сегодня начинаю писать эту книгу. Она вся у меня в голове, и через месяц я её окончу ,<…> это будет повесть. А назову я её “Мальчиш-Кибальчиш”.

<…> Было написано 25 страниц, и всё шло хорошо <…> А когда перечитал, то зачеркнул всё, сел и снова написал всего 9 страниц – стало гораздо лучше. Но сначала зачеркивать было жаль, и зачеркивал, скрепя сердце.

Неожиданно, но совершенно ясно понял, что повесть моя должна называться не “Мальчиш-Кибальчиш”, а “Военная тайна”». [8, С. 122-127]

Следует упомянуть и то, что писатель поначалу предполагал назвать повесть «Такой человек».

В других источниках указывается, что «Военная тайна» изначально была задумана как продолжение повести А.П. Гайдара «Школа» и должна была быть повестью о воспитании. Если в «Школе» писатель показал, как в годы гражданской войны под руководством старших товарищей формировались взгляды и характер Бориса Горикова (героя «Школы»), то теперь Гайдар хотел показать, как Борис Гориков воспитывает своего сына Альку, какими растут советские дети.

«В повести, – пишет исследователь творчества Гайдара, Борис Камов, –  Гайдар стремился дать широкую картину того, как воспитывается советская молодежь. Вместе с тем писателю хотелось создать совершенный образ воспитателя, рожденного новой эпохой, воспитателя, какого еще не знала ни одна страна. Так появляется на страницах повести пионервожатая Натка.

Натка мечтала прожить яркую трудную жизнь, мечтала совершить героический поступок, поэтому она была требовательна к себе и не прощала слабости и низости другим.

Все, что читатель узнавал об интересах и чертах характера Натки, должно было усилить и углубить впечатление о ней как о воспитателе. И все же писатель терпел неудачу: образ Натки-воспитателя не получался.

Гайдар знал детей. Хорошо понимал их запросы, их интересы, но ни в школах, ни в пионерских лагерях никогда с ними не работал. По-видимому, уже в процессе работы над повестью писатель уловил какое-то неблагополучие. В конце одной из наиболее важных глав, посвященных Натке, как раз той, где описывались ее раздумья о Тольке, Владике, Гайдар помечает: “Это была очень трудная глава, и ее надо будет хорошенько исправить и отшлифовать”.

Теперь тема «военной тайны» должна была лечь в основу всей книги. Такому решению немало способствовала и напряженность международной обстановки, особенно на Дальнем Востоке (В ту пору Япония воевала с Китаем, но главной целью, как открыто писал японский журналист, является «прежде всего захват советского Дальнего Востока». В своих намерениях Япония не была одинока». [5, С.97-100].

30 августа 1932 года в дневнике Гайдара встречаем запись: «написал только 2 с половиной страницы. Очевидно, немного устал. Надо чуть передохнуть» [8, С.135]. «Дальнейшая работа  над книгой, – как отмечает Б. Камов, – идёт неровно, с большими перерывами. Окончив в начале сентября первый вариант повести, писатель покидает Дальний Восток и переезжает в Москву». [5, С.101].

«После дневниковой записи 30 августа 1932 года следует длительный перерыв. Дальнейшие записи начинаются с 28 октября 1932 года. «Ильинское. Дом отдыха под Москвой. «К своему глубокому огорчению, перечитав впервые все то, что мною уже написано, я совершенно неожиданно увидел, что повесть «Военная тайна» — никуда не годится и надо переделывать ее с самого начала». Но это первое разочарование не остановило Гайдара. Уже через две недели он опять записывает в дневнике: «Насчет «Военной тайны» — это все паника. И откуда я выдумал, что «повесть никуда не годится» — хорошая повесть». [8, С.135].

«Только вчера начал работать. Какой огромный перерыв был в работе», — с сожалением отмечает он в черновике 27 декабря 1932 года. Но и на этот раз книгу завершить не удается». [5, С.100]

В апреле 1933 года на страницах газеты «Пионерская правда» Гайдар печатает «Сказку о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове». Затем «Сказка»  выходит отдельной книжкой в Детгизе с яркими рисунками художника В. Конашевича.

В июне 1934 года Гайдар, уже не отрываясь, работает над повестью, с твердым намерением довести ее до конца.

«“Военная тайна” будет хорошей книгой. «Синие звезды» пока отложил, пусть полежат», – пишет он в дневнике. 27 августа 1934 года, там же появляется  еще одна запись: «Последние дни крепко работал. Наконец-то кончаю “Военную тайну”». [3,С.502]. Так создавалась эта повесть, которая вышла из печати в следующем, 1935 году в журнале «Красная новь» (№2) и почти одновременно вышла отдельной книгой в Детгизе.

Для второго издания, в 1936 году, Гайдар продолжает дорабатывать ее, дописывает новые куски и исправляет отдельные места.

Эта «Военная тайна» – уже самостоятельное произведение, не связанное ни сюжетно, ни именами героев со «Школой». Борис Гориков становится Сергеем Ганиным, Шебалов – Шегаловым.

2.3. Оценка повести современной Гайдару критикой

Творчество А.П. Гайдара неизменно привлекало к себе внимание критиков. Достаточно многочисленные отзывы сопровождали появление каждого нового произведения писателя, сам же характер оценок постепенно менялся по мере того, как  креп его талант, определялись особенности его художественного почерка, его роль и место в литературе. В соответствии с этим в печати наряду с небольшими заметками и рецензиями уже в 1930-е годы начинали появляться и довольно обстоятельные статьи, а в послевоенные годы – и монографические исследования, авторы которых пытались осмыслить значение А. Гайдара в истории русской советской литературы.

«Следует заметить, что критики, писавшие о Гайдаре в конце 1920-х – начале 1930-х годов, не говорили о нем как о детском писателе, рассматривая его произведения в ряду других новинок советской литературы. Первым, кто назвал А.П. Гайдара «хорошим детским писателем», был А.А. Фадеев. (В статье «Книги Гайдара», напечатанной в «Литературной газете» за 1933 год в № 4-5, 29 января)». [4, С.113].

«Большая часть критиков, даже доброжелательно настроенных, считала, что «Военная тайна» писателю не удалась.

Некоторые упреки были вполне справедливыми: образы Сергея, Альки, Натки, получились менее яркими и законченными, чем они могли бы быть. Раньше, и в «Школе», и в первой редакции той же «Военной тайны», о героях рассказывалось обстоятельно, подробно. Он полностью доверял разуму и воображению читателя и как бы приглашал его к себе в соавторы. Чтобы понять и увидеть то, что Гайдар хотел показать в своей книге, читатель должен был многое додумать и нарисовать в своем воображении сам». [5, С.110].

«Некоторые критики рассматривали смерть главного героя – Альки как прием, традиционный для старой «жалостной», сентиментальной детской литературы. Это глубоко неверно – и не только по воздействию, но и по обстоятельствам, по мотивировкам случившегося. Гайдар вовсе не хотел «разжалобить» детей-читателей, он хотел, чтобы они пережили это сильное нравственное потрясение так, чтобы оно родило в них протест, — и этому протесту писатель ясно указал направление». [8, С.140].

III. Практическая часть

Для того чтобы отобрать реалии для комментирования, мы обратились к ученикам   7-го класса. Учащимся были розданы отрывки из повести «Военная тайна» на листах А4. Попросили их указать слова, выражения или исторические факты, смысл которых им не ясен или ясен не вполне точно при чтении. После прочтения, учащимся предлагалось ответить на вопрос: «Понятен ли смысл прочитанного?» и если ответ был отрицательным, то нужно было ответить на следующий вопрос-предложение «Что нужно изменить, для того, чтобы смысл текста стал для вас более понятным»

Так, многие опрашиваемые не могли дать объяснение таким словам как: «ворошиловец», «арестантская рота», «маузер», «Взрывсельпром», «докер»,  «кастелянша», «ажина», «папаха», «цикада» и многие другие.

После произведенного отбора, мы предложили учащимся 7 и 8 «Б» классов дать объяснение отобранным реалиям. Вот что получилось:

Полустанок — железнодорожная дорога; коммутатор — человек; Штаб — штамб;

Походный мешок — рюкзак; Комсомолка-полка для косметики; Папаха-большая кавказская шапка; Семафоры-светофор; Совпартшкола-спортивная школа; Эшелон- затруднились дать ответ, Отощалые- худые, Комиссар-солдат; Телеграфируй-фотографируйся; Вагон-ресторан-кафе; Докер-игра; Френч-пиджак; Платановая-золотая, Увалень-ленивый человек; Лохань-человек; Враки-враги; Нарочно-специально; Дикая ажина- зверь, Десятник-старший над группой рабочих; Голенище-еда; Гауптвахта-вахта; Стеариновая-салат; Землекоп-земля; Байдары-еда; Надзиратель-человек; Маузер-сумка; Ребята-октябрята-советский союз; Заспорил-человек; Привинчен-прикручен; Паровоз-в советские времена так называли поезд.

Второй период нашего эксперимента заключался в том, что: после того, как нами был составлен словарик прокомментированных реалий, мы вновь обратились к учащимся 7-го класса. Также были розданы листы с текстом повести, но уже при затруднении толкования какого-либо слова или фразы, ребята могли пользоваться нашим словариком. После прочтения, участникам эксперимента вновь предлагалось ответить на вопрос: «Понятен ли смысл прочитанного?»

Количество учащихся,    7 класс

1 период

2 период

Смысл текста понят

Смысл текста понят не полностью

Смысл текста понят

Смысл текста понят не полностью

20 человек

3 (15%)

17 (85%)

16 (80%)

4 (20%)

По данным таблицы мы можем видеть, что после того, как дети, при чтении текста, могли пользоваться словариком,  смысл текста стал понятен 80% учащихся.

Заключение 

Раскрытие смысла упоминания исторических лиц и фактов в тексте произведения, а также малоизвестных читателю деталей быта ведет к сокращению разрыва восприятия авторского текста, и, следовательно, более глубокому пониманию данного текста читателем, всё это зависит от чёткости, правильности  и верности комментирования.

Изучив и прокомментировав реалии мы можем сделать следующий  вывод:

Гипотеза о том, что комментирование исторических реалий, упомянутых в повести «Военная тайна»,  помогает читателю стереть временные рамки и приводит к осознанному восприятию текста повести, подтвердилась. Об этом говорит тот факт, что после того, как дети, при чтении текста, могли пользоваться словариком,  смысл текста стал понятен 80% учащихся.

Литература

1.  А. Гайдар Военная тайна. Повести и рассказы. /Сост. и послесл. Т.А. Гайдара. — М.: Правда, 1990. – С.428.

2. Аркадий Гайдар. Собрание сочинений в трех томах. Т.1.  М. Издательство “Правда”. – 1986г.

3. Гайдар А.П. Собрание сочинений в 4-х томах. Т.4. /Под ред. Б.И. Камир. — М.: Государственное издательство детской литературы министерства просвещения РСФСР, 1956. — С.501-502

4. Гайдар в школе. Составитель Курдюмова Т.Ф. М.: Просвещение, 1976. — 128с.

5. Камов Б.К. Аркадий Гайдар. Биография. – Ленинград. 1963. С. 97-110.

6. Лотман, 1980 – Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Пособие для учителя. – Л.: Просвещение, 1980. – 416 с.

7. Минералова И.Г. Гайдар Аркадий Петрович //Русские детские писатели XX века: Биобиблиографический словарь. 2-е изд., — М.: Флинта: Наука. – 1998, С.113-116

8. Смирнова В.В. Аркадий Гайдар. М., Советский писатель, 1972, 256с.

9. Интернет  http://images.yandex.ru/yandsearch

10. Интернет http://images.google.ru/images

11. Интернет http://www.ozhegov.su/

12. Интернет http://slovardalja.net/

13. Интернет http://ru.wikipedia.org/wiki/ «Военная_тайна»

14. Интернет http://arcanus.ru/article633.html «Военная тайна» Аркадия Гайдара

gai6+

Мальчиш-Кибальчиш, или

«Военная тайна» Аркадия Гайдара

Военная тема, «военная тайна» были самыми главными для Аркадия Петровича Гайдара. Однако ни в одной его книге не найти агрессивности или воинственности. Есть тревога – не боязнь, не мания, именно тревога – за будущее Советской страны и её мальчишек. Есть несвойственная литературе того времени жалость. Жалко всех. Или почти всех –Мальчиша-Кибальчиша, Альку, Серёжу Щербачева.

Весёлый, честный, смелый, не знавший страха в бою – таким запомнили Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) его боевые товарищи. За 4 года Гражданской войны им пройден путь от адъютанта до командира полка. gaydar-arkadiy-15Полковник в 17 лет! Сколько потрясений и боли принесла гражданская война. Ранения, контузия, бивачная жизнь, жестокость, кровь не прошли даром для такого чуткого и самолюбивого юноши, как Аркадий. В результате – тяжёлая нервная болезнь, преследовавшая его всю жизнь и заставившая уйти из армии. Не удалось продолжить и образование.

gaidarЛишившись единственного и любимого дела, Аркадий решился рассказать людям, и прежде всего юным, про то, что увидел и испытал «В дни поражений и побед». Так называлась первая повесть Голикова, но ещё не Гайдара. Подпись «Арк. Гайдар» появилась и стала известной на страницах пермской газеты «Звезда». Это звонкое имя настолько прижилось, что стало фамилией. И сын у него – Гайдар, и дочка у него – Гайдар, и внуки у него – Гайдары.

Гайдар всегда носил и фуражку, и любимую папаху, сдвинув их на затылок. Открытое, почти всегда весёлое лицо. Всегда открытое сердце, в которое осенью 41-ого года попала фашистская пуля. Одна-единственная.

Любимых детских книг творец…

Сегодня можно с уверенностью сказать, что книги Гайдара не одному поколению детей очень просто и понятно объяснили, «что такое хорошо и что такое плохо». Аgaid1 ещё его книги умели создавать у маленьких читателей удивительное ощущение счастья и жажды жизни. «Что такое счастье – это каждый понимал по-своему. Но все вместе люди знали и понимали, что надо честно жить, много трудиться и крепко любить и беречь эту огромную счастливую землю, которая зовётся Советской страной».

И страны такой уже нет. И многие вещи мы теперь воспринимаем совсем по-другому. Но, кажется, что автор таких замечательных строк просто не мог быть плохим человеком. Возьмите любую фотографию писателя, вглядитесь в его paystоткрытое, приветливое лицо и вы поймёте, что перед вами добрый и честный человек, которому можно верить. Он не подведёт и не предаст, а в трудную минуту обязательно придёт на помощь. Именно таким мы видим Аркадия Петровича в воспоминаниях Константина Паустовского «Встречи с Гайдаром». Давайте вспомним эпизод из этого рассказа:

«Года за два до того, как вышел «Тимур и его команда», Гайдар зашел как-то ко мне. У меня был болен сын, и мы сбились с ног в поисках одного редкого лекарства. Его нигде не было.
Гайдар подошел к телефону и позвонил к себе домой.
— Пришлите сейчас же ко мне, — сказал он, — всех мальчиков из нашего двора. Я жду.
Он повесил трубку. Через десять минут раздался отчаянный звонок у двери. Гайдар вышел в переднюю. На площадке за дверью стояло человек десять мальчиков, очень взволнованных и запыхавшихся.
— Вот что, — сказал им Гайдар, — тяжело болен один мальчик. Нужно вот такое лекарство. Я вам запишу каждому его название на бумажке. Сейчас же — во все аптеки: на юг, восток, на север и запад! Из аптек звонить мне сюда. Все понятно?
— Понятно, Аркадий Петрович! — закричали мальчики и понеслись вниз по лестнице.
Вскоре начались звонки.
— Аркадий Петрович! — кричал взволнованный детский голос. — В аптеке на Маросейке нету.
— Поезжай дальше. На Разгуляй.
Гайдар сидел у телефона, как капитан на мостике корабля. Через сорок минут восторженный детский голос прокричал в трубку:gaidar i deti
— Аркадий Петрович, есть! Я достал!
— Где?
— В Марьиной роще.
— Вези сюда. Немедленно.
Лекарство было привезено, и сыну вскоре стало легче.
— Ну что, — спросил меня Гайдар, собираясь уходить, — хорошо работает моя команда?
Благодарить его было нельзя. Он очень сердился, когда его благодарили за помощь. Он считал помощь человеку таким же естественным делом, как, скажем, приветствие. Никого же не благодарят за то, что он с вами поздоровался».

Этот эпизод, произошедший за два года до выхода в свет повести «Тимур и его команда», наглядно показывает правдивость и жизненность книг Гайдара. Об этом свидетельствует и К. Паустовский в том же рассказе «Встречи с Гайдаром»:

«Главным и самым удивительным свойством Гайдара было то, что его жизнь никак нельзя было отделить от его книг. Жизнь Гайдара была как бы продолжением его книг, а может быть, иногда их началом. Почти каждый день Гайдара был наполнен необыкновенными происшествиями, выдумками, шумными и интересными спорами, трудной работой и остроумными шутками.
Все, что бы ни делал или говорил Гайдар, тотчас теряло свои будничные, наскучившие черты и становилось необыкновенным. Такова была натура этого человека.
gaid2Он прошел по жизни, как удивительный рассказчик, трогавший до слез детские сердца, и вместе с тем как проницательный и суровый товарищ и воспитатель.
Детей, особенно мальчишек, он знал насквозь с одного взгляда и умел говорить с ними так, что через две-три минуты каждый мальчишка готов был по первому слову Гайдара совершить любой героический поступок.
Писал Гайдар совсем не так, как мы привыкли об этом думать. Он ходил по саду и бормотал, рассказывал вслух самому себе новую главу из начатой книги, тут же на ходу исправлял ее, менял слова, фразы, смеялся или хмурился, потом уходил в свою комнату и там записывал все, что уже прочно сложилось у него в сознании, в памяти. И затем уже редко менял написанное.
Иногда Гайдар приходил ко мне и без всяких обиняков спрашивал:
— Хочешь, я прочту тебе новую повесть? Вчера окончил.
— Конечно, читай.
И тут происходило непонятное. Обычно в таких случаях писатель вытаскивает рукопись, кладет ее на стол, разглаживает ладонью, … и только после этого хриплым и прерывающимся голосом начинает читать.
Гайдар никакой рукописи из кармана не вынимал. Он останавливался посреди комнаты, закладывал руки за спину и, покачиваясь, начинал спокойно и уверенно читать всю повесть наизусть страницу за страницей.
Он очень редко сбивался. Каждый раз при этом краснел от гнева на себя и щелкал пальцами. В особенно удачных местах глаза его щурились и лукаво смеялись.
Он всегда был полон веселья, Гайдар. Искорки смеха роились в его серых глазах и исчезали редко…».

Таким Гайдара запомнил К.Паустовский, который очень дорожил своей дружбой с Аркадием Петровичем. Спустя несколько лет после гибели Гайдара, Паустовский скажет про него: «Он жил замечательным писателем и необыкновенным человеком и умер героем».

«Сказка о военной тайне…»

Вся жизнь писателя Аркадия Гайдара была искренним служением своему Отечеству. Он не представлял себе отсутствие подвига даже в повседневности, как и многие его современники.

Свою «Сказку о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» Гайдар впервые опубликовал в газете «Пионерская Правда» 5–11 апреля 1933 года.voennaya taina1935

В том же 1933 году, в августе, «Сказка» была издана отдельной книгой с посвящением «Моему смелому сыну Тимуру» с иллюстрациями В.Конашевича. В дальнейшем «Сказка…» печаталась как часть повести «Военная тайна», увидевшей свет в 1935 году. Название повести пришло не сразу. Первое – «Такой человек». Затем – «Мальчиш-Кибальчиш» и одновременно – вариант «Военная тайна». «Верный человек» — четвёртый вариант названия произведения.

Гайдар задумывает эпический сказ о маленьком мальчике — Мальчише-Кибальчише, человеке с душой настоящего командира, верного своим идеалам и героически стойкого в служении им. Он помещает эту странную, по словам писателя, сказку в контекст повести о детях, отдыхающих в пионерском лагере на берегу теплого моря. В центре повествования оказывается малыш Алька, который по сути своей и является этим Мальчишом-Кибальчишом. Сказка о Мальчише-Кибальчише — это «Алькина сказка». Её рассказывает девочка Натка в кругу пионеров, время от времени прерывая свое повествование: «Правильно, Алька, так ли я рассказываю?» И Алька каждый раз вторит ей: «Так, Натка, так».

skazka 1958И Натка продолжает свой рассказ о том, как Мальчиш-Кибальчиш возглавил отряд мальчишек, когда их отцы ушли на войну с «буржуинами», но из-за предательства Плохиша попал в плен — к Главному Буржуину. Под пытками у него пытались выведать Военную Тайну. Мальчиш-Кибальчиш погиб, не выдал военную тайну, твердым было его слово. А потом пришла Красная армия и прогнала «буржуинов».

Гайдар называет повесть «Военная тайна» и сам признается, что собственно тайны никакой нет. Это сказка о жертвенном подвиге воина-Мальчиша и рассказ о маленьком мальчике, с чистым и мужественным сердцем, жертвенность судьбы которого для автора неизбежна. В ней и заключена тайна, которую должен раскрыть сам маленький читатель. Образ мальчика Альки был задуман Гайдаром как героический. «Мне легко писать эту теплую и хорошую повесть. Но никто не знает, как мне жаль Альку. Как мне до боли жаль, что он в конце книги погибает. И я ничего не могу изменить» — напишет А.Гайдар в своём дневнике (Дневник, 12 авг. 1932 г.).

Погибшего Мальчиша-Кибальчиша «схоронили на зеленом бугре у Синей Реки. И поставили над могилой большой красный флаг». В повести Альку схоронили на высоком холме над морем «и поставили над могилой большой красный флаг».

Главные персонажи «Сказки о военной тайне…»

Мальчиш-Кибальчиш — положительный персонаж сказки Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове», а также снятых по этой книге художественного иkibal мультипликационного фильмов «Сказка о Мальчише-Кибальчише».
Жил в мирной сельской местности, охраняемой Красной Армией, силы которой находятся в нескольких днях пути, и занимался ребяческими играми, а также помогал взрослым. После ухода старших на войну с внезапно напавшими на страну злобными «буржуинами», Кибальчиш возглавил сопротивление последней оставшейся силы, мальчишек – «мальчишей». Им нужно было «только ночь простоять да день продержаться».
В результате предательства Мальчиша-Плохиша, уничтожившего боеприпасы, попал Кибальчиш в плен к Главному Буржуину, который старался пытками выведать у него Военную тайну. Тайну Кибальчиш не выдал и погиб. А вскоре пришла, как буря, Красная армия и всех освободила. Похоронен Мальчиш-Кибальчиш на высоком месте у Синей реки.
А подвиг Кибальчиша вспоминают словами:
«Плывут пароходы — привет Мальчишу!
Пролетают летчики — привет Мальчишу!
Пробегут паровозы — привет Мальчишу!
А пройдут пионеры — салют Мальчишу!»

Мальчиш-Плохиш — отрицательный персонаж сказки Аркадия Гайдара «Сказка о военной тайне» и её экранизаций. Он лицемер, вредитель и предатель. Антипод Мальчиша-Кибальчиша.ploxКогда Кибальчиш возглавил сопротивление «мальчишей», Плохиш примкнул к ним только для вида, а на самом деле он «захотел в буржуинство». Он совершает предательство, уничтожая боеприпасы.
«Вот сидят буржуины и думают: что же это такое им делать? Вдруг видят: вылезает из-за кустов Мальчиш-Плохиш и прямо к ним.
– Радуйтесь! – кричит он им. – Это всё я, Плохиш, сделал. Я дров нарубил, я сена натащил, и зажёг я все ящики с чёрными бомбами, с белыми снарядами да жёлтыми патронами. То-то сейчас грохнет!
Обрадовались тогда буржуины, записали поскорее Мальчиша-Плохиша в своё буржуинство и дали ему целую бочку варенья да целую корзину печенья. Сидит Мальчиш-Плохиш, жрёт и радуется».
О его дальнейшей судьбе после предательства ничего не сказано.

По мотивам «Сказки о военной тайне…» в СССР были сняты художественные фильмы на Ленфильме и Мосфильме и мультипликационный фильм с названием «Сказка о Мальчише- Кибальчише».

Экранизации «Сказки о военной тайне…»

Название: Сказка о Мальчише-Кибальчише
Год выхода: 1964
Жанр: Детский, семейный, приключения, героическая сказка
Выпущено: СССР, киностудия им. А.Довженко
Режиссер: Евгений Шерстобитов
В главных ролях:
Серёжа Остапенко — Мальчиш-Кибальчиш
Серёжа Тихонов — Мальчиш-Плохиш
Анатолий Юрченко — Гонец, офицер-ординарец главного генерала буржуинов
Сергей Мартинсон — Дядина 518 — агент-лазутчик буржуинов
Леонид Галлис — Главный Буржуин
Дмитрий Капка — Главный Генерал

kinoСюжет фильма:
«В те дальние годы, когда только что отгремела по всей стране война, жил да был Мальчиш, по прозванию Кибальчиш…
Но пришла беда, откуда не ждали. Напал из-за Черных Гор проклятый Буржуин. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды.
Бьются с буржуинами наши отряды, и мчатся гонцы звать на помощь далекую Красную Армию»…
На призыв Гонца на фронт уходят отцы мальчишей. В это время на земле мальчишей начинают «твориться нехорошие дела»: «кто-то камни под косы бросает, кто-то палки в колёса вставляет».
Буржуины пытаются узнать про то, какая тайна есть в Советском государстве. Эту тайну знают даже малые дети, но никогда никому её не скажут. Победив отцов и братьев, буржуины с трудом справляются с мальчишами, которых ведёт Мальчиш-Кибальчиш, и которых предаёт Мальчиш-Плохиш за медовый пряник и варенье.

В 1958 г. одновременно с кинофильмом «Военная тайна» режиссера Мечиславы Маевской на экраны вышел и мультфильм «Сказка о Мальчише-Кибальчише» (именно кадры из этого мультфильма вошли в фильм «Военная тайна»).mylt

В 1964 г. режиссер Евгений Шерстобитов снял по этой «Алькиной сказке» полнометражный художественный фильм. Евгений Шерстобитов в одном из интервью рассказал, что он взялся экранизировать произведение Аркадия Гайдара «из-за личности самого писателя»: «Вспоминая высказывание Суворова «Возьми себе за пример героя, стремись догнать его, догони его, обгони его, и слава тебе…», я думал об Аркадии Гайдаре».

kino1Главных героев нашли сразу. На роль Кибальчиша пригласили Сережу Остапенко, который в фильме «Военная тайна» 1958 г. сыграл пионера Альку. «Того, кто будет играть Плохиша, мы знали заранее, — говорит Евгений Шерстобитов. — С Сережей Тихоновым мы познакомились, когда он играл у Леонида Гайдая Вождя Краснокожих Джонни Дорсета. Актер он был великолепный,kino2 от Бога. И заводила настоящий».

Фильм был снят в достаточно короткий срок — за 2,5 месяца (по другой версии за 3 месяца). Баррикады, где разворачивались бои. Были выстроены под Севастополем. Съёмочная группа жила в палатках на территории близлежащего пионерского лагеря.
Юных актёров, игравших мальчишей, к схваткам с буржуинами готовили тренеры по самбо. В перерывах между съёмками, заводилой в лагере был Серёжа Тихонов: он уводил ребят купаться, устраивал разные розыгрыши.

Сыну Аркадия Гайдара контр-адмиралу Тимуру Гайдару, с которым был знаком режиссёр, фильм сначала не понравился. Сын писателя был против экранизации сказки. Однако, после посещения премьеры фильма, на которой он увидел реакцию зрителей, его мнение поменялось.

Крылатые фразы
«Ну как? Не видать Красной Армии?» (используется в контексте: «Как там обстановка? Нет ли какого-нибудь просвета?»)somk 18«Нам бы только день простоять, да ночь продержаться!»
«Я только штаны подтяну…» — фраза Мальчиша-Плохиша.
«А кто палки в колеса ставил, кто камни под косы бросал?!» — фраза Мальчиша-Плохиша.
«Я же свой, буржуинский!» — фраза Мальчиша-Плохиша.
«Пряник медовый дашь? … А два дашь?… А теперь халву давай, да побольше, а то не скажу…» — фразы Мальчиша-Плохиша из диалога с Дядиной 518.
«Я машинку подложил!… Я рукоятку повернул!» — фраза Мальчиша-Плохиша.
«Ну что буржуины … Добились вы победы?» — фраза Главного Буржуина.

Песни к фильму
В фильме использованы песни: «Было время грозовое» (музыка А. Фаттаха, слова В. Коркина), «Смело мы в бой пойдём» (красноармейский вариант).

Было время грозовое (из к/ф Сказка о Мальчише-Кибальчише (1964).
Музыка: Азантин Фаттах
Слова: Владимир Коркин

Было время грозовое,gaid

День и ночь отцы сражались.
За свободу шли герои,
В битве сабли накалялись…
В буре той
Родились мы, ребята,
В битвах жарких, как солдаты.
Как солдаты, как солдаты.
Шли мальчишки не за славой,
В бой просились за отцами.
Умирали в чёрных травах,
Не склонив сердец, как знамя.
В буре той
Прожили мы, ребята,
В битвах жарких, как солдаты.
Как солдаты, как солдаты.
Сколько молний отсверкало,
Тишина взошла цветами.
И светлее небо стало
После бури над полями.
В буре той
Погибли мы, ребята,
В битвах жарких, как солдаты.
Как солдаты, как солдаты.

Памятник «Мальчиш-Кибальчиш»

pam malСудьба героя гайдаровской «Сказки о Военной Тайне, о Мальчише-Кибальчише и его твердом слове» стала для советских ребят символом беззаветной преданности своей стране.
Пятиметровая бронзовая скульптурная композиция на гранитном постаменте, посвященная этому литературному герою, была установлена в 1972 году у главного входа в Московский городской Дворец пионеров и школьников на Ленинских горах (ул. Косыгина).
Памятник изображает Мальчиша в будёновке и босого, с саблей и горном в руках, готовящегося сделать шаг вперёд. Памятник, как и сам образ Мальчиша-Кибальчиша, символизировал всех подростков, преданных своей родине и отдавших за нее жизнь.
Скульптор памятника — первого в Москве памятника литературному персонажу — В. К. Фролов, архитекторВладимир Степанович Кубасов.

Стихи о Мальчише-Кибальчише

О Мальчише-Кибальчише
Владимир Мазурин
(по мотивам сказки Аркадия Гайдара)

Эта сказка трепетно и сильно
Тронет сердца каждую струну.
Не надейся на финал умильный,
Потому что сказка про войну…

…В небольшой деревне в сотню крыш
Средь густых садов стоял домишко.
Жил в нём замечательный мальчишка.
И подростка звали Кибальчиш.
И вот только смолкли канонады,
Эхом доносясь из-за реки,
И прогнали Красные отряды
Буржуинов белые полки.

На лугах зелёных стало тихо.
На полях широких рожь росла.
И цвела душистая гречиха,
И гнездились в ней перепела.
Косит сено Мальчиша отец.
Старший брат с покоса сено возит.
А Мальчиш ватагой верховодит,
Всё в войну играет, сорванец…

Кибальчиш однажды на рассвете
Задаёт отцу вопрос такой:
— Чувствуешь, как пахнет дымом ветер?
Слышишь грохот взрывов за рекой?
— Это пастухи дымят кострами,
Варят завтрак да пасут овец.
И гроза за Чёрными Горами —
Успокоил Мальчиша отец.
Только видят — всадник возле хаты,
На папахе красная звезда:
— Эй, вставайте! Вновь пришла беда!
Буржуин на нас напал проклятый!

Со стены отец винтовку снял,
Патронташ надел, суму закинул.
И слова напутствия сказал,
К старшему он обратившись сыну:
— Рожь я густо сеял, убирать
Урожай большой тебе придётся!
— Жизнь я круто прожил, пировать
Будешь ты, Мальчиш, как мне сдаётся!
И ушёл он. День проходит. Два…
Ребятня вся не слезает с крыши.
Только Красной Армии не слышно
И не видно, лишь о ней молва…

Снова тот же всадник, да не тот.
Конь худой. Прострелена папаха.
Голова повязана рубахой:
— Эй, вставайте! Родина зовёт!
Обнял Мальчиша тут старший брат:
— Что ж, прощай, Мальчиш! Вода в ключах,
Голова, известно, на плечах!
Думай! А меня не жди назад.
И ушёл он. День проходит. Два…

Снова всадник попросил напиться:
— Армия уже на помощь мчится!
Только день продержимся едва ль!
Есть снаряды, да бойцы убиты.
И винтовки есть. Вставай, кто жив!

Вышел дед, сединами увитый,
И заплакал, саблю уронив…
Больно тогда стало Мальчишу.
Выскочил он тут же на дорогу
И позвал мальчишек на подмогу,
Крикнув всем, и даже Плохишу:
— Братья и отцы ушли сражаться,
За свободу пали как один!
Что же нам сидеть и дожидаться,
Пока в плен возьмёт нас буржуин?!

Бьются мальчиши от тёмной ночи
До зари до светлой, а Плохиш
Записаться в буржуинство хочет
И вредит сраженью только лишь.

— Что ж победы не добились вы? —
Главный Буржуин пытает строго.
— Братьев и отцов разбили мы,
Но пришёл Мальчиш им на подмогу.
И никак его не победим…
— Мерзкие трусищи-буржуищи!
С Мальчишом не справятся вас тыщи?!…

И вот тут Плохиш явился к ним:
— В буржуинство вы меня примите!
Я им навредил, как только мог —
Ящики с патронами поджёг!
И теперь вы точно победите…

В буржуинство принятый Плохиш,
Жрёт себе варенье и печенье.
В плен врагом захвачен Кибальчиш,
Стойко терпит пытки и мученья:
— Ты секрет военный выдай нам,
Почему в Высоком Буржуинстве
Отклики идут то тут то там?
В чём причина этого единства?

— Есть у Красной Армии секрет!
От меня его вам не дождаться!
А самим вовек не догадаться!
Потому и не видать побед!
Удивлялся Главный Буржуин.
— Странная страна! — твердил он снова, —
Все в ней Тайну знают как один.
Знают, и так твёрдо держат слово…

И погиб в застенках Кибальчиш…
Но примчались конные отряды,
Разгромили свору белых гадов.
И у Синей Речки на бугре
Схоронили Мальчиша-героя.
Алой кровью реет на заре
Красный флаг над Чёрною Горою…

gaid5

Мальчиш-Кибальчиш

Николай Добронравов

На небе загорается
Багровая звезда…
В бою – удача смелому,
А трусу – никогда!
В полях пасутся вражии
Орудья, как стада,
Боятся пушки смелого,
А труса – никогда!
Не быль и не сказка,
Мальчиш-Кибальчиш.
Как птица, вспорхнула
От выстрела тишь…
Мальчиш-Кибальчиш…
Прислушайся, как шепчутся
Тревожно провода:
Поверить можно смелому,
А трусу – никогда!
Над полем боя солнышко,
Как желтая слюда,
Луч солнца ищет смелого,
А труса – никогда!
Не быль и не сказка,
Мальчиш-Кибальчиш,
Ты вместе с друзьями
В атаку летишь…
Мальчиш-Кибальчиш…
Пускай Мальчиш малыш еще,
Мал ростом – не беда,
Трус взрослым может сделаться,
А смелым – никогда!
Плывут суда огромные,
Грохочут поезда:
«Салют Мальчишу смелому,
А трусу – никогда!»
Не быль и не сказка,
Мальчиш-Кибальчиш…
Ты в горны рассвета
Победу трубишь,
Мальчиш-Кибальчиш…

arkadiy gaydar 01

Статья подготовлена по материалам:

Гайдар Аркадий Петрович // Писатели нашего детства. 100 имён : биографический словарь. В 3 ч. Ч. 1. – Москва : Либерея, 1998. – С.102-105.

Паустовский, К.Г. Встречи с Гайдаром / Константин Георгиевич Паустовский // Лавровый венок / К. Г. Паустовский ; сост. Г. А. Арбузова. – Москва : Мол. гвардия, 1985. – С. 468-476.

Мальчиш–Кибальчиш [Электронный ресурс] // Бобыч.ру. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://bobych.ru/encycl/807.html. — Загл. с экрана. – 02.02.2017.

Мальцева, В. «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове» Аркадия Гайдара [Электронный ресурс] / Виктория Мальцева // Ваш год рождения 1922-1991 : информационно – исторический портал. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://22-91.ru/statya/skazka-o-voennojj-tajjne-malchishe-kibalchishe-i-ego-tverdom-slove-arkadija-gajjdara/22.10.2014. — Загл. с экрана. – 02.02.2017.

Мальчиш–Кибальчиш это: [Электронный ресурс] // Академик. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/656467. — Загл. с экрана. – 02.02.2017.

Сказка о Мальчише–Кибальчише (1964) DVDRip [Электронный ресурс] // Torrentino. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.torrentino.me/torrent/187321. — Загл. с экрана. – 02.02.2017.

Сказка о Мальчише–Кибальчише (фильм) это: [Электронный ресурс] // Академик. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/329910. — Загл. с экрана. – 02.02.2017.

Текст песни из фильма Мальчиш–Кибальчиш – Было время грозовое [Электронный ресурс] // SongsPRO. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://songspro.ru/9/iz-filma-Malchish-Kibalchish/tekst-pesni-Bylo-vremya-grozovoe. — Загл. с экрана. – 02.02.2017.

Скульптура «Мальчиш–Кибальчиш» [Электронный ресурс] // Скульптура. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://sculpture.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000007/st119.shtml. — Загл. с экрана. – 02.02.2017.

Скульптура Мальчиш–Кибальчиш на улице Косыгина [Электронный ресурс] // Саквояж : сайт о жизни и путешествиях. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://sakvoiazh.ru/goroda/skylptyra-malchish-kibalchish-na-ylice-kosygina.html.- Загл. с экрана. – 02.02.2017.

Мазурин, В. Сказка 81 для любимой. О Мальчише–Кибальчише [Электронный ресурс] / Владимир Мазурин. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://www.stihi.ru/2014/04/06/1666. — Загл. с экрана. – 02.02.2017.

Добронравов, Н. Мальчиш–Кибальчиш [Электронный ресурс] : стих / Николай Добронравов // Стихи : читать стихи русских, зарубежных поэтов классиков. – Электрон. дан. – Режим доступа : https://rustih.ru/nikolaj-dobronravov-malchish-kibalchish/. – Загл. с экрана. – 02.02.2017.

Аркадий
Петрович Гайдар (1904 —
1941) – русск.
советский детский
писатель
,
сценарист и прозаик, журналист, военный
корреспондент. Участник Гражданской и Великой
Отечественной
 войн.
Классик детской литературы, известный
главным образом рассказами и повестями
об искренней дружбе и боевом товариществе.
В
произведениях 1930-х годов преобладала
героизация и романтизация Гражданской
войны, преданность идеалам первых лет
советской власти. Гайдар утвердил образ
ребенка – героической жертвы.

В
июле 1931 года Гайдар вместе с сыном
Тимуром побывал в пионерском лагере
«Артек». Некоторые эпизоды этой поездки
были затем описаны в повести, а Тимур
стал прототипом главного героя – Альки.
Работа над повестью была начата летом 1932
года
 .
В конце 1934 года рукопись была подготовлена
к печати и вышла отдельным изданием
в Детиздате в
1935 г. «Военная тайна» относится к жанру
повести, однако она имеет ряд особенностей.
В произведение включены элементы разных
жанров: детективный и приключенческий
жанр, который так интересен детям;
повесть «производственного» характера,
которая в основном направлена на
взрослых; элементы воспитательного
романа; сказочные мотивы, на что указывает
и одно из названий повести. Название
произведения весьма символичное. Сам
А.П. Гайдар рассуждал по поводу заглавия
своего произведения: он отмечал, что
«Военная тайна» названа «по сказке», в
которой буржуи задаются 3 вопроса, первый
из них — нет ли у побеждающей Красной
Армии какого-нибудь особого военного
секрета или тайны её побед?. Отмечается,
что у Красной Армии есть тайна, однако
она не совсем является тайной. Как
отмечает в своих рассуждениях писатель,
армия знает, «за что она борется».

В
повести «Военная тайна» поднимается
тема единения людей. Гайдар поднимает
проблемы воспитания, к-е проявляются в
различных аспектах. Автор показывает,
что новое поколение воспитывается в
соответствии с принципом коллективного
воспитания. Подрастающее поколение
описывается как часть пионерской
организации, как часть единого коллектива.
Гайдар особое внимание уделяет проблеме
формирования ребенка в условиях
коллективного сознания. Главная мысль
всего произведения заключается в том,
что Родину нужно защищать каждый день,
независимо от того, военное это или
мирное время. Честь и справедливость –
вот чему учит читателей А.П. Гайдар.

«Сказка
о М.-К. и его твердом слове» появилась
еще в 1933 г. в ней был окончательно
сформирован гайдаровский миф о гражданской
войне, и в его основу легло противоречие
между недопустимостью детской жертвы
и принятием ее во имя высшей цели.
Мальчиш-Кибальчиш – символ
революционно-романтического сознания
писателя. Несм. на то что для соврем. нам
общества идеологическое содержание
«Сказки…» представляется сомнительным,
нельзя не признать художественной ее
силы. В отечественной (да и в мировой)
детск. лит-ре слишком мало произведений
на тему детского героизма, сопоставимых
по силе воздействия со «Сказкой…».

“Военная
тайна” – емкое и многоплановое
произведение. В нем раскрываются мысли
об интернациональном единстве людей,
показано формирование ребенка в
коллективе. Героев повести – детей
разных национальностей – объединяет
дружба и любовь к Советской стране. Это
отражается в их играх и мечтах; им хочется
“сторожить” всю страну, стоять с
винтовкой на самой высокой горе, смотреть
в подзорную трубу, сидеть возле
передатчика, чтобы подать сигнал во
время опасности.

Соседние файлы в предмете Детская литература

  • #
  • #
  • #

Самоанализ занятия

 по внеурочной деятельности «Театральная студия» во 2 классе

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение 

«Охочевская средняя общеобразовательная школа» 

Щигровского района Курской области

учителя начальных классов Картышевой Раисы Михайловны

Тема занятия: Кукольный спектакль по мотивам сказки А.П. Гайдара «О военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»   

Дата проведения: 30.01.2020 г.

Количество учащихся: 13   

Направление внеурочной деятельности: общекультурное 

Название программы, в рамках которой проводится занятие: 

Рабочая программа внеурочной деятельности «Театральная студия»

Виды деятельности учащихся на занятии: просмотр презентации «А.П. Гайдар-боец, писатель, гражданин» с целью мотивирования, актуализации на сценическую деятельность; подготовки зрителя к просмотру спектакля (1 этап) 

Работа по реализации проекта, показ спектакля, проявление творческой активности, использование сценического пространства (2 этап)

Представление исполнителей, выражение эмоций, выводы (3 этап)

Форма проведения: практическое итоговое занятие, спектакль

Образовательные области: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное», «Социально-патриотическое»

Цель: воспитание у обучающихся чувства патриотизма и любви к Родине на примере старших поколений Задачи: выразительными средствами театрального искусства воздействовать на эмоциональную атмосферу, сближающую исполнителей и зрителей; развивать внимание, память, координацию движений; создать положительную основу для воспитания патриотических чувств Планируемые результаты: Личностные результаты: потребность сотрудничества со сверстниками; целостность взгляда на мир средствами литературных произведений; осознание значимости занятий театрально-игровой деятельности для личного развития; Предметные результаты: выразительно читать, соблюдая орфоэпические и интонационные нормы чтения; выражать эмоциональное состояние героев (грусть, радость, злоба, удивление, восхищение); умение правильно пользоваться жестами и мимикой при создании образов; координировать движения при размещении тела в сценическом пространстве, управлении куклами, применении атрибутов. Метапредметные УУД: Регулятивные: понимать и принимать практическую задачу; уметь управлять своими знаниями в новой ситуации; давать себе позитивную установку; Познавательные: проявлять свои творческие способности при инсценировании произведения; Коммуникативные: расширение   и   обогащение коммуникативного   и  жизненного опыта школьников в новом контексте общения. Второй уровень воспитательного результатов — получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Поставленная цель в полной мере соответствуют содержанию и результатам деятельности. На протяжении всего занятия происходит процесс приобщения обучающихся к общечеловеческим ценностям, которые заложены в самой программе: ценность общения, добра и истины, семьи, труда и творчества, социальной гражданственности и патриотизма, солидарности.

Самоанализ занятия хочу продолжить краткой характеристикой группы ребят. Группа учащихся разновозрастная. Я обратилась и к бывшим моим воспитанникам, мальчикам 9, 6 классов, а также ученикам 5, 4, 3 классов.

Что касается самого спектакля, меня, в первую очередь, волновал вопрос: оправдан ли выбор такого сложного произведения для детей. Безусловно, постановка адаптирована. Но главная суть произведения осталась нетронутой. Гайдар задумывает эпический сказ о маленьком мальчике — Мальчише-Кибальчише с чистым и мужественным сердцем, человеке с душой настоящего командира, верного своим идеалам и героически стойкого в служении им. Жертвенность судьбы которого для автора неизбежна. В ней и заключена тайна, которую должен раскрыть сам маленький читатель.

Мальчиш-Кибальчиш — яркий пример тезиса «…смелость – не признак взрослого человека…»

Мальчиш-Плохиш — отрицательный персонаж. Он лицемер, вредитель и предатель.

Дети полностью отдались своей игре, каждый из них, независимо от того, играл ли положительного героя или отрицательного, старался полностью вжиться в свою роль. А зрителям, я думаю, удалось увидеть и услышать естественные детские эмоции.

Конечно же, итоговому занятию предшествовала серьёзная подготовительная работа. Дети прочитали сказку А.П. Гайдара, обсудили её содержание, провели квест-игру: «…смелость – не признак взрослого человека…».

Ребята старались выразить собственное мнение, отвечая на вопросы: «Для чего я живу, на кого равняться, что для меня самое главное в жизни?»

С целью изучения исторических событий прошлого столетия, биографии писателя, мы совершили виртуальную экскурсию в музеи А.П. Гайдара в г. Льгов, г. Арзамас, обратились к краеведческому материалу «Дети войны», воспоминаниям жительницы нашего села Самохваловой Нины Тимофеевны.

Воспитанников уговаривать долго не пришлось, любая роль воспринялась с желанием. Главных героев подбирали по активности, возрастной категории. Куклы, декорации, атрибуты старались сделать яркими, которые бы соответствовали образам персонажей, историческим фактам, подбирали музыкальное сопровождение.

Я решила сделать такую постановку, привлекая к участию воспитанников не только начальной школы, но и старшеклассников, с целью сплочения детей в одну команду, которая занята одним общим важным делом.

Проводимые мною занятия по внеурочной деятельности «Театральная студия» направлены, прежде всего, на воспитание жизненно адаптированного человека, психологически готового к различным жизненным ситуациям; помогают ребенку самосовершенствоваться, способствуют самораскрытию.

Сценарий кукольного спектакля по мотивам произведения А. П. Гайдара

«Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове».

Техническое оснащение:

-презентация «А.П. Гайдар-боец, писатель, гражданин»,

-подборка аудиозаписей,

-стационарная ширма.

Исполнители: дети 2-5 классов, 6 класса, 9 класса.

Действующие лица:

Мальчиш-Кибальчиш- Самохвалов Кирилл

Отец — Чернышев Максим

Брат — Моисеев Александр

Всадник (костюмированный персонаж) – Пасашков Станислав

Малчиш — Плохиш — Бирюков Илья

Мальчиши-малыши (костюмированные персонажи): Бахтояров Александр, Бирюков Сергей, Тынянов Иван, Хардиков Иван

Буржуины – Бирюков Максим, Назиров Артём

Дети-пионеры – Бахтояров Александр, Казымова Диана

Самолёты – Бирюков Сергей, Тынянов Иван, Хардиков Иван

Пароходы — Моисеева Полина, Сергеева Аксинья

Декорации и атрибуты: -плакаты «Рабочий и колхозница», «Родина-Мать зовёт!», «Обложка книги А. П. Гайдара «О военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»;

-задники театральной ширмы, показывающие картину мирной жизни, войны, склада боеприпасов, взрыва, темницы;

-плоскостные куклы Мальчиша-Кибальчиша, отца, брата, Плохиша, буржуинов;

-будёновки, кони для всадника, мальчишей;

-плоскостные изображения самолётов, теплоходов, обелиска памяти.

Адресность спектакля: приглашённые гости, старшее поколение людей, рождённых в военное время, родители, обучающиеся школы.

Рассказчик: учитель начальных классов.

1.Представление презентации «А.П. Гайдар — боец, писатель, гражданин» (На кадрах 1-5 изображены фотографии из опыта работы «Театральной студии»)

1 кадр «Театральная студия»

Добрый день, дорогие друзья! «Театральная студия» приветствует Вас. За время работы нашего объединения, мы создали не один творческий проект.

2 кадр

Театр – и зрелище и школа для народа,

3 кадр

Будить сердца людей – вот в чём его природа!

4 кадр

На путь неправедный он не даёт свернуть,

5 кадр

Он к свету нас ведёт, открыв нам правый путь.

ГАБДУЛЛА ТУКАЙ

6 кадр

«Портрет А.П. Гайдара, изображение обложки книги «Сказка о военной тайне, о Мальчише — Кибальчише и его твёрдом слове»

Сегодня, мы хотим представить Вашему вниманию спектакль по мотивам произведения нашего земляка, советского детского писателя, киносценариста, журналиста, военного корреспондента, участника Гражданской, Великой Отечественной войн А.П. Гайдара «Сказка о военной тайне, Мальчише — Кибальчише и его твёрдом слове».

7 кадр «Илюстрации к «Сказке о военной тайне, о Мальчише — Кибальчише и его твёрдом слове»

События сказки разворачиваются в суровые дни становления молодого Советского государства и являются, возможно, спорными, в свете нынешнего критического отношения к истории.

Работая над постановкой, у нас возникало очень много вопросов: красные, белые, буржуины… Но у истории нет сослагательного наклонения, нам, потомкам, остаётся только извлекать уроки прошлых лет: не повторять ошибок, а брать всё самое лучшее, что было создано старшим поколением.

8 кадр «Жизнь пошумит, пошумит, а правда останется»

Как говорил А.П. Гайдар: «Жизнь пошумит, пошумит, а правда останется».

9 кадр «Целое поколение победителей»

Мы с ребятами пришли к такому мнению, на произведениях подобного содержания воспитывалось целое поколение Победителей, подарившим нам, ныне живущим, мир, свободу, да и само право на жизнь.

10 кадр «Выставка книг А.П. Гайдара»

На примере таких литературных произведений мы можем поддерживать связь поколений, воспитывать в себе любовь к Родине, чувство долга, стойкость, мужество, честность, верность земле отцов и дедов.

11 кадр «Писатель, воин, патриот Аркадий Гайдар»

Каким был и сам писатель, потому что герои гайдаровских книг и сама жизнь этого человека неразделимы, а военная тема, военная тайна являлись главными спутниками Аркадия Петровича. Весёлый, честный, смелый, не знавший страха в бою — таким его запомнили сослуживцы.

12 кадр «75 лет Великой Победе»

В этот легендарный год, 75-летия Великой Победы, театральная постановка создана нами и посвящена Ветеранам, Труженикам тыла, Детям Войны, всем, кого коснулась эта страшная война, а она, к сожалению, не обошла ни одну семью, т.е. посвящена всем нам.

13 кадр «Афиша»

2.Представление спектакля.

Дети занимают свои места за ширмой.

(На заднем плане ширмы изображение картины мирной жизни)

Звучит спокойная музыка

Рассказчик (На фоне музыки): В те далёкие, далёкие годы, когда только что отгремела по всей стране война, жил да был Мальчиш по прозванию Кибальчиш, да отец его, да старший брат. А матери у них не было. Тихо стало на тех широких полях, на зелёных лугах, где рожь росла, да гречиха цвела.

Появляется Мальчиш-Кибальчиш

Мальчиш-Кибальчиш: Гоп! Гоп! Гоп! Хорошо! Не визжат пули, не грохают снаряды, не горят деревни. Не надо от пуль на пол ложиться, не надо от снарядов в погреба прятаться, не надо от пожаров в лес бежать. Нечего буржуинов бояться! Некому в пояс кланяться! Живи да работай — хорошая жизнь.

На заднем плане ширмы декорация (война)

Фонограмма (сигнал тревог)

Рассказчик: Но недолго продержался мир. Опять уже свистят пули, опять уже рвутся снаряды, и горят за горами зори от зарева дымных пожаров.

Появляется фигура отца

Рассказчик: Собрался на войну отец Кибальчиша, а уходя наказывал.

Отец: Рожь мы густо сеяли,

Хаты крепко строили,

Жить хотели долго и счастливо.

Но пришёл враг, откуда не ждали,

Принёс беды, какой не ведали,

Хочет по земле нашей ходить.

Наши хаты жечь,

Нашу рожь топтать.

Рассказчик: Было полбеды, а теперь кругом беда. В поле пули тучами, по отрядам снарядов тысячами. Встал тогда на подмогу старший брат.

Появляется фигура брата

Брат: Прощай, Кибальчиш, воевать мы уходим.

Щи в котле, каравай на столе,

Вода в ключах, а голова на плечах.

Живи, как сумеешь, а нас не дожидайся!

Рассказчик: Хотел Мальчиш погулять, поиграть, да не играется, хотел спать лечь, да не спится. День проходит, два проходит. Вдруг видит всадник скачет. Голова перевязана, в седле еле держится.

Фонограмма (топот коня)

Появляется всадник, голова перевязана, в седле еле держится

Всадник: Эй, вставайте, кто может. И снаряды есть, да стрелки побиты. И винтовки есть, да бойцов мало. И победа близка, да сил нету. Эй, вставайте, кто ещё остался! Нам бы только ночь простоять да день продержаться!

Рассказчик: Вскочил тогда Мальчиш-Кибальчиш и закричал громким голосом.

Мальчиш: Эй, мальчиши-мальчишки, или мы малышки?

Пришла пора нам показать, как мы умеем воевать.

А ну-ка шашки наголо! А ну, скорее все в седло!

Вперёд, в атаку, на врага! Вперёд! Ура!

Дети в будёновках выбегают с разных сторон, скачут, имитируя сражение

Кричат: Ура! Ура! Ура!

Фонограмма (из фильма «Красные дьяволята») «Погоня»

Мальчиш: Старшим братьям и отцам мы в бою поможем,

Победить и отстоять Родину мы сможем.

Эй, держись, враг злой и ненасытный,

Ты получишь по делам, будешь ты побитым!

Мальчиши кричат: Ура! Ура! Ура!

Дети уходят

Рассказчик: Бьются мальчиши от тёмной ночи до светлой зори. Лишь один Мальчиш по прозванию Плохиш не бьётся, а всё высматривает, как бы буржуинам помочь.

Появляется Плохиш

Плохиш: Все зовут меня Плохиш и хитрец!

Ну, а я-то точно знаю-молодец!

Как такому молодцу воевать!

И зачем мне молодцу погибать!

Ну, какие там враги-пустяки.

Скажут мне они: «Дружок, помоги».

И, конечно же, дадут мне награду

Шоколаду, леденцов, мармеладу!

Рассказчик: А Буржуины тут как тут.

Появляются Буржуины

Буржуин: Этот мальчиш так хорош,

Лучше даже не найдёшь!

За конфетку будет нам служить,

И, конечно же, поможет победить!

Буржуин даёт Плохишу конфету

Плохиш: Спасибо, мой великий господин!

За угощение такое — любую тайну я открою.

Любую службу сослужу.

Под склад взрывчатку подложу.

Буржуин 1: Вэри-вэри-вэри гуд! Красной армии-капут!

Как исполнишь ты как надо, вмиг получишь ты награду!

Бужуин 2: Этот орден смотри, смотри — он с бриллиантами внутри!

Меняется задник декорации (ящики с боеприпасами)

Рассказчик: Подкрался Плохиш, где хранилось оружие и боеприпасы Красной армии, поджёг, а сам спрятался.

Меняется задник декорации (взорванный склад)

Звучит фонограмма «Взрыв».

Рассказчик: Как рвануло пламя ярче тысячи молний, как раздался взрыв громче тысячи громов!

Мальчиш: Измена!

Голоса детей: Измена! Измена!

Появляются Буржуины

Рассказчик: Из-за дыма и пламени налетели Буржуины, схватили Мальчиша-Кибальчиша, посадили в темницу, заковали в цепи.

Меняется задник декорации( темница)

Рассказчик: А главный Буржуин захотел узнать: «Нет ли страшной тайны у Красной армии?»

Буржун 1: Отчего ты, Кибальчиш, погибаешь, а пощады не просишь? Отчего ты не хочешь вкусно есть и сладко пить?

Буржуин 2: И что это за страна, где даже каждый малыш знает страшную тайну.

Мальчиш: Есть страшная тайна у армии Красной,

Кто б не напал — всё будет напрасно!

Не будет пощады ни днём вам, ни ночью!

За Родину встанет крестьянин, рабочий.

Свобода дороже всего нам на свете.

Свободными будут расти наши дети.

И нас не сломить никакому врагу.

Всё! Больше сказать ничего не могу!

Рассказчик: В бессильной злобе заскрипел зубами Главный буржуин и приказал расстрелять Мальчиша гордого и храброго Кибальчиша.

Звучит фонограмма звука выстрела

Рассказчик: Погиб Мальчиш-Кибальчиш, и в страхе побежали враги, громко проклиная эту страну, с её удивительным народом, непобедимой армией и с её неразгаданной тайной.

Появляется обелиск., спущенный флаг

Выходят дети, в руках держат самолёты, пароходы

Звучат фонограммы звука самолётов, пароходов, мелодии песни «Взвейтесь кострами»

Рассказчик: Летят самолёты-

Дети: Привет Мальчишу!

Рассказчик: Плывут пароходы-

Дети: Привет Мальчишу!

Рассказчик: А пройдут пионеры-

Дети: Салют мальчишу!

Рассказчик: Так закончилась сказка о Мальчише-Кибальчише и его военной тайне.

Мира Вам, здоровья, долголетия,

Доброты, душевного тепла!

И пускай нигде на целом свете

Детство вновь не отберёт война.

Звучат аплодисменты.

3.Заключительная часть.

Рассказчик: А теперь, разрешите мне, представить юных артистов.

На сцену выходят дети, рассказчик представляет каждого участника спектакля.

Рассказчик: Дорогие ребята, уважаемые гости, мне хочется завершить наш спектакль словами А.П. Гайдара: «Живите ясно и честно, будьте достойными своей страны».

Аркадий Петрович Гайдар прожил короткую, но очень яркую жизнь.

Да, хорошая жизнь приходит не просто,– говорил Гайдар.
И пусть ребята не ждут готовых радостей и готового благополучия, пусть знают, что с них большие дела спросятся.
И всегда у писателя за спокойными светлыми страницами звучит настораживающий, тревожный голос: Смотри! Слушай! Береги Родину!
Любите жизнь, радуйтесь всему хорошему в ней! Любите людей, больше доверия друг другу! Берегите мир в своей большой семье, – говорил Гайдар. Спасибо всем за участие и за внимание.

Литература:

1. А. П. Гайдар «Сказка о военной тайне, Мальчише-Кибальчише и его твёрдом слове»

2. В. Салий «О детях войны»

3.Э. Гурилова «Методика организации театральной деятельности дошкольников»

Интернет ресурсы: MAAM.RU Международный образовательный портал.

Краеведческий материал: Воспоминания Самохваловой Нины Тимофеевны, жительницы нашего села.

Была осень 1941 года. Мне шёл восьмой год. Наши солдаты отступали. Дали приказ эвакуироваться на север. Но моя мамка, Лукерья Ефимовна, сказала, что ехать некуда, да и как; ведь нас было у неё пятеро, мал- мала меньше. Младшей сестрёнке Вале исполнился только годик. Мы стояли на улице, одели на себя всё, что было, хаты наши горят. Подходят немцы к нам, говорят, что это Сталин сжёг нас, а я в ответ, что это не Сталин, а Гитлер, это он на нас напал. А мамка меня дёргает за рукав, только не знаю почему, повзрослев, конечно, поняла. Немцы шли беспрерывно, кучами бежали за танками дня три, а то и четыре. В деревне нашёлся староста немец Герман, назначили полицейских. Немцы собирали яйца, молоко, мясо, всё самое хорошее, что осталось у людей. Отобрали коров, не стало молока. Мы жили три года в погребе, потом старший брат Николай построил землянку. В ней прожили ещё лет пять. Позже построили маленькую хатёнку. Во время войны ели траву, сергибус, лебеду, рвали воробьиный щавель, из него мамка пекла хлеб. У людей опухали лица, трескалась кожа, из ран текла сукровица. Мы не опухали, а вот соседские дети очень сильно опухали, их было у тёти Веры восемь душ.

Отца нашего звали Самохвалов Тимофей Дмитриевич, забрали на фронт в начале войны, попал в плен, бежал, добрался до дома, побыл несколько денёчков, а потом с обозом солдат ушёл снова на фронт. В 1943 году пропал без вести на Курской Дуге. Я помню, как пришла похоронка, мать сильно плакала, криком кричала, и мы плакали, успокаивались, а потом опять. Отец у нас хозяйственным, рассудительным человеком был, мы его очень любили, и он нас, работал кузнецом в колхозе, заботился о нас. Женщины трудились на полях, а мы дети помогали им. Помню, как пахали поле рядом с дорогой на д. Кресты, немцы едут на мотоциклах, останавливаются, нас детей ставят первыми в плужок, на место матерей, а их позади, фотографируют, хохочут, говорят, что эти снимки отправят в Германию своим жёнам, чтобы показать, я так понимаю, какими рабами мы стали, как они над нами издеваются. Старшего брата немцы чуть не застрелили. Он ехал на лошади. Немцы кричат ему, чтобы он остановился, а он не слышит. Фашисты приняли брата за партизана, а когда выяснили, что он местный, сняли валенки и отпустили. Пришёл Коля домой босиком по снегу, слава Богу, живой. Немцы колхозы разорили, порезали коров, лошадей, овец. Я помню, как на д. Кочетовка стояла рига, где стояли колхозные лошади, штук сто, а овец тьма сколько. Всё съели фашисты. Пилили лес, выпилили все берёзки, строили дорогу, устилали брёвнами.

Когда освобождали, боя в деревне не было. Помню, как немцы отступали, проехало танков пять да машин с десяток. Всё наши разбили.

После войны пошла в первый класс, класс был разновозрастный, человек шестьдесят. Учила нас Олимпиада Васильевна, жена попа. Проучилась так четыре года, а потом нас развели по классам, учитывая возраст. Но в пятом классе проучилась недели две, и меня вместе с Валей Хопиной и Валей Гвоздёвой отправили в Марийскую АССР валить лес на полтора года. Потом приехала домой, немного походила в школу и стала носить почту, повзрослела, пошла работать в колхоз. Мамка постарела, работала и за себя, и за неё. Грузили с женщинами свёклу, возили разгружать на ст. Охочевка. Приходила домой затемно.

Трудно было очень, но я была молодой, сильной, и всё мне поддавалось.

  • Каково авторское отношение к образу софьи горе от ума сочинение
  • Каково авторское отношение к нему в рассказе 13 подвиг геракла
  • Каково авторское отношение к мужику в сказке салтыкова щедрина
  • Каково авторское отношение к маленькому человеку в повести станционный смотритель 7 класс сочинение
  • Каково авторское отношение к маленькому человеку в повести белкина сочинение