Каково композиционное построение рассказа старуха изергиль

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль Горького

Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль», выполненное в стиле романтизма, является одним из ключевых произведений русской классической литературы. В рассказе автор стремится найти ответ на вопрос, который является поистине «вечным» – вопрос о том, какой же именно является идеальная личность и в чём заключается её ценность.

 Композиционно рассказ  «Старуха Изергиль» можно разделить на три части – легенда о Ларре, история Изергиль и легенда о Данко. В легенде о Ларре Горький рассказывает историю человека, который не желает склоняться ни перед кем и ни перед чем. Будучи сыном орла и обычной женщины, Ларра жесток, эгоистичен и уверен в собственном превосходстве. Однако подобные заблуждения не должны проходить бесследно, и в завершении легенды главный герой оказывается приговорённым к страшнейшей для него участи – к бессмертию.

Во второй части рассказа Максима Горького читатели узнают историю Изергиль – историю женщины, которая умела любить по-настоящему. Любить самоотверженно, искренне, не боясь столкнуться с опасностями и действительно тяжёлыми жизненными испытаниями. Во имя любви Изергиль была готова на всё.

Третья же часть рассказа открывает нам легенду о Данко – героя, который вырвал своё сердце, чтобы осветить им путь людям разочарованным, уставшим от потерь и вечной скорби. Главный герой данной легенды соединяет в себе все самые чистые и самые лучшие черты – доброту, готовность к самопожертвованию во имя ближних, любовь к людям и способность направлять потерянных и заблудившихся на истинный путь.

На мой взгляд, рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» является глубоко символичным произведением. Даже анализируя композицию произведения, мы наблюдаем своеобразный переход от неидеального к идеальному, искусно облачённый в художественную форму. За каждым героем рассказа скрывается своя история, свои побуждения, свои страдания и свои радости, однако есть нечто, объединяющее все три истории – стремление автора понять, в чём же ценность человеческой жизни, в чём же её смысл. Безусловно, каждый человек вправе отвечать на этот вопрос по-своему, однако я полагаю, что просто невозможно отрицать факт того, что истинное предназначение каждого из нас – привнести что-то в этот мир. Наполнить его любовью, добротой, помочь кому-то, оказавшемуся в тяжёлой ситуации, и таким образом помогать и самому себе, наполняя собственную жизнь смыслом.

8 класс, 11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

  • По пословицам

    Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц.

  • Сочинение Он гением блистал в бою любом (А.В. Суворов)

    Каким человеком был Суворов известно из летописей и описания его современников, которые описывают его личность как достаточно неординарную. Сегодня его имя знакомо каждому, Александру Васильевичу посвящены памятники

  • Сочинение на тему Речевой этикет

    Что такое речевой этикет? Зачем он нужен в обществе?

  • Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

    Задумка о написании рассказа Один день Ивана Денисовича появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении.

  • Сочинения на свободную тему

    Сочинения-рассуждения на свободную тему

Анализ «Старуха Изергиль» Горький

Анализ «Старуха Изергиль» Горький

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2376.

Обновлено 10 Июля, 2021

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2376.

Обновлено 10 Июля, 2021

М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старуха Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.

Год написания – 1894.

История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.

Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.

Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказ в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог рассказчика и старухи.

Жанр – Рассказ. Части, посвященные Ларре и Данко, – легенды.

Направление – Романтизм.

История создания

История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлён природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.

Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чём писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать ещё что-то подобное.

Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тема

В анализируемом рассказе отобразились мотивы, характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется каким-либо законам; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.

Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему её собеседник не пошёл с весёлой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.

Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и земной женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.

В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.

Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Но ничто не могло заставить её быть с кем-то против её воли. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему сердцу покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.

Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.

Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени героини. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: царства мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.

Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.

Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.

Композиция

Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение представляет собой рассказ в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.

Каждая часть имеет экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».

Жанр

Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.

Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить рассказ к фольклору.

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Кирилл Соловьев

    11/11

  • Алексей Пловец

    10/11

  • Эля Кривцова

    11/11

  • Амина Алиева

    11/11

  • Наталья Миллер

    11/11

  • Лидия Трощенкова—Улитка

    11/11

  • Shiron Milligan

    10/11

  • Abdulhabi-Naromi Seidov

    11/11

  • Диана-Михайловна Шевцова

    10/11

  • Гулчехра Каримова

    11/11

Рейтинг анализа

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 2376.


А какую оценку поставите вы?

  1. Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» — авторская позиция

“Я видел эти
рассказы под Аккерманом, в Бессарабии,
на морском берегу”,- так начинает Максим
Горький одно из своих лучших произведений.
В рассказе “Старуха Изергиль” отразились
незабываемые впечатления автора от его
скитаний по южной Бессарабии ранней
весной 1891 года. Рассказ относится к
ранним произведениям М. Горького и
продолжает романтическую линию (рассказы
“Макар Чудра” и “Челкаш”), в которой
наиболее сильно отразилось авторское
восхищение цельной и сильной человеческой
личностью.

Композиция рассказа
достаточно сложна. Повествование много
поведавшей на своем веку Изергиль
делится на три как бы самостоятельные
части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль
о своей жизни, легенда о Данко), каждая
из которых целиком подчинена одной цели
– наиболее полно создать образ главного
героя. Поэтому все три части представляют
собой единое целое, пронизанное общей
идеей, которая заключается в стремлении
автора выявить истинную ценность
человеческой жизни. Композиция такова,
что две легенды как бы обрамляют
повествование о жизни Изергиль, которое
и составляет идеологический центр
произведения. Легенды раскрывают две
концепции жизни, два представления о
ней.

Система образов
полностью подчинена стремлению автора
наилучшим образом раскрыть тему
произведения, так как вопрос о свободе
и несвободе человека преследует его на
протяжении всей творческой жизни. К
наиболее ярким образам рассказа, несущим
на себе основную идейную нагрузку, можно
отнести образы Ларры, Данко и старухи
Изергиль.

Ларра, ведущей
образ первой легенды, представлен
читателю в наихудшем свете. Непомерная
гордыня, огромное себялюбие, крайний
индивидуализм, оправдывающий любую
жесткость, — все это вызывает в людях
только ужас и гнев. Сын орла и земной
женщины, он, посчитав себе воплощением
силы и воли, ставит своё “я” выше
окружающих его людей, чем обрекали себя
на вечное одиночество, презрение и
нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода
и бессмертие являющееся для него странным
и неизбежным наказанием.

В рассказе Ларре
противопоставлен герой второй легенды,
выражающий высшую степень любви к людям.
Гордость Данко – это сила его духа,
уверенность в себе. Он, пожертвовав
своей жизнью ради освобождения людей,
заслуживает истинное бессмертие за
подвиг, совершенный во имя жизни и
счастья народа.

Одним из менее
заметных, но не менее значимых образов
является образ повествования. Именно
это образ человека, странствующего по
Руси, встречающего на своем пути самых
разных людей, заключает в себе важнейшие
средства выражения авторской позиции.
Именно глазами автобиографического
героя видит читатель Изергиль. Её портрет
сразу же выявляет очень значимое
противоречие. О прекрасной и чувственной
любви должна была бы рассказывать юная
девушка, а перед нами же предстает
глубокая старуха. Изергиль уверена в
том, что ее жизнь, исполненная любви,
прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.
Она не может даже представить ничего
общего с ним, но взгляд повествователя
находит эту общность, парадоксально
сближая их портреты.

Отношение автора
к отверженному Ларре, на мой взгляд,
однозначно. Осуждая жизненную позицию
этого героя, Горький показывает к какому
результату приводит человека
индивидуалистическая мораль. В образе
же Данко писатель воплощает свой идеал
сильной личности, способной на
самопожертвование.

Во всех своих
образах (эпизодических и главных) Горький
видит проявление народного характера
рубежа веков, пытается исследовать его
слабые и сильные стороны, выражая свою
позицию не прямо, а косвенно, с помощью
самых разных художественных средств.
В “Старухе Изергиль” связь с традициями
романтизма явственно ощущается в резком
противопоставлении двух героев, в
использовании романтических образов
тьмы и света ( сопоставление теней Ларры
и Данко в легенде о Данко), в
гиперболизированном изображении героев
( “В его глазах было столько тоски, что
можно было бы отравить ею всех людей
мира”). Изображение красочных пейзажей
имеет огромную художественную ценность.
Оно не только передает читателю
незабываемые впечатления, но и как бы
сближает “быль” и “сказку”.

Своеобразие жанра
(рассказ в рассказе), играющее в этом
произведении большую идейно-художественную
роль, позволяет писателю установить
связь между легендарными, рассказанными
Изергиль, и реальной действительностью.

Особое место в
рассказе занимают элементы детализированного
описания Изергиль, как-то: “тусклые
глаза, “потрескавшиеся губы, “сморщенный
нос, загнутый, словно нос совы”, “черные
ямы щек, “прядь пепельно-седых волос”.
Они повествуют о нелегкой жизни главной
героини задолго до того, как она
рассказывает свою историю. Довольно
легко определяется смысл названия
данного произведения. Дело в том, что
образ старухи Изергиль максимально
приближен к образу “человека, живущего
среди людей”. Только она наделена правом
и возможностью в доступной форме выражать
собственный взгляд на жизнь. Поэтому
именно её сознание, характер, подчас
таинственные противоречия оказываются
основным предметом изображения, откуда
можно сделать вывод, что рассказ написан
ради создания образа, именем которого
и названо произведение.

Подводя черту под
всем вышесказанным, хочу поделиться и
своими впечатлениями о прочитанном
произведении. Могу сказать, что проблемы,
затронутые в рассказе, сильно меня
взволновали, заставили глубоко задуматься
над смыслом жизни, а многочисленные
образы “свободных” людей натолкнули
на мысль, что свобода – это такое же
неопределенное и безграничное понятие,
как жизнь.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

(289 слов) В романтическом рассказе «Старуха Изергиль» М. Горький пишет о сильной личности, поднимает философскую проблему сущности человека, ставит вопрос о том, возможно ли существование сверхчеловека в нашем мире? Для раскрытия этого замысла автор использует сложную композицию, включающую несколько сюжетных линий: старухи Изергиль, Данко и Ларры. 

Повествование начинается со слов рассказчика, беседующего со старухой Изергиль, которая и поведает ему историю своей жизни, а также две легенды – о горделивом сыне орла Ларре и милосердном Данко. Образ старухи, в отличие от героев обеих легенд, конкретен и реалистичен. Автор ставит ее историю наряду с легендами о Ларре и Данко, ведь она так же не примиряется со своей судьбой, а поступает по собственному желанию и велению сердца. Ее слова о том, что «в жизни всегда есть место подвигам» выражают авторскую позицию и заключают в себе идею рассказа.

Несмотря на противопоставление образов Данко и Ларры, в них есть общее: оба они являются полюсами одного мира Изергиль, и для нее они соотносятся как идеал и антиидеал. Кроме того, и тот, и другой герой противопоставлены миру людей, на чем и основан принцип романтического двоемирия в обеих легендах. Однако если Ларра отвергает общество из презрения, то Данко сам попадает в положение поверженного: «Нельзя было ему ждать пощады от них».
Все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей — изображению сильной личности. Легенды раскрывают две концепции жизни, два представления о ней, поэтому они как бы обрамляют рассказ о прошлом Изергиль, который составляет центр произведения. Рассказ начинается с легенды о Ларры, а заканчивается историей Данко: такой переход подчеркивает авторский идеал среди трех этих историй, ведь последнее слово остается за Данко.

Таким образом, легенды изображают представление Изергиль о сверхчеловеке. Рассказывая их, она выражает собственный взгляд на жизнь. Автор использует такую композицию для раскрытия единого начала, объединяющего характеры героини, Данко и Ларры.

Автор: Софья Брудкова

Все произведения Максима Горького поражают своей жанровой оригинальностью. Его очерки высоко ценятся в русской литературе, за счет особенностей композиции рассказа. «Старуха Изергиль» является классическим произведением, написанным в стиле романтизма. Сюжет основан на поиске ответа на вечный вопрос: кто такая идеальная личность и в чем ее ценности. Рассказ является трехчастной композицией и состоит из легенды о Ларре, истории о Данко и Изергиль.

 старуха изергиль авторская позиция

Структура рассказа

Во вступлении автор представляет своим читателям эгоистичного и жестокого человека. Ларра — создание орла и женщины. Он самоуверенный и не желает склоняться не перед кем. Будучи уверенным в своем превосходстве, в конце легенды он был наказан за это заблуждение. Его приговорили к бессмертию.

Каково назначение трехчастной композиции рассказа старуха изергиль

Вторая часть произведения описывает женщину по имени Изергиль. Она была доброй, умела любить искренне и по-настоящему. Ради своих чувств она была готова пойти на все. Эта самая романтическая глава рассказа.

Заключительная часть повествует о Данко. Этот человек вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям, которые разочаровались в жизни и устали от потерь. Он содержит в себе самые лучшие черты — доброту, милосердие, сострадание и готовность к самопожертвованию. Герой жил лишь тем, что мог помогать людям и направлять их по нужному пути.

Композиция «Старуха Изергиль» Максима Горького является символичным рассказом. Он имеет своеобразный идейно-художественный переход от положительных качеств к отрицательным.

Повествователь пересказал услышанную историю, которая стала идей написания произведения. После прочтения рассказа можно понять, каково назначение этой композиции, что такое двоемирие.

Краткое содержание

Историю, которой рассказчик делится с читателями, он услышал в Бессарабии во время работы. Когда рабочий день был закончен, все разошлись и в тени винограда остались только автор и старушка. Они любовались пейзажем и мило беседовали.

Женщина постоянно ассоциировала увиденное с людьми, например:

 особенности композиции старуха изергиль

  1. Дело было вечером, и, когда по небу проплывали тени облаков, женщина назвала одно из них именем Ларра. Когда собеседник спросил кто это, она рассказала ему древнюю легенду. В одной стране сча́стливо жило человеческое племя. Люди занимались земледелием, разводили скот и наслаждались природой. Однажды на их поселение напал орел и украл девушку. Она вернулась только спустя 20 лет и привела с собой статного юношу, который был ее сыном. Оказалось, что все это время женщина прожила с орлом, и только после его гибели решила вернуться в родные края. Но сын оказался высокомерным, за что и поплатился бессмертием.
  2. Где-то вдали собеседники услышали чудесное пение. Старуха сказала, что так может петь только тот, кто влюблен в жизнь. Она прожила много лет и все благодаря тому, что хранила любовь в своем сердце. Она рассказала собеседнику всю свою жизнь и описала образы любимых людей.
  3. После рассказа они сидели молча и вдали заметили маленькие огоньки, похожие на искры. Их Изергиль сравнила с Данко. Старуха поведала историю о храбрых людях, которые жили в таборе. С трех сторон их поселение было окружено густыми лесами. Но однажды на них напали, и все были вынуждены перебраться вглубь леса. Они долго не могли оттуда выбраться. Данко позвал их за собой и принял решение пройти сквозь густые заросли. Но когда люди обозлились на него за долгий и тяжелый путь, он вырвал из своей груди сердце и держа его над головой, освещал дорогу людям. Он считал это своим назначением.

В описании героя автор использовал несколько приемов: метафоры, эпитеты и сравнения.

Пролог рассказа поражает отвагой Данко, наказанием Ларра и наполненным любовью сердцем само́й старухи Изергиль. Авторская позиция становится понятной только в конце произведения. Писатель наглядно показал, что каждый человек индивидуален и определить это можно, только узнав его поближе. В тексте используется принцип двоемирия, а также разделение добрых и злых людей. Эта и есть особенность композиции «Старуха Изергиль».

Какой бы сюжет ни описывал Горький, в нем всегда присутствует проблематика и идейное своеобразие рассказов.

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Прозаическая строфа — это сочетание нескольких взаимосвязанных между собой синтаксически и по смыслу предложений, которые представляют более полное, по сравнению с отдельным предложением, развитие мысли.

Понятие сложного синтаксического целого

Наряду с отдельными словосочетаниям и предложениями при редактировании текста особое значение имеют группы самостоятельных предложений, тесно связанных между собой. Такое сочетание тематически и синтаксически взаимосвязанных предложений называется сложным синтаксическим целым (прозаической строфой).

Переход от синтаксиса отельного предложения к синтаксису текста имеет большое значение для области стилистики, охватывающей:

  • Основы мастерства писателя и журналиста;
  • Литературное редактирование;
  • Анализ текста;
  • Перевод текста;
  • Поэтику.

Если не выходить за границы отдельного предложения, анализ текста будет скудным, будет сложно уловить стилистическое своеобразие анализируемого произведения. Именно понятие прозаической строфы дает возможность восстановить недостающие звенья при переходе синтаксису целого текста. в прозаических строфах, с одной стороны, обнаруживаются синтаксические черты, но с другой стороны, сложное синтаксическое целое имеет прямое отношение к стилевому, художественному своеобразию произведения и к композиции.

Сложное синтаксическое целое, являясь с одной стороны, наиболее крупной синтаксической единицей, и одновременно минимальной единицей текста – с другой, характеризуется особым композиционно-тематическим членением и особым построением.

В общем виде прозаическая строфа состоит из:

  • Зачина, формулирующего тему сложного синтаксического целого;
  • Средней части – развития темы, мысли;
  • Концовки, подводящей итого микротеме как в смысловом, так и в синтаксическом отношении.

Композиционно-тематический и синтаксический планы прозаической строфы тесно взаимосвязаны, но при этом они не совпадают.

«Сложное синтаксическое целое текста в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»» 👇

Замечание 1

Зачин, как правило, состоит из одного предложения, но иногда включает в себя два-три предложения.

Зачин играет важную роль в структуре прозаической строфы. Синтаксическая специфика зачина связана с тем, что он оформляется в виде первого предложения прозаической строфы, которое выражает начало мысли. В первом предложении содержится «новое», с него начинается сообщение. Часто в зачине используются полные распространенные предложения, которые начинаются с обстоятельства места и времени. Например, рассказ «Старуха Изергиль» начинается с предложения:

«Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу». Зачин легенды о Данко: «Жили на земле в старину одни люди…».

Для оформления концовки прозаической строфы используются специальные синтаксически средства. В этой функции часто употребляется союз И в заключающем значении. Также завершать прозаическую строфу могут и вопросительные или восклицательные предложения, прямая речь, вводные слова и т.д. Так, в рассказе «Старуха Изергиль» концовка прозаической строфы выглядит так: «И она рассказала мне эту сказку». Это концовка сложного синтаксического целого, предшествующего рассказу о Ларре.

Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям М. Горького и продолжает романтические мотивы творчества писателя.

Композиционно рассказ можно разделить на три части:

  • История Изергиль;
  • Легенда о Ларре;
  • Легенда о Данко.

Первая часть рассказа – легенда о Ларре. Здесь писатель рассказывает историю человека, не желавшего склоняться ни перед чем. Ларра, будучи сыном орла и обычной женщины, эгоистичен, жесток, уверен в своем превосходстве. Но такие убежденияне проходят бесследно, поэтому в финале легенды Ларра оказывается приговоренным к бессмертию – страшнейшей для него участи.

Вторая часть рассказа – история Изергиль. Это история женщины, умевшей любить самоотверженно и искренне, по-настоящему, не боясь столкнуться с тяжелыми испытаниями и опасностями. Изергиль была готова на все во имя любви.

В третьей части писатель рассказывает легенду о Данко. Данко вырвал свое сердце, чтобы осветить им путь уставшим от потерь, разочарованным людям. Данко соединяет в себе самые лучшие, самые чистые черты: готовность к самопожертвованию, доброту, любовь к людям, способность направлять заблудших и потерянных на путь истинный.

Рассказ «Старуха Изергиль» — глубоко символичное произведение. Даже в композиции произведения наблюдается переход от неидеального к идеальному, который искусно облачен писателем в художественную форму. Каждый герой рассказа имеет свою историю, свои страдания и радости, свои мечты и побуждения. Но есть то, что объединяет эти три истории, а именно, стремление писателя понять, в чем заключается смысл человеческой жизни и ее ценность. Каждый человек отвечает на этот вопрос по-своему. Писатель считает, что истинное предназначение каждого человека – привнести что-то в этот мир, помочь кому-то, кто оказался в сложной ситуации, наполнить мир добротой и любовью, и тем самым помогать самому себе, наполнять смыслом собственную жизнь.

Замечание 2

Произведения М. Горького идейно и художественно многообразны, в своем творчестве он сочетает черты романтизма и реализма.

В образе Ларры писатель решительно осуждает индивидуализм. За гордость Ларра был наказан: «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Это последствия теории сверхчеловека, которая в России рубежа 19-20 веков имела много приверженцев.

В старухе Изергиль есть что-то и от Данко, и от Ларры. В этой героине хорошее и плохое рядом.

История о Данко оформлена романтическими описаниями природы. Голубые сказочные огни, которые вспыхивают в страшной, черной степи – это искры от сердца Данко.

Рассказ «Старуха Изергиль» — это романтический призыв к служению человечеству. Писатель в уста старухи Изергиль вкладывает слова о том, что есть всякие люди, а сильных ныне нет. И все меньше становится красивых. Кстати, эта тема поднималась и в произведениях М.Ю. Лермонтова, например, в «Бородино».

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

  • Каково значение оркестровых сочинений глинки в русской симфонической музыке
  • Каково значение образа изергиль в рассказе старуха изергиль
  • Каково значение образа изергиль в рассказе горького
  • Каково же было мое удивление как пишется
  • Каково ему как пишется