- Сочинения
- По литературе
- Горький
- Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль
Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль Горького
Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль», выполненное в стиле романтизма, является одним из ключевых произведений русской классической литературы. В рассказе автор стремится найти ответ на вопрос, который является поистине «вечным» – вопрос о том, какой же именно является идеальная личность и в чём заключается её ценность.
Композиционно рассказ «Старуха Изергиль» можно разделить на три части – легенда о Ларре, история Изергиль и легенда о Данко. В легенде о Ларре Горький рассказывает историю человека, который не желает склоняться ни перед кем и ни перед чем. Будучи сыном орла и обычной женщины, Ларра жесток, эгоистичен и уверен в собственном превосходстве. Однако подобные заблуждения не должны проходить бесследно, и в завершении легенды главный герой оказывается приговорённым к страшнейшей для него участи – к бессмертию.
Во второй части рассказа Максима Горького читатели узнают историю Изергиль – историю женщины, которая умела любить по-настоящему. Любить самоотверженно, искренне, не боясь столкнуться с опасностями и действительно тяжёлыми жизненными испытаниями. Во имя любви Изергиль была готова на всё.
Третья же часть рассказа открывает нам легенду о Данко – героя, который вырвал своё сердце, чтобы осветить им путь людям разочарованным, уставшим от потерь и вечной скорби. Главный герой данной легенды соединяет в себе все самые чистые и самые лучшие черты – доброту, готовность к самопожертвованию во имя ближних, любовь к людям и способность направлять потерянных и заблудившихся на истинный путь.
На мой взгляд, рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» является глубоко символичным произведением. Даже анализируя композицию произведения, мы наблюдаем своеобразный переход от неидеального к идеальному, искусно облачённый в художественную форму. За каждым героем рассказа скрывается своя история, свои побуждения, свои страдания и свои радости, однако есть нечто, объединяющее все три истории – стремление автора понять, в чём же ценность человеческой жизни, в чём же её смысл. Безусловно, каждый человек вправе отвечать на этот вопрос по-своему, однако я полагаю, что просто невозможно отрицать факт того, что истинное предназначение каждого из нас – привнести что-то в этот мир. Наполнить его любовью, добротой, помочь кому-то, оказавшемуся в тяжёлой ситуации, и таким образом помогать и самому себе, наполняя собственную жизнь смыслом.
8 класс, 11 класс
Также читают:
Картинка к сочинению Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль
Популярные сегодня темы
- По пословицам
Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц.
- Сочинение Он гением блистал в бою любом (А.В. Суворов)
Каким человеком был Суворов известно из летописей и описания его современников, которые описывают его личность как достаточно неординарную. Сегодня его имя знакомо каждому, Александру Васильевичу посвящены памятники
- Сочинение на тему Речевой этикет
Что такое речевой этикет? Зачем он нужен в обществе?
- Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына
Задумка о написании рассказа Один день Ивана Денисовича появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении.
- Сочинения на свободную тему
Сочинения-рассуждения на свободную тему
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький)
Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Род, направление, жанр
- 3 Композиция и конфликт
- 4 Суть: о чем рассказ?
- 5 Главные герои и их характеристика
- 6 Темы
- 7 Проблемы
- 8 Основная идея
- 9 Чему учит?
- 10 Критика
История создания
Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.
Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».
Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.
Род, направление, жанр
Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.
До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.
- Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми.
- В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.
- Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.
Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.
Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.
Композиция и конфликт
Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:
- Легенда о Ларре
- История жизни старухи Изергиль
- Легенда о Данко
Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя. И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.
Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.
Суть: о чем рассказ?
Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.
Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его. Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти. Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.
После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.
Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места. Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса. Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.
Главные герои и их характеристика
Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:
герои рассказа «старуха изергиль» | характеристика |
ларра | сын орла. красив, силён, ловок, умён и горделив. в людях видит лишь свои игрушки. его жестокость и эгоизм проявляются тогда, когда он попытался силой взять девушку, а потом убил ее за отказ. на вопросы старейшины он отвечал без всякого уважения и раскаяния. он настолько любил себя и высокомерно терпел остальных, что даже не осознал своей вины. не являясь ни орлом, ни человеком, обречён на вечное одиночество, которое превращается в самое страшное наказание для него. |
старуха изергиль |
старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной. |
данко | юноша из изгнанного племени. искренен, отважен и добр. не боится брать на себя ответственность. сила характера отличает его от безвольного окружения. он идет к цели твердым шагом и имеет лидерские качества, которые позволяют ему привлечь за собой остальных людей. он любит своих соплеменников, и любовь эта непоколебима. ради людей данко без колебаний пожертвовал своей жизнью и лучшей наградой для него стало завершение миссии. |
образ повествователя | это молодой путешественник, который ищет в дальних краях новые впечатления и знания. его неопытность и свежесть противопоставляются умудренной старости изергиль. у него еще все впереди, он может сделать вывод из историй и перестроить свою жизнь, а вот его собеседница уже использовала свой шанс, и теперь может только учить молодое поколение. |
люди в рассказе |
общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности. |
Темы
Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:
- Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
- Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
- Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
- Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
- Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
- Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
- Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
- Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.
Проблемы
Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:
- Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
- Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
- Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
- Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
- Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
- Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.
Основная идея
Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.
- Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
- С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.
Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.
Чему учит?
Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».
Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.
Критика
«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.
Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.
«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)
Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:
… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»
Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:
«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… <…> …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)
Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.
Автор: Михаил Щепин
Метки: 11 класс9 классМаксим ГорькийразборСтаруха Изергиль
Читайте также:
-
Особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» — авторская позиция
“Я видел эти
рассказы под Аккерманом, в Бессарабии,
на морском берегу”,- так начинает Максим
Горький одно из своих лучших произведений.
В рассказе “Старуха Изергиль” отразились
незабываемые впечатления автора от его
скитаний по южной Бессарабии ранней
весной 1891 года. Рассказ относится к
ранним произведениям М. Горького и
продолжает романтическую линию (рассказы
“Макар Чудра” и “Челкаш”), в которой
наиболее сильно отразилось авторское
восхищение цельной и сильной человеческой
личностью.
Композиция рассказа
достаточно сложна. Повествование много
поведавшей на своем веку Изергиль
делится на три как бы самостоятельные
части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль
о своей жизни, легенда о Данко), каждая
из которых целиком подчинена одной цели
– наиболее полно создать образ главного
героя. Поэтому все три части представляют
собой единое целое, пронизанное общей
идеей, которая заключается в стремлении
автора выявить истинную ценность
человеческой жизни. Композиция такова,
что две легенды как бы обрамляют
повествование о жизни Изергиль, которое
и составляет идеологический центр
произведения. Легенды раскрывают две
концепции жизни, два представления о
ней.
Система образов
полностью подчинена стремлению автора
наилучшим образом раскрыть тему
произведения, так как вопрос о свободе
и несвободе человека преследует его на
протяжении всей творческой жизни. К
наиболее ярким образам рассказа, несущим
на себе основную идейную нагрузку, можно
отнести образы Ларры, Данко и старухи
Изергиль.
Ларра, ведущей
образ первой легенды, представлен
читателю в наихудшем свете. Непомерная
гордыня, огромное себялюбие, крайний
индивидуализм, оправдывающий любую
жесткость, — все это вызывает в людях
только ужас и гнев. Сын орла и земной
женщины, он, посчитав себе воплощением
силы и воли, ставит своё “я” выше
окружающих его людей, чем обрекали себя
на вечное одиночество, презрение и
нелюбовь. Поэтому долгожданная свобода
и бессмертие являющееся для него странным
и неизбежным наказанием.
В рассказе Ларре
противопоставлен герой второй легенды,
выражающий высшую степень любви к людям.
Гордость Данко – это сила его духа,
уверенность в себе. Он, пожертвовав
своей жизнью ради освобождения людей,
заслуживает истинное бессмертие за
подвиг, совершенный во имя жизни и
счастья народа.
Одним из менее
заметных, но не менее значимых образов
является образ повествования. Именно
это образ человека, странствующего по
Руси, встречающего на своем пути самых
разных людей, заключает в себе важнейшие
средства выражения авторской позиции.
Именно глазами автобиографического
героя видит читатель Изергиль. Её портрет
сразу же выявляет очень значимое
противоречие. О прекрасной и чувственной
любви должна была бы рассказывать юная
девушка, а перед нами же предстает
глубокая старуха. Изергиль уверена в
том, что ее жизнь, исполненная любви,
прошла совсем иначе, чем жизнь Ларры.
Она не может даже представить ничего
общего с ним, но взгляд повествователя
находит эту общность, парадоксально
сближая их портреты.
Отношение автора
к отверженному Ларре, на мой взгляд,
однозначно. Осуждая жизненную позицию
этого героя, Горький показывает к какому
результату приводит человека
индивидуалистическая мораль. В образе
же Данко писатель воплощает свой идеал
сильной личности, способной на
самопожертвование.
Во всех своих
образах (эпизодических и главных) Горький
видит проявление народного характера
рубежа веков, пытается исследовать его
слабые и сильные стороны, выражая свою
позицию не прямо, а косвенно, с помощью
самых разных художественных средств.
В “Старухе Изергиль” связь с традициями
романтизма явственно ощущается в резком
противопоставлении двух героев, в
использовании романтических образов
тьмы и света ( сопоставление теней Ларры
и Данко в легенде о Данко), в
гиперболизированном изображении героев
( “В его глазах было столько тоски, что
можно было бы отравить ею всех людей
мира”). Изображение красочных пейзажей
имеет огромную художественную ценность.
Оно не только передает читателю
незабываемые впечатления, но и как бы
сближает “быль” и “сказку”.
Своеобразие жанра
(рассказ в рассказе), играющее в этом
произведении большую идейно-художественную
роль, позволяет писателю установить
связь между легендарными, рассказанными
Изергиль, и реальной действительностью.
Особое место в
рассказе занимают элементы детализированного
описания Изергиль, как-то: “тусклые
глаза, “потрескавшиеся губы, “сморщенный
нос, загнутый, словно нос совы”, “черные
ямы щек, “прядь пепельно-седых волос”.
Они повествуют о нелегкой жизни главной
героини задолго до того, как она
рассказывает свою историю. Довольно
легко определяется смысл названия
данного произведения. Дело в том, что
образ старухи Изергиль максимально
приближен к образу “человека, живущего
среди людей”. Только она наделена правом
и возможностью в доступной форме выражать
собственный взгляд на жизнь. Поэтому
именно её сознание, характер, подчас
таинственные противоречия оказываются
основным предметом изображения, откуда
можно сделать вывод, что рассказ написан
ради создания образа, именем которого
и названо произведение.
Подводя черту под
всем вышесказанным, хочу поделиться и
своими впечатлениями о прочитанном
произведении. Могу сказать, что проблемы,
затронутые в рассказе, сильно меня
взволновали, заставили глубоко задуматься
над смыслом жизни, а многочисленные
образы “свободных” людей натолкнули
на мысль, что свобода – это такое же
неопределенное и безграничное понятие,
как жизнь.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Wiki-учебник
Поиск по сайту
Реклама от партнёров:
Анализ рассказа «Старуха Изергиль» Максима Горького
Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям русского писателя и продолжает романтические мотивы его творчества.
Горький написал это произведение под впечатлениям от путешествия по южной Бессарабии в 1891 году. Сам же писатель считал этот рассказ одним из самых лучших и красивых в своем творчестве.
Композиция «Старухи Изергиль»
Рассказ состоит из трех новелл, которые соединены между собой общей идеей. Подобная композиция «Старуха Изергиль» довольно сложна, так как новеллы представлены как самостоятельные произведения, которые повествуют о историях, которые лишь отчасти связаны между собой.
Но новеллы пронизаны единой идеей, которая заключается в том, чтобы показать настоящую ценность человеческой жизни. С помощью трех разных легенд, Горький полноценно раскрывает образ главных героев и их представлений о жизни.
Писатель создает интересную и сложную систему образов, которая представляет собой основное средство для раскрытия темы «Старухи Изергиль» — человеческой свободы и несвободы.
Идейное содержание рассказа заключено в трех основных, различных и ярких образах – Ларры, старухе Изергиль и Данко.
Образы героев – ключевого к смыслу произведения
Основной образ первой новеллы – это эгоистичный индивидуалист Ларра, навлекший на себя бремя одиночества. Горький показывает героя в наихудшем свете. У людей Ларра вызывает страх и гнев.
Его натуру писатель использует для того, чтобы продемонстрировать к чему может привести непомерное желание свободы, полностью исключающее понятие справедливости и любви. Ларра знает только собственное «я», считает себя самым сильным и волевым, и отвергает все остальное, в том числе и людей.
Второй образ, созданный Горьким, противоположен Ларе, это милосердный Данко-альтруист. Он любит людей больше всего на свете и самопожертвование ради них — норма жизни для Данко.
Таким образом, Горький показывает истинную силу, что может быть в человеке – не ту, которая давит своей волей всех вокруг, а та, которая способна не только любить, но и полноценно выражать любовь, не страшась последствий и жертв.
Наиболее сложным для анализа представляет собой третий образ рассказа – старуха Изергиль. Она не является персонажем легенды, как два других героя, она – реальный человек, и ее история больше всего напоминает действительность
Она рассказывает историю любви, показывая какой гордой и непримеримой с самой собой она была. Она рассказывает о тех, кого она любила, но нет ощущения того, что любовь старухи Изергиль была наполнена светом и искренностью.
Тем не менее, она совершала поступки, которые были близки именно ей, чувствуется, что она поступала так, как ей указывало сердце. Ее история больше напоминает образ Ларра, и именно новелла о ней помогает лучше понять ключевую тему первого отрывка рассказа.
Образ старухи Изергиль дополняет образ двух других героев, делая их более доступными для понимания и более определенными. И истории трех героев приводятся к одной мысли, к извечному для литературы вопросу о смысле человеческой жизни, к тому, во имя чего человек проживает целую жизнь.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Анализ романа Преступление и наказание — Ф.М. Достоевский
Следующая тема: Камю «Чума»: образы и анализ
Нравится | Нравится |
Анализ «Старуха Изергиль» Горький
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 2376.
Обновлено 10 Июля, 2021
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 2376.
Обновлено 10 Июля, 2021
М. Горький считал «Старуху Изергиль» своим лучшим произведением, о чем свидетельствуют его письма, адресованные коллегам по перу. Это произведение относится к раннему творчеству писателя, однако оно удивляет необычными образами, сюжетными линиями и композицией. Школьники изучают его в 11 классе. Предлагаем краткий анализ произведения «Старуха Изергиль», который поможет качественно подготовиться к урокам и к ЕГЭ.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Старуха Изергиль.
Год написания – 1894.
История создания – Весной 1891 г. М. Горький путешествовал по Бессарабии. Атмосфера южного края вдохновила молодого писателя на создание анализируемого рассказа. Задумку поэт воплотил только спустя 3 года.
Тема – В произведении раскрыто несколько тем, центральными являются такие: любовь, не знающая преград, человек и общество, поколение слабых людей.
Композиция – Структура произведения имеет особенности. Его можно определить как рассказ в рассказе. «Старуха Изергиль» состоит из трех частей, связующим звеном между которыми является диалог рассказчика и старухи.
Жанр – Рассказ. Части, посвященные Ларре и Данко, – легенды.
Направление – Романтизм.
История создания
История создания произведения берет начало в 1891 г. Тогда М. Горький путешествовал по Бессарабии. Он был впечатлён природой и людьми южного края. В это время у него возникла задумка произведения, к реализации которой писатель приступил в 1894 г. Предположения о годе написания подтверждаются письмами, адресованными В. Г. Короленко.
Рассказ относится к раннему периоду творчества М. Горького, представляет романтический пласт его творчества. Сам автор считал «Старуху Изергиль» «стройным и красивым произведением», о чём писал А. Чехову. Он сомневался, что сможет создать ещё что-то подобное.
Впервые произведение увидело мир на страницах «Самарской газеты» весной 1895 г.
Посмотрите, что еще у нас есть:
Тема
В анализируемом рассказе отобразились мотивы, характерные для романтической литературы. Их автор реализовал посредством неординарных сюжетов и образов. М. Горький раскрыл несколько тем, среди которых выделяются следующие: любовь, которая не подчиняется каким-либо законам; человек и общество, поколение слабых людей. Указанные темы тесно переплетаются между собой и определяют проблематику произведения.
Начинается «Старуха Изергиль» пейзажной зарисовкой, погружающей читателя в атмосферу Бессарабии. Постепенно авторское внимание переключается на компанию юношей и девушек. За ними наблюдает рассказчик. Он замечает внешнюю красоту молодых людей, которая излучает свободу, наполняющую их души. Сам рассказчик остается возле старухи Изергиль. Женщина не может понять, почему её собеседник не пошёл с весёлой компанией. Постепенно между рассказчиком и старухой завязывается разговор.
Женщина рассказывает парню из чужого края местные легенды, вспоминает о своей жизни. Первая легенда посвящена Ларре – тени, которая бродит по бессарабским степям. Когда-то это был юноша – сын орла и земной женщины. Он вместе с матерью спустился с гор после смерти отца-орла. Парень считал себя выше людей, поэтому посмел убить девушку. За это его изгнали. Сначала Ларра наслаждался одиночеством, без зазрения совести похищал девушек и скот. Но одиночество начало «съедать» его. Ларра решил покончить с собой, но смерть не захотела освобождать его от мучений. Парень тысячи лет блуждал по степям, его тело и кости высохли, осталась лишь тень.
В первой части раскрывается проблема человека и общества. М. Горький показывает, что человек не может жить без любви, без поддержки других людей. Одинокое существование – лишь иллюзия счастья, которая очень быстро разбивается.
Во второй части старуха рассказывает о своей жизни и отношениях с мужчинами. Смысл жизни, по мнению героини, в любви. У Изергиль было много поклонников. Она умела отдаваться нежным чувствам без лишних раздумий. В молодости женщина жертвовала собой ради тех, кого любила. Но ничто не могло заставить её быть с кем-то против её воли. Рассказ Изергиль подталкивает читателя к выводу: нельзя позволять своему сердцу покрываться каменной оболочкой, даже если его не раз разбивали.
Третья часть рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» – легенда о Данко, парне, который пожертвовал своим сердцем ради других людей. В ней автор продолжает тему конфликта человека и общества. Вот только Данко – полная противоположность Ларры. Данко – типичный романтический герой. Он отчужден от общества, в то же время его душа наполнена благородными порывами. Этого парня Старуха Изергиль ставит в пример слабому духом поколению рассказчика.
Смысл названия произведения следует искать в системе образов. Центром ее является именно старуха Изергиль. Важно также учитывать символическое значение имени героини. Большинство исследователей считает, что имя «Изергиль» образовалось от древнескандинавского «иггдрасиль», означавшего ясень. Скандинавы считали это дерево основой мира, связывающим три царства: царства мертвых, богов и людей. Героиня рассказа тоже напоминает посредника между живыми и мертвыми, ведь хранит и передает мудрость, подаренную самой жизнью.
Идея произведения: прославление смелости, красоты и благородных порывов, осуждение пассивности и духовной слабости людей.
Основная мысль – человек не может быть счастливым без общества, в то же время он не должен гасить свой внутренний огонь, пытаясь соответствовать стереотипам.
Композиция
Особенности композиции позволяют автору раскрыть несколько тем. Произведение представляет собой рассказ в рассказе. Оно состоит из трех частей, которые обрамляются диалогом рассказика и старухи Изергиль. Первая и последняя части – легенды, а вторая – воспоминания старухи о молодости. Разговор пожилой женщины и рассказчика соединяет три разные по содержанию части.
Каждая часть имеет экспозицию, завязку, развитие событий, кульминацию и развязку. Поэтому для более глубокого понимания произведения «Старуха Изергиль» анализ сюжета каждой его части следует делать отдельно.
Главные герои
О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Старухи Изергиль».
Жанр
Жанр произведения – рассказ, ведь оно небольшого объема, а главную роль играет сюжетная линия старухи Изергиль. Также в рассказе есть две легенды (первая и третья части). Некоторые исследователи считают их притчами из-за ярко выраженной поучительной составляющей. Направление «Старухи Изергиль» – романтизм.
Жанровое своеобразие, система образов и сюжет определили характер художественных средств. Тропы помогают приблизить рассказ к фольклору.
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Кирилл Соловьев
11/11
-
Алексей Пловец
10/11
-
Эля Кривцова
11/11
-
Амина Алиева
11/11
-
Наталья Миллер
11/11
-
Лидия Трощенкова—Улитка
11/11
-
Shiron Milligan
10/11
-
Abdulhabi-Naromi Seidov
11/11
-
Диана-Михайловна Шевцова
10/11
-
Гулчехра Каримова
11/11
Рейтинг анализа
4.3
Средняя оценка: 4.3
Всего получено оценок: 2376.
А какую оценку поставите вы?
«Композиционное и идейное своеобразие рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»»
Сочинение
«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как « Старуху Изергиль» написал», — признавался Горький Чехову. «Старуха Изергиль» удивительно выразительно и красочно говорит о сложных проблемах человеческого бытия.
Рассказ состоит из трех частей. На первом плане рассказчик, дающий с народных позиций оценку поведанным легендам и поступкам героев. Рядом с рассказчиком находится «проходящий», с наслаждением внимающий прекрасным легендам. Он отодвинут на задний план. Его точка зрения не выражена в рассказе ни прямо, ни косвенно. Ощущается стремление писателя не вмешиваться н течение мысли своих персонажей, предоставить им возможность думать и действовать по внутренней логике их натуры. Внимание «проходящего» к рассказчику (в данном случае это старуха Изергиль) ограничивается лаконичными вопросами и ответами.
Исключительно важное место в «Старухе Изергиль» отведено пейзажу. Картины природы создают художественный, образный «пролог» к легендам, которые вскоре расскажет Изергиль. «Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки». Сказка переходит в жизнь тенями Ларры. Начинается первая легенда об этом сыне орла и женщины. Ларра совершил преступление из крайне эгоистических побуждений и был наказан за это вечным одиночеством. Для человека нет страшнее наказания. Ларра решил идти против народа, хотел быть первым на земле, а стал последним, потому что обречен на одиночество. Мнил себя свободным, гордым, а сам «вился» около людей, не мог без них жить, просил у них смерти. И жизни ему нет, и «смерть не улыбается ему». Так и превратился Ларра в тень. Этой легендой Горький опровергал идеи Ницше, утверждавшего, что сильной личности, стоящей над толпой, дозволено даже преступление.
После рассказа о Ларре Изергиль вспоминает о своей молодости. Теперь она не просто рассказчик, а герой рассказа, раскрывающий, как на исповеди, свою душу. Ларра не познал счастья любви. Изергиль любила и была любима. Из-за нее дрались и разорялись. Избранниками Изергиль могли быть только смелые и гордые люди, способные на подвиг. Так появляется в рассказе главная тема — человеческого подвига. «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», — говорит Изергиль. Она способна на самопожертвование, ей хочется оставить след в этой жизни. Именно такая женщина, преклоняющаяся перед героизмом, и должна была рассказывать легенду о Данко.
Этой легенде тоже предшествует пейзаж, соединяющий сказку с реальностью. В степи появляются «странные голубые языки огня, намекавшие на что-то сказочное», и старуха Изергиль говорит, что это «искры от горящего сердца Данко». Во всей мировой литературе нет прекраснее образа, чем Данко, который нашел в себе мужество вывести людей из мрака. Враждебные человеку силы природы и легенде создают целостный образ зла. Деревья подобны великанам, плотно обнявшим друг друга, чтобы не пропустить человека, они стоят молча и неподвижно, а ночью еще плотнее сдвигаются. В одиночку таких мощных враждебных сил не победить. Но и толпа ничего не может сделать. Нужен ведущий — им становится
Люди пошли за ним, но путь оказался очень трудным, и они, утомленные, пали духом. Однако признаться в собственном бессилии было стыдно, и тогда люди обрушили свой гнев на человека, который шел впереди всех.
Данко освещает дорогу людям вырванным из груди горящим сердцем, факелом великой любви к людям. И тьма расступилась. Люди спасены. Композиционно «красивая сказка» о Данко построена по принципу «кольца»: она начинается с голубых искр, ими и кончается. Кто-то наступил на гордое сердце ногой, и «оно, рассыпавшись в искры, угасло…» Романтизм Горького никогда не был отвлеченным. Он связан с реальной жизнью, прославляет беззаветность героизма, зовет нас к подвигу.
Другие сочинения по этому произведению
«Старуха Изергиль»
Автор и рассказчик в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького «Старуха Изергиль»)
Анализ рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Герои ранней романтической прозы М.Горького
Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»)
Гордость и беззаветная любовь к людям Ларры и Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Идейно-художественные особенности легенды о Данко (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Идейно-художественные особенности легенды о Ларре (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»)
Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М.Горького
Идея подвига во имя всеобщего счастья (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»).
Каждый сам себе судьба (по рассказу Горького «Старуха Изергиль» )
Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?
Легенды и действительность в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Мечты о героическом и прекрасном в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”.
Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Особенности композиции повести М. Горького «Старуха Изергиль»
Положительный идеал человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль»
Почему рассказ называется «Старуха Изергиль»?
Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль”
Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького
Роль композиции в раскрытии основной идеи рассказа «Старуха Изергиль»
Романтические произведения М. Горького
С какой целью М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» противопоставляет понятия «гордость» и «гордыня»?
Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах “Макар Чудра” и “Старуха Изергнль
Сила и слабость человека в понимании М. Горького («Старуха Изергиль», «На дне»)
Система образов и символика в произведении Максима Горького «Старуха Изергиль»
Сочинение по произведению М. Горького «Старуха Изергиль»
Спасение Аркадэка из плена (анализ эпизода из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»).
Человек в творчестве М. Горького
Легенда и действительность в рассказе «Старуха Изергиль»
Сравнительная характеристика Ларры и Данко
Какую роль играет образ старухи Изергиль в одноимённом рассказе
Романтический идеал Человека в рассказе «Старуха Изергиль»
Анализ легенды о Ларре из рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»
Герои романтических рассказов М.Горького. (На примере «Старуха Изергиль» )
Главные герои рассказа Горького «Старуха Изергиль»
Образ Данко «Старуха Изергиль»
Сочинение по рассказу Горького «Старуха Изергиль»
В чем смысл противопоставления Данко и Ларры
Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».
Ларра и Данко в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль”
Роль антитезы в одном из произведений русской литературы XX века
Сюжет, композиция и проблематика рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Главная героиня рассказа «Старуха Изергиль»
Художественное мастерство М. Горького в рассказе «Старуха Изергиль»
Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”
Легенда о Ларре по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль»
Идейно-художественное своеобразие «Старуха Изергиль»
Пейзаж в раскрытии замысла автора
Ранний романтизм Горького на примере рассказа » Старуха Изергиль «
Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль»
Общие мотивы в прозведениях «Старуха Изергиль», «На дне»
Какова роль героев в легендах о Ларре и Данко
Ради чего стоит жить, или почему погасло сердце Данко ?
Описание персонажей: Образ героического человека в рассказе “Старуха Изергиль”
Сила и слабость человека в понимании М. Горького
Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»
Данко – «лучший из всех»
Образ героического человека в рассказе Горького «Старуха Изергиль»
«Легенда о Данко» А. М. Горького как утверждение подвига во имя людей
Легенда о Данко как дань памяти людей о его подвиге
Какое понимание жизни и человека утверждает
Через красоту к правде («Макар Чудра» «Старуха Изергиль»)
Пейзаж в раскрытии замысла автора (по произведению Горького «Старуха Изергиль»)
Первые произведения Горького «Старуха Изергиль»
Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы
Старуха изергиль анализ романтический идеалВерсия для мобильных Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы