Каково назначение трехчастной композиции рассказа старуха изергиль

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль Горького

Произведение Максима Горького «Старуха Изергиль», выполненное в стиле романтизма, является одним из ключевых произведений русской классической литературы. В рассказе автор стремится найти ответ на вопрос, который является поистине «вечным» – вопрос о том, какой же именно является идеальная личность и в чём заключается её ценность.

 Композиционно рассказ  «Старуха Изергиль» можно разделить на три части – легенда о Ларре, история Изергиль и легенда о Данко. В легенде о Ларре Горький рассказывает историю человека, который не желает склоняться ни перед кем и ни перед чем. Будучи сыном орла и обычной женщины, Ларра жесток, эгоистичен и уверен в собственном превосходстве. Однако подобные заблуждения не должны проходить бесследно, и в завершении легенды главный герой оказывается приговорённым к страшнейшей для него участи – к бессмертию.

Во второй части рассказа Максима Горького читатели узнают историю Изергиль – историю женщины, которая умела любить по-настоящему. Любить самоотверженно, искренне, не боясь столкнуться с опасностями и действительно тяжёлыми жизненными испытаниями. Во имя любви Изергиль была готова на всё.

Третья же часть рассказа открывает нам легенду о Данко – героя, который вырвал своё сердце, чтобы осветить им путь людям разочарованным, уставшим от потерь и вечной скорби. Главный герой данной легенды соединяет в себе все самые чистые и самые лучшие черты – доброту, готовность к самопожертвованию во имя ближних, любовь к людям и способность направлять потерянных и заблудившихся на истинный путь.

На мой взгляд, рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» является глубоко символичным произведением. Даже анализируя композицию произведения, мы наблюдаем своеобразный переход от неидеального к идеальному, искусно облачённый в художественную форму. За каждым героем рассказа скрывается своя история, свои побуждения, свои страдания и свои радости, однако есть нечто, объединяющее все три истории – стремление автора понять, в чём же ценность человеческой жизни, в чём же её смысл. Безусловно, каждый человек вправе отвечать на этот вопрос по-своему, однако я полагаю, что просто невозможно отрицать факт того, что истинное предназначение каждого из нас – привнести что-то в этот мир. Наполнить его любовью, добротой, помочь кому-то, оказавшемуся в тяжёлой ситуации, и таким образом помогать и самому себе, наполняя собственную жизнь смыслом.

8 класс, 11 класс

Также читают:

Картинка к сочинению Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Особенности композиции рассказа Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

  • По пословицам

    Устное народное творчество испокон веков вбирало в себя мудрость каждого народа, его культуру, традиции и обычаи. Неудивительно, что существует много легенд, преданий, сказок, песен, поверий, поговорок и пословиц.

  • Сочинение Он гением блистал в бою любом (А.В. Суворов)

    Каким человеком был Суворов известно из летописей и описания его современников, которые описывают его личность как достаточно неординарную. Сегодня его имя знакомо каждому, Александру Васильевичу посвящены памятники

  • Сочинение на тему Речевой этикет

    Что такое речевой этикет? Зачем он нужен в обществе?

  • Анализ рассказа Один день Ивана Денисовича Солженицына

    Задумка о написании рассказа Один день Ивана Денисовича появилась у Солженицына во время его пребывания в лагере. Пришла мысль вместить в один день сразу все годы проведенные в заключении.

  • Сочинения на свободную тему

    Сочинения-рассуждения на свободную тему

Все произведения Максима Горького поражают своей жанровой оригинальностью. Его очерки высоко ценятся в русской литературе, за счет особенностей композиции рассказа. «Старуха Изергиль» является классическим произведением, написанным в стиле романтизма. Сюжет основан на поиске ответа на вечный вопрос: кто такая идеальная личность и в чем ее ценности. Рассказ является трехчастной композицией и состоит из легенды о Ларре, истории о Данко и Изергиль.

 старуха изергиль авторская позиция

Структура рассказа

Во вступлении автор представляет своим читателям эгоистичного и жестокого человека. Ларра — создание орла и женщины. Он самоуверенный и не желает склоняться не перед кем. Будучи уверенным в своем превосходстве, в конце легенды он был наказан за это заблуждение. Его приговорили к бессмертию.

Каково назначение трехчастной композиции рассказа старуха изергиль

Вторая часть произведения описывает женщину по имени Изергиль. Она была доброй, умела любить искренне и по-настоящему. Ради своих чувств она была готова пойти на все. Эта самая романтическая глава рассказа.

Заключительная часть повествует о Данко. Этот человек вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям, которые разочаровались в жизни и устали от потерь. Он содержит в себе самые лучшие черты — доброту, милосердие, сострадание и готовность к самопожертвованию. Герой жил лишь тем, что мог помогать людям и направлять их по нужному пути.

Композиция «Старуха Изергиль» Максима Горького является символичным рассказом. Он имеет своеобразный идейно-художественный переход от положительных качеств к отрицательным.

Повествователь пересказал услышанную историю, которая стала идей написания произведения. После прочтения рассказа можно понять, каково назначение этой композиции, что такое двоемирие.

Краткое содержание

Историю, которой рассказчик делится с читателями, он услышал в Бессарабии во время работы. Когда рабочий день был закончен, все разошлись и в тени винограда остались только автор и старушка. Они любовались пейзажем и мило беседовали.

Женщина постоянно ассоциировала увиденное с людьми, например:

 особенности композиции старуха изергиль

  1. Дело было вечером, и, когда по небу проплывали тени облаков, женщина назвала одно из них именем Ларра. Когда собеседник спросил кто это, она рассказала ему древнюю легенду. В одной стране сча́стливо жило человеческое племя. Люди занимались земледелием, разводили скот и наслаждались природой. Однажды на их поселение напал орел и украл девушку. Она вернулась только спустя 20 лет и привела с собой статного юношу, который был ее сыном. Оказалось, что все это время женщина прожила с орлом, и только после его гибели решила вернуться в родные края. Но сын оказался высокомерным, за что и поплатился бессмертием.
  2. Где-то вдали собеседники услышали чудесное пение. Старуха сказала, что так может петь только тот, кто влюблен в жизнь. Она прожила много лет и все благодаря тому, что хранила любовь в своем сердце. Она рассказала собеседнику всю свою жизнь и описала образы любимых людей.
  3. После рассказа они сидели молча и вдали заметили маленькие огоньки, похожие на искры. Их Изергиль сравнила с Данко. Старуха поведала историю о храбрых людях, которые жили в таборе. С трех сторон их поселение было окружено густыми лесами. Но однажды на них напали, и все были вынуждены перебраться вглубь леса. Они долго не могли оттуда выбраться. Данко позвал их за собой и принял решение пройти сквозь густые заросли. Но когда люди обозлились на него за долгий и тяжелый путь, он вырвал из своей груди сердце и держа его над головой, освещал дорогу людям. Он считал это своим назначением.

В описании героя автор использовал несколько приемов: метафоры, эпитеты и сравнения.

Пролог рассказа поражает отвагой Данко, наказанием Ларра и наполненным любовью сердцем само́й старухи Изергиль. Авторская позиция становится понятной только в конце произведения. Писатель наглядно показал, что каждый человек индивидуален и определить это можно, только узнав его поближе. В тексте используется принцип двоемирия, а также разделение добрых и злых людей. Эта и есть особенность композиции «Старуха Изергиль».

Какой бы сюжет ни описывал Горький, в нем всегда присутствует проблематика и идейное своеобразие рассказов.

11 класс

Программа Г.С.Меркина

Урок № 8.

Тема. Композиция романтических рассказов А.М.Горького. Рассказ «Старуха Изергиль».

Цель:

  • выявить особенности ранней прозы М. Горького, отметив ее народно-поэтические истоки; рассмотреть проблему героя в ранних рассказах Горького; отметить особенности композиции рассказа «Старуха Изергиль» как средства раскрытия идейного содержания; выяснить смысл противопоставления героев рассказа «Старуха Изергиль» Данко и Ларры;

  • развивать речь учащихся;

  • воспитывать внимательного, вдумчивого читателя.

Оборудование: мультимедийная презентация.

Эпиграф.

Для него поэтические места, красавицы, моря, соколы, ужи,

отстраненные отшельники, богатыри –

живой поэтический материал…

Тематика первоначального Горького песенная.

Стихи выгибают стенки его прозы.

Его проза плавает в стихах.

В. Шкловский

Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво,

как «Старуху Изергиль» написал.

М. Горький

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.

II. Изучение нового материала.

1. Сообщение темы, цели, плана урока.

2. Слово учителя.

Раннее творчество М. Горького (90-е годы XIX века первой половины 1900-х годов) идет под знаком «собирания» истинно человеческого. «Я очень рано узнал людей и еще в молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Ища, «как Диоген, Человека» (слова самого писателя), он искал сам себя.

Личность всегда была интересна писателю. Как правило, его герой в экстремальной ситуации неожиданно проявляет на самом деле истинные – прекрасные – качества («Челкаш», «Емельян Пиляй», «Однажды осенью», «Двадцать шесть и одна» и др.).

Антигерой обычно реализуется как субъект, не захотевший или испугавшийся осуществить свое «я», а потому теряющий индивидуальное, – растворяется в безликости.

Писатель ищет в действительности ориентиры, необходимые для самоопределения в противоречивом, «пестром» мире.

Человек и человеческое как сущее – вот что находится в центре внимания автора, социальное же начало не является определяющим и в целом мало значит. Горький явно отдает предпочтение людям, не связанным с внешним миром.

Этот интерес проявился, например, в новых для русской литературы героях: босяках и «выламывающихся из своего класса» персонажах. Любимые герои писателя – это цыгане, нищие, воры.

Нельзя сказать, что он идеализирует воров, но тот же Челкаш, с точки зрения моральных качеств, стоит несоизмеримо выше крестьянина.

В этом вопросе Горький полемизирует с Толстым. (Заметим, Л. Толстой, отвечая в своем дневнике на вопрос, почему «обратили внимание на Горького», пишет: «Мы все знаем, что босяки – люди и братья, но знаем это теоретически; он же показал нам их во весь рост, любя их, и заразил нас этой любовью. Разговоры их неверны, преувеличены, но мы все прощаем за то, что он расширил нашу любовь».)

В письме Пятницкому от 25 июля 1900 года Горький пишет: « Задача литературы – запечатлевать в красках, словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача – пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни – самое лучшее, самое святое и что кроме него – нет ничего достойного внимания. Мир плод его творчества, бог – частица его разума и сердца…». Писатель понимает, что в реальной современной жизни человек угнетен и бесправен, а потому говорит: «Настало время романтического».

В произведениях этого периода творчества Горького преобладают черты романтизма. Прежде всего потому, что в них рассматривается романтическая проблема противоборства сильного человека (Данко, Ларра, Сокол) с окружающим миром, а также проблема человека как личности вообще.

Действие рассказов и легенд перенесено в фантастические для реальной жизни условия («Он стоял между безграничной степью и бесконечным морем»).

Мир произведений резко разграничен на свет и тьму, причем эти различия важны при оценке персонажей: после Ларры остается тень, после Данко – искры.

В ранних рассказах Горького этой поры лирическая стихия преобладает над эпической. Часто звучат фольклорные мотивы, нередки случаи обращения и к библейским сюжетам и образам.

Горький успешно использует элементы фольклора. Он одушевляет природу («Мгла осенней ночи вздрагивала и пугливо озиралась, открывая степь и море…»).

Человек и природа часто отождествляются и даже могут разговаривать (разговор Рагима с волной). Животные и птицы, действующие в рассказах, становятся символами (Уж и Сокол). Использование же жанра легенды позволяет писателю наиболее четко выразить свои мысли и идеи в аллегорической форме.

Молодого писателя интересует характер, личность как проявление индивидуального, особенного. Отсюда постоянная тяга к укрупнению изображаемого, стремление подчеркнуть философскую значимость происходящего.

Выражением романтического идеала стала «Песня о Буревестнике». В ней была раскрыта жажда нравственного преображения мира, победа на редкость отважного и сильного духа.

3.Заранее подготовленный ученик читает наизусть «Песню о Буревестнике».

Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и — тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике — жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике.

Чайки стонут перед бурей, — стонут, мечутся над морем и на дно его готовы спрятать ужас свой пред бурей.

И гагары тоже стонут, — им, гагарам, недоступно наслажденье битвой жизни: гром ударов их пугает.

Глупый пингвин робко прячет тело жирное в утесах… Только гордый Буревестник реет смело и свободно над седым от пены морем!

Все мрачней и ниже тучи опускаются над морем, и поют, и рвутся волны к высоте навстречу грому.

Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря. Вот охватывает ветер стаи волн объятьем крепким и бросает их с размаху в дикой злобе на утесы, разбивая в пыль и брызги изумрудные громады.

Буревестник с криком реет, черной молнии подобный, как стрела пронзает тучи, пену волн крылом срывает.

Вот он носится, как демон, — гордый, черный демон бури, — и смеется, и рыдает… Он над тучами смеется, он от радости рыдает!

В гневе грома, — чуткий демон, — он давно усталость слышит, он уверен, что не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!

Ветер воет… Гром грохочет…

Синим пламенем пылают стаи туч над бездной моря. Море ловит стрелы молний и в своей пучине гасит. Точно огненные змеи, вьются в море, исчезая, отраженья этих молний.

— Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

— Пусть сильнее грянет буря!..

4. Работа с текстом рассказа М.Горького «Старуха Изергиль».

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к числу шедевров раннего творчества Горького.

1. Какие особенности развития сюжета и композиции рассказа вы можете отметить?

Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три как бы самостоятельные части (легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко), каждая из которых обладает своими особенностями.

Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, пронизанное общей идеей – стремлением автора выявить истинную ценность человеческой жизни.

Трехчастная композиция играет в рассказе большую идейно-художественную роль, позволяя писателю установить связь между степными легендами и реальной действительностью.

Композиция рассказа ассоциируется с вертикалью: это как бы постепенное восхождение от бесчеловечности (Ларра) к Человеку (Данко), от тьмы к свету, от небытия к бессмертию. Три части рассказа соответствуют уровням-ярусам «Мирового Древа» – важнейшего мифологического символа мироздания.

С этой точки зрения Ларра соответствует «низу» – царству смерти: он и возникает как тень, «темней и гуще, чем другие», плывущая «ниже сестер». Рассказчица – с ее необыкновенной, но человеческой судьбой – воплощает «срединность». Данко, высоко поднявший в руке сердце, символизирует «верх».

2. Из чего «складывается» образ Ларры?

Ларра – сын земной женщины и орла. Сказочные персонажи, рожденные от брака человека и животного, нередко являются носителями высших начал: добра, силы, справедливости, красоты. Но в легенде Изергиль кровь Ларры как бы объясняет его бесчеловечность.

Образ птицы в фольклоре стабильно и однозначно соотносится с миром смерти. Птицы в сказках всегда переносят героя в иное царство. Часто в этом качестве выступают орлы.

Ларра – сын смерти – лишь внешне подобен человеку. Потому он и сеет смерть вокруг себя, противопоставляя себя жизни.

Бездумное следование инстинкту, стремление к получению желаемого любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это не только обесценивает и гордость, и дерзость, и красоту, изначально будто присущие Ларре, но и превращает их в противоположность.

Ларра – воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и бессознательно губит неугодных ему:

«Я убил ее потому, мне кажется, что она меня оттолкнула… а мне было нужно ее я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!». Нарушив закон всеединства бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», Ларра лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть.

Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от него, – тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего». Особое значение получает эпизод попытки самоубийства Ларры.

Нож, которым он бьет себя в грудь, сломался – «точно в камень ударили им». Камень – универсальный знак, иероглиф смерти, знак вычеркивания, упразднения.

Судьбу Ларры определил суд человеческий. Поэтому суть наказания – отторжение от людей. Физическая смерть была бы признанием за Ларрой человеческой природы, включением в естественный порядок: ведь смерть – одна из сторон жизни, норма. Его мольба о смерти – попытка возвратиться к гармоническому началу, жизни.

3. Почему Ларра отвергнут людьми?

Законы племени тоже жестоки: и среди людей убийства – не редкость, страх царит и здесь. Девушка не пошла с Ларрой, потому что боялась отца.

Преступление Изергиль комментирует так: «впервые при них так убивали женщину». Однако отказ «поклониться» кому бы то ни было нельзя воспринимать как знак высокого духовного строя персонажа.

В данном контексте «поклонение» означает веру. Именно об этом спрашивают Ларру люди, пытаясь понять его поступок. Конфликт Ларры и его соплеменников – это конфликт веры и безверия. «Отверженный» не знает ни добра, ни зла, ни смысла своего бытия.

Мерилом всех вещей он сделал свое желание, а потому заведомо обречен, ибо не понимает себя: «…сам неверно понимаю то, что случилось».

О таких, как Ларра, Горький в своем очерке приводит слова Толстого: «Неверующий не может любить… Душа таких людей – бродяга, она живет бесплодно…». Обреченный на вечное скитание Ларра бесплоден.

Настаивая на своем первенстве, он требует поклонения себе. Но «отверженный» одинок: «Всем даже страшно стало, на какое одиночество он обрекал себя. У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел ничего этого».

Когда Ларра решается умереть, показывая, что он не будет защищаться, люди «остановились и смеялись над ним. А он дрожал, слыша этот смех, и все искал чего-то на своей груди, хватаясь за нее руками».

Мудрец понимает Ларру и придумывает ему наказание, страшнее которого нет на свете: «Тогда один из людей догадался и крикнул громко: не троньте его! Он хочет умереть!» Услышав смех людей, Ларра задрожал – испугался. Он потерял, пожалуй, единственное привлекательное качество – гордое бесстрашие, столь поразившее людей; теряет и красоту, превращаясь в бесформенную тень.

4. В чем привлекательность образа Данко?

В отличие от Ларры, Данко – обычный человек, один из многих, его качества исключительно человеческие. Подвиг ему подсказан несовершенством соплеменников, живших без солнца, в болотах, потерявших волю и мужество.

От глубокого сострадания погибающим душам и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего путь.

Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источник его деяния – глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого.

«Горящее сердце» символизирует заключительную фазу подвига Данко. Начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием.

Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», потому-то и пошли за ним, что «верили в него».

Горящее сердце Данко призвано пробудить волю, высокое чувство у людей, которым не помогли древние заветы.

Изергиль восхищенно рассказывает о сердце Данко, которое пылало: «как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота».

5. В чем смысл противопоставления Ларры и Данко?

Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна из них принадлежит гордецу, который никого не любил, кроме себя.

Когда ему сказали, что «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда – жизнью», себялюбец ответил, что не сделает этого, так как хочет остаться «целым».

Надменный эгоист, Ларра вообразил, что он, сын орла, выше других людей, что ему все дозволено, дорога только его личная свобода. Но вольные люди отвергли его, осудив на вечное одиночество. «Наказание ему – в нем самом!» – сказал мудрейший из племени.

Индивидуалисту Ларре противопоставлен Данко (антитеза – частый прием в раннем творчестве Горького). Ларра ценил только себя, Данко же решил добыть свободу для всего племени.

И если Ларра не хотел отдать людям даже частицу своего «я», то Данко отдает им всего себя. Освещая путь вперед, смельчак «сжег для людей свое сердце и умер, не прося у них ничего в награду себе».

Ларра боится людского смеха, теряется, услышав его, превращается в бесформенную тень.

Смех звучит и в конце легенды о Данко: «Данко… кинул… радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо». Это смех победы над страхом, смертью и бесчеловечностью. Противопоставление Данко и Ларры оформляется как антитеза человеческого – бесчеловечного. Противопоставление смеха / жизни и смерти характерно для Горького. В рассказе «Читатель» собеседник – alter ego автора – говорит о необходимости «возбудить в человеке жизнерадостный смех, очищающий душу».

Заканчивая рассказ размышлениями «о великом горящем сердце», Горький как бы пояснял, в чем заключено подлинное бессмертие человека. Ларра сам отторг себя от людей, и о нем в степи напоминает лишь темная тень, которую даже разглядеть трудно.

А о подвиге Данко, видевшего смысл жизни в освобождении людей, сохранилась огненная память: перед грозою в степи вспыхивали голубые искры его растоптанного сердца, «намекавшие на что-то сказочное».

6. Каково значение образа Изергиль в рассказе?

Древние легенды мудры и поучительны, и старая, иссохшая от времени Изергиль, скрипучий голос которой «звучал так, как будто это роптали все забытые века», рассказывает их молодым.

Но в круг ее повествования включается и повествование о собственной юности, которая кажется Изергиль, как часто бывает в старости, более красивой и веселой, чем юность новых поколений.

Образ Изергиль противоречив, отчетливо не проявлен. В воссоздании жизни героини многое остается нераскрытым. Это объясняется и тем, что Изергиль говорит лишь о том, что наиболее запомнилось ей из прошлого.

Юная Изергиль была олицетворением стихийного вольнолюбия. Она хотела ярко жить, петь и смеяться («Я, как солнечный луч, живая была») и, бросив ткать «ковры с восхода по закат», стала с упоением наслаждаться своей молодостью, красотой, беспечностью. Изергиль не хотела быть ничьей рабой (в этом она похожа на героя своей легенды Ларру) и жила, не зная забот о других.

Но она была умна и наблюдательна, и ей все же пришлось задуматься над тем, как живут люди. Изергиль начинает сознавать, что существует и другое понимание свободы, что в жизни немало людей, которые, забыв о себе, вступают в героическую борьбу за свободу других людей (как Данко).

Об этой борьбе Изергиль имеет смутное представление, но ее влечет героическое. Изрубленный в сражениях поляк ей милее богатого пана с золотом. И сама Изергиль оказалась способна на смелый, самоотверженный поступок, когда полюбила по-настоящему.

Спасая из плена любимого, но не любящего ее храброго Артадэка, Изергиль остается верна своему представлению о личной свободе и отказывается от любви Артадэка, предложенной из благодарности к ней. Подневольная любовь не нужна Изергиль.

Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчиков. Они – носители народной правды, поэтому рассказы часто называются их именами.

Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о жизни которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Ларры, и судьбу Данко. Не это ли лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига?

III. Подведение итогов урока.

– В чем смысл жизни по Горькому?»

IV. Домашнее задание.

Прочитать пьесу А.М.Горького «На дне».

7

Уроки.

  • Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»).
  • Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын».

Цели уроков:

  1. Образовательная: раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, показать, с помощью каких средств автор достигает художественного совершенства в романтических произведениях.
  2. Воспитательная: содействовать формированию чувства прекрасного, помочь учащимся «почувствовать» художественное слово.
  3. Развивающая: развить навыки логического мышления, анализа  таких литературоведческих понятий, как романтизм, романтический герой.

Урок на тему «Своеобразие ранних романтических рассказов М.Горького» («Песнь о Соколе», «Старуха Изергиль»)

Домашнее задание к уроку:

а) Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

б) Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

Произведения для изучения и повторения:

  1. «Песнь о Соколе».
  2. «Старуха Изергиль».

Вид урока:  получение новых знаний с этапом повторения.

Основной метод: эвристическая беседа.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания.

а) Задание. Назвать основные черты романтизма как литературного направления.

Ответ. Романтизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление. Романтизм возник как своего рода реакция на рационализм и немотивированный оптимизм классицизма.

В ранних своих произведениях Максим Горький предстает как романтик. Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

Черты романтизма:

  • провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
  • утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
  • взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
  • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
  • мучительное переживание разлада с действительностью;
  • отказ от обыденного;
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.

б)  Задание. Каковы черты романтизма в «Песне о Соколе» М.Горького?

Ответ. В обрамлении  «Песни о Соколе» возникает яркий образ одухотворенной природы. Природа не только фон, на котором разворачивается действие. К ней, ее тайнам устремляют мысли рассказчик и старик. Красота природы, ее мощь – это воплощение жизни. Не случайно во вступительной части возникают мотивы Бога, вечного движения, гармонии и тайны.

В основе сюжета – спор Сокола и Ужа о смысле жизни. Диалог героев показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт.

Позиция Сокола

Позиция Ужа

«…пал с неба Сокол с разбитой грудью…»

«Уж испугался, отполз проворно…»

«Я славно пожил!.. Я знаю счастье!.. Я храбро бился!..»

«Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»

«Безумство храбрых – вот мудрость жизни!»

«Рожденный ползать – летать не может!..»

«Старуха Изергиль» (этап получения новых знаний – эвристическая беседа)

Проблемный вопрос. Каково назначение трехчастной композиции рассказа?

Действие легенд, описанных в рассказе «Старуха Изергиль», происходит  в хронологически неопределенной глубокой древности – это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

а) Легенда о Ларре.

— Чем мотивирован характер Ларры?

— Какое понимание свободы он воплощает?

— Как изображены люди в легенде?

— В чем смысл наказания Ларры?

Вывод. Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе образ Ларры.  Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию: «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один. Свободный, ожидая смерти. И вот он ходит. Ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей. Ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

б) Легенда о Данко.

— Легенда о Данко заканчивается словами: «Вот откуда они, голубые искры степи, что являются перед грозой!»  Какие искры имеются в виду?

— Возможно, легенда была рассказана для того, чтобы объяснить, откуда берутся «голубые искры». Согласны вы с таким мнением?

— Какой поступок вы назовете подвигом?

— Кто и во имя чего совершает в легенде подвиг?

— Разумен или нет поступок Данко?

— Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко?

— В легенде о Данко есть слова: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего испугался «осторожный человек»?

Вывод. Изергиль несет в характере единственное начало, которое полагает наиболее  ценным: она уверена, что жизнь ее была подчинена лишь одному – любви к людям. Также единственное начало, доведенное до максимальной степени, несут и герои  легенд, рассказанных ею. Данко воплощает крайнюю степень самопожертвования во имя любви к людям, Ларра – крайний индивидуализм.

в) Рассказ старухи Изергиль о своей жизни.

Какую роль играет в легенде романтический пейзаж?

В романтическом пейзаже предстает перед нами  героиня рассказа – старуха Изергиль: «Ветер тек широкой, ровной волной, но иногда он точно прыгал через что-то невидимое, и, рождая сильный порыв, развевая волосы женщин в  фантастические гривы, вздымавшиеся вокруг их голов. Это делало женщин странными и сказочными. Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее».
Именно в таком пейзаже – приморском, ночном, таинственном и прекрасном – могут реализовать главные герои. Их сознание, их характер, его подчас таинственные  противоречия оказываются основным предметом изображения. Пейзаж введен для исследования сложных и противоречивых характеров героев, их силы и слабости.

— Как оценивает Изергиль героев рассказанных ею легенд?

«Видишь ты, сколько в старине всего?.. А теперь вот нет ни такого – ни дел, ни людей, ни сказок таких, как в станину… Почему?.. Ну-ка, скажи! Не скажешь… Что ты знаешь? Что все вы знаете, молодые? Эхе-хе!.. Смотрели бы в старину зорко – там все отгадки найдутся… <…> Всяких людей я нынче вижу, а вот сильных нет! Где же они?.. И красавцев становится все меньше».
«В жизни… всегда есть место подвигам».

— Как раскрывает история жизни Изергиль ее устремленность к романтическому идеалу?

— Как соотносится ее портрет с рассказом о поисках высокой любви?

Изергиль – глубокая старуха, в ее портрете нарочито нагнетаются антиэстетичесие черты: «Время согнуло ее пополам, черные когда-то глаза были тусклы и слезились. Ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями».

— Что сближает Изергиль с Ларрой?

Изергиль уверена в том, что ее жизнь, исполненная любви, прошла совсем иначе, чем жизнь индивидуалиста Ларры, она не может даже представить в себе ничего общего с ним. Все в образе старухи напоминает повествователю Ларру – в первую очередь, ее индивидуализм, доведенный до крайности, почти сближающийся с индивидуализмом Ларры, ее древность, ее рассказы о людях, давным-давно прошедших свой круг жизни.

Вывод. Создавая образ главной героини, Горький композиционными средствами дает ей возможность представить и романтический идеал, выражающий крайнюю степень любви к людям (Данко), и антиидеал, воплотивший доведенный до апогея индивидуализм и презрение к другим (Ларра). Композиция рассказа такова, что две легенды обрамляют повествование о ее собственной жизни, которое и составляет идеологический центр повествования. Безусловно осуждая индивидуализм Ларры, Изергиль думает, что ее собственная жизнь и судьба стремятся скорее к полюсу Данко, воплотившему высший  идеал любви и самопожертвования. Но читатель сразу обращает внимание на то, с какой легкостью забывала она свою прежнюю любовь ради новой, как просто оставляла она некогда любимых людей.< /p>

Во всем – в портрете, в авторских комментариях – мы видим иную точку зрения на героиню. Романтическая позиция при всей ее красоте и возвышенности отрицается автобиографическим героем. Он показывает ее бесперспективность и утверждает актуальность позиции более трезвой, реалистической.

Урок на тему «Романтические характеры и их мотивировка в рассказах «Макар Чудра», «Хан и его сын»

Домашнее задание к уроку:

а) Проблемный вопрос. Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

б) Прочитать романтический рассказ «Хан и его сын».

Произведения для изучения:

  1. «Макар Чудра».
  2. «Хан и его сын».

Вид урока:  получение и закрепление новых знаний.

Основной метод: эвристическая беседа.

Ход урока

«Макар Чудра» (эвристическая беседа с этапом проверки домашнего задания)

— Как создает Горький романтический характер?

Макар Чудра изображен на фоне романтического пейзажа: «С моря дул влажный холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные, желтые листья и бросали их в костер, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море и прямо против меня – фигуру Макара Чудры…»

Пейзаж одушевлен, море и степь безграничны, подчеркивают безграничность свободы героя, его неспособность и нежелание на что бы то ни было эту свободу променять. Позиция главного героя очерчена уже в экспозиции, Макар Чудра рассуждает о человеке, с его точки зрения, несвободном: «Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга. А места на земле вон сколько…»; «Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб, — как только родился, всю жизнь раб, и все тут!»

— Каковы жизненные ценности героев легенды?

Лойко Зобар: «Разве он кого боялся!»; «У него не было заветного – нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди да тебе и отдал, только бы тебе от него хорошо было»; «С таким человеком ты и сам лучше становишься» (слова Макара Чудры о Лойко); «…я свободный человек и буду жить так, как я хочу!»; «Она любит свою волю больше меня, а я ее  люблю больше своей воли…»

Радда: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Вот волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя»

— Как раскрывает легенда мировоззрение Макара Чудры?

Реализация домашнего задания

Задание. Проблемный вопрос. Почему рассказ, повествующий об истории Лойко и Радды, носит имя рассказчика – «Макар Чудра»?

Ответ. Сознание и характер Макара Чудры становятся главным предметом изображения. Ради этого героя рассказ написан, и художественные средства, используемые автором, нужны ему для того, чтобы показать героя во всей его сложности и противоречивости, чтобы объяснить его силу и слабость. Макар Чудра находится в центре повествования и получает максимальную возможность для самореализации. Писатель дает ему право говорить о самом себе, свободно высказывая свои взгляды. Легенда, рассказанная им, обладая художественной несомненной самостоятельностью, тем не менее служит в первую очередь средством раскрытия образа главного героя, именем которого и названо произведение.

— Каково понимание свободы героями рассказа?

— Какой конфликт лежит в основе легенды?

— Как он разрешается?

Макар Чудра (как и старуха Изергиль) несет в характере единственное начало, которое он полагает истинным: максималистское стремление к свободе. То же единственное начало, доведенное до максимальной степени, воплощают и герои легенды, рассказанной им. Для Лойко Зобара истинной ценностью тоже является свобода, открытость и доброта. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь.

Макар Чудра совершенно уверен, что гордость и любовь, два прекрасных чувства, доведенных романтиками до высшего своего выражения, не могут примириться, ибо компромисс немыслим для романтического сознания. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают герои, может разрешиться лишь смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью.

— Согласен ли с ними герой-повествователь?

— Как выражена его позиция?

В произведении очень важен образ повествователя.  Повествователь высказывает авторскую точку зрения на героев и события, происходящие в рассказе. Авторское отношение – восхищение силой и красотой героев рассказа «Макар Чудра», поэтизированное, эстетическое восприятие мира в рассказе «Старуха Изергиль».

— Каков смысл финала рассказа?

В финале рассказа Макар Чудра скептически выслушивает повествователя — автобиографического героя. В конце произведения повествователь видит, как красавец Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». В словах повествователя проявляется авторская позиция – восхищение  красотой  героев и  их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется  с гордой Раддой.

«Хан и его сын» (закрепление и проверка знаний)

Задание. Составить таблицу, опираясь на знание текста рассказа М.Горького «Хан и его сын».

Признаки романтизма в рассказе «Хан и его сын»

Примеры из текста

1.

В произведении есть рассказчик — татарин-нищий, есть герои рассказанной татарином легенды. Соблюден принцип романтического двоемирия.

«Был в Крыму хан Мосолайма эль Асваб, и был у него сын Толайк Алгалла…»
Прислонясь спиной к яркокоричневому стволу арбутуса, слепой нищий, татарин, начал этими словами одну из старых  легенд полуострова, богатого воспоминаниями…»

2.

Необычна обстановка, в которой происходит действие.

«…а вокруг рассказчика, на камнях – обломках разрушенного временем ханского дворца – сидела группа татар в ярких халатах, в тюбетейках, шитых золотом»

3.

Экзотическая обстановка, действие легенды перенесено во времена татаро-монгольского ига.

«…сын Алгалла не уронит славы ханства, рыская волком по русским степям и всегда возвращаясь оттуда с богатой добычей, с новыми женщинами, с новой славой…»

4.

Романтический пейзаж.

«Вечер был, солнце тихо опускалось в море; его красные лучи пронизывали темную массу зелени вокруг развалин, яркими пятнами ложились на камни, поросшие мохом, опутанные цепкой зеленью плюща. Ветер шумел в купе старых чинар, листья их так шелестели, точно в воздухе струились невидимые глазом ручьи воды».

5.

Обилие сравнений.

женщины «красивы, как весенние цветы»;
у Алгаллы «глаза, черные, как море ночью, и горящие, как очи горного орла»; слезы, как жемчужины;
глаза, как васильки;
поднял, как перо;
облака «темны и тяжелы, как думы старого хана»

6.

Метафоры.

«ласки нежили и жгли»;
«дрожь в сердце»;
«гаснет день ото дня жизнь моя»;
раны «точили бы кровь мою»;
«рвется мое сердце»
«Но она обняла за шею своего старого орла»;
«улыбается смерть»

7.

Эпитеты.

орлиные очи, знойные ласки, эхо сынова голоса

8.

Возвышенная речь героев.

«Возьми мою кровь по капле в час – двадцатью смертями я умру за тебя!»; «Последняя радость жизни моей – эта русская девушка»

9.

Олицетворения.

«…а ветер, потрясая деревья, точно пел, шумел деревьями…»;
«И вот оно, море, перед ними, там, внизу, густое, черное, без берегов. Глухо поют его волны у самого низа скалы, и темно там, внизу, и холодно и страшно»; «Только волны все плескались там, да ветер гудел дикие песни»

10.

Единственное начало в позиции героев.

«Ты любишь ее больше, чем ее и меня» (отец о сыне);
«Не могу я отдать ее тебе, не могу, — сказал хан»;
«Ни тому, ни другому – так решили? Так и должны решать сильные сердцем. Иду» (слова девушки)

11.

Авторская позиция.

«…перед слушателями вставала картина прошлых, богатых силой чувства, дней»

12.

Ваше мнение о прочитанном.

Использованная литература

  1. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Учебник для общеобразоват. Учеб. Заведений. – М., 2001.
  2. В.В.Агеносов Русская литература ХХ века. 11 класс: Поурочные разработки. – М., 2000.
  3. Горький М. Избранное. – М., 2002.
  4. Горький М. Собр. Соч. в 30 томах. Т. 2. – М., 1949.
  5. Золотарева В.И., Аникина С.М. Поурочные разработки по литературе. 7 класс. – М., 2005.
  6. Золотарева В.И., Беломестных О.Б., Корнеева М.С. Поурочные разработки по литературе. 9 класс. – М., 2002.
  7. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В., Холодкова Л.А. Литература в 7 классе: Урок за уроком. – М., 1999.
  8. Турьянская Б.И., Комиссарова Е.В. Литература в 8 классе: Урок за уроком. – М., 2001.

Все произведения Максима Горького поражают своей жанровой оригинальностью. Его очерки высоко ценятся в русской литературе, за счет особенностей композиции рассказа. «Старуха Изергиль» является классическим произведением, написанным в стиле романтизма. Сюжет основан на поиске ответа на вечный вопрос: кто такая идеальная личность и в чем ее ценности. Рассказ является трехчастной композицией и состоит из легенды о Ларре, истории о Данко и Изергиль.

Оглавление:

  • Структура рассказа
  • Характеристика героев
  • Краткое содержание

 старуха изергиль авторская позиция

Структура рассказа

Во вступлении автор представляет своим читателям эгоистичного и жестокого человека. Ларра — создание орла и женщины. Он самоуверенный и не желает склоняться не перед кем. Будучи уверенным в своем превосходстве, в конце легенды он был наказан за это заблуждение. Его приговорили к бессмертию.

Каково назначение трехчастной композиции рассказа старуха изергиль

Вторая часть произведения описывает женщину по имени Изергиль. Она была доброй, умела любить искренне и по-настоящему. Ради своих чувств она была готова пойти на все. Эта самая романтическая глава рассказа.

Заключительная часть повествует о Данко. Этот человек вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям, которые разочаровались в жизни и устали от потерь. Он содержит в себе самые лучшие черты — доброту, милосердие, сострадание и готовность к самопожертвованию. Герой жил лишь тем, что мог помогать людям и направлять их по нужному пути.

Композиция «Старуха Изергиль» Максима Горького является символичным рассказом. Он имеет своеобразный идейно-художественный переход от положительных качеств к отрицательным.

У каждого героя своя история радости и печали, которая играет немаловажную роль. Автор пытается понять, в чем же заключается смысл жизни и почему.

Характеристика героев

Главные герои произведения — основа всего текста. Автор пытается по максимуму раскрыть каждого из них. Рассказ «Старуха Изергиль» имеет трех главных персонажей:

 старуха изергиль композиция

  1. Изергиль — пожилая дама, которая являлась собеседницей автора. Она повествовала об истории своей нелегкой жизни.
  2. Ларра — герой, презиравший людей.
  3. Данко — милосердный и справедливый. Готов пойти на спасение людей, рискуя своей жизнью.

Самого́ рассказчика также можно отнести к главной роли.

Повествователь пересказал услышанную историю, которая стала идей написания произведения. После прочтения рассказа можно понять, каково назначение этой композиции, что такое двоемирие.

Краткое содержание

Историю, которой рассказчик делится с читателями, он услышал в Бессарабии во время работы. Когда рабочий день был закончен, все разошлись и в тени винограда остались только автор и старушка. Они любовались пейзажем и мило беседовали.

Женщина постоянно ассоциировала увиденное с людьми, например:

 особенности композиции старуха изергиль

  1. Дело было вечером, и, когда по небу проплывали тени облаков, женщина назвала одно из них именем Ларра. Когда собеседник спросил кто это, она рассказала ему древнюю легенду. В одной стране сча́стливо жило человеческое племя. Люди занимались земледелием, разводили скот и наслаждались природой. Однажды на их поселение напал орел и украл девушку. Она вернулась только спустя 20 лет и привела с собой статного юношу, который был ее сыном. Оказалось, что все это время женщина прожила с орлом, и только после его гибели решила вернуться в родные края. Но сын оказался высокомерным, за что и поплатился бессмертием.
  2. Где-то вдали собеседники услышали чудесное пение. Старуха сказала, что так может петь только тот, кто влюблен в жизнь. Она прожила много лет и все благодаря тому, что хранила любовь в своем сердце. Она рассказала собеседнику всю свою жизнь и описала образы любимых людей.
  3. После рассказа они сидели молча и вдали заметили маленькие огоньки, похожие на искры. Их Изергиль сравнила с Данко. Старуха поведала историю о храбрых людях, которые жили в таборе. С трех сторон их поселение было окружено густыми лесами. Но однажды на них напали, и все были вынуждены перебраться вглубь леса. Они долго не могли оттуда выбраться. Данко позвал их за собой и принял решение пройти сквозь густые заросли. Но когда люди обозлились на него за долгий и тяжелый путь, он вырвал из своей груди сердце и держа его над головой, освещал дорогу людям. Он считал это своим назначением.

В описании героя автор использовал несколько приемов: метафоры, эпитеты и сравнения.

Пролог рассказа поражает отвагой Данко, наказанием Ларра и наполненным любовью сердцем само́й старухи Изергиль. Авторская позиция становится понятной только в конце произведения. Писатель наглядно показал, что каждый человек индивидуален и определить это можно, только узнав его поближе. В тексте используется принцип двоемирия, а также разделение добрых и злых людей. Эта и есть особенность композиции «Старуха Изергиль».

Какой бы сюжет ни описывал Горький, в нем всегда присутствует проблематика и идейное своеобразие рассказов.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»

Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»

    «Старуха Изергиль» — произведение, где в аллегорической форме изображается авторский идеал личности. Даже в реалистическую основу повествования проникают элементы романтизации: действие происходит в Бессарабии, на морском берегу, где рассказчик работает на сборе винограда.

    Природа этого края кажется «странной и сказочной». С впечатлением от уходящих в ночь людей сливаются «острый запах» моря и испарений земли, запоминаются переливы «очертаний и красок» («мягкие, как клубы дыма» и «резкие, как обломки скал», облака, меняющие цвет от пепельно-голубого до матово-черного, «золотые крапинки звезд» на темно-голубом небе, кроваво-красный диск луны, «вышедший из недр этой степи»). Соединяют реальный и романтический планы падающие от листвы и облаков «кружевные тени».

    Рассказ написан с использованием излюбленной писателем формы обрамления. Повествованием рассказчика обрамляется легенда о Ларре, повествование о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым эти три части делает основная идея произведения – стремление выявить истинную ценность человеческой личности.

    Так, в первой легенде речь идет о Ларре – сыне орла и женщины. Он человек и, в то же время, фантастическое существо. Придя к людям, Ларра не собирается мириться с их законами. Он отвечал, «если хотел», говорил со «старейшими», как с равными, отказываясь «повиноваться» им, чтить обычаи. Убив выбранную им девушку за то, что «она оттолкнула его», Ларра предстает перед судом племени. И под угрозой смерти этот герой не «опустил своей головы», говоря «так, точно они были рабы». Расспрашивая его, люди увидели, что он считает себя «первым на земле и, кроме себя, не видит ничего», желая остаться «вольным, как птица», «как отец его».

    Суд является кульминацией сюжета легенды, построенном на конфликте «племени» и исключительной, стремящейся жить по законам абсолютной свободы личности. «Страшным наказанием», которого не выдумать «в тысячу лет», стало для Ларры бессмертие. Именно оно стало для него самой страшной казнью: «его вечная жизнь была вечной отверженностью».

    Вторая часть рассказа посвящена описанию жизни старухи Изергиль. Она одна из тех, кто «умеет жить», тратя здоровье и молодость на любовь. Нанизывая в своем повествовании эпизоды встреч с возлюбленными, героиня не вспоминает их имен. Один за другим воскрешаемые ею люди, как тени, проходят перед рассказчиком: черноусый рыбак с Прут, огненно-рыжий гуцул. Сюда входят и важный турок, его сын, «бледный и хрупкий цветок Востока, отравленный поцелуями», «маленький полячок», которого оскорбленная Изергиль бросила в реку. Это и богатые паны, один из которых осыпал героиню золотом, но не добился любви.

    Рассуждение Изергиль о том, что «в жизни…всегда есть место подвигам», находит подтверждение в ее собственной судьбе. Ради Аркадэка, последнего и самого любимого из всех, она подвергается смертельной опасности. Спасая его из плена, Изергиль одевается нищей и проникает в деревню, где схваченные за участие в восстании поляки ожидают своей участи. Там она убивает часового перед амбаром («Я же обеими руками втискивала его голову глубже в грязь. Он и задохнулся…») и освобождает пленников. Но, услышав лживую благодарность и обещание любить «за то, что…увела его», Изергиль прогоняет возлюбленного.

    Ее повествование заканчивается возвращением к той жизни, какой живут все. Изергиль сравнивает себя с птицей, но теперь это уже не вольный орел, «царь птиц», а Кукушка: «Тогда увидела я, что пора мне завести свое гнездо, будет жить кукушкой! Уж тяжела стала я, и ослабели крылья, и перья потускнели…»

    Чувства, которые испытывает автор после рассказа Изергиль, иные, чем в финале легенды о Ларре: «Мне грустно было рядом с ней». Героиня выглядит, как страшное напоминание о скоротечной жизни: «На месте щек были черные ямы…», «Кожа на лице, шее и руках вся изрезана морщинами…». Это «тяжелое» впечатление, подтвержденное звуками, запахами и красками природы («… клочья облаков… гасили звезды одну за другой», «Воздух раздражал нервы странным запахом…», «На месте луны осталось только мутное опаловое пятно…»), неожиданно разрешается увиденным в «черной» и «страшной» дали светом. «Странные голубые языки огня», вспыхивающие в степи, возвращают сказочную атмосферу. Изергиль снова рассказывает легенду о «сильных и красивых людях».

    Третья часть является в рассказе ключевым эпизодом, представляющим собой кульминацию лирического сюжета. Так же, как в предыдущих, в ней есть внутренний сюжет, построенный на рассказе Изергиль. Эта легенда о том, как «в старину» враждебные племена нарушили мирную жизнь «веселых, сильных и смелых людей», прогнав их «в глубь леса», в болота и тьму. Они не могли биться на смерть с «сильными и злыми врагами», так как были хранителями «заветов». Не могли эти люди и двигаться «вперед». Путь им заграждали «великаны-деревья», в кронах которых «пел похоронную песню» ветер, а сквозь ветви «не видать было неба». Ослабев от «тоскливых дум», от страха и плача, люди были согласны на «рабскую жизнь» у врагов.

    В такую минуту всеобщей слабости появился герой, позвавший за собой. Данко был «лучшим из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня».

    Кульминацией, так же, как в легенде о Ларре, становится суд над героем. Данко должен погибнуть за то, что «повел … и утомил» людей, подтвердив их «бессилие». Они стали, «как звери», на их лицах не было и следа благородства, но от «желания спасти их, вывести на легкий путь» внутренний огонь Данко разгорался еще ярче. Он «разорвал… себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой», как пылающий факел. «Гордый смельчак» отдал свою жизнь за то, чтобы придать смелость уставшим от безнадежности и скорби людям. Спасенные не замечают ни «крови, что била горячей струей из разорванной груди Данко», ни его смерти. Острожный человек», единственный из всех, кто заметил огонь, наступил ногой на гордое сердце…

    Развязка конфликта рассказа двойственна: это высвечивание трагической участи необыкновенной личности в мире тьмы, царящей в обществе и заполняющей душу человека. Но, в то же время, это воспевание геройских поступков «гордых смельчаков», пытающихся рассеять тьму, вывести людей к «солнечному свету».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Особенности композиции повести М.Горького «Старуха Изергиль»

Смотрите также по
произведению «Старуха Изергиль»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

  • Какого народа сказка буратино
  • Какого народа сказка ашик кериб пересказанная м ю лермонтовым ответы
  • Какого народа сказка ашик кериб пересказ на лермонтова
  • Какого либо как пишется правильно
  • Какого критерия оценивания сочинения не существует