Каково отношение автора к крестьянским детям в рассказе бежин луг


Каково отношение автора к природе, крестьянским детям, их рассказам?



Иван Сергеевич Тургенев «Бежин луг».

Каково отношение автора к природе, крестьянским детям, их рассказам? Что главное увидел и понял писатель в ребятах? Как вам кажется, есть ли связь между одухотворенными образами мальчиков и общей антикрепостнической направленностью «Записок охотника»?

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5
Просмотров: 4551 | Добавил: (03.12.2017) (Изменено: 03.12.2017)

Всего ответов: 2

Обсуждение вопроса:

Всего ответов: 2

Порядок вывода комментариев:


Аватар

0

AnnStar

03.12.2017 оставил(а) комментарий:

Автор любуется и восхищается окружающей природой, которая для него раскрывает все оттенки красок. Он так же симпатизирует этим крестьянским мальчишкам, которые очень разные и интересные по-своему.

Природа в произведении не только фон, но и герой, сопереживающий, отражающий чувства других героев рассказа. Охотник заблудился, занервничал – и его охватила неприятная сырость, дороги не стало, кусты «какие-то некошеные», мрак «угрюмый», камни как будто сползлись в лощину «для тайного совещания». Но вот он нашел ночлег и успокоился около костра, теперь «картина была чудесная». Природа оживает в рассказах ребят, они населяют ее живыми существами: на фабрике живет домовой, в лесу – леший и русалка, в реке – водяной. Непонятное они объясняют понятным через сравнения (русалка беленькая, «как пескарь», голос у нее жалобный, «как у жабы») и через простые толкования сложных вещей (Гаврила заснул, Ермил был пьяный), хотя простое не вызывает у них интереса. Природа как бы сама участвует в диалоге с ребятами. Поговорили про русалок – кто-то захохотал, заговорили про барашков и покойников – собаки залаяли. Камни, реки, деревья, животные – все вокруг живое для ребят, все вызывает страх и восхищение. Не все суеверны, о даже реалист Павел слышит голос утонувшего Васи и верит в водяного.

Думаем, что связь между образами мальчишек и антикрепостнической направленностью «Записок охотника» есть. Она заключается в том, что автор показывает крестьянских детей, у них есть радости, горести, беды, трагедии, многие из них умирают, они не учаться, их взгляды на жизнь иногда базируются на мифологических представлениях о жизни.


Аватар

0

Biz-ledy

03.12.2017 оставил(а) комментарий:

Отношение автора к природе, крестьянским детям, их рассказам можно определить как добродушное, любовное, проникнутое чувствованием их красоты и поэзии, их значительности. Поэтическая душа живет в каждом из детей, и автор это четко подмечает. Он понял и почувствовал ребят, таких разных по своему душевному складу, оценил их дружеские отношения. В этих мальчишках уже есть то, что делает и взрослого человека интересным для окружающих, позволяет признать личностью.

Связь между одухотворенными образами мальчиков и общей антикрепостнической направленностью «Записок охотника» все же существует. Дети в рассказе показаны умными и мыслящими, духовно богатыми и способными понять окружающий их мир, хотя они, как и их родители, являются крепостными. Они прежде всего люди, существа духовные, внутренне содержательные, и автор хочет показать антигуманность крепостничества, стремящегося закабалить живую человеческую душу, сделать ее вещью, чьей-то собственностью. Такой общественный порядок не имеет права на существование.

«Бежин луг» — это замечательные произведение И. С. Тургенева, где живописно представлена красота природы, а характер, образ и внешнее описание каждого из ребят главный герой (рассказчик) дает с душой, теплотой. Автор внимательно относится к каждому из мальчиков. Все они — крестьянские дети, каждый уникальная личность, автор видит оригинальность, детскость, увлеченность, описывает детально всех ребят, он присмотрелся к ним весьма чутко, трогательно передает представление то с сочувствием, то с одобрением, в каждом персонаже видит особенного человека. Все мальчики — деревенские люди, их речь пронизана редкими и диалектными словами, типичные для той эпохи и местности (Тульская губерния), ребята самобытны, они увлечены рассказами о несуществующих водяных, леших, русалках, в которых верят и относятся очень серьезно.

Рассмотрим отношение автора к мальчикам из «Бежиного луга», к каждому по очереди.

Федю повествователь видит, как стройного, белокурого мальчика лет четырнадцати со светлыми глазами, приятными чертами лица, принадлежит к богатой крестьянской семье, что видно по одежде, по сапогам, которые, однако, отцовские. Паренек молчалив, любит больше слушать других, такой статус скорее по положению, по возрасту или из «робкой» натуры. Все мальчики почтительно обращаются к Федору, спрашивают его мнения, Федор же больше произносит общие фразы, чем рассказывает подолгу истории. Как старший, как более выделяющийся по положению, старается меньше говорить. На лугу оказался из развлечения. Создается впечатление, что это нежный, чувствительный паренек.

"Бежин луг", авторское отношение к мальчикам, отношение к Феде

Павлуша — самый особенный из всех мальчиков. Хотя внешне автор описывает его, как неказистого паренька, он ему пришелся больше всех по душе. Этот герой хорошо знает природу, чувствует себя уверенно на лугу, не боится ни ночи, ничего другого, как броситься спасать табун от лошадей в одиночку, моментально реагируя на беспокойство собак и убегая в темноту за ними следом.

zlw7muxsMi8V7yWkrL7e0gWpQKdd0kw.png

Ребенок смел, его не пугают страшные истории: после всех быличек бесстрашно отправляется набрать из речки воды. Рассказчик много раз любуется мальчиком, описывает, как тот положил руку на одну из собак, а та долго сидела, не меняя позы, радуясь Павлуше.

9LsjaxQEgPI5XcCGoxhwoMtmQu3neyF.png

А когда Ильюша комментирует, что примета была не к добру, мальчик смело возражает, что произойдет всегда лишь то, что должно быть, судьбы-то не миновать.

LPPKN00q1XA7E2yLGtv5LN0SZFO6KW.png

Илюша внешне ничем не выделяется, автор видит мальчика того же возраста, что Павлуша. Он очень привержен к быличкам, рассказывает больше всех, верит в то, о чем повествует.

"Бежин луг", авторское отношение к мальчикам, отношение автора к Илюше

Костю видит, как обладателя печального взгляда, чего-то невыразимого в больших глазах, что невозможно высказать словами.

"Бежин луг", авторское отношение к мальчикам, отношение автора к Косте

Ваня самый меньший из всех, лет семи. Он тихо лежит себе под рогожей, автор не сразу заметил ребенка. К старшим относится со всем уважением, ведет себя скромного, даже отказывается от картошки. Обращаем внимание вместе с повествователем в лице Вани на детскую натуру, — с радостью показывает звездочки, которых так много на небе и те, словно «пчелки роятся».

Ване приятно, что его взяли с собой. А его сестре Ане от Феди будут гостинцы, так как девочка «добренькая».

"Бежин луг", авторское отношение к мальчикам, отношение автора к Ване

Автор рад каждому из мальчиков, он в любом видит индивидуальность, неповторимость, выделяет что-то особенное, характерное этому ребенку. Повествователю интересно в обществе детей, он отдыхает и любуется ими.

"Бежин луг", авторское отношение к мальчикам, отношение автора к Косте

Слайд 1

Сочувственное отношение к крестьянским детям в рассказе « Бежин луг». Урок литературы в 6 классе.

Слайд 2

Вспомним определение жанра рассказ. Рассказ — небольшое по объёму произведение, содержащее малое количество действующих лиц, и, чаще всего, имеющее одну сюжетную линию. “ Бежин луг ” – самый поэтический и волшебный рассказ “Записок охотника”. Одновременно с этим он и самый загадочный рассказ тургеневского цикла.

Слайд 3

Работа с текстом Понравилось ли вам это произведение? Чем? О чём это произведение? Это произведение о русском человеке-крестьянине, о его внутреннем мире и душе, о тяжёлой жизни простого русского народа. « Бежин луг» — поэтическая картина родной природы, раздумье писателя о связи природы и судьбы человека, о будущем своей Родины. Расскажите кратко содержание рассказа.

Слайд 4

Как относится герой – рассказчик к ребятам, которых он случайно встретил в ночной степи? Как мы об этом узнаем? Свое отношение автор и герой-рассказчик передает с помощью описания. Читаем портреты героев.

Слайд 5

ПОРТРЕТЫ Федя (стр. 171)

Слайд 6

Портреты. Фрагменты текста (чтение) 1.Это был стройный мальчик четырнадцати лет, с красивыми и тонкими, немного мелкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой , полурассеянной улыбкой . (Федя). 2.У него всклокоченные чёрные волосы, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный; вся голова огромная, как говорится, с пивной котёл; тело приземистое, неуклюжее. (Павлуша). 3.Лицо у него было довольно незначительно: горбоносое, вытянутое, подслеповатое, сжатые губы не шевелились, сдвинутые брови не расходились. Его жёлтые, почти белые волосы торчали острыми косицами из-под низенькой войлочной шапочки . (Илюша) 4.Это мальчик лет десяти… Всё лицо его было невелико, худо, в веснушках, книзу заострено, как у белки; губы едва был можно различить; но странное впечатление производили его большие, чёрные, жидким блеском блестевшие глаза. (Костя).

Слайд 7

Беседа: Почему дети оказались ночью на Бежином лугу? Почему ходить в ночное – это большой праздник для крестьянских ребятишек? Для многих крестьянских детей игры заканчивались очень рано, они начинали трудиться наравне со взрослыми, т.к. большие семьи нуждались в помощи даже маленьких, но уже рабочих рук. Весь день ребята помогали в работе родителям. Не было времени на разговоры, праздные прогулки. Поэтому выход в ночное, где есть возможность покататься на лошади, прилечь отдохнуть и просто пообщаться со сверстниками – это праздник для детей. Ильюша говорит о том, что работает. Где он работает вместе с братом? «Мы в лисовщиках состоим». (гладят, скоблят бумагу) Как к этому отнеслись другие ребята? Павлуша говорит с уважением: «Вишь, ты – фабричные!» Кто из мальчиков самый богатый? Откуда вы об этом узнаете? Федя. По одежде Сколько лет было детям ? Феде – лет 14, Павлуше и Илюше на вид не более 12, Косте – 10, Ване -7 Что готовили мальчики? «Картошку»

Слайд 8

Вопросы 1.О чём говорят мальчики у костра? 2.Какие поверья бытуют среди ребят? 3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? 4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? 5. Дети интересны охотнику? 6. Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? Как они жили? 7. Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? 8. Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя?

Слайд 9

Вопросы 1.О чём говорят мальчики у костра? Они говорят о домовых, леших, об оживающих по ночам мертвецах и утопленниках, о Тришке-антихристе , о водяном, про русалку, о голосе, об утопленнике Васе. 2.Какие поверья бытуют среди ребят? О том, что можно увидеть того, кто умрёт в очередном году, праведная душа в голуби может быть, солнечное затмение – предвестник антихриста, белые волки побегут, людей есть будут. 3.Кто из мальчиков самый смелый? Почему вы так считаете? Павел. Он не боится поскакать на волка, ночью, без хворостинки в руке, совершенно один. Именно Павлуше принадлежат самые весёлые истории в этом рассказе. Он же идёт за водой, несмотря на рассказы об утопленниках. 4.Почему ребята рассказывают друг другу страшные истории? В разговорах мальчиков отражаются суеверия и страх перед ними: мальчики верят в то, чего нет на свете, но что внушено им невежеством и суеверием взрослых.

Слайд 10

Вопросы 5. Дети интересны охотнику? Несмотря на разницу в возрасте, образование, воспитание, социальный статус, дети интересны Тургеневу. Он забывает об усталости и внимательно слушает все истории. Охотник не уснул у костра, а с нескрываемым любопытством наблюдал за ребятами. В своём рассказе он выразил чувство глубокой искренней симпатии к крестьянским детям. 6. Как вы себе представили мир крестьянских детей 19 века? Чем он наполнен? С одной стороны, самостоятельные, впитавшие всё русское: отношение к природе, поверья, приметы, живой ум. С другой — тяжёлый труд, отсутствие возможности учиться. 7. Можем ли мы по портрету сказать о внутренних качествах человека? Можно ли по речи узнать и раскрыть образ героя? Рассказы детей красочны, ярки, свидетельствуют о богатстве их воображения, об умении передать свои впечатления, но вместе с тем в большей степени они говорят о другом: о темноте детей, о том, что дети находятся в плену самых диких суеверий. Перед вами еще одна сторона мира детства в изображении Тургенева.

Слайд 11

Подведение итогов: Что нового вы узнали? О чем вас заставил задуматься этот рассказ? Что показалось особенно интересным? Сравнили ли вы образ жизни крестьянских мальчишек 19 века и свой образ жизни? Какие мысли и чувства в связи с этим у вас появились?

Слайд 12

Домашнее задание: Вам дана таблица. Персонаж возраст Семья, положение Одежда Почему попал в ночное Характер Основные черты Где и в чём проявились Впечатление автора Вы должны заполнить её и подготовить связный рассказ о том герое, который вам более интересен.

Тема:
И.С. Тургенев. «Бежин луг». Образ автора, его сочувственное отношение к
крестьянским детям.

Тип урока:

урок формирования новых знаний и умений

Цели деятельности учителя:

способствовать формированию представления об И. С.
Тургеневе как великом русском писателе, его жизненном и творческом пути, о
круге друзей и современников поэта; пробудить интерес к творчеству и
художественному миру писателя.

Задачи:

Предметные: иметь представления о
жизни и творчестве И. С. Тургенева как великого русского писателя

Метапредметные: ориентироваться в
справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать
выводы; находить нужную информацию в учебнике.

Личностные: осознавать личностный
смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию.

Предметные умения:

знать особенности
повествования; уметь воспринимать и анализировать текст

Планируемые результаты

· познавательные: ориентироваться в учебнике, в
тексте художественного произведения; отвечать на вопросы учителя; обобщать,
делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в тексте романа;

· регулятивные: организовывать свое рабочее
место; овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои
достижения на уроке;

· коммуникативные: проявлять готовность вести
диалог; участвовать в коллективном обсуждении; подбирать аргументы для
подтверждения собственной позиции.

Формы работы на уроке:

Групповая, индивидуальная

Оборудование:

учебник

Этап урока

Содержание этапа урока

Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное
воспитание.

I.

Организация начала урока. Приветствие. Проверка готовности к
уроку. Выявление отсутствующих. Создание психологической атмосферы урока,
включение учащихся в деловой ритм урока.

— Добрый день, ребята. Присаживайтесь на свои места.

Рады слышать мы звонок

Начинается урок

Интересно нам читать,

Думать, спорить, размышлять

-С каким настроением вы пришли в школу? Подарите свое хорошее
настроение друг другу. Улыбнитесь всем нам. Пусть нам принесет радость
общение друг с другом. С этим настроением мы начнем наше занятие.

Принцип психологической комфортности.

УУД: личностные, коммуникативные.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу,
создание ситуации успеха

II. Актуализация знаний

По отцу Тургенев принадлежал к старинному дворянскому роду. Отец
Тургенева, храбрый гусар Сергей Николаевич, сын хозяина деревеньки Тургенево
с 210 душами крепостных, ничем уже не обладал, кроме герба, знания языков да
редкой красоты. Когда Сергей Николаевич появился в Спасском, чтобы купить
лошадей для полка, некрасивая, сутуловатая, правда, с удивительными, словно
искрящимися глазами хозяйка Спасского Варвара Лутовинова сразу влюбилась в
него. Мать, урожденная Лутовинова, — богатая помещица Варвара Петровна была
старше Сергея Николаевича на пять лет, близость счастья делала ее
деспотично-настойчивой. Не веря в обещание Сергея Николаевича заехать еще
раз, не по делам, а «просто в гости», Варвара Петровна, владелица почти пяти
тысяч крепостных душ и ста тысяч десятин земли, взяла у красавца офицера
портупею – «Чтобы обещание было верней»

Личностные УУД

1. Развивать умение выказывать
своё отношение к героям, выражать эмоции.

Коммуникативные УУД

Строить небольшие монологические высказывания, осуществлять
совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных
задач.

Регулятивные УУД

1. Планировать необходимые действия

III. Мотивация учебной деятельности. Подготовка к сознательному
восприятию материала, стимулирование познавательного интереса.

– Имя великого русского писателя И. С. Тургенева всем хорошо
знакомо., что среди современников И. С. Тургенева много известных имен: Н. А.
Некрасов, Л. Н. Толстой, В. Г. Белинский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. А. Фет,
И. А. Гончаров, Д. И. Писарев и др. На книжной выставке вы видите многие
произведения писателя. Надо сказать, что полное собрание сочинений И. С.
Тургенева составляет 30 томов.

книга «Записки охотника». В ней более 20 очерков. Мнения о том,
что она представляет, высказывались разные. Например, Мопассан назвал
«Записки охотника» «серией коротких рассказов», Флобер – «сценами из русской
жизни». Исследователь творчества Тургенева Ю. В. Лебедев говорит о
художественном единстве книги, о том, что в ней можно увидеть множество
сцеплений, которые соединяют все очерки в единое целое. А образ охотника –
рассказчика помогает этому. «Очень часто судьба одного из героев, кажущаяся
загадочной, недосказанной, проясняется судьбою другого», – пишет Ю. В.
Лебедев в своей книге «У истоков эпоса». Это книга о России. Она открывает
1860-е годы в истории русской литературы. Книга о русском национальном
характере.

Есть такое словосочетание «тропа к Тургеневу». Мне бы хотелось,
чтобы в свои 12 лет вы уже встали на эту «тропу», для того чтобы ближе
познакомиться с обаятельной личностью И. С. Тургенева, с его книгами. Чтобы
вы, читая Тургенева, размышляли о родной природе, о силе и красоте
художественного слова, о своей стране.

В имении матери Спасское-Лутовиново (Мценский уезд Орловской
губернии) прошли детские годы будущего писателя, рано научившегося тонко
чувствовать природу и ненавидеть крепостное право.

В 1827 семья переезжает в Москву; вначале Тургенев обучается в
частных пансионах и у хороших домашних учителей, затем, в 1833, поступает на
словесное отделение Московского университета, в 1834 переходит на
историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета.

Спасское-Лутовиново – богатая усадьба. В доме большое количество
комнат. Есть столовая, рабочая комната писателя, большая и малая гостиные,
библиотека, комната комердинераИ.С.Тургенева Захара Балашова и другие. В
малой гостиной до сих пор сохранился огромный мягкий диван, который, по
словам обитателей и гостей Спасского- Лутовинова, всегда погружал в сладкий сон
каждого, кто присаживался на него. Этот диван все называли самосон.

Регулятивные УУД

1. Определять и формулировать цель
деятельности на уроке с помощью учителя.

IV. Работа над темой урока

В деревенских детях отчетливо прослеживаются лучшие черты
национального характера.

В. Г. Белинский

Беседа о произведении в целом и о роли рассказчика.

Вопросы:

– Какое впечатление произвел на вас рассказ И. С. Тургенева
«Бежин луг»?

– Есть ли в рассказе такие страницы, которые вам хотелось бы
перечитать? Прочитайте любимые страницы рассказа.

– Кто из мальчишек произвел на вас большее впечатление, почему?

– Что о жизни крестьянских детей вы узнали именно из этого
рассказа? Как вы понимаете, что стоит за словами Павлуши «Вишь ты –
фабричные!» (с. 174)?

– Каким вы увидели рассказчика?

– Найдите, в тексте доказательства того, что перед нами
настоящий охотник. (Это человек, хорошо знающий лес, уверенно себя
чувствующий в нем.
 «Быстрыми шагами прошел я длинную площадь кустов,
взобрался на холм..». «Я узнал, наконец, куда я зашел». «Этот луг славился в
наших околотках под названием Бежина луга…». Человек
наблюдательный, зоркий и осторожный.
 «Мне попалась какая-то
неторная, заросшая дорожка, я отправился по ней». «Что я было принял за рощу,
оказалось темным и круглым бугром». Знаток занятий деревенских
крестьянских
 детей, смог хорошо объяснить, что значит быть «в ночном».)

Чтение отрывка «Это просто были крестьянские ребятишки… с
репейниками в спутанной гриве».

– Расскажите, пожалуйста, что вы знаете об И. С. Тургеневе как
охотнике?

Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы
для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с
текстом

Познавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из
одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и учителя.

3. Находить в тексте ответы на вопросы .

Духовно-нравственное воспитание (развитие умений делать выводы
для себя, наблюдая за героем, с целью возможного личностного роста).

Регулятивные УУД

1. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с
текстомПознавательные УУД

1. Преобразовывать информацию из
одной формы в другую.

2. Делать выводы в результате
совместной работы класса и учителя.3. Находить в тексте ответы на
вопросы .

VI. Физминутка

Учащиеся встают со своих мест и повторяют за учителем движения.

Раз — подняться, потянуться,

Два – нагнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть

Личностные УУД:

установка на здоровый образ жизни и её реализация на уроке.

VIII. Рефлексия.

Сегодня получился необычный и очень содержательный урок. И вы
показали себя настоящими тургениеведами. Много интересного прозвучало в ходе
заочной экскурсии в Спасское-Лутовиново, из беседы о любимых героях и любимых
страницах рассказа «Бежин луг». Отрадно то, что вам небезразлична дальнейшая
судьба героев рассказа. Заметно, что тема охоты вызвала интерес. Было верно
отмечено выступающими, что «подлинная история охотничьей темы в русской
литературе начинается именно с “Записок охотника” И. С. Тургенева». В вашей
речи появились новые слова и выражения. Видимо, Тургенев как мастер
художественного слова разбудил ваше воображение, произвел необычайное
впечатление, заставил задуматься. Разговор о духовной красоте человека, о
национальном характере будет продолжен на следующем уроке.

– Чем интересен для вас был этот урок? (Высказывания
учащихся.)

– Какими знаниями, полученными на уроке, вы хотели бы поделиться
со своими друзьями, с родными? (Высказывания учащихся.)

-Что нового вы узнали?

-Какое настроение сейчас?

-Были ли трудности? Как вы их преодолели?

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности
работы.

IX. Домашнее задание

Рассказ о мальчиках (по вариантам);  задания № 3,4 стр.191

  • Каково назначение трехчастной композиции рассказа старуха изергиль
  • Какого народа сказка буратино
  • Какого народа сказка ашик кериб пересказанная м ю лермонтовым ответы
  • Какого народа сказка ашик кериб пересказ на лермонтова
  • Какого либо как пишется правильно