И.С. Тургенев в романе «Отцы и дети» создал первый в русской литературе образ нигилиста. По одной из версий, главный герой романа был своего рода «пророчеством» Тургенева и оказался первым нигилистом в России вообще. В таком случае получается, что Тургенев дал жизнь реальному явлению российской действительности, сам того не желая и, возможно, даже не предполагая.
Тургенев создал образ Базарова. А потом он заставил Базарова умереть. Какие были на то причины? Какую роль играет эта смерть в раскрытии характера героя?
Тургенев создал Базарова своим идейным оппонентом и спорил с ним на страницах романа. И кое с чем соглашался. И кое-что одобрял. Но не мог примириться с тем, что Базаров будет жить и действовать, добиваясь своей цели — разрушить, не созидая. И уж тем более Тургенев не мог допустить, даже на страницах произведения, что его герой своей цели добьется…
Итак, цель Базарова, цель нигилиста — «место расчистить». Разрушить, уничтожить все, не создав ничего… Оставив это дело другим — создавать на пустом месте. На расчищенном, выжженном, вытоптанном… Но оно, быть может, потеряет свое плодородие! И что же станет тогда с этим самым местом, на котором все старое уничтожено, а новое не создано? Порастет бурьяном, который не искоренить. И тогда, возможно, гибель грозит всему, что еще осталось и какими-то силами держится за жизнь.
Такого поворота событий Тургенев не может допустить. Такой поворот событий, быть может, грозит России… Если Базаров сможет добиться своей цели.
[sms]
Тургенев не дал Базарову настоящих единомышленников — людей, которые разделяют его взгляды, идеи, планы, которые искренне преданы общему делу, которые действительно хотят многого добиться. Есть Ситников, есть Кукшина, есть, наконец, Аркадий. Но они оказываются «псевдосподвижниками». У Кукшиной и Ситникова нет собственного мнения, и они меняют мнения чужие, заимствованные, в зависимости от моды. Им нужна видимость значительности, им нужно уважение — и у них нет другого выхода, кроме как согласиться с окружающими. Нельзя сказать, что ситнико-вы бесполезны, об этом заявляет и сам Базаров: «Мне нужны подобные олухи. Не богам же, в самом деле, горшки обжигать!..»
Что же касается Аркадия, то мнение у него есть, но оно не всегда совпадает с мнением Базарова. Аркадий пытался «привить себе» эти взгляды, переделать себя, но все же его природа взяла свое. Он «ручной», ведомый, зависимый, он для Базарова — «мякенький либеральный барич», которому «приятно самого себя бранить». Это не тот человек, который нужен Базарову в качестве сподвижника, — ему нужен тот, кто вместе с ним будет «ломать других».
Итак, Базаров остается один. У него нет единомышленников. Казалось бы, что может один? В этом-то и опасность Базарова. Он сильный, твердый, упрямый человек. Он — сила, и он может обойтись без помощников. Он один — сильнее и больше их всех. Он — большой человек, который много мог, но мало успел…
Базаров с гордостью говорил, что он ближе к народу, чем аристократы, что он умеет говорить с народом. Но вот он поговорил… И отзыв мужиков такой: «Известно, барин; разве он что понимает?» «»..Этот самоуверенный Базаров и не подозревал, что он в их глазах был все-таки чем-то вроде шута горохового…» Однако это было так.
Что же у Базарова осталось? Сподвижников нет. Умение общаться с мужиками он утратил — или вовсе не имел… И остались чувства, которые он так яро отрицал.
Только ли для того, чтобы показать никчемность или опасность Базарова, нужна Тургеневу его смерть? Нет: еще для того, чтобы выявить другую сторону характера героя, его суть.
Нигилизм — это идеология. Но ведь Базаров — человек. Никакой человек не в силах неотступно следовать своим ут- верждениям, иначе это будет уже не чистая идеология, а крайности со множеством противоречий. И хотя эти противоречия есть и в Базарове, у него немало достоинств. «Не имея возможности показать нам, как живет и действует Базаров, Тургенев показал нам, как он умирает» — это мнение Д.И. Писарева совершенно справедливо.
Базаров — большой человек. Но перед смертью он стал еще больше: у него появилась душа, показалась из-под «покрывала» идеологии. Базаров, который все отрицал, признает свою неправоту. Он отрицал любовь — и вот он понимает, что любит сам. Любит Анну Сергеевну Одинцову, любит своих родителей и оценивает их по достоинству: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать/..» Он был против красивых слов — и сам говорит любимой женщине: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет…» Он считал себя непобедимым гигантом — а оказалось, что «вся задача гиганта — как бы умереть прилично, хотя никому до этого дела нет…» Признать свою неправоту могут только люди с огромным запасом душевных сил. Каков же был этот запас у Базарова, если он признал себя неправым перед смертью, сохранив и даже умножив свое достоинство!
Итак, смерть Базарова для автора — один из способов утвердить свое положительное отношение к нему. Но это не единственный способ. На протяжении всего романа видно, как симпатии автора оказываются на стороне героя, даже если Тургенев не согласен с его утверждениями. Базаров оказывается достойнее многих героев романа, в том числе тех, которых любит он сам, хотя и не признается в этом почти до конца романа.
В Одинцовой Базаров видит человека, близкого себе по духу, однако она деспотична по отношению к сестре. Базаров уважает и любит своих родителей, но Тургенев компрометирует любовь к нему самих «стариков». Отец боготворит сына, рисуется перед ним, пытается не отстать от века (например, он явно неискренне относит к предрассудкам служение молебна). Мать боится «Енечки», а ее забота о сыне . проявляется главным образом в том, чтобы накормить его и покойно устроить. Базаров никогда не оскорбляет их, нигде не говорит о них плохо, и все же, возможно, родители — главные виновники его духовного одиночества, духовной борьбы без исхода.
И все же главное, что понял перед смертью Базаров: «Я нужен России… Нет, видно не нужен». Он не только не нужен — он опасен. И даже, наверное, не он сам, а его идеология. А о нем самом — о его сути, о душе — искренне сожалеет Тургенев. И пожалуй, действительно, — есть о чем пожалеть.[/sms]
Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Отношение Тургенева к Базарову
Отношение Тургенева к Базарову
«Отцы и дети» — роман Тургенева, посвящённый вечной проблеме взаимоотношения разных поколений. Центральным в произведении становится образ материалиста Евгения Базарова, главного оппонента «отцов». Личность героя привлекает внимание, и отношение к нему Тургенева неоднозначно.
С портрета начинается знакомство читателя с Базаровым. Автор отмечает особенность во внешности Евгения – «высокий лоб», что говорит о глубоком уме. Тонкое рациональное мышление, образованность ценит в своем герое Тургенев.
Портрет Базарова продолжает постепенно открывать его характер. Знаменитый «балахон» героя, который он именует «одежонкой», подчеркивает его простоту. Евгений не заботится о своей внешности, будучи уверенным, что «на первом месте – комфорт». Критическое отношение к себе привлекает автора в Базарове. Возможно, отсюда и идет близость героя к народу, к «мужику», гордость, что его «дед землю пахал». Эти черты национального характера, без сомнения, дороги Тургеневу.
Но диалоги Базарова с Павлом Петровичем, Аркадием позволяют выделить такие черты, с которыми не может смириться Тургенев.
Евгений уверен, что «природа не храм, а мастерская». Но автор мгновенно реагирует на эту реплику, показывая чудесные пейзажи, которыми любуется и Николай Петрович, и Аркадий.
Базаров отрицает искусство, уверенный, что «порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Но Тургеневу, чей эстетический вкус очень тонок, чужда позиция героя. Автор утвердил силу искусства, когда Аркадий, затаив дыхание, слушал сонату Моцарта, а Николай Петрович восхищался поэзией…
Базаров доводит Рационализм до предела: он отрицает даже любовь. Герой объясняет это чувство на уровне физиологии. Конечно же, этого не может принять Тургенев, потому он делает своего героя рабом любви в конце романа. Базаров осознал, что его состояние противоречит нигилизму, который он так рьяно проповедовал. Только влюбившись, Евгений понимает, что его теория не верна.
Личность Базарова противоречива и неоднозначна как для читателя, так и для автора. Смертью героя Тургенев высказал сомнение, что именно такие люди нужны России.
Добавил: katebezginova
38248 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.
/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Отношение Тургенева к Базарову
Смотрите также по
произведению «Отцы и дети»:
- Краткое содержание
- Полное содержание
- Характеристика героев
- Критические статьи
КАК ТУРГЕНЕВ ОТНОСИТСЯ К БАЗАРОВУ?
Нигилист – это глупое слово,
Но когда ты под ним
Разумел человека прямого,
Кто не любит живиться чужим,
Кто работает, истины ищет,
Не без пользы старается жить,
Прямо в нос негодяя освищет,
А при случае рад и побить,
Так, пожалуй, зови нигилистом.
Н. А. Некрасов
Начиная писать какое-либо произведение, писатель вкладывает в него определенную идею, старается раскрыть какую-то важную тему. И по мере развития сюжета часто сам начинает жить в созданном им мире, жизнью своих героев. Наверное, каждый автор в каждом своем творении частично воссоздает самого себя, создает героя, выражающего его собственные мысли, чувства, взгляды и убеждения.
Таким образом он находит наилучший способ полнее раскрыть свою душу и глубже осознать тревожащие его проблемы. При этом такие герои не всегда исключительно положительные.
Писатель может спорить со своим персонажем, критиковать его, даже упрекать в чем-то. Но неизменно продолжает любить, жалеть, стремиться сделать его как можно лучшим.
Именно таким героем стал для И. С. Тургенева герой его романа “Отцы и дети” Евгений Базаров. Отношение автора к Базарову сложно и неоднозначно. С одной стороны, он оценивает Евгения по достоинству, восхищается его умом, твердостью его характера, умением отстаивать свое мнение, свои взгляды и убеждения, упорством в достижении целей и способностью добиваться желаемого. С другой – Базаров кажется чуждым Тургеневу, его идеалы далеки от идеалов писателя, образ мыслей героя непонятен и неприемлем для него. “Хотел ли я обругать Базарова или его превознести?
Я этого и сам не знаю, ибо я не знаю, люблю ли я его или ненавижу”, – писал Тургенев Фету. Тем не менее, познакомившись поближе с романом, мы начинаем сознавать, что автор очень симпатизирует своему герою. Да, он не скрывает отрицательных черт Евгения.
Он критикует базаровское отрицание искусства, поэзии, любви. Интересен и сам тот факт, что автор называет своего героя нигилистом – словом, которое в разные времена имело довольно противоречивые трактовки: в 20-е годы XIX столетия так называли невежд, которые ничего не знают и не хотят знать; в 40-е оно вообще считалось бранным словом, а в 60-е означало пробуждение критической мысли. Сам же писатель так говорил о нигилизме Евгения Базарова: “…и если он называется нигилистом, то надо читать: революционером”. Но в романе Тургенев постепенно разоблачает нигилизм своего героя.
Не случайно участь его предрешена – он гибнет, не оставив после себя ни идеи, ни последователей, ни учеников, ни детей. У него нет продолжения, и его полная разочарований жизнь промелькнет, словно миг, и забудется.
“Базаров – не живая личность, а карикатура, чудовище с крошечной головой и гигантским ртом, с маленьким лицом и пребольшим носом, – притом карикатура самая злостная…” – писал критик М. А. Антонович. Другой критик, Д. И. Писарев, высказывал совсем иную точку зрения: “Тургеневу пришло в голову выбрать представителем базаровского типа человека неотесанного: он так и сделал, конечно, рисуя своего героя, не утаил и не закрасил его угловатости… от сурового труда грубеют руки, грубеют манеры, грубеют чувства; человек крепнет и прогоняет монашескую мечтательность, избавляется от слезливой чувствительности; за работою мечтать нельзя, потому что внимание сосредоточено на занимающем деле… Человек, привыкший надеяться на самого себя и на собственные силы, привыкший осуществлять сегодня то, что задумано вчера, начинает смотреть с более или менее явным пренебрежением на тех людей, которые, мечтая о любви, о полезной деятельности, не умеют пошевелить пальцем, чтобы сколько-нибудь улучшить свое собственное, в высшей степени неудобное положение…” Сам же автор “Отцов и детей” постоянно напоминает нам о том, что Евгений Базаров – не какой-то злой гений, не бездушное чудовище, а прежде всего – несчастный человек, одинокий и, несмотря на всю силу ума и всю жизненную энергию, оказавшийся беззащитным перед простыми человеческими чувствами. “При сочинении Базарова, – говорит Тургенев, – я не только не сердился на него, но чувствовал к нему “влеченье, род недуга”…
Еще бы он не подавил собою “человека с душистыми усами” и других! Это – торжество демократизма над аристократией…” Писатель жалеет своего героя, переживает за него, но ничего не может изменить в его судьбе. Потому что, по твердому убеждению Тургенева, время Базаровых еще не пришло.
Придет ли оно когда-нибудь? Вероятно, нет. Автор не верит в то, что людям базаровского склада суждено найти путь обновления России.
Евгений Базаров, без сомнения, новый человек. Но этот человек еще до конца не обрел самого себя, не избавился от недостатков, не осознал ошибки и заблуждения. И потому он – “лицо трагическое”. Роман завершается великолепным музыкальным аккордом – лирической сценой, изображающей стариков Базаровых на могиле сына.
Эта сцена наиболее ярко показывает истинную позицию Тургенева: он видит, что Базаровы явились на арену русской общественной жизни, они уже пришли, но время их еще не пришло. И этим автор мотивирует раннюю и печальную смерть своего героя. Вместе с ним писатель хоронит и нигилизм, неприемлемое для него мировоззрение, несущее разрушение и лишенное каких – либо созидательных начал.
“Мне мечталась фигура сумрачная, дикая, большая, до половины выросшая из почвы, сильная, злобная, честная и все-таки обреченная на гибель, потому что она стоит в преддверии будущего”, – писал о Базарове И. С. Тургенев. Естественно, тут было “не до нежностей”. Создавая своего героя, писатель намеренно исключил из круга его симпатий все художественное и придал ему резкость и бесцеремонность тона. Однако делал он это не из желания в чем-то обидеть молодое поколение.
Все качества и черты характера Базарова были взяты автором из жизни, срисованы с его знакомых. “Это жизнь так складывалась, – утверждал сам Тургенев. – …Я должен был именно так нарисовать его фигуру. Личные мои наклонности тут ничего не значат, но, вероятно, многие из моих читателей удивятся, если я скажу им, что за исключением воззрений на художества, я разделяю почти все его убеждения…” По мере развития сюжета романа тургеневский герой постоянно подвергался духовным испытаниям, был вынужден усомниться в своих взглядах и жизненных принципах. Его сила на деле оказалась его слабостью, его убеждения потерпели крах. Но он, как и задумывал автор, остался человеком будущего и потому заслуживает глубокого сочувствия, а может быть, и снисхождения.
Его жизненные позиции были обусловлены меняющимся временем. И как жить в ЭТИХ новых условиях, в то время не знал никто.
И. С. Тургенев полностью реализовал задуманное. Он создал такой образ, который ему виделся, который был, по его мнению, необходим людям, необходим стране, необходим ему самому. “Я не чувствую себя виновным перед Базаровым, — писал автор, – …сделать его волком и все-таки оправдать его, это было трудно…” Но Тургенев мастерски справился с этой нелегкой задачей – сделал своего героя “злобной фигурой”, “волком”, однако при этом вызвал в душах читателей живой интерес к нему, сочувствие, жалость и в какой то мере даже симпатию. “Тургенев не любит беспощадного отрицания, – подчеркивал Д. И. Писарев, – но между тем личность беспощадного отрицателя выходит личностью сильной и внушает читателю уважение… никто в романе не может сравниться с Базаровым по силе ума и характера”. А такой образ мог получиться только при условии искренней симпатии и любви автора к своему герою.
Именно любви, несмотря на некоторое несогласие со многими его взглядами и резкостью поведения.
Loading…
Россия, судьба её народа всегда волновали
И. С. Тургенева
. Отношение к родине было главным мерилом нравственной ценности человека в произведениях писателя — патриота. Даже несбывшиеся мечты, несовершенные планы героев были важны, если в них отражались благородные гражданские помыслы. Герои романов
И. С. Тургенева
— русские люди 40 — 60 — 70 — х годов. Главные моменты их жизни совпадают с коренными поворотами в истории России.
Россия Тургенева — это и деревня, и постоялый двор, и барская усадьба, и лес, и степь, и уездный город, и отзвуки столичной жизни.
Много думает Тургенев о взаимоотношениях между молодостью, между отцами и детьми, размышляет о достоинствах и недостатках этих разных периодов человеческой жизни, о взаимоотношениях между поколениями. Сложность взаимоотношений отцов и детей переживаются Тургеневым и на личном опыте: между ним и повзрослевшей дочерью Полиной возникают конфликты, похожие на те, которые изображаются в романе «Отцы и дети».
«Этот роман, точно первый ясный весенний день после сумрачного холодного марта. Свежо, душа отдыхает, поэзией упивается грудь! Много надо иметь сердца, чтобы создать Базарова», — писал
А. Н. Майков
. Работая над романом, Тургенев жил в мире своего героя. По воспоминаниям, он вел от его лиц дневники, сочинял диалоги.
Образ Базарова был задуман Тургеневым как образ просветителя из демократического лагеря, борца против невежества, суеверий. И эта сторона замысла была прекрасно воплощена в романе. Достаточно вспомнить, с каким гневом говорит Базаров о том, что «грубейшее суеверие нас душит», с какой болью он переживает забитость и невежество народа: «Мужик наш рад самого себя обокрасть, чтобы только напиться дурману в кабаке».
Образ Базарова свидетельствовал об искреннем стремлении художника точно воспроизвести правду жизни и запечатлеть в романе действительные черты разночинца 60 — х годов.
Евгений Базаров — главный герой романа. Человек огромной силы воли, твёрдых убеждений, он выделяется на фоне многочисленных российских гамлетов. Тургенев наделил Базарова своеобразным отношением к философии, политике, народу, воплотил свою любовь к натурам героическим. Базаров — экспериментатор. Он в такой же мере враг абстрактной, оторванной от жизни науки, как и идеалистической, умозрительной философии. Когда Павел Петрович спрашивает его: «Значит, вы верите в одну науку?» Базаров отвечает: «Я уже доложил вам, что ни во что не верю; и что такое наука — наука вообще? Есть наука, как есть ремёсла, звания; а наука вообще не существует вовсе».
Характер Базарова сложен и противоречив, его взгляды претерпевают существенные изменения под влиянием различных причин. Столкнув своего героя с серьёзными жизненными испытаниями, Тургенев заставил его поступиться рядом убеждений.
До середины романа Базаров — человек трезвого и глубокого ума, уверенный в своих силах и в том деле, которому он себя посвятил, лишенный скептицизма, пессимизма, гордый, целеустремленный и обладающий способностью влиять на других людей и даже подавлять некоторых своими знаниями, логикой и волей. Но как только начинают развиваться отношения Базарова с Одинцовой, Тургенев отдельными штрихами намекает на изменения, которым подвержен герой. И вот он, высказывающий всегда «своё равнодушное презрение ко всему романтическому», «с негодованием сознавал романтика в самом себе» и понял, что отвернуться от Одинцовой у него нет сил. Базаров почувствовал, что его теория: «Нравится тебе женщине… старайся добиться толку; а нельзя — ну, не надо, отвернись — земля не клином сошлась» — начинает терпеть крах. Одинцова ему безусловно нравится, отвернуться о неё он, к изумлению своему, не имел сил. Но, развенчав своего героя во взаимоотношениях с возлюбленной, Тургенев повёл его по нисходящей линии. Он заставил Базарова отступить перед любовью, перед презираемой им романтикой, перед всесильной жизнью. Силы героя рассматривались как бесполезно затраченные: «Я хотел сделать из него лицо трагическое — тут было не до нежности». Сочувствуя герою и скорбя, писатель изобразил его в свете трагической борьбы революционеров — демократов.
Тургенев носил Базарова в себе, в его письмах мелькают фразы, которые потом превратятся в реплики героя. Базаровские взгляд на животное, которое лишено чувства сострадания, сквозит в письме Тургенева к Полине Виардо. Он говорит о соловье, который чудно поёт, в то время, «как какое — нибудь полураздавленное насекомое умирает у него в зобу». Базаровская ирония и трезвость мысли звучат в письме Тургенева к Фету. Подарив Базарову своё «я», Тургенев сделал то, чего не было в других антинигилистических романах, включая даже произведения Достоевского и Лескова.
Пройдя искус нигилизма, Базаров приходит к пониманию бессмысленности нигилистического бунта. Атом не может отрицать мироздание, частью которого он является. Мыслящий, страдающий Базаров — наиболее убедительное отрицание базаровщины.
Отношение Тургенева к Базарову
Читайте также:
|
«Я не знаю, люблю я его или ненавижу», — сказал Тургенев о Базарове – герое, абсолютно чуждом ему и социально, и духовно. Писатель обладал чуткостью к тому, что еще только появлялось в жизни, еще не сформировалось (Добролюбов называл это «чутьём настоящей минуты»), а потому, как ни парадоксально, либерал по своим убеждениям, аристократ по типу личности и положению в обществе, утонченный эстет, Тургенев первым в русской литературе изобразил революционера-демократа. Базаров был настолько интересен своему создателю, что Тургенев вел дневник от его имени, где записывал возможные суждения героя о происходящих событиях.
Отношение к людям базаровского типа у Тургенева было сложное. Писатель не мог принять радикализм взглядов этих людей, категоричность суждений и оценок, признание не столько эволюционного, сколько революционного, а значит, по мнению Тургенева, разрушительного пути развития России. Именно это неприятие стало причиной выхода писателя из редакции журнала «Современник», хотя Тургенева связывали с этим изданием и его редактором Некрасовым многолетние творческие и дружеские отношения (появление в редакции Чернышевского и Добролюбова, статья Добролюбова «Когда же придет настоящий день?», написанная по поводу романа Тургенева «Накануне» и с явной очевидностью показавшая различные представления либералов и революционеров-демократов о преобразовании России, стали причиной разрыва Тургенева с журналом и очередного отъезда писателя за границу. Роман «Отцы и дети» печатался уже не в «Современнике», а в журнале «Русское слово»).
«Сделать Базарова волком и всё же оправдать его – вот это было трудно», —признается Тургенев. Базаров начала романа – именно «волк»: в нем чувствуется внутренняя сила, убежденность в своих материалистических взглядах, снисходительное презрение к тем, кто мыслит иначе.
Постепенно отношения «автор-герой» в романе становятся иными, особенно когда Тургенев показывает Базарова в любви. Автор искренне сопереживает своему герою, способному не только сильно любить, но и сохранить в горечи неразделенного чувства достоинство и благородство. Жизнь оказалась гораздо богаче, сложнее, противоречивее, чем предполагал Базаров, не все подчиняется в жизни разуму и воле, не все можно объяснить материалистическими идеями. Жизнь не умещается в готовые схемы и теории – это всегда знал Тургенев, к этому автор подводит и своего героя. Тургеневу удалось создать не карикатуру на революционера-демократа, а живую личность, сильную и страстную, столкнувшуюся с великими тайнами человеческой жизни и души. «Если читатель не полюбит Базарова, значит, я не добился своей цели», —сказал Тургенев, которому действительно важно было, чтобы читатель полюбил его дерзкого, «неудобного» героя.
Вторая часть романа открывает еще одну авторскую задачу, которую Тургенев сформулировал так: «Я хотел сделать из Базарова лицо трагическое». «Мне виделась фигура сильная, мрачная, наполовину выросшая из народной почвы и всё же – преждевременная», —говорил Тургенев.
Отношение автора к Базарову можно ощутить и в финале романа. Примечательно, что роман не заканчивается описанием смерти главного героя: есть еще эпилог, в котором говорится о братьях Кирсановых, об Аркадии и его счастливой жизни с Катей, об Одинцовой, родителях Базарова, горестно и трогательно-печально приходящих на могилу сына.
Финальный абзац уподобляется стихотворению в прозе – и по своему мелодизму, и по ритмической организации строки, и по авторскому чувству светлой печали, отраженному в нем. «Неужели их молитвы, их слезы бесплодны? Неужели любовь, святая, преданная любовь не всесильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растущие на ней, безмятежно глядят на нас своими невинными глазами: не об одном вечном спокойствии говорят нам они. Они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной». «Молитвы», «слезы», «любовь», «примирение», «жизнь бесконечная» — такими становятся ключевые слова финальных строк романа Тургенева. В них – глубокое и мудрое авторское приятие жизни во всех ее трагических и светлых проявлениях, признание вечных истин любви, добра и согласия. Базаров ушел, но остались в мире вечная природа, вечная любовь, вечное обновление самой жизни. Все непонимания временны, тогда как любовь вечна. Таким образом, героем «несоглашающимся» Тургенев утверждает согласие.
Дата добавления: 2015-08-21; просмотров: 1245 | Нарушение авторских прав
mybiblioteka.su — 2015-2023 год. (0.029 сек.)