Каково понимание свободы героями рассказа макар чудра

1. Романтические рассказы М. Горького.
2. Композиция рассказа, сюжет, герои, конфликт.
3. Разрешение конфликта. Авторская позиция.

Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром. Вот и все, сокол!
М. Горький

Ранние рассказы М. Горького называют произведениями романтизма «нового этапа». В одном ряду стоят его революционно-романтические «Макар Чудра», «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Их яркие герои наделены основной чертой — страстью к свободе. Это и определяет их поступки. Исходя из традиций русской классической литературы, писатель вкладывает в свои произведения особый пафос: романтика призывает действовать, бороться, идти на подвиг. Они были актуальны как пропаганда в преддверии революции и остаются актуальными сейчас, потому что содержат в себе мудрость.

Годы странствий автора по России дали ему огромный жизненный опыт. Он записывал свои впечатления в дорожную тетрадь, и многие сюжеты вошли позже в его произведения. «Макар Чудра» был первым опубликованным рассказом М. Горького. Именно он, напечатанный в 1892 году в тифлисской газете «Кавказ», был впервые подписан этим псевдонимом. Рассказ сразу же обратил на себя внимание яркими образами и актуальной проблематикой. Горький рассказал услышанную им в путешествии легенду о людях, больше всего на свете ценящих независимость и свободу.

Рассказ построен необычно — автор использует рамочную композицию, это так называемый «рассказ в рассказе». Начинается рассказ с диалога старого цыгана Макары Чудры и повествователя. Образ повествователя здесь особенный. Это диалог, где слов повествователя мы не слышим, и его самого не видим, есть только ответные реплики Макары Чудры.

Герои Горького — это воплощение гордости и дерзости, цельные характеры, не зависимые от своих страстей, красивые и уверенные в себе люди. Старый Макар говорит о том, что для него правда жизни—в свободе. Он родился не для того, чтобы быть рабом, для него понятны воля и ширь степная, «говор морской волны веселит ему сердце». Макар считает, что жить нужно, не останавливаясь на одном месте и не задумываясь о жизни, чтобы не разлюбить ее. Не надо задавать себе вопросы, зачем живешь, иначе одолеет тоска. Он не понимает русского, который советует ему жить по божьему слову и говорит, что тогда бог даст все: почему же сам он не попросит у него новую одежду взамен порванной? Цыган рассказывает быль, которую «как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей». Свобода для него — самая большая ценность на свете.

Эта романтическая легенда помогает нам понять внутренний мир героя и то, что он ценит. Удалой малый Лойко Зобар любил только коней, и то недолго — у него не было ничего заветного и он ничего не боялся. Вот как характеризует его Макар Чудра: «Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете! Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься. Мало, друг, таких людей!.. И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал. Бывало, пойдет говорить — век бы не спал, слушал его! А играет — убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь так играл! Проведет, бывало, по струнам смычком — и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз — и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его».

Красавица Радда ни за какие деньги не продала бы свою свободу и гордость. Когда Зобар говорит ей о своей любви, она сшибает его с ног ременным кнутовищем. А потом приходит к нему мириться. Вот что говорит Радда Лойко: «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня. Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом». Радда требует от влюбленного цыгана, чтобы он покорился ей как старшему, на виду у всего табора. Цыгане — настолько гордые люди, что встать на колени для них подобно смерти. Однако жесто-косердечная Радда требует этого от Лойко, обещая ему свою любовь. Почему так ведет себя «дьявольская девка» Радда? Почему нелегко дается Лойко его признание в любви? Герои свободолюбивы и не хотят быть подчинены ничему, даже любовной страсти. Они не признают зависимости даже от любимого человека, и поэтому говорят о любви и тут же ведут борьбу за независимость, за главенство.

Как относятся к происходящему цыгане? Им «даже уйти куда-то хотелось, лишь бы не видеть, как Лойко Зобар упадет в ноги девке — пусть эта девка и Радда. Стыдно было чего-то, и жалко, и грустно». Как же разрешается конфликт? Что выбирают герои? Финал рассказа трагичен. Лойко отказывается поклониться ей в ноги и вонзает в Радду нож, а потом становится перед мертвой девушкой на колени. Перед смертью Радда говорит, что знала, что Лойко так и сделает, оценив то, что он не отказался от своего идеала ради любви, не унизил себя. Отец Радды, Данило, вонзает тот же нож в спину Лойко.

Пейзаж в рассказе передает чувства героев — «море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган». Морской пейзаж с сильным холодным ветром, молчащая темнота степи, осенний дождь, пламя костра — эти зарисовки выглядят как обрамление легенды. Автор говорит о том, что человек только тогда станет борцом, если он достиг внутренней свободы. Горький придает Лойко черты и задатки народного героя, готового пожертвовать собой ради другого человека или ради идеи.

История Зобара и Радды показывает, что свободу они ценят больше жизни и любви. Каждый ставит свои невыполнимые условия для любимого человека. По мнению Макара Чудры, гордость и любовь несовместимы, и больше всего на свете цыган должен оберегать свою независимость, даже если она может быть сохранена только ценой собственной жизни. Рассказчик же приводит нас к мысли о том, что гордость обрекает человека на одиночество. А поэтому герои становятся заложниками своей свободы.

1. Романтические рассказы М. Горького.
2. Композиция рассказа, сюжет, герои, конфликт.
3. Разрешение конфликта. Авторская позиция.

Идешь ты, ну и иди своим путем, не сворачивая в сторону. Прямо и иди. Может, и не загинешь даром.

Вот и все, сокол!
М. Горький
Ранние рассказы М. Горького называют произведениями романтизма “нового этапа”. В одном ряду стоят его революционно-романтические “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”. Их яркие герои наделены основной чертой – страстью к свободе.

Это и определяет их поступки. Исходя из традиций русской классической литературы, писатель вкладывает в свои произведения особый пафос: романтика призывает действовать, бороться, идти на подвиг. Они были актуальны как пропаганда в преддверии революции и остаются актуальными сейчас, потому что содержат в себе мудрость.
Годы странствий автора по России дали ему огромный жизненный опыт. Он записывал свои впечатления в дорожную тетрадь, и многие сюжеты вошли позже в его произведения. “Макар Чудра” был первым опубликованным рассказом М. Горького. Именно он, напечатанный в 1892 году в тифлисской газете “Кавказ”, был впервые подписан этим псевдонимом. Рассказ сразу же обратил на себя внимание яркими образами и актуальной проблематикой.

Горький рассказал услышанную им в путешествии легенду о людях, больше всего на свете ценящих независимость и свободу.
Рассказ построен необычно – автор использует рамочную композицию, это так называемый “рассказ в рассказе”. Начинается рассказ с диалога старого цыгана Макары Чудры и повествователя. Образ повествователя здесь особенный.

Это диалог, где слов повествователя мы не слышим, и его самого не видим, есть только ответные реплики Макары Чудры.
Герои Горького – это воплощение гордости и дерзости, цельные характеры, не зависимые от своих страстей, красивые и уверенные в себе люди. Старый Макар говорит о том, что для него правда жизни-в свободе. Он родился не для того, чтобы быть рабом, для него понятны воля и ширь степная, “говор морской волны веселит ему сердце”.

Макар считает, что жить нужно, не останавливаясь на одном месте и не задумываясь о жизни, чтобы не разлюбить ее. Не надо задавать себе вопросы, зачем живешь, иначе одолеет тоска. Он не понимает русского, который советует ему жить по божьему слову и говорит, что тогда бог даст все: почему же сам он не попросит у него новую одежду взамен порванной? Цыган рассказывает быль, которую “как запомнишь, – век свой будешь свободной птицей”.

Свобода для него – самая большая ценность на свете.
Эта романтическая легенда помогает нам понять внутренний мир героя и то, что он ценит. Удалой малый Лойко Зобар любил только коней, и то недолго – у него не было ничего заветного и он ничего не боялся. Вот как характеризует его Макар Чудра: “Будь я проклят, коли я его не любил уже, как себя, раньше, чем он мне слово сказал или просто заметил, что и я тоже живу на белом свете!

Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. С таким человеком ты и сам лучше становишься.

Мало, друг, таких людей!.. И мудр, как старик, и сведущ во всем, и грамоту русскую и мадьярскую понимал. Бывало, пойдет говорить – век бы не спал, слушал его! А играет – убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь так играл!

Проведет, бывало, по струнам смычком – и вздрогнет у тебя сердце, проведет еще раз – и замрет оно, слушая, а он играет и улыбается. И плакать и смеяться хотелось в одно время, слушая его”.
Красавица Радда ни за какие деньги не продала бы свою свободу и гордость. Когда Зобар говорит ей о своей любви, она сшибает его с ног ременным кнутовищем. А потом приходит к нему мириться.

Вот что говорит Радда Лойко: “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня.

Так вот я хочу, чтоб ты был моим и душой и телом”. Радда требует от влюбленного цыгана, чтобы он покорился ей как старшему, на виду у всего табора. Цыгане – настолько гордые люди, что встать на колени для них подобно смерти. Однако жесто-косердечная Радда требует этого от Лойко, обещая ему свою любовь.

Почему так ведет себя “дьявольская девка” Радда? Почему нелегко дается Лойко его признание в любви? Герои свободолюбивы и не хотят быть подчинены ничему, даже любовной страсти.

Они не признают зависимости даже от любимого человека, и поэтому говорят о любви и тут же ведут борьбу за независимость, за главенство.
Как относятся к происходящему цыгане? Им “даже уйти куда-то хотелось, лишь бы не видеть, как Лойко Зобар упадет в ноги девке – пусть эта девка и Радда. Стыдно было чего-то, и жалко, и грустно”.

Как же разрешается конфликт? Что выбирают герои? Финал рассказа трагичен. Лойко отказывается поклониться ей в ноги и вонзает в Радду нож, а потом становится перед мертвой девушкой на колени.

Перед смертью Радда говорит, что знала, что Лойко так и сделает, оценив то, что он не отказался от своего идеала ради любви, не унизил себя. Отец Радды, Данило, вонзает тот же нож в спину Лойко.
Пейзаж в рассказе передает чувства героев – “море распевало мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев цыган”. Морской пейзаж с сильным холодным ветром, молчащая темнота степи, осенний дождь, пламя костра – эти зарисовки выглядят как обрамление легенды. Автор говорит о том, что человек только тогда станет борцом, если он достиг внутренней свободы.

Горький придает Лойко черты и задатки народного героя, готового пожертвовать собой ради другого человека или ради идеи.
История Зобара и Радды показывает, что свободу они ценят больше жизни и любви. Каждый ставит свои невыполнимые условия для любимого человека. По мнению Макара Чудры, гордость и любовь несовместимы, и больше всего на свете цыган должен оберегать свою независимость, даже если она может быть сохранена только ценой собственной жизни.

Рассказчик же приводит нас к мысли о том, что гордость обрекает человека на одиночество. А поэтому герои становятся заложниками своей свободы.

Loading…

Автор статьи

Елена Сергеевна Каверзнева

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Замечание 1

Художественная литература — это вид искусства, который в качестве единственного материала использует слова и конструкции естественного языка.

Особенности ранних произведений М. Горького

Незаурядный талант художника и рассказчика, умение отстаивать свою точку зрения и свои убеждения проявляются уже в первых произведениях молодого писателя Максима Горького. В них писатель стремится открыть человеку глубины его души, ищет в современной ему эпохе гордых, смелых людей, неординарных, ярких, ищущих смысл жизни. Герои его произведений противопоставляют себя мещанской среде.

Раннее творчество М. Горького относится к традиции романтизма. Писатель выражает неприятие современного ему обществу, живущего по лживой морали. Он отвергает общество, утверждает справедливое и высоконравственное общественное устройство. Так в произведениях М. Горького создается двоемирие, являющееся отличительной чертой произведений романтизма. Герои произведений М. Горького в этом период – романтические мятежники, ведущие активную борьбу с реальной действительностью, доказывающие свою независимость от обывательской жизни, жертвующие собой ради других.

Замечание 2

Главная художественная черта ранних произведений М. Горького – соединение в одном произведении характерных черт революционного романтизма и реализма.

Именно освободительное движение стало причиной обращения писателя к романтическим традициям. Такое переплетение романтизма и реализма прослеживаются в таких произведениях:

  • «Макар Чудра»;
  • «Песня о Соколе»;
  • «Челкаш».

В рассказе «Макар Чудра» М. Горький поднимает вопрос о том, что для человек важнее – любовь или свобода? История любви героев произведения изъясняет романтическую идею – свобода важнее и дороже всего в жизни. Романтические герои готовы даже на смерть, лишь бы не жить в подчинении.

М. Горький пытается сказать, что жизнь в одиночестве, пусть даже свободы, теряет свой смысл. Он осуждает жестокость и эгоизм, гордыню, презрение к людям. По мнению писателя, настоящий герой не живет только для себя, он приносить добро людям, и это доказывает образ Данко. Он стремился к свободе, но не для себя лично, а для своего племени, изгнанного в глубь глухого леса. В основе рассказа о Данко – подвиг во имя жизни, во имя свободы. писатель призывает к самопожертвованию. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека и его способность пожертвовать собой во имя блага других.

«Понимание свободы в ранних рассказах М. Горького» 👇

В ранних романтических рассказах писатель идеализирует своих героев, наделяет их исключительными качествами. А тема любви и свободы являются основными темами произведений этого периода. Писатель в своих рассказах высказывает свою точку зрения на эти проблемы. Высшее начало в человеке – это любовь к свободе.

Герои ранних произведений Горького – это яркие личности, которые не поддаются гнету обстоятельств, а, напротив, активно борются с ними. Это гордые личности, обладающие яркими чувствами и совершающие смелые поступки. Героям характерно одно качество, которое подавляет остальные. Например, у Лойко и Рады – гипертрофированное чувство независимости и собственного достоинства, у Ларры – гипертрофированный эгоизм, у Сокола – стремление к активной деятельности, у Данко – самопожертвование ради благополучия своего народа. При этом героям произведений Горького не знакомы душевное раздвоение, противоречие между чувством, мыслью и действием, характеры героев лишены динамики.

Мировоззренческие проблемы, которые привлекали внимание писателя, обусловили художественное своеобразие его ранних рассказов. Сюжет произведений строится на основе противостояния двух комплексов идей, один из которых несет ярко выраженную положительную оценку. Такая же оценка с развитием сюжета формируется и у читателя. герои, несущие эти идеи, остаются победителями, даже если погибают. Они с самого начала произведения композиционно выделены и противопоставлены другим персонажам, так как они стремятся «жить, а не примиряться». Ввиду того, что герои часто противостоят мещанскому идеалу, они воплощаются в характерных образах «босяков», что проявляется в их речи, стремлении к «вольной природе», конфликте с обществом.

Понятие абсолютной свободы в ранних произведениях М. Горького

Для многих персонажей произведений М. Горького понятие абсолютной свободы является жизненным идеалом. Однако писатель в них показывает, что достичь абсолютную свободу невозможно. А стремление к ней часто приводит к конфликту с обществом.

Главные темы раннего творчества писателя:

  • Соотношение добра и зла;
  • Соотношение силы и слабости;
  • Соотношение свободы и необходимости;
  • Сопротивление действительности.

Герои рассказов М. Горького противостоят реальности, стремятся найти истину, не подчиняются общим правилам, стремятся обрести свободу.

В рассказе «Макар Чудра» герой отрицает основы жизни, обрекающей человек на рабское существование. Старый цыган, герой этого рассказа, смелый человек, который стремится к изменению жизни в лучшую сторону, стремится к свободе.

Тема свободы в рассказе «Старуха Изергиль» усложняется. Писатель показывает в этом произведении два пути к свободе. Но если этот путь выбран неправильно, это может привести к противоположному результату. Так, в образе Ларры писатель показывает высшую степень человеческого вольнолюбия и гордости. Герой рассказа хотел «иметь все и сохранить себя цельным», совершив убийство девушки. За это Ларра был изгнан из общества. И казалось бы, вот она, долгожданная свобода. Но такая свобода, полученная ценой несчастья других, способна принести лишь тоску, пустоту и одиночество.

Мировосприятие Горького можно разделить на два начала, развивающихся в самой личности: стремление к понимаю правды жизнь, часто бывающей жестокой и несправедливой, и желание от этой правды отвлечься, уйти от нее в спасительные романтические мечты. Эти позиции у писателя выражаются в столкновении характеров персонажей, абсолютно противоположных друг другу (например, Ларра и Данко, Гаврил и Черкаш, Уж и Сокол). Именно в диалоге двух разных героев писатель раскрывает противоречивость мира.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Конспект
урока по теме «Анализ рассказа «Макар Чудра»: Макар Чудра как романтический
герой и его концепция свободы»

П. (после
оргмомента и проверки домашнего задания) Итак, мы уже сказали, что рассказ М.
Горького «Макар Чудра» был опубликован в 1892 г. в газете «Кавказ». На дома вам
также задавалось познакомиться с этим произведением. Как вы думаете, чем мы
займемся сегодня?

У. Анализом рассказа
М. Горького «Макар Чудра».

П. Действительно.
А почему произведение имеет такое название?

У. Рассказ назван
по имени героя.

П. Правильно.
Значит, с чего логично начать наш анализ?

У. С анализа
образа Макара Чудры – центрального образа в произведении М. Горького.

П. Отлично.
Запишем тему сегодняшнего занятия.

У. (записывают).

П. Хорошо. Давайте
начнем наш анализ. Вспомним, о чем повествует рассказ М. Горького?

У. (предлагают
свои варианты).

П. Отлично. А как
организовано повествование в произведении? Какой прием лежит в основе
композиции рассказа?

У. «Рассказ в
рассказе».

П. В чем он
заключается?

У. (отвечают).

П. В каком
произведении, изученном нами недавно, мы сталкивались с таким приемом?

У. В рассказе Л.Н.
Толстого «После бала».

П. Хорошо. Как вы
сказали, в произведении, организованном по принципу «рассказ в рассказе»,
присутствует два плана: рамочная история (в которой говорится о факте
рассказывания) и история внутренняя (рассказываемая). Давайте обратим наше
внимание на рамочную историю рассказа М. Горького. Кто ее основные действующие
лица?

У. Уже постаревший
Макар Чудра и рассказчик.

П. Хорошо.
Обратимся непосредственно к тексту произведения. Открываем учебники на стр.
148. Кто бы хотел почитать? (выбирается чтец) Начинаем читать. Слушаем внимательно:
буду задавать вопросы.

У. (читают и
слушают отрывок со слов «С моря дул…» до «…от резких ударов ветра»).

П. Спасибо. Итак,
с чего начинается рассказ?

У. С пейзажа и
портрета Макара Чудры.

П. Хорошо. Какой
перед нами пейзаж?

У. (называют
характеристики) Это экзотический пейзаж, свойственный романтическому
произведению.

П. Хорошо. А
каковы его главные составляющие?

У. Безграничная
степь и бесконечное море.

П. Посмотрите на
фрагмент, где говорится о них, и скажите, что или кто еще приравнивается к этим
элементам пейзажа?

У. Макар Чудра.

П. То есть мы
видим, что вечные, пугающе огромные природные объекты ставятся в одном ряду с
образом Макара Чудры. Как оценивает это героя?

У. Придает ему
величие.

П. Правильно.
Какие еще черты мы можем выделить в портрете Макара Чудры?

У. (называют
характеристики).

П. Запишем их.
Можем ли мы, опираясь на эти характеристики, назвать Макара Чудру героем
романтическим?

У. Да.

П. Действительно,
и подтверждает эту позицию тема разговора героя и рассказчика. О чем они
говорят?

У. О свободе.

П. Да, правильно.
Чтобы лучше понять образ Макара Чудру, нам следует разобраться в его концепции
свободы. Записываем: «Концепция свободы Макара Чудры».

У. (записывают).

П. Обратимся снова
к тексту. Кто бы хотел почитать? Читаем со слов «Жизнь? Иные люди?…» и
готовимся отвечать на вопросы.

У. (читают и
слушают отрывок со слов «Жизнь? Иные люди?…» до «…всякий сам учится»).

П. Хорошо. Мы
видим, что в этом фрагменте Макар Чудра размышляет об отношениях между людьми.
Каков его вывод?

У. Макар Чудра
считает, что человек «не хлеб, не палка», что он никому по-настоящему не нужен,
что каждый – сам по себе – и не имеет права никого учить жизни, потому что
«всякий учится сам» ввиду своего вечного одиночества.

П. Хорошо, запишем
кратко эту позицию в тетради.

У. (записывают).

П. Читаем далее.
Кто бы хотел?

У. (читают и
слушают отрывок со слов «Смешные они…» до «…коли поумнее немного»).

П. Здесь Макар
Чудра размышляет о работе в жизни человека. Какова его позиция по этому поводу?

У. Для Макара
Чудры работа не имеет смысла: она делает человека рабом, лишает свободы.

П. Хорошо, запишем
кратко эту позицию в тетради.

У. (записывают).

П. Читаем далее.
Кто бы хотел?

У. (читают и
слушают отрывок со слов «А ну-ка, скажи…» до «…чуть не удавился поясом, вот
как!»).

П. О чем здесь
говорит герой?

У. О своем
отношении к размышлениям о жизни.

П. И какова его
позиция?

У. Макар Чудра
считает, что жизнь нужно жить, а не размышлять о ней: «задумаешься – разлюбишь
жизнь».

П. Хорошо, запишем
кратко эту позицию в тетради.

У. (записывают).

П. Читаем далее.
Кто бы хотел?

У. (читают и
слушают отрывок со слов «Хе! Говорил я с одним человеком…» до «…едят по десять
раз в сутки»).

П. Здесь Макар
Чудра размышляет над религией. Какова его позиция на этот счет?

У. По мнению
Макара Чудры, лучше жить без религии, чем, как большинство верующих,
подчиняться какой-то вере, но не понимать ее.

П. Хорошо, запишем
кратко эту позицию в тетради.

У. (записывают).

П. Читаем далее.
Кто бы хотел?

У. (читают и
слушают отрывок со слов «Он плюнул в костер…» до «…будешь свободной птицей»).

П. Почему вдруг
Макар Чудра заговорил о любви?

У. Послышалось
пение дочери Макара Чудры Нонки.

П. Правильно. И
какова позиция героя по отношению к любви?

У. Макар Чудра
уверен в том, что любви нужно избегать, чтобы сохранить свободу: «поцеловал ее
– и умерла воля в твоем сердце».

П. Хорошо, запишем
кратко эту позицию в тетради. А теперь давайте вместе подумаем: почему из
диалога между героями нам передаются только слова Макара Чудры?

У. Рассказчик
считает, что его слова лишь исказят мысли Макара Чудры. Цель его повествования
– показать образ старого цыгана и его философию.

П. Действительно,
это так. Можем ли мы сказать, что рассказчик во всем согласен со своим
собеседником?

У. Нет. Диалог
явно имеет оттенок спора. Подразумевается, что рассказчик возражает Макару
Чудре.

П. Хорошо. Теперь
нужно разобраться, почему рассказчик возражает Макару Чудре. Как вы думаете,
чем объясняется концепция свободы Макара Чудры?

У. Его цыганским
происхождением: постоянное скитальчество, отсутствие рамок и норм, свойственных
цивилизации.

П. Действительно.
А в какой среде формировался рассказчик?

У. Не в цыганской.

П. Да, именно
поэтому рассказчик не до конца соглашается с Макаром Чудрой. Его философия
чужда повествователю.

Хорошо. Давайте
еще раз повторим основные позиции концепции свободы Макара Чудры.

У. (называют и
корректируют).

П. Как относится рассказчик
к этой концепции?

У. Он не до конца
принимает ее, так как культуре, в которой он рос, не свойственны такие мысли,
которые имеет Макар Чудра.

П. Молодцы. Что
осталось непонятным на уроке?

У. (задают
вопросы).

П. (отвечает на
вопросы) Что понравилось и что не понравилось на занятии?

У. (отвечают).

П. Спасибо, ваши
мнения будут обязательно учтены в дальнейшем. (Объявляет и мотивирует оценки.
Дает домашнее задание к следующему уроку – составить характеристику внешности и
мировоззрения героев по вариантам: Лойко Зобара (1 вариант), Радды (2 вариант)).

Библиографический
список:

1.     
Меркин,
Г.С. Литература: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций: в 2 ч.
Ч. 2 [Текст] / Г.С. Меркин. – 5-е изд. – М.: ООО «Русское слово – учебник»,
2018. – 416 с.

2.     
Соловьева,
Ф.Е. Уроки литературы. 8 класс. Методическое пособие к учебнику Г. С. Меркина.
ФГОС [Текст] / Ф.Е. Соловьева. – М.: «Русское слово», 2018. – 320 с.

3.     
Сухих,
И.Н. Русская литература для всех: от Блока до Бродского [Текст] / И.Н. Сухих. –
СПб.: «Лениздат», «Группа А», 2013. – 481 с.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Горький М. / Макар Чудра / Проблема любви и свободы в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

Проблема любви и свободы в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

    Рассказ «Макар Чудра» — романтическое произведение, созданное в 1892 году. И, как почти все ранние произведения Горького, оно проникнуто духом романтизма. Поэтому и герои тут не обычные люди, а цыгане – свободолюбивые и непокорные. Это традиционные образы писателей-романтиков. Горький использует в рассказе цыган для того, чтобы поставить перед читателем вопрос о свободе и любви человека, о тех границах и смыслах, которые люди вкладывают в эти понятия.

    Цыгане издревле связаны с понятиями «вольной» жизни и абсолютной свободы. Они никому не подчиняются и как бы роднятся с природой, являются ее частью. Это люди-бродяги, скитающиеся по земле, но никогда не находящие себе пристанища. Именно поэтому проблему любви и свободы можно наиболее ярко показать на жизни цыган, на их жизненной позиции.

    В «Макаре Чудре» мы видим, что эта проблема встает отдельно у каждого из героев, а не между ними. Можно сказать, что это их внутренняя проблема. Каждый из героев для себя решает, что такое любовь и свобода. Каждый дает свою оценку этим понятиям и пытается найти ответ на вопрос: «Что же важнее для человека, любовь или свобода?» И каждый из героев приходит к выводу, что свобода важнее любви.

    Любовь воспринимается и Раддой, и Лойко как поражение, как проигрыш в битве двух сильных натур. Да и сами любовные отношения между героями воспринимаются как противостояние, как борьба: кто кого одолеет, кто сможет «опутать», ограничить свободу другого. Радда говорит Лойко: «Ну, слушай меня, Лойко, я тебя люблю!… Так вот я хочу, чтобы ты был моим и душой и телом. А еще вот что, Лойко: все равно, как ты не вертись, я тебя одолею, моим будешь».

    Радда утверждает, что любит, но будет женой Лойко только после того, как он при всех признает ее старшей, вернее, главной в их отношениях. А это значит, что она, Радда, будет указывать Лойко, что делать, как делать и зачем делать.

    Для Радды важно осознавать свою победу над таким удалым цыганом, как ее Лойко. Это значит, что она будет ограничивать свободу своего любимого, оставаясь при этом независимой. Героиня не желает равноправных отношений и тем более не хочет подчиняться кому бы то ни было, даже любимому человеку.

    Радда уверена в своей силе, в том, что она победит Лойко своей красотой и смелостью. Девушка не уступает ему в удальстве. Она признается любимому: «Волю-то, Лойку, я люблю! А без тебя мне не жить, как не жить тебе без меня. Волю-то я люблю больше, чем тебя!».

    Радда подчеркивает, что судьбы их переплетены, им суждено быть вместе, но каким образом? Ведь девушка не может пожертвовать своей свободой даже ради любви. Но именно этого она ждет от Лойко. Цыгана пленяет красота, смелость, храбрость Радды, но он никогда не сможет смириться с позором подчинения женщине.

    Ведь он самый лучший из цыган: «Вот, сокол, какие люди бывают! Взглянет он тебе в очи, и полонит твою душу, и ничуть тебе это не стыдно, а еще и гордо для тебя. И мудр, как старик, и сведущ во всем. Бывало, пойдет говорить – век бы не спал, слушал его! А играет – убей меня гром, коли на свете еще кто-нибудь играл!»

    Конечно же, Лойко не согласен на роль, отведенную ему Раддой. Да и не только Лойко, но и все цыгане против этого: «Вот чего захотела чертова девка! Этого и слыхом не слыхано было; только в старину у черногорцев так было, говорили старики, а у цыган – никогда!» Так говорит старый цыган, Макар Чудра, но мы чувствуем, что за его словами стоит жизненная позиция всех цыган, а не отдельного человека. Они тоже видят в любви угрозу «воле».

    Отношения между Раддой и Лойко можно назвать поединком. Чудра так и описывает их встречу у ручья: «А ну, думаю, они теперь равны по силе, что будет дальше! Дивно это было, брат! Стоят два человека и зверями смотрят друг на друга, а оба такие хорошие, удалые люди!» И результатом этого поединка будет чья-то жизнь. Мне кажется, что Лойко и Радда чувствуют свою обреченность, свою гибель, ведь девушка так и говорит: «Я знала, что ты так сделаешь». То есть, оба героя стремятся к гибели, ведь именно в смерти они и видят абсолютную свободу. А жизнь для них — тюрьма, в которой они ограничены в своей свободе какими-то условиями и традициями.

    Я думаю, что Радда специально унижала Лойко, играла на его чувствах, чтобы он разозлился до такой степени, что смог убить ее. Она понимает, что Лойко ни за что не подчиниться ей, но и ей не хочется терять свободу. Поэтому только смерть может решить проблему любви и свободы. Так и происходит.

    После смерти герои получают истинную, абсолютную свободу. Но находят ли они любовь? На этот вопрос, я думаю, ответ содержится в последнем абзаце рассказа: «А они оба кружились во тьме ночи. Плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Макар Чудра / Проблема любви и свободы в рассказе М.Горького «Макар Чудра»

Смотрите также по
произведению «Макар Чудра»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев

­Главная>Сочинения по произведению Макар Чудра

Любовь и свобода

19 предложений/ 305 слов

Максим Горький знакомит нас в рассказе Макар Чудра с печальной судьбой двух вольных цыган – девушке Радде и парне Лойко Забаре.

Лойко Забар был свободолюбивый цыган, который вёл скитальческий образ жизни. Он ездил на своём коне по миру, любил девушек, пел и играл на скрипке. Знали его во многих областях, но если в цыганских таборах его любили и уважали, то жители этих областей его ненавидели и мечтали с ним расправится за воровство коней, чем он очень любил заниматься.

Радда была не писаной красавицей. При одном взгляде на неё у парней начинала кружиться голова от любви. Но она никого не признавала, так как, она считала, что все они не достойны её, а может она хотела остаться свободной на всю жизнь.

Однажды в их табор случайно заехал Лойко Забар, и, конечно же, сразу влюбился, на свою беду, в Радду.­ Он приехал на красивом коне и играл на скрипке необыкновенную мелодию. Увидев её, он начал стараться произвести на неё приятное впечатление, но она, зевнув, произнесла, что люди вруны, раз говорят, что Забар ловкий и умный. Он пытался ночью забраться в её палатку, но она ударила его по голове, да так, что разбила её в кровь. Поутру, он сделал Радде предложение, но в ответ получил обидный отказ, когда она при всех уронила его.

Он начал горевать от её отказов, но тут она сама пришла к нему и сделала предложение, заранее зная, что он не сможет его выполнить.­ Она предложила ему покориться ей, а в ответ он получит её ласки и поцелуи. Гордый Лойко, естественно, не смог этого сделать и принял решение убить её ножом прямо в сердце. Умирая, она скажет, что знала, что так произойдёт. Отец Радды после её смерти убивает этим же ножом Лойко Забару. И Лойко тоже об этом знал! Выходит, оба молодых человека знали, что идут на смерть, сделав так и выбрав свободу, а не любовь.

см. также:
Другие сочинения по произведению Макар Чудра, Горький

Характеристики главных героев произведения Макар Чудра, Горький

Краткое содержание Макар Чудра, Горький

Краткая биография Максима Горького

  • Сочинения
  • По литературе
  • Горький
  • Анализ рассказа Макар Чудра

Анализ рассказа Макар Чудра Горького

Произведение создается под впечатлением странствия писателя по территории страны и издается в провинциальной газете «Кавказ» при поддержке друга Александра Калюжного, являющегося революционером.

Жанровая направленность произведения представляет собой романтический рассказ, отличающийся особенной речью повествователя, являющегося главным героем.

Композиционная структура рассказа является особенной, поскольку выстраивается в виде «рассказа в рассказе». Экспозицией произведения являются рассуждения главного героя о жизненном смысле, о любви к женщине, свободе и человеческих взаимоотношениях. Главным повествованием является рассказ героя и изображенный образ моря, представленные в виде окольцовки.

Основной персонаж представлен писателем в образе Макар Чудры, свободного и независимого пятидесяти восьмилетнего цыгана, кочующего вместе с табором по стране. Макар изображается в рассказе в лице здорового, могучего мужчины, не боящегося непогоды. Отличительной особенностью Макара является его стремление к свободе, вольной цыганской жизни, а также любовь к размышлениям и жизненной философии.

Основой произведения является рассказ Макара легенды о двух молодых цыганах, также представленных в образах главных персонажей, один из которых, Лойко Зобар, изображенный в качестве красивого мужчины, характеризующегося страстью к лошадям, свободе и воле. Лойко обладает многочисленными талантами, включая отличную игру на скрипке.

В качестве главной героини автор изображает Радду, молодую, гордую, красивую цыганку, отличающуюся непокорностью и своенравностью, считающую себя достойной лучшей жизни. Поэтому девушка отвергает любых претендентов на ее руку и сердце, однако начинает симпатизировать Лойко, влюбленного в нее. Гордость девушки не позволяет ей раскрыть свои чувства и она желает покорности молодого цыгана. Но Лойко также является гордым и свободолюбивым, что приводит его сначала к убийству любимой женщины, а затем и собственной гибели.

Второстепенными персонажами рассказа являются Данило-солдат, изображенный в образе старого цыгана, отца Радды, который убивает Лойко, мстя за убитую дочь.

Рассказ отличается своеобразным колоритом красивых фраз, гиперболизированных автором.

Основной мыслью произведения является рассуждения о свободе человеческого жизненного выбора.

2 вариант

«Макар Чудра» одно из произведений раннего творчества Горького, в котором молодой писатель поднимает философские вопросы свободы, идеала и смысла жизни. В этом рассказе каждый герой предстает один, сам за себя, никто из представленных персонажей не находит поддержки общества. Каждый являет собой личность. Первостепенная идея рассказа это возможность донести до читателя то, что каждый человек — это прежде всего личность, которая не должна никому подчиняться насильно ломая себя.

Главной проблематикой рассказа является выбор между свободой и рабством. Через все произведение проходит столкновение разных взглядов. Цыган кочующих и оседлых. Чувство гордого превосходства и ценность свободы послужило гибели двух молодых цыган. Опытный цыган Макар Чудра предаётся размышлениям о жизни, свободе и сущности человека. Ему припоминается удивительная история про удалого, вольного красавца цыгана Лойко Зобара, который не видя достойной спутницы вёл игру с безответно влюблёнными в него женщинами. Встреча с независимой Раддой перевернула его игру. Он осознал, что только она ему нужна, иначе — смерть. Своенравная цыганка ценит волю больше любви и выставляет условие, что цыган должен перед всеми пасть ей в ноги. Не менее гордый цыган не в силах вынести такое унижение и решает проверить ледяное сердце Радды вонзив в него нож. Зобар тут же получает ответ ножом от отца Радды. И невозможное воссоединение этих вольных гордецов на земле, уже происходит на небесах.

Первым в рассказ Горький вводит старого цыгана Макара. Автор восхищается им, постоянно говорит о том, что этот цыган по-прежнему сохраняет свою силу и стать. Старик ведёт философскую беседу с человеком, с которым делится своими мудрыми мыслями. В этих мыслях чувствуется сильная, независимая личность, для которой Лойко Зобар является героем.

Главной темой рассказа является свобода. Представленный образ цыган, как нельзя лучше даёт возможность ощутить, о какой свободе говорит писатель. Также параллельно идёт тема любви, за которую можно лишиться жизни. Тема любви идёт вразрез с темой свободы. Если человек влюбляется это уже подразумевает под собой отказ от свободы. Поэтому остаётся выбор чего-то одного.

Главная мысль. Своим произведением Горький хотел донести до читателя смысл жизни отдельной личности, как важно на самом деле не уподобляясь массе оставаться индивидуальностью.

Анализ 2

Рассказ Макар Чудра был напечатан в газете «Кавказ» 12.09. 1892 автор этого произведения первый раз подписался псевдонимом Максим Горький. У автора  начинался любовный период в его творчестве. В одном письме к Чехову автор писал « что современная литература должна начать развиваться и украшать существование, как только все изменится, люди заживут намного ярче».

Произведение названо в честь главного героя Макара Чудра. Он пожилой цыган, задумчивый философ, который разбирается и понимает смысл бытия, его табор путешествует по Южным городам России.

Любовные произведения этого автора привлекли к себе внимание всех окружающих. Рассказ « Макар Чудра»  основался на противоположении персонажа и реальности. Его особенность заключается в том что это рассказ в котором идет рассказ.  Повествование идет ночью, на берегу моря, и сильного ночного ветра. Рассказчик Макар Чудра – человек, который разочарован в людях, стоимостью для него является вольность. По этому критерию он меряет людей.

Тема таких рассказов автора – влечение к свободе. В самую основу этого рассказа  положена трогательная история  двух влюбленных. Персонажи прекрасной легенды, не могут определится, между гордыней, любовью, и вольнолюбием. Влечение к свободе  определяет их мысли и поступки. И в итоги они оба умирают.

В маленьком по объему произведении положены цели свободы, жизни радости, и красоты. Размышления рассказчика о жизни  показывают, о филосовском составе ума, пожилого цыгана который повидал многое в жизни.  Его мудрость раскрывается через повествование им легенде о Радде и Лойко. Он считает что гордыня и любовь не совместимые вещи. Любовь принуждает  отдаться любимому человеку. Так же он считает что человек, который рожден рабом, не способен совершать поступки.  Он прекрасно понимает, что если человек не хочет чему то учится, то он и не научится.

Возле цыгана есть облик  слушателя, от лица которого идет рассказ. Этот персонаж захватывает в рассказе мало места, но для представления позиции писателя, художественного метода, задумки его роль большая. Он любит по мечтать, романтичен, и понимает красоту, которая его окружает. Так как он видит окружающий мир это и вносит в произведение романтическое начало.  

Естественно романтическое начало включено в персонажах красивой легенды – не старых цыганах, с молоком мамы которые попробовали жить вольно. Для одного героя из  рассказа Макара ценностью является свобода, а другой герой был горд. По мнению старого цыгана,  любовь и гордыня не совместимы между собой, и это может разрешить только смерть. И персонажи отказываются от любви, успеха, и   решают умереть во имя свободы, и воли.

Вариант 3

Творчество Горького является прекрасным, а также удивительным и самобытным. Каждое его произведение наполнено смысловым и философским содержанием. Учащиеся изучают произведение «Макар Чудра», о котором и будет рассказано ниже.

Главным героем является мужчина по имени Макар. Он является цыганом. Больше всего на свете ему нравится жить свободной и спокойной жизнью и ее он ни на что не готов менять. Он считает, что крестьяне рождены для того чтобы работать и постоянно вспахивать и пропалывать поля. А ничего другого он делать не может. И ни в коем случае он старается никого не любить, ведь от этого он потеряет свободу. Именно поэтому любовь для многих из них является проклятием, от которого просто невозможно избавиться.

Сердце просит любви и если раньше они могли с этим сражаться, то теперь им это не удается, а все, потому что она пересиливает. Любовь вспыхнула между Зобаром и Раддой. Они даже не заметили, как их настигло данное чувство. И если раньше они могли с этим бороться, то теперь от нее можно избавиться только при помощи смерти. В сюжете присутствуют философское рассуждение автора. Здесь Макар постоянно рассуждает не только о своей жизни, но и о жизни других героев, а также и о любви.

Макар рассказывает очень интересную легенду, которая начинается со свободных отношений, а вот заканчивается она совсем по-другому. Кроме этого здесь присутствует еще и морская стихия.

Радда очень красивая девушка, с которой хотелось встречаться многим, но она отдала свое сердце своему единственному герою по имени Зобар. А вот парень не только талантливый и умный, но еще и характерный.

Здесь присутствуют еще и красивые фразы, которые хватают за душу и не отпускают до самого окончания произведения.

Также красоту произведению еще приносит и слова главного героя. Он их говорит величественно и красиво. Самое главное нужно постоянно двигаться вперед и не отступать и не сдаваться ни в коем случае.

Когда читаешь произведение, то между строк постоянно прослеживаются слова автора. И ему совсем не нравится точка зрения Макара и со многими его словами он не согласен. Девушка всегда была величественной и гордой и именно эта гордыня и помешала им быть не только счастливыми, но и любить друг друга. Чувства героев выражается при помощи пейзажной зарисовки. Сначала море тихонько колышется из одной стороны в другую. Но когда их чувства становятся сильнее, то и море начинает колыхаться сильнее.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Макар Чудра

Анализ рассказа Макар Чудра

Популярные сегодня темы

  • Анализ главы Тамань (Герой нашего времени) сочинение 9 класс

    Глава «Тамань» — это отправная точка приключений Печорина на Кавказ. В этой повести показывается дневник Печорина, который знакомит читателей с душевный мир главного героя. Главный герой описывает Тамань

  • Сочинение по картине Айвазовского Море. Лунная ночь 9 класс

    Ночь укрыла всё вокруг своим тёмным крылом. Спит всё вокруг под убаюкивающий шёпот волн. Небо с плывущими по нему белыми облаками, луна, море и одинокий парусник. Сквозь облака выглянула луна и осветила море холодным желтым цветом.

  • Анализ сказки Огниво Андерсена

    Произведение по жанровой направленности является авторской сказкой. Главный герой сказки представляется простым солдатом, отличающимся прямолинейностью, смелостью,

  • Сочинение Экскурсия и поход в музей

    В нашей стране огромное количество различных музеев. Есть музеи изобразительных искусств, оружия, драгоценностей, краеведческие и множество других. Много на современную тематику

  • Сочинение рассуждение Кумир молодёжи

    В современный период феномен кумира стал совсем другим. Если раньше стать знаменитым было довольно трудно, к примеру, стать знаменитым писателем или известным артистом, то теперь кумиры какие-то странные, особенно у молодежи.

  • Каково первоначальное название рассказа один день ивана денисовича
  • Каково первоначальное название рассказа матренин двор
  • Каково отношение тургенева к базарову сочинение
  • Каково отношение к мужику в сказке дикий помещик
  • Каково отношение автора к лизе в рассказе троицкая кукушка