Каково твое отношение к герою рассказа детство толстого

Ответ:

Повесть Л.Н. Толстого «Детство» является первой частью задуманной писателем тетралогии. В ней автор хотел описать четыре поры жизни человека, влияющих на формирование его характера, его личности. В каждой из частей своего произведения Толстой задумал отразить «коренные» чувства, свойственные каждой поре. Так, для детства, по мнению писателя, характерны теплота и верность чувству.

Эти качества в полной мере проявляются в главном герое повести – Николеньке Иртеньеве. Мальчика окружают дорогие и любимые люди, которые составляют его семью – отец, няня, братья и сестры, учитель, дворовые. К каждому из них у Николеньки свое отношение, каждого из них мальчик любит. Но, несомненно, на первом месте для героя стоит его мама, maman, как он называет ее на французский лад.

В повести не дается ее точный портрет, описаны лишь отельные штрихи, воспоминания о которых Николенька пронес через многие года. Главными среди них была «постоянная доброта и любовь в глазах». Кроме того, рассказчик помнит родинку на шее, мягкий завиток волос, нежную сухую руку, которая так часто ласкала Николеньку.

Герой подчеркивает, что его матушка была очень светлым человеком: «Когда матушка улыбалась, как ни хорошо было ее лицо, оно делалось несравненно лучше, и кругом все как будто веселело». В этих словах – не только характеристика Натальи Николаевны. Толстой тонко подметил тесную связь матери с ребенком: когда матушке было хорошо, то радостнее на душе становилось и у Николеньки.

В повести маленький герой разлучается с маменькой – он едет в Москву учиться. Николенька испытывает противоречивые чувства: с одной стороны, ему ужасно не хочется покидать maman, а с другой, он рад это сделать, ведь учеба в Москве – признак его взросления. Такое по-детски противоречивое отношение к матушке проявляется у маленького героя почти всегда. Вспомним сон, который Николенька выдумал, чтобы объяснить свои слезы Карлу Ивановичу. Он нафантазировал самое страшное – смерть матери. И когда осознал то, о чем рассказал учителю, то залился еще большими слезами.

Маменьке героя посвящена отдельная глава повести, которая называется «Детство». Мы понимаем, что именно с матерью рассказчик связывает эту пору своей жизни. Он говорит о том, что мать – самый важный человек в жизни маленького ребенка: «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!»

Детство Николеньки было наполнено любовью, лаской, теплом матери: «…это она присела на кресло, на котором я сплю, своей чудесной нежной ручкой провела по моим волосам, и над ухом моим звучит милый знакомый голос!».

Больше того, герой говорит, что в его душе любовь в маме сливалась и была подобна любви к Богу.

Повесть заканчивается страшным событием – смертью матери. Герой говорит, что с этой трагедией «окончилась моя счастливая пора детства и началась новая эпоха», эпоха взросления.

Какие чувства вызывают у вас герои повести «Детство»?

Когда я читал повесть «Детство», переживал вместе с Николенькой – тонко чувствующим, ранимым, добрым и искренним мальчиком. Через его внутренний мир знакомился с его семьёй. Матушка его ангел-хранитель, она добрая, заботливая и нежная. Она очень трепетно относится к Коле. Отец же не вызвал у меня никакого расположения. Он холоден с сыном, больше занят собой. Уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, ценитель женщин. В произведении мне понравился образ учителя Карла Ивановича. Учитель немецкого истории предан семье, очень привязан к Николеньке. Николенька тоже очень любит Карла Иваныча.

С каким чувством вспоминает Николенька мать? Выпишите слова, подтверждающие ваш вывод.

Воплощением добра и любви Толстой считал свою маму. Именно её образ является центральным в этом произведении. Николенька вспоминает мать с чувством любви и нежности.

«её карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь», «нежная сухая рука, которая так часто меня ласкала», «Если бы в тяжёлые минуты жизни я хоть мельком мог видеть эту улыбку, я бы не знал, что такое горе.» «Маман говорит с кем-нибудь, и звуки голоса её так сладки, так приветливы. Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!» «Ах, милая, милая мамаша, как я тебя люблю!» «Повторяя молитвы, которые в первый раз лепетали детские уста мои за любимой матерью, любовь к ней и любовь к Богу как-то странно сливались в одно чувство.»

Устно по различным деталям воссоздайте портрет матери.

Добрая, любящая, нежная, заботливая. “Карие глаза, выражающие всегда одинаковую доброту и любовь, родинка на шее, немного ниже того места, где вьются маленькие волосики, шитый белый воротничок, нежная сухая рука”.

Прочитайте начало (первый абзац) главы «Что за человек был мой отец?» В этом фрагменте Л.Н. Толстой создаёт психологический портрет отца. Какие черты ему присущи? Выпишите из текста слова, которые станут ключевыми при ответе на вопрос.

Ключевые слова: неуловимый характер рыцарства, предприимчивости, самоуверенности, любезности и разгула, удачливый, умел нравиться, умел взять верх в отношениях со всяким.

Как дополняется портрет отца, данный в самом начале главы, дальнейшим повествованием? Какие детали здесь вам кажутся наиболее важными? Какое место вообще в повести занимает художественная деталь?

Портрет дополняется тем, что показан эгоизм отца. Он всё измеряет на весах личной выгоды, у него отсутствуют нравственные убеждения, существует гибкость правил, то есть беспринципный человек. «Поступки и образ жизни, которые доставляли ему счастие или удовольствия, он считал хорошими.» Один и тот же поступок он мог охарактеризовать и как шалость, и как низкую подлость.

Какие эпитеты употребляет Л.Н.

Толстой, говоря о детстве?

Эпитеты: счастливая, невозвратимая пора детства, отуманенные дремотой глаза, сладкие грезы, чудесная нежная ручка, светлое счастье, чистая любовь.

Найдите в тексте главы «Детство» риторические фигуры. Какова их роль?

Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? ( Риторический вопрос) И как не слушать?( Риторический вопрос) Одни звуки эти так много говорят моему сердцу!( Риторическое восклицание). Где те горячие молитвы?( Риторический вопрос) . Где лучший дар — те чистые слезы умиления? ( Риторический вопрос) Неужели жизнь оставила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти?( Риторический вопрос) Неужели остались одни воспоминания? ( Риторический вопрос).
Риторические вопросы и риторические восклицания служат для усиления выразительности речи. Герой не верит в то, что бесследно проходит эта чудесная пора искренних восторгов и любви. Риторические фигуры делают речь выразительной. Главный герой повести Л. Н. Толстого » Детство » не может даже представить себе, что детство рано или поздно проходит, но он верит, то эта пора в жизни прекрасна по своему внутреннему содержанию.

Каковы взаимоотношения Николеньки с близкими людьми? Составьте план ответа на вопрос.

План.

1. Взаимоотношения Николеньки с матерью
2. Взаимоотношения Николеньки с отцом
3. Взаимоотношения со старшими детьми Любой и Володей.
3. Взаимоотношения Николеньки с Карлом Ивановичем
Мать Николеньки добрая, мягкая женщина. Она очень трепетно относится к Коле, целует и ласкает его, он очень привязан к матери.
Отец мальчика — Петр Александрович, дворянин. Умный, уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, ценитель женщин. Он не так мягок, как мать, и не так близок с сыном. Семья и дети в его жизни не на первом месте.
Старшие дети относятся к младшему Коленьке без особой нежности. Они вместе проводят время, играют, но детские впечатления о них не ярки.
Карл Иванович — учитель немецкого языка, истории. Он ухаживает за детьми, воспитывает их, ведёт занятия. Очень привязан к семье. Николенька тоже очень привязан к Карлу Иванычу, даже больше, чем к собственному отцу.

Как вы думаете, от чего зависит, «вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве»?

Мне кажется, что это риторический вопрос, он вызывает ностальгию и сожаление об ушедшем детстве. Люди взрослеют, получаю жизненный опыт, у них появляется всё больше обязанностей и беззаботность, детская наивность, свежесть восприятия уходят навсегда.
Чтобы вернулось подобное мироощущение, человек должен в душе бережно хранить дар любви. Толстой любил повторять: «Чтобы быть счастливым, надо одно – любить всех и всё, раскидывать во все стороны паутину любви: кто попадётся, того и брать»

Кого и в какой момент изобразил художник А.Л. Костин на иллюстрациях к повести? Найдите в тексте эпизоды, к которым выполнены данные рисунки.

Эпизод который изобразил художник на иллюстрации к повести: «Набегавшись досыта, сидишь, бывало, за чайным столом, на своем высоком креслице; уже поздно, давно выпил свою чашку молока с сахаром, сон смыкает глаза, но не трогаешься с места, сидишь и слушаешь.»

«Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели — невинная весёлость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?»

О чем тревожится Карл Иваныч? Как проявилась его обида во время урока и как воспринимает услышанное Николенька?

Карл Иваныч тревожится о том, что он больше не нужен в этом доме, с которым он сроднился, что детей, которых он любил, отправят учиться в Москву.
Николенька плачет во время урока, он сочувствует Карлу Ивановичу, не может справиться со своими эмоциями.
Все происходящее он воспринимает обостренно.

Какими представляются вам герои этой небольшой главы «Классы» (из повести Л. Н. Толстого «Детство«)? Как характеризуют героя раздумья о Карле Иваныче и об отце?

Карл Иванович — пожилой человек, очень добросовестно исполняющий обязанности гувернера: он полюбил детей, которых обучал, привязался к ним. Он достаточно строг с детьми, но и добр с ними одновременно.
Николенька все воспринимает близко к сердцу, ему хочется, чтобы все люди любили и понимали друг друга. Он замечает те изменения, которые происходят с окружающими, очень эмоционально реагирует на чужое горе.

Какой представляется матушка горок» повести «Детство»? Когда ее лицо становилось еще лучше? Каким был отец и что было характерно для него (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

Мать представлялась герою повести почти ангелом: очень ласковая, нежная, красивая. Особенно хорошело её лицо, когда она улыбалась. «Любовь к Богу и любовь к ней как-то странно сливались в одно чувство», — говорит рассказчик.
Отец же был человеком совершенно иного склада. Это был светский человек, приятной наружности. Он имел характер и привычки, мало совместимые с семейной жизнью: играл в карты, в отношениях с людьми добивался уважения, любил, знал и ценил хорошую музыку; книги он читать любил, но предпочитал такие, которые не задевают живых чувств. Одевался он изящно и со вкусом, хотя и не всегда модно.

 Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным? Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы ее решение?

Характер Натальи Савишны интересен тем, что она сама отказалась от вольной. Это говорит о том, что она воспринимала барскую семью как родную, что она способна на преданную и нежную любовь, но она также не в состоянии оценить неправильности своего рабского по сути положения.
Взяв вольную, она должна была бы сама заботиться о себе, что Наталья Савишна делать не умела. Поэтому понять её поступок можно.

Как проявляются характеры героев в случае со скатертью и на чьей стороне вы в этой ситуации? Какие совершаются ошибки главным героем и видит ли он их сам?

В случае с испачканной скатертью по-разному проявляются характеры героев. Николенька понимает, что Наталья Савишна — крепостная, а он дворянин. Именно это доводит его до ярости, до слез. А Наталья Савишна, унизительно наказав мальчика, жалеет его, увидев слезы на его лице. Ошибки, совершаемые героем, он видит, анализирует, переживает перепады настроения, но обычно признает свою вину, чувствует её.

Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь составила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Что беспокоит Л. Н. Толстого, когда он думает о детстве?

Человек изменяется к зрелым годам, и эти изменения не в лучшую сторону: он теряет потребность любить и свежесть, беззаботность чувств. Это, с точки зрения автора, «две лучшие добродетели». Их утрата и волнует автора.
Толстого интересует поступок не сам по себе, а тот нравственный смысл, который обретает этот поступок после того, как герой подвергнет его анализу.
Анализировать свои поступки и делать при этом правильные выводы очень сложно, но это очень ценное качество, которое должен иметь каждый человек.

Рассмотрите иллюстрации. Такой ли вы представляете себе обстановку, быт? Какими Вы бы «нарисовали» героев прочитаных вами глав из «Детства»?

На иллюстрации А. Вестфали изображен момент общения Николеньки и Натальи Савишны: мальчик сидит на сундуке в комнате Натальи Савишны, комната чистая, светлая, пронизана светом, освящена образами. Мальчик внимательно наблюдает за окружающим миром, он спокоен. Обстановка умиротворенная. Именно так можно представить эту сцену после прочтения текста (с. 287).

Объясните слона: «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие». Опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали, введите в рассказ слова, которые вы объяснили.

Привязанность — чувство близости, основанное на привязанности, симпатии.
Самопожертвование — пожертвование своими личными интересами ради других.
Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других; одобрительное, благожелательное отношение.
Согласие — разрешение, утвердительный ответ на просьбу; единомыслие, общность точек зрения; дружественное отношение, единодушие (по словарю С.И. Ожегова).

Поредейте коротко смысл текстов И. Ф. Смольникова «В середине XIX столетия…» и Н. К. Гудзия «Как работал Толстой». Рассмотрите портрет Толстого. Какой вам представляется личность писателя?

«В середине XIX столетия». Эта статья о знакомстве Льва Толстого и И.С. Тургенева. Тургенев прочитал в журнале повесть Л. Толстого «Детство» и высоко оценил её. После такого заочного знакомства состоялось и очное, которое переросло в дружбу.
Писателей сближали произведения. Которые заставляют размышлять и сегод

Ошибки, совершаемые героем, он видит, анализирует, переживает перепады настроения, но обычно признает свою вину, чувствует её.

Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, потребность любви и сила веры, которыми обладаешь в детстве? Какое время может быть лучше того, когда две лучшие добродетели невинная веселость и беспредельная потребность любви были единственными побуждениями в жизни?.. Неужели жизнь составила такие тяжелые следы в моем сердце, что навеки отошли от меня слезы и восторги эти? Что беспокоит Л. Н. Толстого, когда он думает о детстве?

Человек изменяется к зрелым годам, и эти изменения не в лучшую сторону: он теряет потребность любить и свежесть, беззаботность чувств. Это, с точки зрения автора, «две лучшие добродетели». Их утрата и волнует автора.
Толстого интересует поступок не сам по себе, а тот нравственный смысл, который обретает этот поступок после того, как герой подвергнет его анализу.
Анализировать свои поступки и делать при этом правильные выводы очень сложно, но это очень ценное качество, которое должен иметь каждый человек.

Рассмотрите иллюстрации. Такой ли вы представляете себе обстановку, быт? Какими Вы бы «нарисовали» героев прочитаных вами глав из «Детства»?

На иллюстрации А. Вестфали изображен момент общения Николеньки и Натальи Савишны: мальчик сидит на сундуке в комнате Натальи Савишны, комната чистая, светлая, пронизана светом, освящена образами. Мальчик внимательно наблюдает за окружающим миром, он спокоен. Обстановка умиротворенная. Именно так можно представить эту сцену после прочтения текста (с. 287).

Объясните слона: «привязанность», «самопожертвование», «сочувствие», «согласие». Опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали, введите в рассказ слова, которые вы объяснили.

Привязанность — чувство близости, основанное на привязанности, симпатии.
Самопожертвование — пожертвование своими личными интересами ради других.
Сочувствие — отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастьям других; одобрительное, благожелательное отношение.
Согласие — разрешение, утвердительный ответ на просьбу; единомыслие, общность точек зрения; дружественное отношение, единодушие (по словарю С.И. Ожегова).

Поредейте коротко смысл текстов И. Ф. Смольникова «В середине XIX столетия…» и Н. К. Гудзия «Как работал Толстой». Рассмотрите портрет Толстого. Какой вам представляется личность писателя?

«В середине XIX столетия». Эта статья о знакомстве Льва Толстого и И.С. Тургенева. Тургенев прочитал в журнале повесть Л. Толстого «Детство» и высоко оценил её. После такого заочного знакомства состоялось и очное, которое переросло в дружбу.
Писателей сближали произведения. Которые заставляют размышлять и сегодняшнего читателя, они повествуют о любви к простому русскому человеку и русской природе, говорят о вере в человека и в будущее своего народа. Их родовые имения — Ясная Поляна и Спасское-Лутовиново находятся рядом и говорят о нерасторжимости их дружбы.
Как работал Толстой. Лев Толстой отличался трудолюбием и упорством в достижении целей. Его произведения по большей части имели много черновых набросков, он иногда подолгу искал нужное слово для выражения своей мысли.
Толстой утверждал, что нужно работать с черновиками, переделка которых происходила у писателя неоднократно. Написанное и исправленное переписывалось близкими и знакомыми автора.
Работал Толстой обычно с утра до обеда, как правило, регулярно и систематично.
Личность писателя представляется очень значительной, масштабной. Он сделал очень многое для русского общества, показав его жизнь в самых разных проявлениях. Толстой много занимался общественной деятельностью, большое внимание уделял детям. Это человек трудолюбивый, привыкший к ежедневному труду.

Является ли для вас поучительным труд писателя?

Труд писателя является очень поучительным.
Это образец работы над собой, показатель того, что человек должен всю жизнь ежедневно преодолевать собственные слабости, даже если ты имеешь выдающиеся способности.

  • Сочинения
  • По литературе
  • Толстой Лев
  • Николенька Иртеньев в повести Детство

Сочинение Николенька Иртеньев в повести Детство Толстого

Николенька Иртеньев ключевой герой рассказа Льва Толстого под названием «Детство». Мальчику недавно исполнилось десять, дворянин по происхождению, он живет в достаточно любящей и заботливой семье, что значительно сказывается на его характере.

Мальчик растет веселым и озорным ребенком, а в процессе воспитания участвуют не только мама с папой, но и Наталья Савишна, специально привлеченная нянечка, которая не жалеет души для героя и искренности. По расписанию к нему приходит Карл Иванович, занятия с ним мальчик ждет с нетерпением, ведь он учит его смотреть на привычные вещи с другого ракурса и удивляться обыкновенным радостям.

Коля с особым чувством относится к своим родителям, он, как говорит автор, переживает настоящую гордость за то, что ему достались именно эти мама и папа, которые искренне его любят и заботятся. Для него они самые лучшие люди, подарок от Всевышнего, который он старается ценить и радовать их своим поведением и жизнерадостным настроем.

Матушку он считает источником всего прекрасного, а когда в его голове появляются мысли о любимом человеке, он сразу представляет ее милейшую улыбку и звонкий голос. Для Николая мама похожа на настоящего Бога, способного разобраться с любыми проблемами и возникшими у него трудностями, стоит ему только обратиться к ней.

Особую роль с маленького возраста мальчик уделяет тому, как складываются отношения с окружающими мальчиками и девочками. Его доброта и искренность, как магнитом притягивает детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Особое удовольствие он находит в обычных беседах и том, что проводит время рядом с кем-то с кем можно разделить радости и невзгоды.

Несмотря на это, маленький Николай сразу видит подвох и наглое вранье. Его потребность общаться, но в тоже время наблюдать за людьми со стороны, создает в нем настоящее противоречие. Он способен делать выводы на основании наблюдений, при этом не может не общаться с окружающими.

Его воспитание делает из него приятного и притягательного человека, в которого родители стараются вложить только лучшее. Они дают ему не только сухие знания, но и самое главное – любовь, заботу и искренний интерес. Поэтому мальчик растет достаточно любознательным, но в тоже время может дать отпор тем, кто хочет его использовать в собственных целях, прибегая к наглой лжи. Николай способен здраво оценивать окружающую ситуацию и взвешивать все нюансы происходящего.

Вариант 2

Повесть Л.Н.Толстого «Детство» является первой частью трилогии «Детство. Отрочество. Юность», в которой писатель изобразил становление личности человека, его внутреннее развитие.

Это произведение во многом является автобиографичным. В образе Николая Иртеньева Толстой воспроизвел собственные детские впечатления и события, сохранившиеся в памяти в силу наблюдательности и проницательности автора.

Повествование в произведении ведется от первого лица Николая Петровича Иртеньева.

В первой части трилогии Николай предстает перед читателем в качестве десятилетнего мальчика, живущего вместе со своими родителями в родовом имении в деревне.

Описывая Николеньку как не очень привлекательного внешне ребенка, с большим носом и губами, маленькими глазами, Толстой в то же время раскрывает его добрую чуткую душу. Несмотря на то, что мальчика расстраивают его внешние недостатки, он не испытывает зависти и злости по отношению к красивым людям. Наоборот, он восторгается перед теми, в чьих чертах видит красоту.

Воспитание Николеньки поручено нянечке Наталье Савишне, а также гувернеру Карлу Ивановичу, которых мальчик искренне любит. Вспыльчивый характер Николая иногда заставляет его грубить и дерзить учителю, однако доброе сердце берет верх и раскаявшийся ребенок старается загладить вину перед любимым наставником.

Главный герой очень любит своих родителей, особенно мать, любовь к которой у него ассоциируется с любовью к Всевышнему. Мальчик не стесняется проявлять свои чувства по отношению к маменьке, проводя с ней много времени.

Большое значение в повести уделяется отношению Коленьки с людьми, его окружающими. Благодаря своей коммуникабельности, Николенька легко знакомится с новыми детьми. 

Проводя много времени с соседскими ребятишками, он с удовольствием общается с ними, рассказывая им различные истории. Особое сочувствие у Коли вызывает Иленька Грап, подвергающийся постоянной травле со стороны взрослых ребят.

Николай во многом отличается от окружающих его детей. В отличие от своих ровесников, он часто уносится в свой собственный внутренний мир, анализируя поступки окружающих людей, а также собственные мысли и чувства. Внимательно наблюдая за происходящим, он легко распознает обман. Работа мысли мешает ему быть таким же жизнерадостным, как другие дети. Постоянный контроль своих поступков, слов, лишает его непосредственности, свойственной его ровесникам.

Детство Николеньки Иртеньева заканчивается переездом в город и смертью матери. Потеря самого близкого и родного человека оставила неизгладимый след в душе мальчика. Живущий в своем вымышленном мире, где все недоразумения и обиды компенсируются подвигами и героическими поступками, мальчик осознает, что жизнь не всегда безоблачна, как он думал раньше.

Описывая детство Николая Иртеньева, Толстой пытался донести до читателя важность детских лет в формировании личности ребенка, которое навсегда остается в его уме и душе.

Образ Николеньки Иртеньева

Коля Иртеньев десятилетний мальчик из дворянской семьи, натура достаточно своеобразная и впечатлительная, стал главным героем произведения Толстого «Детство». Описывая жизнь мальчика Толстой опирался на факты собственной жизни. Герой полон радости и оптимистичного настроя. Его образованием занимаются отзывчивая няня Наталья Савишна и учитель Карл Иванович. Ребенок растёт с тягой к познанию и внутреннему размышлению в любой ситуации старается найти положительный смысл.

Николай очень любит уроки, которые проводит Карл Иванович, мальчик старательно подходит к своей подготовке и каждый раз находится в ожидании следующего занятия.

Ребенок также испытывает тягу к своим родителям. Его часто одолевает за них чувство гордости. Для него образ родителей проявляется в заботе и доброте.

Образ мамы для Николая ассоциируется с источником всего самого лучшего и когда в его голове появляются мысли о маме, то сразу же возникает широкая улыбка и представляется её заливистый смех и красивый голос. Писатель не боится сравнивать эту большую любовь сына к матери, с любовью к Богу. Мама для Коли — это богиня, которая всегда готова прийти на помощь и решить все возникшие проблемы.

В жизни Коли Иртеньева особое место занимают его взаимоотношения с окружением. Дружелюбный настрой помогает ему общаться с соседскими детьми. Ребенок растёт коммуникабельным, очень легко идёт на контакт и всегда находит удовольствие в общении с людьми. В каждом новом месте он быстро находит новых друзей так в деревне знакомится с Катей, в городе с Соней и каждую из них он считает по-особому привлекательной. Чувство душевного сострадания проявляется по отношению к болезненному ребенку Иленьки Грапу.

Воспоминания о беззаботном детстве проведённом в деревне навивают чувство радости и тоски одновременно. Ведь период детства закончился, когда мамы не стало. Потеряв самого дорогого человека, ребенок перестаёт быть маленьким.

В произведении Толстого «Детство» читателю дается возможность наблюдать как проходит взросление мальчика и вместе с ним анализировать поступки. Учится преодолевать ложь, и принимать жизнь в её истинном облике.

Также читают:

Картинка к сочинению Николенька Иртеньев в повести Детство

Николенька Иртеньев в повести Детство

Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Пластова Ужин трактористов (Описание 6 класс)

    Картина «Ужин трактористов» написана в послевоенное время выдающимся советским художником Аркадием Александровичем Пластовым. Как и большинство произведений художника

  • Сочинение на тему Сила материнской любви

    Любовь матери невозможно описать словами, это чувство переживается где-то глубоко в душе. Материнская любовь заставляет женщину радоваться, глядя на успехи своего ребенка, глядя на первые шаги, первые слова, первый зуб

  • Сочинение описание по картине Буря на Северном море Айвазовского

    Для того чтобы передать мощь стихии довольно действенным приемом выглядит сравнение ничтожности человека перед мощью этой стихии и Айвазовский пользуется таким способом в картине Буря на Северном море

  • Образ и характеристика Эвелины в повести Слепой музыкант Короленко

    Эвелина — это единственная дочь семьи Яскульских. Внешне она была очень милой девочкой с русыми волосами и голубыми глазами. Как говорит сам автор, смотрела она

  • Образ и характеристика Мухоярова в романе Обломов

    Мухояров представляет собой тип законченного мошенника и является одним из отрицательных героев произведения. Этот персонаж представляет собой классический тип мелкого чиновника.

Ответы на вопросы учебника «Литература» 7 класс, 1 часть, Коровина, страница 322

Л. Толстой «Детство»

Размышляем о прочитанном

1. Какой представляется матушка герою повести «Детство»? Когда её лицо становилось ещё лучше? Каким был отец и что было характерно для него (отношения его с другими людьми, особенности его одежды, отношение к музыке, книгам, умение говорить)?

Николенька очень любил маму. Он любил сидеть рядом и слушать приветливые звуки её голоса. Любил представлять маму маленькой, любил, когда мама прикасалась к нему во сне нежной рукой. В такие минуты Николенька задыхался от любви. Её лицо становилось очаровательным, когда мама улыбалась.

Отец Николеньки был человеком интересным. В нём сочетались предприимчивость, самоуверенность, любезность и разгул. Он был гордым человеком, но при этом умел нравится всем без исключения.

Он одевался оригинально и изящно. К его высокому росту шли широкие платья, большие манжеты, воротнички.

Он любил читать, но из-за излишней эмоциональности часто откладывал книгу в слезах. Он любил музыку, играл на фортепьяно, пел романсы. Но серьёзной музыки не любил.

Говорил он очень увлекательно, гибко, и любой поступок мог рассказать как милую шалость или как низкую подлость.

2. Кажется ли вам характер Натальи Савишны интересным? Почему она решила не брать вольную? Одобряете ли вы её решение? Почему?

У Натальи Савишны был интересный характер. Она была очень деловой женщиной, всё время что-то делала, помнила где что находится, следила за порядком во всём доме и везде успевала. При этом она была доброй и даже робкой. Она нашла своё место в жизни, искренне полюбила семью своих господ и была счастлива.

Наталья Савишна всю жизнь прожила в семье Николеньки. Сперва она была горничной, потом няней, потом стала заведовать кладовой. Когда маман решила отблагодарить Наталью Савишну за двадцать лет службы и выдала ей вольную, она посмотрела на бумагу со злобой. Наталья Савишна не хотела вольной, её устраивала жизнь в доме Николеньки.

Наталья Савишна решила не брать вольную, потому что для неё смыслом жизни было служение господам. Она не представляла себе иной жизни.

С одной стороны, я понимаю её решение. Непросто начинать новую жизнь в зрелом возрасте, когда старая тебя полностью устраивает. С другой, свобода кажется мне величайшей ценностью и я не одобряю поступок Натальи Савишны.

3. Как проявляются характеры героев в случае со скатертью и на чьей стороне вы в этой ситуации? Какие совершаются ошибки главным героем и видит ли он их сам?

Николенька пролил квас на скатерть. Он сделал это случайно, вины мальчика в этом не было.

Маман, однако, поругала мальчика и что-то посоветовала Наталье Савишне. Няня взяла мокрую скатерть и прошлась по лицу Николеньки. Мальчика это очень обидело, он чувствовал несправедливость наказания и мечтал отплатить Наталье Савишне. Его обида понятна, как и последующее раскаяние.

Мы видим, что Николенька неосторожный, подвижный мальчик, который легко обижается, но легко и остывает. Наталья Савишна предстаёт в этой ситуации поборницей чистоты, её обижает, когда кто-то портит чистоту, её же наведённую. Она действует в горячке, потом раскаивается, видя, какую боль причинила мальчику.

В этой ситуации я на стороне Николеньки, единственная ошибка которого в том, что он сразу не попросил извинения за неосторожность. Тогда такая ситуация не случилась бы, ведь повинную голову меч не сечёт.

4. Толстой спрашивает: «Вернутся ли когда-нибудь та свежесть, беззаботность, которыми обладаешь в детстве?» Что беспокоит Толстого, когда он думает о детстве? Подготовьте развёрнутый ответ на этот вопрос.

Толстой называет детство счастливой, невозвратимой порой. Он сожалеет, что с годами человек перестаёт быть таким искренним в своих чувствах, как был в детстве. Взрослея, человек теряет то, что называется детской непосредственностью. Он теряет беззаботность, весёлость, потребность любви уже не является главной целью жизни взрослого человека. Он теряет счастье и Толстой это понимал.

Поэтому он так горько сожалел о детстве, зная, что вернуть ту лёгкость бытия уже не сможет, даже при всём желании. Жизнь действительно оставляет в сердце тяжёлые следы, оставляя о детстве лишь счастливые воспоминания.

Творческое задание

Особенностью характера героя повести «Детство» является то, что он постоянно думает о проявлении своих чувств и часто бывает, по выражению Смольникова, «беспощадным к самому себе». Подумайте, всегда ли вы критически оцениваете свои поступки и чувства. Бываете ли при этом беспощадными к самим себе? Расскажите об одном из таких случаев.

Я редко бываю беспощадной к самой себе. Скорее я склонна оправдывать все свои поступки. Это не значит, что я не делаю нужных выводов из ошибок. Иногда мне приходилось испытывать стыд за свои действия и я давала себе слово больше не повторять их. Например, однажды я тайно взяла у подруги куклу, которая мне очень нравилась и которую она не хотела мне давать. Я взяла просто поиграть, но получилось, что я её украла. Мне потом было очень стыдно и я обещала себе никогда не брать чужого, как бы этого не хотелось.

Литература и изобразительное искусство

Рассмотрите иллюстрации. Такой ли вы представляете себе обстановку, быт? Какими бы вы нарисовали героев прочитанных глав? Каким настроением пронизаны иллюстрации? Почему они больше напоминают светлое воспоминание, а не реальную зарисовку?

На иллюстрации художника Вестфалена мы видим Наталью Савишну и Николеньку. Наталья Савишна показана старушкой в платке, которая склонилась над сундуком. На другом сундуке сидит стройный милый мальчик, очень чистый и добрый. На рисунке показан обычный быт дворянского дома, примерно такой, как я его и представляла.

Это очень светлая иллюстрация, от которой веет добром и ощущением спокойствия. Уют и чистота комнаты навевают воспоминания о детстве, о самой счастливой поре человеческой жизни. Именно поэтому эти рисунки кажутся светлыми воспоминаниями. Они словно выхыватывают из прошлого самые яркие и приятные эпизоды. В них совершенно нет негатива.

Я бы нарисовала Николеньку милым и красивым мальчиком с живым лицом. Карла Ивановича — старичком в очках, Наталью Савишну — улыбающейся старушкой. Маман я бы нарисовала красивой и улыбающейся женщиной в ярком платье, а отца — нарядным, подвижным, энергичным.

Совершенствуем свою речь

Объясните слова:

Привязанность — чувство близости к другому человеку.

Самопожертвование — готовность чем-то пожертвовать ради другого.

Сочувствие — отзывчивость к чужому горю, сопереживание.

Согласие — умение разделить чью-то точку зрения.

Опишите дом вашего раннего детства, свои отношения со взрослыми, которые вас радовали или огорчали. Введите в рассказ слова, которые вы объяснили.

Я хорошо помню дом своей бабушки, в котором часто бывала в раннем детстве.Это была обычная деревянная изба с тремя комнатами. Там всегда царила идеальная чистота, на окнах висели симпатичные занавески, на полу лежали разноцветные коврики. Особенно мне запомнился гобелен «Три охотника», который висел над стареньким, но таким удобным диваном.

Я очень любила бабушку, чувствовала к ней искреннюю привязанность, и меня радовало её отношение ко мне. Она всегда старалсь угостить чем-нибудь вкусным — пирогами, вареньем, свежими овощами и ягодами. Я часто помогала ей по дому и от её похвалы чувствовала себя счастливой. Но когда я баловалась бабушка могла быть строгой. Она могла даже пригрозить хворостиной, хотя, конечно же, никогда меня не била. Но такое случалось редко. Большую часть времени между мной и бабушкой царило полное согласие. Она могла посочувствовать моим огорчениям, а иногда проявляла чудеса самопожертвования, когда отдавала мне последний кусочек самого вкусного пирога.

Я очень люблю свою бабушку и ценю её отношение ко мне.

Толстой «Детство» главные герои

Толстой «Детство» главные герои

В повести Толстой описывает своё детство через призму прошедших лет. Главные герои у Льва Николаевича очень колоритные, запоминающиеся. Главный герой повести Толстого “Детство” Николенька — тонко чувствующий, ранимый, талантливый мальчик. Его мир — это его семья, в которой угадывается семья самого писателя. Герои — дворяне и простые люди — ярко отражают эпоху, в которую прошли лучшие годы детства самого Толстого. Характеристика героев повести “Детство” поможет при изучении и анализе произведения, пригодится для заполнения читательского дневника или написания творческих работ.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев

Главные герои

Николенька Иртеньев

Главный герой, мальчик 10 лет

Очень тонкая натура, добрый, наивный. В повести показывается его становление, начало знакомства со взрослым миром. Он привязан к женской половине дома, так как самый младший в семье. Очень любит мать, она его ангел-хранитель. После отъезда в город к бабушке он узнаёт своего отца с другой стороны. Знакомится с детьми из других дворянских семей, влюбляется в Сонечку. Ранимому мальчику не хватает маминой поддержки. Коля понимает, что отец считает его некрасивым ребёнком, и очень страдает от этого. Смерть матери заставляет героя повзрослеть.

Отец Николая

Дворянин, отец, отстранившийся от семьи

Петр Александрович — умный, уверенный в себе, деловой, любит азартные игры, большой ценитель женщин. Он не так мягок, как мать, и не так близок с сыном. Холодно относится к супруге, не ценит её. Умеет нравиться людям, найти подход, завязать нужные знакомства. Супруга доверяет ему, чем он пользуется. В обществе его считают порядочным человеком. Пётр Александрович любит и ценит музыку. Его нельзя назвать красивым, однако его манеры и внешность чрезвычайно привлекательны. Он обаятельный человек. Семья и дети в его жизни не на первом месте.

Мать Николая

Добрая, мягкая женщина

Трепетно относится к Коле, целует и ласкает его, и он очень близок с ней. Умна, образованна. Живёт спокойно и мудро, очень привязана к экономке Наталье Савишне. Однажды, будучи в Москве, отец сообщает, что нужно вернуться в деревню. Дома они застают заболевшую мать, вскоре она умирает. Во время похорон Коля пугается лица матери, плачет и убегает.

Брат Володя и сестра Люба

Старшие дети в семье

Относятся к младшему Николеньке без особой нежности, снисходительно. Они вместе проводят время, играют, но детские впечатления о них не ярки. Володя дразнит и упрекает Николеньку за его “нежности”, склонность к чувствительности. Как мальчик, герой тянется к старшему брату, делится с ним секретами, но тот его не понимает: Володя не так восприимчив, как Николенька.

Наталья Савишна

Экономка в доме Иртеньевых, около 80 лет

Искренне любит всех членов семьи, обожает детей, проводит с ними много времени, общается с детьми терпеливо и с любовью. Вся её жизнь – служение другим людям, она трудолюбивая, умная, душевная женщина. Она не заводит своей семьи, даже получая вольную, остаётся работать у прежних хозяев. Искренняя любовь связывает её с матерью Николеньки, женщины очень близки, переносят все трудности вместе.

Карл Иванович

Учитель немецкого языка, истории

Ухаживает за детьми, воспитывает их, обучает наукам. Очень привязан к семье. Обижается, когда узнаёт, что его увольняют. Просится ехать в Москву и бесплатно смотреть за детьми. Николенька тоже очень привязан к Карлу Иванычу, даже больше, чем к собственному отцу. Учителя берут с собой, но в силу возраста его обязанности меняются.

Сонечка

Девочка, которая нравится Николеньке

У бабушки в гостях Николай знакомится с девочкой — Валахиной Соней. Дети танцуют и проводят вместе время. Николай настолько эмоционален и тронут событиями этого вечера, что признаётся брату в любви к Соне.

Второстепенные персонажи

Юродивый Гриша

Пожилой человек со «странностями»

Его приглашают в дом, чтобы накормить. Дети с удивлением наблюдают за этим человеком. Позже они прячутся и подслушивают искренние и простые молитвы Гриши. Это событие осталось ярким пятном в памяти мальчика.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Халк Январский

    14/14

  • Марина Никитина

    13/14

  • Сударь Господинович

    14/14

  • Pivniuk Rostislav

    13/14

  • Данил Ким

    12/14

  • Алексей Спасский

    14/14

  • Артём Тонконогов

    13/14

  • Артём Елееев

    10/14

  • Ай-Хаан Ооржак

    9/14

  • Оксана Краюхина

    7/14

  • Помогите! Пожалуйста!!!

    Что мы узнали из первых глав повести о самом Николеньке из повести «Детство» Л.Н. Толстой? Опишите героя (возраст, портрет, характер, любимые занятия, привычки, отношение к жизни и окружающим).

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      sloaneberry869

    • Создано:

      3 года назад

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • himiya
    Химия

    3 минуты назад

    СРОЧНО! химия 8 класс оксиды

  • russkii-yazyk
    Русский язык

    3 минуты назад

    Нужна ли здесь запятая перед или после слова «сколько»?

  • drugie-predmety
    Другие предметы

    13 минут назад

    Математика учи.ру.Немогу решить нужно задание для баллов

  • matematika
    Математика

    13 минут назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

  • matematika
    Математика

    13 минут назад

    3/6 Килограмма это сколько граммов?

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

  1. Сочинения
  2. По литературе
  3. Толстой Л. Н.
  4. Образ и характеристика Николеньки Иртеньева в романе Детство

Николай Петрович является ключевым персонажем повествования Льва Николаевича Толстого. Ему недавно исполнилось десять лет, и он живет в дворянской семье.

Он обладает веселым и оптимистичным нравом, а его воспитанием занимаются родители и участливая нянечка Наталья Савишна, а порой к нему на занятия приходит Карл Иванович. Паренек позитивно смотрит на вещи и старается найти положительные моменты во всем, что с ним происходит.

Мальчик очень любит занятия, проводимые Карлом Ивановичем, поэтому всегда к ним готовиться и с нетерпением ждет очередного раза.

Кроме того, Коля очень сильно любит родителей и испытывает искреннюю гордость за них. Он считает их самыми добрыми и заботливыми людьми, способными о нем позаботиться.

Мама для него источник всех прекрасных благ, когда он только думает о ней, то на ее лице появляется широкая улыбка, а в голове он слышит ее звонкий и прекрасный голос. Автор сравнивает его большую любовь, с любовью ко Всевышнему. Она для него настоящий небожитель, способный решить все его проблемы, помочь в любой трудной ситуации и изменить свое отношение к происходящим вокруг вещам.

В жизни Коленьки особую роль играют отношения с окружающими его людьми. Доброжелательный склад характера заставляет его обращать особое внимание на соседских детей, с которыми он проводит достаточно много времени. Он любит общаться с людьми и находит в этом особое удовольствие, чем и занимается в свободное время.

Так он с особым сочувствием относится к Иленьку Грапу, который является достаточно болезненным ребенком и требует особого внимания и защиты. Так же он быстро знакомится с Екатериной в деревне, а после с Сонечкой в городе, каждую из которых он считает девочками привлекательными и тех, кого он будет любить. Но он также быстро переключается.

Он отлично и легко знакомится с новыми детьми, но несмотря на широкое сердце и доверчивость, он быстро научился различать обман и ложь, которую он не переносит на дух. По неизвестным причинам, он быстро научился распознавать обман.

Его характер можно считать достаточно противоречивым, он внимательно наблюдает за происходящим вокруг него, за поведением окружающих его детей, кроме того, он способен делать выводы из происходящего вокруг.

Его радужное детство проходит в деревне, а потом они вместе с родителями переезжают в Москву, где начинается новый промежуток его жизни.

Образ детства

Характеристика Николеньки из повести “Детство” начинается с самых первых строк произведения. Перед нами предстает спящий мальчик, сон которого оберегается его добрым любящим наставником.

Из кратких замечаний и размышлений ребенка видно, что он – сын помещика, выросший в тепличных условиях, немного избалованный и взбалмошный, но очень добрый и нежный.

Повествование не даром ведется от первого лица. Это дает нам возможность лучше узнать мысли и чувства мальчика, его детскую непосредственность и ребяческую серьезность.

Характеристика Николеньки Иртеньева является характеристикой самого Толстого, так как многие события и происшествия, описанные в повести, взяты непосредственно из воспоминаний автора.

Что же хранил в своей памяти Л. Н. Толстой? “Детство” открывает перед нами его первые годы жизни, оно не только ярко и эффектно характеризует подрастающее поколение зажиточных помещиков, но и критикует, разоблачает безнравственность и ханжество дворянского образа жизни того времени.

Ответы:

1.

Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него. В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастья всем, чтобы все были довольны…». Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Савишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека. Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим. Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим». Отношение Николеньки к Иленьке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Иленька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Это маленький десятилетний мальчик с добрым, чутким сердцем, живой и впечатлительной душой. Становление характера Николеньки проходит среди различных, близких ему людей: родителей, братьев и сестер, учителей, дворовых. Отношения с каждым из них оставляют в сердце мальчика неповторимый след, оказывающий влияние на душевное состояние, мысли и чувства Николеньки. Отзывчивый и впечатлительный ребенок внимательно наблюдает не только за событиями, происходящими в мире внешнем, но и за изменениями в своем внутреннем мире. Эта внимательность ко всем движениям собственной души помогает Николеньке справляться со многими проблемами, делать верные выводы. Мне кажется, что в будущем из Николеньки вырастет добрый, наблюдательный, отзывчивый и честный человек.

Николенька Иртеньев производит впечатление весе­лого, доброго, воспитанного мальчика. Таких много во­круг. О доброте мальчика можно судить уже по отноше­нию его к своей матери. Разве может черствый человек, злой, эгоист так страстно признаваться матери в любви? А Николенька мог. Мог «обвить руками ее шею, прижать голову к ее груди и, задыхаясь, сказать: «Ах, милая, ми­лая мамаша, как я тебя люблю!» А как горько плачет мальчик, на миг представив, что мать может покинуть его. Он тогда долго, долго читает молитвы и просит Бога: «Спаси, Господи, папеньку и маменьку».

Добрый характер мальчика проявляется и во время игр с другими детьми. Правда, там свое сочувствие к сла­бому и болезненному Иленьке Грапу он все время старает­ся подавить, чтобы быть похожим на своего кумира — Се­режу Ивина. Но мы все равно замечаем это сочувствие.

Николеньку Иртеньева нельзя назвать мальчиком не­заурядным. Его поведение ничем не отличается от тако­вого его сверстников. Наоборот, он похож на многих маль­чиков его возраста. Он способен в порыве гнева обидеть дорогого человека, может пролить за столом квас, очень любит мечтать, и притом вслух… Но обида у него не обо­рачивается злобой, грубость тут же сменяется лаской. И он наивно мечтает о том, что ему кажется хорошим: «когда я буду генералом, я женюсь на чудесной красави­це, куплю себе рыжую лошадь, построю стеклянный дом и выпишу родных Карла Иваныча из Саксонии».

Сочинение на тему: НИКОЛЕНЬКА ИРТЕНЬЕВ В ПОВЕСТИ Л. Н. ТОЛСТОГО «ДЕТСТВО»

5 (100%) 1 vote

На этой странице искали:

  • чем отличается николенька от его сегодняшних сверстников
  • Сочинение на тему Николенька Иртеньев
  • николенька иртеньев характеристика
  • сочинение на тему детство толстой
  • характеристика николеньки иртеньева

) была первой в русской литературе попыткой изобразить историю внутреннего развития ребенка, историю его души. Предметом воспроизведения в данном случае служил для себя сам автор в его прошлом, материалом для него были многочисленные воспоминания собственной детской жизни, очень ярко сохранившаяся в памяти, благодаря художественной наблюдательности Толстого . И впоследствии он проникновенно и правдиво изображал внутренние состояния других людей, натур ему совершенно чуждых, совершая так называемое чудо художественного перевоплощения, силой творческого воображения представляя себе события душевной жизни людей так, как они происходят на самом деле, со всеми характерными их деталями.

Детство. Отрочество. Юность. Экранизация трилогии Л. Н. Толстого (1973)

Героем повести «Детство» является Николенька Иртеньев – мальчик с натурой своеобразной, даровитой, недюжинной. Какие-то неясные еще для него самого силы зреют в нем, какое-то призвание ждет его, готовя ему особую судьбу. Детство такого исключительного ребенка не может проходить так, как оно проходит у детей остальных, особые свойства еще не определившейся натуры большей частью создают столкновения между ним и окружающей средой, и редко бывают счастливыми детские годы таких людей. То же мы видим и в детстве Николеньки.

Болезненно-впечатлительный, всегда погруженный в свои думы, размышления и наблюдения над окружающей жизнью, мальчик растет одиноким, самоуглубленным и тихим. Он совершенно не знает той беззаботной радости существования, тех беззаветных игр и мимолетных легких впечатлений, которыми обыкновенно полно существование жизнерадостных детей. Работа мысли началась для него с первых лет сознательной жизни, печать духовного призвания отметила его. Мальчик занят не внешним, окружающим миром, как дети, а своим внутренним мирком.

Впечатления окружающего он схватывает очень глубоко и уносит их в свой внутренний мирок и там вновь переживает, смутно вдумываясь в их смысл. Он подмечает невысказанное и невыраженное, что скрывается за словами и внешними проявлениями в отношениях отца и матери, слуг и пр. Кроме того, он отличается особенной склонностью к анализу собственных поступков, чувств и мыслей (сцена у гроба матери и др.) Все это уменьшает в нем непосредственность, детскую жизнерадостность, а также простоту и свободу в обращении с другими людьми. Николенька Иртеньев застенчив, самолюбив, скрытен, он ревниво следит за каждым своим шагом и словом, боясь сказать или сделать что-то такое, что уронит его в глазах других, приходит в отчаяние от сделанного промаха и мучительно завидует простоте, свободе и красивой ловкости других жизнерадостных и любимых всеми детей.

Склонность к анализу своих поступков усугубляется в нем еще остро развитым эстетическим чувством; у мальчика есть тонкое чувство красоты, и он тем сильней пугается тем, что кажется ему в себе некрасивым, отдаваясь в то же время беззаветному восторгу перед другими, в которых он видит черты красоты. Николенька с детства говорил, что он некрасив, а неловкость и конфузливость еще подчеркивали смешные стороны этого маленького философа, с торчащими волосами и ушами и умным взглядом глаз. Но наряду со всем этим в нем живет страстная жажда любви, потребность нежности, ласки, стремление отдаться чему-либо всей душой. В семье же царит атмосфера довольно холодная: болезненная, тихая мать мало уделяет внимания детям, отец погружен частью в дела сельского хозяйства, частью в светскую жизнь, дети предоставлены заботам учителей и слуг. Свою потребность любить Николенька переносить на приятеля, Сережу Ивина, который своей красотой, ловкостью и независимостью ласкал его эстетическое чувство и казался ему идеалом человека.

Эта история детских переживаний Николеньки показывает в нем также еще одну характерную его черту: большую силу воображения. Живущий в своем внутреннем мирке, мальчик создает себе картины воображаемой жизни, в которых все обиды и вся неудовлетворенность реальной жизни возмещались подвигами и геройством, созданными фантазией. Под влиянием перенесенных нравственных потрясений и разочарований эта способность вспыхивала в ребенке с особенной силой, и он весь отдавался картинам своего воображения, под влиянием которых радовался или плакал (например, сидя в карцере).

ДЕТСТВО. ОТРОЧЕСТВО. ЮНОСТЬ

(Трилогия, 1851 — 1855)

Иртеньев Николенька (Николай Петрович)

— главный герой, от лица которого ведется повествование. Дворянин, граф. Из знатной аристократической фамилии. Образ автобиографичен. В трилогии показывается процесс внутреннего роста и становления личности Н., его взаимоотношения с окружающими людьми и миром, процесс постижения действительности и самого себя, поиск душевного равновесия и смысла жизни. Н. предстает перед читателем через свое восприятие разных людей, с которыми так или иначе сталкивает его жизнь.

«Детство». В повести Н. десять лет. Среди его доминирующих черт — застенчивость, доставляющая герою множество страданий, желание быть любимым и самоанализ. Герой знает, что внешностью он не блещет и на него даже находят минуты отчаяния: ему кажется, «что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами». Знакомство с героем происходит в момент его пробуждения, когда его будит гувернер Карл Иваныч. Уже здесь, в первой сцене повести, проявляется одна из главных черт толстовского письма — психологический анализ, знаменитая «диалектика души», о которой написал в статье, посвященной трилогии и военным рассказам Толстого, Н. Г. Чернышевский и которая получит развитие в будущих его сочинениях. В повести происходит несколько больших (смерть матери, переезд в Москву и в деревню) и малых (день рождения бабушки, гости, игры, первые любовные и дружеские увлечения и пр.) событий, благодаря которым писателю удается глубже заглянуть в душу героя.

Прекрасно передавая детскую психологию, Толстой изображает маленького Н. остро воспринимающим не только окружающую природу, но и по-детски живо и непосредственно откликающимся на беды близких ему людей. Так, он сочувствует гувернеру Карлу Иванычу, которого решил уволить его отец. Толстой подробнейшим образом описывает душевные состояния героя. «После молитвы завернешься, бывало, в одеяльце; на душе легко, светло и отрадно; одни мечты гонят другие, — но о чем они? они неуловимы, но исполнены чистой любовью и надеждой на светлое счастие». Детство Н. — время максимальной жизненной полноты и гармонии, беззаботности и силы веры, невинной веселости и беспредельной потребности любви — рисуется писателем с чувством нескрываемого умиления.

«Отрочество». Отрочество, по словам рассказчика, начинается для него со смерти матери. О нем он говорит как о «пустыне», где редко находятся «минуты истинного теплого чувства, так ярко и постоянно освещавшего начало моей жизни». Взрослеющего Н. начинают посещать вопросы, дотоле его совершенно не волновавшие, — о жизни других людей. До сих пор мир вращался вокруг него одного, а теперь взгляд его постепенно начинает меняться. Импульсом к этому становится разговор с воспитывающейся вместе с Иртеньевыми дочерью подруги матери Мими Катенькой, которая говорит о разнице между ними: Иртеньевы богаты, они же с матерью бедны. Героя теперь занимает, как же живут другие, «ежели они нисколько не заботятся о нас?., как и чем они живут, как воспитывают своих детей, учат ли их, пускают ли играть, как наказывают? и т. д.». Для писателя чрезвычайно важен — и с психологической, и с нравственной точки зрения этот процесс постепенного размыкания индивидуалистической замкнутости на себе одном, хотя в повести он не оценивается им как грех, поскольку детский эгоизм, по его мнению, — явление, так сказать, природное, как, впрочем, и социальное — следствие воспитания в аристократических семьях. Усложняются отношения Н. и с другими людьми, прежде всего с родным братом Володей, который старше его всего лишь на год и несколько месяцев, но и этот разрыв кажется гораздо большим: брат неудержимо удаляется от Н., вызывая в нем горькое чувство утраты, ревность и постоянное желание заглянуть в его мир (сцена разгрома Н. коллекции украшений брата, которые он опрокидывает вместе со столом). Резче и противоречивее становятся его приязни и неприязни (эпизод с гувернером St.-Jerom(oM), его самоощущение, подробно анализируемое автором. «Я был стыдлив от природы, но стыдливость моя еще увеличивалась убеждением в моей уродливости. А я убежден, что ничто не имеет такого разительного влияния на направление человека, как наружность его, и не столько самая наружность, сколько убеждение в привлекательности или непривлекательности ее». Герой так описывает свой облик: «Я гораздо ниже ростом Володи, широкоплеч и мясист, по-прежнему дурен и по-прежнему мучусь этим, Я стараюсь казаться оригиналом. Одно утешает меня: это то, что про меня папа сказал как-то, что у меня умная рожа, и я вполне верю в это».

Именно в этот период «любимейшими и постояннейшими предметами» размышлений героя становятся «отвлеченные вопросы о назначении человека, о будущей жизни, о бессмертии души…». Толстой подчеркивает, что в решении их Н. постигает бессилие ума, попадает в безвыходный круг анализа своих мыслей, теряя вместе с тем силу воли, свежесть чувства и ясность рассудка (что впоследствии отразится на общей концепции личности писателя). В это же время завязывается и первая настоящая дружба Н. с Дмитрием Нехлюдовым, под влиянием которого Н. приходит к «восторженному обожанию идеала добродетели и убеждению в назначении человека постоянно совершенствоваться».

«Ю н о с т ь». Н. — почти семнадцать. Он неохотно готовится к университету. Главное его увлечение — стремление к нравственному усовершенствованию, которое дает теперь пищу не только уму, пробуждая новые мысли, но и чувству, побуждая к деятельному его осуществлению. Герой, однако, трезво осознает резкое противоречие между замечательными планами нравственной деятельной жизни и теперешним ее «мелочным, запутанным и праздным порядком». Мечтания пока заменяют реальность. В основе их, как сообщает герой, четыре чувства: любовь к воображаемой женщине; любовь любви, то есть желание быть любимым; надежда на необыкновенное, тщеславное счастье и ожидание вследствие этого чего-то волшебно-счастливого; отвращение к себе и раскаяние, состоявшие в ненависти к прошедшему и страстном желании совершенства. Герой составляет жизненные правила и старается следовать им. Вся жизнь его в этот период проходит в череде падений и возрождений.

Герой поступает на математический факультет университета, отец дарит ему дрожки с лошадью, и он проходит первые искушения сознания собственной взрослости и самостоятельности, которые, однако, приводят к разочарованию. Читая романы (особенно летом) и сравнивая себя с их героями, Н. начинает стараться быть «как можно более comme il faut» (это понятие он называет «одним из самых пагубных, ложных понятий, привитых мне воспитанием и обществом»), то есть соответствовать ряду условий: отличное знание французского языка, особенно выговор, длинные и чистые ногти; «уменье кланяться, танцевать и разговаривать»; «равнодушие ко всему и постоянное выражение некоторой изящной презрительной скуки» и т. д. Именно это понятие, как подчеркивает Толстой, — причина ложной предубежденности героя к другим людям, прежде всего к обучающимся вместе с ним студентам, которые не только не менее умны, чем он, но и знают гораздо больше, хотя далеко не соответствуют выбранным им критериям. Финал повести — провал Н. на экзамене по математике и отчисление из университета. Герой снова решает писать правила жизни и никогда не делать ничего дурного.

Деньги

Время и стоимость посещения

Все вопросы

Памятник белому биму черное ухо

Непознанное

Кто такой меломан? Музыкальный меломан

Внешность главного персонажа

Портрет Николеньки из повести “Детство” представляет нам довольно некрасивого мальчика десяти лет с крупным носом, большими губами и мелкими глазами, с постоянно торчащими вихрами на макушке.

Мальчик очень переживает о своих внешних недостатках. Из-за этого его иногда охватывает печаль и отчаяние. Он даже просит бога о наружной красоте и готов отдать все самое ценное, лишь бы иметь идеальный облик.

И хотя иногда может казаться, что главный герой намеренно описывает себя эдаким маленьким уродцем, все же о его некрасивой внешности неоднократно говорят старшие. Это отмечает даже та, которая любит Николеньку больше всех на свете, – его мать. С другой стороны, она не раз подчеркивала душевную привлекательность младшего сына.

Цитаты

«Я продолжал плакать, и мысль, что слезы мои доказывают мою чувствительность, доставляла мне удовольствие и отраду…»

«…я воображал, что нет счастия на земле для человека с таким широким носом, толстыми губами и маленькими серыми глазами, как я…»

«…Вспомнишь, бывало, о Карле Иваныче и его горькой участи — единственном человеке, которого я знал несчастливым, — и так жалко станет, так полюбишь его, что слезы потекут из глаз, и думаешь: «Дай бог ему счастия, дай мне возможность помочь ему, облегчить его горе; я всем готов для него пожертвовать».

Противоречивые чувства

Какой Николенька в повести “Детство”?

Это обычный мальчик, немного завистливый, немного вздорный, но очень добрый, нежный и совестливый.

Скорее всего, совестливость Иртеньева – это его внутренний стержень, который и привлекает нас в главном герое.

Он может совершать безобразные поступки, может иметь плохие суждения, может думать и чувствовать то, что достойно порицания, но он всегда, всегда (!) почувствует после этого стыд и сожаление, раскаяние и некие угрызения совести. После этого хочется верить и надеяться, что Николенька изменится, исправится и станет лучше.

История создания

Писатель Лев Толстой

Николенька, точнее, Николай Петрович Иртеньев, становится главным действующим лицом повести и трилогии, которой она дала начало. Произведения «Детство», «Отрочество», «Юность» описывают жизнь героя. Персонаж автобиографичен, и с его помощью Толстой отвечает на вопросы, которые не раз задавал себе.

'Иллюстрация к повести Толстого

Николенька – представитель аристократического рода. Ребенку 10 лет. Он граф, и его воспитание соответствует высочайшим стандартам светского общества. Мальчик ищет душевное равновесие и смысл жизни, развивается как личность. Его внутренний мир богат. Он изменился после страшного события, которое постигло семью мальчика.

Повествование ведется от первого лица. Таким образом автор дает возможность понять, что обсуждаемые события были важными для него и взяты из реальной жизни.

Отношения с наставником

В чем же проявляются противоречивые чувства Николеньки?

Например, в его отношениях с детским учителем, немцем по происхождению, – Карлом Ивановичем. На далекой родине не сложилась жизнь у этого бедного человека, и он приехал в Россию в поисках счастья. Богатства и благополучия немец не нашел, но, по натуре добрый и сердечный, он очень привязался к своим воспитанникам и в простоте душевной отдал им всего себя.

Николенька очень любит своего бедного наставника и жалеет его. Например, он мечтает вырасти и помочь своему учителю, облегчить его горе и даже пожертвовать многим ради него.

Его искренняя любовь к Карлу Ивановичу проявляется и на деле: часто Николенька подходит к наставнику, нежно берет его руку и ласково называет “дорогим” учителем.

Однако в душе мальчика происходят многократные резкие перемены. Он может браниться и злиться на обездоленного учителя, отвечать ему грубо и дерзко, желать всего плохого. И все это лишь из-за строгого внушения, короткого замечания или плохой оценки!

Конечно же, позднее, проанализировав свое неправильное поведение, маленький Иртеньев начинает испытывать раскаяние и стараться загладить свою вину.

Образ Николеньки Иртеньева

Коля Иртеньев десятилетний мальчик из дворянской семьи, натура достаточно своеобразная и впечатлительная, стал главным героем произведения Толстого «Детство». Описывая жизнь мальчика Толстой опирался на факты собственной жизни. Герой полон радости и оптимистичного настроя. Его образованием занимаются отзывчивая няня Наталья Савишна и учитель Карл Иванович. Ребенок растёт с тягой к познанию и внутреннему размышлению в любой ситуации старается найти положительный смысл.

Николай очень любит уроки, которые проводит Карл Иванович, мальчик старательно подходит к своей подготовке и каждый раз находится в ожидании следующего занятия.

Ребенок также испытывает тягу к своим родителям. Его часто одолевает за них чувство гордости. Для него образ родителей проявляется в заботе и доброте.

Образ мамы для Николая ассоциируется с источником всего самого лучшего и когда в его голове появляются мысли о маме, то сразу же возникает широкая улыбка и представляется её заливистый смех и красивый голос. Писатель не боится сравнивать эту большую любовь сына к матери, с любовью к Богу. Мама для Коли — это богиня, которая всегда готова прийти на помощь и решить все возникшие проблемы.

В жизни Коли Иртеньева особое место занимают его взаимоотношения с окружением. Дружелюбный настрой помогает ему общаться с соседскими детьми. Ребенок растёт коммуникабельным, очень легко идёт на контакт и всегда находит удовольствие в общении с людьми. В каждом новом месте он быстро находит новых друзей так в деревне знакомится с Катей, в городе с Соней и каждую из них он считает по-особому привлекательной. Чувство душевного сострадания проявляется по отношению к болезненному ребенку Иленьки Грапу.

Воспоминания о беззаботном детстве проведённом в деревне навивают чувство радости и тоски одновременно. Ведь период детства закончился, когда мамы не стало. Потеряв самого дорогого человека, ребенок перестаёт быть маленьким.

В произведении Толстого «Детство» читателю дается возможность наблюдать как проходит взросление мальчика и вместе с ним анализировать поступки. Учится преодолевать ложь, и принимать жизнь в её истинном облике.

Отношения с Иленькой

Характеристика Николеньки из повести “Детство” ярко вырисовывается в его отношениях с Иленькой Грапом, который приходился главному герою ровесником. Иленька был болезненным тихим ребенком, затравленным и затюканным богатыми товарищами. Его отец не имел ни состоятельности, ни титула, но старался поддерживать знакомство с Иртеньевыми в надежде на дальнейшее покровительство. Как же тяжело давалось Иленьке общение с надутыми барчуками, которые обижали его, унижали, оскорбляли и даже били!

Дети, уже способные проявлять жестокость, доводили несчастного мальчика до слез, даже не задумываясь о том, что он испытывает душевные муки и терзания.

Воспоминания о травле Иленьки темным пятном лежат на сердце Иртеньева долгие годы. Он, такой нежный и сочувствующий, с тонкой понимающей душой, корит себя в том, что шел на поводу у взрослых ребят и не вступался за беззащитного обездоленного мальчика.

Проблематика

В данной повести Толстой затрагивает многие проблемы, актуальные и по сей день. Мы перечислим лишь основные.

  • Потеря близкого человека
    . Дети особенно близко к сердцу принимают утраты. Особенно в семье. Писатель показал, как сыновья тоскуют по матери, как им больно ее потерять. Они просто не знают, как жить дальше. Эта проблема не имеет универсального решения, но родные должны сделать все возможное, чтобы дети не чувствовали себя сиротами. Это единственный выход из положения, и Толстой показывает, как необходимо себя вести в подобной ситуации.
  • Дурное влияние
    . Ребенок очень подвержен влиянию извне. Его легко сбить с пути истинного, особенно, если его воспитывали мягко, без особой требовательности. Николай поддался вредным настроениям и стал вести себя дурно по отношению в другому мальчику, повинуясь стадному чувству. Он подражал Сереже Ивину и хотел ему понравиться. К сожалению, взрослые не всегда вовремя замечают источник дурного влияния, и это попустительство может привести к тому, что правильное воспитание не даст свои плоды.
  • Неосторожность и неосмотрительность взрослых
    . Сами родители часто совершают ошибки в воспитании. Например, Толстой показал это на приеме у бабушки, где на маленького Николеньку сильно давили родственники. Бабушка во всеуслышание уверяла людей, что ее внук ухаживает за маленькой гостьей, он очень смутился и растерял уверенность в себе. Впечатлительность ребенка надо принимать в расчет и не пугать его своими разоблачениями, тем более, при посторонних.
  • Проблема выбора жизненного пути
    . Герой мечется между добром и злом, между призваниями, между девочками, которые ему нравятся. Он еще не определился с тем, что собой представляет.

Барственность героя

Однако в отношении Николеньки к нижестоящим его людям всегда проскальзывала нотка высокомерия и чванливости. Он считал себя намного выше Карла Ивановича и Натальи Савишны, — слуг, привязанных к нему всей душой. Он относился к нищим ровесникам презрительно и спесиво, считая себя лучше и умнее.

Откуда пошло такое чувство надменности и превосходства в этом славном милом ребенке? Характеристика Николеньки из повести “Детство” в полной мере раскрывает перед нами причины и следствия его поступков и суждений.

Маленький мальчик воспитывался в доме богатого заносчивого помещика. С младенчества ему внушали, что он – барский сын, достойный почитания и благоговения. С молоком матери Николенька впитал чувство превосходства и желания жить в роскоши и довольстве, среди прислуживающих, раболепствующих людей.

Так воспитывались многие дворянские дети. И это было распространенным явлением того времени.

Тяжелые испытания

Но это не означает, что маленький Иртеньев жил в воздушном замке, оберегаемый судьбой от проблем и забот. Нет, его тоже коснулись беды и переживания, оставив неизгладимый горестный след в нежной душе.

Образ Николеньки Иртеньева в повести “Детство” – это образ богатого мальчика, познавшего личное горе и тонко чувствующего чужие страдания.

Несмотря на безбедное и пассивное существование, главный герой переживает тяжелые эмоциональные травмы: непонимание старшего брата, заносчивость друга, самолюбие и аморальность отца, изменяющего матери и разоряющего все семейство.

Однако самым горестным воспоминанием Николеньки является внезапная смерть матери.

Отношение к maman

Образ матери является самым светлым, самым прекрасным образом в повести, при этом в произведении нет конкретного описания внешности или детальной характеристики женщины.

Мать для Николеньки – самое любимое существо на земле. Он не стесняется проявлять к ней нежность и ласку, любит часто проводить с ней время и общаться. Скорее всего, именно благодаря раннему влиянию матери мальчик растет таким добрым и отзывчивым ребенком, умеющим сострадать и испытывать чувство вины. Поэтому характеристика Николеньки из повести “Детство” была бы неполной и однобокой, если бы не описание его отношений с матерью.

Смерть самого любимого человека оставила неизгладимую рану в сердце мальчика. Он много плакал и страдал, по-своему переживая горькую утрату. Он не понимал, как цветущая и жизнерадостная мама могла превратиться в желтое иссохшее существо с закрытыми глазами и неузнаваемым лицом.

И в то же время мальчик описывает все свои ощущения и чувства с безграничной искренностью и прямотой. Он называет минуту самозабвения, проведенную около гроба любимой родительницы, самым истинным проявлением горя. В других же случаях, когда Николенька плакал и рыдал по матери, он делал это из чувства самолюбия, претенциозности и эгоистичности, честно признаваясь в этом перед самим собой и испытывая глубокий стыд и презрение к самому себе.

Смерть матери

Иногда беда является на порог в самый неожиданный момент. Переломным моментом в жизни Коли стала преждевременная кончина мамы. С этого момента его жизнь кардинально изменяется:

  • близкий друг в лице Дмитрия Нехлюдова с непониманием относится к главному герою;
  • старший брат постоянно издевается;
  • от близких людей невозможноторый помогал мальчику оставаться добрым во время взросления, он не стеснялся ее и всегда проявлял свою любовь.

Мама Николеньки отличалась добротой и отзывчивостью, стремилась эти качества передать сыну. Произошедшее горе стало причиной глубочайшей душевной травмы, но Николай не подавал внешне никаких признаков своих страданий, стремился казаться эгоистичным и самовлюбленным.

Гений пера Лев Николаевич Толстой постарался показать внутренний мир тонкой и ранимой натуры Николеньки. Он удивительным образом смог передать события, которые кардинально изменили взгляды на жизнь и сформировали характер героя. Проводя параллель между Иртеньевым и собой, писатель попытался показать сложный путь личности, в которую он превратился по мере взросления.

  • Каково происхождение волшебных сказок
  • Каково понимание свободы героями рассказа макар чудра
  • Каково первоначальное название рассказа один день ивана денисовича
  • Каково первоначальное название рассказа матренин двор
  • Каково отношение тургенева к базарову сочинение