Заканчивается «Недоросль» словами Стародума: «Вот злонравия достойные плоды! «. Эта реплика относится не столько к отрешению Простаковой от помещичьей власти, сколько к тому, что ее, лишенную власти, покидают все, даже любимый сын. Драма Простаковой- завершающая иллюстрация к судьбе всякого человека в мире бесправия: если ты не тиран, то окажешься жертвой.
С другой стороны, последней сценой Фонвизин подчеркивал и нравственную коллизию пьесы. Порочный человек сам своими поступками готовит себе неизбежное наказание.
Пример сочинения 1
Комедия Фонвизина “Недоросль” обличает крепостное право и все его негативные последствия не только для крестьян, но и для их господ. В то время как крепостные терпят унижения, нужду и зависимость от прихотей помещиков, те в свою очередь вырождаются как люди. Проявляя нежелание учиться и всячески измываясь над подневольными крестьянами, они теряют человеческий облик, превращаясь в жестоких тиранов.
Поистине возмездие пороку в его свойствах.
Грубая и властная Простакова в финале пьесы становится жалкой, подобострастной и растерянной. Она привыкшая к безнаказанности и вседозволенности в сложившейся ситуации не знает как себя вести. Ведь благодаря своему наглому поведению она не привыкла к непреодолимым препятствиям.
Ее же натура ее и погубила.
Из-за своей слепой любви к сыну Простакова буквально прогоняет от него порядочных учителей, а доверяет тому, кто потакает Митрофанушке в его нежелании учиться. Сын оказывается “достойным” отпрыском своей беспринципной матери. В самую трудную минуту он без зазрения совести отворачивается от нее. Ведь мать, лишенная средств, становится теперь ему бесполезной.
Он грубо отталкивает Простакову. Так же спешно оставляет ее наедине со своими проблемами и брат.
Главный смысл произведения автор вкладывает в уста своего героя Стародума: “Вот злонравия жестокие плоды”. Жестокая и властная Простакова остается в конце пьесы одна без поддержки близких людей. Родной сын предает ее и отправляется на службу в солдаты.
Поражением Простаковой Фонвизин демонстрирует несостоятельность всей образовательной и крепостной системы России.
Пример сочинения 2
Комедия Фонвизина «Недоросль» обличает крепостное право и все его негативные последствия не только для крестьян, но и для их господ. В то время как крепостные терпят унижения, нужду и зависимость от прихотей помещиков, те в свою очередь вырождаются как люди.
Проявляя нежелание учиться и всячески измываясь над подневольными крестьянами, они теряют человеческий облик, превращаясь в жестоких тиранов.
Поистине возмездие пороку в его свойствах.
Грубая и властная Простакова в финале пьесы становится жалкой, подобострастной и растерянной.
Она привыкшая к безнаказанности и вседозволенности в сложившейся ситуации не знает как себя вести. Ведь благодаря своему наглому поведению она не привыкла к непреодолимым препятствиям. Ее же натура ее и погубила.
Из-за своей слепой любви к сыну Простакова буквально прогоняет от него порядочных учителей, а доверяет тому, кто потакает Митрофанушке в его нежелании учиться. Сын оказывается «достойным» отпрыском своей беспринципной матери. В самую трудную минуту он без зазрения совести отворачивается от нее. Ведь мать, лишенная средств, становится теперь ему бесполезной. Он грубо отталкивает Простакову.
Так же спешно оставляет ее наедине со своими проблемами и брат.
Главный смысл произведения автор вкладывает в уста своего героя Стародума: «Вот злонравия жестокие плоды». Жестокая и властная Простакова остается в конце пьесы одна без поддержки близких людей. Родной сын предает ее и отправляется на службу в солдаты. Поражением Простаковой Фонвизин демонстрирует несостоятельность всей образовательной и крепостной системы России.
Пример сочинения 3
Драматург Денис Фонвизин был проницателен и видел, что крепостное право разрушает не только жизни крестьян, но и уродует души помещиков. Крепостные становятся невольными рабами, безмолвными и бессильными, а крепостники – деспотами. Получив неограниченную власть, немногие могли совладать со своими страстями. Так случилось и с героями комедии «Недоросль»: госпожой Простаковой и ее братом Скотининым. Они владели деревнями, обирали крестьян до нитки. Смешным и одновременно ужасным выглядит диалог брата и сестры о том, как нужно взимать поборы с крепостных. Скотинин в этом преуспел больше и хвалится, что сдерет «со своих же крестьян, так и концы в воду». Простакова жалуется ему, что с тех пор, как все отобрали у крестьян, больше ничего не могут у них забрать.
Автор был приверженцем идей Просвещения и верил, что за пороки люди получат наказание. И часто это наказание таится в плодах их же поступков. Именно так и случилось в последнем явлении комедии «Недоросль».
Здесь участвуют госпожа Простакова, Митрофанушка, Стародум, Правдин, Софья, Милон, Еремеевна. Стародум обращается к Правдину с просьбой пожелать счастья Софье и Милону пред их отъездом. Госпожа Простакова в это же время бросается к Митрофану, но тот ее отталкивает и говорит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» После того, как Правдин отстранил госпожу Простакову от управления имением из-за ее жестокого обращения с крепостными и Софьей, она утратила свою власть. И Митрофан больше не нуждался в ней.
Так сын, которого героиня считала единственной отрадой, предал ее. Брат Скотинин быстро ретируется, оправдывая свою фамилию. Простакова теряет сознание, и на помощь к ней приходят Софья и Еремеевна – те, кого она раньше обижала. Вот что значит настоящая доброта. И Софья, и Стародум даже готовы простить Простакову, однако господин Правдин не преклонен в своей строгой справедливости. Но он так же укоряет Митрофана, говоря, что он поступает не честно по отношению к матери. Тот же реагирует презрительно, не понимая своего поступка. Правдин принимает решение забрать Митрофана на службу. Возможно, автор намекает читателю, что там смогут «исправить» воспитание недоросля. Митрофан и на это реагирует равнодушно. Последняя фраза звучит из уст Стародума, как из уст самого автора: «Вот злонравия достойные плоды!»
Финал комедии выглядит гротескным: одновременно смешным и ужасным. Героиня олицетворяет собой странную смесь наглости и растерянности, грубости и подобострастия – все это выглядит так жалко, что Софья и Стародум больше не злятся на нее.
Простакова стала заложницей своих страстей, всегда думая, что она имеет право на все. И когда Правдин справедливо наказывает героиню, она не знает, как теперь смотреть людям в глаза, ведь она с ними плохо обошлась.
Поражение Простаковой в комедии для автора – это будущее поражение их системы воспитания и образа жизни помещиков.
В чем смысл финала комедии «Недоросль»?
Суть «Недоросля» вытекает из идейного смысла комедии – воспитание должно быть правильным и прививать высокие идеалы. По традициям классицизма фамилии героев во многом дополняют характеристику персонажей и дополнительно раскрывают задумку автора. Фонвизин не просто так дал Скотинину такую фамилию. Кроме того, вспомним, что Простакова только от мужа получила другу фамилию, она также Скотинина. Митрофан – сын Скотининой. И персонажи действительно напоминают животных – они неграмотны, глупы, привыкли искать только собственную выгоду, ради которой готовы на все (то есть у них полностью отсутствует такая черта как принципиальность и собственное достоинство). Примечателен так же тот момент, что Митрофана обучают люди низших сословий, фактически слуги. В деревне Простаковой слуги ухаживают за скотом, таким образом юношу с самого детства воспитывают не как достойного дворянина, а, в лучшем случае, как слугу.
Фонвизин не только обнажает невежество «Скотининых», противопоставляя их с носителями высоких человеческих идеалов – Правдина, Стародума, Софьи, Милона, но и акцентирует внимание на несостоятельности традиционного воспитания и образования, подчеркивая необходимость личностного развития. Именно в этом кроется суть произведения. Фонвизин считал, что как только каждый «Митрофан» получит правильное воспитание и достойное образование, российское общество изменится и станет лучше. В наши дни комедия «Недоросль» – напоминание каждому читателю о высших человеческих идеалах и необходимости каждый день совершенствоваться, чтобы не стать похожим на «Митрофана».
Каков смысл финальных сцен по комедии Недоросль (Фонвизин Д. И.)
Комедия Фонвизина «Недоросль» обличает крепостное право и все его негативные последствия не только для крестьян, но и для их господ. В то время как крепостные терпят унижения, нужду и зависимость от прихотей помещиков, те в свою очередь вырождаются как люди. Проявляя нежелание учиться и всячески измываясь над подневольными крестьянами, они теряют человеческий облик, превращаясь в жестоких тиранов.
Поистине возмездие пороку в его свойствах.
Грубая и властная Простакова в финале пьесы становится жалкой, подобострастной и растерянной.
Она привыкшая к безнаказанности и вседозволенности в сложившейся ситуации не знает как себя вести. Ведь благодаря своему наглому поведению она не привыкла к непреодолимым препятствиям. Ее же натура ее и погубила.
Из-за своей слепой любви к сыну Простакова буквально прогоняет от него порядочных учителей, а доверяет тому, кто потакает Митрофанушке в его нежелании учиться. Сын оказывается «достойным» отпрыском своей беспринципной матери. В самую трудную минуту он без зазрения совести отворачивается от нее. Ведь мать, лишенная средств, становится теперь ему бесполезной. Он грубо отталкивает Простакову.
Так же спешно оставляет ее наедине со своими проблемами и брат.
Главный смысл произведения автор вкладывает в уста своего героя Стародума: «Вот злонравия жестокие плоды». Жестокая и властная Простакова остается в конце пьесы одна без поддержки близких людей. Родной сын предает ее и отправляется на службу в солдаты. Поражением Простаковой Фонвизин демонстрирует несостоятельность всей образовательной и крепостной системы России.
Тема, проблема, идея и значение произведения
Основу комедии составляют две проблемы, особенно волновавшие писателя – это проблема воспитания и проблема нравственного разложения дворянства. Фонвизин считал, что проблема воспитания имеет государственное значение, и именно правильное воспитание могло бы спасти дворянское общество от разложения и деградации.
Причину порочности дворянства писатель видит в установившемся государственном строе, который порождает беззаконие и произвол. Проблема воспитания, таким образом, оказывается неразрывно связанной с политическим и жизненным укладом государства.
Замечание 1
Проблема воспитания дворянства является основной темой данного произведения.
Идея комедии заключается в осуждении невежественных и жестоких помещиков, считающих себя хозяевами жизни. они не соблюдают ни нравственные законы, ни государственные.
Готовые работы на аналогичную тему
- Курсовая работа Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 440 руб.
- Реферат Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 260 руб.
- Контрольная работа Фонвизин Д.И. «Недоросль». Краткий анализ 190 руб.
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Комедию «Недоросль» можно назвать народной. В этом произведении Фонвизин отразил острые проблемы русской действительности. Сначала зрители, посмотрев комедию в театре, от души смеялись. Однако потом, задумавшись, испытывали печаль и называли пьесу русской трагедией. Комедия Фонвизина является сатирическим зеркалом общества.
«Недоросль» является общественной комедией, в которой нет ничего карикатурного. Все персонажи взяты из реальной жизни.
В этом произведении присутствует и гротеск, и фарсовое начало, и сатирический комизм. Поднимаются вопросы, заставляющие серьезно задуматься. «Недоросль» оказал сильнейшее влияние на развитие русской драматургии и литературы в целом.
Стародум. Характеристика
Персонаж комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль», дядя Софьи. Отец Стародума служил при дворе Петра Великого, воспитан был в петровских правилах и, хотя тогда «к научению мало было способов», дал своему сыну хорошее образование и «наилучшее» воспитание. Стародум говорит Правдину: «Отец мой непрестанно мне твердил одно и то же: имей сердце, имей душу и будешь человек во всякое время. На все прочее мода: на умы мода, на знания мода, как на пряжки, на пуговицы».
Стародум в молодости был горяч и несдержан, поступал подчас безрассудно. Так, из военной службы, не раз отличившись в военных сражениях, Стародум уходит в отставку только потому, что не он, а его сверстник, отказавшийся идти на войну, в обход Стародума получил высший чин, хотя, по разумению Стародума, долг дворянина, несмотря ни на что, служить отечеству. Далее по «слепому случаю» Стародум попал ко двору, где его также постигло величайшее разочарование.
Стародум удаляется от двора «без деревень, без ленты, без чинов», потому что не хочет пресмыкаться «в чужой передней», но хочет сохранить «неповрежденно» свою душу, честь и нравственные правила. Стародум решил посвятить остаток своих дней воспитанию племянницы, чтобы «оградить ее жизнь от недостатка в нужном». Он отправляется в Сибирь, где «достают деньги, не променивая их на совесть, без подлой выслуги, не грабя отечества». В Сибири Стародум нажил состояние, наследницей которого и сделал Софью на случай, если она полюбит человека малообеспеченного. В дом Простаковых Стародум приехал, чтобы вырвать племянницу из рук злонравных людей и выдать замуж за достойного человека.
Стародум — носитель идей дворянского просветительства, и его основным оружием является слово, которым он борется со «злонравием» дворян и правительства. Он осуждает беззаконие и рабство («Угнетать рабством себе подобных беззаконно», «где государь мыслит, где знает он, в чем его истинная слава, там человечеству не могут не возвращаться его права»). Знаменательно, что, говоря о долге перед отечеством, о «должности дворянина» вообще, о добродетели, он не говорит о долге служить монарху. В то же время Стародум упоминает о «великом государе», который «есть государь премудрой», указывающий людям «прямое их благо». Но это не относится к нынешнему государю, чей двор болен «неисцельно». «Достойный престола государь стремится возвысить души своих подданных», а при нынешнем дворе «о себе одном пекутся; об одном настоящем часе суетятся»; сегодня «у двора всякая тварь что-нибудь да значит и чего-нибудь да ищет». Теперешнему двору Стародум противопоставляет славные времена Петра Великого, когда «придворные были воины, да воины не были придворными».
Много и подробно говорит Стародум о воспитании молодого дворянина, поверяя свои мысли племяннице и Правдину. Воспитание «должно быть залогом благосостояния государства», – говорит Стародум Правдину. «Главная цель всех знаний человеческих — благонравие», «просвещение возвышает одну добродетельную душу», наука же «в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло». Аналогичные суждения высказывает Стародум в беседе с Софьей: «Ум, коль он только ум, самая безделица. …Прямую цену уму дает благонравие. Без него умный человек — чудовище».
Софья с послушанием и восторгом воспринимает наставления своего дядюшки. Стародум учит ее добродетели, поскольку «добродетель все заменяет, а добродетели ничто заменить не может», и всякий человек может стать добродетельным, если найдет в себе для этого достаточно сил. Он говорит ей о значении совести для человека, о честности и долге, о том, что если бы все были верны своему долгу, то люди были бы счастливы. Подробно излагает Стародум и правила семейных отношений: муж и жена должны идти путем добродетели, быть искренними и снисходительными друг к другу, кроткими и чистосердечными. Мужа и жену должна в первую очередь связывать не любовь, а «дружба», которая в то же время «на любовь бы походила». «Надобно… чтоб муж повиновался рассудку», а жена — мужу, это обеспечит благополучие в семье. Рассуждая об ответственности родителей перед детьми, Стародум говорит: «И какого воспитания ожидать детям от матери, потерявшей добродетель? Как ей учить их благонравию, которого в ней нет?»
Знатность человека, по Стародуму, определяется не «по числу людей, которые шатаются в его передней», а по количеству дел, исполненных для отечества («без знатных дел знатное состояние ничто»), и богатство измеряется не накопленными деньгами, но помощью, оказанной нуждающимся.
Стародум, как его аттестует Правдин, — человек прямой, честный, заслуживающий полного уважения, хотя с виду несколько угрюмый и резкий. Себя Стародум называет «другом честных людей», и потому его дружба лестна Правдину.
Речь Стародума — это речь просвещенного человека. Она бывает афористичной («Последуя природе, никогда не будешь беден. Последуя людским мнениям, никогда богат не будешь». «Наличные деньги не наличные достоинства. Золотой болван — все болван»), в ней встречаются архаизмы, характеризующие Стародума как человека петровской эпохи. В беседах с близкими ему по духу людьми (Правдин, Софья, Милон) речь Стародума сближается со слогом журнальной публицистики его эпохи.
Список литературы:
Словарь литературных персонажей: Русская литература: XVIII — середина XIX вв. — М.: Московский лицей, 1997. Басовская Е.Н. Личность — общество — мироздание в русской словесности: Экспериментальный учебник. М.: Интерпракс, 1994.
Пьеса и ее герои
События повествования развиваются в имении господина и госпожи Простаковых.
- в I-м читатель знакомится с главными героями и непростой ситуацией бедной сироты Софьи, которую рвут на части два жениха;
- во II-м появляется давний возлюбленный главной героини Милон;
- в III-м после длительного отсутствия возвращается дядя Софьи Стародум;
- в IV-м д выясняется, что молодой офицер, которого Софье определил в мужья дядя и есть её любимый;
- в V-м все герои пьесы получают по заслугам.
Это интересно! Роман Обломов: краткое содержание произведения по главам
Ниже изложено более подробное содержание произведения по действиям и можно познакомиться с его основными персонажами.
Действующие лица:
- господа Простаковы — хозяева имения;
- Митрофан Простаков — их сын, «недоросль»;
- Правдин — чиновник, олицетворяющий закон в пьесе;
- Стародум — дядя Софьи;
- Софья — главный персонаж, сирота, воспитанница Простаковых;
- Милон — любимый главной героини;
- Тарас Скотинин — алчный брат Простаковой;
- Еремеевна — крепостная нянька;
- Кутейкин — жадный до денег учитель;
- Вральман — конюх, выдавший себя за немца-педагога.
Обратите внимание! Три основные темы, раскрытые в содержании пьесы «Недоросль»: воспитание, осуждение деспотичного режима самодержавия, тягость крепостного права.
Смысл книги Недоросль — Денис Иванович Фонвизин
Важное произведение классической русской литературы «Недоросль» имеет очень любопытный смысл, каждую часть которого разложим по полочкам.
Ищите нас здесь
Смысл названия комедии Недоросль
Первое, на что сразу обращаешь внимание — название книги. Денис Иванович Фонвизин долго думал над ним и решил выбрать именно недоросль. 300 лет назад так называли молодого богатого человека, который получил образование. Но при этому бумаги, на которой это удостоверено у него нет. Всё бы не было так плохо, если бы без неё он смог бы жениться или пойти служить. Но без неё дворянин ничего этого не в состоянии сделать из-за закона.
В комедии рассказывается о поместье Простаковых. Госпоже не нравится, как портной пошил кафтан её сыну. Но при этом портной даже не получил должного образования, поэтому шьёт как попало. Госпожа не хочет слушать, она желает для своего сына только лучшей одежды. Как раз сын этой женщины и является недорослем.
Отец подростка полностью потакает жене, но дядя недоросля думает, что кафтан хороший. Также в доме живёт Софья, которую Простаковы взяли к себе ради денег. Дядя подростка хочет взять её в жёны. Но тут объявляется родственник Софьи, поэтому госпожа не может принимать решение выйдет ли Софья за дядю её сына.
Софье приходит письмо, что родственник оставляет ей большое наследство. Теперь Госпожа Простакова хочет выдать Софью замуж за своего сына. Но при этом Софья влюблена в совершенно другого человека — Милона.
Ищите нас здесь
При этом у дяди и недоросля разгорается на этой почве конфликт. Последний совершенно не желает поддаваться учению.
В поместье Простаковых приезжает родственник Софьи, с намерением увести девушку к себе в Сибирь. Но он беседует с Милоном, последний просит руки Софьи и получает согласие. Другие кандидаты в женихи пока ничего не знают, поэтому до сих пор пытаются заполучить девушку.
Госпожа Простакова не отпускает из своей деревни Софью и её близкого родственника. Она тащит девушку насильно в карету, чтобы поехать в церковь и обвенчаться с недорослем. Но её остановили.
Позже у Простаковых отобрал имение Правдин, поэтому семья была вынуждена покинуть поместье. Родственник Софьи, видя, что госпожа Простакова упала в обморок, смотрит на неё и говорит: «Вот злонравия достойные плоды».
Смысл комедии Недоросль
Давайте разбёремся в смысле произведения. Если коротко, то недоросль живёт по принципу «не хочу учится, а хочу жениться». Родители ему всячески в этом потакают, особенно мать, отцу вообще всё равно. Фонвизин хотел показать также с помощью образа Софьи, что люди готовы пойти на что угодно, чтобы заполучить побольше денег. С помощью говорящих фамилий( Циферкин, Правдин, Простаков, Стародум и др.) Денису Ивановичу удалось передать суть каждого из персонажей.
Смысл финала комедии состоит в том, что нужно правильно воспитывать детей. То, как это делали Простаковы — абсурд. Кидать ребёнка на произвол судьбы, а потом жаловаться, что с ним что-то не так — ужасно. Смысл произведения и состоит в этом — нужно воспитывать человека согласно моральным и нравственным идеалам. Именно тогда он станет достойным членом общества. А судьбы недоросля ему удастся избежать.
Оцените статью!
[Всего: 0 Среднее: 0]
Ищите нас здесь
Смотрите также:
- Очень краткое содержание книги Горе от ума Грибоедова Служанка в доме Фамусовых, Лиза, которая всю ночь охраняла от лишних глаз комнату Софьи, специально заводит часы, чтобы они громко били. Госпожа её встречалась с Молчалиным, в которого была влюблена….
- Смысл книги Горе от ума и его названия Действие разворачивается в доме известного московского помещика Фамусова, в спальне его дочери Софьи, которая всю ночь провела, общаясь со своим возлюбленным, по совместительству секретарем своего отца, Молчалиным. Софья узнает, что…
- Смысл книги Убить пересмешника — Харпер Ли Роман американки Харпер Ли «Убить пересмешника» считается одним из самых скандальных и социально острых произведений XX века. Он рассказывает о повседневности захолустного американского городка 30-х годов, где ощущаются отголоски Великой…
- Смысл книги Кладбище домашних животных Кинга Роман Стивена Кинга «Кладбище домашних животных» сейчас считается классикой не только «литературы ужасов», но и литературы 20-ого века как таковой. Кинг во всём мире считается королём ужасов, и это более…
- Очень краткое содержание комедии Недоросль Фонвизина Семейство господ Простаковых. Властная барыня, без ума любящая своего глупого и ленивого сына Митрофанушку. Безвольный, морально подчинённый барин. Дворянин нового типа, Правдин, присланный разобраться в жестоком обращении хозяев к слугам….
Смешон или трагичен финал комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
Знаменитая на весь мир комедия «Недоросль» имеет глубокую социальную и сатирическую направленность. Комедия написана в лучших традициях классицизма, но более позднего и зрелого. Пьеса уникальна, потому, что умело, сочетает в себе трагичность и в тоже время комичность событий. Пьеса Фонвизина рушит привычное представление о построении жанровых форм. Комедия наполнена противоречивостью героев, их характеров и поведения, они сочетают в себе благодетели и грехи.
Начало, середина и конек пьесы нельзя однозначно отнести или к комедии, или к трагедии, в каждом отрывке есть и то, и другое. Многие критики окрестили пьесу, как смех сквозь слезы. Труд Фонвизина – это классическая комедия, с элементами трогательности и трагизма. Конецпьесытакжепереполненсмесьюкомичного и трагичного.
Например, резкий поворот событий в судьбе госпожи Простаковой. Она всю жизнь посвятила одному мужчине, возвела его на пьедестал, а в конце он отплатил ей жгучей неблагодарностью. Митрофан жестоко отталкивает женщину, которая посвятила ему свое сердце. Остальные герои пьесы относятся к Простаковой не однозначно. Одни злорадствует ее горю, другие жалеют и поддерживают. А третьи безжалостно изрекают вердикт о том, что она получила заслуженное наказание за нарушение моральных норм общества.
Яркий акцент автор делает на неправильном воспитании детей. Митрофанушка олицетворяет дурной тон и самодурство в пьесе. Автор показывает, какими губительными плодами могут быть уроки такого учителя. Он испорчен обществом вокруг и дурным примером собственной матери. Фонвизин показывает множество смешных моментов, связанных с невежеством Митрофанушки. Но в тоже время намекает на трагичность его действий. Автор показывает, что в дальнейшем он накликает на себя беды, связанные с его недостойным поведением.
Фонвизину удалось создать уникальную и потрясающую картину, в которой в равных пропорциях перемешано смешное и трагичное. Особую нишу в комедии занимает деградация дворянского общества и все, что с ней связано. Конец комедии весьма непредсказуем, но соответствует традициям, в которых выполнена вся пьеса: гармоничная смесь праведного и греховного.
Как вы понимаете метафору «дубина народной войны» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир»?
Нельзя поспорить, что самым известным и великим произведением Льва Толстого является роман «Война и мир». В нем красными нитками соединены разнообразные темы, но особое место занимает тематика войны. Автор называет войну страшным делом, и он действительно прав. В его романе некоторые герои вступают в войну, как в преступление, а другие персонажи вынуждены защищать себя и близких от безжалостных наступлений. Роман пронизан глубокими метафорами. Особенно яркой стала: «дубина народной войны».
Я понимаю эту фразу, как символ оружия простонародья. Оно не изящно и не благородно, как шпага. Для того, чтобы овладеть дубиной, не нужно упражняться в искусстве фехтования, достаточно просто бездумно владеть грубой физической силой. Крылатая фраза «дубина народной войны» на мой взгляд, означает, что измученный народ борется с яростными захватчиками как может, без соблюдения правил и основ боевого искусства. Народ отбивается без соблюдения военных канонов и традиций, он готов использовать любые способы для победы, даже самые ужасные и жестокие. Причем, народ будет биться до конца, до последнего вздоха, пока враг не будет повержен полностью.
Война, которую рисует Толстой в своем произведении, никого не оставляет равнодушным. Автор не двусмысленно показывает, что эта война по большей части была народной. Не только армия защищала родные земли от захватчика, все население активно участвовало в защите. Крестьяне и некоторые дворяне бесстрашно стали на защиту родной земли, купцы отдавали большую часть своих доходов, чтобы содержать могучую русскую армию. Многие крестьяне шли в партизаны, чтобы внести свою лепту в сражение. Отряды партизан охватывали в своем составе, как простых людей, так и представителей дворянства, но всех их объединяла одна общая и желанная цель – спасти Родину.
Лев Толстой – мастер пера, он ловко рисует читателю могучий образ народа, который готов на все, чтобы спасти родные земли. Народ, как правило, не образованный и не владеет военными премудростями, но это не убавляет желания сделать все для спасения Родины. Народ берет на вооружение простую дубинку и уверенно шагает на встречу врагам.
Д.И. Фонвизин. «Недоросль». Пересказ по действиям с цитатами из текста. ДЕЙСТВИЕ 5.
Правдин говорит Стародуму, что может взять под опеку дом и имение Простаковой при «первом бешенстве, от которого могли бы пострадать подвластные ей люди. Стародум отвечает: «…угнетать рабством себе подобных беззаконно». Он положительно отзывается о б управлении государя, который «стремится возвысить души своих подданных», называет его «премудрым». «Сколь великой душе надобно быть в государе, чтоб стать на стезю истины и никогда с нее не совращаться!», ведь сколько льстецов его окружает.
Резко высказывается Стародум о льстеце, называя его «тварью», «ночным вором», «который сперва свечу погасит, а потом красть станет».
«…люди выбираются для мест, а не места похищаются людьми» . Он говорит о государе, что тот «милость и дружбу тем, кому изволит; места и чины тем, кто достоин».
Далее Стародум говорит о большой роди воспитания, о том, что не будет толку от таких, как Митрофан: «Ну, что для отечества может выйти из Митрофанушки, за которого невежды-родители платят еще и деньги невеждам-учителям?»
Нельзя забывать о главном при обучении – о благонравии. «…наука в развращенном человеке есть лютое оружие делать зло. Просвещение возвышает одну добродетельную душу.»
Вдруг они слышат шум. Это Софья при помощи Милона еле вырвалась из рук Еремеевны, которая вела её к карете. Софью тайно хотели обвенчать с Митрофаном.
Правдин с возмущением говорит, что представит в суд требование наказать Простакову как нарушительницу гражданского спокойствия. Митрофан, Простаков, Простаков – все кидаются в колени, просят прощения.
Входит Скотинин, с удивлением смотрит, как все его родственники стоят на коленях.
Простакова говорит: «…повинную голову меч не сечет. Мой грех! Не губите меня.»
Софья прощает всех: «Я мое оскорбление забываю.».
Простакова прости прощения у Стародума, говоря, что она не ангел. На что от отвечает: «Знаю, знаю, что человеку нельзя быть ангелом. Да и не надобно быть и чертом». Он тоже прощает.
Поняв, что её простили, Простакова в ярости хочет наказать всех своих людей, что сорвали венчание: «Теперь-то я всех переберу поодиночке. Теперь-то допытаюсь, кто из рук ее выпустил. Нет, мошенники! Нет, воры! Век не прощу, не прощу этой насмешки».
На вопрос Правдина о том, за что Простакова хочет наказать людей, та отвечает : «Разве я не властна и в своих людях?» Её поддерживает Скотинин: «Да разве дворянин не волен поколотить слугу, когда захочет?».
Правдин говорит: «…тиранствовать никто не волен». Он сообщает о том, что ему велено взять под опеку государства дом и деревни Простаковой.
Скотинин решил тихонько убраться «подобру-поздорову».
Простакова просит дать ей время разобраться с делами. Так она на рассчиталась с учителями. Правдин велит позвать всех учителей. Стародум узнаёт Вральмана, который когда-служил кучером у его отца. Все удивлены. Вральман рассказал, что не мог найти работы в Москве. Пришлось устроиться учителем.
Кутейкин просит заплатить ему за полгода- столько ему не платили.
Цыфиркин не просит ничего, так как ничему не смог научить Митрофана: «…по-пустому не бирал и не возьму». Стародум, Милон и Правдин дают из своих кошельков деньги Цыфиркину. Стародум называет его «добрым человеком». На вопрос Цыфиркина, за что дают ему деньги, Правдин отвечает: «За то, что ты не походишь на Кутейкина».
Кутейкина просят прийти на другой день за деньгами к Простаковой. А Вральмана взял к себе кучером Стародум.
Софья, Милон, Стародум прощаются.
Простакова говорит сну, что тот один у неё остался. Митрофан отвечает ей грубо: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» Мать от неблагодарности сына падает в обморок.
Правдин с осуждением говорит Митрофану: «Тебе ли грубить матери? К тебе ее безумная любовь и довела ее всего больше до несчастья.»
Стародум говорит, что Митрофану нужно служить. Тот отвечает: «По мне, куда велят».
Очнувшись, Просткова говорит в отчаянии: «Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!»
Пьеса заканчивается словам Стародума: «Вот злонравия достойные плоды!»
Конец.
Пересказала: Мельникова Вера Александровна.
Каково значение последнего явления в комедии Фонвизина «Недоросль»?
Драматург Денис Фонвизин был проницателен и видел, что крепостное право разрушает не только жизни крестьян, но и уродует души помещиков. Крепостные становятся невольными рабами, безмолвными и бессильными, а крепостники – деспотами. Получив неограниченную власть, немногие могли совладать со своими страстями. Так случилось и с героями комедии «Недоросль»
: госпожой Простаковой и ее братом Скотининым. Они владели деревнями, обирали крестьян до нитки. Смешным и одновременно ужасным выглядит диалог брата и сестры о том, как нужно взимать поборы с крепостных. Скотинин в этом преуспел больше и хвалится, что сдерет «со своих же крестьян, так и концы в воду». Простакова жалуется ему, что с тех пор, как все отобрали у крестьян, больше ничего не могут у них забрать. Автор был приверженцем идей Просвещения и верил, что за пороки люди получат наказание. И часто это наказание таится в плодах их же поступков. Именно так и случилось в последнем явлении комедии «Недоросль».
Здесь участвуют госпожа Простакова
,
Митрофанушка
, Стародум, Правдин, Софья, Милон, Еремеевна. Стародум обращается к Правдину с просьбой пожелать счастья Софье и Милону пред их отъездом. Госпожа Простакова в это же время бросается к Митрофану, но тот ее отталкивает и говорит: «Да отвяжись, матушка, как навязалась…» После того, как Правдин отстранил госпожу Простакову от управления имением из-за ее жестокого обращения с крепостными и Софьей, она утратила свою власть. И Митрофан больше не нуждался в ней.
Так сын, которого героиня считала единственной отрадой, предал ее. Брат Скотинин быстро ретируется, оправдывая свою фамилию. Простакова теряет сознание, и на помощь к ней приходят Софья
и Еремеевна – те, кого она раньше обижала. Вот что значит настоящая доброта. И Софья, и Стародум даже готовы простить Простакову, однако господин Правдин не преклонен в своей строгой справедливости. Но он так же укоряет Митрофана, говоря, что он поступает не честно по отношению к матери. Тот же реагирует презрительно, не понимая своего поступка. Правдин принимает решение забрать Митрофана на службу. Возможно, автор намекает читателю, что там смогут «исправить» воспитание недоросля. Митрофан и на это реагирует равнодушно. Последняя фраза звучит из уст Стародума, как из уст самого автора: «Вот злонравия достойные плоды!»
Финал комедии выглядит гротескным: одновременно смешным и ужасным. Героиня олицетворяет собой странную смесь наглости и растерянности, грубости и подобострастия – все это выглядит так жалко, что Софья и Стародум
больше не злятся на нее.
Простакова стала заложницей своих страстей, всегда думая, что она имеет право на все. И когда Правдин
справедливо наказывает героиню, она не знает, как теперь смотреть людям в глаза, ведь она с ними плохо обошлась.
Поражение Простаковой в комедии для автора – это будущее поражение их системы воспитания и образа жизни помещиков.
Понравилось школьное сочинение? А вот еще:
Как название комедии Фонвизина «Недоросль» связано с ее проблематикой? Почему комедию Фонвизина «Недоросль» называют «комедией воспитания»? Какой смысл вкладывает автор в понятие «злонравные невежды»? (по комедии Фонвизина «Недоросль») Каковы цели и средства сатиры в комедии Фонвизина «Недоросль»?
2
Каково значение последнего явления в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»?
2 ответа:
1
0
Конец любого произведения призван прежде всего подвести итог, поставить точку во всех перипетиях сюжета и если произведение нравоучительное обязательно содержит в себе мораль. Именно мораль всей пьесы заключена в последних словах Стародума, обращенных вроде бы в пространство, но на самом деле к зрителям и читателям:
Мы видим, что госпожа Простакова в финале оказывается покинута всеми, она лишена власти над имением и крепостными, и даже родной сын Митрофанушка покидает ее, махнув рукой на предложение пойти в солдаты:
Таким образом Фонвизин старается показать, что положительные герои обретают счастье, а отрицательные оказываются посрамлены и наказаны и привести читателя к мысли о том, что лучше жить в чести и достоинстве, чем творить зло и несправедливость.
0
0
Последнее явление в комедии Недоросль является итоговым, оно как бы подводит черту, позволяет автору выразить главный смысл произведения. Стародум обращается к читателям со словами — Вот злонравия достойные плоды! Простакова остается ни с чем, даже любимый сынок отвернулся от нее и ушел на службу в солдаты. Все отрицательные персонажи получили по заслугам, к сожалению, в жизни такое бывает редко.
Читайте также
Потрясающая женщина- госпожа Простакова! О ней нельзя сказать ни одного доброго слова. В её характере, в сложившейся натуре, даже если постараться поискать что-либо светлое и доброе, будет выглядеть как неблагодарная трата времени- нет там человечности.
Для простых людей, которые прислуживают ей, вообще не существует имён, только:
Обобрав своих крестьян и не утолив своей безмерной жадности, сильно расстраивается:
Для мужа тоже есть свои прозвания:
Постоянно унижаемый при всех женой, он старается жить невидимкой, чтобы его не видели и не слышали. Но при всём при этом, госпожа Простакова забрав всю власть в свои руки и правя в своей усадьбе жестоко, своевольно не упускает возможности пожаловаться на свою тяжёлую жизнь:
Тупая, глупая, совершенно не образованная женщина, своё скудоумие преподносит как достоинство:
Но немного понимая, что наступают другие времена, пытается обучить своего Митрофанушку. Скотиниская выучка не даёт плодов на этом чахлом поле без разума, недоросль так же глуп и бездарен как и его мать, ведь не даром, она хвалится, что сыночек весь в неё.
Госпожа Простакова весьма несдержанная и злобная особа и признаёт лишь один способ выяснения отношений- драку!
Так она выговаривает старой нянюшке, не защитившей «мальчика»от нападок Скотинина.
Сама рвётся в бой при случае:
Пытается хитрить, примеривая на себя добродетельный образ:
Самодурка, имеющая власть, считает, что всё должно происходить именно так, как она задумала, чужие желания и чувства для неё не имеют никакого значения. Заранее зная, что Софья не согласна выходит замуж за дурочка Митрофанушку, тем не менее:
Хорошо, что нашлись люди, которые смогли урезонить и приструнить этот злобный фонтан нечисти.
Существует легенда, что прототипом образа Митрофанушки, одного из главных персонажей комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль», был молодой Алексей Николаевич Оленин, впоследствии
А. Г. ВАРНЕК. ПОРТРЕТ А. Н. ОЛЕНИНА
Якобы до 18 лет этот человек был полным невежей, тратил время зря, совершенно не желая учиться.
Людская фантазия разыгралась настолько, что была придумана целая история об исправлении лентяя и неуча и превращении его в образованнейшую личность своего времени. Говорили, что прототип Митрофана, человек, принадлежащий к старинному дворянскому роду (его мать – из рода князей Волконских), рос как бурьян в степи, во вседозволенности, – был предоставлен самому себе, так как его отец, полковник лейб-гвардии в отставке, воспитанием отпрыска не занимался.
Молва приписывает современникам Фонвизина свидетельства о том, что А. Оленин, узнав себя в Митрофанушке и посмотрев на себя, благодаря комедии, со стороны, был сильно потрясен и устыдился своего невежества и безделья, в результате чего получил стимул для собственного образования и воспитания.
Легенда, как известно, произведение, созданное народной фантазией, в котором правда сочетается с вымыслом, причём зачастую это сочетание таково, что трудно становится отличить, особенно сквозь годы, что было на самом деле, а что придумано.
Попробуем разобраться в том, что было, а чего не было.
- Был молодой человек Алёша Оленин, которому в день первой постановки комедии «Недоросль» (24 сентября 1782 года) в петербургском Вольном российском театре было без двух с половиной месяцев 19 лет (Митрофану – 16 лет). Первая же публикация комедии, кстати, относится к 1783 году, 14 мая 1783 года комедию впервые представили московской публике: её поставили в театре Медокса.
- До 10-летнего возраста (а не до 19 и даже не до 16 лет!) мальчик, коренной москвич, жил вольно в поместье своего отца, находящемся на Рязанщине, в селе Салаур. С учётом возраста это вполне понятно, хотя и вовсе не значит, что ребёнка ничему не учили: как и все дворянские дети того времени он обучался дома – для этой цели был приглашён гувернер-француз, а вот науки ему преподавали отец (занимался, оказывается, он воспитанием сына!) и мать.
- В 11 лет по протекции самой княгиня Екатерины Дашковой (она была родственницей Олениных) Алексея зачислили в Пажескую придворную школу (впоследствии её назовут Пажеским корпусом). ЗА ОСОБЫЕ УСПЕХИ В УЧЁБЕ его отправили учиться в Германию, хотя до окончания школы оставалось ещё 3 года – посчитали, что России нужны военные специалисты, получившие образование за рубежом, в стране, славящейся своей армией. Это событие произошло в 1780 году.
- Дрезденская артиллерийская школа, а затем Страсбургский университет – вот те учебные заведения, которые Оленин успешно закончил за границей. Его возвращение в Россию произошло только в 1785 году.
- Таким образом, Алексей Оленин изначально получил прекрасное образование, история его обучения и воспитания никак не связана с выходом комедии Фонвизина «Недоросль», во времена первых постановок и первой публикации которой Оленина в России не было – КАК ЛУЧШИЙ ИЗ ЛУЧШИХ учеников Пажеской школы он получал образование в Германии.
Нет никаких достоверных сведений о том, когда именно и при каких обстоятельствах Алексей Николаевич познакомился с комедией Фонвизина, а предположить, что он о ней ничего не знал, тоже сложно, так как Оленин был человеком начитанным, знал литературу, сам занимался научной и литературной деятельностью.
Следовательно, образ Митрофанушки, Митрофана Терентьевича Простакова, следует, на мой взгляд, считать собирательным образом, так как людей, проявлявших особые успехи в учёбе, воспитанных и тактичных, как А. Н. Оленин, было, конечно много, но всё же гораздо больше было (и сейчас есть) тех, кто предпочитает бесцельное времяпрепровождение, крайне ленив в учёбе, груб, жесток, изворотлив, как Митрофан.
О. А. КИПРЕНСКИЙ. ПОРТРЕТ ПЕТРА АЛЕКСЕЕВИЧА ОЛЕНИНА. Это второй сын Алексея Николаевича (у него было 3 сына и 2 дочери). Как это ни странно, но многие учителя демонстрируют на уроках именно этот портрет, говоря о прототипе Митрофана.
Денис Иванович Фонвизин, автор великолепной комедии «Недоросль». Первая постановка состоялась в 1782 году. И вызвала бурю эмоций у зрителей. Публика аплодировала стоя.
В таблице персонажи разделены, для удобства восприятия, на положительных и отрицательных персонажей.
Персонажи отрицательны:
Митрофан
Персонажи положительные:
Ну вот самое сложное задание, надо еще понять сначала, кто на какой фотографии изображен, вернее на какой картинке чей портрет, а потом уже искать, с кем сравнивали Фонвизина (хотя бы это я уже знаю, что речь идет именно о Фонвизине), или можно наоборот сделать, автор нам известен — Фонвизин, надо найти, с кем там его сравнивали, узнать имя этого человека, а потом уже искать его портрет. Пожалуй, так я и сделаю. Тем более, что я догадываюсь, что Фонвизина сравнивали с Мольером. Так оно и есть. Ну а уж Мольера то я на портрете легко найду. Его портрет — это картинка под буковкой Г.
Ответ: с Мольером (вариант Г).
В этом произведении автор затронул несколько проблем , но самые важные — это проблема нравственного и интеллектуального развития людей (в данном произведении — дворянства). В то время необразованность дворянства была важной проблемой при эпохе Просвещения в Европе. Недоросль-Митрофанушка безразлично относится к просвещенности по причине того, что матушка его не привила тягу к знаниям. Из-за надзора и излишней заботы своей матери он вырос ленивым, необразованным, избалованным. Показаны смешные сцены, в которых высмеивается его необразованность. («Дурак — это прилагательное, потому что прилагается к глупому человеку»).
Проблема невежества принимает колоссальное значение, и при правильном подходе к воспитанию и образованию зависит то, к чему может придти государство в будущем.
(423 слова) Комедия Д. Фонвизина «Недоросль» — свидетельство того, что проблема злонравия является старожилом в русской литературе. Каждый писатель-реалист так или иначе затронул ее в своем творчестве. Однако самым известным произведением, где в центре внимания находится именно злонравие, была и остается комедия Фонвизина. Пьеса даже заканчивается фразой: «Вот злонравия достойные плоды». Именно она указывает на то, что финал «Недоросля» трагичен, а не смешон. После всего того, что произошло с Простаковой, Стародуму только и остается констатировать факт — последствия безнравственности всегда достойны ее самой, она же не смешна, а трагична.
Что читатель видит в финале пьесы? Госпожа Простакова после неудачной попытки похитить богатую невесту для своего сына получает прощение, но тут же объявляет о своем намерении отомстить слугам за неудачу. Тогда же чиновник Правдин говорит о цели своего визита: он уполномочен взять крестьян Простаковых под опеку и лишить господ права управлять ими. На этот раз мольбы не помогают, и героиня остается у разбитого корыта. У нее остается один стимул к жизни — безумно любимый сын Митрофан. Но он отвечает ей: «Да отвяжись, матушка». В трудную минуту герой отворачивается от семьи и равнодушно принимает приглашение на службу: «По мне, куда велят». Поведение Митрофана так жестоко, что даже Правдин упрекает его за грубость. Простакова же после таких слов падает в обморок. Когда она приходит в сознание, то говорит:
Погибла я совсем! Отнята у меня власть! От стыда никуды глаз показать нельзя! Нет у меня сына!
Разве такой финал можно назвать смешным? Нелепым и абсурдным казалось описание быта и нравов этого семейства, но финал пьесы уже не кажется поводом для веселья и даже сарказма. Это драма в чистом виде. Грубая и жестокая Простакова искренне любила сына и возлагала на него все свои надежды. Ради него она переступила через закон, ради него тратила деньги на учителей. Но после всего этого сын отказался от нее. То есть вся жизнь этой женщины оказалась напрасной, все ее жертвы — тщетными, все ее действия — ничтожными, раз она, мать, не смогла воспитать своего ребенка. Если потеря власти в доме кажется справедливым наказанием для нее, то предательство сына — незаслуженным ударом. Неблагодарность и бесчувственность Митрофана ранят не только ее сердце, но и читателя, который впервые видит в недоросле не только невежество, но и бесчеловечную жестокость. Значит, только ее он и перенял от матери. Вот, что Стародум назвал «плодом злонравия».
Финал пьесы «Недоросль» не смешон, а трагичен. В последнем явлении образ Простаковой впервые вызывает сочувствие, а не осуждение. Нам жалко мать, лишившуюся поддержки горячо любимого сына, и совсем не весело наблюдать, как Митрофан из глупца превратился в грубого эгоиста. Печально, что плоды злонравия полностью ему соответствуют: они такие же горькие и вредные.