Каковы духовные истоки формирования личности катерины кабановой что мы узнаем о ней из рассказа

Характеристика Катерины

Характеристика Катерины

Главной героиней пьесы А. Н. Островского «Гроза» является Катерина Кабанова — молодая женщина, которая в силу жизненных обстоятельств оказалась жертвой лицемерного, прогнившего изнутри общества. Будучи честным, совестливым человеком с высокими нравственными качествами, она противопоставлена героям драмы, составляющим так называемое «тёмное царство». Характеристика Катерины необходима для понимания всех социальных проблем устаревшего патриархального строя России XIX века. Героиня, не способная сопротивляться гнёту со стороны близкого окружения, решает уйти из жизни.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Гроза.

Полное имя — Катерина Петровна Кабанова.

Возраст — не указано, молодая женщина.

Род занятий — без определенного рода деятельности.

Семья — супруг Тихон Кабанов, свекровь Кабанова (Кабаниха), золовка Варвара.

Социальное положение — мещанка.

Происхождение — родом из состоятельной мещанской семьи.

Воспитание — воспитана родителями в любви, взаимном уважении, в любви к Господу.

Образование — весьма посредственное домашнее образование, традиционное для женщин того времени.

Внешность — красивая молодая женщина.

Характер — решительная, свободолюбивая, честная, мечтательная, религиозная, совестливая.

Положительные черты — преданная, честная, одухотворённая, добрая.

Отрицательные черты — эмоциональная, непоследовательная, идёт на поводу собственных эмоций, но не разума.

Произведение — «Гроза».

Автор — А. Н. Островский.

Цитатная характеристика

Описание Катерины с цитатами позволит раскрыть её образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношения к жизни.

Портрет

Полное имя героини — Катерина Петровна Кабанова.

«Так это молодая Кабанова, что ль?..»

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 2

«Это вы, Катерина Петровна?..»

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Катерина вышла замуж не по любви, будучи юной девушкой.

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось…»

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина — замужняя женщина, которая навеки привязана к своему мужу. Её супруг — Тихон Кабанов.

«Куда ты уйдешь? Ты мужняя жена…»

Источник: Действие второе, явление 2

«Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.
Катерина, жена его…»
Источник: Действующие лица

У Катерины нет детей, и этот факт её очень огорчает.

«Эко горе! Деток-то у меня нет: все бы я и сидела с ними да забавляла их. Люблю очень с детьми разговаривать — ангелы ведь это…»

Источник: Действие второе, явление 8

Внешность

Катерина — молодая красивая женщина.

«…видишь, какая красавица! Ха, ха, ха! Красота!..»

Источник: Действие четвертое, явление 6

У Катерины красивая улыбка, которая словно освещает её лицо изнутри.

«Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».

Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2

Черты характера и поступки

Будучи невесткой злобной, тираничной Кабанихи, Катерина всячески пытается её задобрить, сгладить конфликты между ними. Она не выносит постоянного противостояния, склок и раздоров.

«Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…»

Источник: Действие первое, явление 5

Катерина — цельная натура, не привыкшая ко лжи и лицемерию.

«Что при людях, что без людей, я все одна, ничего я из себя не доказываю».

Источник: Действие первое, явление 5

«Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

Источник: Действие второе, явление 2

У Катерины нежная душа, её глубоко задевают обидные, несправедливые слова Кабанихи.

«Катерина. Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?
Кабанова. Эка важная птица! Уж и обиделась сейчас.
Катерина. Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»
Источник: Действие первое, явление 5

В семье мужа Катерина чувствует себя глубоко несчастным человеком. Ей хочется превратиться в птицу, чтобы покинуть постылый дом, в котором ей никогда не видать счастья.

«…отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и полетела…»

Источник: Действие первое, явление 7

«Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем…»

Источник: Действие первое, явление 7

«Сделается мне так душно, так душно дома, что бежала бы…»

Источник: Действие первое, явление 7

«Радости видела мало, а горя-то, горя-то что!»

Источник: Действие пятое, явление 3

Жизнь Катерины до замужества была совсем иной: лёгкой, беспечной, весёлой.

«Такая ли я была! Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина — рукодельница, она умеет шить, вышивать, любит занять себя делом.

«…сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом…»

Источник: Действие первое, явление 7

«А вот что сделаю: я начну работу какую-нибудь по обещанию; пойду в гостиный двор, куплю холста, да и буду шить белье, а потом раздам бедным».

Источник: Действие второе, явление 8

Катерина, так же, как и её мать, была глубоко верующим, религиозным человеком. Она часто ходила в церковь, получая истинное удовольствие от церковной службы, а в их доме находили приют странницы и богомолки.

«Потом пойдем с маменькой в церковь, все и странницы, — у нас полон дом был странниц да богомолок…»

Источник: Действие первое, явление 7

«…до смерти я любила в церковь ходить! Точно, бывало, я в рай войду и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится… А то, бывало, девушка, ночью встану — у нас тоже везде лампадки горели — да где-нибудь в уголке и молюсь до утра. Или рано утром в сад уйду, еще только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чем молюсь и о чем плачу…»

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина — впечатлительная натура с богатым воображением.

«…в солнечный день из купола такой светлый столб вниз идет, и в этом столбе ходит дым, точно облако, и вижу я, бывало, будто ангелы в этом столбе летают и поют».

Источник: Действие первое, явление 7

«А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся. А то, будто я летаю, так и летаю по воздуху».

Источник: Действие первое, явление 7

«Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василек по ветру, как бабочка».

Источник: Действие второе, явление 8

У Катерины тонкая душа, способная предчувствовать грядущие события. Героиня ощущает, что вскоре с ней случится нечто непоправимое.

«Нет, я знаю, что умру. Ох, девушка, что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Никогда со мной этого не было. Что-то во мне такое необыкновенное. Точно я снова жить начинаю, или… уж и не знаю».

Источник: Действие первое, явление 7

«Такой на меня страх, такой-то на меня страх! Точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что…»

Источник: Действие первое, явление 7

Спасение от тяжелой, безрадостной жизни в доме Кабанихи Катерина находит в любви к другому мужчине.

«Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой не делала! Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю

Источник: Действие первое, явление 7

Катерина очень боится грозы, точнее, внезапной смерти от грозы без покаяния.

«Катерина (с ужасом). Гроза! Побежим домой! Поскорее!»

Источник: Действие первое, явление 9

«Не то страшно, что убьет тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми. Мне умереть не страшно, а как я подумаю, что вот вдруг я явлюсь перед богом такая, какая я здесь с тобой, после этого разговору-то, — вот что страшно».

Источник: Действие первое, явление 9

Катерина — эмоциональный, импульсивный человек, способный совершать необдуманные поступки.

«Такая уж я зародилась, горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно; я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять!»

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина вышла замуж за Тихона без любви, и оттого её семейная жизнь очень несчастна.

«Варвара. Ну, а парни поглядывали на тебя?
Катерина. Как не поглядывать!
Варвара. Что же ты? Неужто не любила никого?
Катерина. Нет, смеялась только.
Варвара. А ведь ты, Катя, Тихона не любишь.
Катерина. Нет, как не любить! Мне жалко его очень!
Варвара. Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь».
Источник: Действие второе, явление 2

Несмотря на скромный и мягкий, миролюбивый нрав, Катерина отличается большой решительностью.

«Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!»

Источник: Действие второе, явление 2

Катерина чувствует себя одиноким, никому не нужным человеком, которому не к кому обратиться за помощью и утешением.

«Ах, беда моя, беда! (Плачет.) Куда мне, бедной, деться? За кого мне ухватиться? Батюшки мои, погибаю я!»

Источник: Действие второе, явление 4

Катерина не способна сопротивляться своим чувствам, страсти. Она готова пожертвовать собственным спокойствием ради непродолжительного любовного упоения.

«Ах, сумасшедшая, право сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она!… А горька неволя, ох, как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу, маюсь, просвету себе не вижу. Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня…»

Источник: Действие второе, явление 10

«Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь… Будь что будет, а я Бориса увижу!»

Источник: Действие второе, явление 10

Любовь к Борису делает Катерину слабой, безвольной женщиной.

«…Катерина. Ну, как же ты не загубил меня, коли я, бросивши дом, ночью иду к тебе.
Борис. Ваша воля была на то.
Катерина. Нет у меня воли. Кабы была у меня своя воля, не пошла бы я к тебе».
Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

«Давно люблю. Словно на грех ты к нам приехал. Как увидела тебя, так уж не своя стала. С первого же раза, кажется, кабы ты поманил меня, я бы и пошла за тобой; иди ты хоть на край света, я бы все шла за тобой и не оглянулась бы».

Источник: Действие третье, сцена 2,явление 3

Будучи верующим человеком, Катерина понимает, какой тяжкий грех берёт на себя, соглашаясь на связь с Борисом.

«Поди от меня! Поди прочь, окаянный человек! Ты знаешь ли: ведь мне не замолить этого греха, не замолить никогда! Ведь он камнем ляжет на душу, камнем».

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

«Нет, нет! Ты меня загубил!..»

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Катерина находит в себе силы взять ответственность за свой поступок и признать, что сама согласилась на греховную связь с Борисом.

«Э! Что меня жалеть, никто не виноват, — сама на то пошла. Не жалей, губи меня! Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! (Обнимает Бориса.) Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда? Говорят, даже легче бывает, когда за какой-нибудь грех здесь, на земле, натерпишься».

Источник: Действие третье, сцена 2, явление 3

Будучи человеком со стойкими нравственными принципами, Катерина не способна лгать и изворачиваться. Она не в состоянии обманывать мужа и при всей семье признаётся в своей измене.

«Все сердце изорвалось! Не могу я больше терпеть! Матушка! Тихон! Грешна я перед богом и перед вами! Не я ли клялась тебе, что не взгляну ни на кого без тебя! Помнишь, помнишь? А знаешь ли, что я, беспутная, без тебя делала? В первую же ночь я ушла из дому…»

Источник: Действие четвертое, явление 6

Признавшись в любовной связи с Борисом, Катерина переживает не за себя, а, прежде всего, за своего возлюбленного.

«Что-то он теперь, бедный, делает? Мне только проститься с ним, а там… а там хоть умирать. За что я его в беду ввела? Ведь мне не легче от того! Погибать бы мне одной! А то себя погубила, его погубила, себе бесчестье — ему вечный покор! Да! Себе бесчестье — ему вечный покор».

Источник: Действие пятое, явление 2

«Ну, прости меня! Не хотела я тебе зла сделать; да в себе не вольна была. Что говорила, что делала, себя не помнила»

Источник: Действие пятое, явление 3

Катерину терзает совесть: она не может простить себе содеянного греха. Её душа не может найти себе покоя, и героиню всё чаще посещают мысли о смерти.

«А вставать не хочется: опять те же люди, те же разговоры, та же мука. Зачем они так смотрят на меня? Отчего это нынче не убивают? Зачем так сделали? Прежде, говорят, убивали. Взяли бы да и бросили меня в Волгу; я бы рада была».

Источник: Действие пятое, явление 2

«Для чего мне теперь жить? Ну, для чего? Ничего мне не надо, ничего мне не мило, и свет божий не мил! А смерть не приходит. Ты ее кличешь, а она не приходит. Что ни увижу, что ни услышу, только тут (показывает на сердце) больно».

Источник: Действие пятое, явление 2

«Что ж: уж все равно, уж душу свою я ведь погубила…»

Источник: Действие пятое, явление 2

«Умереть бы теперь… Что поют? Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…»

Источник: Действие пятое, явление 4

Катерине не даёт покоя не только совесть, но и члены её семьи, которые постоянно допекают её упреками и не дают спокойной жизни.

««Казнить-то тебя, — говорят, — так с тебя грех снимется, а ты живи да мучайся своим грехом». Да уж измучилась я! Долго ль еще мне мучиться?»

Источник: Действие пятое, явление 2

«Куда теперь? Домой идти? Нет, мне что домой, что в могилу — все равно… И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не пойду туда! Нет, нет, не пойду… Придешь к ним, они ходят, говорят, а на что мне это?»

Источник: Действие пятое, явление 4

Не в силах жить в разладе с собственной совестью, постоянным ощущением собственной греховности, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Она падает с обрыва в Волгу и погибает.

«Где уж жива! Высоко бросилась-то: тут обрыв, да, должно быть, на якорь попала, ушиблась, бедная! А точно, ребяты, как живая! Только на виске маленькая ранка, и одна только, как есть одна, капелька крови»

Источник: Действие пятое, явление 6

Воспитание

Родители воспитывали Катерину в большой любви. Они давали ей полную свободу, прислушивались к её желаниям, не заставляли выполнять грязную работу.

«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю».

Источник: Действие первое, явление 7

Характеристика Катерины другими героями

Кабанов

Тихон любит свою жену и считает, что у неё нет за душой каких-либо страшных грехов, с которыми невозможно смириться.

«Да какие ж, маменька, у нее грехи такие могут быть особенные: все такие же, как и у всех у нас, а это так уж она от природы боится».

Источник: Действие четвертое, явление 4

Тихон видит, какой совестливой, безответной является его жена, и даже после известия о её измене он не способен обидеть Катерину, причинить ей сильную боль.

«Вот маменька говорит: ее надо живую в землю закопать, чтобы она казнилась! А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть. Побил немножко, да и то маменька приказала. Жаль мне смотреть-то на нее, пойми ты это, Кулигин. Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная. Только плачет да тает, как воск. Вот я и убиваюсь, глядя на нее…»

Источник: Действие пятое, явление 1

Борис

Борис отмечает, что Катерина, как и все местные замужние женщины, ограничена в своих действиях, несвободна.

«Хоть бы одним глазком взглянуть на нее! В дом войти нельзя: здесь незваные не ходят. Вот жизнь-то! Живем в одном городе, почти рядом, а увидишься раз в неделю, и то в церкви либо на дороге, вот и все! Здесь что вышла замуж, что схоронили — все равно».

Источник: Действие третье, сцена 1, явление 2

Борис восхищен Катериной, её лучезарной улыбкой.

«Ах, Кудряш, как она молится, кабы ты посмотрел! Какая у ней на лице улыбка ангельская, а от лица-то будто светится».

Источник: Действие третье, сцена, 2, явление 2

Подробная характеристика Бориса.

Кабанова

Кабанова считает Катерину плохой женой, поскольку та не воет демонстративно и не причитает при расставании с мужем.

«Кабанова. Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего.
Катерина. Не к чему! Да и не умею. Что народ-то смешить!
Кабанова. Хитрость-то невеликая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала; все-таки пристойнее; а то, видно, на словах только».
Источник: Действие второе, явление 7

Кабанова считает Катерину хитрой и лицемерной женщиной и не верит в её искренность и прямоту.

«Борис …Что свекровь-то?
Катерина. Мучает меня, запирает. Всем говорит и мужу говорит: «Не верь ей, она хитрая». Все и ходят за мной целый день и смеются мне прямо в глаза».
Источник: Действие пятое, явление 3

Подробная характеристика Кабанихи (Марфа Игнатьевна Кабанова).

Варвара

Варвара, как никто другой, знает, как тяжело Катерине живется в доме Кабанихе, и искренне жалеет её.

«Катерина. Так ты, Варя, жалеешь меня?
Варвара (глядя в сторону). Разумеется, жалко».
Источник: Действие первое, явление 7

Варвара жалеет Катерину и за то, что та слишком рано вышла замуж и не успела нагуляться в девичестве.

«Молоду тебя замуж-то отдали, погулять-то тебе в девках не пришлось: вот у тебя сердце-то и не уходилось еще».

Источник: Действие второе, явление 2

Наблюдательная Варвара отмечает, что Катерина не любит супруга Тихона: её сердце принадлежит другому мужчине.

«Нет, не любишь. Коли жалко, так не любишь. Да и не за что, надо правду сказать. И напрасно ты от меня скрываешься! Давно уж я заметила, что ты любишь другого человека».

Источник: Действие второе, явление 2

После совершённой измены Катерина меняется: муки совести не дают ей покоя, и она сильно страдает.

«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет. Глаза, как у помешанной! Давеча утром плакать принялась, так и рыдает».

Источник: Действие четвертое, явление 3

Варвара считает Катерину чудной, не такой как все, и ожидает от неё самых неразумных поступков.

«Ты какая-то мудреная, Бог с тобой!..»

Источник: Действие второе, явление 2

«Ты ее не знаешь! Она ведь чудная какая-то у нас. От нее все станется! Таких дел наделает, что…»

Источник: Действие четвертое, явление 3

Подробная характеристика Варвары.

Кулигин

После смерти Катерины Кулигин рад, что душа молодой женщины находится не во власти её мучителей — жестокосердных родственников.

«Вот вам ваша Катерина. Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Источник: Действие пятое, явление 7

Подробная характеристика Кулигина.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Катерины вместе!

Биография

Детские и юношеские годы Катерины были счастливыми и безмятежными. Она росла в любви, ласке, заботе, никогда не знала никаких запретов и ограничений. Мать души не чаяла в дочери, которую наряжала, словно куклу, и не допускала к грязной работе.

В родительском доме Катерина приобщилась к религии, в которой видела большое счастье и утешение. Девушка часто ходила с матерью в церковь, много молилась от чистого сердца. В их доме всегда находилось место и доброе слово для странниц и богомолок.

Счастливая жизнь Катерины, наполненная любовью, красотой и гармонией, резко изменяется после замужества. Её супругом становится купеческий сын Тихон Кабанов, которого она совсем не любит. Жизнь в доме Кабановых резко отличается от привычной жизни в стенах родительского дома. Здесь царят жестокость, лицемерие, недоверчивость, жадность, невежество. Нездоровая атмосфера давит на Катерину, душит её. Она честно пытается полюбить мужа, но, задавленный властной матерью, Тихон не способен на сильные чувства.

Острое чувство одиночества толкает Катерину в объятия Бориса, однако их кратковременная связь не сделала героиню счастливой. Её потревоженная совесть не даёт ей покоя, и она признаётся в измене Тихону и его матери. Последняя начинает изводить невестку, и та, не найдя ни в ком поддержки и устав от беспросветной жизни, решает покончить жизнь самоубийством, бросившись с обрыва в Волгу.

Образ Катерины

В пьесе «Гроза» Катерина является наиболее сильным, решительным персонажем. Это цельная натура с устойчивыми морально-нравственными принципами, которые не позволяют ей мириться с теми условиями, с которыми она столкнулась в доме Кабановых.

С детства Катерина не знала ни запретов, ни насилия, ни ограничения свободы. Её личность сформировалась в гармоничной, располагающей атмосфере, и все свои идеалы героиня намеревалась воплотить и в семейной жизни. Однако в доме мужа были совсем иные порядки, и некогда весёлая, жизнерадостная Катерина быстро увяла, утратила интерес к происходящему: она не понимала, в чём значение её личности, каков смысл её жизни. Даже религия, которая раньше приносила так много радости, уже не утешала героиню.

Катерина готова подчиниться разумным патриархальным правилам, однако у Кабановых было совершенно извращённое понятие о них. Ложь, лицемерие, бесконечные попрёки — всё, что видела Катерина в новой семье. Неудивительно, что в её душе зародилось отвращение, а природная потребность в любви вылилась в связь с Борисом.

Будучи глубоко верующим человеком, Катерина не смогла в полной мере ощутить радость от нового чувства, воспринимая его как страшный грех. Трагедия совести Катерины заключается в том, что после совершённой измены она призналась во всём мужу и свекрови без надежды на понимание и прощение и тем самым обрекла себя на бесконечные скандалы. Раздавленная нравственно, героиня видела решение всех своих проблем в добровольном уходе из жизни.

Образ Катерины в оценке Добролюбова

В своей статье «Луч света в тёмном царстве» литературный критик Н.А. Добролюбов выделяет силу характера Катерины, её решительность, способность противостоять «тёмному царству», не подстраиваться под его правила. Это удивительно цельная личность, которая, хоть и выросла в условиях невежественного патриархального общества, смогла сохранить самобытность, свободолюбие, умение искренне радоваться жизни, мечтать, находить красоту в малом.

Добролюбов считал, что «ничего нет в этом характере внешне чужого — все выходит как-то изнутри его; всякое впечатление перерабатывается в нем и затем срастается с ним органически». Катерине не свойственно лицемерие, ханжество, стремление пустить пыль в глаза окружающим — она такова, какая есть, и не стремится изменить свою сущность, подстроиться под правила «тёмного царства».

Не в силах терпеть ту жизнь, которая была ей уготована судьбой, и не имея никакой опоры и поддержки, Катерина решает покончить жизнь самоубийством. Добролюбов так объясняет этот отчаянный поступок героини: «В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мучиться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен на ее живую душу».

Трагическая кончина Катерины не проходит бесследно: отважный поступок молодой женщины пошатнул устои «тёмного царства», заставил жителей провинциального городка задуматься над важными вещами.

Речевая характеристика Катерины

Характеристика речи Катерины полностью отражает сущность героини, её внутренний мир. В основе её речи лежит народное просторечие, устная поэзия, церковно-житийная литература.

Катерина часто использует просторечные выражения: «долго ли в беду попасть», «души не чаяла», «чтоб не видеть мне ни отца, ни матери», «успокой ты мою душу», «быть греху», «после этого разговору-то.» Подобная речь указывает на отсутствие полноценного образования, жизнь среди малограмотных людей.

Мечтательность и поэтичность натуры Катерины проявляется в обилии изобразительных средств. Особенно много в её речи сравнений, которые также носят народный, просторечный характер: «руки-то жжет, точно уголь», «точно голубит меня», «точно гора с плеч свалилась», «точно голубь воркует».

Речь Катерины указывает на её духовный мир, в котором немалое место занимает религия. Героиня часто упоминает в речи имя Господа, её пугает собственная греховность.

Речь Катерины глубоко эмоциональна, лирически задушевна, поэтична. Особенно ярко это проявляется в монологе, в котором героиня вспоминает своё детство, волшебные сны: «А какие сны мне снились, Варенька, какие сны! Или храмы золотые, или сады какие-то необыкновенные, и все поют невидимые голоса, и кипарисом пахнет, и горы и деревья, будто не такие, как обыкновенно, а как на образах пишутся».

В своем заключительном монологе Катерина всерьез размышляет о смерти: «В могиле лучше… Под деревцом могилушка…как хорошо… Солнышко ее греет, дождиком ее мочит … весной на ней травка вырастает, мягкая такая… птицы прилетят на дерево, будут петь, детей выведут, цветочки расцветут: желтенькие,красненькие, голубенькие…» И здесь её речь полна народной поэзией благодаря уменьшительно-ласкательным суффиксам, образности, фразеологическим оборотам.

5 фактов о Катерине

  • Прототипом Катерины стала актриса Любовь Павловна Косицкая, к которой Островский испытывал нежные чувства.
  • Премьера «Грозы» прошла в Малом театре 16 ноября 1859 года, и роль Катерины исполнила актриса, ставшая её прототипом, — Любовь Косицкая.
  • «Гроза» стала предметом ожесточённых споров критиков как XIX, так и XX века, и особое место в этих спорах занимал образ Катерины, ставший олицетворением свободолюбивой, страстной женской натуры.
  • Н. А. Добролюбов видит Катерину «лучом света в тёмном царстве». Он пишет, что характер Катерины «поражает своею противоположностью всяким самодурным началам».
  • Д. И. Писарев считает, что у Катерины «нет ни развитого ума, ни твердого характера.» Критик отмечает её неустойчивость и склонность к крайностям: «Каждое внешнее впечатление потрясает весь ее организм; самое ничтожное событие, самый пустой разговор производят в ее мыслях, чувствах и поступках целые перевороты».

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Катерина — центральная героиня пьесы «Гроза», ставшая воплощением лучших женских качеств: доброты, душевности, богатого внутреннего мира, способности к самопожертвованию. Отношение Катерины к долгу, её высокие нравственные принципы не позволяют почувствовать себя счастливой, круто изменить свою жизнь, что приводит к трагической развязке.

Роль героини заключается в том, чтобы продемонстрировать всю порочность «тёмного царства», в котором нет места честным, решительным, свободолюбивым людям. Цитатная характеристика Катерины позволит лучше подготовиться к уроку литературы в 10 классе, кратко рассказать о персонаже в докладе или написать сочинение.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволит самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Чупанова Патимат

    8/10

Катерина из
купеческой семьи. Внешность героини и
её речь соответствуют облику женщины
из народа.

В основе её речи
лежит поэтика народной речи; повторы,
риторические восклицания, инверсия
придают языку Катерины задушевность,
напевность («А какие сны мне снились,
Варенька, какие сны!») Катерина употребляет
слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами («водица», «ключик»).

Характер Катерины
складывался под влиянием песенного
народного творчества. Героиня стремится
к свободе, счастью, свету.

Она тонко чувствует
природу. Доказательством тому – сцена
после ухода Бориса. Катерина думает «о
могилке», где вырастут цветочки, травушка
– умиротворение, успокоение наступят!

Героиня нравственно
чиста и глубоко религиозна. А истинная
вера в Бога, смирение (скорее, послушание)
– истинно отличительная черта русского
человека.

Есть
в этом ответе и знание текста, и понимание
своеобразия характера Катерины, но в
работе говорится о чертах
характера

Катерины, о том какая она. А нас спросили
об
истоках

характера, о том, почему
она такая. Ближе к истине другой ответ.

Истоки
характера
– это начала, обусловившие черты этой
личности. К истокам, очевидно, следует
отнести её
близость
к народу

(она не аристократка, не дворянка, а
купеческая дочь), её
религиозность,
поэтичность натуры, сплавленная из
фольклорных
родников и из
религиозных
верований, это
природа,
в окружении которой она росла.

Отсюда народные
нормы морали (желание побороть соблазн,
сохранить верность мужу), поэтическая
речь (слова с уменьшительно-ласкательными
суффиксами («водица» «ключик»), повторы,
восклицания («А какие сны мне снились,
Варенька, какие сны!»), олицетворение
природы, народно-песенные обороты,
обращение к «ветрам буйным», чтоб они
донесли до любимого грусть, печаль её,
отсюда предрассудки, верования («гроза-то
в наказание посылается»).

Познакомившись
с примерными ответами на вопрос в задании
С, вы сможете увидеть в них и конкретику
(прямой
ответ

на поставленный вопрос, цитацию как
аргумент) и краткость
ответа
.
Опыт проведения тренировочных работ
по подготовке учителей-слушателей
курсов ИПК позволяет сделать рекомендации
по подготовке школьников к ЕГЭ.

Первый
совет: научите школьников внимательно
вчитываться

в формулировку вопроса.

Совет
второй: учите и учитесь отвечать на него
сжато,
чётко, не
отклоняясь

от темы».
Возможно, следует показать школьникам
сходство этого вопроса со сжатым
изложением, какое они писали в среднем
звене
темы. Вот где справедливо утверждение,
что «краткость –
сестра таланта».
К
экзамену готовить надо исподволь
,
заранее, когда можно на один и тот же
вопрос ответить сжато и полно, можно в
обратном порядке: сначала полно, а потом
сжато. На сегодня, как показывает
практика, готовы к этому далеко не все
школьники.

Может быть,
сказывается наше требование отвечать
полнее. Полнота полноте рознь. Не за
счёт «воды» она должна достигаться, а
за счёт аргументации, цитирования

Совет
третий: обязательно обдумайте ответ на
вопрос, составьте
план

и по нему излагайте материал.

Совет четвёртый:
в обучении важно не только учитывать
ошибки и просчёты, не менее необходимы
образцы ответов (правильных, хороших,
соответствующих предъявляемым к ответу
требованиям).

Приведённые
примеры свидетельствуют о реальности
поставленной перед экзаменуемым задачи.
Нужно, чтобы ученик и впредь, а не только
в выполнении заданий ЕГЭ, учился отвечать
на поставленный вопрос.
Сдающих экзамены пугает как раз не то,
что ответ должен быть кратким, а то, что
он должен быть без «воды», прямым и
конкретным. Именно конкретных знаний
им порой и не хватает.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Тема: Народные истоки характера Катерины.

Цель: выявить истоки духовности и цельности образа главной героини, связь её с патриархальными традициями.

Ход урока

I. Вступительное слово учителя.

— Сегодня мы попытаемся раскрыть образ Катерины и выявить истоки духовности и цельности образа главной героини.

II. Проверка домашнего задания.

Индивидуальное задание (отвечают 2 ученика): дать характеристику, подготовить рассказ о Кабанихе.

III. Анализ текста пьесы.

  1. Анализ сцены диалога Варвары и Катерины (1д.,7 явл.), монолога Катерины («Я жила, ни об чём не тужила»).

— Где, в каком явлении происходит знакомство с главной героиней пьесы?

I д., явл. 5, когда знакомимся с семьёй Кабановых).

— Как в этом эпизоде раскрывается образ Катерины?

— Что мы узнаём о ней?

( Узнаём о прошлом Катерины, её детстве в родительском доме).

-Сравните монолог Катерины с мотивами русских народных песен:

Какова – то молоденька,

Какова – то молоденька, я бывала

По утру раным – раненько,

По утру раным – раненько я вставала…

Или: Ах, да я у матушке жила, как цветок цвела,

Как цветок цвела,

Ах, да я у батюшки жила, как венок плела,

Как венок плела.

— Как воспринимаем мир Катерины, каково её мироощущение?

(В ней бьётся родник исконно русской песенной культуры .Она из народа).

— На что похожа её молитва?

( Её молитва – светлый праздник духа. Солнцу она кладёт свои земные поклоны наедине с природой. На лице ангельская улыбка, лицо светится среди деревьев, трав, цветов, утренней свежести просыпающейся природы: «Или рано утром в сад уйду, ещё только солнышко восходит, упаду на колена, молюсь и плачу, и сама не знаю, о чём молюсь и о чём плачу; так меня и найдут». И ангельские хоры в столбе солнечного света, льющегося из купола, перекликающиеся с пением странниц, щебетаньем птиц. «Точно, бывало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится».)

— А ведь «Домострой» учил молиться со страхом и трепетом, со вздыханием и слезами. Религиозность Катерины жизнелюбивая, она далека от норм старой патриархальной нравственности, её христианские верования обретают новую жизнь.

В основе её речи лежит поэтика народной песни; повторы, инверсии, риторические восклицания придают речи Катерины задушевность, напевность («А какие сны мне снились, Варенька, какие сны!»), сравнения, слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами («ключик», «водицы»). Когда рассказывает о своей любви, душевной борьбе – речь её становится тревожной, порывистой. ( «Что же мне делать! Сил моих не хватает. Куда мне деваться…»).

-Как вы думаете, что таится в словах Катерины: «Точно, бывало, я в рай войду…»?

(В мечтах юной Катерины таится отзвук христианской легенды о рае, божественном саде эдеме, возделывать который завещано было первородным людям. Жили они, как птицы небесные, и труд их был трудом свободных и вольных людей. Они были бессмертны, как боги, и время не имело над ними губительной власти: «Я жила, ни об чём не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала; что хочу, бывало, то и делаю… Встану я, бывало рано; коли летом, так схожу на ключок, умоюсь, принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью». У меня цветов было много-много).

— Действительно, в словах Катерины звучит словно легенда о рае: молитвы восходящему солнцу, утренние посещения ключей- студенцов, светлые образы ангелов и птиц.

— Позднее, в трудную минуту жизни, Катерина посетует: «Кабы я маленькая умерла, лучше бы было. Глядела бы я с неба на землю да радовалась всему. А то полетела бы невидимо, куда захотела. Вылетела бы в поле и летала бы с василька на василёк по ветру, как бабочка». В ключе этих мечтаний Катерины – стремление полетать.

2. Анализ монолога Катерины «Отчего люди не летают?»

— Откуда приходят к Катерине эти фантастические мечты? Не плод ли они болезненного воображения, не каприз ли утончённой натуры?

(Нет. В сознании Катерины вскрываются черты русского народного характера, глубокие пласты славянской культуры).

Да, за древними языческими мифами вскрываются глубокие пласты славянской культуры. Катерина молится утреннему солнцу, так как искони считали славяне Восток страной всемогущих плодоносных сил. Задолго до прихода на Русь христианства, они представляли рай чудесным садом, неувядаемым, находящимся во владениях бога света, куда улетают все праведные души, обращаясь после смерти в легкокрылых птиц. Этот рай находился у небесного ключа, над которым радостно пели птицы, а возле цвели цветы, росли ягоды, зрели яблоки и всякие овощи. Родники пользовались у славян особым почётом, им приписывалась целебная и плодотворящая сила. У источников сооружали часовни, поутру, перед посевом наши предки – крестьяне выходили к студенцам, черпали ключевую воду, окропляли ею семена или умывались, лечили себя от недугов. Даже заключение брачных союзов славяне совершали у воды.

— Не отсюда ли идут у Островского поэтичные ночи на Волге, полные языческой силы и страсти?

Вольнолюбивые порывы в детских воспоминаниях Катерины не случайны. В них тоже ощущается влияние народной культуры.

3. Анализ монолога «Такая уж я зародилась горячая!» (2д., 2 явл.)

«Такая уж я зародилась горячая! Я ещё лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем- то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула её от берега. На другое утро уж нашли, вёрст за десять!»

— И здесь проявляется древний культ реки. Славяне верили, что все реки текут в конец света белого, туда, где ясное солнышко из моря поднимается, где воды тёплые, берега кисельные, а реки медовые. Там царство правды и добра, там живёт человек в довольстве и справедливости. Искони наши предки поклонялись рекам, связывали с ними многочисленные обряды, как мы уже говорили с вами. Так, вдоль по Волге в долбленой лодочке пускали костромичи чучело умершего бога солнца Ярилы, провожая его до следующей весны в обетованную страну тёплых вод. И по сей день сохранился древний обычай бросать стружки от гроба в проточную воду или пускать по реке вышедшие из употребления иконы.

-Уже в маленькой Катерине мы видим порыв искать защиты у Волги и её решительную готовность оставить этот мир, если всё в нём ей опостынет. И в этом она вольна, свободна. Мы видим, как из бытового конфликта вырастает конфликт социальный: не хочу так и не покорюсь! В мире Кабанихи — ложь, а в мире Катерины – правда. И происходит взрыв на сцене. «Какая я была резвая! Я у вас завяла совсем».

— О чём говорит в этой фразе героиня?

(Её цветущая с природой душа увядает в мире Диких и Кабановых).

  1. Охарактеризуйте обстановку в доме Кабановых.

— В доме свекрови Катерина завяла, здесь нет воздуха, здесь вянет всё живое. А в доме матери была духовная свобода, всё было основано на любви.

— Что ещё мы узнаём в сцене Катерины и Варвары? (Iд., явл.7)

(О признании Катерины в любви).

«Ах, Варя, грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала! Не уйти мне от зтого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другова люблю?»

-Как относится Варвара к признанию Катерины? Осуждает её или нет? (« Что мне тебя судить! У меня свои грехи есть… »)

— Обратите внимание на синтаксис и ремарки, чем отличается речь Варвары от речи Катерины?

( Речь Варвары немногословна, об этом говорят вопросительные предложения («Что с тобой? Здорова ли ты») и ремарки (Глядя в сторону. Оглядываясь).

— Проследите, как раскрывается душевное состояние Катерины, как нарастает напряженность в конце I действия (явл. 8,9)

(Появляется сумасшедшая барыня, её слова звучат как пророчество о смерти: « Что, красавицы? Что тут делаете? Молодцов поджидаете, кавалеров? Вам весело? Весело? Красота- то ваша вас радует? Вот красота- то куда ведёт. Вот, вот, в самый омут! Что смеётесь? Не радуйтесь! Все в огне гореть будете неугасимом. Все в смоле будете кипеть неутолимой! Вон, вон куда красота-то ведёт!»)

— В последнем монологе Катерины мы слышим её слова: «Не то страшно, что убьёт тебя, а то, что смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми…»)

VI. Обобщающее слово учителя.

— Критики и литературоведы утверждают, что главная героиня драмы Островского «Гроза» Катерина Кабанова — натура цельная. Согласны ли вы с этим утверждением?

(Да. Мы увидели её способности во всём видеть положительные стороны. Она любит Варвару, искренне старается полюбить свою свекровь. В монологе Катерины « Отчего люди не летают…» мы обнаружили истоки такого мироощущения героини: русский фольклор, древние языческие мифы, тяга к свободе, красоте. Поэтому Катерину так влечёт Волга).

— Обратимся к «Толковому словарю русского языка» под редакцией С.И. Ожегова и выясним лексическое значение слова «цельная». Цельная – значит, обладающая внутренним единством. Подходит ли данное определение к характеру Катерины?

(Да. Мы сегодня отметили, что Катерина очень набожна, она боится греха, её поведение в церкви далеко от домостроевских канонов. Храм даёт ей ощущение полёта, свободы и чистоты. И уже здесь видно неповиновение героини законам « тёмного царства». Выйдя замуж, Катерина теряет то, что так важно было для неё в детстве и юности. Она теряет свободу. Катерина пытается сохранить семью).

-Мог ли кто –нибудь в семье Кабановых по- настоящему понять героиню, оценить её внутренний мир?

(Нет. По-настоящему её никто не понимает и не любит. Жила в доме матери, где всё основано было на любви и попала в дом чёрствых и жестоких людей со своими правилами и порядками. Встретила любовь, но понимания в муже не нашла).

— Говоря о том, как понят и выражен русский сильный характер в « Грозе», критик Добролюбов заметил, что он «сосредоточенно – решителен, неуклонно верен чутью естественной правды, исполнен веры в новые идеалы и самоотвержен в том смысле, что ему лучше гибель, нежели жизнь при тех началах, которые ему противны». В Катерине торжествует жизнелюбие русского народа, который искал в религии не отрицание жизни, а утверждение её. Мечтательность и земная страсть сливаются друг с другом в характере Катерины, главным в нём оказывается нравственная сила, одухотворяющая земное бытие.

4

Образ Катерины в пьесе «Гроза» был навеян Александру Николаевичу Островскому Любовью Павловной Косицкой, в дальнейшем сыгравшей главную роль на сцене. Действие разворачивается в городе Калинов (вымышленный) на Волге.

Описание образа Катерины для сочинения по пьесе «Гроза»

Характеристику героини из пьесы Александра Николаевича Островского представим отдельно по каждому пункту.

Жизнь и детство Катерины в родительском доме

Истоки характеры Катерины Кабановой берут начало с отчего дома. С детства героиня была окружена лаской и заботой близких. Детство, проведенное в родительском гнезде, было счастливым временем для Катерины. Девушка занималась, тем, что было ей по душе.

Проснувшись утром, умывалась родниковой водой, слушала пение птиц, выполняла работу по дому. Будучи ребенком, посещала с матерью церковь. Там она погружалась в другой мир, полный гармонии и чистоты. 

Катерина

Одухотворенная церковными службами эту приверженность она пронесет через всю жизнь. Мать души не чаяла в своей дочери, холила и лелеяла ее, наряжала словно куклу. Вспоминая жизнь до замужества, свое прошлое, Катерина сравнивает себя «с птичкой на воле», подчеркивая трудность своего настоящего положения.

Муж Катерины

Тихон – сын деспотичной, властной матери, без ведома которой он ни шагу ступить не может. Сын почтенно относится к своей матери, не замечая многочисленных необоснованных упреков в адрес своей жены. 

Тихон и Катерина

Выходя замуж, Катерина надеялась на счастливую жизнь, на мужа, что будет для нее опорой. На самом деле оказалась героиня чужой для людей, с которыми живет под одной крышей.

В действительности, Тихон – маменькин сынок, ощущающий гнет Кабанихи, но ничего не предпринимающий для изменения ситуации.

Отношение Кабанихи к Екатерине

Свекровь изводила невестку постоянными упреками, руганью и скандалами. Самодурство, превратившееся в деспотизм – ключевая характеристика образа Кабановой. Судьба близких Марфы Игнатьевны подчинена домострою, в справедливость которого она свято верит. Кабаниха требует подчинения Катерины, не понимает сына, что не остепеняет жену. 

Кабаниха

Суровая и властная, она корит Тихона, отравляет жизнь Катерины. Героиня не понимает доброты и ласки невестки, все, что она пытается от нее получить – это страх. Единственное чувство, которое должна испытывать молодая девушка – боязнь перед свекровью, мужем. 

Жизнь в доме Кабанихи отравляет душу жены Тихона. Только Варвара становится подругой для Екатерины, отдушиной в доме, где все подчинено жестокости и брани.

История любви Катерины и Бориса

В письме, полученном от подруги, героиня получает некое предостережение по поводу Бориса. Однако знакомство с Борисом, племянником Дикого, позволяет Катерине отвлечься от проблем в семье, почувствовать себя любимой. Их встречи были короткими, мимолетными (случайно на бульваре, на церковной службе). 

Борис и Катерина

И все-таки им удается встретиться во время отъезда Тихона из Калинина. Эта встреча не была последней, десять ночей влюбленные тайно встречались. Возвращение Тихона в город положило конец их свиданиям. Героиня не смогла выдержать разлуки с возлюбленным, душевных терзаний и рассказала о случившемся мужу и свекрови на глазах у всего города, совершив публичное покаяние.

Внутренний конфликт Катерины в пьесе «Гроза»

Отношения с Борисом – это попытка обрести свободу, освободиться от гнета жестокого купеческого общества. Весь трагизм истории заключен в семье, в которую вступила героиня. Вся жизнь Катерины – борьба с ложью, к которой девушка не приучена, противостояние властолюбивой купчихе Кабанихи с ее деспотичным укладом жизни. 

Екатерина Кабанова

Входя в семью Кабановых, героиня со всей теплотой пыталась отнестись к свекрови. Однако ее попытки не увенчались успехом: грубость, язвительные разговоры и колкости – все, что она получила. Тонкая натура, ищущая гармонии, не смирилась с этим миром. Катерина боролась за свои убеждения, она отвечала Марфе, обращалась к ней на «ты», не заискивала и не лгала.

Смерть Катерины

Поняв тщетность положения, неспособность одной изменить сложившийся уклад, героиня лишается на самоубийство. Ее монолог «Куда теперь…» подчеркивает, что жизнь в данных условиях хуже смерти. Не видя причин остаться, героиня бросается с обрыва. 

Гибель Катерины

После гибели Катерины, Тихон рыдает. Он обвиняет в ее кончине мать, не понимает или не хочет понимать и своей вины. Кабаниха пытается отстранить сына от жены, говоря, что плакать о ней грех. Смерть Катерины – освобождение ее души, ведь о такой жизни она и думать не хотела.

Отзывы и критика о Катерине и пьесе Островского

Мнение М. М. Достоевского: «Это лучшее произведение А. Н. Островского. Здесь он впервые подвергает анализу своих героев, а также изображает новые образы – воплощение русских женщин».

Н. А. Добролюбов отмечал, что «Катерина – новый характер, противостоящий крепостнической системе, самодурству. Другим лицом, негативно влияющим на жизнь простого человека, является Тихон. Своим бездействием он наносит ущерб, сравнимый с Кабановой. 

Он понимает, жизнь должна быть иной, что подтверждает реплика: «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!» Критик отмечает, Катерина – луч света в темном царстве.

Цитатная характеристика Катерины в пьесе «Гроза»

Ниже представлена речевая характеристика, кратко описывающая образ главной героини.

Цитаты из "Грозы" Островского

Катерина умерла во время грозы, ставшей кульминацией истории. Само название по-разному отражает отношение к этому явлению: Дикий боится грозы, Кулигин расценивает как живительную силу. Катерина рассказывает о своем грехе перед грозой Варваре, а признается в измене во время грозы. Трагический мир, изображенный Островским, соответствует драме, которая в нем совершается.

Статьи по теме:

  • Протест Катерины против тёмного царства в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
  • Виновен ли Борис в гибели Катерины — причины и сущность трагедии героини
  • Душевная драма Катерины в пьесе А.Н. Островского «Гроза» — причины и последствия страданий
  • Трагедия совести в пьесе А.Н, Островского «Гроза» — анализ драмы и образ героини
  • Затерянный город — образ и характеристика в драме А.Н. Островского «Гроза»
  • Сочинение на тему: «Был ли иной путь у Катерины»
  • Варвара и Катерина — сравнительная характеристика героинь пьесы «Гроза»
  • Тихон Кабанов — характеристика героя
  • Смысл названия пьесы «Гроза» Островского
  • «Гроза» — краткое содержание пьесы А.Н. Островского
  • Варвара — характеристика героини из пьесы А.Н. Островского «Гроза»

  • Какого цвета была кобылица которую поймал иван из сказки конек горбунок
  • Каковы главные качества настоящего исследователя человека науки сочинение
  • Какого цвета борода у карабаса барабаса в сказке буратино
  • Каковы временные рамки повествования в рассказе чистый понедельник
  • Какого содержание симфонических сочинений чайковского