Каковы художественные особенности сказок салтыкова щедрина элементы фантастики иносказание гротеск

Демократическая
литература второй половины XIX века
стремилась пробудить гражданскую
совесть в русском обществе, воздействуя
поэтическим «словом отрицанья»
или острием политической сатиры
.
Но убедительнее всех эзоповым языком
умел с публикой говорить М. Е.
Салтыков-Щедрин.

«Сказки»
Салтыкова-Щедрина — политические сказки
.
«Сказки» — это итог многолетних
жизненных наблюдений, итог всего
творческого пути писателя. В
них сплетаются фантастическое и реальное,
комическое с трагическим.

Писатель широко использует в своих
произведениях гротеск,
гиперболу.
.
Появляются
образы, взятые из русских народных
сказок, при этом в мир сказки вводятся
также различные политические мотивы
.
С помощью привычных сказочных сюжетов
и героев Щедрин раскрывает сложные
проблемы современности
,
а фантастика в сказках отражает дух
времени
.
Рядом с традиционными персонажами
появляются новые образы: премудрый
пискарь, карась-идеалист, вяленая вобла
.
С их помощью писатель высмеивает всякого
рода приспособленчество, несбыточные
надежды, которые продиктованы инстинктом
самосохранения или наивностью.
Особенно беспощадно он показал либералов
.
Звери, рыбы, птицы ведут научные споры,
проповедуют, судят других.

Одна из самых ярких
сказок, в которой действуют животные,
«Премудрый
пескарь
«.
С иронией изображает автор в
пескаре перепуганного до смерти
трусливого обывателя
,
который «не ест, не пьет, ни с кем
дружбу не водит, а все свою распостылую
жизнь бережет». В этой сказке, как и
во многих других, писатель сочетает
фантастику с реалистическим изображением
действительности
.
Перед нами пескарь — маленькая рыбешка,
которая боится всего на свете. Мы узнаем,
что он «жалованья не получает, прислуги
не держит, в карты не играет, вина не
пьет…».
Таким необычным сочетанием приемов
достигается эффект реальности
происходящего
.
Читатели понимают, что пескарь — это
художественная метафора, которая
помогает охарактеризовать людей-обывателей.
Вся биография
пескаря сводится к формуле: «Жил —
дрожал и умирал — дрожал».

Давно уже
хрестоматийной называют сказку «Как
один мужик двух генералов прокормил».

Кажется, все здесь ясно. Но это только
кажущаяся простота. Да, конечно, речь
идет о генералах, ни к чему не
приспособленных: и накормить-то себя
они не могут (а сколько дичи, рыбы рядом
— только руку протяни), и не могут
определить части света. Никчемность,
с одной стороны, и страстное презрение
к простому человеку, с другой, хорошо
выражаются такими художественными
приемами, как сатира и сарказм
.
Сатира легко угадывается в тупоголовости
генералов, уверенных, что их должны
накормить, что «булки в том самом виде
родятся, как их утром к кофею подают».
Случай свел их с мужиком. Какая скрытая
ирония: «…спал громаднейший мужчина…»,
спал, «уклонялся от работы». И
вот немощные и толстые генералы заставили
такого мощного мужчину работать на них.
Особенностью
стиля этой сказки является едкий сарказм:
мужик-умелец
накормил генералов, да не как-нибудь
-рябчика поймал для чуть не съевших друг
друга генералов.

Мужик-то, «мужичина»
огромный, накормив генералов яблоками,
себе берет одно, причем кислое. Позже
он безропотно готовит по требованию
генералов веревку, и той же веревкой
«генералы привязали мужичину к дереву,
чтобы не убег…». Потом этот «тунеядец»
(так его звали генералы) и корабль
построил, и доставил своих грозных
пассажиров на Подьяческую (что в
Петербурге). Те «не
забыли про мужика, выслали ему рюмку
водки и пятак серебра: веселись, мужичина»
.
Салтыков-Щедрин
высмеивает и господ, и народ
.
Здесь использованы и элементы
фантастики

(внезапное перенесение на необитаемый
остров), и
сарказм

злой, обличительный смех.

Салтыков-Щедрин
— мастер тонкой, скрытой иронии
.
В борьбе с
цензурой он использовал эзопов язык.
Эзопова манера, по словам писателя, —
«это манера, обнаруживающая замечательную
изворотливость в изображении оговорок,
недомолвок, иносказаний и прочих обманных
средств
«

Салтыков-Щедрин
довел язык иносказаний до совершенства:
он выработал целую систему выражений,
эпитетов, метафор.

Сказка «Карась-идеалист»
раскрывает заблуждения
русской интеллигенции.

Используя эзопов язык, Щедрин высмеивает
либералов, которые считают социальное
зло простым заблуждением умов.
Карасю-идеалисту кажется, что и щуки к
добру не глухи. Он верит в достижение
социальной гармонии через нравственное
перерождение, перевоспитание щук. И
вот карась развивает перед щукой свои
социалистические утопии.

Два раза ему удается побеседовать с
хищницей, отделавшись небольшими
телесными повреждениями. В третий раз
случается неизбежное: щука
проглатывает карася, причем важно, как
она это делает.
Первый
вопрос карася-идеалиста: «Что такое
добродетель?» — заставляет хищницу
разинуть пасть от удивления, машинально
потянуть в себя воду, а вместе с ней так
же машинально проглотить карася. Этой
деталью Салтыков-Щедрин подчеркивает,
что дело не в «злых» и неразумных
щуках: сама природа хищников такова,
что они проглатывают карасей непроизвольно
— у них «комплекция каверзная».

Стремясь
сатирически изобразить современную
ему действительность, Салтыков-Щедрин
использовал традиционные образы и
сюжеты русской сказки, различные средства
сатирической иносказательности:
аллегорию, гротеск, иронию, алогизм.

Все многообразие средств художественной
изобразительности позволило автору
заострить в своих произведениях проблемы
современного ему общества.

В сказке «Дикий
помещик»
крайнее
преувеличение отдельных ситуаций
позволило писателю превратить смешную
историю о глупом и ленивом помещике в
яростное обличение существующих в
России порядков
,
которые способствуют появлению таких
помещиков-паразитов.

Самое начало
«Дикого помещика» вводит нас в мир
сказки: «В некотором царстве, в
некотором государстве жил-был…»
Сохраняя
дух и стиль народной сказки
,
сатирик говорит о реальных событиях
современной ему жизни. Живя за счет
народного труда, ничего не зная и не
умея, но считая себя опорой государства,
герой Щедрина ненавидит людей, которые
кормят и поят
его, создавая комфортные условия
существования. Он не может выносить
даже «холопского духа». Его страстная
мечта — лишиться всех мужиков
.
Но когда это желание осуществляется,
помещик, ни к чему не приспособленный,
терпит голод, холод, нужду, совершенно
дичает, превращаясь в животное.

Совсем иначе
рассказывает писатель о народе. Он у
автора бессловесный и безропотный, и
поэтому обличение помещиков соседствует
у Щедрина с чувством горечи о трагической
безысходности судьбы простого русского
человека.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме “сказок” Салтыков-Щедрин ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие.
Три сказки – “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, “Дикий помещик” и “пропала совесть” – были написаны 1869 г. 29 написаны им в последнее десятилетие жизни, а полное собрание сказок включает в себя 32 сказки. Сказки создавались в эпоху реакции (1881 г. – убийство царя Александра II). Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок.

Это были сказки для детей от 7 до 70 лет, сказки “для детей изрядного возраста”. Дети – это взрослые, нуждающиеся в поучении. В сказке можно было в завуалированной форме обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, встать на защиту народных интересов. Сказки Салтыкова-Щедрина называют также “малой энциклопедией сатиры”, а самого Салтыкова-Щедрина – “прокурором русской действительности”.

Писатель-сатирик в своих сказках надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка (сарказм – злая, ядовитая ирония) человека, умудренного горьким жизненным опытом. В своих сказках Салтыков-Щедрин использует гиперболу (средство художественной выразительности, основанное на преувеличении), гротеск (разновидность комического, сочетающее в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл), фантастику (несуществующее в действительности, созданное фантазией, воображением), аллегорию (изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ; например, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления).

Сказки Салтыкова-Щедрина написаны эзоповым языком (художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками, вынужденное иносказание). В идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы:
1. сатира на правительственные верхи и на эксплуататорские классы;
2. изображение жизни народных масс в царской России;
3. обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.
Связь сказок Салтыкова-Щедрина с фольклором проявляется в употреблении сказочных зачинов: “жили-были два генерала…”, “в некотором царстве, в некотором государстве жил был помещик…”. В сказках много пословиц и поговорок: “бабушка надвое сказала”, “стыд глаза не выест”; также Салтыков-Щедрин употребляет в своих произведениях сказочные формулировки: “по щучьему велению, по моему хотению”, “ни в сказке сказать, ни пером описать”. В своих сказках Салтыков-Щедрин умело сочетает достоверное с фантастическим.

Сказки настроены на резких социальных контрастах. Сталкивает антагонистические классы: мужик – помещик, генерал – мужик. Писатель-сатирик пользуется в своих сказках народной речью, которую он хорошо изучил будучи на государственной службе.
В “Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил” при помощи приемов сказочной фантастики Салтыков-Щедрин показывает, что источником материального благополучия и так называемой “дворянской культуры” является труд мужика. Генералы-паразиты привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей, готовых пожрать друг друга (один генерал другому чуть ухо не откусил). Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло обычный “генеральский” облик.

Что же было бы, если бы не нашелся мужик? Об этом рассказывается уже в сказке “Дикий помещик”. Помещик, изгнав из своего имения мужиков “одичал”, “оброс с головы до ног волосами”, “ходил все больше на четвереньках”, “утратил даже способность произносить членораздельные звуки”. Например, мужик в “Повести…” дал генералам по десятку яблок, а сам себе взял только одно кислое.

Сам же себе и веревку свил, чтобы его генералы на привязи держали ночью. Чувствуются переживания сатирика, связанные с поисками ответа на вопрос, кто освободит эту могучую народную силу из плена. Салтыков-Щедрин в сказках показывает паразитизм, тунеядство помещичьего класса.

Превращение помещика в дикого зверя (метафора) подчеркивает истинную сущность существующей власти. Каждый есть хищник. В сказке “Пропала совесть” сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния. Эта сказка – сигнал тревоги.

Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда – это закон общества. Ложь – “торжествующая свинья”, правящая миром.
Грустная сказка у сатирика – “Коняга”. Повествует она о тяжелой доле крестьян. В центре произведения рабочая лошадь, замученная непосильной работой.

Сатирик сам раскрывает смысл своего реалистического символа – это “обыкновенный мужичий живот” (т. е. мужичья жизнь), вечно голодный, измученный и надорванный. Коняга живет, точно в темную бездну погружена, но именно Коняга своим трудом освободит народную силу из плена, выведет к будущей счастливой жизни родную страну.
Сказка “Премудрый пескарь” – размышление о смысле жизни. Пескарь никуда не выходил, жил в своей норе”. Жил – дрожал и умирал – дрожал”. Не женился, не имел детей, друзей, никаких желаний, прожил с лишком 100 лет жизнью, которая прошла зря.

Одна радость в жизни: “Слава тебе, Господи, жив!” Всю жизнь пескарь боялся щуки. Эта философия жизни-боязни высмеивается автором. Это пескарство живет в каждом.

Под пескарем автор подразумевал либеральную интеллигенцию.
Сказка “Карась-идеалист” рассказывает нам о том, как карась высказывал свои мысли, свои идеи по переустройству общества. Он постоянно спорил с ершом, который показан как “знающий жизнь”. Салтыков-Щедрин использует фантастику (говорит, что ерш и карась рассуждают о политике), аллегорию.

Карась показан представителем либералов, которые лишь говорят и рассуждают. Так и карась рассуждает о том, какое устройство государства было бы лучше, но все его мысли остаются лишь на словах и не подкрепляются действиями. Карась все время рассуждает, а сам “отроду щук не видывал”. Ерш пытается убедить его в том, что жизни он совсем не знает, “а до тех пор лучше помалчивал бы”.

Но однажды пришлось карасю свои идеи щуке высказывать. Она все слушала его, слушала. В запасе у карася был его “козырь” – вопрос о том, знает ли щука о добродетели.

И когда положение карася было безвыходным, он пустил этот “козырь” в ход. Щука от удивления разинула рот и случайно карася проглотила. А все его идеи остались лишь идеями, карась ничего не сделал, чтобы хоть одну идею привести в жизнь.
Сказки Салтыкова-Щедрина – это итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему понять и оценить их, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: “…то, что господин Салтыков-Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…”. Да, сказки Салтыкова-Щедрина были направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету и бесправие других, лишающего человека нравственных начал.

Действительно, Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный жанр – политическую сказку.

Loading…

Слайд 1

Художественные особенности сказок М.Е.Салтыкова-Щедрина Учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия № 3» г. Хабаровска Шестакова Лариса Николаевна

Слайд 2

Цель: Выявить факты биографии и творчества Салтыкова-Щедрина, дающие возможность определить тематику и художественные особенности сказок.

Слайд 3

Задачи: Познакомиться с новыми фактами биографии писателя; Вспомнить основные понятия темы «Художественные особенности русской народной и авторской сказок»; Определить основные проблемы сказок Салтыкова-Щедрина; Найти приемы сатирического изображения действительности; Составить характеристику героев произведения.

Слайд 4

Его послал бог Гнева и Печали Рабам земли напомнить о Христе Н. Некрасов

Слайд 5

А.И.Куприн «Исполин» Учитель гимназии, преподающий русскую литературу и грамматику, господин Костыка изменил идеалам молодости, превратился в бездушного чиновника. Однажды он учинил экзамен великим русским писателям. Их портреты, «приобретенные когда-то давным-давно, в телячьи годы восторженных слов и сохраненные частью по скупости, частью по механической привычке», висят у него в кабинете. Они его враги, страшные и неуязвимые. Как злосчастным ученикам, он выставляет им двойки и единицы за поведение: Пушкину, Лермонтову, Гоголю. «Но вдруг его глаза столкнулись с гневными, расширенными, выпуклыми, почти бесцветными от боли глазами, — глазами человека, который, высоко подняв величественную бородатую голову, пристально глядел на Костыку. [Это — глаза Щедрина.] — Ваше превосходительство… — залепетал Костыка и весь холодно и мелко задрожал. И раздался хриплый, грубоватый голос, который произнес медленно и угрюмо: — Раб, предатель и… Пылающие уста Щедрина произнесли еще одно страшное слово, которое великий человек, если и произносит, то только в секунды величайшего отвращения. И это слово ударило Костыку в лицо, ослепило глаза, озвездило его зрачки молниями…»

Слайд 6

У Салтыкова-Щедрина есть сказка-элегия «Приключение с Крамольниковым». В ней автор рассказывает о себе, о своей писательской деятельности, о своих горестях и радостях, вместе с тем — и о муках русского подневольного литератора. «Крамольников был коренной пошехонский литератор. Он глубоко любил свою страну. Все силы своего ума и сердца он посвятил на то, чтобы восстанавливать в душах своих присных представление о свете и правде и поддерживать в их сердцах веру, что свет придет и мрак его не обнимет. В этом собственно и заключалась задача всей его деятельности».

Слайд 7

Исследователь творчества М. Е. Салтыкова-Щедрина Д. Николаев в своей монографии «М. Е. Салтыкова-Щедрин. Жизнь и творчество» (1985) так определил место писателя в русской и мировой литературе: «Минувшие века дали миру немало выдающихся писателей-сатириков. В Англии жили и творили Свифт, Диккенс и Теккерей, Во Франции звучал победоносный смех Рабле, Мольера и Вольтера. В Германии блистал язвительным остроумием Гейне. Кантемир, Фонвизин, Новиков, Капнист — таков далеко не полный перечень русских писателей XVIII века, целиком посвятивших себя сатире. Вот к этой фаланге великих насмешников и принадлежал, наряду с Грибоедовым и Гоголем, Салтыков-Щедрин»

Слайд 8

«Сказки» — одно из самых ярких творений и наиболее читаемая из книг великого русского сатирика. Салтыков-Щедрин явился продолжателем сатирических традиций Фонвизина, Грибоедова, Гоголя. Губернаторская деятельность Щедрина позволила ему глубже разглядеть «пороки российской действительности» и заставила задуматься над судьбой России. Он создал своего рода сатирическую энциклопедию русской жизни. Сказки подвели итог 40-летней работе писателя и были созданы в течение четырех лет: с 1882 по 1886 год.

Слайд 9

Целый ряд причин побудил Салтыкова-Щедрина обратиться к сказкам. Сложная политическая ситуация в России: нравственный террор, разгром народничества, полицейское преследование интеллигенции — не позволили выявить все социальные противоречия общества и напрямую подвергнуть критике существующие порядки. С другой стороны, жанр сказки был близок характеру писателя-сатирика. Фантастика, гипербола, ирония, обычные для сказки, очень характерны для поэтики Щедрина. Кроме этого, жанр сказки очень демократичен, доступен и понятен широким кругам читателей, народу. Сказке свойственен дидактизм, а это напрямую соответствовало публицистическому пафосу, гражданским устремлениям сатирика.

Слайд 10

Сказки Салтыкова-Щедрина Сказки русского народа Общие черты Зачин сказочный сюжет фольклорные выражения народная лексика сказочные персонажи концовка Отличительные черты сатира сарказм смешение категорий добра и зла нет положительного героя уподобление человека животному юмор гипербола победа добра над злом положительный герой очеловечивание животных

Слайд 11

В жанре сказки наиболее ярко проявились идейные и художественные особенности сатиры С.-Щ.: ее политическая острота и целеустремленность, реализм ее фантастики, беспощадность и глубина гротеска, лукавая искрометность юмора. О чем же учил думать «детей изрядного возраста» Салтыков-Щедрин? «Дети изрядного возраста» должны возмужать и перестать быть детьми.

Слайд 12

Писатель по существу создал новый жанр — политическую сказку . Жизнь русского общества второй половины XIX века запечатлелась в богатейшей галерее персонажей. Щедрин показал всю социальную анатомию, коснулся всех основных классов и слоев общества: дворянства, буржуазии, бюрократии, интеллигенции.

Слайд 13

Каковы же объекты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина? правительственные круги и господствующее сословие; обывательски настроенная (либеральная) интеллигенция; бесправное положение народа в России, его пассивность и покорность; бездуховность.

Слайд 14

Сатирические приемы, используемые в сказках писателем: а) Разные способы смеха : ирония — осмеяние, имеющее двойной смысл, где истинным является не прямое высказывание, а противоположное; сарказм — едкая и ядовитая ирония, резко изобличающая явления, особо опасные для человека и общества; гротеск — предельно резкое преувеличение, сочетание реального и фантастического, нарушение границ правдоподобия.

Слайд 15

б) Иносказание, аллегория — иной смысл, скрытый за внешней формой. в) » Эзопов язык» — художественная речь, основанная на вынужденном иносказании. г) Гипербола — чрезмерное преувеличение.

Слайд 16

Проблематика сказки (объект сатиры) Реалии времени Сатирические приемы

Слайд 17

Почти во всех сказках образ народа-мужика обрисован Щедриным с любовью, дышит несокрушимой мощью, благородством. Мужик честен, прям, добр, необычайно сметлив и умен. Он все может: достать пищу, сшить одежду; он покоряет стихийные силы природы, шутя переплывает «океан-море». И к поработителям своим мужик относится насмешливо, не теряя чувства собственного достоинства.

Слайд 18

Образы сказок Салтыкова-Щедрина вошли в обиход, стали нарицательными и живут в веках. Знакомясь с ними, каждое новое поколение познает не только историю своей страны, но учится распознавать и ненавидеть те пороки человечества, которые так зло и беспощадно высмеивает Салтыков-Щедрин .

Слайд 19

Особенности образов сказки: Образы-символы; Своеобразие животных; Близость к народным сказкам; Сатирические приемы, использованные автором; Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер; Соединение фольклорного, фантастического и реального.

Слайд 20

Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина Проблематика Художественные особенности самодержавие и угнетенный народ («Медведь на воеводстве», «Орел-меценат»); отношения мужика и барина («Дикий помещик», «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»); положение народа («Коняга», «Кисель»); подлость буржуазии («Либерал», «Карась-идеалист»); трусость обывателя («Премудрый пискарь»); правдоискательство («Дурак», «Христова ночь») фольклорные мотивы (сказочный сюжет, народная лексика); гротеск (переплетение фантастики и реальности)» «эзопов язык» (иносказание и метафоричность); социальная сатира (сарказм и реальная фантазия); обличение через отрицание (показ дикости и бездуховности); гиперболизация

Слайд 21

«Сказки» — это своеобразный итог художественной деятельности писателя, так как они создавались на завершающем этапе жизненного и творческого пути. Из 32 сказок — 28 созданы в течение четырех лет с 1882 по 1886 год.

Слайд 22

Сказки Салтыкова-Щедрина оказали большое воздействие на дальнейшее развитие русской литературы и особенно жанра сатиры. Образы сказок вошли в обиход, стали нарицательными и живут многие десятилетия, а общечеловеческие типы объектов сатиры Салтыкова-Щедрина и сегодня встречаются в нашей жизни, достаточно только попристальнее вглядеться в окружающую действительность и поразмыслить…

Слайд 23

Питая ненавистью грудь, Уста вооружив сатирой, Проходит он тернистый путь С своей карающею лирой. Н.Некрасов

Слайд 24

Домашнее задание: Анализ сказки (по группам) Примерный план анализа сказки Основная тема сказки (о чем?). Главная мысль сказки (зачем?). Особенности сюжета. Как в системе действующих лиц раскрывается основная мысль сказки? Особенности образов сказки: а) образы-символы; б) своеобразие животных; в) близость к народным сказкам. Сатирические приемы, использованные автором. Особенности композиции: вставные эпизоды, пейзаж, портрет, интерьер. Соединение фольклорного, фантастического и реального

Решая авторские задачи сатирического изображения современной ему действительности, Щедрин использовал различные виды иносказаний. Щедрин называл эзоповской (“езоповской”) свою творческую манеру, по его словам “обнаруживавшую замечательную изворотливость в изображении оговорок, недомолвок, иносказаний и прочих обманных средств”. Называя такую манеру “рабскою”, писатель замечал, что она “не безвыгодна, потому что благодаря ее обязанности писатель отыскивает такие политические черты и краски, в которых при прямом изложении предмета не было бы надобности, но которые все-таки не без пользы врезываются в памяти читателя”.

Одной из основных черт этой манеры является использование аллегории. Исследователи единодушно подчеркивали, что, работая над сказками, Щедрин не только опирался на литературно-басенную и фольклорно-сказочную традицию (лев, медведь, осел и т.п.), но и создавал собственные аллегорические образы (карась, пескарь, вобла и т.д.). При этом аллегорическое уподобление у Щедрина практически всегда имеет в своей основе социальную антитезу, предполагающую противопоставление власти и ее жертвы (медведи — “лесные мужики”, щука — карась и т.п.). Иногда Щедрин может обнаружить скрытое в аллегории значение с помощью метафоры (“лесная челядь” в “Медведе на воеводстве”) или сравнения (в этой же сказке чижик сравнивается с крохотным гимназистиком).

С данным приемом связано уже упоминавшееся изменение манеры повествования, пересечение временных планов (например, реального и фантастического). Такая особенность характерна, например, для сказки “Премудрый пискарь”, герой которой видит сон о том, что он получает выигрышный билет и вследствие этого двести тысяч рублей.

Одним из основных художественных приемов Щедрина является ирония, о которой мы уже говорили. Можно обнаружить несколько видов иронических высказываний в щедринских сказках:

• ироническое утверждение

“Однако и об мужике не забыли; выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!” (“Повесть о том, как…”);

“Осел в ту пору у него <у Льва. — Е.З.> в советах за мудреца слыл” (“Медведь на воеводстве”).

• ироническая характеристика

“Генералы были хоть и настоящие, но голодные, а потому очень скоро приехали” (“Дикий помещик”).

• ироническая похвала

“Был он пискарь просвещенный, умеренно-либеральный, и очень твердо понимал, что жизнь прожить — не то, что мутовку облизать” (“Премудрый пискарь”);

“…со временем поноску носить будет” (“Медведь на воеводстве”).

• ироническое сравнение

в сказке “Дикий помещик” Щедрин называет помещика глупым, а мышонка — умным.

• ироническое осуждение

“Мужичина самым нахальным образом уклонялся от работы” (“Повестьо том, как…”);

мнимое недовольство повествователя лесной вольницей (“Медведь на воеводстве”).

Наряду с иронией Щедрин широко использует гиперболу. Продолжая традиции Гоголя, он стремится с ее помощью заострить какой-либо недостаток, высветить порок, а затем, сделав его максимально заметным, довести до абсурда, чтобы его ниспровергнуть. Например, в “Повести о том, как…” генералы настолько социально беспомощны, что не знают реальной жизни. Они убеждены, что “булки в том самом виде родятся, в каком их к кофею подают”, и очень удивлены тем, что куропатку, прежде чем съесть, нужно “изловить, убить, ощипать, изжарить”. Щедрин явно преувеличивает покорность мужика в “Повести о том, как…”, но делает это лишь для того, чтобы показать страшные ее последствия.

Широко использует Щедрин и гротеск, примеры которого мы уже приводили, анализируя сказки “Повесть о том, как…” и “Дикий помещик”. Можно добавить, что гротеск помогает Щедрину и в изображении мужиков в “Диком помещике” (“рой мужиков… осыпал всю базарную площадь”, “Эту благодать обрали… и послали в уезд”).

Однако художественная манера Щедрина включает в себя не только различные виды иносказания, но и речевые алогизмы, которые помогают выявить ненормальность изображаемой жизни: “Видят мужики: хоть и глупый у них помещик, а разум ему дан большой” (“Дикий помещик”).

Художественное своеобразие щедринских сказок определяется и наличием в них элементов сказочной поэтики. К ним принято относить:

1) зачины (“В некотором царстве, в некотором государстве жил-был помещик”, “Жили да были два генерала” и т.д.);

2) присказки (“по щучьему веленью”, “сказано — сделано” и т.п.);

3) троекратное повторение мотива, эпизода и т.п. (три Топтыгиных, три визита гостей к Дикому помещику и т.д.). Кроме того, следует обратить внимание на характерное для народнопоэтических произведений построение строки с переносом прилагательного или глагола на конец.

Но сказочный мир Щедрина, по словам В. Прозорова, “не растворяется в народно-поэтической стихии”. Сказки соединяют в себе разные речевые планы: в “Повести о том, как…” сочетаются нейтральная лексика, просторечия, сказочные обороты и канцеляризмы, что обусловлено социальной принадлежностью персонажей. В “Медведе на воеводстве” соединяются просторечия, жаргонизмы, нейтральная лексика, а также пародируется стиль государственных официальных документов.

Все многообразие средств художественной изобразительности помогает Щедрину сделать сказку средством наиболее обобщенного и в то же время точного воссоздания современного писателю общества. Писателю удалось создать жанровую форму, отличавшуюся художественным совершенством, имеющую точный политический адрес и в то же время наполненную глубоким общечеловеческим содержанием.

Известно, что Салтыков-Щедрин начал писать свои политические сказки еще в шестидесятые годы и что именно эти небольшие по объему произведения стали вершиной его творчества, итоговым произведением. В “Сказках для детей изрядного возраста” Салтыков отразил все проблемы, волновавшие его как гражданина. Читая их, можно встретить типичные для того времени образы: тупое и самодовольное правительство, забитое я голодное крестьянство, мелкие, трусливые обыватели.
Как я в обычных волшебных сказках, Салтыков-Щедрин применяет для более яркого и объемного изображения прием фантастики. Одной из самых известных сказок Салтыкова-Щедрина является “Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”. В ней противопоставлен добрый, умный, сильный, сметливый мужик наглым, самодовольным, ничего не умеющим делать генералам-паразитам. Очутившись на необитаемом острове, они становятся беспомощными. Генералы не могут даже добыть себе пищи, когда природа изобилует ею. Без прислуги они открывают свое истинное лицо — лицо хищных, кровожадных зверей; они готовы растерзать друг друга. Но их спасает мужик, случайно найденный ими, “нахально уклоняющийся от работы”. “Спишь, лежебок”, — приговаривают генералы. В этой повести Салтыков-Щедрин раскрывает не только тему сатирического обличения классов, власть предержащих, но и затрагивает больную для него тему рабской покорности народа. Писатель с I горечью рассказывает о том, как мужик самоотверженно трудится. Он дает генералам по десятку яблок, а себе оставляет только одно, да и то кислое. Он сам добровольно свил себе веревку, чтобы привязать себя к дереву. Спасенные и разбогатевшие генералы проявляют свою “благодарность” — высылают ему пятак серебром да рюмку водки — “веселись, мужичина!”
Во многих других сказках Салтыкова можно встретить применение зоологизма, то есть писатель отождествляет людей с животными, наделяя качествами животных людей и наоборот. Примером такой сказки может служить “Медведь на воеводстве”. В ней правительство изображено в образе глупого, кровожадного зверя — майора Топтыгина, поддерживаемого таким же глупым ослом. Цель правления Топтыгина — совершать как можно больше кровопролитий. В этой сказке параллельно с темой народа и власти проходит тема “маленького человека”. “Маленький человек” в этой сказке воплощен в образе безвредной, всеми любимой птички Чижика.
Его съедает, убивает кровожадная машина власти. Правление второго и третьего Топтыгиных приходит к закономерному концу — их убивают, сдирают шкуру мужики, доведенные бесчеловечным правлением до крайности. Такую участь предрекает писатель всем самодурам. Народ взбунтуется и свергнет их. В сказке “Медведь на воеводстве” остро поставлена проблема народа и власти.
В своих произведениях Салтыков-Щедрин затрагивает и тему обличения обывателей, приспособленцев. Так, в сказке “Премудрый пискарь” под маской пискаря скрывается обыватель, не способный к решительным действиям. Этот пискарь, “просвещенный, умеренно-либеральный” всю жизнь сидит в своей воре и трясется от страха, что его съедят. Нужны ли обществу такие люди? “Нет”, — отвечает нам Салтыков. Пискарь умирает один, никому не нужный, даже никто не знает, куда он исчез. Эту же тему продолжает сказка “Самоотверженный заяц”. Герой этой сказки -опять обыватель, только теперь он предстает перед читателем в образе зайца (существа трусливого). Заяц -беспрекословно подчиняется волку (власти), надеясь на его милосердие. Страх перед правящими кругами сильнее здравого смысла. Но будет ли милосерден волк? На этот вопрос отвечает сказка “Бедный волк”. Ее смысл в том, что это животное — хищник, и ничто не может исправить его натуру. Волку чуждо милосердие. (Невольно вспоминаются строки из басни Крылова “Волк и ягненок”: “Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать”, — сказал и в темный лес ягненка поволок”.)
Другая тема, изображение народа, раскрывается в сказке “Дикий помещик”. В ней аллегорически рассказывается о жизни народа после “освобождения”, после реформы 1861 года. “Скотина на водопой выйдет, помещик кричит: “Моя вода!” Курица за ворота выбежит, помещик кричит: “Моя земля!” Все у помещика стало его. И не было жизни от него мужикам”. Но когда не стало мужиков, помещик превратился в дикое животное: весь оброс волосами, даже стал ходить на четвереньках, “утратил даже способность произносить членораздельные звуки и усвоил себе какой-то особенный победный клик, среднее между свистом, шипеньем и рявканьем”.
Все сказки Салтыкова-Щедрина являются сатирическими произведениями, высмеивающими русскую действительность, о которой автор знал не понаслышке (ведь сам был долгое время на государственной службе, пытался претворять реформы Александра II в жизнь). Сама сказочная форма выбрана не случайно: это наиболее доступный, демократический жанр. В сказке также легче скрыть политические идеи. Все же сказки Салтыкова отличаются от русских народных. Действующие в них люди и животные отражают взаимоотношения людей в обществе. Герои сказок социально детерминированы. Так, медведь, волк, орел — маски людей, стоящих у власти; заяц, вороны, пискарь — народ, обыватели. Герои сказок Салтыкова статичны, они так и не развиваются по ходу сюжета. Мужик так и не понял, что он может вполне обходиться без генералов, самоотверженный до глупости заяц был съеден волком, так и не поняв всей своей глупости. В сказках Салтыкова торжествует порок, в отличие от русских народных сказок. Удивителен и язык этих произведений: это необыкновенный сплав литературного, разговорного и канцелярского языков. Но писатель использует и некоторые приемы русских народных сказок. Так, часто можно встретить типичные для сказок зачины: “жили-были”, “по щучьему велению”, “в некотором царстве, в некотором государстве” и Другие. Главная особенность его сказок — это дидактичность, назидательность. В каждом произведении есть скрытая мораль, поучение, что роднит сказки Салтыкова с баснями.
Сказки Салтыкова-Щедрина, написанные на злобу дня в XIX веке, до сих пор не потеряли своей актуальности. Ведь все проблемы, поднятые автором, существуют и в наше время. И, к сожалению, взаимоотношения народа и власти не стали лучше.

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Разное / Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина

    Идейные и художественные особенности сатиры Салтыкова-Щедрина наиболее ярко проявилась в жанре сказки. Если бы кроме «сказок» Салтыков-Щедрин ничего не написал, то они одни дали бы ему право на бессмертие.

    Три сказки – «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик» и «пропала совесть» – были написаны 1869 г. 29 написаны им в последнее десятилетие жизни, а полное собрание сказок включает в себя 32 сказки. Сказки создавались в эпоху реакции (1881 г. – убийство царя Александра II). Форма сказки избрана потому, что простому читателю этот жанр наиболее понятен и близок. Это были сказки для детей от 7 до 70 лет, сказки «для детей изрядного возраста». Дети – это взрослые, нуждающиеся в поучении. В сказке можно было в завуалированной форме обратить внимание на самые злободневные вопросы общественной жизни, встать на защиту народных интересов. Сказки Салтыкова-Щедрина называют также «малой энциклопедией сатиры», а самого Салтыкова-Щедрина – «прокурором русской действительности». Писатель-сатирик в своих сказках надевает маску сказителя, добродушного, бесхитростного балагура. За маской же скрывается саркастическая усмешка (сарказм – злая, ядовитая ирония) человека, умудренного горьким жизненным опытом. В своих сказках Салтыков-Щедрин использует гиперболу (средство художественной выразительности, основанное на преувеличении), гротеск (разновидность комического, сочетающее в фантастической форме ужасное и смешное, безобразное и возвышенное, как правило, образы гротеска несут в себе трагический смысл), фантастику (несуществующее в действительности, созданное фантазией, воображением), аллегорию (изображение отвлеченного понятия или явления через конкретный образ; например, в баснях под видом животных аллегорически изображаются определенные лица или социальные явления). Сказки Салтыкова-Щедрина написаны эзоповым языком (художественная речь, насыщенная недомолвками и ироническими намеками, вынужденное иносказание). В идейном содержании сказок Салтыкова-Щедрина можно выделить три основные темы:

    1. сатира на правительственные верхи и на эксплуататорские классы;

    2. изображение жизни народных масс в царской России;

    3. обличение поведения и психологии обывательски настроенной интеллигенции.

    Связь сказок Салтыкова-Щедрина с фольклором проявляется в употреблении сказочных зачинов: «жили-были два генерала…», «в некотором царстве, в некотором государстве жил был помещик…». В сказках много пословиц и поговорок: «бабушка надвое сказала», «стыд глаза не выест»; также Салтыков-Щедрин употребляет в своих произведениях сказочные формулировки: «по щучьему велению, по моему хотению», «ни в сказке сказать, ни пером описать». В своих сказках Салтыков-Щедрин умело сочетает достоверное с фантастическим. Сказки настроены на резких социальных контрастах. Сталкивает антагонистические классы: мужик – помещик, генерал – мужик. Писатель-сатирик пользуется в своих сказках народной речью, которую он хорошо изучил будучи на государственной службе.

    В «Повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» при помощи приемов сказочной фантастики Салтыков-Щедрин показывает, что источником материального благополучия и так называемой «дворянской культуры» является труд мужика. Генералы-паразиты привыкли жить чужим трудом, очутившись на необитаемом острове без прислуги, обнаружили повадки голодных диких зверей, готовых пожрать друг друга (один генерал другому чуть ухо не откусил). Только появление мужика спасло их от окончательного озверения и вернуло обычный «генеральский» облик. Что же было бы, если бы не нашелся мужик? Об этом рассказывается уже в сказке «Дикий помещик». Помещик, изгнав из своего имения мужиков «одичал», «оброс с головы до ног волосами», «ходил все больше на четвереньках», «утратил даже способность произносить членораздельные звуки». Например, мужик в «Повести…» дал генералам по десятку яблок, а сам себе взял только одно кислое. Сам же себе и веревку свил, чтобы его генералы на привязи держали ночью. Чувствуются переживания сатирика, связанные с поисками ответа на вопрос, кто освободит эту могучую народную силу из плена. Салтыков-Щедрин в сказках показывает паразитизм, тунеядство помещичьего класса. Превращение помещика в дикого зверя (метафора) подчеркивает истинную сущность существующей власти. Каждый есть хищник. В сказке «Пропала совесть» сатирик клеймит весь мир хищников-паразитов, лишившихся этого важного человеческого достояния. Эта сказка – сигнал тревоги. Значит в мире что-то не так, если живут во лжи, а не по совести. Ложь, кривда – это закон общества. Ложь – «торжествующая свинья», правящая миром.

    Грустная сказка у сатирика – «Коняга». Повествует она о тяжелой доле крестьян. В центре произведения рабочая лошадь, замученная непосильной работой. Сатирик сам раскрывает смысл своего реалистического символа – это «обыкновенный мужичий живот» (т.е. мужичья жизнь), вечно голодный, измученный и надорванный. Коняга живет, точно в темную бездну погружена, но именно Коняга своим трудом освободит народную силу из плена, выведет к будущей счастливой жизни родную страну.

    Сказка «Премудрый пескарь» – размышление о смысле жизни. Пескарь никуда не выходил, жил в своей норе». Жил – дрожал и умирал – дрожал». Не женился, не имел детей, друзей, никаких желаний, прожил с лишком 100 лет жизнью, которая прошла зря. Одна радость в жизни: «Слава тебе, Господи, жив!» Всю жизнь пескарь боялся щуки. Эта философия жизни-боязни высмеивается автором. Это пескарство живет в каждом. Под пескарем автор подразумевал либеральную интеллигенцию.

    Сказка «Карась-идеалист» рассказывает нам о том, как карась высказывал свои мысли, свои идеи по переустройству общества. Он постоянно спорил с ершом, который показан как «знающий жизнь». Салтыков-Щедрин использует фантастику (говорит, что ерш и карась рассуждают о политике), аллегорию. Карась показан представителем либералов, которые лишь говорят и рассуждают. Так и карась рассуждает о том, какое устройство государства было бы лучше, но все его мысли остаются лишь на словах и не подкрепляются действиями. Карась все время рассуждает, а сам «отроду щук не видывал». Ерш пытается убедить его в том, что жизни он совсем не знает, «а до тех пор лучше помалчивал бы». Но однажды пришлось карасю свои идеи щуке высказывать. Она все слушала его, слушала. В запасе у карася был его «козырь» – вопрос о том, знает ли щука о добродетели. И когда положение карася было безвыходным, он пустил этот «козырь» в ход. Щука от удивления разинула рот и случайно карася проглотила. А все его идеи остались лишь идеями, карась ничего не сделал, чтобы хоть одну идею привести в жизнь.

    Сказки Салтыкова-Щедрина – это итог многолетних наблюдений писателя. Чтобы по-настоящему понять и оценить их, достаточно прочитать заключение цензора Лебедева: «…то, что господин Салтыков-Щедрин называет сказками, вовсе не отвечает своему назначению; его сказки – та же сатира и сатира едкая, направленная против общественного и политического нашего устройства…». Да, сказки Салтыкова-Щедрина были направлены против общественного строя, порождающего паразитизм одних, нищету и бесправие других, лишающего человека нравственных начал. Действительно, Салтыков-Щедрин создал новый оригинальный жанр – политическую сказку.

/ Сочинения / Салтыков-Щедрин М.Е. / Разное / Художественные особенности сказок Салтыкова-Щедрина

Смотрите также по
разным произведениям Салтыкова-Щедрина:

  • Критические статьи

  • Каковы художественные особенности сказок салтыкова щедрина перечислите названия сказок
  • Каковы художественные особенности былин литература 7 класс сочинение
  • Каковы функции путешествия в литературе сочинение
  • Каковы функции интернета сочинение
  • Каковы фольклорные источники сказки пушкина о мертвой царевне и о семи богатырях