- Сочинения
- По литературе
- Гончаров
- Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
Сочинение Обломов и Штольц сравнительная характеристика
Иван Александрович Гончаров своим великолепным романом «Обломов» сумел показать две разные жизни, двух совершенно отличных друг от друга героев, являющимися антиподами. Илья Обломов и Андрей Штольц – центральные персонажи сего произведения, ведущие каждый собственный образ жизни. Один – мечтатель, любящий покой и уют. Второй – рьяный работник, продуктивный деятель, ищущий во всем совершенствование. Обломов и Штольц очевидно, различные натуры, у каждого свое мировоззрение.
На страницах романа Илья Обломов – полный мужчина, любящий провести свободное время в мечтах и сладостных грезах. Штольц же настоящий работодатель, способный к труду, сам он худой, в отличие от его друга. Если у Обломова глаза темно-серые «с приятной наружностью», то у Штольца они зеленые, «но выразительные».
Из-за собственного бездействия, Илья Обломова одолевает тоска, он редко выходит на свежий воздух, потому и слаб здоровьем. У друга же его самочувствие всегда отличное, «он сохранил силу души», постоянно находясь в движении. Если Обломов – помещик, то Штольц полная ему противоположность. Даже воспитательный процесс у героев проходил по-разному. Один получил «обломовское» воспитание, Андрей Штольц же – суровое и трудовое воспитание.
Илья Ильич полностью избалованный, Штольц себе такой слабости не позволяет. Соответственно, отсюда и приспособленность героев к тем или иным жизненным ситуациям: первый не знал трудностей, он «не терял ничего», второй постоянно преодолевал преграды. Тем самым, если Обломов не боролся, не терял, не искал, то, собственно, не о чем и говорить, потому как только те, кто постоянно пребывает в движении, тот и добивается всего, что он желает. Пример этому Штольц.
Обломов — ленивый, Андрей Штольц – трудолюбивый человек. Первый не читает книги, предпочитая газеты. Второй же, наоборот, интересуется художественными произведениями. Отсюда и вытекает простая истина, которую хотел донести до читателей Гончаров: никогда не стоит долго пребывать в мечтах и грезах, ибо они ослепляют настолько, что выходить из созданного внутреннего мира совершенно не желается, соответственно, это мешает действовать. Людям же, чтобы всего поставленного добиваться, чтобы все заветное осуществлять и воплощать в жизнь, важно не только быть трудолюбивыми и работоспособными, но и получить правильное воспитание! Главное не быть «занянчинным», а вовремя ступить на трудный путь, ибо только с помощью решительных шагов меняется жизнь к лучшему, и воплощаются тайные мечты в реальность
Вариант 2
Великий писатель Александр Гончаров в своем романе «Обломов» затрагивает довольно-таки серьезную тему взаимоотношения и дружбы между двумя, казалось бы, совершенно разными людьми.
Данная сравнительная характеристика поможет дорогому читателю понять образы двух героев. Характеристика образов Штольца и Обломова поможет понять, возможно ли изменить человека в лучшую сторону.
Воспитание и детство героев
Как известно, Илья Ильич, он же Обломов, рос и воспитывался достаточно избалованным ребенком. Его родители чересчур окружали свое чадо заботой, что совершенно не пошло ему на пользу в плане самореализации и проявлению себя. Илья совершенно не любил учебу и познавать науку было совершенно не его занятием. Он считал, что учеба — это смертельный грех, посланный людям в наказание. Когда Илье было тринадцать лет, его устроили в пансион. Но парень так не любил учебу, что порой умолял свою мать оставить его дома. Также, он ленился и во время учебы в университете и в итоге не получил хороших знаний.
А вот Андрей Иванович Штольц, наоборот. Воспитывали Андрея в строгости, его отец порой был даже жесток по отношению к своему ребенку. Штольц любил учиться, и наука легко давалась ему. Его очень любила мать и совершенно не поощряла отцовские метод воспитания. Отец Андрея был настолько строгим человеком, что даже не проводил сына в университет, просто вытолкнув его за калитку их дома.
Внешний вид героев
Обломов имеет явные проблемы с лишним весом. Его пухлая внешность придавала ему сильную мягкость и изнеженность. Бледный цвет лица и умные серый глаза, которые никак не способствовали талантам к обучению.
Штольц был очень худым, практически «кожа да кости». Андрей выглядел очень мужественным и надежным человеком. На его смуглом лице вырисовывались выразительно зеленые глаза.
Стремление и финансовый достаток героев
Илья Обломов был совершенно неумелым человеком. За всю свою службу он так и не смог выполнить ни единого поручения без каких-либо ошибок. Семейное имение было в совершенном запустении, а сам Обломов постоянно жил на съемных квартирах тратя на это последние деньги.
Штольц же, после службы нашел применение своим знаниям и нажил себе достаточно хорошее состояние. Он достаточно быстро достиг уважения среди самых уважаемых людей. И все это благодаря собственным усилиям.
Общее отношение к собственной жизни
Илья очень ленив и никогда не хочет совершать полезных действий и постоянно лежал бы на диване. Эти действия совершенно не характеризуют Илью, как успешного и целеустремленного человека.
Андрей же является человеком, который любит и жить и постоянно находится в движении. Всегда четко ставит себе цель и достигает её вне зависимости от сложности. Является реалистом, хотя и постоянно утверждает, что желание прожить более ста лет у него есть в планах.
Сочинение 3
В романе «Обломов» Иван Александрович описывает историю двух людей. Это два друга детства и они абсолютно разные, они словно два разных полюса. Обломов Илья Ильич флегматичный и ленивый, он привык, что всю жизнь его родители его баловали и поощряли во всем. Мама сильно опекала Обломова и никогда не разрешала ему ничего не делать самому. С детства он был окружен заботой, его одевали няньки и слуги, кормили и никогда не заставляли ничего делать.
Даже когда он вырос, он продолжал лежать на диване, был очень ленивым и ничего не соображал в отцовских делах. Он очень боялся сквозняков и постоянно кутался в халат и почти не выходил из дома. Для Обломова не было интересных людей, он ни с кем не общался. По-прежнему всю работу выполняли слуги. В доме воцарился полный бардак и хаос.
Даже когда он влюбляется в Ольгу, через какое-то время ему становится лень вести активную жизнь. Ему нравится спокойная размеренная жизнь, и он выбирает домашнее спокойствие. Между страстью и бурной жизнью, он решает выбрать тишину. Его любовь к Агафье Матвеевне больше была как к матери, а не как к женщине. У них родился замечательный сын, и Обломов вполне был счастлив, оставаясь до конца своих дней под полной опекой своей жены.
Друг Обломова Андрей Иванович Штольц был полной противоположностью. Его родители вырастили его активным и трудолюбивым человеком. За что бы ни брался Штольц, у него все получалось. Строгость отца немца и ласка русской матери сделали из него достойного человека.
Ему нравилось работать, и он считал, что это главный долг человека уметь себя обеспечить. Он пытается расшевелить своего друга и на какое-то время ему это удается. Он пытается ему показать другую жизнь, где можно от жизни получать все. Ему нравится брать от нее все самое лучшее, при этом Штольц никогда не мечтает он заядлый реалист.
Андрей Иванович всегда доводил свои дела до конца и никогда не оставлял ничего на потом. Он был очень активным, и его физическое здоровье было хорошим. Он отличался ответственностью за то, что он брался, делал.
Даже после смерти лучшего друга по просьбе Обломова Штольц берет под свою опеку его сына Андрюшку. Он сохраняет об Обломове самые лучшие воспоминания.
В романе «Обломов» писатель пытался сказать о том, что люди могут совершенно разные, но дружить. Они дополняли друг друга, и им было о чем поговорить. Каждый из них внес в жизнь другого свои коррективы.
Сочинение Сравнительная характеристика Обломова и Штольца 10 класс
Обломов представлял собой полного мужчину, который отрастил себе бороду и пузо, всегда думал при этом, что виноват весь мир. Штольц был тощий, щеки у него отсутствовали. Обломов обладал темно-серыми глазами. Штольц обладал зелеными глазами, которые были очень яркими и точными. Неопределенный цвет лица был присущ Обломову. Штольц обладал розовым, темным лицом. Обломов постоянно жаловался на плохое здоровье. Штольц обладал очень крепким здоровьем.
Перейдем к описанию характера и личности персонажей.
Обломов являлся потомственным дворянином, помещиком. Штольц помещиком не был, личный дворянин. Был на половину немцем, на половину русским. Коллежский секретарь-чин Обломова. Штольц являлся надворным советником. Воспитание у Облома было очень нежное и неприхотливое. Штольца воспитывали сурово, с трудовыми наклонностями.
Один был избалованный, другой вовсе не знал, что это такое. Первый никогда не знал трудностей, второго всю жизнь преследовали трудные времена. Обломов постоянно много думал, при этом ничего старался не делать. Штольц постоянно что-то делал, всегда думая при этом о последствиях. Характер Обломова очень апатичный и вялый, Штольц всегда был бодр. Один мягкий, другой твердый. Робость присуща Обломову, уверенность в себе была чертой Штольца.
Обломов себя не любил, самолюбие присуще второму. Бессильным, слабым таким был Обломов. Штольц очень сильная личность. Трусливый и отважный. Обломов был всячески против новых знакомств. Первый очень не любил жизнь, второй хотел жить очень долго и счастлив. Потомственный дворянин был жестким мечтателем, Штольц свои мечты воплощал в реальность. Управлять жизнью ленивцу вообще не хотелось, второй старался всячески бороться с судьбой.
Давайте отметим общие свойства двух персонажей.
Образование получали вместе, каждому в рассказе было по тридцать лет. Стан чиновника имели оба. Образование было у каждого. Были очень добрыми и умными людьми. Оба были глубокими и чуткими, честные и искренние. Обожали вместе музицировать и петь.
Для 10 класса
Сравнение героев
Произведение Гончарова содержит глубокий философский смысл. В романе показан разлад между патриархальным и буржуазным укладом жизни. Перед нами предстают главные персонажи — Илья Обломов и Андрей Штольц, относившиеся к одному классу и входящие в одно и то же общество. Если посмотреть на них, то можно подумать, что взгляды и мысли у них похожи. Однако, они полностью противопоставлены друг другу.
Штольц — разумный человек, у которого здравый смысл доминирует над чувством. Писатель пытается выяснить, почему эти люди так разнообразны. И причины эти он видит в происхождении, воспитании и образовании, так как все это закладывается в основу характера. Штольц получил воспитание в семье с небольшим достатком. Отец в детстве часто брал его с собой на полевые работы и рынок, постепенно приучая его к труду. Параллельно этому он занимался с Андреем разными науками, и в особенности обучал немецкому языку. Таким образом, отец научил его уважительно относиться к любому делу. Его матушка, в свою очередь, прививала ему любовь к литературе и эстетике. Так, Штольц предстал перед нами образованным и сильным молодым человеком.
В семействе Обломовых жизнь протекала совсем по-другому. В их доме постоянно домочадцы думали о еде. А после сытного обеда все погружались в сон. Так было ежедневно. Отдав Илью в гимназию, родители совсем не беспокоились успехами сына, а даже наоборот, пытались освободить от тех или иных занятий. Они не выпускали его на прогулку, боясь за то, что Илюша поранится или упадет. Таким образом, Обломов вырос ленивым и равнодушным ко всему человеком.
Давайте же, глубже, заглянем в характер каждого из них и выясним, в чем состоит трагизм их жизни. Если посмотреть на Штольца, то на первый взгляд он кажется нам идеальным юношей. Работает с удовольствием, не пренебрегая никаким трудом. С тех пор как Штольц ушел из дома, он, благодаря своему труду стал самодостаточным господином. Счастье ему представляется в виде материального благополучия. И оно у него есть, однако жизнь тосклива и монотонна.
В отличие от Обломова, Штольц лишен всяких переживаний и волнений. Все его дела расписаны строго по плану. Для Обломова трудиться оказалось слишком тяжело. Раз он был барином, то для чего ему нужна какая-то работа. Он ленился даже лишний раз встать с дивана и одеться. Для того, чтобы быть счастливым, Обломову необходимо вкусно покушать и крепко понежиться в кровати. У него была своя трагедия — нравственная. Из доброго и чистого человека он постепенно превращается в нравственного калеку. Но если они и различались по своему внутреннему миру, то все равно дружили давно. Их сближала доброта и честность каждого героя. А это главное.
Также читают:
Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Обломова и Штольца
Популярные сегодня темы
- Характеристика и образ Журдена в рассказе Мещанин во дворянстве Мольера сочинение
Знаменитый балет «Мещанин-дворянин» или как у нас принято называть это произведение Жана-Батиста Мольера «Мещанин во дворянстве» впервые увидел свет в 1670 г. Среди зрителей в замке Шамбор был король Франции.
- Патриотизм в романе Война и мир Толстого сочинение
В романе-эпопее тема патриотизма является ключевой. Во времена, когда в воздухе витает опасность, и вот-вот французы совершат нападение, начинают вскрываться истинные мотивы и желания каждого участника
- Сочинение Моя сестра
Моя старшая сестренка Маша – самый лучший и добрый человек на земле. Она помогала мне во всем с дня моего рождения. От пеленок до школы она вела меня как указатель и всегда в правильном направлении
- Зурин и Гринев в романе Пушкина Капитанская дочка сочинение
«Капитанская дочка» — возможно лучший роман А.С. Пушкина. Это произведение можно считать историческим, так как оно затрагивает такое событие, как «Пугачёвское восстание». Пушкин воссоздаёт атмосферу и обстановку
- План рассказа Обида Шукшина
Василий Шукшин – известный русский актер и писатель второй половины двадцатого века. Он умудрялся совмещать актерскую и писательскую деятельности и у него это выходило, безусловно
На чтение 7 мин. Опубликовано 29.03.2020
Роман Гончарова «Обломов» увидел свет в середине XIX века. Произведение стало вершиной творчества писателя благодаря своей проблематике, выводам, цельности и ясности стиля. Главный герой нашёл отклик у читателей. Контраст персонажей Обломова и Штольца, сравнение их образов жизни пронизывает каждую страницу романа.
Содержание
- Жизненное кредо Обломова
- Судьба Штольца
- Смысл дружбы
Жизненное кредо Обломова
Пожизненное состояние Ильи Ильича напоминает крота, не покидающего свою нору. После пробуждения главный герой романа на протяжении нескольких часов обещает встать, но все эти попытки не увенчаются успехом, а день тем временем идёт к завершению.
Чтобы понять, каково было восприятие жизни у Обломова, можно обратить внимание на цитату: «Лежанье у Ильи Ильича было его нормальным состоянием…»
Жизненные трудности вызывают у Обломова страх. Он не имеет ни желания, ни сил с ними бороться. После первой же неудачи на службе Илья Ильич оставил все попытки изменить свою жизнь и что-либо предпринять.
Рассеянность и безответственность сыграли злую шутку с Обломовым на службе. Он работал секретарём и часто допускал ошибки. Но его это не огорчало: допустив оплошность, Илья Ильич мог приказать другому человеку устранить её. Такое отношение привело к тому, что к тридцати годам он не добился успеха ни на каком поприще и занятие любого рода считал пустой тратой времени и преградой наслаждению жизнью.
Обломов не интересуется ничем и не хочет пробовать что-то новое: его не привлекают светские мероприятия, книги, даже собственное имение. Его жизненный уклад — вечная апатия, обволакивающая и заглушающая его интерес к существованию. К деньгам он также относится посредственно, не погружаясь в дела своего поместья и живя лишь на его доходы, уменьшающиеся с каждым годом.
Чтобы понять отношение Обломова к жизни, достаточно заглянуть в его детство:
- Илья Ильич был ребёнком, растущим в «тепличных» условиях. Его баловали, потакали всем желаниям и всячески отгораживали от трудностей внешнего мира;
- герой рос в деревне, где с работой справлялись нехотя. Жители Обломовки были ленивыми, медленными, малообразованными людьми, принимающими труд за наказание. Илья рос, видя такое отношение к работе, и не мог не проникнуться им.
Когда Обломов переехал в город, его мировоззрение не изменилось. Его праздный и ленивый образ жизни шумный и подвижный город не в состоянии был изменить. Илья Ильич закрылся от окружающего мира и продолжил жить в своём воображении, в котором создал идеальный прототип своей родной деревни.
Одна из самых важных вещей в жизни Обломова — еда. Он любил вкусно и плотно поесть, отдавая предпочтение деликатесам и жирной пище.
Гончаров в своём романе использует распространённый приём, кратко заключая смысл жизни и характер персонажа в его имя. Так, фамилия Обломова означает нечто «обломанное», нечто разрушенное, сломанное и не поддающееся починке. Имя и отчество — Илья Ильич, олицетворяют цикличность, замкнутость образа жизни героя.
Он вёл апатичный образ жизни, ни к чему не стремился, жизнь его была похожа на череду одинаковых дней.
Казалось, что жизненная позиция Обломова не изменится и он проведёт остаток своих дней на диване. Но, повстречав Ольгу Ильинскую, герой ощутил в своём сердце силу, способную расшевелить даже такого, как он, и разорвать круг однотипных дней, сменяющих друг друга.
Обломов был человеком мягким, добрым и ранимым. Несмотря на то что он уже забыл, как вести себя в обыденном общении с людьми, Ольга после многочисленных их встреч влюбилась в героя. Илья Ильич дарил ей цветы, они вместе гуляли вдоль озера, и через некоторое время Обломов стал понимать, что он становится женихом. Но такие перемены в жизни он не готов был принять, даже несмотря на испытываемые к Ильинской чувства.
Сменив место жительства, Обломов встречает на своём жизненном пути Агафью Пшеницыну. Вдова была хорошей хозяйкой и не требовала от него никаких решительных действий, чем пробудила в герое влюблённость.
Итог жизни Обломова нельзя назвать позитивным. Лень, любовь к вредной пище, отсутствие активности, отрешение от любой деятельности привели к тому, что Обломов прожил недолгую жизнь и умер в возрасте 40 лет. На закате жизни он вновь оказался там же, где и начал свой путь. Его любили таким, каким он был — ленивым, бесперспективным, и потому, почувствовав тёплое отношение к себе, Обломов совсем забыл о своём поместье и закрыл глаза на то, что Тарантьев и брат Агафьи обворовали его.
Судьба Штольца
В противовес праздному и апатичному образу жизни Обломова представлено описание жизненного пути Андрея Штольца. В отличие от своего друга, Штольц не был потомственным дворянином. Он получил этот титул благодаря своему старанию и прилежности на службе.
Штольц воспитывался в суровой и дисциплинированной среде. Его не баловали, как Обломова, а прививали ему любовь и уважение к труду. Отец уделял особое внимание воспитанию Андрея, поэтому с малых лет Штольц ходил с отцом на фабрику и принимал активное участие в подготовительных работах. Кроме того, когда Андрей немного подрос, отец назначил его на должность и даже выплачивал небольшое жалование.
Андрей Иванович получил хорошее образование. Основы ему преподали дома, затем он обучался в пансионе и университете.
Хорошее воспитание в совокупности со строгостью и дисциплиной, природной любознательностью и рвением к обучению сделали Штольца активным и благородным молодым человеком. Он не пренебрегал посещением светских мероприятий, любил путешествовать и никогда не сидел без дела. Штольц искренний, открытый и добрый человек, при этом лишённый романтизма и мечтательности. Его отличает приземлённость и прагматичность.
Штольц — сильная личность. Он не привык мириться с трудностями, всегда доводит дело до конца в неудачах винит только себя и личные недоработки.
С Ольгой Ильинской Штольц был знаком давно. Значительная разница в возрасте не позволяла ему воспринимать девушку как потенциальную возлюбленную, но Ольга всегда питала к нему симпатию. После неудачи в отношениях с Обломовым Ольга долгое время боялась открыться новым чувствам. Штольц, узнав об истинной причине отказа от поездки за границу со стороны Обломова, начал больше времени проводить с Ильинской. Молодые люди сблизились. Почувствовав симпатию, Штольц признался Ольге в своих чувствах. Девушка же, не в силах скрыть своё отчаяние, поделилась переживаниями со Штольцем.
Через некоторое время Андрей и Ольга заключили брак. Их союз стал крепким и гармоничным, поскольку оба они были людьми активными и открытыми к жизненным свершениям.
Смысл дружбы
Гончаров намеренно сравнивает двух главных героев в своём произведении. Читатель видит, что взгляды на жизнь Обломова и Штольца значительно отличаются, при этом их связывает крепкая дружба. Автор призывает сравнить этих персонажей и разобраться, для чего вводится такое сравнение и что значит дружба для каждого из них.
Чтобы понять, что же связывало Штольца и Обломова на самом деле, можно составить таблицу со следующими колонками:
- воспитание;
- идейно-нравственные принципы и устои;
- характер;
- отношение к жизни.
Воспитание Ильи и Андрея сильно отличалось, при этом они оба были благородными и честными людьми, следовавшими нравственным нормам. Вероисповеданием Обломова и Штольца было православие.
Оба героя живут не в настоящем, что и является главным сходством. Штольц привык планировать наперёд и потому заботится о будущем, Обломов же живёт в своём выдуманном мире, далёком от жизненных проблем.
Для Штольца общение с неторопливым, медлительным Обломовым было спасением. Андрей был активным человеком, но несмотря на это, нуждался в отдыхе и расслаблении. Для Ильи же дружба со Штольцем приносила с собой минимальную активность.
Всю свою жизнь Гончаров мечтал об обретении людьми гармонии чувства и разума. Он размышлял о силе и бедности «человека разума», об обаянии и слабости «человека сердца». В «Обломове» эта мысль стала одной из ведущих. В этом романе противопоставлены два типа мужских характеров: пассивный и слабый Обломов, с его золотым сердцем и чистой душой, и энергичный Штольц, преодолевающий любые обстоятельства силой своего ума и воли. Однако человеческий идеал Гончарова не персонифицирован ни в том, ни в другом. Штольц не кажется писателю личностью более полноценной, чем Обломов, на которого он тоже смотрит «трезвыми очами». Беспристрастно обнажая «крайности» натуры того и другого, Гончаров выступал за полноту и целостность духовного мира человека при всем многообразии его проявлений.
У каждого из главных героев романа было свое понимание смысла жизни, свои жизненные идеалы, которые они мечтали осуществить.
В начале повествования Илье Ильичу Обломову чуть больше тридцати лет, он столбовой дворянин, обладатель трехсот пятидесяти душ крепостных крестьян, доставшихся ему в наследство. Прослужив после окончания Московского университета три года в одном из столичных департаментов, он вышел в отставку в чине коллежского секретаря. С тех пор безвыездно жил в Петербурге. Роман начинается с описания одного из его дней, его привычек и характера. Жизнь Обломова к тому времени превратилась в ленивое «переползание изо дня в день». Устранившись от активной деятельности, он лежал на диване и раздраженно пререкался с Захаром, своим крепостным слугой, ухаживавшим за ним. Вскрывая социальные корни обломовщины, Гончаров показывает, что «все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить».
Воспитанный в патриархальной дворянской семье, Илья Ильич воспринимал жизнь в Обломовке, своем родовом поместье, с ее покоем и бездействием как идеал человеческого существования.
Три главные акта жизни постоянно разыгрывались на глазах маленького Илюши в детстве: родины, свадьбы, похороны. Затем следовали их подразделения: крестины, именины, семейные праздники. На этом сосредоточивается весь жизненный пафос. В этом заключалось «широкое раздолье барской жизни» с ее праздностью, навсегда ставшее идеалом жизни для Обломова.
Все обломовцы относились к труду как к наказанию и не любили его, считая чем-то унизительным. Поэтому жизнь в глазах Ильи Ильича разделялась на две половины. Одна состояла из труда и скуки, и это были для него синонимы. Другая же – из покоя и мирного веселья. В Обломовке Илье Ильичу было также привито чувство превосходства над другими людьми. «Другой» сам себе чистит сапоги, сам одевается, сам сбегает за чем нужно. Этому «другому» приходится без устали работать. Илюша же «воспитан нежно, ни холода, ни голода он не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал, черным делом не занимался». И учебу он считал наказанием, посланным небом за грехи, и избегал школьных занятий при любой возможности. Окончив университет, он больше уже не занимался своим образованием, не интересовался наукой, искусством, политикой.
Когда Обломов был молод, он ждал много и от судьбы, и от самого себя. Готовился послужить отечеству, сыграть видную роль в общественной жизни, мечтал о семейном счастье. Но дни шли за днями, а он все собирался начать жизнь, все рисовал в уме свое будущее. Однако «цвет жизни распустился и не дал плодов».
Будущая служба представлялась ему в не виде суровой деятельности, а в виде какого-то «семейного занятия». Ему казалось, что чиновники, служащие вместе, составляют дружную и тесную семью, все члены которой неустанно заботятся о взаимном удовольствии. Однако его юношеские представления оказались обманутыми. Не выдержав трудностей, он подал в отставку, прослужив всего три года и не совершив ничего значительного.
Случалось, лежа на диване, он разгорится желанием указать человечеству на его пороки. Он быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет на постели и вдохновенно смотрит кругом. Кажется, что его высокое усилие вот-вот обратится в подвиг и принесет благие последствия человечеству. Иногда он воображает себя непобедимым полководцем: выдумает войну, устроит новые крестовые походы, совершает подвиги добра и великодушия. Или, представляя себя мыслителем, художником, он в своем воображении пожинает лавры, все ему поклоняются, толпа гоняется за ним. Однако на деле он не был способен разобраться в управлении собственным имением и легко становился добычей таких мошенников, как Тарантьев и «братец» его квартирной хозяйки.
Со временем у него появились угрызения совести, не дававшие ему покоя. Ему было больно за свою неразвитость, за тяжесть, мешавшую ему жить. Его грызла зависть, что другие живут так полно и широко, а ему что-то мешает смело идти по жизни. Он болезненно чувствовал, что хорошее и светлое начало зарыто в нем, как в могиле. Он пытался найти виновного вне себя и не находил. Однако апатия и безразличие быстро сменяли беспокойство в его душе, и он опять мирно спал на своем диване.
Даже любовь к Ольге не возродила его к практической жизни. Столкнувшись с необходимостью действовать, преодолевая вставшие на пути трудности, он испугался и отступил. Поселившись на Выборгской стороне, он целиком предоставил себя заботам Агафьи Пшеницыной, окончательно устранившись от активной жизни.
Кроме этого воспитанного барством неумения, Обломову мешает быть деятельным многое другое. Он действительно чувствует объективно существующую разъединенность «поэтического» и «практического» в жизни, и это является причиной его горького разочарования.
Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.
Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.
В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей «дельностью», рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы.
Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом.
Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.
Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.
В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей «дельностью», рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы.
Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом.
Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.
Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.
В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей «дельностью», рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы.
Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом.
Хотя Обломову нечем возразить на упреки Штольца, какая-то душевная правота заключена в исповеди Ильи Ильича о том, что ему не удалось понять эту жизнь.
Если в начале романа Гончаров больше говорит об обломовской лени, то в конце все настойчивее звучит тема «золотого сердца» Обломова, которое он невредимо пронес сквозь жизнь. Несчастье Обломова связано не только с социальной средой, влиянию которой он не мог противостоять. Оно заключено и в «гибельном избытке сердца». Мягкость, деликатность, ранимость героя разоружают его волю и делают его бессильным перед людьми и обстоятельствами.
В противоположность пассивному и бездеятельному Обломову Штольц был задуман автором как фигура совершенно необычная. Гончаров стремился сделать его привлекательным для читателя своей «дельностью», рациональной умелой практичностью. Эти качества до сих пор не были свойственны героям русской литературы.
Сын немецкого бюргера и русской дворянки, Андрей Штольц с детства благодаря отцу получил трудовое, практическое воспитание. Оно в сочетании с поэтическим влиянием его матери сделало его особой личностью. В отличие от округлого Обломова, он был худощав, весь состоял из мускулов и нервов. От него веяло какой-то свежестью и силой. «Как в организме его не было ничего лишнего, так и в нравственных отправлениях своей жизни он искал равновесия практических сторон с тонкими потребностями духа». «По жизни он шел твердо, бодро, жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль». Причину всякой неудачи он приписывал самому себе, «а не вешал, как кафтан, на чужой гвоздь». Он стремился выработать простой и прямой взгляд на жизнь. Больше всего он боялся воображения, «этого двуличного спутника», и всякой мечты, поэтому всему загадочному и таинственному не было места в его душе. Все, что не подвергается анализу опыта, не соответствует практической истине, он считал обманом.
Выше всего он ставил настойчивость в достижении целей: это было признаком характера в его глазах.
По мысли автора, личностям типа Штольца должно принадлежать будущее: «Сколько Штольцев должно явиться под русскими именами!»
Подчеркивая рационализм и волевые качества своего героя, Гончаров, однако, осознавал сердечную черствость Штольца. Видимо, человек «бюджета», эмоционально вмещенный в жесткие и тесные пределы, не герой Гончарова. Одно меркантильное сравнение: «каждый день» своей жизни Штольц тратит, как «каждый рубль», — отстраняет его от авторского идеала. Также Гончаров говорит о «нравственных отправлениях личности» своего героя как о физиологической работе организма или об «отправлении служебных обязанностей». Дружеские чувства «отправлять» нельзя. Но в отношении Штольца к Обломову этот оттенок присутствует.
В развитии действия Штольц понемногу проявляет себя как «не герой». Для Гончарова, который воспел святое безрассудство Чацкого и прекрасно понимал тревогу больших духовных запросов, это было признаком внутренней недостаточности. Отсутствие высокой цели, понимания смысла человеческой жизни постоянно обнаруживается, несмотря на кипучую деятельность Штольца в практической сфере. Ему нечего сказать Обломову в ответ на признание о том, что его друг не нашел смысла в окружающей жизни. Получив согласие Ольги на брак, Штольц произносит озадачивающие слова: «Все найдено, нечего искать, некуда идти больше». А впоследствии он осторожно попытается уговорить встревоженную Ольгу смириться перед «мятежными вопросами», исключив из своей жизни «фаустовское» беспокойство.
Оставаясь объективным по отношению ко всем своим героям, писатель исследует внутренние возможности разных современных ему человеческих типов, находя силу и слабость в каждом из них. Однако русская действительность еще не дождалась своего истинного героя.
Деятельное существование и новые, активные люди были еще только перспективой, уже совсем близкой, но все-таки не ставшей реальностью.
е существование и новые, активные люди были еще только перспективой, уже совсем близкой, но все-таки не ставшей реальностью. Уже выяснилось, какой человек не нужен России, но все еще был неуловим тот род деятельности и тот тип деятеля, которые ей требуются.