Каковы источники формирования исторической памяти сочинение

В учебниках истории мы часто можем заметить следующую мысль: «историческая память важна, ведь это опыт, на который мы должны опираться, чтобы не совершать ошибок». Однако где конкретно нам брать опыт, то есть именно знания практические, но не теоретические, как в случае с учебником истории? Каковы источники формирования исторической памяти?

Анна Ахматова, например, в своей работе «Реквием» затрагивает такую тему, как историческая память, её сила. Сама писательница стала непосредственной участницей событий, связанных с репрессиями 20-го века. Фундаментом поэмы становится женщина, которая вынуждена находиться в очередях ради встречи с сыном, находящимся в тюрьме. Важно учесть и то, что Ахматова когда-то также пыталась спасти сына. Два раза её ребёнок оказывался под арестом.

Горе, печаль ее жизни в итоге привели к написанию поэмы. К формированию исторической памяти в данном случае относится само описание, которое дает писательница. Так, читатель может узнать о «каторжных норах», состоянии людей, ожидающих приговора, равнодушии. Поэтесса употребляет и историзмы, которые были характерны для эпохи сталинских репрессий: «Маруся», «чёрная Маруся». Женщина так описывает и собственные впечатления: «мне не разобрать теперь, кто зверь, кто человек». Она была вынуждена наблюдать, как сына отправляют в ссылку. Таким образом, историческую память вначале сформировалась у поэтессы, а позже была дополнена и «преобразована» в литературу.

Ещё одним примером станет жизни Марины Цветаевой. Поэтесса написала ряд произведений: «Вёрсты», «Разлука» и т.д. Все работы пропитаны эмоциями женщины, ее переживаниями. Она в период Революции вела переписку с несколькими представителями зарубежного литературного кружка, например, Рейнер Мария Рильке. Позже женщина и вовсе эмигрирует, но признаёт это неудачей в своём письме: «Моя неудача в эмиграции — в том, что я не эмигрант по духу, то есть по воздуху и по размаху — там, туда, сюда..».

Цветаева признавалась в Томске по Родине и написала ряд стихотворений по этому поводу, в числе которых и сборник «После России». Там читатель находит крупицы информации о причинах отъезда, связанных и с историей, эпохой, и быт зарубежом. В стихах она говорила и о том, что прежней России больше нет, теперь это совершенно незнакомое ей государство: «Можно ли вернуться в дом, который — скрыт».

Таким образом, в качестве исторических памятников, источников, которые необходимы для познания опыта прошлого, современное поколение может использовать не только учебник по сопутствующим наукам. Формирование исторической памяти происходит благодаря историческим ситуации, жизненному опыту, который происходит с каким-либо человеком.

Человечество должно опираться на историческую память, чтобы научиться исправлять свои ошибки и не повторять их. Но откуда черпать эту мудрость? Каковы источники исторической памяти? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно проанализировать подходящий литературный материал.

Тему исторической памяти затронул Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир». Автор в своих лирических отступлениях часто цитировал выдержки из мемуаров, исторических архивов, писем и хроник. Все эти документы представляют собой настоящее лицо эпохи. Именно они стали источником исторической памяти в произведении. Так, Л.Н. Толстой подробно изучил мемуары дипломата Талейрана и самого Наполеона. Из них он многое узнал о личности императора, о характерных особенностях его двора, о его окружении и приближенных. Каждый упрек, адресованный французскому полководцу, писатель аргументирует выдержкой из исторических документов — беспристрастных свидетелей всего произошедшего. Осуждая тягу Наполеона к помпезности и роскоши, Толстой приводит описание его покоев, цитаты из его речей и воспоминания очевидцев — русских дипломатов, которые попали на прием к французскому императору. Также автор часто полемизирует с историками, иронически опровергая многие их выводы. В частности, он обращался к официальной версии истории 1812 года, которая была опубликована А. И. Михайловским-Данилевским и М. И. Богдановичем. Из их трудом он подчерпнул знания о ходе кампании и ее специфике. Этот пример позволяет нам сделать вывод, что истоки исторической памяти люди находят в документах, архивах и научных трудах специалистов, разбирающихся в поставленном вопросе. 

Не менее важная роль в изучении исторической памяти отводится очевидцам и участникам событий. Это доказывает пример из поэмы М.Ю. Лермонтова «Бородино». Рассказчик беседует со старым солдатом — ветераном войны 1812 года. «Мы долго молча отступали, досадно было, боя ждали…» — повествует боец. Пожилой герой, несмотря на явное пренебрежение по отношению к молодому поколению («Богатыри — не Вы!»), все же охотно делится своими воспоминаниями о тех днях, которые обросли легендами и слухами. Ветеран излагает свое мнение о стратегии главнокомандующего и отмечает, что сдача Москвы была трудным, но необходимым решением. Судя по просторечным репликам, мы можем понять, что слушаем рассказ солдата, а не офицера. В бою он заряжал пушки, а не командовал дивизией, поэтому его история отличается искренностью и откровенностью. Боец не делает акцента на своем значении в этой кампании. Он осознает, что был лишь маленькой частью общего движения. Но и его субъективный взгляд очень ценен для истории! Такие честные и очень личные рассказы пробуждают интерес у обычных людей, которые ставят себя на место ветерана и пропускают через себя все те чувства, которые направляли солдат на смерть. Мемуары или даже короткие интервью от первого лица — это тоже очень важный источник исторической памяти.

Таким образом, мы узнаем историю народов через сохранившиеся документы и личные свидетельства. О точных датах и цифрах нам повествуют официальные хроники, основанные на указах, расчетных книгах и других сведениях из делооборота. А чувствами и красками эту информацию наделяют воспоминания очевидцев и участников.

Предыдущая

СочиненияИтоговое сочинение: Память о войне: формальность или нравственный долг?

Следующая

СочиненияСочинение: Учителя в рассказе «Человек в футляре» (А. П. Чехов)

  • Сочинения
  • /

  • 11 класс
  • /

  • Историческая память

Историческая память, это довольно серьезная тема, которая касается всех граждан нашей необъятной страны. Историческая память должна жить в каждом человеке и не затухать не когда. Память бывает разной, а точнее разнонаправленной. Можно помнить свою малую родину, а можно помнить весь Российский народ. К исторической памяти относится вся память о прошлом, военные события, государственные и общественные подвиги и многое другое. История формировалась на протяжении нескольких тысячелетий. И конечно, в ней смогли отразиться тысячи людей, память о которых живет в сердцах современного населения. Это цари, полководцы, купцы, помещики и множество других общественных слоев. О всех подвигах мы должны помнить и всеми гордиться. Эти люди умерли уже, очень давно, а память о них должна жить вечно.

По-моему мнению память о предках и их подвигах должна играть ключевую роль составляющей души. Надо быть всегда благодарным нашим предкам, за мир в котором мы сейчас живет. Он строился на десятках разрушенных судьбах, чтобы в бушем мир был наполнен спокойствием и умиротворением. Всегда должна жить душевная и человеческая красота предков, которая поспособствовала появлению именно вас. Чем больше поддерживать память о своих предков, тем больше понимаешь свое пребывание в этом мире. Наши предки эта наши корни или исток. Именно там начался формироваться наш характер, честь и предназначение. Хотя бы за это, необходимо чтить память предков. Чтобы о тебе помнили нужно для начало вспомнить своих предшественников. Также для этого нужно поспособствовать при жизни, так как людей помнят по подвигам и заслугам.

Например, писатель и поэт Твардовский, буквально пропагандировал тему исторической памяти. К таким произведениям можно отнести, «Василий Теркин» и «По праву памяти». Василий Теркин это реалистичный герой, который прошел всю войну до самого Берлина. Он был настоящим героем своей родины, так как шел до последнего, невзирая на смертельную угрозу жизни. Именно о таких людях и должна жить вечная память. Его заслуги невозможно описать словами, потому что попросту не хватит слов.

В заключении можно сказать, что вся историческая память не разделяется на этапы и временные отрезки. Это прежде всего цельный процесс, который не прекращается и по сей день. Все исторические события медленно переросли в современную историю.  Историческая память должна жить…

Вариант №2

История является очень важным предметом. Хотя и многие говорят, что она неоднократно переписывалась, изменялась и там уже не осталось правды. Но это не так. Ключевые события были на самом деле, никто не может сказать, что на самом деле не было Великой Отечественной или войны 1812 года. Понятно, что многие историки могут спорить о каких-то менее значимых вещах. Но это не значит, что изучение истории нужно забросить.

Историческая память включает в себя летописи, записки очевидцев, записи из дневников полководцев и солдат, оружие, поля боев, землянки и укрытия, одежда и инструменты власти, дома знаменитых личностей, различные постройки, такие как соборы, церкви. Также к ней относятся памятники и культурное наследие.

Факт в том, что записи и информация, которая описана в учебниках подтверждается, она не голословна. Для этого и необходимы предметы и здания, которые существовали в ту или иную эпоху. Они доказывают или опровергают информацию, полученную от людей или из летописей. Также ученые полагаются на такую науку, как археология. Она поднимает факты, которые были покрыты тайной веками.

Полученную историческую память необходимо хранить. Для этого и создаются музеи и памятники. Многие дома, например, знаменитых писателей переделывают под музеи. Люди приходят и видят те места, где поэт жил и творил свои замечательные произведения. Можно очень тонко почувствовать всю ту атмосферу, которая осталось от того человека, несмотря на то, что его уже нет. Это очень ценно.

Все рукописи, старинные записки летописцев, которые были написаны много лет и веков назад являются драгоценной памятью. Не говоря уже и о произведениях искусства, знаменитых картинах и записей поэтов. Эта память способствует погружению в атмосферу и жизнь прошлых лет.

Особенно важное значение имеет память о воинах и годах, когда множество людей отдали свои жизни за тех, кто будет после них. Это пример самоотверженности и заботы о жизни будущего поколения. Эту память нужно нести через года и никогда нельзя забывать о том, что произошло. Потому что история имеет свойство повторяться. Именно для этого нужно знать, что уже было и как люди выходили из этих тяжелейших обстоятельств.

Человек способен на многое, если у него есть необходимые знания и умения. Замечательным примером являются бойцы советской армии. Они делали невозможное. Например, двадцать восемь панфиловцев, которые обороняли Москву. Они знали, что отступать было некуда. Военнослужащие не могли подвести своих офицеров, свой народ, свою семью. Они сражались до последней капли крови. Именно поэтому все места, где проходили боевые действия имеют очень большое значение. У благодарных потомков появится желание соприкоснуться с тем, что было в те времена. Они будут стремиться в те места, изучать их. Все землянки, все плацдармы и госпиталя, которые уцелели и стали памятниками тех времен.

Подвиги увековечивают. Для этого создают памятники, которые ставятся либо туда, где все происходило, либо на центральных улицах городов. В честь героев именуют улицы и проспекты.

Если не будет исторической памяти, потомки забудут какой ценой была получена свобода и победа. А посредством памяти информация переходит из поколения в поколение.

11 класс ЕГЭ

Историческая память

Историческая память
Сейчас читают:

  • Сочинение на тему Приход весны 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 класс

    У природы так же как и у человека есть своё особое настроение, каждое время года прекрасно и дарит нам незабываемые эмоции, а какие волшебные и живописные виды она нам дарит, как будто художник

  • Сочинение по картине Цыплакова Мороз и солнце 9 класс

    Уникальный шедевр, который наталкивает на доброе, теплое, так как зима, это самая прекрасная пора года, когда вся природа находится в оцепенении. Все вокруг, как будто замерло и ждет великого пробуждения. В.Г. Цыплаков,

  • Образ и Характеристика Кулигина в пьесе Гроза сочинение

    Нельзя не отметить, что образ одного из персонажей произведения великого русского писателя Островского играет сразу же несколько задач, хотя по задумке автора не является главным героем. И так речь идёт о Кулигине, многие специалисты и критики

  • Сочинение Век живи век учись по пословице

    В наше время необразованному приходится туго. И это не в материальном смысле, в плане трудоустройства и обеспечения своего благополучия, хотя тоже играет значительную роль.

  • Сочинение по рассказу Толстого Утро изменившее жизнь

    Как же всё-таки странно утроена наша жизнь, очень часто всего лишь одна минута, одна встреча способны изменить всю дальнейшую жизнь. Пожалуй , лучше всего это возможно понять, прочитав знаменитый рассказ русского писателя Льва Николаевича Толстого

  • Сочинение по картине Пластова Летом 5 класс

    Аркадий Александрович Пластов написал свою картину «Летом» в 1954 году. Прошло почти десять лет после окончания Великой Отечественной войны, страна поднялась из руин, условия жизни рабочих и крестьян улучшались с каждым годом.

На чтение 13 мин Просмотров 21.8к.
Обновлено 11 сентября, 2020

Историческое прошлое нашей родины играет огромную роль в настоящем и будущем русского народа, поэтому эта актуальная тема поднимается на ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку в сочинении-рассуждении,  для которого нужны аргументы из жизни и литературы. Нужно отметить, что тема актуальна для  многих писателей, поэтов, политических деятелей, философов, поэтому за примерами для аргументации мы обратились к их творчеству и высказываниям.  Нам интересно было узнать, что значит для известных людей историческая память, какую роль ей отводят в жизни каждого человека и общества.

Содержание

  1. Проблема
  2. Отношение автора к проблеме
  3. Аргументы
  4. Синонимы к слову историческая
  5. Синонимы к слову память
  6. Эпитеты к слову память
  7. Аргументы из художественной литературы
  8. Аргументы из жизни
  9. Аргументы из народной мудрости
  10. Афоризмы

Проблема

Что такое историческая память? Какую роль она играет в жизни общества? Почему так важно помнить об историческом прошлом своей родины, семьи?

Отношение автора к проблеме

Историческая память – это жизненный опыт, знания, мудрость, традиции, рассказы о событиях прошлого, передаваемые из поколения в поколение. Это память о тех событиях истории, которые невозможно забыть.

Аргументы

  1. Историческая память – одна из важнейших ценностей общества.
  2. Историческая память – это основа духовной и культурной преемственности поколений.
  3. Историческая память служит источником эмоциональных переживаний человека: она вызывает чувство величия, гордости, восхищения, преклонения,  сопереживания.
  4. Историческая память – символическая точка, в которой соединяются прошлое, настоящее и будущее.
  5. Историческая память предостерегает нас от ошибок.
  6. Историческая память способна вселять в нас уверенность в победе мира.

Синонимы к слову историческая

Важный, естественноисторический, эпохальный, эпохиальный, знаменательный, многознаменательный, космогонический, эпический, доминирующий, монументальный, важнейший, весомый, огромный, величественный,

Синонимы к слову память

Кэш, парамнезия, эйдетизм, мнема,  мнемозина, видеопамять,  воспоминания, реминисценция.

Эпитеты к слову память

Бессмертная, благодарная, блаженная (устар.), вечная, высокая, глухая, гордая, горькая, горячая, добрая, долгая, долговечная, жестокая, живая, живучая, зыбкая, недобрая, нежная, незабвенная, неизгладимая, непреходящая, непрочная, нетленная, печальная, приятная, прочная, разбуженная, свежая, светлая, святая (устар.), священная, славная, смутная, стойкая, страшная, суровая, теплая, туманная, ужасная, унылая, четкая, ясная, гранитная, кровавая, темная, яростная, всеобщая, людская, народная, человеческая.

Аргументы из художественной литературы

  1. Б.Л. Васильев «В списках не значился». На земле немало мест, которые служат нам напоминанием о важнейших исторических событиях прошлого. Одно из таких мест – мемориальный комплекс «Брестская крепость – герой», расположенный на территории  Республики Беларусь. Наверное, интересно сейчас пройтись по этому мемориалу, не страшась воздушной атаки, пушечных или пулеметных выстрелов, в тишине, и узнать как можно больше о крепости, которая не сдалась вероломному врагу. Повесть Б.Л. Васильева «В списках не значился» переносит нас совсем в другое время, самое начало Великой Отечественной войны. Первый удар на себя принял Брест. Задача автора – рассказать о неизвестных, безымянных защитниках цитадели, о тех, от которых не осталось даже имен. Но эти безымянные защитники доказали врагу, что русского человека так просто не сломить. Один из главных героев повести – девятнадцатилетний лейтенант Николай Плужников. После окончания военного училища ему предлагали остаться в учебном заведении, но он выбрал настоящую службу. В крепость молодой лейтенант приезжает в ночь, которая отделяла мир от войны,  22 июня 1941 года. Через несколько часов после его приезда начнется война. Долгие девять месяцев Николай Плужников вместе с небольшой группой спасшихся людей будет защищать крепость, держать в страхе немцев, мстить им за каждый клочок родной земли. Их ночные вылазки против врага вселяют в гитлеровцев страх.  В подвалах крепости закаляется характер Николая, он из курсанта превращается в настоящего мужчину-защитника. Немало ужасных событий пришлось пережить ему за это время, но ничто не сломило его. День за днем он теряет своих товарищей и остается совсем один. Из подвала он выходит двадцатилетним седым и ослепшим человеком. Выходит только тогда, когда уже не остается ни одного патрона и когда он узнал, что враг разбит под Москвой. Даже гитлеровцы отдают дань его стойкости, героизму и невероятному мужеству, но тот, который «в списках не значился» этого уже не видит. Его образ – это олицетворение всех безымянных и неизвестных солдат, которые пали за родину, ее свободу. Помнить о них – значит помнить о страшных событиях войны и никогда больше не допустить их на русской земле.
  2. А.А. Ахматова «Реквием». Трагические события истории остаются на страницах произведений не только как напоминание о тех страшных днях, но и как предостережение от новых ошибок. А.А. Ахматова стала участницей событий, о которых нельзя забывать, чтобы вновь не совершить ошибок прошлого, не допустить новых трагедий. В небольшом по объему произведении она напоминает нам о горьких страницах жизни народа, о годах сталинских репрессий, когда бесконечные доносы, аресты, расстрелы обрекли на несчастье тысячи семей. Не обошло это горе стороной и ее семью. Центральный образ поэмы – женщина-мать, которая с болью и горечью рассказывает о семнадцати месяцах ада, когда ей, как и многим другим матерям, женам, сестрам, пришлось отстаивать длинные тюремные очереди в ленинградскую тюрьму «Кресты».Она ожидает приговора сыну, ищет встречи с ним, страдает он неизвестности. В поэме – вся боль матери, у которой отняли единственного ребенка, бросили в одну из «каторжных нор». Героиня описывает весь ужас, через который ей пришлось пройти. Выразительно и эмоционально она делится своими переживаниями, рассказывает о «черных марусях», на которых увозили арестованных, описывает «каторжные норы», шаги солдат и немые очереди. В эти страшные месяцы героиня узнала, как седеют от горя волосы, стареют лица, а в глазах поселяется страх. Она помнит, как подкашиваются ноги от жестокого приговора и обвиняет в этом тот страшный режим, который не ценит человека, разрушает до основания все, что строилось годами. Она уверена, что об этом нельзя забыть, потому что черные страницы истории могут вновь повториться, поэтому, рассказывая об этой трагедии, лирическая героиня почти кричит, чтобы ее крик услышали, чтобы ее боль прочувствовали, как свою, все люди нашей страны.
  3. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой». Историческая память – это не только героические события нашего прошлого, но и культура и традиции предков, а также те места, которые мы называем родными, то есть местом рода, семьи. Все, что связано с нашими далекими и близкими предками, их культурой, традициями, тоже нужно помнить и передать потомкам, чтобы не стать «Иванами, не помнящими родства». На эти мысли  меня в какой-то степени натолкнуло произведение  В.Г. Распутина «Прощание с Матерой». Это повесть – предупреждение, в которой писатель предупреждает нас о том, что человек, который потерял память, потерял саму жизнь. Автор с горечью рассказывает о последних днях Матеры, которая будет затоплена пущенной в эксплуатацию ГЭС. Для тех стариков и старух, которые остались еще на острове, — это не просто клочок земли, а земля их отцов и дедов, место, где покоятся их предки, поэтому и трудно им смириться с мыслью, что скоро все уйдет под воду. С горечью автор рассказывает, что многие молодые люди променяли землю своих дедов и прадедов на благоустроенные городские квартиры. И никто из них не понимает, что, предавая Матеру, они предают память, историю, вековые традиции и обычаи. Потерять Матеру – значит потерять связь с прошлым своего рода, своей семьи. И только старики, которые прожили весь свой век на острове, никак не могут расстаться с ним. Дарья – одна из главных героинь произведения – понимает, насколько важно сохранить и чтить память предков. Из ее уст звучат слова о том, что правда в памяти, а у кого нет памяти, у того нет и жизни. Прощаясь с родными могилками, она вдруг ясно осознает, что наши предки продолжают жить в нас, в своих детях и внуках. В каждом есть частичка их души, характера, капля их крови. Ей стыдно перед ними за то, что не сумела она спасти Матеру, допустила разорение кладбища.  Эта повесть полезна для каждого из нас, она учит любить свою малую родину и всегда помнить о своих истоках.

Аргументы из жизни

  1. В благодарной памяти народа хранятся страницы героического прошлого нашей страны. Одна из самых кровопролитных войн в истории нашего государства закончилась 75 лет назад победой советского народа. О той великой войне снято много фильмов, написано немало книг, записаны сотни тысяч воспоминаний. Невозможно без содрогания слушать и читать эти воспоминания, столько в них ужаса, жестокости, бесчеловечности. В одну минуту налаженная мирная жизнь народа была нарушена врагом на долгие четыре года. Четыре года ада выдержал наш народ, наши деды и прадеды. Они прошли через кровь, страдания, смерть, но не сдались вероломному врагу. Ценой своей жизни советский солдат отстоял свободу. Мы благодарны им за мирное небо, спокойный сон, за веселые праздники и трудовые будни, прекрасные рассветы и закаты. Чтобы о тех страшных страницах истории помнили потомки победителей, чтобы предостеречь их от повторения трагедии в будущем, в детских садах, школах, колледжах, вузах огромное внимание уделяется патриотическому воспитанию. Ежегодно к празднику Победы проводятся мероприятия, с 2014 года проходит акция «Бессмертный полк», в котором каждый может принять участие и пройти с портретом своего героя в общем строю. Действительно, шагая в колонне с другими людьми, как-то наполняешься гордостью за своих предков, их подвиг и весомый вклад в общее дело. А когда все это видят дети, участвуют в акции – это и есть связь поколений, историческая память, которая передается от отца к сыну, от сына к внуку. Очень важно для всех нас, чтобы эта невидимая связь поколений не прерывалась, потому что только так можно сохранить историческую память народа.

Аргументы из народной мудрости

  1. «Не будь тороплив, будь памятлив», — говорит русская пословица.  Она советует не торопиться в делах, помнить не только о самом важном, но и о мелочах.
  2. «Иван, не помнящий родства», — так называли наши предки тех людей, которые не помнили или не хотели помнить о своих корнях, о своем прошлом.
  3. «Жив буду — не забуду. До веку помнить стану», — говорил русский народ в пословице.  Так всю жизнь, до самой смерти обещали помнить о доброте, щедрости, хороших поступках.
  4. «Доброму -добрая память», — гласит русская пословица. В ней говорится о том, что добрый человек заслуживает добрую память. О нем вспоминают всегда с искренней благодарностью и признательностью.
  5. «По старой памяти, что по грамоте», — говорит русская пословица. В ней заключается следующий смысл: то, о чем человек помнит, что хранит в своей памяти, совершается или говорится, будто по писанному.
  6. «Благо плывучи, помни бурю», — советует русская пословица. Нужно в любую минуту быть готовым к буре, даже когда плывешь вполне благополучно, ведь буря может начаться совсем неожиданно. 
  7. «Будет помнить: закажет своим внукам и правнукам», — говорится в русской пословице. Она отмечает, насколько важно помнить все, что связано с историей, традициями, культурой предков,  и передавать своим внукам и правнукам. 
  8. «У кого память крепкая, для того разлуки нет», — говорит русский народ в пословице о людях с хорошей памятью. Для таких людей не существует разлуки, так как они помнят о родном, близком, любимом человеке постоянно.
  9. «Кто старое помянет, тому глаз вон», — говорит русская пословица. Она учит забывать все плохое, не вспоминать о нем. А кто нарушит это правило, тому глаз вон.
  10.  «Слаб памятью: у кого что возьмет — забудет, а что кому даст — помнит», — шутил русский народ. Так говорили о людях, которые забывали, что и когда брали у других, но всегда помнили, кто и что должен им.

Афоризмы

  1. «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего», — говорил русский учёный-энциклопедист, поэт, филолог М.В. Ломоносов. По его мнению, народ, который не помнит своего прошлого, не чтит традиции и обычаи своих предков, не имеет будущего, так как будет совершать те же ошибки, которые совершал в прошлом.
  2. «Всегда чти следы прошлого»,- считал древнеримский комедиограф и поэт Цецилий Стаций. Он настоятельно советовал помнить о трагических событиях прошлого, чтобы в будущем их никогда не повторять.
  3. «Тем, кто не оглядывается назад, не заглянуть вперед», — писал англо-ирландский политический деятель, публицист Эдмунд Бёрк. Он был убежден, что человек, который не учитывает ошибок прошлого, не будет иметь счастливого будущего.
  4. «Память противостоит уничтожающей силе времени. Это свойство памяти чрезвычайно важно. Принято элементарно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. Но благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается настоящим, соединенным с прошедшим», — писал Д.С. Лихачев, советский и русский филолог, искусствовед. По его мнению, у памяти одно особенное свойство – быть связующим звеном между прошлым, настоящим и будущим. Это свойство очень важно, так как благодаря ему память противостоит уничтожающей силе времени.
  5. «Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше настоящее и намекнуло о нашем будущем», — писал русский литературный критик В.Г Белинский. По его мнению, в прошедшем человек ищет и находит ответы на вопросы о своем настоящем и будущем.
  6. «Настоящее есть следствие прошедшего, а потому непрестанно обращай взор свой на зады, чем сбережешь себя от знатных ошибок», — считал Козьма Прутков, под именем которого работали поэты Алексей Толстой и братья Жемчужниковы. В это высказывание сложен следующий смысл: настоящее берет свое начало в прошлом, поэтому к нему нужно обращаться чаще, чтобы избежать совершенных когда-то ошибок.
  7. «Прошлое всегда с нами, и все, что мы собой представляем, все, что мы имеем, исходит из прошлого. Мы его творение, и мы живем, погруженные в него. Не понимать этого и не ощущать прошлое… значит, не понимать настоящее», — говорил один из политических лидеров мира, лидер индийского национально-освободительного движения Джавахарлал Неру. Он утверждал, что прошлое имеет огромное значение в нашей жизни. Не понимать его, забывать о нем – большая ошибка. Так как человек, который не понимает прошлого, не поймет и настоящего.
  8. «Всякий день есть ученик дня вчерашнего», — считал древнеримский поэт Публилий Сир. Он утверждал, каждый новый день учится на ошибках дня вчерашнего.
  9. «Делать вид, что прошлого не существует — значит забыть его ужасный урок, представить себя жертвами обстоятельств, а не движущей силой собственного разрушения», — утверждала американская писательница-фантастка  Кристи Голден. Она считала, что уроки прошлого нельзя забывать, так как это приводит к совершению вчерашних ошибок.  Человек, который не оглядывается назад, считает себя жертвой обстоятельств, когда он сам является движущей силой разрушения.
  10.  «Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего», — писал Максим Горький, русский и советский писатель, драматург, мыслитель. Знаменитый классик утверждал, что смысл настоящего и цели будущего невозможно понять, когда не знаешь прошлого.

  • Какого цвета были лепестки у цветика семицветика в сказке
  • Каковы идеалы и жизненные принципы молчалина сочинение
  • Какого цвета были златогривые кони сыновья кобылицы в сказке конек горбунок
  • Каковы идеалы жизни обломова и штольца сочинение
  • Какого цвета была кошка у старушек голландок в сказке черная курица