Фонвизин, Недоросль. В чем вы видите конфликт комедии «Недоросль»?
Недоросль это комедия, написанная Фонвизиным. На первый взгляд работа имеет простой мотив это сватовство и борьба женихов за руку героини. Однако вчитываясь в каждое слово, мы видим несколько сюжетных линий пьесы Недоросль любовную и общественную. Мало того, в Недоросли затронуты проблемы, которые актуальны и по сей день. Видимо поэтому произведение до сих пор ставится в театрах и является бессмертным.
Основной конфликт в комедии Недоросль
Уже в самом первом действии раскрывается главная тема комедии, и если сам сюжет простой и комичный, то проблемы, что поднял в своем произведении автор, жизненные и серьезные. Здесь мы видим разные конфликты.
В чем мы видим конфликт комедии Недоросль?
Основной конфликт это произвол помещиков, что поддерживается высшей властью. Мы видим бесправие крепостных и мы наблюдаем, как Фонвизин раскрывает очень важную тему прошлого. Это все ужасы крепостного права, узаконенного рабства, где людей за скотов не считали. Поэтому, создавая образ Правдина, автор показывает, насколько важно все менять и пора начинать борьбу с произволом. Здесь же мы видим драматический конфликт комедии Фонвизина, где показана борьба Правдина и Стародуба с Простаковыми и Скотининым.
Знакомясь с сюжетом работы Фонвизина, мы наблюдаем разорение крестьян. Мы видим издевательства над ними, слышим оскорбления, и самое ужасное, крестьяне, такие как няня Митрофана, даже не замечают этого. Они привыкли к такой жизни, к скотскому отношению, что даже не замечают, как их унижают.
Почему Недоросль называется комедией, в то время как автор вынес на суд общественности серьезные и душераздирающие проблемы? Комедией пьесу назвали оттого, что здесь идет комичная борьба за руку Софьи, и эта борьба является хоть и не главным конфликтом, но носит пародийный характер, вызывающий улыбку и смех читателей. Да и рассуждения Митрофана о науках, его образованность, экзамен и глупость Простаковых и Скотинина вызывают смех. Поэтому такой жанр повествования наиболее удачный для произведения, что мы с удовольствием изучаем, обсуждаем на уроке литературы и говорим об основном конфликте Недоросля в своем сочинении.
Идейной основой комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина является конфликт его эпохи: противостояние прогрессивных дворян, ратующих за просвещение и свободу личности, невеждам крепостникам-дворянам, которых поддерживает государственная власть.
Крепостники — госпожа Простакова и ее брат Скотинин — благополучно чувствуют себя в своем невежестве. Они даже кичатся им: «…не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет», «…да что за радость и выучиться? Кто посмышленее, того свои же братья тотчас выберут еще в какую-нибудь должность». Безраздельно владея своими крепостными, Простаковы обирают их до нитки: «…все, что у крестьян ни было, мы обобрали, ничего уж содрать не можем». Произвол Простаковой не знает границ. Она колотит слуг, обзывает их не иначе как «воровскими харями». Скотинин славится на всю округу умением взять с крестьян оброк. Его интересы не распространяются дальше «клевов» со свиньями. Скотинин даже прогуливаться идет на скотный двор.
[sms]
Фонвизин предупреждает простаковых и скотининых о том, что на них найдется управа и что «всякий может попасть под опеку». Новое сословие в лице Правдина уже призвано к попечительской деятельности в крепостной деревне. В конце пьесы справедливость торжествует, и Правдин отстраняет Простакову от ее власти. Он принимает в опеку ее дом и деревни. Г-жа Простакова, потеряв власть, в комичной «тоске» восклицает: «Куда я гожусь, когда в моем доме моим же рукам и воли нет?»
Положительные персонажи в лице Стародума, Правдина и Милона заявляют о том, что времена меняются. Наступает век просвещения, прогрессивных перемен в обществе. Настоящему дворянину негоже сидеть безвылазно в поместье, «когда есть ему столько дела, есть люди, которым помогать, есть отечество, которому служить». В Екатерининскую эпоху обязательная служба дворян уже была не только средством пополнения офицерами армии и флота. Служба наделяла молодого дворянина 15—16 лет (недоросля) военной выправкой, воспитывала в нем дисциплину, «радение о пользе общей», «знание политических дел».
Манифест 18 февраля 1762 года призывал родителей-дворян заботиться о домашней подготовке детей к казенной школе и службе. Поэтому и Простакова наняла Митрофанушке учителей, хотя ей и жаль забивать слабую голову сына учебой. «Да что ты станешь делать? — горюет она. — Робенок, не выучась, поезжай-ка в тот же Петербург; скажут, дурак. Умниц-то ныне завелось много. Их-то я боюсь».
Столкновение нового и старого мира в комедии «Недоросль» не является конфликтом дней давно минувших. Во все времена боролись и будут бороться старые и привычные установки, идеалы с новыми правилами, стилем и образом жизни. Неизменной останется потребность человечества в духовном и интеллектуальном развитии, любви, служении высоким идеалам.[/sms]
1. Система образов в комедии.
2. Своеобразие конфликта.
3. Черты классицизма в комедии.
4. Воспитательное значение произведения.
Фонвизин казнил в своих комедиях дикое невежество старого поколения и грубый лоск поверхностного и внешнего европейского полуобразования новых поколений.
В. Г. Белинский
Комедия «Недоросль» была написана Д. И. Фонвизиным в 1782 году и до сих пор не сходит со сцены. Она является одной из лучших комедий автора. М. Горький писал: «В «Недоросле» впервые выведено на свет и на сцену растлевающее значение крепостного права и его влияние на дворянство, духовно погубленное, выродившееся и развращенное именно рабством крестьянства».
Все герои комедии Фонвизина «Недоросль» условно делятся на положительных и отрицательных. К отрицательным относится семейство Простаковых. Людей нравственных, положительных представляют Правдин, Стародум, Софья и Милон.
Некоторые литературные критики считали, что положительные герои «Недоросля» слишком идеальны, что на самом деле таких людей не было и они просто выдуманы автором. Однако документы и письма XVIII века подтверждают существование реальных прототипов героев фонвизинской комедии. А об отрицательных персонажах, таких как Простаковы и Скотинины, можно с уверенностью сказать, что, несмотря на безусловное обобщение, они часто встречались среди русского провинциального дворянства того времени.
В произведении — два конфликта. Основной из них — любовный, так как именно он развивает действие комедии. В нем участвуют Софья, Митрофанушка, Милон и Скотинин. По-разному относятся герои к вопросам любви, семьи, брака. Стародум хочет видеть Софью замужем за человеком достойным, желает ей взаимной любви. Простакова хочет женить Митрофана выгодно, загрести Софьины деньги. Девиз Митрофана: «Не хочу учиться, хочу жениться». Эта фраза из комедии «Недоросль» стала крылатой. Переростков, которые ничего не хотят делать, не хотят учиться и мечтают лишь об удовольствиях, называют Митрофанушками.
Другой конфликт комедии — социально-политический. Он затрагивает очень важные вопросы воспитания и образования, нравственности. Если Стародум считает, что воспитание идет от семьи и главное в человеке честность и благонравие, то Простакова убеждена в том, что важнее, чтобы дитя было сыто, одето и жило в свое удовольствие. Комедия «Недоросль» написана в традициях русского классицизма. В ней соблюдены практически все основные черты классицизма как литературного направления. Здесь присутствует и строгое деление героев на положительных и отрицательных, использование говорящих фамилий и применение правила трех единств (единство места, времени и действия). Единство места соблюдается, так как все действие комедии происходит в деревне Простаковых. Поскольку оно длится в течение 24 часов, то соблюдается единство времени. Однако наличие двух конфликтов в комедии нарушает единство действия.
В отличие от западноевропейского в русском классицизме наблюдается связь с русским фольклором, гражданским патриотизмом и сатирической направленностью. Все это имеет место в «Недоросле». Сатирический уклон комедии не вызывает ни у кого сомнения. Пословицы и поговорки, встречающиеся часто в тексте комедии, делают ее истинно народной комедией («Золотой кафтан, да голова свинцовая», «Храбрость сердца доказывается в час сражения», «Глупому сыну не в помощь богатство», «Почтения достоин тот, кто в чинах не по деньгам, а в знати не по чинам»), Пушкин называл «Недоросля» «единственным памятником народной сатиры». Она проникнута духом гражданского патриотизма, так как ее цель — воспитать гражданина своего отечества.
Одним из главных достоинств комедии является ее язык. Для создания характеров своих героев Фонвизин использует речевые характеристики. Словарный запас Скотинина и Митрофана значительно ограничен. Софья, Правдин и Стародум говорят правильно и очень убедительно. Их речь несколько схематична и как будто заключена в строгие рамки.
Отрицательные персонажи, на мой взгляд, получились у Фонвизина более живыми. Они говорят простым разговорным языком, в котором присутствует иногда даже бранная лексика. Язык Простаковой не отличается от языка крепостных, в ее речи много грубых слов и простонародных выражений. Ц???ыфиркин в своей речи использует выражения, которые употреблялись в военном быту, а Вральман говорит ломаным русским языком.
В современном Фонвизину обществе царило преклонение перед за границей и презрение ко своему русскому. Воспитание дворян желало гораздо лучшего. Часто молодое поколение оказывалось в руках невежественных иностранцев, которые, кроме отсталых взглядов на науку и дурных качеств, ничего не могли привить своим подопечным. Ну чему мог научить кучер-немец Вральман Митрофанушку? Какие знания могло получить великовозрастное дитя, чтобы стать офицером или чиновником? В «Недоросле» Фонвизин выразил свой протест против Скотининых и Простаковых и показал, как нельзя воспитывать молодежь, какой испорченной она может вырасти в среде, развращенной помещичьей властью, подобострастно преклоняющейся перед иностранной культурой.
Комедия носит поучительный характер, имеет большое воспитательное значение. Оно заставляет задуматься о нравственных идеалах, об отношении к семье, любви к своему отечеству, поднимает вопросы образования, помещичьего произвола.