Каковы особенности сказки царевна лягушка 5 класс

Все категории

  • Фотография и видеосъемка
  • Знания
  • Другое
  • Гороскопы, магия, гадания
  • Общество и политика
  • Образование
  • Путешествия и туризм
  • Искусство и культура
  • Города и страны
  • Строительство и ремонт
  • Работа и карьера
  • Спорт
  • Стиль и красота
  • Юридическая консультация
  • Компьютеры и интернет
  • Товары и услуги
  • Темы для взрослых
  • Семья и дом
  • Животные и растения
  • Еда и кулинария
  • Здоровье и медицина
  • Авто и мото
  • Бизнес и финансы
  • Философия, непознанное
  • Досуг и развлечения
  • Знакомства, любовь, отношения
  • Наука и техника


4

Какие особенности народной сказки можно найти «Царевна Лягушка» (см)?

Какие особенности народной сказки вы обнаружили (присказка, зачин, постоянные эпитеты) в сказке «Царевна Лягушка?

Школьный вопрос.

11 ответов:



3



0

Сказка «Царевна-лягушка», где главные герои— Иван-царевич и Василиса Премудра, а при этом сказка именуется «Царевна-лягушка», — это уже говорит, что сказка волшебная. Начинается уже необычно:

oWqTTXieHdsVVsYeO38PfyvJ1BF69.png

заканчивается:

ygOu77pckQ045T0QDktj63xgxlUuXYU.png

А главными особенностями сказки являются:

Повторы: жил-был, царство-государство, подумал-подумал, костями-огрызками.

Эпитеты: животные рыскучие,птицы летучии, буйну голову (повесил), красноватая девушка, столы дубовые, скатерти кружевные, солнце ясное, белоснежные лебеди, дремучие леса, черные леса, высочайшие горы, незапятнанное поле, зеленоватые луга, топкие болота, голубое море,острая стрела, тугие луки, хороший молодец, красноватое солнце.



1



0

Сказка «Царевна-лягушка» имеет одну главную отличительную особенность. В сказке есть

постоянные эпитеты в сказке «Царевна-лягушка» — живая вода , добрый молодец , красна девица. особенность сказки заключается в отсутствии присказки, как бывает в русских народных сказках. Сказка начинается не с присказки, а с зачина, который обозначен как первые строчки сказки. В сказке есть концовка, зачин и постоянные эпитеты. В сказке «Царевна-лягушка» можно выделить несколько опорных слов Василиса Премудрая, лягушка, Бабя Яга.

Сказку нужно читать ритмично, обращая внимание на описание характеров Василисы и невесток царя.



1



0

Сказка «Царевна-лягушка» оказывается типичной волшебной сказкой, полной чудесных превращений.

Зачином в ней оказывается завязка сюжета, когда царь собирает сыновей и велит стрелять из лука, чтобы судьба нашла сыновьям невест.

Концовкой сказки оказывается заключение о том, что жили Иван-Царевич и Василиса Премудрая долго и счастливо, то есть финал сказки, как и положено, благополучный.

Обычные для любых народных сказок троекратные повторы в этой сказке также имеются:

Три сына у царя. Три дня ходил Иван Царевич по болоту. Три испытания женам от царя.

И вот цитата, в которой много этих повторов:

lqVD7IlovotI3BempjAwuUQfzUtz8Rj.png

Интерес представляют и такие повторы как Хитрей-Мудрей, Спать-почивать, Избушка-Избушка, Найти-Разыскать.

И наконец постоянные эпитеты, которые встречаются многократно и служат своего рода неотъемлемым атрибутом чего-либо:

Иван-Царевич, Лягушка-Квакушка, Красна девица, Птицы летучие, Звери рыскучие и конечно же Костяная нога.



1



0

Сказка «Царевна-Лягушка» относится к волшебным сказкам-с превращениями, говорящими животными. Итак, признаки народной сказки:

Зачин сказки:

Z1UumY3t3HbZFQWPilSruJzXl6pxBuxM.png

Герои самые обычные-царь да его 3 сына, которые пускают стрелы, чтобы найти так себе невесту: куда стрела упадет-там и невесту найдешь.

Сюжет сказки легко запоминается, его легко пересказать учащемуся.

В сказке встречаются троекратные повторы:

NBsjRzQbGHEflLLCSUB8a01fQZezE.png

Накопление героев: царь-3 сына-царевна-лягушка (Василиса)-Баба-Яга-Кощей Бессмертный.

Также встречаются постоянные эпитеты, уменьшительно-ласкательные слова: чистое поле, злато-серебро, узоры печатные, Баба-Яга-костяная нога, добрый молодец, красная девица.



1



0

Название уже говорит о том, что это волшебная сказка, обещающая чудеса и превращения.

Зачин, начинающийся с характерных для народной сказки слов: В некотором царстве, в некотором государстве — отец собирает троих (очень любимое в народе число) сыновей и они стреляют из лука, чтобы найти себе по невесте.

Эпитеты, характерные для народной сказки, мы встречаем в «Царевне Лягушке»: добрый молодец, красна девица.

Традиционная концовка тоже говорит о том, что сказка народная: «И стали они жить дружно и счастливо», это о главных героях сказки — самой Царевне Лягушке и Иване Царевиче.

Три сына, три дня, три испытания, эти троекратные повторения тоже характерны для народных сказок.



0



0

Постоянные эпитеты (красна девица, добрый молодец), троекратное повторение, конструкции типа «долго ли коротко» «за тридевять земель», определения после определяемого слова.



0



0

Царевна-лягушка. Особенности этой сказки просматриваются уже в парадоксальном названии. Зачин, на мой взгляд, не оригинален, но вполне традиционный. Некоторые эпитеты весьма хорошо рифмованные, поэтичны (животные рыскучие, птицы летучие). Хорошая образность — солнце ясное, добрый молодец. Практически к каждому слову, даются уточняющие определения.



0



0

В замечатеной сказке «Царевна-лягушка» содержится несколько эпитетов:

  • Царевна-лягушка
  • Красна девица
  • Живая вода
  • Добрый молодец.

Даная сказка, на мой взгляд, имеет хороший зачин, который начинается не с приказки, текст написан внятно, происходящие действия и смысл понятен.



0



0

Сказка » Царевна-лягушка » не исключение в плане эпитетов, зачинов, присказок. Как и большинство русских сказок она начинается со слов: »

vdBmkF16OHXdRiMJp4PR9jveYaGnccrN.png

и заканчивается тоже традиционно:

BaJkRb3gw6f7qjYy0iup1qgxPV36Wx.png

Так же наблюдаются повторы, например; жил-был, подумал-подумал, царство-государство. Эпитеты: солнце ясное, скатерти кружевные, белоснежные лебеди, дремучие леса, зеленоватые луга, топкие болота, острая стрела, голубое море, хороший молодец.



0



0

Само по себе название сказки уже является особенностью.

Если говорить о зачине, то в сказке он звучит так:

Встречаются в этой сказке и повторы:

Эпитеты тоже встречаются довольно часто: добрый молодец, красна девица, узоры печатные.

Сама сказка наполнена волшебными действиями, в ней есть волшебные персонажи (к примеру царевна-лягушка, Баба-Яга).

Если говорить о концовке, то она вполне традиционная, для главных героев все заканчивается хорошо.



0



0

На примере сказки «Царевна-лягушка» можно привести пример присказки и зачина, так же есть и эпитеты. Приведем примеры.

Зачином в сказке являются слова, начинающиеся с «В некотором царстве»:

Концовка сказки начинается со слов «И стали они жить дружно»:

5jc6vcWiN4nHHXTVOXAe6oCcWyKIjVU.png

Перечисли эпитеты сказки, которых тоже очень много: Царевна-лягушка или добрый молодец.

Троекратные повторы так же характерны для этой сказки: три сына, три желания, трое животных помогают Ивану.

Читайте также

Если речь идет о приуроченности к событию, тогда нужно говорить «поздравление ко дню рождения», «подарок ко дню…», если такого смысла нет, то нужно говорить «безразличен к дню рождения…», «относиться к дню…».

О том, что приручение и использование огня изменило жизнь первобытного человека говорить пожалуй не стоит — это и так понятно. Никто кроме человека не мог использовать огонь и это умение сразу подняло человека на недосягаемую для животных высоту. Огонь помогал человеку выживать, делал его жилище теплым, отгонял и отпугивал диких животных, позволил выживать в условиях суровых зим и следовательно позволил человеку расселиться на более обширной территории. Наверняка у первобытных людей были и свои нетрадиционные способы использования огня и наверное они лучше всех могли бы ответить на вопрос о том, чем был для них огонь.

Так давайте дадим слово этим самым первобытным людям:

5wPuPf0OZNEmCGQSTUu83epYGKf8tT9.png

Площадь обозначается заглавной буквой «S». Единицами измерения площади могут быть: миллиметры, сантиметры, метры, дециметры и километры, но обязательно квадратные. Еще площадь, например, поля можно измерить гектарами и арами.

Для каждой фигуры существует своя формула расчета площади. Вот основные из них:

текст при наведении

Бояться и боятся – слово одно и то же, глагол возвратный (есть постфикс -СЯ), но в разных формах. В произношении их концовок -ТЬСЯ / -ТСЯ нет никакой разницы ([ЦА], так они звучат), и сей факт никому не позволяет на слух распознать, где -ТЬСЯ, а где -ТСЯ.

Бояться – инфинитив, форма, называемая неопределённой, ибо в ней глагольные непостоянные признаки отсутствуют. Именно инфинитив считается начальной формой глагола.

К словам-глаголам в данной форме нас с начальных классов учат задавать вопросы что делать? (пугаться, клониться, собираться) и что сделать? (испугаться, склониться, собраться). Обратим внимание на весьма существенную деталь: вопросы инфинитива заканчиваются Ь – мягким знаком, а потому попросту частенько говорят так: «В вопросе пишем Ь – в глаголе следует о нём тоже не забыть, он оканчивается на -ТЬСЯ». Конечно, подобное объяснение чисто разговорного плана, а ответы учащихся на уроках должны быть выстроены в научном или научно-популярном стиле, поэтому корректно вот такое пояснение:

m18SgcCfHDQnD0DsjymCbc5tskuHhwuJ.png

Интересующая нас словоформа бояться как раз на вопрос что делать? отвечает, следовательно, это форма неопределённая и обойтись в ней без Ь перед постфиксом никак нельзя.

Боятся – форма иная, в ней присутствуют 4 возможных непостоянных признака (из 5), но для нас сейчас важен один – лицо, оно 3-е.

К глаголам, стоящим в сей форме, нас тоже с начальных классов учат задавать соответствующие форме вопросы – что делает? / что делают? (пугается / пугаются, клонится / клонятся, собирается / собираются) и что сделает? / что сделают? (испугается / испугаются, склонится / склонятся, соберётся / соберутся). Здесь тоже обратим внимание на важную деталь: вопросы к 3-му лицу не содержат Ь, поэтому опять же в разговорном стиле правило излагают так: «В вопросе Ь нет – нет его и в глаголе, пишем -ТСЯ». Переведём данный ответ на уровень учащихся средних классов – получится так:

AxyhS4WrPVp5FHWpttYNIoqv9sd2VVi.png

Боятся – что делают? – 3-е лицо, выбираем написание -ТСЯ.

Самый широкий пролив в мире — это пролив Дрейка. В самой узкой части он насчитывает около 820 километров.

Он находится между архипелагом Огненная Земля и Южными Шетлендскими островами, и соединяет два океана — Атлантический и Тихий.

Хотя пролив назван именем Дрейка, по факту его открыл испанец Франсиско Осис, но по каким-то обстоятельствам это осталось незамеченным.

Еще пролив Дрейка знаменит своими самыми сильными штормами на планете — волны при этом достигают 15 метров.

текст при наведении

Страница 11 из 56

1. О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Эта сказка относится к волшебным сказкам, в ней действуют волшебные герои (Василиса Премудрая. Кошей Бессмертный. Баба-яга), происходят волшебные события (перевоплощение лягушки в царевну и наоборот, смерть, таящаяся на конце иглы, танец Василисы, ее исчезновение после того, как Иван сжег лягушечью кожу, животные, говорящие по-человечески), есть волшебные предметы (ища клубочек). Главные герои сказки — Василиса Премудрая и Иван-царевич. Эта сказка о трудолюбии и упорстве, терпении и милосердии.

Смысл сказки — не суди о людях по внешности, смотри на дела, под некрасивым обличием может быть самый лучший, добрый и прекрасный человек, с красивой душой. Главное — внутренняя красота и богатство, а не внешняя оболочка. Настоящая любовь пройдёт сквозь любые испытания и обретёт счастье.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Работу невесток царь оценивал справедливо, по достоинству. Боярская и купеческая дочери, кроме высокомерия, ничему не обучены, не умеют ни хлеб испечь, ни ковер соткать. Потому и подгоревший каравай царь велит псам дворовым отнести, а про сырой и кособокий, говорит, что его есть можно только от большой нужды. И ковры, сотканные старшей и средней невестками, по словам царя, годятся только лошадей от дождя покрывать да порог у ворот устлать. А вот работу Василисы царь оценивает высоко — и хлеб ее нужно только в большие праздники есть, и ковер велит только в горнице по большим праздникам расстилать.

3. Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Царевна-лягушка отличается от невесток трудолюбием. Она не пользуется волшебством, когда нужно испечь хлеб и соткать ковер, не старается, как они переложить работу на других, на мамушек, нянюшек и красных девушек, а делает все собственноручно. Она не позволяет себе насмешек и высокомерия по отношению к старшей и средней невесток, в отличие от них.

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

У Ивана-царевича много Помощников. Это и старичок, подаривший ему волшебный клубочек, и Баба-яга рассказавшая о том, где таится смерть Кощея, и животные, которых он пожалел в пути.

5. Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди… »

Такие фрагменты придают сказке напевность, особую сказовую манеру. Например, «где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят..», «..катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам..», «тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто.верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл» и др.

6. Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Присказки нет., есть зачин (в некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына, старый старичок), есть концовка (и стали они жить дружно, в любви и согласии). В сказке много повторов (пустил стрелу старший брат, пустил стрелу средний брат, пустил стрелу Пван-паревич, подумал-подумал, шел-щшел), эпитеты, в том числе и постоянные (широкий двор, тугие луки, чистое поле, красной девицей, ковер узорчатый), гиперболы.(третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз, дуб … ветками красное солнце закрыл, поднялся великий стук да гром — весь дворец затрясся, зашатался). Все эти средства придают сказке красочность, делают ее более выразительной.

Все художественные средства делают повествование образнее, интереснее, ярче и конкретнее.

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Да на мой взгляд, эти слова незаслуженно забыты:

тужить — горевать,
кручиниться — тосковать, печалиться,
слово мудреное — то, над которым нужно подумать, поломать голову,
молвить — сказать,
дивиться — удивляться,
снарядиться — собраться.
Значение этих слов понятно и без словаря, а звучат они по-особенному, придают речи плавность, напевность.

8. Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Сказка называется «Царевна-лягушка», потому что царевна-лягушка, то есть Василиса Премудрая — это центральный персонаж сказки, вокруг которого строится основное повествование. В ней же: запечатлены те черты, которые испокон веков считались главными в женщине, в человеке: трудолюбие, скромность, доброта, терпение, достоинство.

9. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

В одном из вариантов сказки царь в качестве испытания велит сначала сшить рубаху, потом испечь хлеб, а затем зовет к себе на пир. Василиса Премудрая выполняет задания с помощью мамок нянек, с помощью волшебства. Добавлен эпизод когда старшая и средняя невестки посылают служанку, чтобы та подсмотрела, как лягушка-царевна печет хлеб, и та прознав об этом, проявляет хитрость: нарочно делает так как не нужно (ломает печь, заливает тесто з образовавшуюся дыру). В варианте, предложенном в мультимедийном приложении, вообще нет никаких испытаний, показан только царский пир и танец Василисы Премудрой. Кощей Бессмертный не упоминается, а Василиса покидает мужа, сильно рассердившись на него за то, что тот сжег лягушечью кожу. Животные тоже несколько иные: вместо селезня — соколиха, вместо зайца — рак. Эпизода со старичком вовсе нет. Баба-яга оказывается матерью лягушки и помогает Ивану, а в яичке скрывается благосклонность Василисы: съев его., она говорит, что скучает по мужу и хочет его увидеть.

10. Прочитайте сказку «Чего на свете не бывает». Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?

Сказка «Чего на свете не бывает», относится к бытовым сказкам. Действующие лица в ней — люди. События происходят в обыденной, повседневной обстановке, никакого волшебства в ней нет. Эта сказка «смеется» прежде всего над спесью, высокомерием и тщеславием барина, которому легче деньги отдать. Нежели признать, что барин может у холопа пеленки стирать, над его глупостью и жадностью.

Живое слово

Сочините сказку и расскажите ее в классе. Выберите, к какому виду она будет относиться. В ней должны быть присказка, зачин, концовка.

==

1.  О чём эта сказка? Кто её герои? К каким сказкам она относится (сказкам о животных, волшебным, бытовым)? Каковы её особенности?

Царевна-лягушка – русская народная сказка, где главный герой, Иван-царевич, младший сын царя, находит себе жену лягушку. Иван не знал, что его жена-это Василиса Премудрая, обращённая Кощеем в лягушку. Поспешил Иван, сжёг лягушачью шкуру в печи и пришлось ему выручать жену из плена Кощеева. Иван пожалел диких зверей и они помогли ему справиться с Кощеем, отплатили добром, «за добро добром платят».

Сказка о доброте, мудрости и счастье, которое обретают герои, пройдя через испытания.

Главные герои: Иван-царевич, Василиса Премудрая. Герои: Царь, старшие братья и их жёны, Баба-яга, Кощёй, заяц, селезень, медведь, щука.

Царевна-лягушка-это волшебная сказка.

Признаки волшебной сказки «Царевна Лягушка»: -Зачин-» было три сына», описание сказочного государства. – Волшебные предметы: избушка Бабы-Яги, игла(смерть Кощея на конце волшебной иглы). – Сказочные слова и превращения: лягушка превращалась в Василису Премудрую, звери говорили человеческим голосом, яйцо превратилось в зайца, утку, иглу. -Троекратный повтор: три сына, три жены, три наказа царя. – Добро побеждает зло: Иван-царевич победил Кощея. – Концовка: жили долго и счастливо до глубокой старости.

Особенности сказки-в её главной мысли и чему она учит, не в каждой сказке есть мораль.

Как каждая русская народная сказка, «Царевна лягушка» учит доброте, Иван пожалел диких зверей и они помогли ему справиться с Кощеем, отплатили добром, «за добро добром платят». В сказке есть и мораль, которая учит не спешить, а подумать, прежде, чем делать – «семь раз отмерь, один раз отрежь», поспешил Иван, сжёг лягушачью кожу и обрёк себя на испытания, а Василису на страдания в плену у Кощея. Сказка учит бороться за своё счастье, не сдаваться и не отчаиваться, тогда найдёшь то, что потерял.

Смысл сказки – не суди о людях по внешности, смотри на дела, под некрасивым обличием может быть самый лучший, добрый и прекрасный человек, с красивой душой. Главное- внутренняя красота и богатство, а не внешняя оболочка. Настоящая любовь пройдёт сквозь любые испытания и обретёт счастье.

2. Как оценивал царь работу невесток? Как вы понимаете эти оценки?

Царь решил проверить, какие жёны достались сыновьям и велел каждой, сшить по рубашке, испечь по хлебу и на пиру себя показать. Рукоделие царь оценил по достоинству: рубашку от жены старшего сына-«в черной избе носить, «среднего-» только, в баню ходить», а от лягушки рубашка-«в праздник её надевать. «Хлеба двух старших жён,, царь отослал в людскую, а от Василисы премудрой-«Вот это хлеб, только, в праздник его есть. «Царь признал, что старшие жёны и рукодельницы никудышные, и хозяйки нерадивые, а жена Ивана-царевича всем хороша: и умением, и красотой, и мудростью, и потешить народ танцем умеет.

3.  Чем отличается Царевна-лягушка от других невесток? Почему её называют премудрой?

Царевна-лягушка отличает от невесток мудростью, за внешностью лягушки скрывалась красота, но важнее, что Василиса и мужу помогает, и сама всё делать умеет, за себя постоит и другим поможет

4. Кто помогает Ивану-царевичу найти Василису Премудрую?

Ивану-Царевичу помогали:

Дедушка, медведь, заяц, селезень и щука.

5.  Найдите в сказке фрагменты, которые читаются ритмично, как стихотворение, и подумайте, зачем они введены в сказку. Например: «Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди… »

«- Избушка, избушка, стань по-старому, как мать поставила»

«ты бы меня прежде напоила, накормила, в бане выпарила, тогда бы и спрашивала. «

«в бане выпарила, напоила, накормила, в постель уложила»

» Трудно её будет достать, нелегко с Кощеем сладить: его смерть на конце иглы, та игла в яйце, яйцо в утке, утка в зайце, тот заяц сидит в каменном сундуке, а сундук стоит на высоком дубу, и тот дуб Кощей Бессмертный, как свой глаз, бережёт. «

«Долго ли, коротко ли, дошёл туда Иван-царевич, видит – стоит, шумит высокий дуб, на нем казённый сундук, а достать его трудно. «

«Сколько ни бился, ни метался Кощей, сломал Иван-царевич у иглы конец, пришлось Кощею помереть. «

«Иван-царевич пошёл в Кощеевы палаты белокаменные. Выбежала к нему Василиса Премудрая, поцеловала его в сахарные уста. «

6.  Обратите внимание на то, как начинается и завершается сказка. Есть ли у неё присказка, зачин, концовка? Есть ли повторы, эпитеты, гиперболы и какую роль они выполняют?

Сказка содержит в себе традиционные элементы. ‘Гак, сказка начинается так: «В неком королевстве. . . ». Это зачин. Л завершается так: «И стали они жить дружно, в любви и согласии». Это называется концовка.

В притче встречаются повторы. Например, ква-ква, подумал-подумал, царство- государство, кости-огрызки, мамки-няньки. Есть и эпитеты: тугие луки, буйная голова, столы дубовые, скатерти кружевные, белоснежные лебеди. Встречаются и гиперболы: махнула левым рукавом – сделалось озеро; железные сапоги и хлеба.

Все художественные средства делают повествование образнее, интереснее, ярче и конкретнее.

7. Можно ли считать незаслуженно забытыми слова: печалиться, тужить, кручиниться, слово мудрёное, молвить, дивиться, снарядиться? Подберите к ним синонимы.

Да, слова забыты

Синонимы:

  • огорчаться
  • переживать
  • сложное
  • говорить
  • удивляться
  • собраться

8.  Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Главные герои — Иван-царевич и Василиса Премудрая (Царевна-лягушка).

В названиях русских сказок можно заметить одну интересную закономерность. Большинство из них, особенно это касается волшебных сказок, сразу в названии указывают и главного героя и главного антигероя, с которым приходится иметь дело герою. В сказке «Царевна-лягушка» главными героями оказываются сама царевна- лягушка, она же Василиса Премудрая и Иван Царевич, который вынужден биться с Кощеем Бессмертным. Причем если в отдельных эпизодах на первое место в повествовании несомненно выходит образ царевны-лягушки, то в целом в сказке главный герой все-таки Иван Царевич.

И тем не менее, сказка не названа «Иван Царевич и Кощей Бессмертный», возможно потому, что эти образы стали уже привычными и не создают оригинальность сказки, а вот образ Царевны-лягушки почти уникален и сразу запоминается. И именно Царевна-лягушка вызывает наибольшие симпатии у читателя сказки.

9. Известно, что сказка «Царевна-лягушка» имеет 24 варианта. Один из лучших вариантов этой сказки включён в вашу хрестоматию. Знаете ли вы другие варианты? Какая между ними разница?

Действительно у сказки «Царевна лягушка» есть множество вариантов, которые отличаются в деталях, но обладают одной и той же сюжетной линией. Например чаще всего братья стреляют из луков, но есть вариант, когда используется самострел. Часто появляется в сказке старичок, который направляет Ивана подарив ему волшебный клубок, но в некоторых вариантах сказки его нет и Иван напрямую выходит к Бабе-Яге. Есть варианты сказки в которых даже нет Кощея, а есть некий таинственный жених, к которому улетает превратившись в лебедя Василиса и тогда Ивану приходится заручиться поддержкой сразу трех баб Яг, а вот помощь животных ему тогда не требуется.

10. В электронном приложении найдите сказку «Чего на свете не бывает». Прочитайте её. Определите, к какому виду сказок она относится. Над кем она «смеётся»?

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Вёскинская средняя общеобразовательная школа»

Конспект урока литературы в 5 классе

по теме:

Волшебная сказка «Царевна-лягушка».

Художественный мир сказки

по учебнику литературы  5 класс

Часть 1: Коровина В.Я и др.

издательство: 2-е изд. — М.: Просвещение 2013 год.

Подготовила и провела

учитель русского языка

 и литературы

Степанова О. А.

2016 г.

Конспект урока литературы по теме: Волшебная сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Тип урока: комбинированный

Методы и приемы: слово учителя, беседа, аналитическая работа с текстом, метод творческого чтения, поисковые методы.

Цели урока:

Систематизация знаний учащихся о народной сказке как жанра устного народного творчества, об особенностях построения волшебной сказки, знакомство с русской народной сказкой «Царевна лягушка»

Задачи урока:

  • Познакомить с содержанием сказки;
  • Сформировать умения выявлять характерные художественные сказочные приёмы (сказочные зачин и концовка, постоянные эпитеты, повторы и т.п.);
  • Подготовить обучающихся к подробному пересказу сказки и мини проекту;
  • Воспитывать ценностное отношение к произведениям устного народного творчества.

Средства обучения: учебник-хрестоматия – текст сказки, иллюстрации

Технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения

Оборудование: слайдовая презентация, карточки для групповой работы, учебник, выставка книг.

Межпредметные связи: живопись

Планируемые результаты:

— предметные: научиться определять мораль сказки, использовать при сказе характерные речевые обороты.

— коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;

— регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;

— познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

личностные УУД: формирование ценностного отношения к происходящим событиям.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

№№

п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность

обучающихся

Время

(в мин.)

1.

Самоопределение к деятельности. Эмоциональный настрой.

Cегодня нам предстоит открыть дверь в прекрасный мир сказки. Сказка. Кажется, само это слово светится и звенит, как колокольчик. Звенит серебряным волшебным звоном, как бубенцы тройки, уносящий нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. Сейчас мы читаем сказки в книгах, а раньше их только рассказывали, или, как тогда говорили, сказывали. Так сказки передавались из уст в уста, из поколения в поколение.

Как вы уже поняли сегодня у нас не простой урок. Мы идем в гости к самой Сказке (звучит заставка). Но чтобы открыть врата сказочного мира вы должны объяснить что же такое сказка?

-Каковы отличительные черты сказок?

Ответы учащихся:

Сказка – древнейший народный жанр литературы фантастического характера, имеющий целью нравоучение или развлечение.

-Сказочные события

-Сказочные герои

-Сказочные существа

-Необычность обстановки

-Особая манера повествования

-Вариативность текста

-Автор коллективен.

2 мин.

2.

Актуализация знаний.

С самого раннего детства вы слышали сказки. Вы проникали в чудесный, загадочный и таинственный мир.

— Какие сказки вам особенно запомнились?

Даже вот в эти маленькие сказки народ вкладывал свои мечты о добре, справедливости. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром говорят: «Сказка – ложь, да в ней …», продолжите пословицу.

— Как вы её понимаете?

— Чем же русские народные сказки отличаются от литературных произведений?

— Какие виды сказок вам известны? Приведите примеры.

— Что такое эпитет, гипербола?

— Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?

— Какова композиция волшебных сказок? Расскажите об особом построении сказок.

Ответы учащихся:

Русские народные сказки отличаются от литературных произведений тем, что у литературной сказки есть автор, а у народной сказки автора нет, ее создавал народ.

Виды сказок:

— Волшебные

— Сказки о животных

— Бытовые

Эпитет – выразительное определение.

Гипербола – преувеличение.

Постоянные эпитеты: «красна девица», «добрый молодец»

Композиция волшебных сказок:

Присказка

Зачин

Концовка

2 мин.

3.

Создание проблемной ситуации

Сегодня на уроке у нас открыто «Бюро литературных находок». В Бюро находок обычно возвращают забытые, потерянные вещи, но в нашем «Бюро литературных находок» оказались утерянные фразы, строчки, фрагменты из сказок. Вероятно, они выпали из книг, когда с ними небрежно обращались…

  • Чем угощала лиса журавля?
  • Чем подавился петушок?
  • Из чего варил кашу солдат?
  • Кто помог спасти брата в сказке «Гуси – лебеди?»
  • Что обещали купить родители дочке в сказке «Гуси – лебеди?»
  • К какому виду сказок они относятся?

Кому принадлежат  эти слова из сказки? (карточки в волшебном мешочке)

1.        Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!

2.        Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!

3.        Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного.

4.        Эх, Иван-царевич, зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и снимать было!

5.        Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.

6.        Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время – я тебе пригожусь.

7.        Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.

8.        Ах, Иван-царевич, сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!

9.        Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?

(Кашей)

(Бобовым зёрнышком)

(Из топора)

(Мышка)

(Платочек)

(Царь)

(Царевна-лягушка).

(Василиса Премудрая)

(старый старик)

(медведь)

(селезень)

(заяц)

(щука)

(Баба-яга)

5 мин.

4.

Постановка учебной задачи

Что объединяет всех этих героев?

Как же начинается эта сказка?

— Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».

— Определите цели и задачи урока.

(они из одной сказки «Царевна — лягушка»)

инсценирование сказки детьми

Волшебная

Учащиеся формулируют цели и задачи урока.

1 мин.

5.

Постановка учебной задачи

— Как надо пересказывать или читать сказку?

Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.

С особой выразительностью, напевностью, таинственностью.

Чтение полного текста сказки занимает 13 минут.

6.

Первичное закрепление

Работа по содержанию сказки. Лексическая работа.

  • Понравилась ли сказка? Чем?
  • Кто главные герои сказки?
  • Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки.

— лытать

— пытать

— кручиниться

— тужить

— мудрёный

— молвить

— дивиться

— снарядиться

Анализ текста учащимися

Работают с текстом сказки.

— уклоняться от дела, бегать работы

— (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества

— горевать, печалиться

— горевать, тосковать, печалиться

— загадочный, непонятный, замысловатый

— говорить, сказывать

— удивляться, поражаться чему-либо

— запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь

2 мин.

7.

Динамическая пауза. Физкультминутка

Иван-Царевич, вот герой!
Смело он вступает в бой,
Волшебным он взмахнет мечом —
И Змей-Горыныч нипочем.
Сделал выпад раз и два —
Отлетела голова.
Еще выпад — три-четыре —
Отлетели остальные.

Делают движение в соответствии со стишком.

1 мин.

8.

Включение новых знаний в систему знаний.

Беседа по вопросам:

1.В каких словах, выражениях прочитанного текста появляется волшебство, загадочность, сказочность?

2. Что изменится, если текст будет звучать по-другому: «В государстве

жил царь… испугался Иван, хотел убежать»?

3. Как долго искал Иван-царевич свою стрелу? Почему он хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?

Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь».

4. Что же все-таки заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке, удержало от быстрого решения отказаться от зеленой «красавицы»?

Ответы детей:

В некотором царстве, в некотором государстве…; …Где стрела упадет, там и сватайтесь; …Полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…

Сказка потеряет загадочность, произойдет нарушение жанра произведения, текст станет «сухим», неинтересным. Это и есть художественные особенности сказки.

Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше.

12 мин.

-Какие они — наши герои: царевна-лягушка и Иван-царевич?

ПЕРВОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ВЫПЕЧКА ХЛЕБА ЗА ОДНУ НОЧЬ»

Вопросы:

1. Какие чувства охватили царевну-лягушку в тот момент, когда возвратился Иван-царевич?

2. Какие черты характера героини открылись нам в этом эпизоде?

3. Докажите, что героиня обладает необыкновенными достоинствами. Какими?

4. Какие необыкновенные качества сказочных героев вам понравились?

Царевна, увидев опечаленного Ивана-царевича, поняла, что произошло что-то серьезное. Своей ласковой речью старается успокоить мужа. Слова ее задушевны, теплы: «Не тужи, Иван-царевич. Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!» Понятно, что царевна ласковая, внимательная, заботливая, скромная. Старается оградить царевича от переживаний, сама же тем временем думает, как выполнить приказ царя? От царевича эту мысль утаивает. Почему? Это тоже мудрость: «Сначала сделай — потом говори..,»

5. Как называет народ Василису в тот момент, когда она трудится?

Учащиеся замечают плавность прозаических строк, напевность, скрытую поэтичность, ритм, своеобразную мелодичность, присущую подобным описаниям.

6. Почему о труде народ сложил такие неподражаемые строки? Почему они проникнуты любовью, уважением к труду?

Звучит второй эпизод сказки. Чтение по ролям.

Отвечают на вопросы учителя

Премудрой

Один из учащихся читает наизусть отрывок-описание труда царевны (чтение отработанное, выразительное, напевное).

Пересказ эпизода о представлении хлебов подготовленным учащимся.

7. Почему так сильно преувеличены недостатки старших царевен? С какой целью это сделано?

— Какие же качества характера героини проявились во время испытания?

ВТОРОЕ ИСПЫТАНИЕ. «ТКАНЬЁ КОВРА ЗА НОЧЬ»

В беседе по вопросам можно использовать прием выборочного чтения.

Вопросы:

1. Вспомним и сравним, как трудились все три царевны над своими коврами.

2. Понаблюдайте, как работает Василиса.

3. Какие новые черты характера героини вы разглядели в этом эпизоде?

Подчеркнуть искусство Василисы Премудрой, стремление удивить царевича, заслужить похвалы старших

Звучит пересказ эпизода подготовленным учащимся.

Василиса ткет сама, за боярскую дочь и дочь купеческую трудятся другие.)

Чтение эпизода.

Вновь звучит (наизусть) описание процесса работы над ковром Василисы Премудрой.

Изменился ритм, вновь прозаический текст похож на стихотворный, опять «звучит волшебность».

Трудолюбива, все делает своими руками, понапрасну не расходует волшебство, не подвела царевича во второй раз.

4. Возможно ли определить, как относится к труду Василисы Иван-царевич?

ТРЕТЬЕ ИСПЫТАНИЕ «ПРИСУТСТВИЕ НА ЦАРСКОМ ПИРУ»

Вопросы:

1. Как ведут себя старшие царевичи и их жены до момента появления на пиру Василисы Премудрой?

2. Что поразило всех в лягушонке в момент ее прибытия на бал?

В первый раз: «диву дался» (удивился), во второй — «ахнул». Раз от разу растет удивление и восхищение царевной и плодами ее труда. Иван-царевич умеет оценить по достоинству труды Василисы.

Чтение эпизода учащимися. Сопоставительный анализ поведения царевен.

Посмеиваются над Иваном-царевичем, тем самым унижают его достоинство.

«Василиса Премудрая … пьет … остатки себе в левый рукав выливает. Покушала лебедя жареного — косточки в правый рукав бросила. Жены старших царевичей … чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут».

3. С какой целью автор-народ заставляет жен старших царевичей повторять действия Василисы Премудрой?

4. Можно ли сказать, что красота Василисы Премудрой открылась всем с особенной силой?

— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?

— О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?

— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?

— Какие ещё персонажи присутствуют в сказке?

Почему они помогают юноше?

— Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?

— О чем сказка «Царевна-лягушка»?

— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?

Противопоставлены ум и глупость, на примере отрицательных качеств (зависти, тупости) высвечены положительные (честь, совесть, умение показать себя с лучшей стороны, не принося никому вреда.) Это и есть момент проявления борьбы Добра со Злом.)

Зачитываются строки, повествующие о танце царевны. Ребята могут отметить, что искусство царевны-лягушки необычное, волшебное. Она умеет делать все без использования умений других людей, этим приносит радость окружающим

Ответы учащихся:

чудесные говорящие звери помощник-даритель (старый старичок);

Баба-яга, указавшая, местонахождение Василисы Премудрой и способ одолеть Кощея.

Какова мораль сказки?

Основная мысль, связанная с образом царевны-лягушки: не стоит судить о человеке по внешнему виду, следует оценивать людей по их делам, по внутренним достоинствам.

Главный герой народной сказки «Царевна-лягушка» — младший сын царя Иван-царевич, не ищет богатства (в отличие от старших царевичей), покоряется отцу и судьбе и женится на болотной лягушке. На его долю выпадают самые трудные испытания: ему приходится отправиться в нелегкий путь в тридевятое царство, найти и освободить Василису, одолев Кощея Бессмертного.

С образом Ивана-царевича связаны следующие идеи:

1) Никакие проступки не остаются безнаказанными (нарушил запрет – лишился возлюбленной).

2) Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе (золотое правило нравственности). Только благодаря своим нравственным качествам Иван-царевич заручился поддержкой чудесных помощников.

3) За свое счастье нужно бороться, ничто не достается легко, торжества добра и справедливости можно добиться только пройдя через различные испытания. Только тогда, когда человек станет достойным счастья, добро победит.

Ответы учащихся:

Самое главное в этой сказке — это то, что если человек что-то сильно пожелает и будет все делать для достижения желаемого, то никакие препятствия на его пути не смогут его остановить. Не смогли и злые силы, олицетворяемые Кощеем Бессмертным, помешать Ивану-царевичу освободить свою любимую Царевну-лягушку.

9.

Самостоятельная работа

Выпишите, какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказке

Самостоятельная работа учащихся в тетрадях

3 мин.

10.

Работа с репродукциями

Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).

— Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

— Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?

Словесное рисование учащимися героев сказки

2 мин.

11.

Составляем кластер (работа в парах).

— Отразите в кластере черты, подтверждающие, что Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.

Смелый, добрый, справедливый, терпеливый…

1 мин.

12.

Рефлексия деятельности. Самооценка результатов

— Какую задачу ставили на уроке?

— Удалось ли решить поставленную задачу? 

Доказали, что сказка волшебная.

Назвали отличительные особенности русской народной сказки.

-Зачин.

-Троекратный повтор.

-Множество героев.

— Волшебные предметы и события.

-Концовка.

-Добро побеждает зло.

0,5 мин.

13.

Домашнее задание

-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.

 — Подготовить пересказ сказки

— Индивидуальное задание: подготовить мини проекты по темам:

  • Предметный мир сказки
  • Сказочное время
  • Сказочное пространство
  • В мире интересных событий и фактов
  • Иллюстрации к сборнику

0,5 мин.

ПЕРЕЧЕНЬ ЭОР,  ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР

1.

Царевна-лягушка. Русские волшебные сказки.

Книга

текст

М.: ОНИКС 21 век, 2001.

2.

«Филологический класс»

Журнал

текст

Выпуск № 1 (39) / 2015

3.

«В художественном мире русской волшебной сказки»

Цикл «Развивающие исследовательские технологии».©

текст

Г.С. Меркин, 2009 г.

4.

«Литература. Начальный курс», Снежневская М. А., Хренова О. М.: Учебник-хрестоматия для 5 класса общеобразовательных учреждений. В двух частях. Авт.-сост.: Снежневская М. А., Хренова О.

Поурочное планирование к учебнику

текст

М. — 8-е изд., стер. — М.: Мнемозина, 2007.

5.

Н.Н.Евтифеева «Использование синквейна в процессе изучения сказки «Царевна-лягушка»

Статья

текст

МААМ.ru Международный образовательный портал. http://www.maam.ru

6.

ЛИТЕРАТУРА. 5 класс. Методические советы

Статья

текст

  http://old.prosv.ru/metod/korovina5/03.htm

7.

Сказка «Царевна — лягушка»

Методические рекомендации

текст

http://uchitel-slovesnosti.ru 

8.

Волшебная сказка / Т. В. Зуева, 237,[2] с. ил. 20 см

Книга

текст

М. Прометей 1993

9.

Анализ сказки

Сайт «Педагогические идеи»

текст

http://www.inksystem-az.com

10.

Универсальные поурочные разработки по литературе 5 класс. Авт.-сост.: Н.В. Егорова

поурочные разработки по литературе

текст

М.: «Вако» 2011

11.

Литература 5 класс: поурочные планы по учебнику В. Я. Коровиной

поурочные планы

текст

И. В. Карасева, В. Н. Пташкина Волгоград: Учитель, 2010

12.

Шаблон к презентации

презентация

шаблон

http://ppt4web.ru/literatura/carevnaljagushka.html

13.

Заставка к передаче «В гостях у сказки»

видеоролик

видео

YouTube

  • Каковы особенности конфликта в комедии д и фонвизина недоросль сочинение
  • Каковы основные темы лирики фета и тютчева сочинение
  • Каковы основные причины обращения салтыкова щедрина к жанру сказки
  • Каковы нравственные уроки рассказа люцерн
  • Каковы нравственные уроки рассказа господин из сан франциско сочинение