Каковы ведущие темы и образы сочинений римского корсакова

Творчество Римского-Корсакова:

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Творчество Римского-Корсакова на протяжении многолетней деятельности (свыше 40 лет) подверглось изменениям, отражая потребности времени, эволюционировали и эстетические взгляды композитора, и его стиль. Римский-Корсаков формировался как музыкант в атмосфере общественного подъёма 60-х гг. под воздействием эстетических принципов “Новой русской музыкальной школы”. Важнейшие из них — стремление к народности, высокой содержательности, общественной значимости искусства — композитор пронёс через всю жизнь. Вместе с тем его в большей мере, чем других членов Балакиревского кружка, интересовали специфические внутренние проблемы искусства. Для Римского-Корсакова характерны выявление эстетического начала в каждом сочинении, стремление к красоте, совершенству выполнения. Отсюда — особое внимание к вопросам профессионализма и своеобразная эстетика мастерства, что сближало принципы Римского-Корсакова с общими тенденциями развития русского искусства конца XIX — начала XX вв., В творческом облике Римского-Корсакова много сходного с М. И. Глинкой. Прежде всего — гармоничность мировосприятия, внутренняя уравновешенность, тонкий артистизм, безупречный вкус, чувство художественной меры, классическая ясность музыкального мышления.

Круг тем и сюжетов, воплощённых Римским-Корсаковым, широк и многообразен. Как и все “кучкисты”, композитор обращался к русской истории, картинам народной жизни, образам Востока, он также затронул область бытовой драмы и лирико-психологическую сферу. Но с наибольшей полнотой дарование Римского-Корсакова выявилось в произведениях, связанных с миром фантастики и разнообразными формами русского народного творчества. Сказка, легенда, былина, миф, обряд определяют не только тематику, но и идейный смысл большинства его сочинений. Выявляя философский подтекст фольклорных жанров, Римский-Корсаков раскрывает мировоззрение народа: его извечную мечту о лучшей жизни, о счастье, воплощённую в образах светлых сказочных стран и городов (Берендеево царство в “Снегурочке”, город Леденец в “Сказке о царе Салтане”, Великий Китеж); его нравственные и эстетические идеалы, олицетворением которых служат, с одной стороны, пленительно-чистые и нежные героини опер (Царевна в “Кащее бессмертном”, Феврония), с другой — легендарные певцы (Лель, Садко), эти символы неувядаемого народного искусства; его преклонение перед животворной мощью и вечной красотой природы; наконец, неистребимую веру народа в торжество светлых сил, справедливости и добра — источник оптимизма, присущего творчеству Римского-Корсакова.

Отношение Римского-Корсакова к изображаемому также родственно народному искусству. По словам Б. В. Асафьева, «…между личным вчувствованием композитора и объектом его творчества встает прекрасное средостение: а как об этом думает и как бы воплотил свою мысль об этом народ?» Подобная отстранённость авторской позиции обусловила характерную для Римского-Корсакова объективность тона и преобладание эпических принципов драматургии в большинстве сочинений. С этим же связаны и специфические черты его лирики, всегда искренней и в то же время лишённой эмоциональной напряжённости,— спокойной, цельной и несколько созерцательной.

В творчестве Римского-Корсакова органично соединяется опора на русский музыкальный фольклор (главным образом древнейшие его пласты и на традиции национальной классики (Глинка) с широким развитием живописно-колористических тенденций романтического искусства, упорядоченностью и уравновешенностью всех элементов музыкального языка. Композитор вводит в свои произведения подлинные народные песни и создаёт собственные мелодии в духе народных. Особенно типичны для него архаизированные диатонические темы в сложных нечётных размерах, как, например, заключительный хор из “Снегурочки” на 11/4.) Песенные интонации окрашивают и лирическую (преимущественно, оперную) мелодику Римского-Корсакова. Но ей, в отличие от народных тем, более свойственны структурная законченность, внутренняя расчленённость и периодическая повторность мотивных звеньев. Типичны для Римского-Корсакова подвижные, богато орнаментированные мелодии инструментального характера, нередко вводимые и в вокальные партии фантастических оперных персонажей (Волхова, Царевна-Лебедь).

Развитие тематического материала у Римского-Корсакова обычно не ведет к коренным интонационным преобразованиям. Подобно всем “кучкистам”, композитор широко и многообразно использует вариационные приёмы, дополняя их полифонией — чаще подголосочной, но нередко и имитационной.

Гармоническое мышление Римского-Корсакова отличается строгой логичностью, ясностью, в нём ощущается рациональное организующее начало. Так, применение натуральных диатонических ладов, идущее от стилистики русской крестьянской песни и балакиревских принципов её обработки, обычно сочетается у Римского-Корсакова с простой трезвучной гармонизацией, использованием аккордов побочных ступеней. Существен вклад композитора в развитие колористических возможностей гармонии. Опираясь на традиции “Руслана и Людмилы”, он создал к середине 90-х гг. свою систему ладо-гармонических средств (связана, прежде всего, со сферой фантастических образов), в основе которой — сложные лады: увеличенный, цепной и особенно уменьшенный, с характерным звукорядом тон — полутон, т. н. “гамма Римского-Корсакова”.

Колористические тенденции проявляются также в opкестровке, которую Римский-Корсаков рассматривал как неотъемлемую часть замысла (“одну из сторон души” сочинения). Он вводит в партитуры многочисленные инструментальные соло и, следуя заветам Глинки, предпочитает звучания чистых тембров густым смешанным краскам. Яркость и виртуозный блеск его оркестра сочетаются с прозрачностью и лёгкостью фактуры, отличающейся безупречной ясностью голосоведения.

О. Б. Степанов

Оперы »
Духовная музыка »
Симфоническая музыка »
Вокальная музыка »
Редактор, педагог, просветитель »

Добавил:

Upload

Опубликованный материал нарушает ваши авторские права? Сообщите нам.

Вуз:

Предмет:

Файл:

Козлова. Русская музыкальная литература

.pdf

Скачиваний:

8261

Добавлен:

04.02.2016

Размер:

18.36 Mб

Скачать

над партитурой оперы, весной 1907 года, композитор получил приглашение от известного русского театрального деятеля С. П.

Дягилева (Сергей Павлович Дягилев — русский театральный деятель, один из основателей художественного объединения «Мир искусства», организатор и руководитель ежегодных (начиная с 1907 года) выступлений русских артистов в Париже — так называемых «Русских сезонов», включавших оперные, а затем балетные спектакли. В 1911 году создал балетную труппу «Русский балет С. П. Дягилева»; благодаря ему появились выдающиеся балетные произведения Стравинского, Прокофьева, Дебюсси, Равеля и других.) принять участие в качестве автора и дирижера в Русских исторических концертах, организованных в Париже. Эти концерты положили начало знаменитым Русским сезонам и стали настоящим триумфом русской музыки и творчества Римского-Корсакова.

8 июня 1908 года композитор скончался от болезни сердца.

Вопросы и задания

1 . Охарактеризуйте различные стороны творческой деятельности Римского-Корсакова.

2.Какой музыкальный жанр был основным в творчестве композитора?

3.Каковы ведущие темы и образы сочинений Римского-Корсакова?

4.Расскажите об основных событиях жизни и творчества композитора. Составьте письменно подробный план-конспект.

5.Какие события в жизни композитора происходили в 1865, 1871,1882, 1905, 1907 годах?

6.С какими русскими меценатами была связана жизнь РимскогоКорсакова?

7.Назовите поэтов, чьи стихи он использовал в своем творчестве.

«Снегурочка»

Опера «Снегурочка», любимейшее сочинение автора, была создана по одноименной пьесе А. Н. Островского на собственное либретто. Композитор был влюблен в поэтическую красоту «весенней сказки», и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а окончательно завершена в 1881-м.

«Проявлявшееся понемногу во мне тяготение к древнему русскому обычаю и языческому пантеизму (Пантеизм —

одушевление, одухотворение явлений природы, связанное с языческими верованиями) вспыхнуло теперь ярким пламенем. Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение ЯрилеСолнцу», — вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.

Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с ее высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.

В опере постоянно переплетаются реальность и фантастика: «земные» образы Леля, Купавы, Мизгиря, царя берендеев, Бобыля, Бобылихи и сказочные — Деда-Мороза, Весны, Лешего, наделенные и человеческими чертами. Образ Снегурочки как бы связывает эти два мира, соединяя в себе волшебные и реальные черты; стремясь из мира природы в мир людей, она постепенно «оживает» под воздействием великой силы любви, ведущей ее, однако, к гибели. Возникновение человеческих чувств в душе Снегурочки происходит одновременно с пробуждением весенней природы, звуки и голоса которой Римский-Корсаков замечательно передал в опере.

Почти в каждом действии есть красочные обрядовые и игровые сцены, воспроизводящие обычаи старинного народного быта; с ними связаны многочисленные хоровые эпизоды, передающие особенности народного пения. Часто композитор использует и подлинные народные мелодии.

Все персонажи оперы имеют лейтмотивы; Римский-Корсаков использует также и лейттембры — постоянные инструментальные характеристики героев.

Премьера оперы состоялась в январе 1882 года в Мариинском театре и имела успех. Но постановка не удовлетворила автора, так как в ней были сделаны значительные сокращения, на которых настоял дирижер Э. Направник, посчитавший оперу слишком растянутой. Полностью «Снегурочка» была поставлена лишь в 1893 году в Большом театре в Москве под управлением И. К. Альтани. Композитор был тронут любовным и бережным отношением к своей музыке и ее прекрасным исполнением.

71

Опера имеет пролог и четыре действия.

Краткое содержание

Пролог. Сказочная страна берендеев. Здесь царят мир и доброта. Но с появлением Снегурочки — дочери Мороза и Весны — спокойное течение жизни нарушается. Враг и соперник Мороза Ярило-Солнце рассердился на страну берендеев: в ее лесах Дед-Мороз прячет Снегурочку от его гневных лучей. В стране стало холодно, природа перестала щедро наделять берендеев своими дарами. Так продолжалось пятнадцать лет. …Ночь. Леший возвещает о конце зимы. Окруженная свитой птиц, на землю опускается Весна-Красна. Чтобы согреться, птицы пляшут вокруг нее. Появляется Дед-Мороз; он обещает Весне покинуть страну берендеев. Обсуждая судьбу дочери, родители решают поселить ее в берендеевой слободке. Приходит Снегурочка; ее давно пленили чудесные песни пастуха Леля, и она мечтает уйти к людям. Мороз поручает Лешему оберегать дочку.

Наступает утро. Приближаются берендеи; они везут чучело Масленицы и радостно встречают Весну. Из лесной чащи выходит Снегурочка — она просит Бобыля и Бобылиху взять ее в дочки.

Действие первое. Вечер. Слободка берендеев. По просьбе Снегурочки Лель поет свои песни. Но ему скучно с прекрасной, но холодной девушкой, и, бросив подаренный ею цветок, он уходит к своим подружкам — веселым берендейкам. Снегурочка начинает понимать, что она отличается от людей, ибо обделена сердечным теплом.

Появляется красавица Купава: она делится со Снегурочкой своим счастьем

— девушка любит и любима, скоро будет ее свадьба с Мизгирем. Приходит жених с богатыми дарами: по обычаю он должен выкупить невесту у ее подруг. Но, увидев Снегурочку, Мизгирь влюбляется в нее без памяти и отказывается от Купавы. Берендеи возмущены изменой Мизгиря и советуют потрясенной невесте просить защиты у царя Берендея.

Действие второе. Дворец царя Берендея. Царь, тонкий ценитель прекрасного, расписывает лазоревый цветок. Гусляры славят его мудрость и доброту. Царь решает наутро, в день великого праздника — Ярилина дня, соединить всех невест и женихов. Вбегает Купава и рассказывает о своем горе. Царь сзывает народ на суд над Мизгирем и осуждает его на вечное изгнание. Мизгирь просит царя взглянуть на Снегурочку. Берендей, восхищенный ее красотой, поражен, что сердце девушки не знает любви. Он объявляет свою волю: юноша, которого до рассвета полюбит Снегурочка, получит ее в жены. Мизгирь просит отсрочить изгнание и клянется зажечь любовь в сердце Снегурочки.

Действие третье. Вечер накануне Ярилина дня. Заповедный лес. Берендеи празднуют канун лета. Парни и девушки водят хороводы, пляшут скоморохи.

За песню царь награждает Леля правом поцелуя самой красивой девушки. Снегурочка надеется на внимание Леля, но тот выбирает Купаву. Снегурочка в слезах убегает в лес. Ее находит Мизгирь, он умоляет ее о любви, предлагая за это все свои богатства. Снегурочка пугается, не понимая пылкости Мизгиря; на помощь ей приходит Леший. Он преграждает путь Мизгирю и целую ночь водит его по заколдованному лесу, маня волшебным призраком Снегурочки.

Наступает утро. На поляну выходят полюбившие друг друга Лель и Купава. Страдающая от ревности Снегурочка просит мать-Весну наделить ее чувством любви.

Действие четвертое. Ярилина долина. Раннее утро. Из озера поднимается Весна, окруженная цветами. Уступая просьбе дочери, она надевает на голову Снегурочки волшебный венок, который дарит ей талант любви. Вновь появляется Мизгирь, и теперь Снегурочка радостно встречает его.

В долине собираются берендеи для встречи великого праздника — Ярилина дня. Женихи и невесты подходят к царю за благословением. Среди пар — Мизгирь и Снегурочка, которая говорит царю о своем горячем чувстве. Но ее счастье недолговечно: познав «огонь любви», она стала беззащитной перед гневом Ярилы. Божество направляет свой луч на девушку, и она, тая, исчезает. Гибнет и Мизгирь, в отчаянии бросившись в озеро. Народ поражен. Но мудрый Берендей объясняет смысл происшедшего: появление Снегурочки нарушило законы природы, Ярило отомстил Деду-Морозу и перестал гневаться на страну берендеев. Теперь в ней восстановится прежняя спокойная и счастливая жизнь. По знаку царя Лель, а за ним весь народ запевают величественный гимн Солнцу.

Пролог начинается с оркестрового вступления, рисую щего красочный зимний пейзаж. Звучит «суровый и ско вывающий» (по определению автора) лейтмотив Деда -Мороза — тихо, но властно в нижнем регистре оркестра у виолончелей и контрабасов:

72

Леший обрисован нисходящей угловатой интонацией тритона, на котором строится его лейтмотив — «дикий, ленивый, потягивающийся»:

С этими темами контрастирует лейтмотив Весны — теплая спокойная мелодия у виолончелей, альтов и валторн:

Песни и пляски птиц начинаются со вступления, в котором Римский-Корсаков мастерски воспроизвел подлинные птичьи напевы. В основу хора птиц положены две темы народнопесенного склада, причем вторая («Орел воевода») подлинная, заимствованная автором из собственного сборника.

Легкая и светлая звучность создается благодаря преобладанию верхнего и среднего регистров хора (сопрано и альтов), нежному и прозрачному тембру струнных и деревянных духовых инструментов.

73

Е.К.Катульская в роли Снегурочки

(1910-е годы)

Ария Снегурочки создает пленительный, грациозный и наивный образ прекрасной, но холодной девушки. Главная

тема

арии

(лейтмотив

Снегурочки)

изящная,

подвижная

мелодия

с игривой

россыпью

колоратур

лирического сопрано:

Важную роль в музыкальной характеристике Снегурочки играет солирующая флейта — это лейттембр Снегурочки. Звучание этого инструмента будет долго сопровождать холодную красавицу, пока его не сменят более «теплые» краски кларнета. Ария имеет трехчастное строение. В медленной средней части, как отзвук песен Леля, появляется задушевная лирическая мелодия народного склада:

Продолжением музыкальной характеристики Снегурочки является ариетта «Слыхала я». В ней выражены ее мечты, стремление к людям и их песням. Трогательная, непрерывно развивающаяся мелодия строится на напряженных полутоновых интонациях и сопровождается «мерцающими» аккордами в прозрачном верхнем регистре у деревянных духовых:

В четвертом действии тема ариетты станет основой сцены таяния Снегурочки.

74

Проводы Масленицы — народно-обрядовая сцена, в которой сопоставляются разнохарактерные эпизоды. В начале и конце сцены звучит хор «Прощай, Масленица». Его энергичная тема использует мелодические обороты старинных обрядовых песен:

Действие первое. Певец-пастух Лель (контральто) — один из главных героев оперы. Юный Лель олицетворяет, по словам автора, «вечное искусство музыки». Он единственный персонаж, охарактеризованный только песнями. В оркестре образ Леля создает его лейтмотив — пастушеский наигрыш , звучащий у солирующих деревянных духовых инструментов.

Первая и вторая песни Леля —

медленная, в стиле протяжной («Земляничка-ягодка») и задорная, в духе хороводной («Как по лесу лес шумит») — воссоздают контраст, типичный для народного музицирования:

Е.И.Збруева в роли Леля (1894 год)

В ариетте Снегурочки «Как больно здесь» продолжают развиваться намеченные в ариетте пролога человеческие черты образа, сказочность героини начинает отступать; лирическая тема ариетты наполнена проникновенной задушевностью, тонкой поэтичностью, ей свойственны непрерывность и широта мелодической линии:

75

Сцена свадебного обряда (выкуп невесты женихом) строится на двух подлинных народных свадебных песнях: первая — «Как за речкою» (проходит в оркестровом вступлении) — характеризует жениха, вторая — «Как не пава-свет по двору ходит» — невесту. Обе темы обработаны композитором в народной подголосочной манере и развиваются вариационно.

Действие второе. Царь Берендей, по словам Римского-Корсакова, воплощает народную мудрость. Шествие Берендея, открывающее сцену,

— сказочный оркестровый марш. Главная тема причудливая, грозношутливая, а затем — как бы трясущаяся, старческая. Она строится на динамических и регистровых контрастах пиццикато струнных и возгласов духовых инструментов, необычна и пятитактным строени — ем фраз, и опорой на неустойчивые ступени:

Л.В.Собинов в роли царя Берендея (1911 год)

Каватина Берендея (тенор)

звучит как восторженный гимн природе, созидающей жизнь и красоту. Поэтичность высказывания Берендея, сравнивающего нежное очарование Снегурочки с весенней прелестью серебристого ландыша, передается задумчивомечтательной вокальной мелодией, которую поддерживает непрерывная «колыбельная» линия солирующей виолончели:

88 Неторопливо

Действие третье начинается большой обрядовой сценой народного праздника в заповедном лесу. Здесь сменяют друг

76

друга хоровые и сольные эпизоды, симфонические номера и речитативы. Ее открывает хор «Аи, во поле липенька», основанный на светлой и плавной мелодии народной хороводной песни, обработанной в подголосочной манере:

89 Умеренно скоро

Пляска скоморохов — симфоническое скерцо, построенное на удалых размашистых темах народного склада.

Третья песня Леля начинается пастушеским наигрышем солирующего кларнета:

Песня построена в куплетно-вариационной форме. Каждый куплет начинается речитативным запевом:

Его сменяет подвижная плясовая мелодия и задорный короткий припев. Завершает куплет оживленный проигрыш кларнета:

Ариозо Мизгиря (баритон) напоминает баркаролу благодаря размеру 6/8 и однообразно покачивающемуся аккомпанементу

(Баркарола («песня на воде») — песня венецианских гондольеров). Нежная мелодия с изящными синкопами имеет восточную окраску, которую подчеркивает выдержанная квинта в сопровождении:

Действие четвертое. Сцена таяния Снегурочки — кульминация в развитии ее образа. Сцена состоит из нескольких эпизодов, в которых господствует музыка ариетты из пролога, но уже с более напряженными острыми гармониями и насыщенной теплой инструментовкой. Для сцены характерно также тональное единство — она начинается в до-диез миноре, а заканчивается в ре-бемоль мажоре.

77

Заключительный хор — Песнь Яриле-Солнцу — запевает Лель. Хор написан в стиле древних эпических гимнов. Его тема строится на лейтмотиве Ярилы и имеет необычный размер 11/4. Хор имеет торжественный величествен ный характер и основан на постепенном нарастании силы и яркости звучания.

Вопросы и задания

1 . На чей сюжет написана опера «Снегурочка»?

2.Как создавалась опера? Дайте ее общую характеристику.

3.Изложите содержание оперы по действиям.

4.Каковы музыкальные характеристики главных действующих лиц? Расскажите о роли оркестра в создании их «портретов». Что такое лейтмотив

илейттембр?

5.Назовите народно-обрядовые сцены; какую роль в них играют народные песни?

6.Проследите за развитием образа Снегурочки на протяжении всего произведения.

7.Каким певческим голосам поручены вокальные партии главных героев?

«Шехеразада»

Римский-Корсаков начал творческий путь с создания симфонии. Однако в дальнейшем он предпочитал сочинять программные одночастные и циклические произведения, а также произведения на народные темы. Программность была ближе его музыкальному мышлению, чем традиционный симфонический цикл. Она определила и основные жанры симфонического творчества композитора: увертюра, фантазия, картина, сюита. В них преобладают сказочные и былинные образы, картины природы и народного быта, что определило картинный, эпический характер симфонизма РимскогоКорсакова. Большинство сочинений написано в 60-е и 80-е годы XIX века. В русской музыке композитор создал новый жанр

— симфоническую сказку.

Симфоническая сюита «Шехеразада» была сочинена в 1888 году по мотивам арабских сказок «Тысяча и одна ночь». Восточная тема, столь любимая русскими композиторами начиная с Глинки, получила в этом произведении совершенное воплощение. В сюите четыре части, которые объединяются общим художественным замыслом, сказочным характером и музыкальными образами.

Римский-Корсаков предпослал произведению краткую программу:

«Султан Шахриар, убежденный в коварности и неверности женщин, дал зарок казнить каждую из своих жен после первой ночи; но султанша Шехеразада спасла свою жизнь тем, что сумела занять его сказками, рассказывая их ему в продолжение 1001 ночи, так что, побуждаемый любопытством, Шахриар постоянно откладывал ее казнь и наконец совершенно оставил свое намерение. Много чудес рассказала ему Шехеразада, приводя стихи поэтов и слова песен, вплетая сказку в сказку и рассказ в рассказ».

Первоначально каждая часть сюиты имела свое название, но затем композитор отказался от них: он не хотел, чтобы его сочинение воспринималось лишь как музыкальная иллюстрация каждого из сюжетов, желая слушателю самому ощутить красочность восточного повествования с калейдоскопом сказочных образов и чудес.

78

Первая часть называлась «Море. Синдбадов корабль». Она начинается с медленного вступления — своеобразного пролога всей сюиты — и строится на двух контрастных темах. Первая, тема султана Шахриара, исполняется в унисон медными духовыми и струнными инструментами и звучит грозно и величественно:

96 Широко, величественно

Вторая тема, тема Шехеразады, поручена солирующей скрипке, которую поддерживают аккорды арфы. Ее гибкая и плавная мелодия напоминает изысканный восточный орнамент:

Обе темы являются не просто лейтмотивами, объединяющими все произведение: на их основе Римский-Корсаков, используя вариационные приемы музыкального развития, создает различные образы, даря слушателю настоящие волшебные превращения.

За вступлением следует основной раздел, написанный в сонатной форме без разработки. Главная партия (ми мажор), построенная на теме Шахриара, рисует спокойный и величественный морской пейзаж. Живописность главной партии подчеркивают отрывистые аккорды в окончаниях фраз у духовых и пиццикато струнных, а также широкие фигурации сопровождения у альтов и виолончелей:

98 Не слишком быстро

Побочная партия состоит их двух тем: первая (до мажор) создает в воображении спокойно плывущий корабль Синдбада и изложена поднимающимися вверх тихими светлыми аккордами у деревянных духовых.

79

99 Безмятежно

Вторая тема побочной партии (си минор) возникает у солирующей скрипки; она рождается из лейтмотива Шехеразады, но теперь это красочная панорама волнующегося моря:

100 Не слишком быстро

Постепенно звучность усиливается, и в момент кульминации начинается реприза. В коде умиротворенно проходит тема успокоившегося моря, а заканчивается первая часть «уходящей» темой Синдбадова корабля, продолжающего свое плавание.

Вторая часть называлась «Рассказ Календера-царевича»

(Календеры — бродячие монахи, жившие подаянием. Герой арабской сказки — царевич, во избежание опасностей переодевшийся в мо-

нашескую одежду). Ее начинает голос Шехеразады, но затем она как бы передает повествование новому рассказчику, и начинается сказка в сказке. Тему Календера (си минор)

исполняет солирующий фагот; она звучит неторопливо, спокойно и имеет восточный характер.

Вторая часть сюиты написана в сложной трехчастной форме: ее крайние разделы представляют собой симфонические вариации на тему Календера, а средний воспроизводит картины фантастической битвы и подвигов героя, причем его фанфарная и маршевая темы интонационно связаны с темой Шахриара.

Третья часть, «Царевич и царевна», — это лирический центр произведения. Она, как и первая часть, написана в сонатной форме без разработки. Главная партия (соль мажор)

80

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

3.7.1. Характеристика творчества

Рекомендуемая литература

  1. Римский-Корсаков, Н.А. Летопись моей музыкальной жизни / Н.А. Римский-Корсаков. – М., 1980.
  2. Ястребцев, В. Н.А. Римский-Корсаков. Воспоминания. Т.1-2 / В. Ястребцев. – Л., 1959–1960.
  3. Н.А. Римский-Корсаков. Сб. документов / под ред. В.А. Киселёва. – М.-Л., 1951.
  4. Н.А. Римский-Корсаков. Исследования, материалы, письма. Т. 1-2. – М., 1953-1954.
  5. Стасов, В. Статьи о Н.А. Римском-Корсакове / В. Стасов. – М., 1953.
  6. Гнесин, М.Ф. Мысли и воспоминания о Римском-Корсакове / М.Ф. Гнесин. – М., 1956.
  7. Кунин, И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков. Жизнь и творчество в воспоминаниях, письмах и критических отзывах / И.Ф. Кунин. – М., 1974.
  8. Кунин, И.Ф. Н.А. Римский-Корсаков / И.Ф. Кунин. – М., 1988.
  9. Цуккерман, В.А. О музыкальной речи Н.А. Римского-Корсакова / В.А. Цуккерман // Музыкально-теоретические очерки и этюды. В. 2 / В.А. Цуккерман. – М., 1975.
  10. Орлов, Г.А. Н.А. Римский-Корсаков на пороге ХХ в. Пути исканий / Г.А. Орлов // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 14. – Л., 1975.
  11. Серебрякова, Л.А. Образ бытия в художественной картине мира Н.А. Римского-Корсакова / Л.А. Серебрякова // Русская художественная культура второй половины XIX в. – М., 1991. – Т. 2: Картина мира.
  12. Соловцов, А.П. Жизнь и творчество Римского-Корсакова / А.П. Соловцов. – М., 1969.

Н.А. Римский-Корсаков занимает особое место в русской музыкальной культуре. Творческий путь его был долог, и он всегда шёл в ногу со временем, всегда был лидером, фигурой яркой, неординарной. Его творческая деятельность была многогранной, и в каждой области он достиг больших высот. Автор огромного композиторского наследия; член «Могучей кучки» и лидер «беляевского кружка»; крупный педагог, один из первых профессоров Петербургской консерватории; крупный общественный деятель (БМШ, Певческая капелла, духовые оркестры Морского ведомства); дирижёр; автор теоретических работ («Учебник гармонии», «Основы оркестровки»); редактор произведений других авторов; фольклорист.

Творчество Римского-Корсакова завершило развитие русской музыкальной классики в XIX веке, эволюцию жанра оперы, симфонической и камерной вокальной музыки. Вместе с тем оно ознаменовало наступление нового её исторического этапа, приходящегося уже на начало XX столетия. Римский-Корсаков явился одним из носителей и творцов живой, непрерывно развивающейся традиции русского искусства. Опираясь на глубинные пласты национальной музыкальной культуры и на наследие Глинки и Даргомыжского, впитывая достижения своих современников, он обогащал русскую музыку и завоеваниями европейского передового искусства XIX века. Своими произведениями и всей разносторонней музыкальной деятельностью Римский-Корсаков утверждал мировое значение отечественной музыкальной культуры.

Наследие композитора очень велико, охватывает практически все жанры:

оперы (15);

симфонические произведения: 3 симфонии, «Увертюра на русские темы», музыкальная картина «Садко», Симфоническая сюита «Антар», фантазия па сербские темы, «Испанское каприччио», «Шехеразада», концерт для фортепиано с оркестром и др.

камерно-инструментальный: струнный квартет, секстет, квинтет, пьесы для фортепиано;

вокально-инструментальный: 3 кантаты, хоры;

камерно-вокальный: 79 романсов, дуэты и трио;

обработки народных песен: 2 сборника – «100 русских народных песен», «40 русских народных песен».

В 1907 г. Римский-Корсаков писал: «Я кучкист, им и умру». Он имел в виду в общеэстетическом плане преданность идее создания русской школы путём развития традиций Глинки. В целом с кучкистами композитора объединяли следующие черты: 1) следование традициям Глинки; 2) как и все кучкисты был фольклористом; 3) интерес к опере (самый плодотворный композитор); 4) поклонник симфонической программной музыки; 5) стремление пропагандировать русскую музыку.

Среди индивидуальных черт, отличных от кучкистских, на первый план выступает исключительная работоспособность и самодисциплина. Поначалу всё делал интуитивно, не имея систематических знаний. Уже работая в консерватории, он наряду со студентами стал изучать основные теоретические предметы. В итоге за полтора-два года приобретает фундаментальную технику. С этим была связана его редакторская работа – автор семи редакций (в том числе «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Хованщина», «Каменный гость», «Радклиф» Кюи). В отличие от кучкистов Римский-Корсаков был учителем, в то время, как никто из кучкистов даже не репетиторствовал, и Балакирев не считал себя учителем.

В творческом методе Римского-Корсакова мы встречаем своеобразное сочетание реализма и романтизма. Романтическое миросозерцание отличало композитора от других кучкистов. Его оперный мир – мир романтических представлений о мечтах, грёзах народа. Тема народа также высвечивается через романтическую призму. Если у Бородина народ – воин, герой, у Мусоргского народ – страстотерпец, то у Римского-Корсакова народ – сказочник, создатель песен, его народ – это Лель, т.е. народ творец искусства. В начале 1900-х гг. тема народа приобретает черты скепсиса, появляется образ народа-холопа.

Музыкальный язык

  • Мелодика. Прочный фундамент стиля Римского-Корсакова – народная русская музыка. Он исследовал все пласты фольклора, его музыку можно назвать своеобразным «зеркалом» народно-национальных истоков русской школы. Важным источником был для него также инонациональный фольклор: западнославянский (польский, сербский), испанский и, в особенности, восточный, в интерпретации Римского-Корсакова – общеарабский, общекавказский. Другую интонационную природу имеют мелодии чисто инструментального характера, часто они гармонического происхождения (в основном – в поздний период творчества). С их помощью композитор обрисовывает образы фантастики.
  • Гармония. С одной стороны, он опирается на комплекс ладо-гармонических средств, подчёркивающих русскую природу его мелодики (натурально-ладовые обороты, древние лады). С другой стороны, колористические устремления композитора и свойственное ему образно-ассоциативное мышление вызвали развитие звукоцветовой стороны его музыки: ощущение «цветового» спектра тональностей, свето-цветового значения аккордов и их последований, чистых или смешанных тембров. В немалой степени они предвосхищают «синтетические» поиски в музыке XX в. Характерны: гамма тон-полутон, увеличенные трезвучия, тритоны, цепочки нонаккордов, эллипсисы и т.д. В поздний период музыкальный язык композитора приобретает большую сложность, временами почти импрессионистскую утонченность и зыбкость. Образно говоря, диссонанс в нем «спорит» с консонансом за право первенства, но такое противоречие образует точно выверенное «динамическое равновесие».
  • Форма. Всегда строго организована. Был в этом отношении глинкианцем. В данной области отмечается большое влияние симметрии, характерны формы рондо, трёхчастная, рондо-соната, сюитная.
  • Драматургия. Музыкальное мышление Римского-Корсакова имеет в основном эпическую природу, хотя в корсаковском творчестве есть замечательные примеры драматизма, острой психологической конфликтности. Эпический метод воздействует на «жизнь» образов — они сохраняют свою эстетическую и музыкальную сущность, получая разностороннее освещение в цепи вариационных и вариантных изменений основного тематического материала. Эпическая природа музыки выражена и в развертывании целостного содержания как последования контрастных музыкальных эпизодов, она сказывается в расчлененности самого процесса развития музыкальной мысли, в заметной замедленности «повествования», как бы отвлекающегося от главной смысловой линии к побочным, сопутствующим.
  • Инструментовка. В этой области занимает исключительное место в кучкистской среде. Обладал замечательным даром музыкальной звукописи, мастерски владел выразительными средствами всех инструментов. Исследователи говорят о живописности оркестрового таланта композитора, импрессионистической красочности.

Контрольные вопросы:

  1. Раскройте значение творчества Римского-Корсакова.
  2. Перечислите наследие композитора.
  3. Каковы общекучкистские черты стиля композитора?
  4. В чём состоит отличие Римского-Корсакова от кучкистов?
  5. Охарактеризуйте особенности музыкального языка.

  • Какого нибудь как пишется правильно
  • Каково твое отношение к герою рассказа детство толстого
  • Какого насекомого испугались все животные в сказке к и чуковского
  • Каково содержание симфонических сочинений композитора чайковского
  • Каково происхождение волшебных сказок