Картинка воспитатель читает детям сказку

Инфоурок


Другое

ПрезентацииПрезентация к выступлению на РМО «Роль сказки в воспитании дошкольников»

Презентация к выступлению на РМО «Роль сказки в воспитании дошкольников»



Скачать материал

МКОУ Семено-Александровская СОШРОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙМЛАДШЕГО...



Скачать материал

  • Сейчас обучается 39 человек из 26 регионов

  • Сейчас обучается 28 человек из 14 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • МКОУ Семено-Александровская СОШРОЛЬ СКАЗКИ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙМЛАДШЕГО...

    1 слайд

    МКОУ Семено-Александровская СОШ

    РОЛЬ СКАЗКИ
    В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ
    МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО
    ВОЗРАСТА

    Подготовила: Юрьева Е.А

    с.Семено-Александровка
    2017год

  • ЦЕЛЬ РАБОТЫВыявить  воспитательное воздействие  русских народных и литерату...

    2 слайд

    ЦЕЛЬ РАБОТЫ

    Выявить воспитательное воздействие русских народных и литературных сказок на детей дошкольного возраста

  • Роль детских сказок  в воспитании   дошкольниковСказка является неотъемлемым...

    3 слайд

    Роль детских сказок в воспитании дошкольников
    Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Дети легче понимают сказку, чем простую взрослую речь.   Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читались сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражаясь.  Сказка помогает формировать основы поведения и общения. Сказки развивать фантазию и воображение ребёнка, а так же его творческий потенциал.

  • СказкиРусские 
народные 
сказки
Литературные
сказки

    4 слайд

    Сказки

    Русские
    народные
    сказки

    Литературные
    сказки

  • Изучаемая литератураИ.К. Зимина «Народная сказка в воспитании дошкольников»...

    5 слайд

    Изучаемая литература

    И.К. Зимина «Народная сказка в воспитании дошкольников»
    Т.В. Корбжицкая «Увлекательный мир сказки»
    Т.А. Куликова «Сказки-пересказки»
    С.Н.Савушкин «Истории со сказками про Мишутку»
    Л.В. Филиппова «Сказка как источник творчества детей»
    Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»
    Л.Н.Шаманская «Путешествие по сказкам»

  • Русские народные сказкиМладшая группа
«Колобок»
«Теремок»
«Репка»
«Заюшкина...

    6 слайд

    Русские народные сказки
    Младшая группа
    «Колобок»
    «Теремок»
    «Репка»
    «Заюшкина избушка»
    «Волк и козлята»
    «Маша и медведь»
    «Лисичка со скалочкой»
    «Снегурушка и лиса»
    «Кот, петух и лиса»

  • Русские народные сказкиСредняя группа
«Гуси-лебеди»
«Зимовье»
«Бобовое з...

    7 слайд

    Русские народные сказки
    Средняя группа
    «Гуси-лебеди»
    «Зимовье»
    «Бобовое зернышко»
    «Лиса и журавль»
    «По щучьему велению»
    «У страха глаза велики»
    «Девочка Снегурочка»
    «Петушок- золотой гребешок и чудо-меленка»

  • Литературные сказки С.Маршак «Сказка о глупом                       м...

    8 слайд

    Литературные сказки
    С.Маршак «Сказка о глупом мышонке»
    «Тихая сказка»
    К.Чуковский «Мойдодыр»
    «Федорино горе»
    «Муха-Цокотуха»
    «Тараканище»
    Н.Сутеев «Под грибом»
    «Палочка-выручалочка»
    «Мешок яблок»
    К.Д.Ушинского «Мышки»
    «Жалобы зайки»
    «Петушок с семьей»
    «Лиса Патрикеевна»
    Экологические сказки В.Бианки и Н.Сладкова

  • Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой.1.Составление словаря по...

    9 слайд

    Нетрадиционные методы и приёмы в работе со сказкой.

    1.Составление словаря по сказке.

    Воспитатель знакомит детей с новыми словами из сказки, а затем вместе с детьми наклеивают картинки с их изображением, например: амбар, сусек (сказка «Колобок») и т.д.

    В последующей работе со сказкой, дети, рассматривая картинки, пытаются уже сами объяснить их значение.

    2.Изготовление книги по сказке.

    Задачи:
    Обогащение речи детей эмоционально-окрашенной лексикой, эстетическими терминами через знание содержания сказки. Развитие творческого воображения, цветовосприятия, мелкой моторики рук. Воспитание у детей интерес к созданию книги.

  • 3.Шаг за шагом.

Цель. 
Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мы...

    10 слайд

    3.Шаг за шагом.

    Цель.
    Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, мышления.
    Воспитатель говорит название
    сказки, а ребёнок, шагает по
    группе и на каждый шаг
    называет героя из этой сказки.

    4.Помоги герою найти свою сказку.

    Цель.
    Закрепление знания сказок, развитие речи, памяти, внимания.
    На столах сюжеты из 2-3 сказок. Воспитатель раздаёт детям картинки с изображением сказочных героев и дети к каждому сюжету приносят своего сказочного героя.

  • 5.Отправим смс-сообщение.

Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к...

    11 слайд

    5.Отправим смс-сообщение.

    Цель. Развитие связной речи, мышления, интереса к сказке.

    Воспитатель предлагает детям «написать» в смс-сообщении пожелание герою сказки.

    6.Верно — неверно.

    Цель. Закрепление знания сказки, развитие связной речи, умения внимательно слушать друг друга.

    Воспитатель читает предложение, а дети должны согласиться или не согласиться.
    Например: Дедка за репку, внучка за дедку тянут, потянут, вытянуть не могут. Позвала внучка мышку. Снесла курочка яичко, не простое — золотое.

  • 7.Узнай сказку по песенке героев.

Цель. Развитие речи детей, закрепление зна...

    12 слайд

    7.Узнай сказку по песенке героев.

    Цель. Развитие речи детей, закрепление знания песенок, воспитание интереса к русским народным сказкам.
    Воспитатель предлагает детям узнать сказку по песенке героя, например:
    ∙ Отворитеся, отопритеся! («Волк и семеро козлят»).

    8. Ложная альтернатива.
    Цель. Развитие внимания, связной речи.
    Воспитатель задаёт вопросы с помощью слов «или-или», но ни один из предлагаемых ответов не является правильным. Например: Кто снёс золотое яйцо – утёнок или цыплёнок? Кто раздавил теремок – заяц или волк? Кто помог вытянуть репку – дедка или бабка?

  • Результатом работы со сказкой является:...

    14 слайд

    Результатом работы со сказкой является:

    Воспитание умения у детей разрешать конфликтные ситуации;
    использование сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности;
    пополнение книжного уголка новыми и интересными сказками;
    формирование у ребёнка позиции бережного отношения к окружающему миру;
    привитие любви к своей истории, Родине;
    овладение детьми навыками взаимоотношения с миром;
    усвоение общечеловеческих ценностей и морально-нравственных ценностей культуры;
    формирование активной жизненной позиции.

  • Фотоматериалы:

  • Фотоматериалы:

  • Фотоматериалы:

  • Взаимодействие с родителями:Консультации 
«Рисуем и рассказываем»;
«Сказки дл...

    18 слайд

    Взаимодействие с родителями:
    Консультации
    «Рисуем и рассказываем»;
    «Сказки для вашего ребенка»;
    «Роль сказки в развитии и воспитании ребенка»
    Папки – передвижки: «Воспитание сказкой или сказочное воспитание»;
    «Что нам расскажет сказка»
    Акции «На книжной полке» (подбор для книжного уголка авторских сказок)
    Домашние задания «Совместные работы родителей и детей по теме «Моя любимая сказка»
    Создание книги сказок для группы
    Развлечение «В гости сказка к нам идет»

  • Спасибо за внимание!

    19 слайд

    Спасибо за внимание!

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 062 257 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 31.10.2017
  • 246
  • 2
  • 31.10.2017
  • 640
  • 2
  • 31.10.2017
  • 596
  • 2
  • 31.10.2017
  • 269
  • 2
  • 31.10.2017
  • 373
  • 1
  • 31.10.2017
  • 294
  • 1
  • 31.10.2017
  • 372
  • 1
  • 31.10.2017
  • 518
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «Образовательные ресурсы системы дошкольной образовательной организации в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста»

  • Курс повышения квалификации «Простые машины и механизмы: организация работы ДОУ с помощью образовательных конструкторов»

  • Курс повышения квалификации «Одаренные дети. Особенности развития и система сопровождения в системе ДОО»

  • Курс повышения квалификации «Здоровьесберегающие технологии в физическом развитии дошкольников и их применение в условиях ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Сурдопедагогика: организация обучения, воспитания, коррекция нарушений развития и социальной адаптации глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся в условиях реализации программы ФГОС»

  • Курс повышения квалификации «Песочная терапия в работе с детьми»

  • Курс повышения квалификации «Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Индивидуализация образования. Сопровождение индивидуального развития ребенка-дошкольника в вариативной образовательной среде»

  • Курс повышения квалификации «Внедрение технологии решения изобретательских задач в педагогический процесс дошкольной образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста»

  • Курс профессиональной переподготовки «Сурдопедагогика в дошкольном образовании»

  • Курс повышения квалификации «ФГОС ДО: применение игровых практик для современного развития детей»

  • Курс повышения квалификации «Музыкальное развитие детей в соответствии с ФГОС ДО»

  • Курс повышения квалификации «Система оптимизации взаимоотношений родитель-воспитатель, администрация-воспитатель, воспитатель-воспитатель»

  • Настоящий материал опубликован пользователем Юрьева Елена Александровна. Инфоурок является
    информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте
    методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них
    сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с
    сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал

  • Юрьева Елена Александровна

    • На сайте: 6 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 56876
    • Всего материалов:

      29

Дидактические игры по сказкам пригодятся воспитателям, учителям начальных классов, родителям. Такие занятия продуктивны, ведь дети лучше воспринимают информацию, которая преподнесена живым и красочным языком литературного произведения, а не в виде сухой лекции. Картотека дидактических игр по сказкам позволяет подобрать материал для развития воображения, памяти, речевых навыков, формирования норм поведения и общения.

Игры по русским народным сказкам

Для занятий необходимо вырезать изображения персонажей тех русских сказок, где герои появляются поочередно по ходу развития сюжета: «Репка», «Колобок», «Теремок». Также нужно подготовить для вознаграждения участников фишки.

Опиши героя по иллюстрации

Цель игры – улучшение речевых навыков, способности сосредотачиваться и творчески мыслить, расширение индивидуального словаря.

Педагог выбирает одну из представленных картинок, демонстрирует игрокам, напоминает, из какой сказки изображенный герой. Затем просит детей по очереди описать персонажа, рассказать, хороший он или плохой, чем он занимается в сказке. Описания не должны повторяться.

Например, выбрана Лиса из «Колобка»: один ребенок дает внешнее описание – рыжая, с пушистым хвостом, второй рассказывает о характере – хитрая, ловкая, третий вспоминает ее действия – съела колобка, заставив его сесть себе на нос. Если участники затрудняются с ответами, воспитатель задает вопросы-подсказки: какая одежда на персонаже, какого он возраста, размера и т.д.

Опиши героя из сказки

Игра по русским народным сказкам

Кто следующий

Цель игры – укрепление памяти, развитие речи, зрительного представления, пространственной ориентации, знакомство с применением предлогов – до и за, перед и после, а также с численными понятиями – первый, последний, следующий.

Педагог демонстрирует персонажей сказки, просит разложить их в правильной последовательности. Например, в сказке «Репка» первый персонаж дед, за ним бабка, потом внучка, Жучка, кошка, мышка. Рассказывая о последовательности появления персонажей, ребенок должен употреблять предлоги и численные понятия, а педагог должен помогать ему при необходимости наводящими вопросами.

Теремок

Узнай по силуэту

Игра развивает речь, зрительную память, умение концентрироваться и образно мыслить.

Педагог показывает игрокам изображения сказочных существ, объясняет термины «контур» и «силуэт». Просит обвести картинки карандашом. Когда дети поймут понятия, ведущий переворачивает изображения лицевой стороной вниз, предлагает по силуэту узнать героя сказки.

За все правильные ответы в играх участники получают фишки. Победителем становится тот, кто наберет больше всего очков.



Угадай сказку

Педагог перечисляет ключевых персонажей и предметы, фигурировавшие в сказке, а игроки должны отгадать, о каком произведении идет речь. Примеры для игры:

  • сирота, мачеха, фея, бал, хрустальная туфелька, принц, полночь – «Золушка»;
  • царевич, лягушка, стрела, Кащей, болото, заколдованная царевна – «Царевна-лягушка»;
  • гномы, принцесса, мачеха, отравленное яблоко, волшебное зеркало – «Белоснежка»;
  • Емеля, печь, прорубь, говорящая щука, исполнение желаний – «По щучьему велению»;
  • сестра и брат, Баба-Яга, печь, яблоня, молочная река, кисельные берега – «Гуси-Лебеди».



Узнай по отрывку

Игра развивает восприятие на слух, концентрацию внимания.

Воспитатель зачитывает детям отрывок из сказки, которую они наверняка знают. Задача участников – вспомнить, из какого он произведения.

Узнай сказку по описанию

Назови сказку

Игроки становятся в круг. Ведущий, став в центре, бросает детям мяч по очереди, при этом называет первое слово из названия литературного произведения. Поймавший мяч игрок должен продолжить словосочетание. Для примера:

  • Конек (Горбунок);
  • Гуси (Лебеди);
  • Летучий (Корабль);
  • Крошечка (Хаврошечка);
  • Аленький (Цветочек);
  • Курочка (Ряба);
  • Царевна (Несмеяна);
  • Красная (Шапочка);
  • Сивка (Бурка).

Назови сказку

Необычный герой

Ведущий дает описание сказочного персонажа, а игроки должны догадаться, о ком речь:

  • у нее рыбий хвост вместо ног – Русалочка;
  • он бессмертен и тощий, как скелет, – Кощей;
  • у этой деревянной куклы колпак и длинный нос – Буратино;
  • это трехголовое чудище дышит огнем – Змей Горыныч;
  • эта девочка такая маленькая, что спала в скорлупе грецкого ореха – Дюймовочка;
  • эта вредная старуха живет в избе на курьих ножках – Баба-Яга.

Перевертыш

Педагог называет противоположное реальному название сказки. Задача игроков – понять, о каком произведении идет речь, произнести действительное название.

Примеры для игры:

  • нищенка под горошиной – «Принцесса на горошине»;
  • Чернушка и семь великанов – «Белоснежка и семь гномов»;
  • домашние гуси – «Дикие лебеди»;
  • живая нищенка и семь карликов – «Мертвая царевна и семь богатырей»;
  • старые обноски слуги – «Новое платье короля»;
  • собачья лачуга – «Кошкин дом»;
  • серебряная курочка – «Золотой петушок»;
  • милый цыпленок – «Гадкий утенок»;
  • собака без сапог – «Кот в сапогах».

Сказки-перевертыши

Кто же это

Педагог предлагает воспитанникам вспомнить, кем является сказочный персонаж под названным именем. Варианты для игры:

  • Винни Пух – медвежонок;
  • Багира – пантера;
  • Страшила – чучело, набитое соломой;
  • Айболит – доктор-ветеринар.

Сказочные персонажи

Собери сказку

Цель – развитие навыка грамотного пересказа знакомого сюжета, возможность для самовыражения через словесное творчество.

Для игры необходимо подготовить набор картинок, соответствующих сюжету сказки. Игроки должны разложить изображения по порядку, рассказать получившуюся историю.

Расколдуй сказку

Настольная игра предназначена для развития интеллекта, формирует навык оперирования условными символами. Для нее необходимо подготовить таблицу из двух рядов. В ячейках первого ряда должны быть изображены символы, в ячейках второго – соответствующие персонажи.

Воспитатель объясняет детям, что злой колдун превратил сказочных персонажей в простые символы. Сначала закрывает непрозрачным листом ряд с символами. Дети должны вспомнить какое обозначение соответствует каждому персонажу, нарисовать на листе. Затем педагог закрывает изображения, открывает символы. Игроки должны вспомнить, какие персонажи скрыты, назвать их.

Волшебные вещи

Игра здорово развивает воображение, расширяет представления об окружающем мире у воспитанников средней группы. Воспитатель называет сказочную вещь, а дети должны подумать, какой современный предмет, существующий в реальном мире, ей соответствует по назначению.

Для примера:

  • яблочко катится по блюдечку, показывает далекие края – телевизор;
  • ступа Бабы-Яги – самолет или вертолет;
  • печь едет сама, везет Емелю – автомобиль;
  • молодильное яблоко – витаминный препарат, ухаживающая косметика;
  • сапоги-скороходы – поезд, другое скоростное транспортное средство.

Составь пару

Игра закрепляет в памяти сюжеты сказок. Для нее необходимо вырезать картинки, изображающие сказочных героев и отдельно предметов, которыми они пользовались, владели. Задача – составить пары «персонаж и вещь». Например: «Золушка – туфелька» или «Настенька – аленький цветочек».

Нарисуй сказку

Каждый игрок загадывает сказку, рисует ее персонажей или ключевые сюжетные элементы. А другие участники должны догадаться, какое произведение загадано. Например, ребенок нарисовал девочку, медведя, медведицу и медвежонка – это «Три медведя».

Сказки из шкатулки

Цель дидактической игры «Сказки» – развитие речевых навыков, воображения, умения мыслить творчески. Необходимо найти вместительную шкатулку, в нее положить игрушки из детского театра или картинки, изображающие сказочных героев.

Каждый ребенок по очереди подходит к шкатулке, вытягивает картинку. Первый игрок начинает сказку, придумывает 2-4 предложения, связанных с вытащенным персонажем. Следующий участник продолжает сюжет, но дополняет его своим героем.

Игра довольно сложная, подходит для детей подготовительной группы. Важно, чтобы в итоге получилась цельная и завершенная история.

Маска

Игра развивает речь, артистические навыки, наблюдательность, умение фантазировать, выражать мысли мимикой и движениями. Для нее необходимо сделать маски сказочных героев.

Игроки выбирают первого водящего, становятся кругом. Надевают на него маску так, чтобы он не видел персонажа. Задача водящего – догадаться, чья маска на нем надета. А остальные участники по очереди должны подводить его к правильному ответу, пытаясь артистически изобразить персонажа. Следующим водящим становится тот, после игры которого образ был узнан.

Расскажи сказку

Дидактическая игра «Расскажи сказку» развивает память, воображение, концентрацию внимания, учит сочинять истории, строить монологи и диалоги, правильно конструировать предложения, красиво и выразительно общаться. Для занятия нужно подготовить картинки леса в разные сезоны года и отдельно изображения сказочных героев.

Передвигая персонажей по лесным картинкам, дети по очереди рассказывают свою версию истории.

Лес в разные времена года

Из каких сказок герои

Дидактическая игра «Герои сказок» закрепляет память о прочитанных историях, улучшает речевые навыки, память, мыслительную способность.

Педагог показывает детям героя и три картинки, изображающих сюжеты из разных сказок: два неправильных и один соответствующий персонажу. Задача игроков – выбрать правильный сюжет для сказочного героя.

Кто так сказал

Воспитатель зачитывает примечательную фразу, сказанную сказочным героем. А дети должны вспомнить, кто ее произнес. Например: «Я от дедушки ушел, я от бабушки ушел» – это фраза Колобка.

Кто лишний

Игра закрепляет знания о сказках, развивает память и концентрацию внимания.

Воспитатель раскладывает на столе в ряд изображения персонажей определенной сказки. Один из героев лишний, то есть в действительности его нет в сюжете. Детям младшей группы педагог называет сказку. Воспитанники старшей группы должны сами, внимательно изучив изображения, назвать произведение, а также указать, какой герой лишний в подборке.

Кто исчез

Для игры, развивающей зрительное мышление и концентрацию внимания, необходимо подготовить игрушки, изображающие сказочных существ, поставить в ряд. Педагог называет каждого персонажа. Затем игроки закрывают глаза. Педагог забирает одну игрушку. Игроки, открыв глаза, должны сказать, кто исчез.

Составь картинку

Для игры нужно сделать пазлы: разрезать на несколько произвольных частей картинки, изображающие сказочных героев. Задача воспитанника – собрать части в единый образ, назвать его.

Раскрась героя

Педагог раздает воспитанникам раскраски, изображающие сказочных существ. Занятие улучшает навыки рисования, развивает творческие способности и моторику пальцев рук.

Из какой сказки предмет

Воспитатель показывает изображение предмета, а дети должны вспомнить, из какой он сказки. Например, хрустальная туфелька из «Золушки», стрела из «Царевны-лягушки», ковер-самолет из «Алладина».

Работа со сказкой с детьми раннего и среднего дошкольного возраста в условиях внедрения ФГОС

Автор: Любовь Геннадьевна Флоча

Организация: МДОУ №15 «Теремок»

Населенный пункт: Вологодская область, г. Вологда

В детском саду знакомство со сказкой начинается с младших групп. Сказки для данной категории должны быть простыми в восприятии, с ярким динамичным развитием сюжета, короткие по содержанию. Преимущество занимают сказки о животных. Для чтения детям берутся сказки : «Курочка Ряба», «Репка» (обр. К. Ушинского); «Как коза избушку построила» (обр. М. Булатова). Во второй младшей группе «Козлятки и волк», обр. К. Ушинского; «Теремок», «Маша и медведь», обр. М. Булатова.

Знакомя малышей со сказкой, необходимо каждый раз напоминать о том, что это — сказка. И постепенно малыши запоминают, что «Курочка Ряба», «Теремок» — это сказки.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умение отвечать на вопросы, бережное отношение к книге. Владея такими навыками, ребенок лучше понимает содержание книги

Детям младшего дошкольного возраста предпочтительнее рассказывать сказки, а не читать их по книге: это усиливает эмоциональное воздействие, что, в свою очередь, способствует пониманию основного смысл сказки. Когда воспитатель смотрит не в книгу, а на детей, он как бы разговаривает с каждым ребенком и этим воспитывает очень важное умение слушать и понимать монологическую речь. Искусством рассказывания сказки должен владеть каждый воспитатель, особенно важно это учитывать воспитателям младших групп детского сада.

Интонация народной речи при рассказывании всегда звучит более убедительно. Сказку рассказываем напевно, мелодично. Оттенками интонаций рассказчик рисует неуклюжего большого медведя, хитрую лису, грубого волка, трусливого, слабого зайчика. Лаконичное описание природы в сказке дополняется живой интонацией. Когда воспитатель рассказывает про «дремучий лес», дети в воображении рисуют величавый, тёмный, таинственный лес. Простой убедительный язык сказки требует ярких интонаций (слова лисы всегда звучат лукаво, в них кроется обман)

Изложение повествования в сказках ритмично. Ритм чувствуется как в композиции сказки, так и в языке. Приём многократного повторения придаёт ритмичность произведению («репка», «Курочка – ряба», »Колобок»).

В сказках часто встречаются песенки. Песенки могут выражать:

-условный знак (коза поёт козлятам)

-диалог (песенка колобка)

-душевное состояние (хвастливая песенка лисички «Лисичка со скалочкой».

Песенка не должна выделяться из общего тона всей сказки.

Рассказав сказку воспитатель задает вопрос, ставший традиционным в беседах по прочитанному: «Как называется сказка (рассказ, стихотворение), которую я вам рассказала?» Сам вопрос закономерен и должен иметь место на занятии. Но воспитателю нужно помнить, что маленький ребенок не всегда может дать точный ответ. Нормой для этого возраста являются такие ответы: «Рассказали сказку про петушка и еще про лисичку; про медведя и Машу» и т. п. Педагогу следует одобрить подобный ответ и тотчас же произнести название произведения.

После рассказывания рекомендуется предложить детям вспомнить наиболее интересные моменты и повторить их словами сказки. Например, после прослушивания сказки «Маша и медведь» можно спросить: «Что говорил медведь, когда он хотел съесть пирожок?» Дети, подражая воспитателю, низким голосом отвечают: «Сяду на пенек, съем пирожок». Вопрос: «А что Машенька отвечала медведю?» — побуждает их вспомнить слова: «Вижу, вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок! Неси бабушке, веси дедушке!»

Повторяя эти строчки, дети лучше усваивают содержание сказки и учатся интонационно передавать слова ее героев.

И пусть пока они повторяют интонации воспитателя. Это закладывает основы для самостоятельного развития интонационной выразительности в более старшем возрасте.

После слушания сказок «Волк и козлята», «Кот, петух и лиса» можно повторить песенки действующих лиц.

А чтобы дети младшей группы приучались отвечать на вопросы педагога по одному, он вызывает ребенка и предлагает: «Коля, повтори, какую песенку лиса пела под окошком петушку» — или: «Аня, вспомни, какую песенку коза пела своим козлятушкам».

Значение народной сказки в развитии речи дошкольников.

Народные сказки дают образцы ритмической речи, знакомят с красочностью и образностью родного языка. Малыши легко и быстро запоминают такие образы, как петушок — золотой гребешок, козлятушки-ребятушки, коза-дереза, лисичка-сестричка и т. п. Повторение песенок действующих лиц народных сказок, имен героев закрепляет эти образные слова в сознании детей, и они начинают использовать их в своих играх.

Запоминание сказок оказывает большое влияние на развитие словаря детей. Надо стремиться к тому, чтобы слова, услышанные детьми на занятии, входили в их активный словарь. А для этого следует чаще повторять эти слова в самых разнообразных сочетаниях, иначе малыш воспримет новые слова просто как сочетание звуков, не постигнув их значения. Задача воспитателя — научить детей понимать слова, которые они произносят, показать, как их можно употреблять в сочетании с другими словами.

В практике работы иногда встречается такой подход к ознакомлению с художественной литературой: педагог выразительно, эмоционально читает сказку или стихотворение и на этом «ознакомление» заканчивает. Дети, возможно, и хорошо поняли смысл прочитанного, но чтение не разовьет их мысли, содержание произведения и слова, которые они услышали, быстро забудутся. Конечно, очень важно соблюдать чувство меры, но работа над произведением, дальнейшее повторение слов и выражений, которые дети запомнили и усвоили, совершенно необходимы.

Особое внимание надо уделять формированию грамматически правильной речи, следить, чтобы, отвечая на вопросы по содержанию литературных произведений, дети пользовались словами в правильной грамматической форме.

Народные слова, встречающиеся в сказках представляют собой прекрасный речевой материал. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания — наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Для выработки хорошей дикции, отчетливого и ясного произношения также использовали упражнения на звукоподражание. Воспитатель читает текст, дети включаются и произносят отдельные звуки, слова или звукосочетания. Учитывая содержание текста, ритмические или выразительные его особенности, как и в работе со скороговорками, детям предлагаются различные варианты заданий: изменить силу голоса, темп речи, более ярко выразить вопросительную или восклицательную интонацию,

Таким образом, ознакомление с художественной литературой влияет на всестороннее развитие речи: звуковую культуру, грамматический строй, словарь. Уже с младшего возраста закладываются основы развития связной речи. Это необходимо для последующего восприятия более сложных произведений, для дальнейшего развития речи.

Рассказыванию народных сказок во второй младшей группе отводится 2—3 занятия в квартал, чтению — 1—2 занятия в месяц. Занятие по ознакомлению детей с произведениями художественной литературы требуют от педагога тщательной подготовки к ним.

Этапы работы по ознакомлению со сказкой.

Подготовка к занятию. На знакомство с любым произведением (большим по объему и небольшим, очень трудным для восприятия и менее трудным) отводится одно занятие, на котором воспитатель должен помочь малышам понять произведение, полюбить его, запомнить некоторые диалоги, отдельные фразы, сравнения.

Начало занятия. Известно, что использование разнообразных наглядных средств помогает сконцентрировать внимание детей, быстрее включить их в активную работу. Вот почему занятия с младшими дошкольниками часто начинают с показа игрушек, предметов, картинок. Показ игрушек и предметов помогает ребенку запомнить действующих лиц.

В тех случаях, когда показ игрушек или предметов перед чтением (рассказыванием) произведения нецелесообразен, детям сообщают, что сегодня (сейчас) им прочтут новую интересную сказку (рассказ). Называть жанр произведения обязательно.

Чтение (рассказывание) произведения и беседа по его содержанию. Народные сказки детям рассказывают, так как младшие дошкольники непосредственный рассказ воспринимают лучше, чем чтение.

Большинство произведшей, рекомендованных программой целесообразно не просто читать, а инсценировать с помощью игрушек или картинок (используя, например, фланелеграф). Если детей знакомят с новым произведением путем инсценировки, то заканчивать занятие следует чтением без наглядного сопровождения.

Инсценировать произведение для воспитателя гораздо труднее, чем читать: надо знать текст наизусть. Желательно также знать наизусть сказки и такие небольшие по объему стихотворения.

После того как детей познакомят с произведением, проводится беседа по прочитанному. Вопросы воспитателя должны быть направлены на то, чтобы выяснить, как малыши поняли произведение, запомнили последовательность событий и их взаимосвязь; как содержание прочитанного связывается с личным опытом ребенка.

Опыт показал, что эта часть занятия самая трудная и нередко проходит неудачно. Главным образом это объясняется тем, что вопросы педагога бывают или очень конкретны (дети называют героев, перечисляют события) и ребенок быстро теряет к ним интерес, или сложны для младших дошкольников. Крайне осторожно надо относиться к вопросам, связанным с личным опытом ребенка. Зачастую такие вопросы, по сути мало связанные с содержанием произведения, отвлекают от него, уводят в сторону.

Заключительная часть занятия. Приемлемы самые разные варианты: прослушивание концовки сказки в записи, инсценировка отрывков из произведения, подвижная игра, рассматривание картинок и иллюстраций к сказке.

В течение года дети не раз возвращаются к произведению. На занятиях малышам напоминают отрывки из него, предлагают вспомнить название. Вне занятий организуются игры по мотивам произведения. Дети слушают знакомую сказку в записи (пластинка, магнитофонная пленка). Наблюдения показали, что младшим дошкольникам сложно прослушивать в записи сказку целиком, поэтому лучше давать 1—2 отрывка.

В средней группе каждый месяц следует знакомить дошкольников с новой сказкой. Перед чтением сказки проводится соответствующая подготовка. В начале года детей следует знакомить с новыми словами, давая им объяснения: лавочка- деревянная длинная скамейка, скалочка- деревянная каталочка, которой раскатывают тесто ( в сказке «Лисичка со скалочкой») и др. Во втором полугодии с помощью упражнений необходимо выяснить, как дети понимают те или иные обороты речи, могут ли заменить слово синонимом. Например: сдуру- не подумав, бранится- ругается, насилу нашел — долго искал ( сказка «Лиса и козел»; кинулась туда- сюда — в разные стороны; кликала- звала ( «Гуси — лебеди»).

После предварительной словарной работы воспитатель сообщает детям, что новые слова, услышанные ими сегодня, живут в сказке, которую он сейчас расскажет. После прослушивания сказки желательно провести с детьми беседу по её содержанию. Можно задать несколько вопросов. Чтобы ещё раз подчеркнуть идею сказки, можно вторично рассказать сюжет, содержащий данную идею.

В средней группе следует учить детей правильно оценивать поступки героев, самостоятельно находить нужные слова и выражения.

  • чтения детям Сказки. «Про Иванушку-дурачка», обр. М. Горького; «Лисичка-сестричка и волк», обр. М. Булатова; «Зимовье», обр. И. Соколова-Микитова; «Привередница», обр. В. Даля; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», обр. A. Н. Толстого; «Лиса и козел», обр. О. Капицы; «Лисичка со скалочкой», обр. М. Булатова; «Жихарка», обр. И. Карнауховой; «Чудесные лапоточки», обр. Н. Колпаковой; «Петушок и бобовое зернышко», обр. О. Капицы; «Лиса-лапотница», «Война грибов с ягодами», обр. В. Даля. Сказки народов мира Сказки. «Хитрая лиса», корякск., пер. Г. Меновщикова, «Страшный гость», алтайск., пер. А. Гарф и П. Кучияка; «Пастушок с дудочкой», уйгурск., пер. Л.Кузьмина; «Три брата», хакасск., пер. В. Гурова; «Травкин хвостик», эскимосск., обр. В. Глоцера и Г. Снегирева; «Как собака друга искала», мордов-ск., обр. С. Фетисова; «Колосок», укр., обр. С. Могилевской; «Три поросенка», англ., пер. С. Михалкова; «Заяц и еж», «Бременские музыканты», из сказок братьев Гримм, нем., пер. А. Введенского, под ред. С. Маршака; «Красная Шапочка», из сказок Ш. Перро, франц., пер. Т. Габбе; «Врун», «Ивовый росток», япон., пер. Н. Фельдман, под ред. С. Маршака.

Литературные сказки. М. Горький. «Воробьишко»; Д. Мамин-Сибиряк. «Сказка про Комара Комаровича — Длинный Нос и про Мохнатого Мишу—Короткий Хвост»; М. Михайлов. «Думы». В. Бианки. «Первая охота»; С. Козлов. «Как ослику приснился страшный сон», «Зимняя сказка»; М. Москвина. «Что случилось с крокодилом»; Э. Мошковская. «Вежливое слово»; Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей» (главы из книги); В. Осеева. «Волшебная иголочка»; Г. Остер. «Одни неприятности», «Эхо», «Хорошо спрятанная котлета»; Д. Самойлов. «У Слоненка день рождения>; Р. Сеф. «Сказка о кругленьких и длинненьких человечках»; В. Степанов. «Лесные звезды»; Г. Цыферов. «В медвежачий час» (главы из книги); В. Чирков. «Что натворило «Р»; К. Чуковский.«Федорино горе», «Тараканище», «Телефон».

В средней группе можно останавливать внимание детей не только на содержании произведения, но и на некоторых особенностях литературного языка (образные слова и выражения, некоторые эпитеты и сравнения). Это закладывает основы для дальнейшего развития поэтического слуха, «чувства поэтического слова».

К концу среднего возраста дети могут:

• Высказать желание послушать определенное литературное произведение.

• С интересом рассматривать иллюстрированные издания детских книг.

• Назвать любимую сказку, прочесть понравившееся стихотворение, под контролем взрослого выбрать с помощью считалки водящего.

• С помощью взрослого драматизировать (инсценировать) небольшие сказки.

• Дети пытаются осмысленно отвечать на вопросы: «Понравилось ли произведение?», «Кто особенно понравился и почему?», «Какой отрывок прочесть еще раз?».

Взрослые иногда недооценивают роль сказки в формировании личности, в развитии ребенка. Сказка должна входить в жизнь ребенка с самого раннего возраста и сопровождать его на протяжении всего дошкольного детства. Со сказки начинается знакомство с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и окружающим миром.

Список литературы:

1. Боголюбская М. К., Шевченко В. В. Художественное чтение и рассказывание в детском саду. – М., 1970.

2.Евтухова Л. Н., Пронина М. В. Роль сказки в речевом развитии младших дошкольников [Текст] // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). — Уфа: Лето, 2014. — С. 52-54.

3. Развитие речи детей дошкольного возраста: Пособие для воспитателя дет. сада. / Под ред. Ф.А. Сохина. — 2-е изд., испр. — М.: Просвещение,

Приложения:

  1. file0.doc.. 42,0 КБ

Опубликовано: 13.11.2019

  • Картинка в гостях у сказки заставка для детей
  • Камышовый как пишется и почему
  • Камень в сказках трех дорог
  • Каменный цветок бажов сколько страниц в сказке
  • Каменный как пишется и почему