Кейс иллюстрации для дошкольников по сказкам

В.Г. Сутеева  «Под грибом». (старшая группа)

                                 Выполнила: Сухова Ю. В.

Технологическая карта кейса

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

1.Подготовительный

-Знакомят детей с реальной ситуацией. Читает сказку

В. Сутеева «Под грибом».

-Фиксирует внимание детей:

А тут Заяц на полянку выскочил…

-Создает положительное отношение к ситуации: «Что делать зайцу?»

-Воспринимает данную ситуацию: слушает сказку.

-Проявляет интерес: рассматривает первую кейс- иллюстрацию.

-Принимает ситуацию:

«Ему надо спрятаться».

2.Мотивационный

-Формирует или помогает

сформировать проблему: « Что чувствует сейчас заяц?»

-Мотивирует детей к принятию проблемной ситуации: « Как поступить друзьям?»

-Определяет целевую установку: «Зачем?»

-Участвует в формулировке проблем: «Страх, боится».

Концентрируется на принятии: « Спрятать зайца от лисы».

-Осознает цель поиска:

« Чтоб лиса его не съела».

3. «Мозговой штурм»

-Побуждает детей к активизации при помощи ключевых вопросов кейса: « Что нужно сделать, чтоб лиса не нашла зайца?»

-Поддерживает эмоционально- чувствительный опыт детей: «Молодцы. Вы хорошо разобрались в ситуации»

-Осуществляет коррекционную и консультативную помощь в процессе поиска: «Что произойдет, если лиса найдет зайца»

-Управляет и активизирует свое восприятие, выделяя и называя определенное свойство предмета: «Друзьям нужно помочь зайцу».

-Присваивает эмоциональные чувства: «В беду может попасть любой»

-Проводит поисковую деятельность: варианты ответов.

4.Аналитический

-Вовлекает детей в процесс отстаивания определенного плана действий или воплощения решений: « Каковы действия друзей?»

-Фиксирует внимание детей на точки зрения высказанные ранее: «Кто помогает зайцу?»

-Принимает план действий: ответы детей.

-Демонстрирует умение логично мыслить: «Дети выстраивают сюжет. Приходят к выводу, что в данной ситуации зайца спасают друзья»

5.Оценочно-рефлексивный

-Формирует аналитические способности детей, умение обобщать материал: «В тесноте, да не в обиде! Друзья объединились, спасли зайца от лисы».

-Указывает на возможные механизмы их решения: «Как вы думаете, как закончилась история?»

-Организует применение полученных знаний: « Что помогло героям сказки объединиться вместе?»

-Участвует в обсуждении

(размышляет, правильно строит предложения): «Если друг в беде, то надо помочь!»

-Выдвигает свои аргументы: высказываются, дополняют ответы друг друга.

-Применяет полученные знания: «Рассуждают, приводят примеры, делают выводы».

Как-то раз застал Муравья сильный дождь. Куда спрятаться? Увидел Муравей на полянке маленький грибок, добежал до него и спрятался под его шляпкой. Сидит под грибом — дождь пережидает. А дождь идёт всё сильнее и сильнее. Ползёт к грибу мокрая Бабочка:

-Муравей, Муравей, пусти меня под грибок! Промокла я — лететь не могу!

сказка Под грибомПод грибом читать Сутеев Владимир
— Куда же я пущу тебя? — говорит Муравей. — Я один тут кое-как уместился.

— Ничего! В тесноте, да не в обиде. Пустил Муравей Бабочку под грибок. А дождь ещё сильнее идёт… Бежит мимо Мышка:

— Пустите меня под грибок! Вода с меня ручьём течёт.

— Куда же мы тебя пустим? Тут и места нет.

— Потеснитесь немножко!

рассказ Под грибомПод грибом
Потеснились — пустили Мышку под грибок. А дождь всё льёт и не перестаёт… Мимо гриба Воробей скачет и плачет:

— Намокли перышки, устали крылышки! Пустите меня под грибок обсохнуть, отдохнуть, дождик переждать!

— Тут места нет.

Под грибом читатьПод грибом сказка
— Подвиньтесь, пожалуйста!

— Ладно.

Подвинулись — нашлось Воробью место. А тут Заяц на полянку выскочил, увидел гриб.

— Спрячьте, — кричит, — спасите! За мной Лиса гонится!..

— Жалко Зайца, — говорит Муравей. — Давайте ещё потеснимся.

Под грибом читатьсказка Под грибом читать
Только спрятали Зайца -Лиса прибежала.

— Зайца не видели? — спрашивает.

— Не видели.

Подошла Лиса поближе, понюхала:

— Не тут ли он спрятался?

— Где ему тут спрятаться? Махнула Лиса хвостом и ушла.

Под грибом СутеевПод грибом читать
К тому времени дождик прошёл -солнышко выглянуло. Вылезли все из-под гриба — радуются.

Муравей задумался и говорит:

— Как же так? Раньше мне одному под грибом тесно было, а теперь всем пятерым место нашлось!

— Ква-ха-ха Ква-ха-ха! — засмеялся кто-то.

Все посмотрели: на шляпке гриба сидит Лягушка и хохочет:

— Эх, вы! Гриб-то…

Не досказала и ускакала. Посмотрели все на гриб и тут догадались, почему сначала одному под грибом тесно было, а потом и пятерым место нашлось. А вы догадались?

Мастер-класс «Применение технологии кейс-иллюстрации «Лего в мире сказок»»

Пулькина Алла Николаевна, воспитатель

Вершинина Алла Юрьевна, воспитатель

Цель: обучить педагогов эффективным методам взаимодействия с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи через использование технологии Кейс-иллюстрации «Лего — в мире сказок» в процессе конструктивно – модельной деятельности.

Ход мастер-класса:

Приветствие. Введение в тему.

Ведущие: Задачи коммуникативного развития дошкольника широки и разнообразны. Ребёнка надо научить не только отвечать на вопросы взрослого, но и самому их задавать, инициативно высказываться, налаживать взаимодействие, устанавливать с окружающими доверительные, личностные, эмоционально положительные контакты, вежливо вести спор, поддерживать содержательный разговор, беседу.

В настоящее время в образовательном процессе на первый план выдвигается идея саморазвития личности, её готовности к самостоятельной деятельности. Меняются функции педагога. Теперь он уже не информатор, а организатор интеллектуального поиска, эмоционального переживания и практического действия. Для этого необходимо осваивать новые педагогические технологии, формирующие активную роль обучаемого.

В июле 2019 г. МБУ детский сад №52» Золотой улей» был включен в состав сетевой инновационной Федеральной площадки «Апробация и внедрение парциальной модульной образовательной программы дошкольного образования «От Фрёбеля до робота: растим будущих инженеров» Работая в творческой группе по реализации данной площадки, мы применили кейс-технологию — кейс-иллюстрацию в процессе конструктивно-модельной деятельности «Лего в мире сказок» в работе с детьми старшего дошкольного возраста.

Идея создания кейс-иллюстрации «Лего в мире сказок»не случайна. Ее реализации послужила любовь к сказкам. Сказка – это сегодня, пожалуй, один из немногих оставшихся способов объединить взрослого и ребёнка, дать им возможность понять друг друга. Также сказка становится средством эмоционального погружения ребёнка в новую область знания, у ребёнка расширяются представления об окружающем мире, развивается фантазия и воображение. Необходимое условие для работы с данным кейсом это знание детей произведения на иллюстрации. Мы использовали в своей работе, как народные сказки, так и авторские произведения. Предлагая детям иллюстрацию для рассмотрения, целью было – вызвать сопереживание, эмоциональный отклик, желание у детей помочь герою.

Кейс-иллюстрации «Лего в мире сказок» содержит:

иллюстрацию сказки, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация; текст к иллюстрации, характеризующий данную проблемную ситуацию; правильно поставленные вопросы, мотивирующий детей проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Ведущий: Предлагаем вам авторскую разработку Кейс –иллюстрации «Лего в мире сказок» Уважаемые коллеги, окунитесь с нами в мир детства и вспомните сказки, любимые вами и вашими детьми.

Ведущий:

Перед вами иллюстрация известной сказки К.И. Чуковского.

Иллюстрация (Предварительная работа с детьми — чтение отрывка сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит»). Вопросы для вас:

Кто такой Айболит?

Что он делал?

Где он лечил зверей?

Ребята, а у нас всегда погода хорошая?

Какие неблагоприятные явления природы вы знаете? (Ураганный ветер, дождь, град и т.д.)

Давайте представим, что такие погодные явления случились там, где вел прием доктор Айболит. Что произойдет?

Как мы можем помочь Айболиту и зверям? ( Дети принимают решение построить ветеринарную клинику)

ВедущийНадеюсь и этих героев вы узнали.

Иллюстрация(Предварительная работа с детьми: просмотр мультфильма «Лунтик и его друзья»). Обозначение проблемной ситуации: Лунтик решил пригласить своих друзей к себе на родину. Как туда добраться?

Вопросы для вас:

На какой планете родился Лунтик, как вы думаете?

А какие вы еще планеты знаете?

Как называется мир звезд и планет? (космос)

Как называется транспортное средство, на котором можно добраться до других планет? (ракета, космический корабль)

Давайте построим для Лунтика и его друзей космический корабль.

Ведущий:

Узнали героев этой сказки?

Иллюстрация

(Предварительная работа с детьми: просмотр мультфильма или чтение сказки «Белоснежка и семь гномиков»). Вопросы для вас:

Кто герои сказок?

Как относились друг к другу гномики и Белоснежка?

Белоснежка кто она? (девочка)

Что любят девочки? (красивую одежду, аксессуары)

Где все это можно приобрести?

Как могли бы порадовать гномики Белоснежку в ее день рождения? (построить магазин модной одежды в лесу)

Вывод:

Мы предложили вашему вниманию три иллюстрации из нашего кейса. Мы разработали уже 17, но на этом мы не собираемся останавливаться. Знакомство детей с новыми произведениями побуждает нас к новым разработкам, переживая за героев, попавших в какую-либо сложную ситуацию, дети сами предлагают помощь посредством построек Лего.

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения на основе реальных или вымышленных ситуаций, позволяющая взаимодействовать всем субъектам образовательного процесса, включая педагога. Она направлена не столько на освоение знаний, сколько на формирование новых личностных качеств и умений у воспитанников. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации.

К кейс-технологиям относятся:

  • метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения, кейс-стади, фото-кейсы, кейс-иллюстрации).
  • метод инцидента.
  • метод ситуационно-ролевых игр (инсценировки).
  • метод разбора деловой корреспонденции.
  • игровое проектирование.
  • метод дискуссии.

Практического материала по использованию данной технологии нет. Я решила сделать их самостоятельно, применительно одновременно к четырем областям «Речевое развитие», «Познавательное», «Социально-личностное», «Художественно-эстетическое» (по ФГОС ДО).

Кейс-иллюстрации и фото-кейсы в работе с дошкольниками наиболее приемлемы и отлично подходят для всех областей развития дошкольника. Почему? Да, потому что ведущим видом мышления в дошкольном возрасте является наглядно-действенное, далее — наглядно-образное, а позже появляются элементы словесно-логического мышления (в старшем дошкольном возрасте).

Этапы работы с использованием кейс-иллюстраций

I этап – создаём проблемную ситуацию (на столе лежат четыре книги сказок о весне без иллюстраций; злой волшебник стёр картинки или ветром унесло, размыло картинки. Такую книгу интересно читать? Что же делать?  Дети предлагают варианты решения проблемы), читаем все сказки.

II этап – ищем и подбираем вместе с детьми и семьями воспитанников наиболее «удачные» иллюстрации к сказкам (с использованием Интернет-ресурсов); происходит деление на четыре команды-группы на основе выбранной сказки.

1

III этап – делаем атрибуты и декорации для инсценировки с использованием разных видов театра (дети выбирают сами).

IV этап – учим роли, готовим (инсценируем) спектакли по выбранным сказкам.

V этап – реализуем готовый продукт через игру в «ТЕАТР» в группе (театр на «волшебном экране (фланеллеграфе)» с набором персонажей и декораций; театр «БИБАБО» с динамично меняющейся ширмой с набором персонажей и декораций; театр «в песке» с набором персонажей и декораций; настольный театр «в телевизоре» с набором персонажей и декораций).

5

VI этап – используем кейс-иллюстрации в самостоятельной игровой деятельности детей по выбору.

VII этап – показываем сказки друзьям, мамам, папам.

7

Возможности использования данного практического материала:

  1. Использование интеграции сразу четырёх областей развития —  речевого, социально-коммуникативного, познавательного, художественно-эстетического.
  2. Развитие личностных качеств дошкольника, активизация личностных ресурсов каждого участника продуктивной деятельности.
  3. Чтение созданных книг с иллюстрациями с целью ознакомления с окружающим миром.
  4. Обучение пересказу весенних сказок по картинкам.
  5. Творческое рассказывание (придумывания сказок по кейс-иллюстрациям, если данные сказки не читать заранее).
  6. Развитие всех видов творческих способностей в процессе изготовления и подбора атрибутов для инсценировки, артистических и актёрских способностей и др.
  7. Групповая и индивидуальная работа с детьми по всем областям развития.
  8. Расширение кругозора и формирования сезонных (весенних) представлений.
  9. Воспитание в среде сверстников.
  10. Самостоятельное чтение детьми созданных книг (сказок).
  11. Театрализованная деятельность и др.

Пример такой кейс-технологии вы можете найти в приложении: там представлен текст сказки и сами кейс-иллюстрации к ней.

Приложение №1 сказка весеннее чудо (иллюстрация-обложка; текст сказки, кейс-иллюстрации; фото).


[mailerlite_form form_id=4]

Конспект совместной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста группы №11. Воспитатель высшей категории Панкратова Г.Н.

Цель: формировать сочувствие, отзывчивость, умение проявлять заботу, оказывать помощь друзьям, попавшим в беду.

Программное содержание к кейс — иллюстрации «Спасли ежа» Ушакова О.С.

Формировать у детей умение определять способы помощи попавшим в беду, применять эти способы в различных ситуациях.

Интеграция образовательных областей:

«Познание» — знакомить детей с разнообразными способами налаживания положительных взаимоотношений с друзьями.

«Речевое развитие» — формировать умение отвечать на вопросы по содержанию художественного произведения. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения. Совершенствовать умение образовывать уменьшительно-ласкательные существительные, упражнять в подборе сложных прилагательных и глагольного словаря.

«Художественно-эстетическое» — формировать необходимость в доброжелательном отношении к друзьям, через знакомство с художественным произведение.

Закрепить умение складывать лист бумаги в различном направлении, закрашивать в одном направлении.

Обогащение словаря : глубокая канава, верный друг, помощь другу.

Предварительная работа : разучивание пословиц о дружбе:

«Сам погибай. Друга-выручай!»

«Друг в беде поможет».

«Нет друга ищи, нашел-береги!».

«Не имей сто рублей, а имей сто друзей».

Материал: ноутбук, иллюстрации к сказке «Спасли ежа» О.С. Ушаковой, листы белой бумаги формата А4 (оригами), музыкальный диск, музыкальный центр, цветные карандаши.

Ход деятельности.

В. Ребята! Сегодня я обнаружила предмет, которого раньше в нашей группе не было. Хотите проверить свою внимательность и определить его? Кто обнаружит его, поднимите руку.

Д. /Дети осматривают группу, находят сундучок./

В. Вы очень внимательные ребята. Какой чудесный сундучок появился в нашей группе. Хотите узнать, что в нем? Тогда поиграем со словом «хочу». Если правильно ответите, сундучок откроется.

Саша ты хочешь узнать, что в сундучке?

Д. /Да, я хочу узнать, что в сундучке./

В. Вы, девочки хотите узнать, что в сундучке?

Д. /Да, мы хотим узнать./

В. Он хочет узнать?

Д. /Он хочет узнать содержимое сундучка./

В. Молодцы на все вопросы ответили, поэтому: «Чок, чок открываем сундучок». /Воспитатель открывает сундучок,/

В. Достает морковку. «Что это? Как вы думаете для кого она?»

Д. /Это морковка для зайца./

В. Если это детеныш зайца, как мы его назовем?

Д. /Зайчонок./

В. Если у зайчонка длинные уши, как можно назвать его одним словом?

Д. /Длинноухий./

В. Зайчонок пушистый, назовем его Пушок. Что умеет делать зайчонок?

Д. /Бегать, прыгать, грызть морковку./

В. /Достает из сундучка грибок./ « Для кого грибок?

Д. /Мы думаем для ежа./

В. А если это детеныш ежа, как его назвать?

Д. /Ежонок./

В. У ежонка короткие ноги, значит он…

Д. / Коротконогий./

В. Что умеет делать ежонок?

Д. /Бегать, пыхтеть, фырчать./

В. Достает шишку. «Кто любит шишки?»

Д. /Белка, а детеныш — бельчонок./

В. Если у бельчонка рыжий хвост, значит он…?

Д. /Рыжехвостый. Назовем Рыжик./

В. Достает баночку с медом. «А сладкоежку вы узнали? Для кого мед?»

Д. /Для медвежонка./

В. «Ребята, у медвежонка толстые лапы, как про него скажем?»

Д. /Толстолапый./

В. Как его назовем? Давайте Мишей? Что любит делать Миша?

Д. /Лакомиться медом, есть малину, сосать лапу./

В. А листики ребятки принадлежат мышонку Пику. Что умеет делать мышонок?

Д. /Пищать, грызть./

В. Если у мышонка длинный хвост, значит он…

Д. /Длиннохвостый./

В. Ребята, а вот иллюстрация про наших друзей зверят. Давайте пройдем на полянку сказок и послушаем сказку про них.

Технологическая карта

по работе с кейс — иллюстрацией « Спасли ежа».

Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

1

Вводный

Чтение текста «Однажды летом, бельчонок Рыжик, медвежонок Миша, зайчонок Пушок, ежонок Ежок, мышонок Пик-пошли на полянку поиграть. Они весело играли, догоняли друг друга, прятались, прыгали, смеялись. Всем было весело. Вдруг зверята услышали крик:-»Спасите! Помогите! Рыжик! Миша! Пик!». Друзья переглянулись и бросились на крик. Крик доносился из глубокой канавы под большим деревом.

— «Это Ежок нас зовет,»-пропищал мышонок Пик.

— «Скорее бежим ему на помощь,»-закричал медвежонок Миша.

Друзья быстро подбежали к глубокой канаве. Внизу их на помощь звал Ежок.

Слушают текст.

Интересуются яркой красочной иллюстрацией.

Принимают ситуацию.

На иллюстрациях зверята. Они растерялись, увидев внизу канавы Ежка.

2

Мотивационный

Посмотрите на иллюстрацию и ответьте: «Чем занимались зверята на полянке?

Что произошло?

Как вы думаете, о чем думает медвежонок Миша?

Что они стали делать, как вы думаете?

Ежок упал в канаву. Сам выбраться не может. Друзья до него дотянуться не могут, потому что глубокая канава. Как помочь другу.

Все думают.

3

Поисковый

(обсуждение

проблемы)

Кто упал в глубокую канаву?

Как помочь другу, попавшему в беду?

Нужно ли помогать Ежонку? А если его оставить в канаве? Можно так поступить?

Можно позвать кого-нибудь на помощь. Можно опустить палку. Сплести веревку из травы.

Можно накидать чего-нибудь вниз.

В канаве оставить нельзя. Погибнет. Друга бросать нельзя. Погибнет.

4

Аналитический

Вы много предложили ответов. Давайте выберем чей-то один, тот который кажется правильнее всех на ваш взгляд.

Дети выбрали ответ можно позвать кого-нибудь на помощь.

5

Итоговый

(решение кейса)

Хотите узнать, чем закончилась сказка?

«Сначала друзья растерялись и вдруг первым догадался Рыжик. Он стал срывать шишки с дерева и бросать их вниз. Рыжик крикнул друзьям: «Канава глубокая надо в нее много набросать чего-нибудь, Ежок залезет на эту кучу, мы его вытащим». Друзья быстро принялись за дело. Миша собирал и носил хворост, бросал в канаву. Мышонок Пик собирал сухую траву и листики и бросал туда же. И только Пушок долго стоял в стороне, потому что лапы его были заняты. В лапах у него были вкусные, сочные, сладкие морковки «Какие они вкусные, какие сочные», думал Пушок. «Как мне жалко с ними расставаться!».

А друзья тем временем продолжали кидать в канаву все, что им попадалось. Но Ежонка вытащить не удавалось. Пушок закрыл глаза, ему стало стыдно!

«Какие отзывчивые, смелые, находчивые Рыжик, Миша и Пик. Что ж я хуже их?» Подумал Пушок.

Разбежался и бросил в канаву всю морковку!

И, о, чудо! Горка выросла. Ежок забрался на эту горку и друзья достали Ежонка. Все обрадовались! Обнимались! Рыжик подбежал к Пушку, поцеловал его в щеку и казал: «Спасибо тебе, Пушок! Твои морковки помогли достать Ежка! Ты настоящий друг!

Да хотим. Ответ не похож на наш, но тоже правильный.

6

Рефлексивный

Посмотрите на вторую иллюстрацию. Сравните с нашим ответом. Правильный ли был ответ.

А как бы вы поступили, если бы это произошло с вами?

Как вы поступите в такой же ситуации?

Если со мной случится такая история, я буду громко кричать и звать на помощь или по палке заберусь наверх.

Значит, друзьям нужно всегда помогать. Бросать нельзя!

В. А знаете ли вы пословицы о дружбе?

Д. /Ответы детей/

В. А если у вас друзья?

Д. /Ответы детей./

В. А приятно друзьям получать подарки? Хотите им сделать подарок? Давайте сделаем кораблики Дружбы и пойдем пускать по ручейку. Проходите и садитесь за столы, будем делать кораблики. Раскрасьте и подарите другу.

В. Предлагаю закончить нашу встречу песней.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/51862-kejs-illjustracija-po-skazke-spasli-ezha-os-u

Технология «Кейс-ситуации-иллюстрации»

Подготовила: воспитатель первой квалификационной категории СЕНЧЕНКО В.В.

 МАДОУ «Детский сад № 34»

Кейс-технология – это интерактивная технология для краткосрочного обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у слушателей новых качеств и умений.

Название кейс-технология произошло от латинского «casus» — запутанный, необычный случай; а также от английского «case» — портфель, чемоданчик.

Впервые работа с кейсами в рамках учебного процесса была реализована в Гарвардской школе бизнеса в 1908 г. В России данная технология стала внедряться лишь последние 3-4 года.

Сase представляет собой не просто правдивое описание событий, а единый информационный комплекс, позволяющий понять ситуацию. Хороший кейс должен удовлетворять следующим требованиям:

соответствовать четко поставленной цели создания;

иметь соответствующий уровень трудности;

иллюстрировать типичные ситуации;

развивать аналитическое мышление;

провоцировать дискуссию;

иметь несколько решений.

При всём многообразии видов кейсов, все они имеют типовую структуру.

Как правило, кейс включает в себя:

ситуацию – случай, проблема, история из реальной жизни,

контекст ситуации – хронологический, исторический, контекст места, особенности действия или участников ситуации,

комментарий ситуации, представленный автором,

вопросы или задания для работы с кейсом,

приложения.

К кейс-технологиям относятся:

• метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадииКейс-иллюстрации; фото-кейсы);

• метод инцидента;

• метод ситуационно-ролевых игр;

• метод разбора деловой корреспонденции;

игровое проектирование;

• метод дискуссии.

Например:

Ситуационно-ролевая игра.

Цель — в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Игровое проектирование:

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический.

Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С. Л. Рубинштейн).

В процессе освоения кейс-технологий дети:

учатся получать необходимую информацию в общении;

умение соотносить свои устремления с интересами других;

учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;

учатся отстаивать свою точку зрения;

умение принимать помощь.

Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей:

происходит формирование у детей навыков работы в команде;

умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;

развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;

обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;

учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

Метод кейсов включает одновременно и особый вид материала, и особые способы использования этого материала в воспитательно образовательном процессе.

Воспитанники должны разрешить поставленную проблему и получить реакцию окружающих (других воспитанников и воспитателя) на свои действия. При этом они должны понимать, что возможны различные решения проблемы. Поэтому воспитатель должен помочь дошкольникам рассуждать, спорить, а не навязывать им свое мнение.

Метод кейсов способствует развитию умения анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и планировать его осуществление. И если такой подход применяется многократно, то у дошкольника вырабатывается устойчивый навык решения практических задач.

Чем отличается кейс от проблемной ситуации? Отличительной особенностью кейс — метода является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Кейс не предлагает дошкольникам проблему в открытом виде, им предстоит вычленить ее из той информации, которая содержится в описании кейса.

Содержащаяся в кейсе проблема не имеет однозначного решения; суть метода в том и состоит, чтобы из множества альтернативных вариантов в соответствии с выработанными ранее критериями выбрать наиболее целесообразное решение и разработать практическую модель его реализации.

В практике дошкольного образования можно широко использовать Кейс-иллюстрациикейс-фото.

Кейс-иллюстрация — это иллюстрация, которая используется для рассмотрения проблемной ситуации.

Целью работы с ней является разбор сути проблемы, анализ возможных решений и выбор лучшего из них.

Кейс-иллюстрация отличается от наглядности тем, что предполагает знакомство детей с реальной или предполагаемой проблемой и выработку дошкольниками своего взгляда на ее решение. Рассматривая иллюстрации, дети обсуждают полученную информацию, рассуждают, принимают решение, могут предполагать и строить на основе этого прогноз.

Кейс-иллюстрации активизируют мысль детей, развивают воображение, потребность в общении с другими людьми, воспитывают чувства. А иллюстрация с продолжением мотивирует интерес детей.

В «фото – кейс» входит:

1. Фото, сюжет которого отражает какую – либо проблему.

2. Текст к кейсу, который описывает совокупность событий.

3. Задание – правильно поставленный вопрос. В нем должна быть мотивация на решение проблемы.

Например:

«Аленка потеряла куклу»

Цель: учить определять и обозначать словами положение предмета относительно себя: вверху, внизу, посередине, справа, слева, на, под, в и т. д.

Текст. Сегодня Аленка пришла в детский сад с куклой. Придя с прогулки, она не нашла свою любимую игрушку и расплакалась. Как бы вы поступили на месте Аленки?

«Три собачки»

Цель: продолжать учить детей соотносить предметы между собой по величине, используя в речи слова «большая»«поменьше»«маленькая», выделяя признаки сходства предметов, развивать зрительное внимание.

Текст. Бежали три собачки. Увидели они три конуры: большую, поменьше, маленькую. Обрадовались, что теперь у каждой будет свой домик. Полезла большая собачка в маленькую конуру, но не поместилась там (подсказки не должно быть). Как бы вы помогли собачкам, если они не знают какой из домиков им выбрать?

«Случай во время обеда»

Цель: закрепить умение детей сравнивать две группы предметов.

Текст. Наступило время обеда. Дежурные накрыли на стол. Помощник воспитателя разлила по тарелкам суп. Все стали обедать, только Петя сидел грустный. Оказалось, что у него нет ложки. Почему у Пети не было ложки?

«В гости к медвежонку»

Цель: закрепить знания о длине.

Оборудование:3 игрушечных домика,волк,заяу,бельчонок,полоски бумаги разного цвета,разной длины(дорога от домика к медвежонку)

Текст. Медвежонок позвал в гости своих друзей – соседей: зайчонка, бельчонка, волчонка. Ребята так обрадовались, что решили устроить соревнование, кто быстрее добежит от своего домика до домика медвежонка. Первым прибежал заяц, вторым прибежал бельчонок, а волк прибежал последним. Почему так долго бежал волк?

«Кукла Катя встречает гостей»

Цель: учить устанавливать равенство между двумя группами предметов.

Оборудование: фото чаепития кукол (стол,стулья,куклы,чайный сервиз,конфеты)

Текст. Кукла Катя пригласила в гости друзей. Накрыла на стол, положила конфеты в вазочку. Когда гости пришли, кукла огорчилась. Она не знает, хватит ли всем конфет. Как бы вы поступили на ее месте?

«В магазине»

Цель: продолжать учить соотносить цифры 1,2,3,4, с количеством предметов.

Текст. Дети играли в сюжетно – ролевую игру «Магазин». Они подавали денежку продавцу и говорили, сколько и каких предметов они хотят купить. Например «Я хочу купить три морковки для зайчика, потому что у меня на денежке написана цифра три». Продавец брала денежку, проверяла, благодарила за покупку. А новенькая девочка Лена не знала цифры. Когда подошла ее очередь, она не знала, что ей делать и стала все предметы с прилавка складывать в сумочку. Дети засмеялись, а лена очень обиделась. Как бы вы поступили на месте продавца?

Используемая литература

1. Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова «Современные способы активизации обучения» М. 2008 г.

2. Г. К. Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» в 2 т. М. НИИ 2006 г.

3. Н. Ю. Пахомова «Метод учебного проекта в образовательном учреждении» М. Аркти. 2003 г.

Автор: Турковская Марина Алексеевна
Должность: Воспитатель

Учебное заведение: УКМО МДОУ Д/С № 22
Населённый пункт: Иркутская область, Г.Усть-Кут
Наименование материала: разработка
Тема: Использование кейс-технологии в дошкольном образовании

Раздел: дошкольное образование

Турковская Марина Алексеевна

Педагог

МДОУ ДС № 22 УКМО

РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С

ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КЕЙС – ТЕХНОЛОГИИ.

Актуальность.

В

современных

условиях

у

детей

часто

наблюдается

дефицит

воспитанности, доброжелательности, речевой культуры во взаимоотношениях

друг с другом.

В

рамках

реализации

ФГОС

ДО

в

содержании

образовательной

деятельности более пристальное внимание должно быть уделено достижению

целей и решению задач речевого развития.

Оно направлено на:

— Усвоение норм и ценностей, принятых в обществе включая моральные и

нравственные ценности;

Развитие

общения

и

взаимодействия

ребёнка

с

взрослыми

и

сверстниками.

— Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной

отзывчивости, сопереживания,

— Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Традиционно детям с раннего возраста читают сказки, для приобщения

детей не только к миру художественного творчества, но и развития

речи

дошкольников, повышения социально-коммуникативных навыков детей. Через

сказку мы учим детей умению говорить, рассказывать, общаться друг с другом.

В условиях реализации ФГОС ДО, наиболее актуальными становятся

современные технологии.

Например

кейс-технология.

Она

возникла

как

способ

анализа

конкретных

ситуаций

в

начале

XX

в.

в

Школе

бизнеса

Гарвардского

университета (США). Название произошло от латинского термина «казус» —

запутанный или необычный случай.

Сначала

он

применялся

при

обучении

студентов

юридических

и

финансовых

специальностей.

Постепенно

кейс-технология

с т а ла

использоваться в школе, а затем и в детских садах.

Кейс-технология

это метод

активного

проблемно-ситуационного

анализа

конкретных

задач-ситуаций

(кейсов).

Она

направлена

на

развитие

способности,

разрабатывать

проблемы,

и

находить

их

решение,

учиться

работать с информацией. При этом акцент делается не на получение готовых

знаний, а на их выработку, сотворчество педагога и ребенка.

При обучении по кейс — технологии не даются конкретные ответы, их

необходимо находить самостоятельно. Это позволяет дошкольника, опираясь на

собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные

знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.

Кейс — это единый информационный комплекс. Как правило, он состоит из

трех частей: вспомогательная информация, необходимая для анализа кейса;

описание конкретной ситуации; задания к кейсу.

Кейс- технологии объединяют в себе одновременно и ролевые игры, и

метод проектов, и ситуативный анализ. Они противопоставлены таким видам

работы,

как

повторение

за

педагогом,

ответы,

пересказ

текста.

Кейсы

отличаются от обычных образовательных задач тем, что задачи имеют как

правило, одно решение и один правильный путь, приводящий к этому решению.

А

кейсы

имеют

несколько

решений

и

множество

альтернативных

путей

приводящих

к

нему.

Перед

педагогом

стоит

задача

научить

детей

как

индивидуально, так и в составе группы уметь:

-анализировать информацию;

-сортировать ее;

-выявлять ключевые проблемы;

-находить пути решения и оценивать их.

В

дошкольном

образовании

для

развития

речи

и

социально-

коммуникативного развития возможно применение некоторых методов кейс –

технологии, а именно метод ситуационного анализа.

В младшем дошкольном возрасте это кейс – иллюстрации по сказкам, в

среднем возрасте – это кейс- иллюстрации по рассказам разных писателей, в

старшем дошкольном возрасте –фото-кейсы.

Цель: создать условия для развития речевых навыков детей младшего

дошкольного возраста через использование кейс – технологии.

Задачи:

1.Обогатить знания детей об эмоциональных переживаниях окружающих

людей;

2.Развивать речевые навыки, память и мышление;

3.Воспитывать положительное отношение ребёнка к себе, к

другим

людям и окружающему миру.

Для достижения поставленной цели и задач был разработан авторский

диагностический

материал по

изучению

речевых

навыков

младших

дошкольников , который пᴩоводился на базе МДОУ № 22 «Айболит», г. Усть-

Кут, Иᴩкутской области, сᴩеди воспитанников младшей гᴩуппы, состоящей из

18 человек, дети в возᴩасте 3-4 лет, из них 9 девочек, 9 мальчиков.

В результате проведенной диагностики у большинства детей выявлен

средний и низкий уровень развития речевых навыков (Приложение № 1).

Для повышения уровня речевых навыков было решено использовать кейс

иллюстрации,

так

как

данный

метод

кейсов

соответствует

возрастным

особенностям детей.

Бе

Кейс — иллюстрации помогают детям не только развивать речь, но и

формировать навыки мышления, учат взаимодействию детей друг с другом и со

взрослыми.

Работа с кейс — иллюстрациями имеет несколько этапов:

1.

Ознакомление детей со сказкой,

2.

Чтение сказки,

3.

Беседа- обсуждение прочитанного.

Для

работы

используем

разные

виды

театров-

пальчиковый

театр,

настольный,

би-ба-бо,

нетрадиционные

виды

театров,

чтобы

помочь

детям

лучше понять прочитанное. И только потом знакомим детей с иллюстрациями к

сказке. Иллюстрации рассматриваем, обсуждаем характер героев сказки, затем

рассказываем

детям

сказку

по

иллюстрации,

а

уже

потом

ребята

сами

рассказывают сказку друг другу.

Конкретная

ситуация

должна

соответствовать

потребностям

детей,

отражать сюжет, отличаться «драматизмом» и проблемностью, достаточностью

информации, не содержать подсказок относительно решения проблемы.

Задание – это всегда правильно поставленный вопрос.

Для детей младшего дошкольного возраста, были разработаны двенадцать

кейсов по мотивам русских народных сказок « Курочка Ряба», « Колобок», «

Заюшкина избушка» и другие. (Приложение № 2)

В каждом кейсе была обозначена проблема. Например, в сказке « Курочка

Ряба» была проблема- мышка разбила яйцо, дети решили эту проблему, слепив

из пластилина яйца для бабушки и дедушки.

В сказке «Заюшкина избушка» у Лисы растаяла избушка, и она выгнала

зайчика. Для того, чтобы помирить Лису и Зайца, дети решили из кубиков

построить новый домик для Лисы.

В сказке «Колобок» проблема была в том, что колобок укатился от

бабушки и от дедушки, и не мог найти дорогу домой, дети помогли Колобку

найти домик бабушки и дедушки.

В

результате

данной

работы

речевые

навыки

младших

дошкольников

заметно улучшились (Приложение № 3). Дети научились взаимодействовать

друг с другом. Начала проявляться диалогическая речь.

В

своей

практике

данную

технологию

использую

второй

год.

Планируется применение кейс- технологии в течение четырех лет, для развития

не только речевых навыков детей, но и социально-коммуникативного развития.

По результатам работы предполагается

издание методического пособия по

данной теме. И предлагаю педагогам к использованию уже готовый материал.

Литература:

1 . Архипова

В.В.

Взаимосвязь

образовательных

и

информационных

технологий / В. В. Архипова // Открытое образование. – 2006. — № 5. – С. 68 –

71.

2. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: учебное

пособие/ Г. К. Селевко // – М.: Народное образование,- 1998. С. 17 – 24.

3.Сурмина Ю. П. Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / Ю.

П. Сурмина // – Киев: Центр инноваций и развития. — 2002. С. 84 – 93.

4.Власова Н.В. Современные образовательные технологии в контексте

новых

федеральных

государственных

образовательных

стандартов

[Текст]

/

Н.В.Власова // Теория и практика образования в современном мире: материалы

междунар. заоч. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, февраль 2012 г.).

Приложение № 1

Уровень развития речевых навыков дошкольников на начальной этапе

Уровень развития

речевых навыков

Приложение № 2

Кейс- иллюстрации к сказкам

«Курочка Ряба»

« Заюшкина избушка»

« Колобок»

Приложение № 3

Уровень развития речевых навыков на конец года

Уровень развития

речевых навыков

Методическое многофункциональное
игровое пособие для детей
дошкольного возраста КЕЙС
«Волшебный мир сказки»

Автор: Провоторова Екатерина Федоровна

Организация: МБДОУ «Детский сад №4»

Населенный пункт: Челябинская область, г.Коркино, п.Первомайский

Сказка — великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

А.Н.Толстой

«Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда, когда он живёт в мире игры, сказки, музыки, фантазии. Без этого он – засушенный цветок»

В.А.Сухомлинский

Если хотите, чтобы ваши дети росли умными, читайте им сказки.

Альберт Эйнштейн

Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию

воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живём.

Дети всегда готовы играть сказки. Это их способ познания мира. В творческой атмосфере ребёнок развивается быстрее, полноценнее. Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, сочувствием слабому, лукавством и юмором. Ребёнок, входя в сказку, получает роль одного из её героев, приобщается к культуре своего народа, непроизвольно впитывает в себя то отношение к миру, которое даёт силу и стойкость в будущей жизни.

В результате ребёнок познаёт мир умом и сердцем и выражает своё отношение к добру и злу. Любимые герои сказок становятся образцами для подражания. Уважаемые коллеги, предлагаю методическое многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста

КЕЙС «Волшебный мир сказки».

При использовании данного пособия у детей повышается интерес к чтению, развивается речь, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, развивается мелкая моторика рук, мышление, воображение, зрительную память.

Цель дидактического пособия:

Развитие познавательных способностей детей посредством развивающих заданий и игр, закрепление и обобщение знаний детей о русских народных сказках.

Задачи дидактического пособия:

-Уточнять и обогащать знания детей о русских народных сказках;

-учить узнавать сказку по заданию, по иллюстрациям, по фрагменту;

-развивать познавательную и речевую активность детей,

-расширять словарный запас;

-развивать мышление, воображение, зрительную память, наблюдательность;

-воспитывать интерес к русским народным сказкам;

-обучать умение детей собирать из частей целое;

-развивать мелкую моторику, память, мышление;

-создать у детей положительный эмоциональный настрой;

-воспитание у детей положительных черт характера (отзывчивости,

доброжелательности, сочувствия, способствующих лучшему

взаимопониманию в процессе общения.

Рекомендации для воспитателей ДОУ:

— задания из пособия планируются и организуются как в совместной, так и в самостоятельной деятельности детей, индивидуально или с подгруппой детей;

— данные задания можно проводить с детьми как коллективно, так и индивидуально, усложняя их с учетом возраста детей. Усложнение должно идти за счет расширения знаний и развития мыслительных операций и действий;

— все задания кратковременны (10-20 мин.)

Описание:

Методическое многофункциональное игровое пособие для детей дошкольного возраста КЕЙС «Волшебный мир сказки» разработано с учетом возрастных особенностей детей 3-7 лет. Данное пособие можно использовать в непосредственно- образовательной деятельности, в индивидуальной работе с детьми и в самостоятельной деятельности детей.

В данном игровом пособии представлены мнемотаблицы по сказкам, дидактические игры, наборы сюжетных картинок и раскрасок и т.д.

При использовании данного пособия у детей повышается интерес к чтению, развивается речь, умение слушать и грамотно излагать свои мысли, развивается мелкая моторика рук, мышление, воображение, зрительную память.

Пособие удобно в использовании, имеет яркий привлекательный дизайн, чем привлекает внимание детей. Все игровые упражнения, дидактические игры и т.д. легки в изготовлении, имеют один или насколько вариантов проведения.

Желаю не только с пользой провести время вместе с ребёнком, но и получить удовольствие.

Содержание

  1. Раздел «Мнемотаблицы по сказкам»

Картотека мнемотаблиц по сказкам:

1. «Заюшкина избушка»

2. «Пых»

3. «Смоляной бычок»

4. «Лисичка со скалочкой»

5. «Теремок»

6. «Репка»

7. «Лиса и заяц»

8. «Красная шапочка»

9. «Маша и медведь»

10. «Колобок»

11. «Курочка Ряба»

12. «Три медведя»

13. «Три медведя»

14. «Семеро козлят»

2. Раздел «Сказка «Заюшкина избушка»»

3. Раздел «Сказка «Теремок»»

4. Раздел «Сказка «Три поросёнка»»

5. Раздел «Сказка «Репка»»

Полный текст статьи см. приложение

Приложения:

  1. file0.docx.. 5,7 МБ

Опубликовано: 14.10.2022

  • Кейк попсы как пишется правильно
  • Кеды в единственном числе как пишется
  • Кедр рассказ для детей 3 класса
  • Кеар код как пишется
  • Квт как правильно пишется