Кем был главный герой сказки садко

«Садко» главные герои

«Садко» главные герои

Былина «Садко» – это поэтическое творение русского народа, передаваемое из поколения в поколение. Гусляр Садко – это былинный герой новгородских былин. По этому произведению Николай Андреевич Римский-Корсаков создал одноимённую оперу, режиссёр Александр Птушко снял фильм-сказку о былинном герое. Главная мысль этой былины в том, что каждый должен отвечать за свои действия, и прежде, чем за что-то бороться, надо хорошо подумать. Главные герои «Садко» – морской царь, сам гусляр Садко, и Микола Можайский, у каждого своя правда, и у каждого своя судьба, каждый из них поступает по своему разумению.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Характеристика героев «Садко»

Главные герои

Садко

Гусляр, успешный купец, молодой парень.

В былине «Садко» герой, простой гусляр, который за короткий промежуток времени успел и на дне моря побывать, и церковь возвести, и купцом богатым побыть. Когда его корабль попал в морскую бурю, Садко опустился на дно моря, чтобы спаслась его дружина. Когда по просьбе морского владыки стал играть на гуслях, на поверхности моря вновь начался шторм, и корабли пошли ко дну. Ради их спасения былинный герой испортил свои гусли. Садко показал себя патриотом своей земли.

Второстепенные персонажи

Морской царь

Повелитель моря, могущественный волшебник.

Морской владыка, который был очарован игрой Садко, помог ему разбогатеть, после забрал к себе в глубины морские, чтобы наслаждаться игрой на гуслях, предложил в жёны морскую девушку. Это могущественный царь, обладающий огромной разрушительной силой, которому непонятно стремление Садко вернуться на землю.

Микола Можайский

Православный святой, спаситель Садко.

Николай Угодник, или Микола Можайский, фактически является спасителем Садко из морского плена. Из его рассказа гусляр узнал, как надо поступить. В благодарность за это Садко выстроил церковь Миколе Можайскому, народному заступнику.

Это краткая характеристика персонажей былины «Садко» для читательского дневника.

Посмотрите, что еще у нас есть:

  • Сочинения
  • По литературе
  • Другие
  • Герои былины Садко

Герои былины Садко (характеристика персонажей)

Садко – главный герой былины, он великолепно играет на гуслях. В начале произведения Садко был беден, единственное его богатство — гусли яровчатые. Его музыкой все восхищаются, людям хочется пританцовывать и петь, слушая, как он играет. Садко – личность чрезвычайно творческая, он трудолюбивый, храбрый, отзывчивый, добродушный и высоконравственный человек. На жизнь часто себе зарабатывал, тем, что, часто играл на гуслях, на званых  пирах у богатых горожан.

Однажды во время сильнейшего шторма корабль, на котором находилась дружина, чуть было не затонул в море, а Садко, чтоб их спасти опустился на дно. Морской властитель попросил гусляра поиграть, тем временем опять начался сильный шторм. Ради спасения людей Садко пожертвовал любимым инструментом.

Хоть образ гусляра представлен, как положительный герой, но в некоторых сюжетах, читатель наблюдает в его характере и нотки алчности, легкомыслия, не желание принимать решения, которые могут кардинально поменять жизнь.

Садко своей прекрасной, талантливой игрой на гуслях пленил морского владыку, но все, же не впал в искушение, чтоб остаться навсегда  в подводном замке владыки, лишь благодаря своей безграничной любви к своей родине, земле на которой родился и вырос.

Морской царь – очень сильный и могущественный, его сила способна также погубить все, что встречается на его пути. Царю сильно понравилась музыка Садко. Морской царь так и не смог понять, почему гусляр, так хочет обратно вернуться домой, на землю. Ведь на морском дне несчетное количество богатств. Царь вначале обогатил гусляра, а затем пленил его.

Морскому хозяину было не капельки не жалко людей, которые оказались на морском дне и могли все умереть.

Морской владыка, безусловно, в былине является отрицательным персонажем. Царь чрезвычайно непредсказуем, он с одной стороны вроде, как и считается злодеем, а с другой стороны вроде бы, как и ничего дурного ни кому он не делает.

Микола Можайский – в былине играет роль второстепенного персонажа. Микола спас гусляра Садко, ему удалось достать его с самого бездонного дна. Когда гусляр, отчаявшись, читал молитву, обращаясь к Святому Николаю угоднику, к нему и явился в видении образ Миколи Можайского. В видении Микола рассказал Садко, как можно победить царя.

Садко своему спасителю в качестве безграничной благодарности выстроил для него церковь, как святой его и просил.

Чернавушка – дочка морского хозяина. Девушка Садко оказала помощь в возращении домой.

Жена Садко – после возращения домой гусляр повстречался с девушкой, которую сильно полюбил. Долгие счастливые годы прожил Садко со своей супругой.

2 вариант

Одно из древних сказаний о красочной новгородской жизни дошло до наших дней. В нем рассказывается о жителе Новгорода Садко, который не раз совершал фантастические погружения в бездну моря и возвращался сухим и невредимым.

Главный герой повествования Садко начал свой путь простым гусляром. Профессия не приносила музыканту большого достатка. Часто в его услугах не было нужды. Тогда юноша грустил, перебирая струны, на берегу озера Ильмень. В один из таких моментов к нему пришла удача. Морской царь расчувствовался, слушая душевные мелодии, и помог гусляру разбогатеть.

В характере Садко заметны черты, свойственные любому русскому человеку. Он отзывчивый и простодушный. Даже превратившись из бедного гусляра в богатого купца, Садко остается честным и порядочным человеком. Чтобы спасти дружину, он приносит в жертву себя, а не предлагает другим морякам искать на дне милости морского владыки.

Молодой человек не привык к праздности. Трудолюбие и терпение сделали из него искусного музыканта. Впоследствии эти же качества помогли молодому купцу изрядно приумножить богатство. Садко не растрачивает попусту нажитое состояние. В то же время он не скуп. Его гости на пирах досыта наедаются. Своему слову молодой герой всегда верен. Не сумев выиграть спор, он без сожаления отдает оговоренный проигрыш.

Как и реальный человек Садко не лишен слабостей. Хвастливость делает этот персонаж похожим на отрицательного героя. Прославился Садко благодаря алчности. Она движет героем на протяжении всего сказания. Бывший гусляр занимается торговлей, чтобы приумножить состояние. Владыка морей карает Садко за жадность, но после возвеличивает, признавая в нем талантливого музыканта. Алчность Садко соседствует с предприимчивостью. Даже потерпев финансовый крах, он умудряется мобилизовать силы и разбогатеть. При этом он не усложняет жизнь размышлениями, а отдается судьбе, легкомысленно плывя по течению.

Садко близок народу. Он охотно играет и поет для простых людей. Это персонаж положительный, а отрицательные качества растворяются в его обаянии. На примере Садко показано, что целеустремленность и благородство помогут извлечь пользу из любого ремесла.

Самый противоречивый персонаж в былине – морской владыка. Он олицетворяет беспощадную силу, способную сокрушить неугодных. Вместе с этим он тонкий ценитель музыки и помогает тем, кто ему понравился. Морской царь сначала облагодетельствовал Садко, а потом взял его в плен. Властелин глубин так и не понял, что Садко не променяет жизнь в родном городе на все подводные сокровища.

Микола Можайский во все времена выступал бескорыстным защитником обездоленных. Помог он и Садко. Благодаря советам святителя гусляр освободился из подводного плена. Во славу народному заступнику Садко воздвиг в родном городе храм и призвал соотечественников молиться, чтобы заслужить расположение высших сил.

Также читают:

Картинка к сочинению Герои былины Садко

Герои былины Садко

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Анализ сказки Дурак Салтыкова-Щедрина (идея, тема, смысл)

    Главным героем в рассказе Дурак предстает молодой человек по имени Иван. Автор рассказа представляет своего персонажа в особенном образе, который в народе называют просто — дурак.

  • Сочинение Автомобиль будущего (машина будущего) 5 класс

    Автомобиль – это транспорт, без которого жизнь людей в современном мире просто невозможна. На сегодняшний момент времени очень актуальна проблема пробок на дорогах, особенно в крупных городах, поэтому автомобиль будущего будет точно летающим и плавающим.

  • Чему учит повесть Станционный смотритель? 7 класс

    Произведение учит тому, что родителей нужно почитать всегда, а не только тогда, когда их уже не оказывается рядом. Тем не менее, многие люди и поныне расценивают родительскую любовь и заботу как нечто

  • Сочинение по былине Илья Муромец и Соловей-разбойник 6, 7 класс

    Былины являются неотъемлемой частью русского фольклора. Они отражают стремления народа, его непреодолимую жизненную силу. Эти произведения устного народного творчества – неиссякаемый источник ярких примеров патриотизма

  • Хронологическая таблица жизни и творчества Льва Толстого

    28 августа 1828 года появился на свет известный писатель Лев Николаевич Толстой в имении Ясная поляна в Тульской губернии. Писатель происходил из дворянского рода, графской ветви и владели усадьбе Ясная Поляна

Sadko (Russian: Садко) is the principal character in a Russian medieval epic bylina. He was an adventurer, merchant, and gusli musician from Novgorod.

Textual notes[edit]

«Sadko» is a version of the tale translated by Arthur Ransome in Old Peter’s Russian tales (1916).[1] Kate Blakey’s translation of a variant, «Sadko, the Rich Merchant Guest», appeared in the Slavonic Review (1924).[2]

A bylina version collected by P. N. Rybnikov has been translated by James Bailey.[3]

Synopsis[edit]

Sadko of Novgorod played the gusli on the shores of a lake and river.[a] The Tsar of the Sea[1][b] enjoyed his music, and offered to help him. Sadko was instructed to make a bet with the local merchants about catching a gold-finned fish in the lake; when he caught it (as provided by the Sea Tsar), the merchants had to pay the wager, making Sadko a rich merchant.[2][3][c]

Sadko traded on the seas with his new wealth, but did not pay proper respects to the Tsar as per their agreement. The Tsar stopped Sadko’s ships in the sea. He and his sailors tried to appease the Sea Tsar with gold, to no avail. Sadko realizes a sacrifice of a live soul was being demanded. All the shipmates drew lots, but Sadko draws the unlucky lot as if by fate or magic, so he is sent overboard and he sinks into the sea.[2][3]

In the sea world, Sadko played the gusli for the Sea Tsar, whose dancing roughened the seas, so that all the sailors prayed to Mikola Mozhaisky (Mikula Mozhaysk, patron of mariners;[4] or the name Saint Nicholas is called by in variants[5]), and the saint instructed Sadko to quit playing, and break the strings if the Tsar will not let him stop. As the Tsar was bound to offer him a choice of maidens to wed in order to detain him, Mikola advised him to choose the last one, with the warning not to embrace her as a wife (consummate the marriage[5]) if he hoped ever to return to Russia. The Tsar showed Sadko a selection of 900 (or 300) maidens, and Sadko picked out Chernava (diminutive: Chernavushka) who appeared last.[6] The two then wed, but the groom made no overture to the bride on their wedding night, and Sadko the next day woke up in his hometown, reunited with his terrestrial wife.[2][3]

The Chernava is explained as the nymph of the River Chernava.[7] In Ransom’s version, the Sea Tsar’s youngest daughter is named Volkhov, which is the river Sadko has always cherished.[1]

Analysis[edit]

Tale type[edit]

The story of Sadko is classified in the international Aarne-Thompson-Uther Index as tale type ATU 677*, «Below the Sea»: due to his musical prowess, the hero is taken to the court of an underwater king.[8]

Motifs[edit]

In some variants, Sadko is chosen to jump overboard by throwing lots between the men. This motif, derived from the Biblical story of Jonah, is a widespread device, appearing, for instance, in Child ballad 57 Brown Robyn’s Confession.[9]

Historical parallels[edit]

Sadko may be based on a certain Sotko Sytinich (or Sedko Sitinits[10]), who is mentioned in the Novgorodian First Chronicle as the patron of the stone Church of Boris and Gleb built in the Novgorodian Detinets in 1167.[11][12]

Sadko can also be viewed as a metaphor for Yaroslav the Wise. The liberation of the Novgorodian people by Sadko can also be linked to the establishment of the Novgorod Republic by Yaroslav.[original research?][citation needed]

Adaptations[edit]

This tale attracted the attention of several authors in the 19th century with the rise of the Slavophile movement and served as a basis for a number of derived works, most notably the poem «Sadko» by Alexei Tolstoy (written 1871–1872);[13] additionally notable the 1898 opera entitled Садко (Sadko) composed by Nikolai Rimsky-Korsakov, who also wrote the Libretto. In 1952, Aleksandr Ptushko directed a live action film based on the opera entitled Садко (Sadko). [14] A shortened and heavily modified version of this film was dubbed and entitled The Magic Voyage of Sinbad in 1962; later spoofed on Mystery Science Theater 3000 and released on DVD by Shout! Factory in 2011. In 2018 an animated adaption was released.
The 1953 Soviet biopic Rimsky-Korsakov features pieces of the opera.

The 1952 original film adaption Садко by киностудии МОСФИЛЬМ (movie maker MOSFILM) was released on DVD in February 2004 by the Russian Cinema Council (Ruscico) as noted on Mosfilm website [15] and available as free download on RareLust website [16] as Sadko.

See also[edit]

  • Sadko (musical tableau)
  • Sadko (opera)
  • Jūratė and Kastytis — a similar Lithuanian legend.

Explanatory notes[edit]

  1. ^ Ilmen Lake,[2] or Volkhov River.[1]
  2. ^ Or Tsar Morskoy, ‘Ocean-king’.[2]
  3. ^ The wager is wanting in Ransome’s version, where Sadko is told by the Sea Tsar to draw the fish net and finds a coffer filled with gems.[1]

References[edit]

Citations
  1. ^ a b c d e f Ransome (1916) tr., «Sadko», pp. 29–42.
  2. ^ a b c d e f g Blakey (1924) tr., «Sadko, the Rich Merchant Guest», pp. 57–62.
  3. ^ a b c d e Bailey (2015) tr., «Sadko», pp. 293–306. From Rybnikov, P. N. (1990). Songs 2: No. 13. Singer A. P. Sorokin, residing near Lake Onega.
  4. ^ Blakey (1924), p. 61, n2.
  5. ^ a b Bailey (2015), p. 295.
  6. ^ Picked from three sets of 300 mermaids;[3] or three sets of 100 maidens.[2] It is a choice from just 30 of the Tsar’s daughters in Ransome’s version.[1]
  7. ^ Blakey (1924), p. 61, n3.
  8. ^ Uther, Hans-Jörg (2004). The Types of International Folktales: A Classification and Bibliography, Based on the System of Antti Aarne and Stith Thompson. Suomalainen Tiedeakatemia, Academia Scientiarum Fennica. p. 373. ISBN 978-951-41-0955-3.
  9. ^ Francis James, Child (1965). The English and Scottish Popular Ballads. Vol. V. 2. New York: Dover Publications. p. 15.
  10. ^ Michell, Robert; Forbes, Nevill eds. (1914). Chronicle of Novgorod (Camden Third Series 25). London: Offices of the [Camden] Society. p. 25.
  11. ^ Birnbaum, Henrik (1981). Lord Novgorod the Great: The historical background. Columbus, Ohio: Slavica Publishers. p. 137. ISBN 0893570885.
  12. ^ Blakey (1924), p. 57.
  13. ^ Bristol, Evelyn (1991). A History of Russian Poetry. Oxford University Press. p. 149. ISBN 0-19-504659-5.
  14. ^ Naroditskaya, Inna (2012). Bewitching Russian Opera: The Tsarina from State to Stage. OUP USA Press. p. 3–4, 216ff. ISBN 0-195-34058-2.
  15. ^ Садко | Фильмы | Онлайн-кинотеатр «Мосфильма»
  16. ^ Search Results for “Sadko” | RareLust ~ movies from All Genres
Bibliography
  • Bailey, James, ed. (2015). «Sadko». An Anthology of Russian Folk Epics. Routledge. pp. 293–306. ISBN 1-317-47693-X.
  • Blakey, Kate (June 1924), «Folk Tales of Ancient Russia. (Byliny of Lord Novgorod the Great)», The Slavonic Review, 3 (7): 52–62, JSTOR 4201809
  • Ransome, Arthur, ed. (1916). «Sadko». Old Peter’s Russian tales. Dmitri Mitrokhin (illustr.). London, New York: Thomas Nelson and sons. pp. 29–42.

External links[edit]

Wikimedia Commons has media related to Sadko.

Wikisource has original text related to this article:

  • Sadko the bylina
  • Prose version
  • Sadko as collected by Arthur Ransome in Old Peter’s Russian Tales
  • Sadko as collected by Arthur Ransome in Old Peter’s Russian Tales as a librivox.org audiobook.
  • Collection of bylin about Sadko (in Russian)

Sadko (Russian: Садко) is the principal character in a Russian medieval epic bylina. He was an adventurer, merchant, and gusli musician from Novgorod.

Textual notes[edit]

«Sadko» is a version of the tale translated by Arthur Ransome in Old Peter’s Russian tales (1916).[1] Kate Blakey’s translation of a variant, «Sadko, the Rich Merchant Guest», appeared in the Slavonic Review (1924).[2]

A bylina version collected by P. N. Rybnikov has been translated by James Bailey.[3]

Synopsis[edit]

Sadko of Novgorod played the gusli on the shores of a lake and river.[a] The Tsar of the Sea[1][b] enjoyed his music, and offered to help him. Sadko was instructed to make a bet with the local merchants about catching a gold-finned fish in the lake; when he caught it (as provided by the Sea Tsar), the merchants had to pay the wager, making Sadko a rich merchant.[2][3][c]

Sadko traded on the seas with his new wealth, but did not pay proper respects to the Tsar as per their agreement. The Tsar stopped Sadko’s ships in the sea. He and his sailors tried to appease the Sea Tsar with gold, to no avail. Sadko realizes a sacrifice of a live soul was being demanded. All the shipmates drew lots, but Sadko draws the unlucky lot as if by fate or magic, so he is sent overboard and he sinks into the sea.[2][3]

In the sea world, Sadko played the gusli for the Sea Tsar, whose dancing roughened the seas, so that all the sailors prayed to Mikola Mozhaisky (Mikula Mozhaysk, patron of mariners;[4] or the name Saint Nicholas is called by in variants[5]), and the saint instructed Sadko to quit playing, and break the strings if the Tsar will not let him stop. As the Tsar was bound to offer him a choice of maidens to wed in order to detain him, Mikola advised him to choose the last one, with the warning not to embrace her as a wife (consummate the marriage[5]) if he hoped ever to return to Russia. The Tsar showed Sadko a selection of 900 (or 300) maidens, and Sadko picked out Chernava (diminutive: Chernavushka) who appeared last.[6] The two then wed, but the groom made no overture to the bride on their wedding night, and Sadko the next day woke up in his hometown, reunited with his terrestrial wife.[2][3]

The Chernava is explained as the nymph of the River Chernava.[7] In Ransom’s version, the Sea Tsar’s youngest daughter is named Volkhov, which is the river Sadko has always cherished.[1]

Analysis[edit]

Tale type[edit]

The story of Sadko is classified in the international Aarne-Thompson-Uther Index as tale type ATU 677*, «Below the Sea»: due to his musical prowess, the hero is taken to the court of an underwater king.[8]

Motifs[edit]

In some variants, Sadko is chosen to jump overboard by throwing lots between the men. This motif, derived from the Biblical story of Jonah, is a widespread device, appearing, for instance, in Child ballad 57 Brown Robyn’s Confession.[9]

Historical parallels[edit]

Sadko may be based on a certain Sotko Sytinich (or Sedko Sitinits[10]), who is mentioned in the Novgorodian First Chronicle as the patron of the stone Church of Boris and Gleb built in the Novgorodian Detinets in 1167.[11][12]

Sadko can also be viewed as a metaphor for Yaroslav the Wise. The liberation of the Novgorodian people by Sadko can also be linked to the establishment of the Novgorod Republic by Yaroslav.[original research?][citation needed]

Adaptations[edit]

This tale attracted the attention of several authors in the 19th century with the rise of the Slavophile movement and served as a basis for a number of derived works, most notably the poem «Sadko» by Alexei Tolstoy (written 1871–1872);[13] additionally notable the 1898 opera entitled Садко (Sadko) composed by Nikolai Rimsky-Korsakov, who also wrote the Libretto. In 1952, Aleksandr Ptushko directed a live action film based on the opera entitled Садко (Sadko). [14] A shortened and heavily modified version of this film was dubbed and entitled The Magic Voyage of Sinbad in 1962; later spoofed on Mystery Science Theater 3000 and released on DVD by Shout! Factory in 2011. In 2018 an animated adaption was released.
The 1953 Soviet biopic Rimsky-Korsakov features pieces of the opera.

The 1952 original film adaption Садко by киностудии МОСФИЛЬМ (movie maker MOSFILM) was released on DVD in February 2004 by the Russian Cinema Council (Ruscico) as noted on Mosfilm website [15] and available as free download on RareLust website [16] as Sadko.

See also[edit]

  • Sadko (musical tableau)
  • Sadko (opera)
  • Jūratė and Kastytis — a similar Lithuanian legend.

Explanatory notes[edit]

  1. ^ Ilmen Lake,[2] or Volkhov River.[1]
  2. ^ Or Tsar Morskoy, ‘Ocean-king’.[2]
  3. ^ The wager is wanting in Ransome’s version, where Sadko is told by the Sea Tsar to draw the fish net and finds a coffer filled with gems.[1]

References[edit]

Citations
  1. ^ a b c d e f Ransome (1916) tr., «Sadko», pp. 29–42.
  2. ^ a b c d e f g Blakey (1924) tr., «Sadko, the Rich Merchant Guest», pp. 57–62.
  3. ^ a b c d e Bailey (2015) tr., «Sadko», pp. 293–306. From Rybnikov, P. N. (1990). Songs 2: No. 13. Singer A. P. Sorokin, residing near Lake Onega.
  4. ^ Blakey (1924), p. 61, n2.
  5. ^ a b Bailey (2015), p. 295.
  6. ^ Picked from three sets of 300 mermaids;[3] or three sets of 100 maidens.[2] It is a choice from just 30 of the Tsar’s daughters in Ransome’s version.[1]
  7. ^ Blakey (1924), p. 61, n3.
  8. ^ Uther, Hans-Jörg (2004). The Types of International Folktales: A Classification and Bibliography, Based on the System of Antti Aarne and Stith Thompson. Suomalainen Tiedeakatemia, Academia Scientiarum Fennica. p. 373. ISBN 978-951-41-0955-3.
  9. ^ Francis James, Child (1965). The English and Scottish Popular Ballads. Vol. V. 2. New York: Dover Publications. p. 15.
  10. ^ Michell, Robert; Forbes, Nevill eds. (1914). Chronicle of Novgorod (Camden Third Series 25). London: Offices of the [Camden] Society. p. 25.
  11. ^ Birnbaum, Henrik (1981). Lord Novgorod the Great: The historical background. Columbus, Ohio: Slavica Publishers. p. 137. ISBN 0893570885.
  12. ^ Blakey (1924), p. 57.
  13. ^ Bristol, Evelyn (1991). A History of Russian Poetry. Oxford University Press. p. 149. ISBN 0-19-504659-5.
  14. ^ Naroditskaya, Inna (2012). Bewitching Russian Opera: The Tsarina from State to Stage. OUP USA Press. p. 3–4, 216ff. ISBN 0-195-34058-2.
  15. ^ Садко | Фильмы | Онлайн-кинотеатр «Мосфильма»
  16. ^ Search Results for “Sadko” | RareLust ~ movies from All Genres
Bibliography
  • Bailey, James, ed. (2015). «Sadko». An Anthology of Russian Folk Epics. Routledge. pp. 293–306. ISBN 1-317-47693-X.
  • Blakey, Kate (June 1924), «Folk Tales of Ancient Russia. (Byliny of Lord Novgorod the Great)», The Slavonic Review, 3 (7): 52–62, JSTOR 4201809
  • Ransome, Arthur, ed. (1916). «Sadko». Old Peter’s Russian tales. Dmitri Mitrokhin (illustr.). London, New York: Thomas Nelson and sons. pp. 29–42.

External links[edit]

Wikimedia Commons has media related to Sadko.

Wikisource has original text related to this article:

  • Sadko the bylina
  • Prose version
  • Sadko as collected by Arthur Ransome in Old Peter’s Russian Tales
  • Sadko as collected by Arthur Ransome in Old Peter’s Russian Tales as a librivox.org audiobook.
  • Collection of bylin about Sadko (in Russian)

­Главные герои былины «Садко» — 1 вариант (кратко)

Садко — новгородский гусляр, который хорошо играл на своем инструменте. За небольшой срок времени он смог побывать на дне моря, возвести церковь и побыть богатым купцом. Когда корабль Садко попал в морскую бурю, он опустился на дно моря, чтобы спасти свою дружину. По просьбе морского владыки, главный герой стал играть на гуслях. Но когда он играл, на море начался шторм и корабли шли ко дну. Тогда Садко попытался спасти их и намерено испортил свои гусли, показав себя преданным своей земле.

Морской владыка, которому нравилось, как Садко играет на гуслях. Он помог герою разбогатеть и забрал его к себе в морские глубины, чтобы тот играл для него. И отдал в жены Морскую девушку — Чернаву. Это могущественный царь, который обладал большой силой, он не понимал почему Садко хотел вернуться на землю.

Николай Угодник (Микола Можайский) — спаситель Садко из от морского плена. По его рассказу Садко узнал как надо поступить. И в благодарность главный герой построил для спасителя церковь


Главные герои былины «Садко» — 2 вариант

Садко

Главным героем произведения является талантливый гусляр, творческий человек. Его зовут на пиры, чтобы он сыграл там на гуслях, этим он зарабатывает себе на жизнь. Главный герой добродушный и отзывчивый человек, а также юноша трудолюбив и терпелив. Садко очень храбрый, высоконравственный. Когда во время сильного шторма на море, корабль вместе с дружиной чуть не потерпел крушение, юноша решился опустится на морское дно. А когда морской владыка попросил его сыграть на гуслях, то на море снова разыгрался шторм, и чтобы спасти людей, юноша даже испортил свой инструмент.

Его игра на гуслях нравится всем, ему все подпевают и пританцовывают. Он часто играет и поет на пирах у богатых купцов. Садко представляется читателям в былине, как положительный герой, он умеет держать свое слово, также он является настоящим патриотом совей родины.

Но также Садко любит и похвастаться, также у него есть большое желание обогатиться, и в нем присутствует некая доля алчности. Местами Садко легкомыслен, он предпочитает плыть по течению. Чем что-то предпринимать.

Морской царь

Еще одним немаловажным персонажем в данном произведении является Морской царь, весьма противоречивый герой, которому очень нравилось, как Садко играл. Он очень тонко ценит музыку. Царь очень властен и обладает огромной силой, которая способна разрушить. Благодаря Морскому владыке, юноша смог разбогатеть, а также забрал его на морское дно, чтобы насладиться его музыкой. Морской царь не понимает почему Садко хочет вернутся на землю, ведь в море есть столько подводных сокровищ.

Он сначала обогатил юношу, а затем взял его в плен. Владыке совсем было не жаль тех людей, которые могут погибнуть на корабле в морской пучине.

Микола Можайский

Этот хоть и второстепенный персонаж, но тоже сыграл свою роль в этом произведении. Он спас главного героя Садко, вытащил его из морского дна. Когда Садко начал читать молитву Николаю угоднику, его образ явился к юноше и посоветовал, как можно обмануть Морского владыку и вернуться домой. А Садко ему за этот поступок построил церковь, и так отблагодарил своего спасителя.

Также в произведении есть и второстепенные персонажи такие как волшебная девица Чернавушка, которая является дочерь Морского владыки. По приказу Морского царя Садко выбрал Чернавушку в жены. Царь по этому поводу сделал большой пир. Чуть позже девушка помогла ему вернуться на родные берега.

Еще одной героиней, сыгравшей эпизодическую роль, является супруга Садко. Он взял ее в жены, когда стал богатым. И жил с ней счастливо долге годы. Когда гусляру удалось спастись и н встретился со своей возлюбленной, то был безумно счастлив и закатил целый пир. А затем построил церковь.

Автор данной былины хотел донести до читателя главную мысль, что талантливый человек будет преуспевать в жизни и достигать своих целей, только тогда, если не сойдет с нужного пути и не поддастся соблазнам. И ведь главным персонажем здесь считается не морской царь, который очень могуч, а простой бедный гусляр.

Скачать обзор:

По месту происхождения русские былины делятся на несколько циклов: Новгородский, Московский и Киевский. Тематика и сюжеты соответствуют особенностям и исторической традиции местностей. Самое известное былинное произведение Новгородского цикла, одна из жемчужин русского фольклора, называется «Садко», по имени центрального персонажа. Это сказание о талантливом гусляре, ставшем богатым купцом.

Гусли — старинный русский музыкальный инструмент, относящийся к классу щипковых. Гусляр — музыкант, владеющий игрой на гуслях.

Былина изучается на уроках литературы в 7 классе. Ниже представлен анализ содержания и основных особенностей произведения.

Место и время действия

Действие происходит в древнерусском городе Новгороде, уклад жизни и традиции этого города занимают важное место в повествовании.

Великий Новгород — город на северо-западе современной России, один из древнейших городов и центров русской государственности. Стоит на берегах реки Волхов, недалеко от озера Ильмень, из которого она вытекает.

Озеро Ильмень — водоём в северо-западной части Новгородской области, относится к бассейну Балтийского моря. Упоминается в исторических сочинениях, древнерусских легендах и фольклорных произведениях.

Новгород — город торговый, представители купечества исторически играли важную роль в его общественно-политической жизни. В отличие от Киева, Москвы и других древнерусских политических центров в Новгороде была наиболее развита народная традиция управления. Орган управления состоял из представителей разных сословий.

Специфика исторического развития Новгорода и его местоположение отразились в тексте былины. Её герои – купцы и простолюдины. Одно из мест действия — берег озера Ильмень, водоём играет в сюжете заметную роль. Часть событий былины происходит на торговых кораблях в море и на дне — во владениях морского царя.

Время действия — исторический период древней Руси, сюжет соотносят примерно с XI-XIII вв.

Очень краткое содержание

Новгородский гусляр Садко зарабатывает на жизнь тем, что играет на пирах. Настало время, когда его перестали звать «на почестен пир».  Грустный идет он к Ильмень-озеру и играет на гуслях, из воды появляется морской царь и подсказывает ему, как избавиться от бедствий. Когда позовут его на пир, надобно заключить спор с купцами, что изловит он рыбу с золотыми перьями. Садко так и поступает.

Морской царь помогает музыканту, Садко вылавливает три таких рыбы и побеждает в споре. Благодаря этому выигрышу Садко становится богатым купцом, одним из самых влиятельных людей в Новгороде, вновь вступает он в спор с купцами и народом. Говорит, что скупит все товары, какие только есть в Новгороде, но это ему не удается. С каждым днём товаров всё больше. Заплатив заклад за проигрыш, Садко строит корабли и отправляется в море, чтобы продать товары.

На обратном пути торговые корабли Садко останавливает сильная буря. Чтобы задобрить морского царя на дно бросают злато и серебро, но ничего не помогает, буря не прекращается. Нужно принести кого-нибудь в жертву царю, отправить одного из людей на дно морское.

Решают бросать жребий, он выпадает Садко. Бросают второй раз. Снова Садко. Делать нечего. Купец оказывается в морском царстве, играет там на гуслях. Пока он играет, а морской властитель пляшет, — на море разыгралась буря, тонут корабли, гибнут люди.

К Садко в образе старца является святой Микола Можайский и просит избавить людей от бури, прекратить играть. Садко говорит, что у него нет в море своей воли. Старец советует ему оборвать струны и дает совет, как спастись из морского царства и вернуться домой.

Морской царь хочет женить Садко, предлагает ему выбрать невесту. Перед ним проходят три партии по триста девиц, одна краше другой. По совету Миколы Можайского, Садко останавливается на той, которая идет последней. Красавицу зовут Чернава. Она помогает ему вернуться домой. Садко уходит спать и просыпается у берега реки Чернавы вблизи Новгорода. Построил Садко церковь в честь Миколы Можайского, стал жить счастливо в Новгороде и в море больше не ходил.

Действующие лица и их характеристики

Главным героем былины является Садко. К центральным персонажам можно отнести Морского царя и Николая Чудотворца.

Садко

Садко — новгородский гусляр, ставший зажиточным купцом. В начале повествования Садко беден.

«А прежде у Садко имущества не было, одни гусельки яровчаты».

Яровчаты — синоним слова «звонкие».

Садко — талантливый музыкант, мастер своего дела, именно мастерство гусляра приносит ему счастье. В образе Садко воплощается характер простого русского человека, даровитого, с широкой душой и своими недостатками: хвастовство разбогатевшего гусляра привело к морским злоключениям.

Садко добр, щедр и благочестив: перед тем как отправиться «на дно морское», он отписал своё имение сначала «божьим церквам» и «нищей братии», и уж потом — молодой жене и своей «дружине хороброй». Герой честно, по жребию, приносит себя в жертву морскому царю ради спасения товарищей.

Морской царь

Морской царь — могучий и властный правитель, повелитель морей. Обладает огромными богатствами, живет в палатах белокаменных. Этот герой раскрывается с разных сторон, он противоречив. Одновременно выступает и как благодетель, и как разрушитель. Насылает на людей бурю, ради собственной услады пленит Садко, в то же время он по достоинству ценит талант музыканта и помогает ему.

Микола Можайский

Микола Можайский — русский святой, также известен как Святой Николай Угодник, или Николай Чудотворец, приходит на помощь людям, выступает в роли заступника и спасителя. Упоминание Николая Чудотворца явно указывает на влияние христианской традиции на фольклорный сюжет.

Другие персонажи

Чернава — молодая девушка, морская красавица, в некоторых версиях называется племянницей морского царя, похожа на русалку. Имя персонажа восходит к реке Чернаве. Героиня представляется владычицей  и олицетворением этого водоёма.

Купцы — коллективное действующее лицо в романе, обобщенный образ зажиточного сословия, в былине иллюстрируется такая черта купечества, как хвастовство и стремление к наживе.

Фома Назарьев и Лука Зиновьев – новгородские настоятели, с которыми Садко заключает пари, что выкупит все товары в городе.

Новгородцы — фоновые персонажи, жители города Новгорода, нужны для иллюстрации жизни, быта и нравов древнерусского города.

Дружина Садко — его помощники и спутники, помогают в торговле, путешествуют с ним по морю, бросают жребий. В тексте характеризуется как «дружина хоробрая», т.е. храбрая

Структура и композиция

Сюжет былины определяется как составной. В ней выделяются две самостоятельные сюжетные части, в тексте они не разграничиваются и излагаются последовательно, как единое произведение. Первая часть повествует о том, как бедный гусляр Садко становится богатым купцом, хвалится своим богатством и проигрывает спор. Вторая – путешествие купца Садко за моря, его пребывание на пиру морского царя и возращение домой. В каждой части можно выделить элементы традиционной композиции: завязку, кульминацию и развязку.

Подробный пересказ с цитатами

Ниже содержание былины изложено в соответствии с выделенными исследователями смысловыми фрагментами. Пересказ представлен по каноническому тексту былины.

Часть 1

Жил в Новгороде «Садко — купец, богатый гость». Раньше он был бедным гусляром, еле-еле сводил концы с концами, занимался тем, что играл на пирах, развлекая гостей.

«Садка день не зовут на почестен пир,
Другой не зовут на почестен пир
И третий не зовут на почестен пир»

Соскучился Садко, загрустил и отправился к Ильмень-озеру, присел «горюч камень», да и стал играть «в гусельки яровчиты». На озере вода всколебалась, испугался Садко и пошел домой к себе в Новгород.  Этот сюжетный фрагмент повторяется два раза. Два раза Садко приходит к озеру, садится на камень, играет и, увидев, что вода всколыхалась, уходит.

Когда на третий раз пришел он к берегу играть, из воды появился морской царь. Он хвалит игру гусляра.

Морской царь говорит:

«Чем буде тебя пожаловать
За твои за утехи за великие,
За твою-то игру нежную:
Аль бессчетной золотой казной?»

Он велит Садко отправляться в Новгород, а как позовут его на пир, забиться об заклад с купцами, что поймает он в Ильмень озере рыбу с золотыми перьями, а на кон поставить свою «буйну голову».

Как ударишь о велик заклад,
И поди свяжи шелковой невод
И приезжай ловить в Ильмень-озеро:
Дам три рыбины — золота перья.
Тогда ты, Садко, счастлив будешь!

Позвали Садко на пир. Стал играть в гусельки яровчаты.

Расхрабрившись, Садко стал похвастывать:

Как знаю чудо-чудное в Ильмень-озере;
А есть рыба — золоты перья в Ильмень-озере!

Не поверили ему купцы. Садко предложил спор, заложил свою буйну голову, а купцы «по три лавки товара красного».

Связали невод и поехали ловить на Ильмень-озеро. Три раза закинули невод в Ильмень-озеро и три раза вытащили «рыбку — золоты перья». Проиграли купцы, отдали по три лавки товара красного.

Стал Садко купцом, занимался торговлей, «получал барыши великие», обустроил себе палаты богатые.

Устраивает Садко пир, приглашает на него знатных горожан, купцов и двух городских настоятелей. На пиру все похваляются: кто-то бессчётной золотой казной, кто-то силой богатырскою, кто-то бравым конем, кто-то славным отчеством.

Что же у нас Садко ничем не похвастает?
Что у нас Садко ничем не похваляется?
Говорит Садко-купец, богатый гость:
— А чем мне, Садку, хвастаться,
Чем мне, Садку, пахвалятися?

Садко стал хвастаться несметным богатством и заявил, что он богаче самого Новгорода-града и способен скупить все товары, что есть в нём.

Не успел Садко слово молвить, настоятели новгородские «ударили с ним о велик заклад», что не выкупит он все товары. Садко поставил на кон тридцать тысяч.

На другой день встал Садко рано,
разбудил свою дружину хоробрую
Без счета давал золотой казны
И распускал дружину по улицам торговым,
А сам-то прямо шел в гостиный ряд

Выкупил он все товары. На следующий день просыпается, а товаров в Новгород привезли вдвое больше. «Повыкупил он все товары новгородские худые и добрые на свою бессчётную золотую казну».

На третий день просыпается Садко, в город завезли товаров втрое больше прежнего. Понимает Садко, что проиграл он спор.

Не выкупить товара со всего бела света:
Еще повыкуплю товары московские,
Подоспеют товары заморские.
Не я, видно, купец богат новогородский –
Побогаче меня славный Новгород

Садко выплачивает заклад.

Часть 2

На свою бессчетную золотую казну сооружает он тридцать кораблей, загружает на них все купленные товары новгородские и отправляется торговать.

Поехал Садко по Волхову,
Со Волхова во Ладожско,
А со Ладожска во Неву-реку,
А со Невы-реки во сине море.
Как поехал он по синю морю,
Воротил он в Золоту Орду,

Продал все товары Новгородские, возвращается домой со своей дружиною. На пути настигла их непогода.

Застоялись черлёны корабли на синем море:
А волной-то бьёт, паруса рвёт,
Ломает кораблики черлёные;

Не могут корабли двинуться с места. Думает Садко, что морской царь дань с него требует за движение по морю. Велит спустить в воду бочку серебра.

Дружина его хоробрая
Взимала бочку чиста серебра,
Спускала бочку во сине море.

Не прекращается буря. Тогда дружина хоробрая спускает бочку красна золота, но и это не помогает. Решает Садко, что царь живую душу требует и предлагает выбрать жертву по жребию.

Каждый напишет на жребии своё имя, закинет в море, чей утонет, тому и идти к морскому царю. У всех жребии были деревянные («жребья вольжаны» — устар.), а у Садко — на «красном на золоте».

Забросили жребии. Естественно, что «вольяжны» жребии поплыли по воде, а у Садко-купца — ключом на дно. Подумал купец, что это нечестно и предложил сделать наоборот. Он сделает «вольжаный» жребий, а остальные – на красном на золоте». Но и на второй раз результат был тот же. Жребий Садко утонул.

Делать нечего. Придется идти к морскому царю. Требует он бумагу и перо, пишет щедрое завещание, часть отписывает «нищей братии», часть церкви, часть своей жене, не забывает и дружину.

Просит Садко спустить на воду доску дубовую, на ней не столь ему «страшно принять смерть во синем море». Герой берет  с собой гусли. Его спускают на доске в воду и уплывают. Садко играет на гуслях и засыпает.

Пробуждается он на дне морском. Посреди синя моря стоит палата белокаменная. Заходит он в палаты к царю морскому. Велит царь поиграть для него на гуслях.

«Как начал играть Садко в гусельки яровчаты,
Как начал плясать царь морской во синем море,
Как расплясался царь морской.
Играл Садко сутки, играл и другие
Да играл еще Садко и третии»

Море тем временем всколыхнулось, стали разбиваться корабли, и тонуть люди праведные. Взмолился народ Миколе Можайскому.

Пока играл Садко в «гусельки яровчиты», кто-то взял его за правое плечо и сказал:

« Ай же ты, Садко новогородский!
Полно играть в гуселышки яровчаты»

Обернулся гусляр и увидел старика, в его облике явился Микола Можайский.

« У меня воля не своя во синем море,
Приказано играть», — говорит он седовласому старцу.

А Микола ему советует: «Струночки повыдергать, шпенёчки повыломать». А коль царь попросит заменить, так нечем, запасных в наличии не имеется.

Дальше говорит старец, что царь предложит ему жениться, чтоб оставить Садко в морском царстве. Герою надобно согласиться и выбрать невесту из предложенных красавиц, ту — что пойдет самой последней.

«Так перво триста девиц пропусти,
А друго триста девиц пропусти,
И третье триста девиц пропусти;
Позади идёт девица-красавица,
Красавица девица Чернавушка,
Бери тую Чернаву за себя замуж…»

И тогда сможет он вернуться в своей Новгород, а за спасение просит старик построить церковь в честь Миколы Можайского.

Садко последовал совету, изломал свои гусли.

Спрашивает царь Садко, почему не играет он на гусельках яровчатых.

«А шпенёчки во яровчатых повыломались,
А струночек запасных не случилося,
А шпенёчков не пригодилося».

Как и говорил старец, решает царь женить Садко. С утра встает гусляр, глядит — пред ним проходят триста девиц одна крыши другой, потом следующие триста, ещё краше прежних, и, наконец, ещё триста. Всех пропустил Садко, выбрал последнюю. Пошел в первую ночь Садко спать, а проснулся в Новгороде.

Дружина его возвращается с плавания по Волхову. Он встречает сотоварищей, отправляется домой в палаты, к жене своей настоящей. Обещание, данное старику, он выполнил: состроил церкву соборную Миколе Можайскому.

«Не стал больше ездить Садко на сине море.
Стал поживать Садко во Нове-граде»

Происхождение и варианты текста

Былины как образцы фольклора записывались со слов сказителей и собирателей. Один и тот же сюжет мог быть изложен по-разному. Существует много вариантов былины о Садко, со схожим сюжетом. Самой распространенной считается версия, изложенная Андреем Сорокиным

Сорокин Андрей Пантелеевич — русский сказитель, крестьянин, уроженец Пудожского уезда Олонецкой губернии. Сейчас это территория Республики Карелия. В Древней Руси земли Олонецкой губернии, часть современной Карелии, относились к Новгородскому княжеству.

Записал и опубликовал текст со слов Сорокина известный ученый-этнограф Павел Рыбников. Текст представлен в издании собранных им песен за 1910 год. Истоки былины ученые возводят к летописному сказанию, главным героем которого был купец Содко Сытинец.

Сюжет и образы былины восходят к мифологии индоевропейских народов. Различные вариации сказания о морском царе представлены в сказках, мифах, легендах Европы и Средней Азии.

Фольклорист Всеволод Миллер считает, что былина «Садко» это «не что иное, как бродячие сказочные мотивы, прикрепившиеся к историческому имени купца XII века».

Он же  усматривает в былине связь с финно-угорской мифологией, в частности гусляра Садко ученый сопоставляет с карело-финским эпическим героем Вяйнемейненом, центральным персонажем эпоса «Калевала». Однако эта аналогия оспаривается другими учеными.

Вяйнямёйнен — мудрый старец, играл на кантеле, карельском народом инструменте, напоминающем русские гусли. «Калевала» – карело-финская эпическая поэма, составленная на основе карельского фольклора финским ученым Элиасом Лённротом.

К настоящему времени в печатных и интернет-изданиях представлены различные поэтические и прозаические варианты текста былины о Садко, в том числе и адаптации для читателей младшего возраста. Популярен пересказ Ирины Валериановны Карнауховой под заголовком «Садко в подводном царстве». В данном обзоре для пересказа, анализа и цитирования использовался современный вариант издания классического текста Сорокина-Рыбникова.

Темы

Русская культура и русский характер отражены в языке текста, сюжете и образах былины. Фоном для повествования служит уклад жизни древнего Новгорода, в былине показана любовь и привязанность героев к родной земле.

Призвание и талант — одна из центральных тем фольклорного произведения. Каждый должен заниматься своим делом и найти своё место в жизни, данный свыше дар нужно ценить и уметь использовать. Главный герой былины — музыкант. Обретя богатство, он начинает заниматься торговлей, становится купцом и терпит неудачу в этом деле. Музыкальная одаренность определяет его судьбу, становится для него «бременем» и в то же время приносит счастье. Талант часто оказывается не оценен и может быть поводом для искушения. Эти темы фольклорного произведения представляются вполне современными и актуальными в наши дни.

Хвастовство — свойство человеческого характера. Людьми движет желание выделиться, показать своё превосходство. Человеку бывает присуща излишняя самоуверенность и склонность к преувеличению. Купцы похваляются на пиру, а Садко, которому нечем похваляться, выигрывает у них спор. Потом уже сам Садко, вкусив богатой жизни, переоценивает собственные возможности, и похвальба не доводит его до добра.

Тема природы важна для русского фольклора. Видное место она занимает в былине «Садко». Человек зависим от природы, он не властен перед стихией. На Руси природу почитали и любили, во времена язычества ей поклонялись, её одушевляли.

Христианство — неотъемлемая часть русской культуры. Использование образа Миколы Можайского и сюжет со строительством церкви показывает укоренённость христианской традиции в сознании и в быту новгородцев Древней Руси.

Своеобразие

Былина «Садко» имеет ряд стилистических и содержательных особенностей, что делает её уникальным образцом русского фольклора.

Христианство и язычество

В былине причудливым образом перекликаются христианские и языческие мотивы. С одной стороны — Николай Чудотворец, один из самых любимых святых на Руси, упоминание божьих церквей, строительство их, а с другой стороны — языческий образ морского царя, вера в силы природы и неразрывная связь человека с ней, что характерно для язычества.

Такая двойственность вполне объяснима. Языческие традиции и верования ещё долго сохранялись в Древней Руси после введения христианства в 988 году.

Историческое и сказочное

Отображение эпохи Древней Руси и культуры региона, очевидная связь с летописными упоминаниями и реальной жизнью Новгорода позволяют говорить об исторической составляющей былины. В то же время «мотивы» реальной истории русских земель соседствуют с «фантастическими» и сказочными элементами. В стилистике и манере повествования присутствуют черты, характерные для русских сказок. Обращает на себя внимание символическое число три, использующееся во многих русских сказочных сюжетах.

Сюжет «Садко» в русской культуре

К сюжету о Садко и мотивам былины неоднократно обращались авторы разных эпох, представляющие различные виды искусства. Ниже приведены некоторые примеры.

В литературе

Стихотворение «Садко» есть в творческом наследии русского поэта и писателя Алексея Константиновича Толстого. Это авторская интерпретация сюжета о Садко и Водяном царе. Поэтическое произведение написано в 1871–1872 годах.

Одноименную сказку по мотивам былины написал Александр Николаевич Нечаев — русский сказочник и ученый-фольклорист. Произведение представляет собой достаточно близкий к оригиналу вольный пересказ, он немного отличается от классического былинного сюжета.  Одним из важных героев сказки Нечаева является Водяной — хозяин Ильмень-озера, которого нет в фольклорных текстах. При этом мотив, связанный с Николаем Чудотворцем, в сказке отсутствует. На некоторых ресурсах текст сказки Нечаева преподносится в качестве самой былины.

Театр и музыка

Театральное и музыкальное искусство переплетаются в жанре оперы. Классикой отечественной академической музыки стало произведение Николая Андреевича Римского-Корсакова, по мотивам новгородской былины о Садко. Опера «Садко» создавалась композитором в 1880-х – 1890-х годах. Первая постановка состоялась в 1887. Либретто, так в опере называется текстовая и сюжетная составляющая произведения, было написано совместно Римским-Корсаковым и Владимиром Бельским.

В современную эпоху популярен такой музыкально-театральный жанр, как мюзикл. На основе былин о Садко создано несколько мюзиклов.  В московском «Фольклорном центре под руководством Людмилы Рюминой» представлен авторский спектакль известного музыканта, актера и композитора Глеба Матвейчука.

Кинематограф и мультипликация

В советском кинематографе сюжет о Садко был воплощен ещё в 1952 году в музыкальном фильме-сказке режиссера Александра Птушко по сценарию Константина Нечаева. Первоисточником для фильма считается не столько само былинное сказание, сколько одноименная опера. В кино используются фрагменты произведения Римского-Корсакова.

Не так давно отечественные мультипликаторы представили полнометражный анимационный фильм «Садко». Он позиционируется как экранизация былины. Мультфильм Сергея Волкова и Виталия Мухамедзянова вышел на экраны в 2018 году.

Скачать обзор:

Читательский дневник по русской народной былине «Садко»

Автор: устное народное творчество.

Название произведения: «Садко».

Число страниц: 38.

Жанр произведения: русские былины.

Главные герои: купец Садко, Царь морской,

Второстепенные герои: святой Николай.

Характеристика главных героев:

Садко — поначалу был бедным музыкантом.

Добрый, и за свой талант был награждён несчётным богатством.

Был настоящим патриотом и пожертвовал собой.

Морской царь — буйный, сильный, могучий.

Любит музыку и танцы.

Характеристика второстепенных героев:

Николай Можайский — святой, заступник новгородцев.

Краткое содержание русской былины «Садко»

В Новгороде жил гусляр по имени Садко.

Однажды на Ильмень-озере Садко встретил царя Морского, который полюбил музыку гусляра и оказал ему покровительство.

Благодаря этому Садко разбогател и стал купцом.

Он снаряжал многочисленные суда за товаром.

Садко так возгордился, что стал спорить, что купит весь товар в Новгороде.

Однако, скупив всё в первый день.

На следующий день Садко увидел, что лавки снова полны.

Однажды, Садко плыл по морю и разыгралась буря.

Попытки умаслить морского царя ни к чему не привели.

Тогда бросили жребий и вышло, что морской царь требует к себе Садко.

Пришлось тому спускаться на дно и играть для морского царя.

Подводный царь развеселился, стал плясать, а на море поднялась буря.

Гибли люди.

К гусляру явился святой Николай и посоветовал порвать струны и выбрать в жены Чернаву.

Так Садко и сделал. Сломал гусли, а когда морской царь стал предлагать ему жениться, выбрал Чернаву.

И очнулся на берегу Чернавы, возле Новгорода.

План былины:

  1. Встреча на озере.
  2. Выигранный спор.
  3. Богатство.
  4. Проигранный спор.
  5. Морская буря.
  6. Жребий брошен.
  7. В подводном дворце.
  8. Явление святого Николая.
  9. Возвращение Садко.

Основная мысль былины «Садко»

Главная мысль былины заключается в том, что за всё приходится платить.

Морской владыка однажды помог гусляру и вытащил его из бедности, за это Садко ему играл на гуслях.

Основная идея былины в том, что богатство приходит и уходит, а совесть остаётся.

Человек должен помогать другим, тогда он получит вознаграждение за всё.

Чему учит былина

Былина учит ни гордиться, ни думать, что ты лучше всех.

Учит стремиться достичь совершенства во всём.

Учит настойчивости и упорству.

Учит не быть эгоистом, помогать другим людям.

Учит отдавать долги и не делать новых.

Краткий отзыв о былине «Садко» для читательского дневника

Прочитав эту былину, я подумала, что в одном тексте объединены три истории.

Это история встречи с Морским повелителем, после которой гусляр разбогател.

Её суть в том, что став мастером, человек добивается и успеха.

Вторая история спора Садко о том, что он может выкупить город.

Это история о непомерном самомнении, о том, как портит человека богатство.

Третья история о путешествии Садко на морское дно.

Герой не показан в ней храбрецом и героем.

Он подчиняется обстоятельствам, которые выше его.

И только помощь святого спасает купца-гусляра.

Это очень интересное произведение древнерусской литературы.

Мне нравится удачливый и умелый герой в начале и конце былины.

И мне не нравится жадный герой в середине.

Но в целом, это положительный герой, который добился успеха благодаря своим рукам и голове.

Я всем советую прочитать эту былину и подумать о том, что добившись успех, человек не должен забывать кем он был.

Не должен забывать старых друзей и считать себя лучше других.

Пословицы к произведению:

  • Родной край — сердцу рай.
  • Богат — не хвались, беден — не отчаивайся.
  • Обещание выполнением ценится.
  • Каков голосок — таков и отголосок.
  • Кто спорит, тот ничего не стоит.

Словарь неизвестных слов:

  • Град — город.
  • Гусли — струнный музыкальный инструмент.
  • Заклад — спор.
  • Невод — рыболовная сеть.
  • Барыши — прибыль.

Отрывок, поразивший меня больше всего:

На другой день ставал Садко раным-рано,

Будил свою дружину хоробрую,

Без счета давал золотой казны

И распускал дружину по улицам торговыим,

А сам-то прямо шёл в гостиный ряд:

Вдвойне товаров принавезено,

Вдвойне товаров принаполнено

На тую на славу на великую новогородскую.

Опять выкупал товары новогородские,

Худые товары и добрые,

На свою бессчётну золоту казну.

Ещё читательские дневники по русским былинам:

  • Сборник «Русские богатыри и героические сказки»
  • «Ильины три поездочки»
  • «Три поездки Ильи Муромца»
  • «Вольга Всеславьевич»
  • «Святогор-богатырь»
  • «Микула Селянович»
  • «Про Добрыню Никитича и Змея Горыныча»
  • «Алёша Попович и Тугарин Змеевич»
  • «Про прекрасную Василису Микулишну»

Библиотека русской былины пополняется.

Главные герои

В настоящее время сохранился один рассказ о весёлой жизни Новгородского княжества. Он повествует о Садко, обитателе города, который не раз погружался в водную пучину и возвращался на землю невредимым. Произведение донесли до читателей сказители — А. Сорокин и В. Щеголёнок.

Герой начал свой путь, как обычный музыкант-гусляр. Народ не особо интересовался его творчеством, поэтому он не получал за него много денег. Однажды, когда молодой человек печалился и играл грустную мелодию, к нему пришла удача. Повелитель Моря помог разбогатеть герою, потому что был покорен его мастерством.

герои оперы садко

Садко имеет черты характера, свойственные обычному русскому человеку. Герой простодушный и отзывчивый. Как ни странно, даже будучи богатым купцом, он остается честным и порядочным мужчиной. Персонаж даже спасает дружину ценой собственной жизни, а не предлагает ей просить милости морского царя.

Юноша не привык к праздному образу жизни. Благодаря терпению и трудолюбию он смог стать мастером своего дела. С помощью этих же качеств он увеличивал свои богатства. Молодой человек не скуп, но и не пускает деньги попусту. Он верен своему слову, поэтому проиграв, без лишних разговоров отдает проигрыш. Но Садко в то же время имеет свои слабости. Отрицательным персонажем его можно назвать за некоторые качества:

  • хвастливость;
  • недостаток духовности;
  • алчность, из-за которой он стал богат.

Некогда бедный гусляр начинает промышлять торговлей для увеличения достатка. Но морской царь наказывает его за жадность, но потом проявляет снисхождение и прославляет на всё морское царство. Юноше снова удается разбогатеть, даже несмотря на большие финансовые убытки в недавнем прошлом. Теперь он плывёт по течению, не осложняя себе жизнь лишними мыслями.

Тем не менее юный Садко довольно близок к народу. Он иногда играет на гуслях и для обычных крестьян. По этой причине персонажа можно назвать положительным. К тому же многие его отрицательные черты исчезают на фоне природного обаяния.

Герой показывает на собственном примере, что такие качества, как целеустремлённость и благородство, помогут достичь больших успехов в любом деле.

Остальные персонажи

Но в былине есть и самый противоречивый герой — это Морской царь. Владыка бездонного царства олицетворяет могущественную и беспощадную силу, которая карает всех провинившихся. Но при этот он является ценителем музыки и добродушен к тем, кто ему нравится. Царь морских глубин вначале помогает гусляру, а потом берет в плен. Ему так и не удается понять, почему Садко не захотел променять жизнь в Новгороде на принадлежащие правителю ценные сокровища.

главные герои садко

Владыка морского мира слишком могущественен и в его силах погубить всё, что встает у него на пути. Но ему до безумия понравилась музыка гусляра, поэтому он не понимал, почему тот так мечтает попасть назад домой, если здесь его ждёт лучшая жизнь.

Морской владыка не испытывал жалости к людям, которые оказывались на дне морском и могли погибнуть. Таким образом, отрицательным персонажем в былине является именно он. Герой слишком непредсказуем. С одной стороны, его можно даже считать злодеем, но с другой — царь не делает чего-то чересчур ужасного.

Также в былине есть второстепенный персонаж — Микола Можайский. Он играет роль спасителя Садко, когда достаёт его со дна морского. В тот момент гусляр уже не надеялся на спасение и просто читал молитву к святому Николаю Угоднику, как вдруг перед ним появилось видение с Миколой. Можайский раскрыл ему тайну, как победить морского владыку.

Микола Можайский — образ бескорыстного человека, который является защитником обездоленных. Когда Садко спасается из морского царства, решает построить храм в Новгороде и призывает всех людей молиться во славу спасителя. Храм он решает возвести потому, что Можайский попросил его об этом.

главные герои оперы садко

Ещё есть молодая героиня — Чернавушка, дочь морского царя. Девушка помогает Садко в возвращении назад на родину. Также из женских персонажей ещё есть жена героя. Он встречает её уже после возвращения в Новгород. Персонаж понимает, что полюбил ее. Герои живут счастливо долгие годы.

Описание былины

Историки считают, что основой для былины о приключениях Садко послужила народная песня о купце Содко Сотынець. Его первое упоминание было обнаружено в летописи о новгородской земле 1168 года. В ней он указывается, как строитель Борисоглебской церкви. Самое интересное, что образы Садко и Морского владыки можно рассмотреть в народном фольклоре других стран:

  • Греция;
  • Финляндия;
  • Эстония;
  • Франция;
  • Киргизстан.

Примечательно, что произведения народного творчества проходят через определенные образы. Например, былины Киевского цикла предполагают использование фигуры князя Владимира, богатырей, города Киева.

былинный герой садко

Действия былины проходят в богатом и красивом городе Новгороде. Садко, молодой музыкант-гусляр, выступал с песнями перед местными богатыми боярами и купцами. Он обладал сладкоголосым пением. Но на одном из вечеров певец понял, что его никто из присутствующих не слушал. Это сильно опечалило его, из-за чего он пошёл на озеро Ильмень.

Садко начинает петь и играть грустную песню. Но через некоторое время перед ним появляется морской владыка. Он захотел поблагодарить певца за его пение и наградить большими богатствами. Парень спорит с тремя купцами на то, что в озере Ильмень водится маленькая рыбка с золотым окрасом. Выиграв, Садко становится довольно богатым человеком и за ближайшие 12 лет приумножает свои доходы.

Но потом герой решает отправиться в долгое путешествие, связанное с торговлей. Он нагружает около 30 судов большими богатствами. Но через некоторое время начинается буря. Садко просит отпустить их с миром, но морскому владыке нужен лишь искусный певец и музыкант. Впоследствии персонаж попадает на дно.

Там мужчина сутками напролёт развлекает правителя и его приближённых, за что ему щедро платят. Но его мечты о возращении в любимый город помогают не купиться на лесть правителя, поэтому при помощи дочери подводного царя и святого Николая Чудотворца (Миколы Можайского) у него получается освободиться от рабства и вернуться домой, где Садко устраивает крупный пир и воздвигает храм своему спасителю.

Композиция произведения

Композиция сюжета выполнена так, что он разделен на 3 самостоятельные части. Белинский считал, что в былине сильно выражен конфликт исторических персонажей. В ней есть уникальная черта. Это то, что в ней пересекаются герои разных временных отрезков:

  • языческий — морской владыка;
  • православный — святой Николай Чудотворец;
  • главный герой — былинный богатырь.

герои былины садко

Для Садко, который был патриотом и православным человеком, выше всего был любимый Новгород. В былине достоверно описана бытовая жизнь новгородцев того столетия. На основе былины даже создана опера «Садко», герои которой соответствуют тем, что приводятся в оригинальном произведении.

Былина — это значимый элемент русской литературы. В ней показана любовь к родине в образе свободного музыканта-гусляра, который смог победить и морского царя, и купцов, а также смог противостоять соблазну богатой жизни.

Описание главных героев «Садко» с характеристикой их поступков позволяет лучше раскрыть их образы, составить полный портрет. Читателю становится понятно, что они собой представляют и какими особенностями обладают. Краткий обзор персонажей сказки будет полезен школьникам, проходящим в старших классах произведение. Также наличие полной информации по биографии героев даст возможность нарисовать картинку по теме.

На чтение 6 мин Просмотров 23.2к. Опубликовано 23.12.2020

Русская народная былина
«Садко» Краткое содержание

Садко — это история о простом гусляре, который, благодаря своей игре, смог стать богатым человеком, и спастись от Морского владыки.

Сюжет повествует о том, как музыка, играющая от души, может поразить всех: как простой люд, так и владыку подводного мира

Очень краткий пересказ русской народной былины «Садко»

Жил в Новгороде Садко-гусляр, днями напролёт герой выступал на званых пирах. Перестали его звать на праздники, стало Садко скучно, и тогда пошёл он к озеру поиграть на гуслях. Его музыка пришлась по нраву Морскому правителю, и захотел тот наградить музыканта за его чудесную песню.

Царь советует Садко заключить пари с купцами, что в Ильмень-озере обитает редкая рыба. Последовав совету, герой выигрывает спор и становиться одним из богатейших купцов.

На одном из пиршеств герой опять спорит с торговцами, но проигрывает. После пари, на последние деньги покупает корабли и отправляется по морю торговать. Он распродает товары, купленные в Новгороде, заграницей.

По возвращении в город на море разразился шторм, и, чтобы предотвратить катастрофу, моряки кидают жребий, кому принести себя в качестве дани Морскому царю.

Жребий дважды выбирает Садко, и, купец, оказываясь в подводном мире, веселит царя своей игрой на гуслях. Долго Садко играл, а царь всё не унимается, всё пляшет, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.

Люди на суше стали молиться Миколе Можайскому. Отозвавшись на мольбы людей, святой старец предстаёт перед купцом и даёт ему совет, как прекратить буйство в море и вернуться домой живым.

Выполнив указания старца, Садко оказывается в родном городе. Он возводит церковь Миколе Можайскому и перестаёт плавать по морю.

Список и краткая характеристики героев русской народной былины «Садко»

Главные герои былины

  • Садко — талантливый, бедный человек, прекрасно играющий на гуслях. Воспользовавшись советом Морского царя, герой становиться богатым. Садко честный, благодарный, очень удачливый человек, может пожертвовать собой ради других, не любит хвастаться, но поспорить не против.
  • Морской царь — правитель подводного мира, вознаграждает Садко за его прекрасную игру, затем забирает его в подводный мир и наслаждается прекрасной игрой гусляра. Царь очень эгоистичен в своих желаниях.
  • Микола Можайский — святой старец, заступник народа, услышав просьбы страдающих людей от пляски царя, пришёл на помощь к гусляру, указав как выбраться из плена.

Краткое содержание русской народной былины «Садко» подробно

Садко бедный музыкант, проживающий в Новгороде. Каждый день Садко играет то на одном пиру, то на другом.

Не приглашают гусляра три дня подряд на пир. Музыканту стало скучно, и тогда пошёл он к Ильмень-озеру, сел на бел-горюч камень и заиграл на гуслях.

Но вдруг вода всколыхнулась. Садко, недолго думая, ушёл прочь. Так трижды ходил он к озеру.

На последний раз вышел из воды Морской царь. Владыке пришлась по душе игра Садко, что решил он наградить музыканта.

Предложил он Садко спор завязать с купцами на рыбу – золоты перья, что обитает в Ильмень-озере.

Возвратившись в город, Садко был приглашён на пир. Как напоили гусляра, так он и начал хвалиться, что в Ильмень-озере рыба — золоты перья плавает.

Видя, что торговцы не верят словам его, заложил свою голову Садко по совету владыки Морского, а купцы свои товарные лавки на кон поставили.

Сдержал свое слово царь – позволил поймать неводом шелковым трех рыб – золоты перья.

Так бедный гусляр стал богатым купцом.

Вскоре Садко пригласил к себе на пир тех самых купцов. Они наелись, напились, стали хвастаться и спрашивают у Садко, чем же он похвастает.

Купец ответил, что у него такая бессчётная казна, он запросто сможет купить на неё все товары в Новгороде.

Не успел он опомниться, как скупал каждый день все новгородские товары, но потерпел неудачу, невозможно было скупить все в Новгороде. Поиграв спор, на последние деньги Садко приобрёл корабли и отправился со своей дружиною в заморские страны торговать купленными товарами.

Подав все купленное, вернул Садко свое богатство в двойном размере. Герои поплыли в обратном направлении, как разразился шторм, тогда Садко решил задобрить Морского царя, велел своей дружине кинуть в море бочку серебра, но шторм не утих, затем бочку золота, но буря становилась сильнее.

Тогда Садко понял, что Морской царь требует живого человека, стали они кидать жребий. Выбор пал на Садко.

Отписав в завещании все свое добро церквям, молодой жене, нищим и дружине, гусляр отправился к Морскому владыке.

Обрадованный появлением Садко царь приказал ему на гусельках яровчатых сыграть. Долго Садко играл, а царь всё пляшет не унимается, а в это время на море бушует сильный шторм, корабли тонут, невинные люди погибают.

Испугался народ, стал молиться Миколе Можайскому. Услышав мольбы, Микола идёт на помощь к Садко. Советует старец купцу, гусли сломать и сказать, мол не на чем теперь играть, и если царь в награду попросит взять кого-то из девиц в жёны, то надо первые три сотни пропустить, а самую последнюю, Чернавушку, в жёны взять, после чего гусляр сможет вернуться домой.

Последовав указаниям старца, Садко ломает свой инструмент и говорит царю, мол не на чём теперь играть. Предложил тогда Морской владыка гусляру жениться в море на одной из девушек. Пропустил гусляр три сотни девиц и выбрал последнюю себе в жены — Чернавушку.

После свадьбы, как и говорил старец, Садко заснул и проснулся в своём родном городе. Убитая горем дружина, радостно и с удивлением встречает Садко, живого и здорового, а обрадованная возвращению мужа жена нежно целует его.

Не стал больше Садко плавать по морю, а в благодарность за спасение возвел церковь Миколе Можайскому.

Кратко об истории создания произведения «Садко»

Происхождение этой замечательной былины неизвестно, но есть предположение, что создание этой сказки опиралось на древнейшую песню о новгородском торговце по имени Содко Сытинець, который построил церковь Бориса и Глеба. Первое упоминание этой песни относиться к 1167 году.
Эта восхитительная былина передавалась на протяжении многих лет из уст в уста, от крестьянина к крестьянину, поэтому можно лишь строить догадки о первоначальном источнике этого рассказа.

  • Кем был герасим в рассказе муму у барыни
  • Керхи кунсем сочинение на чувашском языке
  • Кем был гвидон в сказке пушкина
  • Керкунне сочинение на чувашском 3 класс
  • Кем был аяк ага в сказке ашик кериб