Кем в сказке руслан и людмила приходились друг другу черномор и голова

Второстепенные персонажи

Черномор

Отрицательный герой, страшный и злой колдун небольшого роста, с длинной бородой, главный враг Руслана Он имеет привычку похищать молодых и красивых девушек. Похитил Людмилу. Сила заключается в его бороде. Он очень могущественный, может руководить звездами на небе, но не может добиться расположения Людмилы. Руслан одолел волшебника, отрубив злосчастную бороду. Черномор сразу потерял все свои силы.

Финн

Волшебный старец, один из положительных героев. Когда-то он отверг Наину, тем самым сильно разозлил колдунью. Из рассказа Финна, Руслан узнает о похитителе Людмилы. Пробуждает его от смертельного сна. Также дает богатырю волшебное кольцо для спасения Людмилы.

Наина

Наина – коварная женщина с колдовскими способностями, подружка Черномора. Она имеет способность перевоплощаться в разных животных. Вместе с ним, они пытаются противостоять богатырю Руслану.

Фарлаф

Богатырь – трус. Влюблен в красавицу Людмилу. Благодаря колдунье Наине, смог убить Руслана и украсть его жену. По возвращении в Киев объявил себя героем, но после во всем сознался.

Ратмир

Один из тех, кто тоже любит Людмилу. Он молодой князь хазар. Во время поисков дочери Владимира, Ратмир встретил девушку пастушку. У молодых возникли взаимные чувства, и богатырь остался жить вместе с новой возлюбленной.

Рогдай

Неукротимый и смелый боец, соперник Руслана, от ревности становится мрачным и угрюмым. Злой и мстительный, мечтает расправиться с Русланом, но сам погибает от его руки.

Князь Владимир

Правит Киевской Русью. Приходится отцом Людмиле. Вспыльчивый, но отходчивый и великодушный.

Голова

Старший брат колдуна, был высоким и смелым воином, но немного простоватым. По злой воле брата превращен в Голову, которая должна стеречь меч, причину ссоры братьев.

Это был неполный список персонажей из поэмы. В «Руслан и Людмила» герои – реальные и мифические, но все они требуют более подробной характеристики и более полного описания, чтобы понять глубокий смысл произведения.

Предыдущая

СочиненияГлавные герои «Старый гений» характеристика персонажей рассказа Лескова

Следующая

СочиненияГлавные герои «Волшебник изумрудного города» характеристика персонажей сказки Волкова

Сюжет

Колдун Черномор украл Людмилу — младшую дочь князя Владимира-солнце. Произошло это сразу после пира, где праздновалась свадьба Людмилы и Руслана, прямо в опочивальне, куда удалились молодожены.

Черномор и Людмила

В опочивальне гремит гром, вспыхивает свет, после этого становится темно. Наступает тишина, в которой раздается странный голос. В темноте что-то взвивается и исчезает, и князь Руслан обнаруживает, что остался в комнате один.

Князь Владимир зол на Руслана за то, что тот не смог уберечь дочь, и объявляет, что Людмила достанется тому из витязей, кто сможет разыскать и спасти девушку. Руслан отправляется на поиски вместе с другими претендентами на руку Людмилы.

Позже Руслан узнает подробности о Черноморе от некоего старца, который живет в пещере, встретившейся герою на пути. Черномор — страшный колдун, который давно завел привычку похищать красивых девиц и уносить к себе в замок, скрытый в северных горах, куда ни одному воину до сих пор не удавалось пробраться.

Руслан и старец

Черномор силен в колдовстве и способен сводить с небосклона звезды, но при этом стар и в любовном смысле немощен, поэтому Людмиле ничего не грозит. Старец обнадеживает Руслана, сказав, что тот непременно победит злодея и вернет девицу невредимой. Руслан, обрадованный, продолжает путь, перед этим выслушав еще и рассказ старца о его несчастной юношеской любви к колдунье Наине.

Черномор тем временем устроил все для того, чтобы похищенной девице у него понравилось. Для Людмилы приготовлена роскошная постель под балдахином в духе «Тысячи и одной ночи». К девушке приставлены красивые и умелые служанки, которые одевают и обувают Людмилу, заплетают той косы и украшают жемчугами. Невидимые девы поют Людмиле веселые песни, двери сами открываются перед героиней.

Черномор

К услугам девушки — цветущий сад с апельсиновыми деревьями, кедрами, пальмами, теплыми озерами и фонтанами. И все это — посреди мрачных северных гор, покрытых заснеженным лесом. Над девушкой сам собой разворачивается волшебный шатер, внутри которого Людмила находит роскошные яства, во время еды играет музыка. Когда девушка хочет спать, некто невидимый поднимает Людмилу в воздух и относит на постель.

Несмотря на все эти обхаживания, девица скверно принимает Черномора, когда тот является в спальню в сопровождении арапов, несущих на подушках длинную седую черноморову бороду. Сам колдун выглядит как важного вида карлик с бритой головой, на которой красуется высокий колпак. Людмила пугается, нападает на Черномора и визжит. Первое свидание заканчивается неудачно.

Людмила

На следующее утро, когда Черномор еще лежит в постели, а рабы ухаживают за его бородой и усами, к колдуну через окно заявляется ведьма Наина в виде крылатого змея. Она рассказывает Черномору о витязе Руслане, который едет с ним сразиться, но колдуна это не пугает. Сила Черномора в бороде, и пока борода цела — колдуну ничего не страшно.

Поговорив с Наиной, Черномор снова идет к Людмиле, но та пропала неизвестно куда. Ни сам Черномор, ни его прислужники не могут найти княжну ни в замке, ни в саду. Черномор разгневан, но девица на самом деле никуда не пропадала, а нашла шапку-невидимку среди черноморова добра и решила воспользоваться ею, чтобы никто не смог ее найти.

Руслан и голова

Руслан тем временем встречает по пути громадную голову витязя размером с холм и узнает печальную историю этой головы. Раньше голова сидела на плечах у старшего брата Черномора, великана. Черномор хитростью отсек брату голову, использовав для этого волшебный меч, который опасен и для самого Черномора тоже. Мстительная голова отдает этот меч Руслану.

Черномору тем временем удается наконец хитростью привлечь к себе девицу, которая разгуливает по замку в шапке-невидимке, издеваясь над слугами. Для этого колдун является Людмиле в облике раненого Руслана. Но в тот момент, когда девица уже готова отдать негодяю плод любви, появляется настоящий Руслан и дует в рог. Услышав звук рога, Черномор улетает сражаться с витязем.

Руслан отрезает бороду Черномору

Во время схватки Руслан отсекает мечом черноморову бороду, после чего колдун становится беспомощен. Поверженного Черномора Руслан увозит с собой во дворец князя Владимира.

Главные герои

Руслан

Настоящий русский богатырь, олицетворяющий собой тип истинного русского народа: могучий, широкоплечий витязь, белокурые волосы и голубые глаза. Бесстрашный и отважный, великодушный, честный и порядочный человек. Упорный и целеустремленный, несмотря на различные препятствия, целенаправленно и мужественно движется к цели. С честью выдерживает все испытания, ради освобождения Людмилы. Спасает Людмилу и защищает родную землю от набега печенегов.

Людмила

Младшая дочь князя Владимира, супруга Руслана. Сразу после свадьбы девушка исчезла таинственным образом. Ее похитил злой колдун Черномор. Людмила предстает в образе идеальной и верной жены. Она тонкая и ранимая натура, чувствительная и скромная. В то же время, девушка имеет твердый характер. Это позволяет ей быть непокорной Черномору, и ждать своего возлюбленного Руслана.

( 1 оценка, среднее 5 из 5 )

Произведения А. С. Пушкина не всегда были реалистичными — он написал много прекрасных сказок, которые вошли в сокровищницу мировой литературы. И порой в них встречаются удивительные, даже фантастические персонажи. Например, голова из поэмы «Руслан и Людмила». И это не просто какое-то чудовище, а персонаж с собственной историей, которая постепенно раскрывается перед читателем.

Оглавление:

  • Неожиданная встреча
  • Битва с Головой
  • Коварный замысел
  • Гибель физическая и духовная
  • Финал истории

Поэма «Руслан и Людмила»

Неожиданная встреча

Наряду с «обычными» героями (киевским князем, похищенной княжной и отважным богатырем) сказочный мир поэмы населяют и создания, которые являются плодом воображения писателя. Например, всемогущий колдун Черномор. И, конечно, говорящая голова. Этот образ является, пожалуй, наиболее фантастическим во всем произведении. Вот какие приемы помогают представить читателю весьма необычное существо:

  • Эпитеты — определения, они должны усилить впечатление («огромны очи»).
  • Гиперболы — стилистические преувеличения, которые служат цели подчеркнуть мысль автора («…как жар… очи засверкали», «громадой грозной»).

Точных размеров автор не называет, но становится понятно, что Голова очень большая, просто огромная. Главный герой натыкается на существо неожиданно и сначала думает, что перед ним — холм. Однако вскоре понимает, что ошибся и это не что иное, как настоящая голова. Правда, без туловища.

Битва с Головой

Отважный витязь Руслан вступает в схватку с противником. Хотя силы явно неравны. Об этом однозначно говорится в описании необычного персонажа:

Битва с Головой

  • Большой размер — главное, на чем акцентирует внимание автор. Он сравнивает Голову с громадой, холмом. На бровях, ресницах и усах у Головы отдыхают совы.
  • Автор восхищается персонажем — при этом Пушкин пишет, что его персонаж обладает «ужасной красотой».
  • Даже простое чихание вызывает целую бурю — коня, на котором путешествует Руслан, просто сносит вместе с наездником.

Голова находится посреди степи не просто так, у нее есть своя цель. Но об этом герой узнает уже после битвы. Сначала же персонаж кажется полностью отрицательным, поскольку атакует главного героя, мешает ему исполнить благородную миссию.

Но благодаря упорству и смекалке, Руслану удается одержать победу. Он протыкает копьем язык чудовищному обитателю степи. Сдвигает голову с места и завладевает мечом. После этого герой уже хочет нанести последний сокрушительный удар, но неожиданно слышит мольбу о пощаде. Руслан проявляет великодушие, как и подобает герою. Это позволяет читателям узнать подробности жизни персонажа и пересмотреть его характеристику, которая сначала кажется отрицательной.

Коварный замысел

Выясняется, что в поэме «Руслан и Людмила» голова богатыря появляется не просто так. Этот персонаж имеет предысторию, которая окажется важной для развязки всего сюжета. Фантастический персонаж раньше тоже был отважным витязем, как и главный герой поэмы. Недаром же он носит шлем, хотя лишен тела. Герой рассказывает все о том, как оказался посреди пустынной степи.

Черномор отрубил голову своему брату

Именно тогда и выясняется, что злодей Черномор, похитивший невесту Руслана, приходится бывшему воину младшим братом. Он родился карликом, стал хитрым и коварным. Старший юноша был очень красив, статен, высок и храбр, обладал добрым сердцем. Становится понятно, почему Черномор отрубил голову своему брату — причиной стала банальная зависть. Именно она толкнула злодея на этот безобразный поступок. Он придумал целый план по избавлению от «соперника».

Великан-богатырь был отважен, но простоват. Этим и воспользовался карла. Однажды он поделился с братом тайной: существует меч, которым будут убиты они оба. И чтобы избежать такой судьбы, Черномор хочет завладеть оружием. Ложь было сложней распознать, поскольку в ней содержалась и правдивая информация. Только витязь не знал, что первой жертвой меча станет он сам…

Гибель физическая и духовная

Итак, Великан сажает карлика на плечо и вдвоем братья отправляются на поиски страшного меча. Благодаря своей силе, старший брат легко достает оружие из подвала. Но возникает спор — кто будет им владеть? Карлик предлагает соревнование — надо приложить голову к земле и внимательно слушать. Обладателем меча станет тот, кто первым услышит звон.

Руслан разговаривает с головой

Пока богатырь лежал на земле, злодей подкрался к нему сзади и отсек голову. Но жестокий колдун задержал в ней «дух жизни». Черномор перенес побежденного брата (точней то, что от него осталось) в степь и заставил сторожить зловещий меч. Вот что защищала голова от незваных гостей. Бывший витязь открывает Руслану секрет, который помог одержать победу над злодеем. Сила Черномора содержится в его бороде. Карлик уже родился с ней. Чем длинней борода, тем сильней колдовская сила. Именно ее следует отсечь Руслану.

Читателю остается неизвестным, как звали брата коварного карлика. Но это неважно для понимания чувств персонажа. Все, что осталось у Головы — желание мести, он живет только этим. Поэтому личность оказывается лишенной самого главного для человека — возможности влиять на ход событий. Она прикована к одному месту, может только говорить да поднимать вокруг себя пыльные вихри.

Так автор показывает бесцельное существование, целью которого является лишь негативное стремление причинить кому-то боль. Даже если это вполне заслуженно.

Финал истории

Богатырь, победивший Черномора, возвращается к волшебному персонажу, который помог ему вызволить из плена невесту и одолеть зло. Услышав весть о том, что колдун побежден, Голова спокойно умирает. Для нее смерть — радостное событие, поскольку персонаж исполнил свое предназначение и ему в жизни нечего больше желать.

Битва Руслана с Черномором

Руслан же хорошо усвоил урок, который следует из биографии поверженного витязя. Одержав победу над колдуном, он не убивает его, а просто лишает возможности и дальше творить зло. Воин не становится на путь мести, не позволяет злобе завладеть душой.

Голова и Черномор — не единственные персонажи, которых он прощает. Например, Фарлаф и вовсе лишает его жизни, ворует Людмилу, но и этого негодяя доблестный рыцарь прощает (после того, как тот раскаивается). Ненавидеть врага — это не лучший способ провести остаток жизни. Лучше пресечь зло и позабыть о нем, открывая душу для новых приятных чувств. Такой урок можно извлечь из печальной истории Головы, охранявшей волшебный меч.

«Руслан и Людмила» главные герои

«Руслан и Людмила» главные герои

С детства все знают и любят сказки Пушкина, они полны не только ярких, красочных образов, но и несут глубокий смысл. Одним из таких произведений величайшего русского писателя является поэма «Руслан и Людмила». Это великолепная сказка о всепобеждающей любви отважного витязя к прекрасной Людмиле. Главные герои «Руслана и Людмилы» не только реальные люди, но и фантастические сказочные существа и предметы. Замечательная по форме и содержанию поэма была и остаётся любимым произведением почитателей творчества бессмертного русского классика. Композитор Глинка создал одноименную оперу, премьера которой состоялась в 1842 году.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев«Руслана и Людмилы»

Главные герои

Руслан

Главный герой, настоящий русский богатырь.

Олицетворяет собой тип русского человека: могучий, широкоплечий витязь, у него светлые волосы и голубые глаза. Бесстрашный и отважный, великодушный, честный и порядочный человек. Упорный и целеустремлённый; несмотря на различные препятствия, настойчиво и мужественно движется к цели. С честью выдерживает все испытания ради освобождения Людмилы. Спасает Людмилу и защищает родную землю от набега печенегов.

Людмила

Младшая дочь князя Владимира, супруга Руслана.

Во время своей свадьбы девушка исчезла таинственным образом. Её похитил злой колдун Черномор. Людмила сочетает в себе черты идеальной верной жены и немного легкомысленной и жизнелюбивой девушки. Она тонкая и ранимая натура, чувствительная и скромная. В то же время девушка имеет твёрдый характер. Это позволяет ей быть непокорной Черномору и ждать своего возлюбленного Руслана.

Второстепенные персонажи

Черномор

Главный враг Руслана, колдун.

Отрицательный герой, страшный и злой колдун небольшого роста с длинной бородой. Он имеет привычку похищать молодых и красивых девушек. Сила заключается в его бороде. Он очень могущественный, может руководить звёздами на небе, но не может добиться расположения Людмилы. Руслан одолел волшебника, отрубив колдуну бороду. Черномор сразу потерял всю свою волшебную силу.

Один из положительных героев. Когда-то он отверг колдунью Наину, тем самым сильно разозлил её. Из рассказа Финна Руслан узнаёт о похитителе Людмилы. Старец пробуждает его от смертельного сна. Также даёт богатырю волшебное кольцо для спасения Людмилы.

Наина

Подружка Черномора.

Коварная женщина с колдовскими чарами. Она имеет способность перевоплощаться в разных животных. Вместе с Черномором она пытается противостоять богатырю Руслану.

Влюблён в красавицу Людмилу. Благодаря колдунье Наине смог убить Руслана и украсть его жену. По возвращении в Киев объявил себя героем, но после во всём сознался.

Ратмир

Молодой князь хазар.

Один из тех, кто тоже любит Людмилу. Во время поисков дочери Владимира Ратмир встретил девушку-пастушку. У молодых возникли взаимные чувства, и богатырь остался жить вместе с новой возлюбленной.

Неукротимый и смелый боец. От ревности становится мрачным и угрюмым. Злой и мстительный, мечтает расправиться с Русланом, но сам погибает от его руки.

Князь Владимир

Правитель Киевской Руси.

Отец Людмилы. Вспыльчивый, но отходчивый и великодушный.

Голова

Старший брат колдуна./span>

Был высоким и смелым воином, но немного простоватым. По злой воле брата превращён в Голову, которая должна стеречь меч, причину ссоры братьев.

Это был неполный список персонажей поэмы. В «Руслане и Людмиле» герои, как реальные, так и мифические, требуют более подробной характеристики и более полного описания, чтобы понять глубокий смысл произведения.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Тест по произведению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Инга Зотова

    15/15

  • Вадим Демидов

    15/15

  • Рифат Баймуханов

    15/15

  • Михаил Владимиров

    14/15

  • Платон Ирбитов

    14/15

  • Анастасия Абраменко

    8/15

  • Ольга Сапожникова

    14/15

  • Кристина Назимова

    9/15

  • Роман Стрелов

    15/15

  • Толик Новиков

    9/15

Кем, когда и зачем голова была вырублена из огромной гранитной глыбы?

В поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила» (песнь третья) есть такие строки:

«…Задумчив едет наш Руслан
И видит: сквозь ночной туман
Вдали чернеет холм огромный
И что-то страшное храпит.
Он ближе к холму, ближе – слышит:
Чудесный холм как будто дышит.
Руслан внимает и глядит
Бестрепетно, с покойным духом;
Но, шевеля пугливым ухом,
Конь упирается, дрожит,
Трясёт упрямой головою,
И грива дыбом поднялась.
Вдруг холм, безоблачной луною
В тумане бледно озарясь,
Яснеет; смотрит храбрый князь –
И чудо видит пред собою.
Найду ли краски и слова?
Пред ним живая голова.
Огромны очи сном объяты;
Храпит, качая шлем пернатый,
И перья в тёмной высоте,
Как тени, ходят, развеваясь.
В своей ужасной красоте
Над мрачной степью возвышаясь,
Безмолвием окружена,
Пустыни сторож безымянной,
Руслану предстоит она
Громадой грозной и туманной…».

Пушкин А.С.Пушкин

Для тех, кто слегка подзабыл, напомню, что вначале витязь Руслан с головой повздорил, и дело дошло даже до кровопролития!

Но потом они примирились, и голова пожаловалась на «злобного колдуна Черномора», который хитростью заманил когда-то богатыря – владельца головы – в ловушку и эту самую голову отрубил.

И голова, вросшая в землю, так и живёт удивительным образом без тела, охраняя тот самый волшебный меч, которым совершил надругательство над богатырём карлик колдун «Черномор» с длинной чёрной бородой.

Впрочем, Александра Сергеевича правильнее всего читать, а не пересказывать.

Если кто-то действительно подзабыл, что же происходит после строк «…у Лукоморья дуб зелёный…», а кто-то до сих пор ещё не знаком с великолепной поэмой гениального А.С.Пушкина, тот всегда может освежить забытое или познать новое.

Как приходит к поэтам вдохновение, и каким чудесным образом они умудряются слагать из слов рифмованные сюжеты, порой наполненные такой яркой убедительностью, когда читая строки стихов, словно воочию видишь всё происходящее в сюжете как в кадрах кинофильма – тайна сия велика есть!
Думается, что и сами поэты вряд ли смогут точно объяснить все нюансы своего общения с поэтической музой. В том смысле, чтобы попытаться прозой вразумительно растолковать поэтическое «…откуда что приходит…»

Растолковать так, чтобы любой смог применить «услышанную инструкцию» в своих попытках поэтического сочинительства.

Великие поэты институтов и университетов, где учат «на поэтов», не заканчивали и ни в каких номенклатурных писательско-поэтических союзах и объединениях для гарантированной славы и популярности не состояли.
Никогда никто и никак не смог, да и не сможет растолковать серыми словами «…откуда что приходит…» тайну сияния порой ослепляющего поэтического дара, которому научиться, как ремеслу, не дано, и приобретение которого лежит вне знаний и умений человеческого разума.

Здесь только не надо путать понятие поэзии с понятием умения рифмовать слова со словами по окончаниям.
Рифмовать, в принципе, может каждый, типа: «Трактор в поле дыр-дыр-дыр – мы за мир!».

Поэзия же, это, в некотором смысле, зримо запечатлённый словом оттиск мгновенного состояния души, мимолётного чувственного образа, стремительно появившейся и также стремительно исчезнувшей эмоции и так далее; порой чего-то огромного и эпического, но лаконично сжатого и аккумулировано высказанного всего в нескольких словах или строках, понимаемых и, словно, зримо считываемых где-то на подсознательном уровне реалистичной визуальной картиной.

Как, например, у Александра Блока:

«Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь».

Всего семь слов, но «из которых» можно долго и многословно повествовать прозой о времени, о судьбе, о стране, о мироздании…

Тайне обладания и владения даром поэзии нет никакого объяснения.

Как нет объяснения Божьему дару: кому дано – тому дано.

А почему и отчего дано именно вот этому, а не другому?!

Владимир Высоцкий об этом сказал:

«…Поэты ходят пятками по лезвию ножа
И режут в кровь свои босые души!».
Анна Ахматова выразила эту же мысль, про вдохновение, несколько иначе:
«Когда б вы знали, из какого сора
Растут стихи, не ведая стыда…».

Да, и в тех и в других словах свёрнута своеобразная таинственная и безграничная вселенная, в которой душой обитают настоящие поэты, телом же находясь рядом с нами на бренной земле.

Своеобразные параллельные миры…
Поэзия, это и такой особой механизм архивирования не только информации, но и абстракций. Словно загадочная матрёшка, в которой за одним образом скрыт другой, многогранно раскрывающийся исключительно в разных границах масштаба фантазии того или иного человека

Однако мы немного отвлеклись.

Если придерживаться образа, озвученного А.Ахматовой про сор, но не в буквальном, а исключительно в переносном смысле как своеобразном генераторе вдохновения, то одним из таких генераторов создания одного из персонажей в поэме «Руслан и Людмила» для А.С Пушкина – как об этом говорят многие пушкиноведы – стала вот эта странная, мистическая и таинственная каменная голова (на фотографиях ниже), с которую можно и сегодня встретиться и познакомиться в окрестностях Санкт-Петербурга:

Сия каменная голова находится возле тропинки для прогулок, по которой, в своё время, гулял и Александр Сергеевич Пушкин и удивлялся не менее нас, современников, этому придорожному изваянию.

В июле 1818 года великий поэт вместе со своим другом Николаем Раевским (младшим) посетил Сергиевскую усадьбу и увидел рядом с тропинкой на одной из тенистых аллей гранитную голову, торчащую из земли. По преданию именно это каменное изваяние и стало поэтическим прообразом той головы, которая явлена в тексте поэмы «Руслан и Людмила», законченной А.Пушкиным через два года после прогулки с Раевским.

Впрочем, существует и совершенно обратное мнение, что это почитатели таланта А.С.Пушкина в 19 веке сделали эту голову в качестве иллюстрации к поэме «Руслан и Людмила».

Во всяком случае: кто, когда, зачем и почему сделал эту каменную голову и расположил её там, где она находится до сих пор – никто толком ничего не знает.

А находится эта «гранитная странность» в Петергофе, в Сергиевском парке «по координатам» на фотографиях ниже:

Когда-то на месте бывшего леса, землю под которым выкупил сподвижник Императора Петра I граф Александр Иванович Румянцев (1680-1740), было построено поместье и заложен парк.

От первого ещё «румянцевского» поместья ничего не осталось, кроме парка, который стал именоваться «Сергиевкой» по имени уже внука графа Сергея Румянцева, некоторое время владевшего этой землёй.

Вскорости, однако, поместье и парк были проданы Кириллу Нарышкину (1786-1838), камергеру, обер-гофмейстеру и члену Государственного совета.

После его смерти вся территория была выкуплена императором Николаем I для своей дочери и её супруга герцога Лейхтенбергского.

Именно в это время были построены на территории «Сергиевки» дворец, который можно наблюдать и сейчас (на фотографии ниже).

гранитная голова Сергиевка

Но главной доминантой и достопримечательностью парка усадьбы «Сергиевка» без сомнения является гранитная голова, из-под носа которой вытекает небольшой родник.
Называют голову всяко-разно: и «Старик», и «Адамова голова», и «Русич», и «Голова Самсона», но никто не может ответить на вопросы, а именно: кем, когда и зачем эта голова была вырублена из огромной гранитной глыбы?

До сих пор не установлено и то, а только ли сама голова врыта в грунт или она покоится на плечах ещё глубже закопанного в землю туловища воина-витязя…

Тем более что ряд современных интересантов предполагает, что отверстие в переносице (по красной стрелке) было местом крепления ныне утраченного шлема, основывая это предположение из текста одного дореволюционного путеводителя, в котором шлем на голове упоминается.

Сергиевка каменная голова

Удивительно и то, что нет никаких документированных упоминаний об этой каменной голове на момент строительства усадьбы и создания вокруг неё парковой зоны.

Голова была словно случайно обнаружена во время производимых работ?

А раз нет никаких документов об артефакте, то есть элементарных сведений о том, кто заказчик и кто исполнитель и когда это происходило, то вокруг таинственного артефакта всенепременно возникают разнообразные легенды.

Так, якобы, по «официальной» версии голова Петра I(?) была создана около 1800 года из цельного гранитного валуна велением императора Павла I в знак уважения к своему венценосному предку, и автором проекта, якобы, являлся архитектор Броуэр.

Правда версия умалчивает о том, был ли гранитный валун обнаружен непосредственно на месте в лесу или был издалека притащен на территорию будущей усадьбы.

И если был обнаружен на месте, то данная версия ничего не говорит и об имени того каменотёса или каменотёсов, изваявших сию голову.

Согласно другой легенде голова находилась в лесу с тех времён, когда на этой местности властвовали финно-угорские племена и никакой Русью здесь, как говорится, ещё и «не пахло»

По иному варианту – это голова является частью памятника опять же императору Петру I, который в полный рост был создан по поручению Сергея Петровича Румянцева его потомком Александром Ивановичем Румянцевым. Но самому императору, однако, памятник, якобы, «не глянулся», и его просто закопали с глаз долой.

Некоторые исследователи считают, что это часть памятника какому-то шведскому королю с тех ещё времён, когда эти земли находились в юрисдикции шведской короны. Правда, без внятного уточнения, о каком конкретно шведском монархе идёт речь.

Мол, шведы, покидая эти земли под натиском русских, тащили-тащили памятника на корабль для «эвакуации», но, так и не дотащив, – бросили его в лесу. Причём бросили не весь, а только(!) одну голову.

Писатель Льюис Кэрролл, автор «Алисы в стране чудес», после путешествия в Россию в 1867 году и посещения парка в своём дневнике записал: «Здесь мы любовались гладкой пеленой водопада, ниспадающего с широких каменных ступеней; тут – длинной аллеей, сбегающей под сводом вьющихся растений вниз по лестницам и склонам; там – огромным камнем, обтесанным в форме гигантской головы с лицом и глазами, загадочными, как у кроткого сфинкса, так что казалось, будто какой-то Титан пытается освободиться из-под бремени легшей на его плечи земли»…

Любые же параллели, с точки зрения исполнителей и культово-мистического предназначения «нашей» головы с каменными головами, так называемой, ольмекской культуры или с истуканами острова Пасхи явно притянуты «за уши».

В качестве справки. Цивилизация ольмеков считается первой, своего рода «материнской» цивилизацией современной Мексики. Ольмеки – «люди каучука», так эту працивилизацию назвали уже современные учёные.
После себя ольмеки во множестве оставили каменных голов на траве и земле с ярко выраженными НЕ-славянскими и вообще НЕ-европейскими чертами лица:

Про каменные головы с острова Пасхи достоверно известно только то, что о них вообще толком ничего неизвестно:

истукан голова

Как обычно не обходилось и не обходится без баснословных и уж совсем завирательных гипотетических толкований предназначения (появления) головы в Сергиевском парке.

Так, например, по одной из них, как только иссякнет родник под носом головы, то она, голова, провалится под землю, а следом за ней исчезнет и град Петров вместе с домами и людьми.

Хотя из какой инструкции «по использованию» головы это следует и где та инструкция хранится – ответа нет. Но жуткая басня существует.

По другой страшилке-басне голова сия была срублена демонами с плеч мифического атланта и закаменела со временем под влиянием особых «космических излучений».

О чём один поэт не преминул с саркастической грустинкой написать:

«О чём же мыслит голова,
когда под вздох толпы
и резкий выдох палача
она летит в кусты
в сиянье лат и пик
всё кровью обагрив?!
Наверно жизнь в единый миг
средь лошадиных грив
проносится в её глазах
испуганным лицом
в несбывшихся, увы, местах
и скорбью о былом…?
А, может, видит ад она?!
А, может быть – эдем?!
А, может, мыслит голова
о суете сует?
Смешными кажутся слова
что ничего «…ТАМ…» нет?
О чём же мыслит голова
под барабанный гром,
под свист большого топора,
под колокольный звон,
под бормотание «спаси!!»
на спёкшихся губах,
под разрывающий мозги
нечеловечий страх?!
Мелькнёт и небо и толпа
И каблуки сапог –
В пыль отлетает голова

Под тысячный восторг…».
Наверное, поэт имел в виду, что голова всё равно из камня «срублена». А вот «с плечами» или «с плеч» срублена – можно только гадать.

Скорей всего, нам уже вряд ли удастся узнать заказчика головы (или ещё до сих пор не раскопанного туловища-памятника под головой) Сергиевского парка, автора скульптуры, её изготовителя, её предназначение и настоящее имя-название.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал «INFORMER», чтобы быть в курсе всех новостей и событий! и в название канала закрепи новыую ссылку на канал

Герои поэмы «Руслан и Людмила»

Белинский назвал поэму «Руслан и Людмила» нисколько не гениальною. Пусть это высказывание останется на совести литературного критика. Потому что «нисколько не гениальное» произведение продолжает жить в русской литературе, с удовольствием читается и малым и старым. Это первое крупное произведение было написано молодым Пушкиным в 1818-1820 годах. В этом произведении имеет место юношеский задор со смесью некоторого хулиганства. Сказка очаровательна и по стилю, и сюжету, заимствованному из русских народных былин.

Князь Владимир-солнышко – реальное историческое лицо, отец Людмилы, правитель Киевской Руси.

Людмила – семнадцатилетняя девушка, готовится стать женой Руслана. Сказка началась свадьбой. Юная невеста была похищена Черномором почти с брачного ложа.

Она чувствительна, скромна,
Любви супружеской верна,
Немножко ветрена… так что же?
Еще милее тем она.

Руслан с ЛюдмилойРуслан – храбрый витязь, князь, жених Людмилы. Но в то же время великодушный и честный человек.

Рогдай – воитель смелый, мечом раздвинувший пределы богатых киевских полей. Человек серьезный, как говорят, себе на уме. Но жажда мести, и стремление к битве были в нем сильнее любви к девушке. Не зная, куда ехать дальше, он поворотил назад. Коварная Наина разгадала воинственный нрав Рогдая и направила его в сторону Руслана. Между двумя витязями состоялась жестокая битва, в которой Рогдай погиб.

Фарлаф – крикун надменный, любитель поесть, но воин скромный средь мечей. Фарлаф тоже не торопился на поиски. Расположившись на берегу, он сладко выспался и устроился поесть. Увидев скачущего Рогдая, рванул от него изо всех сил. Трусливого Варлафа выбрала Наина для своего коварства. Когда Руслан со спящей Людмилой возвращался домой, во время его отдыха Варлаф ударил мечом спящего Руслана, а сам вместе с Людмилой отправился в Киев.

РатмирРатмир – молодой хазарский хан, самоуверенный, темпераментный юноша. Отправившись на юг, он нашел в пути свое счастье с юной пастушкой, стал простым рыбаком. Он радушно принял Руслана, когда тот возвращался вместе с Людмилой.

Старик Финн, обитатель пещеры:

ясный вид,
Спокойный взор, брада седая;
Лампада перед ним горит;
За древней книгой он сидит,
Ее внимательно читая.

Эти строчки говорят о мудрости старика. По рождению старик – финн. В молодости был пастухом и страстно влюбился в местную красавицу Наину. Чтобы заслужить любовь холодной красавицы, он ушел воевать с дружиной, принес к ее ногам драгоценности, несметные богатства, но Наина отвергла любовь Финна. Тогда он нашел волшебников-мудрецов, не один десяток лет изучал их науки и сумел разжечь сердце Наины. Но годы пролетели, и Наина превратилась в старуху. Финн испугался того, что сотворил и сбежал из родных мест. Этот факт из жизни финна, рассказанный им Руслану, говорит об упорстве и целеустремленности этого человека. Старик оживил убитого Руслана и научил, как разбудить Людмилу.
Наина – злая колдунья. Способна перевоплощаться то в змея, то в кошку. Совершает злодейства из желания отомстить Финну, который сначала влюбил ее в себя, а потом отверг ее чувство. Она творит зло даже просто из-за злого сердца.

Черномор – колдун, похититель красавиц, в том числе и Людмилы. Карлик, обладатель бороды, длина которой была больше его самого. Волшебная сила Черномора была заключена в его бороде.

Поединок с головойГолова брата Черномора. Брат был развитым физически, можно сказать великаном, но простодушным и бесхитростным. Черномор легко обманул его. Голова просит Руслана наказать колдуна, и рассказывает в чем его сила. Возвращаясь, Руслан показал Голове Черномора, и тот умер, успокоенный, тем, что зло наказано, а он сам отомщен.

Сказочная поэма заканчивается тем, что добро восторжествовало, а зло было наказано. Счастливый князь Владимир закатил пир.

  • Кикимора рассказ для 5 класса музыка в школе
  • Кикимора из сказки марья искусница
  • Кем были герои первых рассказов горького
  • Кикимора актриса в сказке
  • Кем были белый красный и черный всадники в сказке василиса прекрасная