Киев град как пишется

@russian

Современный русский

Киев-град
нужен ли дефис?

russian’s Profile Photo

Через дефис пишутся некоторые виды приложений: девушки-красавицы, зима-волшебница, Волга-река, Киев-град.

Latest answers from Современный русский

Здравствуйте! Подскажите, какое число уместнее?
На передовые позиции Запорожского и Донецкого направления (направлений).

Здравствуйте. Более уместно множественное число.

Новый вариант омикрон-штамма, названный «кракеном», не обнаружен.
Подскажите, слово в кавычках следует поставить а именительном падеже?

Нет.

Хоженый -прил. Не хоженный — причастие. Что удивительно, Грамота утверждает, что такое написание подпадает под правило о написании с двумя н с зависимыми словами.

Здесь тоже одна Н. Наличие приставки НЕ не влияет на написание отглагольного прилагательного, а зависимого слова мы вообще здесь не видим.

Известно, что страдательные причастия прошедшего времени образуются только от переходных глаголов. Тогда как объяснить два н в слове хоженый словарях? Напр.: Орфографический словарь для школьников. Ю.Б. Аьдулина, А Н. Тихонов. ОСРЯ. Б. З. Букчина, А. К. Сазанова, Л. К. Чельцова. См. ниже.

Нужен ли дефис?
Сербскоаланская дружба.

Нужен.

Здравствуйте. Как бы дальше ни/не складывались наши отношения, ты всегда можешь обратиться ко мне за помощью. Спасибо.

Здравствуйте. Ни. Пожалуйста.

Едва ли в нашем городе есть те, кто не слышал о приюте для бездомных.
Всё верно?

Да.

Так можно написать? У меня замечательная семья, супруга, дети, внуки, в которых я души не чаю.

У меня замечательная семья: супруга, дети, внуки, в которых я души не чаю.

Здравствуйте! Подскажите, нет ошибок?
Дети активно принимают участие в конкурсах различного уровня, как республиканских, так и федеральных, на которых достойно представляют нашу республику.

Здравствуйте.
Дети принимают активное участие в конкурсах как республиканского, так и федерального уровня, на которых достойно представляют нашу республику.

На Рождество случаются чудеса. На или в Рождество?

Оба варианта корректны.

Language:
English

© Ask.fm 2023

После тяжких страданий и многих утрат пришёл князь Кий к Днепру и стал стены града с башнями­вежами ставить и землю обустраивать. Стал град Кия расти. Прискакал тут гонец от Дряговы и сказал, что дреговичи не хотят признавать Кия своим князем. А вслед ему другой скачет и весть несёт, что русичи с Роси­реки признают Кия и помощь ему предлагают. Третий скачет от Мигрощей, те не желают Кия, не хотят его знать и Древляне. «Обойдусь пока одними Полянами», — сказал Кий, ­ «а ежели, кто захочет присоединиться, знает, где Киев­град стоит, пусть придёт, и поговорим с ним по сердцу»!

Тем временам от Волыни гонец летит: «А мы тебя, княже, поддерживаем! И Жмерь поддержала Кия, а Чернига и Быховщина не захотели. Так и жил князь первые годы, не ведая, пойдут ли Роды под его руку или все порознь так и останутся. А тут Годяки с Гуняками на Русь напали, и Чернига запросила: «Прийди, княже, помоги нам»! И Быховщина: «Прийди, княже»! И Дряговщива с Древлянщиной тоже запросили помощи.

Отвечал им Кий: «С чего мне живот свой класть за тех, кто меня не хочет? Признаете меня своим князем – приду»! Тем временем слухи пошли, что Годяки в степи Забродней хватают и лошадьми разрывают. Привяжут за руки, за ноги, а потом ударят коней ­ и в разные стороны. А других захваченных пленников Грекам­Ромеям в полон продают, и скот по степи ловят и себе режут.

Побежали Русы к Кию просить борзой помощи. Отвечал им Кий: «Когда дождь с неба падает, тогда и за шапку вспоминаете, а коли Солнце светит, так и не надобна? У вас есть свои Старейшины­Родичи, пусть и хранят вас от ворога». «Почто укоряешь нас, княже, мы простые люди, не воеводы, защиты просим, а с Родичами упрямыми делай сам, что хочешь»!Становление града Кие-ва 1

Тут и самим Родичам не до свар стало, потому, как великая Беда со всех сторон нагрянула. И пришли все Родичи и Воеводы к Кию и положили перед ним свои посохи и палицы с гулями. Так передали они ему знаки власти и признали Кия единым князем, и уже под его началом стали с Годями и Гуняками воевать. А когда закончилась тяжкая война, приехали все на Великую Тризну. И поставил тогда Кий в Родах и Племенах своих Воевод, а Родичи токмо суды вершили да требы богам правили, как положено.

А дальше беды шли на град Кия

Как не в один день дерево вырастает, как не в один день яблоко поспевает, так не в один день и град Кия появился. Ещё и Щуры наши не жили, а самый старый от горшка два вершка был и за материнский подол цеплялся, так в те времена уже Кий ставил град. А нынче от старого Дуба, что рос в Киеве, уже и пенька не осталось ­ исчез давно. Становление града Кие-ва 2А когда поставил Кий Киев­град на Днепре, стали люди хворать. И первым делом позвал князь Зналых людей на Раду, и те сказали ему, чтоб уберечься от Чёрной немочи, надо чеснок есть каждый день. А когда летом люди животом болеют и страдают от Жары, то надобно пить кислое молоко, а также долго варить ячмень и пить его крепкий отвар.

И велел князь поставить Здравницы и при них Знахарей всяких держать, которые травы лекарные знают, отвары и мази из них делают и всякого хворого оздравливают. И были там Костоправы знатные аж из­за Дуная синего, были и Ромы с Ромеями, каких когда­то Русы в бою полонили, они на Русов работали, а потом, когда получили волю, не захотели назад ворочаться, так и остались наших людей лечить. Были также Моравы, Чехи с Хорватами, и с Карп­горы были люди Зналые, и потому княжьей волей люди были здравы и не боялись немочи.

Одолел Кий ту беду, а за ней другая пришла ­ налетела из степей сарана и пожирала всё, оставляя голую землю. И велел Кий раскладывать великие Огнища, и цепью костров окружить поля, и держать огонь день и ночь. И сарана в костры лезла тучами и сгорала там до конца. Становление града Кие-ва 3А зима пришла, волки стаями набежали и стали драть овец, свиней, коров и коней, а человека одинокого захватят ­ тоже разорвут. И в ту зиму княжеское войско воевало с волками ­ окружали те места и били хищников, пока те не исчезли.

А ушли звери ­ пришли люди хищные, Гуны пришли проклятые, напали на Волынь, Мораву и Панщину, и всех отрочили, всех мучили, и скот отобрали, и не дали людям времени хлеба посеять. А потом пришла зима, а с нею — великий голод. Становление града Кие-ва 4И послал Кий возы к Киверцам, а те вернулись пустые, потому как Киверцы тоже голодовали. А те возы, что на Карпат­гopy ушли, вернулись с припасами ­ Коропы поделились тем, что у Ромов отбили. И продержались люди до весны, а там рыба пошла в Днепре сильная, и коренья стали люди копать ­ кугу дрягвенную и катран сладкий, и ели помалу с рыбой.

И вытянулись люди, выжили, хоть и исхудали до кости. А когда трава пошла, то варили сё и пили густой навар. А зерен ячменя с пшеницей не трогали ­ посеяли всё до единого. Летом на ягодах­овощах отжили, а там и День Даждьбожий приспел, Первый Сноп принёс.

Только обмолотились люди, только первого хлеба наелись вдосталь, как новая беда навалилась ­ Годяки грабить пришли. И сказал князь Кий людям: «Стояла до нас земля Русская не одну тысячу лет и столько же ещё стоять будет, потому, как всегда Праотцы наши защищали её от врага, и мы нынче за угодья свои постоим»! И две седьмицы шла великая сеча, и прогнали кияне врагов из степи.

А пришли Овсени ­ послал князь охотников в леса промышлять зверя, а жёны дома мясо солили, сушили и запас делали. И сам князь Кий ходил на кабанов диких, и сам не раз брал медведя, и еланей бил, и коров сохатых. И в тот раз зима сытной была, и люди весело праздновали Коляду, и пускали Коло горящее, и славили князя, и пили во его здравие мёды с брагою, и богам хвалу возносили от сердца. И мы тою князя до днесь помним и славим, и мы его, Вещего, никогда не забудем, во веки веков, до конца!

Из книги «История Русичей по Велесовой книге»

Где искать святой град Кияр?

Кияр – город-сказка, город-легенда. Город богов и первых прародителей арийской расы, эпическая Столица Мира… А был ли он? И если он был, то где искать его?

Ясно, что речь идёт о временах более древних, чем те, к коим «Повесть временных лет» относит основание Киева-на-Днепре. Речь идёт о временах Русколани. Летописная легенда о первом князе Кие, первом строителе Киева, имеет исток в преданиях о более ранних эпохах. Князь Кий, заложивший Киев на Днепре, повторял деяния эпического героя и родовича Кия Старого.

Град Киев Антский, или Кияр, согласно «Книге Велеса», в последний раз основал Кий, сын Ария Оседня (Алана II).

Было это в IX веке до н. э. Эту дату даёт текст дощечки III 22 (Бус III, 7:1–2). Приведу его: «И когда после готской войны обрушилась Русколань, мы ее оставили… И так было через тысячу триста лет после века Кия, через триста лет после жизни в Карпатах и тысячу – после основания Киева».

Судя по этому тексту, град Кия Старого был основан им за 1300 лет до падения Русколани (имеется в виду нашествие гуннов, сокрушившее Русколань в 360-е гг. н. э.), то есть это историческое событие произошло в IX веке до н. э. Это срок великого переселения сыновей Ария, а также родов Руса из Среднеазиатского Семиречья и прихода их в Восточную Европу и на Кавказ.

Даты этого исхода арийских племён подтверждаются археологической наукой. Раскопки древних могильников показали, что в эту эпоху в Причерноморье киммерийская культура (катакомбные захоронения) сменилась на скифскую (срубные могилы). Срубная скифская культура ранее была известна только в Средней Азии.

Итак, Кий Старый, сын Ария, пришёл из Азии на Кавказ, в Причерноморье, и основал град Киев. В «Бояновом гимне» его называют Кияр. Оба эти имени напоминают об основателе города князе Кие, но имя Кияр также говорит и о том, что в сём городе правила династия Яров.

Что рассказано в «Книге Велеса» о положении этого города?

Прежде всего – его отличают от града Киева на Днепре:

«И ушли мы из края Иньского (Китая, Семиречья)… и прошли мимо земли Фарсийской (Персии, Ирана)… И тогда впервые поставили славяне мольбище в граде ином Киеве, который также назывался Киев» (Род I, 2:5–8). Это был «иной» Киев, не тот, что потом построили на Днепре.

Даются в текстах дощечек «Книги Велеса» и приметы, помогающие определить местоположение сего древнего Киева, или Кияра Антского.

«И в эти земли потекли все три сына Ария… Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы Великой, до долины с травами, где много злаков. И там освоился Кий, который начал обустраивать Киев, ставший русским. Много крови стоил тот исход славянам. Анты пренебрегали злом и шли туда, куда Арий говорил…» (Род III, 1).

Итак, приметы – гора Великая у южного моря, далее – долина между гор, анты. Уверен, «гора Великая» – это не Старокиевский холм на берегу Днепра, а долина в горах – это не поля и леса среднего Приднепровья.

Антами в разное время звали предков черкесов (в кабардинском эпосе), а также всех входивших в Антию (или потом Аланию, Русколань) восточных славян. Уже Плиний и Птолемей помещали антов к востоку от Танаиса (Дона). Страбон называл Кубань – Антикитс. А по словам Прокопия Кесарийского (VI век н. э.), начиная от самого устья Дона, по левую его сторону простираются к северу «бесчисленные народы антов» («История войн», XI книга, VIII. 4, 9).

Вначале Антия охватывала северный и западный Кавказ. А после Великого переселения народов анты расселились в землях от Дона до низовий Днепра, и затем до Дуная.

Горы Кавказа и высочайшая гора Европы и Передней Азии Эльбрус (5642 м) полностью отвечают описанию «Великой горы», у которой Кий заложил древний Киев (Кияр).

Приэльбрусское положение древнего Киева подтверждают священные книги ариев: индийская Ригведа, иранская Авеста, а также иранские и среднеазиатские народные сказания, обработанные персидским поэтом Фирдоуси в «Книге царей» («Шах-наме»). Согласно «Шах-наме», в горах Эльборз – иначе Алатырь – есть город Белого Дива, он же славянский Белый бог. И этот город покорил царь Кей Кавус, он же славянский Кий.

В поэме этот город царя Кия (Кей-Кавуса, а ранее Белого Дива) сравнивается с чудесным райским садом, то есть с Ирием, а также именуется городом-храмом.

Ты скажешь, не город – языческий храм:

Цветами, парчой все украшено там…

Раскинулся город, как рай, перед ним,

Пленяя невиданным блеском своим…

Сокровища всюду: там – клад золотой,

Здесь лалы и жемчуг слепят красотой…

В алмазных уборах, нарядны, стройны,

красуются девы свежее весны.

«Шах-наме» (Кей-Кавус, 11371–11386)

Иранский эпический герой и царь Кей-Кавус – богоборец. Кавус и его слуга Ростем (очевидно, славянский Рус) побеждают Белого Дива, затем строят семь дворцов на склонах Эльборза.

Затем Кей-Кавус пытается подняться на троне, к которому привязывает орлов, ввысь, в небесное царство к трону Всевышнего. Но возгордившегося и взявшегося за непосильное дело Всевышний наказывает и низвергает.

Мировую гору, у которой строил свой город Кий, искали по всему востоку – и в Гималаях, и на Памире, и в Анатолии, поскольку каждая из великих гор – суть образ Великой Мировой горы, пребывающей в духовном мире.

Однако в «Книге Велеса» имеется в виду именно Эльбрус. Мы знаем, что в IХ веке до н. э. на Кавказ, в Приэльбрусье, пришли из Семиречья скифы, ведомые князем Кием Старым. И вновь повторилась история, которая уже происходила в глубокой древности, на сей раз с первым прародителем и князем Яром. Были покорены местные жители и заложен великий город.

И именно этот Киев упоминается в «Бояновом гимне». По-видимому, Боян приводит антскую форму имени этого города – Кияр. Кияром называли Киев Антский на Кавказе. До нас дошла также армянская легенда об основании города, именуемого созвучно – Куар, приводимая армянским летописцем, монахом Зенобом Глаком (IV в. н. э.) в сочинении «Хроники Тарона».

Приведу текст этой легенды, ибо он сохранил многие подробности о переселении Ария и его сыновей из Семиречья, коих нет в «Книге Велеса».

«Деметр и Гисаней были князья индов и братья племенами… Они построили город и назвали его Вишап. Прийдя затем в Аштишат, они поставили здесь идолов Деметра и Гисанея, которых они почитали в индах. Спустя пятнадцать лет армянский венценосец убил обоих индов, не знаю, из-за чего, и дал власть трём их сыновьям: Куару, Мелтею и Хореану. Куар построил город Куары, и назван он был Куарами по его имени; а Мелтей построил на поле том свой город и назвал его по имени Мелтей, а Хореан построил свой город в области Палуни и назвал его Хореан… И по прошествии времён, посоветовавшись, Куар, и Мелтей, и Хореан поднялись на гору Каркея и нашли там прекрасное место с благорастворением воздуха, т. к. были там простор для охоты и прохлада, а также обилие травы и деревьев. И построили они там селение, и поставили двух идолов: одного по имени Гисанея, а другого по имени Деметра» (Из книги Н. Я. Марра «Книжные легенды об основании Киева на Руси и Куара в Армении». М., 1924).

О ком повествует эта легенда?

Деметр – это Арий, ибо «арий», он же «орий», «оратай» – значит по-древнерусски «пахарь», а Деметра – богиня земледелия, пахоты. Потому и Ария могли именовать Деметром. Гисаней – это Кисек «Книги Велеса», который не хотел соединиться с родом Ария и потому потерпел поражение от племени ягов. Возможно, Кисек – это прародитель казаков. Учитывая неопределённость гласных в «Книге Велеса», его имя могло звучать и как Казак.

Упоминаемые Зенобом Глаком Куар, Мелтей и Хореан – это Кий, Щек и Хорив, сыновья Ария. Согласно армянской легенде, один город они построили в области Палуни. Возможно, речь идёт о городе Голуни в земле полян. А другой «по прошествии времён», у некой горы Каркея. Полагаю, во втором случае речь идёт об основании близ Эльбруса града Кияра – Киева Антского.

Название горы Каракая суть переиначенное на тюркский лад имя: «гора Кия». В тюркском языке это имя переосмыслено как «чёрная скала».

Название горы Каракая дважды встречается в Приэльбрусье. Это гора Каракая (высота 3350 м) в верховьях реки Малки у урочища Джелы-Су. Эта гора – ближний отрог Эльбруса, они соединены ледниками, от вершин Эльбруса до вершины Каракая около 12 километров.

Вторая гора Каракая находится на 60 километров восточнее, в верховьях реки Чегем. Эта гора принадлежит к Скалистому хребту, который пролегает параллельно Большому Кавказскому, то есть он не входит в ту же горную систему, что и Эльбрус. И эта гора Каракая выше на 300 метров той, что близ Эльбруса.

У какой же из этих гор нам следует искать Кияр Антский?

Разрешить этот вопрос нам поможет великий турецкий путешественник (абхазец по матери) Эвлия Челеби.

О сём выдающемся учёном и писателе XVII века следует рассказать особо, ибо именно он приводит наиболее важные сведения о Кавказе и о древней арийской столице Кияре, почерпнутые из ныне утраченных источников.

Эвлия Челеби (полное имя – Эвлия ибн Дервиш Мохаммед Зилли) в начале своего жизненного пути служил хафизом (то есть чтецом Корана) в мечети Айя-София в Стамбуле. Согласно легенде, однажды у него было мистическое видение, определившее его судьбу.

Приснилось Эвлии, что в мечети к нему явился пророк Мухаммед. Эвлия решил испросить у пророка заступничества (араб. «шефат»). Однако из-за охватившего его волнения он ошибся и произнёс другое слово: «путешествие» (араб. «сейхат»). И этот дар был ему дан вместе с разрешением поцеловать руку пророка.

После сего видения Эвлия Челеби объехал все земли, входившие в Османскую империю, и написал 10 томов описаний своих странствий по свету, наполненных уникальными этнографическими сведениями.

Одна из наиболее ярко написанных книг Эвлии Челеби посвящена родине его матери, Северному Кавказу, где есть глава с рассказом о Пятигорье и Приэльбрусье.

Окрестности города Кияра он посетил в 1666 году, когда они ещё принадлежали Османской империи. И посвятил сему городу в своей «Книге Путешествий» главу третью: «Описание древних городов и великого города земли Дагестанской, то есть описание древнего города Ирак-и-Дадиан», иначе «Описание Ирийского града в земле Дадиан». Дадианской землёй именовалась вплоть до конца XIX века Мингрелия, а в те годы (со времён царицы Тамары) эта земля включала и Приэльбрусье.

Согласно книге Эвлии Челеби, он пересёк реку Баксан (Бахистан) и в верховьях реки Чегем нашёл развалины этого великого города. По сообщению Эвлии, этот город был основан после Потопа четырьмя шахами Ману, «правление которых продолжалось по 120 лет» (это явно ведические прародители Ману).

Потом в нём правили первые арийские цари (иранские шахи) из легендарной династии кеянидов, от которых произошли позднейшие сасанидские шахи (и, как мы знаем, первые русские князья киевичи).

«Город был таким благоустроенным, что и в настоящее время следы его строений видны на расстоянии в два перехода». «В древние времена, в эпоху кеянидов (то есть киевичей), в городе было двести тысяч владельцев домов неописуемой красоты. Там сохранились следы двухсот тысяч лавок и ста тысяч творений рук человеческих… школы, дервишские монастыри, дома отшельников, дворцы вельмож и другие образцовые и благоустроенные здания, бани для омовения, христианские монастыри и лавки, где торговали едой и тканями. За один день невозможно было обойти указанные строения. На дверях нескольких сот тысяч разрушенных строений сохранились различные искусно сделанные тарихи-надписи в виде линий из настоящего яхонта…»

«Но Ирак-и-Дадиан лежит в развалинах… Известно, что во время похода, совершённого Тимур-ханом в Крымскую землю и направленного против Тохтамыш-хана, население Ирак-и-Дадиан составляли люди… сильные и храбрые, и они не покорились Тимур-хану. Поэтому Тимур хан осадил Ирак-и-Дадиан. Обратив за семь дней и ночей этот город с его семью крепостями в руины, он убил баксанского султана…» Кстати говоря, сего правителя историки Тимура именуют Бурханом, так по-тюркски звучит имя Будды, что говорит об исповедании буддизма в этом городе.

Эвлия Челеби и его спутники перешли «через высокую гору, именуемую Тауса, которая находится в двух часах пути к югу от разрушенного города, и осмотрели этот город, лежащий в руинах». «И эта область представляет собой целый мир. Тут я со своими слугами насчитал восемьсот минаретов. Они сохранились на площадях в виде башен. И теперь ещё разнообразные остроконечные купола с зелёной, жёлтой, красной и голубой глазурью украшают развалины города. И несколько сотен тысяч куполов стоят посреди развалин, устремив свои головы к небесам. Пышность этих куполов и сводов поражает… Короче говоря, эту страну разрушений пришлось бы описывать в течение сорока дней…»

Описал Эвлия Челеби и кладбище этого города, где особо почитались могилы легендарных первых арийских царей Сама, его сына Заль-Зера (они же в русских легендах и в «Книге Велеса» – Само и Зорян), а последний с помощью птицы Симург породил Рустама (он же прародитель Рус).

«Поблизости этого кладбища, – сообщил далее Эвлия Челеби, – пролегал путь Искандера Великого (Александра Македонского) от Каспийского моря к Чёрному. Искандерова стена, которая протянулась на несколько переходов, видна из пределов этой страны… Она возвышается до небес. Это – великая стена…»

«Осмотрев этот город затем, и выпив «воды жизни», и перейдя через реку Чегем, мы шли ещё два часа до реки Лачек (Черек)»… и затем «достигли реки Терек, которая, протекая в западном направлении, впадает в Каспийское море у основания Терской крепости московитов».

Прошло ещё триста лет. И теперь мы также можем проехать, но уже не на лошадях, а на экскурсионном автобусе от Пятигорска или Кисловодска к Верхнему Чегему по живописному Чегемскому ущелью.

По дороге путников встречают многочисленные торговцы изделиями из овечьей и козьей шерсти местного производства. Здесь предлагают кофточки и юбки, свитера и шали, носки и рукавицы. Всё сделано добротно и красиво… А далее дорога ведёт в таинственное ущелье (высота стен коего достигает 3 000 метров, при ширине не более 15), где можно полюбоваться водопадами и бурной рекой Чегем.

И затем дорога выводит к селению Верхний Чегем, от которого можно подняться к развалинам города и гробниц древнего Кияра, который ныне почти полностью ушёл в землю… И здесь вас, если попросите (например, местного учителя Исхака Гутиева), отведут на близлежащую гору и покажут камень Бердибия со следами от колен главы всех нартов Ёрюзмека (он же кабардинский Арслан), в коем нельзя не узнать Яра Буса…

Александр Асов: «Священные прародины славян»

Всего найдено: 7

ПОжалуйста, помогите в склонении географического названия «Остров-град Свияжск». Какие части склоняются и как?

Ответ справочной службы русского языка

Склоняются все три части: острова-града Свияжска, острову-граду Свияжску и т. д.

Скажите пожалуйста привила написания буквы г. при написании названий городов. Меня интересует города Шлиссельбург, Калининград

Ответ справочной службы русского языка

Действительно, в «Справочнике издателя и автора» А. Э. Мильчина, Л. К. Чельцовой дана рекомендация употреблять сокращение г. (и полное слово город) ограниченно, преимущественно перед названиями городов, совпадающими с фамилиями людей, например г. Пушкин, г. Королев.

Однако на практике (в канцелярской речи) сокращение г. и полное слово город употребляются перед названиями всех городов, в т. ч. с формантами -бург, -град и -город, напр.: г. Волгоград, г. Санкт-Петербург, город Шлиссельбург, город Калининград.

Пожалуйста, подскажите, как правильно писать 40-градусный спирт или 40% спирт?

Ответ справочной службы русского языка

Возможны два варианта: _40-градусный_ (предпочтительный) и _40%-ный_.

Извините, что задаю вопрос пятый раз, но очень нужен ответ, в Интернете предлагаются разнае варианты, а правило я найти не могу. Как пишется Китеж град: слитно, раздельно, через дефис?

Ответ справочной службы русского языка

Корректно написание через дефис: _Китеж-град_.

Еще раз здравствуйте! Решила опять повторить вопросы: 1. Для своих любимых вторых половинок — нужно ли брать в кавычки «половинок»? 2. три филе рыбы или три куска филе рыбы? Кажется, филе нельзя сосчитать? 3. Правда ли, что Москва пишется без «г.», так как это закреплено в Уставе города, а города на -бург, -град пишутся без «г.», потому что это (-бург, -град) и есть город? Большое спасибо!

Ответ справочной службы русского языка

1. Предпочтительно: _своих любимых «вторых половинок»_. 2. Так как одно из значений слова _филе_ — ‘кусок мяса, птицы или рыбы, очищенный от костей’, сочетание _три филе_ следует признать корректным. 3. Неправда.

Добрый день, уважаемые авторы сайта! В свое время нас, кажется, в школе учили, что в сочетании с названиями городов, в которых присутствует корень со значением «город» («-город», «-град«, «-штадт», «-бург» и т. п.), слово «город» и сокращение «г.» не используются. Это действительно так или я придумал?

Ответ справочной службы русского языка

В перечисленных Вами случаях используется слово _город_ и сокращение _г._

Пдскажите пожалуйста, каким нормативным документом регламентируется написание буквы «г.» перед названиями городов. Слышал что согласно правилам делопроизводства и русского языка перед названиями городов содержащих слова «город», «бург» и «град» буква «г.» не пишется, например:Екатеринбург, Волгоград, Ивангород, исключение из этого правила состовляет Москва.
Более того, при образовании федеральных округов, ходила информация о документе, который регламентировал не указывать букву «г.» перед названиями столиц федеральных округов и городов федерального значения.

Заранее спасибо за ответ.

Ответ справочной службы русского языка

Смысл «ненаписания» сокращения г. перед названиями городов, оканчивающихся на -град, -город, -бург очевиден: и так понятно, что эти названия — названия городов. Однако во всех случаях, когда неочевидно, о чем идет речь — о городе, селе или деревне, — лучше все же писать «г.» или «город».

ВикиЧтение

Мечта о русском единстве. Киевский синопсис (1674)
Сапожникова И Ю

13.

О ПЕРВОНАЧАЛЬНЫХ КНЯЗЕХ КИЕВСКИХ

и о создании града Киева и имени его.

ПО БЛАГОСЛОВЕНИЮ И ПРОРОЧЕСТВУ изряднаго заступника Российскаго, Святаго Апостола Андрея Первозваннаго, на горы Киевския, немалу времени прешедшу, приидоша от диких поль с Славяны великими и зело храбрыми народы трие братия родныи, Князие Российскии: первому имя Кий, второму Щек, третиему Корев, или Хорев, и сестра их с ними прииде Лыбедь к брегом Днепровым, рода все Афетова и племени Мосохова, идеже владеюще народами и Полянскою Землею, начаша грады и места ради тишайшаго жития и прибежища созидати. Первее убо старейший брат Кий основа и согради город и место на горе над рекою Днепром, нарекши его от своего имени КИЕВ, коегоже лета, Летописцы Российскии не пишут, вину дающе, яко тогда писания не знаяху, и тщания к нему и действ летных к начертанию не бысть: но яко прост и силен народ в воинских делех упражняшеся. Един точию Летописец описа основание града Киева лета от рождества 431. Вторый брат Щок или Щек созда недалече Киева град на горе же, и нарече его ЩЕКАВИЦА или ШКОВИЦА от своего имени, яже гора и доныне тако именуется. Третий брат Корев, или Хорев созда град такожде от своего имени ХОРЕВИЦУ, и по том ВЫШГОРОД прозвася. Сестра же их Лыбедь, над рекою Лыбедью свои осады положши, таможе и город на пригорку высоком согради от своего имени ЛЫБЕДЬ. Имеша же те Князие у себя и Гетманы, от них же бе первый именем Радим, а от того нарекошася Радимчане, вторый Вяшко, а от того Вятичи или Витичи, ниже Триполя; третий Дулепа, а от того Дулепяне над Богом, иже ныне нарицаются Лучаны.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

СКАЗАНИЯ ПРО БЕДЫ КИЕВА-ГРАДА

СКАЗАНИЯ ПРО БЕДЫ КИЕВА-ГРАДА

ак не в один день дерево вырастает, как не в один день яблоко поспевает, так не в один день и Киев-град появился.Ещё и Щуры наши не жили, а самый старый от горшка два вершка был и за материнский подол цеплялся, так в те времена уже Кий ставил

Н. Б.[70] Еще о киевских ЧК в 1919 г.[71]

Н. Б.[70]
Еще о киевских ЧК в 1919 г.[71]
…Я обещал тебе написать о «чрезвычайках» Киевских, — не знаю, выйдет ли? Слов нет: все краски бледнеют перед тем, что я видел. Итак: ЧК было в Киеве три: Городская, Губернская и Всеукраинская со знаменитым Лацисом во главе. За месяц до ухода

А. Гольденвейзер [37] ИЗ КИЕВСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ [38]

А. Гольденвейзер[37]

ИЗ КИЕВСКИХ ВОСПОМИНАНИЙ [38]
В митинговой речи, произнесенной в 1919 году в Киеве, Троцкий (как мне передавали) очень картинно изобразил поведение украинской мирной делегации в Бресте. Он рассказал о том, как украинцы, согласно телеграфным инструкциям из

17. Договор с дьяволом, написанный и подписанный Фаустом, и приговор от имени Андроника-Христа, написанный в то же время от имени Бога

17. Договор с дьяволом, написанный и подписанный Фаустом, и приговор от имени Андроника-Христа, написанный в то же время от имени Бога
Напомним важный факт, обнаруженный нами при анализе жизнеописания Андроника-Христа и описанный в нашей книге «Царь Славян», гл. 2:6. Никита

1. Причины первоначальных военных успехов Гитлера на Востоке

1. Причины первоначальных военных успехов Гитлера на Востоке
В противоположность названной выше речи Хрущева, в новой Истории КПСС сделана попытка объяснить поражение советских армий другими причинами. Только вскользь и туманно упоминается о том, что Красной армии
«не

Оговорки Верховного Совета Украины к соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанного от имени Украины 8 декабря 1991 года в Минске

Оговорки Верховного Совета Украины к соглашению о создании Содружества Независимых Государств, подписанного от имени Украины
8 декабря 1991 года в Минске

Приложение
к Постановлению Верховного Совета Украины
от 10 декабря 1991 года
1) Согласно статье 3 Соглашения, каждая из

22 Основателя Киева звали не «Кий», а «Ахмат»! Битва Олеся Бузины с Емельяном Прицаком из-за «Кия». Но Олесь упустил из виду, что главную роль в основании Киева, по мнению Прицака, играли еврейские купцы-работорговцы

22
Основателя Киева звали не «Кий», а «Ахмат»! Битва Олеся Бузины с Емельяном Прицаком из-за «Кия». Но Олесь упустил из виду, что главную роль в основании Киева, по мнению Прицака, играли еврейские купцы-работорговцы
После того, что было узнано читателем из рассказа Е.И.

7. Основателя Киева звали не «Кий», а «Ахмат»! Битва Олеся Бузины с Емельяном Прицаком из-за «Кия». Но Олесь упустил из виду, что главную роль в основании Киева, по мнению Прицака, играли еврейские купцы-работорговцы

7. Основателя Киева звали не «Кий», а «Ахмат»! Битва Олеся Бузины с Емельяном Прицаком из-за «Кия». Но Олесь упустил из виду, что главную роль в основании Киева, по мнению Прицака, играли еврейские купцы-работорговцы
После того, что было узнано читателями из рассказа Е.И.

КИЕВСКИЙ СИНОПСИС, или КРАТКОЕ СОБРАНИЕ от различных Летописцов о начале Славенороссийского Народа и первоначальных Князех Богоспасаемого ГРАДА КИЕВА

КИЕВСКИЙ СИНОПСИС,
или КРАТКОЕ СОБРАНИЕ
от различных Летописцов о начале Славенороссийского Народа и первоначальных Князех Богоспасаемого ГРАДА КИЕВА
С присовокуплением современных росписей Великих Князей, Царей и Императоров Всероссийских, Польских Великих Князей и

63. О РАЗЛИЧНЫХ КНЯЗЕХ в Киеве, иже един другаго от Престола изгоняху.

63.
О РАЗЛИЧНЫХ КНЯЗЕХ
в Киеве, иже един другаго от Престола изгоняху.
ПРЕСТАВЛЬШУСЯ БЛАГОВЕРНОМУ Князю Киевскому Ярополку Мономаховичу, седе в Киеве на Престоле княжения брат его родный Вячеслав Мономаховичь, егоже Всеволод Ольговичь, Князь Черниговский, похотию

64. ПАКИ О РАЗЛИЧНЫХ КНЯЗЕХ в Киеве, и о изгнании их от Престола междоусобном.

64.
ПАКИ О РАЗЛИЧНЫХ КНЯЗЕХ
в Киеве, и о изгнании их от Престола междоусобном.
ПО ПРЕСТАВЛЕНИИ БЛАГОВЕРНАГО Князя Киевскаго Изяслава, прииде в Киев Ростислав Князь Смоленский и седе на Престоле княжения; а потом с прочими Князьми совокупльшися, пойде на Изяслава

65. О КНЯЖЕНИИ МСТИСЛАВА ИЗЯСЛАВИЧА в Киеве и о прочиих Князех Киевом владевших.

65.
О КНЯЖЕНИИ МСТИСЛАВА ИЗЯСЛАВИЧА
в Киеве и о прочиих Князех Киевом владевших.
ПО СМЕРТИ БЛАГОВЕРНАГО Князя Юрия Владимировича паки Изяслав Давидовичь, Князь Черниговский, Престол Киевский объят: но Мстислав Изяславичь тоейже зимы изгна его из Киева, а сам седе в нем на

70. О КНЯЗЕХ РАЗНЫХ Киевских.

70.
О КНЯЗЕХ РАЗНЫХ
Киевских.
РЮРИК РОСТИСЛАВИЧ по смерти Романа, Великаго Князя Галицкаго и всея России, писавшагося Самодержца, от негоже по нужде пострижен бысть в черноризца, оставльши иночество, паки седе в Киеве на Престоле Княжения. Не сущу же ему в некое время в

104. О КНЯЖЕНИИ КИЕВСКОМ под лютым игом Татарским и о Князех Киевских отчасти.

104.
О КНЯЖЕНИИ КИЕВСКОМ
под лютым игом Татарским и о Князех Киевских отчасти.
ОБЛАДАЮЩУ ЖЕ ЗЛОЧЕСТИВОМУ Батыю Россиею, бысть Ярослав Всеволодовичь, старейший Князь Московския Земли и над Киевом, лета от создания Мира 6751, от рождества Христова 1243. Михаила же, Князя

106. О ВЗЯТИИ СТОЛЬНАГО Российскаго града Киева от Литовскаго Князя Гедимина, и о присоединении Княжения Киевскаго к Литовскому.

106.
О ВЗЯТИИ СТОЛЬНАГО
Российскаго града Киева от Литовскаго Князя Гедимина, и о присоединении Княжения Киевскаго к Литовскому.
ЛЕТА ОТ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА 1320, воста Гедимин Витенесовичь, Великий Князь Литовский, на Князя Киевскаго Станислава, от колена перваго Варяг,

110. О ВОЗВРАЩЕНИИ НА ПЕРВОЕ ПАКИ Царственное бытие богоспасаемаго града Киева.

110.
О ВОЗВРАЩЕНИИ НА ПЕРВОЕ ПАКИ
Царственное бытие богоспасаемаго града Киева.
БОГОСПАСАЕМЫЙ ПРЕСЛАВНЫЙ и первоначальный всея России Царственный град Киев, по многих пременах своих, изрядною милостию Божиею аки на первое бытие возвращаяйся, от древняго достояния

https://ukraina.ru/20190805/1024460131.html

«И останется, как прежде, нашим, русским Киев-град»: русские националисты и выборы в Киевскую городскую думу 5 августа 1917 г.

«И останется, как прежде, нашим, русским Киев-град»: русские националисты и выборы в Киевскую городскую думу 5 августа 1917 г. — 13.07.2022 Украина.ру

«И останется, как прежде, нашим, русским Киев-град»: русские националисты и выборы в Киевскую городскую думу 5 августа 1917 г.

После Февральской революции 1917 г. почти все правые и умеренные русские политические организации были разгромлены. Единственным городом, в котором они достаточно быстро оправились от революционного потрясения и вновь начали играть важную роль в местной жизни, был Киев

2019-08-05T15:51

2019-08-05T15:51

2022-07-13T11:11

/html/head/meta[@name=’og:title’]/@content

/html/head/meta[@name=’og:description’]/@content

https://cdnn1.ukraina.ru/images/sharing/article/1024460131.jpg?10244686451657699895

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

2019

Новости

ru-RU

https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

Украина.ру

editors@ukraina.ru

+7 495 645 66 01

ФГУП МИА «Россия сегодня»

история

15:51 05.08.2019 (обновлено: 11:11 13.07.2022)

к.и.н., старший преподаватель Института истории СПбГУ

После Февральской революции 1917 г. почти все правые и умеренные русские политические организации были разгромлены. Единственным городом, в котором они достаточно быстро оправились от революционного потрясения и вновь начали играть важную роль в местной жизни, был Киев

Первым испытанием для них стали выборы в Киевскую городскую думу, состоявшиеся 5 августа (23 июля по старому стилю) 1917 г.

Для участия в этих выборах русскими кругами Киева был организован Внепартийный блок русских избирателей (ВБРИ). Основу блока, созданного усилиями Екатерины Григорьевны Шульгиной, жены известного русского политического деятеля и публициста, депутата Государственной думы Василия Витальевича Шульгина, составил уцелевший в революционные дни Киевский клуб прогрессивных русских националистов (ККПРН) во главе с А.И. Савенко, а также только что созданное Национальное культурно-политическое объединение «Русь» во главе с И.Г. Рекашевым, объединившее осколки черносотенных организаций (Союза русского народа, Союза Михаила Архангела, «Двуглавого орла» и др.). 

К ВБРИ также присоединялся ряд более мелких организаций: Южнорусский демократический союз (ЮРДС), Национальная демократическо-республиканская партия (НДРП), Всероссийский военный союз, Южнорусский союз молодежи, церковно-приходская, старообрядческая и приказчичья организации, крещатицкое и подольское купечество.

Учитывая то, что последнее время рядом «историков» распространяются безумные теории о том, что большевистская революция чуть ли не была устроена старообрядцами, весьма показательно, что киевские старообрядцы поддерживали на выборах никаких не большевиков, а русский «контрреволюционный» список.

Всего, по словам В.В. Шульгина, объединились 19 организаций. Председателем центрального комитета русских избирателей был избран В.В. Шульгин (к моменту создания блока он находился в Петрограде), товарищами председателя — депутат Государственной думы А.И. Савенко и профессор Киевского университета П.М. Богаевский, секретарем — учитель Г.И. Петров, казначеем — предприниматель Ф.Ф. Дедина.

Лидер НДРП Г.И. Петров писал, что деятельность украинцев заставила людей, «думающих и чувствующих по-русски, независимо от того, считают ли они себя великороссами или малороссами, объединиться, чтобы отстоять русский характер города. И эта цель, эта задача объединила людей самых различных политических убеждений, различного общественного положения». И действительно, хотя основу ВБРИ составили русские националисты и активисты бывших черносотенных организаций, в нем были представлены и либералы, и даже умеренные внепартийные социалисты.

В список ВБРИ, зарегистрированный под № 3, вошли 97 человек. Первую тройку возглавили В.В. Шульгин, А.И. Савенко и депутат Государственной думы А.А. Ких. В списке были и гласные предыдущей Думы, и студенты, и профессора, и инженеры, и предприниматели, и врачи, и приказчики, и служащие, и даже сторож и мичман флота.

Весьма колоритной была фигура молодого историка и товарища председателя ККПРН Сергея Грушевского (№ 12) — троюродного племянника и крестного сына лидера украинского движения Михаила Грушевского, а «выступления его в защиту русской культуры были особенно пикантны, так как он говорил с самым сочным и несмываемым «украинским» акцентом».

Примечательной фигурой списка был Фауст Бржозовский (№ 18) — гласный прошлой Думы, поляк по происхождению, ранее всегда выступавший оппонентом русских националистов и политики Столыпина. Но, очевидно, революционный 1917-й год все изменил…

Важнейшую роль в избирательной кампании ВБРИ играл Анатолий Иванович Савенко, имя которого в Киеве было весьма одиозным вследствие особенностей его характера и той легкости, с которой он из крайне правого черносотенца превратился к 1917 г. чуть ли не в кадета-либерала. К тому же, Савенко припоминали не самую благовидную его роль в пресловутом «деле Бейлиса».

«Его имя в списке было скорее минусом, чем плюсом, — признавалась Е.Г. Шульгина. — Но я ясно сознавала, что без его участия выборов вообще мы не проведем по чисто техническим причинам. История это была новая и сложная, надо было сделать все вовремя, не опоздать, выполнить все формальности. Требовалась большая аккуратность, усидчивость и трудоспособность».

Фактически именно Савенко, при всей своей одиозности являвшийся великолепным организатором, был реальным лидером блока, в то время как Шульгин, ставший своеобразным «знаменем» русской партии, появился в Киеве лишь 22 июля, недели за две до дня голосования.

Программы как таковой у ВБРИ не было, обещаний «русский блок» никаких не раздавал, в то время как все остальные списки — и социалисты, и украинцы, и большевики — обещали избирателям всеобщее благоденствие в самое ближайшее время.

Доходило до смешного: на собраниях социалистов обещали раздать всем избирателям ботинки и разнообразную мануфактуру. Предвыборная же кампания ВБРИ по сути велась под двумя лозунгами: «Киев — русский город» и «Мы — русские, а не украинцы».

Оппоненты постоянно иронизировали над «внепартийной» вывеской блока: «Ведь и Николай II — деятель беспартийный. И Сухомлинов со Штюрмером — беспартийные. Беспартийны были околоточные надзиратели, филеры, сыщики, жандармы… Беспартийны мародеры тыла, спекулянты, казнокрады, взяточники… Список № 3 — тоже беспартийный. <…> Да, А.И. Савенко — отчасти националист… Да, националисты — это что-то вроде партии. Националистами называют себя те черносотенцы, которым приличный костюм не дозволяет распивать ханжу в чайной «союза русского народа» и собственноручно выпускать пух из еврейских перин».

Левая печать сообщала своим читателям, что под № 3 идет «черносотенный, монархический список», что его члены никакие не «внепартийные», а «самые партийные националисты».

Вскоре в борьбе с ВБРИ объединились все остальные избирательные списки и поддерживавшие их газеты.

«Не поверит избиратель тем хорошим словам о родине и свободе, которые расточает «комитет внепартийных русских избирателей», призывающий голосовать за список № 3, — предрекала эсеровская газета. — Слишком недавно те же лица расточали «хорошие» слова в своих «всеподданнейших» телеграммах царю; не поверит избиратель, что не мечтают «русские избиратели» снова «припасть к стопам» если не Николая Кровавого, то кого-нибудь другого».

«В списке же третьем — куда вошла известная сотня — одни купцы, торговцы, домовладельцы, фабриканты, банкиры и т.д. и т.д.», — предупреждали «Последние новости». «Не голосуйте за список № 3 — это список черносотенцев, ярых врагов народа, прислужников царской власти, желающих восстановить старые порядки с охранниками, союзническими бандами, нагайками, виселицами», — пугали меньшевики.

К середине июля в Киеве развернулась шумная агитационная кампания — агитаторы разъезжали в разукрашенных плакатами автомобилях и разбрасывали листовки, плакаты висели на балконах, витринах магазинов, столбах, город был наводнен афишами, листками и воззваниями, милиция же время от времени арестовывала агитаторов и разнимала дерущийся «электорат».

Примечательным явлением тех выборов была «плакатная война».

Первый плакат ВБРИ вышел на русском литературном языке: «Мы малороссы, а не украинцы! Мы с Богданом Хмельницким, а не с Мазепой. Великороссы, Белоруссы и мы, Малороссы, родные братья, и все мы — Русские. Мы подадим список № 3. Это русский список».

Второй плакат, выпущенный от имени «группы малороссов», был написан на малорусском диалекте: «Браты-землякы! Хто з вас розибрався в тим, що вин руський и вси руськи — браття, а ворогы наши ти, хто на австрийськи гроши сие смуту помиж руськими племенами, хай голосуе за спысок № 3». Плакат этот был придуман совместно Екатериной Шульгиной и Сергеем Грушевским для того, чтобы «взбесить украинцев». 

Украинцы ответили на это своим плакатом: «Анатоль Савенко, В. Шульгин i купа инших чорносотенцiв (вбогi на голову профессори, домовладiльцi, купцi, шкуродери, словом, невеличка або «чесна» компанiя списка № 3) верещать, що украiнськi соцiалистi хочуть насильно ix украiнiзувати. Брешуть вони, собачi голови!»

Эти «собачьи головы» запомнились многим киевлянам. Кадет В.М. Левитский отмечал, что Киев ничем не выделялся из общей картины выборов, проходивших по всей России, но благодаря украинцам «все было еще грубее», и в качестве примера приводил как раз данный плакат. Е.Г. Шульгина рассказывала, как ее сыновья «захлебывались от восторга, читая этот плакат».

Бывало, агитаторы срывали плакаты оппонентов или наклеивали свои поверх них, иногда случались и стычки на этой почве. Так, например, большевики утверждали, что «черносотенцы» напали на их агитационный автомобиль и уничтожили предвыборный транспарант.

ВБРИ выпустил агитационную газету «Русский избиратель», которая выдавалась бесплатно в справочных бюро блока, расположенных в каждом районе города, а также раздавалась на улицах и в трамваях.

«На Малороссию свалилась великая беда, — писал Шульгин в передовой статье. — Приехало в Киев три министра и прямо с автомобилей упали в объятия [М.С.] Грушевского. Через несколько часов, когда министры снова сели в автомобили, уезжая в Петроград, судьба Малороссии была решена: ее перекрестили в Украину».

Противодействию «украинизации» была посвящена и статья Савенко: «Мы, малороссы, горячо любим нашу родину — Малороссию, любим ее героическое прошлое и поэтическое настоящее. Нам дорого все, что говорит нам о нашей родине, — ее поля и реки, ее степи и Днепр, ее песни и язык, ее обычаи и весь быт — словом, все то, что так неподражаемо воспел наш гениальный земляк Н.В. Гоголь. Но, как и Гоголь, мы — малороссы, а не украинцы, мы русские, сыны единого великого народа…» 

В другой статье, написанной под псевдонимом, Савенко признавал, что «эпоха бюрократической централизации» прошла, и новую жизнь надо строить на основах местного самоуправления. Но, задавался он вопросом, «разве создание великой Украины от Карпат до Урала и от Курской губ[ернии] до Кавказа и Черного моря — это децентрализация? Разве, провозглашая лозунг децентрализации, можно соединять в одно управляемое целое Слободскую Украйну и Гетманщину с правобережной Малороссией и даже с Галичиной и Буковиной, а Волынь, Галичину и Буковину — с Новороссией?»

По его мнению, действия украинской Центральной Рады это никакая не децентрализация, а «украинский империализм, причем империализм украинской марки — самый худший из всех возможных империализмов, ибо это — самый некультурный империализм, самый шовинистический и человеконенавистнический, возвращающий нас к эпохе дикой гайдамаччины».

Агитация шла и в стихотворной форме. Так, например, жена Савенко, известная в прошлом оперная певица Н.К. Савенко-Новоспасская, опубликовала следующее предвыборное стихотворение:

Древний Киев — город русский,
Первый стольный Киев-град,
Но в борьбе партийно-узкой
Нам другое говорят.
Говорят, что Украине
Киев следует отдать,
Позабыв, что он доныне
Городам всем русским мать.
Киев залит русской кровью,
Русским потом и слезой,
Создан русскою любовью,
Дышит русскою душой.
Здесь история России
Проложила яркий след:
Есть свидетели немые
Этих прошлых, славных лет:
Вот великая София,
Святополков монастырь,
Здесь Ворота Золотые,
Там Днепра седого ширь.
Древний Спас на Берестове,
Там же Лавра над Днепром.
Сохранен в свой основе
Княжий двор и княжий дом.
Крепко связан ты с Россией,
Древний Киев, навсегда.
Узы те, для нас святые,
Не порвутся никогда.
Будем верны мы надежде,
Что невзгод минует ряд,
И останется, как прежде,
Нашим, русским Киев-град.

Оппоненты, в свою очередь, в стихотворной форме призывали не голосовать за № 3. Вот, например, стишок из кадетской «Южной газеты»:

Велика опасность справа
И царя холопы злы.
Вновь им хочется застенка,
Ждут они былых картин.
Появляется Савенко
И совместно с ним Шульгин.
В круг сомкнувшись тесный, узкий
Замышляют зло они.
Избиратель этот «русский»
Мести злой таит огни.
Не смотри же беззаботней,
Киевлянин, ты на них.
Пусть пока у черной сотни
Голос робок, слаб и тих,
Но таится в них отрава
Для свободы дорогой.
Наступить хотят лукаво
На нее они ногой.
Не давай, смотри, им власти,
Чтоб потом скорбей не знать.
Их легко узнать по масти,
Их не трудно разгадать.
Их злодейская личина
Ныне каждому видна.
Вот какая есть причина
Нам бояться Шульгина.

Не отставали и меньшевистские «Последние новости»:

Кто желает, чтоб конфуз
Сжал нас, как колода,
Чтоб воскрес опять «союз
Русского народа»;
Чтоб изведала страна
Вновь царизма плети,
Голосуй за Шульгина,
Список № 3-й.

«Южная газета» приводила разговор двух «сознательных» рабочих на киевской улице, обсуждающих список ВБРИ:

«- Г-ы-ы, Алексей Гаврилыч, глянь-ка, а это что еще за список такой?

— Это? Да это, брат, черная сотня под энтим нумером прет…

— Как так? Да кой чудной подпишется за ими. Нешто захочется снова на шее своей иметь царя-батюшку, да Гришку Распутина с Алисой?

— Вот они для того и плутуют. Не называют себя своим-то ентим доподлинным именем, а — «список русских избирателей». Туман народу на глазах запускают. Знаем мы, что за русские избиратели то! 

— Да что им хотится-то? Чего, гады, прут? Сидели бы уж в уголке, да на печи скромно кашу ели…

— Нешто неведомо, чего хотит это иродово племя — черная сотня?

— Чего?

— А хотит Столыпина, того, что пред Думой-то стоял, снова вытащить из музеума и снова поставить на этом самом месте, где раньше был (имеется в виду памятник Столыпину, снесенный весной 1917 г. — авт.).

— То исть, все к старому, стало быть, вернуть, — и городовых, и жандармов, и водку, и хабарцы…

— Да, похоже на то».

Оппоненты уделяли такое внимание списку ВБРИ, что в немалой степени способствовали его популяризации. Шульгин даже обратился к ним в шутливой форме: «Господа! Вы напрасно так перетревожились. В вашей панике вы делаете грубейшие ошибки. Нельзя же так, без всякой меры, рекламировать список № 3».

Апофеозом предвыборной кампании «русского блока» стал митинг в Купеческом собрании 25 июля.

«К назначенному времени я скромненько поехал на извозчике, — вспоминал Шульгин. — Приблизившись к Купеческому собранию, я увидел, что проникнуть в него невозможно. Площадь запрудила огромная толпа, и до такой степени, что трамвай встал. Я не знал, что делать. Но, по счастью, меня узнали в толпе, и несколько студентов и другой молодежи помогли мне пройти в зал заседаний».

«Сбор был шаляпинский, овации тоже, — писала жена Шульгина. — Наш стол, за которым разместился весь состав комитета, был засыпан цветами и деньгами. По окончании заседания женщины снимали с себя обручальные кольца и кресты и отдавали Василию Витальевичу. <…> Когда Василий Витальевич и я уезжали из Купеческого, мои руки были полны цветов, а он, стоя в автомобиле, за которым бежала публика, раскланивался как сам Александр Федорович Керенский. Это был зенит нашего успеха и популярности».

Агитация продолжалась и в день голосования — это было разрешено согласно действовавшему в то время законодательству.

Лидер НДРП Петров разъезжал по городу на автомобиле вместе «с барышнями, одетыми в сарафаны и кокошники». Причем, как писала с возмущением украинская пресса, автомобиль этот был с «украинской декорацией» (видимо, имеется в виду или костюм одной из «барышень», или, например, рушники), но с него шла агитация «за малороссов, а не за украинцев».

После подведения итогов голосования выяснилось, что победил Социалистический блок, объединивший эсеров, меньшевиков, еврейский Бунд и польских социалистов — 64207 голосов (37,01 %).

Украинский блок (украинские эсеры и эсдеки) набрал 34603 голоса (19,95 %), русский блок — 25421 (14,65 %), кадеты — 15098 (8,7 %), большевики — 9365 (5,4 %), остальные списки получили незначительное число голосов.

Подводя итоги, Шульгин пошутил, что в Киеве на самом деле не одна черная сотня, а как минимум 250 черных сотен.

Для либеральной и социалистической прессы результат ВБРИ стал шокирующим — ни в одном другом городе бывшие черносотенцы не смогли получить и десятой части тех голосов, что они получили в Киеве.

«Необходимо признать, что кроме сознательных приверженцев реакции, кроме кучки «истинно-русских», за этот список подавала голоса и часть темной массы населения окраин, развращенная ядом человеконенавистнической агитации. В Киеве, городе с пестрым национальным составом, где антисемитизм свил себе прочное гнездо, — часть городской бедноты еще до сих пор верит черносотенцам», — писал печатный орган Совета рабочих депутатов.

При этом результаты выборов полностью опровергают эти домыслы: на окраинах ВБРИ почти повсеместно провалился, в то время как в центре города пользовался успехом, а электорат его был явно образованнее, чем у тех же социалистов. Вероятнее всего, что русские националисты, сохранив за собой большую часть черносотенного актива, усилились за счет бывших избирателей кадетской партии и представителей «прогрессивной» интеллигенции, ранее всецело поддерживавших украинское движение, а теперь увидевших, что натворили, и поэтому резко отшатнувшихся в правую сторону.

«Провал кадетов характеризовал тогдашнее настроение интеллигенции, — подтверждает это предположение видный киевский кадет В.М. Левитский. — Партию оставили не только обычные в Киеве союзники, польские и еврейские буржуазные группы, но и большинство русской интеллигенции, голосовавшей «за блок». Это была нам месть за благоволение к украинцам. <…> Толща партии определенно правела. В интеллигентных семьях всюду заговорили о национализме и необходимости организованной национальной самозащиты».

Киев стал единственным городом бывшей Российской империи, в котором правый русский список не просто заявился на муниципальные выборы, но и получил значительное число голосов.

Но это было только начало, только первый шаг: всего несколько месяцев спустя, в ноябре 1917 г. на выборах во Всероссийское Учредительное собрание и в январе 1918 г. на выборах в Украинское Учредительное собрание, ВБРИ укрепит свои позиции и станет самой популярной политической группой в Киеве, опередив на городских избирательных участках и «общероссийских» социалистов, и украинцев.

  • Киви был очень кислым поэтому никто к нему не притронулся как правильно пишется
  • Кем был павлуша из рассказа бежин луг
  • Кибербуллинг сочинение на английском
  • Кем был отец якоба в сказке карлик нос
  • Кибер риски как пишется