Кикимора актриса в сказке

Биография

Актриса Вера Алтайская сыграла в кино более полусотни ролей, но зрителям запомнилась характерными героинями. Чем большей славы добивалась артистка в качестве «королевы эпизода», тем чаще ей предлагали отрицательных персонажей. Вершиной мастерства стали сыгранные знаменитостью злодейки из киносказок Александра Роу. Творчество исполнительницы удивляет и завораживает по сей день.

Детство и юность

Вера Владимировна родилась 21 мая 1919 года в Петрограде, тогда находившемся в эпицентре революционных событий. Мама артистки до революции работала пианисткой в кинотеатре, а после, чтобы хоть как-то прожить, начала давать уроки музыки. Вскоре она встретила писателя Константина Алтайского-Королева и вышла за него замуж. Главный биограф Клима Ворошилова воспитал девочку как родную дочь, и со временем безуспешные попытки Веры выяснить у матери имя настоящего отца прекратились.

Когда Вере было 18 лет, Константина Николаевича арестовали за знакомство и общение с писателем Андреем Алданом-Семеновым. Тот обвинялся в участии в террористической группе. Во время допроса Алтайский-Королев подвергся пыткам и, не выдержав издевательств, сознался в озвученных следствием преступлениях. В лагерях провел 17 лет.

Незадолго до ареста отчима Вера перебралась в Москву и поступила в актерскую школу при «Мосфильме». Обучением тогда руководили режиссер Григорий Рошаль и актер Михаил Тарханов. Завершив образование в 1940 году, артистка была включена в штат киностудии. Дебютные роли Алтайская сыграла еще до выпуска.

Фильмы

Свою фильмографию девушка открыла в 19 лет. В 1938 году вышла картина «Великий счет», где ей досталась эпизодическая роль переписчицы, год спустя — персонаж второго плана в ленте для детей «Личное дело». Александр Разумный доверил Алтайской роль пионервожатой: яркая стройная актриса со смеющимися глазами как никто другой попадала в типаж.

Вера Алтайская в молодости

Вера Алтайская в молодости / кадр из фильма «Великий счет»

В 1940 году выпускница школы при «Мосфильме» получила возможность поработать с первыми звездами советского кино того времени. В музыкальной комедии Григория Александрова «Светлый путь» были заявлены и Любовь Орлова, и Евгений Самойлов, и другие популярные в то время артисты экрана. Секретаршу сыграла только набиравшая известность в качестве актрисы кино Рина Зеленая. Алтайской досталась роль работницы Клавы.

Искрящийся дерзостью взгляд, осиная талия, копна русых волос — внешность актрисы в сочетании с ее бурным темпераментом и едким остроумием была лучшей рекомендацией на роль роковой красавицы. И в 1942 году Вера Алтайская ее получила.

Сценарист и режиссер Юлий Райзман, в будущем лауреат шести Сталинских премий, решил снять историю о телеграфистке и сандружиннице Машеньке, которая встречает любовь, а накануне Советско-финской войны расстается с любимым из-за его увлечения другой девушкой. Соперницу досталось играть Алтайской. Райзман даже оставил героине имя исполнительницы. Годом позднее фильм «Машенька» получил Сталинскую премию второй степени.

С началом войны «Мосфильм» эвакуировали в Алма-Ату. Вера Владимировна уволилась и стала актрисой «Союздетфильма». В первой половине 40-х она много снималась в военных лентах. Ей доставались героини второго плана в картинах о жизни блокадного Ленинграда («Жила-была девочка»), участии молодежи в сопротивлении фашистам («Это было в Донбассе»), о судьбах эвакуированных на Урал («Большая земля»).

После 1946 года, когда на экраны выпустили фильм «Освобожденная земля», в кинобиографии Алтайской наступил временный перерыв — публика увидела знаменитость лишь спустя четыре года в фильме Райзмана «Кавалер Золотой Звезды» с Сергеем Бондарчуком и Кирой Канаевой в главных ролях. Вере Владимировне здесь пришлось сыграть безымянную колхозницу. Затем вновь последовал перерыв — до 1954-го, когда артистка предстала в картине «Анна на шее».

Этот перерыв оказался связан не с отсутствием предложений от режиссеров, а с тем, что Алтайская предпочла сцену экрану. Артистка пополнила труппу Государственного театра киноактера. Ее работа на подмостках открылась в 1946-м премьерой постановки «Бранденбургские ворота». Наконец-то Алтайская получила то, чего не дождалась от кинематографа, — главные роли. Любовь Шевцова в «Молодой гвардии», Тамара в «Старых друзьях» — центральные женские персонажи в первых спектаклях театра, рожденного в военное время, воплощались на сцене именно Алтайской.

В середине 50-х актриса все больше склоняется к возвращению в кино. Режиссеры активно включают ее в творческий состав, но опять предлагают второй план или эпизод. Имея за плечами десять лет творчества на театральных подмостках, Вера Владимировна теперь выбирала только интересные, характерные роли. По ним она и запомнится советскому зрителю. Чего стоит сыгранная ею нянечка в родильном доме в мелодраме «Человек родился» или Нина Павловна, героиня комедии Леонида Гайдая «Жених с того света».

Вера Алтайская в фильме «Машенька»

Вера Алтайская в фильме «Машенька» / кадр из фильма «Машенька»

Триумфальное возвращение в кино Алтайской, конечно же, обеспечили сказки. В 1959 году вышли сразу две картины этого жанра: «Марья-искусница» Александра Роу и «Снежная сказка», поставленная режиссерами Эльдаром Шенгелаей и Алексеем Сахаровым. В обеих лентах актриса сыграла отрицательных героинь: Тетушку-Непогодушку — у Роу, Продажную душу — у его коллег. Видя, насколько яркие образы злодеек способна создавать актриса, Роу начал сотрудничать с Алтайской постоянно.

В «Вечерах на хуторе близ Диканьки» артистка перевоплотилась в колоритную супругу кума Панаса. Через два года в «Королевстве кривых зеркал» сыграла Асырк, подручную главной злодейки. А в 1964 году появилась в «Морозко» в роли жестокой мачехи. Вера Владимировна снялась в семи из девяти последних фильмов Александра Роу, который скончался в 1973 году. Последним результатом их сотворчества стала сказка «Золотые рога», в которой Алтайская воплотила на экране кикимору Кухарочку.

После смерти Роу знаменитость снялась всего в пяти картинах — и всюду эпизоды. Это роли в фильме «Ищу свою судьбу» с Галиной Польских и Георгием Жженовым, в детской драме «Птицы над городом», в фильме-спектакле «Гаспароне», в завершение карьеры — участие в некоторых сценах фильмов «Так рождалась легенда» и «Хомут для Маркиза». Последний вышел в 1977 году.

Личная жизнь

Личная жизнь артистки сложилась не так удачно, как ее кинокарьера. Вера Владимировна была замужем единожды. В молодости она согласилась на предложение коллеги Алексея Консовского, считавшегося на тот момент одним из самых привлекательных советских актеров. Ко времени их знакомства Алексей уже успел побывать в отношениях с Зоей Шухгальтер, которая родила ему сына Вадима. Позднее, когда артист уже долгое время не жил с первой избранницей, его наследник погиб в 19 лет при загадочных обстоятельствах.

Алексей Консовский и Вера Алтайская

Алексей Консовский и Вера Алтайская / «ВКонтакте»

Вера познакомилась с Консовским на съемках фильма «Лермонтов», где Алексей играл главную роль, а она — эпизодическую. В браке родилась дочь Светлана, однако ребенок не смог спасти брак — когда девочке исполнилось девять лет, супруги развелись. По поводу причины расставания актеров есть разные точки зрения. Одни утверждают, что Консовский оказался сложным человеком, другие говорят, что у самой Алтайской был сложный характер.

Также в некоторых источниках сообщается, что Вера Владимировна уже в молодости начала злоупотреблять алкоголем. Алексей, не выдержав этого пристрастия жены, покинул избранницу с дочкой, оставив им квартиру. Позднее и Светлана переехала от матери. Она не пожелала идти по стопам родителей и занялась лингвистикой. Некоторое время работала в подразделении администрации страны, контролировавшем теле- и радиовещание.

Смерть

Актриса скончалась 28 декабря 1978 года. Причиной смерти стала продолжительная болезнь. По некоторым данным, усугубить состояние здоровья Алтайской мог алкоголь, но эта информация официально не подтверждена. Могила Веры Владимировны находится на Ваганьковском кладбище, где похоронены ее родители. Там же покоится и прах дочери знаменитости.

В память об артистке поклонники монтируют любительские документальные фильмы. В соцсети «Одноклассники» пользователь, увлеченный созданием роликов для своего цикла «Чтобы помнили», посвятил актрисе клип-презентацию из фото образов, воплощенных Алтайской в разное время.

Фильмография

  • 1938 — «Великий счет»
  • 1939 — «Личное дело»
  • 1940 — «Светлый путь»
  • 1942 — «Машенька»
  • 1944 — «Большая земля»
  • 1945 — «Это было в Донбассе»
  • 1950 — «Кавалер Золотой Звезды»
  • 1954 — «Анна на шее»
  • 1956 — «Человек родился»
  • 1958 — «Жених с того света»
  • 1959 — «Марья-искусница»
  • 1959 — «Снежная сказка»
  • 1960 — «Дом с мезонином»
  • 1961 — «Вечера на хуторе близ Диканьки»
  • 1964 — «Морозко»
  • 1967 — «Огонь, вода и… медные трубы»
  • 1972 — «Золотые рога»
  • 1976 — «Так рождалась легенда»
  • 1977 — «Хомут для Маркиза»

Интересные факты

  1. Одной из ярких черт внешности знаменитости стала гетерохромия: один глаз был зеленым, другой — карим. Это позволяло коллегам Алтайской говорить о «ведьминской красоте» артистки.
  2. Вокальный талант исполнительницы зрители смогли оценить в комедии «Светлый путь». По сюжету героиня Веры Владимировны, кокетка, берущая без спросу вещи у подруг по общежитию, чтобы ходить на свидания, поет песню со строками: «Мажу губы густо-густо и выщипываю бровь. Ох и хлопотное чувство эта самая любовь».

Главная Кикимора советского кино — язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

год назад · 10575 просмотров

Нет человека, выросшего в СССР, который не помнит фразу злой мачехи из легендарной сказки «Морозко»: «Не прЫнцесса – королевна!», а вот фамилию актрисы, знают далеко не все…

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

Мачеху Настеньки сыграла Вера Владимировна Алтайская — самая знаменитая «кикимора» советского кино. Наша незабвенная Королева сказочных образов!

Родилась Вера в послереволюционном Петрограде 21 мая 1919 года. Родители расстались, когда девочка была маленьким ребенком, и мать никогда не рассказывала дочери об отце.

Впоследствии, мама Веры стала женой писателя Константина Николаевича Алтайского-Королева, который принял и воспитал её как родную дочь. Именно по совету отчима, девушка уехала в Москву и поступила в школу при «Мосфильме».

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

Одна из первых ролей в кино. «Цветные новеллы», 1941 г.

К её окончанию, в 1940 г., Вера имела уже 5 ролей и мечтала играть принцесс и красавиц. Для этого идеально подходила ее неординарная внешность – роскошная копна волнистых русых волос, тонкая талия и хрупкая фигура. Особенно приковывал к себе пронзительный необычный взгляд актрисы. Вера имела редкую природную особенность – ее глаза были разного цвета. Один глаз зеленый, другой – карий, но к сожалению черно-белые киноленты того времени не дают возможности рассмотреть эту уникальную деталь.

Яркая «колдовская» внешность дополнялась взрывным темпераментом, живым умом и остроумным, но очень язвительным языком. Закономерно, что актрису заметили режиссеры, Алтайская стала активно сниматься в кино.

Почему Алтайскую перестали снимать

Казалось бы, все складывается прекрасно и радужно, но режиссеры, столкнувшись с непростым характером Веры, стали ее побаиваться.

Например, вот такой не очень известный факт – режиссер комедии «Девушка с характером» (1939 г.), Константин Юдин на главную роль планировал пригласить именно Веру Алтайскую. Но ее язвительное и непокорное поведение на пробах вынудило Юдина отказаться от этой идеи. В картине сыграла Валентина Серова, которая после премьеры проснулась звездой и всенародной любимицей.

Были режиссеры, которые прощали Вере темперамент и острый язык, и видели как она талантлива, поэтому терпели и предлагали актрисе небольшие, но заметные роли.

Алтайская очень убедительно играла персонажей, противопоставляемых правильному и красивому образу положительных главных героинь. Ее роковая красавица Вера в киноленте «Машенька», разрушила любовь телеграфистки и сандружинницы, но при этом заставляла затаить дыхание мужчин по обе стороны экрана.

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

Алтайская в фильме «Машенька».

Годы Алтайская снималась мало, и только в отрицательных образах, которые получались у нее фантастически. К непризнанию Веры в профессиональной среде прибавилась и драматическая история любви.

Почему Вера потеряла своего Принца

В конце 40-х годов за Алтайской стал ухаживать известный актер Алексей Консовский. У них случился бурный роман, закончившийся свадьбой, а в 1941 году родилась дочь Светлана. Характер у Консовского тоже был не ангельский, они постоянно скандалили между собой. Особенно, если случались совместные съемки: мнения ни по каким вопросам у них никогда не совпадали, и супруги просто не могли остановиться.

В 1947 году Алтайская должна была сыграть одну из сестер в фильме «Золушка» и эта роль идеально ей подходила. Но на Принца был утвержден ее муж Алексей, и Вера прекрасно понимала, что играть вместе они не смогут. Алтайская от роли отказалась.

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

Консовский в роли Принца.

После выхода фильма в прокат, Консовский стал самым главным Принцем страны и у него появились тысячи поклонниц, не дававших Алексею проходу. Вера сходила с ума от ревности и начала прикладываться к алкоголю. Брак Алтайская-Консовский после 10-летнего напряженного существования распался.

Устав от скандалов вечно подвыпившей, едкой в высказываниях Веры, Консовский подал на развод, и ушел, оставив квартиру жене и дочери. А через несколько лет и дочь Светлана уехала от матери жить к отцу. Вера осталась абсолютно одна: ни семьи, ни друзей, ни коллег по работе, которые были бы ей рады. И актриса решилась навсегда уйти из кинематографа.

Как театр помог вернуться в кино

Алтайская дала себе слово не сниматься никогда, и, в 1946 г., поступила на службу в Государственный Театр киноактера. Здесь, на театральных подмостках, наконец, гениальная характерная актриса получила все, чего ей так не хватало в кино – признание своего таланта, и обожание публики.

Но через 10 лет сцены стало мало, актриса затосковала по кинематографу, съемкам, и не устояв, вернулась. Режиссеры, памятуя ее непростой характер, предлагали лишь крошечные эпизоды возрастных тетушек. Так бы и пропал яркий талант Алтайской, если бы не счастливый случай.

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

К/ф «Земля и люди», 1955 г.

Сказочный мир Роу

Когда Вера уже была близка к отчаянию, в её жизни появился Александр Артурович Роу. Легендарный сказочник оценил колоритную Алтайскую, ее безупречное мастерство перевоплощения и снимал почти во всех своих фильмах.

Вера стала одной из любимых актрис Роу и пользовалась его глубоким уважением. Роу понимал, что вздорный ершистый характер Алтайской – это напускное, а в действительности Вера добра, никогда и никому не желала и не сделала ничего плохого и подлого.

Оправдывая доверие великого Роу, Вера играла ярко и незабываемо. С самых первых сказочных ролей публика полюбила Алтайскую и до последнего её фильма не переставала восхищаться необычными волшебными образами, создаваемыми неподражаемой актрисой.

Тётушка-Непогодушка в «Марье-искуснице» (1959 г.)

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

Жена кума Панаса в «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961 г.)

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

В фильме «Королевство кривых зеркал» (1963 г.)

В любимой многими поколениями сказке «Королевство кривых зеркал», зрители увидели великолепную и коварную Асырк, которая своей вредностью затмила всех остальных злодеев.

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

Мачеха в «Морозко» (1964 г.)

Легендарная лента, победитель Венецианского фестиваля. Вера Алтайская, гротесково и бесподобно создала образ мачехи Настеньки. Помните?

— Мамань! А у Настьки коса лучше моей!

— Твоя дороже, твоя на ярмарке куплена…

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

Дочь Бабы Яги в сказке «Огонь, вода и… медные трубы» (1967 г.)

В «Огонь, вода и… медные трубы» Алтайская с большим шиком сыграла дочь Бабы-яги.

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

Старушка-веселушка в фильме «Варвара-краса, длинная коса» (1970 г.)

В фильмах Роу, Вера Алтайская всегда играла отрицательных персонажей. Но в сказке «Варвара-краса, длинная коса» она получила скорее положительную роль старушки-веселушки, проказы которой умиляли.

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

Последняя сказка Веры: фильм «Золотые рога» (1972 г.)

К сожалению, творческий союз закончился со смертью великого сказочника в 1973 году. За год до своего ухода Александр Роу снял свою последнюю картину «Золотые рога», в которой Алтайская сыграла кухарочку Кикимору. Так и осталась она в памяти зрителей Главной Кикиморой Советского Союза.

Главная Кикимора советского кино - язвительная и непокорная: Вера Алтайская и её отчаянная судьба

Источник:

Имея славу скандалистки, нелюбовь коллег за остроумный и едкий язык, (а режиссеры и вовсе Алтайскую боялись), Вера обрела огромную популярность и обожание зрителей.

Артистка пережила Роу на 5 лет, снявшись после его смерти лишь в пяти эпизодах. Последняя кинолента с её участием вышла в 1977 году. Карьера великой актрисы завершилась. Вера Владимировна, несколько лет тяжело болела, и умерла 28 декабря 1978 года.

Обделенная наградами и званиями, она получила главное — долгую народную память, которая заслуженно принадлежит ей много поколений. Не ПрЫнцесса, а Королевна — любимая Кикимора страны!

Источник:

Посты на ту же тему

Елизавета Никищихина

Елизавета Никищихина — одна из самых недооценённых советских актрис. Она, посвящая себя сцене и кинематографу, забывала о собственном счастье.

Источник: кадр из фильма «Просто ужас!»

Елизавета Никищихина — одна из самых недооценённых советских киноактрис. Ее судьба наглядно демонстрирует как человек, посвящая себя сцене, может забыть о собственном счастье. И в случае с Елизаветой Сергеевной все жертвы оказались напрасны.

Семья и протест ради мечты

Будущая актриса появилась на свет 17 мая 1941 года, в столице. Девочку воспитывала бабушка. Мать с отцом, забрав с собой старших братьев Лизы — Володю и Сашу, уехали на помощь разрушенной фашистами Германии. Они участвовали в восстановлении страны.

Так, девочка осталась без родительского тепла, и можно сказать была предоставлена сама себе. Елизавета росла мечтательной, она хотела стать актрисой. Но родственники не поддержали решение девушки поступить в театральный вуз. Отец и вовсе сказал, что дочь избрала себе неприличную профессию.

Елизавета Никищихина в детстве и юности
Елизавета Никищихина в детстве и юности.

Никищихина, разругавшись с родными, ушла из дома. Это был ее протест. Она ещё больше уверилась в желании посвятить себя сцене.

Театр

По окончании школы Лизу приняли в театральную студию при храме Мельпомены им. Станиславского. Позже молодую актрису пригласили  в состав труппы, а ГИТИС девушка заканчивала уже заочно.

Театру актриса посвятила всю свою жизнь. Начиная с массовки, Никищихина доросла до серьезных ролей. Когда ей доверили главную роль в спектакле «Антигона», у театра дежурила конная милиция, до такой степени популярной была постановка. Люди не могли достать билеты.

Постановка "Антигона"
Елизавета Никищихина и Евгений Леонов в спектакле «Антигона». Источник: aif.ru

Елизавета очень дорожила этой ролью и отдавала ей себя без остатка.

Следующей большой работой  для актрисы стал образ Вассы Железновой в одноименном спектакле.

Фильмы

Дебютом в кино для Никищихиной мог стать фильм «Скверный анекдот», но ленту внезапно положили на полку.

Все последующие роли, которые доставались актрисе, были небольшими, часто эпизодическими. Образы простоватых, чудаковатых героинь удавались Никищихиной как никому другому. Она никогда не отказывалась от предложенной работы, и каждую свою роль старалась сделать узнаваемой и запоминающейся. Это удавалось актрисе, и зрители любили ее добрых и нежных героинь.

Кинолента "Приключения Электроника"
Елизавета Никищихина в фильме «Приключения Электроника», 1979 год

Елизавета Сергеевна много снималась в детском кино («Приключения Электроника», «Пеппи Длинный Чулок», «Расмус-броляга», «Шла собака по роялю», «Там на неведомых дорожках»), где ей одинаково хорошо удавались роли мамочек, учительниц или неравнодушных соседок. А в одной из сказок актрисе доверили роль Кикиморы.

В лирических комедиях и мелодрамах для Никищихиной были отведены отдельные эпизоды («И это все о нем», «Чародеи», «Вчера, сегодня и всегда», «Торпедоносцы»). А ее реплика о высоких отношениях главных героев «Покровских ворот» тут же ушла в народ.

Кинолента "Покровские ворота"
Елизавета Никищихина и Игорь Дмитриев в фильме «Покровские ворота», 1982 год

Есть в творческой копилке актрисы и участие в фильме, снятом на основе классической литературы («Мертвые души» — жена Собакевича).

В 90-е Елизавета Сергеевна принципиально отказывалась от участия в новых картинах. Современное кино казалось ей неприличным и пошлым. Единственная работа, в которой Никищихина согласилась участвовать, фильм Светланы Дружининой из серии «Тайны дворцовых переворотов». Эта роль оказалась для актрисы последней.

Первая любовь и брак

Первая любовь актрисы — музыкант Алексей Познанский. Они познакомились, когда творческая карьера актрисы в театре только начинала складываться. Молодой человек имел проблемы со здоровьем после службы в армии. Он очень хотел семью и мечтал, чтобы Елизавета родила ему ребенка.

Елизавета Никищихина. Фильм "Совершенно серьезно"
Елизавета Никищихина в фильме «Совершенно серьезно», 1961 год

И именно в этот момент Никищихиной предлагают роль в «Антигоне». Артистка не могла отказаться от долгожданной работы и избавилась от беременности. Возлюбленный не простил Елизавете этого поступка. Говорили, что актриса настолько погружалась в свой образ, что с трудом потом возвращалась к действительности. Этот факт, плюс личные переживания, помогли Никищихиной стать театральной звездой.

Впервые в официальный брак актриса вступила с музыкальным критиком Анатолием Агамировым. Этот союз просуществовал семь лет. По словам супруга уже тогда у Никищихиной начались проблемы с алкоголем. Таким образом, артистка снимала стресс после тяжёлых спектаклей. В конце концов, Агамиров устал терпеть запои актрисы и ушел.

Рождение дочери, пагубная привычка и третий брак

Почти сразу же Елизавета Сергеевна встретила психиатра Эрнеста Лейбова. Вторая беременность снова поставила актрису перед выбором — в театре ей предложили главную роль в «Грозе».

Елизавета Никищихина и Эрнест Лейбов
Елизавета Никищихина и Эрнест Лейбов.

Актриса побоялась, что больше не познает счастье материнства, тем более что она долго не могла забеременеть. Поэтому на этот раз она сделала выбор в пользу ребенка. А когда родилась девочка, Никищихина назвала ее в честь несыгранной героини — Катериной.

Второму мужу тоже было сложно выносить пагубную привычку жены. А Елизавета, тоскуя по работе, продолжила пить еще сильнее. Воспитание дочери и существование в качестве домохозяйки очень угнетали ее. Когда Лейбов принял решение эмигрировать в США, Никищихину он с собой не позвал. Да она бы и не поехала.

Самым счастливым для актрисы стал третий брак с писателем Евгением Козловским. Он смог уговорить актрису закодироваться. Но спустя несколько лет Евгения посадили в тюрьму за диссидентскую деятельность.

Елизавета Никищихина с дочерью Катей
Елизавета Никищихина с дочерью Катей. Источник: retrospectra.ru

Поначалу Никищихина носила передачки и терпеливо дожидалась супруга. Но ей все тяжелее давалась разлука, и она снова начала пить. Когда Козловский вернулся из заключения, он уже не мог справиться с запоями любимой, и им пришлось расстаться.

Актриса осталась одна, она отправила дочь к отцу в Америку. Когда девочка выросла, они разменяли жилплощадь, и Елизавета Сергеевна отправилась жить в коммуналку.

Последние годы и печальный уход

Никищихина стала уделять кино больше времени, чем театру и постепенно на сцене для нее оставалось все меньше места. Когда в храме Мельпомены сменилось руководство, Елизавете Сергеевне намекнули, что ей здесь больше не рады.

Елизавета Никищихина, дочь Катя и внук Иван
Елизавета Никищихина, дочь Катя и внук Иван

Роли в кино становились все крошечнее, да и о пагубной привычке артистки уже знали все. Мало кто хотел иметь с ней дело. Из-за этого актриса пила еще больше и попала в замкнутый круг. Депрессии, невостребованность и запои сделали ее частой клиентской психиатрической клиники.

Однажды на Елизавету Сергеевну напали неизвестные, явно с целью ограбления. Злоумышленники пытались душить женщину. Последствия этого случая привели к быстро развывшейся астме и повреждению пищевода. Актрисе было сложно есть твердую пищу. По рекомендации врачей она избегала такого способа питания.

Но осенью 1997 года соседи обнаружили тело актрисы. Вердикт «скорой» был странным — подавилась яблоком. Дочь Никищихиной отрицала намеренное желание матери таким образом свести счеты с жизнью. По мнению коллег, с актрисой произошел несчастный случай. Елизавете Никищихиной было всего 56 лет.

Если публикация интересна, пишите комментарии и кликните на сердечко.

Нашли ошибку? Пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Здесь собраны все актрисы и актеры фильма Там, на неведомых дорожках…. В списке актрис и актеров, снявшихся в фильме Там, на неведомых дорожках… 1982 года, также содержится информация о ролях и героях, которых они сыграли.
Основные роли в фильме сыграли актеры Леонид Каневский, сыгравший роль «Десятник-Миллионский», Олег Анофриев, сыгравший роль «Соловей-Разбойник», Юрий Чернов, сыгравший роль «писарь Чумичка». Основные женские роли в фильме исполнили актрисы Татьяна Пельтцер, исполнившая роль «Баба-Яга», Наталья Крачковская, исполнившая роль «тетка с ведрами», Татьяна Аксюта, исполнившая роль «Василиса-Премудрая». Создатели и авторы фильма: режиссер — Михаил Юзовский, сценарист — Эдуард Успенский (сказка «Вниз по волшебной реке»).

Списки других фильмов всех актрис, актеров и создателей фильма Там, на неведомых дорожках… (1982) можно найти по соответствующим ссылкам (фото персоны).

  • Рейтинг KinoPoisk.ru: 7.95 (1634)
  • Рейтинг IMDb.com: 7.3 (83)

Нравится

Актеры фильма «Там, на неведомых дорожках…»

  • фото Леонид Каневский

    Леонид Каневский

    Десятник-Миллионский

  • фото Олег Анофриев

    Олег Анофриев

    Соловей-Разбойник

  • фото Юрий Чернов

    Юрий Чернов

    писарь Чумичка

  • фото Юрий Чекулаев

    Юрий Чекулаев

    боярин

  • фото Александр Кузнецов

    Александр Кузнецов

    дядюшка Домовой

  • фото Александр Пятков

    Александр Пятков

    Дрёма

  • фото Александр Филиппенко

    Александр Филиппенко

    Кащей-Бессмертный

  • фото Юрий Медведев

    Юрий Медведев

    Гаврила

  • фото Сергей Николаев

    Сергей Николаев

    стражник

  • фото Георгий Мартиросян

    Георгий Мартиросян

    богатырь

  • фото Мичислав Юзовский

    Мичислав Юзовский

    мальчик при дворе

  • фото Роман Монастырский

    Роман Монастырский

    Митя

  • фото Леонид Харитонов

    Леонид Харитонов

    царь Макар

Актрисы фильма «Там, на неведомых дорожках…»

  • фото Татьяна Пельтцер

    Татьяна Пельтцер

    Баба-Яга

  • фото Наталья Крачковская

    Наталья Крачковская

    тетка с ведрами

  • фото Татьяна Аксюта

    Татьяна Аксюта

    Василиса-Премудрая

  • фото Елизавета Никищихина

    Елизавета Никищихина

    болотная кикимора

  • фото Елена Озерцова

    Елена Озерцова

    Лихо одноглазое

  • фото Анастасия Зуева

    Анастасия Зуева

Режиссер фильма «Там, на неведомых дорожках…»

  • фото Михаил Юзовский

    Михаил Юзовский

Сценаристы фильма «Там, на неведомых дорожках…»

  • фото Эдуард Успенский

    Эдуард Успенский

    сказка «Вниз по волшебной реке»

  • фото Алла Ахундова

    Алла Ахундова

Композитор фильма «Там, на неведомых дорожках…»

  • фото Владимир Дашкевич

    Владимир Дашкевич

Актер (не указан в титрах) фильма «Там, на неведомых дорожках…»

  • фото Олег Федулов

    Олег Федулов

    стражник

  • Кем была надежда в рассказе темные аллеи
  • Киер код как пишется
  • Кем была маруся поспелова в сказке о потерянном времени
  • Киевская государственная библиотека рассказы
  • Кем была крошечка хаврошечка из одноименной русской народной сказки