Кикимора из сказки марья искусница

Нет человека, выросшего в СССР, который не помнит фразу злой мачехи из легендарной сказки «Морозко»: «Не прЫнцесса – королевна!», а вот фамилию актрисы, знают далеко не все…

Мачеху Настеньки сыграла Вера Владимировна Алтайская — самая знаменитая «кикимора» советского кино. Наша незабвенная Королева сказочных образов!

Родилась Вера в послереволюционном Петрограде 21 мая 1919 года. Родители расстались, когда девочка была маленьким ребенком, и мать никогда не рассказывала дочери об отце.
Впоследствии, мама Веры стала женой писателя Константина Николаевича Алтайского-Королева, который принял и воспитал её как родную дочь. Именно по совету отчима, девушка уехала в Москву и поступила в школу при «Мосфильме».


Одна из первых ролей в кино. «Цветные новеллы», 1941 г.

К её окончанию, в 1940 г., Вера имела уже 5 ролей и мечтала играть принцесс и красавиц. Для этого идеально подходила ее неординарная внешность – роскошная копна волнистых русых волос, тонкая талия и хрупкая фигура. Особенно приковывал к себе пронзительный необычный взгляд актрисы. Вера имела редкую природную особенность – ее глаза были разного цвета. Один глаз зеленый, другой – карий, но к сожалению черно-белые киноленты того времени не дают возможности рассмотреть эту уникальную деталь.

Яркая «колдовская» внешность дополнялась взрывным темпераментом, живым умом и остроумным, но очень язвительным языком. Закономерно, что актрису заметили режиссеры, Алтайская стала активно сниматься в кино.

Почему Алтайскую перестали снимать

Казалось бы, все складывается прекрасно и радужно, но режиссеры, столкнувшись с непростым характером Веры, стали ее побаиваться.
Например, вот такой не очень известный факт – режиссер комедии «Девушка с характером» (1939 г.), Константин Юдин на главную роль планировал пригласить именно Веру Алтайскую. Но ее язвительное и непокорное поведение на пробах вынудило Юдина отказаться от этой идеи. В картине сыграла Валентина Серова, которая после премьеры проснулась звездой и всенародной любимицей.

Были режиссеры, которые прощали Вере темперамент и острый язык, и видели как она талантлива, поэтому терпели и предлагали актрисе небольшие, но заметные роли.
Алтайская очень убедительно играла персонажей, противопоставляемых правильному и красивому образу положительных главных героинь. Ее роковая красавица Вера в киноленте «Машенька», разрушила любовь телеграфистки и сандружинницы, но при этом заставляла затаить дыхание мужчин по обе стороны экрана.


Алтайская в фильме «Машенька».

Годы Алтайская снималась мало, и только в отрицательных образах, которые получались у нее фантастически. К непризнанию Веры в профессиональной среде прибавилась и драматическая история любви.

Почему Вера потеряла своего Принца

В конце 40-х годов за Алтайской стал ухаживать известный актер Алексей Консовский. У них случился бурный роман, закончившийся свадьбой, а в 1941 году родилась дочь Светлана. Характер у Консовского тоже был не ангельский, они постоянно скандалили между собой. Особенно, если случались совместные съемки: мнения ни по каким вопросам у них никогда не совпадали, и супруги просто не могли остановиться.

В 1947 году Алтайская должна была сыграть одну из сестер в фильме «Золушка» и эта роль идеально ей подходила. Но на Принца был утвержден ее муж Алексей, и Вера прекрасно понимала, что играть вместе они не смогут. Алтайская от роли отказалась.


Консовский в роли Принца.

После выхода фильма в прокат, Консовский стал самым главным Принцем страны и у него появились тысячи поклонниц, не дававших Алексею проходу. Вера сходила с ума от ревности и начала прикладываться к алкоголю. Брак Алтайская-Консовский после 10-летнего напряженного существования распался.

Устав от скандалов вечно подвыпившей, едкой в высказываниях Веры, Консовский подал на развод, и ушел, оставив квартиру жене и дочери. А через несколько лет и дочь Светлана уехала от матери жить к отцу. Вера осталась абсолютно одна: ни семьи, ни друзей, ни коллег по работе, которые были бы ей рады. И актриса решилась навсегда уйти из кинематографа.

Как театр помог вернуться в кино

Алтайская дала себе слово не сниматься никогда, и, в 1946 г., поступила на службу в Государственный Театр киноактера. Здесь, на театральных подмостках, наконец, гениальная характерная актриса получила все, чего ей так не хватало в кино – признание своего таланта, и обожание публики.

Но через 10 лет сцены стало мало, актриса затосковала по кинематографу, съемкам, и не устояв, вернулась. Режиссеры, памятуя ее непростой характер, предлагали лишь крошечные эпизоды возрастных тетушек. Так бы и пропал яркий талант Алтайской, если бы не счастливый случай.


К/ф «Земля и люди», 1955 г.

Сказочный мир Роу

Когда Вера уже была близка к отчаянию, в её жизни появился Александр Артурович Роу. Легендарный сказочник оценил колоритную Алтайскую, ее безупречное мастерство перевоплощения и снимал почти во всех своих фильмах.

Вера стала одной из любимых актрис Роу и пользовалась его глубоким уважением. Роу понимал, что вздорный ершистый характер Алтайской – это напускное, а в действительности Вера добра, никогда и никому не желала и не сделала ничего плохого и подлого.

Оправдывая доверие великого Роу, Вера играла ярко и незабываемо. С самых первых сказочных ролей публика полюбила Алтайскую и до последнего её фильма не переставала восхищаться необычными волшебными образами, создаваемыми неподражаемой актрисой.

Тётушка-Непогодушка в «Марье-искуснице» (1959 г.)

Жена кума Панаса в «Вечера на хуторе близ Диканьки» (1961 г.)

В фильме «Королевство кривых зеркал»

В любимой многими поколениями сказке «Королевство кривых зеркал», зрители увидели великолепную и коварную Асырк, которая своей вредностью затмила всех остальных злодеев.

Мачеха в «Морозко» (1964 г.)

Легендарная лента, победитель Венецианского фестиваля. Вера Алтайская, гротесково и бесподобно создала образ мачехи Настеньки. Помните?

— Мамань! А у Настьки коса лучше моей!
— Твоя дороже, твоя на ярмарке куплена…

Дочь Бабы Яги в сказке «Огонь, вода и… медные трубы» (1967 г.)

В «Огонь, вода и… медные трубы» Алтайская с большим шиком сыграла дочь Бабы-яги.

Старушка-веселушка в фильме «Варвара-краса, длинная коса» (1970 г.)

В фильмах Роу, Вера Алтайская всегда играла отрицательных персонажей. Но в сказке «Варвара-краса, длинная коса» она получила скорее положительную роль старушки-веселушки, проказы которой умиляли.

Последняя сказка Веры: фильм «Золотые рога» (1972 г.)

К сожалению, творческий союз закончился со смертью великого сказочника в 1973 году. За год до своего ухода Александр Роу снял свою последнюю картину «Золотые рога», в которой Алтайская сыграла кухарочку Кикимору. Так и осталась она в памяти зрителей Главной Кикиморой Советского Союза.

Имея славу скандалистки, нелюбовь коллег за остроумный и едкий язык, (а режиссеры и вовсе Алтайскую боялись), Вера обрела огромную популярность и обожание зрителей.
Артистка пережила Роу на 5 лет, снявшись после его смерти лишь в пяти эпизодах. Последняя кинолента с её участием вышла в 1977 году. Карьера великой актрисы завершилась. Вера Владимировна, несколько лет тяжело болела, и умерла 28 декабря 1978 года.
Обделенная наградами и званиями, она получила главное — долгую народную память, которая заслуженно принадлежит ей много поколений. Не ПрЫнцесса, а Королевна — любимая Кикимора страны!

Марья искусница

mariyaСказка «Марья искусница» хоть и воплощена более полувека назад (1959г.), но каждое поколение детей смотрит ее с таким же удовольствием. Режиссер Александр Роу творчески подошел к сценарию Евгения Шварца, созданном по мотивам русских народных сказок. Искусные сказочники подошли к работе с душой, фильм получился со смыслом и добрым юмором. Всякий знает, что Марья, матушка Иванушки – красавица и на все руки мастерица. И прясть, и ткать да шить-вышивать горазда, а такие и в подводном царстве на вес золота ценятся.

В Кукобое Марья Искусница — хозяйка Музея Сказки. Здесь многие экспонаты сделаны её умелыми руками. Ведёт почту Бабы Яги, принимает гостей, рассказывает об истории создания Музея и его экспонатах.

Дуняша

dunashaУ каждого сказочного героя в Кукобое свой образ. Так Дуняша – хозяйка Чайной бабы Яги. Она и стол для гостей накроет и пирогов испечёт, и чай заварит. Поиграет с детьми, загадает им загадки, успокоит ворчунью — Бабу Ягу, найдёт лад со всей нечистью, будь Леший или Кикимора. А знаете какие вкусные Дуняша готовит пироги? Знатные пироги, которыми Кукобой на всю Россию славится! Известно что тесто на них замешивается на живой воде из близлежащего источника, состав начинки тщательно хранится в секрете, а пекутся они в Баба-Ягиной печи.

 Дед Лесовик

lesovikЕго часто путают с Лешим по той причине, что того действительно так называли в некоторых местностях, но в других это был самостоятельный персонаж, даже портретно сильно отличающийся от «тезки». У этого доброго деда руки и ноги были покрыты дубовой корой, его волосы и бороду обвивал плющ, а на щеках красовался зеленый мох. Кроме того, у него на темечке размещалось… птичье гнездо.

Лесовик помогал заблудившимся в лесу, если к нему обращались со словами «Дед Лесовик, ты к лесу, а я к дому привык». А если леший шалил, то в дупло дерева можно было положить записочку с жалобой, и тогда добряк непременно рассудит по совести да по справедливости. У дедушки была целая команда помощников, которые присматривали за порядком в лесу, имея каждый свою сферу полномочий, а также могли пойти на службу людям.

В Кукобое дед лесовик присматривает за Сосновым лесом, в котором поселилась Баба Яга.

Баба Яга

yagaБаба-Яга — лесная старуха, волшебница. Живет в лесной чаще, в избушке на курьих ножках. Одна нога у нее костяная; плохо видит, больше полагается на обоняние; летает в ступе. Лесные звери ей подчиняются. Баба Яга – образ очень интересный. Ее жилище рассказчик вертит, как хочет. «Стань к лесу задом, а ко мне передом» — именно этого требует герой из сказки. Баба Яга удивляется присутствию запаха русского духа, но при этом радушно принимает нагловатого гостя, которого и кормит, и поит, и спать укладывает. А, кроме того, собирает всех своих служителей – птиц и зверей, и выспрашивает у них необходимую гостю информацию. Сохранились еще варианты сказок, где выясняется, что Баба-Яга – родственница герою. Например, приходится теткой его жены, которую он теперь как раз и разыскивает.

В Кукобое создан образ Бабы Яги – дарительницы и советчицы: она указывает доброму путнику дорогу, дарит волшебного коня или орла, на которых можно добраться в тридесятое царство, даёт совет в беде. Она понимает язык леса, язык зверей и птиц, разговаривает с ветром и водой. Ей служат лесные духи, звери, птицы, рыбы и другие существа. Дружит с Лешим и Водяным. Баба Яга владеет волшебством, лечит травами, умеет перемещаться по воздуху на своей ступе и может казаться невидимой. В избушке у неё есть волшебный клубочек, скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, гусли-самогуды, ковёр-самолет, меч-самосек и множество других таинственных вещей. Она хранительница своего лесного пространства и окрестностей со всеми их обитателями.

Кикимора болотная

kikimoraКикиморой называют дух, который обитает в домах. Она считается женой домового. Есть еще Кикимора болотная. Название ее происходит от места жительства. Она живет на болоте и является женой лешему. Болотная Кикимора похожа на свою домашнюю сестру. Отличается только цвет кожи и длина волос. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения.

Кикиморы хоть и вредят человеку, но считаются намного добрее домовых. Пытается она нагнать беспричинный страх на людей, выжить их из дому, но большинство над ней только смеется, на что кикимора начинает беспричинно злиться.

Михайло Потапович или Топтыгин

mihailoЕще с древних времен медведь выражал восхищение. Символ медведя олицетворял красоту, силу и величие.

Особенно возвышают образ медведя русские народные сказки. В русских народных сказках медведь всегда добрый, сильный, способен защищать слабых, найти справедливость, и единственное верное решение. Читая сказку, каждый раз находишь, что-то новое для себя, великое и неизведанное.

Имя Топтыгин стало народной кличкой медведя, приняв иронически-уважительную форму. Медведь в сказках представляет собой воплощение грубой силы. Иногда он свиреп, иногда – наивен и добр. Будучи хозяином леса, он обладает властью над другими животными, но, тем не менее, характером отличается простоватым. Наличие физической силы у данного животного персонажа практически исключает ум – медведь в сказках глуп и оказывается одурачен более слабыми животными. С детства Медведь у многих людей олицетворяет мёд, малину, сильного косолапого непоседу.

Думаю, не ошибусь, если скажу, что для большинства детей 70-х ТОП-3 киносказок – это «Морозко», «Варвара-краса» и «Марья-искусница», которую мы вспомним сегодня. Дуэт блистательного Роу с великолепным Евгением Шварцем, конечно, не мог остаться незамеченным зрителями; сказка запомнилась и полюбилась.

мар4

Кадр из фильма «Марья-искусница»

Солдат (Михаил Кузнецов), отслужив 25 лет, возвращается в родные края. Тяжелая служба не сломила и не озлобила его – наоборот, он готов помогать каждому, будь то белки, медведи или случайно встреченный в лесу мальчик Иванушка (Виктор Перевалов).

мар3

Иванушка (Виктор Перевалов), кадр из фильма «Марья-искусница»

Мальчику в жизни пришлось нелегко – его отец умер уже давно, а маму, Марью-искусницу, забрал в свое царство поганый Водокрут, царь подводный. Вот и отправился Иванушка в дальний путь: выручать маму. А солдат, конечно, предложил идти вместе – вдвоем-то и веселее, и сподручнее.

мар2

Водокрут (Анатолий Кубацкий), кадр из фильма «Марья-искусница»

Долго искать вход в Подводное царство не пришлось – сам Водокрут (Анатолий Кубацкий) героев туда и привел, напуганный необыкновенным барабаном солдата. Но возвращать Иванушке маму он не собирается, а строит козни и затягивает время.

мар8

Морской петух, хранитель взбесившегося рака (Никита Кондратьев), кадр из фильма «Марья-искусница»

Сказка – это жанр удивительный: ведь она не существует без назидательности («сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок»), а финал не может быть неожиданным: зло обязательно проиграет добру, положительные герои непременно победят отрицательных. Канонизирован в общих чертах и ход повествования — таким образом, ожидать совсем уж неожиданных сюжетных поворотов не приходится.

мар9
Алёнушка, внучка Водокрута (Ольга Хачапуридзе), кадр из фильма «Марья-искусница»

Что остается? Антураж. Интересность персонажей. Юмор. Высокое качество актерской игры и, разумеется, режиссерское решение. У Роу всё это есть – именно потому мы так любим его сказки. Давайте «пробежимся» по некоторым запоминающимся моментам в «Марье-искуснице».

мар1
Солдат (Михаил Кузнецов), кадр из фильма «Марья-искусница»

В наше время, не мудрствуя лукаво, животных бы сделали с помощью компьютерной графики. Признаюсь – я всматривался в белочек (особенно эту, на руке), пытаясь понять: анимация или живая? Привет Рэю Харрихаузену, ага. Но, согласитесь – Роу не уступает Харрихаузену, хотя использует другие приемы. На мой взгляд, эти двое – великие мастера, только работавшие разными методами. И у Рэя анимационные персонажи выглядят почти как живые, а у Роу животные настолько органично исполняют роли, что не верится в такое чудо. И это добавляет волшебности – как будто и в самом деле мы попали в сказку.

мар11
Рыбомонстр, кадр из фильма «Марья-искусница»

А какие монструозные рыбы! Вроде, ничего особенного, но как-то эмоционально содрогаешься, видя их – и нисколько не выглядит наигранным испуг мальчика.

Милляр гениален, о чем тут говорить? Этим двоим (Роу и Милляру) несказанно повезло найти друг друга и их таланты в сотрудничестве раскрылись полностью, одарив зрителей чередой потрясающих образов. Милляр снялся во всех шестнадцати сказках Роу, исполнив тридцать ролей в них. У Роу, в фильме «По щучьему велению», состоялся кинодебют  Георгия Федоровича (два участия в эпизодах до того – не в счет).

мар10
Квак (Георгий Милляр), кадр из фильма «Марья-искусница»

Но дебют Милляра с комедийным переодеванием был раньше – на сцене театра в Геленджике он сыграл… Золушку. Причем, его появление в спектакле не было запланированным – Георгий работал бутафором и знал наизусть все роли. Однажды исполнительница роли Золушки заболела, известно это стало непосредственно перед спектаклем и… режиссеру ничего не оставалось, кроме как загримировать парня и вытолкнуть его на сцену.

Марья-искусница и Тётушка-Непогодушка

мар5
Марья-искусница (Нинель Мышкова) , кадр из фильма «Марья-искусница»

Нинель Мышкова передала искреннее горе матери, разлученной с маленьким сыном. Далеко не всегда и в реалистичных фильмах удается сыграть настолько высокий трагедий накал, но особенность эпизода даже не в этом, а в переходе от драмы от полному отстранению («что воля, что неволя – всё равно… всё равно…»).

мар6
Марья-искусница и Тётушка-Непогодушка (Вера Алтайская), кадр из фильма «Марья-искусница»

И обратите внимание – чуть позже Непогодушка (Вера Алтайская) говорит Водокруту, что ей, наконец, удалось полностью смирить Марью. А ведь женщина не первый день в плену, но, похоже, пока в ней жила надежда – невозможно было её сломить. И получилось это лишь тогда, когда Марья в отчаянии признала невозможность выхода из плена.

мар12
Пираты. Мыслительный процесс. Кадр из фильма «Марья-искусница»

Это какой фантазией надо обладать, чтобы ТАК обыграть процесс «думания»! Феерия, на мой взгляд!

Кстати, когда вы смотрите эпизоды с пиратами, вам не кажется, что Ролан Быков своих пиратов для «Айболита» именно здесь «подсмотрел»? 

  • Кикимора актриса в сказке
  • Кем были белый красный и черный всадники в сказке василиса прекрасная
  • Кижи древние или древний как правильно пишется
  • Кем была старуха в сказке о рыбаке и рыбке по порядку
  • Кем была надежда в рассказе темные аллеи