Кикимора рассказ для 5 класса музыка в школе

На чтение 2 мин Обновлено 12 июня, 2021

Сообщение о кикиморе 5 класс по музыке кратко может использовать, чтобы узнать историю создания одноименного музыкального произведения.

Содержание

  1. Доклад о кикиморе
  2. Как выглядит кикимора болотная?            
  3. Кратко о музыкальном произведении

Доклад о кикиморе

Кикимора — один из отрицательных персонажей славянской мифологии.

Великий русский композитор Анатолий Константинович Лядов в начале 80-х годов решил написать симфонические программные картины с использованием образов русских сказок. Замысел воплощался в жизнь долгие годы. Так, в начале ХХ века композитор завершил «Бабу-Ягу», «Волшебное озеро»,  а в 1909 году появилась «Кикимора». Первое исполнение произведения состоялось под управлением А. Зилоти 12 декабря 1909 года.

Как выглядит кикимора болотная?            

Согласно славянской мифологии Кикимора является злым богом и подробно описывается в книге И. Сахарова — «Сказаниях русского народа». Внешне она напоминает сгорбленную маленькую старушонку, которая покрыта мхом и травой, одетая она в рваные грязные тряпки. Людям Кикимора болотная показывается только в редких случаях, предвещая несчастье. Кроме того, старушка может принимать разный облик: то мужчины, то женщины, то красивой девушки, то любого животного.

Кратко о музыкальном произведении

Сначала идет медленное вступление, которое рисует сказочный пейзаж. На фоне низкое звучание сурдин со струнными басами, глухие литавры и тремоло, деревянные духовые и бас-кларнет. После под мягкое колыхание скрипок возникает колыбельный напев английского рожка и челеста. 

В основном разделе пьесы открываются прыгающие аккорды флейты с резким деревянным свистом. Местами слышны стремительные фразы под подхлестываемые остинатные ритмы. В целом данное музыкальное произведение очень динамично по характеру. Кажется, что оно задыхается от быстрого бега. Пьеса заканчивается исчезновением сказочного образа, его мгновенным уходом.

Надеемся, что «Кикимора» доклад 5 класс по музыке помог узнать много полезной информации на эту тему. А свой краткий доклад кикимора 5 класс в форме рассказа Вы можете оставить через форму комментариев ниже.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие. Попевка «Колокольчик»

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Звучит песня «Сказки гуляют по свету»

Учитель: Добрая песня открыла наш урок, и это совсем неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались о сказках.

Расскажу я вам сказку старинную,

Не очень короткую и не очень длинную,

А такую, как раз, от меня и до вас!

А было это, дорогие мои,

Когда сказочки по небу летали.

А я их ловила, да в лукошко складывала.

У: А точнее, будем говорить сказочных персонажах. Мы встретимся сегодня на уроке с одним из них. Скажите, как называется жанр, к которому относятся сказки, былины, сказания, предания?

Д: Фольклор.

У: А что такое фольклор?

Д: Устное народное творчество.

Фольклор – устное народное творчество, зародившееся в глубокой древности. Произошло от  английского слова —  folklore — «народная мудрость». Русские композиторы часто в своем творчестве обращались к фольклору своего народа: сказкам, былинам, преданиям.

У: Многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов (определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов») (слайд 1). Сегодня мы с вами будем говорить о русском композиторе Анатолии Константиновиче Лядове (слайд 2). Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. Анатолия Константинович Лядов создал несколько симфонических произведений со сказочными названиями: «Волшебное озеро, Баба-яга».(3 слайд) Название ещё одного произведения, с которым мы будем знакомиться сегодня, мы узнаем, если выполним задание. Первая буква музыкального слова является буквой нашей загадки (слайд 4).

Кларнет

Инструмент

Ключ

Интонация

Мелодия

Опера

Рондо

Ария

Д: кикимора.

У: Мы познакомимся со музыкальной сказочной картиной  «Кикимора». А вы знаете кто такая Кикимора?

Д: Сказочный персонаж, живет в болоте, Кикимора — вредная, относится к отрицательным героям.

У: Сюжетом для сказочной картиной  «Кикиморы» послужило народное сказание. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Выдается текст со сказанием.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Слушание музыки. «Кикимора»

У: Скажите, вам сразу удалось представить кикимору? Какая она? (Выбор картинки) слайд5.

У: А вот какую кикимору изобразил выдающийся русский художник-сказочник Иван Билибин (слайд 6)

hello_html_m1ea230ed.jpg

У: Похожа ли кикимора Ивана Билибина с тем, что мы прочитали в сказке? Найдите в тексте слова подтверждающие внешность кикиморы.

Работа с текстом

Д: Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова- то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой.

У: Какой оркестр исполняет это произведение?

Д: Симфонический.

У: Назовите инструменты симфонического оркестра.

Вам предстоит разделить музыкальные инструменты на две группы: симфонические и народные (работа на карточках).

Игра “Составь название”.

Учитель дает карточки с заданием каждой группе. Учащиеся, из предложенных букв, составляют названия инструментов и разделяют их на две группы. В одной должны оказаться инструменты симфонического оркестра, в другой — народного.

КРИСКАП (С)

НАЯБ (Н)

АБТРУ (С)

ФРАА (С)

ИЛСГУ (Н)

АБЛАЛААЙК (Н)

Вступление.

У: Чтобы создать музыкальный образ композитор использует разные тембры инструментов, тогда образ получится ярким и интересным.

У: какое средство более ярко рисует нам кикимору?

Д: тембры музыкальных инструментов.

У: Еще раз послушаем, какие инструменты начинают вступление.

1 раздел — Его исполняют низкие кларнеты и фаготы (показ инструментов). Они создают сказочную обстановку – “у кудесника в каменных горах”. (слайд 8)

2 раздел — Это звучание английского рожка (показ инструментов), похожее на “колыбельную”.

А дальше мы слышим очень редкий инструмент – челеста (показ инструмента). Какое у нее звучание?

3 раздел — челеста рисует нам «Хрустальную колыбельку».(слайд 9)

У: Вот какие разные использует композитор инструменты для создания образа кикиморы.

У: Много сказок и стихотворений сложено про кикимору в русском фольклоре и с одно из них мы с вами уже знаем. (Слайд 10) Давайте его повторим вместе с хлопками.

Игра «Придумай ритм»

Две кикиморы, на кочке,
Побросав в котел цветочки,
Мухоморов пару,
И костру добавив жару.
Сели отдыхая,
Аромат вдыхая.
В ожидании обеда,
Завели они беседу.

У: Кикиморы у нас вдыхали аромат цветочков, и мы с вами попробуем вдохнуть этот аромат.

Соедините правильные ответы.

Злое маленькое существо, живет у кудесника в каменных горах.

КОЛЫБЕЛЬНАЯ

Русский композитор, автор музыкального произведения «Кикимора»

КИКИМОРА

Народное творчество

ФОЛЬКЛОР

Тихая, плавная, певучая мелодия.

ЛЯДОВ

Музыкальный инструмент

9. Комментирование домашнего задания:

Выполните рисунок понравившегося фрагмента симфонической картинки “Кикимора”.

10. Подведение итогов.

Урок «Фольклор в музыке русских композиторов. А. Лядов «Кикимора»

Автор: Тепцова Светлана Юрьевна

Организация: МОУ СОШ № 18

Населенный пункт: Московская область, Воскресенский р-н, г. Белоозёрский

1.Организация начала урока

Звучит песня («Сказки гуляют по свету»)

Учитель: Добрая песня открывает наш урок, и это совсем неслучайно. А о чем пойдет речь, вы, наверное, уже догадались о сказках.

Расскажу я вам сказку старинную,

Не очень короткую и не очень длинную,

А такую, как раз, от меня и до вас!

А было это, дорогие мои,

Когда сказочки по небу летали.

А я их ловила, да в лукошко складывала.

Учитель: Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей . (собираю в лукошко пр. ответы)

(Слайд 2)

Учитель: А что такое фольклор?

Дети: Устное народное творчество

Учитель: А какие жанры устного народного творчества вы знаете?

Дети: сказки, былины, сказания, предания

Учитель: Правильно ребята, молодцы

Учитель: Фольклор неразрывно связан со сказочными персонажами, а какие сказочные персонажи вас впечатляют?

Дети: называют персонажей

Учитель: Отлично из наших с вами уроков мы знаем, что многие русские композиторы обращались к фольклору для создания сказочных образов в музыке. Это и «Снегурочка», «Садко» у Н.А. Римского- Корсакова и «Черномор» у М.И. Глинки

Давайте же определим тему сегодняшнего урока и запишем её в наши тетради

(определяют тему урока «Фольклор в музыке русских композиторов»)

(Слайд 3)

2 .Основная часть

Усвоение новых знаний и способов действий

И теперь, мы с вами отправимся в удивительный мир, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?

Первое прослушивание произведения

Звучит «Кикимора» А. К. Лядова

(0.50)

Учитель:

— Давайте попробуем угадать, куда мы с вами попали?

— Как можно описать это место?

— Какой сказочный персонаж нам повстречался?

Дети активно угадывают, и правильный ответ прозвучал

-Правильно, молодцы! Этот персонаж — Кикимора.

Работа с учебником стр. 19

Кикимора – злой дух, нечистая сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная — злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Учитель: Можно сделать несколько общих выводов.

Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные,

(Слайд 4)

А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.)- ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова,

Анатолий Константинович родился в Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, и в дальнейшем стал сам прекрасным композитором и пианистом. К народному творчеству композитор всегда относился с большой любовью. С голоса крестьян записывал народные мелодии. На подлинные народные слова потешек, присказок, прибауток он сочинил обаятельные детские песенки.

(Слайд 5)

Анатолия Константинович Лядов создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты со сказочными названиями: «Волшебное озеро, Баба-яга».

(Слайд 6)

А что-то мы забыли про наше лукошко (на экран)

Игра в слова

Учитель: Какой оркестр исполняет это произведение?

Дети: Симфонический.

Мы с вами знаем, что симфонический оркестр состоит из трёх групп музыкальных инструментов.

Духовые инструменты, струнные- смычковые и ударные.

А для того что бы мы с вами узнали название произведения, с которым мы сегодня познакомимся, нам предстоит пройти испытание.

Сейчас я вас разделю на три команды. И вам нужно определить, к какой группе относятся музыкальные инструменты, которые изображены на карточках перед вами. Записать в карточку название и положить в ту коробочку к которой относится.

Вы отлично справились с заданием, а теперь давайте посмотрим на экран, удалось ли нам разгадать загадку.

Отлично ребята давайте все вместе повторим название произведения

(все вместе читаем КИКИМОРА)

Учитель: Сюжетом для сказочной картины «Кикимора» послужило народное сказание. Лядов взял рассказ о том, как живет и растет Кикимора, как изводит она человека, и как зло на уме держит на люд честной.

Давайте последим за текстом и послушаем, особое внимание обращаю на музыку и звучание инструментов

Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание. Как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с нашим «музыкальным образом»?

Физминутка

(Слайд 8)

Учитель: Картины русских художников также посвящены сказочному образу кикиморы.

Давайте с вами посмотрим какой образ Кикиморы изобразил русский художник Иван Билибин.

О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.

7. Вокально-хоровая работа Для того чтобы приступить к исполнению песни нам нужно с вами подготовиться. А для этого нужно выпрямить свои спинки, сесть ровно.

Вспомним с вами как нужно дышать при исполнении песни. Сначала мы носом берем дыхание, задержим представьте себе как будто мы нюхаем цветочек. И медленно, медленно начинаем выдыхать.

(Слайд 9)

Хоровое исполнение песни “Там, на неведомых дорожках”

8. Подведение итогов урока.

Сегодня мы с вами совершили музыкальное путешествие в сказку:

— Что вам наиболее понравилось?

— С творчеством какого композитора вы познакомились сегодня?

— Какое произведение А. Лядова вы узнали и послушали?

— Кто такая Кикимора?

— Какой предстала перед вами Кикимора в этом произведении?

— Какую песню вы сегодня разучили?

9. Комментирование домашнего задания:

Посмотреть мультфильм кикимора монтаж Бороновой, нарисовать образ Кикиморы

Приложения:

  1. file0.docx.. 20,3 КБ

  2. file1.ppt.zip.. 4,5 МБ

Опубликовано: 12.11.2019

Фольклор в музыке русских композиторов

Фольклор в музыке русских композиторов

Программная музыка

Программная музыка

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на к.-л. явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение.

Программная музыка — академическая музыка, не включающая в себя словесного текста (то есть чисто инструментальная), однако сопровождаемая словесным указанием на своё содержание. Программой может служить заглавие, указывающее на к.-л. явление действительности, которое имел в виду композитор, или на вдохновившее его литературное, живописное или пластическое произведение.

Лядов Анатолий Константинович   Анатолий Константинович Лядов  -русский композитор XIX века, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.

Лядов Анатолий Константинович

Анатолий Константинович Лядов -русский композитор XIX века, дирижёр и педагог, профессор Петербургской консерватории.

Лядов Анатолий Константинович Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом. Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.

Лядов Анатолий Константинович

Анатолий Константинович Лядов родился в городе Петербурге, в семье профессиональных музыкантов, он рос в артистическом мире. Он был прекрасным композитором и прекрасным пианистом.

Большой популярностью пользовались три тетради «Детских песен» А.К.Лядова, в основу которых легли подлинно народные тексты древних, добылинных жанров, заклинаний, прибауток, присказок.

Лядов Анатолий Константинович Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял  композитора. Автор говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

Лядов Анатолий Константинович

Сказочные мотивы особенно ярко проявились в его позднем творчестве. Волшебный мир сказки вдохновлял  композитора. Автор говорил: «Дайте  сказку, дракона, русалку, лешего, дайте чего нет, только тогда я счастлив».

А.Лядов Симфоническая картина   «Кикимора»

А.Лядов Симфоническая картина «Кикимора»

  «Кикимора» (опус 63) — симфоническое произведение композитора Анатолия Константиновича Лядова из цикла «сказочных картинок».  Подзаголовок: «Народное сказание».  Время создания: 1909 год

«Кикимора» (опус 63) — симфоническое произведение композитора Анатолия Константиновича Лядова из цикла «сказочных картинок». Подзаголовок: «Народное сказание». Время создания: 1909 год

Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы. Но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, в 1900-х гг. Возможно, что определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная».

Идея создания музыкальных зарисовок на темы русских фольклорных образов возникла у А. К. Лядова еще в начале 1880-х годов после того, как он в 1881 году проводил лето в деревне и увлеченно собирал народные напевы. Но осуществление этого замысла произошло в последнее десятилетие жизни композитора, в 1900-х гг. Возможно, что определенным стимулом для композитора послужили рисунки художника Ивана Билибина, нашедшего свой стиль отображения русского фольклора. Билибинская Баба-Яга появилась в 1900 году как иллюстрация к опубликованной тогда сказке «Василиса Прекрасная».

Билибин И.Я., Баба-Яга и Иван, поповский сын.

Билибин И.Я., Баба-Яга и Иван, поповский сын.

Симфонической картине  «Кикимора»  предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова:  «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

Симфонической картине «Кикимора» предпослана развернутая программа, целиком почерпнутая из книги Сахарова: «Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору кот-баюн — говорит сказки заморские. Со вечера до бела света качают Кикимору во хрустальчатой колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у нее малым-малешенька, со напёрсточек, а туловища не спознать с соломиной. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шелковую. Зло на уме держит Кикимора на весь люд честной»

Сюжет Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа.

Сюжет

Медленное вступление сразу ведет в сказочно-страшноватую атмосферу, где разносятся глухие переливчатые звуки — это кикимора стучит-постукивает. Постепенно музыка набирает темп, она все быстрее, быстрее — а потом заканчивается внезапным порывом: исчезновением сказочного образа.

Инструменты   Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.

Инструменты Состав оркестра: 2 флейты, флейта-пикколо, 2 гобоя, английский рожок, 2 кларнета, бас-кларнет, 2 фагота, 4 валторны, 2 трубы, литавры, челеста, ксилофон, струнные.

Кикимора (шишимора ) — В восточнославянской мифологии - это один из видов домового. Злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток и и тело тонкое, как соломинка . Иногда ее считают женой домового. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт и путает пряжу),а также бросает посуду, мешает спать.

Кикимора (шишимора ) — В восточнославянской мифологии — это один из видов домового. Злой дух дома в облике карлика или маленькой женщины, у которой голова с наперсток и и тело тонкое, как соломинка . Иногда ее считают женой домового. Кикимора живёт в доме за печью и занимается прядением и ткачеством, а также проказит по ночам с веретеном и прялкой хозяев дома (например, рвёт и путает пряжу),а также бросает посуду, мешает спать.

Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками... Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно вывести из избы.

Иногда кикимора оборачивается серой кошкой. Любит похулиганить в доме, гремит посудой, бросает и бьет горшки и плошки, портит хлебы и пироги, кидается луковицами из подполья или из-за печки, стучит вьюшками, крышками от коробов. Днем она сидит за печкой невидимкою, а ночью прядет иногда или проказничает. То вдруг загремит, затрещит на потолке; то впотьмах подкатиться клубком к кому либо из семьи по ноги и собьет его как овсяный столп; то когда все уснут, ходит по избе, урчит, ревет и сопит как медвежонок; то средь ночи запрыгает по полу синими огоньками… Детей часто находили на рассвете спящими головой вниз, а ноги на подушке. Кикимору можно вывести из избы.

Кикимора болотная — Злой, болотный дух, жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом.

Кикимора болотная — Злой, болотный дух, жена лешего, которая живёт в лесу или болоте. Живет в болоте. Любит наряжаться в меха из мхов и вплетает в волосы лесные и болотные растения. Но людям показывается редко, ибо предпочитает быть невидимой и только кричит из болота громким голосом.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.

Ничто из природных кладовых не окутано таким количеством тайн, легенд и мистики, как болота. Слава у них недобрая, вот и обходят люди десятой дорогой царство кикиморы. А она незваных гостей любит. Затаскивает зазевавшихся путников к себе в трясину.

Рождаются у кикиморы с лешим детки - лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.

Рождаются у кикиморы с лешим детки — лесавки. Они шалят, сбивают с дороги путников, всеми силами помогая родителям заманивать путников в болота.

Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.

Никем не замеченная, пробирается кикимора в крестьянскую избу, поселяется за печку. Откуда и выходит по ночам, чтобы проказить.

Предмет: музыка
Класс:5 класс
Тема раздела : «Музыка и литература»
Тема урока: «Стучит, гремит Кикимора»
Номер урока в теме: урок № 5
Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская « Музыка 5 класс».

Содержимое публикации

Предмет:музыка

Класс:5 класс

Тема раздела : «Музыка и литература»

Тема урока: «Стучит, гремит Кикимора»

Номер урока в теме: урок № 5

Базовый учебник: Г.П.Сергеева, Е.Д. Критская « Музыка 5 класс».

Дата проведения урока

______________

______________

______________

Цель урока: Углубить представление учащихся о взаимосвязи музыки и литературы на примере русского фольклорного персонажа в симфонической картинке А.К.Лядова.

Задачи урока:

Образовательные: Познакомить учащихся с еще одним направлением связи музыки с литературой- произведением программной инструментальной музыки(симфонической миниатюрой).

Развивающие : Развивать творческие способности учащихся, фантазию, слушательские и исполнительские навыки.

Воспитательные: Воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.

Планируемые результаты

-Предметные: Научиться выделять художественные связи между музыкой, литературой и живописью, на примере произведения

-Метапредметные :

универсальные учебные действия

— познавательные УУД: Знать понятие про­граммная музыка. Уметь анализировать составляющие средств выразительности: мело­дию, ритм, темп, дина­мику, лад

-регулятивныеУУД:находить ассоциативные связи между художественными образами музыки и других видов искусства;

-коммуникативные УУД: передавать свои музыкальные впечатления в устной и письменной форме;

Личностные: Научиться понимать выразительные возможности музыки, в характеристике конкретных сказочных персонажей.

Тип урока: Урок усвоения новых знаний

Формы работы учащихся: коллективные, групповые ( пение, слушание, анализирование, рассуждение,работа с учебником).

Необходимые технические оборудования: музыкальный центр, баян.

Ход урока

1. Организационный этап

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.

Постановка цели и задачи урока. Актуализация знаний.

А чтоб открыть нам двери в удивительную сказочную страну, нужно разгадать вот этот кроссворд.

-Вопросы к кроссворду:

По-горизонтали:

1.Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Колядка)

2.Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)

3.Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)

По-вертикали:

1.Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)

2.Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Сказка)

Молодцы! Правильно разгадали кроссворд

Обратите внимание, одно главное слово для нас открыто, это Ф О Л Ь К Л О Р. Что это?

Ответы учащихся

Фольклор – устное народное творчество. Самая важная его черта- то, что фольклор является искусством народного слова.

— Какие жанры фольклорного творчества мы знаем? Может кто-то приведет пример?

Первичное усвоение новых знаний.

И теперь, мы с вами можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?

Первое прослушивание произведения

Звучит «Кикимора» А. К. Лядова

— Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?

Давайте все по порядку.

Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.

Можно сделать несколько общих выводов. Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.

Учащиеся дают характеристику, поведение героя можно разделить на 2 этапа (выход и действие):

— выход: приглушенно, скрыто, маскеруясь, сумрачно, робко, таинственно, колдовски;

— действие: взволнованно, тревожно, стремительно, буйно, нетерпеливо, кипуче, пламенно, рассержено, дерзко(словарь эстетических эмоций).

Первичная проверка понимания

Работа над образом «Кикиморы»

Давайте попробуем угадать, какой сказочный персонаж нам повстречался?

Дети активно угадывают, и правильный ответ прозвучал

Правильно, молодцы! Этот персонаж- Кикимора.

— Как музыка нам показала этого героя?

Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная — злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.)- ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты. Запись в тетрадь

Новое понятие: Симфоническая миниатюра- небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.

Работа с учебником

Откройте учебники «Музыка» 5 класс на стр. 19. Прочитаем литературный образ «кикиморы».

Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание. Как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с нашим «музыкальным образом»?

Закрепление знаний и способов действий

Повторное прослушивание произведения

«Кикимора» А. К. Лядов

О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.

Подумайте, а какие музыкальные инструменты слышны в этом произведении.

Сейчас мы еще раз прослушаем «Кикимора» А. К. Лядова, я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной героини произведения (прием «слушание рукой» или «визуализации).

Дети «рисуют» рукой движение музыки. Они улавливают движение, ритмический рисунок, рельефность музыкальной ткани. Дети с легкостью выполняют задание, а некоторые ребята высказывались о том, что трудно было идти за мелодией.

Музыкальные инструменты: флейты, гобои, деревянные духовые — образ Кикиморы, тема колыбельной – английский рожок деревянный духовой инструмент.

Творческое задание: на доске иллюстрации музыкальных инструментов, важно предложить ребятам после повторного прослушивания угадать музыкальный инструмент, который звучал, подсказками служат иллюстрации.

— Ребята, если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы на этот сюжет?

Первичное закрепление.

Сочиним синквейн по прослушанной музыке

Все молодцы, хорошо справились с заданиями!

Рефлексия и информация о домашнем задании

Какие из приемов музыкального развития- контраст, повтор, вариационность- помогут вам создать свое произведение?

— В чем необычность окончания этой оркестровой пьесы?

— Какой из образов музыкального сказа запомнился вам больше всех? Почему?

Дома изобразить образ «кикиморы» на бумаге с помощью карандашей и красок. По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.

  Вам также может понравиться:

Международный конкурс анималистических работ «ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ»

-192

Международный конкурс анималистических работ «ЦАРСТВО ЖИВОТНЫХ
»

30 Ноября – 30 Ноября

Международный конкурс детско-юношеского творчества «ВСТРЕЧАЕМ НОВЫЙ ГОД!»


Конкурсы

173 работы

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества, посвященный Дню защитника Отечества «ДЕРЖАВЫ ВЕРНЫЕ СЫНЫ»

-192

Всероссийский конкурс детско-юношеского творчества, посвященный Дню защитника Отечества «ДЕРЖАВЫ ВЕРНЫЕ СЫНЫ
»

30 Ноября – 30 Ноября


Свидетельство участника экспертной комиссии


Оставляйте комментарии к работам коллег
и получите документ БЕСПЛАТНО!


Свидетельство участника экспертной комиссии

Подробнее

Также вас может заинтересовать


  • Оценка знаний по музыки и пению для 4 класса «Обобщение опыта работы педагога дополнительного образования Скатуловой Ирины Валерьевны «Формирование интереса детей к фольклору через их участие в ансамбле русской песни «РОДНЫЕ НАПЕВЫ».»
    Музыка и пение


  • Уроки по музыки и пению для 8 класса «Тема урока: «Опера Князь Игорь»»
    Музыка и пение


  • Разное по музыки и пению для дошкольников «ТЕАТРАЛИЗОВАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ»
    Музыка и пение


  • Разное по музыки и пению для 2 класса «Вокальная терапия»
    Музыка и пение


  • Разное по музыки и пению для «Реализация ФГОС НОО в процессе освоения программного содержания предмета «Музыка»»
    Музыка и пение

«Кикимора» (народное сказание для оркестра)

Кикимора-это злой дух, нечистая сила в женском обличье, чаще всего в народных преданиях встречается кикимора болотная — злое, коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

Литературной основой «Кикиморы» А. К. Лядова стало одно из сказаний русского народа, записанное фольклористом-собирателем Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру произведения.

Народное сказание о Кикиморе.

Живёт, растёт Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот-Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонёшенька, чернёшенька та Кикимора, а голова — то у неё малым-малёшенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит Кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядёт кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снуёт основу шёлковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной.

Анализ произведения.

Это программное произведение. Медленный, неторопливо разворачивающийся первый раздел музыки рисует не только место действия — волшебное царство Кудесника, «хрустальную колыбельку» (звонко и бесстрастно звучит челеста), в которой качают Кикимору, но и облик самой Кикиморы (звучит нежная колыбельная, и вдруг раздаются беспокойные выкрики флейт и гобоев, затем вновь тема колыбельной (её мягко поёт английский рожок — деревянный духовой инструмент типа гобоя) и вновь её прерывает резкий выкрик деревянных духовых.

Быстрый второй раздел начинается с темы Кикиморы. Её суетливый бег не прекращается до конца пьесы (скачущий ритм, колючие акценты, резкие, угловатые мелодические фразы). Всё это создаёт образ маленького злобного существа, пронырливого и едкого.

Необычно окончание этой оркестровой пьесы — противопоставление звучания крайних регистров, когда еле слышному пиццикато контрабасов отвечает сухой, визгливый форшлаг флейты-пикколо. Может это неожиданно исчезает из виду наш сказочный герой — Кикимора?

Урок музыки в 5 классе на тему: «Стучит, гремит Кикимора…»

Цель урока: Овладение образным языком музыкального искусства в тесной взаимосвязи музыки с литературой и изобразительным искусством.

Задачи урока:

— познакомить учащихся с еще одним направлением связи музыки с литературой — произведением программной инструментальной музыки (симфонической миниатюрой);

— научиться выделять художественные связи между музыкой, литературой и живописью, на примере произведения А. К. Лядова «Кикимора»;

— развивать образное мышление, творческие «способности», чувство музыкального и литературного вкуса у учеников;

— воспитывать интерес и любовь к творческому наследию русского народа, уважение к его историческому прошлому и культуре.

Жанр урока: интегрированный

Тип урока: изучение нового материала

Вид урока: урок- путешествие

Оборудование: учебник для 5 класса «Музыка» авторы Г. П. Сергеева, Е. Д. Критская, иллюстрации: музыкальных инструментов, кроссворд; запись симфонической миниатюры А. К. Лядова «Кикимора», фортепиано, магнитофон.

Методы: методы стимулирования и мотивации учения (метод импровизации, метод «мозговой штурм»); методы организации и осуществления учебных действий и операций (метод погружения, метод имитационного моделирования, метод «пластическое интонирование»); методы контроля и самоконтроля (метод «синквейн»)

Приемы: прием визуализации, прием «снежный ком».

План урока:

1.Организация начала урока. Подготовка к основному этапу урока.

II.Основная часть.

1. Усвоение новых знаний и способов действий:

— первое прослушивание произведения А. К. Лядова «Кикимора»

2. Первичная проверка понимания:

— работа над образом «Кикиморы»;

— работа с учебником

3. Закрепление знаний и способов действий:

— повторное прослушивание произведения А.К. Лядова «Кикимора»

III. Заключительная часть. Обобщение и систематизация знаний.

IV. Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

Ход урока

1.Организация начала урока

Учитель. Добрый день, дорогие ребята! Сегодня у нас урок необычный, сегодня у нас урок, на котором мы с вами вместе отправимся в путешествие в удивительный мир, мир музыкальных звуков, мир сказочных персонажей, заглянем в сказку.

Подготовка к основному этапу урока

А чтоб открыть нам двери в удивительную сказочную страну, нужно разгадать вот этот кроссворд. Обратите внимание, одно главное слово для нас открыто, это Ф О Л Ь К Л О Р. Что это?

Ответы учащихся: Фольклор – устное народное творчество. Самая важная его черта- то, что фольклор является искусством народного слова.

Учитель. Какие жанры фольклорного творчества мы знаем? Может кто-то приведет пример?

Ответы учащихся.

Учитель. Молодцы, а теперь обратите внимание в кроссворде, под общим объединяющим словом Фольклор, спрятались жанры народного творчества, давайте разгадаем кроссворд.

4

Л

Е

Г

Е

Ф

Н

5

1

К

О

Л

Я

Д

К

А

С

Л

А

К

Ь

2

Ч

А

С

Т

У

Ш

К

А

З

Л

К

3

П

О

С

Л

О

В

И

Ц

А

А

Р

Вопросы к кроссворду:

По-горизонтали:

  1. Песня, исполняемая во время обряда коляды. (Колядка)

  2. Русские народные куплеты, шутливого содержания. (Частушка)

  3. Краткое народное, поучительное изречение. (Пословица)

По-вертикали:

  1. Поэтическое предание об исторических событиях. (Легенда)

  2. Народное творчество, которое учит, как дурака, превратить в царевича. (Сказка)

Молодцы! Правильно разгадали кроссворд. Остановимся на последней загадке — сказка.

II Основная часть. Усвоение новых знаний и способов действий.

Учитель. И теперь, мы с вами можем отправиться в путешествие, а именно в сказку, прослушайте фрагмент музыкального произведения и скажите, куда мы с вами попали?

Первое прослушивание произведения

Звучит «Кикимора» А. К. Лядова

— Куда мы с вами попали? Как можно описать это место? Каких сказочных героев вы услышали в этом произведении?

Давайте все по порядку.

Дети описывают место действия и образы, какие возникают в сознании при прослушивании данного произведения.

Можно сделать несколько общих выводов. Это сказочное место, скорей всего это сказочный лес, который наполнен сказочными героями. И, герои прежде всего, разные, в начале мы можем услышать много завораживающих звуков, но они нейтрального характера, в середине произведения появляется герой, довольно с отрицательными чертами характера, и это нам подсказывают музыкальные звуки. Давайте выделим этот появившийся образ отдельно и попробуем дать ему характеристику.

Учащиеся дают характеристику, поведение героя можно разделить на 2 этапа (выход и действие):

— выход: приглушенно, скрыто, маскеруясь, сумрачно, робко, таинственно, колдовски;

— действие: взволнованно, тревожно, стремительно, буйно, нетерпеливо, кипуче, пламенно, рассержено, дерзко(словарь эстетических эмоций).

Первичная проверка понимания. Работа над образом «Кикиморы»

Учитель. Давайте попробуем угадать, какой сказочный персонаж нам повстречался?

Дети активно угадывают, и правильный ответ прозвучал

Правильно, молодцы! Этот персонаж- Кикимора.

— Как музыка нам показала этого героя?

Кикимора – злой дух, нечиста сила в женском обличье. Чаще всего в народных преданиях встречается Кикимора болотная — злое коварное, привередливое существо, созданное воображением русского человека.

А написал это яркое произведение Анатолий Константинович Лядов (1855- 1914г.г.)- ученик русского композитора сказочника Н. А. Римского- Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на фольклорные сюжеты. Запись в тетрадь

Новое понятие: Симфоническая миниатюра — небольшая пьеса для симфонического оркестра.

Литературной основой стало одно народное сказание, записанное собирателем фольклора И. Сахаровым. Именно его текстом композитор открывает партитуру своего произведения. Послушаем текст.

Работа с учебником:

Откройте учебники «Музыка» 5 класс на стр. 19. Прочитаем литературный образ «кикиморы».

«Живет, растет Кикимора у кудесника в каменных горах. От утра до вечера тешит Кикимору Кот- Баюн, говорит сказки заморские. С вечера до бела света качают Кикимору во хрустальной колыбельке. Ровно через семь лет вырастает Кикимора. Тонешенька, чернешенька та Кикимора, а голова-то у ней малым- малешенька, со наперсточек, а туловище не спознать с соломинкой. Стучит, гремит кикимора от утра до вечера; свистит, шипит Кикимора со вечера до полуночи; со полуночи до бела света прядет кудель конопельную, сучит пряжу пеньковую, снует основу шелковую. Зло держит на уме Кикимора на весь люд честной».

Вот такую Кикимору нам «рисует» народное сказание. Как вы думаете, совпал ли «литературный образ» с нашим «музыкальным образом»?

Закрепление знаний и способов действий.

Повторное прослушивание произведения «Кикимора» А. К. Лядов

Учитель. О музыке и образах говорить трудно, мы с вами хорошо справились. Если мы будем говорить о музыке ее же языком, то она нам станет понятней и ближе.

Подумайте, а какие музыкальные инструменты слышны в этом произведении.

Сейчас мы еще раз прослушаем «Кикимора» А. К. Лядова, я прошу, возьмите в свою руку звук и ведите его, строго следуя за движением главной героини произведения (прием «слушание рукой» или «визуализации).

Дети «рисуют» рукой движение музыки. Они улавливают движение, ритмический рисунок, рельефность музыкальной ткани. Дети с легкостью выполняют задание, а некоторые ребята высказывались о том, что трудно было идти за мелодией.

Музыкальные инструменты: флейты, гобои, деревянные духовые — образ Кикиморы, тема колыбельной – английский рожок деревянный духовой инструмент.

Творческое задание: на доске иллюстрации музыкальных инструментов, важно предложить ребятам после повторного прослушивания угадать музыкальный инструмент, который звучал, подсказками служат иллюстрации.

— Ребята, если бы вы были композиторами, то какую музыку сочинили бы на этот сюжет?

III Заключительная часть. Обобщение и систематизация знаний.

В завершении урока можно вспомнить песни из программного материала начальной школы и исполнить их (песня из телефильма «Маленький Мук», муз. Минкова М., сл. Энтина Ю. «Дорога Добра»).

— Какие из приемов музыкального развития- контраст, повтор, вариационность- помогут вам создать свое произведение?

— В чем необычность окончания этой оркестровой пьесы?

— Какой из образов музыкального сказа запомнился вам больше всех? Почему?

Сегодня на уроке мы с вами узнали много нового, побывали в сказке, познакомились в новыми персонажами, «нарисовали» этот образ с помощью слова, использовали прием «слушание рукой».

Все молодцы, хорошо справились с заданиями!

IV. Домашнее задание, инструктаж по его выполнению.

Дома изобразить образ «кикиморы» на бумаге с помощью карандашей и красок. По выполнению заданий, в классе организуется выставка лучших работ.

  • Кикимора актриса в сказке
  • Кем были белый красный и черный всадники в сказке василиса прекрасная
  • Кижи древние или древний как правильно пишется
  • Кем была старуха в сказке о рыбаке и рыбке по порядку
  • Кем была надежда в рассказе темные аллеи