Кино сказка про темноту

«Сказка про темноту» Николая Хомерики — фильм о кризисе идентичности анонимных людей

«Сказка про темноту», 2009

На большие экраны вышел детективно-исторический стимпанк «Девятая» Николая Хомерики о бандитском Петербурге конца XIX века. В этой связи мы с некоторой ностальгией вспоминаем годы, когда этот замечательный режиссер снимал совсем другое кино — в первую очередь камерное. И не столько про уродов, сколько про людей. Ниже — статья Евгения Гусятинского из восьмого номера «Искусства кино» за 2009 год о «Сказке про темноту», написанная в те самые времена.

Вслед за прошлогодним «Шультесом» Бакура Бакурадзе «Сказка про темноту» — второй фильм Николая Хомерики — формирует хронотоп новейшего российского кино, уже не ушибленного постсоветскими комплексами и преодолевшего актуальную для 90-х невозможность зафиксировать контакт с реальностью. Топография этого кино складывается из простых, но базовых для накопления визуальной материи вещей — человека и места. В «Шультесе» это был обычный житель современной Москвы, человек толпы, с которым мог сопоставить себя любой, кто знаком с московской апатией, со звуковой и визуальной перегруженностью, свойственной этому городу. В «Сказке про темноту» это жительница Владивостока, столь же стертая и чувствительная, как и герой «Шультеса». Оба они — анонимные люди, застигнутые в моменты «кризиса идентичности», существующие на грани между присутствием и отсутствием, но постепенно нащупывающие свою сверхиндивидуальность.

«Сказка про темноту» устроена как система наблюдений — мы наблюдаем за фильмом, режиссер — за героиней, героиня — за другими персонажами и жизнью вообще. Эти точки зрения складываются в прозрачную перспективу, но расстояния между ними все равно не сокращаются. Так воспринимают мир и друг друга жители большого города: несмотря на плотность населения и пространства, каждый из них все время видит свое, даже если находится в толпе, и его взгляд редко — если, конечно, не происходит катастрофы — совпадает со взглядом другого, даже если другой рядом и смотрит в ту же сторону. Но взрыва в фильме не происходит, хотя, наверное, только он мог бы ненадолго объединить разъединенных героев, чья тоска — это в том числе тоска по катастрофе, по тому, чтобы наконец-то что-нибудь произошло.

Это «фланирующий» фильм. Фланером можно назвать режиссера Николая Хомерики, уже блуждавшего по некоей научной лаборатории в своем дебюте «977» (2006). То пространство было закрытым, однако не вызывало клаустрофобии, в нем можно было потеряться, исчезнуть так же легко, как и в большом городе с его разомкнутой структурой, что происходит в «Сказке…».

Фланером можно назвать главную героиню, совершающую бесцельные прогулки по Владивостоку, уповая на случай как единственный инструмент для структурирования своей жизни.

«Сказка про темноту», 2009

Фланер рассматривает город как зрелище и спектакль, пытаясь читать проплывающую перед глазами реальность по внешним приметам, глядя на поверхность, скользя по поверхности. Главная героиня — наблюдатель и одновременно объект наблюдения — сыграна Алисой Хазановой с той долей отстраненности или даже мягкой нейтральности, которой обладают идеальные актеры-модели, больше скрывающие, чем показывающие, таящие в себе загадку, недоступную для них самих, не говоря уже о других.

Загадка, которую хранит в себе киногеничная Хазанова, контрастирует с бытовыми характеристиками ее героини — милиционерши по имени Геля, работающей с трудными детьми. Так же внебытовое, периферийное зрение Хомерики оттеняется уличной, «доковской» драматургией Александра Родионова, чересчур «художественным» матом, на котором изъясняются герои. Это мог бы быть немой фильм — слова нужны тут только затем, чтобы хоть как-то нарушить тишину, в которой, как в звукоизоляционной комнате, пребывает героиня. И, естественно, речь не служит инструментом для коммуникации — как и тактильные контакты, будь то секс или танец. Эта речь безразлична и обесценена, в ней все уравнено со всем: признание в любви ничем не отличается от посылания на три буквы.

«У вас нет партнера», — говорят Геле в начале фильма, когда она приходит на занятия в танцевальный класс. Все остальное действие могло бы исчерпываться «поисками партнера» — если б точно знать, что с ним будет лучше, чем без него. Но «Сказка…» — фильм про коммуникацию, которая травматична еще в большей степени, чем «некоммуникабельность».

Шультес был человеком толпы — там он растворялся, искал укрытие, видел в ней массу возможностей: заработать, получить удовольствие, просто забыться. В этом смысле он был идеальным фланером, для которого городская толпа, состоящая из таких же одиночек, — это естественная среда обитания и способ преодолеть свое одиночество. У героини «Сказки…» нет такой привилегии, потому что вокруг нее нет толпы — лишь пустые пространства или островки из отдельных компаний, отталкивающие ее как лишнюю единицу.

«Сказка про темноту», 2009

В «Сказке…» много пустого и, более того, неиспользованного, простаивающего пространства, которое существует между героями, но им самим не принадлежит. Скорее, они двигаются по краям этих пустот, никогда не вливаясь в общее движение, вынесенное режиссером за пределы кадра или вовсе не существующее. Владивосток у Хомерики — это пустынное место, чья география намного превосходит демографию. В кадре — никаких пробок, никакой скученности. Город на океане, он и сам как океан, которого всегда больше, чем тех, кто входит в его воды.

Загадка усиливается оттого, что главная героиня носит форму, которая унифицирует ее, то есть в каком-то смысле делает невидимой, но эта унификация и невидимость переживаются на персональном уровне, становятся чертой индивидуальности. В одном из интервью Алиса Хазанова, общавшаяся перед съемками с работницами детской комнаты милиции, рассказывала, насколько для них важен их внешний вид и как внимательно — на грани фетишизации — они относятся к своей рабочей одежде. Для героини милицейская форма — этот защитный каркас или панцирь — в какой-то степени важнее и индивидуальнее, чем тело, которое скрывается за костюмом. Вместо того чтобы раздеться перед сексом, она надевает свою униформу, словно это и есть ее телесная сущность. Форма — знак социализации, а значит, какой-то полезности, нужности, принадлежности к чему-то, что существует помимо тебя. Естественно, эта «нужность» иллюзорна и формальна, в отличие от реальной жизни, которую героиня никак не может привести в форму.

В некоторой степени одинокая женщина в форме есть инверсия классического советского функционера, для которого работа компенсирует отсутствие личной жизни, — этот миф сегодня уже не действует: служебные будни Гели — такая же изматывающая бессмыслица и пустота, как и личное время, которое нечем заполнить. Единственный способ подключиться к реальности — это выпасть из нее — или при помощи амнезии, одолевающей Шультеса, или при помощи осознанного безволия, включающего героиню Хомерики в поток случайностей (будь то новые знакомства или секс с первыми встречными). В телеологическую бессвязность — последний приют никогда не спящего городского человека, для которого единственное лекарство от бессонницы — это спать на ходу, воспринимать текущую, проплывающую перед глазами реальность как сон без снов, и уж тем более — без «полетов наяву».

«Сказка про темноту», 2009

Сказка про темноту

Пронзительная драма Николая Хомерики про молодую женщину, которая устала от собственного фундаментального одиночества, поэтому решила найти себе спутника жизни. Ей придется познакомиться и встретиться со многими разными людьми, но будет ли среди них тот единственный, которого можно назвать «родственной душой»?
Фильм стал второй полнометражной работой Николая Хомерики, лауреата Каннского кинофестиваля в категории студенческих фильмов. Сама картина участвовала в Каннском кинофестивале и получила приз за режиссуру на Сочинском «Кинотавре». Главные роли в фильме исполнили Алиса Хазанова («Краткий курс счастливой жизни», «Я буду рядом») и Борис Каморзин («Высоцкий. Спасибо, что живой»).
Ангелина живет в большом портовом городе, где вечером набережная превращается в место романтики и любви. Только Геля лишняя на этом празднике жизни. Всю свою любовь и нежность она вкладывает в работу с трудными детьми, но когда один из ее подопечных намекает на ее одиночество, героиня решает, что надо что-то кардинально менять…
Удастся ли ей полностью изменить свою жизнь, вы узнаете, если решите смотреть онлайн «Сказка про темноту».

Кинотавр · 2009

Победы: Лучшая мужская роль

Номинации: Главный приз

Ника · 2010

Номинации: Лучшая работа оператора

Молодая сотрудница правоохранительных органов Геля живет немного однообразной и унылой жизнью, полностью посвящая себя работе с детьми из неблагополучных семей. Для Ангелины ее подопечные – не потенциальные преступники, которых надо изъять из семьи и отправить в интернат, а малыши, которым нужна забота и внимание взрослых. А ей самой возня с ними помогает отвлечься от собственных проблем и избавиться от преследующего чувства одиночества. Так продолжается до тех пор, пока очередной ребенок не замечает ее тоскливый взгляд и не высказывается по этому поводу. Услышав от мальчика довольно грубые выражения по поводу своего возраста и одиночества, Ангелина решает во что бы то ни стало вырваться из темноты собственной жизни. К сожалению, каждая попытка заканчивается провалом: все ее случайные знакомые, с которыми Геля пытается сблизиться, оказываются совсем не теми людьми, которые ей нужны. Даже на танцах ей не удается найти себе пару. Пока остальные вальсируют, Ангелина вынуждена то подпирать стену, то танцевать с воображаемым партнером. Доведенная до отчаяния, она приглашает на танцы своего коллегу Димыча, который давно уже оказывает ей знаки внимания. Вот только даже этому малоприметному, обрюзгшему и не слишком приятному мужчине оказывается не нужна ни Геля, ни ее любовь, о чем он и говорит, с ненавистью глядя ей в спину.

  • Фильм был участником Каннского фестиваля 2009, где его представили в программе «Особый взгляд».
  • В 2010 году фильм был номинирован на премию «Ника» (за лучшую операторскую работу), а в 2009 на фестивале «Кинотавр» получил приз за лучшую мужскую роль (Б.Каморзин).
  • Cмотреть «Сказка про темноту» на всех устройствах

    Приложение доступно для скачивания на iOS, Android, SmartTV и приставках

    Подключить устройства

    О фильме В ролях Отзывы (28)Похожие

    Рецензия «Афиши» на фильм

    7Кино про одинокую милиционершу

    Во Владивостоке некрасивые многоэтажки и невоспитанные жители, зато ветер с настоящего океана и на деревьях написано «Я тебя люблю». Сотруднику детской комнаты милиции Ангелине (Хазанова), одинокой брюнетке с профилем, подопечный мальчик несправедливо, но довольно метко сообщает, что она ­«сухая старая п…дюлина». Геля записывается на бальные танцы, но и там нужен партнер.

    История любви, которая начинается афористичной фразой «Сначала дай, ­потом залупайся» (а заканчивается еще лучше), притворяется сказкой про темноту, будучи, понятно, сказкой про прямо противоположное. Из обманчиво корявых, откуда-то из Платонова диалогов Александра Родионова выросли чуть ли не все достойные русские фильмы последних лет. При этом Николаю Хомерики — после того как дорогущий проект «Беляев» был заморожен, вынужденному взяться за «маленький» фильм — удалось сделать с родионовским текстом что-то совсем новое. Он, с одной стороны, предельно обнажил его механику — впервые, кажется, в русском кино люди не просто матерятся, а действительно коммуницируют при помощи мата, с другой — разгладил, растворил в меланхолических приморских пейзажах, где слова вообще теряют значение. Приземленнейшая из коллизий — живет одинокая баба, мент к тому же — и мрачнейшая из фактур оборачиваются в «Сказке» набором ­маринистских акварелек, чередой снов, которые видит героиня, сыгранная балериной Хазановой с такой легкостью, которая дается лишь непрофессионалам. Это грустные и обидные сны, но когда она взмолится, чтобы включили свет, кто-то, пусть и с неприятной рожей, ­окажется у выключателя. Сказке ­по­ложен хеппи-энд, мелодрама тяготеет к доходчивым метафорам, люди тянут­ся к людям.

    Лучшие отзывы о фильме «Сказка про темноту»

      • 6Любить по-владивостокски

        Одинокая, но безумно красивая, милиционерша из детской комнаты милиции Геля — этакая Мэрри Поппинз во владивостокских брутальных реалиях. Свидания с гастарбайтером-водителем, поэтом-предпринимателем, перемежающиеся сеансами бёрдвотчинга и общением с белухами, заканчиваются закономерным танцем с матюгающимся, но принципиальным коллегой из угрозыска.

      • 9

        Эта сказочная история произошла в городе с красивым названием на берегу синего моря. Привлекательная и незамужняя девушку с волшебным именем Ангелина отправляется на поиски своего принца. Казалось бы, какой сюжет может быть белее и пушистее описанного? Однако второе слово в названии, матерщина в первых же сценах и облупившиеся до невозможности трущобы вместо величественных замков заставляют сюжет развиваться в совершенно ином русле.
        Итак, Ангелина отправляется на поиски своего принца. Необязательно на белом, необязательно на коне, да и необязательно принца. Просто мужика, присутствие которого смогло бы убрать из ее статуса – «одинокая старая п*здюлина» – хотя бы первое слово. Кандидатов трое. Один – толстый похотливый дурак, второй – молодой туповатый кавказец, третий – седой, но крутой графоман. Выбор велик и сложен, сложен хотя бы потому, что Ангелина-то ничего менять не хочет, но общественное мнение, боязнь одинокой старости, любовь к детям, безделье, опустошенность и прочие субъективные факторы толкают ее вперед. И вот эта ее апатия, вот это тупое и ничем не обоснованное «надо» рождают то самое «про темноту», от этого фильм приобретает тяжелую поступь и оставляет после просмотра богатое послевкусие.
        В нашем кино с некоторых пор стал утверждаться такой особый формат. Выражается он вот как – затянутые кадры, минимум диалогов, намеренная монотонность повествования, отсутствие внятной сюжетной канвы, мат в больших количествах и в малых, претензия на философичность, невзрачность картинки, отсутствие закадровой музыки, ну и еще кое-что, не столь существенное. Все это призвано олицетворять отчаяние и пустоту, бессмысленность и безнадежность, забвение и заброшенность, ну а если отбросить эпитеты, то просто-напросто приближение смерти. И Николай Хомерики на фоне этой тенденции вдруг делает уникальную вещь. Он берет на вооружение эти тренды и неожиданно для всех приправляет получившуюся псевдо интеллектуальную смесь щепоткой если не волшебства, то, по меньшей мере, сказочности. Эффект получается сногсшибательный.
        Режиссер сбавляет градус отчаяния и придает своей картине давно забытое русским народом качество – веру в лучшее. Он, согласно канонам нового формата, тянет кадры, использует немые сцены (и как излюбленный прием – молчание одного героя на вопрос другого), ведет историю ровно, не давая ей распоясаться даже в самые острые минуты, местами теряет из виду драматургическую составляющую, широко использует мат и т.д. Однако! Чуть ли не каждый длинный кадр наполнен иронией (кафе «Купидон» в финале гелиного променада с гастарбайтером, наполненного идиотическими разговорами). На каждую «молчаливую» сцену приходится беседа – небольшая, но насыщенная фантастическими по форме и по содержанию репликами. Безнадрывность, бесстрастность повествования создает условия для существования элемента сказочности, который имеет место быть только за счет того, что и героиня, и рассказчик воспринимают любое событие как само собой разумеющееся, что позволяет зародиться лукавой надежде на грядущий счастливый финал. Мат используется не для того, чтобы показать «близость к народу», а как самоценный инструмент воздействия, притом удивительно эффектный (чего стоит эта пресловутая «п*здюлина», ставшая чуть ли не лейтмотивом фильма).
        Благодаря элементу ирреальности фильм держит в напряжении. Ты знаешь и чувствуешь, что ничего хорошего не случится, но все-таки надеешься на чудо, надеешься на нечаянно возникшего принца из кабриолета, на симпатичных друзей одноклассницы Ани, на кого-то из мужчин, занимающихся танцами, а то и вообще на кого-то нового, кто вот-вот выйдет из тумана и материализуется на экране… Мужчины как-то чудно, не по-людски, появляются, не по-людски исчезают, это чуждо нашему конкретному миру, где все плохо и где убивают, поэтому фильм кажется другим. И музыка у Хомерики есть закадровая, и картинка поражает одновременно своей скромностью и великолепием. И голая Хазанова в свете ночного костра, и Золоторожская бухта с крыши девятиэтажки, и урбанистический пейзаж со школьным пустырем, и Владивосток на фоне ржавых стенок парома – вот далеко не полный список, тех моментов, на которых можно остановить взгляд. А главное – танцы, танцы, танцы… Приковывает к экрану эта смесь высокого и низкого, и когда смотришь это кино есть ощущение, что ищешь драгоценные камни: так этот кадр – обычный, этот тоже, этот тоже, ох, вот алмаз, вот он, ах, как переливается на солнце, ах, как блестит!
        И вот эта самая композиция, хрупкая и ювелирно выполненная, вот эта солянка из бытовухи и сказочности есть самое ценное. Любопытно, что режиссер довел эту тонкую игру до конца – в финале явно счастливая Геля, попрощавшись с Димычем, пересекает площадь, а сам Димыч, вцепившись в руль, произносит сакраментальную фразу. И главная героиня, кажется, довольна, она добилась своего и вроде как хэппи-энд, а на деле все оказывается совсем иначе. И это, скажу я вам, потрясающий финал.

      • 5

        Не совсем я понял что хотел сказать режисер этим фильмом.

        Страшно, что есть такие места на планете и в России, где такие дети, менты, бизнесмены ……и др.

        Сложно кратко описать свои ощущения от увиденного, скорее они больше отрицательные, чем положительные

      • 7

        Это чудовищно русское жестокое кино, которое, слава богу, не поймут за рубежом. Фильм, который останется непонятым, либо понятым поверхностно везде, кроме России — настолько правдиво и точно, со феноменально достоверно показанным нашим социальным кодом (шикарные реплики, интерьеры, комментарии, прекрасный сюжет), что фильм обречен на непонимание за границей.
        Пусть в фильме и есть локальные провалы (хотя бы образ сентиментального кавказца и так себе игра учителя танцев), но этот редчайший случай для русского кино, когда не только правдивость ленты, но и ее сюжет буквально держат несколько дней.
        Лучше, чем названием «сказка про темноту», сложно описать показанный тупик образованной одинокой женщины под 30-ь в российской глубинке. Вся та духовная и внешняя дремучесть, всё оскотинение людей — нависают над по-детски наивной героиней, которая искренне верит в абстрактное «хорошее», верит в глубинке, которая просто генетически и исторически дышит прозябанием и злостью. И фильм держит не столько тем, как он снят (а снят он на редкость правдиво и достоверно) и как показана жизнь в 25-м регионе, а конкретно самим сюжетом. Именно им.
        И это тот единственный случай, когда из более 80-и фильмов, на которые я оставил рецензии, меня задело само содержание фильма. Этот фильм — формально драма, но фактически — натуральная (и настоящая, и происходящая) трагедия, причем всей жизни.

      • 9Мы хотим танцевать!

        Николай Хомерики рисует чёрный квадрат

        Фильм снят по сценарию Александра Родионова — молодого, талантливого московского драматурга, умело адаптирующего ненормативную лексику к высокому искусству. Фильм начинается с отборного мата. Это своеобразный входной контроль, завеса в святая святых, куда допускаются только избранные. Кто не сможет усидеть перед экраном первые пять минут фильма, тот не наш зритель, тому на этом фильме и делать нечего…
        Фильм символичен. И мат здесь выступает скорее как священный язык любви, чем как средство коммуникации. Родионову приписывают лучший диалог о любви в фильме «Свободное плавание» (2006). В «Сказке» Алексанр развивает тему.
        Фильм снят безупречно. Драматургия выдержана. Актёры замечательны. Кинематографичность на высшем уровне.
        Профессиональной балерине Алисе Хазановой, наверное, интересно было играть ангела в погонах, сотрудника детской комнаты милиции, которая ходит на кружок танцев.
        Фильм про катастрофическую нехватку любви, про женское одиночество и нестерпимое желание любить и быть любимой, про серость и примитив повседневности. Про темноту. Про сказку, которая «никогда не кончится».

        И как пел Виктор Цой:
        В нас еще до рождения наделали дыр,
        И где тот портной, что сможет их залатать?
        Что с того, что мы немного того,
        Что с того, что мы хотим танцевать?

      • 3Акты вандализма

        В просветительских рамках, ну и для пущего патриотизма посмотрел «Сказку про темноту» Хомерики, которая в прошлом году была показана на Каннах (ну а где же ещё Хомерики показывать в конце концов?) в программе «Особый взгляд», что в принципе говорит о второсортности картины (но вспомним, какие слоны на прошлых Каннах были, поэтому на самом деле приятно). Фильм, в первую очередь, примечателен тем, что на одной съемочной площадке там три гения «новой русской волны» (т. е. во всем мире Nouvelle vague, а нас особая, своя) собрались: упомянутый Хомерики, оператор Хамидходжаев и сценарист Родионов — набор такой, что на Канны ну точно попасть надо было, а вот с русским прокатом можно и поспокойнее. По сути, со второй задачей справились хорошо, да и с первой формально тоже, только в Каннах про «Сказку», мне кажется, забыли в тот же вечер, потому что «видели, знаем».

        Вообще фильм Хомерики стоит посмотреть просто для того, чтобы понять, что такое русский артхаус. Тут вот тоже опять слово русский очень уместно прозвучало, потому что у нас даже зарубежный термин не остался в стороне от этнического рашпиля. Так вот, русский артхаус — это примерно Джармуш, только без смысла, либо с его использованием, но исключительно не по назначению. Ну, то есть это когда два умственно отсталых персонажа беседуют о смысле бытия, прерываясь на трах и бухло, и чтобы при этом не смешно ни разу. Героиня «Сказки» Геля, которую здесь играет практически уже муза Хомерики балерина Алиса Хазанова, это не что иное, как аллегория всего умного российского кино (а может и всей интеллектуальной России). Унылое нижнее белье, замерзающее бледное тело, которое в фильме хотят все, но которое чисто внешне вызывает скорее асексуальные ассоциации с бабушкой, нежели со свежей молодой девушкой. Ну и конечно речь героини, которой немного (иначе это не артхаус уже), а если она и появляется, то должна быть такой загадкой, чтобы мы все смотрящие кино опустили себя ниже всех возможных отметок (иначе это тоже не артхаус). Ну и конечно в речи должен быть мат, но такой, немножко с ленью (иначе это сами понимаете что).

        Вообще, говоря про фильм, Хомерики признавался (или нагло врал), что делал его прежде всего, чтобы понять женщину. В принципе идея-то благородная, но вот с героиней он несколько ошибся. Искать женщину и разгадывать ее загадки имеет смысл лишь в том случае, если ответы чему-то учат или кому-то интересны. Тут же режиссер попадает в ловушку, потому что героиня его молчит не потому, что внутри океан всего и слов нет, а потому что постулировать что-то откровенно новое она не в состоянии. Да и по части необходимости этих самых ответов от женщины честнее всех (оттого, оно и понятно, что гаже) говорит полковник Димыч: «А ты мне на… не нужна». Вот у меня есть такая знакомая, которая ответить может так, что потом голову ломаешь над смыслами, хотя на самом деле смысла там нет, и у Хомерики видимо тоже такая знакомая появилась, а он и не понял, что она шутит, и снял фильм.

        Ну а про посыл и говорить не буду сегодня: постмодерн постмодерном, и никуда от него не денешься, потому что вокруг нас он родимый, и наверное даже глупо было бы сейчас встать всем миром на колени и попросить кого-то снять что-то гуманное. Как писали все те же негуманные фашисты: «Jedem das Seine».

      • 9

        Несмотря на название, фильм очень светлый, я рада что его увидела. Мне вообще кажется, что Россия никогда не будет славиться своими блокбастерами, арт-хаус нам гораздо ближе, не нужно больших денег и компьютерной графики, чтобы снять кино про нашу жизнь, которое никого не оставит равнодушным. И, конечно, Алиса Хазанова — балерина, дочь Г.Х. — там абсолютно потрясающая.

      • 5

        Посмотрела вчера фильм. Честно говоря, ожидала немного другого, исходя из рекламы. Фильм не оправдал ожиданий, не зацепил. Абсолютно согласна с рецензентами, что и игра актеров, и съемки, и фиксирование камеры на определенных планах, и выдержанные паузы — все на высшем уровне качественного кино. Но вот только никак не могу согласиться, что нужно раговаривать с экрана матом, что нужно выставлять нашу неидеальную милицию с дворовой стороны курилок, что нужно гиперболизировать серость и убогость провинции. Показанная безысходность — она какая-то однобокая, а в результате нет понимания взаимосвязи этого с внутренним миром героини.
        Здесь в одной рецензии проводилась аналогия с фильмом «Богиня»: если тут подправить, да там убрать. А у меня возникла только одна мысль: точно также можно показать героиню в огромном мегаполисе (где ты никому вообщем-то не нужен), работающей в офисе, (с тем же красным маникюром, только милицейская форма сменится дресс-кодом), где в курилках точно так же разговаривают на мате, встречающейся с друзьми не на берегу моря, а в модном клубе или кафе (от места не меняется отношение). А дальше что?
        Где внутренняя составляющая героини? Для себя я её не нашла, к сожалению.

      • 7

        Был вчера на премьере фильма в кинотеатре «Горизонт»… фильм, который заставляет задуматься. Тем, кто хочет развлечений рекомендую сходить на другие фильмы. Те, кто ищет смыслы — будут приятно удивлены увиденному!

        А это Вам для окончательного принятия решения (интервью с актрисой и режиссером)

        http://www.youtube.com/watch?v=br3rVsopJok

      • 9

        Редко увидишь фильм, в котором сопереживаешь персонажам — не только главной героине, но и второстепенным. Неужели все кончится трагедией, думала я. И такой лучистый финал! Несмотря на звучащий мат. Какое лицо у Димыча!
        Прекрасна Хазанова, хоть и не вписывается внешностью в милицейскую атмосферу.
        Одухотворенная операторская работа.
        Спасибо за пройденный мной путь: шок — погружение — сопереживание.

      • 3Сказка про пустоту

        Если взять «Богиню» Литвиной, убрать из нее Литвинову, музыку Вдовина, декорации, свет, удалить все стилеобразующие детали, упростить сюжет до прямой бесхитростной линии, где-то потерять концовку сценария, а заодно из диалогов героев выбросить 3 из 4-х предложений, а в оставшихся каждое третье слово заменить на матерное, — и то, пожалуй, получившийся фильм-мутант будет интереснее, ярче, осмысленнее, чем «Сказка».

        Все это уже было: и одинокая работница органов, страдающая от отсуствия любви и непонимания окружающих, и разговоры с умершей мамой, и милицейские детские дела, и даже черные туфли на высоком каблуке. Только в том случае все выстраивалось в талантливейшую сюрреалистическую феерию, а в этом? Растворилось в абсолютной сюжетной пустоте.

        Что хотел сказать режиссер, о чем вообще эта зарисовка из жизни провинциальной милиционерши, почему героиня стоит голая на камне — очевидно, тоже было в какой-то потерявшейся части сценария. В итоге вниманию зрителя представляется до крайности безликая комбинация штампов, сдобренная матерком. Жаль, что в арсенале художественных средств режиссера, кроме мата ничего и не нашлось. Ну и фильм вышел соответствующий: убогий и бессмысленный.

      • 9

        Просто о главном.
        Николай Хомерики принадлежит к волне российских режиссеров — прививателей новой драмы в кино. Лучших бережно опекает Роман Борисевич, с ними сотрудничает Александр Родионов, но каждый фильм c этой кухни получается авторским и очень личным. Не смотря на приписанную Хомерики заумность, его кино, наоборот, отличается прямотой, отсутствием манипуляций, простыми темами. От Родионова разве что кочует линия «особой» любви к милиционерам, но это всего лишь линия, главное здесь другое.
        «Сказка про темноту» начинается с вида на обшарпанный панельный дом и дерево, на котором ножичком выцарапано – Я тебя люблю. Хомерики сразу предупредил нас, о чем будет этот фильм. Главная героиня – Ангелина (Хазанова) работает в милиции, с трудными детьми. Она одинока и, очевидно, живёт в том самом панельном доме в типовой, невзрачной квартире. Коллектив у Ангелины соответствующий — матерящиеся и не особо интеллектуальные милиционеры. В самом начале фильма есть сцена в курилке, когда из-за тупых шуток и примитивной речи кажется, что это обыкновенное сборище подростков в подъезде, но нет, это доблестные служители закона. Ангелина является частью системы и одновременно пытается ей противостоять, у нее свои способы работы с детьми, но они не работают. В обмен на мороженое маленький мальчик, который на самом деле девочка, называет ее «старой пиздюлиной». Ангелина старательно ищет себе мужчину, потому что ей нужен партнер на танцы, да и вообще партнер, но из имеющихся под рукой вариантов: совсем не лиричный начальник Димыч (Борис Кармозин), торговец фруктами кавказской национальности и крутой седовласый бизнесмен. Вот и мечется Ангелина пред предоставленным ей свободным выбором, из одной неизбежности в другую, в раздумьях кому бы сказать три не матерных слова о любви. Ощущение безнадежности набирает градус за счет аскетичности весны, бескрайнего океана, унылого города и равнодушных людей. Это скорее сказка про серость.
        Хомерики всегда очень четко работал над состоянием, выдерживал эмоции героев, дозировал информацию. Это читается в его учебных работах «Тёзка», «Вдвоем» в полнометражном дебюте «977». И если раньше его можно было упрекнуть в подражании Тарковскому и Сокурову, то в «Сказке про темноту» он примерил на себя по-европейски сдержанный соц. реализм. Но, что радует — теперь каждый проезд камеры или, наоборот, ее предательское стояние на месте применены к месту и несут вполне конкретный смысл. Долгая прогулка Гели с очередным хахалем сопровождается не просто урбанистическим видом Владивостока, но и наделена легкой иронией (прогулка заканчивается возле кафе с надписью «Купидон»). Но главное — это даже не полное взаимопонимание режиссёра с оператором Алишером Хамидходжаевым, а то, как работают актёры. Потому что интерьер и натура хоть и создают нужное состояние, но достаточно один раз посмотреть в глаза Алисы Хазановой, чтобы увидеть там одиночество. Или Борис Кармозин, так достоверно ставший другим человеком: одиноким, ни кому не нужным козлом, прикрывающимся маской нахала и матершинника. Впрочем, нецензурная лексика не режет ухо — Хомерики, наверное, один из немногих режиссёров, кто чувствует, как могут говорить его персонажи. Полное растворение режиссёра в окружении, отсутствие вычурных выразительных средств, простое повествование с немного ироничной интонацией Родионова и прямой позицией Хомерики, что «Я тебя люблю» — это всего лишь три выцарапанных на дереве слова.

      • 9

        Еще пару лет назад, посмотрев довольно странный и редкий фильм «977» Николая Хомерики, я сразу, независимо от впечатлений, почувствовал что то родное, близкое в мировоззрении режиссера, и как то сразу понял, что вот, это явно наш клиент. Что и нашло свое явное подтверждение в его последнем фильме «Сказка про темноту»: финальную фразу картины, как оказалось, я интерпретировал точно также, как и режиссер: каким же надо быть шизофреником, чтобы слова «А ты мне на *** такая не нужна» задумать не в качестве очередного «hate speech», а всего лишь затаенного признания в любви…и горе тому, кто этого не почувствует:-)) Да и как иначе возможно: перед нами творение одинокого 35-летнего молодого человека, который аж до 25 лет, по его собственным же словам, боялся даже заговаривать с другими людьми, а когда заходил в кафе, то ему казалось, что он на него все смотрят… От этой фобии он исцелился только сейчас, когда заработав деньжат и сняв пару неплохих картин, в свободное время, чтобы не думать о смерти, много бухает, в одиночку и с друзьями, при этом одновременно боится и не любит московских прагматичных девушек, для которых больше не существует любви… Собственно, дальше о его новом и очень достойном фильме можно и не писать.
        Теперь из его биографии становится понятным, почему главная героиня, сыгранная Алисой Хазановой (все же, хорошо, что ее папочка не сделал из нее аншлагового клоуна), несмотря на отдельно узнаваемые черты, представляет в фильме немного необычный и нелогичный образ: ей пришлось воплотить на экране все скрытые страхи ранимого мужчины перед современными одинокими и независимыми женщинами. Оттого она не вызывает ни сильного сострадания, ни ненависти. Действительно, в жизни такой персонаж встречается редко, т. е. бывает гораздо хуже. Вот и получается, что в результате фильм о нелегкой судьбинушке одинокой женщины раскрывает тяжкую участь мужской доли, в основе которой лежит страх сближения с одинокой стервушей. Местами, конечно, режиссер явно перебрал: иногда главная героиня выходит из своего образа уж совсем в какое то нереальное измерение, как в сцене пикника: представить, что в окружении бандюков младший лейтенант милиции так по-женски преображается, становясь на редкой живой и открытой, сияющей неподдельной женственностью, просто нереально. Может, это тоже такой женоненавистнический стеб.
        Оказалось, что изначально было отснято материалов в 2 раза больше исходника, в результате этой тотальной вырезки фильм приобретает вид склейки разноплановых зарисовок, словно в комиксе. В последнее время создается впечатление, что мир русского артхауза похож на один вялотлеющий котел, из которого режиссеры черпают все свои идеи. Так и здесь, казалось бы, пришел на фильм Хомерики, ожидая от него чего то в стиле «977», а попал на улучшенный вариант Хлебникова. И это, конечно не спроста: оказалось, что тексты диалогов для двух последних фильмов этих режиссеров писал один и тот же человек. Теперь понятно, что эта искусственная прерывистость фраз, эта вычурная неественность речи персонажей перекочевала из «Свободного плавания». Ведь факт, когда хороший актер начинает вдохновенно матерится, то получается как в жизни, а вот когда молодой режиссер пытается заставить актеров ругаться матом, как в жизни, то получается весьма неправдиво. Как в этой, в целом очень неплохой картине.
        Кто не верит этому диагнозу, помимо просмотра фильма, стоит заглянуть в интервью Н. Хомерики журналу Rolling Stone.

      • 5

        Да, действительно, фильм Хомерики создает о себе впечатление «реалистично показанной грустной правды жизни». Все в ней не так, как в голливудских фильмах.
        Беспризорники вовсе не смотрят на вас глазами, полными слез и надежды обрести «маму».
        Кавказцы не пристают к одиноким девушкам. Одинокие девушки пристают к кавказцам.))
        В общем, все как (не) в жизни.
        Но чем больше в нем «реальности», тем потустороннее она кажется. Слишком нарочито одинока героиня. Да, так бывает. Но так не бывает.:) Она идет на День рождения — и какой-то придурок почему-то хватает ее за руку и бросается вместе с ней в море. С чего вдруг он так поступает? Она незнакомый человек, они еще не в стельку пьяны. Только лишь для того, чтобы подчеркнуть «ненужность героини на этом празднике жизни». Но это «прием», а не «правда жизни». Одиночество среди людей не нужно «добивать» купанием в море, все читается и так — уже когда на ней фокусируется камера, оставляя крики «Поздравлем» позади…
        Она едет на пикник, где оказывается единственной девушкой в мужской компании — но на нее почему-то никто не обращает внимания. И опять хочется сказать — Так не бывает. Симпатичная, молодая, в компании одни мужчины — и никто даже не сделал банального комплимента?
        Единственный кто на нее обращает внимание — это кавказец без регистрации, и злобный тролль — милиционер с работы.
        Конечно, в России дефицит с мужчинами — но не до такой же степени.

        Фильм напомнил +1. Только к героине Алисы Хазановой так и не приехал «веселый англичанин». Вместо этого на дружелюбное признание любви — она услышит очередную грубость.
        О режиссере Хомерики мне пока сложно судить по одному фильму, пока лишь понятно, что он определенно владеет в некоторой степени ненормативной лексикой, у него есть свои любимые слова, и он видит некую крутизну в том, чтобы широко ее применять. Немного детский подход, незрелый, но может это такой модный тренд? Неуклюже разговаривать в кино и ругаться матом? Начало которому было положено в Эйфории.

      • 9

        Без размышлений о том, насколько это соответствует действительности и моей собственной жизни, без придирчивости к тому, насколько приемы кинодраматизма манипулировали моими чувствами я был глубоко тронут и смахнув скупую мужскую слезу вышел из кинозала сильно нахмурившись. И все же, оттянуть послефильмию и намеренно настроить себя на пребывание в заблуждении ради прекрасного декадантского момента, или найти в этом непосредственную ценность атрибута искусства, которое помогает лучше и глубже понимать мир? Ну да, это же сказка! Как я забыл? Все вопросы о релевантности должны быть сняты. То есть что, понравилось, но абсолютно бесполезно? Неразрешимых трудностей в отношениях между людьми, в социальном контексте, не существует? Танцевать можно и одному, главное танцевать? А где же этот изумленный восторг перед бесконечной красотой и гармонией мира? Он был там показан, когда дети на дворовой площадке разжигали костер и дым густо валивший вверх, на фоне типичного панельного дома вкупе с детскими голосами делал кадр самодостаточным и живым. Но это дети!

      • 7

        Фильм хороший, потому что похож на правду. Похож, но не совсем ею является.
        Вот героиня Алисы Хазановой страдает, а сочувствия не вызывает. Ее друг милиционер вроде водку пьет и действительно органично матерится, но симпатии к нему не испытываешь, да и антипатии не испытываешь, хотя пьет и матерится действительно органично. Самые теплые отношения в этом фильме — между жителем хорошей республики и белухой. Коммуникация нарушена, человеческое утеряно, герои существуют в абсолютном вакууме. Мне вот так показалось, и мне не показалось, что это прием, по крайней мере, я не вижу в этом приеме смысла. Больше всего, почему-то, жалко режиссера. Кажется, что стоит он над пропастью и взгляд его устремлен в темноту…Он бы что ли на танцы записался, а то талантливый же человек.

      • 5

        Еще одно разочарование в российском кинематографе.. Участие в каннской программе «Особый взгляд».. Фильм должен бы быть глубоким и нестандартым. Но после просмотра осталось лишь ощущение потраченного времени и удивление столь высоким оценкам.. Смысл, конечно, присутствует, но идея не нова и не оригинальна, изложена тоже довольно банально. И что жаль — фильм меня не то, что не поразил, но даже не зацепил. Хотя стоит отметить, что актеры сыграли довольно-таки хорошо, главная героиня — особенно. А в целом — осталось ощущение какой-то недоработки, как будто можно было наполнить фильм более глубоким содержанием, действительно заставляющим задуматься..

      • 7

        Самым ярким моим впечатлением от ВГИКа были лекции Арабова по драматургии.
        Самые яркие его высказывания я иногда повторяю, иллюстрируя свои размышления о кино.
        Последнее время стала думать, что кино, создание фильмов, создание реальности «с нуля» позволяет как ничто другое увидеть противоречивость и поэтому полноту этого мира.
        Например, Юрий Николаевич говорит, что нельзя показывать любовь на экране «сладкими» сценами, по драматическим законам сцена признания в любви должна быть с фразой «я тебя ненавижу».
        Нигде не видела пока в кино (кроме постмодернистких неинтересных для меня картин) такой законченной и точной истории о любви, как в фильме «Сказка про темноту».

      • 9

        «Сказка про темноту» безусловно, точный образец новейшей волны российского кинематографа – здесь и повествование о прозябающей обшарпанной провинции, о моральной промозглости и монотонности жизни, здесь и социальная и экзистенциальная драма главной героини.
        Однако несмотря на точные географические координаты, пароли и явки, отчетливо понимаешь, что Хомерики удалось добиться полной универсальности сюжета. Будь-то удаленная деревня где-нибудь в Ирландии или восточный край России во Владивостоке – события могли разворачиваться в равной степени везде. Точно также, героиня Алисы Хазановой Геля могла быть вовсе и не сотрудником детской комнаты милиции, а, могла быть, скажем, медсестрой, буфетчицей или школьной учительницей. Все эти детали – профессии, города и страны – их можно облечь в любую форму, но содержание и режиссерский посыл останутся такими, какими их и задумал Хомерики. Суровая драма о беспросветном одиночестве, об отчаянно одинокой молодой и привлекательной женщине, которая пытается написать жизненным почерком финал своей сказки про темноту, найти, наконец, свет в конце туннеля. И вроде бы кажущиеся всполохи света дарят надежду, но финальная фраза фильма оказывается слишком беспощадной точкой, обнажающий, пожалуй, главную авторскую мысль.

      • 9

        Когда режиссер Шагалова в прошлом году представила свою псевдо-провинциальную драму «Однажды в провинции», в нее поверили разве что жители мегаполисов. Совершенно иначе выглядит работа Хомерики «Сказка про темноту» — это вам провинция как она есть: с обшарпанными стенами, матерной лексикой и предельной безнадежностью. Хомерики повествует о том, насколько может одичать человек, находящийся в костюме младшего лейтенанта местного отделения милиции. Учитывая факт, что человек – это молодая женщина с разрушенной перспективой и несложившейся личной жизнью. Она готова на все – вступить в романтическую связь с гастарбайтером, сносить убогие садистские домогания мерзкого стареющего мента и даже прыгать в море с малознакомым пьяным юношей романтической наружности. Во всех этих перебежках от одного к другому женщина пытается сбросить с себя погоны, обстоятельства и даже все окружающее ее пространство. В фильме нет поиска – от принца до бомжа – тут представлены отчаянные броски к самым отвратительным представителям, обладающим первичными половыми признаками. Вот только та часть тела, которую в былые времена называли «мужским достоинством» в «Сказке про темноту» так и остается для героини чем-то нестоящим, вялым, но крайне обязательным. И тут, как у Чехова в «Душечке» — «страдания Кунина тронули Оленьку, и она его полюбила». Так и главная героиня – влюбляется не в мужика, а в вялый и почти не функционирующий член. Что в переводе на бытовой язык – выражение хоть какого-то внимания.
        — Ты пойдешь со мной на уроки танцев? — спрашивает героиня своего «избранника».
        — На х.й мне сдаись твои танцы?!
        Но уже в следующей сцене потеющий мент неумело обнимает партнершу по танго, прерывисто дыша ей в ухо.
        Вот и вся любовь.

      • 1

        Отвратительный фильм. Очередной непонятно откуда взявшийся «режиссёр-артхаусник» снял очередную тёмную сказку про Россию на потеху Каннской публике. Эти в кавычках режиссёры ради дешевой популярности снимают всякое г..но, а потом получают призы от людей, которые любят смотреть как у нас тут всё х..во. Люди посмотрите лучше «Покровские ворота» в 100-й раз и улыбнитесь, чем тратить время на ЭТО!!!!!!!!!!!

      • 9

        Вопреки сложившемуся стереотипу в современном российском кино, когда нецензурщиной и натурализмом бьют как кирпичом по голове, причем не разбирая, нужен ли такой подход вообще или нет, в картине «Сказка про темноту» предстает довольно гармоничный мир. Мат здесь сведен к уровню простой разговорной речи, и это завораживает. Герои уже живут именно так, они не умеет по-другому общаться, они именно такие, и разбираться в картине придется именно в таких координатах. Действительно, тут нет надрыва, ни в чем, даже если и происходят самые, казалось бы, неприятные вещи: попытки насилия, грубость, непонимание в общении, одиночество. При этом режиссер не говорит, что так и надо, он тонко сочувствует своей героине, которая находит выход в таком оригинальном и интересном занятие как танцевать аргентинское танго.

      • 9

        Хомерики снимает этот фильм так, как курит добрый и пьяный человек: сладко затягиваясь и небрежно стряхивая пепел мимо пепельницы. Небрежность и увлеченность — создали прекрасный эстетический противовес глубокомысленному и нарочитому сценарию, в котором люди глупее белух, потому что утратили способность понимать и выражать свои чувства, особенно словами. Режиссер без нажима и с нежностью объясняет, что это не следствие бездуховности люмпенов, а скорее следствие двойной операции по отрезанию языка и уничтожению смысловых значении слов, но не чувств людей-детей. Слепые, потерянные и такие трогательные в своей почти детской нелепости, того, что говорят и тех ситуаций, в которые попадают — персонажи заполнены до краев нежностью и любовью человека, их создавшего. Столько любви к своим героям у режиссера, что фильм просвечивает и напрочь убивает желание вступать в дискурс о проблемах морали и языка, умело заложенных в сценарии. Нелепые сцены, нелепые интонации, как начальные уроки танцев без партнера. Сначала безэмоциональный и какой-то механический высокий голос главной героини Гели (Алиса Хазанова) раздражает и смешит одновременно, но через полчаса он становится непонятным образом очень дорог, как голос близкого человека, которого принимаешь таким, какой он есть. Здесь нет одержимости и идеи, есть чуткое и терпеливое улавливание отголосков и вздохов внутреннего мира потерянных людей-детей. И монтаж и камера,непривычно спокойная для этого оператора, и люди в кадре — все подчинено улавливанию невнятного, ускользающего звука из души героев. Кроме этого остальное ничего, по-моему, режиссеру было неважно. В фильме есть слабые места, но с ними примиряешься, будучи по-доброму благодарным Николаю Хомерики за его любовь к своим героям, которая и построила очень трогательный нежный, и редкий в кинематографе женский образ. И финальная фраза фильма » А на хуй ты мне нужна» очень четко прозвучала для меня признанием если не в любви, то в том, что этому некрасивому и безгласому менту(которого здорово сыграл Борис Каморзин), женщина, вытащившая его на бальные танцы глубоко небезразлична.

      • 7

        Хороший фильм, чтобы вспомнить, что есть люди кому повезло меньше, но они остались людьми, не готовыми жить той скотской жизнью, которая для некоторых кажеться миражом за окном машины, а для других нормой. Тем, кто счтает, что за садовым кольцом жизни нет или что наша страна всем странам страна смотреть не рекомендую, для остальных немногих — отличный фильм

  • Кино сказка острова турция на русском языке
  • Кино сказка конек горбунок
  • Кино сказка для всей семьи
  • Кино сказка арабские приключения
  • Кино с субтитрами сказка остров