Кино сказка смысл песни

«Сказка» записывается впервые в 1988 году (Портастудия). Она не стала такой же известной, как «Звезда по имени Солнце» или «Перемен», никогда не звучала на концертах и не сохранилась в акустическом варианте, но для многих поклонников творчества Виктора Цоя и группы Кино стала любимой. Она берёт за душу своей вдумчиво-депрессивной атмосферой и глубоким философско-лирическим подтекстом.

Основная тема песни – внутренняя потерянность и усталость лирического героя. Каждая строка «Сказки» наполнена тоской, мрачностью и безысходностью: и телефон молчит, и дождь стучит, как пулемётная дробь, и деревья будто бы чумой больны, и небо не разрезают солнечные лучи, да и само солнце уж начинает казаться сном, а не реальным объектом. Жизнь лирического героя «Сказки» стала настолько тяжёлой и бесцветной, что он воспринимает её как странную сказку с неизбежно несчастливым концом.

Атмосфера и картина, изображаемая лирическим героем «Сказки» отражает его внутреннее состояние, душу человека, уставшего от серости будней и бесконечной тяжести внутри, от того, что в бесконечном бою каждый выступает сам за себя и не оказывает никакой поддержки ближнему. Он чувствует враждебность и угрозу, исходящую от мира, наблюдаемого им из экрана-окна. Бесконечная осень с заболевшими деревьями — это вечное меланхоличное состояние героя, из которого нет выхода. Он ощущает себя будто бы запертым в стальной клетке и не находит в себе ни сил, ни желания, ни смысла открывать её и пытаться выбраться.

В конце песни к герою будто бы приходит смерть. Она зовёт его в путь, велит оставить тело земле. Опечаленный, он осознает, что ещё хочет петь, что что-то ещё держит его на земле, и это что-то — любовь, которой оказалось слишком мало в и без того не очень светлой жизни. Мотив долгой и мрачной, лишённой любви, жизни и скоропостижной смерти – ещё одна тема «Сказки».

Можно, конечно, провести параллель с творческим кризисом. Вся эта тяжёлая атмосфера и мрачные образы, параллели с заражёнными деревьями и вечной осенью, в которой солнце только снится, а на ум приходят только странные сказки – это состояние творца, находящегося в затяжном творческом кризисе. И лирическому герою хочется поскорее избавиться от него, но для этого не хватает ощущения нужности, любви и хотя бы небольшого солнечного света. Пока кажется, что солнце – смутный гость из снов, творить не получится. Да и петь телу не дают, лишая его возможности выразить всё то, что хотелось бы.

Некоторые усматривают в тексте песни политические мотивы. Лирический герой находится в таком подавленном состоянии как раз потому, что не может жить и творить свободно. Там, где утро бьёт светом, как прожектором (будто бы в тюрьме), с постоянной цензурой, не позволяющей петь то, о чем хочется, там, где всё живое представлено зачумлёнными деревьями, никак не добавляющими к мрачной картине приятных цветов, не появится ни желание жить, ни, тем более, творить. Сидя у окна и глядя на мрачный внешний мир, лирический герой сравнивает жизнь в этом месте с жизнью в сказке. Странной сказке с несчастливым концом.

Несмотря на существование такого мотива, более вероятно, что данная композиция посвящена именно депрессивно-меланхоличному состоянию самого лирического героя. Это именно внутреннее, душевное и очень личное, близкое каждому из нас, потому что все мы изредка оказываемся в таком состоянии.

Не только текст позволяет слушателю погрузиться в атмосферу, создаваемую «Сказкой», но и подбор самой композиции. Аккорды здесь тяжёлые и мрачные, ритм медленный, из-за чего меланхоличное состояние лирического героя ощущается с самых первых строк и до самого конца песни. Голос Виктора Цоя только добавляет атмосферы. Глуховатый баритон с уставшими и немного безразличными нотками позволяет понять, насколько лирический герой «Сказки» утомлён этой неприглядной картиной собственной жизни. Он готов принять свою смерть, даже грезит о ней, жалея лишь о том, что не получил достаточно солнечного света, любви и тепла.

«Сказка» действительно странная, с несчастливым концом – неизбежной смертью человека, давно забывшего, что такое свобода, любовь и солнечный свет.

О песне Цоя «Странная сказка»

За словами Сергея Бодрова: «Человек, слушающий Цоя, он не похож на других и во что-то верит. Я думаю, что в этом есть такой настоящий порыв к свободе внутренней. К прямой и ясной картине мира. К чистоте и стройности… Мир замутнен, стёрты его признаки, которые хочется восстановить. Когда очень хочется увидеть мир в его чистоте» — скрывается новое отношение истинной Веры к окружающей жизни.
Верующий Богу и Законам Его человек, согласно Бодрову и Цою, не может мириться с ложью безбожной цивилизации. Обладающий такой глубокой Верой человек весь мир почитает своим, а себя самого — ответственным за него. Из раба «божьего» верующий человек преображается в сына Божия и принимает на свои слабые плечи ответственность за ближних своих. Так начинается противостояние «миру, что во зле лежит».

Снова новый начинается день,
Снова утро прожектором бьет из окна,
И молчит телефон: отключен…
Снова солнца на небе нет,
Снова бой, каждый сам за себя,
И, мне кажется, солнце —
Не больше, чем сон.

На экране окна
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка…

И стучит пулеметом дождь,
И по улицам осень идет,
И стена из кирпичей-облаков крепка.
А деревья заболели чумой,
Заболели еще весной,
И слетят с ладони листья,
Махавшие нам свысока.

Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка…

А потом придет она.
Собирайся, — скажет, — пошли,
Отдай земле тело…
Ну, а тело не допело чуть-чуть,
Ну, а телу недодали любви.
Странное дело…

Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка… (1989 г.)

Цой говорит о «странной сказке» в которую превращена действительность и в которой нет места Законам естества: «Утро прожектором бьёт из окна», а само окно стало «экраном» противоестественной жизни, где люди перестали жить искренне — «молчит телефон — Отключён.» Не о чем говорить и не с кем общаться. Не стало ближних.
«Снова Солнца на небе нет» — т.е. нет Высокой Цели и смысла жизни. «Каждый бьётся сам за себя» и из-за вот этого людского эгоизма «кажется, Солнце не больше, чем сон».
«И стучит пулемётом дождь». — Вода,- то ,что соединяет мироздание воедино, превратилась в ритм пулемётных очередей когда-то ближних людей, теперь активно противостоящих друг другу.
«И по улицам осень идёт» — идёт эпоха разделения между людьми и тотального недоверия.
«И стена из кирпичей-облаков крепка» — Над людьми остаётся крепкая стена из предустановлений, предубеждений лицемерной, удобной земной власти «веры», где пастыри, как одинаковые по форме своих взглядов мёртвые кирпичи «стоят в вере» плотно прислонившись друг к другу.
Природа не может пережить предательства по отношению к ней рода человеческого в Едином мироздании и умирает:

«А деревья заболели чумой.
Заболели ещё весной.
Вниз летят ладони-листья,
Махавшие нам свысока».

Ветви на несвободных деревьях уже не смеют стремиться к Солнцу, а листья перестали быть просящими ладонями, махавшими людям вольно с высоты. Чума тут, скорее не Чернобыльский апрель, хотя и это прочтение может иметь место, но более серьёзно о том, что чума христианской цивилизации перешла на Мир Божий ещё в незапамятные времена.
А конец песни вообще страшный:

«А потом придёт она,
«Собирайся, — скажет, — пошли.
Отдай земле тело».
Ну, а тело не допело чуть-чуть.
Ну а телу недодали любви.
Странное дело»

Виктор уверен, что забрать у него могут только тело, стало быть у него нет сомнений в загробной жизни. Вот только телу его недодали любви. Это говорит о том, что Виктор не был аскетом, потому что любые извращения естества были ему чужды. Виктор знал, что ему не дадут допеть, но «дошёл до конца».

Тяжёлые скорбные аккорды и строгий медленный ритм в этой воистину трагической песне. Это прямой и пристальный взгляд человека с возвышенными чувствами на окружающую его никчемную жизнь. Никаких иллюзий. Но и никакого приспособленчества — толерантности к «окружающей» действительности. И ведание о том, что так жить нельзя, и эта «сказка с несчастливым концом» всё же кончится когда-то, потому как «странная» она и неугодная людям и Богу.
Вот ещё три песни Виктора Цоя, написанные четверть века назад, но ставшие ещё актуальнее в наше скорбное время.

https://www.youtube.com/watch?v=xwlW-wQTag0 
https://ok.ru/music/playlist/15033230227 — ТАМ,  ЗА ОКНОМ

О песне Цоя «Странная сказка»

           За словами Сергея Бодрова:  «Человек, слушающий Цоя, он не похож на других и во что-то верит. Я думаю, что в этом есть такой настоящий порыв к свободе внутренней. К прямой и ясной картине мира. К чистоте и стройности… Мир замутнен, стёрты его признаки, которые хочется восстановить. Когда очень хочется увидеть мир в его чистоте» — скрывается новое отношение истинной Веры к окружающей жизни. 
Верующий Богу и Законам Его человек, согласно Бодрову и Цою, не может мириться с ложью безбожной цивилизации. Обладающий такой глубокой Верой человек весь  мир почитает своим, а себя самого — ответственным за него. Из раба «божьего» верующий человек преображается в сына Божия и принимает на свои слабые плечи ответственность за ближних своих. Так начинается противостояние «миру, что во зле лежит».

Снова новый начинается день,
Снова утро прожектором бьет из окна,
И молчит телефон: отключен…
Снова солнца на небе нет,
Снова бой, каждый сам за себя,
И, мне кажется, солнце —
Не больше, чем сон.

На экране окна
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка…

И стучит пулеметом дождь,
И по улицам осень идет,
И стена из кирпичей-облаков крепка.
А деревья заболели чумой,
Заболели еще весной,
И слетят с ладони листья,
Махавшие нам свысока.

Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка…

А потом придет она.
Собирайся, — скажет, — пошли,
Отдай земле тело…
Ну, а тело не допело чуть-чуть,
Ну, а телу недодали любви.
Странное дело…

Там за окном
Сказка с несчастливым концом.
Странная сказка… (1989 г.) 

           Цой говорит о «странной сказке» в которую превращена действительность и в которой нет места Законам естества: «Утро прожектором бьёт из окна», а само окно стало «экраном» противоестественной жизни, где люди перестали жить искренне — «молчит телефон — Отключён.» Не о чем говорить и не с кем общаться. Не стало ближних.
          «Снова Солнца на небе нет» — т.е. нет Высокой Цели и смысла жизни. «Каждый бьётся сам за себя» и из-за вот этого людского эгоизма «кажется, Солнце не больше, чем сон». 
          «И стучит пулемётом дождь». — Вода,- то ,что соединяет мироздание воедино, превратилась в ритм пулемётных очередей когда-то ближних людей, теперь активно противостоящих друг другу. 
           «И по улицам осень идёт» — идёт эпоха разделения между людьми и тотального недоверия.
          «И стена из кирпичей-облаков крепка» — Над людьми остаётся крепкая стена из предустановлений, предубеждений лицемерной, удобной земной власти «веры», где пастыри, как одинаковые по форме своих взглядов мёртвые кирпичи «стоят в вере» плотно прислонившись друг к другу.
           Природа не может пережить предательства по отношению к ней рода человеческого в Едином мироздании и умирает:

«А деревья заболели чумой. 
Заболели ещё весной.
Вниз летят ладони-листья,
Махавшие нам свысока».
      
           Ветви на несвободных деревьях уже не смеют стремиться к Солнцу, а листья перестали быть просящими ладонями, махавшими людям вольно с высоты. Чума тут, скорее не Чернобыльский апрель, хотя и это прочтение может иметь место, но более серьёзно о том, что чума христианской цивилизации перешла на Мир Божий ещё в незапамятные времена.
           А конец песни вообще страшный:

«А потом придёт она,
«Собирайся, — скажет, — пошли.
Отдай земле тело».
Ну, а тело не допело чуть-чуть.
Ну а телу недодали любви.
Странное дело» 

          Здесь Виктор прямо поёт о себе и о своей скорой смерти. Он ведает, что забрать у него могут только тело, стало быть у него нет сомнений в загробной жизни. Вот только телу его недодали любви. Это говорит о том, что Виктор не был аскетом, потому что любые извращения естества были ему чужды. Виктор знал, что ему не дадут допеть, но «дошёл до конца».

Тяжёлые скорбные аккорды и строгий медленный ритм в этой воистину  трагической песне. Это прямой и пристальный взгляд человека с возвышенными чувствами на окружающую его никчемную жизнь. Никаких иллюзий. Но и никакого приспособленчества — толерантности к «окружающей» действительности. И ведание о том, что так жить нельзя, и эта «сказка с несчастливым концом» всё же кончится когда-то, потому как «странная» она и неугодная людям и Богу.  

Новости партнеров

Текущая страница: 13 (всего у книги 19 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

Юрий Каспарян: Это был наш первый профессиональный альбом, на котором мы работали с порто-студией и сэмплерами. Мы хотели внести в звучание новые краски, и нам был необходим клавишник, который мог профессионально сыграть предложенные ему партии. Записывавшийся на «Начальнике Камчатки» Курехин для этой цели явно не подходил, поскольку был ярко выраженным индивидуалистом. Курехин играл в свои игры, а мы – в свои333.

Необходим был профессиональный клавишный инструмент, но до 1987-го года в СССР инструменты такого калибра были, пожалуй, лишь в арсенале пионера отечественной электронной музыки Эдуарда Артемьева. Подходящий «киношникам» инструмент, роскошный сэмплер Рrophet-2000, на то время самый мощный в мире, с флоппи-дисками, внутрианалоговой обработкой и массой технических достоинств, находился у Курехина. Но Курехин категорически отказывался отдавать инструмент в чужие руки. Он мог предоставить его только при условии, что сам же на нем и сыграет. Но «киношники» не хотели давать Курехину волю в аранжировках. И все же музыканты нашли выход.

Георгий Гурьянов: Prophet-2000 нам удалось поиметь на одну ночь. Курехин его бы никогда не дал, только вместе с собой. Но в ту ночь он напился в стельку и спал, а мы с Каспаряном до утра, пока он не проснулся, украшали аранжировки. Именно в эту ночь была записана партия клавиш для песни «Попробуй спеть вместе со мной». Там был всего один свободный канал, поэтому в этой песне так все и налеплено334.

Песня исполнялась на акустических и электрических концертах разных лет. Входит в альбом «Группа крови».

 

Прохожий

Я гуляю по проспекту
Мне не надо ничего
Я надел свои очки
И не вижу никого

 
 Эй прохожий проходи
Эх пока не получил

Версия песни записывалась у Вишни вместе с песнями к альбому «Это не любовь», но в итоге в альбом не вошла, и впоследствии вышла бонус треком к альбому (совместно с песней «Разреши мне» и «Стишком»).

Как вспоминали музыканты «КИНО», в любом альбоме было необходимо присутствие так называемой «сопли» – откровенно слабой песни. Такой композицией в «Группе крови» Цой считал «Прохожего», однако относился к ней не менее трепетно, чем к остальным песням, хоть написана она была уже давно. В альбоме «Группа крови» музыканты «КИНО» использовали шумовой материал группы Веричева и Алахова «Новые композиторы», которые на тот момент считались пионерами советского техно– и эйсид-стиля. В частности, коллекция их странных звуков (например, звуки из кинофильма «Марья-искусница») слышна в финале «Прохожего», где в течение целой минуты фрагменты различных мелодий и шумов кочуют из канала в канал.

Премьера песни состоялась 3 июня 1987 года на V фестивале ленинградского рок-клуба.

Алексей Вишня: «Прохожего» вообще хотели вырезать. Альбом не влезал на 45-минутную кассету. Написав эту песню, как шутку, типа второй «Анархии», мы серьезно к ней не относились. Мне она не очень нравилась и Цою тоже. Одна из знаменитых гипотез Виктора гласила, что в каждом альбоме должна быть «сопля», такая проходная, никакая песня. Но так как в этом альбоме таких песен не было вообще, то роль «сопли» взяла на себя вот эта песня335.

Кстати, Вишня прав. На копии кассеты, разошедшейся по стране в то время, песня «Прохожий» отсутствовала, потому что не поместилась на сторону 45-минутной аудиокассеты.

Из интервью Виктора Цоя:

– «Группа крови» является цикловым альбомом, то есть полностью законченный цикл. А песня «Прохожий» как-то выпадает оттуда.

– Да. Я на самом деле считаю, что это даже лучше336.

Песня исполнялась как на домашних квартирных концертах разных лет, так и на электрических выступлениях группы. Входит в альбом «Группа крови».

 

Дальше действовать будем мы

Мы хотим видеть дальше чем окна дома напротив
Мы хотим жить мы живучи, как кошки
И вот мы пришли заявить о своих правах
Слышишь шелест плащей это мы

 
 Дальше действовать будем мы

Наравне с песней «Мама, мы все тяжело больны» эта стала одной из первых песен, сочиненных для альбома «Группа крови». Ранняя ее версия вошла в дипломную короткометражку «Йя-хха» режиссера Рашида Нугманова. Именно за нее группа «КИНО» получила главный приз на IV фестивале ленинградского рок-клуба (по другой версии – за песню «Хочу перемен»).

В апреле 2011 года известный русский бизнесмен Олег Тиньков приобрел права на песню «Дальше действовать будем мы» для новой рекламной кампании своего банка «Тинькофф Кредитные Системы», песня стала корпоративным гимном банка, а сама фраза – слоганом. Кроме того, композиция звучала во время телепрограммы «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым». По некоторым источникам, стоимость сделки составила один миллион долларов США, хотя сам предприниматель частично опроверг эту информацию.

 

Легенда

Среди связок
В горле комом теснится крик
Но настала пора
И тут уж кричи не кричи
Лишь потом
Кто-то долго не сможет забыть
Как шатаясь бойцы
Об траву вытирали мечи
И как хлопало крыльями
Черное племя ворон
Как смеялось небо
А потом прикусило язык

«Легенду» вместе с «Группой крови» по утверждению Наталии Разлоговой Цой спел в январе-феврале 1987 года, в ходе съемок «Ассы» в Ялте, добавив при этом, что еще не показывал их никому. И если по поводу «Группы крови» музыканты «КИНО» утверждают, что она была написана раньше, то по поводу «Легенды» мнений нет вообще.

Юрий Каспарян: «Легенду» играли все время. Причем маленький технический трюк. «Легенда» была где-то не в середине концерта, а ближе к концу, когда у Виктора оставалось где-то четыре струны на гитаре. Поэтому он пел «Легенду» в сопровождении Гурьянова, а мы с Игорем Тихомировым за кулисами экстренно меняли струны337.

Алекс Штек: Посреди концерта наступила внезапная передышка. Немногословному Цою, привыкшему на концертах лишь здороваться и прощаться, на этот раз пришлось произнести почти целую речь: «У меня на гитаре порвалась струна. Сейчас ребята сбегают, ее заменят, а пока….». И он, одолжив другую гитару, спел «Легенду». Без сопровождения группы338.

 

Концовка чернового варианта песни «Легенда»

…Как горел погребальным костром закат
Как волками смотрели звезды из облаков
Как раскинув руки лежали ушедшие в ночь
И как спали вповалку живые не видя снов

 
 Жизнь только слово, есть лишь Любовь и есть Смерть
[Если] Кто будет петь если все будут спать
Смерть – стоит того чтобы жить
Любовь – стоит того чтобы ждать

Мнения по поводу «Легенды» были самые разные. И если поклонников «КИНО» эта полуакустическая, самая печальная по настроению песня, написанная в мажоре, очень трогала, то многих знакомых с Цоем людей она лишь забавляла.

АндрейТропилло: «Группа крови» хороший альбом. Но его можно было бы назвать «Группа крови, насмотревшись видеофильмов». Там одна песня есть, последняя, кажется, «Легенда». Про парней, которые в траве лежат, все побитые. Это явно сцена из видеофильма. И это где-то перекликается с общей тенденцией чьего-то удачного продюсерского эксперимента, породившего сейчас целую плеяду музыкантов, целый раздел музыки. Я бы его назвал альбом не «Группа крови», а «Ненаписанная музыка к кинофильмам». Или «Дополнительная музыка к фильмам». Вот, например, «Есаул, есаул, что ж ты бросил коня». Этот фильм, по-моему, назывался «Служили два товарища». Там в последнем кадре Брусенцов-Высоцкий хочет взять на корабль, уплывающий в Константинополь, своего коня, а его не берут. И он видит, что конь плывет за ним, и стреляет в него. Или «Мертвые, с косами вдоль дорог стоят». Все это дополнительные песни к известным фильмам. И это, я думаю, делалось специально. Имеется герой или сюжеты, популярные в народе, которые остается только вложить в музыкальную форму. И цоевская «Легенда» мне кажется такой же, как «Есаул». Это тоже песня к фильму, только американскому339.

В одном из блокнотов Виктора был найден текст, в котором тоже есть слова:

«…. смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать», но смысл его совершенно не перекликается с тем, что вложен в «Легенду».

Между черновиками текстов альбома «Группа крови»

Звезды на небе переглянулись и две из них вдруг взявшись за руки сделали резкий толчок и полетели

<…>

Хуже всего быть мишенью в тире с плохими стрелками

<…>

 

[Они боятся нового дня
Как солома боится огня
Они хотят видеть сны
Они не видят ни меня ни тебя]

Эти строки найдены в блокноте Виктора на одной страничке с черновиком песни «Легенда». Что касается последнего четверостишия, то Виктор его почти полностью зачеркнул.

 

Проигравший

…Так хочется, чтобы сразу кончилось все
Где то вдали еле мерцает заря
Руки жадно хватают гибкую сталь
И последние несколько слов: «Все было зря….»

 
 [Так ничего не нарушит порядок игры
Уйти, скрывая под гримом бледность лица
Помни, что этот ход не возьмешь назад
И надо, надо терпеть и играть до конца]

 
 Выбирай! Выбирай! Выбирай! Делай свой выбор

Черновой вариант этой песни сохранился в архиве Марьяны Цой.

Георгий Гурьянов: У меня идеальная память, но этой песни он мне не пел. Как жаль! Наверняка она могла бы быть где-то. Как жаль! Сколько хороших песен340.

Второй вариант песни «Проигравший» заканчивается так:

 

…Уйти, ничем не нарушив порядок игры
Где то вдали еле вдали светлеет заря
Пальцы жадно хватают липкую сталь
И последние несколько слов: «Все было зря»

Можно отметить лишь то, что доработанный текст «Проигравшего» находится в блокноте, сохранившемся в архиве Наталии Разлоговой, рядом с песнями «Война» и «Группа крови», что дает основание судить о том, что Цой вернулся через какое-то время к написанному ранее тексту и, возможно, намеревался включить его в один из альбомов группы.

<…>

 

Мы идем по улицам города
Весь день по улицам города
И каждый идет как памятник
И каждый поет как волкман
молчит как партизан
молчит как рыба
И куртки распахнуты настежь
И темные стекла очков
Блестят на солнце
блестят на солнце

Текст, найденный в одном из блокнотов, хранящихся у Наталии Разлоговой. Небольшой клочок бумаги лежал между страниц с текстами 1987–1989 годов.

«Звезда по имени Солнце»
1989 год

1. Песня без слов

2. Звезда по имени Солнце

3. Невеселая песня

4. Сказка

5. Место для шага вперед

6. Пачка сигарет

7. Стук

8. Печаль

9. Апрель

Демо-версия альбома «Звезда по имени Солнце», так же, как и демо-альбома «Группа крови», была записана на четырехканальную портостудию Yamaha MT-44 в квартире Георгия Гурьянова в Ленинграде в период с февраля по май 1988 года.

Альбом «Звезда по имени Солнце» был первой записью группы «КИНО», сделанной на профессиональной студии. Для записи и сведения окончательного варианта альбома группа, стараниями тогдашнего администратора Юрия Белишкина, арендовала студию Валерия Леонтьева на северо-востоке Москвы, в районе метро «Преображенская». По тем временам студия была оборудована довольно хорошо (16-канальный «Фостекс»), хотя приспособлена была скорее для записи эстрадных песен, нежели рок-музыки.

По воспоминаниям музыкантов, альбом начали писать в конце 1988, а закончили 12 января 1989 года. Точнее, группа работала на студии с 21 по 30 декабря, затем прервалась на новогодние каникулы, не закончив запись, и вернулась в Ленинград. Но уже 3 января вернулась в Москву и к 10 января доделала альбом «Звезда по имени Солнце».

После окончательного сведения две песни – «Вопрос» и «Следи за собой» – в альбом так и не вошли.

Первая была известна сначала узкому кругу фанатов по бутлегам, затем ее случайно откопали, Михаил Кувшинов, звукорежиссером студии, ее отреставрировал. После чего она была издана в сборнике «История этого мира».

Вторая, по словам Георгия Гурьянова, не вписывалась в этот альбом и в итоге вышла уже на «Черном альбоме». Предположительно, после записи «Звезды по имени Солнце» в этой же студии записаны «Сосны на морском берегу», вошедшие в сборник «Последние записи».

У альбома «Звезда по имени Солнце» изначально не было никакой официальной обложки. Знаменитая обложка с солнечным затмением на черном фоне, ставшим логотипом группы «КИНО», нарисована в 1993 году А. Гусевым для издания «MorozRecords» на пластинках. В 1996 году его сделали ремастеринг и выпустили на компакт-дисках и кассетах.

Георгий Гурьянов: У «Звезды по имени Солнце» тоже такая же ужасная история. Нет обложки совсем. Вообще, это больное место, так не должно было случиться, конечно. Да и во многих альбомах не то что обложки, а сама музыка немного другая, немного не то, что хотелось бы слышать, видеть. Хотя нормально получилось. Немного сыровато, но мне нравится. Хотя мне бы нравилось это в любом виде341.

Хотя альбом и был записан в конце 1988 начале 1989 года, вышел он только в конце лета – начале осени 1989 года. Артемий Троицкий при этом пишет, что альбом поступил в киоски звукозаписи в феврале. На самом же деле музыканты решили не выпускать его сразу, чтобы не ухудшать результаты продаж предыдущего альбома «Группа крови».

При выпуске альбома «киношники» пошли в обход фирмы «Мелодия». Они записали его на собственные деньги, а тиражировали через кооператив «Гармония». Поскольку отпечатать альбом на пластинках не удалось (до 1993 года он издавался только неофициально на компакт-кассетах), участники группы не получили ни копейки с его распространения.

Многие музыканты и музыкальные критики, услышав альбом «Звезда по имени Солнце», были, мягко говоря, не в восторге. Олдовых рокеров и «умных» критиков поражала стопроцентная уверенность Цоя в том, что все будет так, как он это видит. Но, несмотря на шквал критики, Цой ни с кем особо не спорил – у него не было желания кому-либо что-либо доказывать. Он просто уходил от тех, кто видел мир иначе.

Известно, что в начале своего творческого пути Цой показывал новые песни Майку Науменко и другим рок-друзьям, ожидая их одобрения или критики. В последние годы он иногда показывал новый материал Кинчеву.

Александр Житинский: Было это семнадцатого февраля восемьдесят девятого года. Я так хорошо помню, потому что это годовщина смерти Саши Башлачева. Я находился в Москве и в тот вечер беседовал с Костей Кинчевым для «Путешествия рок-дилетанта». Мы побеседовали под магнитофон, а потом сбегали в магазин и стали поминать Сашу. И Кинчев все время ставил в кассетник свой новый альбом «Шестой лесничий». Я его тогда впервые слышал. И чем дольше мы сидели, тем больше мне альбом нравился. Вдруг звонит Цой: можно приехать? Костя говорит: приезжай. А было уже часов десять вечера. Цой приехал через полчаса с Наташей, привез бутылку сухого, сам почти не пил. И тоже поставил на кассетник альбом «Звезда по имени Солнце». Его тогда вообще никто еще не слышал. Только что свели. Я стал слушать – и чего-то не покатило. Дело в том, что я очень люблю «Группу крови», а здесь мне показалось, что это повтор. Я слушал, слушал, а песне

на третьей сказал Вите, мол, это не то… Кажется, я даже круче выразился. Смотрю, Костя делает круглые глаза, пинает меня под столом ногой и прикладывает палец к губам, чтобы Витя не видел. Мол, не надо, Цой этого не любит… А сам Витя сидит, желваками двигает, аж побелел. Но ничего не сказал. Ни слова. Но показалось мне, что затаил на меня обиду. Хотя потом, когда я альбом еще послушал, он мне тоже понравился. И я чувствовал себя перед Витей виноватым. Помню, даже подошел к нему на дне рождения Боба, говорил, что не хотел его обидеть342.

По мнению близких, Виктор с интересом выслушивал любое чужое мнение, но ориентировался только на собственное. Его мало интересовало мнение музыкальных критиков, но реакция коллег по цеху всегда была ему интересна, потому что лучше любой другой критики давала представление, удался ли материал. К концу 1989 года конкурентов у «КИНО» уже почти не осталось, разве только Кинчев был один из немногих.

Константин Кинчев: Да ну, как обиделся, не было такой уж вселенской обиды, но да, как-то у меня Цой впервые спел «Звезду по имени Солнце», и Житинскому не понравилась песня. Выразился он, мол, ерунда, но извинился потом за эту оплошность343.

Александр Титов: Когда я услышал первые пробные записи «Звезды по имени Солнце» – это была даже не прикидка, а первые пробные домашние записи, – я почувствовал, что Витьке очень несладко и по-человечески одиноко. Даже не на бытовом уровне. Что у него было в семейной жизни – мы этого с ним никогда не обсуждали. Бывает, что человек просто скучает без единомышленников, когда вдруг чувствует, что по большому счету то, что говорит, он говорит один. Это плохо. Я почувствовал это по песням.

Мы встретились тогда у Боба. Витька принес запись, мы сели и целиком прослушали весь альбом. Я показал ему хорошие места и сказал, что есть эта тоска, которая меня очень сильно пробирает, до косточек. Действительно, прослушав этот альбом, я долго не мог успокоиться. Но Витька – он же все время отшучивается. Он все понимает, но никому ничего не говорит344.

Для многих поклонников «КИНО» альбом «Звезда по имени Солнце» стал откровением. Мало того, что в одноименной песне Цой словно предугадывал свою судьбу («Он не помнит ни чинов, ни имен, и способен дотянуться до звезд, не считая, что это сон, и упасть, опаленным звездой по имени Солнце»), он еще и показал всем, что «КИНО» кардинально изменилось.

 

Песня без слов

Песня без слов ночь без сна
Все в свое время зима и весна
Каждой звезде свой неба кусок
Каждому морю дождя глоток

 
 Каждому яблоку место упасть
Каждому вору возможность украсть
Каждой собаке палку и кость
И каждому волку зубы и злость
Снова за окнами белый день
День вызывает меня на бой
Я чувствую закрывая глаза
Весь мир идет на меня войной

Песня написана в 1988 году специально для нового альбома. Динамичная песня с четким ритмом стала начальной песней практически всех последних выступлений «КИНО». Как вспоминали музыканты группы, если поначалу (до зимы 1988 года) концерты открывались старым боевиком «Транквилизатор», то после записи альбома стали открываться совершенно новым хитовым номером – «Песней без слов».

 

Черновой вариант песни «Песня без слов»

…Если есть друг не обойтись без врага
[Если война то не обойтись без потерь]
Каждому яблоку есть место упасть
И каждой реке [морю] даны берега

 
 Если есть стадо то есть пастух
Если есть тело должен быть дух
Если есть шаг – должен быть след
Каждый куплет должен быть спет

По воспоминаниям Гурьянова и Каспаряна, песня, несомненно, являлась хорошим разгоном для концерта. Динамичная, танцевальная вещь была в прямом смысле универсальной, а слова ее, простые и четкие, оставляли простор для интерпретации.

Концовка второго чернового варианта «Песня без слов»:

 

Сможешь ли ты изменить этот мир
Сможешь ли ты принять как есть
Встать и выйти из ряда вон
Сесть на электрический стул или трон

 

Звезда по имени Солнце

Белый снег серый лед
На растрескавшейся земле
Одеялом лоскутным на ней
Город в дорожной петле

Песня написана в 1987 году в Алма-Ате, на съемках фильма Рашида Нугманова «Игла».

Новый, 1988 год, Виктор встречал там же, в Алма-Ате, и, как рассказывал позже Рашид Нугманов, на домашней новогодней вечеринке Цой впервые исполнил «Звезду по имени Солнце».

Рашид Нугманов: Часть песен была из его прежнего репертуара, но одну из них он написал во время съемок. Он жил в то время у меня и работал над песней «Звезда по имени Солнце», которая затем вошла в фильм. Так что можно сказать, что эта песня родилась в Алма-Ате. Могу совершенно точно сказать, что он и «Звезду», и «Белые дни» («Место для шага вперед») написал в Алма-Ате. Знаю, потому что придумывал он их на моих глазах, на моей гитаре345.

Игорь Лелюх: Немногим позже, на концерте в алма-атинском Политехническом институте, Виктор впервые исполнил «Звезду по имени Солнце» на публике. Публика, действительно, очень бурно реагировала, встречая аплодисментами и свистом каждую знакомую песню. Но во время исполнения «Звезды» зал притих, внимательно слушая. Вначале кто-то стал было прихлопывать, но и тот быстро замолк. А когда песня кончилась, зал разразился овацией.

17 февраля 1988 года в Ленинграде покончил жизнь самоубийством Александр Башлачев. Цой, приехавший на памятный концерт, исполнил всего две песни. Одной из них стала «Звезда по имени Солнце». Фраза «и упасть, опаленным звездой по имени Солнце» стала настоящим шоком для находящейся в траурно-алкогольном тумане публики.

Игорь Гудков: Я помню, как он впервые сыграл «Звезду по имени Солнце» у Кинчева на квартире. Мы приехали после концерта памяти Башлачева к Кинчеву и брутально напились. Там был Цой как раз, и он Кинчеву сыграл «Звезду», а Кинчев ему сыграл какую-то тоже песню, которая стала потом крутой. Но «Звезда» понравилась сразу, – этот ход, тогда она была как реггей. И песни-то сильные были346.

 

Черновой вариант песни «Звезда по имени Солнце»

Белый снег, серый лед на растрескавшейся
[асфальт, ог] земле
Одеялом лоскутным лежит на земле
[город поет]
город в атмосферной петле

Антон Галин: Из всех песен Цоя «Звезда по имени Солнце», пожалуй, единственная, которая когда играет где-нибудь, не вызывает у меня отторжения, с музыкальной точки зрения347.

Алексей Кортнев: Я считаю, что Виктор Цой, в первую очередь, это поэт, причем поэт фантастический по точности, по попаданию в дух времени. Человек, который написал:

 

Красная, красная кровь,
Через час уже просто земля,
Через два на ней цветы и трава,
Через три она снова жива,

именно поэт, а потом уже музыкант348.

Вначале Цой и не думал включать эту песню в новый альбом, для которого вообще уже заготовили другое название. Но чуть позже, уже в ходе записи, Виктор резко изменил свое решение.

Михаил Кувшинов: В альбом изначально не входила песня «Звезда по имени Солнце», потому что ее не было. Или же она была, но не предполагалась к записи. Альбом планировалось назвать «Пачка сигарет», и песня «Звезда по имени Солнце» не была записана. Когда уже в последний день все приехали, собрались для того чтобы прослушать альбом, Витя вдруг встал и сказал: «Вы знаете, как будет называться альбом?». Все немножко удивленно ответили: «А что, разве не «Пачка сигарет»?» «Нет. Альбом будет называться «Звезда по имени Солнце». На что все спросили: «А почему?» «Да потому, что тут будет такая песня, мы ее сейчас запишем». И песню записали буквально за пару-тройку часов и тут же свели349.

Из интервью Виктора Цоя:

– «Звезда по имени Солнце» – это вдохновение, удача, его величество Случай, намек на что-то неопределенное или на себя?

– Скорее, на нечто неопределенное, чем на себя. Хотя… не знаю350.

Исполнялась на домашних акустических концертах и электрических выступлениях группы разных лет. Является заглавной песней альбома «Звезда по имени Солнце».

Среди 100 лучших рок-песен, записанных в XX веке, по версии «Нашего ради», «Звезда по имени Солнце» занимает 12 позицию.

 

Невеселая песня

Наши реки бедны водой
В наших окнах не видно дня
Наше утро похоже на ночь
Ну а ночь для меня
Глядя в жидкое зеркало луж
На часы что полвека стоят
На до дыр зацелованный флаг
Я полцарства отдам за коня

 
 Играй невеселая песня моя
Играй играй

Говорят, что Наташа (как и Марьяна в свое время) оставила след в музыке Цоя, придумав аранжировочный ход в «Невеселой песне».

Юрий Каспарян: Замечательным, восхитительным образом взяла и придумала. У нее мелодия была в голове, она придумала вот этот рифф – та-та-та-там-там-там-там-там. Витя очень трепетно из нее на студии вытянул этот мотивчик, и мы его сыграли. В «Звезде по имени Солнце» он и есть. Ну, там более развернутое соло, да. А в «КИНО в кино» там уже совершенно другая аранжировка351.

 

Черновой вариант песни «Невеселая песня»

…И командуя войсками лет
Мы теряли в бою день за днем
А когда мы разжигали огонь
Наш огонь тушили дождем

 
 Мы сидим у разбитых корыт
И гадаем на розе ветров
А когда приходит время вставать
Мы сидим мы ждем

Надо сказать, что Каспаряну больше нравится другое исполнение песни, более раннее – с выраженными гитарами и отчетливым бэк-вокалом Георгия Гурьянова.

Юрий Каспарян: Мне нравится другое исполнение этой песни. Недавно я его услышал. Диск вышел – «КИНО в кино» – там было это исполнение352.

Однако Игорь Тихомиров считает, что «Невеселая песня» несколько тупо аранжирована, осталось некоторое чувство неудовлетворенности записью, и вообще питерский черновой вариант альбома звучал намного живее.

 

Сказка

Снова новый начинается день
Снова утро прожектором бьет из окна
И молчит телефон отключен
Снова солнца на небе нет

 
 Снова бой каждый сам за себя
И мне кажется солнце
Не больше чем сон.

 
 На экране окна
Сказка с несчастливым концом
Странная сказка

 
 Там за окном

Вполне возможно, что текст был навеян чернобыльской катастрофой, если обратить внимание на слова «…. а деревья заболели чумой».

Песня «Сказка», равно как и «Апрель», и «Место для шага вперед» никогда не исполнялись группой на концертах. По мнению Игоря Тихомирова, на этих песнях есть легкий «налет эстрадности», видимо из-за звука, рожденного в студии, где никогда до этого не писалась рок-музыка.

В черновом варианте «Сказки» фраза:

 

Как всегда эта сказка с несчастливым концом…

звучала рефреном в начале и в самом конце, что делало всю композицию закольцованной:

 

[Ты] А потом придет она
Собирайся скажет пошли
Отдай Земле тело
Ну а тело не допело чуть чуть
Ну а телу нехватало любви
Странное дело

 
 Как всегда эта сказка с несчастливым концом

Юрий Каспарян: «Сказку» мы на концертах никогда не играли. Мне ее нравится слушать. Конечно она очень такая серьезная, депрессивная, но очень мне нравится353.

 

Место для шага вперед

У меня есть дом только нет ключей
У меня есть солнце, но оно среди туч
Есть голова только нет плечей
Но я вижу как тучи режут солнечный луч

Рашид Нугманов: В марте 1988 года в Алма-Ату приехал Петр Мамонов, и откуда-то возникла идея съездить на Туюксу и Чимбулак, который мы называли «Шамбалой» – якобы там эта мифическая страна расположена. И вот вчетвером: Виктор, Петр, я и мой брат за рулем «Газика» отправились в поход. Заехали высоко, стало очень холодно, пасмурно, продрогли как цуцики, все одеты кое-как. Остановились, вышли облегчиться. Потом Виктор говорит, ну что, посмотрели, можно и домой. Все захохотали. Петя сказал: «Отличная поездочка». И мы двинули назад. По пути по настоянию Петра заехали к какому-то подвернувшемуся лесному обитателю в избушку, он нас чаем напоил, и Петя долго и вдумчиво с ним о чем-то беседовал. Эта избушка и старичок ему страшно понравились. А Виктор, вполне возможно, тогда и песню придумал. Он потом впервые спел ее у нас дома. Все сразу поняли, что она про Алма-Ату, а строка: «У меня есть братья, но нет родных» – это о нас с братом354.

 

Черновой вариант песни «Место для шага вперед»

…И есть еще [черно серые] белые белые дни
[черные] белые горы и белый лед
Но все что мне нужно это несколько слов
И место для шага вперед

 
 У меня есть вера но бога нет
У меня есть мыши но нет кота
Есть гитара но она без струн
У меня есть краски но нет холста

 
 У меня есть дождь но нет
Зонта
У меня есть на кухне из крана вода
У меня есть корабль но нет [?]
У меня есть парус но ветра нет

Юрий Каспарян: «Место для шага вперед». Виктор, по-моему, в Алма-Ате написал эту песню, или по-крайней мере под впечатлением Алма-Аты. Ну, Виктор же где бы ни был, привозил багаж песен, потому что у него все время появлялись песни, мне кажется. «Место для шага» она такая дискотечная получилась. На концертах мы ее не играли. По-моему, разок попробовали, но как-то не пошло, то есть в принципе в оригинале там нет гармонической гитары, ритм-гитары, собственно того, что на концерте исполнял Виктор, и как-то вот не нашли подходящего тона355.

 

Второй черновой вариант песни «Место для шага вперед»

У меня есть река но нет моста
У меня есть гитара но не найти струн
У меня есть мыши но нет кота
У меня есть парус но ветра нет
Есть еще краски но нет холста
У меня есть на кухне из крана вода
У меня есть дождь но нет зонта
У меня есть братья но нет родных
И есть рука но она пуста

Игорь Тихомиров: По-моему, это одна из тех песен, что дались нам наиболее легко, потому что достаточно прозрачный материал сам по себе, и она у нас не вызывала трудностей аранжировочных и так далее. То есть, она шла достаточно быстро, легко. Музыкальный стиль пускай определяют критики. По-моему, светлая, достаточно жизнерадостная, с большой иронией и легкая для восприятия356.

В одном из черновых вариантов Цой упоминает Бога, что весьма необычно для него. Второе прямое упоминание Бога в творчестве присутствует в песне «Атаман».

 

Пачка сигарет

Я сижу и смотрю в чужое небо из чужого окна
И не вижу ни одной знакомой звезды
Я ходил по всем дорогам и туда и сюда
Обернулся и не смог разглядеть следы

Песня написана в 1988 году, в Алма-Ате. В одном из блокнотов Виктора Цоя сохранился черновик этого текста, в котором практически не было исправлений.

Сергей Лысенко, режиссер фильма «Конец каникул», считает, что идея «Пачки сигарет» могла придти к Цою в Киеве, на съемках фильма.

По воспоминаниям Алексея Ковжуна, музыканта, снимавшегося в «Конце каникул» вместе с Цоем, после отъезда группы Цой остался – нужно было еще кое-что доснять для фильма. Тусовка после съемки на одной из квартиры устроила вечеринку. И в районе двух часов ночи у компании закончились сигареты. Ночных магазинов тогда еще не было, поэтому решили выйти на улицу и пострелять курево у прохожих, разделившись на небольшие группы и устроив между ними соревнование – кто больше настреляет. Цой победил и радовался этому, как пацан.

Сергей Лысенко: Последний день съемок. Мы едем к Роме домой: я, Витя, сам Рома, парень с девочкой, которые у нас снимались. Сидим до двух ночи, говорим о жизни, о работе, о планах на будущее, потом кончились сигареты, и мы впятером выходим на темную улицу, стоим под фонарями, останавливаем машины и «стреляем» сигареты. Кто знает, может, именно тогда родилось: «И если есть в кармане пачка сигарет, значит, все не так уж плохо на сегодняшний день»357.

Юрий Каспарян: «Пачка сигарет» была выстроена чисто математически. Ноты я подбирал, ну, просто так – какие попадались и казались уместными. Мелодика получилась неплохая. Даже изящная. Мне просто нравится гармония, алгебра – это все очень интересно. В музыке все так же точно, как и в математике358.

 

Черновой вариант песни «Пачка сигарет» звучал немного иначе

Я смотрю на чужое небо из
чужого окна
И не вижу ни одной знакомой
звезды
Я ходил по всем дорогам и туда
и сюда
Обернулся и не смог отыскать
следы…

 

И заканчивался так:

…Но никто не хотел быть
виноватым без вина
Никто не хотел руками жар
загребать

 
 А без музыки даже на
миру и смерть не красна
А без музыки не
хочется пропадать

Песня исполнялась на домашних акустических и электрических концертах, была одним из «горячих» хитов группы. Песня входит в альбом «Звезда по имени Солнце», который, по воспоминаниям Михаила Кувшинова, изначально планировалось назвать «Пачка сигарет».

На чтение 12 мин. Просмотров 8k. Опубликовано 18.10.2021

Группа «Кино» и её лидер Виктор Цой в русском роке хронологически далеко не первые, но по заслугам самые главные представители русского рока. Смысл песен Цоя, ни много, ни мало, стал полноценной частью философской мысли конца двадцатого века и запал глубоко в душу миллионам русскоязычных (и не только) поклонников по всему миру.

Содержание

  1. Человек-легенда
  2. О чём пел Цой
  3. «Гарин и Гиперболоиды»
  4. «45»
  5. «46» и «Начальник Камчатки»
  6. «Это не любовь»
  7. «Ночь»
  8. Поздние альбомы
  9. Образы в песнях Цоя
  10. Призыв к революции
  11. Альтернативные трактовки
  12. Библейские сюжеты и мораль
  13. Метафизика и пророчества о грядущем конце света

Человек-легенда

С великими людьми так бывает: они живут своей жизнью (часто особенной, но всё же обычной, человеческой), выражают себя через творчество, стремятся реализовать амбиции и в конце концов становятся настоящими иконами для своих современников или чаще для будущих поколений.

человек-легенда

Достижения превосходят их собственные ожидания. Превращаясь в кумиров для миллионов, они становятся кем-то гораздо большими, нежели просто талантливыми личностями. Поклонники наделяют объект обожания теми свойствами, которыми тот, может быть, и не обладал. Они превозносят всё то, что он делал, подчёркивая, акцентируя и обогащая своими смыслами то значение, которое вкладывал в искусство сам творец.

Нечто подобное произошло и с Виктором Цоем, который уже при жизни стал человеком-легендой. Люди вдохновлялись его песнями, каждый находил в них что-то своё. Влияние на слушателей было настолько мощным, что в какой-то момент его буквально назначили голосом совести народа, хранителем некой сакральной правды и чуть ли не вестником новой революции, кем он в реальности не был и по большому счёту быть не хотел.

Но это превращение в «нерукотворный памятник» происходило уже не по его воле. Разберёмся, о чём песни Цоя на самом деле, что он хотел донести с помощью них и как трактовки фанатов и критиков искажали их смысл до неузнаваемости.

О чём пел Цой

Прежде всего, стоит повторить то, что о своём творчестве говорил в интервью сам Цой. На частые вопросы о том, имеют ли его тексты отношение к политике, он отвечал отрицательно. Музыкант подчёркивал, что подразумевает отсутствие в его песнях отсылок к каким-то конкретным общественным событиям. С другой стороны, говорил, что социальные мотивы, имеющие общечеловеческий характер, там безусловно есть — невозможно жить среди людей и быть полностью изолированным от их влияния в творческом плане.

Цой говорил, что никакого особого скрытого смысла в его песнях нет, что чаще всего их значение лежит на поверхности — специальной расшифровки не требуется. Его знаменитая фраза о том, что давать объяснение песни всё равно что объяснять анекдот, как раз об этом: интерес рассказчика (поэта-музыканта) заключается не в раскладывании смысла по полочкам. Скорее наоборот, так теряется вся «магия» произведения. А то, что каждый находит в нём то, что дорого ему, придаёт сочинению ещё большую ценность.

Однако журналисты и поклонники не оставляли попыток получить детальный разбор или хотя бы чёткое разъяснение идей той или иной песни. Кто-то начинал сопоставлять общественно-политические события или же события в жизни самого музыканта со строчками его стихов и делал далеко идущие выводы. Ничего, кроме насмешек, такие попытки препарировать творчество у самого Цоя не вызывали.

Важный момент: музыкант в интервью не раз намекал, что «окончательный» смысл некоторых песен и для него остаётся тайной. Точнее, никакого итогового, “правильного” объяснения нет. Цой говорил, что сам процесс сочинения для него сплошная загадка, что у него почти никогда нет плана, по которому он пишет, результат каждый раз получается неожиданным для самого автора.

Правда, есть песня, которая изначально была задумана как бессмыслица, как игра в метафизику. Это «Алюминиевые огурцы». Сам Цой в 1987 году объяснял пришедшим на выступление в Дубне зрителям: «Эта фраза полностью лишена смысла… Эта песня… просто дарит настроение, и в этом её великолепие». Тот редкий случай, когда музыкант нарушил собственное правило: не разъяснять значение песен.

«Гарин и Гиперболоиды»

У большинства людей фигура Цоя ассоциируется с его монументальными произведениями, такими как: «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «Перемен», «Кукушка». Все эти песни — часть позднего этапа творчества (насколько это понятие применимо к поэту, чья жизнь окончилась в 28 лет). При этом забывают о первых записях легенды русского рока — в том числе коллектива «Гарин и Гиперболоиды» (предтеча группы «Кино»).

Гарин и Гиперболоиды

А там было много почти бытовых зарисовок с щепоткой психоделики: “Мне не нравится город Москва”, “Скоро будет зима”, “Словно тень бегу куда-то я”, “Возле дороги”, “Серая тень”, “Моё настроение”, “Дождь”. В этих песнях нет претензий на смысловую глубину — это, скорее, лёгкие поэтические очерки, передающие картинку и настроение небольшого отрезка жизни.

Но в них уже можно увидеть штрихи реализма, который в дальнейшем станет фундаментом для более серьёзных размышлений. Это то, что дальше превратится в «Сигареты в руках, чай на столе …» и «Белый снег, серый лёд…». И здесь уже присутствуют в полной мере образы дождя, дороги, города, ночи, солнца. Образы войны и крови добавятся к ним существенно позже.

«45»

В дебютном альбоме «45» продолжается романтизация бытовых ситуаций и легкого, даже легкомысленного существования, что явно отражало образ жизни самого Цоя в тот период: «Время есть, а денег нет», «Просто хочешь ты знать», «Солнечные дни», «Бездельник», «Бездельник — 2», «Электричка», «Мои друзья», «На кухне».

Альбом на виниле 45

«46» и «Начальник Камчатки»

Это линия продолжилась и в альбомах «46» и «Начальник камчатки» в песнях: «Транквилизатор», «Я иду по улице», «Дождь для нас», «Без десяти», «Я хочу быть кочегаром», «Гость», «Растопите снег», «Прогулка романтика». Но здесь уже появляется «Троллейбус» с чётким социальным подтекстом, «Пора» с призывом уходить прочь от повседневности, тревожная «Каждую ночь».

«Это не любовь»

Следующий альбом был разбавлен любовной лирикой: «Это не любовь», «Уходи», «Проснись», «Рядом со мной». Эти песни вкупе с прежними зарисовками в духе «что вижу, то пою» давали основания многим считать группу «Кино» не рок-, а поп-группой. Особенно в те годы, когда звучание и тексты других коллективов становились всё тяжелее и острее.

Альбом Это не любовь

«Ночь»

Можно сказать, что всё это время истинный талант Виктора Цоя только проклёвывался, его мастерство как автора постепенно оттачивалось. В альбоме «Ночь» помимо очередной лёгкой «Видели ночь», любовных «Твой номер», «Звёзды останутся здесь», художественно-зарисовочных «Танец», «Ночь», «Жизнь в стёклах», «Игра», панковской «Мама анархия» в конце появляются категоричные и протестные «Мы хотим танцевать» и «Дальше действовать будем мы», призывная «Попробуй спеть вместе со мной» и отрешённо-провидческая «Спокойная ночь».

Поздние альбомы

В полную силу категоричная тяга к свободе, нежелание мириться с серой обыденностью и мнением большинства, мотивы войны, борьбы, одиночества проявились в следующих альбомах: «Группа крови», «Последний герой», «Звезда по имени Солнце» и в заключительном «Чёрном альбоме». В них — наиболее часто цитируемые песни Цоя.

Читайте о смысле песни “Кукушка”

В последние четыре года своей жизни Виктор словно набрался смелости и решимости, почувствовал свою избранность. Возможно, этому способствовала возросшая популярность. Пришло понимание, что его творчество действительно нужно, что песни могут не только отражать жизнь, но и рождать что-то новое и прекрасное, что они могут вдохновлять и делать людей лучше.

Альбом Звезда

Образы в песнях Цоя

Лирический герой поздних песен Цоя — одиночка, бросающий вызов унылой действительности, не боящийся променять уют на тяготы и лишения, готовый ради света преодолевать тьму.

Источники этого света, тепла – звёзды и Солнце. Они греют, дают надежду, помогают в трудную минуту. Поэтому и ночь для Цоя — не концентрация всего тёмного. Наоборот, она притягивает к себе, даёт спокойствие, укрывает. Даже пожелание «спокойного сна, спокойная ночь» – это, скорее, нейтральное напутствие тем, с чьим жизненным выбором автор не согласен.

Источником тьмы, скорее, является война, точнее прагматичные люди, которые затевают её для достижение своих меркантильных целей — «люди, для которых теорема верна» (из песни «Война»). А воевать и умирать вынуждены молодые, которым власть имущие прописали «лекарство против морщин» (песня «Звезда по имени Солнце»). Они проливают «красную, красную кровь», получают клеймо («порядковый номер на рукаве»).

Способ противостоять войне — жить и дышать полной грудью, нести свет и любовь. Эта мысль отчётливо видна в песне «Легенда»: «… кто будет петь, если все будут спать? … смерть стоит того, чтобы жить, а Любовь … того чтобы ждать».

легенда текст и аккорды

Пожалуй, главный лейтмотив в песнях Цоя — борьба. К войне она не имеет никакого отношения. Это именно борьба за свою свободу — за «место для шага вперёд», борьба против чёрствости окружающего мира. Лирический герой позднего творчества Цоя боится быть поглощённым обыденностью, он сомневается в своих силах, просит помощи у Солнца как у божества, но всё же выбирает идти вперёд, действовать: «Вот так!» («Кукушка»).

Читайте также: смысл песни “Группа крови”.

Призыв к революции

Этот призыв к борьбе может истолкован превратно. Яркий тому пример — то, как люди восприняли песню «Перемен». Её считают чуть ли не гимном протеста против государственной власти. Она исполняется и сейчас в регионах постсоветского пространства, где зреет недовольство правителями, где готовится переворот, революция.

Но сам Цой подчёркивал (и это второй и, пожалуй, последний раз, когда музыкант вынужден был объяснять смысл песни, которая неверно трактовалась поклонниками): «Перемен» не об этом. Речь в песне идёт о переменах внутренних, если угодно, о революции в собственном сознании. И призывы, звучащие в других песнях, тоже, скорее адресованы себе: «Ты должен быть сильным, иначе зачем тебе быть» («Мама, мы все сошли с ума»), а также близким по духу людям: «Вставай рядом со мной» («Попробуй спеть вместе со мной»).

Альтернативные трактовки

Попытки выявить скрытый смысл в произведениях легенды русского рока продолжаются и по сей день. Только в «Алюминиевых огурцах» фанаты видят и противостояние хэви-метала с попсой, и завуалированное описание войны в Афганистане, и картины из колхозной жизни.

Поскольку во многих поздних произведения Цоя присутствуют мотивы смерти, многие уверены, что музыкант предвидел собственную гибель и прямо о ней писал. Ну, и, разумеется, конспирологи стремятся найти чуть ли не в каждой второй песне легенды политический смысл и даже считают, что автокатастрофа, случившаяся с Виктором — не случайность, а заказное убийство.

Библейские сюжеты и мораль

Также велик соблазн превратить цоевский образ борца за свободу в образ пророка. И земная любовь, и спасительная Любовь превращаются в некоторых трактовках в Любовь божественную, а свет звёзд и Солнце — в самого Бога.

Война между землёй и небом (в песне «Война») толкуется как война между богом и дьяволом (хотя, скорее всего, Цой под пространством между землёй и небом имел ввиду место действия — весь наш мир).  «Небесный пастух», который «пасёт облака» («Спокойная ночь») считают не художественным образом, а прямым указанием на пастыря душ человеческих.

Метафизика и пророчества о грядущем конце света

Те же люди, предпочитающие видеть религиозный подтекст, считают песню «Спокойная ночь» предсказанием библейского апокалипсиса, когда люди поделятся на «тех, кто спасён» и обречённых. Сюжеты песен «Троллейбус» и «Электричка» также часто трактуются как варианты конца света, когда судьба каждого в руках Бога и люди уже не могут ничего контролировать.

Смысл песен Виктора Цоя достаточно широк, чтобы его можно было охватить в небольшом очерке. И всё же основные моменты лежат на поверхности — на это указывал сам автор. Слишком тщательные поиски могут быть следствием синдрома поиска глубинного смысла и пойти в неверном направлении. Вряд ли стоит, задаваясь вопросом «О чём песни Цоя?» отходить от текста слишком далеко. В реальности темы поэта вполне себе общечеловеческие: он пел о жизни, любви и свободе.

Звезда по имени Солнце

9.57%

Закрой за мной дверь

2.44%

Мне не нравятся песни Цоя

1.13%

Другая, напишу в комментариях

3.94%

Проголосовало: 533

Евгений Пинигин

Музыкант, юрист, маркетолог. В прошлом — эзотерик, в настоящем — скептик и реалист. Любит кино, сериалы, экстремальный спорт.

  • Кино сказка с бабой ягой
  • Кино сказка про темноту
  • Кино сказка острова турция на русском языке
  • Кино сказка конек горбунок
  • Кино сказка для всей семьи