Китайская сказка жадный ча 2 класс конспект урока

На данной странице вы найдете китайскую сказку Жадный Ча, вам обязательно пригодится эта информация для общего развития вашего ребенка.

Жадный Ча. Китайская сказка

Жил когда-то человек по имени Ча. Отец его давно умер, а мать ходила на поденную работу.
Сам Ча пас коров у богатого помещика.
Однажды он отправился в поле накосить травы. Выкосил целую лужайку, набил мешок и отправился домой. На другой день приходит на то же место, смотрит — а трава там такая, будто ее никогда и не косили: густая, высокая, сочная. Удивился он, снова скосил всю траву на лужайке и отнес домой. Когда в третий раз пришел Ча на это место, он опять увидел то же самое: лужайка вновь заросла травой.
С тех пор Ча каждый день стал приходить туда и каждый раз за ночь трава вырастала, как за месяц. Однажды задумался Ча: в чем тут дело? Накануне здесь ходили коровы и выщипали всю траву, а сегодня все так, будто никогда ни одной коровы тут и не бывало. Ча решил взглянуть, какие корни у этой необыкновенной травы. Он копнул землю, вытащил один корешок и вдруг увидел: в земле что-то светится. Ча сунул туда руку — и вытащил жемчужину. Красивая жемчужина сверкала и переливалась на солнце! Ча обрадовался и побежал домой показать находку матери.
Мать полюбовалась жемчужиной и положила ее в миску с рисом. И с той поры сколько бы Ча с матерью ни съедали рису, их миска всегда оставалась полной. Мать сначала удивлялась, а потом поняла, что эта жемчужина волшебная. Она спрятала ее в шкатулку с деньгами — и с этого дня деньги в доме не переводились.
Мать с сыном зажили богато и сытно. Но чем больше богател Ча, тем жаднее он становился. Однажды пришли к нему соседи занять муку и денег.
— Не дам им ничего,- сказал Ча матери,- много их тут, бездельников, наберется!
И прогнал соседей.
В другой раз одна бедная женщина попросилась к ним переночевать. Ча не пустил ее: еще обворует дом!
Прежде Ча был веселым и добрым парнем, а теперь становился все злее и скареднее.
В тот год был большой неурожай. Соседи голодали, рису уже давно ни у кого не было, люди ели кору с деревьев. А у Ча ломились закрома от зерна, он даже кур кормил рисом.
Соседи решили в последний раз пойти к Ча, попросить у него рису в долг.
— И разговаривать с ними не буду, лучше уйду,- сказал Ча, узнав об этом.
Он взял свою жемчужину, положил в рот и ушел из дому.
Дошел Ча до леса и присел отдохнуть на камень. Посидел он немного — и заснул, а во сне не заметил, как проглотил жемчужину.
Проснулся он от нестерпимой жажды. В животе жгло, будто там горел костер, язык и горло пересохли. Ча вернулся домой, выпил два ведра воды, но не напился. Тогда он пошел к реке, лег на живот и стал пить прямо из реки. Пил, пил, выпил полреки, а пить все хотелось.
И вдруг Ча почувствовал, что все тело его ломит, голова болит, руки и ноги сводит.
Дышать стало трудно, перед глазами пошли круги, а пить захотелось еще больше.
С трудом подполз Ча ближе к реке, наклонился и увидел в воде страшного дракона с чудовищными клыками, кривыми когтями на заросших шерстью лапах, с длинным, покрытым чешуей хвостом. Из пасти дракона вырывались пламя и дым, клыки зловеще щелкали.
И вдруг понял Ча, что это его отражение. Он испугался, завыл, заметался. Но все неистовство его было напрасно: превратиться снова в человека он не мог.
Вот как был наказан Ча за свою жадность!

Понравилось? Расскажи об этой странице друзьям!

Сайт развития ребенка Умные дети

На сайте развития ребенка вы найдете полезную информацию о обучение детей, о развивающих игр для детей, о раннем развитии ребенка, интересные статьи, а также полезные материалы для обучения. Все это на портале развития ребенка Умные дети.

Жадный Ча

Обновлено: 09.01.2023

Китайские народные сказки. Китай способен предложить качественную сказку. Одна из древнейших цивилизаций собрала мудрость впечатляющего количества времен. Китайцы всегда ценили справедливость и другие высокие нормы морали. Поэтому читать китайские сказки детям полезно в воспитательных целях. Хотя практически все сказочные сюжеты основаны на идее улучшения жизни доброго героя и победе над злом, китайский вариант имеет свои особенности. В таких сказках вы встретите множество мифических героев и представителей мира птиц и животных. Интересно, что их образы отличаются от славянских. Сорока в китайских сказках является персонажем радости, а не воровства и неразборчивости. Драконов в китайском творчестве изобилие : они могут быть коварными, добрыми, справедливыми, злыми, мудрыми.

Сказка о чае

Китайские сказки

Давным-давно высоко в горах затерялась небольшая деревушка с названием Драконов колодец. И в ней было всего около десяти домов, да и те разбросаны по склонам окрестных гор. В дальних горах крестьяне сажали бамбук, а в ближних – злаки. Работали они от зари и до зари, но сытыми никогда не бывали, на самом краю деревни стояла ветхая хижина, крытая соломой, в которой жила старуха. Ни детей у нее не было, ни мужа, и доживала она свой век как перст одна. Она не могла уже подниматься в горы и обрабатывать землю. Сил едва хватало на то, чтобы ухаживать во дворе за десятком старых чайных кустов. Кусты старились вместе со своей хозяйкой, и она собирала с них раз в год не больше нескольких цзиней грубых темно-зеленых листочков.

В жизни этой женщине пришлось хлебнуть немало горя, но она сохранила свою доброту, несмотря на все невзгоды, и сейчас старалась, как могла, скрасить жизнь окружающим. Каждый день она брала несколько листков, заваривала чай и ставила его у дверей своей хижины, чтобы односельчане, спускавшиеся с гор после работы, могли утолить жажду.

Однажды в канун Нового года, когда в горах валил густой снег, в деревне готовились к празднику. Все запасы у старухи иссякли, если не считать нескольких чайных листьев, но она все же решила не изменять заведенному обычаю. Поднявшись спозаранок, старуха опустила эти листья в котел, залила кипятком и поставила настаиваться вблизи очага. Вдруг снаружи послышался шум. Дверь распахнулись, и на пороге появился запорошенный снегом старик. Старуха торопливо подошла к нему: — Почтеннейший, в горах снег, пережди немного в моем доме. Незнакомец стряхнул с себя снег, прошел в комнату, и любопытный взгляд его остановился на очаге:

— Хозяйка, а что у тебя в котле

— Чай настаиваю, — ответила ему старуха. Гость очень удивился:

— До Нового года осталось уже немного времени. Завтра у всех большой праздник и во всех семьях колют бычка, барашка или кабанчика, чтобы умилостивить предков, а ты только чай завариваешь!

— Я слишком бедна, — горько вздохнула женщина, — мне нечего принести в жертву предкам, зато я каждый день готовлю чай и угощаю им своих односельчан.

Неожиданно для нее незнакомец, рассмеялся: — Что ты жалуешься на бедность, когда во дворе у тебя спрятано сокровище!

Услыхав это, старуха вышла во двор отыскать место, где может быть, спрятано сокровище. Но там все было как обычно: около сарая, крытого лапником стояли две скамьи, да в углу была треснутая каменная ступка, в которой еще с прошлого года прел мусор. Ничего нового во дворе не появилось. Незнакомец вышел вслед за хозяйкой и указал на ступку:

— Вот твое богатство!

— Да разве ж ступка может быть богатством? — изумилась старуха. Видно незнакомец насмехается надо мной, подумала она и добавила:

— Если она тебе нравится, можешь забрать ее!

— Как же я могу взять у тебя эту драгоценность даром. — воскликнул тот, — продай мне эту ступку. Если согласна, то я схожу за людьми, чтобы помогли мне унести ее.

Незнакомец, довольный сделкой, ушел. Старуха долго рассматривала ступку, но никак не могла понять, чем же она понравилась гостю, и решила, что негоже продавать такую грязную вещь. Вытащила она из ступки мусор и зарыла его под чайными кустами. Затем старуха налила в ступку воды, вымыла ее, а грязную воду выплеснула под те же кусты. Она уже закончила работу и любовалась чистой ступкою, когда вернулся незнакомец с деревенскими парнями. При виде вымытой ступки он истошно завопил:

—Что ты наделала? Куда делось богатство?

Никак не ожидала старуха, что труды ее вызовут столь сильный гнев, и прямо-таки опешила:

— Да я же только вымыла ее!

—Куда дела ты все, что было в ступке? — от нетерпения незнакомец, даже ногой притопнул.

— Да вон, зарыла под чайные кусты.

В давние времена слон выглядел совсем не так, как теперь: у него были огромные глаза, уши торчком стояли на голове, а между ними росли прекрасные рога.

Когда на земле появились люди, лев сказал слону :

— Дружище, что-то повсюду развелось слишком много людей! Наверное, скоро они и до нас с тобой доберутся, работать заставят! Надо уходить на новые места!

— Я такой огромный, кто посмеет меня тронуть? — важно возразил слон. — Зачем же мне бежать куда-то?

Он был так величествен и горд, что ни на кого вокруг не обращал внимания.

Однажды на землю спустился погулять со своими птенцами воробей. В это время мимо проходил слон.

— Осторожно! Не ходите! Здесь мои птенцы! — закричал воробей.

Но слон, который даже и на людей не обращал внимания, не пожелал выслушать воробья.

— Что мне за дело до чьих-то птенцов? Мне надо пройти, и я обязательно пройду! — высокомерно сказал он.

Тяжело переваливаясь, слон двинулся вперед и растоптал бедных воробушков!

Полетел воробей за помощью к вороне. Ворона закаркала и пустилась догонять слона. Догнала и принялась когтями царапать ему глаза, долбить его клювом.

А воробей отправился за помощью к мухам. Самые большие мухи тоже полетели за слоном, уселись на его расцарапанные глаза и давай кусать.

Свету не взвидел слон. Спотыкаясь, словно слепой, побежал он через лес.

Жарко ему стало, захотелось пить, и он стал разыскивать воду.

А воробей тем временем обратился за подмогой к лягушкам. Лягушки повыпрыгивали из воды и отправились защищать воробья.

Слон несся, не разбирая дороги. Сослепу кинулся он за водой на гору. Увидели это лягушки, прискакали на вершину горы и принялись там квакать. Слон подумал, что вода где-то поблизости, побежал на кваканье и хотел с разбегу кинуться в воду, но вместо этого ударился о камень и покатился вниз. Три раза перекувырнулся он через голову — и сломал оба рога. Перекувырнулся еще два раза — смял свои длинные уши, и они стали у него словно два веера, приклеенные к голове.

Повезло еще слону, что не разбился до смерти! А все звери, глядя на него, сказали :

— На земле все мы равны. Разве можно быть таким гордым и не замечать других!

С тех пор глаза у слона стали маленькие и узкие, рога исчезли, а уши прижались к голове. И сделался слон внимательным и осторожным. Когда он идет по дороге или щиплет траву на поле, всегда смотрит, как бы не раздавить какого-нибудь маленького червячка.

Как горная и городская мышь друг к дружке в гости ходили

Вышла однажды горная мышь прогуляться и повстречала на дороге городскую мышь. Разговорились мыши и очень понравились друг дружке. С того дня стали они закадычными подругами.

Говорит как-то раз горная мышь городской:

— Сестрица, дорогая, ты, наверно, сыта по горло городскими яствами. Пойдем ко мне, я угощу тебя на славу! Отведаешь свежих, сочных плодов!

Обрадовалась городская мышь и, не раздумывая, согласилась. Привела горная мышь подругу в свою норку, достала из кладовой земляные орехи, сладкий картофель, разные ягоды, стала потчевать гостью. И так ублажила городскую мышь, что та тотчас же позвала горную мышь к себе отведать сала, сахару да печенья. А горная мышь рада-радехонька, что случай ей выдался поесть дорогих лакомств.

На другой день пустилась горная мышь в путь. Ее подруга жила в подполе лавки, и у нее всегда было вдоволь всякой вкусной еды. Мыши поболтали о том о сем, вылезли из подпола, закусили сальцем, сахарку погрызли. Наелась-натешилась горная мышь. Вдруг видит: стоит в углу большой глиняный чан.

— Сестрица, а сестрица, — окликнула она подружку, — а там что, в чане?

— В чане? Масло. Вкусное, жирное, только много его не выпьешь. Отведай, коли охота!

Уж так насытилась горная мышь, что дальше некуда, да как не отведать масла? Попросила она подружку крепко держать ее зубами за хвост, сама в чан полезла. Масло желтое, прозрачное, все дно как на ладони видно.

Висит мышь на собственном хвосте, будто на веревке, масло пьет. Напилась и опять просит подружку:

— Вытащи меня наверх! Не могу я больше масло пить! Вытащила ее городская мышь и говорит:

— Давай, сестрица, уберемся отсюда подобру-поздорову, а то как бы беды не стряслось — черный кот тут неподалеку гуляет!

— Не бойся, — отвечает горная мышь, — уж очень хочется мне еще масла попить! По вкусу оно мне пришлось!

Передохнула и опять в чан полезла. А городская мышь на краю чана сидит, подружку за хвост держит.

Вдруг открылась дверь, и на пороге показался огромный черный кот.

Городская мышь как закричит:

— Ой, сестрица, вылезай скорее! — и выпустила из зубов подружкин хвост.

В давние-предавние времена хвосты у зайцев были совсем не такие, как сейчас. У первого на земле зайца с зайчихой хвосты были красивые, длинные и пушистые. Они очень гордились ими, считали себя лучше всех других зверей и частенько выкидывали всякие штуки, чтобы посмеяться над ними. Но однажды из-за такой штуки потеряли зайцы свои красивые хвосты и остались с короткими, ни на что не похожими обрубками. Вот как это было. Как-то зайцы играли на берегу реки и увидели на другом берегу лужайку с зеленой нежной травкой, захотелось им перебраться туда и полакомиться. Только ведь и в те времена зайцы не умели плавать. Как тут быть? Думали они, думали, вдруг слышат, булькает вода: это старая черепаха вылезла погреться на солнышке. Блеснули зайцы глазами и стали расспрашивать старую черепаху:

— Тетушка черепаха, тетушка черепаха! Говорят, у вас много сыновей и дочерей. В самом деле у вас такая большая семья?

— Правда, правда, — радостно закивала старая черепаха.

— Раз уж зашла речь о больших семьях, то наша заячья семья все-таки больше, и братьев у нас больше, — сказал заяц.

— Не ври. Почему же я всегда вижу только вас двоих? — ответила черепаха. Она была, конечно, права, мы ведь говорили, что в самые давние времена во всем мире только и были что этот заяц да зайчиха.

— Все наши братья сидят дома, — закричали зайцы-врунишки,- потому ты и не видишь их! Не веришь? Давай посчитаем, тогда решим, у кого семья больше!

— Как будем считать? — спросила черепаха.

— Сегодня будем считать ваших детей, а завтра уж наших братьев.

— Хорошо, — согласилась старая черепаха, — только как будем считать?

— Созовите сюда всех ваших детей, пусть они выстроятся в реке от одного берега до другого парами, а мы будем скакать по ним и считать: пара, две и так далее.

— Хорошо, — сказала старая черепаха.

Позвала всех своих детей, ровненько выстроила их парами, вытянули они шеи и легли на воду, как поплавки. Зайцы принялись прыгать с черепахи на черепаху и считать: — Пара, две, три…

Так и добрались до другого берега. Обрадовались зайцы, запрыгали радостно и закричали:

— Глупые, глупые, обманули мы вас.

Только рано они обрадовались. Сами-то на другой берег переправились, а хвосты их еще тащились сзади, не успели зайцы убрать их. Услышали черепахи, которые были ближе к берегу, что кричат зайцы, вцепились зубами в заячьи хвосты и стали допытываться, в чем они обманули их. Рванулись зайцы, убежать-то убежали, да только хвосты их остались в зубах у черепах. С тех пор у зайцев не хвосты, а обрубки. И сейчас говорят: Заячий хвост вовек не вырастет.

Сварила она вкрутую яйцо, велела служанке Чунь-сян его съесть, а потом и говорит Бао-гуну:

— Оставила я нынче утром в комнате яйцо, да кто-то съел его. Как бы узнать, кто это сделал, да человека не обидеть зря!

Стал Бао-гун в уме прикидывать: в комнату старшей невестки ходят только служанки, наверняка которая-нибудь и стащила яйцо. Да как узнать, которая? Их ведь несколько!

Вынес Бао-гун во двор скамейку и столик, на столик две чашки поставил: одну с водой, другую без воды, сам рядом сел, кликнул служанок, выстроил в ряд перед столом, велел каждой отпить глоток из чашки, прополоскать рот, а воду в пустую чашку выплюнуть. Девушки так и сделали. У всех вода чистая, у одной Чунь-сян желтые крупинки плавают.

Поняла тут невестка, что Бао-гун справедлив, умеет правду от лжи отделить, успокоилась и отпустила его на службу в ямынь.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Модель урока (план-конспект)

литературного чтения во 2 классе на тему

Организационный момент.

Ребята, добрый день! Очень рада снова видеть вас на уроке литературного чтения. Перед началом урока давайте сделаем наклон назад с глубоким вдохом, а потом выпрямимся, руки поднимем вверх, сделаем наклон вперед и глубокий выдох. Повторим это упражнение еще 2 раза.

Актуализация знаний.

— Дайте название сказки, чья сказка, кто был мудрым, кому помогла мудрость, сколько загадок. Какая загадка по вашему мнению самая мудрая. Кто придумал свою загадку? (ответы детей)

Слайд 3 пустой

Вывод: Все народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.

3. Постановка проблемы.

— Мы прочитали 3 сказки разных народов. Сегодня нас ждёт встреча ещё с одной сказкой. Откройте учебник на стр. 26.

– Чем интересен заголовок сказки? (в заголовке вопрос)

– Кто пытается ответить на этот вопрос? (долгане)

-А вы когда-нибудь, задумывались, как образовались разные народности?

— Вот и малочисленному народу долганам было, интересно, откуда пошли разные народности, так они назвали свою сказку, где дают объяснение образованию народностей.

— Только ли долган это интересовало? (нет)

– Можно ли предположить, где живут люди, изображенные на иллюстрации?

— Как догадались? (Эти люди живут на Севере. Это подсказывает их одежда, внешность)

— Кто ещё изображён? (птицы)

– Если бы эта иллюстрация ожила, что бы мы услышали и увидели?

Открытие детьми нового знания.

Слайд 6 пустой

Чтени е сказки детьми.

– Подтвердилось ли наше предположение, о ком эта сказка? (Да, это сказка о народах Севера)

5. Физминутка

— Сложно людям, живущим на Севере. На Севере сильные морозы, недостаток кислорода, недостаток солнца… Поиграем в игру “Холодно!” (растирают от холода)

6. Первичное закрепление.

Слайд 10 пустой

Повторное чтени е с комментариями:

— Что такое чум? (переносное жилище народов)

– Почему птицы не замерзают в снегу, а согреваются?

Слайд 12 пустой

– Зачем человек пошел искать теплую страну?

— Почему он смелый человек?

– Как отнеслись люди и птицы к словам смелого человека?

Слайд 14 пустой

– Почему смелый человек не ушел вместе со своим племенем?

– Что с ним произошло? Слайд 15

Слайд 16 пустой

— Как люди шли в тёплую страну?

-Из-за чего поругались люди?

Слайд 18 пустой

— Как решил наказать обиженный человек другого? (решил не говорить на одном языке)

— К чему это привело? (Так появились народы Севера)

Выступление детей о народах Севера.

Основное занятие долган — оленеводство, охотопромысел и рыболовство.

Женщины-долганки — в основном все хорошие мастерицы по пошиву национальной одежды, по украшению оленьих снаряжений, по оформлению домашней утвари для кочевой жизни.

Нанайцы относятся к коренным народам Приамурья. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой, собирательством. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев, обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами, копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей.

Эвенки – означает: живующий в горных лесах народ. Эвенки говорят на эвенкийском языке. Эвенки не имеют собственной письменности, в скотоводческих районах эвенками широко используется монгольская письменность, в сельскохозяйственных и горных районах – китайская письменность

Якуты — самый многочисленный коренной народ севера России. Якуты занимались в основном коневодством и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали мужчины, а за крупным рогатым скотом — женщины. На севере разводили оленей.

— Я вам предлагаю национальную игру народов Севера “Белый шаман”.

Шаман – колдун, знахарь, призывает на помощь духов. Во время ритуала он бьет в бубен из кожи.

Белый шаман – это добрый человек.

Условия игры: все – в круг. Шаман становится в центр. “Бьет” в бубен мелодию. Подходит к любому игроку – просит повторить мелодию. Если игрок повторяет точно мелодию – передает бубен другому. Если не сможет – выбывает из игры.

— Злых духов отогнали!

— Послушайте, как звучит музыка во время ритуала шамана. Слайд 25

8. Беседа по вопросам ко всей сказке.

Слайд 26 пустой

— Вернёмся к сказке. Попробуйте ответить на вопросы:

1) почему это произведение – сказка;

2) что, по-вашему, в ней реально, а что вымышлено;

3) зачем долгане рассказывают своим детям такую сказку; (они рассказывают о происхождении своего народа, своего рода, это легенда) Слайд 27

9. Итог урока.

Работа в тетради на стр.35 №3.

— Какое наказание постигло людей за их жадность? Выбери наиболее точный ответ. Слайд 29

— Какой вывод для себя вы сделаете после чтения данной сказки? (Любую проблему или вопрос можно решить мирным путём, путём договора. Совсем

неважно, на каком языке говорят люди. Все они должны жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться.)

10. Повторное обращение к иллюстрации.

Слайд 31 пустой

— Какой момент сказки изобразил художник?

-Смелый человек нашёл тёплую страну, а мы попробуем попасть в тундру.

11. Рефлексия.

12. Выставление отметок.

Методические рекомендации

к уроку литературного чтения во 2 классе по теме:

I . Место урока.

На изучение данного раздела отводится 10 уроков:

9.Как придумать загадку? Литературные загадки.

II . Цель урока:

Формирование навыка правильной читательской деятельности.

III . Задачи урока:

IV . Характеристика урока.

Методы обучения: проблемный, деятельностный.

Формы обучения: фронтальная, индивидуальная.

Урок проводится с использованием проблемного метода. У ребят рождаются вопросы, для ответа на которые необходимо выполнить задания.

Организационный момент

Актуализация знаний

Создание проблемной ситуации

Формулирование проблемы

Прослушивание версий

Открытие детьми нового знания

Первичное закрепление

Обобщающая беседа ко всей сказке

Выставление отметок

Домашнее задание

V . Оборудование:

К физминутке учитель подготавливает бубен.

VI . Структура урока:

Вхождение в урок.

В начале урока учитель с помощью выполнения простых упражнений снимает у детей излишнее напряжение и создает доброжелательную, рабочую обстановку в классе.

Учитель: Ребята, добрый день! Очень рада снова видеть вас на уроке литературного чтения. Перед началом урока давайте сделаем наклон назад с глубоким вдохом, а потом выпрямимся, руки поднимем вверх, сделаем наклон вперед и глубокий выдох. Повторим это упражнение еще 2 раза.

Ученики выполняют упражнение и занимают свои места. (Напряжение снято – можно приступать к учебной деятельности).

2. Актуализация знаний

3. Постановка проблемы.

Отвечая на довольно простой вопрос, дети задумываются над темой урока. Ответ является рефлектирующей деталью — подсказкой к определению задач урока. Ставится задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

4. Самостоятельная работа с новой информацией.

Данный этап работы закрепляет предположения о содержании текста.

5. Физминутка

Физминутка представляет собой игровой массаж, который имеет важное значение в развитии ребёнка. Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, уменьшается напряжение мышц. Дети успокаиваются и расслабляются. Игровой массаж положительно влияет на центральную нервную систему.

10. Работа с текстом сказки во время чтения.

Правильно преподнесенная и проведенная игра всегда вызывает интерес и создает у детей положительные эмоции, развивает общность переживаний, способствует организации детей в коллективе, и воспитывает у них положительные черты. Использование игры (повторить ритм звучания бубна) на уроке приближает изучаемый материал к жизни детей, подчёркивает актуальность урока.

13. Решение проблемного вопроса.

Использование трёх вопросов со слайда приближает изучаемый материал к нахождению решения проблемного вопроса.

15. Определение идеи сказки.

Выстроенные ответы в целом раскрывают идейное содержание сказки, спрятанное за художественными деталями, отдельными словами, намёками автора. Данный этап работы (работа по тетради стр.35 №3 ) позволяет раскрыть нравственный мотив (жадность привела к тому, что люди стали говорить на разных языках).

17. Рефлексия.

Главная задача урока (решение проблемного вопроса) решена. Презентация играла роль дополнительного мультимедийного средства для организации работы.

18 Выставление отметок.

В течение урока все учащиеся получили отметки.

19. Домашнее задание.

Данный этап является дополнительным материалом, если на уроке осталось время.

– Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: «Сегодня на уроке я желаю тебе. «.

2. Дыхательная гимнастика.

– Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.

3. Постановка темы и цели урока.

4. Подготовительная работа. Жужжащее чтение. 5 минутка

-Как называется книга? О чём прочитали? Кто читал сказки?

5. Проверка домашнего задания. Викторина

6. Объяснение нового материала.

– Выскажите свое предположение, чем закончится это произведение . Дочитаем сказку до конца и узнаем сбудутся ли ваше предположение.

Откройте учебник с.46.Читаем по цепочке по 1 предложению.

Значение каких слов было непонятно.

Дармоедка -та,кто живет за чужой счет, бездельница.

Брюхо набивать -есть много, объедаться.

Всякой всячины -все без разбора, что попало.

7. Физминутка с применением мультимедийного проектора.

8. Работа по содержанию .

-Почему между кошкой и собакой возникла вражда? Давайте разберемся.

-Что вы можете сказать о характере героев?Изменился ли он? (изменился только у кошки)

-Как вы думаете почему?(кошка оказалась жадной.она посчитала возвращение шкутулки-есть только её заслуга.)

-Кто же из животных сказки благороднее и прямодушнее?Кто хитрее и коварнее?

-Что в сказке побеждает:благородство или хитрость?(хитрость так как коварную кошку расхваливали кормили,а благородную собаку даже не вспомнили).

-Докажите словами из текста.

-На 1 уроке мы спорили эта сказка современная или древняя.(древняя потому что объясняет причину возникновения вражды между кошками и собаками.)

Внимание на экран.

— Прочитайте запись на плакате Летучей мыши.

-Есть признаки волшебной сказки-волшебный помощник и волшебный предмет,чудеса.

_А кто считает с другой стороны,что это сказка о животных?Докажите.(герои- животные, ведут себя как люди.Какой сделаем вывод? Это сказка волшебная,но в ней есть черты сказки о животных.

-Прочитайте объяснение на плакате Летучей мыши с.49.

9. Домашнее задание :Р.т.с.11 задание № 8.

10.Подведение итогов урока.

-С какой сказкой познакомились на уроке?

-Чем отличается китайская сказка от прочитанных нами?(Это волшебная сказка с чертами сказки о животных)

– Наш урок подходит к концу. Я хотела бы узнать, у кого появилось желание нарисовать иллюстрацию к этой сказке, перечитать сказку еще раз. Поднимите, тот цвет, который отражает ваше настроение, ощущение от урока. (зеленый- хорошее настроение,красный – плохое настроение.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная рабочая программа разработана для учащихся 2 класса.

муниципальное казённое образовательное учреждение

Рабочая программа

по внеурочной деятельности

Пояснительная записка

Актуальность программы. Начальная школа – особый этап в жизни ребёнка. Он связан с формированием у школьника основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. И именно читательские умения должны обеспечить младшему школьнику возможность самостоятельно приобретать новые знания, а в дальнейшем создать основу для самообразования. Долгое время в практике обучения чтению в начальной школе усиленный акцент делался на наращивание темпов чтения и работу над правильностью чтения, а задаваемые по тексту вопросы проверяли лишь поверхностное усвоение содержания текста. Такая практика вырабатывала у учащихся беглое, но бессознательное чтение, которое не позволяло максимально извлекать и понимать информацию. Поскольку программы по учебным предметам ориентированы на умение преобразовывать информацию, представленную в различных формах, а одним из метапредметных результатов освоения основной образовательной программы становится умение работать с различными источниками информации, то данная проблема является актуальной в современной школе и решать её необходимо уже в начальной школе, где и должен закладываться навык смыслового чтения.

Новизна данной программы в том, что содержание программы модифицировано в контексте требований нового Федерального государственного стандарта, т.е. акценты смещены с освоения фундаментальных знаний по предмету на социализацию личности средствами современных знаний и технологий по направлению деятельности. Система работы, представленная в программе, позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, развить речь учащихся, а также повысить учебную мотивацию детей и, самое главное, воспитать грамотного читателя. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысит эффективность работы по воспитанию интереса к книге, к чтению.

Занятия проводятся 1 раз в неделю по 40 минут. Всего 34 учебные недели в год (34 часа).

Цель рабочей программы — формирование у обучающихся полноценного устойчивого навыка смыслового чтения текстов различных видов, жанров и стилей.

Задачи курса. 1.Освоение общекультурных навыков чтения и понимание текста. 2. Воспитание интереса к чтению и книге. 3. Владение речевой, письменной и коммуникативной культурой. 4. Воспитание эстетического отношения к действительности, отраженной в художественной литературе. 5. Формирование нравственных ценностей и эстетического вкуса младшего школьника. 6. Понимание духовной сущности произведений. 7. Воспитание адекватного эмоционального состояния как предпосылки собственного поведения в жизни .

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности.

В результате реализации рабочей программы курса внеурочной деятельности при получении основного общего образования у обучающихся будут сформированы личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные и универсальные учебные действия как основа умения учиться и самосовершенствоваться.

Личностные результаты:

осознавать значимость чтения для личного развития;

формировать потребность в систематическом чтении;

использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);

уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;

пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:·

уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;

уметь самостоятельно работать с новым произведением;

уметь работать в парах и группах, участвовать в проектной деятельности, литературных играх;

уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты.

Познавательные УУД:

прогнозировать содержание книги до чтения, используя информацию из аппарата книги;

отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;

ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом);

составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;

пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Коммуникативные УУД:

участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию;

высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;

участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;

соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома и т. д.

Ожидаемый результат.

Ученик научится: — находить книгу в открытом библиотечном фонде;

— выбирать нужную книгу по теме, жанру и авторской принадлежности;

— сравнивать книги одного автора разных лет издания по оформлению;

— формулировать и высказывать своё впечатление о прочитанной книге и героях;

— характеризовать книгу, определять тему и жанр, выбирать книгу на заданную тему;

— сравнивать книгу-сборник с книгой-произведением;

— слушать и читать книгу, понимать прочитанное;

— овладевать правилами поведения в общественных местах (библиотеке);

— систематизировать по темам детские книги в домашней библиотеке.

Ученик получит возможность научиться: — самостоятельно анализировать художественные произведения разных жанров, определять мотивы поведения героя и смысл его поступков; соотносить их с нравственными нормами; делать свой осознанный выбор поведения в такой же ситуации;- использовать в речи выразительные средства языка для передачи своих чувств, мыслей, оценки прочитанного; — участвовать в диалоге, свободно высказывать свою точку зрения, не обижая других;

— договариваться друг с другом, аргументировать свою позицию с помощью собственного жизненного и учебного опыта, на основе прочитанных литературных произведений; — высказывать свою точку зрения на прочитанное произведение, проявлять активность и стремление высказываться, задавать вопросы; — формулировать цель своего высказывания вслух; — пользоваться элементарными приёмами убеждения, приёмами воздействия на эмоциональную сферу слушателей; — самостоятельно формулировать вопросы, в том числе неожиданные и оригинальные, по прочитанному произведению.

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Формы организации: Беседа, рассказ, чтение вслух, коллективная работа, работа в парах, инсценирование.

2 класс (34 часа)

Читайте также:

      

  • Табель положенности вывозимого пожарно технического вооружения и оборудования конспект кратко
  •   

  • Конспект урока по русскому языку на тему личные местоимения
  •   

  • Конспект занятий по фэмп в старшей группе на тему занимательная математика с белочкой
  •   

  • Сестрица аленушка и братец иванушка 3 класс школа россии презентация и конспект
  •   

  • Ускорение точки при ее движении по окружности конспект

1. Орг. момент, эмоциональный настрой.

По тропинке к вам школьной спешила.

 Любовалась, как жизнь хороша.

 Солнце ласково в небе сияло,

 И моя улыбалась душа.

 – Свое хорошее настроение я хочу передать всем вам. И предлагаю наш урок начать с улыбки. Возьмите за руку своего соседа по парте, посмотрите ему в глаза, улыбнитесь и скажите: «Сегодня на уроке я желаю тебе…».

2. Дыхательная гимнастика.

– Начнем урок с дыхательной гимнастики. Упражнение «Задуй свечу».  

– Сделайте глубокий вдох и разом выдохните весь воздух. Задуйте одну большую свечу. А теперь представьте, что на руке стоят три свечки. Сделайте глубокий вдох и выдохните тремя порциями, задувая каждую свечку.

3. Постановка темы и цели урока.

– Сегодня мы  продолжим знакомство с китайской народной сказкой  «Как собака с кошкой враждавали». Проверим внимательные ли вы читатели.

4. Подготовительная работа. Жужжащее чтение. 5 минутка

– Открыли свою книгу.  Начинаем читать вполголоса, чтобы я слышала каждого (через минуту-чтение «пчелкой»).

-Как называется книга? О чём прочитали? Кто читал сказки?

5. Проверка домашнего задания. Викторина

А мы возвращаемся к нашей сказке .Проверим внимательные ли вы читатели. Проведем викторину. Внимание на экран.2 с обратной стороны доски.Выберите  вариант ответа цифрой 1 2 3 или 4.Запишите через запятую.Проверка сигналами.Поставтьте себе отметку карандашом.

 6. Объяснение нового материала.

 –Антиципация

 – Выскажите свое предположение, чем закончится это произведение. Дочитаем сказку до конца и узнаем сбудутся ли ваше предположение.

Откройте учебник с.46.Читаем по цепочке по 1 предложению.

Значение каких слов было непонятно.

Дармоедка-та,кто живет за чужой счет, бездельница.

Брюхо набивать-есть много, объедаться.

Потчевать-угощать.

Всякой всячины-все без разбора, что попало.

7. Физминутка с применением мультимедийного проектора.

 8. Работа по содержанию.

-Почему между кошкой и собакой возникла вражда? Давайте разберемся.

-Что вы можете сказать о характере героев?Изменился ли он? (изменился только у кошки)

-Как вы думаете почему?(кошка оказалась жадной.она посчитала возвращение шкутулки-есть только её заслуга.)

-Кто же из животных сказки благороднее и прямодушнее?Кто хитрее и коварнее?

-Что в сказке побеждает:благородство или хитрость?(хитрость так как коварную кошку расхваливали кормили,а благородную собаку даже не вспомнили).

-Докажите словами из текста.

-На 1 уроке мы спорили эта сказка современная или древняя.(древняя потому что объясняет причину возникновения вражды между кошками и собаками.)

Внимание на экран.

Прочитайте запись на плакате Летучей мыши.

-Есть признаки волшебной сказки-волшебный помощник и волшебный предмет,чудеса.

_А кто считает с другой стороны,что это сказка о животных?Докажите.(герои- животные, ведут себя как люди.Какой сделаем вывод?Это сказка волшебная,но в ней есть черты сказки о животных.

-Прочитайте объяснение на плакате Летучей мыши с.49.

9. Домашнее задание:Р.т.с.11 задание № 8.

10.Подведение итогов урока.

-С какой сказкой познакомились на уроке?

-Чем отличается китайская сказка от прочитанных нами?(Это волшебная сказка с чертами сказки о животных)

11. Рефлексия.

– Наш урок подходит к концу. Я хотела бы узнать, у кого появилось желание нарисовать иллюстрацию к этой сказке, перечитать сказку еще раз. Поднимите, тот цвет, который отражает  ваше настроение, ощущение от урока. (зеленый- хорошее настроение,красный – плохое настроение.)

Модель урока (план-конспект)

литературного чтения во 2 классе на тему

 «К чему приводит жадность»

(Долганская сказка «Как появились разные народы»)

Цели:
познакомиться с долганской сказкой «Как появились разные народы» и
проанализировать её содержание через формирование у детей навыка чтения и
умения работать с текстом произведения для развития толерантности и воспитания
стремления жить с окружающими людьми в мире и согласии

Ход урока

1.        
Организационный момент.

Ребята, добрый
день! Очень рада снова видеть вас на уроке литературного чтения. Перед началом
урока давайте сделаем наклон назад с глубоким вдохом, а потом выпрямимся, руки
поднимем вверх, сделаем наклон вперед и глубокий выдох. Повторим это упражнение
еще 2 раза.

2.                
Актуализация
знаний.

Слайд 2

— Мы продолжаем работать в разделе
«Сказка мудростью богата». Вспомним прочитанные сказки.

— Дайте название сказки, чья
сказка, кто был мудрым, кому помогла мудрость, сколько загадок. Какая загадка
по вашему мнению самая мудрая. Кто придумал свою загадку? (ответы детей)

Слайд 3 пустой

— В татарской сказке «Мудрый
старик» падишах отменил свой жестокий указ. В киргизской сказке «Мудрая
девушка» хан Болотбек простил свою жену. В русской сказке «Мудрая дева» царь
присудил отдать жерёбёнка бедному мужику. Как вы заметили: во всех трёх сказках
всесильные правители признали себя побеждёнными. Почему? Если вы сможете
ответить на этот вопрос, значит, вы поняли народную мудрость, заключённую в
этих сказках.

Вывод: Все
народы во все времена ценят умных, мудрых людей. Ум, находчивость, метко сказанное
слово, житейская мудрость часто спасали людей в трудные минуты.

3.  Постановка
проблемы.

Мы
прочитали 3 сказки разных народов. Сегодня нас ждёт встреча ещё с одной
сказкой. Откройте учебник на стр. 26.

Слайд 4

– Чем интересен заголовок сказки? (в
заголовке вопрос)

– Кто пытается ответить на этот
вопрос? (долгане)

 -А вы когда-нибудь, задумывались,
как образовались разные народности?

— Вот и малочисленному народу
долганам было, интересно, откуда пошли разные народности, так они назвали свою
сказку, где дают объяснение образованию народностей.

  — Только ли долган это
интересовало? (нет)

Слайд 5

– Можно ли предположить, где живут
люди, изображенные на иллюстрации? 

— Как догадались? (Эти люди живут
на Севере. Это подсказывает их одежда, внешность)

— Кто ещё изображён? (птицы)

– Если бы эта иллюстрация ожила,
что бы мы услышали и увидели?

4.     Открытие
детьми нового знания.

Слайд
6 пустой

Чтение  сказки
детьми.

Слайд 7

– Подтвердилось ли наше
предположение, о ком эта сказка? (Да, это сказка о народах Севера)

Слайд 8

— Как называются эти народы,
прочитаем хором «эхом».

5. Физминутка

Слайд 9

Сложно
людям, живущим на Севере. На Севере сильные морозы, недостаток кислорода,
недостаток солнца… Поиграем в игру “Холодно!” (растирают от холода)

— Щечки – комочки,

— носики – курносики,

— реснички – сестрички,

— ушки – непослушки,

— пальчики – мальчики.


Солнце – я – Земля – повторить3 раза. Поднять ладони вверх на уровне груди и
представить, что на них светит солнце. Направить представленный “солнечный луч”
на грудь. Затем опустить руки ладонями вниз, имитируя освобождение от всех
болезней, со словами: “Болезни отдать Земле-матушке”. Повторить 3 раза.

6. 
Первичное закрепление.

Слайд 10 пустой

Повторное
чтени
е 
с комментариями:

Слайд 11

— Что такое чум? (переносное жилище
народов)

– Почему птицы не замерзают в
снегу, а согреваются?

Слайд 12 пустой

– Зачем человек пошел искать теплую
страну?

— Почему он смелый человек?

– Как отнеслись люди и птицы к
словам смелого человека?

Слайд 13

Слайд 14 пустой

– Почему смелый человек не ушел
вместе со своим племенем?

– Что с ним произошло? Слайд
15

— Древние люди думали, что каждое
племя, род происходят от какого-то предка-животного. Такой предок по-научному
называется «тотемом». Смелый человек превратился в тотемную птицу.

Слайд 16 пустой

Слайд 17

— Как люди шли в тёплую страну?

-Из-за чего поругались люди?

Слайд 18 пустой

— Как решил наказать обиженный
человек другого? (решил не говорить на одном языке)

— К чему это привело? (Так появились
народы Севера)

Слайд 19

Выступление детей о народах Севера.

Слайды 21-23

Основное
занятие долган — оленеводство, охотопромысел и рыболовство.

Женщины-долганки
— в основном все хорошие мастерицы по пошиву национальной одежды, по украшению
оленьих снаряжений, по оформлению домашней утвари для кочевой жизни.

Нанайцы
относятся
к коренным народам Приамурья. Традиционно они занимаются рыбной ловлей, охотой,
собирательством. Реки и окружающая тайга кормили и одевали нанайцев,
обеспечивали семьи всем необходимым. Орудиями охоты были лук со стрелами,
копье, различные самострелы, петли, сетки на мелких пушных зверей.

Эвенки

означает: живующий в горных лесах народ.  Эвенки говорят на эвенкийском
языке.  Эвенки не имеют собственной письменности, в скотоводческих районах
эвенками широко используется монгольская письменность, в сельскохозяйственных и
горных районах – китайская письменность

Якуты — самый
многочисленный коренной народ севера России. Якуты занимались в основном
коневодством и разведение крупного рогатого скота. За лошадьми ухаживали
мужчины, а за крупным рогатым скотом — женщины. На севере разводили оленей.

7.  Игра «Белый
шаман».

Слайд 24


Я вам предлагаю национальную игру  народов  Севера “Белый шаман”.

Шаман
– колдун, знахарь, призывает на помощь духов. Во время ритуала он бьет в бубен
из кожи.

Белый
шаман – это добрый человек.

Условия
игры: все – в круг. Шаман становится в центр. “Бьет” в бубен мелодию. Подходит
к любому игроку – просит повторить мелодию. Если игрок повторяет точно мелодию
– передает бубен другому. Если не сможет – выбывает из игры.


Злых духов отогнали!


Послушайте, как звучит музыка во время ритуала шамана.  Слайд 25 

8.  Беседа
по вопросам ко всей сказке.

Слайд 26
пустой

— Вернёмся к
сказке. Попробуйте ответить на вопросы:

1) почему это
произведение – сказка;

2) что, по-вашему,
в ней реально, а что вымышлено;

3) зачем долгане рассказывают своим детям такую
сказку; (они рассказывают о происхождении своего народа, своего рода, это
легенда) Слайд 27

9. Итог урока.

Работа в тетради
на стр.35 №3.

 Слайд 28

— Какое наказание постигло людей за их жадность?
Выбери наиболее точный ответ. Слайд 29

– Что означает выражение «говорить на разных языках»?
(не понимать друг друга.)

— Почему долганская сказка «Как появились разные
народы» помещена в раздел «Сказка мудростью богата». ( В сказке спрятана между
строк ещё одна мудрость: за то, что люди поссорились из-за своей жадности, они
наказаны тем, что перестали понимать друг друга) Слайд 30 вывод

— Какой вывод для себя вы сделаете после чтения данной
сказки? (Любую проблему или вопрос можно решить мирным путём, путём договора.
Совсем

неважно, на каком языке говорят люди. Все они должны
жить дружно, тогда и любое дело будет у них ладиться.)

10.  Повторное обращение к иллюстрации.

Слайд 31 пустой

— Какой момент сказки изобразил художник?

-Смелый человек нашёл тёплую страну, а мы попробуем
попасть в тундру.

Слайд 32

(звучит песня «Увезу тебя я в тундру»)

11.  Рефлексия.

Слайд 33

Я узнал.

Я удивлён.

Я горжусь.

12.  Выставление отметок.

13.
Домашнее задание:
перечитать сказку, пересказать и прочитать следующую
корейскую сказку «Честный мальчик»

Методические
рекомендации

к уроку литературного чтения во 2 классе
по теме:

«К чему приводит жадность» (Долганская
сказка

«Как появились разные народы»).

I. Место
урока.

Изучение
долганской сказки «Как появились разные народы» входит в раздел 

«Сказка мудростью
богата»  по программе «Чтение и начальное
литературное образование» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева. Данный урок проводится после
изучения
русской народной сказки  «Мудрая дева».

На
изучение данного раздела отводится  10 уроков:

1.Ведение в раздел. Стихотворение
ЛЭрадзе «Что мне всего дороже?»

2.Как мудрость в жизни помогает (татарская
сказка «Мудрый старик»)

3.Киргизская сказка о мудрых людях
(«Мудрая девушка»)

4.Мудрость ценят все народы.
Русская сказка «Мудрая дева»

5.К чему приводит жадность.
(долганская сказка «Как появились разные народы»)

6.Где правда, там и счастье. (корейская
сказка «Честный мальчик»)

7.Что высмеивают сказки? (японские
сказки «Настоятель и служка»)

8.Сказки о глупости. Русская
сатирическая сказка «Три калача и одна баранка»

9.Как придумать загадку?
Литературные загадки.

10.Обобщающий урок по разделу  №4.
Проверочная работа №4 «Сказка мудростью богата»

II. Цель
урока:

Формирование
навыка правильной читательской деятельности.

III. Задачи урока:

Познакомиться
с долганской сказкой «Как появились разные народы» и проанализировать её
содержание через формирование у детей навыка чтения и умения работать с текстом
произведения для развития толерантности и воспитания стремления жить с
окружающими людьми в мире и согласии

IV. Характеристика урока.

Методы
обучения: проблемный, деятельностный.

Формы
обучения: фронтальная, индивидуальная.  

Урок
проводится с использованием проблемного метода. У ребят рождаются вопросы, для
ответа на которые необходимо выполнить задания.

Этапы
урока:

Ø Организационный
момент

Ø Актуализация
знаний

Ø Создание проблемной
ситуации

Ø
Формулирование
проблемы

Ø
Прослушивание
версий

Ø
Открытие
детьми нового знания

Ø
Первичное
закрепление

Ø Обобщающая беседа 
ко всей сказке

Ø Выставление
отметок

Ø Домашнее задание

V. Оборудование:

Компьютер,
мультимедийный проектор, экран. Учитель закладывает на компьютере электронный
материал урока – презентацию «Как появились долгане».

К
физминутке учитель подготавливает бубен.

VI.
Структура урока:

1.     Вхождение
в урок.

В начале урока
учитель с помощью выполнения простых упражнений снимает у детей излишнее
напряжение и создает доброжелательную, рабочую обстановку в классе.

Учитель:  Ребята,
добрый день! Очень рада снова видеть вас на уроке литературного чтения. Перед
началом урока давайте сделаем наклон назад с глубоким вдохом, а потом
выпрямимся, руки поднимем вверх, сделаем наклон вперед и глубокий выдох.
Повторим это упражнение еще 2 раза.

 Ученики 
выполняют упражнение и занимают свои места. (Напряжение снято – можно
приступать к учебной деятельности).

2.
Актуализация знаний

Этап
эмоционального погружения при осмыслении
народной мудрости, заключённой в
прочитанных  сказках. На данном этапе урока было
выслушаны мудрые загадки, придуманные обучающимися. До подготовки домашнего
задания была проведена технология мозгового штурма, когда каждый говорит что-то
своё, а затем обсуждаются разные варианты, из них составляются набор ответов
для дальнейшего обдумывания дома.  В ходе беседы учитель выясняет
степень готовности учащихся к восприятию новой темы урока.

3.
Постановка проблемы.

Отвечая
на довольно простой вопрос, дети задумываются над темой урока. Ответ является
рефлектирующей деталью — подсказкой  к определению задач урока. Ставится
задача: прочитать текст и проверить свои предположения.

4.
Самостоятельная работа с новой информацией.

Данный
этап работы закрепляет предположения о содержании текста.

Самостоятельная работа (чтение сказки «Как появились разные
народы») проводится с целью заставить ребят подумать, п
одтвердилось ли их
предположение, о ком эта сказка?

5.
Физминутка

Физминутка
представляет собой игровой массаж, который имеет важное значение в развитии
ребёнка.

Игровой массаж снимает у детей напряжение. Улучшается кровоснабжение кожи, 
уменьшается напряжение мышц. Дети  успокаиваются и расслабляются.  Игровой
массаж положительно влияет на центральную нервную систему.

10. Работа
с текстом сказки во время чтения.

В ходе
беседы учитель выясняет лексическое значение слов чум, уточка-чирок, птица
лунь, долгане, эвенки, нанайцы. Прослушиваются
выступления детей
о народах Севера.  Задание креативного уровня (поиск о народах Севера) включает
детей в поисковую деятельность. Обсуждение ответов, беседа по содержанию
вопросов проводятся с целью постановки проблемного вопроса: Как появились
разные народы Севера? Найденные ответы позволяют сделать первые выводы по
решению проблемного вопроса.

11.Игра
«Белый шаман»

Правильно
преподнесенная и проведенная игра всегда вызывает интерес и создает у детей
положительные эмоции, развивает общность переживаний, способствует организации
детей в коллективе, и воспитывает у них положительные черты. Использование игры
(повторить ритм звучания бубна) на уроке  приближает изучаемый материал к жизни
детей, подчёркивает актуальность урока.

13.
Решение проблемного вопроса.

Использование трёх
вопросов со слайда приближает изучаемый материал к нахождению решения
проблемного вопроса.

15.
Определение идеи сказки.

Выстроенные ответы
в целом раскрывают идейное содержание сказки, спрятанное за художественными
деталями, отдельными словами, намёками автора. Данный этап работы (работа по
тетради  стр.35 №3) позволяет раскрыть нравственный мотив (жадность привела к
тому, что люди стали говорить на разных языках).

17.
Рефлексия.

Главная задача
урока (решение проблемного вопроса) решена. Презентация играла роль
дополнительного мультимедийного средства для организации работы.

18
Выставление отметок.

В течение урока
все учащиеся получили отметки.

19.
Домашнее задание.

Материал домашнего
задания подобран с учётом интересов учащихся, подводит итоги изученного,
направляет обучающихся на поиск преданий «Происхождение башкир».

20.
Просмотр и прослушивание презентации «Увезу тебя я в тундру»

Данный этап
является дополнительным материалом, если на уроке осталось время.

</ Китайская волшебная сказка «Как собака с
кошкой враждовать стали»

Цели деятельности учителя

Учить находить в произведении приметы волшебной сказки:
волшебные помощники, предметы, чудеса; совершенствовать умение
выражать свое отношение к содержанию сказки

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые

образовательные результаты

Предметные: научится находить в произведении приметы волшебной
сказки: волшебные помощники, чудеса, волшебные предметы; устно
выражать свое отношение к содержанию сказки; получит возможность
научиться читать художественное произведение по ролям и по
цепочке, опираясь на цветовое маркирование.

Метапредметные: регулятивные — учитывать выделенные учителем
ориентиры действия при освоении нового художественного текста;
познавательные — устанавливать причинно-следственные связи между
поступками героев произведений; коммуникативные — учитывать
разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве.

Личностные: эстетическое чувство на основе знакомства с
художественной культурой; познавательная мотивация учения

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; индивидуальная, фронтальная

Организационная структура урока

Формы

совзаимодействия

Универсальные

учебные действия

Форма контроля

1

2

3

4

5

6

7

I. Организационный момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка к
усвоению материала

Проверка готовности к уроку. Наличие общей установки на урок.
Приветствие обучающихся.

— Проверим готовность к уроку.

Вместе с учащимися проговаривает стихотворение:

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Все ль готовы слушать?

Начинаем наш урок.

Сообщают о готовности к уроку. Определяют самоготовность

Фронтальная

Личностные: положительно отзываются о школе; стремятся хорошо
учиться и сориентированы на участие в делах школы; правильно
идентифицируют себя с позицией школьника.

Регулятивные: самостоятельно организовывают свое рабочее место

Устный опрос

II. Речевая разминка

Речевая разминка

в игровой форме. Система упражнений, направленных на правильное
воспроизведение слоговых структур

и слов

Организует речевую разминку (развитие техники чтения:
правильное произношение слогов и слов без искажения их звукового
состава, осознание читаемого текста).

— Прочитайте скороговорку медленно, четко произнося слова,
затем наращивая темп:

Кукушка кукушонку купила капюшон. Надел кукушонок капюшон. Как
в капюшоне он смешон.

Задание «Проба поэтического пера».

— Подберите рифму, продолжите начало стихотворной строки:

На травке у леса густого

Паслась луговая корова…

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по
речевой разминке

Фронтальная.

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны
адекватно судить о причинах своего успеха в учении, связывая их с
усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из рассказа
учителя; дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о
предмете

Наблюдение. Устные ответы

Продолжение табл.

III. Подготовка к восприятию

произведения. Сообщение темы урока

Определение целей урока. Составление плана работы с
произведением

Вопросы обучающимся и комментирование их ответов. Предложение
сформулировать цель урока. Определение приема подготовки к
восприятию произведения в соответствии с уровнем литературного
развития класса; в соответствии со своими читательскими
предпочтениями.

— стр. 41. Прочитайте название сказки. Поднимите руку, кто это
произведение ещё не читал.

— Как вы думаете, о чём это произведение?

Определяют задачи чтения и составляют план

Фронтальная

Познавательные: ориентируются в учебной книге: читают язык
условных обозначений; находят нужный текст по страницам
«Содержание» и «Оглавление».

Регулятивные: определяют тему и цели урока; составляют план и
последовательность действий; прогнозируют результат

и уровень усвоения знаний

Устные ответы

IV. Первичное восприятие текста

Первичное чтение текста. Проверка первичного чтения. Работа

с толковым словарем

Определение вида первичного чтения (самостоятельное,
комбинированное, вместе с учителем) с учетом специфики текста,
возможностей обучающихся, учебной задачи урока. Определение
способа выявления первичного восприятия (беседа по вопросам,
создание иллюстрации) с учетом особенностей текста, возрастных и
индивидуальных возможностей обучающихся.

— Объясните значение слов.

Пригорюнился — опечалился.

Убиваются — расстроились.

Благодетели — добрые люди.

Произведение читает учитель или подготовленные дети.

— Понравилось ли вам произведение?

— Выразите своё мнение о произведении одним словом.

Осуществляют самостоятельное чтение

(слежение, слушание) произведения. Демонстрируют первичную
эмоциональную реакцию на текст.

Фронтальная. Индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны
адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении,
связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: работают с дополнительной литературой.

Регулятивные: корректируют выполнение задания в дальнейшем;
оценивают учебные действия, применяя различные критерии оценки.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; выполняют различные роли
в группе, сотрудничают в совместном решении проб-

Самостоятельное чтение. Устные ответы.

Работа с толковым словарем

Продолжение табл.

Докажите, что это сказка.

— Что вам особенно понравилось в этой истории?

— Какова основная мысль сказки?

— Назовите героев сказки.

— Кто жил у старика и старухи?

— Как жили звери?

— Куда пошел старик?

— Что нашел старик на обратном пути?

— Что сказала змейка старику?

— Как отблагодарила она дедушку?

— Кто попросился заночевать у старика?

— Какая беда приключилась у старика со старухой?

Работают с толковым словарем

лемы (задачи)

V. Мотивация к анализу и перечитыванию текста

Постановка проблемной задачи. Перечитывание текста с целью
решения проблемной задачи. Беседа по содержанию произведения.
решение проблемной задачи

Создание проблемной ситуации на уроке. Определение путей
разрешения ситуации. Перечитывание произведения с использованием
технологии критического мышления для обучения чтению и письму
(чтение с остановками). Организация диалога (беседы по
прочитанному). Определение событийной стороны текста (поступки,
события, герои).

— За что отблагодарила змейка старика?

— Прочитайте строчки из текста, в которых говорится о том, как
в дома старика все делилось поровну.

— Куда спрятал старик подарок змеи? Прочитайте строчки из
сказки.

— Дайте характеристику старику.

— Дайте характеристику торговцу.

— Рассмотрите иллюстрации на странице 41. К какому отрывку
сказки они относятся? Найдите и прочитайте

Отвечают на вопросы учителя с опорой на текст. Аргументируют

свою точку зрения.

Работают с ил-

люстрацией к произведению

Фронтальная. Индивидуальная

Личностные: осознают свои возможности в учении.

Познавательные: умеют ориентироваться в учебнике: отвечают на
простые и сложные вопросы учителя, сами задают вопросы, находят
нужную информацию в учебнике; подробно пересказывают прочитанное
или прослушанное.

Регулятивные: принимать учебную задачу и следовать инструкции
учителя.

Коммуникативные: участвуют в диалоге; сотрудничают в
совместном решении проблемы

Самостоятельное чтение.

Выборочное чтение.

Устные ответы

Продолжение табл.

Обобщающая беседа по тексту

(определение смыслового погружения

в текст).

Выполнение творческих заданий

Беседа по тексту. Определение смыслов в тексте. Организация
коллективной дискуссии. Выбор творческого задания. Работа с
иллюстрацией. Подробный пересказ по картинному плану, с опорой на
подбор слов из текста. Определение главных и второстепенных
героев. Сравнение героев. Знакомство с книгой.

— Есть ли в этой сказке приметы волшебной сказки? Рассмотрите
дидактическую картинку в учебнике на

с. 43. Из каких сказок изображены предметы и герои?

— Есть в китайской сказке волшебные помощники?

(Змейка.)

— А волшебные предметы? (Хвостик змейки в шкатулке.)

— Есть ли чудеса? (Появление денег всякий раз, как потрясешь
шкатулку.)

— Расскажите, как в китайской сказке проявляют свои волшебные
чары предметы, помощники. Как раскрываются чудеса?

Участвуют в коллективной беседе и дискуссии. Корректируют, из-

меняют свою точку зрения. Определяют главную мысль
произведения

Фронтальная. Индивидуальная

Личностные: выполняют оценку жизненных ситуаций и поступков
героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих
норм.

Познавательные: находят выделенный фрагмент текста, выделенные
строчки и слова на странице.

Регулятивные: определяют цель учебной деятельности с помощью
учителя и самостоятельно.

Коммуникативные: находят

в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения

Работа с ил-

люстрацией

к произведению

VII. Под-

ведение

итогов урока. Рефлексия

Обобщающие вопросы учителя. Выработка критериальной базы для
оценки результатов

обучения

Организует подведение итогов урока обучающимися. Предлагает
оценить свою работу на уроке, заполнив таблицу самооценки.
Проводит беседу по вопросам:

— Что особенно заинтересовало вас во время урока?

— Что нового узнали на уроке?

— С каким произведением познакомились? Каким по жанру оно
является? Что больше всего запомнили? Можете ли вы сказать, как
будут развиваться события дальше?

Отвечают на вопросы.

Определяют свое эмоциональное состояние

Индивидуаль-

ная, фронтальная

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают
его; структурируют знания; выполняют осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изуча-

Развернутые ответы на вопросы

Окончание табл.

Что вам понравилось? Что больше всего запомнили?

— Что на вас произвело наибольшее впечатление?

— То, что вы не знали, а сейчас знаете, — это новое для вас?

— Какие задания показались вам наиболее интересными?

— Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

— Для чего нужна такая работа с произведением?

на уроке.

Проводят самооценку, рефлексию

емого материала; выделяют

и осознают то, что уже усвоено

и что ещё нужно усвоить, осознают качество и уровень усвоения;
выполняют оценку результатов работы

Рекомендации к выполнению домашнего задания

Организует выбор домашнего задания в соответствии с
результатами урока, целей следующего урока. Поясняет домашнее
задание.

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение сказки.

2. Подготовить пересказ первой части сказки.

3. Выполнить иллюстрацию к сказке

Записывают домашнее задание

Фронтальная

Наблюдение

  • Китайская сказка волшебная картина
  • Китайская народная сказка ребенок и мудрец
  • Китайская народная сказка про животных
  • Кино как вид искусства сочинение
  • Кино иллюзия жизни сочинение