Кладовая солнца это рассказ или повесть

Что сказочного в кладовой солнца

Из истории создания

Около месяца работал Пришвин над произведением. В июне 1945 года книга «Кладовая солнца» вышла в печать. С ней автор победил в конкурсе на лучшее детское произведение.

Военные годы писатель провёл в деревне Усолье Ярославской области. Там он боролся с вырубкой лесов торфоразработчиками. В той же местности жили дети-сироты, десятилетняя Соня и одиннадцатилетний Боря. Они сами хозяйничали в доме. Именно эти дети стали прототипами героев сказки-были. У Михаила Михайловича изначально не было чёткого плана описания того, как ребята поссорились и отправились собирать клюкву разными тропинками. Сюжет складывался сам собой в течение написания.

Жанровое своеобразие

Элементы сказки и были в произведении кладовая солнца

В книге «Золотая роза» о Пришвине писал К. Г. Паустовский: «Его нужно перечитывать время от времени, выписывать для себя в заветные тетради, открывая всё новые и новые стороны любви к природе и человеку».

Никто так, как Михаил Михайлович, не изображал человека царём природы. Для этого он выбрал непростой жанр — сказку-быль с элементами повести. Писатель превратил реальные события в сказочные и получил забавную «вещицу». В детской повести соединились черты сказки и были. Всё это для того, чтобы показать победу всех вечных ценностей. Если возникает вопрос о том, «Кладовая солнца» — это рассказ или повесть, то лучше называть её повестью. Жизнь героев в книге показана в пределах нескольких событий.

Краткое содержание

Чтобы легче было написать сочинение в 5 классе по «Кладовой солнца», не помешает познакомиться с аннотацией книги. В повести говорится о сестре и брате, Насте и Митраше. Девочке было 12 лет, мальчику — 10. Когда их родители умерли, дети остались жить одни в сельском доме. Они научились вести хозяйство, ухаживать за козой.

Кладовая солнца сочинение 5 класс

Однажды брат с сестрой собрались за клюквой на Блудово болото. В лесу Настя и Митраша поспорили, какими тропинками нужно идти. После этого каждый пошёл своим путём.

Митраша решил сократить дорогу и отправился по непроторённой тропе. Такие действия привели к тому, что мальчик начал тонуть в болоте. Долго брат звал на помощь сестру, но та так и не услышала: она увлечённо собирала ягоды. Потом Настя вспомнила про Митрашу, стала звать его, но тот не отзывался.

Неподалёку от болота охотилась за зайцем собака Травка. Она увидела тонущего мальчика и подползла к нему. Митраша ухватился за собаку и выбрался из трясины. Неожиданно к болоту пробрался волк Серый помещик. Он гнался за Травкой, а оказался прямо перед мальчиком. Митраша выстрелил в него из ружья и убил.

Настя пошла на звук выстрела и отыскала брата. Дети с Травкой вернулись в родную деревню. Все жители встречали их, как героев. Никому не верилось, что маленькому Митраше было под силу убить злого волка. Травка стала жить с детьми. Настя чувствовала себя виноватой в том, что брат чуть не утонул, поэтому она отдала собранную клюкву для эвакуированных детей из Ленинграда.

Элементы сказки

Чтобы понять, что сказочного в «Кладовой солнца», нужно в первую очередь обратить внимание на подзаголовок — сам автор назвал свое произведение сказкой-былью. Это говорит о том, что произведение наполнено фантастическими моментами. Помимо этого, есть и другие яркие признаки сказки:

Что сказочного в кладовой солнца

  1. Необычный зачин, где автор рассказывает о месте, в котором проживают главные герои. У них, как и у многих сказочных персонажей, нет родителей.
  2. Присутствие мотива дороги (дети идут в лес за клюквой).
  3. Животные наделены человеческими чертами.
  4. Герои делятся на добрых (чудесная помощница Травка) и злых (волк, ворон, сорока, ядовитая змея).
  5. Природа выступает, как живая, деревья оповещают о надвигающейся беде.
  6. Перед братом и сестрой стоит выбор около камня, в какую сторону идти.
  7. Присутствует мотив запрета. Настя пугает Митрашу тем, что нельзя ходить в Слепую Елань. Брат не воспользовался её предупреждением и проходит много испытаний.
  8. Счастливый конец.

В итоге добро всё равно побеждает зло. В произведении автор постоянно чередует реальные факты с вымыслом. Выбрав жанр сказки-были Пришвин намекает на то, что жизнь намного интересней, нежели кажется на первый взгляд.

Моменты реальности

Кладовая солнца это рассказ или повесть

Анализ событий, происходящих в повести Пришвина, нужно начать с того, что некоторые из них вполне могли произойти в реальном мире. Дети остались сиротами после войны — это быль. Автор описывает правдоподобно огромное болото, где растёт вкусная клюква. Возможными могли быть приключения на болоте. У детей было хозяйство, что вполне допустимо для деревни.

В пришвинской сказке-были все события происходят в настоящем времени. Кроме того, автор предоставляет описание пейзажей, чего нет в сказках.

Композиционные особенности

Тема сказки-были Пришвина — связь человека и природы. Автор воспевает гуманность, которая делает человека царём всего живого. Композиция «Кладовой солнца» помогает раскрыть главную мысль книги. Вот основные композиционные части:

Композиция кладовая солнца

  1. Экспозиция. В ней говорится о жизни двух осиротевших детей.
  2. Завязка. Настя и Митраша собираются весной за перезимовавшей под снегом клюквой.
  3. Выбор пути.
  4. Нарастание напряжения. Дети расходятся.
  5. Эпизод с собакой Травкой.
  6. Рассказ о Сером помещике.
  7. Кульминация. Митраша увяз в болоте.
  8. Собака спасает мальчика.
  9. Настя и Митраша сходятся.
  10. Развязка. Мальчик убивает старого волка.

Книга написана от первого лица множественного числа (мы). Такая форма повествования редко встречается. Этот приём означает превосходство коллективного над личным, что было присуще тому времени.

Секрет названия

Обязательно следует написать о том, почему книга Пришвина называется «Кладовая солнца». «Самое трудное, — говорит автор, — победить не внешнее зло, а что-то плохое в себе самом, в своей душе и жить в любви со всеми в мире. Душа каждого — это кладовая добра, то есть солнца». На первый взгляд, трудно понять, какую связь имеет заголовок с темой и идеей повести. Значение слов (метафору) «кладовая солнца» автор позаимствовал у исследователей болот. Учёными названо так торфяное место, где хранилось солнечное тепло и огонь, заключённое в отмерших растениях.

Сказка-быль Пришвина повествует о дружбе и преданности. В итоге брат с сестрой научились быть терпимее друг к другу, уметь прощать. Дети стали жить в согласии с собой. А ещё книга учит внимательно относиться к природе, окружающему миру.

logo

  • кладовая солнца -это повесть или рассказ?

    • Предмет:

      Литература

    • Автор:

      guadalupekey248

    • Создано:

      3 года назад

    Ответы

    Знаешь ответ? Добавь его сюда!

  • geometriya
    Геометрия

    8 секунд назад

    Геометрия. 11 класс

  • himiya
    Химия

    19 секунд назад

    окей пон понска понски пон если ты это прочитал завтра у тебя начнётся ПаНоС

  • fizika
    Физика

    19 секунд назад

    2. Егер ток күші 3 А болса, онда электр үтігінен 15 мин ішінде қанша за- ряд етеді? комеееек 40 балл берем))​

  • biologiya
    Биология

    19 секунд назад

    создай макет или модель какого либо процесса или объекта​

  • matematika
    Математика

    19 секунд назад

    сары сайранның антонимы​

Информация

Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Вы не можете общаться в чате, вы забанены.

Чтобы общаться в чате подтвердите вашу почту
Отправить письмо повторно

Вопросы без ответа

  • matematika
    Математика

    7 минут назад

    Помогите пожалуйста 4 см,6 см,7 см,10 см,12 см,15 см,20 см,13 см

  • matematika
    Математика

    1 час назад

    Из 90 цветов, посаженных в цветнике, принялись 72. На сколько процентов меньше не принявшихся цветов, чем принявшихся?

Топ пользователей

  • avatar

    Fedoseewa27

    20518

  • avatar

    Sofka

    7417

  • avatar

    vov4ik329

    5115

  • avatar

    DobriyChelovek

    4631

  • avatar

    olpopovich

    3446

  • avatar

    dobriykaban

    2374

  • avatar

    zlatikaziatik

    2275

  • avatar

    Udachnick

    1867

  • avatar

    Zowe

    1683

  • avatar

    NikitaAVGN

    1210

Войти через Google

или

Запомнить меня

Забыли пароль?

У меня нет аккаунта, я хочу Зарегистрироваться

Выберите язык и регион

Русский

Россия

English

United States

zoom

How much to ban the user?

1 hour
1 day

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Задать вопрос автору статьи

Определение 1

Психологический параллелизм – это стилистический прием, заключающийся в сопоставлении мотивов, картин, явлений природы, человеческих поступков и отношений.

История создания, жанр, направление произведения

Повесть-сказка М. Пришвина «Кладовая солнца» была написана в начале июня 1945 года. Эта повесть победила в конкурсе на лучшую книгу для детей, который был объявлен Министерством просвещения РСФСР. «Кладовая солнца» была напечатана в журнале «Октябрь».

С 1941 по 1945 гг. писатель был в эвакуации в Ярославской области, в деревне Усолье. Там он протестовал против вырубки леса торфоразработчиками. Пришвин в Усолье наблюдал жизнь детей-сирот, одиннадцатилетнего Бори и десятилетней Сони, которые успешно справлялись с хозяйством. Именно они стали прототипами Митраши и Насти.

М. Пришвин, собираясь описать историю, как дети в лесу поссорились и пошли собирать клюкву разными тропами, не имел определенного замысла. Сюжет сложился в процессе написания повести.

Писатель долго размышлял над тем, как назвать свое произведение: «Друзья», «Золотая Курочка и Мужичок в мешочке», «Блудово болото», «Тропа испытаний», «Друг человека», «Правда Антипыча».

Замечание 1

Метафора «Кладовая солнца» была придумана не Пришвиным. Это выражение автор нашел в исследовании о болотах, где они были названы так, потому что хранили заключенное в растениях солнечное тепло.

Жанровое определение своему произведению Пришвин дал сам, назвав «Кладовую солнца» сказкой-былью. Это не соединение в одном жанровом определении двух антонимов. Писатель, будучи реалистом, считал, что его произведения больше сказок, потому что они в сказку превращают действительность.

Вечные ценности, воспеваемые в сказках, побеждают и в современной сказке-были, а себя М. Пришвин называл современным сказителем.

«Повесть «Кладовая солнца» Михаила Пришвина» 👇

Тема, основная мысль, сюжет и композиция

«Кладовая солнца» — это повесть о связи природы и человека, о истинной человечности, делающей человека царем природы, другом всему живому, покровительствующим всему живому. Главная мысль повести – прославление коллективизма и дружбы. Идея повести связана с победой в войне, которая в 1942 году, в момент действия повести, была лишь надеждой. Писатель вводит образ друга и врага – собак и волка. Собаку писатель называет «вернейшим другом человека», а волка – его злейшим врагом, «самой злобой своей обреченной на гибель». Это образ фашистов, хотя в повести ни о них, ни о военных действиях автор не упоминает.

На первый взгляд, название повести не связано ни с основной мыслью, ни с темой, а просто обозначает место действия. Это не так. Солнце – друг и божество живого, а его кладовая – умершие травы, лежащие близко друг к другу, символ братства и товарищества.

Произведение состоит из 12 частей. В первой части рассказывается о трудовой жизни детей, оставшихся сиротами. Во второй части писатель рассказывает о том, как весной дети собирались за полезной клюквой. Настя, подражая маме, берет полотенце для тяжелой корзины, картошку, молоко и хлеб. Митраша берет манки, чтобы приманивать птицу, компас и двустволку. Он мечтает найти кроваво-красную палестинку, нетронутую полянку, на которой полно клюквы. Когда-то ему отец рассказывал, что эта полянка находится возле коварного болота Слепая елань. Это завязка действия.

Дети приходят в борину Звонкую и выбирают путь на север. В четвертой части нарастает напряжение. У Лежачего камня, где дети остановились на отдых, сразу происходит сразу несколько конфликтов между токующими тетеревами, деревьями, тетеревом и вороном. Они словно провоцируют ссору детей, которые по пути спорят и расходятся. Все запасы еды остаются у Насти.

Пятая и шестая части – ретроспективны. Здесь речь идет о собаке Травке.

Первоначальный сюжет возобновляется в седьмой главе. По следу зайца Травка дошла до Лежачего камня и пошла по следу детей. Так однажды Травка нашла в лесу Антипыча.

Восьмая часть – кульминационная. По едва заметной тропе Митраша дошел до Слепой елани. Он решил сократить путь и увяз в болоте по грудь. Услышав крик Насти, он позвал ее. Но девочка не услышала брата. Сороки и вороны предвкушали скорую гибель «маленького человечка».

В девятой части сюжетные линии Насти и Митраши сходятся. В Насте проснулась жадность к клюкве, она набрала корзину, забыв обо всем. Забывшаяся, потерявшая человеческий облик, Настя очнулась, столкнувшись со змеей.

Кульминационная точка произведения – в одиннадцатой главе. Травка, погнавшаяся за зайцем, оказывается рядом с Митрашей. Собака подползает к мальчику, невольно помогая ему выбраться из болота.

Двенадцатая глава – счастливая развязка. Брат и сестра встречаются. Дети возвращаются домой с добычей. Митраша, убивший волка, превращается в героя. Настя отдала всю клюкву сиротам из Ленинграда.

В конце повести рассказчик открывает свою личность – он оказывается разведчиком болотных богатств.

Характеристика героев

Герои произведения:

  • Настя,
  • Митраша,
  • Собака Травка,
  • Антипыч.

Настя и Митраша – сироты, о которых заботится все село. Насте 12 лет, Митраше – 10. Детям от родителей досталось большое хозяйство, и они с ним отлично справлялись. Рассказчик характеризует Настю и Митрашу как умных, дружных детей, готовых помогать на общественных работах. Он, как и остальные жители села, с теплой относится к детям, называет их нашими любимцами.

Собака Травка – полноценный герой произведения. Собака наделена человеческой душой. Смерть хозяина стала для Травки ужасным горем.

По словам Антипыча, Травка все понимает лучше людей. Смысл жизни собаки был в том, чтобы работать на хозяина, для которого она ловила зайцев. После смерти Антпыча она часто забывалась и приносила к его разрушенной сторожке зайцев.

Все человечество для Травки было Антипычем, только с разными лицами. Она своим воем призывала Антипыча, это была мольба собаки о человеке. И в конце повести она обретает хозяина — молодого Антипыча в лице Митрашки.

Антипыч похож на волшебного мудреца. Возраст героя никому не известен. Рассказчику казалось, что Антипыч бессмертен. Он – хранитель правды. И эту правду рассказчик пытается у него выведать. Антипыч обещает, что перед смертью шепнет эту тайну Травке на ушко.

Замечание 2

Повесть «Кладовая солнца» написана от первого лица множественного числа. Эта форма повествования связана с идеей превосходства коллективного над частным.

Художественное своеобразие произведения

М. Пришвина называют певцом русской природы. В его произведениях описательная часть часто преобладает над повествовательной, а сюжет оказывается на втором плане. В «Кладовой солнца» описания природы и объяснения природных явлений имеют особое значение.

Природа в повести очеловечена, стремится к нему, обращена к нему. Природа при этом божественная, поклоняется солнцу. Писатель сравнивает природу с храмом, а сосны, совещенные лучами солнца – с зажженными свечами.

Для создания напряжения писатель использует прием психологического параллелизма. В природном образе двух соперничающих деревьев скрыты отношения между людьми, между людьми и животными. Так, волк воет от ненависти к человеку, а собака – от тоски по нему. В образе воюющих деревьев скрыта ссора брата и сестры, а также конфликты между людьми, длящаяся война.

Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу

Поиск по теме

Иллюстрация к книге «Кладовая солнца»
Иллюстрация Е. Ращина к книге «Кладовая солнца»: YouTube / MyBook

Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.

«Кладовая солнца»: краткое содержание

«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.

Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.

Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:

Экспозиция

Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:

  • Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
  • Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.

Завязка

Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:

  • девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
  • Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.

Главный герой Митрашка

Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook

По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.

Кульминация

Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:

  • вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
  • Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.

В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.

Развязка

Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.

Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.

В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.

Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.

«Кладовая солнца»: анализ произведения

Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.

Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:

История создания

Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.

Как выглядит тайга

Пейзажи тайги: Pxhere

Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.

Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».

Тема и конфликт

Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:

  • единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
  • верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
  • прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.

В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.

Особенности композиции и жанр

Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:

  • Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
  • главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
  • в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
  • вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.

Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.

Характеристика главных героев

Автор дает такое описание детей. Вот Настя:

  • девочка 12 лет, подросток;
  • худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
  • вся в веснушках, с золотистыми волосами;
  • излучает добро и свет.

Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:

  • приблизительно ему 10 лет;
  • невысокого роста, но плотного телосложения;
  • ребенок плечист и силен не по годам.

Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.

«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1878117-kladovaa-solnca-kratkoe-soderzanie-i-analiz-proizvedenia/

Текст: Ольга Лапенкова

Небольшое произведение М. М. Пришвина «Кладовая солнца» о Насте с Митрашей — сестрёнке с братишкой, которые остались сиротами во время Великой Отечественной войны, — обычно называют повестью: для рассказа оно длинновато, но на роман, конечно, не тянет. Однако сам автор под заголовком написал «сказка-быль», и это часто вводит читателя в недоумение.

Неведома зверушка

По отдельности всё понятно. Сказка — это ложь, в которой намёк, добрым молодцам урок. Школьники, услышав слово «сказка», вспоминают что-то русское народное про Ивана-царевича, Василису Премудрую и Кощея Бессмертного. В таких произведениях чаще всего описаны чудеса. Звери не только разговаривают, но ещё ходят на двух ногах, наряжаются, хозяйничают и отдыхают — в общем, ведут себя так же, как люди. Между собой они ссорятся и мирятся, а если в сказке появляется главный герой, помогают ему справиться с испытаниями: например, Иван-царевич всюду расхаживает с серым волком, а Емеля, тридцать три года пролежавший на печи, ловит волшебную щуку.

Конечно, сказки бывают и бытовыми — то есть такими, где описаны пусть необычные, но всё-таки вполне объяснимые события. Одна из самых известных таких сказок — это, конечно, «Каша из топора». Перечитаем её, открыв сборник А. Н. Афанасьева:

  • Случилось солдату идти через деревню. Зашёл он в одну избу, поздоровался и говорит хозяйке:
  • — Хозяюшка, дай-ка мне чего-нибудь поесть!
  • У хозяйки было много всякой еды, а она говорит:
  • — Нет у меня ничего! Сама ещё ничего не ела сегодня! <…>
  • — Если так, то давай мне топор, я из топора сварю!
  • «Что это за чудо? — думает хозяйка. — Дай посмотрю, как солдат из топора кашу варить будет».
  • Принесла ему топор. Солдат взял топор, положил его в горшок, налил воды и давай варить. Варил, варил, потом попробовал и говорит:
  • — Вкусная каша получается! Вот только бы крупы немного положить!
  • Принесла ему хозяйка крупы. Положил солдат крупу, опять варил, варил, попробовал и говорит:
  • — Совсем уж готова, только бы немного масла и соли добавить!
  • Сварил солдат кашу и зовёт хозяйку:
  • — Ну, хозяйка, давай теперь хлеб да бери ложку: будем кашу есть!
  • Стали они кашу есть.
  • — Вот не думала, — говорит хозяйка, — что из топора такую вкусную кашу сварить можно!

Конечно, никакой мистики здесь нет: солдат просто обманул глупую и жадную хозяйку, которой захотелось увидеть чудо. И всё-таки то, что перед нами — сказка, сомнений не вызывает. Такая ситуация могла произойти в любой стране, причём когда угодно: хоть сто, хоть триста, хоть пятьсот лет назад. Что это за солдат, как его зовут, с какой войны он возвращается (или, может, просто проходит учения) — неизвестный автор не объясняет, да это и не важно. На его месте, пожалуй, мог оказаться человек любой другой профессии: хоть торговец, хоть лесоруб. И всё-таки главным героем оказался солдат — наверное, потому, что военные постоянно «кочуют» из одного региона в другой и так легче объяснить, почему хозяйка была с солдатом не знакома, да и соседи ещё не успели ей насплетничать, какой хитрец завёлся в их краях.

Однако у М. М. Пришвина всё по-другому. С первых же строк мы узнаём, как зовут главных героев, сколько им лет, как они выглядят, где живут — и как относятся друг к другу:

  • В одном селе, возле Блудова болота, в районе города Переславля-Залесского, осиротели двое детей. Их мать умерла от болезни, отец погиб на Отечественной войне. <…>
  • Настя была как Золотая Курочка на высоких ножках. Волосы у неё, ни тёмные, ни светлые, отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки <…>. Только носик один был чистенький и глядел вверх.
  • Митраша был моложе сестры на два года. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. <…>
  • После родителей всё их крестьянское хозяйство досталось детям: изба пятистенная, корова Зорька, тёлушка Дочка, коза Дереза, безыменные овцы, куры, золотой петух Петя и поросенок Хрен.
  • Вместе с этим богатством досталась, однако, детишкам бедным и большая забота о всех живых существах. Но с такой ли бедой справлялись наши дети в тяжкие годы Отечественной войны! <…>
  • Очень хорошо, что Настя постарше брата на два года, а то бы он непременно зазнался <…>. Бывает, и теперь Митраша вспомнит, как отец наставлял его мать, и вздумает, подражая отцу, тоже учить свою сестру Настю. Но сестренка мало слушается, стоит и улыбается…

Не только на первой странице — по всему тексту рассыпано множество подробностей. Например, когда дети собираются за клюквой, писатель копотливо перечисляет, что они берут с собой: от компаса до маминой корзины, под ручку которой надо класть полотенце, чтобы не устало плечо… Да и дальше, когда ребята, придя в лес, ссорятся и расходятся по разным тропинкам, автор, хотя и уделяет много внимания их переживаниям, не перестаёт описывать природу: само болото, деревья, птиц… И тут-то «Кладовая солнца» и превращается из были в сказку.

Всюду жизнь

Вся природа у Пришвина, все живые существа — не только животные, но даже растения — наделены человеческими характерами. Один из самых запоминающихся фрагментов повести (точнее, «сказки-были») — описание сосны и ели, которые не первое столетие борются за каждую капельку влаги, за каждый лучик солнца:

Лет двести тому назад ветер-сеятель принес два семечка в Блудово болото: семя сосны и семя ели. Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня… С тех пор уже лет, может быть, двести эти ель и сосна вместе растут. Их корни с малолетства сплелись, их стволы тянулись вверх рядом к свету, стараясь обогнать друг друга… Деревья разных пород боролись между собой корнями за питание, сучьями — за воздух и свет. Поднимаясь всё выше, толстея стволами, они впивались сухими сучьями в живые стволы и местами насквозь прокололи друг друга. Злой ветер, устроив деревьям такую несчастную жизнь, прилетал сюда иногда покачать их. И тогда деревья так стонали и выли на все Блудово болото, как живые существа, что лисичка, свернувшаяся на моховой кочке в клубочек, поднимала вверх свою острую мордочку.

По воспоминаниям М. М. Пришвина, этот образ для него имел особенное значение. В статье Я. Гришиной «“Кладовая солнца“: сказка и быль» приведена цитата из записок автора:

Сказку я понимаю в широком смысле слова, как явление ритма, потому что сюжет сказки с этой точки зрения есть не что иное, как трансформация ритма. Я это могу иллюстрировать из своего опыта создания сказки «Кладовая солнца». Когда застонали деревья, все части расположились как металлические опилки под полюсом магнита… сказку, не подчиненную поэтическому ритму, я исключаю.

Вслед за «живыми» деревьями появились и главные персонажи из животного мира — положительный и отрицательный. Добрый герой здесь — конечно, гончая собака Травка, которая долго и верно служила леснику Антипычу, а когда тот умер, никуда не ушла из его дома, а осталась жить рядом с ветхим домиком — правда, уже не во дворе, а в лесной местности, а именно в «картофельной яме», то есть во временном погребе. (Сельские жители часто выкапывали где-то неподалёку от дома траншею, где можно было, как в погребе, всю зиму хранить овощи, чтобы они не испортились в морозы. Ведь если не зарывать овощи в землю, а просто положить мешки в неотапливаемую часть избы, то с наступлением зимы они промёрзнут, а такая картошка в пищу уже не годится.)

Травка — настоящий друг человека. Все люди для неё чем-то похожи на Антипыча, и, хотя ей печально и одиноко от того, что прежний хозяин навсегда покинул её, она готова прийти на помощь любому человеку:

Может быть, для неё, в её собачьем понимании, Антипыч вовсе даже не умирал, а только отвернул от неё лицо своё. Может быть, она даже и так понимала, что весь человек — это и есть один Антипыч со множеством лиц. И если одно лицо его отвернулось, то, может быть, скоро её позовет к себе опять тот же Антипыч, только с другим лицом, и она этому лицу будет так же верно служить, как тому…

Главный злодей в «Кладовой солнца» — волк по прозвищу Серый помещик, создание умное и хитрое, но невероятно жестокое. Кажется, он даже получает удовольствие от своих ужасных выходок:

Серый за одно лето порезал коров и овец не меньше, чем резала их раньше целая стая. Из-за кустика можжевельника он дожидался, когда отлучатся или уснут пастухи. И, определив нужный момент, врывался в стадо и резал овец и портил коров. <…> Зимой он ловил больше собак в деревнях и питался почти только собаками. И до того обнаглел, что однажды, преследуя собаку, бегущую за санями хозяина, загнал её в сани и вырвал прямо из рук хозяина.

В то утро, когда дети между собой поссорились и пошли по разным тропам, Серый <…> поставил единственное ухо на ветер, выпрямил половину хвоста и завыл.

Какой это жалобный вой! Но ты, прохожий человек, если услышишь и у тебя поднимется ответное чувство, не верь жалости: воет не собака, вернейший друг человека, — это волк, злейший враг его <…>. Ты, прохожий, побереги свою жалость не для того, кто о себе воет, как волк, а для того, кто, как собака, потерявшая хозяина, воет, не зная, кому же теперь, после него, ей послужить.

Этот-то Серый помещик и вышел на охоту к «палестинке» — чудесному месту, где, судя по слухам, можно набрать целую корзину кислой весенней клюквы. Смогут ли Настя и Митраша избежать встречи с хищником — и вернуться домой живыми и здоровыми?..

Вместо заключения

М. М. Пришвин признавался, что он придумал историю Насти и Митраши, вдохновившись пьесой М. Метерлинка «Синяя птица». В этом произведении главные герои — брат и сестра из крестьянской семьи — тоже отправились в дальний путь в поисках чуда. Но если «Синяя птица» — это, несомненно, сказка, где происходят самые невероятные события, то всё, что приключилось в «Кладовой солнца», легко объяснить и безо всякой магии. Просто брат и сестра поссорились и пошли по разным дорогам; Насте повезло, а Митраша оказался в трудной и опасной ситуации — но в конце концов ему тоже улыбнулась удача, всё закончилось хорошо. Так бывает: не всё в жизни зависит от нашего опыта или ума, иногда нужно и везение… Но зачем тогда Пришвин рассыпал по страницам повести столько «волшебной пыльцы»?

Возможно, автору стало жаль своих героев, и он решил подарить им немного доброго чуда: чуда, в котором нуждаются все дети, но такие, как Настя и Митраша, оставшиеся совсем одни в тяжёлое время, — особенно. А возможно, Пришвин на самом деле верил, что каждое растение и животное наделено не только душой, но и уникальным характером — и что деревья и птицы, насекомые и звери могут грустить и радоваться, обижаться и прощать, любить и ненавидеть?

  • Сочинения
  • По литературе
  • Пришвин
  • Анализ рассказа Кладовая солнца

Анализ рассказа Кладовая солнца Пришвина

Повесть Михаила Михайловича Пришвина «Кладовая солнца» является сказкой-былью, в которой тесно переплетены реальные и сказочные события.

Действующими персонажами этой сказки-были являются: Настя, Митраша, старик Антипыч, собака Травка.

Автор довольно необычно обыгрывает сказочные мотивы, благодаря этому читатель не задумывается над тем, что правда это или быль. В «Кладовой солнца» рассказывается о детках, которые стали сиротами. В рассказе повествуется о нелегкой судьбе маленьких сирот, которые справляются со всеми трудностями на своём пути.

Малыши рано становятся взрослыми, и как взрослые решают свои проблемы. Какие же качества проявляются при этом? Настя, старшая в семье, очень трудолюбива, хозяйственна и ответственна. Автор сравнивает её с золотой курочкой неспроста. На лице у девочки веснушки, волосы у неё светлые, а сама она нежная и умная девочка. Автор отзывается о Насте с уважением. Она трудилась с раннего утра, до поздней ночи.  

Митрашку автор называет мужичком в мешочке. Мальчик тоже трудолюбив, как и его сестра. Он научился ремеслу у своего отца. Митрашка делает посуду из дерева. Автор любит своих героев.

Иногда, время от времени, между братом и сестрой происходят споры, недопонимания. Мальчик старается доказать, что он главный в семье.

Все эти ссоры не являются серьезными. Брат с сестрой любят друг друга. Важным в анализе рассказа есть момент, когда сироты решают пойти в лес за клюквой. В этот момент между ними происходит спор. Ребята решают пойти в лес поодиночке.

Природа, в рассказе Михаила Пришвина, играет немаловажную роль. Автор «оживил» природу. Природа в сказке Пришвина выступала как действующее лицо. Она влияла на жизнь детей. В момент, когда ребята разошлись, начал свирепо выть ветер, исчезло солнце. Такими действиями автор дал понять, что наших героев ждут испытания.

Михаил Михайлович Пришвин показал, что бывает, если близкие люди не могут прийти к общему знаменателю. Разделившись, дети теряются, но преодолев все ненастья и вспомнив, друг о друге они находятся и спасаются. Название «Кладовая солнца» выбрано автором не зря. С самого детства Михаил Пришвин любил природу родного края. «Кладовая солнца» — это многогранный образ, вся заповедная природа севера и самого народа. Автор в этом рассказе пытался показать, что природа и человек одно целое.

Анализ 2

Пришвин отличается великолепным описанием природы и нередко в своих рассказах делает упор на гармонию с природой и возможность человека существовать в ладу с другими живыми существами. В рассказе Кладовая солнца идея гармонии рассматривается довольно подробно и такое детальное описание позволяет о многом поразмыслить читателям.

Речь в рассказе идет о сиротах брате и сестре, которые будучи совсем маленькими остаются одни с довольно крупным хозяйством. Тем не менее, благодаря дружбе и гармонии между ними они н только отлично ладят, но и ведут хозяйство. Девочка по имени Настя занимается работами по дому, а мальчик Митраша делает различные изделия, которые продает или обменивает и выполняет мужскую работу по дому.

Касательно гармонии Пришвин рассматривает ситуацию разлада, он иллюстрирует этот разлад довольно прямо. Когда дети отправляются в лес, мальчик хочет идти, как указывает компас, а девочка по известно тропинке, в итоге они ссорятся и расходятся. Тут автор использует устойчивое выражение «их тропинки разошлись», которое говорит о расхождении во взглядах и мнении.

В итоге каждый герой оказывается в трудной ситуации. Настя совсем забывает о младше брате, о котором ей нужно заботиться и чрезмерно увлекается сбором клюквы, даже частично впадает в алчность. Митраш в свою очередь выбирает неверный путь и вязнет в болоте, только чудом он не тонет и его спасает собачка Травка, которая увидела мальчика.

После воссоединения дети понимают как неверно себя вели, ведь им нужно было хранить не только собственное мнение, но и то ценное, созданное между ними. Ребятам нужно было сохранять гармонию, дружбу и взаимопомощь. Тогда они бы не оказались в такой трудной ситуации.

Тем не менее, данное событие стало для них полезным уроком, который каждый усваивает с пользой для себя. Митраш становится более самостоятельным и застреливает дикого волка, который живет в лесу, девочка понимает как нужно заботится о брате и всегда помнить о нем. Поэтому в какой-то степени иногда нужно оказаться в трудной ситуации и принять не совсем правильное решение, для того чтобы точнее увидеть какое поведение является правильным.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Кладовая солнца

Анализ рассказа Кладовая солнца

Популярные сегодня темы

  • Сочинение Мое любимое стихотворение Тютчева

    Федор Тютчев – русский поэт 19 века, творчество которого при жизни было не очень популярно. Современник Николай Некрасов отнес его к «второстепенным» поэтам. Однако лирические произведения

  • Образ и характеристика Андрия в повести Тарас Бульба Гоголя сочинение

    Ярчайшим образом человека, сжигаемого любовной страстью, которая станет причиной его предательства и страшного конца, предстаёт перед читателем образ главного героя повести Гоголя

  • Характеристика Бубнова и его образ в пьесе На дне Горького сочинение

    Характер героя пьесы М.Горького «На Дне» определить не сложно, ведь автор очень точно описывает образы людей, попавших в непростые жизненные ситуации и живущих, так сказать, «на дне» жизни.

  • Судьба Марии и Владимира Дубровского Пушкина

    Как известно, любовь является самым сильным и возвышающим чувством. Именно о нем А. С. Пушкин повествует в своем произведении «Дубровский». Мария Троекурова и Владимир Дубровский были предназначены друг другу с детских лет.

  • Сочинение Каким должен быть герой нашего времени?

    «Герой – это человек, который совершает подвиги». В свою очередь, подвигом по определению является доблестный поступок, совершенный в трудных условиях. Но что же можно назвать подвигом сегодня и, главное, каким должен быть герой в наше время?

«Кладовая солнца» читательский дневник

«Кладовая солнца» читательский дневник

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 2539.

Обновлено 6 Августа, 2021

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 2539.

Обновлено 6 Августа, 2021

«Кладовая солнца» – поучительный рассказ о взаимоотношениях брата и сестры, в котором показано, насколько важно слышать друг друга и идти на компромиссы.

Краткое содержание «Кладовая солнца» для читательского дневника

ФИО автора: Пришвин Михаил Михайлович

Название: Кладовая солнца

Число страниц: 21. Пришвин М. М. «Кладовая солнца». Издательство «Стрекоза пресс». 2004 год

Жанр: Сказка-быль

Год написания: 1945 год

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Главные герои

Настя – двенадцатилетняя девочка, хозяйственная, рассудительная, заботливая.

Митраша – младший брат Насти, решительный, безрассудный, самоуверенный мальчик 10 лет.

Обратите внимание, ещё у нас есть:

Сюжет

В небольшом селе возле Блудова болота жили брат с сестрой – Митраша и Настя. Они были круглыми сиротами: мать недавно умерла от болезни, а отец погиб на войне. Поначалу им помогало всё село, но очень быстро дети стали самостоятельными и научились своими силами управляться с хозяйством.

Однажды Настя и Митраша решили отправиться к Блудову болоту собирать клюкву. В лесу они принялись спорить о том, какой дорогой идти. В результате каждый из них пошёл своей тропинкой. Митраша, решив сократить путь, пошёл по неизвестной дороге и вскоре угодил в болотные топи и начал тонуть. Он звал на помощь Настю, но та его не слышала, увлечённо собирая клюкву. Когда же Настя наконец вспомнила о брате, она принялась звать его, но брат не откликался.

Тем временем собака Травка, потерявшая хозяина и жившая в лесу, принялась охотиться на зайца. Оказавшись возле болота, она увидела мальчика и стала медленно подползать к нему. Митраша схватился за собаку и благополучно выбрался из болота. В это время у болота показался волк. Мальчик не оробел и выстрелил в волка из ружья. Настя, услышав выстрел, побежала в ту сторону и отыскала брата. Взяв с собой Травку, Настя и Митраша вернулись в село, где их встречали как героев. Однако никто не верил, что десятилетний мальчик мог убить старого матёрого волка. Настя чувствовала себя виноватой в том, что произошло. Всю собранную клюкву она отнесла больным детям из Ленинграда.

План пересказа

  1. Сиротки Настя и Митраша.
  2. Поход за клюквой.
  3. Ссора.
  4. Митраша попадает в топи.
  5. Травка приходит на помощь.
  6. Встреча с волком.
  7. Митраша убивает волка.
  8. Возвращение домой.

Главная мысль

Родным людям никогда нельзя забывать о любви и согласии.

Чему учит

Рассказ учит отвечать за свои поступки, доверять близким людям, любить животных и природу. Учит тому, что жадность и гордость – не лучший выбор в отношениях между любящими людьми.

Отзыв

В произведении очень гармонично переплетена реальная жизнь со сказкой. Деревья и травы выступают как живые существа, а животные и птицы поступают очень разумно.

Рисунок-иллюстрация к рассказу Кладовая солнца

Рисунок-иллюстрация к рассказу Кладовая солнца.

Пословицы

  • Где согласие и лад – там дело клад.
  • Есть согласие, есть и счастье.
  • Что одному трудно, то сообща легко

Что понравилось

Понравилось, что Митраша и Настя, хотя и совершили ошибки, но смогли их признать и раскаяться в них. Они поняли, насколько важно действовать сообща и никогда не бросать друг друга в беде.

Тест по сказке

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Kirillor Mi

    12/12

  • Мари Ривер

    11/12

  • Елена Никонова

    12/12

  • Елисей Бормотов

    12/12

  • Торопов Тимофей

    11/12

  • Трофим Мелентьев

    10/12

  • Любовь Любовь

    12/12

  • Настя Бирюкова

    12/12

  • Саша Соколов

    12/12

  • Елена Трубицына

    11/12

Рейтинг читательского дневника

4.7

Средняя оценка: 4.7

Всего получено оценок: 2539.


А какую оценку поставите вы?

  • Кладовая солнца сочинение человек и природа
  • Классная работа по английски как пишется 2 класс
  • Кладовая солнца рисунок к рассказу легкий
  • Классная работа на немецком языке как пишется
  • Кладовая солнца рассказы о природе пришвин михаил михайлович