Классификация героев сказки скороходы

Жанр: литературная сказка о животных

Читайте краткое содержание других сказок Андерсена;
«Бронзовый кабан»
«Гречиха»

Главные герои сказки «Скороходы» и их характеристика

  1. Заяц. Победитель. Быстрый бегун
  2. Улитка. Второй призер. Упорный бегун.
  3. Ласточка. Непатриотичная особа.
  4. Осел. Судья. Любитель длинных ушей.

План пересказа сказки «Скороходы»

  1. Два приза
  2. Возмущение зайца
  3. Ответ столба
  4. Возмущение ласточки
  5. Ответ столба
  6. Возмущение улитки
  7. Межевая меха
  8. Осел
  9. Муха
  10. Роза
  11. Призы

Кратчайшее содержание сказки «Скороходы» для читательского дневника в 6 предложений

  1. Заяц получил первый приз в соревнованиях по бегу, улитка — второй.
  2. Ласточка возмущалась, но она часто была за границей.
  3. Улитка хотела первый приз, но призы раздавали по алфавиту.
  4. Ослу понравились уши зайца, а муха обогнала его на поезде.
  5. Роза думала о солнечном луче, который быстрее всех.
  6. Заяц получил капусту, улитка камень и звание судьи соревнований.

Главная мысль сказки «Скороходы»
Сколько людей, столько мнений.

Чему учит сказка «Скороходы»
Сказка учит тому, что у каждого своя правда. Учит тому, что все в мире относительно, и зависит от точки зрения. Учит не быть предвзятыми, и не искать в чем-то личной выгоды. Учит судить по совести.

Отзыв на сказку «Скороходы»
Мне понравилась эта необычная сказка, в которой улитка стала призером соревнований по бегу. Присуждавшие приз аргументировали это по-разному, и может быть в чем-то были правы. Но сама улитка считала, что достойна первого места, а это уже самоуверенность и тщеславие. Самой разумной мне показалась роза, которая знала, что луч света быстрее всего, но она промолчала.

Пословицы к сказке «Скороходы»
Всяк кулик свое болото хвалит.
В своем деле сам не судья.
Сколько голов, столько и умов.
Не всякий судит по праву, иной и по нраву.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Скороходы»
На ежегодных соревнованиях на скорость первый приз получил заяц, а второй приз получила улитка. Заяц был уверен, что получил первый приз справедливо, и возмущался вторым местом улитки.
Дорожный столб сказал, что улитка проявила усердие и волю. За полгода она преодолела порог дома, и потому заслужила свой приз.
Ласточка сказала, что летала быстро и повсюду, а столб сказал, что ласточка не патриот своей страны, а потому и не заслуживает приза. Она слишком часто летает за границу.
Улитка тоже была недовольна. Она считала, что заслуживает первого приза. Ведь заяц бегал из трусости, а она ползла, словно выполняла служебные обязанности.
Межевая веха, присуждавшая призы, сказала что делает это в восьмой раз, а потому для первого места выбрала восьмую букву З, зайца, а для второго места восьмую с конца букву У, улитку.
Осел сказал, что проголосовал за зайца, потому что у него длинные, роскошные уши.
Муха сказала, что летает быстрее зайца, особенно если сидит на паровозе, но ей этот приз даром не нужен.
Дикая роза подумала про себя, что главный приз нужно было отдать солнечному лучу, который мгновенно пронзает огромные расстояния, и дарит тепло и жизнь всему на земле.
Дождевой червь спросил про призы, и оказалось, что заяц получил пропуск на поле с капустой, а улитка возможность сидеть и греться на камне. Также улитку сделали судьей на следующих соревнованиях по бегу.

Отзыв о сказке Андерсена «Скороходы»Главные герои сказки Ганса Христиана Андерсена «Скороходы» — животные, которые стремились получить призы за быстроту передвижения. Призы присуждались не за отдельное соревнование, а по итогам года.

Большой приз достался зайцу, и он был доволен этим. Но, вместе с тем, он недоумевал, почему малый приз достался улитке? Члены комиссии, которые присуждали призы, говорили, что улитка очень старалась, когда полгода переползала через порог и даже получила при этом травму. Поэтому она и заслужила малый приз.

На решение комиссии обиделась ласточка, которая считала, что она передвигается быстрее зайца. Но судьи возразили ей тем, что ласточка поступает не патриотично, когда осенью улетает в теплые края и поэтому она не может претендовать на приз.

Улитка тоже была недовольна тем, что получила малый приз, не большой. Она заявила, что заяц бежит только тогда, когда спасается от опасности, а она всю свою жизнь находится в движении.

В разговор вступил осел, который заседал в комиссии. Он сказал, что присудил бы большой приз себе, если бы не заседал в комиссии, потому что следует учитывать не только быстроту передвижения, но и размер перевозимого груза. А еще осел сказал, что заяц своими длинными ушами напомнил ему самого себя в детстве, поэтому он и отдал голос в пользу зайца.

А дикая роза, которая ничего не говорила, подумала, что самым быстрым является солнечный луч, который мгновенно пролетает огромное расстояние от Солнца до Земли и дарит жизнь и красоту всем земным обитателям.

Потом был поднят вопрос о том, что из себя представляет собой главный приз? Осел сказал, что призом является разрешение на посещение огорода с капустой. Такой приз очень подходит зайцу, который теперь обеспечен пропитанием. А призом для улитки стало право греться на теплом камне. И еще ее назначили членом комиссии, сочтя специалистом по скорости.

Таково краткое содержание сказки.

Главная мысль сказки Андерсена «Скороходы» заключается в том, что порой награду получает не тот, кто ее достоин, а тот, кто больше понравился членам призовой комиссии. Осел отдал свой голос в пользу зайца, потому что тот напомнил ему себя в детские годы.

Сказка Андерсена «Скороходы» учит быть объективным в принятии решений, делать обоснованный выбор лучшего среди тех, кто достоин награды.

В сказке мне понравилась дикая роза, которая подумала о том, что самым быстрым является солнечный луч, который дарит жизнь и красоту все обитателям Земли.

Какие пословицы походят к сказке Андерсена «Скороходы»?

Зайца ноги носят.
Улита едет, когда-то будет.
Скорость нужна, а поспешность вредна.

Обновлено: 09.01.2023

Сказка Андерсена «Скороходы» учит прислушиваться к чужому мнению, быть справедливым и честным. Эта история о лесных обитателях, которые каждый год соревнуются.Соревнование на скорость длится целый год. Двое получают приз.На этот раз победителями становятся заяц и улитка. Герои сказки спорят между собой и доказывают, что призы отданы не тем. И у каждого свои критерии для победы.

Поможем улучшить оценки по школьной программе, подготовиться к контрольным и понять предмет!

Скороходы

Был назначен приз, и даже два, один большой, другой малый, за наибольшую быстроту — не на состязании, а вообще в течение целого года.

— Я получил первый приз! — сказал заяц. — По-моему, уж можно ожидать справедливости, если судьи — твои близкие друзья и родные. Однако присудить второй приз улитке? Мне это даже обидно!

— Могли бы, кажется, и меня взять в расчет! — сказала ласточка. — Быстрее меня на лету, смею думать, никого нет! Где только я не побывала! Везде, везде!

— В том-то и беда, — сказал столб. — Уж больно много вы рыскаете! Вечно рветесь в чужие края, чуть у нас холодком повеет. Вы не патриотка, а потому и не в счет.

— А если бы я проспала всю зиму в болоте, тогда на меня обратили бы внимание? — спросила ласточка.

— Принесите справку от самой болотницы, что вы проспали на родине хоть полгода, тогда посмотрим!

— Я-то заслуживала первого приза, а не второго! — заметила улитка. — Я ведь знаю, что заяц бегает, только когда думает, что за ним гонятся, — словом, из трусости! А я смотрела на движение как на свою жизненную задачу и пострадала при исполнении служебных обязанностей! И уж если кому и следовало присудить первый приз, так это мне! Но я не люблю поднимать шум, терпеть не могу!

— Не будь я сам в числе судей, я бы подал голос за себя! — сказал осел. — Надо принимать во внимание не только быстроту, но и другие качества — например, груз. На этот раз я, впрочем, не хотел упирать на эти обстоятельства, равно как и на ум зайца или на ловкость, с какой он путает следы, спасаясь от погони. Но есть обстоятельство, на которое вообще-то принято обращать внимание и которое никоим образом нельзя упускать из виду — это красота. Я взглянул на чудесные, хорошо развитые уши зайца — на них, право, залюбуешься, — и мне показалось, что я вижу самого себя в детском возрасте! Вот я и подал голос за зайца.

— Ж-ж-жж! — зажужжала муха. — Я не собираюсь держать речь, хочу только сказать несколько слов. Уж я-то попроворнее всякого зайца, это я знаю точно! Недавно я даже подбила одному зайчишке заднюю ногу. Я сидела на паровозе, я это часто делаю — так лучше всего следить за собственной быстротой. Заяц долго бежал впереди поезда; он и не подозревал о моем присутствии. Наконец ему пришлось свернуть в сторону, и тут-то паровоз и толкнул его в заднюю ногу, а я сидела на паровозе. Заяц остался на месте, а я помчалась дальше. Кто же победил? Полагаю — я! Только очень он мне нужен, этот приз!

— А какой первый приз? — спросил дождевой червь. Он проспал событие и только-только явился на сборный пункт.

— Свободный вход в огород с капустой! — ответил осел. — Я сам назначал призы! Первый приз должен был получить заяц, и я, как мыслящий и деятельный член судейской комиссии, обратил надлежащее внимание на потребности и нужды зайца. Теперь он обеспечен. А улитке мы предоставили право сидеть на придорожном камне, греться на солнце и лакомиться мхом. Кроме того, она избрана одним из главных судей в соревнованиях по бегу. Хорошо ведь иметь специалиста в комиссии, как это называется у людей. И, скажу прямо, судя по такому прекрасному началу, мы вправе ожидать в будущем многого!

Эта история, придуманная Андерсеном, заставит задуматься юных любителей сказок о справедливости, а также научит не зависеть от мнения других.

Сказка Скороходы читать:

Был назначен приз, и даже два, один большой, другой малый, за наибольшую быстроту — не на состязании, а вообще в течение целого года.

— Я получил первый приз! — сказал заяц. — По-моему, уж можно ожидать справедливости, если судьи — твои близкие друзья и родные. Однако присудить второй приз улитке? Мне это даже обидно!

— Могли бы, кажется, и меня взять в расчет! — сказала ласточка. — Быстрее меня на лету, смею думать, никого нет! Где только я не побывала! Везде, везде!

— В том-то и беда, — сказал столб. — Уж больно много вы рыскаете! Вечно рветесь в чужие края, чуть у нас холодком повеет. Вы не патриотка, а потому и не в счет.

— А если бы я проспала всю зиму в болоте, тогда на меня обратили бы внимание? — спросила ласточка.

— Принесите справку от самой болотницы, что вы проспали на родине хоть полгода, тогда посмотрим!

— Я-то заслуживала первого приза, а не второго! — заметила улитка. — Я ведь знаю, что заяц бегает, только когда думает, что за ним гонятся, — словом, из трусости! А я смотрела на движение как на свою жизненную задачу и пострадала при исполнении служебных обязанностей! И уж если кому и следовало присудить первый приз, так это мне! Но я не люблю поднимать шум, терпеть не могу!

— Не будь я сам в числе судей, я бы подал голос за себя! — сказал осел. — Надо принимать во внимание не только быстроту, но и другие качества — например, груз. На этот раз я, впрочем, не хотел упирать на эти обстоятельства, равно как и на ум зайца или на ловкость, с какой он путает следы, спасаясь от погони. Но есть обстоятельство, на которое вообще-то принято обращать внимание и которое никоим образом нельзя упускать из виду — это красота. Я взглянул на чудесные, хорошо развитые уши зайца — на них, право, залюбуешься, — и мне показалось, что я вижу самого себя в детском возрасте! Вот я и подал голос за зайца.

— Ж-ж-жж! — зажужжала муха. — Я не собираюсь держать речь, хочу только сказать несколько слов. Уж я-то попроворнее всякого зайца, это я знаю точно! Недавно я даже подбила одному зайчишке заднюю ногу. Я сидела на паровозе, я это часто делаю — так лучше всего следить за собственной быстротой. Заяц долго бежал впереди поезда; он и не подозревал о моем присутствии. Наконец ему пришлось свернуть в сторону, и тут-то паровоз и толкнул его в заднюю ногу, а я сидела на паровозе. Заяц остался на месте, а я помчалась дальше. Кто же победил? Полагаю — я! Только очень он мне нужен, этот приз!

— А какой первый приз? — спросил дождевой червь. Он проспал событие и только-только явился на сборный пункт.

— Свободный вход в огород с капустой! — ответил осел. — Я сам назначал призы! Первый приз должен был получить заяц, и я, как мыслящий и деятельный член судейской комиссии, обратил надлежащее внимание на потребности и нужды зайца. Теперь он обеспечен. А улитке мы предоставили право сидеть на придорожном камне, греться на солнце и лакомиться мхом. Кроме того, она избрана одним из главных судей в соревнованиях по бегу. Хорошо ведь иметь специалиста в комиссии, как это называется у людей. И, скажу прямо, судя по такому прекрасному началу, мы вправе ожидать в будущем многого!

Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.

суббота, 6 июня 2020 г.

Андерсен Г-Х. «Скороходы»

Жанр: литературная сказка о животных

Читайте краткое содержание других сказок Андерсена;
«Бронзовый кабан»
«Гречиха»

Главные герои сказки «Скороходы» и их характеристика

  1. Заяц. Победитель. Быстрый бегун
  2. Улитка. Второй призер. Упорный бегун.
  3. Ласточка. Непатриотичная особа.
  4. Осел. Судья. Любитель длинных ушей.
  1. Два приза
  2. Возмущение зайца
  3. Ответ столба
  4. Возмущение ласточки
  5. Ответ столба
  6. Возмущение улитки
  7. Межевая меха
  8. Осел
  9. Муха
  10. Роза
  11. Призы
  1. Заяц получил первый приз в соревнованиях по бегу, улитка — второй.
  2. Ласточка возмущалась, но она часто была за границей.
  3. Улитка хотела первый приз, но призы раздавали по алфавиту.
  4. Ослу понравились уши зайца, а муха обогнала его на поезде.
  5. Роза думала о солнечном луче, который быстрее всех.
  6. Заяц получил капусту, улитка камень и звание судьи соревнований.

Чему учит сказка «Скороходы»
Сказка учит тому, что у каждого своя правда. Учит тому, что все в мире относительно, и зависит от точки зрения. Учит не быть предвзятыми, и не искать в чем-то личной выгоды. Учит судить по совести.

Отзыв на сказку «Скороходы»
Мне понравилась эта необычная сказка, в которой улитка стала призером соревнований по бегу. Присуждавшие приз аргументировали это по-разному, и может быть в чем-то были правы. Но сама улитка считала, что достойна первого места, а это уже самоуверенность и тщеславие. Самой разумной мне показалась роза, которая знала, что луч света быстрее всего, но она промолчала.

Пословицы к сказке «Скороходы»
Всяк кулик свое болото хвалит.
В своем деле сам не судья.
Сколько голов, столько и умов.
Не всякий судит по праву, иной и по нраву.
В чужой монастырь со своим уставом не ходят.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки «Скороходы»
На ежегодных соревнованиях на скорость первый приз получил заяц, а второй приз получила улитка. Заяц был уверен, что получил первый приз справедливо, и возмущался вторым местом улитки.
Дорожный столб сказал, что улитка проявила усердие и волю. За полгода она преодолела порог дома, и потому заслужила свой приз.
Ласточка сказала, что летала быстро и повсюду, а столб сказал, что ласточка не патриот своей страны, а потому и не заслуживает приза. Она слишком часто летает за границу.
Улитка тоже была недовольна. Она считала, что заслуживает первого приза. Ведь заяц бегал из трусости, а она ползла, словно выполняла служебные обязанности.
Межевая веха, присуждавшая призы, сказала что делает это в восьмой раз, а потому для первого места выбрала восьмую букву З, зайца, а для второго места восьмую с конца букву У, улитку.
Осел сказал, что проголосовал за зайца, потому что у него длинные, роскошные уши.
Муха сказала, что летает быстрее зайца, особенно если сидит на паровозе, но ей этот приз даром не нужен.
Дикая роза подумала про себя, что главный приз нужно было отдать солнечному лучу, который мгновенно пронзает огромные расстояния, и дарит тепло и жизнь всему на земле.
Дождевой червь спросил про призы, и оказалось, что заяц получил пропуск на поле с капустой, а улитка возможность сидеть и греться на камне. Также улитку сделали судьей на следующих соревнованиях по бегу.

Большой приз достался зайцу, и он был доволен этим. Но, вместе с тем, он недоумевал, почему малый приз достался улитке? Члены комиссии, которые присуждали призы, говорили, что улитка очень старалась, когда полгода переползала через порог и даже получила при этом травму. Поэтому она и заслужила малый приз.

На решение комиссии обиделась ласточка, которая считала, что она передвигается быстрее зайца. Но судьи возразили ей тем, что ласточка поступает не патриотично, когда осенью улетает в теплые края и поэтому она не может претендовать на приз.

Улитка тоже была недовольна тем, что получила малый приз, не большой. Она заявила, что заяц бежит только тогда, когда спасается от опасности, а она всю свою жизнь находится в движении.

В разговор вступил осел, который заседал в комиссии. Он сказал, что присудил бы большой приз себе, если бы не заседал в комиссии, потому что следует учитывать не только быстроту передвижения, но и размер перевозимого груза. А еще осел сказал, что заяц своими длинными ушами напомнил ему самого себя в детстве, поэтому он и отдал голос в пользу зайца.

А дикая роза, которая ничего не говорила, подумала, что самым быстрым является солнечный луч, который мгновенно пролетает огромное расстояние от Солнца до Земли и дарит жизнь и красоту всем земным обитателям.

Потом был поднят вопрос о том, что из себя представляет собой главный приз? Осел сказал, что призом является разрешение на посещение огорода с капустой. Такой приз очень подходит зайцу, который теперь обеспечен пропитанием. А призом для улитки стало право греться на теплом камне. И еще ее назначили членом комиссии, сочтя специалистом по скорости.

Таково краткое содержание сказки.

В сказке мне понравилась дикая роза, которая подумала о том, что самым быстрым является солнечный луч, который дарит жизнь и красоту все обитателям Земли.

Зайца ноги носят.
Улита едет, когда-то будет.
Скорость нужна, а поспешность вредна.

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также:

      

  • Зебальд кольца сатурна краткое содержание
  •   

  • Краткое содержание три рисунка балакаев алексей
  •   

  • Детский сад 36 воронеж на карте
  •   

  • Игры чтобы поиграть в школе без интернета
  •   

  • Ленка пенка краткое содержание

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.

На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;

2. Волшебные сказки;

3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.

Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :

1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);

2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

1. Дикие животные.

— Лиса.

— Другие дикие животные.

2. Дикие и домашние животные

3. Человек и дикие животные.

4. Домашние животные.

5. Птицы и рыбы.

6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.

2. Волшебная сказка о животных

3. Басня (аполог)

4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных

2. Волшебная сказка о животных

3. Кумулятивная сказка о животных

4. Новеллистическая сказка о животных

5. Аполог (басня)

6. Анекдот.

7. Сатирическая сказка о животных

8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных

9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.

— Сказки рассказанные для детей.

— Сказки рассказанные детьми.

2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:

— Докучные сказки типа «Про белого бычка».

— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).

2. С Конечным повторением:

— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.

— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.

— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

• антагониста (вредителя),

• дарителя

• помощника

• царевны или её отца

• отправителя

• героя

• ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.

В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.

Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Ганс Христиан Андерсен

Сказка Скороходы краткое содержание:

Сказка «Скороходы» о том, как лесные обитатели соревновались на скорость, но не на время, а в течение всего года. Первое место занял заяц, а второе — улитка. И они долго рассуждали и обижались, почему так вышло. Многим не понравилось, что улитке дали второе место. Но заборный столб объяснил всем, что улитка душой и телом отдавалась своему делу, да еще тащила на спине свой дом. Зайцу дали приз — свободный вход в огород с капустой. А улитке предоставили право сидеть на придорожном камне, греться на солнце и лакомиться мхом.

Эта история, придуманная Андерсеном, заставит задуматься юных любителей сказок о справедливости, а также научит не зависеть от мнения других.

Сказка Скороходы читать:

Был назначен приз, и даже два, один большой, другой малый, за наибольшую быстроту — не на состязании, а вообще в течение целого года.

— Я получил первый приз! — сказал заяц. — По-моему, уж можно ожидать справедливости, если судьи — твои близкие друзья и родные. Однако присудить второй приз улитке? Мне это даже обидно!

— Но ведь надо же принимать во внимание и усердие, и добрую волю, как справедливо рассудили высокоуважаемые судьи, и я вполне разделяю их мнение! — заметил заборный столб, бывший свидетелем присуждения призов. — Улитке понадобилось полгода, чтобы переползти через порог, но все-таки она спешила на совесть и даже сломала себе второпях бедренную кость! Она душой и телом отдавалась своему делу, да еще тащила на спине свой дом! Такое усердие достойно всяческого поощрения, вот почему ей и присужден второй приз.

— Могли бы, кажется, и меня взять в расчет! — сказала ласточка. — Быстрее меня на лету, смею думать, никого нет! Где только я не побывала! Везде, везде!

 width=

— В том-то и беда, — сказал столб. — Уж больно много вы рыскаете! Вечно рветесь в чужие края, чуть у нас холодком повеет. Вы не патриотка, а потому и не в счет.

— А если бы я проспала всю зиму в болоте, тогда на меня обратили бы внимание? — спросила ласточка.

— Принесите справку от самой болотницы, что вы проспали на родине хоть полгода, тогда посмотрим!

— Я-то заслуживала первого приза, а не второго! — заметила улитка. — Я ведь знаю, что заяц бегает, только когда думает, что за ним гонятся, — словом, из трусости! А я смотрела на движение как на свою жизненную задачу и пострадала при исполнении служебных обязанностей! И уж если кому и следовало присудить первый приз, так это мне! Но я не люблю поднимать шум, терпеть не могу!

И она плюнула.

— Я могу засвидетельствовать, что каждый приз был присужден справедливо! — заявила межевая веха. — Я вообще держусь порядка, меры, расчета. Уже восьмой раз я имею честь участвовать в присуждении призов, но только в этот раз настояла на своем. Дело в том, что я всегда присуждаю призы по алфавиту: для первого приза беру букву с начала, для второго — с конца. Потрудитесь теперь обратить внимание на мой счет: восьмая буква с начала — «з», и на первый приз я подала голос за зайца, а восьмая буква с конца — «у», и на второй приз я подала голос за улитку. В следующий раз первый приз назначу букве «и», а второй-букве «с». Главное, порядок! Иначе и опереться не на что.

— Не будь я сам в числе судей, я бы подал голос за себя! — сказал осел. — Надо принимать во внимание не только быстроту, но и другие качества — например, груз. На этот раз я, впрочем, не хотел упирать на эти обстоятельства, равно как и на ум зайца или на ловкость, с какой он путает следы, спасаясь от погони. Но есть обстоятельство, на которое вообще-то принято обращать внимание и которое никоим образом нельзя упускать из виду — это красота. Я взглянул на чудесные, хорошо развитые уши зайца — на них, право, залюбуешься, — и мне показалось, что я вижу самого себя в детском возрасте! Вот я и подал голос за зайца.

— Ж-ж-жж! — зажужжала муха. — Я не собираюсь держать речь, хочу только сказать несколько слов. Уж я-то попроворнее всякого зайца, это я знаю точно! Недавно я даже подбила одному зайчишке заднюю ногу. Я сидела на паровозе, я это часто делаю — так лучше всего следить за собственной быстротой. Заяц долго бежал впереди поезда; он и не подозревал о моем присутствии. Наконец ему пришлось свернуть в сторону, и тут-то паровоз и толкнул его в заднюю ногу, а я сидела на паровозе. Заяц остался на месте, а я помчалась дальше. Кто же победил? Полагаю — я! Только очень он мне нужен, этот приз!

«А по-моему, — подумала дикая роза, вслух она ничего не сказала, не в ее характере это было, хотя и лучше было бы, если б она высказалась, — по-моему, и первого и второго приза заслуживает солнечный луч! Он вмиг пробегает безмерное пространство от солнца до земли и пробуждает от сна всю природу. Поцелуи его дарят красоту — мы, розы, алеем и благоухаем от них. А высокие судьи, кажется, совсем и не заметили его! Будь я лучом, я бы отплатила им солнечным ударом… Нет, это отняло бы у них последний ум, а они им и так небогаты. Лучше промолчать. В лесу мир и тишина! Как хорошо цвести, благоухать, упиваться светом и жить в сказаниях и песнях! Но солнечный луч переживет нас всех!»

— А какой первый приз? — спросил дождевой червь. Он проспал событие и только-только явился на сборный пункт.

— Свободный вход в огород с капустой! — ответил осел. — Я сам назначал призы! Первый приз должен был получить заяц, и я, как мыслящий и деятельный член судейской комиссии, обратил надлежащее внимание на потребности и нужды зайца. Теперь он обеспечен. А улитке мы предоставили право сидеть на придорожном камне, греться на солнце и лакомиться мхом. Кроме того, она избрана одним из главных судей в соревнованиях по бегу. Хорошо ведь иметь специалиста в комиссии, как это называется у людей. И, скажу прямо, судя по такому прекрасному началу, мы вправе ожидать в будущем многого!

  • Классификация видов сочинений используемых на уроках литературного чтения
  • Кирилла петрович троекуров и андрей гаврилович дубровский сочинение 6 класс
  • Кирилл троекуров и андрей дубровский сочинение 6 класс
  • Кирилл по немецки как пишется
  • Кирилл и мефодий сочинение 6 класс