Классный час на тему путешествие в страну сказок

Тема: Путешествие в страну сказок.

Цель: углублять и обобщать знания детей в жанре
сказки;

           развивать
у детей навыки сотрудничества;

          
воспитывать читательскую самостоятельность.

Оборудование: карта путешествия; иллюстрации сказочных героев;
фонограмма “Полет

шмеля”; реквизиты и костюмы для инсценировки сказки; палочки с
ленточками; карточки с заданиями.

                                    Ход занятия

Первый этап “Начинаем путешествие”

Дети рассаживаются по
группам. На доске – карта путешествия. На ней изображены :  избушка на курьих
ножках, теремок, крестьянская изба, дворец, глубокое ущелье.

            Учитель
говорит:

  — С раннего детства
вы слышали сказки. Когда вы были маленькими, сказки вам рассказывали мамы или
бабушки, а потом вы сами научились их читать. Читая сказки, вы попадаете в
чудесный, загадочный, таинственный мир, населенный великанами, огромными
змеями, волшебными птицами, зверями, прекрасными красавицами, добрыми
молодцами. В сказках совершаются самые невероятные чудеса: то Змей Горыныч
уносит красавицу – царевну в свои владения, то яблонька награждает трудолюбивую
девушку золотыми яблочками, то хитрая лиса обманывает всех.

            Сегодня
мы совершим путешествие в мир народной сказки. Перед вами карта нашего
путешествия. Давайте вспомним, на чем передвигаются герои народных сказок.
Назовите сказочные средства передвижения . (Ковер- самолет, летучий корабль,
серый волк, гуси- лебеди, Сивка- бурка, ступа Бабы- Яги и др. )

            Что мы
выберем? (Корабль и др. ) Все уселись? Закрываем глаза, все вместе
считаем: пять, четыре, три, два, один- в страну сказок мы летим!

            Звучит
фонограмма “Полет шмеля”.

            — Что мы
видим перед собой? (Избушку на курьих ножках.)

            -Правильно
ли стоит избушка? (Нет.)

            — Какие
слова надо сказать, чтобы она повернулась? (Избушка, избушка, встань к лесу
задом, ко мне передом.)

            — А
встречает нас в избушке Баба- Яга.

 На доску вывешивается иллюстрация Бабы- Яги.

            Задания
Бабы- Яги.

  1. Назовите сказки,
    где живет Баба- Яга?  (“Финист- ясный сокол”, “Баба- Яга”, “Василиса
    Прекрасная”, “Гуси- лебеди”, “Сестрица Аленушка и братец Иванушка” и др.)
  1. Помогите
    восстановить сказки и определить их названия.  (Вручаю каждой команде
    карточку, в которой записаны глаголы. По ним надо узнать сказку.)

Жили- были, остались, пошли, донимает, выступает, напился,
заплакала, вышла замуж, оборотилась, привязала, бросила…(“Сестрица Аленушка
и братец Иванушка.)”

            Жили- были, снесла, бил- бил, не разбил, била- била, не
разбила, бежала, махнула, упало, разбилось…(“Курочка-ряба”.)

            Жили, пойдем, береги, не ходи, позабыла, заигралась,
налетели, подхватили, унесли, кликала, выбежала, метнулась, пропали…(“Гуси-
лебеди”.)

                        Второй
этап “Сказки про животных”

            — Ну что
ж, летим дальше. ( Звучит фонограмма ).Что мы видим: стоит в поле теремок, он
не низок ни высок. Постучим. Кто- кто в теремочке живет? (Хором отвечают)

            — А
встречает нас в теремке Зайчик- побегайчик.

 Вывешивается иллюстрация Зайчика- побегайчика.

                        Задания
Зайчика- побегайчика.

1.Скажите, чем
отличаются сказки про животных  от других сказок? (Тем, что герои этих
сказок- животные, но характеры, отношения у них- человеческие, т.е. герои этих
сказок похожи и на людей, и на зверей.)

2. Во всех сказках у
одних и тех же животных одинаковые черты. Какие же?  (Лиса- хитрая, заяц-
обиженный, медведь- неуклюжий, волк- злой и т. д. )

3.Назовите сказки, в
которых среди героев есть заяц.  (“Заюшкина избушка”, ”Заяц- хваста”,
“Колобок”, “Еж и заяц” и др. )

4.Назовите еще сказки
про животных.

                        Третий
этап. “Бытовые сказки”

            — Посмотрите на карту, — говорит учитель, — впереди
глубокое ущелье. Как же нам через него перебраться? О, я придумала! Давайте
построим мосты. Три команды- три моста.

            Дети выстраиваются друг за другом. Один из участников
команды берет палочку с привязанной к ней веревочкой ( это “иголка” ) и сшивает
ею всех игроков, продевая веревку через петлю на пиджаке, на брюках, через
ремешок на поясе и т. д. Побеждает та команда, которая сделала это быстрее
всех.

            — И так, мы благополучно перебрались через ущелье и идем
дальше. Что это перед нами?  (Крестьянская изба. ) А живет в нем  герой
многих бытовых сказок — Умный и находчивый Солдат.

            Вывешивается
иллюстрация Солдата.

                        Задания
Солдата.

  1. Назовите бытовые
    сказки. (“Умная Дуня”, “Каша из топора”, “Как мужик гусей делил”,
    “Болтливая баба”, “Умный мужик” и др. )
  1. Кто герои бытовых
    сказок? (Храбрый и находчивый солдат, скупая старуха, глупая барыня,
    мудрая и добрая девушка, умный мужик, злой и завистливый барин и др.)
  1. Инсценируйте сказку
    “Каша из топора”.

Четвертый этап. “Волшебные сказки”

            — И снова
мы продолжаем путешествие. Посмотрите, какой прекрасный дворец перед нами, что
ни в сказке сказать, ни пером описать, — так и горит в скатном жемчуге и в
камнях драгоценных. Кто же живет в нем? А встречает нас Василиса Премудрая.

            Вывешивается
иллюстрация Василисы Премудрой.

                        Задания
Василисы Премудрой.

1.Соединить названия сказки с подходящей к ней пословицей ( в левой
стороне карточки приведены названия сказок, а в правой- пословицы) . Соедините
их прямыми линиями.

На карточках: “Мальчик- с пальчик” ( “Мал золотник да дорог” ),
“Гуси- лебеди”   ( “Не плюй  в колодец- пригодится воды напиться” ),
“Морозко” ( “По труду и честь” ), “Царевна- лягушка” ( “Умел
ошибаться, умей и поправиться” )
, “Иван- солдат” ( “Друзья познаются в
беде” )
, “Василиса Премудрая” (“И сила уму уступает” ), “Иван-
крестьянский сын и Чудо- Юдо” (“За правое дело стой смело” ).

2.Назвать героев волшебных сказок . (Кощей Бессмертный, Баба- Яга,
богатыри, жар- птица, Серый волк, Емеля, Царевна- лягушка и др. )

3.Назвать волшебные вещи, которые встречаются в народных сказках. (Перо
Жар- птицы, волшебный клубок, скатерть- самобранка, шапка- невидимка, дудочка,
се

ребряное блюдечко, наливное яблочко и др. )

                        Подведение
итогов.

            — Вот и
подошло к концу наше путешествие, во время которого я поняла, что вы любите и
знаете сказки. Особенно хочется выделить ( называются имена детей ). Они были
очень внимательны, отвечали на многие вопросы и показали хорошие знания сказок.

            Путешествие
закончилось. А расставаться со сказками не хочется. Да и не обязательно. Вы
можете пригласить сказку домой. Для этого надо прийти в библиотеку и

выбрать себе книгу.

Путешествие в Страну сказок.

Цель. 1. Обобщение и расширение знаний  сказок. Формирование умения работать в группе.

2. Способствование развитию внимания, творческого воображения, зрительной памяти, быстроту реакции, мышления.

3. Воспитание дружбы, взаимопомощи, чувства коллективизма. Привитие интереса к сказке.

Оборудование.  Шифр и ключ к заданию №1, Рисунок к задании. №2, сказочные герои: Золушка, Иван-царевич и Елена Премудрая, Незнайка, Красная шапочка, счётные палочки, любимая игрушка, запись музыки. Жетоны. Толковый словарь С. Ожегова.

Подготовка.  Дети делятся на группы (на усмотрение учителя).

Ход мероприятия.

Учитель.  Добрый день, дорогие ребята! Сегодня мы отправляемся в путешествие. Куда, догадайтесь сами.  Для этого возьмите листок, на котором написан шифр.

Задание1.   Пользуясь ключом к разгадке, заменить цифры буквами. Расшифровать три слова .

4  263105  281978

  1. 1  2  3  5  6  7  8  9

н  а  с  р  в  т  о  к  з

Ответ: В Страну сказок.

Учитель.  Мы отправляемся в Страну сказок. Золушка даёт бал для сказочных героев и приглашает нас. Чтобы не заблудиться нам  нужна карта. Мы должны её  нарисовать.

Задание 2.   В течение 10 секунд учитель демонстрирует большой квадрат, разделённый на девять маленьких.  В трёх из них произвольно поставлены три точки. Затем квадрат закрывается, а дети зарисовывают его и по памяти расставляют точки. (Задание проверяется. Не справившимся оказывают помощь.)

Учитель.   Кто догадался, сколько будет остановок? (Три, так как в квадрате три точки)

Ну что ж, в путь!

— В некотором царстве, в некотором государстве живут – поживают Иван – царевич и Елена Премудрая.  Здесь мы и сделаем первую остановку.

 Сказочные герои приготовили вам задание.

Задание 3.   Закрыть глаза и слушать пары слов. Учитель читает первый раз пары слов. Второй раз – только первое слово, дети называют второе.

Золушка – туфелька.

Емеля – щука.

Дед – репка.

Фея – волшебная палочка.

Колобок – лиса

Баб Яга – ступа.

(Команда назвавшая правильно второе слово получает жетон.)

Учитель.   Ребята, кто может объяснить что такое ступа? (Ответы детей.)

Мы не всегда заем точное значение какого-то слова , а для того чтобы узнать обращаемся к толковому словарю.  И сейчас значение этого слова найдём в словаре.  ( Учитель читает в словаре значение слова и показывает картинку ступки и ступы)

Учитель.   Вы слышите звон? Мы попали в цветочный город. Здесь мы немного потанцуем.

Физминутка.

Учитель.   В цветочном городе состоялся конкурс «Знаешь ли ты сказки». Больше всех сказок  прочитал Незнайка, но их названия у него перепутались и он допустил ошибку в названии каждой сказки.

Задание 4.   Помочь Незнайке исправить ошибки. (Открывается запись)

«Ледяная королева»

«Жёлтая кепочка»

«Волк и пятеро козлят»

«Илья – царевич и серый волк»

«Спящая принцесса»

«Чернышка и семь гномов»

Ответ. («Снежная королева» , «Красная Шапочка» , «Волк и семеро козлят» , «Иван – царевич и серый волк», Спящая царевна», Белоснежка и семь гномов»)

Учитель.   Продолжаем путь – дорогу. А впереди дремучий лес. Кто поможет нам его преодолеть, кто проведёт потаёнными тропами? Конечно. любимые игрушки! В стране сказок они оживают  и начинают разговаривать. Попросим их рассказать о себе.

Задание 5.   Рассказ любимой игрушки.

(Один ребёнок из команды берёт свою игрушку и рассказывает её историю)

Например: « Мой медвежонок рассказал: «Я живу на диване в спальне Маши. Когда Маши дома нет, я лежу на подушке и слежу за порядком. Когда Маша возвращается домой. Она всегда находит минутку поговорить со мной. Она очень заботливая и любит меня. Меня подарили Маше на день рождения , когда ей исполнилось три года. С тех пор мы всё время вместе.».

Учитель.   А тем временем . вдалеке показался домик.

Задание 6.   Работа со счётными палочками.

Выложить из палочек домик, как показано на рисунке.

Сколько палочек потребуется?  (8)

Учитель.   Догадались, кто из сказочных героев в нём живёт?

Это Красная Шапочка ! В ёе домике мы и сделаем остановку. От домика Красной Шапочки путь лежит прямо к сказочному дворцу.

А  Красная Шапочка приготовила вам Игру «Угадайка».

Задание 7.   По двум словам угадать название сказки.

  1. Медведь, корзина. («Маша и медведь»)
  2. Лиса, скалка. («Лисичка со скалочкой»)
  3. Шар, пчёлы. ( «Вини – Пух и все – все – все…»)
  4. Репка, мышка. («Репка»)
  5. Ключик, черепаха. («Золотой ключик, или Приключения Буратино»)
  6. Щука, ведро. ( «По щучьему велению»)

Учитель.    Вы успешно справились со всеми заданиями и попали к Золушке на бал. А я предлагаю научить золушку нашим танцам. С танцуем и споём.

(Дети танцуют танец)

Итог.

В какую Страну мы совершили путешествие?

— Какие сказочные герои нам встречались?

— Что особенно понравилось вам в нашем путешествии?

4    263105    281978  

0   1   2   3   4   5   6   7   8   9

н   а   с   р   в   у   т   о   к   з

4    263105    281978  

0   1   2   3   4   5   6   7   8   9

н   а   с   р   в   у   т   о   к   з

Департамент образования и молодежной политики Орловской области

Управления образования

Бюджетное образовательное учреждение Орловской области

среднего профессионального образования

« МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Классный час

На тему: «Путешествие в сказку»

Подготовила:

Студентка 32 группы

Зуйкова Любовь

Орёл – 2015

1 класс 

Тема: «Путешествие в сказку»

Цель:  вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к народному творчеству.

Задачи:

  • развивать память, мышление, речь;

  • вспомнить сказки, их героев, авторов;

  • дать детям возможность раскрыть свои способности, обнаружить склонности к творческой деятельности;

  • воспитывать любовь к сказкам, нравственность, чувство товарищества, доброту, справедливость.

Оборудование: Компьютер с колонками, проектор;
картинки — пазлы, корзинка; ленты, показатели настроения – лежат на партах.

Ход мероприятия:

  1. Организационный момент

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого «Путешествие в мир русских народных сказок».

  Вступительное слово учителя

Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей)

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты.

Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

А почему сказки называют народными? (Ответ детей)

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.    Когда-то сказки рассказывались только вслух, никто их не записывал. Самым первым творцом их во все времена был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому. Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал кому-то третьему, например своей дочери или сыну, а те, когда выросли рассказали своим детям. Когда появилась такая сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в народе и рассказывалась устно.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.

В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
— Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: “Заходи”.

— Что такое сказка?

Вот как дается объяснение  слова сказка в словаре русского языка.

Сказка — произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил.

      Много сказок родилось на русской земле. Их складывали, хранили в памяти, передавали из уст в уста.

Сказки бывают разные.

  1. Основная часть

А сейчас мы начинаем турнир знатоков русских народных сказок.

Для этого разделимся на 2 команды. Дайте название вашей команде. За каждый правильный ответ вы будите получать жетон. Какая команда больше наберёт жетонов, та и победит.

Сказка, сказка, прибаутка,

Рассказать ее не шутка.

Чтобы сказочка сначала

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу и стар и мал

От нее не задремал.

  1. В корзине у меня сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Ответьте мне, чьи эти вещи.

  • кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”);

  • зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”);

  • золотое яйцо (“Курочка Ряба”);

  • жар-птицу (“Жар-птица и Василиса-царевна”);

  • лягушка(“Царевна-лягушка”);

  • бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”);

  1. К нам пришли сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Давайте посмотрим.

1.

Кто-то за кого-то

Ухватился цепко:

Ох, никак не вытянуть!

Ох – засело крепко.

Но еще помощники скоро прибегут…

Победит упрямицу дружный общий труд!

Кто засел так крепко?

Может это… (репка).  

2.

Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался… (колобок).

3.

Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя).

4. Очень расстроена.

Нечаянно разбила яичко… (мышка из сказки “Курочка Ряба”).

6. Все закончилось благополучно,

Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”).

  1. Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.

1.Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.

— Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошко- съест тебя лиса и косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем.(«Кот, петух и лиса»)

2.   На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.

— Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки.  (Мужик и медведь)

3. – Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблочка,- скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся.(Гуси-лебеди)

4.  – Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

-Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала.(Хаврошечка)

  1. В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их.

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».

«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

  1.  Задание – продолжи сказку

Внимательно послушайте отрывок из сказки и продолжите её

1.  …Бежит лиса, а навстречу ей волк.

– Так-то, – кричит, – ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили меня, исколотили, хвост мне оторвали!

– А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу плетусь!»)

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

– А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Подошли к избушке – петух и запел:

– Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

– А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)

4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя – петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

– А что говорит? (– Ах, Петя-петушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все пшено рассыпалось, а подобрать некому.)

  1. Задание – «Собери пословицы»

Детям выдаются карточки следующего содержания.

За добро добром платят.

Под лежачий камень вода не течёт.

Без труда не вытащишь рыбку из пруда.

  1.  Задание – Восстановить последовательность событий в сказках

Детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны восстановить правильный порядок событий.

 «Лиса и заяц».

4 Зайчик встретился с медведем.

6 Петушок выгнал лису.

1 У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.

3 Зайчик встретился с собакой.

2 Лиса выгнала зайца.

7 Зайчик живёт с петушком.

5 Зайчик встретил  петушка.

 «Гуси-лебеди».

5 Машенька встретилась с речкой.

6 Девочка в избушке бабы-яги.

8 Сестрица приводит братца домой.

3 Девочка встретилась с печкой.

1 Гуси-лебеди унесли Иванушку.

7 Мышка помогает Машеньке.

4 Девочка встретилась с яблоней.

2 Машенька бросилась догонять гусей.

8.  Кому принадлежат эти слова из сказки?

«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь — все будет сработано». (Корова — «Хаврошечка»)

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная». (Морозко)

«Не пей, братец, козленочком станешь». (Аленушка)

«Фу-фу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришел». (Баба Яга)

«Сивка-бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой». (Иван-дурак)

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». (Лиса).

«Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Петушок)

«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла». (Волк).

«Вижу — вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке, неси дедушке». (Маша)

2Нам не страшен серый волк,

   Серый волк, серый волк!

   Где ты ходишь, глупый волк,

   Старый волк, страшный волк! (Три поросенка)

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Она живет в любом дому

И странствует по странам. А почему?

Да потому, что без нее нельзя нам!

  1. Подведение итогов.

       Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ детей)

А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.  Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

Список использованной литературы

  1. Детский журнал «Веселый Колобок» М.: ООО «Издательство «Фламинго» за 2010 год.

  2. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. Знакомим с литературой детей 6-7 лет. Методические рекомендации. М.:ТЦ Сфера, 2010.-144с.

  3. Ушакова О. С. «Развитие речи и творчества школьников». Игры, упражнения, конспекты занятий. М., издательство «ТЦ Сфера», 2007г.

  4. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии.- СПб, 2000.

  5. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. — Харьков, 1996.

  6. Франц фон М.-Л. Психология сказки. Толкование волшебных сказок.- СПб, 1998.

1 конкурс «Измени букву»

В названиях сказок изменена одна буква. Определите название сказки.

1 команда

1. Кепке. (Репка)

2. Кот и киса. (Кот и лиса)

3. Золотая рубка. (Золотая рыбка)

2 команда

1. Шар-птица. (Жар-птица)

2. Лиса и мак. (Лиса и рак)

3. Чадо лесное. (Чудо лесное)

2 конкурс «Волшебные предметы»

По предмету угадайте героя.

1 команда

1. Туфелька (Золушка)

2. Ступа и метла. (Баба-яга)

3. Игла (Кощей Бессмертный)

2 команда

1. Сапоги (Кот в сапогах)

2. Золотой ключик (Буратино)

3. Яйцо (Курочка Ряба)

3 конкурс «Подумай»»

Отгадайте загадку и назовите героя сказки.

1 команда

1. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше. (Карлсон)

2. Всех он любит неизменно, кто б к нему ни приходил.

Догадались? Это Гена, это Гена … (Крокодил)

3. Возле леса, на опушке трое их живёт в избушке.

Там три стула и три кружки, три кроватки, три подушки.

Угадайте без подсказки, кто герои этой сказки? (Три медведя)

2 команда

1. Она красива и мила, а имя ей от слова «зола». (Золушка)

2. Лечит маленьких детей, лечит птичек и зверей,

Сквозь очки свои глядит добрый доктор … (Айболит)

3. Он и весел, и незлобен, этот милый чудачок.

С ним хозяин – мальчик Робин и приятель – Пятачок.

Для него прогулка – праздник и на мёд – особый нюх.

Этот плюшевый проказник медвежонок … (Винни-Пух)

4 конкурс «Расшифруй ребус»

Расшифруй ребус-название русской народной сказки.

В чём заключается ключ к разгадке?

1 команда

ТЕЯРЕЯМОКЯ (Теремок)

ЯБЯЛОЧЯКО (Яблочко)

2 команда

КОЯЛОЯБОКЯ (Колобок)

МОЯРОЗЯКО (Морозко)

5 конкурс «Путаница»

Переставьте местами буквы так, чтобы получились имена сказочных героев.

1 команда

1. РНГСЕУОАКЧ (Снегурочка)

2. ОЛКАЯШКП (Шапокляк)

2 команда

1. ЙДМОРЫДО (Мойдодыр)

2. УАКЧБРАЕШ (Чебурашка)

6 конкурс «Угадай название сказки»

Угадайте сказку по отрывку.

1 команда

1. Елена взяла волшебную книгу, посмотрела – и всё словно на ладони увидела. («Елена Премудрая»)

2. – Мы пойдём далеко, а ты оставайся домавничать, да голоса не подавай: когда придёт лиса, в окошко не выглядывай.

(«Петушок – золотой гребешок»)

3. Жил-был царь Берендей, у него было три сына, младшего звали Иваном.

(Иван-царевич и серый волк)

2 команда

1. Василиса добыла всё, что надо, и легла спать, а кукла за ночь приготовила славный стан.? («Василиса Прекрасная»)

2. Старшая звалась Одноглазка, средняя – Двуглазка, а меньшая — Триглазка. («Крошечка-Хаврошечка»)

3. Идут вёдра по деревне, народ дивится, а Емеля идёт сзади, посмеивается … (По щучьему веленью)

7 конкурс «Где, кто?»

Каждой команде ответить на вопросы.

1 команда

1. Где спрятался седьмой козлёнок? (Под печкой)

2. Кто одолел тараканище из сказки К.Чуковского «Тараканище»? (Воробей)

3. Из чего Фея сделала Золушке карету? (Из тыквы)

2 команда

1. Где баба взяла муку на колобок? (Наскребла по сусекам)

2. Кто доставил доктора Айболита в Африку? (Орёл)

3. Какого цвета были волосы у Мальвины? (Голубые)

8 конкурс «Когда мы так говорим»

1 команда

«Медведь на ухо наступил»

«Как рыба в воде»

2 команда

«Убить двух зайцев»

«Держать нос по ветру»

9 конкурс «Составь пословицу»

Каждой команде раздаются карточки. На карточках написаны слова. Ребята должны собрать из них пословицу.

СКАЗКА ДЕЛО СКОРО ДА ДЕЛАЕТСЯ НЕ СКОРО СКАЗЫВАЕТСЯ ДЕЛАЕТСЯ

(Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается)

10 конкурс «А ну-ка, отыщи!»

В сетку по горизонтали и по вертикали вписаны восемь действующих лиц книги «Дядя Фёдор, пёс и кот». Найдите их и подчеркните.

П

Р

О

Л

С

И

В

И

Х

У

И

О

М

А

В

М

Я

В

М

И

Т

Я

О

В

Б

О

Ь

И

Ф

Д

А

П

Р

О

Н

А

Т

Я

А

Б

У

В

Ц

Ё

Ю

Т

Й

П

Ч

Б

Ю

Ж

О

Т

П

А

Ы

С

Д

Ь

Р

И

Ш

А

Р

И

К

О

А

О

Л

А

Ы

О

Е

О

П

А

Ы

Е

Н

Г

Ш

Й

Ь

Б

М

М

Р

А

С

Г

А

В

Р

Ю

Ш

А

К

В

Ч

У

Л

Р

П

К

Ы

Ш

Г

Н

О

Р

О

А

В

Ы

Р

Л

Д

Л

И

Т

Н

Е

К

У

А

П

А

В

А

К

Г

Ю

Р

Н

Л

П

Е

Ч

К

И

Н

В

А

П

А

Ш

О

Р

Ответ:

По горизонтали: Митя, Шарик, Гаврюша, Печкин.

По вертикали: Матроскин, Хватайка, Мурка, Фёдор.

П

Р

О

Л

С

И

В

И

Х

У

И

О

М

А

В

М

Я

В

М

И

Т

Я

О

В

Б

О

Ь

И

Ф

Д

А

П

Р

О

Н

А

Т

Я

А

Б

У

В

Ц

Ё

Ю

Т

Й

П

Ч

Б

Ю

Ж

О

Т

П

А

Ы

С

Д

Ь

Р

И

Ш

А

Р

И

К

О

А

О

Л

А

Ы

О

Е

О

П

А

Ы

Е

Н

Г

Ш

Й

Ь

Б

М

М

Р

А

С

Г

А

В

Р

Ю

Ш

А

К

В

Ч

У

Л

Р

П

К

Ы

Ш

Г

Н

О

Р

О

А

В

Ы

Р

Л

Д

Л

И

Т

Н

Е

К

У

А

П

А

В

А

К

Г

Ю

Р

Н

Л

П

Е

Ч

К

И

Н

В

А

П

А

Ш

О

Р

Разрешаю________________

Допускаю________________

Оценка за классный час _____________

План — конспект

классного часа,

проведенного в 1 «А» классе

7 февраля 2017 г.

дата

Консультация методиста ________________

Консультация учителя__________________

План-конспект классного часа

Школа: МАОУ Лицей №7, г. Черняховск, Калининградской области.

Студентка-практикантка: Сторожук Ангелина Владимировна,

Нестерова Ирина Дмитриевна, СПО-21.шк.

Организационно-деятельностный компонент:

Дата:01.02.2017

Время: 8:00-8:40

Место: МАОУ Лицей №7

Класс: 1 «А» класс.

Целевой компонент классного часа:

Тема: «Путешествие в мир русских народных сказок»

Цель: создать благоприятные условия для формирования позитивного опыта толерантности и потребности в толерантном поведении младших школьников.

Задачи:

Образовательные: познакомить обучающихся с русскими народными сказками, показать значимость толерантности как качества личности, важного для построения позитивных отношений между разными людьми; выявить основные правила толерантного поведения; сформировать позитивное представление о толерантном поведении;

Воспитательные: воспитывать чувство уважения друг к другу, к обычаям, традициям и культуре; коммуникативную культуру общения и взаимопонимание, терпимость к различиям между людьми.

Развивающие: развивать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление; умение выделять главное, существенное, способствовать развитию самосознания, которое помогает ребятам увидеть себя и других такими, какие они есть на самом деле.

Планируемые результаты:

Личностные: умение ориентироваться в нравственном содержании и смысле, как собственных поступков, так и поступков окружающих людей; испытывать сопереживание чувствам других, не похожих на тебя людей, отличающихся национальностью, мировоззрением, опираясь на правила доброго безопасного поведения.

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме; умение ориентироваться в разнообразии способов решения задач, познании основ смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, умения выделять существенную информацию;

Регулятивные: умение принимать и сохранять в памяти учебную задачу; умение пользоваться своими правами и выполнять свои обязанности; умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; умение выполнять действия в речевой и умственной форме.

Коммуникативные: умение формулировать собственное мнение и позицию; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнёра; адекватно использовать речевые средства для эффективного решения коммуникативных задач.

Форма проведения: беседа с элементами викторины

Оборудование: проектор, презентация

Предварительная подготовка: вещи, принадлежащие героям сказок;

Содержательный компонент классного часа:

Ход классного часа

1. Организация начала классного часа.

Настрой на занятие.

Здравствуйте, ребята! Сегодня классный час проведём у вас мы, зовут нас Ангелина Владимировна и Ирина Дмитриевна.

2. Введение в тему классного часа.

У.: Тему нашего классного часа вы узнаете, разгадав кроссворд.

Загадки к кроссворду:

1. Боится волка и лису

И охотника в лесу

От колючего ежа,

Тоже прячется дрожа

Ведь ужаснейший трусишка

Этот маленький ( Зайчишка).

2. «Иа-иа!» — кричит уныло

И трясёт короткой гривой.

Чуть слышно цокают копытца —

Что ж, не стоит торопиться.

С кисточкою его хвостик…

Идёт-бредёт упрямый… (Ослик).

3. В речке плавает бревно,

Очень хочет есть оно.

Пасть зубастую открыл

Злой, зелёный (Крокодил).

4. » В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий

Бабка- ежка у окна…

Догадайтесь, кто она? » (Сказка)

Д.: Сказка

3. Сообщение темы классного часа. Целеполагание.

У.: Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она, Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого «Путешествие в мир русских народных сказок».

Любите ли вы сказки?

Д.: Да

У.: И мы любим. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и справедливости. Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки – древнейший жанр устного народного творчества. Они пришли к нам из глубокой древности.

А почему сказки называют народными?

Д.: Потому что их придумал народ

У.: Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из поколения в поколение. Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки, а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках совершаются самые невероятные чудеса.     И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир русских народных сказок.

4. Основная часть.

Знакомство с материалом по теме :

У.: В мире много сказок
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться:
Что-то ждёт нас впереди?
Слышишь? Сказка в дверь стучится,
Скажем сказке: “Заходи”.

Что такое сказка?

Д.: Сказка- это произведение про чудеса

У.: Вот как дается объяснение  слова сказка в словаре русского языка:

Сказка — произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных фантастических сил.

У: Сейчас на слайдах будут появляться сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. А вы должны ответить к каким сказкам относится вещи..

  • кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”);

  • зеленые мелкие яблоки (“Гуси-лебеди”);

  • золотое яйцо (“Курочка Ряба”);

  • жар-птицу (“Жар-птица и Василиса-царевна”);

  • лягушка(“Царевна-лягушка”);

  • бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”);

Физминутка:

Мы ногами топ-топ-топ, (топаем)

Мы в ладоши хлоп-хлоп-хлоп, (хлопаем)

И туда — и сюда повернёмся без труда. (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

Мы головками кивнём, (киваем) дружно ручками махнём, (машем ручками)

И туда — и сюда повернёмся без труда (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

Мы подпрыгнем высоко, прыгать вместе так легко, (прыгаем на месте)

И туда — и сюда повернёмся без труда (выполняем полуобороты в одну и в другую сторону)

У: К нам пришли сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма? Давайте посмотрим.

  1. Кто-то за кого-то

Ухватился цепко:

Ох, никак не вытянуть!

Ох – засело крепко.

Но еще помощники скоро прибегут…

Победит упрямицу дружный общий труд!

Кто засел так крепко?

Может это… (репка).  

  1. Перед волком не дрожал,

От медведя убежал,

А лисице на зубок

Все ж попался… (колобок).

  1. Возле леса, на опушке,

Трое их живет в избушке.

Там три стула и три кружки,

Три кроватки три подушки.

Угадайте без подсказки,

Кто герои этой сказки? (три медведя).

  1. Очень расстроена.

Нечаянно разбила яичко… (мышка из сказки “Курочка Ряба”).

5. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж медведь его дожидается:

— Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.

— Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки.

6.Все закончилось благополучно,Только хвост мой остался в проруби… (волк из сказки “Лисичка-сестричка и серый волк”).

У: Какие же вы молодцы, со всеми заданиями справляетесь. Посмотрим как со следующим справитесь!

У: В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их

«Петушок Ряба» – «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

«Утки-лебеди» – «Гуси-лебеди».

У: Все молодцы, все справились с заданиями!

У: А может кто-то хочет рассказать свою любимую сказку, или показать книгу где наверное много интересный, сказок?

Подведение итогов.

У:  Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам?

Д: Да, очень

У: А, что вам больше понравилось?

Д: Разгадывать кроссворд, угадывать сказки.

У: А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат?

Д: Они учат нас быть добрыми, смелыми.

У: Молодцы, правильно сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми, дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.  

МБОУ « Гастелловская СОШ»

Хабарского района

Алтайского края

классный час в 3 классе по теме:

«Путешествие в мир русских

народных сказок».

Провела: Клюенко Т.Н.,

учитель начальных классов.

2018 год

Тема: «Путешествие в мир русских народных

сказок».

Цель: вызвать интерес к русским народным сказкам, приобщать детей к

народному творчеству; формировать у учащихся доброе взаимоотношение;

способствовать развитию мышления и познавательной активности,

творческих способностей, формированию классного коллектива; развивать

воображение, сообразительность, мышление, речь учащихся.

Оборудование:

мультимедиа проектор;

Ход мероприятия:

Здравствуйте, дорогие друзья!

Сегодня мы с вами приглашены в гости к Сказке. Да, да! Именно она,

Сказка, будет гостеприимной хозяйкой нашего классного часа, тема которого

«Путешествие в мир русских народных сказок».Слайд 1

Вступительное слово учителя

Ребята, а вы любите сказки? (Ответ детей) Слайд 2

И я люблю. Веселые и грустные, страшные и смешные, сказки знакомы нам с

детства. С ними связаны наши представления о добре и зле, о мире и

справедливости.

Сказки любят и дети, и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов,

композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы,

создаются оперы и балеты.

А почему сказки называют народными? (Ответ детей) Слайд 3

Верно, народные сказки придумал народ и передавал их из уст в уста, из

поколения в поколение.

А как вы понимаете из уст в уста?

Когда вы были маленькими, вам рассказывали сказки мамы или бабушки,

а потом пошли в школу и сами научились их читать. Читая сказки, вы

проникаете в чудесный, загадочный, таинственный мир. В сказках

совершаются самые невероятные чудеса.

Ребята, а как появились сказки?

Когда появилась сказка точно сказать нельзя, но всё это время она жила в

народе и рассказывалась устно. Самым первым творцом их во все времена

был народ. Сначала, конечно, её придумал один человек, рассказал другому.

Тому она понравилась, он её запомнил и рассказал комуто третьему,

например своей дочери или сыну, а те, когда выросли рассказали своим

детям.

И вот сегодня мы с вами совершим путешествие в этот загадочный мир

русских народных сказок.

В мире много сказок Слайд 4

Грустных и смешных,

И прожить на свете

Нам нельзя без них.

В сказке может всё случиться:

Чтото ждёт нас впереди?

Слышишь? Сказка в дверь стучится,

Скажем сказке: “Заходи”.

Ребята вот мы с вами говорим сказка , сказка.

А что такое сказка? Слайд 5

Сказка произведение о вымышленных лицах и событиях с участием

волшебных фантастических сил.

Много сказок родилось на русской земле.

Сказки бывают разные.

А СЕЙЧАС МЫ НАЧИНАЕМ ТУРНИР ЗНАТОКОВ РУССКИХ

НАРОДНЫХ СКАЗОК

Все присутствующие делятся на две команды с помощью игры

«Ручеек» следующим образом. Дети произвольно встают в пары и

начинают играть в хорошо известную всем игру, через некоторое время

ведущий хлопает в ладоши, и те, кто был в парах, расходятся по разным

командам. (Такой подход позволяет объединить людей, которые ранее мало

общались.)

Придумайте название вашей команде.

Но для начала давайте узнаем какиеже правила существуют в нашей игре.

Слушать внимательно.

Не уверен в ответе – лучше подумай.

Каждая команда имеет право на ответ один раз.

За нарушение правил игры назначается штраф – 1 балл.

За каждый правильный ответ вы будите получать жетон. Какая команда

больше наберёт жетонов, та и победит.

Самым великим путешественником во многих сказках был колобок.

И поэтому сигнальной карточкой в нашей игре будет Колобок.

1 конкурс «Разминка».

1.Как называется летающий аппарат, на котором женщина впервые

поднялась в воздух? (Ступа.).

2.На её кончике смерть одного из сказочных героев. (Игла.)

3. Предмет, благодаря которому царевич нашел себе жену? (Стрела.)

4. В какой сказке за не послушание мальчик превратился в

козленочка? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка».)

5. В какой сказке волк помогает во всем Ивануцаревичу? («Иванцаревич и

серый волк».)

6.Жилище БабыЯги.(изба)

7.Волшебный «компас» из русских народных сказок.(Клубок.)

8. Сказочное торжество на весь мир. (Пир.)

2.В корзине у меня сказочные вещи. Они принадлежат героям русских

народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Ответьте мне, из

каких они сказок. Слайд 6

кувшин с узким горлышком (“Лиса и журавль”);Слайд7

зеленые мелкие яблоки (“Гусилебеди”);Слайд8

золотое яйцо (“Курочка Ряба”);слайд9

жарптица (“Жарптица и Василисацаревна”);Слайд10

лягушка (“Царевналягушка”);Слайд11

бобовое зернышко (“Петушок и бобовое зернышко”);Слайд12

3.Послушайте внимательно отрывок и отгадайте, из какой он сказки.

1.Кот услыхал крик, пустился в погоню, нагнал лису и отбил петуха.

Не говорил ли я тебе, Петя, не выглядывай в окошкосъест тебя лиса и

косточек не оставит! Смотри же слушай меня! Мы завтра далеко пойдем.

(«Кот, петух и лиса»)

2. На другой год мужик посеял на том месте рожь. Приехал жать, а уж

медведь его дожидается:

Теперь меня, мужик не обманешь, давай мою долю.

Бери, медведюшко, корешки, а я себе возьму хоть вершки. (Мужик и

медведь)

3. Яблонька, яблонька, скажи, куда гуси полетели?

Съешь моего лесного яблочка,скажу.

У моего батюшки и садовые не едятся.(Гусилебеди)

4. Дочь моя хорошая, дочь моя пригожая, поди догляди, кто сироте

помогает. Двуглазка пошла с сиротой, забыла матушкино приказание, на

солнышке распеклась, на травушке разлеглась.

Спи, глазок, спи, другой!

Коровушка наткала, побелила, в трубы накатала.(Хаврошечка)

Подсчитайте жетоны.

Поиграем в подвижную игру «Весёлый мяч». Встаём в круг и, передавая

друг другу мячик, произносим слова: «Ты катись весёлый мячик быстро,

быстро по рукам. У кого весёлый мячик, назовёт тот сказку нам». Тот, у кого

мячик оказался в руках на последнем слове, должен назвать сказку. Немного

отдохнули и возьмёмся за дело.

4.В названиях следующих сказок есть ошибки. Найди их. Слайд 13

«Петушок Ряба» «Курочка Ряба».

«Даша и медведь» – «Маша и медведь».

«Волк и семеро ягнят» – «Волк и семеро козлят».

«Петушок и гороховое зёрнышко» – «Петушок и бобовое зёрнышко».

«Уткилебеди» – «Гусилебеди».

«Лисичка с кастрюлькой» – «Лисичка со скалочкой.

«По рыбьему велению» – «По щучьему велению».

«У страха глаза огромны» – «У страха глаза велики».

«Заюшкин домик» – «Заюшкина избушка».

7.Задание « Зашифрованные имена».

Участникам предстоит составить правильно буквы в словах, чтобы

получилось имя сказочного героя.

альМваин (Мальвина)

саролнК (Карлсон)

шулокаЗ (Золушка)

чатяПок (Пятачок)

леямЕ (Емеля)

куСегорчан (Снегурочка)

8.Сказка в сказке

Конкурс «Узнай сказки». Какие же сказки задействованы.

Жилбыл у бабы с дедом Колобок. Лежал он както раз на окошке. А тут

Мышка бежала хвостиком махнула. Колобок упал и разбился. Прибежали

семеро козлят и все съели, а крошки оставили. Побежали они домой, а

крошки рассыпали по дорожке. Прилетели Гусилебеди, стали крошки

клевать, да из лужи запивать. Тут Кот ученый им говорит: «Не пейте, а то

козлятами станете!»

(7 сказок: «Колобок», «Курочка Ряба», «Волк и семеро козлят», «Гензель и

Гретель», «Гусилебеди», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»,

«Руслан и Людмила»)

9.Сочини свою сказку

Каждой команде я предлагаю сочинить свою минисказку. На это вам три

минуты. Начала сказок вы можете начать по своему.

а) Жили – были мужик да баба.

Да была у них девочка хохотушка, да мышканорушка …

а) Жили – были мужик да баба.

Да была у них коровка Маринка , да собака Глафирка….

Плывут угрюмые века,

Плывут, как в небе облака.

Спешат, бегут за годом год,

А сказка – на тебе! – живет!

Она живет в любом дому

И странствует по странам. А почему?

Да потому, что без нее нельзя нам!

Подведение итогов .

А теперь ребята посчитайте свои жетоны .

Чья же команда победила?

Понравилось ли вам путешествие по русским народным сказкам? (Ответ

детей)

А, что вам больше понравилось? (Ответ детей)

А как вы думаете, зачем нам нужны сказки? Чему они учат? (Ответ детей)

Сказки учат быть умными и добрыми, честными и трудолюбивыми,

дружными и смелыми. Они учат, как победить зло, ложь, коварство, никогда

не терять веру в удачу, любить свою Родину и защищать слабых.

Выдуманный сказочный мир всегда несёт с собой мудрую мысль. Недаром

говорят: «Сказка ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок».

10.. Кому принадлежат эти слова из сказки?

«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь все будет сработано».

(Корова «Хаврошечка»)

«Тепло ли тебе, девица, тепло ли тебе красная». (Морозко)

«Не пей, братец, козленочком станешь». (Аленушка)

«Фуфу, русского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче

русский дух сам пришел». (Баба Яга)

«Сивкабурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед

травой». (Ивандурак)

«Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам». (Лиса).

«Несет меня лиса за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы».

(Петушок)

«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать

пришла, молока принесла». (Волк).

«Вижу вижу! Не садись на пенек, не ешь пирожок. Неси бабушке,

неси дедушке». (Маша)

Нам не страшен серый волк,

Серый волк, серый волк!

Где ты ходишь, глупый волк,

Старый волк, страшный волк! (Три поросенка)

5. Задание – продолжи сказку

Внимательно послушайте отрывок из сказки и продолжите её

1. …Бежит лиса, а навстречу ей волк.

Такто, – кричит, ты меня научила в проруби рыбу ловить? Избили

меня, исколотили, хвост мне оторвали!

А что ответила лиса? («Эх, волчок, волчок. У тебя только хвост

оторвали, а мне всю голову разбили. Видишь, мозги выступили. Насилу

плетусь!»)

2. …Бежит Машенька, несет братца, ног под собой не чует, Оглянулась

назад – увидела гусей – лебедей. Что делать?

Побежала она к молочной реке – кисельным берегам.

А что дальше? («Речка, спрячь нас!» – просит Машенька. Речка

посадила её с братцем под крутой бережок, от гусей спрятала.)

3. …Подошли к избушке – петух и запел:

Кукареку! Несу косу на плечи, хочу лису посечи. Ступай, лиса, вон!

А лиса что говорит? (А лиса испугалась и говорит: «Одеваюсь…»)

4. …А лиса опять тут как тут. Сидит под окошком песенку поет. А Петя –

петушок не выглядывает. Лиса и говорит:

А что говорит? (– Ах, Петяпетушок, что сказать тебе хочу. Бежала я по

дороге и видела: мужики ехали, пшено везли, один мешок худой был, все

пшено рассыпалось, а подобрать некому.)

6. Задание – Восстановить последовательность событий в сказках

Детям выдаются карточки с последовательностью, в которых они должны

восстановить правильный порядок событий.

«Лиса и заяц».

4 Зайчик встретился с медведем.

6 Петушок выгнал лису.

1 У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.

3 Зайчик встретился с собакой.

2 Лиса выгнала зайца.

7 Зайчик живёт с петушком.

5 Зайчик встретил петушка.

«Гусилебеди».

5 Машенька встретилась с речкой.

6 Девочка в избушке бабыяги.

8 Сестрица приводит братца домой.

3 Девочка встретилась с печкой.

1 Гусилебеди унесли Иванушку.

7 Мышка помогает Машеньке.

4 Девочка встретилась с яблоней.

2 Машенька бросилась догонять гусей.

Игра для всех «Одна буква» Ведущий называет по порядку буквы

алфавита (кроме: й, ъ, ы, ь). Дети выкрикивают имя сказочного героя на

сказанную букву. Например, «А» — Айболит, «Б» — Буратино, … «Я» —

Яга.

Приложение

альМваин

саролнК

шулокаЗ

чатяПок

леямЕ

куСегорчан

альМваин

саролнК

шулокаЗ

чатяПок

леямЕ

куСегорчан

а) Жили – были мужик да баба.

Да была у них девочка хохотушка, да мышка

норушка …

а) Жили – были мужик да баба.

Да была у них коровка Маринка , да собака

Глафирка….

«Лиса и заяц».

4 Зайчик встретился с медведем.

6 Петушок выгнал лису.

1 У зайчика была избушка лубяная, а у лисы ледяная.

3 Зайчик встретился с собакой.

2 Лиса выгнала зайца.

7 Зайчик живёт с петушком.

5 Зайчик встретил петушка.

«Гусилебеди».

5 Машенька встретилась с речкой.

6 Девочка в избушке бабыяги.

8 Сестрица приводит братца домой.

3 Девочка встретилась с печкой.

1 Гусилебеди унесли Иванушку.

7 Мышка помогает Машеньке.

4 Девочка встретилась с яблоней.

2 Машенька бросилась догонять гусей.

Цель: расширить знания учащихся о сказках.

Задачи: развивать умение ориентироваться в сюжете сказки, определять названия, героя сказки; развивать грамотную речь, память, мышление, внимание, склонности к творческой деятельности; воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, товарищества; способствовать формированию умения работы в паре и группах.

Методы: словесные, наглядные, практические.

Оборудование: компьютер, слайды «В гостях у сказки», книги со сказками.

Формируемые УУД:

  • Личностные: воспитывать интерес к устному народному творчеству и творчеству писателей;
  • Метапредметные: учить уважать мнение своих товарищей; учиться коллективному обсуждению тех или иных ситуаций.
  • Предметные: вспомнить сказки; сравнивать сказочных героев, их поступки.

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Организационный момент

– Ребята, вы, конечно, любите сказки? И вот сегодня мы собрались, чтобы еще раз вспомнить самые любимые сказки.

Итак, путешествие в страну сказок начинается.

Песня: («В мире много сказок»)

2. Конкурсная программа

Разминка «Сказочный следопыт»

В мешочке лежат «предметы из сказок». Задача игроков: отгадать, из какой сказки эти предметы.

— яйцо — «Курочка Ряба»

-репка — «Репка»

красная шапочка – «Красная шапочка»

горшочек, кольцо, зеркало, клубок, градусник, ключ, дудочка.

1 конкурс «Продолжи слово…»

Ребята, сейчас продолжите нужное слово:

  • «Три…» (медведя)
  • «Два …»  (Мороза)
  • «Красная …» (шапочка)
  • «Маша и … » (Медведь)
  • «Царевна-… »(Лягушка)
  • «Аленький …» (цветочек)
  • «Сестрица Аленушка и …» (братец Иванушка)
  • «Сивка-…» (Бурка)
  • «Василиса-…» (Прекрасная)
  • «Принцесса на …» (горошине)

2 конкурс «Сказочные загадки»

Ребята, сейчас я вам предлагаю угадать героев сказок:

1.

Маленькая девочка весело бежит
По тропинке к домику, что в лесу стоит.
Нужно этой девочке к бабушке скорей
Отнести корзиночку, посланную ей.
(Красная шапочка)

2.

Сидит в корзине девочка 
У мишки за спиной, 
Он сам того не ведая,
Несет ее домой.
(Маша и Медведь)

3.

У отца был мальчик странный, 
Человечек деревянный
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный
Кто же это? (Буратино)

4.

Чуть женой крота не стала
И усатого жука, 
Вместе с ласточкой летала
Высоко под облака.
(Дюймовочка)

5.

Рыжая плутовка, хитрая воровка
Курочку стащила, к норе засеменила.
Ждут ее ребята, рыжие лисята.
А как зовут маму-красу?
Узнаете вы… (Лису)

6.

И на мачеху стирала, и горох перебирала
По ночам при свечке,
А спала при свечке.
Хороша, как солнышко,
Кто же это? (Золушка)

7.

Скрипит зубами, водит носом
И русский дух не переносит.
Старуха с костяной ногой
Зовется…. (Бабою Ягой)

Песня «Дорогою добра» из к/ф «Маленький Мук». Слова: Ю.Энтин, Музыка: М. Минков.

3 конкурс «Угадайте сказку по опорным словам»

Крот, нора, ласточка, мышь, жаба, лилия (Дюймовочка)

Замок, сапоги, поле, осел, шляпа, лев, маркиз, река, кот (Кот в сапогах)

Волк, пирожки, девочка, бабушка, дровосеки (Красная шапочка)

4 конкурс «Блицтурнир»

  1. Кто в сказке вместо удочки использовал свой хвост? (Волк)
  2. Какими словами обычно начинаются сказки? (Жили-были)
  3. Кто снес не простое яичко, а золотое? (Курочка Ряба)
  4. Кто закопал пять золотых монет? (Буратино)
  5. На какой птице летала Дюймовочка? (Ласточка)
  6. Из какого инструмента солдат сварил суп? (Топор)
  7. Какой предмет потеряла Золушка? (Туфельку)
  8. Кто говорил, что он красивый, в меру упитанный мужчина? (Карлсон)
  9. Любимый летательный аппарат Бабы Яги? (Ступа, метла)
  10. Кличка собаки из сказки «Репка» (Жучка)
  11. Материал, из которого старуха слепила колобок? (Мука)
  12. Какое средство помогло Карлсону избавиться от высокой температуры? (Варенье)
  13. Что купила на базаре Муха-Цокотуха? (Самовар)
  14. Где работает Печкин из Простоквашино? (Почта)
  15. Какой герой с помощью своей бороды делал всякие чудеса? (Старик Хоттабыч)
  16. Кто дал Буратино золотой ключик? (Черепаха Тортилла)
  17. То, что в сказках всегда побеждает. (Добро)

5 конкурс «Отгадай сказку по иллюстрациям»

Детям показываются иллюстрации к сказкам: «Теремок», «Приключения Буратино», «Морозко», «Дюймовочка», «Гуси – лебеди», «Колобок», «Кот в сапогах» и другие.

6 конкурс «Буквы рассыпались»

Собрать название сказок из букв. (Буратино, Незнайка, Теремок)

7 конкурс Инсценировка сказки «Теремок»

Подведение итогов. Рефлексия

Наше путешествие подходит к концу. В сказках, которые мы сегодня вспоминали, были разные герои. И они нам принесли на урок вот такую вазочку. Сейчас мы с вами её заполним цветочками. А для этого я хочу, чтобы каждый из вас оценил сам себя, как он работал сегодня, и было ли ему интересно на занятии. У вас на столах у каждого лежат три цветочка: красный, зелёный и синий. Выберите нужный цветочек, намажьте его клеем. Теперь первый ряд идёт прикреплять цветочки на вазочку и приклеивает свои цветочки на неё, второй ряд, третий ряд. (приём «Букет настроения»)

Посмотрите, какая красивая получилась у нас вазочка! Я очень рада, что на ней много красных цветочков, которые говорят, что вам было сегодня интересно, и вы хорошо работали. Я тоже очень довольна вами и тем, как вы сегодня работали!

Список используемой литературы

  1. Сухин И.Г. Новые занимательные материалы для 1–4 классов. – М., 2018.
  2. Арсенина Е.Н. Авторские сценарии внеклассных мероприятий в начальной школе. – М., 2015.
  3. Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. – М., 2007.

Внеклассное мероприятие

«Путешествие в страну сказок» для учащихся 4 класса

Цель: 
1. Развивать читательский интерес, прививать любовь к чтению, книге; способствовать развитию речи, памяти. 
2. Организовать досуг детей, способствовать укреплению детского коллектива, прививать умение слушать и слышать друг друга.
3. Воспитывать нетерпимость к человеческим порокам – жадности, лжи, трусости.
4. Показать детям удивительный мир сказок, их мудрость и красоту, воспитывать любовь к сказкам.

Оборудование: иллюстрации к сказкам, мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие в страну сказок».

Ход мероприятия

Ведущий

Звонко прозвенел звонок,

Сразу рты все на замок.

Говорим, когда вас спросят

Или выступить попросят.

Ведущий

Сегодня мы с вами отправляемся в необычное и удивительное путешествие, в котором очень важно соблюдать дисциплину и порядок.

Поэтому каждая экскурсионная группа сейчас выберет капитана, который будет отвечать на все поставленные вопросы.

Ведущий

А теперь в путь. Осталось узнать, в какую страну мы с вами отправляемся.

Посмотрите по сторонам, найдите все буквы, напишите их на листок и составьте слово, напрямую связанное с нашей страной.

Ведущий

Мы отправляемся в путешествие в страну, где больше всего чудес, в страну сказок. Закройте свои глазки. Представьте себе огромные ворота, закрытые на железные замки.

Крибле, крабле, бам, барас,

Пропустите двери нас.

Отрываем глаза, путь свободен.

Ведущий

А вот и хозяйка чудесной страны — сказочница.

Сказочница

Рада приветствовать вас в необычной стране. А знаете ли вы, что сказки появились очень давно, когда ещё не было письменности. Поэтому они передавались от одного человека к другому из уст в уста. Прошло много времени прежде, чем сказки стали записывать на бумагу и печатать книги.

Ведущий

Сказки отличаются от других произведений. У них есть зачин, волшебные герои, троекратный повтор, концовка.

Ведущий

Поэтому в толковом словаре Ожегова мы можем прочитать следующее определение сказки.

Сказочница

Сказка – это произведение о вымышленных лицах и событиях, чаще с участием волшебных фантастических сил.

Ведущий

В настоящее время сказок придумано очень много. У вас на листочках написаны названия нескольких из них. Разделите сказки на группы, в зависимости от того, кто их сочинил, дайте название группе.

Словацкая сказка «У солнышка в гостях»

Украинская сказка «Колосок»

Русская народная сказка «Смоляной бычок»

Казахская сказка «Медведь и комар»

П.П. Бажов «Серебряное Копытце»

С.Т. Аксаков «Аленький цветочек»

В. Гаршин «Лягушка – путешественница»

Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Ведущий

В зависимости от автора сказки бывают народные (так как их сочинил неизвестный сказочник) и авторские или литературные (которые написали писатели).

Ведущий

Народные сказки это произведения устного народного творчества о вымышленных событиях и героях.

Давайте вспомним самые популярные народные сказки. (Презентация)

«Волк и лиса»

«Гуси – лебеди»

«Царевна лягушка»

«Репка»

«Маша и медведь»

«Кот, петух и лиса»

«Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»

«Лиса и журавль»

«Колобок»

«Волк и семеро козлят»

«По щучьему велению»

«Теремок»

Ведущий

У сказочных героев и предметов есть двойные имена и названия. Допишите второе имя.

Ведущий

Авторские сказки тоже очень интересные. Известных сказочников в мире не так много, поэтому вы должны их хорошо знать.

Внимательно рассматривайте портрет, а имя и фамилию сказочника записывайте на листок.

(Александр Сергеевич Пушкин

Ганс Христиан Андерсен

Эдуард Николаевич Успенский

Корней Иванович Чуковский

Шарль Перро

Самуил Яковлевич Маршак).

Ведущий

А теперь вспомним, какие произведения написали эти сказочники.

Соедините автора и название сказки.

Шарль Перро

«Красная Шапочка»

Шарль Перро

«Кот в сапогах»

Корней Иванович Чуковский

«Федорино горе»

Корней Иванович Чуковский

«Краденое солнце»

Ганс Христиан Андерсен

«Стойкий оловянный солдатик»

Ганс Христиан Андерсен

«Снежная королева»

Эдуард Николаевич Успенский

«Крокодил Гена и его друзья»

Эдуард Николаевич Успенский

«Дядя Фёдор, пёс и кот»

Александр Сергеевич Пушкин

«Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

Александр Сергеевич Пушкин

«Сказка о золотом петушке»

Самуил Яковлевич Маршак

«Кошкин дом»

Самуил Яковлевич Маршак

«Двенадцать месяцев»

Сказочница

Одну из авторских сказок мы сейчас посмотрим. К. Чуковский «Федорино горе».

(Просмотр мультфильма)

Ведущий

Каждая сказка обязательно чему-то учат. Что поучительного вы увидели в этой сказке?

Ведущий

Все сказки можно разделить на группы, в зависимости от содержания.

Сказочница

Посмотрите сказку «Каша из топора».

Поставьте на листе цифру 1. Напишите вид сказки, которую вы посмотрели. (Бытовая)

Ведущий

В бытовых сказках говорится о бедных и богатых. В них высмеивается лень, жадность богатых и прославляется ум, смекалка простых людей.

Ведущий

Допишите на листе в столбик цифры 2, 3, 4. Запишите, какие ещё виды сказок вы знаете (волшебная, о животных, богатырская)

Ведущий

Посмотрите, сколько в мире придумано различных сказок. А для чего нужны нам сказки?
Ученик

Для чего нужны нам сказки?
Что в них ищет человек?
Может быть, добро и ласку.
Может быть, вчерашний снег.

Ученица

В сказке радость побеждает,
Сказка учит нас любить.
В сказке звери оживают,
Начинают говорить.

Ученик

В сказке все бывает честно:
И начало, и конец.
Смелый принц ведет принцессу

Непременно под венец.
Ученица
Белоснежка и русалка,
Старый карлик, добрый гном – 
Покидать нам сказку жалко,
Как уютный милый дом.

Ведущий

Ещё А.С.Пушкин говорил: «Сказка-ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

Сказочница
В сказке всё вымысел, но каждая сказка учит доброму и хорошему.

Ведущий

А ещё сказки развивают наблюдательность, сообразительность и внимание.

Разгадайте кроссворд «По дорогам сказок» и проверим ваши интеллектуальные способности.

Ведущий
А теперь я предлагаю всем вместе нарисовать картинку к хорошо всем известной сказке. Но рисунок у нас будет необычный. Мы составим его из пазлов. Они сами образуют картинку, если вы правильно ответите на загадки. Презентация «Угадай-ка!
Слайд №1, №2 (Титульный слайд презентации «Угадай-ка»», слайд с обращением к ребятам)
«Зиму всю лиса старалась,
Перестраивала дом.
Украшала, прибиралась,
Хорошо ей было в нем.
Но пришла весна, от дома
Не осталось и следа.
Все лисичкины хоромы
Смыла талая вода.» (Зайкина избушка»)

Слайд №3 (Слайд с изображением 1 пазла)
В детстве все над ним смеялись,
Оттолкнуть его старались:
Ведь никто не знал, что он
Белым лебедем рожден. («Гадкий утёнок»)

Слайд №4 (Слайд с изображением двух пазлов)
В этой книжке – именины, 
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел убить хозяйку,
Чуть её не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил. («Муха-Цокотуха»).

Слайд №5 (слайд с изображением 3 пазлов)
Кто работать не хотел,
А играл и песни пел?
К братцу третьему потом
Прибежали в новый дом.
От волка хитрого спаслись,
Но долго хвостиком тряслись.
Сказка известна любому ребёнку
И называется… («Три поросёнка»).

Слайд №6 (Слайд с изображением 4 пазлов)
А теперь про чей-то дом
Разговор мы заведём…
В нём богатая хозяйка
Припеваючи жила,
Но беда пришла нежданно:
Этот дом сгорел дотла! («Кошкин дом»).

Слайд №7 (Слайд с изображением 5 слайдов)
Колотил да колотил
По тарелке носом,
Ничего не проглотил
И остался с носом.

Слайд №8, №9 (целиком: иллюстрация к сказке «Теремок»)

Ведущий
Вы читайте сказки, дети!
Научитесь их любить.
Может быть, на этом свете
Станет легче людям жить.

 

  • Классный час викторина по сказкам 2 класс
  • Классный час в мире сказок 1 класс
  • Классика рассказы русские писатели
  • Классика или класика как пишется слово
  • Классика для малышей сказки