Классный час права в сказках

Слайд 1

Конституция страны — закон нашей жизни. Государственные символы России .

Слайд 2

Что мы Родиной зовём? И берёзки, вдоль которых Дом, где мы с тобой живём, Рядом с мамой мы идём.

Слайд 3

Что мы Родиной зовём? Наши праздники и песни, Поле с тонким колоском, Тёплый вечер за окном.

Слайд 4

Мы- россияне Наша малая родина- село Тахта, частица великой страны России!

Слайд 5

1 остановка «Что такое конституция и для чего она нужна» Много, много лет назад, Как нам люди говорят, Был придуман Он — Конституции Закон, И с тех пор за годом год Его чествует народ, За мораль и за порядок, И не страшен нам упадок, Кто законы соблюдает, Тот, конечно, уважает Конституцию, страну, Родину свою одну!

Слайд 6

Что такое Конституция? Конституция – ( от лат . установление ) – основной закон государства . Конституция определяет : Основы государственного и общественного строя ; Систему органов власти , порядок их образования и деятельности ; Права и обязанности граждан .

Слайд 7

Конституция РФ Статья 17 1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией. 2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. 3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Слайд 8

2 остановка «Мои права и обязанности- гарантированы конституцией» Права ребёнка надо знать, Не только знать, Но соблюдать, Тогда легко нам будет жить, Играть, дружить и не тужить! Посмотрим видеофильм «Я и семья, мои права»

Слайд 9

3 остановка «В гостях у сказки» Определим, права каких героев сказок нарушаются

Слайд 10

В какой сказке нарушено право на неприкосновенность жилища?

Слайд 11

В какой сказке и кто нарушал право на свободу и свободный труд за вознаграждение, держал кукол в рабстве?

Слайд 12

У какой известной сказочной героини нарушено право на отдых, разумное ограничение рабочего времени?

Слайд 13

4 остановка «Символы Российской Федерации»» А знаете, с чего начинается Конституция? На первой странице Конституции – гимн нашей страны. Гимн – это главная песня страны, которая звучит на всех главных событиях страны. А как нужно слушать гимны? Прослушаем гимн нашей страны.

Слайд 14

1.Россия — священная наша держава, Россия — любимая наша страна. Могучая воля, великая слава — Твое достоянье на все времена! Припев: Славься, Отечество наше свободное, Братских народов союз вековой, Предками данная мудрость народная! Славься, страна! Мы гордимся тобой ! 2.От южных морей до полярного края Раскинулись наши леса и поля. Одна ты на свете! Одна ты такая — Хранимая Богом родная земля! Припев : 3.Широкий простор для мечты и для жизни Грядущие нам открывают года. Нам силу дает наша верность Отчизне. Так было, так есть и так будет всегда! Припев: Гимн России Музыка — Георгия Александрова, новый текст — Сергея Михалкова.

Слайд 15

Герб России У России величавой На гербе орёл двуглавый, Чтоб на запад на восток Он смотреть бы сразу мог. Сильный, мудрый он и гордый. Он – России дух свободный.

Слайд 16

Белый цвет – берёзка. Синий — неба цвет. Красная полоска- Солнечный рассвет. Флаг России

Слайд 18

5 остановка Вспомним государственные праздники

Слайд 19

Новый год 23 февраля Праздник Весны и Труда 1 января День защитника Отечества 9 мая Рождество Христово 1 мая День Победы 4 ноября День народного единства 7 января День независимости России 8 марта Международный женский день 12 июня

Слайд 20

Подведём итог классного часа 1. Что такое Конституция? 2. Где записаны права и обязанности граждан России? 3. Когда была принята новая Конституция? 4. Какие государственные символы России?

ГОСУДАРСТВЕННОЕ 
УЧРЕЖДЕНИЕ

Луганской народной республики

«Луганское общеобразовательное учреждение –

средняя общеобразовательная  школа №26»

Внеклассное
мероприятие

для
обучающихся первых классов

«Права ребёнка в сказках»

Составила и
провела

учителя начальных
классов

Дорожкина А.В.

2021-2022 учебный
год

Внеклассное
мероприятие

«Права
ребёнка в сказках»

Цели:
дать обучающимся первоначальные правовые знания;  развивать умение рассуждать,
сопоставлять, высказывать своё мнение, работать коллективно; воспитывать в
детях уважение к правам и свободам личности, чувство собственного достоинства,
справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права и
обязанности; дать возможность почувствовать себя ответственным гражданином
своей республики.

Форма
проведения
:
познавательное путешествие.

Оборудование:
ноутбук, телевизор, презентация, доска, магниты, наглядный материал, творческие
проекты и рисунки обучающихся.

Ход
мероприятия

I.Организационный
момент

Релаксация.
Улыбнитесь, ребята. Подарите свою улыбку друг другу. Вас
приветствует
весё
лое солнышко и дарит вам свои волшебные лучики:
счастья, добра, здоровья. А
я вам дарю лучик знания.
Чтоб вы были добрыми, вежливыми, уважали друг друга и окружающих, чтобы получали
н
овые знания, которые вам пригодятся
в жизни.

II.Сообщение
темы мероприятия

Сегодня
мы с вами отправимся в познавательное путешествие по стране права. У нас на
занятии будут царить любовь, доброта и взаимопонимание.

III. Работа по теме мероприятия

Вступительная беседа

         
Давным–давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди. Одновременно с этим
возникли и главные вопросы:


Что люди могут делать?


Какие права они имеют?

         
И люди взялись за решение этих главных вопросов: в беседах между собой, в
поисках различных компромиссных  решений, путем международных переговоров. В
конце концов, удалось решить главные вопросы, и на свет появилась
Всеобщая Декларация прав человека. Взрослые люди имеют много
различных прав. Основные из них изложены во Всеобщей Декларации прав человека.
Это у взрослых.


А у вас есть какие-либо права? (Ответы учащихся)


Кто знает, что такое право? (Ответы учащихся)

Да,
право – это правила, по которым живут люди и эти правила охраняются
государством и определяют отношения людей в обществе.


Кто знает, где изложены ваши права? (Ответы учащихся)

Конве́нция
ООН о права́х ребёнка
 — международный
правовой документ, определяющий права детей. Конвенция о правах ребёнка
является первым и основным международно-правовым документом обязательного
характера, посвящённым широкому спектру прав ребёнка. 

Вашему
вниманию основные из них.

Ребёнок
имеет право:

·        
на жизнь;

·        
на жизнь в семье со своими родителями;

·        
на безопасные условия жизни, не
подвергаться жестокому и небрежному обращению;

·        
свободно выражать своё мнение;

·        
на бесплатное образование;

·        
на бесплатную медицинскую помощь;

·        
на владение личным имуществом;

·        
на неприкосновенность жилища;

·        
на свою тайну;

·        
на отдых и досуг.

Конкурс
«Угадай героя сказки»

1.
Уплетая калачи,

Ехал парень на
печи.

Прокатился по
деревне

И женился на
царевне. (Емеля)

2.
Летела стрела и попала в болото,

А в этом болоте
поймал её кто-то.

Кто распростился с
зелёною кожей,

Сделался мигом
красивой, пригожей? (Лягушка)

3.
Он большой шалун и комик,

У него на крыше
домик.

Хвастунишка и
зазнайка,

А зовут его …
(Карлсон)

4.
Нежная девочка с хвостом

Пеной морскою
станет потом.

Всё потеряет,
любви не продав,

Жизнь свою за неё
отдав. (Русалочка)

5.
Живёт в лесной избушке,

Ей скоро триста
лет.

И можно к той
старушке

Попасться на обед.
(Баба Яга)

6.
Появилась девочка в чашечке цветка,

А размером
крошечка чуть больше ноготка.

В ореховой
скорлупке девочка спала,

Кто же эта
девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

IV.
Физкультминутка

V.
Продолжение работы по теме


Сказка – прекрасный учебник жизни.

«Сказка
– ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» А.С.Пушкин


Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает
народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка – это занимательный
устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Она
запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту
обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.

         
Проанализируем сюжеты знакомых сказок с позиции нарушения прав сказочных
героев.

Название сказки

Что произошло?

Какое право нарушено?

Волк и семеро козлят

Волк, проникнув в домик козлят, съел их.

Право на жизнь.

Гуси — Лебеди

Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в
тёмный лес.

Право на жизнь в семье со своими родителями.

Морозко

Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика
увезти девушку в лес и оставить там одну.

Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и
небрежному обращению.

Лиса и Журавль

Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался
голодным.

Право на хорошее питание.

Заюшкина избушка

Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.

Право на неприкосновенность жилища.

Крошечка — Хаврошечка

Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна
выполняла всю работу по дому.

Право на отдых и досуг.

Царевна — лягушка

Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в
прекрасную девушку, сжёг эту кожу.

Право на свою тайну.

По щучьему велению

Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей
выходить замуж за того, кого она выбрала.

Право свободно выражать своё мнение.

         
Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда
находятся те, кто встаёт на защиту прав. И у сказочных героев тоже есть свои
защитники. Так Коза спасла своих козлят, сестра возвратила братца в семью,
Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Крошечке-Хаврошечке
помогала её любимая корова, Иван-царевич сам вернул своё счастье, а царевна
вышла замуж по любви. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается.

         
Но и дети не одни в современном мире. На защите их прав стоят родители и
государство. Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день
ребёнка, 1 июня – День защиты детей.

VI.
Физкультминутка

VII.Защита
творческих проектов и рисунков

        
Представление и защита своих творческих проектов и рисунков обучающимися.

VIII.
Рефлексия

Спасибо,
ребята, за плодотворную работу. Сегодня вы узнали много нового. Я думаю, что
наша с вами работа принесёт пользу, так как это поможет вам правильно вести
себя как со взрослыми, так и со сверстниками и мой совет всем:

Пользуясь
своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого
есть и обязанности
.

СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ

1.     Шабельник
Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.

2.     Болотова
Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.

3.     Элиасберг
Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. –
СПб.: Древо жизни, 2011 г.

4.     Книга для
умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

Задачи :


  1. Подвести учащихся к выводу, что в жизни русские
    люди любили другу друга, стремились уважать
    старших как более знающих, быть послушными и
    следовать правилу “за добро добром платят”.
  2. Объяснить учащимся, что послушание выражается в
    исполнении повеления, а своеволие – в
    самоуправстве.
  3. Дать общее понятие, что означает право и права
    человека, что такое ответственность.

Все мы живём в обществе. А что такое
общество? Вот некоторые цитаты, взятые из разных
произведений : “Какое приятное общество !” —
воскликнул человек в цилиндре, входя в помещение
клуба. “В таком обществе я не намерена
оставаться ни минуты”, — холодно проговорила
женщина, покидая каюту. “Наше тайное общество
насчитывает уже более 100 членов”, — произнёс
человек в балахоне. “Ваш сын, к сожалению, попал в
дурное общество”, — горестно вздохнула
учительница.

Так что же такое общество? Общество –
группа людей в более широком или более узком
смысле. Поэтому каждый человек – частица
общества. Классный коллектив – это тоже
общество. Мы все такие разные (слайды 2-4 (см. презентацию)). Но от того, какие
мы, как мы себя ведём, зависит состояние нашего
классного коллектива. И наоборот : от того, какая
атмосфера господствует в классе, зависит
самочувствие каждого из нас.

Давайте обсудим следующие
высказывания (слайд 5).

В мире мудрых мыслей.


  1. Человек создан, чтобы жить в обществе (Д.Дидро)
  2. Если тебе мешают люди, то тебе жить незачем
    (Л.Толстой)
  3. Тот, кто думает, что может обойтись без других
    сильно ошибается; но тот, кто думает, что другие
    не могут обойтись без него, ошибается ещё больше
    (Ф.Ларошфуко)

(учащиеся высказывают своё мнения,
говорят какое высказывание им ближе, с чем они
согласны, а с чем нет)

Отношения между людьми в обществе
регулируются определёнными нормами (слайды 6-7).
Одни из них называются правовыми, другие –
нравственными. Правовые нормы – это нормы права,
т.е. правила поведения, установленные и
охраняемые государством. Нравственные нормы –
это нормы морали, т.е. правила поведения,
установленные самими людьми. И те, и другие нормы
помогают людям регулировать свои отношения с
другими людьми, помогают жить в коллективе, в
обществе, помогают человеку быть счастливым.
Ведь, что такое счастье? Счастье – это когда тебя
понимают, когда не нарушают твоих прав, когда
люди все равны, равны перед законом. Норма
поведения – это идеальная модель или программа
поведения людей в определённой ситуации. Можно
выделить следующие нормы :

  1. разрешающие (что можно делать)
  2. обязывающие, или предписывающие (что нужно
    делать)
  3. запрещающие (что нельзя делать).

Несоблюдение норм является нарушением
той или иной нормы, того или иного права человека,
т.е. правонарушением. Правонарушение влечёт за
собой ответственность, т.е. применение санкций
(наказаний) к нарушителю нормы.

Тысячи невидимых нитей связывают
человека с обществом. Скажите, в какие отношения
вступаете вы и ваши родители в течение дня?
(ответы учащихся : ученик учится, ходит в школу;
папа и мама работают; мама ходит в магазин; брат
ездит на транспорте; всем классом посещали музей;
вечером папа смотрит телевизор, слушает радио,
читает газеты; в течение дня каждый говорит по
мобильному телефону). Вывод : человек общается.
Французский писатель, автор “Маленького
принца”, Антуан де Сент-Экзюпери писал :
“Единственная настоящая роскошь – это роскошь
человеческого общения”. Как вы думаете, почему
общение писатель назвал роскошью? (ответы
учащихся : надо уметь говорить правильно, вести
себя соответственно возрасту и коллективу)
Опишите, а как общаются сегодняшние школьники?
(ответы учащихся : мобильный телефон, “аськи”,
“симки”) От общения, то есть от отношений между
людьми, зависит очень многое. Вспомните ситуацию,
доказывающую, что вам не безразлично, с кем рядом
вы учитесь, сидите за одной партой, занимаетесь
каким-то делом, отдыхаете, едите.

В Белоруссии есть такое поверье: если
человеку предложили два яблока на выбор и он
предпочёл худшее – это хороший человек. Как вы
понимаете это поверье? (ответы учащихся)

Существует легенда, согласно которой
древнегреческий мудрец Диоген появился
солнечным днём на самой людной площади города с
зажжённым фонарём в руке. Прохожие с удивлением
спрашивали, что он ищет днём с огнём. Диоген
отвечал : “Ищу человека”. Как вы думаете, о чём
эта легенда? ( ответы учащихся ). Попробуем и мы с
вами поискать человека, доброго и покладистого,
любящего и трудолюбивого, не нарушающего права
других, обратившись к русской народной сказке. А
вот к какой, отгадайте загадку :

Летела стрела и попала в болото,
И в этом болоте поднял её кто-то.
Кто, распростившись с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (слайд 8) .

Учащимся на столы раздаются тексты
сказки “Царевна-лягушка”, иллюстрации (см. Приложение 4, Приложение 5,
Приложение 6, Приложение 7)
и рисунки для раскрашивания (название сказки
записывается). Класс разделён на 4 группы, в
каждой есть сказочники (они читают сказку : см. Приложение 1) и художники (они
раскрашивают рисунки : см. Приложение 2
и Приложение 3).

Первая группа. В старые годы у
одного царя было три сына. Когда сыновья выросли,
царь собрал их и говорит : “Дети мои милые,
возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и
пустите в разные стороны; на чей двор стрела
упадёт, там и сватайтесь”.

Пустил стрелу старший брат – упала она
на боярский двор, прямо против девичья терема;
пустил средний брат – полетела стрела к купцу на
двор, где стояла дочь купеческая; пустил младший
брат – попала стрела в грязное болото, и
подхватила её лягуша-квакуша. Говорит
Иван-царевич : “Как мне за себя квакушу взять?
Квакуша не ровня мне !” — “Бери ! – отвечает ему
царь. – Знать, судьба твоя такая”. Царь сыграл
три свадьбы : старшего сына женил на боярской
дочери, среднего – на купеческой, а несчастного
Ивана-царевича – на лягушке.
(слайд 9)

  • Каким образом Иван-царевич нашёл
    свою суженую?
    (дорисовать на рисунке стрелу и
    раскрасить лягушку на болоте)

  • Почему Иван-царевич лягушку в жёны
    взял, ведь он не знал, что она царевной окажется?
    (ответы
    учащихся)

Правильно, ребята. Ведь отец-царь
сказал : “Куда стрела упадёт, там и ваша
суженая”. Иван-царевич ослушаться отца не смел. В
этом выражалось послушание Ивана-царевича
своему отцу.

  • Какая норма поведения выражена в
    послушании Ивана-царевича?
    (ответы учащихся)

У всех людей на земле есть понимание
того, что такое добро и что такое зло. Послушание
– это добро, непослушание – зло. Зло порождает
зло. Эта истина подтверждается на протяжении
тысячелетий. И зло может остановить только добро.

Вторая группа. На другой день после
свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит :
“Чтобы жёны ваши испекли мне к завтрему по
мягкому белому хлебу”.
(слайд 10).

Как сказано, так и сделано. Пришли
старшие царевичи, принесли свои караваи, — только
у них и посмотреть не на что : у боярской дочки
хлеб подгорел, у купеческой – сырой да кособокий
получился. Дошла очередь до Ивана-царевича.
Принял от него царь каравай и сказал : “Вот этот
хлеб только в большие праздники есть !”

  • Ребята, как вы думаете, почему
    первое задание царя невесткам – испечь хлеб?
    (ответы
    учащихся)

Недаром говорится : “Не красна изба
углами, а красна пирогами”. Разукрасьте каравай
хлеба так, чтобы он стал похож на тот, который
испекла Василиса.

И тут дал царь сыновьям новый приказ :
“Чтобы жёны ваши соткали мне за единую ночь по
ковру”.

Как сказано, так и сделано. Наутро
проснулся Иван-царевич, у квакуши ковёр давно
готов – и такой чудесный, что ни вздумать, ни
взгадать, разве в сказке сказать.
(слайд 11) Благодарствовал
царь на том ковре Ивану-царевичу и тут же отдал
новый приказ, чтобы все три царевича явились к
нему на смотр вместе с жёнами.

  • Каково второе задание царя
    невесткам? Легко ли своими руками соткать ковёр?
    Почему важно умение жены рукодельничать?
    (ответы
    учащихся)

Как вы понимаете пословицу “Красна
пава перьем, а жена уменьем”? Кто такая пава?
Разукрасьте ковёр Василисы.

Стали гости есть, пить, веселиться.
Василиса Премудрая (квакуша – жена
Ивана-царевича, сбросившая с себя перед пиром
лягушечью кожу) из кубка пьёт и не допивает,
остатки себе за левый рукав выливает. Покушала
лебедя жареного – косточки за правый рукав
бросила. Жёны старших царевичей увидели это и
туда же : чего не допьют – в рукав льют, чего не
доедят – в рукав кладут. А к чему, зачем – того и
сами не знают.

Как встали гости из-за стола, заиграла
музыка, начались танцы. Пошла Василиса Премудрая
танцевать с Иваном-царевичем. Махнула левым
рукавом – стало озеро, махнула правым – поплыли
по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву
дались. (
слайд 12)

  • Почему третье испытание царя для
    невесток – танец?
    (ответы учащихся).

В танце человек весь на виду : и
красота, и ум, и внутреннее достоинство и
скромность. Танец в сказке, а в жизни – школьная
перемена. Посмотрите, что иногда делается на
переменах в школе. Каких только слов в адрес друг
друга вы не говорите? А какие поступки
совершаете?
Да, обидно услышать в свой адрес
дурное слово. Но не унижайте себя таким же
ответом. Промолчите ! Скажите, что вы не
обиделись. Не подавайте виду, что вам плохо. Это
будет ваша победа не только над обидчиком, но и
над самим собой. Только, может быть, больше добра
будет и в школе и в вашей дальнейшей жизни. Что
же такое добро? Это прежде всего справедливость.
Но справедливость не в виде правила “око за око,
кровь за кровь”, а как способность видеть в злом
человеке больного, которому нужна ваша помощь.
Ему ведь так плохо от того, что он плохой. Он хочет
выздороветь, но его никто не лечит. Так помогите
же больному ! Будьте справедливы ! Добро – это
душа человека. Есть душа – есть добро. Нет души –
есть страх перед наказанием, но нет добра. Вот и
получается, что без добра человек – не человек, а
животное. Доброта других людей зависит от нашей
доброты.

Пошли танцевать жёны старших
царевичей. Как махнули своими левыми рукавами –
только всех гостей забрызгали; как махнули
правыми – костями-огрызками осыпали, самому царю
чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал
их выгнать вон из горницы
.

  • О чём говорит такое поведение
    невесток?
    (ответы учащихся)

  • Что бы вы могли посоветовать
    людям, которые бездумно копируют поведение и
    поступки других, пускай даже очень умных людей?
    (ответы
    учащихся)

Дети подводятся к мысли, что (1) в каждом
поступке человека должен быть смысл, который ему
близок и понятен, (2) порой, чтобы как-то
выделиться и удивить окружающих, человек
совершает глупые и необдуманные поступки и его
поведение становится смешным.

Третья группа. Когда пир был на
исходе, Иван-царевич побежал домой, разыскал
лягушечью кожу и спалил её на огне. Приезжает
Василиса Премудрая, хватилась—нет лягушечьей
кожи, приуныла, запечалилась. Обернулась белой
лебедью и улетела в окно.
(слайд 13).

Загоревал Иван-царевич неутешно.
Снарядился и пошёл искать жену свою, Василису
Премудрую. Долго ли шёл, коротко ли, близко ли,
далёко ли – повстречал он старого старичка.
Рассказал Иван-царевич старичку своё горе. “Эх,
Иван-царевич, — говорит старичок, — зачем же ты
лягушечью кожу спалил? Не ты её надел, не тебе её и
снимать было ! Вот тебе клубочек : куда он
покатится, туда и ты иди”. Иван-царевич
поблагодарил старичка и пошёл за клубочком.
(слайд
14)
.

Сказки рассказывались не только для
того, чтобы развлечь, но и чтобы научить,
предостеречь от необдуманных поступков. В сказке
собрана народная мудрость.

  • Давайте подумаем, от чего
    предостерегает народная мудрость этой сказки? С
    чего начались беды Ивана? (ответы учащихся)

  • Как поступил Иван-царевич? Какую
    норму он нарушил? (ответы учащихся)

  • Какие мудрые слова сказал ему
    старичок? (ответы учащихся)

  • Какую мысль народ хотел донести до
    нас словами этого старичка? (ответы учащихся)

Правильно, нельзя поступать
своевольно, неразумно. Итак, своеволие – это
нарушение нормы-запрета. А нарушение — это зло,
которое и вернулось к Ивану-царевичу.
Необдуманный поступок любого человека может
привести к беде.
Нарисуйте клубочек, за
которым пошёл Иван-царевич.

Четвёртая группа. Шёл-шёл
Иван-царевич и пришёл в дремучий бор. Попадается
ему навстречу медведь. “Дай, убью медведя, —
думает Иван-царевич. – Ведь у меня нет никакой
еды”. Прицелился он, а медведь говорит ему
человеческим голосом : “Не убивай меня,
когда-нибудь я пригожусь тебе”. Идёт
Иван-царевич чистым полем, глядь – а над ним
летит большой селезень. Иван-царевич натянул лук,
а селезень говорит ему по-человечески : “Не
убивай меня, будет время – я тебе пригожусь”.
Вдруг бежит навстречу ему косой заяц. И его
пожалел царевич, пошёл дальше. Вышел он к синему
морю и видит на берегу лежит-издыхает щука-рыба.
“Ах, Иван-царевич, – молвила щука. – Сжалься надо
мной – не ешь меня, брось лучше в синее море !”
Сжалился Иван-царевич над щукой, а сам пошёл
берегом за своим клубочком.

  • Почему Иван-царевич не тронул ни
    медведя, ни селезня, ни зайца, щуке помог?

    (ответы учащихся)

Долго ли, коротко ли – прикатился
клубочек к избушке. Стоит та избушка на курьих
ножках, кругом себя поворачивается. Жила в той
избушке Баба-яга. Накормила она Ивана-царевича,
напоила, в бане выпарила; а царевич рассказал ей,
что ищет свою жену Василису Премудрую. А Баба-яга
поведала Ивану-царевичу, что Василиса Премудрая
находится у Кощея Бессмертного. Трудно с ним
сладить : смерть его на конце иглы, та игла в яйце,
то яйцо в утке, та утка в зайце, тот заяц в сундуке.
А сундук стоит на высоком дубу, и то дерево Кощей
как свой глаз бережёт.

  • Баба-яга подчиняется законам
    тридесятого царства. Войти в царство, где живёт
    Баба-яга можно только через её избушку, именно
    она охраняет тридесятое царство от непрошенных
    гостей
    (слайд 15). О каких нормах говорится,
    когда Баба-яга приняла Ивана-царевича и даже
    указала ему путь к дубу Кощея Бессмертного?
    (ответы
    учащихся) В рисунке домика Бабы-яги есть
    ловушка. Вы догадались, какая?
    (ответы
    учащихся) Дорисуйте избушке курьи ножки.

Указала Яга, в каком месте растёт этот
дуб.

  • Этот дуб – воплощение добра или
    зла? Как вы думаете, под силу одному
    Ивану-царевичу одолеть это зло?
    ( слайд 16)
    Нарисуйте на вершине дуба ларец, в котором
    находится Кощеева смерть.

Иван-царевич пришёл туда и не знает,
что ему делать, как сундук достать? Вдруг откуда
не взялся – прибежал медведь и выворотил дерево
с корнем; сундук упал и разбился вдребезги,
выбежал из сундука заяц и во всю прыть наутёк
пустился; глядь – а за ним уж другой заяц гонится,
нагнал и в клочки разорвал. Вылетела из зайца
утка,
а за ней селезень бросился, утка яйцо выронила, и
упало то яйцо в море. Вдруг подплывает к берегу
щука и держит в зубах яйцо. Иван-царевич взял то
яйцо, разбил, достал иглу и отломил кончик. Пошёл
Иван-царевич в дом Кощея, взял Василису Премудрую
и воротился с ней домой в своё царство
(слайд
17)
.

  • Почему Ивану-царевичу всё-таки
    удалось справиться с такой трудной задачей, как
    спасти Василису Премудрую и победить Кощея?
    (ответы
    учащихся)

  • Почему звери помогали
    Ивану-царевичу?
    (ответы учащихся)

Вывод : вот видите, ребята, как важно
быть добрым. Добро, сотворённое нами, к нам же и
вернётся. Иванушкино добро к нему же и вернулось.
Русский народ даже пословицу сложил : “За добро
добром и платят”.

В завершении классного часа учащиеся
обсуждают высказывания (слайд 18).

В мире мудрых мыслей.


  1. Ни один злой человек не бывает счастлив (Ювенал)
  2. Жизнь злых людей полна тревог (Д.Дидро)
  3. Если не хочешь знать страха, не чини зла (Кабус)

Литература


  1. Афанасьев А.Н. Русские народные сказки (в трёх
    томах) ГИХЛ, Москва, 1957.
  2. Духовно-нравственная культура. С.-Петербург, 2007.
  3. Соколов Я.В. Граждановедение. М., 1993.

ТЕМА: «МОИ ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СО СКАЗОЧНЫМИ ГЕРОЯМИ»

Цели: 1. Формирование правовых знаний у детей;

2. Познакомить на примере сказочных героев о возможных нарушениях прав детей.

Задачи: 
— способствовать формированию первоначальных представлений о Конвенции ООН о правах ребёнка как о документе, защищающем их права и свободы;
— учить детей анализировать поступки сказочных героев, уметь называть нарушенные в сказке права;
— развивать умение рассуждать, сопоставлять, высказывать своё мнение, умение детей работать коллективно;
— воспитывать в детях уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства, справедливости, ответственности за свои поступки, желание соблюдать права.
Форма: познавательная игра.
Оборудование: интерактивная доска, магнитофон, диски для музыкального оформления, заготовки для конкурсов, раскраски с персонажами сказочных героев, костюмы.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

Ведущий: Сегодня я предлагаю вам в игровой форме познакомиться с основными вашими правами и обязанностями.

Презентация 1. Права детей

Знать должны и взрослые, и дети о правах, что защищают всех на свете.

Ребёнок имеет право:

  • на жизнь

  • на жизнь в семье со своими родителями

  • на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению

  • свободно выражать своё мнение

  • на бесплатное образование

  • на бесплатную медицинскую помощь

  • на владение личным имуществом

  • на неприкосновенность жилища

  • на свою тайну

  • на отдых и досуг.

ИГРА-ЭНЕРГИЗАТОР «Людидомики».

Все участники разбиваются на тройки. Каждая тройка образует определенную фигуру: двое стоят друг напротив друга и держатся за руки, третий стоит между их сцепленных рук. Держащиеся за руки – «домики», стоящие в «домиках» – «люди». Ведущий может сказать одно из трех слов: «люди» – тогда «люди» меняются местами; «домики» – тогда «домики», не размыкая рук, должны «поймать» другого человека, «люди» при этом остаются на своих местах; «землетрясение» – тогда все тройки участников рассыпаются и собираются в новые тройки.

Ведущий: К нам в гости пришёл один из сказочных персонажей. Ребята, вы узнали, кто это? Давайте узнаем, что привело лешего в наш центр.

Леший: Я узнал, что сегодня вы будите разговаривать о правах вместе со сказочными героями и решил тоже приготовить вам задания.

Конкурс «Угадай героя сказки».
1. Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне
И женился на царевне. (Емеля)

2. Летела стрела и попала в болото,
А в этом болоте поймал её кто-то.
Кто распростился с зелёною кожей,
Сделался мигом красивой, пригожей? (Лягушка)

3. Он большой шалун и комик,
У него на крыше домик.
Хвастунишка и зазнайка,
А зовут его … (КАРЛСОН)

4. Нежная девочка с хвостом
Пеной морскою станет потом.
Всё потеряет, любви не продав,
Жизнь свою за неё отдав. (Русалочка)

5. Живёт в лесной избушке,
Ей скоро триста лет.
И можно к той старушке
Попасться на обед. (Баба Яга)

6. Появилась девочка в чашечке цветка,
А размером крошечка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке девочка спала,
Кто же эта девочка, что нам во всём мила? (Дюймовочка)

Конкурс «Волшебный сундучок».
В Волшебном сундучке находятся предметы из разных сказок. Я буду вынимать предметы, а вы будут отгадывать из какой сказки данный предмет.
Азбука – «Золотой ключик или приключения Буратино»
Туфелька – «Золушка»
Монетка – «Муха-цокотуха»
Зеркало – «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»
Яйцо – «Курочка Ряба»
Яблоко – «Гуси-лебеди»

Леший. Молодцы, ребята! Хорошо знаете сказки, а значит много читаете и каждый из вас получить от меня за это приз.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ 2. Права сказочных героев Сказки – прекрасный учебник жизни

«Сказка – ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок!» А.С.Пушкин.

Сказка учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу. Она утверждает народные принципы жизни: честность, преданность, смелость. Сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории. Она запечатлевает взаимоотношения людей, высмеивает пороки, встаёт на защиту обездоленных, выражает мечты о торжестве добра над злом.

Название сказки

Что произошло

Какое право нарушено

Волк и семеро козлят

Волк, проникнув в домик козлят, съел их.

Право на жизнь.

Гуси — Лебеди

Гуси – Лебеди по приказу Бабы Яги украли Иванушку и унесли в тёмный лес.

Право на жизнь в семье со своими родителями.

Морозко

Мачеха обижала Настеньку, ругала её, даже заставила старика увезти девушку в лес и оставить там одну.

Право на безопасные условия жизни, не подвергаться жестокому и небрежному обращению.

Лиса и Журавль

Лиса обманула Журавля и подала ему так еду, что Журавль остался голодным.

Право на хорошее питание.

Заюшкина избушка

Лиса обхитрила Зайчика и выгнала его из собственной избушки.

Право на неприкосновенность жилища.

Крошечка — Хаврошечка

Девушку заставляли трудиться с утра до вечера. Она одна выполняла всю работу по дому.

Право на отдых и досуг.

Царевна — лягушка

Иван-царевич, узнав, что лягушка, сбросив кожу, превращается в прекрасную девушку, сжёг эту кожу.

Право на свою тайну.

По щучьему велению

Царь-отец хотел сам найти для дочери жениха и не разрешал ей выходить замуж за того, кого она выбрала.

Право свободно выражать своё мнение.

Где наших любимых героев обижают – значит, там нарушают их права. Но всегда находятся те, кто встаёт на защиту прав. И у сказочных героев тоже есть свои защитники. Так Коза спасла свои козлят, сестра возвратила братца в семью, Морозко приютил Настеньку, Петух вернул Зайчику его избушку, Крошечке – Хаврошечке помогала её любимая корова, Иван-царевич сам вернул своё счастье, а царевна вышла замуж по любви. Хорошо, что в сказках всё хорошо заканчивается.

Но и дети не одни в современном мире. На защите их прав стоят родители и государство. Даже есть специальные праздники: 20 ноября – Всемирный день ребёнка, 1 июня – День защиты детей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Я думаю, что наша с вами сегодняшняя работа принесёт пользу, так как это поможет вам правильно вести себя как со взрослыми, так и со сверстниками, но мой совет всем:

Пользуясь своими правами, не нарушайте права других! Не забывайте, кроме прав у каждого есть и обязанности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Болотова Е.Л. Права ребёнка в современной России. – М.: Школьная пресса, 2005 г.

  2. Круглов Ю.Г. Сказки// Библиотека русского фольклора. — М.: Советская Россия, 1988 г.

  3. Шабельник Е.С. Права ребёнка. – М.: Вита – Пресс, 2002 г.

  4. Элиасберг Н.И. Права ребенка – это ваши права //Учебное пособие для начальной школы. – СПб.: Древо жизни, 2011 г.

  5. Книга для умников и умниц. Справочник эрудита. -М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2001.- 336 с.

Классный час

«Права и обязанности детей в сказках»

Цель: Через знакомство с правами и обязанностями ребенка воспитывать правовую культуру учащихся.

Задачи:

Познакомить учащихся с «Конвенцией ООН о правах ребенка и другими документами, отражающими права и обязанности детей.

Обобщить знания учащихся о таких понятиях как «право» и «обязанность», показать их единство.

Учить применять правовые знания в повседневной жизни.

Формировать уважительное отношение к правам других людей.

Способствовать формированию активной гражданской позиции.

Оборудование: Мультимедийная презентация, проектор, листовки «Мои права» (на каждого ребенка), Памятка «Обязанности ученика (из Устава школы)» (на каждого ребенка), карточки к игре «Юридическая консультация», карточки с ситуациями из жизни школьника.

Форма: беседа с элементами игры.

Ход мероприятия

Введение в тему беседы.

Учитель: Здравствуйте, дети и уважаемые родители. Рада вас приветствовать в нашем классе.

1. Приветствие (все по кругу, обращаясь друг к другу):

Скажем «Здравствуйте» руками!
Скажем «Здравствуйте» глазами!
Скажем «Здравствуйте» мы ртом –
Станет радостно кругом!

2. Целеполагание: (рассказывают 2 ученика)

Сегодня мы с вами должны поговорить на очень серьезную и важную для всех тему. Но пока я не могу ее огласить. Попробуйте догадаться, о чем пойдет речь.

Очень много стран на свете, это знает каждый.
Кто, скажите, в странах этих самый-самый важный?(Пауза)
Не спешите, не пытайтесь дать ответ в один момент,
Главных много – выбирайте, там король, здесь – президент.

Про вождей и про царей знаем мы с пелёнок,
Но главней, нужней, важней для страны – ребёнок!
Кем он станет завтра, маленький и нежный?
Всей Земле права его – право на надежду!

— Как понимать последние слова?

Итак, тема нашего разговора звучит так «Мои права и обязанности» (1 слайд). Сегодня мы поговорим о наших правах и обязанностях, попробуем разобраться в тех ситуациях, которые встречаются в жизни, выскажем мнение о том, почему так важно соблюдать права и обязанности.

Наши права.

Учитель: А что такое «право», «права»? Как вы думаете?

Право – совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе («Толковый словарь» С. И. Ожегова)

Значит права – это некие правила, которые должны выполнять все люди, чтобы жить счастливо и хорошо. Государство должно следить за тем, как выполняются правила и нормы, соблюдаются права людей, помогать своим гражданам, наказывать тех, кто мешает жить другим, нарушает их права.

А есть ли права у вас, у детей? Существуют ли документы, где прописаны права ребенка? Давайте разберемся. (Заслушиваются ответы детей.)

Учитель: Давным-давно, тысячи лет назад на Земле появились люди. Одновременно с ними появились Главные вопросы (слайд 3):

Что люди могут делать и чего не могут?

Что они обязаны делать и чего не обязаны?

На что они имеют право и на что не имеют?

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху.

В конце концов, людям удалось решить Главные Вопросы, и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека (слайд 4). А что такое Декларация? Декларация – это некое официальное заявление о чем-либо (слайд 5).

Со временем люди поняли, что дети нуждается в специальной охране и заботе.

В 1959 г. Генеральная Ассамблея ООН (это такая международная организация, которая объединяет 190 стран на земле) провозгласила Декларацию прав ребенка . В ней утверждается, что некоторые права человека имеют непосредственное отношение к детям, которые нуждаются в особой заботе и внимании, поскольку чрезвычайно уязвимы по причине возраста. Декларация сыграла большую роль в деле защиты детства. Ее содержание было призывом к добру, справедливости в отношении детей.

Однако декларации имеют лишь рекомендательный характер, ее нормы не обязательны для исполнения.

Другое дело — конвенция; это договор, который должен неукоснительно исполняться теми, кто его подписал

20 ноября 1989 г. Конвенция о правах ребенка была единогласно принята Генеральной Ассамблеей ООН. Через 5 лет она была принята и в нашей стране. Таким образом, в этом году будет уже 25 лет, как в нашей стране принята к действию Конвенция о правах ребенка.

Эта Конвенция является наиболее полным документом, в котором права ребенка приобретают силу норм международного права. Она призвана создать благополучные условия для развития детей. Сегодня мы познакомимся с некоторыми правами ребенка, прописанными в данном документе. Внимание на экран (слайды 7-17). (Комментарии учителя по ходу показа данных слайдов).

Чтобы вы не забыли о том, какими правами обладаете, я хочу подарить вам вот такую листовку, которая называется «Мои права». Рассмотрите ее. (Учитель раздает листовки «Мои права» (см. Приложение 1)).

Закрепление знаний. Игра «Юридическая консультация».

Ребята, когда нарушаются наши права, мы обращаемся за консультацией к юристу. Консультация — это совет, разъяснение, а юристы — это люди, которые хорошо знают законы. Получив юридическую консультацию, мы сможем защитить себя от произвола и самоуправства. Давайте поиграем с вами в игру «Юридическая консультация». Представьте себе, что вы юристы, вы хорошо знаете права детей. И к вам за советом приходят литературные герои. Посмотрите на дос­ку, подумайте, какие права ребенка нарушены и разъясните нашему герою его права. Только, пожалуйста, давая консультацию, ссылайтесь на Конвенцию «О правах детей». Надо начинать так: «Согласно Кон­венции «О правах ребенка»…»

(Во время игры дети вытаскивают одну карточку и комментируют, какие права ребенка были нарушены в данном случае).

Учитель: Как вы думаете, ребята, почему права детей не всегда соблюдаются? (Заслушиваются примерные ответы детей).

Да, я согласна с вами, что мно­гие взрослые не считают детей полноправными личностями, не ува­жают детей, поэтому не соблюдают их прав.

Наши обязанности

Учитель: Ребята, как вы думаете, что получится, если мы будем следить за выполнением своих прав, не обращая внимания на права других людей? Представьте себе вот такую сценку:

Семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

— Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

— С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

— Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

Бабушка:

— Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

— Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

— Помой посуду, сынок.

Сын:

— Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

— Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

— Это проявление жестокости, папа.

Учитель: Что получилось в этой семье? Сын требует соблюдения своих прав, но сам не хочет нести никакой ответственности перед правами других. Человек должен не только требовать соблюдение своих прав, но и выполнять обязанности перед государством и другими людьми.

Что такое обязанность – круг действий возложенных на кого-нибудь и обязательных для выполнения. (Толковый словарь С. И. Ожегова).

Есть у вас обязанности в семье? Какие?

Существуют ли обязанности у учеников? Какие?

Где могут быть записаны обязанности учеников?

Вот в уставе нашей школы тоже есть обязанности учеников, которые мы должны неукоснительно выполнять. Перед вами памятки, где прописаны ваши основные обязанности учащихся. Давайте их озвучим.

Закрепление. Анализ предложенных ситуаций.

Учитель: Ребята, вы теперь знаете, какими правами обладает каждый ребенок и какие обязанности должен выполнять каждый ученик. Проверим, как вы можете различать права и обязанности. Предлагаю вам проанализировать следующие ситуации. (см. Приложение 4.) (Заслушиваются комментарии детей к предложенным ситуациям).

Подведение итогов беседы. Рефлексия.

Учитель:

Вот и подошел к концу наш классный час. Мы хорошо поработали, узнали много нового и полезного для каждого из вас. Хотелось бы проверить ваши знания. Внимание на экран. Анкета

(на экране, Приложение )

Мы с вами говорили о правах, обязанностях и ответственности детей. Мы предлагаем вам ситуации из вашей жизни. Если вы ответите честно на вопросы, то поймете, все ли вы делаете верно, или вам еще надо работать над собой.

1 ситуация – Тебе поручили оформить новогоднюю газету:

а) Отложу все дела и займусь оформлением
б) Займусь, когда будет свободное время
в) Перепоручу другому однокласснику

2 ситуация – Ты сидишь в транспорте. Заходит пожилая женщина:

а) Уступлю место
б) Попрошу соседа, чтобы уступил место
в) Отвернусь, и буду смотреть в окно

3 ситуация – Ты видишь, как бьют твоего одноклассника:

а) Постараюсь защитить
б) Попрошу вмешаться прохожих
в) Пройду мимо

4 ситуация – Ты нашел кошелек, где было 1000 тенге:

а) Постараюсь вернуть владельцу
б) Передам взрослому
в) Возьму себе

Ответ а) – 5 баллов; б) – 3 балла; в) – 0 баллов.

Если вы набрали от 15 – 20 баллов — вы порядочный человек. Продолжайте действовать так же уверено. Родители и школа могут гордиться вами.

Если от 10 – 15 баллов — вам есть, над чем поработать.

Если менее 10 баллов — здесь уже ничего не остается, как взять себя в руки и усиленно работать над собой.

Учитель: Спасибо за внимание. Соблюдайте свои обязанности и помните о своих правах. Закончить нашу встречу можно такими словами:

Я – ребенок, я — человек, я должен иметь права

На то, чтобы жить в свободной стране, а не там, где идет война.

Я имею права, на то, чтоб любить и на то, чтобы быть любимым,

Я имею права, на то, чтобы жить и на свете быть самым счастливым.

Я имею права, чтобы мир на Земле царил всегда и везде.

Я имею права, чтобы в небе большом всегда была тишина.

Средняя школа № 5

Классный час

«Права и обязанности детей в сказках»

Класс: 5 «В»

Проводила: Кошетова Г.Ж.

г. Шалкар

2019-2020 уч.год

Сказочное путешествие «О правах сказочных героев».

Задачи:
— закреплять знания о правах детей, отражённых в Конвенции о правах ребёнка (в интересной и занимательной форме),
-развить способность анализировать поступки сказочных героев,
-закреплять знания о народном фольклоре (пословицах и поговорках),
-адаптировать детей к существующим в обществе правилам и нормам жизни, -продолжать развивать интерес к сценическому искусству, используя для этого драматизации знакомых сказок,
-развивать дружеские взаимоотношения, умение работать в коллективе.

Материалы и оборудование: оформление стены по теме занятия, костюмы для инсценировки: козы,3-х козлят, лисы, зайца, петуха, карточки-символы по правам ребёнка, пазлы по сказкам в конвертах, эмблемы для команд, карточки-награды за конкурсы, подарки гостям и детям.

Ход мероприятия:

Дети заходят в зал, здороваются, становятся полукругом.

Воспитатель: Доброе утро, мои дорогие дети и уважаемые гости. Сегодня у нас с вами необычное путешествие , отправиться в которое могут только люди с хорошим настроением и добрым сердцем.

-Ребята, давайте найдём своё сердце, прижмём обе руки к груди и прислушаемся как оно стучит: «тук, тук, тук»… А теперь представьте, что у вас в груди вместо сердца кусочек ласкового солнышка. Яркий и светлый его свет разливается по телу, рукам, ногам. Его столько, что он уже не вмещается в вас. Давайте пошлём друг другу и гостям немного света и тепла своего сердца (руки вперёд, ладони вертикально).

Я думаю, что теперь с хорошим настроением и добрым сердцем все могут отправляться в сказочное путешествие.

У нас сегодня встреча не простая

Мы вместе эту книгу пролистаем,

И каждую страницу, что откроем

Увидим с вами сказочных героев.

Узнаем, мы, о чём идёт молва.

Ведь в книге этой детские записаны…(права) отвечают дети.

-Всё верно! У всех детей на нашей планете, как и у взрослых, есть различные права. Скажите мне, пожалуйста, как называется этот документ? (Конвенция по правам ребёнка).

А чтобы проверить ваши знания, увидеть какие вы дружные, умные, сообразительные, что же именно вы знаете о своих правах, мы проведём викторину, которая называется «Права сказочных героев».

Соревноваться будут две команды: «Знайки» и «Почемучки», прошу команды занять свои места. А судить наши соревнования будет строгое и компетентное жюри: Инструктор по физической культуре С.В. Чиркин воспитатель логопедической группы Л.С.Мокринская и член родительского комитета Почтарёва Ольга Владимировна, прошу вас занять свои места.

Первое задание.

Назови сказку по отрывку и предположи, какие права героев нарушены.

1.Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах

Князь у синя моря ходит,

С синя моря глаз не сводит,

Глядь, поверх текучих вод,

Лебедь белая плывёт («Сказка о царе Салтане…» А.С. Пушкин)

2. Появился на птичьем дворе маленький птенец, и до того он был безобразный: с большой головой и длинной шеей, что птицы не приняли его в свою семью. («Гадкий утёнок» Г.Х.Андерсен)

3.Ночь настала, месяц всходит

Поле всё Иван обходит,

Озираючись кругом

И садится под кустом.

Звёзды на небе считает

И краюшку уплетает. («Конёк- Горбунок» П.Е.Ершов).

4.Героиня этой сказки говорила: «Моё имя означает меру длины, равную всего 2.5 см. Как меня зовут? («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен).

5. Вот вам дети по стреле

И стреляйте по заре.

Где стрела та упадёт

Там и счастье ваше ждёт. («Царевна-лягушка», русская народная сказка).

6. Вся из дерева избушка

Стоит на лесной опушке.

Там три стула и три кружки

Три кровати три подушки.

Угадайте без подсказки

Кто герои этой сказки? («Три медведя» ,русская народная сказка).

Слово предоставляется жюри.

Второе задание.

Конкурс капитанов «Назови право по символу».

Капитанам по очереди показываются символы прав детей, а они называют.

Слово предоставляется жюри.

А перед следующим конкурсом нам необходимо сделать пальчиковую гимнастику «Моя семья».

1,2,3,4 Кто живёт в моей квартире? (на счёт-хлопаем в ладоши, на слова- рисуем пальцами дом с крышей).

1,2,3,4,5 Всех могу пересчитать ( на счёт – хлопки, на слова – пальцем пересчитываем).

Папа, мама, брат, сестрёнка, кошка Мурка, два котёнка, мой щегол, сверчок и я – вот и вся моя семья. (загибаем пальцы, рисуем сердце пальцами).

Третье задание.

Собери сказку, назови её и нарушенные права.

Вы окажитесь в одной из сказок, если соберёте её из частей. Отгадайте, как она называется, и какие права героев нарушены в этой сказке?

(Перед детьми лежат конверты с пазлами, дети работают всей командой).

Слово жюри.

Четвёртое задание.

«Закончи пословицу»

Кладезь народной мудрости – это пословицы и поговорки. В этом конкурсе вы покажите свои знания о них. Я читаю начало пословицы, а вы заканчиваете её.

1. Не нужен и клад…Коли в семье лад.

2. Вся семья вместе…Так и душа на месте.

3. Умей дитя родить… Умей и научить.

4. У дружбы нет границ…а у знаний нет дна.

5. Труд человека кормит…а лень портит.

6. Не красна изба углами… а красна пирогами.

7. Хочешь есть калачи…не лежи на печи.

8. При солнышке тепло… а про матери добро.

Пожалуйста, мнение жюри.

И заключительный конкурс нашей викторины.

«Домашнее задание».

Каждая команда показывает отрывок из сказки, а команда- соперница отгадывает, и конечно же рассказывает нам о нарушенных правах.

А пока наши артисты готовятся, мы послушаем песню в исполнении наших детей, в которой тоже говорится о правах детей «Мы на свет родились, чтобы радостно жить».

Воспитатель:Раскрывайте шире ушки,

Открывайте свои глазки.

Мы расскажем и покажем

Замечательные сказки.

1-я команда

Ведущая. Заяц-доброе сердечко-

Рыжую пустил на печку,

День-другой прошёл, лисица

Вдруг затеяла браниться.

Лиса. Не жалею жить с тобой!

Убирайся вон, косой!

Ведущая. И зайчишку прогнала,

Узелок лишь отдала.

Сел зайчишка на опушке

И, прижав от страха ушки

Начал горько-горько плакать,

Вот идёт петух с косой.

Петух. Плачешь ты о чём, косой?

Заяц. Жил я в лубяной избушке

Здесь, на этой вот опушке,

А лисица- в ляденой.

Вот растаял сне весной

Жить ко мне она пришла

Да меня же прогнала.

Петух. Не горюй, приятель, вскоре

Твоему поможем горю.

Покажу лисе косу,

Живо выгоню лису.

Заяц. Да её собаки гнали,

Но с испугу убежали,

Гнал и сам медведь недавно,

Ты не выгонишь подавно!

Петух. Поглядим. Ку-ка-ре-ку!

Вон, лиса!

Убирайся прочь в леса!

Вот возьму косу на плечи!

Я иду лису по сечи!

Лиса. Что ты, Петя, не спеши,

Мне одеться разреши!

Петух. Прекрати пустые речи,

Прочь пошла плутовка с печи.

Ведущая. Ох и струсила лиса!

Прыг с печи, да и в леса!

Приспустила во весь дух-

Напугал её петух!

С той поры зайчишка с Петей

Лучшие друзья на свете.

2-я команда.

Входит коза.

Ой, ребятушки, куда сгинули,

На кого ж меня вы покинули?

Не послушались родной матушки,

Получился обознатушки. Видно волк проник в помещение,

Допустили вы упущение.

Не сыскать нигде мне вас,

Уж ищу который час.

Дети с мамой должны быть

Сладко есть и сладко пить.

Что же с вами приключилось?

Да какаж беда случилась?

Помогите кто-нибудь

Мне козлятушек вернуть.

Ведущий. Не плачь, коза, мы тебе поможем!

Козлятушки-ребятушки,

Ваша мама пришла,

Молочка принесла.

Козлята выбегают, окружают мама козу, радуются.

Коза. Где вы были, ребятушки?

1-й козлёнок. Мама, мама, волк опять

Пришёл в двери к нас стучать,

Ну а мы не открывали,

Мы ведь маму свою ждали!

2-й козлёнок. Мамы ведь у нас одна

Лучше всех всех у нас она.

Коза. Как прекрасно жить на свете,

Когда рядом с мамой дети.

Оценка жюри, подведение итогов.

Воспитатель благодарит детей, дарит им частичку своего сердца «маленькие сердечки».

-И гостям Мы дарим сердечки, пусть в них всегда живут дети и никогда не умолкает их весёлый, задорный смех.

ГОУ ЛНР «Артёмовская средняя школа № 8»

КЛАССНЫЙ ЧАС

Тема классного часа: по мотивам сказки «Буратино» «Имею право на права»

ПРОВЕЛА:

Чевокина Елена Анатольевна

Классный руководитель 2 класса

ГОУ ЛНР «Артемовская средняя школа №8»

2019

Цель классного часа:

Познакомить детей с их правами, закрепленными в «Конвенции о правах ребенка».

Задачи классного часа:

1. Познакомить учащихся с основными правами и свободами, изложенными в Конвенции о правах ребенка, научить применять их в жизни.

2. Помочь детям осознать, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

3. Развивать умение называть свои права и анализировать поступки других.

4. Воспитывать уважение к другим людям.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, книжная выставка, выставка детских рисунков.

Ход классного часа

I. Вступительное слово учителя

Учитель: Добрый день, дорогие ребята. Наш сегодняшний классный час посвящен важной проблеме современного общества – правам, которыми обладает каждый человек. Но прежде, чем мы начнем серьезный разговор, предлагаю настроиться на коллективную работу в парах и создать друг другу хорошее настроение – пожмите друг другу руки.

II. Знакомство детей с их правами и обязанностями

Инсценировка

— Если ты не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим.

— Не имеете права! Что я вам крепостной что ли? Хочу — играю, хочу — не играю – возмущённо ответил Буратино.

-Как вы считаете, прав ли Буратино?
-Да, Буратино прав. Вот если бы он  жил 200 лет тому назад  и  был бы крепостным, то его хозяева могли бы приказать ему играть с  ними тогда, когда им захочется. А в современном обществе всё не так.
В современном обществе каждому человеку принадлежат равные права.

Учитель: Тема нашего классного часа: «Имею право на права». Ребята, скажите, как называется планета, на которой мы живем?

Дети: Земля.

Учитель: А что является моделью планеты Земля?

Дети: Глобус.

Учитель: Посмотрите на глобус, как много на нем разных стран и государств. А как называется страна, в которой мы живем?

Дети: Луганская Народная Республика.

Наше государство многонациональное, здесь живут люди разных национальностей, они имеют разный цвет кожи, цвет волос и глаз, они исповедуют разную религию. А помогают им жить мирно правила, которые люди придумали для себя сами.

Учитель: Какие правила вы знаете?

Ответы детей.

Учитель:  Люди по-разному поступают и действуют, но мы должны учить оценивать поступки других и свои поступки, а помогут нам в этом правила – законы. В каждом государстве свои законы, но все они служат для того, чтобы человеку жилось лучше. В них говориться о том, что человек должен делать, а чего делать нельзя. Все эти законы помещены в специальные книги-сборники документов.

Первый документ, о котором я вам расскажу – «Декларация прав человека». Слово «декларация» означает заявление. Те государства, которые подписали декларацию, живут по тем законам, что в ней написаны. В этом документе написано, что каждый человек имеет право на труд, отдых, образование и т.д.

Каждый человек имеет право на жизнь, свободу, какой бы расы и национальности он ни был; человек имеет право на выбор религии. Дети не могут защитить сами себя, поэтому многие страны и наша Россия подписали «Конвенцию о правах ребенка». Конвенция – договор, т.е. несколько стран договорились защищать права детей и решили, что:

Ученики зачитывают права детей: 

  • каждый ребенок имеет право на имя и гражданство;

  • дети имеют право жить с родителями;

  • дети имеют право на медицинскую помощь;

  • дети имеют право на обучение;

  • дети имеют право на отдых;

  • дети имеют право на охрану и защиту.

Права ребенку надо знать.
Не только знать, но соблюдать.

Тогда легко нам будет жить,
Играть, дружить и не тужить.

III. Игра «Разрешается – запрещается»

Для детей эти права изображены на знаках – разрешающих или запрещающих (они похожи на дорожные знаки)

Учитель: Предлагаю вам сыграть в игру «Разрешается – запрещается». Сейчас я вам буду рассказывать вам о каком-то праве, а вы, ребята, будете находить соответствующий знак и отвечать: разрешается или запрещается.

Посмотри на этот знак:
Человек поднял флаг.
Слушать мнение ребенка (разрешается).

Вот в углу стоит мальчонка,
Плачет, надрывается.
Бить, наказывать ребенка
Строго (запрещается)

С мамой дети должны жить,
Ей цветы всегда дарить –
Это (разрешается).

Эта грань обозначает:
Мать с ребенком разлучают.
Это (запрещается).

Рисовать и петь учиться,
Если заболел – лечиться,
Это – (разрешается).

Этот трудится ребенок,
Мало у него силенок,
Ноги подгибаются.
В детстве тяжкая работа (запрещается).

Вместе дружно в мире жить,
с разными детьми дружить –
Это (разрешается).

Этот слабый горбит спину,
Перед сильным преклоняется.
Быть рабом у господина
Строго (запрещается).

Учитель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием – назвали все права, о которых мы сегодня говорили.

На последний знак, ребята, обратите особое внимание. В Декларации о правах человека есть статья 5, где говорится: «Никто не может быть подвергнут жесткому, бесчеловечному отношению». Как вы себе представляете жесткого, бесчеловечного человека? Какие черты лица у него? Как он себя ведет? Нарисуйте лицо такого человека .

Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Злой не верит, что есть добрые люди». А как вы представляете себе доброго человека? Составим словесный портрет. Нарисуем такого человека на бумаге.

Ребята, а как вы понимаете такую пословицу: «Доброе слово лечит, а худое – калечит».

Ответы детей.

Учитель: Ребята, а как вы думаете, каких людей больше среди нас, злых или добрых?

Ответы детей.

Учитель: В каждом из вас, ребята, есть маленькая частичка доброты – как маленькое солнышко. Добрый человек тот, кто любит людей, помогает им. С таким человеком хорошо везде. Любовь доброго человека, помощь его согревает как нежное весеннее солнышко. Поэтому давайте портрет доброго человека положим на середину парты, а злого – уберем.

IV. Обязанности

Учитель: C правами у нас, как я погляжу, все в порядке. А теперь давайте поговорим об обязанностях. А обязанности у вас есть?

Ответы детей.

Учитель: А теперь зачитаем самые важные обязанности, которые внесены в Конституцию ЛНР:

Обязанности:

  • Соблюдать законы.

  • Охранять природу.

  • Защищать отечество.

  • Заботиться о родителях.

  • Получить образование.

Сценка «Про Петю». Ребятам необходимо посмотреть внимательно и найти ошибки в поведении членов семьи.

В комнате собралась почти вся семья: бабушка вяжет, мама пишет, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын: Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть (садится за стол, начинает есть).

Мама: С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын: Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились!

Бабушка: Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын: Бабуль, не имеешь право эксплуатировать ребенка (встает из-за стола). Спасибо, я так наелся.

Мама: Помой посуду, сынок.

Сын: Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец: Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын: Это проявление жестокости. Папа!

V. Проверочный тест «Занимательное правоведение» (приложение) 

Учитель: Ребята, сейчас мы отправимся с вами в очень интересное путешествие. Под названием «Занимательное правоведение». Давайте закрепим, как вы поняли, что такое права и что такое обязанности, как вы умеете их разграничивать.

VI. Обобщение

Учитель: Ребята, каким правом вы пользуетесь сейчас, сидя за партами в школе?

Дети: Право на образование.

Рефлексия. Итог

Учитель: Правильно, эти права позволили вам познакомиться с правами ребенка. А книги помогут вам лучше понять их. Читайте книги, в них вы найдете полезные советы, в том числе о том, как защитить свои права.

В заключение нашего классного часа я прочту вам стихи.

Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают.

Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.

Не отнимешь у ребенка
Права вечного на отдых,
Есть в Конвенции об этом
Специальная статья.

Папа, мама, ты и я –
Называется «Семья».
И для нас Семейный Кодекс
Выпускается, друзья!

Учитель: Буратино! Ты запомнил свои права!

Буратино: Да! Я все понял.

Учитель: Ребята! Вы, запомните и знайте свои права и обязанности.

Всем спасибо! До новых встреч!

Вывод: На данном классном часе дети ознакомились со своими правами, выложенными в «Конвенции о правах ребенка».

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка интеллектуальной викторины «Право в сказках»

представляет собой подборку материала для проведения внеклассного мероприятия,

которое проводится в форме интеллектуальной командной игры по типу «Что? Где?

Когда?» Данная игра, как одна из эффективных форм развития познавательной

активности школьников и углубления знаний, проводится в преддверии

Всероссийского дня правовой помощи детям и при участии жюри.

20 ноября во всем мире и в России отмечается несколько важных праздников.

Дата празднования Всемирного дня ребенка была выбрана в честь принятия ООН в

этот день в 1959 году Декларации прав ребенка. В этот же день, но в 1989 году была

принята также Конвенция о правах ребенка. 20 ноября Ассоциация юристов России

совместно с Министерством юстиции Российской Федерации проводит

Всероссийский День правовой помощи детям, приуроченный к Всемирному дню

ребенка. Именно поэтому дата 20 ноября считается днем, посвященным всем детям

мира.

Форма проведения внеклассного мероприятия выбрана потому, что игра

органично объединяет эмоциональный и рациональный виды познавательной

деятельности. В процессе игры у обучащихся вырабатывается привычка

сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к

знаниям. Увлекшись, они не замечают, что они учатся: познают, запоминают новое,

ориентируются в необычных ситуациях, пополняют запас представлений, понятий,

развивают навыки, фантазию.

Целью проведения викторины является правовое воспитание школьников,

проверка в игровой форме знаний несовершеннолетними своих прав и обязанностей в

соответствии с законодательством РФ, развитие познавательной активности,

мышления учащихся и умению работать в команде. На мероприятии решаются

следующие задачи:

заинтересовать школьников в дополнительном изучении правовой литературы;

повысить мотивацию к соблюдению своих прав и обязанностей.

повысить интерес обучающихся к изучению неизвестных фактов правового

поля;

активизировать мыслительную деятельность обучающихся;

развивать дух здорового соперничества.

Для проведения интеллектуальной викторины необходимо следующее

оборудование: проектор, персональный компьютер, мультимедийная презентация

«Право в сказках», оценочные листы конкурса жюри, призы.

Материал подобран в достаточном количестве и направлен на развитие общих

компетенций обучающихся. Разработка интеллектуальной викторины может быть

использована для проведения досуговых мероприятий познавательной

направленности для учащихся 6-8 классов.

  • Классный час на тему путешествие в страну сказок
  • Классный час на английском языке как пишется
  • Классный час викторина по сказкам 2 класс
  • Классный час в мире сказок 1 класс
  • Классика рассказы русские писатели