Классный час я и природа мои летние впечатления о рассказы зарисовки учащихся 3 класс

МКОУ
«Ярская школа – интернат»

Мы друзья природы.

                                                                                           
Провела:

                                                           
Ушакова Е. Н.

2018-2019гг

Классный час. Мы друзья природы.

Цели:

Познакомить детей с термином экология;

Напомнить детям основные правила поведения
по отношению к природе; Развивать внимание, мышление, воображение, речь,
формировать умение подбирать рифмующиеся слова;

Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: рисунки
пяти бабочек, 5 конвертов с заданиями: загадки, распечатки названий животных,
текст рассказа из ПОЧЕМУЧКИ; стихотворные строчки; цветные карандаши, сигналы
светофора.

Учащиеся: 3
класса

Ход занятия

1 Орг. Момент.

Здравствуйте, ребята! С каким настроением вы пришли на наш
классный час, покажите.

Введение в тему.

Чтобы понять,  о чем сегодня пойдет речь, предлагаю посмотреть
видеоролик. (Живая природа)

-Ребята, что это все?  Природа.

Учитель: Да, это природа

2. Основная часть.

Сегодня  мы поговорим о природе нашей планеты. Есть специальная
наука, которая изучает  законы, по которым мы должны жить в нашем общем доме,
т.е. на планете Земля это  наука называется «Экология».  Жить нужно так, чтобы
не навредить никому и ничему; чтобы наша планета  так же осталась процветать, а
не увядала.

Законы об охране природы должны соблюдать
не только взрослые, но и дети. Тут важно знать, что можно, а чего нельзя
делать.

Издали наблюдать за птичьими гнездами
можно. А вот трогать и даже близко подходить к ним — нельзя!

Наблюдать за муравейником можно, а
разрушать его — нельзя! От муравьев лесу большая польза: они уничтожают личинки
насекомых, которые вредят деревьям.

Мастерить кормушки для животных можно, а
делать рогатки и всякие ловушки — нельзя!

Обо всем, что можно и чего нельзя, мы уже
с вами говорили на занятиях. И если вы действительно хотите стать друзьями
природы, то сердце вам всегда подскажет, как поступать в тех или иных случаях.

3. Практическая часть.

А сейчас давайте выполним интересные
задания на экологическую тему, которые нам принесли на своих крылышках
красавицы-бабочки. Посмотрите, какой веселый, яркий хоровод они образовали.

Учитель обращает внимание детей на доску,
к которой прикреплены 5 моделей бабочек разных расцветок, образующих «хоровод».

Каждая бабочка принесла конверт с
заданием. Как видите, у меня на столе 5 конвертов. Каждый из них помечен тем же
цветом, что и одна из бабочек. Сейчас я буду открывать конверт, читать задание,
и мы будем его выполнять.

Конверт 1. Отгадать
загадки о лекарственных растениях.

Растет зеленый кустик,

Дотронешься — укусит. (Крапива)

Держит девочка в руке

Облачко на стебельке.

Стоит дунуть на него —

И не будет ничего. (Одуванчик)

Я — капелька лета на тоненькой ножке.

Плетут для меня кузовки и лукошки.

Кто любит меня, тот рад наклониться,

А имя дала мне родная землица. (Земляника)

Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит.

А в один из теплых дней

Май сережки дарит ей. (Береза)

Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок —

Ничего, что плод мой мелок. (Дуб)

Рассыпает солнце стрелы,

Сосны зажигая.

Что за ягода созрела,

Синяя такая? (Черника)

На верхушке стебелька —

Солнышко и облака. (Ромашка)

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год?  (Ель)

Красненька матрешка, беленько
сердечко.  (Малина)

По ходу учитель вывешивает картинки а,
затем просит детей распределить их  в три группы. Проверка.

Ответ. 1. Крапива, одуванчик, ромашка,   —
травянистые растения. 2. Земляника, черника, малина — ягоды. 3. Береза, дуб,  ель
— деревья.

Конверт 2.  Конкурс покажи животное

Для вас приготовлены карточки. Выбирайте! На карточке написано
название одного животного. Это животное необходимо изобразить. А остальные  должны
разгадать название этого животного.

Карточки: кошка, собака, лошадь, свинья…

Конверт 3. Нарисовать
лесной цветок.

Учитель. Послушайте историю, описанную в
ПОЧЕМУЧКЕ, детском справочном бюро, которая могла бы произойти с каждым из вас.

«Пошли детсадовцы гулять в лес и решили
сделать подарок своим мамам, насобирали охапки лесных цветов. Вроде бы дело
доброе, а воспитательница стала их ругать:

— Зачем, — сердится, — ландышей нарвали?
Нельзя же. И большие лесные колокольчики — нельзя! И вот эту душистую ночную
фиалку, и эти желтые купальницы, и…

— Но почему? — чуть не плачут ребята. —
Они же такие красивые.

— Вот-вот, красота их и губит. Кто ни
увидит — всяк сорвет. Оттого цветов этих и стало так мало, и чуть ли не каждый
пришлось взять под защиту. Иначе вовсе переведутся. Взрослых за такие букеты
штрафуют. И правильно делают, а то ведь вскоре ни ландышей, ни фиалок, ни
многих других цветов вовсе не останется».

Учитель. Я думаю, эта история напомнила
вам о том, что нельзя рвать лесные, полевые, луговые цветы охапками. К тому же
многие из них очень быстро вянут — вряд ли вы успеете донести их до дома.
Поэтому разумнее не уничтожать красоту, а создавать ее, что и предлагает нам
сделать одна из бабочек в своем задании — нарисовать цветок из мира дикой
природы.

Дети рисуют. Обмен впечатлениями.

Конверт 4.
Закончите стихотворные строчки.

— Ечь-ечь-ечь, нельзя траву сухую
…(жечь).

— Ать-ать-ать, не будем гнезда …
(разорять).

— Ой-ой-ой, подкормлю я птиц… (зимой).

— Аем-аем-аем, деревья мы … (сажаем).

— Су-су-су, не станем мусорить в …
(лесу).

— Ор-ор-ор, потушу в лесу …(костер).

— Эчь-эчь-эчь, природу будем мы
…(беречь).

Конверт 5. «Экологический светофор» (Рефлексия)

Учитель: Сигналы этого светофора означают то же самое, что и на
проезжей части дороги.

Красный свет — природе вред! Желтый — осторожно!

Свет зеленый — как красиво! Скажет лес тебе «спасибо!» Итак,
красный свет — зажигается тогда, когда поступки человека приносят вред природе.

Желтый свет — чтобы мы соблюдали определенные правила поведения.
Зеленый свет — это, когда мы для природы делаем добрые дела.

Учитель: Такая ситуация.

Мальчик собрался в лес и рассказал, что он взял с собой в рюкзаке.

Давайте вместе поможем ему разобраться, что оставить в рюкзаке, а
что нужно обязательно выложить, так как эти вещи нанесут вред природе. Я буду
рассказывать о вещах, а вы «зажигайте» нужный сигнал светофора. Мальчик взял:

* Резиновые сапоги, чтобы походить по берегу озера. (желтый свет)

* Нож, чтобы содрать бересту с березы для разжигания костра.
(красный свет)

 * Зажигалку, чтобы когда устанет, посидеть у костра. (красный
свет)

* Магнитофон, чтобы послушать новые записи. (красный свет)

* Небольшое пластмассовое ведро, чтобы полить деревца, которые он
посадил прошлый раз по краю оврага. (зеленый свет)

* Пакет с хлебом, крупой для уток живущих на озере. (зеленый свет)

* Сачок для ловли бабочек. (красный свет)

* Фотоаппарат, чтобы сфотографировать лесных жителей. (желтый
свет)

Учитель: Молодцы ребята, знаете,  что надо брать в лес,  чтобы не
навредить природе!

Итог занятия.

Спасибо
нашим бабочкам за то, что они напомнили нам правила, по которым все мы должны
жить, чтобы стать настоящими друзьями природы. И пусть эти красавицы всегда кружатся
в веселом хороводе, радуя нас своим существованием.

С каким настроением вы пришли к концу
занятия?

 — О чём мы с вами говорили на занятий?

— Как нужно относится к природе?

— Так давайте же беречь природу и быть ей друзьями.

Классный час «Лето – это маленькая жизнь!»

1. Вступление

А как вы думаете, какого цвета лето?
Вы знаете – лето какого цвета?
И просто и трудно ответить на это.
Оно голубое, чуть-чуть в серебре
Когда мы с вами бежим на заре,
По тропке заветной на берег реки
С утренним ветром вперегонки.
А если в лесу побродить ты захочешь,
То скажешь, что лето зелёное очень.
А выйдешь в луга неоглядные, светлые
Промолвишь: “Ага, ведь оно разноцветное”.
Конечно, у лета сто сказочных красок
Сто тысяч оттенков самых разных!

Конечно, у каждого из вас лето ассоциируется со своим цветом, ведь у каждого летом были какие-то события или впечатления, воспоминания о которых надолго остались в памяти, согревая душу.

Нашей задача рассказать о том, как прошли каникулы, и представить какие-либо фотографии, сделанные в это время. 

2. Выступление детей на тему «Как я провел лето»

3. Минутка отдыха. Игра “Родственный обмен”

А теперь будем меняться местами по моей команде.

Поменяйтесь местами те:

  1. У кого на ногах кроссовки.

  2. Кто родился весной.

  3. У кого карие глаза.

  4. Кто за лето вырос.

  5. Кто любит математику.

  6. Кто любит поспать.

  7. Кто в этом году обещает хорошо учиться.

4. Обобщение.

Каждый из вас рассказал свою неповторимую историю о лете. Не было ни одного человека, которому было скучно на каникулах. У всех произошло что-то интересное. Мне понравились ваши рассказы, всех без исключения!

В общем, это лето прошло на ура! У вас остались только положительные эмоции и воспоминания! И много фотографий, напоминающих об этом прекрасно проведенном времени!

Только что мы узнали, какие изменения в вас произошли за лето.

У нас есть выкройки летних футболок. Давайте с помощью цветных карандашей и фломастеров изобразим свои летние впечатления и поделимся ими с одноклассниками.

Ваша задача – оформить футболку и написать на ней «Этим летом я впервые в жизни…». Когда футболки будут готовы, повесьте их сушиться на верёвку.

Я благодарю всех за ваши чудесные летние впечатления. Надеюсь, к этим воспоминаниям вы будете ещё долго возвращаться, как к некоему запасу внутренних сил. А силы вам пригодятся.

Слушаем Песню

Игра “Пожми руку”

Все встают в круг.

Берёмся за руки. Сейчас каждый легонько сжимает ладонь сидящего справа товарища. Раз, два, три, начали! (сжимают руку соседа).

А теперь будем отправлять “письмо-импульс”, сжимая руку, сидящего справа соседа.

Игра “Пожми руку”

Снова берёмся за руки. Сейчас каждый легонько сжимает ладонь сидящего слева товарища. Раз, два, три, начали! (сжимают руку соседа).

А теперь будем отправлять “письмо-импульс”, сжимая руку, сидящего слева соседа.

Урок Мира и Знаний в 3 классе

«САД ЛЕТНИХ ВПЕЧАТЛЕНИЙ»

Дорогие третьеклассники! Уважаемые родители!

Поздравляю всех вас с новым учебным годом!

2 слайд

Ребята! А что самое-самое новое вы увидели в нашем классе? Конечно же, новые окна! Кажется, будто бы у школы как-то по-особенному заискрились глаза! Представляете, как радуется школа! «Здравствуйте, новые окна!» – говорит она. Скажем и мы!

А какое обещание этим прекрасным новым окна вы можете дать сегодня? Каких учеников они будут видеть в нашем классе?

В школьное окно смотрят облака.
Нам волшебным  кажется урок,
Слышно, как скрипит пёрышко слегка,
И ложатся строчки на листок…

Давайте скажем «спасибо» добрым волшебникам, вашим родителям, которые подготовили к новому учебному году и вас, ребята, и наш кабинет!

Ребята, а что вы хотите всегда видеть в наших новых окнах? Солнце!

3 слайд

К сожалению, солнышко в это лето нас не очень баловало своим появлением. И лето пролетело как-то незаметно и слишком уж быстро! Не накупались мы ещё, не назагорались, не наигрались! Правда? Хоть бы ещё один денечек солнечного лета! А давайте подарим его, этот один денечек себе сегодня!

Итак, летний день! Прежде всего должно появиться солнце! А кто у нас в классе больше всего похож на солнце? Сегодня ярче всех светится наш именинник – везунчик Дима, который родился 1 сентября! (приглашаем к доске, поздравляем, вручаем подарок).

Итак, выглянуло солнышко!

Залетали птички, запорхали бабочки! (девочки 1 ряда)

Появилась радуга! (девочки 2 ряда)

Распустились яркие цветы (девочки 3 ряда)

К озеру спешат рыбаки (мальчики 1ряда)

В лес отправились грибники (мальчики 2ряда)

Появились загорелые купальщики! (мальчики 3ряда)

А чем же родители летом занимаются? Отправляются в сад-огород!

Но у нас есть одна самая хлопотливая мама, которая летом выращивает не морковку и капусту, а новые идеи для нашего класса. Итак, только родители отправились в сад-огород, как у Татьяны Евгеньевны родилась новая идея и она стала всем звонить!

Это была репетиция, а теперь повторяем всё сначала!

Итак, солнечное лето во всю веселится в нашем классе!

4 слайд А каким лето получилось у каждого из вас, мы узнаем, отправившись в необычный сад – сад летних впечатлений! Деревья в нем особенные: одно радостное, другое грустное, есть дерево книжное, есть спортивное…Определите, каким было ваше лето, ваше летнее настроение, впечатления, и прикрепите листочек на подходящее дерево.

5 слайд «Радостное лето»

С какого дерева начнем? Конечно, с радостного!

1 ученик:

По лужам, по глине вязкой

Солнечный луч шагает.

Весело, без опаски,

Как по ковру ступает!

Радостный, светлолицый,

Делом хорошим занят.

Кто хочет с ним подружится

Тоже радостным станет!

Чьи же здесь листочки? Поделитесь радостями вашего лета!

6 слайд «Удивительное лето»

Следующее дерево – удивительное! Ведь лето – удивительная пора! Пора настоящих чудес!

2 ученик:

До чего чудесен свет!

Ничего чудесней нет!

И земля, и небеса,

И озёра, и леса,

И заката полоса,

И людские голоса!

Птиц и песен сколько!

Чудеса – и только!

Кто из вас хочет рассказать об удивительном летнем событии? Только чур уговор: чтобы и мы удивились, нужно рассказать не словами, а жестами!

7 слайд «Безопасное лето»

А у кого лето получилось без синяков, шишек и без болезней? Самое безопасное?

3 ученик:

Если летом вы решили

Хорошо себя вести,

Смело в шкаф себя ведите

И ныряйте в темноту.

Там ни мамы нет, ни папы,

Только папины штаны,

Там никто не крикнет громко:

«Прекрати! Не смей! Не тронь!

Там гораздо проще будет

Безопасно и прилично

Летом вам себя вести!

Надеюсь, вы не сидели летом в шкафу? А какие правила безопасности не зависят от времени года и их надо соблюдать не только летом, но и в школе?

А какие ПДД вы сегодня вспомнили по пути в школу? Обязательно уточните вместе с родителями самый безопасный маршрут Школа-Дом, вклейте его в свой дневник, и будьте в этом учебном году самыми дисциплинированными пешеходами!

8 слайд «Книжное лето»

С особым трепетом мы подойдем к Книжному дереву.

4 ученик

Компьютеры вокруг,

Мир в ритме движется.

Но ты – мой лучший друг,

Родная книжица!

Ты открываешь мне

Ворота в прошлое,

Где люди в тишине

Читают всё хорошее…

И пусть вокруг меня

Мир в ритме движется,

Но ты останься в сердце,

Волнующая книжица!


Наверняка каждому из вас, ребята, захотелось приклеить листочек к книжному дереву, рассказать, какие интересные книги вы прочитали летом, какие авторы и герои стали вашими друзьями. Мы обязательно это сделаем! Ведь 2015 год объявлен в России Годом Литературы. И в нашей школе уже в сентябре начинается новый социально-ориентированный проект «Забытые чудеса книжных полок» с новыми конкурсами и читательским марафоном по книге «Волшебник Изумрудного города» в октябре и «Витя Малеев в школе и дома» в ноябре.

9 слайд «Год Литературы»

В год Литературы мы активизируем свое участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах различного уровня. Уже сегодня мы можем поприветствовать ребят, которые стали победителями Международных викторин сайта «АРТ–талант» в августе этого года. Вручение дипломов.

10 слайд «Спортивное лето»

Энергичнее всех шумят листочки Спортивного дерева!

5 ученик:

Новый день стучит в окно,

Новый день будить нас рад,

Получить скорей спеши

Свежей бодрости заряд.

Если хочешь быть здоровым

Без таблеток, без больниц

Спорт откроет мир огромный

Мир, не знающий границ.

Наверняка Илья, ты умножил за лето свои спортивные успехи? А еще у кого спортивные победы летом были?

А самые главные победы у нас ещё впереди!

11 слайд «ГТО»

Если вышел ты на старт,

Позови с собой друзей.

Нормативы ГТО

Сдавать вместе веселей.

А как расшифровываются эти загадочные буквы ГТО? Если вы зададите такой вопрос своим бабушкам и дедушкам, они сразу ответят: Готов к труду и обороне! Ведь такие обязательные испытания проводились в СССР с 1931 года. Традиции возрождаются! С 1 сентября вновь вводится в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне». Комплекс будет содержать 11 ступеней для всех возрастов с 6 до 70 лет и старше. Отлично выполнившие все нормативы будут получать золотые, серебряные и бронзовые значки ГТО.  Обязательные испытания состоят из тестов на силу, быстроту, гибкость и выносливость. Например, бег, прыжок в длину с места, метание в цель и т.д.

Попробуем? Я приглашаю всех, кто прикрепил листочки к спортивному дереву. (Метание Дартс). А теперь нормативы по метанию в цель сдадут ваши родители!

Желаю вам всегда достигать цели и спортивных побед!

12 слайд «Приключенческое лето»

А нашего внимания сегодня ждет еще одно заманчивое дерево летнего сада – Приключенческое! Давайте узнаем о ваших путешествиях и приключениях.

А в каком путешествии побывал летом всё наше Созвездие самоцветиков, весь наш класс? («Летняя тетрадь будущего третьеклассника, Школа 2100») Давайте вспомним, как это было! Закройте глаза. (появляется Волшебная телеграмма).

Телеграмма : Друзья! Я сообщаю вам, что очень далеко в горах спрятан космический корабль! Тот, кто доберётся до него, сможет отправиться на одну из планет Солнечной системы. Там, в специальной шкатулке из неизвестного на Земле вещества, хранится чудесный напиток. Тот, кто его выпьет, будет знать всё на свете! Но на пути к этой шкатулке смельчаков ждёт много испытаний! Торопитесь!

 Сейчас мы узнаем, как вы помогли нашим героям справится со всеми испытаниями в их путешествии. (вопросы викторины, жетоны)

Удалось ли нашим путешественникам попробовать эликсир мудрости и узнать все тайны мира? Значит, их путешествие было неудачным? Конечно, удачным. В этом путешествии герои Летней тетради, да и вы тоже стали мудрее. Ведь каждая страничка прочитанной книги, каждое испытание, каждый школьный урок – это ступенька к мудрости! И у нас она уже третья!

13 слайд «Мирное лето»

Ребята, а вы заметили, на какое дерево больше всего листочков прикрепили ваши родители? На мирное! А почему?

Оказывается, Вторая мировая война, забравшая жизни 50млн.людей началась 1 сентября 1939 года. Поэтому именно сегодня во многих школах проходит Урок Мира. Весь прошлый год мы с вами изучали тяжелые военные страницы в жизни нашей родины. И по-настоящему прочувствовали вот эти стихотворные строки, не раз звучавшие в нашем классе.

14 слайд

Как хорошо проснуться на рассвете.

Как хорошо, что ночью снятся сны.

Как хорошо, что кружится планета,

Как хорошо на свете без войны!

15 слайд

Учитель:

Дети Мира, за руки возьмитесь!
Шар земной обнять под силу вам.
Войны на Земле остановите!
Мир подвластен детским голосам.
Родители:

Милые мальчишки и девчонки,
Научите взрослых мирно жить.
Детские, прекрасные ручонки,
Постарайтесь Мир наш сохранить.

Дети наши, будьте-ка смелее!
Занимайте место у руля!
Станете командой вы, взрослея,
Нашего Земного корабля.

Поплывёт он по волнам вселенной,
Счастьем освещая всё вокруг.
Ужас позабудется военный,
И уйдут несчастье и испуг.

Станет Мир и лучше и светлее
В разноцветье милых детских глаз,
Люди станут чище и добрее.
Дети! Мы надеемся на вас!

Дорогие дети! Мы вручаем вам эти символы мира – белых голубей. Давайте украсим ими сегодня Дерево мира в нашем школьном дворе.

6-7 ученики:

Ты лети, голубь белый,

Над планетой, над большой Землёй!

 Возвести мир на свете,

Чтобы счастливы были мы с тобой!

Лети, лети с моей руки,

Мой голубь Мира – символ чистоты.

Живи, живи для нас, для всех,

И пусть звучит повсюду детский смех!

16 слайд

Дорожки летнего сада привели нас к школьному порогу. Кто из вас с радостью завтра отправится на новые уроки за эликсиром мудрости? Уточнение расписания первых школьных уроков.

17 слайд

Окинем прощальным взглядом наш удивительный сад! Как здорово, что на скучном и грустном дереве ничего не выросло! Как замечательно, что такими нарядными стали книжное, приключенческое, радостное, удивительное и мирное  деревья! Пусть Таким же будет наш новый учебный год!

Классный час

«Природа – дом твой. Береги его!»

Учитель: Горбунова В.В.

Класс: 3 «д»

Беседа: «Как я лично могу помочь природе»

Цель беседы: Сформировать у детей знания о разнообразных видах

деятельности школьников по защите природы, вызвать стремление к этой

деятельности, показать радость от проделанной работы, дать установку на

выполнение некоторых мероприятий по охране природы.

Оборудование: Выставка детских рисунков на тему: «Земля у нас одна»;

фотостенд «Природа – дом твой. Береги его!», поделки из природного

материала; памятки «Что должен уметь юный друг природы».

Ход беседы

Ребята, сегодня мы поговорим с вами о том, что такое экология, об

экологических проблемах, о том, как эти проблемы можно решать, и о том,

как каждый из вас, лично, может помочь решить одну из таких проблем.

Вы, наверное, слышали слово “экология”. Как вы думаете, что такое

экология? (Дети отвечают).

Все, что окружает нас, это — природа: небо, лес, речка, солнце, деревья,

цветы, травы, птицы, животные, насекомые, человек, все это — природа.

Все, что есть в природе, должно существовать вместе, рядом и дружно. Так,

деревья не могут жить без солнца, воды, без птиц, которые в коре деревьев

находят и поедают жучковчервячков. Животные тоже не могут жить без

воды, солнечного тепла и света, без травки, которую они едят, без деревьев,

которые защищают их от жары и дождя. Все живые существа в природе

зависят друг от друга.

Так вот, ЭКОЛОГИЯ — это наука, которая изучает взаимоотношения

растений, животных, человека и их связь с неживой природой: солнцем,

водой, воздухом. А еще экология изучает, как человек влияет на природу.

А как человек может влиять на природу? (Он может влиять хорошо, т.е.

помогать природе. Он может влиять плохо, т.е. вредить природе, портить,

уничтожать ее).

Приведите примеры, как человек помогает природе. (Человек сажает

деревья, ухаживает за растениями и животными, кормит птиц).

А как человек может вредить природе? (Человек может вырубать деревья,

уничтожать животных, выбрасывать мусор, загрязнять воздух дымами,

выхлопными газами автомобилей).

«Как я провёл лето»

Составление рассказа из личного опыта.

Воспитатель I кв. категории

В.Н. Машнёва.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, социальная.

Цель. Формировать умение вести коллективный разговор, высказываться на тему из личного опыта.

Образовательная область «Познание»

Коррекционнообучающие задачи:

1. Уточнить представления детей о двух временах года – о лете и осени;

2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.

3. Вызывать положительный эмоциональный настрой.

Образовательная область «Коммуникация»

Воспитательные задачи:

1. Расширять представления детей о временах года (осень, лето).

2. Активизировать речь детей; учить составлять небольшой рассказ (из личного опыта)

Образовательная область «Социализация»

Коррекционноразвивающие задачи:

1. Формировать умение действовать по правилам

2. Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей, работать сообща.

3. Воспитывать желание помочь, чувство ответственности.

Образовательная область «Художественное творчество» (рисование)

1. Закреплять умение работать с бумагой и красками;

2. Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности:

словесной, художественной, музыкальной, игровой.

Оборудование: картинки с изображением лета и осени; бумага, карандаши, краски, иллюстрации на летнюю

тему.

Ожидаемый результат: Учащиеся смогут свободно распознавать и называть характерные признаки времён

года, ориентироваться во временных представлениях, освоят название летних месяцев.

Ход занятия.

I. Организационный момент. Настрой на работу.

Дидактическая игра на развитие связной речи.

Составление детьми рассказов из нескольких предложений на тему: «Как я провёл

каникулы».

Воспитатель. В каком классе вы учитесь?

Ответы детей.

Воспитатель. Сколько раз в году у вас бывают каникулы?

Ответы детей. После 1 четверти осенние каникулы. После 2 четверти – зимние

каникулы. После 3 четверти – весенние каникулы. После 4 четверти – летние каникулы

Воспитатель. Какие каникулы были сейчас?

Ответы детей. Летние каникулы.

Воспитатель. Что можно делать на каникулах?

Ответы детей. Играть, читать книги, смотреть мультфильмы, купаться, кататься на

велосипеде и т.д.

Воспитатель. Зачем нужны каникулы?

Ответы детей. Чтобы отдохнуть от школы. Чтобы повеселиться. Погулять. Покататься

на велосипеде. …

Воспитатель. Какие у тебя были каникулы?

Ответы детей. Каникулы были весёлые. (Грустные) Интересные. Я болел(а)

Воспитатель. Куда ты ходил(а) на каникулах?

Ответы детей. Я ходил(а) в кино; в лес,

Воспитатель. Какую книгу ты прочитал(а)?

Ответы детей. Я прочитал(а) сказку … Она называется …

Воспитатель. Какой мультфильмы, фильмы ты посмотрел(а) ?

Ответы детей. Я смотрел(а) ….

Воспитатель. Какой сегодня день?

Ответы детей.

Воспитатель. Какой день был вчера?

Ответы детей.

Воспитатель. Какой день будет завтра?

Ответы детей.

Воспитатель. Сколько дней в неделе?

Ответы детей.

Воспитатель. Назовите все дни недели по порядку?

Ответы детей.

Воспитатель. Назовите первый день недели?

Ответы детей. Понедельник.

Воспитатель. Назовите седьмой день недели?

Ответы детей. Воскресенье.

Воспитатель. Назовите дни, когда мы отдыхаем, не учимся?

Ответы детей. Суббота, воскресенье, праздничные дни, каникулы.

Воспитатель. Назовите все времена года.

Ответы детей. Зима, весна, лето, осень.

II. Введение в тему. Актуализация знаний.

Воспитатель. Послушайте стихотворение М. Ходякова и скажите, о каком времени

года в нём говорится?

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся

Это время года как зовётся?

Ответы детей. Это время года зовётся осень.

Воспитатель. Осень удивительное время года. Осень бывает ранней, золотой, поздней.

Воспитатель. А как называются месяцы у осени, сколько их?

Ответы детей. Три месяца. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Молодцы! Всё правильно назвали. Вот и наступил сентябрь. Вы все

выросли, похорошели, загорели и отдохнули. Солнце греет не так жарко, как летом. На

смену летним сарафанам и босоножкам приходят теплые кофты и кроссовки. Не

грустите!

Лес одевается яркими красками,

Птичка в нём больше теперь не поёт,

Солнце радует последними ласками:

Тихая осень идёт.

Воспитатель: Читает загадку

Солнце печёт

Липа цветёт

Рожь поспевает

Когда это бывает?

Ответы детей: Летом.

Воспитатель: Умнички! Конечно же, это лето.

Воспитатель. Ребята, а какие летние месяцы вы знаете?

Ответы детей. Июнь, июль, август.

Воспитатель. Значит, после лета наступает осень. Сегодня у нас с вами будет очень

интересный разговор, а загадка поможет узнать, о чём мы поговорим. Отгадайте время

года:

Жаркая стоит погода.

Рано солнышко встаёт,

Днём и греет, и печёт.

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо,

Земляника поспевай,

Не ленись, да собирай.

В поле рожь шумит, как море,

Соловьи поют на зорях,

травы сочные стоят,

Косари в луга спешат. (Лето)

Воспитатель. Верно, мы сегодня будем говорить о лете, а вернее о том, как вы

его провели. Послушайте стихотворение Эдуарда Успенского «Как мы проводили

время летом».

Мы гуляли, загорали,

Возле озера играли.

На скамейку сели

Две котлеты съели.

Лягушонка принесли

И немного подросли.

Воспитатель. И сегодня я предлагаю вам вспомнить, как мы провели лето. О том, какое

это прекрасное время года и за что мы его любим. Давайте вспомним, чем мы

занимались летом?

Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением лета.

Воспитатель предлагает рассмотреть рисунки, запечатлевшие лето.

III. Рассматривание картинок с изображением лета и осени, определение их

основных признаков.

Воспитатель предлагает вниманию детей настенную картину, запечатлевшую лето.

Воспитатель. Что изображено на картине, какое время года?

Дети. Лето.

Воспитатель. А почему вы думаете, что на картине лето?

Ответы детей. На картине дети купаются, загорают, собирают ягоды. Ярко светит

солнце, дети легко одеты, летают бабочки и т. п. Трава зелёная, много цветов,

поспевают ягоды, можно купаться….

Воспитатель. Какие листья на деревьях?

Дети. Зелёные, большие.

Воспитатель. Что это?

Дети. Трава.

Воспитатель. Какая летом трава?

Дети. Зелёная.

Воспитатель. Кто может здесь жить, оставаясь незамеченным?

Если ребята испытывают трудности с ответом, подсказывает.

Воспитатель. Эти жильцы очень маленькие, совсем крохотные. Насекомые

необыкновенные животные, они могут так спрятаться в траве, что их никто не заметит.

Воспитатель. А каких насекомых вы знаете?

Дети. Муха, пчела, комар, муравей, стрекоза, оса,..

Воспитатель. Я вам буду загадывать загадки про насекомых, а вы их угадаете.

Чернокожий карапуз

Не по росту тянет груз. (Муравей)

Воспитатель. Муравьи, как пчёлы большие труженики.

Не мычит коровка та,

Нет рогов, копыт, хвоста,

Молока нам не дает,

Под листочками живет.

С вредной тлёй воюет ловко

эта… (божия коровка.)

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка,

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка.)

Она ярка, красива,

Изящна, легкокрыла.

Сама похожа на цветок

И любит пить цветочный сок. (Бабочка).

Имя взял у кузнеца,

Цвет — у огурца,

Крылья — у морошки,

Ножки — у блошки. (Кузнечик.)

Что за девчонка:

В поясе тонка,

Огромные очи,

Летит — стрекочет. (Стрекоза.)

Она щедрая хозяйка;

Полетает над лужайкой,

Похлопочет над цветком

И поделиться медком. (Пчела.)

Воспитатель. Вот какие насекомые живут на летней полянке.

Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»

Цель: Закрепление знаний об отличительных чертах насекомых.

(На экране насекомые и среди них паук). Ребята, посмотрите

внимательно на картинки и определите, какая картинка здесь

лишняя и расскажите почему? (Дети находят лишнюю картинку с

пауком и объясняют, что у насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко, у

насекомых шесть лапок, а у паука — 8). Какие вы молодцы, так много знаете о

насекомых.

Воспитатель. Я приглашаю вас, ребята, в полёт. Пройдите на ковёр и встаньте

свободно.

Вот летит самолёт, с ним собрался я

в полёт

Дети выставляют большой палец и смотрят за

ним, одновременно делая восьмёрку рукой.

Правое крыло отвёл, посмотрел,

отводят правую руку назад, смотрят на

большой палец правой руки

Левое крыло отвёл, посмотрел,

отводят левую руку назад, смотрят на большой

палец левой руки.

Я мотор завожу и внимательно

гляжу,

вращают перед собой руками, сжатыми в

кулачки и внимательно смотрят на руки.

встают на носочки руки разводят в стороны,

изображают полёт самолёта.

Воспитатель. Полёт закончился, возвращайтесь на свои места. Садитесь на стульчики,

ноги поставьте вместе, спинки выпрямите.

Воспитатель. Что это?

Дети. Цветы.

Воспитатель. Правильно, летом много цветов. Человек делает красивые клумбы. Лето

очень красивое время года. И делает его таким изобилие цветов на лугах, в садах и

парках.

Воспитатель. Посмотрите, какое нарисовано солнышко?

Дети. Яркое.

Воспитатель. Летом солнышко светит ярко, поэтому на улице жарко. Посмотрите,

какое небо нарисовано?

Ответы детей. Голубое, нет туч.

Воспитатель. Правильно. Облака летом редко закрывают солнце, поэтому небо

голубое. Даже если идёт дождь, то он тёплый. После дождя на небе появляется

разноцветная радуга.

Воспитатель. А какая природа летом?

Ответы детей.

Воспитатель. Летом в парке и лесу много птиц. Они вьют гнезда, выводят птенцов. По

утрам всегда слышен звонкий птичий щебет. Летом дни длинные, ночи короткие,

поэтому вечером долго светло.

Воспитатель. Кто это нарисован?

Дети. Птицы.

Воспитатель. Летом в парке и лесу много птиц. Они вьют гнезда, выводят птенцов. По

утрам летом всегда слышен звонкий птичий щебет. Летом дни длинные, ночи короткие,

поэтому вечером долго светло.

Воспитатель. Кто изображён на картинке?

Воспитатель. Что делают ребята?

Воспитатель. Чем ещё можно заниматься летом?

Воспитатель. Отгадайте загадки о летних развлечениях.

Две педали, руль один

В середине мы сидим.

Рама, цепь, седло из кожи.

Мы на нём кататься можем!

Едим сами как хотим,

Но глядим куда рулим.

Не с моторчиком мопед,

А простой (…велосипед).

На прогулку мне коня

Взять сегодня надо.

Быстробыстро прокачу

С ветерком до сада. (Самокат)

Умею прыгать и катиться,

А если бросят – полечу.

Кругом смеющиеся лица:

Все рады круглому … (мячу).

Воспитатель. Правильно, летом можно кататься на велосипеде и самокате, играть в

мяч.

Воспитатель вовлекает в обсуждение всех детей. Если дети затрудняются, задает

наводящие вопросы.

Воспитатель. Спасибо вам ребятки за такие прекрасные рассказы. За ваши эмоции, за

знания летних явлений природы. Я вам предлагаю вспомнить явления природы, о

которых вы промолчали или забыли.

Загадывает загадки.

Сильнее солнца,

Слабее ветра,

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет. (Туча)

Сначала – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (Гроза)

Крупно, дробно зачастило,

Всю землю напоило. (Дождь)

Крошечное коромысло

Через реку повисло. (Радуга)

Утром бусы засверкали

Всю траву с собой заткали.

А пошли искать их днем

Ищем, ищем не найдем! (Роса)

Воспитатель. Молодцы, правильные дали ответы, но есть ещё одно явление (очень

редко, но бывает).

Говорю я брату

Ох, с неба сыплется горох!

Вот чудак – смеется брат –

Твой горох, ведь это… (Град)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Теперь можно немного отдохнуть.

Воспитатель. Пройдите на ковёр, встаньте так, чтобы не мешать друг другу.

Динамическая пауза.

Цель: Развитие двигательной активности.

Как бы обхватить руками голову

Хлопки прямыми руками перед собой

Поднять руки вверх, раскачивать ими

Шагать, высоко поднимая колени

Расслабить плечи, руки опустить вниз

Руки вытянуть вперёд, растопырить пальцы

Встать на носочки, руки сомкнуть над головой

Присесть, сомкнуть руки в замок перед грудью

Всё присмирело, съёжилось,

Руки вдоль туловища, ладони в стороны

Воспитатель. Садитесь, ребята. Сядьте ровно: ноги вместе, спинки выпрямили.

Воспитатель предлагает вниманию детей настенную картину, запечатлевшую осень.

Воспитатель. Что изображено на картине, какое время года?

Дети.

Воспитатель. А почему вы думаете, что на картине осень?

Дети. Дождь, жёлтые листья, листопад…

Воспитатель. Осень и лето отличаются друг от друга. Вы уже назвали ряд отличий. Но

есть и другие. Некоторые приметы спрятаны в картинках, которые лежат на столе. На

одних картинках вы узнаете лето, на других – осень. Когда определите, какое время

года на картинке, которую вы выбрали, поставьте её слева, где картинка про осень, либо

справа, где картинка про лето. Например, я беру себе картинку (картинка должна быть

крупной). Моя картинка про лето. Зелёный лес, трава и кусты зелёные. Много ягод, ярко

светит солнце. Эту картинку я поставлю справа, так как там висит большая картина про

лето.

Дидактическая игра «Назови время года»

Ребёнок берет картинку (они лежат изображением вниз), показывает детям, называет

время года, объясняет, как он узнал, что изображено на картинке лето или осень,

ставит свою картинку под соответствующей большой картиной.

Далее воспитатель вызывает сразу двух детей, предлагает им вначале поставить свои

картинки на доску. Остальные дети привлекаются к оцениванию правильности

выполнения задания, затем обосновать, почему картина отнесена к тому или иному

времени года, и т. д. Желательно задействовать всех детей, активизируя нерешительных

и робких.

Признаки лета: трава и лес зелёные, на лугах много цветов, большое количество птиц.

Созревают ягоды. Жарко. В реке тёплая вода. Бывают грозы.

Признаки осени: жёлтые листья и жёлтая трава, листопад. Отлёт птиц. Холодно,

поэтому люди в плащах и пальто. Идёт сбор урожая в садах и на огородах. Сильный

ветер и дождь.

Физкультминутка «Бабочка»

Цель: Развитие двигательной активности.

Спал цветок и вдруг проснулся,

дети присели, обхватив колени руками

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

поднимаются, вытягивая руки вверх

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Дети выполняют движения в

соответствии с текстом

Чтение стихотворения.

Воспитатель. Дети, послушайте стихотворение Владимира Орлова «Лето»:

Что ты мне подаришь, лето?

Много солнечного света!

В небе радугудугу

И ромашки на лугу!

Что ещё подаришь мне?

Ключ, звенящий в тишине,

Сосны, клёны и дубы,

Землянику и грибы!

Подарю тебе кукушку,

Чтобы, выйдя на опушку,

Ты погромче крикнул ей:

«Погадай мне поскорей! »

И она тебе в ответ

Нагадала много лет!

Воспитатель. О чем это стихотворение?

Ответ детей. О лете, о ромашках, о том, как кукушка гадает.

Игра «Какое бывает лето?»

Лето какое? (теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое, теплое, знойное,

дождливое, замечательное, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное).

Солнце летом какое? (желтое, жаркое, яркое, теплое).

Трава летом какая? (зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая).

Вода летом какая? (теплая, прохладная, приятная, освежающая).

Дождь летом какой? (теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной)

Дети летом какие? (веселые, радостные, забавные, шумные).

Небо летом какое? (голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое).

Облака летом какие? (высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые).

Словесная игра «Какой? Какое?»

Цель: Закрепление умения образовывать прилагательные из существительных.

Воспитатель. Молодцы. Летом поспевают ягоды и фрукты. Давайте расскажем, какой

сок получится из фруктов.

Сок из клубники (какой?) – клубничный.

Сок из яблока (какой?) – яблочный.

Сок из апельсина акой?) – апельсиновый.

Сок из груши (какой?) – грушевый.

Сок из лимона (какой?) – лимонный.

Сок из мандарина (какой?) – мандариновый.

Сок из ананаса (какой?) – ананасовый.

Сок из вишни (какой?) – вишнёвый.

Сок из персика акой?) – персиковый.

Сок из помидор (какой?) – томатный.

Варенье из черники (какое?) – черничное.

Компот из малины (какой?) – малиновый.

Варенье из смородины (какое?) – смородиновое.

Воспитатель. Отлично, про ягоды вы тоже много знаете!

Физкультминутка. «А в лесу растёт черника».

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Составление рассказа на тему «Как я провёл лето»

Цель: Прививать навык рассказывать о себе и слушать других.

Задачи: Учить составлять рассказ по памяти, опираясь на свой опыт и впечатления о

лете. Соблюдать последовательность в изложении сюжета. Рассказывать выразительно,

чётко произнося слова в предложении.

Воспитатель показывает несколько иллюстраций, отражающих отдых летом: на

реке, в лесу, на даче и т.д. При рассматривании уточняет, какое время года

изображено на них, как отдыхают дети, что они делают.

Воспитатель. Вы летом тоже отдыхали, купались в бассейне, ездили в лагерь, ходили в

лес. Видели там много интересного. А теперь я предлагаю вам рассказать, как

вы провели лето. В своих рассказах нужно рассказать:

Где вы провели лето?

С кем?

Как и на чём туда ехали?

Что интересного запомнилось вам или какой интересный случай с вами

произошёл?

Какая была погода?

При затруднении изложения мысли можно повторить план рассказа или дать образец.

IV. Изобразительная деятельность.

Цель. Учить детей отражать в рисунке впечатления полученные летом. Развивать у

детей воображение, умение придумывать содержание своей работы, умение поразному

держать карандаш и кисть при различных приёмах рисования. Развивать творческую

активность.

Воспитатель. Вот и вспомнили мы наше прошедшее лето. В народе говорят: «Август

лета закат» или «В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит». Да,

действительно наше лето пробежало, наступила осень. Остались у нас воспоминания

(об отдыхе в лагере, о походах в лес, о купании в реках, озерах, морях). Ребята, лето

пора особенная поэты пишут стихи, композиторы сочиняю музыку, а художники пишут

картины. Вот и мы сегодня с вами попробуем стать художниками. Я вам предлагаю

нарисовать лето такое, каким вы его себе представляете, каким вы его запомнили. Но

прежде, чем мы приступим к работе, давайте разомнём наши пальчики.

Давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

Загибаем по одному пальцу с мизинца.

За брусникой, за калиной,

Соединяем ладошки корзиночкой

Нам понадобятся листы бумаги, карандаши, краски.

Дети рисуют на тему «Как я провёл лето». Воспитатель в процессе работы помогает

детям по мере необходимости. Воспитатель хвалит детей.

Анализ детских работ

Что мы сегодня рисовали?

Оформление выставки «Весёлое лето». Рассматриваем рисунки детей. Предлагаю 2

3 детям выбрать наиболее понравившуюся работу и рассказать об этом.

V. Итог занятия.

О каком времени года мы говорили?

Сколько длится лето?

Когда начинается лето? В каком месяце?

Назовите летние месяцы?

Какого цвета лето, почему?

Что больше всего вам нравится в этом времени года?

Воспитатель. Ребята, вот и вспомнили мы о лете, но не будем расстраиваться, что оно

прошло, ведь осень принесёт нам не меньше радости и веселья. Поэтому давайте

дружно скажем: «До новых встреч, прекрасное лето! И здравствуй, удивительная

осень!».

Воспитатель:

Спасибо тебе, Лето, мы хотим сказать!

Осень золотую нам пора встречать.

Не забудем мы о лете, будем часто вспоминать!

«Как я провёл лето»

Составление рассказа из личного опыта.

Воспитатель I кв. категории

В.Н. Машнёва.

Виды детской деятельности: коммуникативная, познавательная, социальная.

Цель. Формировать умение вести коллективный разговор, высказываться на тему из личного опыта.

Образовательная область «Познание»

Коррекционно-обучающие задачи:

Уточнить представления детей о двух временах года – о лете и осени;

Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.

Вызывать положительный эмоциональный настрой.

Образовательная область «Коммуникация»

Воспитательные задачи:

Расширять представления детей о временах года (осень, лето).

Активизировать речь детей; учить составлять небольшой рассказ (из личного опыта)

Образовательная область «Социализация»

Коррекционно-развивающие задачи:

Формировать умение действовать по правилам

Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей, работать сообща.

Воспитывать желание помочь, чувство ответственности.

Образовательная область «Художественное творчество» (рисование)

Закреплять умение работать с бумагой и красками;

Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.

Оборудование: картинки с изображением лета и осени; бумага, карандаши, краски, иллюстрации на летнюю тему.

Ожидаемый результат: Учащиеся смогут свободно распознавать и называть характерные признаки времён года, ориентироваться во временных представлениях, освоят название летних месяцев.

Ход занятия.

Организационный момент. Настрой на работу.

Дидактическая игра на развитие связной речи. 

Составление детьми рассказов из нескольких предложений на тему: «Как я провёл каникулы».

Воспитатель. В каком классе вы учитесь?

Ответы детей.

Воспитатель. Сколько раз в году у вас бывают каникулы?

Ответы детей. После 1 четверти – осенние каникулы. После 2 четверти – зимние каникулы. После 3 четверти – весенние каникулы. После 4 четверти – летние каникулы

Воспитатель. Какие каникулы были сейчас? 

Ответы детей. Летние каникулы.

Воспитатель. Что можно делать на каникулах? 

Ответы детей. Играть, читать книги, смотреть мультфильмы, купаться, кататься на велосипеде и т.д.

Воспитатель. Зачем нужны каникулы? 

Ответы детей. Чтобы отдохнуть от школы. Чтобы повеселиться. Погулять. Покататься на велосипеде. …

Воспитатель. Какие у тебя были каникулы?

Ответы детей. Каникулы были весёлые. (Грустные) Интересные. Я болел(а)

Воспитатель. Куда ты ходил(а) на каникулах?

Ответы детей. Я ходил(а) в кино; в лес, …

Воспитатель. Какую книгу ты прочитал(а)?

Ответы детей. Я прочитал(а) сказку … Она называется …

Воспитатель. Какой мультфильмы, фильмы ты посмотрел(а) ?

Ответы детей. Я смотрел(а) ….

Воспитатель. Какой сегодня день?

Ответы детей.

Воспитатель. Какой день был вчера?

Ответы детей.

Воспитатель. Какой день будет завтра?

Ответы детей.

Воспитатель. Сколько дней в неделе?

Ответы детей.

Воспитатель. Назовите все дни недели по порядку?

Ответы детей.

Воспитатель. Назовите первый день недели?

Ответы детей. Понедельник.

Воспитатель. Назовите седьмой день недели?

Ответы детей. Воскресенье.

Воспитатель. Назовите дни, когда мы отдыхаем, не учимся?

Ответы детей. Суббота, воскресенье, праздничные дни, каникулы.

Воспитатель. Назовите все времена года.

Ответы детей. Зима, весна, лето, осень.

Введение в тему. Актуализация знаний.

Воспитатель. Послушайте стихотворение М. Ходякова и скажите, о каком времени года в нём говорится?

Если на деревьях листья пожелтели,

Если в край далёкий птицы улетели,

Если небо хмурится, если дождик льётся

Это время года как зовётся?

Ответы детей. Это время года зовётся осень.

Воспитатель. Осень удивительное время года. Осень бывает ранней, золотой, поздней.

Воспитатель. А как называются месяцы у осени, сколько их?

Ответы детей. Три месяца. Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель. Молодцы! Всё правильно назвали. Вот и наступил сентябрь. Вы все выросли, похорошели, загорели и отдохнули. Солнце греет не так жарко, как летом. На смену летним сарафанам и босоножкам приходят теплые кофты и кроссовки. Не грустите!

Лес одевается яркими красками,

Птичка в нём больше теперь не поёт,

Солнце радует последними ласками:

Тихая осень идёт.

Воспитатель: Читает загадку

Солнце печёт
Липа цветёт
Рожь поспевает
Когда это бывает?

Ответы детей: Летом.

Воспитатель:  Умнички! Конечно же, это лето.

Воспитатель. Ребята, а какие летние месяцы вы знаете?

Ответы детей. Июнь, июль, август.

Воспитатель. Значит, после лета наступает осень. Сегодня у нас с вами будет очень интересный разговор, а загадка поможет узнать, о чём мы поговорим. Отгадайте время года:

Жаркая стоит погода.

Рано солнышко встаёт,

Днём и греет, и печёт.

Речка манит нас прохладой,

В лес за ягодами надо,

Земляника поспевай,

Не ленись, да собирай.

В поле рожь шумит, как море,

Соловьи поют на зорях,

травы сочные стоят,

Косари в луга спешат. (Лето)

Воспитатель. Верно, мы сегодня будем говорить о лете, а вернее о том, как вы его провели. Послушайте стихотворение Эдуарда Успенского «Как мы проводили время летом».

Мы гуляли, загорали,

Возле озера играли.

На скамейку сели –

Две котлеты съели.

Лягушонка принесли

И немного подросли.

Воспитатель. И сегодня я предлагаю вам вспомнить, как мы провели лето. О том, какое это прекрасное время года и за что мы его любим. Давайте вспомним, чем мы  занимались летом? 

Дети подходят к столу, на котором разложены картинки с изображением лета. Воспитатель предлагает рассмотреть рисунки, запечатлевшие лето.

Рассматривание картинок с изображением лета и осени, определение их основных признаков.

Воспитатель предлагает вниманию детей настенную картину, запечатлевшую лето.

Воспитатель. Что изображено на картине, какое время года?

Дети. Лето.

t1577629794aa.jpgt1577629794ab.jpg

Воспитатель. А почему вы думаете, что на картине лето?

Ответы детей. На картине дети купаются, загорают, собирают ягоды. Ярко светит солнце, дети легко одеты, летают бабочки и т. п. Трава зелёная, много цветов, поспевают ягоды, можно купаться….

Воспитатель. Какие листья на деревьях?

Дети. Зелёные, большие.

Воспитатель. Что это?

Дети. Трава.

Воспитатель. Какая летом трава?

Дети. Зелёная.

Воспитатель. Кто может здесь жить, оставаясь незамеченным?

Если ребята испытывают трудности с ответом, подсказывает.

Воспитатель. Эти жильцы очень маленькие, совсем крохотные. Насекомые необыкновенные животные, они могут так спрятаться в траве, что их никто не заметит.

Воспитатель. А каких насекомых вы знаете?

Дети. Муха, пчела, комар, муравей, стрекоза, оса,..
Воспитатель. Я вам буду загадывать загадки про насекомых, а вы их угадаете.

Чернокожий карапуз
Не по росту тянет груз.
(Муравей)

Воспитатель. Муравьи, как пчёлы — большие труженики.

Не мычит коровка та,

Нет рогов, копыт, хвоста,
Молока нам не дает,
Под листочками живет.
С вредной тлёй воюет ловко
эта… (
божия коровка.)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел,
Он вспорхнул и улетел. (
Бабочка.)

Она ярка, красива,
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок.
(Бабочка).

Имя взял у кузнеца,
Цвет — у огурца,
Крылья — у морошки,
Ножки — у блошки. (
Кузнечик.)

Что за девчонка:
В поясе тонка,
Огромные очи,
Летит — стрекочет.
(Стрекоза.)

Она щедрая хозяйка;
Полетает над лужайкой,
Похлопочет над цветком
И поделиться медком.
(Пчела.)

Воспитатель. Вот какие насекомые живут на летней полянке.

t1577629794ac.jpg

Дидактическая игра «Кто здесь лишний?»
Цель: Закрепление знаний об отличительных чертах насекомых.
(
На экране насекомые и среди них паук). Ребята, посмотрите внимательно на картинки и определите, какая картинка здесь лишняя и расскажите почему? (Дети находят лишнюю картинку с пауком и объясняют, что у насекомых три части тела: голова, грудь, брюшко, у насекомых шесть лапок, а у паука — 8). Какие вы молодцы, так много знаете о насекомых.

Воспитатель. Я приглашаю вас, ребята, в полёт. Пройдите на ковёр и встаньте свободно.

Динамическая пауза.

Вот летит самолёт, с ним собрался я в полёт

Дети выставляют большой палец и смотрят за ним, одновременно делая восьмёрку рукой.

Правое крыло отвёл, посмотрел,

отводят правую руку назад, смотрят на большой палец правой руки

Левое крыло отвёл, посмотрел,

отводят левую руку назад, смотрят на большой палец левой руки.

Я мотор завожу и внимательно гляжу,

вращают перед собой руками, сжатыми в кулачки и внимательно смотрят на руки.

Поднимаюсь вверх, лечу,

встают на носочки руки разводят в стороны, изображают полёт самолёта.

Возвращаться не хочу.

Воспитатель. Полёт закончился, возвращайтесь на свои места. Садитесь на стульчики, ноги поставьте вместе, спинки выпрямите.

Воспитатель. Что это?

Дети. Цветы.

Воспитатель. Правильно, летом много цветов. Человек делает красивые клумбы. Лето – очень красивое время года. И делает его таким изобилие цветов на лугах, в садах и парках.

Воспитатель. Посмотрите, какое нарисовано солнышко?

Дети. Яркое.

Воспитатель. Летом солнышко светит ярко, поэтому на улице жарко. Посмотрите, какое небо нарисовано?

Ответы детей. Голубое, нет туч.

Воспитатель. Правильно. Облака летом редко закрывают солнце, поэтому небо голубое. Даже если идёт дождь, то он тёплый. После дождя на небе появляется разноцветная радуга.

Воспитатель. А какая природа летом?

Ответы детей.

Воспитатель. Летом в парке и лесу много птиц. Они вьют гнезда, выводят птенцов. По утрам всегда слышен звонкий птичий щебет. Летом дни длинные, ночи короткие, поэтому вечером долго светло.

Воспитатель. Кто это нарисован?

Дети. Птицы.

Воспитатель. Летом в парке и лесу много птиц. Они вьют гнезда, выводят птенцов. По утрам летом всегда слышен звонкий птичий щебет. Летом дни длинные, ночи короткие, поэтому вечером долго светло.

Воспитатель. Кто изображён на картинке?

Воспитатель. Что делают ребята?
Воспитатель. Чем ещё можно заниматься летом?

Воспитатель. Отгадайте загадки о летних развлечениях.

Две педали, руль один
В середине мы сидим.
Рама, цепь, седло из кожи.
Мы на нём кататься можем!
Едим сами как хотим,
Но глядим куда рулим.
Не с моторчиком мопед,
А простой — (…велосипед).

На прогулку мне коня
Взять сегодня надо.
Быстро-быстро прокачу
С ветерком до сада. (Самокат)

Умею прыгать и катиться,
А если бросят – полечу.
Кругом смеющиеся лица:
Все рады круглому … (мячу).

Воспитатель. Правильно, летом можно кататься на велосипеде и самокате, играть в мяч.
Воспитатель вовлекает в обсуждение всех детей. Если дети затрудняются, задает наводящие вопросы.

Воспитатель. Спасибо вам ребятки за такие прекрасные рассказы. За ваши эмоции, за знания летних явлений природы. Я вам предлагаю вспомнить явления природы, о которых вы промолчали или забыли.

Загадывает загадки.

Сильнее солнца,

Слабее ветра,

Ног нет, а идёт,

Глаз нет, а плачет. (Туча)

Сначала – блеск,

За блеском – треск,

За треском – плеск. (Гроза)

Крупно, дробно зачастило,

Всю землю напоило. (Дождь)

Крошечное коромысло

Через реку повисло. (Радуга)

Утром бусы засверкали
Всю траву с собой заткали.
А пошли искать их днем
Ищем, ищем — не найдем! (
Роса)

Воспитатель. Молодцы, правильные дали ответы, но есть ещё одно явление (очень редко, но бывает).

Говорю я брату
— Ох, с неба сыплется горох!
Вот чудак – смеется брат –
Твой горох, ведь это… (
Град)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Теперь можно немного отдохнуть.

Воспитатель. Пройдите на ковёр, встаньте так, чтобы не мешать друг другу.

Динамическая пауза.

Цель: Развитие двигательной активности.

Берёзы косы расплели,

Как бы обхватить руками голову

Руками клёны хлопали,

Хлопки прямыми руками перед собой

Ветра холодные пришли,

Поднять руки вверх, раскачивать ими

И тополя затопали.

Шагать, высоко поднимая колени

Поникли ивы у пруда,

Расслабить плечи, руки опустить вниз

Осинки задрожали.

Руки вытянуть вперёд, растопырить пальцы

Дубы огромные всегда,

Встать на носочки, руки сомкнуть над головой

Как будто меньше стали.

Присесть, сомкнуть руки в замок перед грудью

Всё присмирело, съёжилось,

Сесть на корточки

Поникло, пожелтело,

Обхватить себя руками

Лишь ёлочка зелёная,

Выпрямиться

к зиме похорошела.

Руки вдоль туловища, ладони в стороны

Воспитатель. Садитесь, ребята. Сядьте ровно: ноги вместе, спинки выпрямили.

Воспитатель предлагает вниманию детей настенную картину, запечатлевшую осень.

t1577629794ad.jpg

Воспитатель. Что изображено на картине, какое время года?

Дети.

Воспитатель. А почему вы думаете, что на картине осень?

Дети. Дождь, жёлтые листья, листопад…

Воспитатель. Осень и лето отличаются друг от друга. Вы уже назвали ряд отличий. Но есть и другие. Некоторые приметы спрятаны в картинках, которые лежат на столе. На одних картинках вы узнаете лето, на других – осень. Когда определите, какое время года на картинке, которую вы выбрали, поставьте её слева, где картинка про осень, либо справа, где картинка про лето. Например, я беру себе картинку (картинка должна быть крупной). Моя картинка про лето. Зелёный лес, трава и кусты зелёные. Много ягод, ярко светит солнце. Эту картинку я поставлю справа, так как там висит большая картина про лето.

Дидактическая игра «Назови время года»

t1577629794ae.jpgt1577629794af.jpgt1577629794ag.jpgt1577629794ah.jpgt1577629794ai.jpgt1577629794aj.png

t1577629794ak.jpgt1577629794al.jpgt1577629794am.jpgt1577629794an.jpgt1577629794ao.jpgt1577629794ap.jpg

t1577629794aq.jpgt1577629794ar.jpgt1577629794as.jpgt1577629794at.jpgt1577629794au.jpgt1577629794av.jpg

Ребёнок берет картинку (они лежат изображением вниз), показывает детям, называет время года, объясняет, как он узнал, что изображено на картинке — лето или осень, ставит свою картинку под соответствующей большой картиной.

Далее воспитатель вызывает сразу двух детей, предлагает им вначале поставить свои картинки на доску. Остальные дети привлекаются к оцениванию правильности выполнения задания, затем обосновать, почему картина отнесена к тому или иному времени года, и т. д. Желательно задействовать всех детей, активизируя нерешительных и робких.

Признаки лета: трава и лес зелёные, на лугах много цветов, большое количество птиц. Созревают ягоды. Жарко. В реке тёплая вода. Бывают грозы.

Признаки осени: жёлтые листья и жёлтая трава, листопад. Отлёт птиц. Холодно, поэтому люди в плащах и пальто. Идёт сбор урожая в садах и на огородах. Сильный ветер и дождь.

Физкультминутка «Бабочка»

Цель: Развитие двигательной активности.

Спал цветок и вдруг проснулся,

дети присели, обхватив колени руками

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

поднимаются, вытягивая руки вверх

Взвился вверх и полетел.

кружатся на месте

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Чтение стихотворения.

Воспитатель. Дети, послушайте стихотворение Владимира Орлова «Лето»:

-Что ты мне подаришь, лето?

— Много солнечного света!

В небе радугу-дугу

И ромашки на лугу!

— Что ещё подаришь мне?

— Ключ, звенящий в тишине,

Сосны, клёны и дубы,

Землянику и грибы!

Подарю тебе кукушку,

Чтобы, выйдя на опушку,

Ты погромче крикнул ей:

«Погадай мне поскорей! »

И она тебе в ответ

Нагадала много лет!

Воспитатель. О чем это стихотворение?

Ответ детей. О лете, о ромашках, о том, как кукушка гадает.

Игра «Какое бывает лето?»

— Лето какое? (теплое, яркое, разноцветное, радостное, жаркое, теплое, знойное, дождливое, замечательное, веселое, урожайное, длинное, короткое, долгожданное).

— Солнце летом какое? (желтое, жаркое, яркое, теплое).

— Трава летом какая? (зеленая, душистая, высокая, низкая, мягкая).

— Вода летом какая? (теплая, прохладная, приятная, освежающая).

— Дождь летом какой? (теплый, долгожданный, проливной, короткий, затяжной)

— Дети летом какие? (веселые, радостные, забавные, шумные).

— Небо летом какое? (голубое, яркое, светлое, безоблачное, грозовое).

— Облака летом какие? (высокие, белые, голубые, грозовые, дождевые).

Словесная игра «Какой? Какое?»
Цель: Закрепление умения образовывать прилагательные из существительных.
Воспитатель. Молодцы. Летом поспевают ягоды и фрукты. Давайте расскажем, какой сок получится из фруктов.

Сок из клубники (какой?) – клубничный.

Сок из яблока (какой?) – яблочный.

Сок из апельсина (какой?) – апельсиновый.

Сок из груши (какой?) – грушевый.

Сок из лимона (какой?) – лимонный.

Сок из мандарина (какой?) – мандариновый.

Сок из ананаса (какой?) – ананасовый.

Сок из вишни (какой?) – вишнёвый.

Сок из персика (какой?) – персиковый.

Сок из помидор (какой?) – томатный.

Варенье из черники (какое?) – черничное.

Компот из малины (какой?) – малиновый.

Варенье из смородины (какое?) – смородиновое.

Воспитатель. Отлично, про ягоды вы тоже много знаете!

Физкультминутка. «А в лесу растёт черника».

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Составление рассказа на тему «Как я провёл лето»

Цель: Прививать навык рассказывать о себе и слушать других.

Задачи: Учить составлять рассказ по памяти, опираясь на свой опыт и впечатления о лете. Соблюдать последовательность в изложении сюжета. Рассказывать выразительно, чётко произнося слова в предложении.

Воспитатель показывает несколько иллюстраций, отражающих отдых летом: на реке, в лесу, на даче и т.д. При рассматривании уточняет, какое время года изображено на них, как отдыхают дети, что они делают.

Воспитатель. Вы летом тоже отдыхали, купались в бассейне, ездили в лагерь, ходили в лес. Видели там много интересного. А теперь я предлагаю вам рассказать, как вы провели лето. В своих рассказах нужно рассказать:

Где вы провели лето?

С кем?

Как и на чём туда ехали?

Что интересного запомнилось вам или какой интересный случай с вами произошёл?

Какая была погода?

При затруднении изложения мысли можно повторить план рассказа или дать образец.

Изобразительная деятельность.

Цель. Учить детей отражать в рисунке впечатления полученные летом. Развивать у детей воображение, умение придумывать содержание своей работы, умение по-разному держать карандаш и кисть при различных приёмах рисования. Развивать творческую активность.

Воспитатель. Вот и вспомнили мы наше прошедшее лето. В народе говорят: «Август-лета закат» или «В августе лето навстречу осени вприпрыжку бежит». Да, действительно наше лето пробежало, наступила осень. Остались у нас воспоминания (об отдыхе в лагере, о походах в лес, о купании в реках, озерах, морях). Ребята, лето пора особенная поэты пишут стихи, композиторы сочиняю музыку, а художники пишут картины. Вот и мы сегодня с вами попробуем стать художниками. Я вам предлагаю нарисовать лето такое, каким вы его себе представляете, каким вы его запомнили. Но прежде, чем мы приступим к работе, давайте разомнём наши пальчики.

Давайте сделаем гимнастику для пальчиков.

1,2,3,4,5.

Здороваются пальцы

В лес идем мы погулять.

Пальцы идут по столу

За черникой, за малиной.

Загибаем по одному пальцу с мизинца.

За брусникой, за калиной,

Землянику мы найдем.

И друзьям мы отнесем.

Соединяем ладошки корзиночкой

Нам понадобятся листы бумаги, карандаши, краски.

Дети рисуют на тему «Как я провёл лето». Воспитатель в процессе работы помогает детям по мере необходимости. Воспитатель хвалит детей.

Анализ детских работ

Что мы сегодня рисовали? 

Оформление выставки «Весёлое лето». Рассматриваем рисунки детей. Предлагаю 2-3 детям выбрать наиболее понравившуюся работу и рассказать об этом.

Итог занятия.

— О каком времени года мы говорили?

— Сколько длится лето?

— Когда начинается лето? В каком месяце?
— Назовите летние месяцы?

— Какого цвета лето, почему?
— Что больше всего вам нравится в этом времени года?

Воспитатель. Ребята, вот и вспомнили мы о лете, но не будем расстраиваться, что оно прошло, ведь осень принесёт нам не меньше радости и веселья. Поэтому давайте дружно скажем: «До новых встреч, прекрасное лето! И здравствуй, удивительная осень!».

Воспитатель:

Спасибо тебе, Лето, мы хотим сказать!
Осень золотую нам пора встречать.
Не забудем мы о лете, будем часто вспоминать!

  • Классный час сказки пушкина
  • Классный час сказка ложь да в ней намек 3 класс
  • Классный час русские народные сказки
  • Классный час путешествие в сказку 3 класс
  • Классный час права в сказках