Кластер на тему рассказ

Типы исторических источников
Фото: UGC

Вопрос, что такое кластер, может возникнуть у родителей, которые обучались до того, как одной из ключевых задач школьного образования стало развитие критического мышления. Современные школьники привыкли работать с кластерами, умеют их составлять и анализировать. Особенно на уроках истории, которая, как ни одна другая наука, способствует развитию критического мышления. Расскажем подробнее о кластерах и их применении в обучении истории.

Кластер: что это означает

Кластер — это понятие, пришедшее из английского языка. В буквальном переводе оно означает ‘скопление’ или ‘рой’. Близкими по значению к слову «кластер» считаются:

  • группа;
  • союз;
  • альянс;
  • объединение;
  • ассоциация.

Термин «кластер» используется:

  • в точных науках (математике, химии, информатике);
  • общественно-гуманитарных (социологии, лингвистике, истории);
  • искусстве (музыке) и ряде других отраслей знания.

В педагогике термином «кластер» обозначают один из способов графической организации информации. Его суть состоит в том, что в изучаемой информации определяются смысловые единицы. Они фиксируются как схемы, в которых имеются пояснения по поводу связей. В результате получается наглядное изображение, которое помогает систематизировать, обобщить и излагать изучаемый во время урока материал. Как синонимичные преподаватели используют понятия «карта-схема» или «карта понятий», а также «ассоциограмма».

Что такое кластер в истории

Фото: multiurok.ru: UGC

Кластер — один из методов технологии развития критического мышления. Он формирует у учеников такие навыки:

  • умение грамотно формулировать вопросы;
  • работать с большими объемами информации и выделять в них основное;
  • способность выявлять логические и причинно-следственные связи;
  • умение делать умозаключения;
  • обобщать и делать переход от общего к частному и наоборот;
  • способность проводить параллели и находить аналогии;
  • умение анализировать части информации и сравнивать их между собой.

Освоив правила создания кластеров, ученики способны:

  • объяснить новый материал ясно, четко и доходчиво;
  • способны высказывать свою, отличную от учебника, интерпретацию информации;
  • могут сформировать собственные оценочные суждения и логические выводы из изученного материала;
  • владеют навыками ведения диалога и активного слушания;
  • вырабатывают уважительное отношение к точке зрения, которая отличается от их собственной.

Иными словами, школьники таким образом освоили основы критического мышления.

Применение кластерного метода на уроке имеет ряд преимуществ:

  • учитель может работать с большим объемом материала, не утомляя учащихся;
  • в процесс обучения включены все ученики, и он им интересен;
  • ученики заинтересованы высказывать свою точку зрения;
  • способствует выработке навыков творчески мыслить.

Что такое кластер в истории

Фото: maria-kudryavtseva.ru: UGC

Для успешного применения метода учитель должен соблюдать ряд принципов:

  • Выбрать ту графическую модель, на основе которой будет создан кластер.
  • В центре необходимо поместить ключевой термин, понятие, идею, мысль.
  • Важные смысловые единицы с основным термином должны соединяться прямыми линиями.
  • Возле крупных смысловых единиц располагаются менее значительные, но необходимые для полноценного раскрытия темы.
  • В качестве ключевого понятия могут быть использованы: слово, сочетание слов, факты, даты, образы и так далее.

Кластеры по изучаемой теме могут быть созданы в результате групповой работы. Тогда учитель руководит созданием кластера на классной доске. Ученики могут поработать над созданием кластеров в малых группах и отобразить результаты на отдельных листках. Наконец, каждый ученик может разработать кластер индивидуально в рабочей тетради. Различные элементы кластеров целесообразно выделять разными цветами.

При коллективной работе с кластером записываются абсолютно все ассоциации до тех пор, пока у учеников не закончатся идеи. Лишь после этого вносятся изменения и производится перегруппировка понятий.

Специалисты предлагают учителям, использующим метод, следующий алгоритм:

  • Оценить учебный материал и определить, насколько целесообразно при его изучении составлять кластер.
  • Рассказать ученикам, в чем суть метода, привести собственный пример и попросить их его проанализировать.
  • Предложить классу улучшить приведенный пример.
  • Приступить к созданию нового кластера, помогая на первом этапе выделять смысловые единицы.

Читайте также: Как развить логику у ребенка?

Что такое кластер в истории: примеры, виды

Кластеры на уроках истории могут быть различных видов. Основными из них считаются:

  • Классический кластер.

Классический кластер строится вокруг ключевого понятия или темы. Например, учитель предлагает тему «Греко-персидские войны» и дает задание ученикам выделить слова и словосочетания, которые позволят рассказать об историческом событии.

Что такое кластер в истории

Фото: infourok.ru: UGC
  • Бумажный кластер.

Для составления кластера учитель раздает ученикам карточки, на которых написаны слова или отрывки текста и предлагает ключевое понятие.

Задача учеников — расположить полученные карточки вокруг него, чтобы получилась осмысленная схема. Например, к теме «Освободительная борьба казахского народа против Джунгарской агрессии» ученики должны расположить карточки с текстом по смысловым разделам: этапы, причины, ход, руководители и так далее.

  • Кластер с нумерованными словами.

Отлично подходит для проверки выполнения домашнего задания и на начальном этапе урока, когда необходимо актуализировать знания, которые уже имеются у учеников.

На первом этапе в результате мозгового штурма записываются все слова, которые касаются темы. Например, «Национально-освободительное движение в первой половине XIX века».

На следующем этапе работы учитель предлагает ученикам пронумеровать записанные слова в том порядке, в котором они будут встречаться при изложении темы.

И наконец, на завершающем этапе на основе пронумерованных слов ученики составляют связный рассказ.

  • Кластер с картинками.

Его еще называют арт-кластер. Идея состоит в том, что ученики получают картинки, относящиеся к теме. Их задача — расположить их вокруг ключевого понятия и обосновать, почему та или иная картинка должна находиться именно в этом месте.

Например, к теме «Этнические группы, проживающие в Казахстане» ученики получают картинки с изображениями различных народностей страны и образцами их материальной и духовной культуры.

  • Обратный кластер.

Учитель предлагает ученикам кластер, в котором названы второстепенные понятия. Задача учеников — проанализировать их и вывести основные и ключевое понятие.

Подобный вид работы применяют и при изложении темы, которую ученики должны назвать самостоятельно. Например, в кластере присутствуют понятия «диаспора», «страны СНГ», «историческая родина», «Всемирный курултай казахов». На основе изучения и анализа ученики должны определить, что все они относятся к теме «Казахская диаспора».

  • Групповой кластер.

Что такое кластер в истории

Фото: docplayer.ru: UGC

Учитель называет тему и предлагает ученикам поработать в группах. Каждая из групп создает кластер по одному из разделов темы.

На следующем этапе урока полученные кластеры объединяются в один, чтобы составить схему к изучаемой теме. Например, ученики в группах выделяют ключевые понятия к разделам:

  1. Избирательная система.
  2. Развитие рыночных отношений.
  3. Казахстан и мировое сообщество.
  4. Культура независимого Казахстана.

Из понятий получается наглядная схема к теме «Независимая Республика Казахстан».

Урок истории, построенный по технологии развития критического мышления, традиционно состоит из трех этапов.

На этапе вызова учитель совместно с учениками записывает все ассоциации, которые у них есть по теме. Таким образом стимулируется мотивация к изучению и познавательная деятельность.

На этапе осмысления ученики изучают материал самостоятельно или в группах и дополняют схему, полученную в начале урока.

На этапе рефлексии готовый кластер помогает систематизировать изученный на уроке материал.

Кластер — прекрасный инструмент развития критического мышления и самостоятельности учащихся, который применяется в современной школе.

Читайте также: Как развить память ребенка

Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1773379-cto-takoe-klaster-v-istorii/

Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение –

средняя
общеобразовательная школа № 45им. Д. И. Блынского г. Орла

Создание
кластера

на
уроках русского языка

Учитель
начальных классов:

Коряковцева
Елена Ивановна

Орёл,
2016г.

Создание
кластера на уроках русского языка


1. Прием кластера как способ графической организации материала

Современная
система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного
мышления. Критическое мышление является педагогической технологией,
стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов
(приемов).

Кластер
(от англ. cluster — «скопление», «пучок», «созвездие») — это способ графической
организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы,
которые происходят при погружении в ту или иную тему, свободно и открыто думать
по поводу какой- либо темы.

Кластер предполагает:

1.    
выделение смысловых единиц текста

2.    
графическое оформление их в виде схемы.

Кластер является отражением
нелинейной формы мышления, позволяет показать смысловые поля того или иного
понятия. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Прием
кластеров универсален. Он может применяться на стадии вызова для систематизации
имеющейся информации и выявления областей недостаточного знания. На стадии
осмысления кластер позволяет фиксировать фрагменты новой информации. На стадии
рефлексии понятия группируются и между ними устанавливаются логические связи

Возможно
применение кластера на протяжении всего урока, в виде общей стратегии занятия,
на всех его стадиях. Так, в самом начале дети фиксируют всю информацию, которой
они владеют. Постепенно, в ходе урока, в схему добавляются новые данные.
Желательно выделять их другим цветом. Данный прием развивает умение
предполагать и прогнозировать, дополнять и анализировать, выделяя основное.

Основные принципы
составления кластера

Кластер
оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре
располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные
смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это
могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты,
образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников»
центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы,
более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Важно уметь
конкретизировать категории, обосновывая их при помощи мнений и фактов,
содержащихся в изучаемом материале.

Правила оформления
кластера на уроке

В зависимости от
способа организации урока, кластер может быть оформлен на доске, на отдельном
листе или в тетради у каждого ученика при выполнении индивидуального задания.
Составляя кластер, желательно использовать разноцветные мелки, карандаши,
ручки, фломастеры. Это позволит выделить некоторые определенные моменты и
нагляднее отобразить общую картину, упрощая процесс систематизации всей
информации.

Рекомендации по
составлению кластера

Существует
несколько рекомендаций по составлению кластера. При его создании не стоит
бояться излагать и фиксировать все, что приходит на ум, даже если это просто
ассоциации или предположения. В ходе работы неверные или неточные высказывания
могут быть исправлены или дополнены. Учащиеся могут смело дать волю воображению
и интуиции, продолжая работу до тех пор, пока не закончатся все идеи. Не стоит
бояться значительного количества смысловых единиц, нужно попытаться составить
как можно больше связей между ними. В процессе анализа все систематизируется и
станет на свои места.

Применение метода
кластер

Метод кластера
может применяться практически на всех уроках, при изучении самых разных тем.

Форма работы при
использовании данного метода может быть абсолютно любой: индивидуальной,
групповой и коллективной. Она определяется в зависимости от поставленных целей
и задач, возможностей учителя и коллектива. Допустимо перетекание одной формы в
другую. Например, на стадии вызова, это будет индивидуальная работа, где каждый
учащийся создает в тетради собственный кластер. По мере поступления новых
знаний, в качестве совместного обсуждения пройденного материала, на базе
персональных рисунков и с учетом полученных на уроке знаний, составляется общая
графическая схема. Кластер может быть использован как способ организации работы
на уроке, и в качестве домашнего задания. В последнем случае важно наличие у
учащихся определенного опыта в его составлении. Достоинства и результаты
применения приема

Применение
кластера имеет следующие достоинства:

·        
он
позволяет охватить большой объем информации;

·        
вовлекает
всех участников коллектива в обучающий процесс, им это интересно;

·        
дети
активны и открыты, потому что у них не возникает страха ошибиться, высказать
неверное суждение.

В ходе данной работы формируются и развиваются
следующие умения:

·        
умение
ставить вопросы;

·        
выделять
главное;

·        
устанавливать
причинно-следственные связи и строить умозаключения;

·        
переходить
от частностей к общему, понимая проблему в целом;

·        
сравнивать
и анализировать;

·        
проводить
аналогии.

Прием кластера развивает системное
мышление, учит детей систематизировать не только учебный материал, но и свои
оценочные суждения, учит ребят вырабатывать и высказывать свое мнение,
сформированное на основании наблюдений, опыта и новых полученных знаний,
развивает навыки одновременного рассмотрения нескольких позиций, способности к
творческой переработке информации.

2.
Виды кластеров на уроках русского языка

На
уроках русского языка прием составления кластера допустимо использовать на
разных этапах: при целеполагании, повторении пройденного материала, объяснении
нового (особенно при самостоятельной работе с учебником), закреплении
изученного материала, систематизации, обобщении.

Существуют различные
виды кластеров:

·       
планета и её спутники

·       
блок-схемы

·       
бумажный кластер

·       
кластер с нумерацией слов для составления рассказа

·       
кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо
записи слов

·       
групповые кластеры с использованием в каждой группе разных
фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа

·       
обратный кластер

·       
грамматический кластер

На этапе закрепления и
систематизации изученного материала самой востребованной и продуктивной моделью
кластера является «Планета и ее спутники». Ею удобно воспользоваться
также на этапе целеполагания, повторения изученного материала.

Последовательность
действий при создании кластера проста и логична:

1)
посередине чистого листа (классной доски) фиксируется ключевое слово или
предложение, которое является «сердцем» темы;

2)
вокруг записываются слова или предложения, выражающие идеи, факты, образы,
понятия, подходящие для данной темы;

3) по
мере записи появившиеся слова соединяются разного рода символами (прямыми
линиями, векторами, арифметическими знаками) с ключевым понятием. У каждого из
«спутников» в свою очередь тоже появляются «спутники», устанавливаются новые
логические связи.

При коллективном составлении
кластера можно воспользоваться приемом «Корзина идей», предложив учащимся
назвать факты, сведения самим, не повторяя ранее сказанного.

Систематизировать
и представить материал по теме «Звуки речи» можно следующим образом:

http://images.myshared.ru/4/216471/slide_5.jpg

Блок-схема

Алгоритм
выполнения какого-то вида работы (к примеру, планы лингвистических разборов) можно
представить в виде блок-схемы, изображающей шаги (этапы, действия) в виде
блоков различной формы, соединенных между собой стрелками. Существует множество
вариантов блок-схем.

http://www.ecoinfcenter.ru/focypexq/6902

Анализ
имени существительного

1.     
Определить
часть речи:

·        
вопрос

·        
что
обозначает

·        
как
изменяется

2.     
Нач.
ф. – (И. п., ед.ч.)

3.     
Постоянные
признаки:

·        
собственное/нарицательное

·        
одушевлённое/неодушевлённое

·        
род

·        
склонение

4.     
Определи
форму слова:

·        
число

·        
падеж

5.    
Член
предложения

http://www.xxlbook.ru/imgh1012242.png

http://nsc.1september.ru/2004/08/4.gif

В
работе над кластерами учащемуся предоставляется абсолютная творческая свобода:
он имеет возможность записывать все, что приходит на ум, дать волю воображению
и интуиции. Важно продолжать работу, пока не кончится время или идеи не
иссякнут, постараться построить как можно больше связей, не следовать по
заранее определенному плану.

Данный
методический прием позволяет учащимся увидеть собранную информацию в
укрупненном виде. Структурирование высказанных идей выявляет противоречия,
непроясненные моменты, которые и определяют направления дальнейшего поиска в
ходе изучения новой информации.

При
групповой работе обмен первичной информацией помогает сравнить собственное
видение проблемы с другими взглядами и позициями, переосмыслить полученные
сведения и прийти к наиболее верному решению задачи.

Данный
прием можно считать эффективным для работы не только в слабых, но и в сильных
классах, так как учащиеся при чтении учебной литературы, как правило, просто
воспроизводят факты, но не запоминают важные аспекты темы. Кластер позволяет
структурировать полученные знания на отдельные блоки, что невозможно при
поверхностном, невдумчивом освоении материала. Особенно удачно применение этого
метода в старших классах при возрастании количества изучаемых текстов. Кластер
позволяет наиболее эффективно структурировать большой объем информации,
облегчить её восприятие и запоминание.

Таким
образом, кластер — это способ графической организации материала, позволяющий
сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении
в ту или иную тему.

Бумажный
кластер

Может
служить средством развития навыков не только письменной речи, но и чтения. В
таком случае ученики получают карточки с отдельными словами, предложениями или
даже небольшим текстом на заданную тему. Читают их, располагают их, при
необходимости приклеивают на лист в определенном порядке вокруг ключевого
слова. Затем кластеры проверяются, обсуждаются и оцениваются – на усмотрение
учителя. Подготовка бумажного кластера не обязательно должна стать задачей
учителя. Эта работа может стать отличным домашним заданием для учащихся. Пусть
ученики одного класса приготовят дома лист с написанным ключевым словом и
соответствующие ему карточки для учеников другого класса и наоборот. В первом
случае можно проверить и оценить домашнюю работу, во втором – правильность
составления на уроке бумажных кластеров другими учащимися. Оба класса основательно
проработают тему урока.

Часть речи

Обозначает

Вопросы

Изменяется

Роль в предложении

 

Кластер
с нумерацией слов.

Подобный
кластер целесообразно использовать в том случае, когда необходимо определить
последовательность событий при составлении рассказа или устном изложении темы.
Этот метод хорошо подходит для работы с учениками начальных классов, и теми,
кто изучает иностранный язык, поскольку именно для них наибольшую трудность
представляет определение очередности предложений в тексте: с чего начать
изложение событий, как его развивать и каким образом закончить. Кластер с
нумерацией слов составляется коллективно следующим образом: в центре доски
записывается тема (ключевое слово), затем ученики называют все слова и
словосочетания, которые приходят им на ум в связи с данной темой. Когда вся
предлагаемая учениками лексика написана на доске, класс приступает к обсуждению
последовательности событий в данном рассказе. Учитель помогает наводящими
вопросами и вместе с учащимися проставляет номера очередности возле записанных
на доске слов: рядом со словами, которые надо использовать в первом
предложении, ставится номер 1, во втором – номер 2 и т. д.

 

Рекомендация:
чтобы ученикам было легче ориентироваться в кластере и не пропускать слова при
составлении рассказа, можно писать цифры цветными мелками: все цифры 1 – одним
цветом, цифры 2- другим и т. д.

Арт-кластер
(кластер с картинками)

Кластер
с использованием сюжетных картинок вместо записи слов – эффективный метод для
изучения большой темы при работе с учениками начальной школы и при начальном
изучении иностранного языка. Принцип построения тот же. В центре листа
наклеивается картинка на определенную тему (записывается ключевое слово),
вокруг которой ученики наклеивают или рисуют составляющие ее компоненты.
Готовые картинки могут содержать только один предмет (вещь, живое существо,
какой-либо цвет и т. д.) или целый сюжет (явления природы, занятия людей и т.
д.)

Омонимы.jpg

Предметный
Арт-кластер

Например,
тема «Написание письма». В середине листа наклеивается конверт. Ученики должны
выбрать из предложенных им картинок части и наклеить их вокруг главной темы.
Затем ученики по кластеру рассказывают, как оформить (подписать) конверт.

http://www.bspost.ru/images/gBu0IN.jpeg  http://img02.darudar.org/s600/02/00/9f/96/9f96b3dcb1c7dc7d362bf125b338ee4a421c6b7e.jpg

http://tlk10.ru/upload/iblock/78b/af163b4b_c311_11dd_8aea_00e098c184c1.jpg http://www.bspost.ru/images/gBu0IN.jpeg    http://www.bspost.ru/images/gBu0IN.jpeg      

Сюжетный
Арт-кластер

Используется
на уроках развития речи. Например, составить рассказ по серии картинок.

Групповой кластер

Групповой
кластер подразумевает распределение фрагментов одной темы по группам и
составление коллективного рассказа. Сочиняется рассказ, например на тему «Имя существительное».
Одна группа составляет кластер «Одушевлённые — неодушевлённые», вторая – «Склонение»,
третья – «Род», четвертая – «Число», пятая – «Падеж», шестая – «Собственное —
нарицательное». Готовые кластеры на больших листах приклеиваются вокруг главной
темы. Каждая группа рассказывает часть рассказа по своему кластеру (или по
чужому кластеру другую часть – на усмотрение учителя), остальные помогают,
дополняют.

Обратный
кластер

Данный
вид кластера используется на стадии вызова для того, чтобы вызвать интерес у
учащихся, их активизации и определения темы занятия или на других стадиях для
лексической работы и как способ выделения основной мысли, сути содержания, идеи
(на стадии рефлексии -как обобщение, резюме, подведения итогов).  Составляется
следующим образом: записываются дополнительные категории или основные
компоненты, в центре ставится знак вопроса или оставляется пустая рамка для
определения и записи ключевого слова, основной темы, предмета обсуждения.
Например, на стадии вызова учитель показывает учащимся следующий кластер и
просит назвать тему урока:

 

Ученики
должны сами определить, что темой урока будет «Имя числительное».

На
других стадиях ученики могут сами составлять обратные кластеры для своих
одноклассников или для учеников других классов – по ходу чтения текста или по
памяти. Это поможет им повторить и закрепить тему, активизировать лексику, а
дальнейшее использование ученических кластеров поможет учителю проверить знание
содержания темы учащимися и их словарный запас.

http://gvozdikova.ucoz.ru/_si/1/76546565.jpg

3.
Обучение школьников приему составления кластеров на уроках русского языка

Работу по обучению приему
кластера можно «разбить» на несколько этапов:

1)
коллективное составление кластера вместе с учителем;

2)
коллективное составление кластера учащимися;

3)
составление кластера в группе;

4)
создание кластера в паре;

5)
индивидуальная работа школьника на уроке.

Для
первого знакомство конструктивнее использовать именно этап проверки домашнего
задания или повторения изученного материала, так как школьник хорошо знаком с
информацией, сложность заключается только в ее организации.

Учитель
знакомит школьников с алгоритмом составления кластера, предварительно
познакомив их с терминологией, а также пояснив, где может пригодиться им
полученный навык. Он вместе с учениками составляет кластер, создает проблемную
ситуацию: ребенок должен отрефлексировать деятельность, высказать свое предположение
о том, помогает ли данная форма работы процессу усвоения материала, его лучшему
запоминанию, систематизации. Таким образом, ребенок будет замотивирован освоить
данный прием.

На
втором уроке учащиеся самостоятельно коллективно составляют кластер на этапе
закрепления и систематизации пройденного материала. Школьники предлагают свои
варианты организации информации и ее содержание устно (прием «Корзина идей»),
делают записи, в процессе работы уточняют фактический материал, подмечают
недостатки друг друга, стараются найти самый оптимальный вариант. Ребятам
нравится возможность творчески проявить себя, в обсуждении участвуют все. По
окончании работы учитель просит объяснить ему полученную модель, что ученики и
делают с энтузиазмом.

На
третьем занятии учитель на этапе объяснения нового материала предлагает
учащимся самостоятельно поработать с учебником: внимательно прочитать правило,
выделить в нем то, что он уже знал, то, что стало новым и то, что ему
показалось сложным (прием «Инсерт»). Учащиеся имеют возможность задать вопросы,
на которые получают ответы от одноклассников или, в случае затруднения, от
учителя. Затем педагог предлагает ребятам поработать в паре и составить кластер
к изучаемому правилу. Школьники советуются, уточняют материал, исправляют ошибки,
корректируют недочеты как на уровне теоретического усвоения материала, так и
при попытке его систематизации и графической организации. Через 5 минут ученики
предлагают свои варианты кластеров (по желанию), зарисовывают их на доске,
комментируют, делают выводы.

На уроке
повторения изученного учащимся в индивидуальном порядке предлагается на
альтернативной основе составить кластер на тему «Однокоренные слова и формы
одного слова» или выполнить упражнение из учебник. Поработать над составлением
кластера пожелала половина ребят, что я как педагог посчитала хорошим началом
на пути дальнейшего совершенствования в этом виде работы: дети не боятся
деятельности данного рода, готовы попробовать составить кластер даже
индивидуально, а значит, уверены в наличии у них определенных знаний и навыков.
По прошествии 5 минут учащиеся сдают свои работы. Подведение итогов проводится
в два этапа: вначале просматриваются варианты кластера, которые получились у
ребят, выбираются наиболее удачные, затем ребята защищают свои работы у доски.
Класс оценивает их, комментирует, исправляет недочеты. Дети работают с
интересом. К этому времени они уже достаточно хорошо освоили алгоритм
составления кластера, научились работать с текстовой информацией и оформлять ее
графически. Далее необходимо прокомментировать, почему не все кластеры были
допущены к защите: разъясняются, прорабатываются типичные ошибки.

Таким
образом, полагаю, очень грамотно обучать умению составлять кластер на уроке русского
языка именно поэтапно, на протяжении нескольких учебных занятий. Это
целесообразно как с точки зрения методической, так и психолого-педагогической.

В
таком случае школьник, который недостаточно хорошо на начальном этапе освоения
приема разбирается в алгоритме действий, чувствует поддержку учителя, класса,
одноклассника. Установка на неуспех априори отсутствует. Он не боится
высказывать свою точку зрения, даже если сомневается в её абсолютной
правильности, экспериментировать, творчески переосмысливать факты, которыми
владеет. К пятому занятию учащийся уже полностью осваивает методику составления
кластера (так как на предыдущих уроках систематически устранялись недочеты,
вносились поправки) и не испытывает страх перед самостоятельным, индивидуальным
выполнением задания.

Уроки
с применением метода кластера дают ребятам возможность проявить себя, высказать
свое видение вопроса, дают свободу творческой деятельности. В целом
нетрадиционные технологии, использующиеся в образовательном процессе, повышают
мотивацию учащихся, формируют обстановку сотрудничества и воспитывают в детях
чувство собственного достоинства, дарят им ощущение творческой
свободы.  

Заключение

Разнообразные
приемы, методы, технологии – это не самоцель. Важен результат. Педагог должен
оценивать свои успехи успехами своих учеников. Нетрадиционные педагогические
технологии повышают мотивацию обучения и интерес детей к школе, формируют
обстановку творческого сотрудничества и конкуренции, воспитывают в детях
чувство собственного достоинства и уважение к различиям, дают им ощущение
творческой свободы и, самое главное, приносят радость.

Ответ:

1. Катерина Петровна.

— жизнь в Заборье;

— помщники;

— немощь.

2. Настя.

— жизнь Насти;

— письмо;

— выставка;

— телеграмма.

3. Похороны.

4. Настя, её переживания и побег из Заборья.

2.

1. Притча — краткий иносказательный поучительный рассказ.

Сказка — повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях с участием волшебных, фантастических сил.

2. Pассказ «Телеграмма» Паустовский написал, опираясь на впечатления, потрясшие его когда-то (осень в доме художника Пожалостина, его мать Екатерина Ивановна) . «Золотая роза» — мемуары. «Телеграмма» — художественное произведение — «прозрачный сверкающий всеми цветами спектра и крепкий как сталь» кристалл.

Паустовский использует средства эпического изображения: пейзаж, портрет, интерьер. Особенно следует отметить художественную деталь. Это важно, так как в рассказе нет открытой авторской позиции. О его отношении к происходящему мы можем судить лишь по художественным деталям.

3.

1)Да есть. Потому что в этом рассказе так же как и в притче содержится поучительный смысл.

4. Станционный смотритель.

Далее:

В споре базаров неотступен, это видно на примере павла петровича.Ведь базаров нигилист, отвергающий все и вся.В споре с павлом петровичем он ведет себя с ним на равных, хотя этот человек гораздо старше его.Но базарову все сходит с рук.Он полностью уверен в своей правоте и даже и представить не может, что не прав, ведь на самом то деле нельзя отвергать все на свете.

При первой встрече с одинцовой базаров, кажется, не чувствует ничего к этой женщине, он остается самим собой, и это ей нравится.Она, как и он, не меняет своего мнение о жизни, с каким бы человеком не разговаривала.Но по прошествии некоторого времени, которое базаров и кирсанов провели у одинцовой, базаров понял, что влюблен.Он сам боялся себе в этом признаться. «Как так, ведь он же нигилист, отвергающий великие и светлые чувства? Как он мог влюбиться? » никто не застрахован от любви и базаров, как это ни странно, тоже влюбился, вот только это нельзя назвать счастливой любовью.

Он был не доволен результатом своей работы. он не смог воплотить замысел своей работы и разбил её. а сделанную на заказ разбить нельзя — он держит ответ за свои работы на заказ.

Далее:

сказка “дикий помещик” — произведение, направленное против общественного строя, основанного не эксплуатации мужика. изображая народ, салтыков-щедрин сочувствует ему и одновременно осуждает его за долг. в «повести о том, как один мужик двух генералов прокормил» щедрин изображает двух бывших крупных чиновников, попавших на остров. это генералы-дармоеды, не принесшие никакой пользы государству, всю жизнь прослужившие в регистратуре, которую затем «за ненадобностью». щедрин разоблачает их паразитизм. генералы ни на что не способны, ничего не умеют делать, воображают, что «булки родятся в том самом виде, как нам их утром к кофию ».

сочувствуя угнетенному народу, щедрин выступил против самодержавия и его слуг. отерпение и безропотность.

Объяснение:

В этом стихотворении автор пытается показать любовь моря к небу, восхищение им, и нежелание быть без него.Здесь проходит аллегория.По-моему мнению тут идет сравнение любви моря к небу, как любви женщины к мужчине.сам эмоциональный накал в стихотворении не дает остывать чувствам и приводит к мыслям о сильной привязанности и любви. Нежелании быть одним, без объекта привязанности.По-мне это стихотворение больше наполенно психологическими переживаниями личности, и переносе их на такие объекты как море и небо. как бы одушевляя неодушевленное.И в начале мы видим восхищение морем, автора.Он восхищается самим морем и его «чувствами»автор любуется морем, а оно любуется небом.Это все что я могу сказать, стихотворение прочитала первый раз)

Использование приёма «кластер»
на уроках литературы

Автор: Камилова Разина Вильсуровна

Организация: МБОУ «Мари-Турекская СОШ»

Населенный пункт: Республика Марий Эл, пгт Мари-Турек

Такой педагогический приём, как кластер (англ.: cluster – кисть, пучок, гроздь) был придуман в 70-х годах прошлого века Габриэле Л. Рико, учительницей немецкого происхождения, проживающей в США. С помощью этой технологии она пыталась помочь школьникам, которые испытывали трудности в составлении письменных текстов.

Я использую этот приём в своей педагогической деятельности, когда отдельный ученик, группа или класс находятся в процессе поиска идеи, когда необходимо графическое, наглядное изображение мысли. Для этого на чистом листе бумаги нужно написать ключевое понятие и обвести его кружком или овалом. Вокруг этого ключевого понятия записываются ассоциации, которые спонтанно, без долгих размышлений приходят на ум. Они тоже заключаются в кружки и соединяются линиям с ключевым понятием и/или друг с другом. Сами эти ассоциации тоже становятся ключевыми понятиями, и к ним тоже подбираются ассоциации. Так на основе первоначального ключевого понятия выстраивается цепочка ассоциаций, или ассоциативная сеть. Это и есть кластер, который в дальнейшем может послужить отправной точкой для написания текстов.

Существуют различные виды кластеров:

  • планета и её спутники,
  • блок-схемы,
  • бумажный кластер,
  • кластер с нумерацией слов для составления рассказа,
  • кластер с использованием отдельных или сюжетных картинок вместо записи слов,
  • групповые кластеры с использованием в каждой группе разных фрагментов одной темы с целью составления коллективного рассказа,
  • обратный кластер,
  • грамматический кластер.

Очень удобно использовать названный приём на уроках литературы, когда учащиеся знакомятся с жизнью и творчеством поэта или писателя. Кластер заполняется учащимися в ходе рассказа учителя или просмотра видео урока.

Полный текст статьи см. в приложении.

Приложения:

  1. file0.docx.. 1,6 МБ

Опубликовано: 13.12.2021

Современная жизнь вносит большие коррективы в
сферу образования. История – не исключение. В
связи с модернизацией Российского образования
образовательные учреждения переходят к новым
стандартам, новым программам, новым учебникам.
Требования меняются и к уроку, и к личности
учителя, его педагогической деятельности. В
учебный процесс включается возможность
личностного роста ребенка, развитие его
индивидуальности, раскрытие творческих
способностей.

Требования при сдаче ОГЭ и ЕГЭ по истории
таковы, что обучающиеся должны владеть большим
объемом исторической информации, уметь
выстраивать исторические вертикали, знать
историографию, уметь анализировать исторические
документы, формировать свое отношение к
историческим событиям.

Задача учителя – не только обеспечить усвоение
обучающимися знаний по предмету, но и развивать
критическое мышление, которое дает возможность
развития индивидуальных способностей, роста
ребенка, саморазвития и самовыражения.

Методов, форм, приемов работы существует
огромное количество. Учитель сам решает, какие
более эффективные, и как он их будет применять.
Здесь многое зависит от особенностей того или
иного класса.

Я хочу остановиться на использовании некоторых
общеизвестных приемов развития критического
мышления на уроках истории.

Работа с текстом на уроках истории занимает
одно из ведущих мест. В своей работе я использую
различные традиционные методические приемы:
развернутые планы, объяснительное чтение, беседы
по тексту, логические и опорные конспекты и др. Но
в настоящее время, задача учителя – изменить
привычный статус учебника как основного
источника знаний, информация в котором не
подвергается сомнению, научить ребенка
критическому мышлению при работе с авторскими
текстами учебника.

«Критическое мышление» – не от слова
«критика». В настоящее время существуют
различные определения этого понятия. Все они
сводятся к тому, что критическое мышление – это
оценочное, рефлексивное, открытое мышление,
которое не принимает канонов, развивается путем
наложения новой информации на личный жизненный
опыт.

Наряду с традиционными приемами прочтения и
логической обработки текста, я знакомлю
обучающихся с приемом представления информации
в кластерах.

Cluster (англ.) – кисть, пучок, гроздь, а также
скопление, концентрация. В учебной деятельности
кластерами называют графический способ
организации материала.

Как же готовится кластер?

1. Нужно прочитать текс учебника и выделить
большие и малые смысловые единицы. (Если
возникают проблемы, помочь ученикам выделить эти
смысловые единицы. Например, это могут быть
ключевые слова и фразы, вопросы)

2. Взять лист бумаги и в прямоугольниках
записать принятые названия.

3. Вокруг каждой рамки в кружках кратко записать
сведения, соответствующие смысловым блокам
(«веточки»).

4. Попробовать установить связи между
отдельными блоками и соединить их стрелками.

5. Обсудить в группе свои результаты (можно
воспользоваться дополнительными источниками) и
дополнить кластеры новыми «веточками» –
сведениями, которых нет в учебнике.

6. Если необходимо остановиться на каком-либо
смысловом блоке, надо сделать эту «веточку» ярче,
можно выделить цветом.

В результате, кластер позволяет ученикам
проявить индивидуальные способности в
осмыслении учебной информации, выделить главное,
подвести ребенка к собственному выводу, дает
возможность ребенку самостоятельно найти и
поработать с дополнительным материалом.
(Например, изучая тему «Великая Северная война»,
одна из «веточек» – «Устав морской». В учебнике о
нем, кроме названия, ничего не сказано. Ребята
дополнительно изучили этот вопрос (узнали о
«детище Петра I», итоговый документ включал в
себя 5 томов) и дополнили «веточку» датой
принятия). И таких примеров может быть огромное
множество.

Современные приемы работы с учебной
информацией дают возможность перейти от
механического, а иногда и бездумного усвоения
учебного текста, к критическому осмыслению.

Применение кластера имеет следующие
достоинства:

— он позволяет охватить большой объем
информации;

— вовлекает всех участников коллектива в
обучающий процесс, им это интересно;

— учит детей систематизировать не только
учебный материал, но и свои оценочные суждения,
учит ребят вырабатывать и высказывать свое
мнение, сформированное на основании наблюдений,
опыта и новых полученных знаний;

— ученики активны и открыты, потому что у них не
возникает страха ошибиться, высказывая свое
мнение.

Мы живем в России и историю своей страны должны
знать. Завершить мне бы хотелось словами
российского историка В.О. Ключевского: «Без
знания истории мы должны признать себя
случайными, не знающими, как и зачем мы пришли в
мир, как и для чего в нем живем, как и к чему должны
стремиться».

Я хочу привести один из примеров кластера,
составленного при изучении темы «Северная
война»:

Кластер

  • Кластер к слову сказка 5 класс
  • Качмарская р черная пречерная сказка
  • Классное сочинение по творчеству м ю лермонтова
  • Качан капусты или кочан капусты как правильно пишется
  • Классно или класно как пишется слово