Кластер по русской народной сказке

ЦЕЛЬ УРОКА: обощить знания детей о фольклоре на примере двух сказок: русской народной сказки «курочка ряба» и белорусской народной сказки «курочка рябка».

ЗАДАЧИ УРОКА:

  • активизировать и обобщить имеющиеся у учащихся знания по теме «Устное народное творчество»;
  • вызвать интерес к народному творчеству, народной словесности;
  • побудить учащихся к активной работе на уроке;
  • развивать мышление, память, речь;
  • формировать умение передавать содержание произведения;
  • получение учащимися новой информации;
  • осмысление, полученной информации;
  • соотнесение нового с уже имеющимися знаниями;
  • формирование у каждого ученика собственного отношения к изучаемому материалу.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • тексты сказок;
  • памятки «Пометка на полях», простой карандаш;
  • итоговые таблицы;
  • конверты с заготовками для изготовления панно;
  • клей;
  • ножницы;
  • салфетки;
  • рисунки детей;
  • основа панно;
  • конверт (кластер «Сказка»)

ХОД УРОКА

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА

У. – Ребята, вспомните, какую первую сказку вам рассказала мама или бабушка.

Д. – Репка, Курочка Ряба, Колобок и т.д.

У. – Сегодня на уроке мы встретимся с курочкой Рябой и ее белорусской «родственницей» курочкой Рябкой. Удивлены?!

– Как вы думаете, прочитав еще раз русскую народную сказку «Курочка Ряба» и белорусскую народную сказку «Курочка Рябка», вы узнаете что-нибудь новое, интересное? Сможем ли мы в конце урока заполнить 2 часть таблицы «Узнал новое»?

ПЕРВАЯ СТАДИЯ – ВЫЗОВ

(используется прием СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА 1)

У. –Выделяем центр – фольклор.

– Что значит слово «фольклор» в переводе с английского?

Д. – Народная мудрость.

У. – Вспомните малые жанры фольклора. Разместим их в верхней части нашего кластера.

Д. – Поговорки, частушки, песни, скороговорки, пословицы, поговорки, чистоговорки, пестушки, потешки, прибаутки, считалки, небылицы, загадки.

У. – Приведите свои примеры.

(По желанию дети рассказывают потешки, загадывают одноклассникам загадки и т.д.)

У. – Название каких жанров мы разметим внизу нашего кластера?

Д. – Сказки, былины.

Кластер 1

СОСТАВЛЕНИЕ КЛАСТЕРА 2.

Учащиеся самостоятельно составляют кластер.

Проверка:

У. – На какие группы вы разделили сказки?

Д. – Народные и авторские.

У. – И народные и авторские сказки вы разделили на 3 группы. Назовите их.

Д. – Бытовые сказки, сказки о животных, волшебные сказки.

У. – О чем рассказывается в бытовых сказках?

Д. – В бытовых сказках рассказывается об обыкновенных людях, но ситуации, в которые они попадают, часто оказываются необычными и невероятными.

У. – Какие бытовые сказки мы читали в этом году?

Д. – «Каша из топора».

У. – Кто главные герои сказок о животных?

Д. – Лиса, петух, волк, кот и т.д.

У. – Какие вы знаете сказки о животных?

Д. – «Кот, Петух и Лиса», « Лиса и Журавль» и т.п.

У. – Какие же сказки мы назовем волшебными?

Д. – В их происходят события, которые не могут произойти в реальной жизни.

У. – Приведите примеры.

Д. – «По щучьему велению», «Гуси-лебеди» и т.п.

Кластер 2

У. – А сказки, героями которых являются курочка Ряба и курочка Рябка какой группе мы отнесем?

Д. – Сказки о животных.

У. – Правильно. Сегодня мы прочитаем сказки о животных.

У. – Кто главный герой сказок «Курочка Ряба», «Курочка Рябка»?

Д. – Курочка.

У. – Правильно. Курочка поможет составить кластер «Сказка». Для того, чтобы составить этот кластер, нам надо вспомнить, что есть в каждой сказке?

Д. – Зачин, присказка, троекратный повтор концовка.

У. – Я предлагаю добавить в наш кластер «устаревшие слова», «устойчивые словосочетания», «сказочные приметы», «волшебные предметы».

Кластер 3

ВТОРАЯ СТАДИЯ – ОСМЫСЛЕНИЕ

(используется МЕТОДИЧЕСКИЙ ПРИЕМ «ИНСЕРТ», ИЛИ «ПОМЕТКИ НА ПОЛЯХ»).

У. – Прочитайте русскую народную сказку «Курочка Ряба». По мере чтения ставьте карандашом на полях знаки:

  • Знаком «галочка» (√ ) отмечается в тексте информация, которая уже известна ученику. Он ранее с ней познакомился.
  • Знаком «плюс» (+) отмечается новое знание, новая информация. Ученик ставит этот знак только в том случае, если он впервые встретился с прочитанным текстом.
  • Знаком «минус» (-) отмечается то, что идет вразрез с имеющимися у ученика представлениями, о чем он думал иначе.
  • Знаком «вопрос» (?) отмечается то, что осталось непонятным ученику и требует дополнительных сведений, вызывает желание узнать подробнее.

(У учащихся на партах памятки.)

У. – Какая информация вам уже была известна?

Д. – Действующие лица: дед, баба и курочка Ряба, мышка.

У. – Что нового вы узнали?

Д. — Концовка сказки: «яичко не простое – золотое».

У. – О чем вы думали иначе?

Д. – Сказка должна закончиться слова «…не золотое, а простое. Будете вы его кушать и сказки слушать».

У. – Что вам не понятно? О чем бы вы хотели спросить?

Д. – Значение слов и выражений: пестро, востро, костяно, мудрено, осиновое дупёлко, кут, вереи, закурился, тын.

У. – Прочитайте белорусскую народную сказку «Курочка Рябка». По мере чтения ставьте карандашом на полях знаки ( , +, -, ?).

У. – Какая информация вам уже была известна?

Д. – Действующие лица: дед, бабка, курочка Рябка, мышка.

У. – Что нового вы узнали?

Д. – Сказке появляются новые действующие лица: волк, медведь. Почему у медведя куцый хвост.

У. – О чем вы думали иначе?

Д. – В сказке не было волка и медведя. Курочку звали Ряба, а не Рябка.

У. – Что вам не понятно? О чем бы вы хотели спросить?

Д. Значение слов и выражений: полный подпечек, поставила на шесток, куцый хвост.

В ходе работы, сведения заносятся в вторую графу таблицы УЗНАЛ НОВОЕ.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ – РЕФЛЕКСИЯ.

ЗАПОЛНЕНИЕ ОБОБЩАЮЩЕЙ ТАБЛИЦЫ

Русская сказка Белорусская сказка
Название
   
Герои сказки
   
Общее в сказках
   
Различия в сказках
   
Вывод
 

У. – Обсудите результаты работы в парах.

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП УРОКА

У. – Вы очень хорошо выполнили все задания. А теперь «сюрприз»! Откройте конверты. Что вы в них нашли? Чем вы сейчас займетесь?

Д. – Мы будем работать с соломкой.

У. Напоминаю вам правила работы с соломкой:

  1. Наклеиваем полоски соломки в направлении, предусмотренным эскизом.
  2. Полоски тщательно подгоняются, чтобы между ними не было просветов.
  3. Концы полосок должны выходить за контурные линии.
  4. Вырезать аккуратно по контурной линии.

У. – Что у вас получилось?

Д. – Яичко.

У. А какое яичко?

Д. – Золотое.

У. – Давайте сложим «золотые» яички в корзинку.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

У. – С какими сказками вы сегодня познакомились?

Д. — Русская народная сказка «Курочка Ряба», белорусская народная сказка «Курочка Рябка».

У. – Понравились ли вам эти сказки?

Д. –Да.

У. – Что вам особенно запомнилось.

Д. –

У. — У нас осталась не заполненной третья графа таблицы «ЗУХ». Чтобы вы хотели узнать?

Д. –

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

У. – Придумать свою сказку про курочку Рябу.

Классификация сказок. Характерные черты каждого вида

Важнейшие идеи, основная проблематика, сюжетные стержни и – главное – расстановка сил, осуществляющих добро и зло, по сути, едины в сказках разных народов. В этом смысле любая сказка не знает границ, она для всего человечества.

Фольклористика посвятила сказке множество исследований, но определение ее как одного из жанров устного народного творчества до сих пор остается открытой проблемой. Неоднородность сказок, обширный тематический диапазон, многообразие мотивов и персонажей, в них заключенных, несчетное количество способов разрешения конфликтов действительно делают задачу жанрового определения сказки весьма сложной.

И все-таки расхождение во взглядах на сказку сопряжено с тем, что расценивается в ней как основное: установка на вымысел или стремление отразить действительность посредством вымысла.

Суть и жизнеспособность сказки, тайна ее волшебного бытия в постоянном сочетании двух элементов смысла: фантазии и правды.

На этой основе возникает классификация видов сказок, хотя и не вполне единообразная. Так, при проблемно-тематическом подходе выделяются сказки, посвященные животным, сказки о необычных и сверхъестественных событиях, приключенческие сказки, социально-бытовые, сказки-анекдоты, сказки-перевертыши и другие.

Резко очерченных границ группы сказок не имеют, но несмотря на зыбкость разграничения, такая классификация позволяет начать с ребенком предметный разговор о сказках в рамках условной «системы» – что, безусловно, облегчает работу родителей и воспитателя.
На сегодняшний день принята следующая классификация русских народных сказок:

1. Сказки о животных;
2. Волшебные сказки;
3. Бытовые сказки.

Рассмотрим подробнее каждый из видов.

Сказки о животных

Народная поэзия обнимала целый мир, ее объектом стал не только человек, но также и все живое на планете. Изображая животных, сказка придает им человеческие черты, но в то же время фиксирует и характеризует повадки, «образ жизни» и т.д. Отсюда живой, напряженный текст сказок.
Человек издавна чувствовал родство с природой, он действительно был ее частицей, борясь с нею, искал у нее защиты, сочувствуя и понимая. Очевиден и позднее привнесенный басенный, притчевый смысл многих сказок о животных.

В сказках о животных действуют рыбы, звери, птицы, они разговаривают друг с другом, объявляют друг другу войну, мирятся. В основе таких сказок лежит тотемизм (вера в тотемного зверя, покровителя рода), вылившийся в культ животного. Например, медведь, ставший героем сказок, по представлениям древних славян, мог предсказывать будущее. Нередко он мыслился как зверь страшный, мстительный, не прощающий обиды (сказка «Медведь»). Чем дальше уходит вера в то тем, чем более уверенным в своих силах становится человек, тем возможнее его власть над животным, «победа» над ним. Так происходит, например, в сказках «Мужик и медведь», «Медведь, собака и кошка». Сказки существенно отличаются от поверий о животных — в последних, большую роль играет вымысел, связанный с язычеством. Волк в повериях мудр и хитёр, медведь страшен. Сказка же теряет зависимость от язычества, становится насмешкой над животными. Мифология в ней переходит в искусство. Сказка преображается в своеобразную художественную шутку — критику тех существ, которые подразумеваются под животными. Отсюда — близость подобных сказок к басням («Лиса и журавль», «Звери в яме»).

Сказки о животных выделяются в особую группу по характеру действующих лиц. Подразделяются они по типам животных. Сюда примыкают и сказки о растениях, неживой природе (мороз, солнце, ветер), о предметах (пузырь, соломинка, лапоть).

В сказках о животных человек :
1) играет второстепенную роль (старик из сказки «Лиса крадёт рыбу из воза»);
2) занимает положение, равноценное животному (мужик из сказки «Старая хлеб-соль забывается»).

Возможная классификация сказки о животных.

Прежде всего, сказка о животных классифицируется по главному герою (тематическая классификация). Такая классификация приведена в указателе сказочных сюжетов мирового фольклора, составленного Арне-Томсоном и в «Сравнительном Указателе Сюжетов. Восточнославянская сказка»:

1. Дикие животные.
— Лиса.
— Другие дикие животные.
2. Дикие и домашние животные
3. Человек и дикие животные.
4. Домашние животные.
5. Птицы и рыбы.
6. Другие животные, предметы, растения и явления природы.

Следующая возможная классификация сказки о животных – это структурно-семантическая классификация, которая классифицирует сказку по жанровому признаку. В сказке о животных выделяют несколько жанров. В. Я. Пропп выделял такие жанры как:

1. Кумулятивная сказка о животных.
2. Волшебная сказка о животных
3. Басня (аполог)
4. Сатирическая сказка

Е. А. Костюхин выделял жанры о животных как:

1. Комическая (бытовая) сказка о животных
2. Волшебная сказка о животных
3. Кумулятивная сказка о животных
4. Новеллистическая сказка о животных
5. Аполог (басня)
6. Анекдот.
7. Сатирическая сказка о животных
8. Легенды, предания, бытовые рассказы о животных
9. Небылицы

Пропп, в основу своей классификации сказки о животных по жанрам, пытался положить формальный признак. Костюхин же, в основу своей классификации, отчасти положил формальный признак, но в основном исследователь разделяет жанры сказки о животных по содержанию. Это позволяет глубже понять разнообразный материал сказки о животных, который демонстрирует разнообразие структурных построений, пестроту стилей, богатство содержания.

Третья возможная классификация сказки о животных является классификации по признаку целевой аудитории. Выделяют сказки о животных на:

1. Детские сказки.
— Сказки рассказанные для детей.
— Сказки рассказанные детьми.
2. Взрослые сказки.

Тот или иной жанр сказки о животных имеет свою целевую аудиторию. Современная русская сказка о животных в основном принадлежит детской аудитории. Таким образом, сказки рассказанные для детей имеют упрощенную структуру. Но есть жанр сказки о животных, который никогда не будет адресован детям – это т. н. «Озорная» («заветная» или «порнографическая») сказка.

Около двадцати сюжетов сказок о животных — это кумулятивные сказки. Принцип такой композиции заключается в многократном повторении единицы сюжета. Томпсон, С., Болте, Й. и Поливка, И., Пропп выделяли сказки с кумулятивной композицией в особую группу сказок. Кумулятивную (цепевидную) композицию различают:

1. С бесконечным повторением:
— Докучные сказки типа «Про белого бычка».
— Единица текста включается в другой текст («У попа была собака»).
2. С Конечным повторением:
— «Репка» — нарастают единицы сюжета в цепь, пока цепь не оборвётся.
— «Петушок подавился» — происходит расплетание цепи, пока цепь не оборвётся.
— «За скалочку уточку» — предыдущая единица текста отрицается в следующем эпизоде.

Другой жанровой формой сказки о животных является структура волшебной сказки («Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» ).

Ведущее место в сказках о животных занимают комические сказки — о проделках животных («Лиса крадёт рыбу с саней (с воза), «Волк у проруби», «Лиса обмазывает голову тестом (сметаной) , «Битый небитого везёт» , «Лиса-повитуха» и т. д), которые влияют на другие сказочные жанры животного эпоса, особенно на аполог (басню). Сюжетное ядро комической сказки о животных составляют случайная встреча и проделка (обман, по Проппу). Иногда сочетают несколько встреч и проделок. Героем комической сказки является трикстер (тот, кто совершает проделки). Основной трикстер русской сказки — лиса (в мировом эпосе — заяц). Жертвами её обычно бывают волк и медведь. Замечено, что если лиса действует против слабых, она проигрывает, если против сильных – выигрывает. Это идёт из архаического фольклора. В современной сказке о животных победа и поражение трикстера нередко получает моральную оценку. Трикстеру в сказке противопоставлен простофиля. Им может быть и хищник (волк, медведь), и человек, и животное-простак, вроде зайца.

Значительная часть сказок о животных занимает аполог (басня), в которой выступает не комическое начало, а нравоучительное, морализующее. При этом аполог не обязательно должен иметь мораль в виде концовки. Мораль вытекает из сюжетной ситуаций. Ситуации должны быть однозначными, чтобы легко сформировать моральные выводы. Типичными примерами аполога являются сказки, где происходит столкновение контрастных персонажей (Кто трусливее зайца?; Старя хлеб-соль забывается; Заноза в лапе медведя (льва). Апологом можно также считать такие сюжеты, которые были известны в литературной басне с античных времён (Лиса и кислый виноград; Ворона и лисица и многие другие). Аполог — сравнительно поздняя форма сказок о животных. Относиться ко времени, когда моральные нормы уже определились и подыскивают для себя подходящую форму. В сказках этого типа трансформировались лишь немногие сюжеты с проделками трикстеров, часть сюжетов аполога (не без влияния литературы) выработал сам. Третий путь развития аполога — это разрастание паремии (пословицы и поговорки. Но в отличие от паремии, в апологе аллегория не только рациональна, но и чувствительна.

Рядом с апологом стоит так называемая новеллистическая сказка о животных, выделенная Е. А. Костюхиным. Новелла в животной сказке — это рассказ о необычных случаях с довольно развитой интригой, с резкими поворотами в судьбе героев. Тенденция к морализации определяет судьбу жанра. В нём более определённая мораль, чем в апологе, комическое начало приглушено, либо совсем снято. Озорство комической сказки о животных заменено в новелле иному содержанию — занимательному. Классический пример новеллистической сказки о животных — это «Благодарные звери». Большинство сюжетов фольклорной новеллы о животных складываются в литературе, а потом переходят в фольклор. Лёгкий переход этих сюжетов связан с тем, что сами литературные сюжеты складываются на фольклорной основе.

Говоря о сатире в сказках о животных, надо сказать, что литература некогда дала толчок к развитию сатирической сказки. Условие для появлении сатирической сказки возникает в позднем средневековье. Эффект сатирического в фольклорной сказке достигается тем, что в уста животных вкладывается социальная терминология (Лиса-исповедница; Кот и дикие животные). Особняком стоит сюжет «Ёрш Ершович», которая является сказкой книжного происхождения. Поздно появившись в народной сказке сатира в ней не закрепилась, так как в сатирической сказке легко можно убрать социальную терминологию.

Так в XIX веке сатирическая сказка непопулярна. Сатира внутри сказки о животных — это лишь акцент в крайне незначительной группе сюжетов о животных. И на сатирическую сказку повлияли законы животной сказки с проделками трикстера. Сатирическое звучание сохранилась в сказках, где в центре трикстер, а где была полнейшая нелепица происходящего, то сказка становилась небылицей.

Волшебные сказки

Сказки волшебного типа включают в себя волшебные, приключенческие, героические. В основе таких сказок лежит чудесный мир. Чудесный мир – это предметный, фантастический, неограниченный мир. Благодаря неограниченной фантастике и чудесному принципу организации материала в сказках с чудесным миром возможного «превращения», поражающие своей скоростью (дети растут не по дням, а по часам, с каждым днем все сильнее или краше становятся). Не только скорость процесса ирреальна, но и сам его характер (из сказки «Снегурочка». «Глядь, у Снегурочки губы порозовели, глаза открылись. Потом стряхнула с себя снег и вышла из сугроба живая девочка». «Обращение» в сказках чудесного типа, как правило, происходят с помощью волшебных существ или предметов.

В основном волшебные сказки древнее других, они несут следы первичного знакомства человека с миром, окружающим его.

Волшебная сказка имеет в своей основе сложную композицию, которая имеет экспозицию, завязку, развитие сюжета, кульминацию и развязку.

В основе сюжета волшебной сказки находится повествование о преодолении потери или недостачи, при помощи чудесных средств, или волшебных помощников. В экспозиции сказки присутствуют стабильно 2 поколения — старшее(царь с царицей и т.д.) и младшее — Иван с братьями или сёстрами. Также в экспозиции присутствует отлучка старшего поколения. Усиленная форма отлучки — смерть родителей. Завязка сказки состоит в том, что главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу или же здесь присутствую мотивы запрета, нарушения запрета и последующая беда. Здесь начало противодействия, т.е. отправка героя из дома.

Развитие сюжета — это поиск потерянного или недостающего.

Кульминация волшебной сказки состоит в том, что главный герой, или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают её (эквивалент сражения — разгадывание трудных задач, которые всегда разгадываются).

Развязка — это преодоление потери, или недостачи. Обычно герой (героиня) в конце «воцаряется» — то есть приобретает более высокий социальный статус, чем у него был в начале.

В.Я. Пропп вскрывает однообразие волшебной сказки на сюжетном уровне в чисто синтагматическом плане. Он открывает инвариантность набора функций (поступков действующих лиц), линейную последовательность этих функций, а также набор ролей, известным образом распределённых между конкретными персонажами и соотнесённых с функциями. Функции распределяются среди семи персонажей:

• антагониста (вредителя),
• дарителя
• помощника
• царевны или её отца
• отправителя
• героя
• ложного героя.

Мелетинский, выделяя пять групп волшебных сказок, пытается решить вопрос исторического развития жанра вообще, и сюжетов в частности. В сказке присутствуют некоторые мотивы, характерные для тотемических мифов. Совершенно очевидно мифологическое происхождение универсально распространённой волшебной сказки о браке с чудесным «тотемным» существом, временно сбросившим звериную оболочку и принявшим человеческий облик («Муж ищет изчезнувшую или похищенную жену (жена ищет мужа)», «Царевна-лягушка», «Аленький цветочек» и др.). Сказка о посещении иных миров для освобождения находящихся там пленниц («Три подземных царства» и др.). Популярные сказки о группе детей, попадающих во власть злого духа, чудовища, людоеда и спасающихся благодаря находчивости одного из них («Мальчик-с-пальчик у ведьмы» и др.), или об убийстве могучего змея — хтонического демона («Победитель змея» и др.). В волшебной сказке активно разрабатывается семейная тема («Золушка» и др.). Свадьба для волшебной сказки становится символом компенсации социально обездоленного(«Сивко-Бурко»). Социально обездоленный герой (младший брат, падчерица, дурак) в начале сказки, наделённый всеми отрицательными характеристиками со стороны своего окружения, наделяется в конце красотой и умом («Конёк-горбунок»). Выделяемая группа сказок о свадебных испытаниях, обращает внимание на повествование о личных судьбах. Новеллистическая тема в волшебной сказке не менее интересна, чем богатырская. Пропп классифицирует жанр волшебной сказки по наличию в основном испытании «Битвы — Победы» или по наличию «Трудной задачи — Решение трудной задачи». Логичным развитием волшебной сказки стала сказка бытовая.

Бытовые сказки

Характерной приметой бытовых сказок становится воспроизведение в них обыденной жизни. Конфликт бытовой сказки часто состоит в том, что порядочность, честность, благородство под маской простоватости и наивности противостоит тем качествам личности, которые всегда вызывали у народа резкое неприятие (жадность, злоба, зависть).

Как правило, в бытовых сказках больше иронии и самоиронии, поскольку Добро торжествует, но акцентированы случайность или единичность его победы.

Характерна пестрота бытовых сказок: социально-бытовые, сатирико-бытовые, новэллистические и другие. В отличии от волшебных сказок, бытовая сказка содержит более значимый элемент социальной и нравственной критики, она определеннее в своих общественных предпочтениях. Похвала и осуждение в бытовых сказках звучат сильнее.

В последнее время в методической литературе стали появляться сведения о новом типе сказок – о сказках смешанного типа. Конечно, сказки этого типа существуют давно, но им не придавали большого значения, так как забыли, насколько они могут помочь в достижении воспитательных, образовательных и развивающих целей. Вообще, сказки смешанного типа – это сказки переходного типа.
В них совмещаются признаки присущие как сказкам с чудесным миром, бытовым сказкам. Проявляются также элементы чудесного в виде волшебных предметов, вокруг которых группируется основное действие.

Сказка в разных формах и масштабах стремится к воплощению идеала человеческого существования.
Вера сказки в самоценность благородных человеческих качеств, бескомпромиссное предпочтение Добра основаны так же и на призыве к мудрости, активности, к подлинной человечности.

Сказки расширяют кругозор, пробуждают интерес к жизни и творчеству народов, воспитывают чувство доверия ко всем обитателям нашей Земли, занятым честным трудом.

Виды сказок


Виды сказок

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 418.

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 418.

Сказка – один из жанров фольклора, письменное или устное народное творчество, с помощью которого показывается вымышленный мир и вымышленные персонажи. В данной статье дается ответ на вопрос, какие бывают виды сказок, и каковы их особенности?

Виды сказок

Сказка чаще всего представляет собой эпическое, прозаическое произведение, где главными героями могут быть не только люди, но и животные, предметы, стихии. Сказка пытается с помощью созданных образов донести до читателя определенную идею. Любая сказка состоит из зачина, середины и концовки. Признаком сказки является то, что в ней всегда имеется мораль, с помощью которой высмеиваются пороки общества или конкретного человека.

Все сказки можно разделить на следующие виды:

  • сказки о животных. В таких сказках главными героями являются дикие или домашние животные, при этом они наделены определенными человеческими качествами. Например, лису обычно наделяют хитростью, проворностью, зайца – трусостью, медведя – мудростью, неторопливостью. Эти сказки очень распространены, например, у Л. Толстого. Присутствие человека в таких сказках тоже имеет место быть, но это не обязательное условие.
  • волшебные сказки. Волшебные сказки могут быть приключенческими, героическими, волшебными. Они описывают фантастический мир, в котором в отличие от реального действуют совершенно другие законы. стоит заметить, что сказки никогда не претендуют на реалистичность и не стараются выглядеть правдивыми.
  • бытовые сказки. Характеристикой бытовой сказки служит то, что такой вид сказок описывает обыденную жизнь. Конфликт здесь заключается противостоянии противоположных качеств: доброта, честность, верность, порядочность противопоставляются лжи, лицемерию, жадности, вранью.

Также сказки можно разделить на 2 типа: народные и авторские. Автором народных сказок являются народы, поколения людей, которые в сказках выразили волнующие их поколение вопросы.

Примерами народных сказок могут служить «Колобок», «Курочка Ряба», «Теремок» и т.д.

Колобок

Рис. 1. Колобок.

У авторских сказок имеется автор.

Популярными авторами сказок являются Ш. Перро, Ф. Гауф, братья Гримм

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать определение слова «сказка», выучить основные виды и типы этого фольклорного жанра. Также здесь перечисляются самые известные авторы этого жанра.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Екатерина Ромах

    5/5

  • Неструева Лиза

    5/5

  • Денис Крец

    5/5

  • Злата Жогина

    5/5

Оценка статьи

4.3

Средняя оценка: 4.3

Всего получено оценок: 418.


А какая ваша оценка?

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

по теме
____________Русские народные сказки_____________________

(Тема урока)

ФИО: Земляновская Елена Александровна

Место работы:
МАОУ СОШ п. Витим

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 5

Тема и номер
урока в теме:
Русские народные сказки (1
урок)

Базовый
учебник:
«Литература» под редакцией В.Я. Коровиной, Москва.
Просвещение 2016г.

1.    
Цель
урока:
познакомить с понятием сказки, видами
сказок и отличительными признаками сказок разных видов; научить определять
вид сказки по ее отличительным признакам; пропедевтически дать самые общие
сведения о сказке литературной и ее главном отличии от сказки народной;

2.    
развивать связную грамотную речь
учащихся, пополнять их лексикон, развивать логическое мышление, способность к
целеполаганию, умение классифицировать явления, обобщать, делать выводы,
развивать способность к объективной самооценке; формировать общую
литературоведческую компетенцию;

3.    
воспитывать пытливых думающих
читателей, вызвать интерес к урокам литературы, к изучению родного
литературного наследия и его истоков.

Планируемые
результаты:

− личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

— определять общие для
всех правила поведения;

— оценивать усваиваемое содержание
(исходя личностных ценностей);

— устанавливать связь
между целью деятельности и ее результатом.

− метапредметные:

 познавательные

выполнять классификацию;

— обосновывать основание
для классификации;

— выполнять анализ;

регулятивные:

— осуществлять
самоконтроль;

коммуникативные:

— слушать и понимать речь
других;

— уметь с достаточной
полнотой и точностью выражать свои мысли;

— владеть диалогической
формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного
языка.

−  предметные: уметь находить сведения по теории литературы;

— иметь представление о
понятиях «сказка», «виды сказок», «сказитель»;

— уметь работать с
доступным справочным материалом, учебником;

— строить устные и
письменные высказывания в связи с изученной темой;

— видеть связь между
различными видами искусства и использовать их сопоставление.

Формируемые
УУД:

−  личностные: испытывает желание
осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном
процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

−  регулятивные: принимает и сохраняет
учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или
самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

−  познавательные: понимает информацию,
представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использует
знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

Тип урока: открытие новых знаний

Формы работы
учащихся:
фронтальная, индивидуальная, работа в
парах, групповая

Техническое
оборудование и наглядные средства обучения:
компьютер,
медиапроектор, учебник,
репродукции картин
В.Васнецова, И.Билибина, иллюстрации к сказкам И.Кузнецова, Ю.Васнецова,
Т.Мавриной, Л.Токмакова
, русские народные сказки
(выставка)

Структура и
ход занятия

1.Организационный

(этап мотивации)

Подготовка учащихся к
работе на уроке: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности
выполнения нормативных требований учебной деятельности.

2.Актуализация опорных
знаний и умений

Активизация
соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация и т.д.)
и познавательных процессов (внимание, память).

3.Постановка учебной
проблемы

Обеспечение мотивации для
принятия обучающимися цели учебно-познавательной деятельности.

Формулирование проблемы,
планирование деятельности

Создание условий для
формулировки цели урока и постановки учебных задач
.

4.Открытие нового знания

Обеспечение восприятия,
осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка
понимания

Установление правильности
и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных
представлений, их коррекция.

5.Применение новых знаний

Обеспечение усвоения
новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

6.Рефлексия учебной
деятельности

Анализ и оценка
успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

1.    
Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас очередной урок литературы, на котором
мы с вами познакомимся с одним из любимейших жанров фольклора.

2.Актуализация опорных
знаний и умений

    2.1 Фронтальный
опрос.

— На прошлом уроке,
ребята, мы начали знакомиться с устным народным творчеством. Давайте вспомним
основные понятия, с которыми мы познакомились на прошлом уроке. Что такое
фольклор? (Искусство народа).

— Почему фольклор,
связанный с искусством слова, мы называем устным народным творчеством? (Потому
что создавалось народом и передавалось из уст в уста).

— Мы познакомились с
разными жанрами фольклора. Давайте проверим, как хорошо вы можете определять
эти жанры.

2.2 Работа в парах

Вам представлены листы с
текстами:

— Определите, какие жанры
фольклора представлены?

— Приведите свои примеры
этих жанров.

— На какие бы группы вы разделили
эти жанры?

Обучающиеся определяют
жанры представленных текстов, приводят свои примеры (цитаты жанров фольклора).

Делят жанры на группы
(например, малые жанры фольклора)

1.    
Уж ты
Котенька-коток, котя-серенький хвосток!

Приди, Котя, ночевать,
приди Ванечку качать… (колыбельная)

2.    
Висит
сито, не руками свито. (загадка)

3.    
Солнышко,
солнышко, выгляни в окошечка! (закличка)

4.    
Пришел
Прокоп — кипит укроп,

Ушел Прокоп — кипит
укроп.

И при Прокопе кипит
укроп,

И без Прокопа кипит
укроп. (скороговорка)

3. Постановка учебной
проблемы

— Вам представлены
репродукции картин В.Васнецова, И.Билибина, иллюстрации к сказкам И.Кузнецова,
Ю.Васнецова, Т.Мавриной, Л.Токмакова, выставка сборников сказок. Можно ли по
оформлению кабинета догадаться о теме урока?

— «В некотором царстве, в
некотором государстве жил-был…». Начало чего прозвучало. Как вы догадались, что
это не былина?

— Составьте кластер к слову «сказка»

Сказка

— Когда сказка вошла в
вашу жизнь? Пробовали ли вы сами сочинять сказки?

— Есть ли у вас любимые
сказочные герои?

Обучающиеся высказывают
свои предположения. Сталкиваются с затруднением определения темы.

Обучающиеся доказывают
свои предположения, приводят примеры.

Обучающиеся высказывают
свою точку зрения.

Обучающиеся представляют
краткий рассказ о роли сказки в их жизни, жизни их близких.

Учитель
демонстрируется слайд (1) «Русские народные сказки», тему урока дети
записывают в тетрадь.

4.Открытие нового знания

 4.1 Чтение и обсуждение статьи учебника «Русские народные
сказки»

Обратимся к учебнику литературы и попробуем дать определение, что
такое сказка. Внимательно прочитаем и запишем в тетради формулировку.   (Слайд
2).
Кто запомнил? Расскажите.

4.2 Слово учителя.

Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение его вера в
торжество добра и справедливости… Сказки пришли к нам из глубокой древности.

Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика
переплеталась в них с реальностью. Как и в жизни, герои сказок пахали землю,
ловили рыбу, охотились, работали от зари до зари. Но, живя в нужде, страдая от
холода и голода, мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, построенных за одну
ночь, о скатерти-самобранке, которая сможет накормить всех голодных. И всегда в
русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло.

Народные сказки делятся на три группы: сказки о животных,
бытовые сказки и волшебные.

Самыми древними являются сказки о животных. (Слайд
3).
В них свой круг героев. Каждый из них наделен одной, присущей только
ему чертой характера: лисица – всегда хитрая и ловкая, петух – самоуверен и
легкомыслен, волк – глуп и жаден. Животные разговаривают и ведут себя как люди,
в их жизнь переносятся и отношения, существующие между людьми.

Герои бытовых сказок (Слайд 4) – крестьянин,
солдат, сапожник – живут в реальном мире и борются чаще всего не со сказочными
чудовищами, а с обычными людьми – барином, попом, генералом. Нужда учит их
выходить из трудного положения. И они побеждают благодаря своей находчивости,
уму и смелости.

Особая группа сказок – волшебные (Слайд 5). Герои
их борются не на жизнь, а на смерть, побеждают врагов, спасают друзей.
Большинство этих сказок связано с поиском невесты или с похищением жены. Поиски
сопряжены с долгими странствиями. Опасность борьбы подчеркивается тем, что
враги героя – не люди, а нечистая сила. Поэтому победа над ней – это и еще
победа, утверждающая человеческое начало.

Ключевые события русской сказки – странствия героя, его встречи с
друзьями и врагами, бегство, погоня и, наконец, — победа.

Достичь желанной цели герою помогают добрые волшебники, которые
дарят ему чудесные предметы, и животные. Животные, растения, солнце, мороз и
ветер говорят и действуют как люди. Силы добра и зла борются, помогая или мешая
герою.

Воплощением зла в русских сказках чаще всего выступают Кощей
Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч. (слайд 6)

Сказки имеют особое построение — композицию. (Слад 7).

Я думаю, что вы это замечали. Сказки часто начинаются с какой-либо
присказки. Например, «На море на океане, на острове Буяне стоит бык печёный, а
возле него нож точёный ». Цель присказки – привлечь внимание слушателей, она
воспринимается как весёлая прибаутка, шутка, часто присказка не связана по смыслу
с самой сказкой.

За присказкой следует зачин (Слайд 8) , который готовит нас
к восприятию сказки, переносит нас в сказочный мир. Зачин связан с содержанием
сказки, так как в нём указываются время и место действия. «Жили-были дед да
баба…».

Часто в сказках имеется концовка (Слайд 9), которая ещё раз
возвращает нас к мысли о том, что в сказках всегда побеждает добро. «Свадьбу
сыграли, долго пировали; и я там был, мёд-пиво пил, по усам текло, в рот не
попало».

Поговорим о некоторых языковых особенностях сказок. В сказках
бывают постоянные эпитеты: «добрый молодец», «красна девица», «чисто поле»),
гиперболы (преувеличения): «две пары железных сапог протёр», «быстрее молнии».

Для русских народных сказок характерно троекратное повторение
эпизодов, употребление художественных средств выразительности – устойчивых
сочетаний слов, слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами. По этим
признакам сказку можно отличить от произведений других жанров.

5.Применение новых знаний

5.1 Работа по группам
(3-4 группы)

Каждой группе
вручается свой информационный пакет с карточками-гексами

Учащиеся в
течение 5-7 минут знакомятся с информацией и распределяют гексы в соответствии
с поставленной задачей. 

Задача  группы

-распределить
карточки-гексы по видам сказок: «бытовые», «волшебные», «сказки о животных»;

-научиться отличать
разные виды  сказок, выбирать героев этих сказок, подбирать название сказок.

Набор 

-три шестиугольника с
надписью «бытовые сказки», «волшебные сказки», «сказки о животных»;

-восемнадцать
шестиугольников с надписью: лиса, волк, петух, журавль, медведь, мышка;

солдат, старуха, старик,
внучка, мальчик с пальчик, барин; царевич, баба Яга, Змей Горыныч,
Иванушка-дурачок, Василиса Премудрая, царевна.

-восемнадцать
шестиугольников с примерами
«Гуси-лебеди», «Царевна -лягушка», «Василиса Премудрая», «Снегурочка», «Морозко», «По щучьему веленью»; «Каша из топора», «Репка», «Как мужик
домовничал», «Мальчик с пальчик», «Как мужик делил гуся», «Курочка Ряба»; «Теремок», «Лиса и журавль», «Петушок-золотой
гребешок», «Лиса и Петух»,
«Лиса и рак», «Звери в яме»

Ученики получают хаотично
расположенные шестиугольники.

бытовые сказкиволшебные сказкисказки о животных     лиса   волк«Гуси-лебеди»

«Царевна -лягушка»

«Василиса Премудрая»

петух

«Снегурочка»

журавль
медведь

«Морозко»

мышка

«По щучьему веленью»

солдат

«Каша из топора»

старуха

«Репка»

«Как мужик домовничал»

«Мальчик с пальчик»

 старик

внучка

мальчик с пальчик

барин

«Как мужик делил гуся»

царевич

«Курочка Ряба»

«Теремок»

баба Яга«Лиса и журавль»

«Петушок-золотой гребешок»

«Лиса и Петух»

Змей Горыныч

«Лиса и рак»

Иванушка-дурачок

Василиса Премудрая

«Звери в яме»

царевна

Ученики должны распределить примеры и выложить их к граням нужных
шестиугольников. Например: ученики сначала выкладывают гекс «сказки о
животных», вокруг шестиугольника выкладывают гексы с надписью названия сказок,
а рядом с этими гексами героев сказок. После того как гексы составлены,
учащиеся защищают свою работу.

5.2. Защита
своей работы.
Каждая группа по очереди
защищает свою работу. Приводит свои примеры. Отвечает на вопросы. Другие группы
в это время оценивают выступление.

6.Рефлексия учебной деятельности

 Урок подходит к
концу. Достигли ли мы поставленных в начале урока целей? (Знаем определение,
знаем виды сказок и их отличительные признаки)

— Что нового для себя вы
открыли на уроке?

 Обязательно
обращайте внимание на особый склад русской сказки, её сказочный язык.
Постарайтесь понять, когда сказочник шутит, а когда он серьёзен, кому он
сочувствует, а кого осуждает. Помните, недаром есть русская народная поговорка про
сказки: «Сказка — ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок».

7.Выставление
оценок за урок.

8. Домашнее
задание.

Прочитайте сказку
«Царевна-лягушка»

С
давних пор сложилась традиция разделения
сказок на три большие группы: сказки о
животных, волшебные и социально-бытовые.
Но мы понимаем, что нельзя провести
четкую границу, отделить одну от другой.
Например, популярные сказки о животных
зачастую содержат волшебные элементы,
и наоборот.

Сказки
о животных – самая древняя их разновидность.
Герои сказок – волк, заяц, кот, медведь
и многие другие животные («Петушок –
золотой гребешок», «Звери в яме»). Обычно
всё повествование сосредоточено вокруг
того зверя, который отличается особой
хитростью и сообразительностью, символом
которых стала Лиса, более известная как
Лиса-Патрикеевна, Лисичка-сестричка.
Например, часто встречаются сюжеты, в
которых она обманывает волка или других
животных («Лиса и волк», «Лиса и заяц»).

Также
всем известна народная сказка «Колобок».
Старик со старухой испекли Колобок,
который ожил и убежал из дома. Вся сказка
строится на повторении однородных
эпизодов: Колобок встречается с разными
героями, которые намереваются его
съесть. Всем он поет свою песенку, от
всех ему удается убежать. От всех, кроме
Лисы, как известно. Сказки о животных в
яркой иносказательной форме отражают
человеческий мир.

Волшебные
сказки для детей полностью построены
на вымысле, и заключают в себе особый
мир со своими законами. Они имеют сложную
структуру, определенные композиционные
схемы, круг сюжетов и мотивов.

Важной
составляющей частью волшебной сказки
является наличие какого-либо запрета,
и поэтому поворотным моментом сюжета
служит мотив его нарушения. Именно в
этой ситуации обычно появляются
противники, антагонисты главных героев,
которые чинят препятствия, реализуют
карающую функцию сказки. Это всем
известные Баба-яга, Кощей, Змей Горыныч.

В
волшебных сказках мы часто находим
мотив испытания. Всем известна и сказка
«Морозко», в которой добрую девушку
Настеньку злая мачеха отправила замерзать
в зимний холодный лес. Добрый волшебник
Морозко по традиции сначала испытывает
девушку, а потом награждает ее.

Главные
особенности волшебных сказок – это
мотивы превращения, с которыми мы
сталкиваемся в текстах «Сестрица
Аленушка и братец Иванушка»,
«Царевна-Лягушка».

Другая
характерная особенность этого рода
сказок – выполнение сложных задач,
например, борьба героя с Кощеем или
Змеем-Горынычем.

Счастливый
финал волшебных сказок традиционно
указывает на торжество светлого начала,
победу добра и справедливости. Мы видим,
что возможности неограниченны, что эту
победу может одержать как Иван-Царевич,
так и Иван-дурак, что делает доброту,
открытое сердце и смекалку крайне
важными качествами как для героя, так
и для слушателя сказки.

В
социально-бытовых сказках нашли свое
отражение черты народного быта русских
людей с самых древних времен. Здесь мы
находим такие мотивы и темы, как сказка
о трех братьях, в которых всегда есть
противопоставление младшего старшим;
это сказки о правде и кривде, о злой
мачехе и умной доброй падчерице, о
смышленых героях в противопоставление
глупым барином («Каша из топора»). Бытовые
сказки ранее считались низким жанром,
так как они раскрывали социальную
неправду и сатирически высмеивали
негативные черты людей.

Все
эти многочисленные сюжеты и темы сказка
преподносит простым и поэтичным языком.
Чтобы получить награду, герои сказки
должны приложить немало усилий и
проявлять такие положительные человеческие
качества как, например, доброта и
храбрость.

В
любом случае, народные сказки несут в
себе сокровища той великой мудрости,
которая накапливалась целыми поколениями.
Сказки баюкают, погружают в атмосферу
волшебства и чуда. Они учат взрослых
смотреть на мир непосредственным
открытым взглядом, а детям в легкой и
занимательной форме открывают важные
жизненные истины.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

  • Классный человек как пишется
  • Классный час я и природа мои летние впечатления о рассказы зарисовки учащихся 3 класс
  • Классный час сказки пушкина
  • Классный час сказка ложь да в ней намек 3 класс
  • Классный час русские народные сказки