Кластер по сказке царевна лягушка

Урок литературы

Класс: 5

Тема урока: Сказка «Царевна-лягушка». Художественный мир сказки.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Методы работы: беседа, комментированное чтение, иллюстрирование, кластер

Цел урока: знакомство с содержанием сказки; формирование умений выявлять характерные художественные сказочные приёмы

Технологии: здоровьесберегающие, проблемного обучения с элементами исследования, развивающего обучения

Межпредметные связи:  живопись

Планируемые результаты:

предметные

метапредметные

личностные

научиться определять мораль сказки,  использовать при сказе характерные речевые обороты

-коммуникативные УУД: уметь формировать и высказывать свою точку зрения на события и поступки героев;

— регулятивные УУД: умение планировать алгоритм ответа;

— познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию.

формирование ценностного отношения к происходящим событиям

Ход урока

Сказка – ложь, да в ней намёк –

 добрым молодцам урок.

А.С.Пушкин

I. Самоопределение к деятельности. Организационный момент

II. Актуализация знаний.  Проверка домашнего задания

– Что такое сказка?

— Какие жанры сказок вы знаете? Назовите известные вам сказки.
(
Сказка — занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях. Волшебные, бытовые, о животных.)

III. Постановка учебной задачи

—  Определите жанр сказки «Царевна-лягушка».

IV.  Создание проблемной ситуации

— Прочитаем эпиграф к уроку («Сказка – ложь…»).

— Определим, чему нас учит сказка «Царевна-лягушка»?

V.  «Открытие» учащимися новых знаний. Чтение сказки «Царевна-лягушка»

1). Беседа

— Как надо пересказывать или читать сказку?

(С особой выразительностью, напевностью, таинственностью.)


  2). Чтение сказки «Царевна-лягушка» в пересказе М. А. Булатова 

(Чтение полного текста сказки занимает 18-20 минут. Чтение сказки начинает учитель, затем сказку вслух по очереди читают ученики, стараясь точно воспроизвести сказочные интонации.)
 

VI. Первичное закрепление

— Как вы думаете, к какому жанру относится эта сказка? 

VII. Динамическая пауза. Физкультминутка

VIII. Включение новых знаний в систему знаний. Самостоятельная работа

— Найдите в прочитанном тексте «приметы» волшебной сказки. Запишите.

IX. Работа с репродукциями

Учитель. Обратимся к репродукции картины В. Васнецова (создаёт обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ) и  к иллюстрации И. Билибина (конкретно изображает эпизод пира: в центре — Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, пораженные происходящим).

 — Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

 — Рассмотрите иллюстрации. Таким ли вы представляете себе Ивана-царевича?

X. Составляем кластер (работа в парах).

— Отразите в кластере черты, подтверждающие, что Иван-царевич достоин Василисы Премудрой.

(Смелый, добрый, справедливый, терпеливый…)

XI. Рефлексия деятельности. Самооценка результатов. Итог урока (выставление оценок)

— Какую задачу ставили на уроке?

— Удалось ли решить поставленную задачу? (доказали, что сказка волшебная)

— Интересно ли было слушать эту сказку? Ваше впечатление от прочитанного.

— Как вы думаете, как эта сказка должна закончиться?

(Добро победит зло)

— Хотелось бы вам узнать, что будет дальше?

XII. Домашнее задание

— Перечитайте сказку.

-Найдите ещё «приметы» волшебной сказки и продолжите начатую в классе работу.

 — Подготовить ответы на 2-3-й вопросы (с. 26).

— Индивидуальное задание – иллюстрирование сказки  (по желанию).

«Царевна-лягушка» главные герои

«Царевна-лягушка» главные герои

Классическая русская народная сказка — самый увлекательный жанр литературы для детей и взрослых. Колдовство, загадки, волшебные превращения, чудеса и приключения — всё это присуще русской сказке. Главные герои “Царевны-лягушки” воплощают в себе лучшие человеческие качества, они учат мудрости и доброте. Такие произведения воспитывают эстетический вкус, любовь к родному языку, учат верить в чудеса, мечтать. “Царевна-лягушка” — это волшебная сказка, так как в ней присутствуют мифические элементы, перевоплощения. Такие сказки — плодотворная почва для развития детского творчества, художественных и литературных способностей.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 36 лет.

Характеристика героев “Царевна-лягушка”

Главные герои

Приказал сыновьям выпустить стрелы в разные стороны, чтобы найти своих будущих жён. Даёт задания своим невесткам, чтобы узнать, кто из них лучшая мастерица, хозяйка, умелица.

Старший сын

Его стрела упала на боярский двор, оттуда он привёз себе невесту.

Средний сын

Его стрела попала на купеческий двор, дочь купца стала его супругой.

Младший сын

Главный герой, смелый юноша.

Иван нашёл свою судьбу на болоте, оттуда он привёз себе лягушку. Это его расстроило, но пришлось выполнять отцовскую волю. Смелый, ловкий, добрый молодой человек. Благодаря тому что он пожалел животных (щуку, зайца, медведя), они помогли ему раздобыть яйцо с Кощеевой смертью.

Дочь купца, дочь боярина

Неумелые невестки царя.

Обе невестки оказались неумелыми хозяйками, завистливыми родственницами — ни хлеба испечь, ни рубаху пошить, ни танцевать не научены. Они карикатурно пытаются повторить чудеса, сделанные Василисой, из-за чего Царь прогоняет их с пира.

Царевна-лягушка (Василиса Премудрая)

Заколдованная красавица Василиса, возлюбленная Ивана.

Мудрая жена, умелая хозяйка. Ночью снимает шкуру лягушки и выполняет задания царя. Удивляет и радует свёкра, он хвалит её, чему очень завидуют остальные родственники. На пиру Иван-царевич впервые видит свою жену в человеческом облике, прибегает домой и бросает шкуру лягушки в печь. Оставалось всего три дня до конца заклятья… Из-за этого Василиса Прекрасная превратилась в кукушку и улетела от любимого к Кощею.

Второстепенные персонажи

Баба-Яга

Старая злая колдунья.

В поисках своей возлюбленной Иван заходит в избушку Бабы-Яги. Она чудовищно безобразна, зла и хитра, но давняя вражда Яги с Кощеем делает Ивана её союзником. Рассказывает царевичу, где искать жену и как убить Кощея.

Кощей Бессмертный

Главный отрицательный герой, укравший Василису.

Его смерть была на конце иголки, которая находилась в яйце. Добыть “погибель” оказалось очень сложно, ведь он много столетий прятал её. Иван-царевич добыл заветную иглу и вернул себе любимую.

В школьной программе сказку “Царевна-лягушка” изучают в 5 классе. Характеристика героев и анализ художественного текста будет необходим для читательского дневника и подготовки к уроку. В сказке “Царевна-лягушка” герои традиционны и привычны, однако по-своему самобытны и колоритны. Особенно интересны эпизоды, когда завистливые невестки пытаются удивить царя своими “умениями”, соревнуясь в выпечке хлеба, шитье, танцах.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Царевна-лягушка

Вряд ли найти, среди русских народных сказок более известной, чем «Царевна -лягушка». Точно определить время её рождения не представляется возможным, так же, как и назвать точно её автора.

Автор — народ, не зря она и называется народной. Как и все народные сказки, она имеет свой смысл, цель и предназначение: учить добру, верить в неизбежное торжество добра над злом. Неоценима её воспитательная роль, «сказка ложь, да в ней намёк-добрым молодцам урок».

Содержание:

  • Структура произведения
  • Анализ сказки
  • Главные герои:
  • Иван-Царевич
  • Василиса Прекрасная
  • Кащей Бессмертный
  • Цитаты сказки
  • Заключение

Структура произведения

Композиция сказки «Царевна-лягушка» построена по традициям русских народных волшебных сказок. Здесь есть сказочная завязка, развитие, в котором усиливается напряжение, присказки и троекратные повторы и, наконец, счастливая концовка. Особое место занимает здесь само временно-пространственное измерение мира волшебной сказки.

Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание для читательского дневника

Анализ сказки

Сюжет

Сюжет сказки довольно сложен, множество героев наполняют её, от простых людей до сказочных животных и других волшебных персонажей. Завязка сюжета начинается с того, что царь-отец отправляет своих трёх сыновей за невестами. Для этого используется довольно оригинальный способ -лук и стрела. Куда попадёт стрела, там и ищи свою невесту. Таково напутствие отца. В результате каждый из сыновей получает себе невесту, за исключением младшего Ивана, стрела которого угодила в болото с соответствующим выбором болотного существа — лягушки. Правда, не простой, а говорящей человеческим голосом. Иван, как сказали бы сегодня, будучи человеком чести, взял лягушку по её же просьбе в качестве невесты. Нельзя сказать, чтобы он был в восторге от подобного выбора, но такова была воля отца.

В ходе повествования царь устраивает своим невесткам три испытания, два из которых старшие снохи с успехом провалили, а жена Ивана-царевича, оказавшаяся на самом деле заколдованной девушкой Василисой Прекрасной, прекрасно справилась с ними, приведя царя в восхищение. На третьем задании ей пришлось явиться на пир, устроенный в честь невестушек царём, в своём человеческом обличье, окончательно очаровав царя.

Воспользовавшись случаем, молодой муж лягушки отправляется домой, находит лягушачью шкурку и сжигает её в печи. В результате этого необдуманного поступка он лишается своей жены, которая отправляется в царство Кащея Бессмертного. Всё, что остаётся Ивану-царевичу, это отправляться следом за ней, дабы вернуть её. По пути он встречает различных сказочных зверей, готовых ему помочь за сохранённые им жизни и помощь. В числе его сторонников оказывается и сказочная Баба-яга, которую Иван покорил своей благовоспитанностью. Она же и рассказала ему об эффективном способе уничтожения Кащея. В результате длительных приключений и помощи друзей животных, Иван побеждает Кащея и возвращает Василису Прекрасную.

Подробнее: «Царевна-лягушка»: краткое содержание и сюжет сказки

Главные герои сказки

Иван-Царевич

Иван-Царевич

Основными положительными героями сказки являются, конечно, Иван-Царевич и Василиса-Прекрасная. Иван — это воплощение доблести, храбрости и самоотверженности, готовый ради любимой идти на край света и вступить в смертельную схватку даже с таким противником, как Кащей Бессмертный. Вместе с тем, он великодушен, милосерден и бескорыстен. Все эти качества в полной мере проявляются при встрече с теми зверями, которые встречаются ему на пути. Приходит время и те, кому он помог также помогают ему в трудную минуту.

Основная идея проходит красной нитью через всю сказку — будь бескорыстен, помогай другим от чистого сердца и всё это вернётся к тебе ещё большим добром. Будь целеустремлён и неси ответственность за свои поступки, не бойся трудностей и удача будет всегда сопутствовать тебе.

Подробнее: Иван-Царевич: характеристика и образ героя

Василиса-Прекрасная

Василиса-Прекрасная

Василиса-Прекрасная это идеал женщины, умной, любящей, преданной. Помимо главных героев сказка наполнена множеством героев-помощников. Это мамки- няньки, помогающие Василисе, говорящие звери, старичок, подаривший Ивану царевичу путеводный клубок и Баба –Яга, которая помогла ему найти дорогу в царство Кащея.

Подробнее: Василиса-Прекрасная: характеристика и образ героя

Кащей Бессмертный

Кащей Бессмертный

И, наконец, сам Кащей Бессмертный. Воплощение зла! Персонаж насколько зловредный, настолько и любвеобильный, так как в большинстве русских сказок именно он является похитителем красавиц. Поступки его далеки от нравственности, но и получает он по заслугам.

Подробнее: Кащей Бессмертный: характеристика и образ героя

Цитаты сказки

«Бери (в жены), знать, судьба твоя такая»

«Не тужи, Иван-царевич, ложись лучше спать, утро вечера мудренее»

«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, у Кощея Бессмертного…»

Подробнее: «Царевна-лягушка»: цитаты героев сказки

Заключение

Мораль сказки совершенно соответствует христианским заповедям. Никакие неблаговидные поступки не остаются безнаказанными. Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

Каждая сказка несёт в себе нравственные уроки и определённую мораль, позволяющую делать определённые выводы, отличать добро от зла и воспитывать в себе лучшие человеческие качества. В данном случае, сказка учит доброте, терпимости, заботе о ближнем, трудолюбии и любви. Сказка учит тому, что нельзя делать выводы по внешнему виду. В любой непривлекательной лягушке может скрываться Василиса Прекрасная, со своим богатым духовным миром. Относиться к людям следует внимательнее и терпимее, быть скромнее и учтивее. Тогда всё у тебя всё будет получаться ладно и красиво.

Тема: Русская народная сказка «Царевна – лягушка». Главные герои волшебной сказки – Василиса Премудрая и Иван Царевич

Цель: раскрыть душевную красоту героев, их веру в победу добра и справедливости, формировать умение видеть художественные образы эпического жанра, умение работать с иллюстрациями, воспитывать интерес к произведениям устного народного творчества.

Ход урока

1 Орг. момент

2 Проверка Д.З.

3 Тематический контроль по теме «Устное народное творчество»

4 Герои сказки «Царевна – лягушка». Анализ сказки

4.1 Подготовка к восприятию сказки. Слово учителя

-Вряд ли можно найти среди русских народных сказок более известнцю чем, чем «Царевна – лягушка». Точно определить время её рождения не предоставляется возможным, так же, как и назвать точно её автора. Автор – народ, не зря она называется народной. Как и все народные сказки, она имеет свой смысл, цель и предназначение: учить добру, верить в неизбежное торжество добра над злом. Неоценима е воспитательная роль, «Сказка ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок».

4.2 Проверка первичного восприятия

-Назовите время и место действия сказки? (время действия – неопределенно-прошедшее, место действия – 1) реальный мир, где исходит поиск невесты, свадьба, испытание невесты, нарушение запрета; 2) мир фантастический)

-Какие герои сказки вам особенно понравились? Кого из них можно назвать главным? (Василиса Премудрая и Иван-царевич)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4.3. Анализ героев сказки «Царевна – лягушка»

-Что испытал Иван-царевич, увидев лягушку со стрелой? (Разочарование)

-Какие слова подтверждают то, что внешний облик Царевны – лягушки испугал царевича? («Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют»)

Прав ли он был? Почему же тогда лягушку всё-таки взял? (Не знал, кто перед ним, а все же пожалел)

-Что оживало Царевну – лягушку в доме царя – батюшки? (Испытания)

-Прочитайте и сравните, как справлялась с царскими заданиями лягушка-квакушка и жены старших царевичей.

-Почему царь придумывал такие задания женам своих сыновей? (царь проявлял в каждой просьбе разум и мудрый житейский опыт, хотел посмотреть отношение к труду каждой из девушек)

-Какими словами встречает Царевна – лягушка Ивана – царевича? Какие черты характера Царевны-лягушки проявились при этом? Докажите это. (Царевна была внимательная, добрая, заботливая и скромная. Она заботливо спрашивает царевича, сразу видит, что он чем-то опечален. Затем успокаивает его, сама думает, как выполнить приказы царя, но до поры не говорит об этом царевичу)

-Чем же отличается труд Василисы? (она выполняет работу сама, в отличие от жен других братьев)

-Почему царь испытывает своих невесток три раза? (так как в сказках и в христианском мире это число магическое)

-Посмотрите отрывок из мультипликационного фильма 1954 г. Михаила Цехановского «Царевна – лягушка» и вспомните, какие чудеса происходили на пиру? (по мановению её руки остатки пищи превращаются в озера и лебедей, а затем неожиданно исчезают)

— А также давайте рассмотрим иллюстрации И. Билибина «Иван-царевич и лягушка – квакушка» и репродукции картины В. Васнецова «Пир» и сравним работы художников. (Иллюстрация Билибина точно изображает содержан ие сказки, В Васнецов не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы)

-Что произошло дальше с героями сказки? Почему Иван – царевич сжег лягушачью кожу? (расстроенный насмешками братьев, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить облик красавицы — жены. В его поступке выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорчённый её безобразием, тем, что она не ровня ему, Иван все силой души пожелал иметь красавицу – жену)

Найдите в сказке описание трудностей, которые преодолевал Иван-царевич в поисках жены. Что можно сказать о его характере? Подберите определения, характеризующие героя.

-Почему путь Ивана-царевича к Василисе Премудрой был таким трудным и долгим? С кем встретился Иван – царевич в пути? Кто помогал ему в поисках жены? Почему помогли животные? Какими показаны в сказке Баба Яга и Кащей Бессмертный?

5 Обобщение

-Какая основная мысль связана с образом Василисы Премудрой? (Не стоит судить человека по внешнему виду, следует оценивать людей по делам, по внутренним достоинствам)

Какие идеи связаны с образом Ивана – царевича? (никакие поступки не остаются безнаказанными, не поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой, за свое счастье нужно бороться, ничто не достается просто так, справедливости можно добиться только, пройдя через различные испытания)

6 Слово учителя

Василиса Премудрая – образ, созданный народом, он собирательный, в нем сосредоточены лучшие черты русского национального характера.

По словам Горького, Василисе Премудрой свойственны величественная простота, мягкая гордость за себя, недюжинный ум, глубокое сердце любви.

7 Подведение итогов урока

8 Рефлексия

9 Д.З.

Выразительное чтение понравившихся эпизодов.

  • Кластер по русской народной сказке
  • Классовую социальную сторону сказок отметил
  • Классный человек как пишется
  • Классный час я и природа мои летние впечатления о рассказы зарисовки учащихся 3 класс
  • Классный час сказки пушкина