Тема урока: «А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Чему учит сказка?»
Цель: создание условий для овладения алгоритмом составления словесного портрета героя и использования приобретённых знаний и умений в практической деятельности.
Планируемые результаты
Личностные:
- проявляют интерес к чтению литературных сказок,
- проявляют желание составлять словесный портрет сказочного героя.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
- принимают и сохраняют учебную задачу;
- выполняют учебное задание по алгоритму;
- контролируют и оценивают свои действия в соответствии с поставленной задачей;
- в конце урока объясняют удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой.
Коммуникативные УУД:
- учитывают разные мнения и стремятся к сотрудничеству в рамках учебного диалога,
- используют речевые средства для представления результата деятельности.
Познавательные УУД:
- определяют особенности литературной сказки и обосновывают своё мнение,
- описывают героев сказки и их характер, обосновывают свой мнение,
- сравнивают героев и обосновывают своё мнение.
Предметные:
- читают осознанно, выразительно,
- составляют словесный портрет героев,
- составляют план и пересказывают текст по плану.
Средства достижения планируемых результатов:
- технология критического мышления (приём составления кластера)
- технология проблемного диалога (создание проблемной ситуации)
- технология оценивания учебных успехов
- диалоговый метод
- деятельностный метод
- метод моделирования
- средства ИКТ (ПК, экран, проектор, ЭОР)
Ход урока
- Оргмомент.
Литературное чтение – прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк,
Стих это будет, сказка, рассказ –
Вы учите их – они учат вас!
- Речевая разминка.
Синицы
Зайчик едет на такСИ.
Куда едет, сам спроСИ.
Медведь лежит в густой теНИ,
Его за лапу не тяНИ.
В подарок белочке овЦА
Несёт четыре леденЦА.
Хочу спросить я учениц:
Скажите, сколько здесь синиц?
— Прочитайте медленно хором.
— Ответьте на вопрос стихотворения.
— Прочитайте с вопросительной интонацией.
— А теперь скороговоркой.
- Актуализация знаний
— С какой сказкой познакомились на прошлом уроке? Кто автор сказки?
— Чтобы проверить, внимательно ли вы читали сказку, проведём игру.
(Класс делится на две команды, вопросы обсуждают в команде, один ученик отвечает. За правильный ответ даётся «золотая рыбка». Кто больше наберёт, тот и победил.)
— Где жили старик и старуха? (у синего моря в ветхой землянке)
— С чем первый раз пришёл невод? (с тиной)
— С чем второй раз пришёл невод? (с травой морской)
— Какая труба была на новой избе старика и старухи? (кирпичная, белёная)
— Какие ворота были в новой избе? (дубовые, тесовые)
— В чём стояла старуха дворянка на крыльце? (соболья душегрейка, парчовая корона)
— Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (ударила по щеке)
— Что держит стража царицы на плечах? (топорики)
— Что ела за столом старуха-царица? (пряник)
— Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (на конюшню)
— Как встретила старика старуха-царица? (выгнала)
- Анализ «сказочных примет»
-Найдите черты сходства и отличия сказки А.Пушкина с народной сказкой.
(Приём ТРКЧП — составление кластера. Фронтальная работа –– по ходу вопросов и обсуждения составляется кластер).
|
|
5. Работа над содержанием сказки, характеристикой её героев.
1) восстановление сюжетной цепочки сказки:
— Вспомним содержание и восстановим события сказки, в этом нам поможет схема
2) Постановка проблемного вопроса?
— Почему старуха осталась у разбитого корыта? Ведь ей рыбка дала все что могла. А могло ли быть иначе?
— Вот он наш главный вопрос.(?)
3) Характеристика героев сказки и анализ их поступков.
— Начнем с героев сказки. Назовите героев сказки. (старик, старуха и рыбка)
— Что вы узнали о них из сказки, расскажите где они жили, чем занимались…
— Что произошло со стариком, когда он в очередной раз пошел рыбу ловить, что его очень удивило, найдите отрывок в сказке и прочитайте его.
— Как вела себя рыбка?
— Почему старик её отпускает, ведь он такого чуда никогда не видел?
— Почему рыбка стала помогать старику?
— Как обращается старик к рыбке в тексте?
— Что он испытывает когда вновь обращается к рыбке? (стыд, растерянность, уважение, страх, почтение)
4) Характеристика старика и старухи, рыбки ( работа в паре по карточкам)
|
кроткий сварливый добрый мягкий злобный властный смиренный жадный грубый неуживчивый безропотный бескорыстный покорный |
|
— Какой характер был у старика? У старухи? Соедини стрелочкой героя и слово.
— Покажите свои рисунки.
— А рыбка, какая она, дайте ей характеристику.
5) Отношение автора к героям сказки
— Итак, вот они наши герои, а как автор относится к ним?
— рыбку – любит, гордится ею, восхищается;
— старику – сочувствует, жалеет …
— старуху – осуждает, наказывает от имени рыбки
— Давайте разделим героев на положительных и отрицательных и докажем почему мы так поступили. Оцените поступки героев, кто из них был прав, а кто нет.
— У нас остался еще один герой, на которого мы не обратили наше внимание. Как вы догадались, что рыбка сердится на старуху? Всегда ли море в сказке одинаковое?
6.Физкультминутка.
6) Характеристика моря.
— Море всегда разное, то оно синее, то оно помутилось и…. давайте восстановим последовательность каким было море. (работа по карточке в паре)
— помутилось синее море
— синее море
— видит на море чёрная буря
— море слегка разыгралось
— не спокойно синее море
— почернело синее море
— Молодцы, а теперь найдем отрывок из текста соответствующий каждому виду моря.
— Что помогает нам понять – море? (что оно сердится на старуху)
7) Характеристика героя по плану.
— Прочитайте алгоритм.
— Можно ли считать удачно составленным словесный портрет, если в нём описана только внешность героя? Обоснуйте своё мнение. (работа в парах)
— Составьте словесные портреты старика и старухи из «Сказка о рыба%ке и рыбке» А. С. Пушкина, используя алгоритм составления сло%весного портрета литературного героя. (групповая работа)
— Возвращаемся к нашей схеме.
— Чем заканчивается сказка? Так почему же старуха осталась у разбитого корыта? За что же так наказала её рыбка. Хорошо. Как бы старуха высоко не вознеслась, но добро побеждает зло и старуха наказана за свою жадность и алчность.
— А вы бы не хотели поймать золотую рыбку, чего бы вы попросили у рыбки?
— Чему учит нас эта сказка?
7) Работа с пословицами.
— На примере сказки объясним смысл пословиц:
Много захочешь – последнее потеряешь.
Много желать – добра не видать.
Жадность всякому горю начало.
Ненасытному все мало.
— Сказка была написана почти 300 лет назад, но она до сих пор интересна и не просто интересна, она учат нас жить и правильно поступать.
Кому сегодня понравилось на уроке? Кто об этом уроке расскажет родителям, друзьям. И на память о нашем уроке поймайте золотую рубку, пуст она вам напомнит об уроке, а может кому- нибудь поможет.
7. Итог урока.
Мне сегодня понравилось на уроке…..
Мне было трудно …..
Я узнал, что ….
Оцените свою работу на уроке.
8. Д.З. нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку, выучить наизусть
Мастер-класс «Использование приёмов критического
мышления при анализе литературного произведения А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке».
З.С.Кашапова
учитель начальных
классов
МАОУ «СОШ №51»
г.Набережные Челны РТ
Цель: осмыслить
возможности использования технологии развития критического мышления (ТРКМ) в
организации активной и эффективной деятельности в учебном процессе.
Задачи:
-актуализировать и
обобщить имеющиеся у участников знания по данному вопросу,
-представить опыт
использования некоторых приёмов ТРКМ
-обсудить
особенности реализации технологии на разных предметах и мотивировать педагогов
к повышению своей профессиональной компетентности.
Форма работы:
групповая
Методы (приемы)
работы:
осмысление, эвристическая беседа (развивает умение работать с т источником
информации), рефлексия
Практическая
значимость: использование приёмов и стратегий технологии
критического мышления дают возможность эффективно построить учебный процесс,
повысить мотивацию обучающихся, активизировать мыслительную деятельность.
Ожидаемые
результаты: коллеги
будут знать приемы критического мышления;
уметь осуществлять
отбор наиболее приемлемых методов для формирования навыков критического
мышления у учащихся по предмету.
Целевая аудитория: учителя
начальных классов
Материалы и оборудование, подготовка к занятию: столы и стулья расставлены для работы в малых
группах по 3-4 человека. На каждом столе разложены карточки: “Правила
составления синквейна”, карточки со словом: «Успешный человек», ресурс с текстом
рассказа А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке», схема для заполнения «Фишбоун»,
бумага формата А-4.
Инструменты для рисования: карандаши, ручки, фломастеры
ХОД
МАСТЕР-КЛАССА (СЛАЙД 1-3)
-Добрый день,
уважаемые коллеги. Я рада видеть вас на своём мастер-классе. Коллеги, вы
поприветствовали меня, а теперь поприветствуем друг друга. Подайте свои руки
друг другу, как в игре «Летела ворона, читала газету….». с каждым хлопком,
прошу назвать добрые слова. (по 2-5 слов). Приятно, правда, слышать столько
много добрых, хороших слов. Надеюсь, и мы с вами по окончании этого
мастер-класса останемся в позитивном настрое.
-Коллеги, наш
мастер-класс сегодня необычный. Я надеюсь, что великолепные слова, произнесенные
когда-то великим философом Вольтером, станут лейтмотивом нашей сегодняшней
встречи: (СЛАЙД 4)
Человек
создан для действия.
Не действовать и
не существовать для человека — одно и то же.
-Коллеги,
скажите, пожалуйста, что нас с вами объединяет?
—
Совершенно верно, мы — учителя, учителя с Большой буквы — болеющие за своих
детей, за каждый детский взгляд. Почему я выбрала именно изречение Вольтера?
Учитель без души — преступление для человечества, учитель без призвания —
неумелый и неприметный, учитель — бездельник — ничто…
—
Прошу взять со стола карточки, подумать и составить список прилагательных,
которые характеризуют успешного человека. (Коллеги самостоятельно создают
список прилагательных) 1 мин.
-Теперь
обведите 1 слово из списка, которое лучше всего характеризует ваш характер. И
объясните, почему именно это слово так точно описывает ваш характер.
(Зачитываются
работы и даются объяснения) 2 мин.
— Вы
критически отнеслись к выбору того слова, которое характеризует вас? Конечно.
Вот и детей необходимо научить относиться критически к той информации, которую
они получают. Осмысливать её, «переваривать», находить дополнительную
информацию, проверять источники и только потом делать выводы.
-Коллеги,
а что такое критическое мышление? Чем оно отличается от других видов мышления?(СЛАЙД
5)
— Обобщение. Критическое мышление — это умелое
мышление, направленное на поиск смысла в действии (а мы с вами знаем: человек
создан для действия): как рассудить и поступить логично, с учетом как своей
точки зрения, так и других мнений. Порой — это умение отказаться от собственных
предубеждений. Критическое мышление способно выдвинуть новые идеи и увидеть
новые возможности при решении проблем.
—
Определите, на основе какого произведения мы раскроем приемы критического
мышления: золотая рыбка аквариумная, рыбак, тазик, сеть рыбацкая,
цветик-семицветик, кудрявый мальчик. (СЛАЙД 6)
Верно, это
«Сказка о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. Что помогло вам определить
название произведения?
— К какому
жанру оно относится? Что вам помогло верно ответить на вопрос(название)? Что
еще можно узнать из названия (о героях)?
—
Внимательно прочитайте 1 часть. Ваша задача —
составить кластер » Главные герои произведения» (даны листочки на
столах). Почему один из блоков остался пустым? Видимо, одного из героев мы не
смогли увидеть в первой части. Как вы думаете, что нам может помочь?
— Прочитайте следующие части, заполняя для себя схему «Fishbone» «ФИШБОУН». (СЛАЙД 7-8) Главные вопрос, на который нам необходимо ответить
1 группе: Взаимоотношения главных героев в сказке — это голова на схеме. На
верхней «косточке» вы описываете поведение старика и старухи, а на
нижней — ответ рыбки и окружающей природы. Хвост на схеме должен показать, как
относится к героям А.С.Пушкин?; для 2 группы: Какой была старуха. На верхней
«косточке» вы описываете действия старухи, а на нижней — изменение
ее характера. Хвост — какие чувства она вызывает? 3 группа: Какой был старик.
Верхняя косточка: его поступки, нижняя косточка — отношение к старухе, хвост —
какие чувства он вызывает.
Презентация своей схемы, Рассмотрим полученные схемы.
-Что происходило со
старухой, а со стариком? Как реагирует золотая рыбка на происходящее? Меняется
ли тон рыбки в общении с рыбаком? (доказать
чтением) Как рыбка относится к старику? Какие изменения происходят в
природе? Как вы думаете, почему цвет моря меняется? Как относится к героям
автор? Кто является еще одним героем этого произведения? С какой целью
А.С.Пушкин делает море одним из главных героев? (Пушкин осуждает и старика и
старуху в своем произведении).
— Вопрос к 1 группе: дополним наш кластер: кто же является
главными героями сказки?
— Вопрос ко 2 группе: почему «Сказка о рыбаке и рыбке», в
названии сказки нет старухи?
— У автора тоже есть свои предпочтения.
Отношение автора к своим героям выражается через название сказки.
Старуха злая, корыстная, жадная.
Не удостаивается внимания автора даже в
названии.
Вопрос к 3 группе: можно ли старика полностью считать
положительным героем?
— Нет. Старик, хотя прост и добр, но не имеет своего мнения,
твердого характера, выполняет все приказы старухи. Как Пушкин показывает
свое отношение к старику
— Какую ошибку допускает старик?
Не надо было рассказывать о рыбке и покорно выполнять все
поручения старухи.
—
Перед вами на доске Дерево предсказаний. Ваша задача — пофантазировать и
на листочках от каждой группы написать, каким могло бы быть продолжение сказки,
если бы старик не рассказал старухе о своем улове?
—
Вашему вниманию были представлены приемы критического мышления. Назовите их:
кроссенс, кластер, «Fishbone».
—
Многие исследователи считают, что технологии развития критического мышления —
приоритет средней и старшей школы. Сегодня я показала вам, что и в начальной
школе с успехом можно применять данные технологии. Дети с удовольствием
размышляют, предполагают, решают проблемы. А придя в среднюю школы, они без
труда овладевают новыми понятиями и способами действий.
-каждый
вправе сказать о произведении свое мнение. Я хочу предоставить вам еще одно
мнение, быть может, на досуге обсудите и эту версию сказки.(ФИЛЬМ-СЛАЙД 9)
— В
завершении мне хотелось бы, чтобы каждый, у кого в руках окажется эта свечка,
раскрыл свое сердце и рассказал о том, чем особенно запомнился этот
мастер-класс.
— Вечны
слова Галилео Галилея:
Вы не
можете научить человека чему-нибудь;
вы можете
только помочь ему понять это самому.
-Мне
хочется надеяться, что мой мастер- класс затронул сердца многих в этом зале.
Моей целью не было — научить вас чему-то. Все вы — прекрасные педагоги, Учителя
с Большой буквы, у которых я с удовольствием поучилась бы сама. Я лишь
постаралась раскрыть один из принципов моей работы — не просто научить,
передать свои знания, а вооружить ключиком к познавательной деятельности,
заставить детскую мысль и сердце открыться навстречу новым знаниям и поискам
посредством несложных приемов критического мышления.
—
Быть учителем непросто, но три главных кита в нашей жизни никто не отменял:
счастье, любовь, вера. Пусть они всегда живут в ваших сердцах! Спасибо вам
большое за мастер-класс!
Использованная
литература:
1. Заир-Бек, С. И. Развитие критического мышления на
уроке. – М.: Просвещение, 2004.
2. Агапов, И. А. Учимся продуктивно
мыслить. – М.: Про-Пресс, 2001
Интернет
ресурсы:
1.
Искусствовед Михаил Казиник. Истинное сказание сказки «О
рыбаке и рыбке» А.С Пушкин. [Видео
ресурс] / Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=Arco6P3ULQY
«Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина невероятно поучительна и мудра. Стихотворная форма, высокий литературный язык, легкий слог искусно сочетаются с простонародным сюжетом. Еще одна особенность этой сказки заключается в ее морали. Человек всегда должен делать выбор в пользу добра – такова главная мысль этого произведения.
Краткое содержание
Приступая к анализу произведения, необходимо упомянуть о его содержании.
Сюжет сказки начинается с описания жизни старика и старухи. Бедная землянка на берегу моря и разбитое корыто – все, что нажили старики. Старик занимался ловлей рыбы, а старуха пряла пряжу. Однажды старику попалась золотая рыбка, говорящая человеческим голосом. Вопреки предложению рыбки, старик не стал брать с нее откуп и отпустил. Дома его разбранила старуха за то, что он не попросил хотя бы корыто. Старику пришлось возвратиться к морю и выполнить веление старухи.
Получив корыто, старуха на этом не успокоилась. Она пожелала новую избу, затем захотела стать столбовою дворянкой, а после – царицей. Вскоре старуха потребовала статуса морской владычицы с рыбкой в качестве прислуги. Сказка заканчивается печально: разгневанная рыбка отбирает у стариков все, и старуха вновь сидит у землянки с разбитым корытом.
Как выполнять анализ произведения
- Очень важно обращать внимание ребенка не только на сюжет, но и на характер и поступки героев произведения.
- Обязательно нужно делать выводы, сказать о том, что хорошо, а что плохо.
- Анализируя произведение, важно ориентироваться не только на саму суть, но и на отдельно взятые эпизоды.
Характеры героев сказки
Важно упомянуть, какой был старик: добрый, милосердный, покорный, бесхитростный, неприхотливый. Он сразу же отпустил рыбку, не воспользовавшись шансом загадать желание.
Старуха, наоборот, была очень жадная, эгоистичная, злая, не способная сострадать. Ей совсем не жаль старика, она поступает только в угоду своим интересам. Став царицей, она его немедленно выгоняет в штыки – этот факт говорит о том, что она не способна ни к любви, ни к взаимопониманию. Она весьма недальновидна и глупа, поскольку считала, что ее поведение не повлечет никаких негативных последствий.
Выводы: чему учит сказка?
- Важно не быть жадным в своих желаниях, уметь вовремя остановиться. Жажда богатства застилает глаза, делает сердце жестоким. Деньги не являются критерием счастья. Старуха раз за разом становилась злее и злее, несмотря на исполнение всех ее желаний, счастья не было.
- Нужно уметь быть благодарным за то, что имеешь. Это – ключ к обретению гармонии в душе и взаимоотношениях с окружающими. Только тот, кто благодарен, сможет почувствовать счастье и удовлетворение.
- Плохая привычка – любить все даровое. Оно портит характер, приучает к безделью, отбивает желание что-то делать самому. Постоянное получение без отдачи прививает человеку потребность паразитировать на других, использовать их в своих интересах.
- Нельзя отдавать власть самодуру, даже если этот человек – твоя жена. Старик, несмотря на то, что ничего не решал, а только подчинялся, пострадал вместе со своей женой, несмотря на свое благодеяние. Бездеятельное созерцание чужих плохих поступков так же вредно, оно расценивается как соучастие.
- Нельзя бездумно рисковать, испытывать терпение Судьбы. Раз за разом плохие поступки могут проходить безнаказанно, однако однажды жизнь спросит за все сполна.
Вывод
Таким образом, «Сказка о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина имеет весьма глубокое содержание. Это интересное и поучительное произведение учит детей правде жизни.
ГБОУ «Гимназия Назрановского района» с.п. Али-юрт
Методическое объединение учителей начальных классов
Открытый урок
По литературному чтению
по теме:
«Сказка о рыбаке и рыбке»
2 «Б» класс
Учитель начальных классов:
Тумгоева А.Б.
2016-2017 уч.г.
Тема: А.С.Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке».
Цели:
Учить детей подробному анализу сказки через раскрытие особенностей композиции, языка, через характеристику образов.
-
Учить подкреплять цитатами из текста нарисованную иллюстрацию.
-
Обогащать словарный запас учащихся и их речь.
-
Формировать навыки выразительного чтения.
Оборудование:
-
Корыта и ветхой землянки,домик.
-
Рисунок рыбки у каждого ученика, иллюстрации с изображением моря, рисунок золотой рыбки,тексты напечатанных пословиц,
-
Книга «Сказки А.С.Пушкина»,
-
Презентация.
Ход урока
1.Орг.момент
-Здравствуйте ребята.Сегодня на нашем уроке гости давайте их поприветствуем и им будет приятно увидеть, чему вы уже научились и что вы умеете. Сегодня мы будем работать в группе. Помните о правилах работы в группе.Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка делает нас намного добрее.
а) Работа со словариком настроения
Какое у вас сегодня настроение? Давайте поработаем со словариками настроения. Пусть каждый выберет слово, которое в большей степени подходит под его настроение.
б) Развитие дикции: работа со скороговоркой.
ТРИ СОРОКИ ТАРАТОРКИ ТАРАТОРИЛИ НА ГОРКЕ
-Что значит тараторить?
-Кого называют тараторкой?
—Какие звуки помогает научиться правильно произносить эта скороговорка?
-В скольких словах встретились звуки [р], [р,]?
-Прочитайте скороговорку самостоятельно.
-Сейчас вам предстоит работа в группах. Прочитайте её самостоятельно, затем каждый произнесет скороговорку быстро своей группе.
-Договоритесь, кто будет читать первым.
(-Задача группы – выбрать представителя для произнесения скороговорки вслух.)
Молодцы, начинаем работать.
2. Актуализация знаний учащихся
а) Какие люди могут оставить яркий след в истории? (писатели, поэты, художники, изобретатели, композиторы)?
Давайте о них послушаем стихотворение.
Сколько жив на свете человек?(Аушев Адам)
Ровно столько, сколько помнят люди.
Кто-то год, а кто-то целый век.
Кто-то вечно в этом мире будет.
Есть ли смерть для творческих людей?
Нет. Лишь шаг в другое измеренье.
-Как вы понимаете эти слова?
-А каких поэтов вы знаете?
3.Сообщение темы и цели урока.
-Итак, сегодня мы побываем у моря, где жили старик и старуха из сказки А.С.Пушкина.
4. Рассказ о поэте.
Но для начала давайте послушаем краткую биографию о жизни поэта.
(Евлоев Адам)
-А.С.Пушкин родился 6 июня 1799 г.в Москве. Маленький Саша научился рано читать. Бабушка поэта и няня Арина Родионовна были самыми близкими ему людьми. Представьте себе: старый дом, зимний вечер, за окном валит снег, поёт в трубе ветер, жужжит веретено. Няня рассказывает сказку. А поэт гусиным пером торопливо записывает её. Сюжеты этих сказок Пушкин использовал при создании своих сказок.
(Показ книги со сказками А.С.Пушкина)
Проходят годы. Но время не властно над памятью поэта. В Москве на Пушкинской площади стоит бронзовый памятник великому поэту. Этот памятник создан архитектором Опекушиным на средства, собранные народом. Имя Пушкина везде с нами.
Где родился писатель?
Как звали няню поэта?
Какие сказки написал А.С.Пушкин?(Сказка о рыбаке и рыбке, сказка о попе и его работнике Балде, сказка о царе Салтане,сказка о золотом петушке, сказка о мертвой царевне и семи богатырях )
2. Подготовка к разбору сказки.
Вы дома работали со сказкой.
— Что понравилось в сказке? Что не понравилось? (Рассуждения учеников).
— Чтобы проверить, как внимательно вы прочитали сказку, проведём игру.
Сейчас я буду задавать вам вопросы, а вы на отдельных листочках будете записывать ответы на вопросы. Значит я читаю вопрос, вы думаете, записываете и обсуждаете в команде в течении 30 секунд.Потом даете ответ.
Где жили старик и старуха? (У синего моря в ветхой землянке).СЛАЙДЫ
С чем первый раз пришёл невод? (С тиной).
Что сделала старуха в гневе, когда пожелала стать царицей? (Ударила по щеке).
Что ела за столом старуха-царица? (Пряник).
Куда отправила старуха-дворянка старика работать? (На конюшню).
(думают , записывают и обсуждают в команде)
3. Работа со сказкой.
1. Анализ сказочных примет.
— Давайте, ребята, докажем, что это произведение – сказка. А для этого найдём все сказочные приметы в «Сказке о рыбаке и рыбке».
( зачин «Жил старик со своею старухой…», троекратный повтор (три раза старик закидывал невод), сказочный герой – золотая рыбка,
« жили тридцать лет и три года» — магическое число лет, чудеса (рыбка говорит), поучительный характер сказки
2. Характеристика героев – персонажей сказки
— Назовите главных героев сказки.
— Я предлагаю вам соотнести героев с теми качествами характера, которыми они обладают.
( на доске карточки со словами:
старик, доброта, старуха, скромность, послушание, скромность, жестокость, смирение, ворчливость, искренность, бескорыстность, жадность, скупость, вежливость, отзывчивость)
— Почему вы так считаете?
— Кто из героев вам больше нравится? Почему?
— Казалось бы, что автор наделил одного героя только отрицательными чертами, а другого только положительными?
— Но почему же был наказан и старик, ведь он обладал мягким, податливым, добрым характером?
— Являются ли положительными такие качества, как безвольность, безответность?
(Дети приходят к выводу, что безвольность (отсутствие воли) — отрицательная черта.)
— Смиренность, безответность, податливость — положительные черты только в том случае, если они оправданы. Но в сказке Пушкина у старика не хватило смелости противостоять старухе, возразить ей, указать на её неправоту, остановить её жадность. Он «не смел ей перечить», слепо подчинялся, выполняя все её прихоти.
— Случается ли такое в жизни?
— В жизни бывают моменты, когда просто необходимо проявить свой характер, настойчивость, твёрдо сказать — нет. Например, если окружающие или знакомые просят тебя сделать то, что, по твоему мнению, является плохим поступком.
ФИЗМИНУТКА(золотая рыбка)
3. Инсценировка фрагмента.
А сейчас давайте посмотрим фрагмент из сказки и скажем к чему привило корыстность, жадность старухи.
— Как была наказана старуха за свою жадность и неблагодарность?
— Она опять осталась у разбитого корыта, в своей ветхой землянке. Кстати сказать, выражение «остаться у разбитого корыта» до сих пор употребляется в речи. Что оно означает? (Остаться ни с чем, потерять всё, что имел).
4. Работа с пословицами.
— Ребята, для вас золотая рыбка приготовила необычные пословицы.
— Объясните смысл каждой пословицы.
(Много захочешь — Много потеряешь. Жадность всякому горю начало. Ненасытному всё мало).
5. Выразительное чтение отрывков из сказки.
-Кто из вас желает рассказать понравившийся отрывок?
(Анализ ответов детей)
6. Работа с рисунками детей.
-На доске перед вами «Картинная галерея», созданная вашими руками. В ней я поместила ваши рисунки по «Сказке о рыбаке и рыбке».
-Расставьте последовательность рисунков к нашей сказке.
7.Творческая работа. Подбирают слова к образу золотой рыбки .
— А вы бы выпустили рыбку или загадали желание?
-Как вы думаете, любое ли желание может исполнить золотая рыбка?
(у каждого ученика нарисованная рыбка)
— Ребята, у каждого из вас на парте есть золотая рыбка.
Я предлагаю вам на обратной стороне рисунка написать ваше желание.
— Зачитайте, пожалуйста, что бы вы попросили у золотой рыбки. Почему именно это?
— Давайте отпустим ваших рыбок в море, пусть гуляют там себе на просторе.)
( дети прикрепляют рыбок на рисунок моря)
2.Итог. Рефлексия
Сегодня мы с вами говорили о какой сказке?
Чему научила вас эта сказка?(не надо быть жадным, нужно ценить, то что имеем).
Благодарю вас за хорошую работу на уроке.
Давайте поблагодарим наших гостей и скажем им спасибо.
Хорошо вы потрудились,
Вам пора и отдыхать.
Переменку веселитесь
И начнем урок опять
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 2 класс, 2 часть, Климанова, Виноградская, страница 17
УКМ «Перспектива»
Александр Сергеевич Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
1. Каким в сказке показан старик, а какой — старуха? Опиши их. Найди строки, которые подтверждают твой ответ.
Старик добрый, отзывчивый, лишённый корысти: «твоего откупа мне не надо». Он безотказный, во всём подчиняется старухе. Он боязливый, в сказке часто говориться, что он «испугался».
Старуха жадная, любит ругаться: «старика старуха забранила». Она злобная: «по щеке ударила мужа». Она ненасытная, много раз посылала старика к рыбке.
2. Можно ли назвать рыбку благодарной, справедливой, доброй?
Рыбка очень добрая и терпеливая. Из чувства благодарности она исполняла капризы старухи. Но она и справедливая, и когда старуха обнаглела, рыбка наказала её за жадность.
3. Проследи, как постепенно менялось море: слегка разыгралось, помутилось, не спокойно, почернело, на море чёрная буря. Почему так происходило?
Перемены на море отражают настроение золотой рыбки. С каждой новой просьбой старухи, рыбка всё больше гневалась, а море начинало всё сильнее чернеть.
4. Какова основная (главная) мысль сказки? Обсудите с другом, соотнесите её с пословицами.
Главная мысль «Сказки о рыбаке и рыбке»: умей довольствоваться тем, что имеешь.
Много захочешь — последнее потеряешь. Старуха захотела много и опять оказалась у разбитого корыта.
Много желать — добра не видать. Она хотела стать морской владычицей и вернулась в ветхую лачугу.
Жадность всякому горю начало. Жадность старухи не дала ей стать счастливой.
Ненасытному всё мало. Сколько бы не давала рыбка старухе, той всё было мало.
5. Обсудите с друзьями, чему учит сказка? Что больше всего в ней понравилось? Составьте план вашей беседы.
Сказка учит двум основным вещам: уметь быть благодарными и не быть жадными.
Мне больше всего понравилось, что рыбка терпеливо исполняла капризы старухи, потому что чувствовала благодарность к старику.
6. Рассмотрите рисунки. Соотнесите их с текстом. Озаглавь каждый рисунок строчками из сказки. Достаточно ли рисунков, чтобы пересказать текст? Составь план. Расскажи об основных событиях сказки.
Дадим заглавия рисункам по порядку:
- В третий раз закинул он невод.
- Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
- Смилуйся, государыня рыбка!
- Дурачина, ты, простофиля!
- Старуха сидит под окошком.
- Высокий терем. На крыльце стоит старуха.
- В палатах видит свою старуху.
- А перед ней разбитое корыто.
Этих рисунков достаточно, чтобы пересказать текст.
План пересказа «Сказки о рыбаке и рыбке» для 2 класса
- Старики и землянка.
- Спасение рыбки.
- Новое корыто.
- Новая изба
- Столбовая дворянка.
- Вольная царица.
- Последняя просьба.
- Опять землянка.
Рассказ об основных событиях «Сказки о рыбаке и рыбке» для 2 класса.
У синего моря жили старик и старуха.
Однажды старик поймал золотую рыбку и отпустил её.
Старуха поругала старика и отправили его просить у рыбки новое корыто.
Рыбка дала старику новое корыто, но старуха опять стала ругаться. Она потребовала новую избу.
Рыбка дала старикам новую избу, но старуха не унималась. Она захотела стать дворянкой.
Рыбка сделала так, чтобы старуха жила в тереме, но старухе захотелось быть царицей.
Рыбка сделала старуху царицей, но та захотела быть морской владычицей.
На этот раз промолчала рыбка, а когда старик вернулся домой, он увидел ветхую избушку и разбитое корыто.
Пересказ этой сказки можно посмотреть, перейдя по ссылке.