Кластер сказка о царе салтане

1.Организационный этап.

Создание учебной мотивации.

—  Вспомните, с творчеством какого автора мы  познакомились на прошлых уроках литературного чтения? Что вы уже знаете об этом авторе? Кластер на слайде заполняется одновременно с ответами детей. (Слайд 2)

Великий русский писатель, солнце русской   поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.

-Сегодня на уроке литературного чтения мы с вами  продолжим работу по сказке А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане» (Слайд 3)

— Вспомните, какое полное название этой сказки?

Дети слушают, смотрят на портрет писателя, вспоминают известные им факты из биографии поэта. (Мы говорили  о  творчестве А. С. Пушкина  .

Великий русский писатель, солнце русской   поэзии. В прошлом году был юбилей 215 лет. Он написал много произведений для взрослых, сказки для детей.)

Дети вспоминают или находят в учебнике полное название сказки  А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

Познавательные УУД:

 поиск нужной информации,  построение правильного  речевого высказывания.

Личностные УУД:

вступать в сотрудничество с учителем и одноклассниками; выработка учебной мотивации,  постановка учащимися   целей  учебной   деятельности на уроке.

Регулятивные УУД:

 осознавать и удерживать учебную задачу.

Коммуникативные УУД:

 определять и высказывать свою точку зрения.

2.Актуализация  знаний учащихся.

Анализ сказки и  составление сравнительных характеристик  главных героев.

3. Физкультминутка

А.С.Пушкин назвал свое произведение  «Сказка о царе Салтане, о славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»

— Каким представляет в  названии Пушкин князя Гвидона?     Оправдывает ли князь Гвидон это звание?

Докажите своё мнение примерами из текста.  

  1. Рос не по дням, а по часам. Так обыкновенный ребенок не может, только богатырь.

2. Управляет силами природы. Смог подчинить себе волну.

3. Спас от смерти Лебедь, не пожалел единственной стелы.

Составление характеристики князя Гвидона. (Слайд 4)

-Какие ещё черты характера открываются нам  в поступках князя Гвидона?

— А как он относится к своим родителям?

 — Что побуждает князя Гвидона завести столько чудес в своем княжестве? Жадность, хвастовство или что-то другое?

— Перечислите чудеса, которые появились на острове.

— Одинаково ли говорят об одном и том же чуде разные герои сказки? Найдите и прочитайте, как говорит о чудесах  князь Гвидон, царевна Лебедь, купцы, ткачиха с поварихой.

-Какое из чудес вам понравилось больше всего? Прочитайте. Почему оно вам понравилось?

(Слайд 5 — 7)

-Как вы думаете, почему царевна Лебедь помогает князю Гвидону и исполняет все его желания?

— Какой вы представляете себе царевну Лебедь? Докажите примерами из сказки. Составление характеристики царевны Лебедь (Слайд 8)  

-Можно ли назвать царя Салтана грозным? Какие слова больше подойдут к его характеру? (Слайд 9)  

Добрый, мягкий, нерешительный, слабохарактерный.

Вспомните, что стало причиной несчастий князя Гвидона и его матери?

— Как были наказаны завистницы?

Дети слушают вопросы учителя и аргументировано отвечают.

( Славный и могучий богатырь)  

 Дети   ищут в сказке подтверждение своим мыслям, находят и  читают  отрывки из сказки.

(«и растет ребенок там

не по дня, а по часам»

«Ты, волна  моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!» Дети делают выводы о душевных качествах князя  Гвидона. Князь Гвидон очень добрый, он защищает слабых,  не жалеет своей единственной стрелы для спасения  Царевны  Лебеди. Гвидон уважает и очень любит свою мать, просит у нее благословения на княжение и на свадьбу. Ему важно одобрение матери,  ее поддержка).

 Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст.

(Он хочет увидеть своего отца, чудесами заманить в гости к себе на остров.)

Дети слушают вопросы, вспоминают сказку, отвечают на вопросы. (У него на острове появляется белочка, тридцать три богатыря, царевна Лебедь.) Дети находят и  вычитывают подходящие отрывки из сказки, доказывая свое мнение словами автора . Они говорят по-разному.  Князь Гвидон  —  с печалью,  купцы  — с удивлением,  Царевна Лебедь спокойно и  привычно, ткачиха с поварихой – с завистью и злобой.

 Дети высказывают свое мнение, делятся своими мыслями.

В благодарность за спасение своей жизни царевна  Лебедь исполняет все желания князя. (Она его жалеет и сочувствует ему,  пытается во всем помочь).

Дети думают, вспоминают сказку, выбирают слова для характеристики царя Салтана.

(Он нерешительный и очень мягкий по характеру, зависит от других).

Дети слушают вопросы, отвечают с опорой на текст.  (Причиной всех несчастий стала зависть и злоба родных сестер.  Добрый царь Салтан не стал их наказывать,  а просто отпустил) .

Познавательные УУД:  

анализ, сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Коммуникативные УУД:

диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

Личностные УУД:

нравственно-этическая ориентация.

Познавательные УУД:  

анализ, синтез,  сравнение, построение логической цепочки рассуждений, установление причинно-следственных связей, обобщение.

Регулятивные УУД:

  контроль за выполнением и результатом своих учебных действий .

Коммуникативные УУД:

диалог с учителем, высказывание своей точки зрения и выслушивание чужого мнения.

25.11.2015

Сказка о царе Салтане

Медведева Ирина Геннадьевна

учитель начальных классов

Разработка серии уроков по анализу сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Оценить★★


2298

Содержимое разработки

Тема урока: Пушкин А.С. «Сказка о царе Салтане» ( 2 урока)

Цель: показать особенности литературной сказки, понять идею сказки: добро побеждает зло.

Планируемые результаты: предметные: прогнозировать содержание произведения, знать сказки А.С. Пушкина, знать особенности жанра литературной сказки, оценивать поступки героев произведения;метапредметные: формулировать учебные задачи урока, планировать деятельность по изучению темы урока, оценивать свою работу на уроке, анализировать художественный текст; личностные: осмыслять понятия любовь к природе, красота человеческих отношений, уважения к старшим.

Ход урока:

Сообщение темы и цели.

Работа над темой урока. (Предварительное знакомство с текстом на 1 уроке)

Анализ текста:

К какому жанру относится произведение с которым мы познакомились? (Сказка)

Да, конечно, Пушкин сам определил жанр. Он так и пишет «Сказка…»

Какие бывают сказки? (о животных, бытовые, волшебные)

Чем они отличаются друг от друга?

— Как вы думаете, а «Сказка о царе Салтане» — к какому виду сказок относится? В ней есть чудеса?

( Очень много: царевна Лебедь, богатыри, белочка)

— А название как — то подсказывает какая это сказка? («Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди» Князь Гвидон — богатырь, это только в волшебных сказках и былинах бывает, а царевна Лебедь — тоже сказочная царевна из волшебной сказки)

Итак, эта сказка — волшебная, в ней действуют необычные сказочные герои. Обратите внимание, в названии сказки названы не только герои, автор еще что-то о них сообщает. Князь Гвидон — славный и могучий, а царевна Лебедь — прекрасная,

Уже в названии есть картина жизни и оценка автора. Какова задача жанра волшебной сказки? (Раскрыть характеры героев, оценить их.)

Назовите главных героев. (Ученики называют героев, учитель записывает на доске. Начинается работа над системой образов.)

Прочитайте, как начинается сказка. Похоже, начало нашей сказки на начало русской народной сказки?

(Нет) А почему? (Эта сказка авторская, а у каждого автора свой подход.)

Прочитайте первые три столбика. Они представляют собой три картины:

разговор сестер;

появляется царь и предлагает третьей сестре стать его женой;

все пустились во дворец.

Обратите внимание на третью картину. Тут внутри еще несколько картин:

все пустились во дворец;

в тот же вечер обвенчались;

честные гости оставили молодых одних;

в кухне злится повариха;

плачет у станка ткачиха;

стало известно, что у царицы будет ребенок.

Вчитайтесь внимательно в последнюю картину, потому что уже тут «завязываются» будущие события. Подумайте хорошенько, что здесь самое главное? (Сестры завидуют « государевой жене»)

Конечно, а из зависти ничего хорошего получиться не может. Что же происходит дальше?

Читаем со строк: «В те поры война была…» до строк: «В синем небе звезды блещут…»

Что решили сделать сестры? ( Обмануть царя и погубить царицу с ребенком) Кто помогает сестрам?

(Сватья баба – Бабариха.) А кто она такая? Как вы думаете, а ей какая корысть губить царицу?

А как бояре отнеслись к приказу царя? (Потужили о государе, о его молодой жене. Им было жалко царицу. Они не понимали, почему вдруг царь издал такой приказ, но ослушаться не могли. «Так велел –де царь Салтан»

А могли бы они спасти молодую царицу? (Могли бы, но они как бы снимают с себя ответственность, царь велел и все.

Примечание для учителя: параллельно с разбором текста идет работа над таблицей образов, которая к концу урока будет выглядеть примерно так:

Гвидон

Царица-мать

Царевна-Лебедь

Царь Салтан

Сватья баба

Бабариха, Ткачиха, Повариха.

Любит мать, заботится о ней, грустит об отце, хочет его видеть, спасает царевну- Лебедь, любит ее.

Любит сына, переживает за него, любит царя Салтане, грустит о нем, прощает сестер.

Отвечает добром за спасение, любит князя Гвидона.

Любит царицу, грустит о потере, прощает сестер царицы.

Завидуют сестре, вредят ей.

Продолжаем чтение со слов: «В синем небе звезды блещут» до слов «К морю лишь подходит он…»

О чем нам сообщает эта картина? (Как мать с младенцем спаслись .)

Красивая эта картина? В чем ее красота? (Звезды блещут, волны плещут)

Как же так? Такие страшные происходят события: мать с ребенком в бочке, в море, вот-вот погибнут, а выговорите красивая картина. Красота природы как бы подчеркивает переживания героев, автор заставляет и нас переживать вместе с ними. Но природа и помогает героям. Волна выбрасывает бочку на сушу. А есть ли в этом волшебство? (Герой разговаривает с волной как с живой, и волна слушается его.)

Читаем дальше со слов: « К морю лишь подходит он…» до слов «Ветер по морю гуляет…»

На какие части можно разделить этот эпизод?

бой с коршуном;

лебедь обращается к царевичу;

первое чудо – «Чудо – город».

Что же чудного происходит в этом эпизоде? (Сначала вроде нет волшебства: коршун носится над лебедем, пытается его убить. А вот дальше начинаются чудеса: лебедь разговаривает человеческим голосом.) Как построена речь царевны — Лебедь? (Речь торжественная)

Дальше следующее чудо: за ночь появился город.

Чтение следующего эпизода со слов «Ветер по морю гуляет…» до слов «Ветер весело шумит…»

Почему Гвидону захотелось увидеть царя Салтана? (Он скучает по отцу.) Докажите словами из текста.

«Грусть- тоска меня съедает»

Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как царевна- Лебедь превратила Гвидона в комара.

Какими словами передает автор превращение? (Замахала, расплескала. Обрызгала, уменьшился, оборатился, полетел и запищал, догнал, опустился, забился.) Что обозначают все эти слова? (Действия героев, стремительность.)

Прочитаем следующую картину: Гвидон у отца. Читаем со слов: «Ветер весело шумит» до слов «Снова князь у моря ходит…»

Прочитайте, каким описывает нам автор царя Салтана? (С грустной думой на лице…)

Как думаете, о чем грустит царь Салтан?

Почему ткачиха с поварихой, со сватьей бабой Бабарихой не хотят царя пустить чудный остров навестить? (Наверное предчувствуют, что их ждет расплата)

Обратите внимание на слова «А комар — то злится, злится…» Какой звуковой рисунок появляется? (з-з-з)

Прочитайте, как Лебедь превратила Гвидона в муху. Так же происходит, как и в первый раз? ( Нет, здесь нет разговора князя с царевной и само превращение без описания действий.)

Как происходит вторая встреча Гвидона с отцом? Каким Салтан втречает гостей? (С грустной думой на лице) Почему автор повторяет эти строки?) Чтобы подчеркнуть тоску царя.)

Как автор относится к Салтану? (Он ему сочувствует) А как относится к теткам князя? (Они ему не симпатичны, он прямо и говорит, что они «злыми жабами глядят»)

Как тетки и сватья баба Бабариха относятся к чудесам? (Когда им надо отговорить Салтана от поездки на остров, они умаляют значение чуда, зато новое чудо расхваливают и описывают как самое необыкновенное.)

Как это их характеризует? (Как лживых, неприятных, вредных. Они хитрые и лукавые: подмигнув другим лукаво», «усмехнувшись исподтишка») Помогает им их хитрость? (Нет, потому что все, что они придумывают, Лебедь воплощает в жизнь)

Как они расплачиваются за свою вредность? (Гвидон их кусает)

А скажите одинаковые ли слова выбирает Пушкин, когда описывает чудесные события и обычные события, происходящие с тетками Гвидона? (Когда чудеса — то слова особые, торжественные: бурливо, хлынет, разольется, красавица». Про теток — совсем иначе: слова простые, разговорные: окривела, ужо…)

Прочитайте внимательно отрывок, в котором царевна — Лебедь соглашается стать женой князя Гвидона.

Какое настроение у князя Гвидона? (Сначала грустное, потом оно меняется и в конце становится радостным, счастливым.) Докажите словами из текста.

А какое настроение у царевны — Лебедь? (Сначала она жалеет князя, сочувствует ему, потом она раздумывает, сразу не решается: «жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь, да за пояс не заткнешь» И, наконец, решается)

А какой еще герой в этой сцене? (Мать — царица) А у нее какое настроение? (Слезы льет) Значит она огорчается? (Нет, радуется.) Радуется и плачет? Может такое быть? (мать –

царица столько пережила, была на краю гибели, и, наконец, все устроилось, сын стал взрослым, женился, а отец-то так ничего и не знает)

Ребята, прочитайте как заканчивается сказка. Мы с вами проделали большую работу, пытались разобраться в самом главном — в картине жизни, в которой есть разные настроения, разные герои и взаимоотношения между ними, разное отношение к ним автора.

А ткачиха с поварихой

С сватьей бабой Бабарихой

Разбежались по углам;

Их нашли насилу там.

Тут во всем они признались,

Повинились, разрыдались, царь на радости такой

Опустил всех трех домой.

Добро победило зло. Скажите, а в сказке Пушкина такая же концовка как и в русских народных сказках?

( Да, добро побеждает зло). А зло наказано? ( Нет, царь отпустил их домой) А как наказывается зло в русских народных сказках? ( Зло наказывается или уничтожается.)

хорошо вы подметили. Это одна из особенностей сказок Пушкина. Он никогда не заканчивает свои сказки жестокой расправой со злом. А как вы думаете почему? (Зло всегда порождает зло, а добро- добро. Автор не преемлет жестокости).

Как вы думаете, что хотел нам сказать своей сказкой А.С.Пушкин?

Идея сказки: зависть и ненависть до добра не доведут.

Итог урока.

Д
/з: подумайте, а что могло бы получиться, если бы царь Салтан женился не на третьей сестре, а на ткачихе или поварихе?

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/165899-skazka-o-care-saltane

Также вас может заинтересовать

  • Олимпиада по литературному чтению 4 класс
  • Работа на уроке лит.чтения над авторскими зарубежными сказками (Андерсен. Самое невероятное)
  • Рабочая программа по литературному чтению УМК Начальная школа 21 века, 1 класс
  • Интеллектуальная игра по сказкам А.С.Пушкина
  • Урок литературного чтения. 2 класс

Свидетельство участника экспертной комиссии

«Свидетельство участника экспертной комиссии»

Оставляйте комментарии к работам коллег и получите документ
БЕСПЛАТНО!

Слайд 1. Тема: А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане».

Задачи урока:

  • используя литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция» продолжить тренировать навык работы с языковыми особенностями сказки;
  • развивать образное мышление, речь, способствовать обогащению словаря;
  • воспитывать нравственные качества.

Ход урока

1. Организационный момент

Ну, ребята, подтянитесь!
И тихонечко садитесь!
Улыбнитесь! Не ленитесь!
За работу все возьмитесь!

2. Сообщение темы и задач урока

Сегодня мы продолжаем развивать навык работы с языковыми особенностями сказки, заниматься изучением «пушкинского языка» в сказке о царе Салтане.

3. Работа над сказкой

— Прочитайте полное название сказки. («Сказка о царе Салтане…»).

— Назовите жанр этого литературного произведения. (Сказка.)

— Что такое жанр произведения?

Слайд 2. Жанр – это вид литературного произведения.

— Из чего же ясно, что это сказка? (Из заголовка. Автор сам назвал произведение сказкой.)

— Какая это сказка, народная или авторская? (Авторская.)

— Что еще мы узнали из заголовка? (Узнали о героях сказки.)

— Кто иллюстрировал сказку в ваших учебниках? (Иван Яковлевич Билибин.)

Давайте попробуем кратко восстановить последовательность событий сказки, используя иллюстрации:

  • Слайд 3. Торг. (Три девицы ведут торг и прядут пряжу.)
  • Слайд 4. Царь подслушивает под окном и выбирает себе невесту.
  • Слайд 5. Ткачиха с Поварихой хотят невесту царя извести.
  • Слайд 6. Обман царя.
  • Слайд 7. Спасение матери с младенцем.
  • Слайд 8. Спасение лебеди от злого коршуна.
  • Слайд 9. Карабельщики увидели первое чудо на знакомом острове.
  • Слайд 10. Князь Гвидон узнал о втором чуде.
  • Слайд 11. Третье чудо князя Гвидона.
  • Слайд 12. Царевна Лебедь – четвертое чудо.
  • Слайд 13. Встреча с отцом.

— Что мы сейчас услышали в вашем исполнении? (Сюжет сказки.)

— Что такое сюжет?

Слайд 14. Сюжет – это последовательность событий, которые происходят в сказке.

— А теперь попробуйте сформулировать определение термина «композиция» сказки.

Композиция – это построение произведения, зачин, троекратность повторения, волшебство, концовка.

Слайд 15. — Приведите примеры зачина сказки. (Жили-были…, в тридевятом царстве…)

— Есть ли зачин в сказке А.С.Пушкина? (Нет.)

— О чем говорит отсутствие зачина? (Герои и события существуют не где-то далеко, в тридевятом царстве, а здесь, рядом с нами, на Русской земле.)

— Что еще необычного в начале сказки? С чего начинается действие сказки? (Три девицы-сестрицы прядут пряжу и ведут между собой своеобразный торг.)

Слайд 16. Прочитайте об этом.

С торгов начинаются и другие сказки А. С. Пушкина. Назовите эти сказки. Слайд 17. («Сказка о попе и его работнике Балде», Слайд 18. «Сказка о рыбаке и рыбке».)

Прочитайте о чем говорится во второй части сказки. (Об обмане царя.) Прочитайте об этом.

Слайд 19. Прочитайте выразительно, как мать и сын плыли в бочке по морю.

— С какой интонацией нужно читать эти строки? (С интонацией тревоги, волнения. Мы чувствуем, что автор переживает за своих героев.)

— А каково же пришлось героям в этом путешествии? (Царица плачет. А ребенок растет не по дням, а по часам.)

— Как вы понимаете эти слова? (Растет очень быстро.)

— Какую фигуру речи использовал автор в этой фразе? (Гиперболу.)

Гипербола – это преувеличение.

Слайд 20. — Где же оказались мать и сын. (На воле, на острове.)

— О чем подумал сын, выйдя на волю? (О хорошем ужине.)

— Как делал для охоты Гвидон лук? Прочитайте об этом.

-Похожа ли эта сцена больше на сказку или на реальность? (На реальность.)

— Почему вы так решили? (Он делал все как в жизни. Шелковый шнурок взял с креста, который висел на шее. Здесь нет ни скатерти-самобранки, ни яств заморских. Ужин добыть он должен сам.)

— А какая сцена напоминает волшебную сказку? (Сцена спасения царевны-Лебеди от злого коршуна.)

Слайд 21. А теперь прочитаем наизусть отрывок о том, что же поведала царевна-Лебедь князю.

Слайд 22. Найдите и прочитайте отрывок о превращении царевны-Лебеди в прекрасную царевну.

Слайд 23. Физкультминутка.

Беседа по репродукции картины М.А.Врубеля «Царевна-Лебедь».

Слайд 24. Многие художники иллюстрировали сказки А.С.Пушкина. Одна из самых известных картин Врубеля Михаила Александровича «Царевна-Лебедь».

А знаете ли вы, что художник Врубель написал портрет царевны-Лебедь, копируя ее с образа своей жены, то есть царевна из сказки, о которой пишет А.С.Пушкин, очень похожа на жену художника.

Слайд 25. А прототипом царевны-Лебеди из сказки о царе Салтане стала красавица-жена А.С.Пушкина – Наталья Гончарова, которую поэт очень любил.

Прототип — лицо, послужившее автору оригиналом для создания литературного образа.

Итак, продолжаем работу над нашим призведением.

— Почему не сразу призналась царевна-Лебедь, что она и есть прекрасная царевна? (Она хотела, чтобы князь Гвидон сначала все обдумал, чтобы потом не раскаяться.) Прочитайте об этом.

Слайд 26. Прочитайте, как обращалась царевна-Лебедь к князю.

— Какую особенность языка вы отметили в этой фразе? (Обращение.) Прочитайте еще примеы обращения. («Бог вас, дети, наградит…», «Государыня родная…»)

— Как называтся остров Гвидона? (Буян.) Объясните смысл названия острова. (От слов «буйный», «сильный», «непокорный», «шумный». Это не тихое сонное уединение, а край переживаний, страстей.

— Какими вы представили себе корабельщиков? (Это гордые, смелые люди, объехавшие «весь свет».)

— Каким предстает в сценах встречи с коробельщиками царь Салтан? (Гостеприимным, но не веселым, с грустной думой на лице, тоскует по своей семье.)
— А каким предстает в сценах встречи князь Гвидон? (Добрым, гостеприимным, смелым.)

— А какое желание появляется у Гвидона после встречи с коробельщиками? (Он захотел увидеть отца.)

Слайд 27. В кого превратился первый раз князь Гвидон? ( В комара.)

— Почему Повариха рассказала Салтану о чудесной белочке? (Она не хочет отпускать Салтана, чтобы он навестил чудный остров.)

— А чего же боятся сестры? (Что обман раскроется.)

— Как наказал свою тетку Гвидон? (Впился тетке в правый глаз.)

— Осуждает ли автор своего героя? (Нет. Он его понимает и оправдывает.)

Слайд 28. Почему так захотелось Гвидону «чудо-чудное завесть»? На что он надеялся? (Он надеялся, что отец узнает об этом чуде и навестит его.)

— Получил ли князь это чудо? Прочитайте выразительно описание чудесной белочки.

— Что больше всего удивило князя Гвидона? (Белочка умеет петь.)

— Что нового мы узнаем о чудесной белочке из рассказов корабельщиков? Прочитайте.

— Почему они приукрашают чудо, выдумывают? (Тоже хотят, чтобы царь Салтан навестил чудный остров.)

— Как ведет себя Ткачиха. В чем ее реакция на желание Салтана поехать на чудный остров, похожа на реакцию Поварихи? А в чем нет?

— В каком облике отправился во второй раз князь Гвидон к отцу? (Превратился в муху.)

Прочитайте, каким предстал перед ним царь и Ткачиха с Поварихой? (Царь снова грустит а родственники «злыми жабами глядят».)

Слайд 29. А как наказал князь Гвидон другую свою тетку? (Впился тетке в левый глаз.) Прочитайте об этом.

— О каком чуде узнал князь Гвидон в этот раз? Слайд 30. (О 33 богатырях, с ними дядька Черномор.)

— Трудно ли оказалось завести это чудо у себя? (Нет. 33 богатыря оказались родными братьями царевны-Лебедь.)

— Как оказался царь Гвидон у царя в третий раз? (Он превратился в шмеля.)

Слайд 31. Как была наказана сватья баба Бабариха?

— Какая грусть-тоска съедала Гвидона, когда он возвратился с царства славного Салтана в последний раз? Прочитайте об этом.

Слайд 32. Прочитайте слова-характеристики, назовите слова, которые можно отнести к царю Салтану, что – к князю Гвидону.

заботливый сын
добрый
справедливый
милосердный
царь Салтан благородный князь Гвидон
энергичный
простой
вспыльчивый
любящий
сильный
внимательный

Слайд 33.

— Сделайте вывод: что объединяет отца и сына? (Они оба были очень хорошими людьми.)

Сказка близится к развязке.

— Счастливый ли финал этой сказки? Слайд 34.

— Как были наказаны виновницы всех бед в сказке? Прочитайте об этом.

— Кто считает, что Ткачиха с Поварихой уже наказаны? Только ли укусами Гвидона? Почему? (Рядом не будет самых близких людей.)

— Прощает ли их Салтан? Гвидон? Автор?

— А мы, читатели, прощаем их? (Да.)

— Кого из персонажей можно отнести к миру добра?

— Кого – к миру зла?

— Каких героев в сказке больше?

— Какая концовка сказки? (Добро побеждает зло.)

— Чему учит нас сказка? (Учит доброте, терпению, мужеству, умению прощать, любить своих близких, не завидовать, учиться радоваться за других.)

Слайд 35. Давайте посмотрим, чем отличается сказка А.С.Пушкина от волшебных народных сказок.

«Сказка о царе Салтане…»

Волшебные сказки

1. Нет зачина.

1. Начинается с зачина.

2. Троекратный повтор событий.

2. Троекратный повтор событий.

3. Волшебные события, герои.

3. Волшебные события, герои, предметы.

4. Сказочный язык.

4. Сказочный язык.

5. Зло прощено.

5. Зло наказано.

6. Сказочная концовка.

6. Сказочная концовка.

Слайд 36. Игра «Это правда, это неправда».

Отвечая на мои утверждения, вы должны сказать «Это правда», если вы со мной согласны, и «Это неправда», если вы со мной не согласны.

  • Царице и ее сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон. (Это неправда. Указ.)
  • Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (Это правда.)
  • Над лебедью носился в море орел. (Это неправда. Коршун.)
  • Остров, на котором жил Гвидон, назывался Баян. (Это неправда. Буян.)
  • Гвидон сам построил город на острове. (Это неправда. Лебедь сделала ему подарок.)
  • О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от сватьи Бабарихи. (Это неправда. От корабельщиков.)
  • Гвидон трижды летал к царю Салтану. (Это правда.)
  • Лебедь стала женой князя Гвидона. (Это правда.

4. Заключительная часть

Слайд 37. Заканчиваем наш урок замечательными стихами.

Люблю я Пушкина творенья,
И это вовсе не секрет.
Его поэм, стихотворений,
Прекрасней не было и нет!
С мальства его читаем сказки,
В них жар души, природы краски.
Добро цветов, в них злоба чахнет.
В них русский дух, в них Русью пахнет!
За Пушкина Руси спасибо,
От имени всего народа!
Ведь мы стихи его читаем,
Как он писал – без перевода.

5. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок наизусть.

Слайд 38. Спасибо за урок!

  • Кластер сказка о мертвой царевне и семи богатырях
  • Кластер по сказке царевна лягушка
  • Кластер по русской народной сказке
  • Классовую социальную сторону сказок отметил
  • Классный человек как пишется