Клише для лингвистического сочинения 9 класс

Сочинение
на лингвистическую тему

РЕЧЕВЫЕ
КЛИШЕ
Структурные части
сочинения

Варианты речевого
оформления

1. Вступление

— Прочитав
предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного языковеда
(лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора),
который утверждал: «…» (цитата из задания)

— Известный писатель
(лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из
задания)

— На мой взгляд,
лингвист (филолог, учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был
прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)

— Нельзя не
согласиться с мнением известного учёного (имя, фамилия автора), полагавшего,
что «…» (цитата из задания)

— По мнению
российского лингвиста (писателя и т.п.), …

2. Основная часть

Переход к
рассуждению

— Я разделяю точку зрения …

— Я согласен с этим утверждением.

— Поразмышляем над этими словами.

— Попробуем разобраться в смысле этого
высказывания.

— Раскроем смысл
данного утверждения, опираясь на текст … (фамилия, имя автора исходного
текста)

Введение примеров

— Чтобы подтвердить
сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного
текста)

— Проиллюстрировать
это языковое явление можно на примере

предложения … из
текста (фамилия, имя автора исходного текста)

— Справедливость
этого вывода можно доказать на примере предложения …

— Во-первых, автор
пишет … Во-вторых, …

— С одной стороны, …
С другой стороны, …

— Например, в
предложении …

— Так, в предложении

3. Вывод

— Итак, мы доказали,
что…

— В заключение
хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора
исходного текста) доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора
цитаты)

Таким образом, …

Речевые клише

в помощь учащимся

для написания сочинений-рассуждений

части С.1 и С.2 ГИА по русскому языку

Анализ
содержания исходного текста

актуальность
проблемы, поднимаемой автором
В своей статье автор поднимает важную для нашего времени проблему…
Автор статьи затрагивает актуальную проблему…
Одна из проблем, которую поднимает автор, касается…
Текст посвящен одной из животрепещущих проблем нашего времени…
Проблема, поднятая автором, всегда актуальна: это проблема…
Среди проблем предложенного текста наиболее актуальна, на мой взгляд,…
Для человека всегда актуальна проблема…
Автор неравнодушен к проблеме…
Публицист подчеркивает важность…
Автор не просто обозначает проблему…, но и подчеркивает ее актуальность…
Злободневность темы выражается в…
Почему же проблема эта так актуальна в наши дни?..
Уже в начале статьи автор заявляет актуальную проблему…
Проблема эта давно известна, но автор представляет ее в неожиданном ракурсе…
Автор сам формулирует проблему текста…
Мне близка проблема, которую поднимает автор…

Тема и идея (основная мысль) текста
Автор статьи рассуждает на тему…
В статье говориться о…
На первый взгляд, автор берется рассуждать на тему простую, даже банальную,
всем известную…
Любому становится близка тема…, которую развивает автор.
Тема… никого не оставляет равнодушным…
Тема текста мне близка и понятна…
Пожалуй, никогда я так глубоко не думал на тему…
Автор подводит читателя к своей главной мысли, что…
Идея текста действительно выстрадана автором:…
Автор мастерски убеждает нас в том, что…
В этом и заключается главная авторская мысль: …
Весомо и убедительно звучит главная мысль статьи: …
Вывод словно напрашивается сам собой: …
Что же можно считать потаенной мыслью автора, основной мыслью статьи?..
Прав публицист: …
Сложно не согласиться с автором в том, что…
Думается, что главная мысль автора бесспорна…
С главной мыслью автора можно согласиться лишь частично…
С одной стороны, автор высказывает бесспорную мысль о том, что…

Обоснование точки зрения автора

Точку зрения
автора, по моему мнению, можно выразить так…

Позиция автора
заключается в том, что

Автор убедительно
обосновал свою точку зрения…

На мой взгляд,
автор приходит к выводу…
Главное в авторской точке зрения – …
Автор занимает человеколюбивую, гуманистическую позицию…
Призыв автора к…
Эта мысль выражает точку зрения автора: …
Позиция автора сформулирована в предложении…
Точка зрения автора во многом продиктована опытом его жизни…
Думаю, что точку зрения автора разделяют многие, ведь …
Трудно спорить с точкой зрения автора: …
Автор емко, лаконично выражает свою точку зрения…
Публицист дал ясно понять читателю свою точку зрения на проблему…
Автор не скрывает и собственного мнения…
Позиция автора обоснована…
Автор подводит читателя к однозначному выводу: …
Вывод автора очевиден…
Авторская позиция вызывает уважение…
Автор текста не остался равнодушным к… и провозглашает…
Как бы ты ни относился к …, трудно не согласиться с автором, что …
Мудрость автора выражена в его позиции: …

Характеристика композиции исходного текста,
стиля и типа речи

Само построение публицистической статьи помогает автору быть
убедительным…
На мой взгляд, даже композиция предложенного текста играет большую роль…
Построение текста соответствует основному типу речи – рассуждение …
В первой части текста автор утверждает, что…
Автор ненавязчиво подводит нас к мысли, что…
Яркие примеры… не только подтверждают авторскую мысль, но и помогают читателю…
Публицист рассуждает о…
Рассуждения публициста убеждают нас…
Перед нами яркий, напористый публицистический текст…
Неспешное авторское повествование перемежается описанием…
Известный писатель… предстает пред нами как яркий публицист…
Художнику слова удалось создать неповторимую картину…
Элементы описания не только украшают текст, но и позволяют…
Писатель не мог обойтись без живого диалога…
Стилистическая палитра текста оживляется…

Выражение собственной точки зрения
Я полностью согласен с автором…
По моему мнению, автор прав, когда рассуждает о…
Хочется присоединиться к утверждению публициста…
Действительно, трудно не согласиться с автором статьи…
Мое мнение по вопросу… совпадает с авторским…
Трудно спорить с автором, так убежденно и ярко представившим проблему…
Я считаю, что с автором можно согласиться в том, что…
Как не признать правоту автора…
Хотя, на первый взгляд, мысль публициста кажется спорной, подумав над
проблемой, стоит с автором согласиться…
Автор ставит многие сложные вопросы, на которые, пожалуй, нет однозначного
ответа…
Мое отношение к главной мысли текста сложное, неоднозначное…
С одной стороны, следует признать правоту автора…
С другой стороны, не дает полностью согласиться с публицистом тот факт…
Не могу полностью согласиться с автором предложенного текста…

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

 в формате ГИА

Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?

Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».

Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua — язык) — наука, изучающая языки.

Значит, основным содержанием такого сочинения будет именно лингвистический материал.

Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.

Как может быть сформулировано задание С2?

Формулировка задания, связанного с написанием сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, представляет собой высказывание лингвистов, писателей, деятелей культуры о русском языке и его составляющих.

Например:

  1. «В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения». (Успенский Л.В., русский филолог).
  2.  «Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»». (Реформатский А. А., российский лингвист).
  3. «Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». (М.А.Рыбникова).
  4. «Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни». (Чернышевский Н.Г.).
  5. «Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань». (Кожина М.Н.)

Внимательно прочитайте задание. Обратите внимание на то, что в нём сформулированы основные требования к сочинению. При написании сочинения старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Подробнее о 
критериях оценивания задания С2 можно прочитать в другой статье.

Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения С2.

Шаг 1. Знакомимся с высказывание.

Внимательно прочитайте высказывание о языке.  Осмыслите его.

Шаг 2. Определяем основную мысль высказывания.
Выясните, о каких 
свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.

Примерные ответы:

  • о богатстве, выразительности, точности русской речи;
  • о средствах выражения мыслей;
  • о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
  • о взаимосвязи лексики и грамматики;
  • о роли синтаксиса в человеческом общении;
  • о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.

Шаг 3. Оформляем вступление.

Во вступлении необходимо:

  • сформулировать позицию автора высказывания
  • выразить своё отношение к ней.

    Сформулировать 

    позицию автора вам помогут слова и выражения:

  • автор анализирует
  • характеризует
  • рассуждает
  • отмечает
  • доказывает
  • сравнивает
  • сопоставляет
  • противопоставляет
  • называет
  • описывает
  • разбирает
  • подчёркивает
  • ссылается на…
  • останавливается на …
  • раскрывает содержание
  • отмечает важность
  • формулирует
  • касается
  • утверждает
  • считает, что …
  • и т.д.

    Для выражения 

    своего отношения к авторской позиции можно использовать следующие слова:

  • действительно
  • на самом деле
  • не могу не согласиться с автором высказывания
  • я полностью согласен с …
  • вынужден согласиться с …
  • я разделяю точку зрения автора высказывания
  • я поддерживаю мнение автора
  • бесспорно мнение автора о том, что …
  • и т.д.

Помните, что вступление должно состоять примерно из 2-3-х предложений.
Можно применить 
цитированиенапример:
        К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, чего нельзя было бы передать русским словом». Действительно, слова наиболее точно, ясно и образно выражают самые сложные мысли и чувства людей, всё многообразие окружающего мира.

Можно обойтись и без цитированиянапример:

        Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 

или:
       

     Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Я разделяю точку зрения русского писателя.

или:

        В высказывании К. Г. Паустовского моё внимание привлекла мысль о том, что в богатом русском языке можно найти слова для выражения всего многообразия окружающего мира и внутреннего мира человека.

! Высказывание К.В.Паустовского  взято из демоверсии 2013 года.

Шаг 4. Пишем основную часть.

Основную часть можно начать следующими словами:

Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)

Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)

Докажем эту мысль на примерах из текста…

Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста … 

Далее приводим примеры, подтверждающие слова писателя и ваши рассуждения.

Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:

  • Таким образом, общие требования к аргументам таковы:

    примеров 

    должно быть 2;

  • примеры должны быть из указанного текста;
  • приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но иобъяснить его значение и указать роль в тексте.

Например: 

Аргумент 1. Важным источником обогащения речи служит синонимия. Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини(указана роль в тексте).

Аргумент 2. Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — этосуффиксальный. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Онообразовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
При оформлении примеров можно использовать вводные слова «
во-первых«, «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.

Шаг 5. Пишем заключение.

     В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.

Как правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими словами.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
     Таким образом, … 

Итак, …

Следовательно, …

В итоге можно прийти к такому выводу: …

В заключение можно сказать, что …

Мы убеждаемся в том, что …

Обобщая сказанное, …

Из этого следует, что …

и т.д.

Например:

Таким образом, приведённые примеры подтверждают мысль  К.Г.Паустовского о том, что в русском языке можно найти нужные  слова для  выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.

или:

Подводя итог сказанному, хочу отметить, что эпитеты играют важную роль в художественном тексте: они способствуют более полной, точной, яркой и образной передаче оттенков  мыслей, чувств и оценок автора текста.

Итак, ПЛАН сочинения-рассуждения на лингвистическую тему таков:

1. Тезис (формулируем позицию автора и выражаем своё отношение к ней).

2. Аргументация:

    а) аргумент-пример №1;

    б) аргумент-пример №2.

3. Вывод.

Каждую часть начинаем с красной строки. 

То есть в вашем сочинении должно быть минимум 3 абзаца.

А лучше 4, т.к. 2-ую часть можно разбить на 2 абзаца в соответствии с количеством аргументов-примеров.

ЖЕЛАЮ УДАЧИ В НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ!

Примерный алгоритм написания

сочинения-рассуждения 9.1 (на лингвистическую тему)

I.
Вступление

  • Прочитав предложенный текст, я
    убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста (или  филолога, писателя, философа) (имя, фамилия
    автора), который писал: «…» (выпишите цитату из задания).
  • Известный лингвист ( или филолог,
    писатель, философ) (имя, фамилия автора) утверждает (или  пишет, замечает): «…» (выпишите цитату из задания).
  • Прав был лингвист
    (учёный, филолог, писатель, философ) (имя, фамилия автора), утверждавший,
    что «…» (вводится цитата).
  • Трудно (нельзя) не согласиться с
    мнением компетентного человека, известного учёного-лингвиста (филолога,
    писателя, философа), утверждавшего, что «…» (вводится цитата).
  • Я (полностью) согласен с…
  • Не могу не согласиться с…
  • Я разделяю точку зрения…
  • Я поддерживаю мнение…

   Используйте

  • глаголы:
    (Автор) считает, утверждает, пишет, убеждает нас в том, что…;
  • вводные слова:
    по мнению…, по словам…

II. Основная часть

     Переход к
рассуждению.
Связать вступление с основной частью можно с помощью таких речевых
клише
:

  • Попробуем разобраться в смысле этих
    слов…
  • Я согласен с этим высказыванием…
  • Как можно понять это высказывание?
  • Попробуем объяснить данное
    утверждение…
  • Это высказывание я понимаю так: …
  • Что имел в виду писатель (учёный)?
  • О чём же заставляет задуматься автор
    данного высказывания?
  • Как понять смысл этих слов?
  • Мне предстоит поразмышлять над этими
    словами.
  • Задумаемся: что стоит за этими
    словами?
  • Попробуем разобраться в смысле этого
    высказывания.
  • Смысл этих слов (высказывания) я
    понимаю так: … (формулируется понимание смысла фразы из задания: 1-2
    предложения).
  • Высказывание лингвиста (имя,
    фамилия) подтолкнуло меня к следующим размышлениям…
  • Мне кажется, что здесь речь идёт
    о…
  • Я считаю, что…
  • Я понимаю эти строки так: …
  • Я думаю, что…
  • Речь идёт о том, что…

 Введение примеров

  • Попробую доказать справедливость
    своего суждения…
  • Моё рассуждение легко подтвердить
    примерами из текста (имя, фамилия автора).
  • Чтобы подтвердить сказанное,
    обратимся к предложению … текста.
  • Проиллюстрировать это языковое
    явление можно на примере предложения… текста.
  • Пример этого языкового явления можно
    найти в предложении…
  • Справедливость этого вывода можно
    доказать на примере предложения …
  • В подтверждение приведу пример из
    предложения … текста.
  • Рассмотрим предложение …
  • Подтвердить данный аргумент можно
    примером из предложения … текста.
  • Предложение … подтверждает мысль о
    том, что…

   Используйте
для введения примеров вводные слова: во-первых…, во-вторых…

   Во-первых, автор пишет
в предложениях … — … «…» (вставляется цитата, возможно, сокращённая;
далее даётся комментарий (1-2 предложения) к цитате). Во-вторых, предложения
… — … также доказывают, что…

   III. Заключение.

  • Таким образом, предложенное для
    анализа высказывание лингвиста (филолога, писателя, философа) (имя,
    фамилия автора) справедливо.
  • Можно сделать вывод о том, что прав
    лингвист (имя, фамилия автора), утверждавший, что…
  • Следовательно, утверждение
    лингвиста (имя, фамилия автора) верно (справедливо).

   Используйте в заключении вводные слова: таким образом, значит, итак, следовательно, или клише: мы пришли к выводу, подводя итог, делая выводы из вышеизложенных доказательств и т.д.

ТЕМА

ПЛАН

ТОЛКОВАНИЕ

1

«В языке есть… слова. В языке есть… грамматика. Это – те способы, которыми язык пользуется, чтобы строить предложения».
Лев Васильевич Успенский

Лексика языка — свидетельство размышлений людей, а грамматика – средство оформления этих размышлений.
Лексика определяет форму мысли или чувства, то есть отображает и выражает что-либо через свойственные ей значения.

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить мысль о любом предмете

Л. В. Успенский отмечает , что словарный запас и грамматика являются строительным материалом для предложения.

Л.В.Успенский, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Слова называют предмет, его признак или действие, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст

В русском языке есть огромное количество слов, у каждого человека свой словарный запас. Но даже имея большой словарный запас, нельзя построить предложения, текст, если не знаешь правила грамматики

2

«Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
Лев Васильевич Успенский

Лексика языка — свидетельство размышлений людей, а грамматика – средство оформления этих размышлений.
Лексика определяет форму мысли или чувства, то есть отображает и выражает что-либо через свойственные ей значения.

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить мысль о любом предмете

Л. В. Успенский утверждает, что для существования языка необходимо два компонента : словарный состав и грамматика. Только с помощью грамматики слова могут получить полное значение.

3

«Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».
Константин Александрович Федин

1. Вступление

Действительно, чем точнее писатель выбирает слова для раскрытия своего замысла, тем легче читателю понять не только то, о чем говорит автор, но и то, что именно он хочет сказать.

2. лексика тематическая, переносные значение слов, сравнения, эпитеты.

3. Заключение

К.А. Федин утверждает, что точность слова – это не столько стилистический прием, сколько смысловая необходимость. То есть автор выбирает слова в соответствии с задачей текста.

4

«Сходство между наклонением условным и повелительным состоит в том, что оба они… выражают не действительное событие, а идеальное, то есть представляемое существующим только в мысли говорящего».
Александр Афанасьевич Потебня

  1. Вступление

  2. Примеры с толкованием

  3. Вывод.

Смысл высказывания известного лингвиста понимаю так. Если глаголы в изъявительном наклонении обозначают действия, которые реально происходили, происходят или будут происходить, то глаголы в условном и повелительном наклонении обозначают действия, желаемые или возможные при определенных условиях.

5

«Мысль формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки препинания охотно ей повинуются».
Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

1. Вступление

2. Согласимся, что нормы синтаксиса и грамматики, а также правила пунктуации позволяют пишущему полно, чётко и внятно выразить ту или иную мысль.
Например, одно из предложений текста … о …. -восклицательное (предложение …). Значит, произносится оно с особой интонацией, предельно эмоционально. Так автор подчеркивает мысль о том, что ….
Вопросительное по цели высказывания предложение использовано для того, чтобы …

Указать средства выразительности (эпитеты, фразеологизмы).

М.Е. Салтыков – Щедрин утверждает, что легкость выражения мысли помогают обеспечить синтаксис, грамматика и знаки препинания.

6

«Заставляя героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя, автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и манерой речи он характеризует свих героев».
Литературная энциклопедия

  1. Вступление.

  2. Показать, что можно узнать о герое и его чувствах из его реплик

  3. заключение

Вы представляете художественное произведение, где все герои молчат? Конечно, нет. А разговаривают они при помощи диалогов, вставленных в канву художественного текста. Диалог-форма общения героев произведения. Он имеет свои синтаксические особенности.

7

«Нет таких звуков, красок, образов и мыслей, для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Константин Георгиевич Паустовский

Примеры – художественные средства выразительности и их толкование.

Язык – одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей. Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Не могу не согласиться с мнением автора высказывания. 

8

«К оценке достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые единицы?».
Борис Николаевич Головин

1. Вступление Какие языковые единицы я знаю? Это слово, словосочетание, предложение…Именно они, удачно подобранные, позволяют сделать вывод о достоинствах речи. Приведу примеры из текста

2. Примеры.

3. Вывод

Б. Головин… анализирует зависимость успешности речи от выбора языковых единиц для выражения мыслей и чувств.

9

«Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете».
Лев Васильевич Успенский

Лексика языка — свидетельство размышлений людей, а грамматика – средство оформления этих размышлений.

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить мысль о любом предмете

Л.В. Успенский отмечает важность грамматики в возможности выражения любой мысли о любом предмете.

10

«Язык не есть только говор, речь: язык есть образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных».
Иван Александрович Гончаров

  1. Вступление

  2. Примеры, указывающие на чувства, переживания героев и автора.

  3. Заключение

Русский писатель И.А. Гончаров утверждает, что наш язык включает в себя не только звуковое свое проявление, но и полностью личность человека: его ум, характер и воспитание.

11

«Придание образности словам постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов».
А. А. Зеленецкий

  1. Вступление-толкование.

  2. Понятие эпитета. Эпитеты – это красочные определения, выраженные прилагательными в полной форме или наречиями. Какие эпитеты нахожу в этом тексте?

  3. Пример 1 (предложение, слово, что дает для понимания)

  4. Пример 2

  5. Вывод

А.А. Зеленецкий убежден в том, что образность и выразительность языка напрямую связана с употреблением в современной речи эпитетов.

12

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».
Маргарита Николаевна Кожина

1. Вступление.

А) Высказывание М. Н. Кожиной подтолкнуло меня на следующие размышления… Читая художественное произведение, мы реализуем в себе дар творчества, потому что для полноценного восприятия книги необходимо содружество автора и читателя. Без этого самые великие произведения – всего лишь листы бумаги с буквами. Созданный писателем мир оживет для нас только тогда, когда мы сами становимся творцами, почти такими же, как автор произведения. Читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. Одним персонажам мы всей душой сочувствуем, даже любим их, поступки других нас возмущают, скверные черты характера вызывают неприятие. Обратимся к предложенному тексту.

Б) Эту фразу лингвиста М.Н. Кожиной я понимаю так: читая слова и предложения, положенные в основу речевой ткани произведения, мы воссоздаем в своем воображении тот художественный мир, который рожден пером писателя. …. в своем произведении, рассказывая нам историю …., при помощи реплик героев помогает нам, читателям, представить,….

2. Примеры

3. Заключение

М.Н. Кожина утверждает, что при чтении книги увидеть созданные образы и попасть в мир, рожденный писателем, возможно только осознав речевую структуру художественного произведения.

13

«Обладая и лексическим, и грамматическим значением, слово способно объединяться с другими словами, включаться в предложение».
Ираида Ивановна Постникова

1. Вступление.

Лексика языка — свидетельство размышлений людей, а грамматика – средство оформления этих размышлений.
Лексика определяет форму мысли или чувства, то есть отображает и выражает что-либо через свойственные ей значения.

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить мысль о любом предмете

2. Примеры. 1 – значение слова, 2 его грамматическая сочетаемость с другими (форма, синт.роль)

3. Вывод

И.И. Постникова утверждает, что включаться в предложение и взаимодействовать с другими словами лексеме помогает ее смысл и форма в равной степени.

14

«Местоименные слова – слова вторичные, слова-заместители. Золотым фондом для местоимений являются знаменательные слова, без наличия которых существование местоимений «обесценено»».
Александр Александрович Реформатский

1. Вступление.

Термин «местоимение» произошел от латинского « pronomen», что означает «вместо имени», то есть вместо существительного, прилагательного и числительного. Кроме того, есть слова – наречия местоименного происхождения, схожие по функции с местоимениями.

2. примеры 2 местоимения и что они обозначают (из предыдущего контекста)

3. Вывод

А.А. Реформатский отмечает роль слов-заместителей – местоименных слов – и подчеркивает то, что без знаменательных частей речи местоимения утратят свое значение.

15

«Что же в языке позволяет ему выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис».
Александр Александрович Реформатский

1. Вступление

Синтаксис изучает строй связной речи, а значит, именно этот раздел языка помогает решать функцию общения. 

2. примеры : обращения, подлежащее и сказуемое (Особенно если оба выражены существительными в им.п.)

3. Вывод

А. Реформатский отмечает одну из главных функций синтаксиса – это то, что он помогает в осуществлении функции общения.

16

«Пунктуационные знаки имеют своё определённое назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый «характер»».
Светлана Ивановна Львова

1. Вступление.

2. Примеры из памятки о знаках. 2 примера знаков препинания, и что они дают для понимания текста.

3. Вывод.

С.И. Львова, рассуждая о роли пунктуационных знаков, утверждает, что у каждого из них есть определенная функция и «характер».

17

«Автор идёт от мысли к словам, а читатель – от слов к мысли».
Н. Шамфор

1. Вступление

Действительно, и автор, и читатель – это два звена одной цепи. И вы, и я, и каждый из нас – все мы постоянно думаем. А можно ли думать без слов?

2. Примеры. По тому, какие слова человек употребляет в речи, как выстраивает предложения, можно много сказать о нем. Чтобы выразить имитацию устной речи, выразить особое эмоциональное состояние говорящего, в данном случае ….., автор употребляет в ….. предложениях …..

3. Вывод.

Н. Шамфор сравнивает путь читателя и автора в отношении слов и мысли. Автор сначала придумывает сюжет, героев, чувства, пейзаж, а затем подбирает наиболее выразительные речевые средства для их обозначения и выражения. Читатель же, сначала видит и осознает написанное, а затем получает эмоции и образы.

18

«Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление».
Александр Иванович Горшков

1. Вступление

2. Примеры.В русском языке существует множество средств выразительности. Это метафоры, эпитеты, гиперболы … Авторы используют данные художественные приемы, чтобы «… привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление». Приведу примеры из текста.

Примеры художественных средств с толкованием смысла.

3. вывод .

А.И. Горшков отмечает особенное воздействие на эмоции читателя художественных средств, которые были созданы автором произведения. А помогают в этом и смысл, и форма сказанного.

19

«Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса».
Борис Викторович Шергин

1. Вступление

А) Несомненно, «устная фраза, перенесенная на бумагу, всегда подвергается некоторой обработке», ведь устная речь — первичная, а письменная — вторичная, то есть редактированная и усовершенствованная. В письменной речи преобладает книжная лексика, сложные развернутые предложения, причастные и деепричастные обороты. В устной же речи наблюдаются повторы, неполные, простые предложения, разговорные слова и выражения.

Б) Записанные на бумаге слова могут выразить далеко не все, что содержится в живой человеческой речи, что передается интонацией, темпом речи, жестами и мимикой. Однако в распоряжении пишущего и читающего есть не только слова, но и дополнительные средства – знаки препинания, которые, участвуя в обработке устной речи, помогают «перенести» эти жесты и мимику на бумагу. Приведу примеры.

2. Примеры с толкованием

3. Вывод

Б.В. Шергин отмечает особенность оформления письменной речи, ее обязательную обработку в соответствии с нормами синтаксиса.

20

«Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».
Ираида Ивановна Постникова

  1. Вступление-толкование

  2. Понятие словосочетания и его виды (согласование, управление, примыкание)

  3. Примеры с разъяснением (2 шт)

  4. заключение

И.И. Постникова отмечает способность слова связываться с другими словами. А особо яркой иллюстрацией она считает словосочетание.

21

«Языком человек не только выражает что-либо, он им выражает также и самого себя».
Георг фон Габеленц

1. Вступление

Лучший способ узнать человека – послушать, как он говорит, потому что речь отражает его внутреннее состояние, чувства, культуру поведения. Приведу примеры из текста

2. Примеры реплик героев и толкование их значения.

3. Вывод.

Г.Габеленц убежден, что язык человека выражает его собственную индивидуальность, показывает его эмоции и настроение.

22

«Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит».
Дмитрий Сергеевич Лихачёв

1. Вступление

Вьетнамская пословица гласит: «Хорошего человека по началу речи узнают», то есть речь собеседника показывает и его умственное развитие, и черты характера. Приведу примеры

2 Примера с толкованием.

3. Заключение

Д.С. Лихачев убежден в том, что к речь собеседника позволяет составить полную характеристику его личности, начиная с интеллекта, заканчивая характером и воспитанием.

23

«Художественный текст заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».
Е. В. Джанджакова

  1. Вступление Для воздействия на читателя, для привлечения его внимания авторы художественных текстов широко используют изобразительно-выразительные единицы языка, привлекают лексические и синтаксические средства разных стилей, что заставляет читателя «…обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на то, как сказано».

  2. Характеристика художественного стиля речи. Приемы выразительности.

  3. 2 примера с толкованием

  4. Заключение

Е. В. Джанджакова отмечает важность способов выражения мысли, особенно в художественном тексте, целью которого является создать эмоцию у читателя.

24

«Художник мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается специфика языка художественной литературы».
Георгий Яковлевич Солганик

  1. Вступление

Особенность языка художественного произведения заключается в том, что писатель стремится к живости, наглядности, красочности описаний и действий и добивается этого, благодаря богатству и образности русского языка. Приведу примеры из текста 

  1. Характеристика художественного стиля речи. Приемы выразительности.

  2. 2 примера с толкованием

  3. Заключение

Г.Я. Солганик отмечает особенности художественного стиля речи, которые заключаются в употреблении языковых средств выразительности.

25

«Правила синтаксиса определяют логические отношения между словами, а состав лексикона соответствует знаниям народа, свидетельствует о его образе жизни».
Николай Гаврилович Чернышевский

  1. Вступление

Слова, свидетельствующие о знаниях и образе жизни народа, соединяются друг с другом в речи посредством определенных логических отношений, образуя словосочетания и предложения. Приведу примеры из текста

  1. Лексика . значение слова.

  2. Строение предложения, члены предложения, вопросная связь между ними.

  3. 2 примера (значение слова и его синтаксическая роль)

  4. заключение

Н.Г. Чернышевский прослеживает связь лексического запаса языка с синтаксисом на уровне логики и анализа образа жизни народа.

26

«Самое удивительное в том, что писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать, сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах».
Илья Наумович Горелов

  1. Вступление

Обычным, всем известным словом в речи никого не удивишь. А вот когда за дело берется писатель-мастер, оно приобретает «столько оттенков смысла», открывает новые мысли и чувства. Обращаюсь к тексту

  1. Характеристика художественного стиля речи. Приемы выразительности.

  2. 2 примера с толкованием

  3. Заключение

И.Н.Горелов отмечает мастерство писателя в употреблении известных слов в качестве художественного средства.

27

«Я понял, что человек может знать великое множество слов, может совершенно правильно писать их и так же правильно сочетать их в предложении. Всему этому учит нас грамматика».
Михаил Васильевич Исаковский

  1. Вступление

Грамматика изучает правила словопроизводства, части речи, словосочетания и предложения. Она помогает нам связать между собой слова, чтобы выразить мысль о любом предмете

3. 2 примера (слово, его толкование и грамматическая связь с другими словами)

Например, в предложении … слово «…» требует, чтобы прилагательные «…» встало в форму … числа и …рода. Помогает им в этом окончание –…-. Именно оно в этих словах является языковым средством, служащим для выражения грамматического значения и способствующим связи слов в предложении.
Знания грамматики лежат в основе грамотного письма. Так, в предложении … автор использует слово «…..», в котором человек, не знающий правила, мог бы сделать ошибку. Но ,помня, что в ……, мы напишем в этом случае …. (Взять слово с орфограммой и объяснить его)

4. Заключение.

М.В. Исаковский отмечает важность грамматики в оформлении письменной речи.

28

«Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи – единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение… И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу».
Михаил Викторович Панов

  1. Вступление

  2. Примеры: звуки,

Приставки, суффиксы со значением.

3. Вывод.

Как М. В.Панов всю языковую систему сравнивает с многоэтажным зданием, так я представляю ее наподобие матрешки: самая маленькая куколка – звук, затем кукла-морфема, потом слово и так далее. Но каждая из них «занимает свое место», решает свою функцию в речи. 

29

Тест 29
«Русский язык… богат глаголами и существительными, разнообразен формами, выражающими оттенки чувств и мыслей».
Лев Николаевич Толстой

  1. Вступление Глагол и существительное — самые богатые по смыслу и формам части речи в русском языке. Если существительным является каждое второе слово в нашей речи, то без глагола рассказать о каком-либо событии практически невозможно. Приведу примеры из текста

  2. Определение глагола, определение существительного

  3. 2 примера (слово, значение, толкование в контексте)

  4. Заключение

Л.Н. Толстой, говоря о русском языке, отмечает его богатство и обилие глаголов и существительных, которые помогают выражать оттенки чувств и мыслей.

30

«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Георгий Владимирович Степанов

  1. Вступление Данное высказывание состоит из двух частей. Под словом «словарь» лингвист подразумевал лексику, которую используют люди в речи, а под словом «грамматика» — раздел науки о языке, позволяющий создать связное высказывание. В зависимости от содержания речи, ее стиля, можно сказать, в какой социальной среде происходит действие в 

  2. 2 примера (слово, его значение и грамматическая форма)

  3. Заключение

Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем. Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем.

31

«Язык – это то, благодаря чему, с помощью чего мы выражаем себя и вещи».
Поль Рикёр

  1. Вступление Мне кажется, философ имел в виду, что язык позволяет человеку выразить себя, а собеседникам составить мнение о нем. По речи говорящего можно судить о его профессионализме, культуре, интеллигентности, интеллектуальном уровне. Обратимся к тексту

  2. 2 примера слов с эмоциональной окраской и толкование их в тексте.

  3. Заключение

Поль Рикер указывает на способность языка передавать не только увиденную объективную реальность, но и наше отношение по отношению к ней, наши чувства и переживания.

32

«Фразеологизмы – неизменные спутники нашей речи. Мы часто пользуемся ими в повседневной речи, порой даже не замечая, ведь многие из них привычны и знакомы с детства».
Из учебника русского языка

  1. Вступление

Я понимаю так: устойчивыми словосочетаниями, фразеологизмами, мы пользуемся очень часто, порою и не замечая этого. Доказательства нахожу в тексте.

  1. Определение фразеологизма

  2. 2 примера с пояснением значения и комментарием по тексту.

  3. Заключение

Приведенное высказывание содержит мысль о необходимости и привычности фразеологизмов для каждого носителя языка.

33

«Язык – это то, что человек знает. Речь – это то, что человек умеет».
Андрей Александрович Мирошниченко

  1. Вступление В память человека заложена огромная «кладовая». В ней множество полок и ячеек, где хранятся различные средства языка, которыми пользуются люди, как только они начинают говорить, потому что родной язык знает каждый ребенок. А речь – это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми, для разговора с самим собой. Попробую доказать справедливость своего суждения на основе текста 

  2. Определение значения лексики и грамматики

  3. 2 примера с комментариями

  4. Заключение

А.А. Мирошниченко проводит мысль о тому, что гармоничное владение языком состоит и из знания словарного запаса, и из умения правильно грамматически выстроить высказывание.

34

«Некоторые учёные даже предлагают выделить два языка – устный и письменный, настолько большие различия существуют между устной и письменной речью».
Андрей Александрович Мирошниченко

  1. Вступление

  2. Особенности разговорного и книжных стилей (в плане лексики, синтаксиса)

  3. Пример разговорный (разговорные слова, диалектизмы, неполные предложения)

  4. Пример книжный (устаревшие, слова высокой лексики, прич. И дееприч. Обороты)

  5. Заключение

Мирошниченко А.А. отмечает различие между устной и письменной речью, и они, по его мнению, настолько велики, что даже можно выделить 2 языка.

35

«Русский язык… обладает всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».
Владимир Галактионович Короленко

  1. Вступление

  2. Языковые средства выразительности

Несомненно,  русский язык отличается разнообразием синонимов, антонимов, паронимов, слов, используемых в переносном значении, называемых тропами. Все они нужны художнику слова для наглядности, яркости изображения тех или иных предметов, явлений, ощущений и мыслей. Обратимся к тексту

  1. 2 примера с толкованием

  2. Заключение

В.Г. Короленко убежден, что в нашем языке есть все необходимые средства, чтобы наиболее полно выразить свои мысли.

36

«Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».
Нина Сергеевна Валгина

1. Вступление

2. В тексте …нахожу … абзацев, которые выполняют традиционную функцию, демонстрируя, что с красной строки  начинается новый смысловой отрывок, в котором развивается иная мысль.

Показать содержание микротем каждого абзаца.

3. Вывод

В каждом тексте, кроме основной темы, есть микротемы, вокруг которых группируются предложения, составляющие часть темы – абзац.  Абзац — отрезок письменной речи, имеющий композиционное, сюжетно-тематическое, ритмическое значение и связанный со стилем автора.

КИМЫ 2013

1

В.А. Солоухин: «Эпитеты – одежда слов».

2

Л.Ю. Максимов: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

3

А.А. Реформатский: «Местоимения выделяются в особый класс слов-заместителей, которые как «запасные игроки» …выходят на поле, когда вынужденно «освобождают игру» знаменательные слова»

1. Вступление.

Термин «местоимение» произошел от латинского « pronomen», что означает «вместо имени», то есть вместо существительного, прилагательного и числительного. Кроме того, есть слова – наречия местоименного происхождения, схожие по функции с местоимениями.

2. примеры 2 местоимения и что они обозначают (из предыдущего контекста)

3. Вывод

4

Дж. Свифт: «Как человека можно распознать по обществу, в котором он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается».

5

В.Г. Ветвицкий: «Имя существительное – это как бы дирижёр

грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».

6

Л.С. Сухоруков: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»

7

Н.М. Шанский: «На примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек выражает отношения между миром и собственной точкой зрения».

8

Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения между частями».

9

С.И. Ожегов: «Высокая культура речи заключается в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое подходящее для данного случая)».

Культура речи — это умение, во-первых, правильно говорить и писать и, во-вторых, употреблять языковые средства в соответствии с целями и условиями общения.

Аргументы: художественные средства (эпитет, метафора, сравнение), лексические средства (книжная лексика, разговорная лексика, устаревшие слова, термины)

С.И. Ожегов отмечает умение отбирать языковые средства выразительности в зависимости от ситуации как неотъемлемую часть высокой культуры речи.

10

И.Г. Милославский: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на себя особое внимание читающего».

Лексический повтор — это повтор одного и того же слова или словосочетания. Посредством этого в тексте выделяется наиболее значимое слово, которое является ключевым. В поэтических произведениях лексический повтор становится средством создания подтекста.

И.Г. Милославский отмечает лексический повтор как способ привлечение внимания читателя.

11

А.М. Пешковский: «У каждой части речи свои достоинства».

Часть речи — это категория слов языка, которая определяется синтаксическими и морфологическими признаками. В языках мира прежде всего противопоставляются имя (далее делящееся на существительное, прилагательное и т. п.) и глагол. Общепринято также деление частей речи на самостоятельные и служебные.

А.М. Пешковский считает, что каждая часть речи имеет свои уникальные качества, которые позволяют наиболее точно выразить мысль говорящему или пишущему.

12

Н.М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений».

Известно, что в устной или письменной монологической речи, заключающей повествование о событии или рассуждение, с необходимостью должны присутствовать как мотив высказывания, так и общий замысел, создаваемый говорящим. Поэтому оправдано выражение ее в нескольких предложениях. Грамматическая связь их может осуществляться различными способами. Во-первых, это могут быть лексические повторы слов, во-вторых, использование местоимений различных разрядов, в-третьих, союзы, в- четвертых, частицы. Иногда несколько средств используются одновременно.

Н.М. Шанский отмечает характерную особенность монологической речи, а именно то, что одна мысль может потребовать для своего выражения не одно предложение, а несколько. Причем для этого необходимы два вида связи: грамматическая и смысловая.

13

А.А. Аверинцева: «Задача автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения. Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в определённой последовательности».

Рассуждение — это тип речи, при помощи которого доказывается или объясняется какое-либо положение, мысль; говорится о причинах и следствиях событий и явлений, оценках и чувствах.  Рассуждение помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной.

Типичная композиция текстов-рассуждений включает:
1) тезис (мысль, требующую доказательства или опровержения);
2) обоснование (аргументы, доводы, доказательства, примеры);
3) вывод

привести примеры №№ предложений из текста на каждую из частей.

14

Л.А. Новиков: «Слово в речи обладает способностью обобщать и в то же время обозначать индивидуально неповторимое».

Нарицательные имена существительные – это названия однородных предметов и явлений: человек, камыш, дождь.
Собственные существительные – это названия отдельных лиц, единичных предметов.

К собственным именам существительным относятся:

  • имена, отчества, фамилии, прозвища, клички, псевдонимы: Борис, Акунин, Карандаш, Шарик;

  • географические названия: Россия, Дальний Восток, Урал;

  • астрономические названия: Юпитер, Луна, Солнце;

  • названия праздников: День славянской письменности и культуры, День знаний;

  • названия предприятий, организаций, СМИ, художественных произведений и т.д.: радио «Эхо Москвы», Московский государственный университет.

Собственные имена пишутся с большой буквы. Некоторые берутся в кавычки. 

15

И.Г. Милославский: «Отношение пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью «маленьких» слов, слов, которые принято считать служебными, – частиц и союзов».

16

А.А. Реформатский: «Местоимение – удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных повторов речи, экономят время и место в высказывании».

1. Вступление.

Термин «местоимение» произошел от латинского « pronomen», что означает «вместо имени», то есть вместо существительного, прилагательного и числительного. Кроме того, есть слова – наречия местоименного происхождения, схожие по функции с местоимениями.

2. примеры 2 местоимения и что они обозначают (из предыдущего контекста)

3. Вывод

17

Н.С. Валгина: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».

Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин[1]. Правила употребления и название этого знака установились не сразу. Он был описан в «Российской грамматике» А. А. Барсова, где был именован «молчанка», затем «черта», а позднее — «знак мыслеотделительный»

18

Н.С. Валгина, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

1. Вступление.

2. Примеры из памятки о знаках. 2 примера знаков препинания, и что они дают для понимания текста.

3. Вывод

19

Ф.И. Буслаев: «Только в предложении получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки».

20

К.Г. Паустовский: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают

ему рассыпаться»

1. Вступление.

2. Примеры из памятки о знаках. 2 примера знаков препинания, и что они дают для понимания текста.

3. Вывод

Клише к сочинению 9 класса

Объём всего сочинения должен составлять не менее 70 слов, то
2-3 предложения для тезиса будет достаточно (помните, что
вступление должно быть значительно меньше основной части). 

Сочинение состоит из следующих частей:

1. 
Вступление — тезис (мысль, которую нужно
доказать).

2.  Основная часть
–  теоретическая часть +аргументы + примеры

3.  Заключение
— вывод

Абзацное членение текста – это одно из важных условий при
написании сочинения на лингвистическую тему.

Помните: сочинение должно
иметь ориентировочно 4 абзаца (минимум — 3):

 
1 абзацтезис,

  2 абзац
толкование первой части высказывания  + пример, иллюстрирующий лексические
явления,

  3 абзац
толкование второй части высказывания  + пример, иллюстрирующий грамматические
явления, 4 абзац
вывод.  

Варианты вступления:

       Известный
лингвист  … утверждал: «     ……»;

       Я
согласна с высказыванием известного лингвиста … о том, что….;

       «С………»,
— писал ученый Г…. Известный лингвист прав, потому что… Докажем это.;

       «С….»,
— писал ученый Г… Высказывание языковеда, безусловно, справедливо, потому что
… Попробуем доказать это на конкретных примерах.;

       Я
(полностью) согласен с …

       Не
могу не согласиться с …

       Автор
убеждён, что… , и подобная уверенность небезосновательна.

       Бесспорно
мнение автора о том, что…

       докажем

       покажем

       продемонстрируем

       подтвердим

       проиллюстрируем

       Я
думаю, …

       Я
считаю, …

       По
моему мнению, …

       На
мой взгляд, …

       Мне
кажется, …

       Безусловно,

       Разумеется,

       Конечно,

Основная часть  сочинения 

должна быть по объёму больше,
чем вступление и заключение. В основной части вы должны: 1)объяснить, как вы понимаете слова
лингвиста,

2)привести минимум по одному
примеру
, иллюстрирующему лексические и грамматические явления языка.

Требованиях к примерам:

        
примеров должно быть не менее 2;

        
примеры должны быть из указанного текста;

        
примеры должны иллюстрировать два разных явления языка:  

        
каждый пример должен соответствовать указанному явлению;

речевые клише для примеров:

        
Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к … предложению
текста.

        
Проиллюстрировать названное ….. явление  можно на примере
…. предложения текста Пример …. явления можно найти
в предложении № … .

        
Справедливость этого вывода можно доказать на примере … предложения,
в котором автор использует такое ….. явление, как … .

        
В подтверждение собственных выводов приведу пример,
демонстрирующий….явление, из … предложения прочитанного мною текста.

        
Рассмотрим … предложение. В нем использовано такое
… явление, как … . Это  подтверждает наш вывод о том, что … .  

Заключение  (вывод)

Заключение так же, как и вступление, не должно превышать
по объёму основную часть сочинения.

Заключение должно представлять собой вывод из всего
сказанного выше.

Как
правило, в заключении говорится о том же, о чём во вступлении, но другими
словами.

В начале заключения можно
использовать следующие вводные слова

      Итак,
… 

      Следовательно,

      Значит,

      Таким
образом, …

     
Обобщая вышеизложенные доводы, мы пришли к выводу о том, что …
и 

1. ЛЕКСИЧЕСКИЕ ЯВЛЕНИЯ

2. ГРАММАТИЧЕСКИЕ
ЯВЛЕНИЯ

Морфемы

1.                 
корень

2.                 
приставка

3.                 
суффикс

Универсальные лексические категории

1.                 
омонимы

2.                 
синонимы

3.                 
антонимы

4.                 
паронимы

Лексика активного и пассивного запаса  

1.                
общеупотребительная лексика

2.                
диалектизмы

3.                
профессионализмы

4.                
жаргонизмы

5.                
арго

6.                
эмоционально окрашенные слова

7.                
архаизмы

8.                
историзмы

9.                
неологизмы

10.            
заимствованные слова

11.            
старославянизмы

12.            
традиционно-поэтические слова

13.            
народно-поэтические слова

14.            
разговорная лексика

15.            
просторечные слова

16.            
книжная лексика

17.            
термины

18.            
фразеологизмы

19.            
крылатые слова

20.            
эмоционально-экспрессивная лексика

Тропы

1.                 
метафора

2.                 
метонимия

3.                 
ирония

4.                 
гипербола

5.                 
олицетворение

6.                 
синекдоха

7.                 
литота

8.                 
эпитет

9.                 
антономасия

10.             
аллегория

11.             
перифраза

ГАММАТИКА = МОРФОЛОГИЯ +

СИНТАКСИС

Синтаксис
— раздел грамматики, изучающий правила построения предложений и
словосочетаний. Синтаксические понятия:

             
способы связи слов в словосочетании (согласование. управление,
примыкание)

             
повествовательные, побудительные, вопросительные предложения

             
восклицательные и невосклицательные предложения

             
простые предложения

             
двусоставные

и односоставные предложения

             
типы односоставных предложений (определённо-личные,
неопределённоличные, безличные, назывные)

             
неполные предложения

             
распространённые и нераспространённые предложения

             
обращения

             
однородные члены

             
обособленные члены

(обстоятельства,
определения, приложения, дополнения)

             
уточняющие и поясняющие члены

             
вставные конструкции

             
вводные слова и предложения

             
прямая речь

             
косвенная речь

             
диалог

             
сложносочинённые предложения

             
сложноподчинённые предложения

             
бессоюзные предложения

  Синтаксические
средства

художественной изобразительности          риторические
восклицания

             
риторический вопрос

             
риторическое обращение

             
параллелизм

             
анафра

             
эпифора

             
инверсия

Подготовка в ОГЭ-2020 по русскому языку немыслима без подготовки к написанию сочинения-рассуждения. Одним из вариантов заданий 9 является задание 9.1 «Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему», которое предполагает раскрытие смысла высказывания о языке с привлечением двух примеров-аргументов из прочитанного текста.

Масленникова Ольга Викторовна предлагает алгоритм выполнения задания 9.1, напоминает композиционные особенности сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, дает речевые клише и образец получившегося сочинения.

На сайте ФИПИ в открытом банке заданий (далее – ОБЗ) размещены примеры заданий ОГЭ. Новые задания к текстам промаркированы годом 2020. К заданию 9.1  даны формулировки 80  высказываний о русском языке, которые можно разбить на темы: «Речь, язык», «Лексика, фразеология»,»Пунктуация. Знаки препинания», «Морфология», «Грамматика», «Синтаксис», «Средства художественной выразительности»,  «Стилистика», «Морфемика».

Особую значимость данного материала представляет анализ вышеназванных 80 высказываний известных лингвистов, приведенных в ОБЗ ФИПИ.

Алгоритм  выполнения задания 9.1.

  1. Внимательно прочитайте цитату, вдумайтесь в её смысл. Определите, о каких языковых явлениях идёт речь.
  2. Перечитайте текст, найдите в нём предложения с языковыми средствами, упомянутыми/подразумеваемыми в цитате, подчеркните эти предложения (или их номера): чтобы не потерять, увидеть, с ними работать.
  3. В 1-м абзаце – вступлении – изложите своё понимание цитаты. Не просто переписывайте!
  4. Во 2-м абзаце приведите первый пример языкового средства (процитируйте или укажите номер предложения) и опишите его роль в тексте

Композиция сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (9.1).

  1. Тезис (формулировка цитаты) и рассуждение на его основе
  2. Аргументация:
  • первый пример языкового явления и его роль в тексте.
  • второй пример языкового явления и его роль в тексте.
  1. Вывод (заключение)

Так как тексты различных жанров предполагают использование стандартных речевых формул, которые обеспечивают наиболее лёгкий, экономичный и точный путь передачи информации, значительно облегчит написание сочинения клише (типовая конструкция).

         Внимание! Не забывайте соблюдать деление текста на смысловые части (абзацы), пишите его связно и логично.

Композиционные части сочинения-рассуждения

1. Тезис и рассуждение на его основе.  

Цель: сформулировать тезис и составить рассуждение на его основе.

Речевые клише

Тезис

Известный лингвист (или филолог, писатель и пр.) … утверждает (или пишет, замечает): «…».

Рассуждение на его основе

Я понимаю высказывание известного лингвиста … следующим образом: …

Прочитав предложенный текст, я убедился (-ась) в справедливости слов известного лингвиста…, который писал: «…». По-моему, в этом высказывании речь идет о…

Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

Образец сочинения-рассуждения 9.1.

Тезис

Известный лингвист А.И. Тихонов утверждает: «Каждая часть слова что-то выражает, несёт какой-то смысл, для чего- то служит. Общий смысл слова всегда складывается из значений всех его составных элементов».

Рассуждение на его основе.

Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов ученого. А.И. Тихонов замечает, что в каждой морфеме как значимой части слова содержится определенный смысл, который она вносит в слово. Если соединить значения всех элементов слова, то мы получим общий смысл слова. Я полностью согласен с автором и попробую доказать справедливость высказывания на примерах, взятых из текста.

2. Аргументация.

Цель: привести два примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте:

— вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании,

— найдите примеры данного явления в тексте,

— выпишите их или укажите номер предложения,

— укажите роль этого языкового явления в тексте/предложении/словосочетании/слове,

— каждый аргумент выделяйте в отдельный абзац.

Аргумент 1

  • Мое рассуждение легко можно подтвердить примерами из текста…
  • Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.
  • Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере предложения… текста.
  • Пример этого языкового явления можно найти в предложении ….
  • Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения…
  • Рассмотрим предложение…
  • Предложение…подтверждает мысль о том, что ….

Пример аргумента 1

Рассмотрим предложение 20. Например, в слове принесла (в корне -нес-) содержится основное лексическое значение слова, приставка при- имеет значение приближения, суффикс прошедшего времени -л- показывает, что перед нами глагол, обозначающий действие, которое уже совершилось, окончание -а указывает на форму единственного числа женского рода.

Аргумент 2

  • Также убедительным аргументом может стать…
  • В качестве второго аргумента я хотел бы привести пример из предложения…
  • Еще одним примером этого языкового явления может стать предложение…

Пример аргумента 2

Также убедительным аргументом может стать слово «сторожевой» из предложения 4, которое состоит из трех морфем: корня, суффикса и окончания. Значение корня — сторож- указывает на обязанности, назначение собаки, суффикс -ев-, с помощью которого прилагательное образовано от существительного «сторож», помогает понять значение данной части речи («предназначенный для охраны чего-либо»), окончание -ой указывает на то, что перед нами прилагательное в форме родительного падежа, единственного числа, мужского рода.

3. Вывод (заключение)

Пишем заключение:

Подведите итог своему рассуждению.

Подчеркните, что вы доказали верность тезиса и правоту ученого.

— Таким образом, предложенное для анализа высказывание известного лингвиста (писателя, филолога) … справедливо.

— Можно сделать вывод о том, что прав был известный лингвист …, утверждавший, что …

— Следовательно, можно сделать вывод: утверждение известного лингвиста… верно (справедливо, бесспорно).

Пример вывода

Итак, мы смогли доказать, что общий смысл слова составляется из смыслов каждой его части. Таким образом, предложенное для анализа    высказывание лингвиста А.Н. Тихонова справедливо.

Обращаем внимание на то, что примеры сочинений заимствованы из различных источников.

Список литературы

  1. Открытый банк заданий по русскому языку ФИПИ. [Электронный ресурс] URL: http://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?proj=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416 (дата обращения 24.03.2020 г.).
  2. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999. [Электронный ресурс] URL: http://feb-web.ru/feb/mas/ (дата обращения 24.03.2020 г.).
  3. 4 ЕГЭ. [Электронный ресурс] URL: https://4ege.ru/ (дата обращения 24.03.2020 г.).

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 
НА ЛИНГВИСТИЧЕСКУЮ ТЕМУ (ОГЭ, задание 9.1)

Одна из основных целей изучения русского языка – формирование знаний об устройстве системы языка и закономерностях ее функционирования на современном этапе. Формирование лингвистической, языковой, коммуникативной и культуроведческой компетенций осуществляется в процессе развития мыслительной и речевой деятельности школьника. Обучение написанию сочинения на лингвистическую тему позволяет достичь этой цели – цели формирования представления о языке как универсальной ментальной системе.

Методика работы над сочинением задает новый вектор изучения предмета: как, почему и зачем используются в речи, в процессе коммуникации те или иные языковые реалии. В этом случае сочинение на лингвистическую тему можно рассматривать как письменный аналог проверки усвоения материала, но не столько репродуктивный, сколько поисковый. Исследование ученика в рамках темы требует владения базовыми знаниями по лингвистике и умения оценивать эффективность использования лексических и грамматических средств в предлагаемой речевой ситуации. В своем высказывании ученик ориентируется на вопросы: зачем, почему, как, что говорит автор исходного текста.

Сочинение на лингвистическую тему представляет собой решение исследовательской задачи. Справиться с ней можно, осуществив основные этапы исследования:

1. Осознание цели работы («Что я хочу выяснить/доказать?»). Постановка проблемы.

2. Отбор, наблюдение и изучение явлений, подлежащих исследованию.

3. Выдвижение гипотез на основе теоретических знаний о языке.

4. Установление связей изучаемого явления с контекстом (проверка гипотез).

5. Продумывание плана, логики сочинения.

6. Формулирование тезиса, вербализация аргумента.

Сочинение на лингвистическую тему по типу речи представляет собой сочинение-рассуждение, оно требует умения не только продемонстрировать знание теории языка, но и подтвердить теоретический тезис примерами из конкретного текста. Причем успешнее те работы, в которых приводятся примеры, обосновывающие уместность использования автором языковых реалий в конкретном (выбранном учеником) контексте.

Кроме развития речемыслительного потенциала ученика сочинение на лингвистическую тему позволяет осмыслить грамматический строй русской речи. Это крайне важно в современных условиях: по наблюдениям учителей, формирование речевых коммуникативных умений подростков отстает по сравнению с ситуацией десяти-пятнадцатилетней давности. Это обусловлено целым рядом факторов, но главным в череде причинно-следственных отношений является тот факт, что книгу, печатное слово, теснят другие источники получения информации: слово, текст визуализируются, озвучиваются (интонируются в соответствии с замыслом авторского коллектива), то есть наполняются вполне конкретным смыслом, и тогда достаточно вспоминания, а не установления логико-грамматических связей с опорой на лингвистические знания. Вот почему принято считать, что книжная культура обеспечивала более прочное усвоение норм родного языка.

Этапы работы по обучению учащихся написанию

 сочинения-рассуждения на лингвистическую тему.

  1. Знакомство с лингвистическими терминами.

            У девятиклассников написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему вызывает особую трудность, поэтому уже в 5-8 классах необходимо формировать навыки написания сочинения-рассуждения, чтобы успешно выполнить творческую часть экзаменационной работы.  Выбирая это задание, выпускники должны продемонстрировать теоретические знания по какому-либо разделу лингвистики, показать умение создавать собственное высказывание с привлечением текста, раскрыть важность тех или иных знаний, речевых умений.

Таким образом, при написании данного вида сочинения учащийся должен научиться:

—    рассуждать на лингвистическую тему;

—  создавать  высказывание,  соответствующее  структуре  сочинения- рассуждения;

— аргументировать свою точку зрения, используя предложенный лингвистический материал;

—    точно, логично выражать свои мысли в письменном высказывании.

—    пользоваться лингвистической терминологией.

—    писать грамотно.

Написание сочинения-рассуждения – это, пожалуй, одно из самых сложных заданий. Чтобы учащиеся осознанно выполняли его, а результаты работы были бы очевидными, выстраиваю систему обучения написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему с 5 класса.

Начинаем подготовку к сочинению на лингвистическую тему буквально с первого урока в пятом классе, когда ребята получают основные теоретические сведения по лингвистике. Выясняем, что изучает лингвистика, какие разделы лингвистики мы уже знаем, а какие ещё предстоит изучить.

Так, например, в учебнике по русскому языку за 5 класс дается понятие изобразительно-выразительных средств языка. Написание многих сочинений на лингвистическую тему предполагает и знание учащимися выразительных средств языка. Работа в этом направлении также должна вестись с 5-го класса. При изучении ИВС пятиклассники узнают не только о таких выразительных средствах, как эпитет, метафора, олицетворение, сравнение, но и учатся объяснять, какую роль играют они в тексте. Находя художественно-выразительные средства и отвечая на вопросы, ученики закрепляют представление о роли художественно-выразительных средств в языке, учатся подбирать аргументы к сочинению-рассуждению и комментировать их.

           При изучении любой темы на любом этапе урока необходимо включать упражнения по отработке языковых понятий:

• найти изобразительные средства в предложении или тексте;

• определить функцию или значение изобразительных средств;

• определить художественную значимость и необходимость изобразительных средств в данном контексте;

• подобрать синонимы и антонимы к данным тропам и др.

             Поскольку в 5-7 классах изучается морфология, то подобные сочинения можно давать и в этих параллелях при изучении нового материала. Например, можно дать задание написать сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства».  Кроме того, в учебнике русского языка есть упражнения-рассуждения на лингвистическую тему, это тексты о выдающихся лингвистах, языковых явлениях, которые помогают в подготовке ребят к написанию сочинения.

В 8-9 классах изучаем синтаксис и пунктуацию, при прохождении темы «Словосочетание» ученикам можно предложить следующие задания из сборника И.П. Цыбулько:

• Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.И. Постниковой: «Способность слова связываться с другими словами проявляется в словосочетании».

• Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского филолога Л.В. Успенского: «Грамматика позволяет нам связывать между собою любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете». И в этом нам опять помогут лингвистические тексты и теоретический материал учебника.

    Девятый класс – это время подведения итогов, проверки знаний, полученных учениками в течение всех предыдущих лет. Следовательно, к экзаменам учеников нужно начинать готовить не в 9 классе, а гораздо раньше.

             В итоге к девятому классу, когда изучены все лингвистические термины, ребята знакомы с лингвистами и их высказываниями, боязни перед таким видом сочинения не остается.

  1. Знакомство с композиционной структурой текста-рассуждения.

Эту работу начинаем ещё в 5 классе. Для анализа и самостоятельного написания текстов можно предлагать как лингвистические темы, так темы, не связанные с лингвистикой. На этом этапе важно, чтобы учащиеся усвоили структуру рассуждения, чтобы умели выделять в предложенном тексте композиционные части, и сами строили свой текст в соответствии с требованиями построения рассуждения.

Приёмы работы: визуализация схемы текста-рассуждения (зарисовать, повесить в классе); анализ готовых текстов (коллективно, в группах); составление собственных текстов по предложенным тезисам или на основе прочитанных текстов; использование структуры рассуждения при ответах на уроках (не только на уроках русского языка); анализ и оценка своих текстов с точки зрения композиции (групповая работа).

3.         Анализ и оценка сочинений.

Важно также познакомить учащихся с критериями оценки сочинения на лингвистическую тему, чтобы они могли самостоятельно оценить уровень выполнения работы.

  1. Отработка с учащимися алгоритма работы с заданием 9.1
  • Внимательно прочитайте высказывание, подчеркните ключевые слова.
  • Определите, о каком языковом явлении идет в нём речь. Подумайте, к какой тематической группе это высказывание отнести:

— Морфемика

— Языковые средства выразительности

— Морфология

— Синтаксис

— Грамматика

— Лексика

— Пунктуация

— Язык и речь

— Стили речи

  • Пишем вступление

Во вступлении нужно объяснить смысл предложенного высказывания.

В формулировке своего понимание тезиса опирайтесь на ключевые слова высказывания. 

  • Подбираем примеры-аргументы из текста

Вспомните, о каком языковом явлении идет речь в данном высказывании и найдите примеры данного явления в тексте.

Выпишите их или укажите номер предложения.

Укажите функцию этого языкового явления.

  • Пишем заключение

     Вывод о справедливости высказывания, о функции языкового явления.

Предлагаю учащимся использовать составленные шаблоны. Особенно такие шаблоны помогают учащимся с трудностями в обучении.

9.1. Сочинение на лингвистическую тему     

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ

Варианты речевого оформления

1. Вступление

—  Прочитав предложенный текст, я убедился в справедливости слов известного  языковеда (лингвиста, учёного, писателя, философа, филолога) (имя, фамилия автора), который утверждал: «…» (цитата из задания)

— Известный писатель (лингвист, учёный и т.п.) (имя, фамилия автора) пишет: «…» (цитата из задания)

— На мой взгляд, лингвист (филолог,  учёный, литературовед, писатель) (имя, фамилия автора) был прав, утверждая, что «…» (цитата из задания)

— Нельзя не согласиться с мнением известного учёного  (имя, фамилия автора),  полагавшего, что «…» (цитата из задания)

— По мнению российского лингвиста (писателя и т.п.), …

2. Основная часть

Переход к рассуждению

 — Я разделяю точку зрения …

 — Я согласен с этим утверждением.

 — Поразмышляем над этими словами.

 — Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

 — Раскроем смысл данного утверждения, опираясь на текст  … (фамилия, имя автора исходного текста)

Введение примеров

 — Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению … из текста (фамилия, имя автора исходного текста)

— Проиллюстрировать это языковое явление можно на примере

предложения …  из текста (фамилия, имя автора исходного текста)

 — Справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения …

 — Во-первых, автор пишет … Во-вторых, …

 — С одной стороны, …  С другой стороны, …

 — Например,  в предложении …

 — Так, в предложении …

НЕ ЗАБЫТЬ УКАЗАТЬ ФУНКЦИЮ, КОТОРУЮ ВЫПОЛНЯЮТ В ТЕКСТЕ

3. Вывод

— Итак, мы доказали, что…

— В заключение хотелось бы сказать, что приведённые примеры из текста (фамилия, имя автора исходного текста)  доказывают справедливость утверждения (фамилия, имя автора цитаты)

Таким образом, …

    Таким образом, начиная с 5 класса планомерную работу, можно подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Предложенная авторами учебников система заданий и упражнений направлена на усовершенствование языковой чуткости, интуиции, на развитие практических навыков в написании данного вида творческой работы. Углубленная (комплексная) работа с текстом ориентирована на формирование умений восприятия содержания лингвистического текста, которая помогает определить его проблему, увидеть средства выразительности, подобрать аргументы для доказательства. Постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по русскому языку, начатая уже с 5 класса, помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний.

     Методически грамотно проведенная работа учителем-словесником может дать новый импульс его ученикам к изучению языка, осмыслению уникальности и богатства родной речи.

  • Клише для конца сочинения
  • Клише для контраргумента в итоговом сочинении
  • Клише для комментария сочинение
  • Клише для итогового сочинения цитата
  • Клише для итогового сочинения рассуждения