Клише для сочинения рассуждения по русскому языку

Речевые клише для сочинения по русскому языку 2022

02.12.2021

Клише для сочинения по русскому языку. Данный файл поможет вам в написании сочинения по русскому языку, так как содержит в себе разные варианты клише для каждого абзаца (раздела) сочинения. 

Обновлено: декабрь 2021

Актуально для 2022 года.

  • План и структура сочинения в 2022 году
  • Критерии оценивания сочинения в 2022 году
  • Общий раздел чтобы разобраться с сочинением с 0

Проблема текста

  • — (ФИО автора) ставит проблему …и предлагает нам поразмышлять об этом вместе со своим героем.
  • Какими должны быть отношения отцов и детей? Этой проблеме посвящен текст (ФИО автора)
  • Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.
  • В чем заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.
  • Автор поднимает проблему взаимоотношения поколений.
  • В центре внимания автора проблема дружбы.
  • (ФИО автора) помогает нам задуматься над проблемой проявления доброты.

Комментарий

Примеры-иллюстрации

  • Автор обращается к собственному опыту и вспоминает….
  • Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата»
  • Автор разделяет мнение (кого)…
  • Публицист спорит (с кем)….
  • Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
  • Особого внимания заслуживает мнение автора о…
  • В центре внимания автора случай…
  • Писатель изображает (кого/что)…
  • Герой говорит: «Цитата»
  • Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
  • Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
  • Симпатии автора на стороне героя, который…

Пояснение к примерам

  • Писатель хочет сказать, что…
  • Этот пример показывает, что…
  • Смысл этого высказывания в том, что…
  • Эти слова убедительно доказывают, что…
  • Я думаю, этим примером автор хотел показать…
  • Приведенные слова содержат глубокий смысл…
  • Автор не случайно обращает наше внимание на…
  • Поступок героя показывает, что…
  • Слова (мысли) героя позволяют понять…
  • Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
  • Эти события автор описывает, чтобы…

Смысловая связь между примерами

  • Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
  • Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…

Позиция автора

  • — Позиция автора предельно ясна…
  • Автор не выражает прямо свою позицию, но она прослеживается в логике текста…
  • Авторское отношение к проблеме выражено в предложении: «…»
  • Автор считает, что….

Собственное отношение к позиции автора

  • Я согласен с автором и тоже считаю, что…
  • Невозможно не согласиться с автором, потому что…
  • Я полностью разделяю мнение автора, поскольку считаю, что…

Заключение

  • Мне понравился текст И. Ф. автора в Р. п. Он интересен и понятен. Писатель тревожит человеческое сердце призывом к … Мы благодарны ему за это.

Смотреть в PDF:

Или прямо сейчас: cкачать в pdf файле.

Сочинение-рассуждение – отличная форма проверки знаний, ведь именно в таком виде сочинения вы можете не только блеснуть грамотностью, но и раскрыть всю глубину своего понимания чего-либо, будь то литературное произведение или какой-либо жизненный феномен.

С этой статьей часто читают:

Однако, у учащихся часто возникает вопрос: как писать сочинение-рассуждение? Первое, что вы должны знать: чего от вас ждет учитель.

Когда вам задают сочинение-рассуждение по литературному произведению, то, в первую очередь, хотят проверить следующие умения:

  • умение воспринимать информацию, данную в тексте,
  • умение анализировать точку зрения автора,
  • умение анализировать форму текста и форму подачи информации,
  • умение выразить свою точку зрения на предложенную проблему, независимо от того, совпадает ли она с авторской,
  • умение использовать богатство лексики русского языка для выражения своих мыслей,
  • умение грамотно оформить свою точку зрения на письме в соответствии с синтаксическими и орфографическими нормами.

Таким образом, для того, чтобы написать сочинение-рассуждение, вы, как минимум должны владеть нужной информацией (прочитать литературное произведение, либо несколько статей по предложенной теме), а также составить свое собственное мнение об этой информации. Здесь начинается основной этап – оформить свое мнение на бумаге в виде сочинения-рассуждения. Иными словами, вам предстоит грамотно аргументировать собственную точку зрения на предложенную тему.

Не забывайте, что ваша точка зрения многое говорит о вас, как о личности, постарайтесь отстаивать лишь те позиции, которые можно обосновать. Вы думаете, что только вы не согласны с автором и большинством? Вы думаете, что быть оригинальным – половина успеха? Возможно, но только в том случае, если у вас есть, что сказать в защиту своего мнения, и эти факты не взяты с потолка.

Структура сочинения-рассуждения.

Сочинение рассуждение имеет свою четкую структуру, поэтому, если Вы хотите добиться успеха, необходимо ее придерживаться. Мы привыкли, что сочинение-рассуждение строится по следующей схеме:

  1. Тезис (точка зрения);
  2. Аргументы (доказательства точки зрения);
  3. Собственный вывод.

Так-то оно так, но этого совершенно недостаточно, чтобы, скажем, успешно написать сочинение-рассуждение на OГЭ или ЕГЭ или получить отличную оценку в старших классах. Подобная схема работает в начальной школе, или, быть может, класса до седьмого, а дальше – больше…

Перед написанием обязательно ответьте для себя на такие вопросы:

  • Какова тема предложенного текста (о чем текст)?
  • Какова проблема данного текста (какой основной вопрос поднимает текст)?
  • Какова позиция автора по этому вопросу?
  • Как он доказывает свою позиции?
  • В чем замысел и как он реализован?
  • Какова моя точка зрения на проблему?
  • Как я могу доказать свою точку зрения?

 Теперь вы готовы строить сочинение-рассуждение. Оно имеет следующую композицию.

ВСТУПЛЕНИЕ (обозначение темы / ее актуальность)

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ (анализ исходного текста либо информации по теме)

А) описание проблемы

Б)  ваш комментарий по данной проблеме

В) описание позиции автора

Г) авторская аргументация, но вашими словами

Д) описание вашей позиции

Е) аргументы поддерживающие вашу позицию с опорой на жизненный или читательский опыт

ЗАКЛЮЧЕНИЕ (выводы по проблеме, опираясь на позицию автора и собственные аргументы)

Обычно ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ по объему (вместе) равны трети основной части, если сочинение занимает 4 страницы, то ВСТУПЛЕНИЕ и ЗАКЛЮЧЕНИЕ будут по половине страницы.

Каждая из частей должна начинаться с красной строки. Аргументация должна быть четкой и логичной. Каждый аргумент также нужно начинать с красной строки.

Таким образом, при написании сочинения-рассуждения важно не только то, о чем вы пишите, но и то, как вы пишете.

Какие выражения использовать для сочинения-рассуждения?

Существует ряд выражений, которые помогут вам сделать сочинение связным и логичным, а также подчеркнут, что данное сочинение относится именно к типу сочинение-рассуждение.

Речевые клише для вступления:

  • Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я не раз задумывался о том, …
  • Главной проблемой современного общества является не экономическая, не экологическая и даже не политическая, а нравственная проблема …

Начать сочинение-рассуждение также можно с цитаты, если вы уверены, что сможете передать ее дословно, или с краткого сообщения об авторе, опять же, если вы уверены в точности фактического материала.

Речевые клише для начала основной части (указание темы / постановка проблемы):

  • В статье (тексте, рассказе) автор касается вопроса
  • В данной статье рассматривается …
  • Автор поднимает вопрос…
  • Автор выдвигает на всеобщее обозрение тему / проблему …
  • Данная статья посвящена рассмотрению / решению вопроса…
  • Автора волнует проблема…
  • Автор заставляет нас задуматься о проблеме …

Речевые клише для аргументации авторской позиции:

  • Автор раскрывает проблему на материале ….
  • Автор заостряет внимание …
  • В подтверждение своей точки зрения автор …
  • Свое видение проблемы автор выражает при помощи …
  • Автор подводит читателя к выводу ….
  • Автор настаивает на…

Речевые клише для выражения собственной позиции…

  • Я полностью разделяю позицию автора…
  • Я не разделяю позицию автора….
  • Мне близка авторская точка зрения…
  • Мне понятна / не понятна авторская точка зрения…
  • Трудно согласиться / не согласиться с автором ….

Речевые клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий / еще один пример…
  • Приведем, например, такой факт…
  • Насколько я знаю,…
  • По данным специалистов….
  • Как говорится в пословице…

Речевые клише для подведения итогов.

  • Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя из приведенных аргументов…
  • Таким образом …
  • Следовательно …

Полезные советы.

Не стесняйтесь своих мыслей. Отстаивайте собственную точку зрения.

Будьте корректны и приводите только обоснованные доводы.

Мыслите творчески, ведь сочинение-рассуждение – это, в первую очередь, творческая работа.

Обязательно проверьте сочинение, проконтролируйте, насколько логически выверено вы построили свое творческое высказывание.

Удачи в написании сочинения-рассуждения.

Речевые клише для сочинения по русскому языку в 11 классе

Каждая часть – отдельный абзац!

1.Формулировка проблемы

Проблема –

это вопрос, требующий решения,

исследования

Способы формулировки проблемы:

  1. Сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже: проблема (чего?)
  2. В виде вопроса (проблема  и есть вопрос)

Речевые клише:

В своём тексте писатель Ф. И. О.рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)… Автор рассуждает о том, что…

Что такое …? Как найти…?… Этой сложной проблеме посящён текст писателя Ф. И. О. Автор также рассуждает о том, что…

2.Комментарий проблемы – рассуждение пишущего по поводу выделенной проблемы. Это не пересказ, не цитирование, а анализ постиженияавторской логики в раскрытии проблемы.

Текстуальный комментарий

Концепционный комментарий

Как удаётся автору привлечь внимание к данной проблеме?

Как, на каком жизненном материале автор раскрывает проблему?

Какие поступки совершает герой и как его это характеризует?

Речевые клише:

Чтобы привлечь внимание читателей к данному вопросу, Ф. И. О. рассказувает историю о…

Чтобы лучше разобраться в этом злободневном вопросе, Ф. И. О. повествует о…

Насколько актуальна проблема в наши дни?

Традиционна она или нова?

Если нова, что стало причиной её появления?

Если традиционна, то какие точки зрения существуют по её поводу?

Кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с данной проблемой?

Речевые клише:

Проблема, поднимаемая автором, актуальна в наше время.

Эта проблема актуальна сегодня, как никогда.

Действительно, проблема… очень серьёзная и затрагивает каждого из нас.

Этот вопрос достаточно часто поднимается в средствах массовой информации.

Затронутая автором прблема имеет многовековую историю.

3.Авторская позиция – это ответ на вопрос, поставленный в тексте. Что хотел сказать своим читателяям автор, создавая текст? Как автор описывает конкретную ситуацию, поступки героев?

Что хотел сказать автор своим читателям, создавая данный текст?

Как сам автор оценивает описываемую в тексте жизненную ситуацию и поступки героев?

Речевые клише:

Автор считает ( убеждает, призывает…)

Автор открыто заяявляет о своей позиции по отношению к…

Автор недвусмысленно подчёркивает своё негативное отношение (положительное) отношение к …

Автор пытается понять, почему…

Автор восхищённо ( иронически, возмущённо…) относится…

Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, подводит читателя к мысли о том, что…

Моё мнение + 2 аргумента

Речевые клише:

Переход +1 аргумент

1.Нельзя не согласиться с автором в том, что..

В этом нас убеждают примеры из художественной литературы. Вспомним произведение Ф.И. О. (р. п. кого?) « Название». В этом произведении…

2.Я согласен с автором данного текста в том, что…

Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях писатели. Вспомним произведение Ф. И. О. (р.п.кого?) «Название».В этом произведении…

3.Я согласен с автором данного текста  и убеждён, что…

В художественной литературе мы можем найти примеры, подтверждающие авторскую позицию и моё собственное мнение. Обратимся за доказательствами к произведению Ф. И. О. (р. п. кого?) «Название»… В этом произведении…

2 аргумент

В доказательство справедливости своёй точки зрения приведу  следующий жизненный пример.

В жизни тоже можно найти пример, подтверждающий мою точку зрения.

Хочу рассказать об одном случае из моей жизни, который, как мне кажется, является аргументом. В пользу того, что…

У каждого из нас, наверное, есть намало примеров из собственного опыта. Которые доказывают важность ( необходимость)….

Проиведу ещё один литературный аргумент, который показывает

5. Заключение = итог рассуждениям

В заключение хочется сказать, что…

В заключение хотелось бы отметить, что…

Хочется верить, что читатели задумаются над проблемой, затронутой в тексте и …

Всё вышесказанное позволяет сделать вывод:…

  • Клише для сочинения рассуждения по литературе
  • Клише для сочинения по тексту
  • Клише для сочинения по огэ 9 класс по русскому языку
  • Клише для сочинения по обществознанию
  • Клише для сочинения по литературе по произведению