Клубок из сказки как называется

Полезные штуковины, диковинные вещицы и хитроумные гаджеты – мода не только двадцать первого века. Волшебная сказка располагает не меньшим ассортиментом спасительных приспособлений.

Многие помнят огниво по одноименной сказке Андерсена, в которой ударом по кремню можно было вызвать трех огромных псов, готовых выполнять всяческие поручения. Огниво часто встречается и в русских сказках. Только в них оно обычно вызывает не псов, а коня: здесь, похоже, соединяются мифологические мотивы горящей искры и коня-огня. Как правило, огниво представляет собой кремень и кресало, иногда в связке волосков. Чтобы вызвать помощника-коня, эти волоски нужно зажечь. Как указывают фольклористы, огниво – самый заряженный волшебными свойствами предмет, с его помощью можно вызывать и духов. В старой сказке герой в лесной избушке находит кисет, в котором нет табаку, но есть огниво: «кремешок и мысатик». Ударил он мысатиком по кремешку – тут же выскочили двенадцать молодцев, готовых исполнить его просьбу.

Роль универсального навигатора в сказках играет клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути (правда, иногда может катиться к цели много лет). Но достать его нелегко. Гаджет можно получить, например, от Бабы-Яги за хорошее поведение и уважение старших, словом, пройдя какое-то испытание. Это удается Ивану Царевичу, и вот он уже спешит за неустанным клубком к Василисе Премудрой.

В сказках мы встречаем множество диких животных, которые за небольшую любезность готовы прийти на помощь. Но как воспользоваться услугами тех бестий, которым ничего от тебя не нужно? Чтобы получить власть над ними, требуется какая-то их часть: воронья косточка, львиный коготь, рыбья чешуйка. Например, волоски их хвоста коня дают власть над конем. Этот же принцип применим и к птицам. В сказке птица дает герою перышко из головы со словами: «Этот волосок похрани, спрячь: какая бы беда ни случилась, так ты только этот волосок вынь, из руки в руку перемени, — мы тебе поможем во всем». В сказке про Финиста Ясного Сокола пернатый друг дарит девушке перо из своего крыла. Взмахни им и появится все, что душе угодно. Иногда чудо-перышко желанно само по себе – особенно, если оно из хвоста жар-птицы. Такое перо «чудно и светло». Если принести его в темную горницу, оно осветит покои не хуже сотен свечей.

В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой». Некоторые фольклористы связывали скатерть-самобранку с царством мертвых, местом, где никогда не прекращается еда, бесконечным источником съестного изобилия. Даже если принести такой источник еды из того царства, то и на земле он никогда не иссякнет. Так что скатерть-самобранка – заветная мечта всех феноменальных лентяев и обжор.

В автономном режиме работают и гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Правда, в некоторых сказках прикасаться к струнам все же приходится. Если дернуть за одну струну – синее море станет, за другую – корабли поплывут, за третью – будут корабли из пушек палить. Особенности звучания диковинного инструмента известны плохо, некоторые сказки дают повод полагать, что оно было не очень мелодичным. Так, в одной сказке дурак заложил свои уши цветком, пришел к королю и заставил играть гусли-самогуды. Только заиграли гусли, как и сам король, и его бояре, и стража придворная — все заснули; дурак снял со стены булатный меч и убил короля.

Еще один полезный гаджет – волшебное зеркальце. Через него в режиме on-line можно наблюдать, что происходит в отдаленных и не очень царствах. Вариацией зеркальца служит тарелочка с яблочком. Как только яблочко закрутится по ободку, поверхность тарелки обращается в экран с изображением, например, суженого. Волшебным зеркальцем могут пользоваться не только женщины: в сказке «Королевич и его дядька» дочь лешего за спасение отца дарит зеркальце королевичу, напутствуя: «Что захочешь, все в нем увидишь».

Найти и вызволить царевну из лап злокозненного змея – полдела, надо еще благополучно добраться к себе домой. От погони змея, царя-медведя или Бабы-Яги может спасти волшебный гребешок или полотенце. Достаточно бросить их позади себя, как из гребешка возникнет непроходимый лес, а из полотенца – полноводная река. Достать гребешок можно у той же Бабы-Яги, а если герои располагают конем, то в ответственный момент погони гребешок можно вытащить из уха коня.

Максим Казаков

Волшебный клубочек

Волшебный клубочек

Яга дает герою или героине клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея или Змея Горыныча. Баба Яга, как мудрая душа, дает ему это знание в виде путеводной нити. Славяне изготавливали нить из кудели, которую привязывали к верхней лопасти прялки. Прялка олицетворяла небесный свод с движущимся по нему солнцем, земной мир людей и подземный мир.

Верхняя часть прялки отображала наднебесный свет, предшествующий свету солнца. «Это имеет далекую средневековую традицию: «Свет на всю Вселенную есть свет неосяжаем, неисповедим, никим же где ся водворяет» (Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Зап. Моск. археолог, ин-та, 1913, т. II, с. 78).

«Солнцу же отведена второстепенная роль субъекта света: «Вещь бо есть солнце свету, осияя всю Вселенную». Солнце как бы украшает собою светлый мир, но не является первоисточником «неисповедимого» света… Возвращаясь к нашим прялкам, следует обратить внимание на то, что в них почти всегда наряду с условными солнечными знаками, отмечающими дневной и ночной путь солнца, присутствует огромный «солярный знак», возвышающийся над «землей» и занимающий почти все верхнее пространство широкой лопаски прялки. Он почти всегда составной – из отдельных кругов, шестиконечных розеток, полукружий. У него нет лучей, испускаемых вовне. Иногда в центре его изображался меньший круг с лучами, в котором естественно видеть солнце. Вполне возможно, что великолепная, полная гармонии геометрическая резьба, вся пронизанная лучами, исходящими из всех углов прялки и освещающими большой центральный круг, и есть попытка изобразить не солнце, а тот загадочный неисповедимый белый свет, существовавший, по мысли древних, независимо от солнца» (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994).

Аналогичный символ мы видим в греческом мифе о Минотавре, живущем в лабиринте, попадая в который герои не могут вернуться обратно. Тезея спасает путеводная нить Ариадны, разматывая которую он проникает в лабиринт и с ее помощью находит спасительную дорогу. В русских сказках герой сражается со змеем или Кощеем, в греческом мифе герой побеждает чудовище Минотавра – человека с головой быка. В обоих случаях мы видим чудовище. Минотавр – человек, но мыслящий не человеческим рассудком, а инстинктами разъяренного быка. Тезей погружается в лабиринт инстинктов-иллюзий, чтобы победить их – освободиться. Но самостоятельно обратный путь из пространства первобытного хаоса он совершить не может. И как в русской сказке Баба Яга – женское начало – помогает Ивану победить дракона, так и Тезею помогает женское начало – Ариадна. Ее светоносная тиара, венчающая лоб Тезея, освещает ему путь в непроглядной тьме лабиринта, ее путеводная нить выводит из тупиков неведения, мрака неосознанности. Ариадна – символ мудрой анимы, возвышенных эмоций.

Нить, таким образом, спускалась с небесной сферы, из иного высшего мира и была символом дождя, солнечных лучей, неисповедимого белого света. Атрибуты прядения считались подарком птиц также вестниками небесной сферы.

Смотанная в клубочек нить это небесная влага и небесный свет знание высшей космической мудрости, которая приводит героя к месту, где рождаются иллюзии, к корню заблуждений, чтобы освободиться от них.

Баба Яга – символ принципа трансформации и смерти. Она является принципом мироздания, космическим явлением. Об этом говорят всадники дня, солнца и ночи. «Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь». Яга отвечает Василисе на вопрос о белом всаднике: «Это день мой ясный». Красный всадник «это мое солнышко красное», черный всадник «это ночь моя темная – все мои слуги верные!» («Василиса Прекрасная». «Русские народные сказки». Афанасьев). Яга здесь выступает как властительница космических явлений, как вселенское начало. Ее дом вмещает и ночь, и день, и само солнце, т.е. ее дом – космос и она сама космос и повелевает его законами.

К Яге как символу трансформации и смерти можно прийти на время за знанием, преображением, но нельзя оставаться в ее сфере, т.к. жизнь противопоставлена смерти. Получив необходимое, герои убегают, а мотив преследования Ягой – это желание процесса трансформации и разложения, захватив что либо в свой поток, удержать (коагулирующие силы), не отпускать. В ее сфере невозможна жизнь – развитие тех знаний, что Яга дала, поэтому героям нужно покинуть ее владения, чтобы, если понадобится, прийти к ней еще раз за новым знанием, за обновлением, очередным рождением.

Огненный щит яги. В сказке «Баба Яга и Заморышек» упоминается огненный щит. Здесь Яга не в печи сжигает героев, здесь происходит замена огня печи огнем щита: «…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Волшебный стрелок

Волшебный стрелок

Семейные игры рубежа столетий привели к созданию интересной головоломки. Александр и его сестра Сибилла выстрелили по три раза и, попав в одни и те же круги мишени, набрали вместе 96 очков. Определите, куда попали

Волшебные предметы. Волшебный конь

Волшебные предметы. Волшебный конь
Конь, который скачет «выше леса стоячего». Чтобы понять символику коня, зададимся вопросом – для чего стали использовать его в крестьянском быту, зачем приручили? Конь сильнее человека, поэтому его использовали, чтобы вспахать землю.

Волшебные предметы. Волшебный конь

Волшебные предметы. Волшебный конь
Конь, который скачет «выше леса стоячего». Чтобы понять символику коня, зададимся вопросом – для чего стали использовать его в крестьянском быту, зачем приручили? Конь сильнее человека, поэтому его использовали, чтобы вспахать землю.

Волшебный клубочек

Волшебный клубочек
Яга дает герою или героине клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея или Змея Горыныча. Баба Яга, как мудрая душа, дает ему это

Волшебные предметы из сказокНе каждый вспомнит о чём та или иная сказка, но волшебные предметы из сказок у всех на слуху. Каждый ребёнок мечтает о том, что неплохо бы заиметь волшебную палочку, или, например, шапку-невидимку.

Давайте обратимся к волшебным предметам. С какого предмета начнём?

Первый волшебный предмет – это скатерть-самобранка. Почему мы ставим этот волшебный предмет на первое место? Хоть в сказке, хоть наяву, но герой должен быть сыт. Какие же волшебные дела он может совершить, если он голоден? Скатерть-самобранка – это волшебный предмет, способный накормить и напоить вдоволь. Её надо обязательно развернуть, и тогда на ней появятся яства.

Шапка-невидимка, ковёр-самолёт, сапоги-скороходы – все эти волшебные предметы есть в русской народной сказке «Вещий сон». Ковёр-самолёт летает далеко, шапка-невидимка скрывает хорошо, а сапоги-скороходы бегают быстро – без этих чудесных предметов персонажам сказки пришлось бы тяжело. Эти чудодейственные вещи есть и в других сказках.

В одной сказок, записанных А.Н.Афанасьевым, старшая и средняя сестра сгубили младшую за волшебные предметы — серебряное блюдечко и наливное яблочко. Яблочко по блюдечку катится, и картинки красивые показывает. Надо сказать, что всё в этой сказке заканчивается хорошо, сестрица ожила и от души простила обидчиц.

Зайцы в сказках обычно слушают свою маму, а некоторые из них – волшебную дудочку. Волшебную дудочку получил в награду мальчик Ганс – он сделал доброе дело – освободил нос старухи, который по непонятной причине оказался зажитым в пеньке. Волшебная дудочка издаёт свою чарующую мелодию в сказке «Королевские зайцы».

Волшебный клубок, почти такой же, как в обычной жизни, круглый, неприметный. Но он умеет показывать дорогу. Кому? Например, Ивану-царевичу. Из чьих рук получил Иван-Царевич волшебный клубок? Из рук одной из самых старых жительниц леса – Бабы-Яги.

Посох – волшебный предмет, без которого не появляется сказочный дед – Дед Мороз. Посох – вещь длинная, устойчивая. С его помощью можно не только чудеса творить, но и опираться на него. Посох – это символ мощи и силы.

Волшебное перышко было куплено отцом для дочери при особых обстоятельствах. В городе, где были приобретены другие подарки, никаких перышек отец не нашёл. Лишь за заставой отец встретил странного старика, которому отдал тысячу рублей… Все эти события происходят в сказке «Пёрышко Финиста ясна сокола».

Какие ещё есть волшебные предметы?

Золотой ключик, куколка, колечко, шитое узорами полотенце, яйцо, книга, игла, серебряная ложка, серебряная табакерка…

  • Клубок в какой сказке встречается
  • Клубившемся тумане как пишется
  • Клуб юных исследователей сказка науке подсказка
  • Клуб фольклорный на примере сказок для малышей
  • Клуб сказка уфа адрес