Клубок в русских народных сказках

Полезные штуковины, диковинные вещицы и хитроумные гаджеты – мода не только двадцать первого века. Волшебная сказка располагает не меньшим ассортиментом спасительных приспособлений.

Многие помнят огниво по одноименной сказке Андерсена, в которой ударом по кремню можно было вызвать трех огромных псов, готовых выполнять всяческие поручения. Огниво часто встречается и в русских сказках. Только в них оно обычно вызывает не псов, а коня: здесь, похоже, соединяются мифологические мотивы горящей искры и коня-огня. Как правило, огниво представляет собой кремень и кресало, иногда в связке волосков. Чтобы вызвать помощника-коня, эти волоски нужно зажечь. Как указывают фольклористы, огниво – самый заряженный волшебными свойствами предмет, с его помощью можно вызывать и духов. В старой сказке герой в лесной избушке находит кисет, в котором нет табаку, но есть огниво: «кремешок и мысатик». Ударил он мысатиком по кремешку – тут же выскочили двенадцать молодцев, готовых исполнить его просьбу.

Роль универсального навигатора в сказках играет клубочек ниток. Он лучше компаса ориентируется в географии волшебных царств и никогда не сбивается с пути (правда, иногда может катиться к цели много лет). Но достать его нелегко. Гаджет можно получить, например, от Бабы-Яги за хорошее поведение и уважение старших, словом, пройдя какое-то испытание. Это удается Ивану Царевичу, и вот он уже спешит за неустанным клубком к Василисе Премудрой.

В сказках мы встречаем множество диких животных, которые за небольшую любезность готовы прийти на помощь. Но как воспользоваться услугами тех бестий, которым ничего от тебя не нужно? Чтобы получить власть над ними, требуется какая-то их часть: воронья косточка, львиный коготь, рыбья чешуйка. Например, волоски их хвоста коня дают власть над конем. Этот же принцип применим и к птицам. В сказке птица дает герою перышко из головы со словами: «Этот волосок похрани, спрячь: какая бы беда ни случилась, так ты только этот волосок вынь, из руки в руку перемени, — мы тебе поможем во всем». В сказке про Финиста Ясного Сокола пернатый друг дарит девушке перо из своего крыла. Взмахни им и появится все, что душе угодно. Иногда чудо-перышко желанно само по себе – особенно, если оно из хвоста жар-птицы. Такое перо «чудно и светло». Если принести его в темную горницу, оно осветит покои не хуже сотен свечей.

В сказках поход в тридесятое царство за царевной превращается в многотрудный и утомительный квест. Чтобы не растерять сил, герою надо время от времени подкрепляться. Роскошные яства всегда готова сотворить из ничего скатерть-самобранка, работающая по принципу «все включено». После окончания трапезы объедки и грязную посуду можно аккуратно сложить в скатерть и идти дальше. Иногда волшебную скатерть называли также «хлебосолкой». Некоторые фольклористы связывали скатерть-самобранку с царством мертвых, местом, где никогда не прекращается еда, бесконечным источником съестного изобилия. Даже если принести такой источник еды из того царства, то и на земле он никогда не иссякнет. Так что скатерть-самобранка – заветная мечта всех феноменальных лентяев и обжор.

В автономном режиме работают и гусли-самогуды: сами заводятся, сами играют, сами пляшут, сами песни поют. Правда, в некоторых сказках прикасаться к струнам все же приходится. Если дернуть за одну струну – синее море станет, за другую – корабли поплывут, за третью – будут корабли из пушек палить. Особенности звучания диковинного инструмента известны плохо, некоторые сказки дают повод полагать, что оно было не очень мелодичным. Так, в одной сказке дурак заложил свои уши цветком, пришел к королю и заставил играть гусли-самогуды. Только заиграли гусли, как и сам король, и его бояре, и стража придворная — все заснули; дурак снял со стены булатный меч и убил короля.

Еще один полезный гаджет – волшебное зеркальце. Через него в режиме on-line можно наблюдать, что происходит в отдаленных и не очень царствах. Вариацией зеркальца служит тарелочка с яблочком. Как только яблочко закрутится по ободку, поверхность тарелки обращается в экран с изображением, например, суженого. Волшебным зеркальцем могут пользоваться не только женщины: в сказке «Королевич и его дядька» дочь лешего за спасение отца дарит зеркальце королевичу, напутствуя: «Что захочешь, все в нем увидишь».

Найти и вызволить царевну из лап злокозненного змея – полдела, надо еще благополучно добраться к себе домой. От погони змея, царя-медведя или Бабы-Яги может спасти волшебный гребешок или полотенце. Достаточно бросить их позади себя, как из гребешка возникнет непроходимый лес, а из полотенца – полноводная река. Достать гребешок можно у той же Бабы-Яги, а если герои располагают конем, то в ответственный момент погони гребешок можно вытащить из уха коня.

Максим Казаков

КЛУБОК И ДОВЕРИЕ

Как-то задумалась: почему именно клубок в русских сказках – молчаливый компас для героя, подсказчик на неведомом пути? Может, коллективному сказочному автору было важно, чтобы первые слушатели держались за ту же ниточку, что и персонаж?

Тогда получается, клубок – это мостик между страхом и новизной. Привычный с детства шерстяной мячик, первый друг котенка, утешал знакомостью Ивана, заплутавшего в тридевятом царстве, связывал его с покинутым домом. Грел памятью о теплых руках няньки или мамушки, о вязаном защитном коконе.

Хотя если Иван был «царевичем», то откуда взяться бабушкиным пирогам и грубой ручной вязке? Но в русских сказках даже царевичи ходили по чужим и подозрительным глухоманным дорогам за клубками.

Стало быть, дело не в бытовых условиях (ведь и греческая царица, ожидании запропавшего супруга, ткала и распускала полотно, не гнушаясь ручной работой). Дело – в страхе. В том, что переход от известного к неизвестному пугал всех и во все времена. А клубок – ожившая дорога из детства к зрелости, к превращению в нового-себя. Прирученная дорога, которую легко обнять руками, как тебя-маленького когда-то обнимали.

И ещё важно, что в клубке дорога заканчивается. Завершение дороги в нём спрятано обрывом нити, будто цыплёнок в яйце. Клубок беззвучно твердит: «Не бойся, эти тяготы и неизвестность – не навсегда». В его шерстяной утробе рождается будущее, а, значит, и надежда, и светлые ожидания.

Правда, если присмотреться, то в клубке спрятана смерть – та самая недосягаемая смерть Кощея на кончике иглы (которая – в яйце, а яйцо – в утке). Кощей сгинет, но вместе с ним завершится сказка, а с ней оборвётся и жизнь сказочного героя… И вот он торопится вслед за клубком – навстречу собственному финалу, к развязке истории. А круглый клубок сигналит о вечном рождении заново, напоминая об утробе, когда-то каждого родившей.

Простой, неприметный моточек ниток… Но невидимая рука выбрала его из множества других предметов и спрятала в сказку. Тот, кому нужна будет помощь, найдет его, а кто считает, что и сам – молодец, без всякой помощи обойдётся, то обычно сказок не читает и не вспоминает о них.

Волшебный клубочек

Волшебный клубочек

Яга дает герою или героине клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея или Змея Горыныча. Баба Яга, как мудрая душа, дает ему это знание в виде путеводной нити. Славяне изготавливали нить из кудели, которую привязывали к верхней лопасти прялки. Прялка олицетворяла небесный свод с движущимся по нему солнцем, земной мир людей и подземный мир.

Верхняя часть прялки отображала наднебесный свет, предшествующий свету солнца. «Это имеет далекую средневековую традицию: «Свет на всю Вселенную есть свет неосяжаем, неисповедим, никим же где ся водворяет» (Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Зап. Моск. археолог, ин-та, 1913, т. II, с. 78).

«Солнцу же отведена второстепенная роль субъекта света: «Вещь бо есть солнце свету, осияя всю Вселенную». Солнце как бы украшает собою светлый мир, но не является первоисточником «неисповедимого» света… Возвращаясь к нашим прялкам, следует обратить внимание на то, что в них почти всегда наряду с условными солнечными знаками, отмечающими дневной и ночной путь солнца, присутствует огромный «солярный знак», возвышающийся над «землей» и занимающий почти все верхнее пространство широкой лопаски прялки. Он почти всегда составной – из отдельных кругов, шестиконечных розеток, полукружий. У него нет лучей, испускаемых вовне. Иногда в центре его изображался меньший круг с лучами, в котором естественно видеть солнце. Вполне возможно, что великолепная, полная гармонии геометрическая резьба, вся пронизанная лучами, исходящими из всех углов прялки и освещающими большой центральный круг, и есть попытка изобразить не солнце, а тот загадочный неисповедимый белый свет, существовавший, по мысли древних, независимо от солнца» (Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М., 1994).

Аналогичный символ мы видим в греческом мифе о Минотавре, живущем в лабиринте, попадая в который герои не могут вернуться обратно. Тезея спасает путеводная нить Ариадны, разматывая которую он проникает в лабиринт и с ее помощью находит спасительную дорогу. В русских сказках герой сражается со змеем или Кощеем, в греческом мифе герой побеждает чудовище Минотавра – человека с головой быка. В обоих случаях мы видим чудовище. Минотавр – человек, но мыслящий не человеческим рассудком, а инстинктами разъяренного быка. Тезей погружается в лабиринт инстинктов-иллюзий, чтобы победить их – освободиться. Но самостоятельно обратный путь из пространства первобытного хаоса он совершить не может. И как в русской сказке Баба Яга – женское начало – помогает Ивану победить дракона, так и Тезею помогает женское начало – Ариадна. Ее светоносная тиара, венчающая лоб Тезея, освещает ему путь в непроглядной тьме лабиринта, ее путеводная нить выводит из тупиков неведения, мрака неосознанности. Ариадна – символ мудрой анимы, возвышенных эмоций.

Нить, таким образом, спускалась с небесной сферы, из иного высшего мира и была символом дождя, солнечных лучей, неисповедимого белого света. Атрибуты прядения считались подарком птиц также вестниками небесной сферы.

Смотанная в клубочек нить это небесная влага и небесный свет знание высшей космической мудрости, которая приводит героя к месту, где рождаются иллюзии, к корню заблуждений, чтобы освободиться от них.

Баба Яга – символ принципа трансформации и смерти. Она является принципом мироздания, космическим явлением. Об этом говорят всадники дня, солнца и ночи. «Вдруг едет опять всадник: сам черный, одет во всем черном и на черном коне; подскакал к воротам бабы-яги и исчез, как сквозь землю провалился, – настала ночь». Яга отвечает Василисе на вопрос о белом всаднике: «Это день мой ясный». Красный всадник «это мое солнышко красное», черный всадник «это ночь моя темная – все мои слуги верные!» («Василиса Прекрасная». «Русские народные сказки». Афанасьев). Яга здесь выступает как властительница космических явлений, как вселенское начало. Ее дом вмещает и ночь, и день, и само солнце, т.е. ее дом – космос и она сама космос и повелевает его законами.

К Яге как символу трансформации и смерти можно прийти на время за знанием, преображением, но нельзя оставаться в ее сфере, т.к. жизнь противопоставлена смерти. Получив необходимое, герои убегают, а мотив преследования Ягой – это желание процесса трансформации и разложения, захватив что либо в свой поток, удержать (коагулирующие силы), не отпускать. В ее сфере невозможна жизнь – развитие тех знаний, что Яга дала, поэтому героям нужно покинуть ее владения, чтобы, если понадобится, прийти к ней еще раз за новым знанием, за обновлением, очередным рождением.

Огненный щит яги. В сказке «Баба Яга и Заморышек» упоминается огненный щит. Здесь Яга не в печи сжигает героев, здесь происходит замена огня печи огнем щита: «…приказала подать свой огненный щит, поскакала в погоню и начала палить щитом на все четыре стороны».

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Читайте также

Волшебный стрелок

Волшебный стрелок

Семейные игры рубежа столетий привели к созданию интересной головоломки. Александр и его сестра Сибилла выстрелили по три раза и, попав в одни и те же круги мишени, набрали вместе 96 очков. Определите, куда попали

Волшебные предметы. Волшебный конь

Волшебные предметы. Волшебный конь
Конь, который скачет «выше леса стоячего». Чтобы понять символику коня, зададимся вопросом – для чего стали использовать его в крестьянском быту, зачем приручили? Конь сильнее человека, поэтому его использовали, чтобы вспахать землю.

Волшебные предметы. Волшебный конь

Волшебные предметы. Волшебный конь
Конь, который скачет «выше леса стоячего». Чтобы понять символику коня, зададимся вопросом – для чего стали использовать его в крестьянском быту, зачем приручили? Конь сильнее человека, поэтому его использовали, чтобы вспахать землю.

Волшебный клубочек

Волшебный клубочек
Яга дает герою или героине клубочек, который сам собой катится, указывая дорогу к суженому или суженой, дорогу к месту их заточения, к царству зла. Герой не знает сам, где находится царство Кощея или Змея Горыныча. Баба Яга, как мудрая душа, дает ему это

«Тонкости» напоминают о диковинках, шагнувших прямо со страниц сказок в нашу повседневную реальность

Мысль хоть и банальная, но безошибочная: мир стремительно развивается, невозможное становится возможным, а достижения науки и техники опережают самые смелые фантазии. Сегодня мы привычно и без особого душевного трепета используем каждый день удивительные артефакты, которые еще в совсем недавнем прошлом казались чем-то несбыточным и невероятным. «Тонкости» напоминают о диковинках, шагнувших прямо со страниц сказок в нашу повседневную реальность.

1. Ковер-самолет

  • Функционал: перемещаться по воздуху на большие расстояния
  • Аналог: самолет

Самой большой мечтой, которую человечеству удалось воплотить в жизнь, стала свобода передвижения. Воздушные шары, дирижабли, аэропланы и, наконец, самолеты — все эти устройства внешне мало похожи на сказочный прототип, но со своей задачей справляются ничуть не хуже. Ковер-самолет перемещается между вымышленными царствами, а современные авиалайнеры доставляют пассажиров в любую точку мира.

  • 6 волшебных предметов из русских народных сказок, которые уже есть в нашей жизни7

2. Сапоги-скороходы

  • Функционал: перемещаться быстро
  • Аналоги: ролики, джамперы, гироскутеры

Стремительно передвигаться по земле, выполнять сложные задания и вообще все успевать — в этих и других непростых ситуациях на помощь сказочным персонажам приходят сапоги-скороходы. Эта идея до сих пор вдохновляет изобретателей, и на смену одному средству передвижения периодически появляются новые: например, джамперы позволяют прыгать до 5 м в высоту и бежать в три раза быстрее.

В начале 21 века в Уфе придумали приспособление с двигателем внутреннего сгорания, которое надевается на любую обувь и помогает сделать шаг длиной до 4 м. А чуть раньше японский инженер изобрел Easy Shoes — ботинки со встроенными роликами и электромоторами.

3. Волшебный клубочек

  • Функционал: указывать путь
  • Аналог: GPS-навигатор

В сказках волшебный клубок помогал героям добраться туда — не знаю куда, и по дороге ни разу не заблудиться: просто бросив клубок перед собой и следуя за ним, Иван-Царевич находит и Василису Премудрую в сказке «Царевна-лягушка», и путь к нужному царству в сказке «Три царства — медное, серебряное и золотое». В наше время функцию клубочка выполняет банальный навигатор, который протянет нить маршрута из пункта А в пункт B. Правда, в отличие от безупречного сказочного гаджета, электронное устройство порой сбивается с пути, зато умеет рассчитывать время до места назначения с учетом пробок.

  • 6 волшебных предметов из русских народных сказок, которые уже есть в нашей жизни1

4. Шапка-невидимка

  • Функционал: делать невидимым
  • Аналог: метаматериалы

Головного убора, позволяющего исчезать и появляться по собственному желанию, ученые пока не изобрели, а вот плащи-невидимки уже существуют. Их шьют из метаматериалов с отрицательным углом преломления, которые заставляют лучи света огибать объект и делают его невидимым. Например, одна канадская компания выпускает ткань Quantum Stealth — мягкий и легкий материал, скрывающий от глаз, камер ночного видения и тепловизоров не только предмет, но даже его тень.

Разработка пока доступна только канадским, американским и британским военным, но не исключено, что в ближайшем будущем ее внедрят в массовое производство. В конце концов, интернет и GPS когда-то тоже были армейскими технологиями.

5. Яблочко на тарелочке

  • Функционал: видеть то, что далеко
  • Аналоги: телевизор, компьютер, планшет

Чтобы заглянуть за горизонт и узнать, что творится у соседей, в русских сказках используется оригинальная конструкция — серебряное блюдечко и наливное яблочко: если произнести волшебные слова, устройство покажет «города и поля, леса и моря, и гор высоту, и небес красоту». В современном мире все еще проще — с помощью интернета и телевидения можно увидеть весь мир, нажав кнопку на пульте или на панели компьютера.

  • 6 волшебных предметов из русских народных сказок, которые уже есть в нашей жизни8

6. Гусли-самогуды

  • Функционал: самостоятельно воспроизводить музыку
  • Аналоги: музыкальные центры, плееры и другие звуковые устройства

В одноименной сказке чудесный инструмент, играющий без всякого человеческого участия, не только заставляет плясать домашних животных, но и помогает главному герою жениться на царевне. Современные приборы, воспроизводящие аудиозаписи, возможно, не обладают столь безграничными возможностями, зато они так же просты в эксплуатации, а их репертуар явно разнообразнее.

30 августа 2022

 Сказочное путешествие с волшебным клубочком

Цель: формирование у детей нравственных качеств. Обогащать знания детей о русских народных сказках.

 Программные задачи:

Образовательные задачи:

Учить узнавать сказку по  мнетаблицы и отвечать на вопросы

 закрепить с детьми названия и персонажей знакомых детям сказок

продолжать учить детей давать оценку поступкам персонажей сказок.

Развивающие задачи:

Развивать речь детей,      мышление, зрительную память, наблюдательность.  

Воспитательные задачи:

 Воспитывать любовь, добро, интерес к сказке,бережное отношение к окружающему миру через сказку , формировать нравственные качества личности;

Оборудование:  Мнетаблицы, иллюстрации к сказкам, волшебный клубок, корзинка со  сказочными предметами из сказок,игрушки(волк,лиса.заяц.медведь и т.д.)

Предварительная работа:

Чтение русских народных сказок, беседы по содержанию, пересказ сказок;

рассматривание иллюстраций; игры-драматизации по русским народным сказкам.

Ход занятия:

Дети в группе находят клубочек.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что то за клубочек?

Откуда он мог здесь появится? (ответы детей).

ЗВУЧИТ СКАЗОЧНАЯ МУЗЫКА.

Как вы думаете ребята, клубочек наверно из сказки? Вспомните в каких сказках его использовали герои? (ответы детей:Царевна – лягушка, Василиса Прекрасная, Иван Царевич и Серый Волк.)

Попробуем пойти за клубочком, может он покажет нам что- то интересное  .

Воспитатель бросает клубок в нужном направлении. Клубок катится в сторону магнитной доски, на которой изображены мнемотаблицы со сказкой.

Воспитатель: Какая сказка спряталась в волшебной табличке?

Дети рассказывают по таблице сказку и отвечают на вопросы.

«Лисичка – сестричка и серый волк

Беседа по содержанию сказки.

— Как называется сказка?

Как начинается сказка  ?

— Что придумала лиса, чтобы получить рыбу на обед?  

— Как научила лиса волка ловить рыбу?  

— И что из этого вышло?

— Как волк отнесся к лисе, когда встретил лису с тестом на голове?  

— А какими словами можно назвать лису из этой сказки?  

— Как вы думаете, чему она учит нас?  

  Крошечка — Хаврошечка«?

Как Сказка  называется?

— К каким людям попала Крошечка — Хаврошечка«?

— Сколько было дочерей и как их звали?

— А   Какие были дочери?

— А что делала Хаврошечка? 

— Кто помогал Хаврошечке?

— Что она помогала ей делать?

— Что она при этом говорила?  .

— Как хозяйка узнала, кто помогает Хаврошечке?

— И какая же из дочерей всё рассказала мачехе?

— Что выросло на том месте, где Хаврошечка посадила косточки?

— Кто проезжал мимо сада?  

— А почему мачехины дочки не могли угостить барина

— А кто угостил барина?

— Чем закончилась сказка?  

Чему нас учит эта сказка?  

Петушок и бобовое зернышко

 Что же произошло с петушком, напомните мне.

   А почему петушок подавился?

 А что же сделала курочка?

    Для чего ей нужно было маслице?

 А что же произошло после того как зернышко выскочило?

А как вы считаете, какой была курочка в нашей сказке?

Ребята , а как нужно вести себя за столом?

Эта сказка учит всех не торопиться во время еды, есть не спеша, тщательно пережевывать пищу; помогать другу, если он   попал в беду.

По щучьему веленью»:  Какое было любимое занятие Емели?

Куда отправили его невестки старших братьев?

 Какую рыбу поймал Емеля в проруби?

  Какие слова надо было сказать Емеле для исполнения желаний?

  На чем поехал Емеля в лес? — На санях без лошадей.

 Зачем царь вызвал Емелю?

  На чем Емеля поехал к царю?

  Как заставил он полюбить себя царевну?

  Что сделал царь с дочерью и Емелей?

 Какой финал у сказки?

  Можно ли Емелю считать дурачком?

 Чему нас учит сказка?

Молодцы ребята! Все сказки узнали и названия угадали. Волшебный клубочек снова нас зовет в дорогу

«Волшебная корзина  » — , в которой лежат сказочные вещи. Они принадлежат героям различных сказок.   Угадайте, из каких сказок эти предметы».

(Из корзинки   достаёт предметы. Дети должны, отгадать из какой сказки данный предмет) :

Золотое яйцо

 Скалка

Стрела

Рукавичка.

Яблоко

Пирожок

Метла

 Волшебная дудочка;

Физминутка

В темном лесу есть избушка. (Дети шагают.)

Стоит задом наперед. (Дети поворачиваются.)

В той избушке есть старушка. (Грозят пальцем.)

Бабушка Яга живет. (Грозят пальцем другой руки.)

Нос крючком, (Показывают пальчиком.)

Глаза большие, (Показывают.)

Словно угольки горят. (Покачивают головой.)

Ух, сердитая какая! (Бег на месте.)

Дыбом волосы стоят. (Руки вверх.)

«Из какой я сказки?

Дети делятся на команды, затем воспитатель раздает каждой команде задание. 1 команда выбирает только тех животных которые присутствуют в сказке «Заюшкина избушка»( медведь,волк, лиса, собака), 2 команда только тех героев которые присутствуют в сказке «Лисичка со скалочкой»(.курочка.гусочка и собака), «Зимовье зверей»,  баран,свинья, гусь,петух,бык) сказка  Хвосты(медведь,лиса,заяц,волк, белка. Конь,свинья,корова)

Игра с мячом

Кто ловил рыбу хвостом?

Назовите имя сестрицы, у которой братец превратился в козлёночка

 Кто помог вытащить репку?

Кто летает в ступе?

Как звали девочку, которая жила в избушке медведя?

. Кто был первым, кого повстречал на пути колобок? 

Воспитатель бросает клубок в нужном направлении.

Воспитатель: Ребята, какая красивая поляна с цветами. Сколько здесь цветов растет.
Посмотрите какой чудесный цветок, у него много разноцветных лепестков, он не простой, с заданиями.  Дети выбирают по лепестку .Давайте посмотрим на лепестки и прочитаем.

1Что такое сказка?

2.Кто пишет сказки?

3Почему сказки называют народными?

4.Почему сказки называют авторскими?

5. Чему учат нас сказки?

6.что в сказке побеждает всегда?

8.Как заканчиваются сказки?  

В конце клубочек катиться к коробке с сюрпризом.

Воспитатель:   А сейчас мне очень хотелось бы узнать, понравилось ли вам

  путешествовать с волшебным

клубочком,

Что помогло нам справиться с заданиями?

Воспитатель: Дети как вы думаете, чему учат нас сказки?

  • Клубок в какой сказке встречается
  • Клубившемся тумане как пишется
  • Клуб юных исследователей сказка науке подсказка
  • Клуб фольклорный на примере сказок для малышей
  • Клуб сказка уфа адрес