Анализ «Премудрый пескарь» Салтыков-Щедрин
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 757.
Обновлено 10 Июля, 2021
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 757.
Обновлено 10 Июля, 2021
Сказки М. Салтыкова-Щедрина адресованы в первую очередь взрослым, ведь под маской своих персонажей автор умело скрывал пороки общества. Тем не менее, произведения Михаила Евграфовича интересны и детям среднего школьного возраста. Они учат подростков анализировать свое поведение, подсказывают «правильный путь». Сказку «Премудрый пескарь» школьники изучают в 7 классе. Знакомясь с ней, нужно учитывать историко-культурный контекст ее создания. Предлагаем краткий анализ сказки, который облегчит поиски того, что скрыто между строк, а также станет помощником в подготовке к ЕГЭ.
Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.
Краткий анализ
Год написания – декабрь 1882 – январь 1883.
История создания – К созданию сказки М. Салтыкова-Щедрина подтолкнули общественно-политические события. Либерально настроенные интеллигенты пыталась «затаиться» от реакции властей, чтобы не рисковать своим положением, а может быть, и жизнью. Анализируемое произведение – критика такой позиции.
Тема – Воспринимать сказку можно как в прямом, так и в переносном смысле, поэтому в ней можно выделить несколько тем: жизнь премудрого пескаря; бездействие, вызванное боязнью опасности.
Композиция – Как смысловая, так и формальная организация сказки «Премудрый пескарь» несложная. Автор начинает ее традиционным «Жил-был», знакомит с рыбьим семейством и постепенно переходит к рассказу об основных событиях. Заканчивается произведение риторическим вопросом, который подталкивает читателя к размышлениям о сказанном.
Жанр – Сказка.
Направление – Реализм.
История создания
История создания произведения тесно связана с общественно-политической ситуацией второй половины XIX века. В 1881 г. члены организации «Народная воля» совершили покушение на Александра II. Смерть императора усилила гонения за интеллигентами. Интеллигенты-либералы решили занять пассивную позицию, чтобы не рисковать своей свободой и жизнью. Михаил Евграфович не разделял такого мнения, однако открыто критиковать либералов не мог. Так появилась сказка Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь». Года написания – декабрь 1882 – январь 1883.
Русская цензура долго не допускала сказку Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» к печати, поэтому впервые оно было опубликовано в 1883 г. в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. «Премудрого пескаря разместили в рубрике «Сказки для детей изрядного возраста», как бы намекая, что в ней раскрываются вовсе не детские мотивы. В России женевскую газету с анализируемым произведением распространяли члены «Народной воли».
В 1884 г. сказку опубликовал журнал «Отечественные записки».
Тема
Для лучшего понимания смысла сказки «Премудрый пескарь» анализ ее следует начинать с характеристики мотивов.
В литературе есть множество произведений, в которых завуалировано развиваются запрещенные властями темы. М. Салтыков-Щедрин – один из самых известных русских писателей, работавших с аллегорическими образами. Его сказку «Премудрый пескарь» можно читать как поверхностно, не задумываясь о переносном смысле, так и учитывая аллегорическое значение, поэтому в нём развиваются две основные темы: жизнь пескаря и бездействие, причина которому – страх.
В контексте указанных тем сформировалась проблематика. В произведении поднимаются такие проблемы: родительское воспитание и его влияние на судьбу детей, страх, смысл жизни, человек и общество и др.
Для создания аллегорий автор погружает читателя в подводный мир, поэтому главные герои сказки – рыбы. Тем не менее находится место и для образов людей. Начинается произведение с рассказа о семье пескарей. Глава семейства поучал детей быть предельно осторожными, так как маленьких рыб опасность подстерегает на каждом шагу. Главный герой, наслушавшись этих наставлений, решил спрятаться от мира, чтобы дожить до старости и умереть своей смертью.
Пескарь вырыл себе нору, где прятался днём. Даже поесть он выплывал ночью. Так в одиночестве и постоянном дрожании от страха он прожил более ста лет. И действительно умер своей смертью. Герой так и не понял, что суть жизни в борьбе за свое счастье, в радости, которую ощущаешь в кругу друзей и близких, в простых забавах.
Только дочитав сказку до конца, можно понять «смысл названия». Называя пескаря премудрым, Михаил Евграфович на самом деле намекает на глупость героя. Приставка пре- в этом случае является синонимом к слову «чересчур», ведь пескарь чересчур боялся за свою жизнь и поэтому чересчур много думал, как уберечь себя.
Чтобы намекнуть читателю, что и среди людей есть такие пескари, автор вводит в рассказ о рыбе человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьёт, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых пол-аршина и сам щук глотает»
.
Исходя из содержания, можно определить идею сказки. Автор осуждает людей, которые боятся рисковать, проживая свою жизнь бессмысленно. Основная мысль – страх может стать серьезной преградой на пути к счастью.
Композиция
Особенности композиции произведения такие же, как у фольклорных сказок. Организация его предельно проста, начинается текст традиционным вступлением. Все элементы сюжета расположены в логической последовательности.
В экспозиции читатель знакомится с главным героем сказки и его семьей, узнает о том, какие опасности подстерегают небольших рыб. После прочтения этой части складывается первое впечатление о пескаре. Завязка – рассказы и наставления пескаря-отца. Развитие событий – рассказ о жизни пескаря-сына после смерти родителей, размышления рыбы, как сложилась бы его жизнь, живи он по-другому.
Ярко выраженной кульминации в сказке нет, однако кульминационными точками можно считать эпизоды, где рак и щука подстерегают пескаря. Развязка произведения – смерть пескаря.
Примечательно, что сказка заканчивается риторическим вопросом, который подсказывает, чему учит писатель.
Жанр
Жанр «Премудрого пескаря» Салтыкова-Щедрина – сатирическая сказка. В произведении есть реальные и фантастические события, а человеческие качества и характеры автор скрывает под образами рыб. В то же время писатель использовал сатирические приемы для разоблачения либералов. Он высмеивает пескаря посредством описания его характера и поведения, художественных средств, например, постоянного повторения эпитета «премудрый».
Тест по произведению
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
-
Михаил Антонов
6/10
-
Наталья Степанова
9/10
-
Давид Микулеску
10/10
-
Алпият Магомедова
10/10
-
Sfdsdff Sdafds
9/10
-
Денис Аллаяров
10/10
-
Яна Рамазанова
10/10
-
Марина Шитова
10/10
-
Катя Шишкина
10/10
-
Сергей Каштырёв
7/10
Рейтинг анализа
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 757.
А какую оценку поставите вы?
Сатира Салтыкова-Щедрина давно и прочно вошла в золотой фонд русской литературы. Он пытался описать и высмеять множество болезней общества. Его произведения позволяют нам понять, чем жила и о чём думала русская интеллигенция середины девятнадцатого века, и какие проблемы он видела перед собой. Его сказка «Премудрый пискарь» стала одним из первых произведений, деконструировавших образ маленького человека. Пожалуй, именно с этой сказки в русской литературе особое внимание стало уделяться образу мещанина, который до этого находился в тени. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор этого произведения.
Содержание:
- 1 История создания
- 2 Направление и жанр
- 3 Суть: о чём сказка?
- 4 Главные герои и их характеристика
- 5 Темы
- 6 Проблемы
- 7 Смысл
- 8 Чему учит?
- 9 Критика
История создания
История написания сказки «Премудрый пискарь» — это череда интересных фактов:
- «Премудрый пискарь» был создан в 1882 году, когда в среде русской интеллигенции царило разочарование от провала реформ и начала эпохи реакции. Российская империя превращалась в полноценное капиталистическое государство, что постепенно превращало общество в серую безликую массу, в которой есть только конкуренция, и нет места жалости и состраданию.
- Создавая эту сказку, Салтыков-Щедрин попытался описать человека нового времени, но прототип пескаря неизвестен.
- Впервые «Премудрый пискарь» был опубликован в эмигрантской газете «Общее дело» в Женеве. Ее распространяли в подполье, в России она была вне закона. Но потом сказку приняли в журнал «Отечественные записки», и все русские читатели смогли получить к ней доступ.
- Отсылки на это произведение М.Е. Салтыкова-Щедрина любил делать Владимир Ленин в своих выступлениях. Он называл пескарями всех тех, кого хотел укорить в трусости.
Направление и жанр
Как ни странно, сказка «Премудрый пискарь» написана в рамках литературного направления реализма. Несмотря на то, что все события, описанные в сказке, носят фантастический характер, через них проглядывают образы реальной действительности. Используя такие слова, как «умеренно-либеральный», автор ясно даёт понять, что его сказка повествует о реальных общественных проблемах. Он не зря адресовал ее «детям изрядного возраста».
Жанр данного произведения можно определить, как сатирическая сказка. Автор использует множество фантастических допущений, повествование наполнено такими свойственными для сказки словами, как «жил-был», «помаленьку да полегоньку» и другие. В то же время это используется для того, чтобы смягчить жёсткое высмеивание общества, присутствующее в произведении. А смягчить его было необходимо, иначе книгу не напечатали бы в России.
Суть: о чём сказка?
Основные события сказки «Премудрый пискарь» повествует нам о жизни одного пескаря. В детстве отец, который сам однажды чуть не попал в уху, внушил своему сыну необходимость в осторожности, привил ему чувство недоверия и страха перед окружающим миром.
Повзрослев, пескарь в первую очередь выдолбил себе маленькую норку, из которой выходил только по ночам. Днём же пескарь отсиживался в норе и постоянно дрожал перед раками, щуками и прочими обитателями водоёма.
Таким образом, пескарь прожил до ста лет, не заведя ни семьи, ни друзей, но прослыв премудрой и почтенной рыбой. Однако перед смертью он внезапно осознал, что его образ жизни губителен и бессмыслен. Будучи не способным уже что-либо изменить, исполненный тоски и сожалений, премудрый пескарь, лежал в своей норе и ждал смерти в полном одиночестве.
Уже на пороге смерти пескарю снится сон о том, как он выиграл двести тысяч и вырос на пол аршина, превратившись в самого опасного хищника в водоёме. Во сне пескарь слегка высовывается из своей норы и исчезает без следа.
А вот и краткое содержание сказки.
Главные герои и их характеристика
Система образов в сказке «Премудрый пискарь» представлена Многомудрым Литреконом в формате таблицы:
герои сказки «премудрый пискарь» | характеристика |
премудрый пискарь | маленькая трусливая рыбка, которая больше всего в жизни ценила свою безопасность. всю свою жизнь пескарь прожил в страхе перед окружающими, однако сам всегда мечтал стать большим и опасным хищником, чтобы терроризировать и поедать других рыб. в образе пескаря автор изобразил представителей интеллигенции, которые были запуганы жандармами и обысками, поэтому мирились со своей жалкой участью и открыто не высказывали власти свое неодобрение. в либеральных кругах их уважали, но на самом деле их протест выражался только в неуверенном шепоте. |
обитатели водоёма | представлены в основном раками и щуками, которых так боится пескарь. несмотря на абсурдность страхов пескаря, они представляют собой реальную опасность. в их образе автор воплотил жандармов, чиновников и других людей, от которых исходила угроза в адрес инакомыслящих. они действительно страшны к гневе и голоде, могут сломать чужую жизнь, но бояться их — это значит добровольно отказываться от свободы ради жалкого рабства. |
Темы
Тематика сказки «Премудрый пискарь» продолжает ряд сквозных мотивов в творчестве Салтыкова-Щедрина:
- Неуверенность в себе – с самого детства пескарю внушали его ничтожность и слабость пере окружающим миром. Даже спустя сто лет, он так и не смог побороть свои комплексы и начать полноценную жизнь. Таков рабский удел людей, зависимых от чужого мнения и общественных пересудов.
- Зона комфорта – пескарь Салтыкова-Щедрина стремится создать вокруг себя недоступное для других пространство, в котором он мог бы спрятаться от жестокости окружающего мира. В итоге его уютная норка превращается в мрачную сырую могилу.
- Футлярность – премудрый пискарь, движимый страхом, добровольно отрезает себя от мира, лишает себя всяких отношений с другими пескарями. Обрекает себя на вечное одиночество ради ощущения ложной безопасности.
- Фольклорные мотивы – в тексте сказки часто встречаются словесные обороты, свойственные народному творчеству, вроде «жил-был» и просторечия, вроде «шмыгают» Всё это нужно для того, чтобы подчеркнуть типичность и жизненность описываемых событий, а также сказочность произведения.
Проблемы
Проблематика сказки «Премудрый пискарь» знакомит нас с проблемами, которые всегда стояли перед человечеством:
- Трусость – основная проблема. Салтыков-Щедрин жестоко высмеивает трусость человека перед жизненными трудностями. Но подчёркивает, что именно воспитание и общественное устройство делает людей такими, какие они есть. Страхи были навязаны герою с рождения.
- Тщетность жизни – тщетность жизни, потраченной исключительно на создание уютного мирка только для себя, становится очевидна даже самому премудрому пискарю. Однако он уже оказывается неспособным изменить свою судьбу.
- Иллюзии – на протяжении всей своей жизни пескарь убеждал себя в опасности внешнего мира и собственной слабости. Многочисленные страхи, многие из которых были выдуманы им самим, вынудили его уйти в его собственный мир, где он отдался во власть другим иллюзиям – мечтам о могуществе.
- Заблуждения – с самого детства пескарь жил в заблуждениях, его картина мира была искажена. В конце жизни он осознал свои ошибки и умер, полным сожалений из-за не реализованных амбиций.
Смысл
Салтыков-Щедрин изобразил в своей сказке типичного либерала-мещанина, которого не интересует ничего, кроме его собственного благополучия. Такого человека не волнует даже его собственная душа и саморазвитие, если его тело пребывает в спокойствии и комфорте. Писатель видел, что вместо того, чтобы бороться с несправедливостью мира, люди пытаются сбежать от неё, запереться в своих крохотных мирках, где нет места тревогам и переживаниям. Но главная мысль сказки «Премудрый пискарь» заключается в том, что так сделать не получится: пока мы прячемся по своим норам, ситуация не меняется, а становится только хуже.
Причину такого поведения писатель видел не только в человеческой слабости, но и в самом общественном устройстве, которое делает людей раздробленными и жестокими по отношению друг к другу. Основная идея сказки «Премудрый пискарь» — это не только высмеивание пескаря, а осуждение всего того, что привело его к пожизненному самозаключению.
Чему учит?
Эта сказка осуждает инертность и трусость. Автор высмеивает стремление человека сбежать от реальной действительности, показывая, что этот путь обесценивает человеческую жизнь и ведёт лишь к одиночеству. Вывод из сказки «Премудрый пискарь» — это необходимость признать, что вся мудрость пескаря является всего лишь трусостью.
Салтыков-Щедрин пытается донести до читателя важность саморазвития, необходимость жить полной жизнью, несмотря на все трудности и неудобства, ведь только тогда жизнь человека обретает ценность. Такова мораль произведения «Премудрый пискарь».
Критика
«Премудрый пискарь» был встречен довольно положительно. Современники правильно поняли замысел писателя.
Писатель и критик Константин Арсеньев заметил, что сказка «Премудрый пискарь» перекликается с «Вечером четвертым» из «Пошехонских рассказов», появившемся в № 10 «Отечественных записок» за 1883 г., где публицист Крамольников обличает либералов, прячущихся от суровой действительности в «норы», заявляя, что таким путём им спастись всё-таки не удастся.
На сегодняшний день эта сказка «Салтыкова-Щедрина» считается классикой русской сатиры, которая отражает направление общественной мысли последней четверти девятнадцатого века.
Автор: Михаил Щепин
«Премудрый пескарь» — сказка, написанная М.Е. Салтыковым-Щедриным для назидания и поучения. Это сказка о пескаре, который считал себя премудрым, потому что соблюдал заповеди родителей-долгожителей: всегда всего остерегаться и бояться. Прожив всю жизнь в затворничестве понял, что жизнь прошла никак, а затем исчез таинственным образом.
Далее я публикую пересказы сказки от наших читателей, краткие содержания для читательского дневника, анализы и размышления по содержанию произведения.
Содержание
- Премудрый пескарь: кратко для читательского дневника
- Мораль сказки «Премудрый пескарь»
- Подробный пересказ «Премудрый пескарь»
Премудрый пескарь: кратко для читательского дневника
Вариант 1
Жил в реке пескарь (авторский термин «пискарь» я изменяю на современное слово, которое употребляется по современным нормам русского языка).
От родителей, проживших очень долгую жизнь в целости и сохранности пескариный рыбёнок запомнил один урок: всегда и всего остерегаться и бояться.
Так и жил в страхе долгую полуголодную жизнь. Почти всё время проводил в своей глубокой норе, лишь изредка выплывая покушать, когда вся еда уже была съедена другими рыбами.
Но такое «несытое» проживание его даже радовало. Он считал, что лучше голодным, да живым, чем сытым, но съеденным другой рыбой.
Дожив до 100 лет и собираясь уже на покой, пескарь даже с большим трудом не смог вспомнить ничего из своей жизни: ни друзей, ни жены, ни деток не завёл.
Внезапно жители рыбного царства потеряли его и подумали, что он либо всплыл вверх брюшком, умерев, либо кто-то всё-таки умудрился перехитрить премудрого пескаря и позавтракать его старческими косточками. Хотя кому он был нужен, да ещё и премудрый такой.
Вариант 2
В одной реке жил был пискарь. Родители его были настолько умные, что за всю свою жизнь пескариную ни разу они даже щуке в рот не попали, ни разу на удочку рыбаки их не смогли славить.
Сына своего отец обучал быть осторожным. Понял пескарёнок, что он самый маленький в реке, рядом большие рыбы плавают, каждая на него голодными глазами смотрит, съесть хочет.
И стал он жить в страхе, да дрожании. Днём дрожит в норке, хотя есть хочет. Но выйти из норки боится, чтобы его кто-то не съел.
А когда ночь приходит, и все большие рыбы уплывают, пескарь из норки выбраться хочет, найти еду, чтобы покушать, но за день всю пищу уже другие рыбы съели.
Так и прожил премудрый пескарь всю свою жизнь. А когда время пришло помирать ему, начал он вспоминает свою жизнь, а вспоминать-то и нечего.
Ни друзей, ни семьи, никого.
Жил премудрый пескарь — дрожал и перед смертью дрожал, а потом исчез. И никто не узнал, куда же он девался.
То ли его рыба съела, то ли он умер, никто не знает. Но прожил он больше 100 лет, а ничего после него путёвого не осталось.
Мораль сказки «Премудрый пескарь»
Реальная жизнь всегда наполнена разными ситуациями. Бывают и опасные моменты и встречи. Ведь мы живём на обитаемой планете, где встречаем много разных людей с разными характерами, попадаем в разные (порой, очень не приятные) истории, из которых как-то надо выпутываться.
Но если изолировать себя ото всего этого, то в конце жизненного пути даже и вспомнить будет нечего.
Такова мораль сказки про пескаря, который в своих глазах был очень мудрым. Даже премудрым.
Боясь всего и всех, премудрый пескарь даже жениться не стал, отдавшись всецело своему трусливому одиночеству.
А в последние моменты своей жизни он вдруг понял, что не может ничего вспомнить из своей жизни, кроме того, как всегда дрожал и прятался.
После его ухода из жизни от премудрого пескаря ничего не осталось, даже ничтожной мусоринки.
Вывод в двух словах: «премудрый» пескарь предпочитает жить в одиночестве, он полагает, что таким образом его никто не тронет. В конце произведения он понимает, что так и ничего не добился за весь период своего существования: не было в его жизни ни любви, ни друзей.
Подробный пересказ «Премудрый пескарь»
Жил-был пескарь. Его родители смогли прожить долгую жизнь.
Отец ему рассказал, что было в его жизни одно страшное событие, когда его выловили сетью рыбаки. Хорошо, что он был очень мал размером. Даже уху с него было не сварить, поэтому в сети он пробыл не долго. Рыбаки быстро выкинули его обратно в реку.
Пескарь осознал, что по размеру он, действительно, самый маленький в реке. После такой мысли ему стало вдруг жутко страшно. Ведь рядом было так много больших рыб, которые запросто могли съесть его и не поперхнуться даже.
Да что там рыбы! У него сил не было даже с сородичами побороться за лакомый кусочек еды.
Пескарь считал себя очень мудрым, он на всю свою пескариную жизнь запомнил, чему учил его отец в отношении личной безопасности в реке, поэтому принял решение, что будет жить в одиночестве всю свою жизнь.
Ему пришла мысль о том, чтобы сделать такую нору, в которую никто не смог бы проникнуть. Ему понадобился целый год для выдалбливания такой норы, ведь долбил он её в тайне ото всех своим маленьким носиком.
Пескарь подумал и решил, что он будет выплывать либо после полудня, когда уже вся рыба сыта, либо же ночью, когда ему совершенно ничего не угрожает.
Есть ему почти было нечего, так как всё съедали другие рыбы ещё рано. Но пескарь не особо расстраивался, ведь «лучше не есть, не пить, нежели с сытым желудком жизни лишиться.
Когда-то он пробудился и заметил, что возле собственной норы его поджидает рак, который полдня караулил пескаря, но тот не выходил из неё. В иной день его уже подстерегал не рак, а щука, но главный герой смог и её обхитрить.
Уже в конце жизни щуки начали его восхвалять, ведь живёт он в тишине. Они до последнего надеялись на то, что тот всё-таки выползет из своей норы, но пескарь не поддался на их уловки.
И настало премудрому пескарю уже 100 лет. Всю жизнь он прожил один. Не было у него совершенно никого: ни друзей, ни родных, ни потомства. Он подумывал лишь об одном: «Слава богу! Кажется, жив!».
Перед гибелью, покоясь в собственной норе, главный герой внезапно задумался: если бы весь род пескарей жил так, как жил он, то уже бы их род давно вымер.
Так как для продолжения рода необходимы члены семьи, нужно, чтобы они были здоровы, сыты и бодры. Они должны общаться между собой и равняться друг на друга. После своих раздумий он понял, что совершенно бесполезен и ни на что не годен. Он просто прожил всю свою жизнь впустую.
Пескарь отчётливо всё обдумал и принял решение проплыть вдоль реки с поднятой вверх головой, но всё же не решился на такой смелый шаг. Он продолжил помирать: «жил – дрожал, и умирал – дрожал».
Главный герой начал вспоминать все события своей жизни и осознал, что ему и вспомнить- то особо нечего, ведь всю свою жизнь он провёл в страхе.
Он так и не испытал ни счастья, ни хороших моментов. Даже на протяжении всего своего существования он не смог никому помочь. Раньше пескарь думал, что мимо проплывающие рыбы считали его мудрым, но, оказалось, что это совсем не так. Они говорили, что он остолоп и дурак.
После чего ему приснился сон о том, что он выиграл в лотерею. Теперь он «уже сам щук глотает». Во время отдыха его нос высунулся по своей воле из норы, и пескарь исчез.
После этого его никто не видел. Никто не знает, что с ним произошло, но многие полагают, что он просто умер и всплыл вверх. А большинство так думало потому, что никто не захочет есть старого и ни на что неспособного пескаря, «да к тому же ещё и премудрого».
Пояснительная записка.
Художественная литература – один из видов искусства, которое является
средством познания жизни, отражая и осмысляя действительность посредством
образов.
Как любой вид искусства, литература имеет свои художественные законы, но в то
же время имеет определенные черты, объединяющие ее со всеми другими видами
искусства:
- Образность, лежащая в основе любого искусства.
- Коммуникативность – обращенность к читателю, зрителю, слушателю.
- Эмоциональность – воздействие на чувства адресата.
- Идейность – произведение искусства всегда отмечено печатью
индивидуальности творца: мировосприятие, мироотношение и мировоззрение автора и
есть тот материал, из которого строятся художественные образы, транслируя
авторскую идею.
Урок-исследование по сказке М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь»
является одним из этапов изучения творчества сатирика. Организованная
подготовительная и исследовательская деятельность на уроке позволяет постичь
идейно-художественную глубину сказочного наследия Щедрина. Работа по содержанию
произведений имеет важное в воспитательном плане значение. Тема актуальна во все
времена.
На уроке используются элементы презентации деятельности творческих групп,
дискуссии. Основная часть посвящена исследованию имманентной (языковой) ткани
сказки, работе над содержанием произведения. Деятельность творческих групп
отражена в презентации собственных наработок, выводов. Драматургия урока связана
с созданием учебных ситуаций, решать которые приходится «здесь и сейчас».
Урок предназначен для преподавателей литературы общеобразовательных
учреждений всех типов.
Длительность урока: 40 мин.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока:
- формирование ключевых компетенций: исследовательской, критической,
информационной, коммуникативной, речевой – через работу с художественным текстом; - воспитание гражданских чувств, Я-концепции через осмысление нравственных
уроков М.Е.Салтыкова- Щедрина и собственной системы мнений о себе.
Задачи урока:
1. Образовательная:
- выявить авторскую позицию в сказке «Премудрый пескарь»,
идейно-художественное своеобразие произведения, уточнить представления учащихся
о мировоззрении писателя; - формировать представления обучающихся о специфике авторской, сатирической
сказки как явления искусства, о своеобразии таланта М.Е.Салтыкова- Щедрина; - формировать навык работы с художественным текстом, проникновения в подтекст
произведения, трактовки конкретного образа; - рассмотреть произведение в контексте литературной традиции, диалога культур;
- формирование умения работать со словарями, дополнительной литературой.
2. Воспитательная:
- осмыслить на новом для обучающихся уровне понятия «честь» в сопоставлении с
собственными представлениями и представлениями литературных героев. - формирование коммуникативных навыков, умения работать в коллективе
и микроколлективе, представлять (презентовать) свою работу.
3. Развивающая:
- развивать информационную, технологическую компетенции;
- формировать умение решать возникшие проблемы и самостоятельно искать ответы
на вопросы «здесь и сейчас»; - развивать диалогическую и монологическую речь;
- развивать читательские способности, интерес к классической литературе,
творчеству М.Е. Салтыкова-Щедрина, эстетический вкус; - формировать нравственные и профессиональные качества обучающихся:
ответственность за выбор жизненной позиции.
Оборудование урока:
- тексты сказки, выставка книг;
- М.Е. Салтыков-Щедрин в
портретах, иллюстрациях, документах (Л.: Просвещение, 1968.- С. 238-241); - карточки с заданиями по группам;
- плакаты с наработками творческих групп;
- опорные
схемы, слова, таблицы, эпиграф; - знак противоречия, раздатка с пословицами для
учащихся; - словари синонимов и антонимов;
- сборник пословиц В.Даля;
- словарь
русского языка С. Ожегова; - заготовка шаблона таблицы о заветах.
Предварительная работа. На предыдущем уроке были созданы творческие группы
исследователей, которые получили задание проработать материал и кратко
представить его, создав опорную схему к темам:
- Сказочный жанр 80-х гг. XIX в.- жанр, отвечающий времени (см.
Приложение №
3). - История создания цикла сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина (см.
Приложение № 4). - 80-е гг. XIX века: «страшная эпоха» (см. Приложение № 5).
Остальным обучающимся предлагается написать сочинение-миниатюру «Смысл жизни.
В чем он? Для чего появился человек на земле?». Выполнение обучающимися
индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий
обобщающего и систематизирующего характера позволяют оптимизировать предстоящий
урок, опираясь на домашние наработки. Художественный текст произведения должен
быть прочитан дома. Во время урока обучающиеся поделены на 5 микрогрупп.
План работы:
- Организационный момент. Вступительное слово учителя (3 мин.).
- Подготовка к усвоению новых знаний (3 мин.).
- Исторический и литературоведческий анализ художественного текста: жанр,
отвечающий времени (проверка домашнего задания по творческим группам) (7 мин.). - Самостоятельный анализ художественного текста сказки по группам (10
мин.). - Представление выполнения задания (15 мин.: по 3 минуты на каждую группу).
- Фронтальная беседа по выявлению идейного понимания художественного текста
(4 мин.). - Итог работы, рефлексия (3 мин.).
Ход урока
Описание этапов урока | Методический комментарий | |||||||||
I. Организационный момент. Вступительное слово учителя. Вступительное слово учителя, мотивация обучающихся к Сегодня мы с вами попытаемся проникнуть в творческую лабораторию Знакомы ли Вам произведения писателя, интересно ли его творчество? Учитель выслушивает 2-3 высказывания обучающихся. Не секрет, что за именем скрывается противоречие. Учитель обращает внимание обучающихся на эпиграфы, которые размещены Опорные слова № 1: Он проповедует любовь враждебным словом отрицанья. Я литератор действующий! Опорная схема № 2: Знак противоречия Среди современных молодых людей бытует живучее представление о нем С другой стороны, события, происходящие в нашей стране, городе, все Итак, сегодня каждый из присутствующих сможет сформировать |
Вступительное слово учителя позволяет подчеркнуть значение изучаемой темы для современного читателя, актуализировать «диалогическую» цель, состоящую в разрешении противоречия «отчуждение-отождествление» творчества писателя самими обучающимися и противоречивости самого творчества и мировоззрения сатирика. Опора на наглядность на доске: портрет, выставка книг, высказывания, Диалог учителя, обучающихся, современников писателя можно продолжить
И. Крылов. Выдвинутая проблема не предполагает однозначного решения. |
|||||||||
II. Подготовка к усвоению новых знаний.
Работа с названиями сказок. Перечислите название сказок Салтыкова- Щедрина, которые вы читали. Предполагаемые ответы: «Карась-идеалист», «Премудрый пескарь», Какую особенность вы заметили в названии сказок? О чем она говорит? Предполагаемые ответы: Много политических терминов, то есть эти Резюме (см. Приложение № 1). Опорная схема № 2: Знак противоречия
«Сказка ложь, да в ней намек. Добрым молодцам урок», — эти слова Учитель выслушивает высказывания обучающихся. |
Формирование коммуникативной, речевой компетенции. Актуализация знаний обучающихся может пройти по другому Организация диалога «обучающиеся-обучающиеся». Учитель представляет резюме в виде опорной таблицы. Обучающиеся |
|||||||||
III. Исторический и литературоведческий анализ художественного текста: жанр, отвечающий времени. 1) Что такое Предполагаемый ответ: Сказка была понятна и близка простому народу. К Ответы может дополнить творческая группа исследователей №1- Когда написаны сказки Салтыковым-Щедриным? 2) Сообщения группы № 2. История создания цикла сказок. Домашнее задание. Кратко раскрыть историю создания цикла сказок (см. 3) Сообщения группы № 3. 80-е гг. XIX века: «страшная эпоха» (см. «Уж очень худое время наступает», – замечает Салтыков-Щедрин в один Прочитайте, как характеризовал это время Салтыков-Щедрин в 4) Страшнее всего, считал Салтыков-Щедрин, малодушие, овладевшее Эти категории вечны. Разговор о них актуален и в настоящий момент. В
|
Фронтальная работа. Организация диалога учителя и обучающихся. Презентация выполнения группового домашнего задания: сообщение Возможна работа по уточнению понимания термина «цикл». Самостоятельный анализ критической, литературоведческой литературы, Развитие речи, расширение словарного запаса обучающихся через Опора на наглядность на доске. Обучающийся зачитывает отрывок. Анализ критической литературы по изучаемому произведению и Опора на наглядность на доске. Формирование Я- концепции, моральной идентичности. Художественное прочтение стихотворения. Формирование информационной компетенции через работу с литературными Формирование эстетического вкуса, нравственных ценностей через |
|||||||||
IV. Самостоятельный анализ художественного текста сказки по группам. Чем вызвана к жизни сказка «Премудрый Какие эпизоды затронули Вас, показались интересны или, наоборот, Прослушивание отрывков сказки «Премудрый пескарь». Каждый из Вас находится в микрогруппе, которой предстоит попытаться Группа обращается к заданиям (см. Приложение 6). |
Групповая форма работы.
Смысл создания сказок! Все сказки Щедрина – это реакция писателя на какое-либо общественное Выявление первичного восприятия художественного текста. Организация работы в микрогруппах позволяет активизировать участие |
|||||||||
V. Представление выполнения задания.
Группа №1. Смысл заглавия сказки. — В чем смысл заглавия сказки, значение эпитета «премудрый». — Подберите синонимы к этому слову. (Умный, мудрый, башковитый, толковый и т.п.) — А какие антонимы? (Глупый, бестолковый, несообразительный, дурак.) Салтыков-Щедрин называет своего героя «премудрым», Группа №2. Нравственные проблемы, поднимаемые Щедриным. Не впервые мы сталкиваемся в художественных произведениях с эпизодом, Обучающиеся заполняют шаблон таблицы, который затем демонстрируется.
Группа №3. Жизненная позиция премудрого пескаря. А какой наказ дали пескарю? («Гляди в оба…») К какому из этих наказов ближе всего наставление старого пескаря? В завете пескаря меньше агрессивности, хищной наступательности. Какими пословицами можно выразить жизненную позицию пескаря? Итак, главный мотив пескариного завета – предостерегающий от массы Кого же высмеивает Салтыков-Щедрин в этой сказке? (Безразличных, Группа №4. Определение отличий авторской сказки от фольклорной. Группа №5. Связь сказок Щедрина с традиционным сказочным стилем. |
Формирование информационной, технологической компетенции. Словарная работа с эпитетом «премудрый». Работа со словарями синонимов и антонимов. Словарная работа с термином «ирония». Уточнение понимания Словарная работа с терминами «заветы», «заповеди». Уточнение понимания значения слов. Организация работы по формулированию вывода: жизненная позиция Эту работу можно организовать и другим образом. После выступления Работа по сборнику Даля. Пословицы: «Хочешь жить – умей вертеться», «моя хата с краю», «знай сверчок свой |
|||||||||
VI. Фронтальная беседа по выявлению идейного понимания художественного текста. В книге Б. Ясенского Что вы скажете об этой мысли? — Да, равнодушным пескарям на все наплевать: гибни все, Так можем ли мы согласиться с тем, что «премудрые пескари» безвредны? |
Опора на наглядность – высказывания на доске. Обмен мнениями, организация диалога: собственное мнение обучающегося- |
|||||||||
VII. Итог урока. Рефлексия.
Какой Предполагаемый ответ: Сказка учит честности, гражданской смелости и Можно ли назвать такое жалкое прозябание жизнью? А Вы живете С каким настроением Вы сегодня уходите с урока? Стал ли близок вам Пожелание студентам: Б. Пастернак
|
Опора на наглядность на доске.
Примерные выводы:
Формирование навыков саморефлесии. Эмоциональный настрой после рефлексии позволяет логически завершить |
Список литературы:
- Русская литература 20 в. В 2-х ч. Под. ред. Ю.В.Лебедева. М.: Просвещение,
2004. - Поурочные разработки по русской литературе 19в / Под ред. И.В. Золотаревой,
Т.И.Михайловой. М.: ВАКО, 2002. - Коровин В.И., Вершинина Н.Л. Методические рекомендации к учебнику В.И.
Коровина и др. «Русская литература XIX века». — М.: Просвещение, 2004. — 86 с. - Русские писатели. Библиографический словарь. Ч.2. М-Я/ Под ред. П.А.
Николаева.- М.: Просвещение, 1990.- С. 208-218. - Салтыков-Щедрин М.Е. Сказки. М.: Дрофа, 2005.-64 с.
Салтыков-Щедрин Михаил Евгеньевич «Премудрый пескарь» — анализ сказки
Содержание:
- «Премудрый пескарь» — описание, кто автор
- Сюжет сказки
- Описание главных героев
- Темы произведения
- Проблематика произведения
- Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»
«Премудрый пескарь» — описание, кто автор
«Премудрый пескарь» (или «Премудрый пискарь», как было обозначено самим автором по общепринятым правилам грамматики XIX в.) – это сатирическая сказка, принадлежащая перу Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина.
Чтобы произвести анализ сказки, нужно обязательно учитывать исторический контекст. Создание данного произведения явилось ответом на общественно-политическую ситуацию в стране во второй половине XIX века. В 1881 г. народовольцами был убит российский император Александр II, что привело к усилению гонений на представителей интеллигенции. Сказка Салтыкова-Щедрина, написанная в 1883 году, представляла собой скрытую критику интеллигентов-либералов, которые заняли нейтральную позицию, не желая рисковать жизнью и свободой.
Впервые опубликована эта сказка была в 1883 году в Женеве, в эмигрантской газете «Общее дело». Она попала в рубрику под названием «Сказки для детей изрядного возраста» — иными словами, вовсе не для детей. В России же ее опубликовал журнал «Отечественные записки» в 1884 году – отечественная цензура не допускала ее к публикации.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Одна из особенностей произведения – его жанровая принадлежность. Автор определяет его как сказку, и оно действительно включает в себя элементы плана фольклорного произведения (например, зачин), а также фольклорные клише: «жил-был», «ни в сказке сообщить, ни пером описать», «стал жить-поживать» и т.д. Тем не менее, эта сказка написана в рамках литературного направления реализма. Это мы можем понять, например, по использованному автором слову «умеренно-либеральный» – явная аллюзия на реально существующие в мире проблемы.
Сюжет сказки
Основной сюжет – рассказ о маленькой рыбке, пескаре, который живет в реке. Его родители умерли, но перед смертью отец наставлял его быть осторожным, а особенно сторониться удочки. Понимая, что опасность может подстерегать абсолютно везде, пескарь решает изолироваться от мира в маленькой норе, выбираясь из нее только по ночам, вдали от чужих глаз.
Сто лет он прожил, зарывшись в песок, радуясь, что умирает своей смертью. Однако его мучают сомнения: он уже совсем старый и больной, почти ослеп, но так и не обзавелся собственной семьей и не нашел себе друзей. «Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал о нём? кто об его существовании вспомнит?» — думает он. Во сне пескарь видит, будто выиграл двести тысяч рублей и глотает щук, которых так боялся в жизни. Но пока он спит, его рыло случайно показывается из норы, после чего он вдруг исчезает – то ли его проглотила щука, то ли перешиб клешней рак, а может, он умер своей смертью и всплыл на поверхность? «Скорее всего – сам умер, потому что какая сласть щуке глотать хворого, умирающего пискаря, да к тому же еще и премудрого?» — предполагает рассказчик в конце.
Описание главных героев
Главный герой произведения – это сам премудрый пескарь. Он представляет собой образ маленькой трусливой рыбки, мечтающей стать большим и опасным хищником, поедающим других рыб. Однако вместо этого он выбирает спрятаться в норке и отказаться от нормальной жизни ради собственной безопасности.
Для проведения параллели с реальным миром автор использует прием олицетворения – он очеловечивает пескаря, помещая его в человеческие реалии: «В карты не играет, вина не пьет, табаку не курит, за красными девушками не гоняется»; «Выиграл будто бы он двести тысяч, вырос на целых поларшина и сам щук глотает». Пескарь – это собирательный образ, он олицетворяет интеллигенцию, представители которой заняли пассивную общественно-политическую позицию, и вместо того, чтобы открыто выступить против власти, смирились со своим положением и предпочли жить в страхе.
Обитатели водоема – хищные рыбы и речные животные (преимущественно раки и щуки), которых опасается премудрый пескарь. Их образы являются воплощением жандармов, чиновников и прочих представителей «государственной машины», которые представляли собой угрозу для либеральной интеллигенции. Для пескаря щуки и раки действительно опасны, но постоянно прятаться в песке – значит, добровольно отказаться от нормальной, полноценной жизни.
Темы произведения
Основными темами произведения являются:
- Неуверенность в себе. Пескарь считал, что он не сможет противостоять окружающим его жителям водоема, и потому выбрал не пересекаться с ними вообще. До самой смерти он был уверен в своей ничтожности и слабости перед миром, и полноценно жить мог только в мечтах или во сне. Он отказался от свободы и нормальной жизни, добровольно принеся себя в рабство, лишь бы умереть собственной смертью.
- Зона комфорта. Пескарь вырыл маленькую норку, в которой мог уместиться только он – это было его безопасное место. И хотя она была тесной и ограничивала его движения, он продолжал жить так на протяжении ста лет, прячась от жестокости внешнего мира.
- «Футлярность» или изоляция, отрешение от мира. Руководствуясь страхом за свою жизнь, пескарь собственноручно отрезает себя от окружающего мира и от прочих обитателей водоема. Таким образом, он закрылся в своей норе – «футляре» — не только от предполагаемых опасностей, но и от тех, кто мог бы стать его другом или создать с ним семью. Только в конце жизни он осознает, что таким затворническим образом жизни он всего-навсего обрек себя на вечное одиночество.
Проблематика произведения
Одна из основных проблем этой сказки – страх. Автор высмеивает человеческую трусость перед трудностями, без которых жизнь невозможна. Избегая предполагаемой опасности, пескарь фактически избегает и самой жизни. При этом в произведении подчеркивается, что причиной такого отношения стали родители – то есть, такие взгляды люди перенимают благодаря воспитанию и общественному устройству.
Красной нитью через произведение также проходит проблема бесполезности, тщетности жизни. Больше ста лет пескарь прожил в норке вместо того, чтобы наполнить свою жизнь смыслом. Однако это осознание приходит к нему лишь перед смертью, когда он уже не в силах ничего изменить.
Всю жизнь пескарь жил в заблуждении касательно внешнего мира. Это еще одна проблема, освещенная писателем в сказке. Он никогда не встречался со своими страхами лицом к лицу, ему их внушили с детства, и всю жизнь он прожил, убеждая себя, что встреча с одним из «опасных» обитателей водоема обязательно станет роковой. В конце концов он выстраивает для себя собственный безопасный мир, состоящий из маленькой норки и мечтаний о непрожитой, но наполненной смыслом жизни.
Чему учит автор в сказке «Премудрый пескарь»
Салтыков-Щедрин в своем произведении осуждает стремление к физическому благополучию и игнорирование при этом душевных, эмоциональных нужд. Главной идеей сказки является то, что люди предпочитают бежать от несправедливости мира в собственный изолированный мирок, а не бороться с ней. Опасность такого выбора заключается в том, что пока каждый прячется в своем «футляре», ситуация снаружи лишь усугубляется. В конечном счете, это не приносит пользы никому. В итоге получается, что пескарь вовсе не премудрый, а всего лишь трусливый – в этом состоит смысл названия.
Сказка «Премудрый пескарь» высмеивает и критикует не только самого пескаря, но и то, что привело к его «трагедии». Причиной добровольной изоляции, абстрагирования от трудностей становится общественное устройство, которое делает людей разрозненными и жестокими. Таким образом, автор осуждает трусость перед жизнью, пассивность и инертность, показывая, что такой подход приводит к обесцениванию человеческой жизни. Он учит бороться за счастье, за свою ценность как личности.
Сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пискарь» – краткое изложение. Как правильно: пискарь или пескарь? Анализ: тема и проблематика. О чем писать в сочинении?
«Премудрый пискарь» — сказка М.Е. Салтыкова-Щедрина, высмеивающая трусливых обывателей. Главный герой — пискарь, который всю жизнь только и делал, что прятался от опасностей. Пискарь считал себя очень умным, но в итоге прожил несчастливую и бесполезную жизнь в постоянном страхе.
Произведение входит в цикл «Сказки для детей изрядного возраста». Впервые опубликовано в 1883 году за границей.
Пескарь или пискарь?
Персонаж Салтыкова-Щедрина — пискарь, через букву «и». В сочинении лучше использовать именно этот авторский вариант, чтобы показать знакомство с текстом.
Название рыбы — пескарь, пишется через «е». Поэтому нередко и название щедринской сказки искажают, пишут «Премудрый пескарь». В некоторых изданиях для детей используется именно такое написание.
Полный текст и аудиокнига
Полный текст сказки «Премудрый пискарь» доступен в «Викитеке».
Аудиоверсию можно послушать на YouTube.
Краткое изложение
Отец пискаря однажды чуть не угодил в уху и завещал сыну: хочешь жить, всегда гляди в оба! Пискарь этот был «просвещенный, умеренно-либеральный». Он хорошо понимал, что кругом опасности. Жить нужно так, чтоб никто тебя не заметил, и умереть своей смертью, размышлял пискарь.
За год он выдолбил себе носом норку, куда мог поместиться только он сам. Весь день пискарь прятался в норе и дрожал от страха. За пропитанием он ненадолго выплывал лишь около полудня, когда вся рыба уже сыта, а при любой опасности пискарь прятался обратно. Лучше голодать, чем погибнуть, признавал он.
Каждый день пискарь недосыпал, недоедал и все время беспокоился, будет ли жив завтра. Иногда ему снилось, как он выигрывает в лотерею двести тысяч.
У норы пискаря поджидали то рак, то щука, но он не вылезал, дрожа от страха. Тем и спасался. И каждый раз после очередной победы восклицал: слава богу, жив!
Пискарь не женился, не завел детей. Это ведь в отцовские времена легко было прожить, «щуки были добрее», размышлял он. А сейчас-то уж не до семьи! Так и прожил пискарь сто с лишним лет: без друзей и родных, в вечном страхе.
Под конец жизни даже щуки хвалили его за упорство: если бы все так жили, кругом была бы тишь да благодать! На самом деле, щуки надеялись с помощью этой лести выманить пискаря из норки. Но он на такие хитрости не поддался.
Наконец пришла пискарю пора помирать. Радовался он, что своей смертью умирает. Но думал о щучьих словах: а если бы и правда все жили точно так же? И понял речной житель, что в этом случае никаких пискарей бы не осталось.
Думал пискарь напоследок вылезти из норы да гордо проплыть по всей реке, но снова испугался. «Жил — дрожал, и умирал — дрожал». Да и премудрым его на самом деле никто не называл. Считали пискаря остолопом, который настоящую жизнь променял на сидение в норе.
С этими грустными мыслями пискарь заснул и снова видел сон про выигрышный билет на двести тысяч. И покуда спал, рыло его из норки высунулось. А после пискарь исчез без следа. То ли щука его схватила, то ли рак — непонятно. Вероятнее всего, он умер своей смертью. Потому что кому захочется есть старого и больного пискаря, да вдобавок еще и премудрого?
Анализ: о чем писать в сочинении
Тема сказки — страх, который делает жизнь бессмысленной и бесцельной. В сочинении можно написать о том, что автор сказки критикует своих трусливых современников и в то же время поднимает вечную проблему: зачем жить, если нет ничего, ради чего человек был бы готов рискнуть собой?
Произведение Салтыкова-Щедрина принято связывать с исторической ситуацией в России 1880-х годов. После того, как революционеры-народовольцы убили царя Александра II, власть унаследовал его сын Александр III. При новом императоре революционное подполье было разгромлено, ужесточена цензура, за любые проявления инакомыслия стали сурово наказывать. В те годы многие свободолюбивые интеллигенты решили, что лучше затаиться и не рисковать своим благополучием.
Именно таких людей Салтыков-Щедрин критикует эзоповым языком, изображая в виде «премудрой» рыбки, всю жизнь дрожащей в норе. А поскольку автор пишет, что пискарь был «умеренно-либеральный», сказку рассматривают в первую очередь как критику русских либералов: на словах они поддерживают свободу, но все время боятся и ничего не делают.
Однако нельзя сказать, что щедринская сказка — исключительно злободневные размышления о трусости русской интеллигенции. Писатель и спустя 150 лет заставляет задуматься о смысле жизни. Если жизнь — это лишь бесконечные попытки избежать смерти, то зачем жить? Умирать рано или поздно все равно придется. И тогда о каждом человеке будут судить по делам:
Какие были у него радости? кого он утешил? кому добрый совет подал? кому доброе слово сказал? кого приютил, обогрел, защитил? кто слышал об нем? кто об его существовании вспомнит?
Именно об этом Салтыков-Щедрин призывает читателя помнить, чтобы не прожить жизнь премудрого пискаря.
За что читатели так высоко ценят творчество писателя Михаила Салтыкова-Щедрина? Он обладал уникальным талантом — просто и по-детски рассуждал о сложных философских, политических, социальных проблемах. Наглядный пример — сказка «Премудрый пескарь». Кратко о сюжете произведения и его скрытом смысле расскажем далее.
«Премудрый пескарь»: краткое содержание
Общественная деятельность и политическая жизнь страны были глубоко интегрированы в судьбу писателя Салтыкова-Щедрина. Исторические события и процессы в обществе были главными мотивами его творчества. Может показаться, что в сказке «Премудрый пескарь» автор решил изменить себе и написал обычный детский рассказ.
Однако Салтыков-Щедрин мог похвастаться тонким чувством юмора и в то же время обостренным чувством справедливости. Он никогда не оставался в стороне от главных политических событий. И если копнуть глубже, становится очевидно: писатель сменил вовсе не тематику, а лишь форму повествования. Но прежде чем анализировать тайный смысл «Премудрого пескаря», предлагаем ознакомиться с кратким пересказом произведения:
Салтыков-Щедрин: «Премудрый пескарь» вкратце
Жил в реке мудрый пескарь. Его родители тоже были умны и умудрились дожить до старых лет. Перед смертью отец учил сына быть осторожным: избегать крупной рыбы и раков, а главное — людей. Старик было сам чуть не попался и не стал для них обедом. И решил мудрый пескарь: выдолбить себе крошечную нору, в которую мог бы попасть он один, и спрятаться там от всяких опасностей.
Целыми днями пескарь тихо сидел в своей норе. Выходил лишь ночью или после полудня, когда все хищники уже были сыты. Правда, и самому пескарю питаться было нечем. Но лучше уж голодная жизнь, чем смерть в сытости.
Однажды пескарю привиделся сон, будто он выиграл в лотерею. От сладких фантазий полголовы его вылезло наружу. А там то и дело подстерегала угроза — то щука, то рак. Проживая каждый новый день, пескарь премудрый радовался, что не был съеден.
Краткое содержание: премудрый пескарь и его сожаления
Живя в постоянном страхе, пескарь не завел ни семьи, ни друзей. Он вспоминал, как все было в его детстве: тогда хищники совсем мелкую рыбу не трогали, поэтому его отец еще мог позволить себе семью. А сейчас — совсем другое время.
Так пескарь прожил больше столетия:
- Не знал он ни любви, ни дружбы, ничего в жизни не попробовал.
- Перед смертью старик стал задумываться: жили бы все пескари так, как он, их род давно бы исчез.
Почувствовав себя бесполезным, старик уж было решил выйти из норы и проплыть по реке, но страх снова взял верх.
«Премудрый пескарь»: развязка истории
Рыбам, проплывающим мимо норы старика, не было до него дела. Никто не поинтересовался, как он так долго прожил, да и умным его не считали. Перед смертью пескарь снова увидел счастливый сон о лотерее. Но теперь он еще и стал больше, сам щук гоняет!
Во сне старик выпал из норы и пропал. Кто знает, что с ним произошло. Может, стал обедом для щуки. Но это вряд ли: кто захочет лакомиться стариком. Скорее всего, умер пескарь и всплыл на поверхность.
«Премудрый пескарь»: анализ произведения
На первый взгляд, Салтыков-Щедрин создал понятную и поучительную сказку для детей. Но это не совсем так. Автор спрятал в тексте глубокий посыл для взрослых и даже намекнул на политическую ситуацию в стране.
Подтекст произведения поможет раскрыть анализ. «Премудрый пескарь» — попытка писателя высказаться на запрещенные темы. Какие именно — рассмотрим далее:
История написания
Сказка «Премудрый пескарь» была написана зимой 1882–1883 гг. Она стала реакцией автора на происходящие в то время политические события:
- В начале 1880-х участники революционной организации «Народная воля» совершили убийство императора Александра II.
- Усилились преследования интеллигенции, участились аресты. Вместе с тем покушение на царя не вызвало народных волнений, на которые рассчитывали члены «Народной воли».
- Боясь за собственную безопасность и жизни, революционеры решили залечь на дно и прекратили активную деятельность.
Михаил Салтыков-Щедрин не разделял такой позиции, но и открыто осуждать «Народную волю» не мог. Свое мнение автор завуалированно высказал в новом произведении «Премудрый пескарь».
Учитывая остросоциальный сюжет сказки, ее не сразу пустили в печать:
- Сперва «Премудрого пескаря» опубликовали в Женеве — в газете «Общее дело», которую издавали эмигранты. Произведение поместили в раздел «Сказки для детей изрядного возраста», намекая, что именно взрослым будет интересно его прочесть.
- В России сказка увидела свет в 1884-м в журнале «Отечественные записки».
«Премудрый пескарь»: смысл
Несмотря на политический подтекст, который поймут те, кто знаком с историей России конца девятнадцатого века, сказка проста для восприятия и вполне может понравиться ребенку. Автор создал произведение таким образом, чтобы его могли по-своему интерпретировать и дети, и взрослые.
Вот какие поучительные идеи изложил писатель:
Жить — значит рисковать
В первую очередь «Премудрый пескарь» — это рассказ о жителях подводного мира. С помощью такой аллегории автор стремился донести младшему поколению мысль, что жизнь без риска и приключений скучна, и нужно смело преодолевать все препятствия, чтобы ею наслаждаться в полной мере.
Риск — форма самореализации личности
Более глубоко эта идея раскрывается в восприятии взрослого человека: отказ от полноценной жизни, своих идей и принципов из-за страха неудачи или боязни за свою безопасность может сделать человека еще более несчастным.
Вред чрезмерной родительской опеки
Помимо этого, автор раскрывает проблему отцов и детей. Небольшой эпизод, повествующий о родителях пескаря, показывает, как пагубно родительское воспитание может сказаться на будущем ребенка. Чрезмерная опека, попытки «загрузить» свой опыт в сознание нового поколения приводят не только к тому, что молодежь начинает страшиться реальной жизни, испытаний, но отказывается от полноты бытия и наслаждений.
Так, Салтыков-Щедрин коснулся философского вопроса о счастье и смысле жизни. Автор считает, что их суть не в количестве прожитых лет, а в простых человеческих вещах: дружбе, близких людях, развлечениях, любви.
«Премудрый пескарь»: жанр и композиция
Чтобы емко выразить свои идеи, Салтыков-Щедрин выбрал для «Премудрого пескаря» необычный жанр — сатирическая сказка. На это указывают особенности произведения:
- С одной стороны, в нем много фантастики. Автор использует аллегорические образы рыб, чтобы на их примере донести основную мысль.
- В то же время это пародийные образы, ведь изначально созданы, чтобы высмеять реальных политических фигур.
- Основной сатирический прием, который использует писатель, кроется в названии сказки. Салтыков-Щедрин не зря нарочито часто называет главного героя «премудрым». Этим он лишь подчеркивает его глупость и слепую самоуверенность.
Особенности композиции «Премудрого пескаря» автор подсмотрел в народных сказках. Он ведет повествование логично и последовательно:
- Произведение начинается с экспозиции. В ней читатель знакомится с главным героем пескарем, узнает о его родителях.
- Вступление плавно перетекает в завязку: отец-пескарь дает сыну наставления о том, как правильно жить.
- С развитием сюжета читатель узнает, как сложилась жизнь пескаря после смерти отца и матери. Постепенно герой приходит к осознанию, что жил напрасно.
- В развязке пескарь умирает.
Произведение заканчивается своеобразной моралью: пескарь, который более столетия вел трусливый, затворнический образ жизни, на старости лет никому не нужен, даже хищникам, которые так долго за ним охотились.
Рассказ не зря внесен в школьную программу: он поможет юным читателям задуматься о смысле жизни и выборе. Однако взрослым также удастся почерпнуть в нем мудрость. И, пожалуй, именно в этом и состоит уникальность творчества Михаила Салтыкова-Щедрина.
Оригинал статьи: https://www.nur.kz/family/school/1885108-premudryj-peskar-kratko-soderzanie-i-analiz/