Ключевые слова местоимения в сказке лес и ручей

Определение падежа у местоимения

Выберите правильный ответ. В какой строке все местоимения стоят в родительном падеже?

У меня, за тобой, для вас

Без него, с ней, вокруг нас

Возле тебя, около неё, для него

Мной, вами, тебе

Поиск местоимений

Выберите из выпадающего списка строку, где все слова – местоимения.

Определение формы местоимений

Установите соответствие между местоимением и его формой.

Повторим теорию

Вставьте в текст пропущенные слова.

Местоимение – часть речи, которая на , признаки, количество, но не называет их.

служебная

указывает

самостоятельная

предметы

действия

Склонение личных местоимений

Вставьте пропущенные местоимения в таблицу.

Падеж 1-е лицо, ед. ч. 2-е лицо, ед.ч. 3-е лицо, ед. ч., м. р. 3-е лицо, ед. ч., ж. р. 3-е лицо, ед. ч., ср. р. 1-е лицо, мн. ч. 2-е лицо, мн. ч. 3-е лицо, мн. ч.

Им. п.

ты

он

она

оно

вы

они

Родит. п.

меня

тебя

его

его

нас

вас

Дат. п.

мне

ему

ей

нам

вам

им

Винит. п.

тебя

его

её

его

вас

их

Творит. п.

мной

тобой

ею (ей)

им

нами

ими

Предл. п.

обо мне

о тебе

о нём

о ней

о нём

о нас

о вас

о них

её

тебе

ему

их

меня

нас

я

им

вами

мы

Догадайтесь!

Подумайте!

Распределите местоимения по числам.

Единственное число

Множественное число


мы


они


она


их


я


вы


к нам


мной


у вас


за нами


он


к ней


ты


про него


о них


оно

Весёлая семейка

Выделите жёлтым цветом личные местоимения в отрывке из «Весёлой семейки» Н. Носова.

Мишка взял книгу и стал читать. Читал, читал, потом говорит:

Ты знаешь: мы чуть не задушили их!

– Яйца?

– Да, они, оказывается, живые.

– Что ты! Яйца живые? – удивился я.

– Правда, правда! Вот почитай: «Яйца – это живые существа. Только жизнь незаметна в них. Она как будто дремлет внутри яйца. Но, если яйцо начать нагревать, жизнь пробуждается, и внутри яйца станет развиваться зародыш, который постепенно превращается в маленького птенца. Как и все живые существа, яйца дышат…» Понял? Мы с тобой дышим, и яйца дышат. (По Н. Носову)

Употребление местоимений

Догадайтесь, какие местоимения пропущены в рассказе Н. Носова «На горке» и вставьте их в нужном падеже. 

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали


под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили


водой и побежали домой обедать.

– Вот пообедаем, – говорили


, ─ а горка пока замёрзнет. А после обеда


придём с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой!


горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся.


ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а


только руками за окном разводит да головой мотает, ─ как будто нельзя


! (Н. Носов.)

Работа с текстом

Вдумчиво прочитайте текст сказки «Лес и ручей» К. Д. Ушинского. Подчеркните в тексте ключевые слова-местоимения.

Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка.

– Хотя бы пришли люди и вырубили этот несносный лес! – журчал ручей.

– Дитя моё! – кротко отвечал ему лес. – Ты ещё мал и не понимаешь, что моя тень хранит тебя от иссушающего действия солнца и ветра, что без моей защиты высохли бы быстро твои ещё слабые струи. Погоди, наберись прежде силы под моей тенью, и тогда ты выбежишь на открытую равнину, но уже не слабым ручейком, а могучей рекой. Тогда, без вреда для себя, будешь отражать ты в своих струях блестящее солнце и ясное небо, будешь безопасно играть с могучим ветром. (К. Ушинский)

Развиваем орфографическую зоркость

Вставьте в текст отрывка из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (книга про приключения коротышек из Цветочного города) пропущенные буквы, где это необходимо. 

Когда Знайка объяснил, что для воздушн


шара нужна резина, то малыш


начали собирать резиновый сок. (Для)


него Знайка приг


товил большую бо


у. Незнайка тоже пош


л собирать сок и встретил на улице своего друга Гуньку, который играл с двумя малышк


в прыгалки.

– Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали! – сказал Незнайка. – Ты, брат, лопнеш


от завист


, когда узнаеш


.

– Что же это за штука? – заинтересовался Гунька.

– Скоро мы


делаем воздушный пузырь и пол


тим путешествовать.

Гуньке стало завидно. Ему тоже захотелось хоть чем-нибудь похвастаться, и он сказал:

– Подумаеш


, пузырь! А я зато с малышк


подружился.

Мушка и Кнопо


а стояли поодаль и с опаской поглядывали на Незнайку.

Незнайка посм


трел на них исподлобья и сказал:

– Ах, вот как! Ты ведь (со)


мной дружиш


!

– Я и (с)


тобой дружу и (с)


ними тоже. Одно другому не мешает.

 (По Н. Носову)

Местоимения

Вставьте пропущенные местоимения в тексте отрывка «Книги о языке» Ф. Фолсома.

Во многом люди были слабы. Зато у были и немалые преимущества. умели передвигаться на двух ногах. А значит, когда стояли или ходили, они в то же время могли что-то делать руками. Пальцы , как нарочно, будто для того и были приспособлены, чтобы держать и хватать. Держа в руке камень, человек мог ударить куда сильнее, чем просто кулаком. Камнями и палками он мог отбиваться от зверей, когда они на нападали. А ещё палки и камни служили ему орудиями – с он добывал больше пищи. Человек пользовался орудиями – вот что отличало от большинства животных. (Ф. Фолсом)

его

ими

ними

его

они

Его

Они

них

их

их

него

Шифровка

Разгадайте кроссворд, в котором зашифрованы местоимения. Чтобы прочесть слова, нужно найти соответствие указанному номеру букве алфавита:

А – 1, Б – 2, В – 3, Г – 4, Д – 5, Е – 6, Ё – 7, Ж – 8, З – 9, И – 10, Й – 11, К – 12, Л – 13, М – 14, Н – 15, О – 16, П – 17, Р – 18, С – 19, Т – 20, У – 21, Ф – 22, Х – 23, Ц – 24, Ч – 25, Ш – 26, Щ – 27, Ъ – 28, Ы – 29, Ь – 30, Э – 31, Ю – 32, Я – 33.

Разряды местоимений

Выделите жёлтым цветом все местоимения в отрывке из текста рассказа Ю. Сотника «Человек без нервов».

Слева вдоль просёлочной дороги тянулось поле овса, справа вплотную к дороге подступал лес. У самого края росли молодые светло-зелёные ёлочки; за ними, словно охраняя малышей, стояли взрослые ели с тяжелой синеватой хвоей на опущенных ветках.

Маша иногда замедляла шаги, всматриваясь в глубь леса.

– Угадай, на сколько тянется этот лес? – говорила она. – Не знаешь? До самой железной дороги, больше двадцати километров. Евстигней Иванович, начальник лагеря, сказал, что если кто-нибудь пойдет в этот лес без вожатых, то его сразу отправят к родным. Потому что в этом лесу не только ребята, а даже местные иной раз плутают: кружат, кружат, а выйти не могут. (По Ю. Сотнику)

Русский язык
Подчеркни не только все местоимения. Русский язык Но противительный союз.

Урок 11. Местоимение

Выберите правильный ответ. В какой строке все местоимения стоят в родительном падеже?

У меня, за тобой, для вас

Без него, с ней, вокруг нас

Возле тебя, около неё, для него

Поиск местоимений

Выберите из выпадающего списка строку, где все слова – местоимения.

Определение формы местоимений

Установите соответствие между местоимением и его формой.

Повторим теорию

Вставьте в текст пропущенные слова.

Местоимение – часть речи, которая на , признаки, количество, но не называет их.

Склонение личных местоимений

Вставьте пропущенные местоимения в таблицу.

Догадайтесь!
Подумайте!

Распределите местоимения по числам.

Единственное число

Множественное число

Весёлая семейка

Выделите жёлтым цветом личные местоимения в отрывке из «Весёлой семейки» Н. Носова.

Мишка взял книгу и стал читать. Читал, читал, потом говорит:

– Ты знаешь: мы чуть не задушили их !

– Да, они , оказывается, живые.

– Что ты ! Яйца живые? – удивился я .

– Правда, правда! Вот почитай: «Яйца – это живые существа. Только жизнь незаметна в них . Она как будто дремлет внутри яйца. Но, если яйцо начать нагревать, жизнь пробуждается, и внутри яйца станет развиваться зародыш, который постепенно превращается в маленького птенца. Как и все живые существа, яйца дышат…» Понял? Мы с тобой дышим, и яйца дышат. (По Н. Носову)

Употребление местоимений

Догадайтесь, какие местоимения пропущены в рассказе Н. Носова «На горке» и вставьте их в нужном падеже.

Целый день ребята трудились – строили снежную горку во дворе. Сгребали лопатами снег и сваливали под стенку сарая в кучу. Только к обеду горка была готова. Ребята полили водой и побежали домой обедать.

– Вот пообедаем, – говорили , ─ а горка пока замёрзнет. А после обеда придём с санками и будем кататься.

А Котька Чижов из шестой квартиры хитрый какой! горку не строил. Сидит дома да смотрит в окно, как другие трудятся. ребята кричат, чтоб шёл горку строить, а только руками за окном разводит да головой мотает, ─ как будто нельзя ! (Н. Носов.)

Работа с текстом

Вдумчиво прочитайте текст сказки «Лес и ручей» К. Д. Ушинского. Подчеркните в тексте ключевые слова-местоимения.

Пробегая по влажной лесной темноте, посреди болот и мхов, ручей жалобно роптал, что лес закрывает от него и ясное небо, и далёкую окрестность, не пропускает к нему ни ясных лучей солнца, ни шаловливого ветерка.

– Хотя бы пришли люди и вырубили этот несносный лес! – журчал ручей.

– Дитя моё! – кротко отвечал ему лес. – Ты ещё мал и не понимаешь, что моя тень хранит тебя от иссушающего действия солнца и ветра, что без моей защиты высохли бы быстро твои ещё слабые струи. Погоди, наберись прежде силы под моей тенью, и тогда ты выбежишь на открытую равнину, но уже не слабым ручейком, а могучей рекой. Тогда, без вреда для себя , будешь отражать ты в своих струях блестящее солнце и ясное небо, будешь безопасно играть с могучим ветром. (К. Ушинский)

Развиваем орфографическую зоркость

Вставьте в текст отрывка из книги Н. Носова «Приключения Незнайки и его друзей» (книга про приключения коротышек из Цветочного города) пропущенные буквы, где это необходимо.

Когда Знайка объяснил, что для воздушн шара нужна резина, то малыш начали собирать резиновый сок. (Для) него Знайка приг товил большую бо у. Незнайка тоже пош л собирать сок и встретил на улице своего друга Гуньку, который играл с двумя малышк в прыгалки.

– Послушай, Гунька, какую мы штуку придумали! – сказал Незнайка. – Ты, брат, лопнеш от завист , когда узнаеш .

– Что же это за штука? – заинтересовался Гунька.

– Скоро мы делаем воздушный пузырь и пол тим путешествовать.

Гуньке стало завидно. Ему тоже захотелось хоть чем-нибудь похвастаться, и он сказал:

– Подумаеш , пузырь! А я зато с малышк подружился.

Мушка и Кнопо а стояли поодаль и с опаской поглядывали на Незнайку.

Незнайка посм трел на них исподлобья и сказал:

– Ах, вот как! Ты ведь (со) мной дружиш !

– Я и (с) тобой дружу и (с) ними тоже. Одно другому не мешает.

Местоимения

Вставьте пропущенные местоимения в тексте отрывка «Книги о языке» Ф. Фолсома.

Во многом люди были слабы. Зато у были и немалые преимущества. умели передвигаться на двух ногах. А значит, когда стояли или ходили, они в то же время могли что-то делать руками. Пальцы , как нарочно, будто для того и были приспособлены, чтобы держать и хватать. Держа в руке камень, человек мог ударить куда сильнее, чем просто кулаком. Камнями и палками он мог отбиваться от зверей, когда они на нападали. А ещё палки и камни служили ему орудиями – с он добывал больше пищи. Человек пользовался орудиями – вот что отличало от большинства животных. (Ф. Фолсом)

источники:

https://resh.edu.ru/subject/lesson/7631/train/

Лес и ручей. Существительные среднего рода. Местоимение оно:

урок русского языка в 4 классе для школ с казахским языком обучения

Н.Ж.Жансугурова, учитель русского языка и литературы СШ №6 им. Г.Актаева

г. Актобе

Цель и задачи урока:

  • познакомить учащихся с существительными среднего рода, со способами распознавания и обозначения;

  • закреплять знания детей о природе; формировать понятие «Лес», польза леса и деревьев; закрепить названия деревьев на русском языке;

  • обогатить словарный запас детей, развивать внимание, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

  • воспитывать бережное отношение к животным, формировать экологически грамотное взаимодействие с окружающей средой.

Тип урока: урок объяснения нового материала.

Оборудование урока: презентация к уроку «Лес и ручей» (наглядность деревья: дуб, сосна, клён, ель, береза; картина В.Цыганова «Русские березки»), жетоны для оценивания правильных ответов.

Ход урока:

І. Организационный момент.

— проверка готовности класса к уроку;

— сообщение темы и цели урока.

ІІ. Новая тема «Существительные среднего рода»

  • Ребята, давайте вспомним, что обозначает имя существительное? (Имена существительные обозначают предмет.)

  • На какие вопросы отвечают имена существительные? (Имена существительные отвечают на вопросы кто? что?)

-Откройте учебники на странице 140. Задание: Подумайте. Забросьте мяч в нужную корзину.

М.р. Человек, хлеб, кобыз, грузовик

Ж.р. Природа, трава, птица, земля, домбра

Ср.р. Лето, небо, поле, солнце, дерево

• Сколько мячей в каждой корзине?

• Составьте устно предложения с этими словами? (1. Человек должен беречь природу. 2. К дому подъехал грузовик. 3. Я играю на добре. 4. Сегодня ярко светит солнце.)

Слова солнце, небо, слово – существительные среднего рода. Их можно заменить местоимением оно.

От существительного среднего рода к прилагательному ставится вопрос какое? Солнце какое? – Солнце ясное.

Упражнение 3 с.138-139. К данным существительным напишите нужные прилагательные. Обозначьте их окончания.

Солнце (какое?) … . Небо (какое?) … . Дерево (какое?) … . Слово (какое?) … . Лето (какое?) … . Поле(какое?) … .

Слова для справок: зелёный, высокий, светлый, умный, ясный, жаркий, сухой.

ІІІ. Работа по развитию речи.

Упражнение 6 с.139. Прочитайте стихотворение. Объясните, почему лес называют добрым другом.

Сосны, ёлки, берёзы, клёны …

Это — лес. Он наш друг зелёный!

Добрый друг, он шумит, поёт

И в прохладную тень зовёт. (Н.Найдёнова)

Лес называют нашим добрым другом, потому что он шумит, поёт и в прохладную тень зовёт.

Упражнение 2. Рассмотрите картинки.Назовите, какие это деревья.

Это сосна. Это ель. Это дуб. Это клён. Это берёза.

ІV.Физминутка.

Упражнение 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

  1. орфоэпическая разминка (с.135)

♦ Слушайте. Повторяйте за учителем. Потом прочитайте.

ручей лес бежит ручей ясный день

ручьи леса бежит мальчик ясная погода

у ручья в лесу бежит время ясное небо

  1. словарная работа

ручей – бұлақ вырубили — кесіп тастады

жаловался — зарланды, наразылық білдірді высох – кеуіп кетті

  1. выразительное чтение текста.

ЛЕС И РУЧЕЙ

В лесу бежал ручей. Ручей жаловался, что лес закрывает от него ясное небо и светлое солнце.

  • Вырубить нужно этот лес! – говорил ручей.

  • Ты ещё маленький и не понимаешь! – ответил ему лес. – Я закрываю тебя от солнца. Без леса ты быстро высохнешь.

Ручей не поверил умным словам леса. Но вот однажды пришли люди и вырубили лес. И ручей высох.

  1. вопросно-ответная беседа:

  1. Где бежал ручей?

  2. Что он говорил?

  3. Что ответил ему лес?

  4. Ч то случилось потом?

  5. Почему ручей высох?

●Перескажите текст.

V. Упражнения для закрепления.

Упражнение 5 с.139. Прочитайте текст «Если ты пошёл в гости» Е.Рубцовой. Скажите, как надо вести себя в лесу. Спишите правила поведения в лесу. Подчеркните глаголы.

ЕСЛИ ТЫ ПОШЁЛ В ГОСТИ

В гостях надо вести себя вежливо, чтобы не обижать хозяев. Но вот ты отправился на природу.

И в лесу, и в поле, и на лугу ты тоже в гостях. В гостях у природы, у тех, кто здесь живёт. Здесь есть свои правида вежливости:

  • Не ловите, не обижайте зверей.

  • Не «спасайте» птенцов. Родители найдут их сами.

  • Не шумите в лесу.

  • Не жгите костёр в лесу.

  • Не бейте бутылки, не бросайте бумагу.

VI. Оценка деятельности учащихся.

I. Инструктаж домашнего задания.

Упр.1 с.137 (творческое задание), упр. 4 с.139 (п.)

II. Итог урока.

  • Что нового узнали на уроке?

  • Ключевые слова итоговое сочинение
  • Ключевые слова из сказки по щучьему велению
  • Ключевые слова для итогового сочинения
  • Ключевые слова в сказке царевна лягушка
  • Ключевые слова в сказке колобок