«Все сказки в гости к нам»
выставка-викторина и выставка-кроссворд
«Что за прелесть эти сказки.
Каждая есть поэма!»
А.С.Пушкин
Цель выставки: — пропаганда книжных фондов библиотек, раскрытие
определенной части информационных ресурсов;
—
обеспечение осознания
мотивов обращения к информационным источникам;
—
стимулирование
способностей к информационному общению;
—
пропаганда книг к Неделе
детской книги.
Оформление
выставки:
Название выставки
«Все сказки в гости к нам» необходимо написать яркими красками, чтобы привлечь
внимание маленьких читателей. Так как разделов выставки будет три, то
используйте три цвета при написании названия выставки.
Разделы выставки
дайте разными цветами, но цветами, которые вы использовали при написании
названия выставки. Тогда она получится яркой, но не «кричащей», выдержанной в
одном стиле.
выставка состоит
из трёх разделов
Первый раздел
«Русские народные сказки» —
на полках, где будут выставлены книги, посредине необходимо поставить цитату и
выставить картинки известных книжных героев (Колобка, лисичку-сестричку,
царевну, Ивана-царевича и др.), вокруг же поставить книги. В этом разделе
выставляются не только народные сказки, но и авторские.
Второй и третий
разделы выставки –
оформляются аналогично первому, только цитату можно ставить не посредине, а
сбоку (как позволяет место).
После того как вы
расскажите о вашей выставке, проведите небольшую викторину (приложение №1).На
выставке обязательно должны быть книги, вопросы по которым вы задаёте детям.
Если у детей какой-то вопрос вызовет
затруднения, он
сможет найти на выставке нужную книгу и посмотреть (вам необходимо сделать
закладки в этих книгах).
Выставка –
викторина – это разновидность
выставок-конкурсов, стимулирующих познавательную активность детей в процессе
чтения. Ответы на вопросы, оформленные письменно (например, в виде книжечки
карманного формата или на отдельных листах, плакате, читатель ищет в
литературе, экспонирующейся на выставке).
Выставка –
кроссворд – обязательно
наличие кроссворда по теме выставки, оформление его крупным планом и
представление литературы, где можно найти ответы. Кроссворд можно размножить
(ксерокопировать) и раздать эти листочки детям. Такую выставку лучше
организовывать для младших школьников и подростков.
Отношения человека к
книге формируется в младшем школьном возрасте. К сожалению, читают современные
дети мало. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в определённом возрасте,
иначе можно и не встретиться с книгой, которая возможно могла стать любимой.
Норвежскому писателю
Юхану Боргену принадлежат замечательные слова: «Детские впечатления остаются на
всю жизнь». И, конечно, это не только впечатления о реальном мире, который
окружает ребёнка, но и впечатления от книг, прочитанных в детстве. Ведь в
каждой из них свой особый мир, своя история, свои герои.
Форма выставки может
быть любой, главное – затронуть душу читателя, создать дополнительные стимулы
для читательской активности, открыть ему нечто новое и побудить в нём жажду
познания.
Сказка – любимый детьми жанр, к ней они обращаются в
раннем возрасте, когда идёт активное развитие речи, выстраивается поведение,
формируются ценностные ориентации.
- сказка импонирует
детскому сознанию, в котором весь мир одушевлен и чудесен. - сказка даёт первые
представления ребёнку о возвышенном и низменном, прекрасном и безобразном,
нравственном и безнравственном. - Сказка побуждает
читателя идентифицировать себя с положительными героями, разделять их
судьбу, перевоплощаться в них. - Герои сказок
становятся носителями определённого отношения к себе со стороны читателей,
формирует позиции «люблю, не люблю», «хочу, не хочу быть таким» - «сказка дарит
надежду и мечты – предощущение будущего. И становится неким духовным
оберегом детства» (А. Михайлова)
Встретив на страницах
книг «свою эпоху», ребёнок необъяснимо, но, несомненно, начинает ощущать свою
связь с минувшими временами, с древними культурами. Дарите детям счастливую
возможность побеседовать с хоббитами, полетать с Карлсоном по крышам,
погоревать о бедной Русалочке, побыть принцессой или великим волшебником. Тогда
книги и чтение станут для наших детей любимым занятием!
Раздел I: Русские
народные сказки
Эпиграф: «Сказка ложь, да в ней
намёк, добрым молодцам урок»
Цитата:
« В сказочный мир
мы сегодня идём
и за собой всех
ребят позовём.
Мы дружная
команда, весёлые друзья,
Со сказкою рядом шагаем всегда»
Список литературы:
1.
Аникин, В.П. Русская
народная сказка. — М.: Худ.лит., 1984.- 176с., ил.
- Бурсов, И.Т.
Сказки, полные чудес: для млад.школ. возраста / И.Т. Бурсов. – - Мн.: Маст. літ., 1979. – 79с.
- Волков, А.М.
Волшебник Изумрудного города: сказка: для млад. школ. возраста/ А.М.
Волков. – М.: Дет.лит, 1984. – 159с.
- Губарев, В.Г.
Королевство кривых зеркал: сказка: для мл.школ. возраста/ В.Г. Губарев. –
М.: Дет.лит, 1992 . – 110с.
6.
Как баран и свинья
торговать ходили: русская сказка // Хрестоматия по чтению для 1-2 классов
средней школы. – Ростов на Дону, 1995. – 105с.
7.
Королькова, А.Н. Русские
народные сказки:/ рассказаны А.Н. Корольковой.-
- М.: Наука, 1969.-
406с.
- Пушкин А.С. Сказки:
для млад. шк. возраста/ А.С. Пушкин. – М.: Дет.лит, 1984. – 176с.
- Русские народные
сказки/ сост., вступ. Ст. и примеч. В.П. Аникина; рис. Е.К. Коротковой и
др. – М.: Правда, 1985. – 574с.
- Сутеев, В.Г. –
Мешок яблок: сказка: для дошк. возраста/ В. Г. Сутеев. – М: Дет. лит.,
1986. – 22с.
- Толстой, А.Н.
Прожорливый башмак: сказки: для дошк. возраста/ А.Н.Толстой. – М.: Малыш,
1991. – 20с.
- Успенский, Э.Н.
Крокодил Гена и другие сказки/ Э.Н. Успенский. – Мн.: Юнацтва, 1986. –
222с.
Раздел II: Белорусские сказки
Эпиграф:
“Кніга для малых –
гэта іх першы надзейны настаўнік і друг. Яна ўзбагачае іх мову, знаёміць з
навакольным святам”.
Цитата:
“Казка ад нашай зямлі і яе люддзей. Яна – чароўны сон
і яна – думка чалавека”.
Ў. Караткевіч
Список литературы:
- Берасцянка: казкі беларус. пісьменнікаў: для малод.
шк. узросту/ Маст. Т.А. Мельянец. – Мн.: Юнацтва, 1994. – 383с.
- Гілевіч, Н. Калі
рана ўстанеш: вершы, казкі, байкі, небыліцы, загадкі/ маст. Н.Паплаўская.
– Мн.: Юнацтва, 1984. – 144с.
- Грамовіч, І. Як
вясну рабілі: апавяданні і навелы.- Мн.: Юнацтва, 1985. – 160с.
- Гречаников, А.С.
Полесские легенды: для мл.шк. возраста/А. Гречанников. – Мн.: Юнацтва,
1986. – 56с.
- Лынькоў, М.
Міколка-паровоз: аповесць для малодш. школ. узросту/М. Лынькоў. – Мн.:
Юнацтва, 1982. – 184с.
- Прокша, Л.Я.
Незвычайныя прыгоды хлопчыка Бульбінкі: аповесць-казка: для малод.школ.
узросту. – Мн.: Маст.літ., 1973.- 71с.
- Салаўцоў, М.І.
Вавёрчын веласіпед: для малод.шк. узросту/ М.І.Салаўцоў. – Мн.:Маст. Літ,
1976.- 23с.
- Танк, М. Быліна пра
касмічнае падарожжа мураша Бадзіні/М.Танк. – Мн.: Маст.літ., 1979. – 26с.
- Ткачоў, В.Ю. Хітры
Данік: апавяданні: для мал.школ. узросту/В.Ткачоў. – Мн.: Маст. Літ.,
1975. – 65с.
- Шушкевіч, С.П. Ліса
з магнітафонам: казкі: для мал.шк. узросту/С.Шушкевіч. – Мн.: Маст.літ.,
1979. – 45с.
Раздел III: Зарубежные сказки
Эпиграф: «В тридевятом царстве, в
тридесятом государстве…»
Цитата:
«Желаю тебе со
сказкой дружить,
Чтоб в той, где
захочешь, ты смог бы пожить».
Список литературы:
1.
Андерсен Х.К. Дикие
лебеди: сказки: для мл.шк. возраста/ Ханс Кристиан Андерсен. – Мн.: Юнацтва,
1990. – 379с.
- Гауф, Вильгельм.
Волшебные сказки / Вильгельм Гауф. – Запорожье: Интербук, 1992. – 410с.
- Киплинг, Д.Р.
Рикки-Тикки-Тави: сказка:для дошкольного возраста/ Д.Р. Киплинг, пер. с
англ. К.Чуковского. – М.: Молодая гвардия, 1992. – 32с.
- Кэролл, Л.
Приключения Алисы в Стране Чудес. Алиса в Зазеркалье: сказки: для младш.
шк. возраста / Л.Кэролл; пер. с англ. Н.Демурова. – Мн.: Юнацтва, 1990.-
205с.
- Муур, Лилиан.
Крошка Енот и тот, кто сидит в пруду: сказка: для дошк. возраста/Л.Муур. –
М.: Дет.лит., 1991. – 14с.
- Лобату, М. Орден
Жёлтого Дятла: сказка: для мл.шк. возраста/ М.Лобату. – Мн.: Юнацтва,
1987.- 301с.
- Перро, Шарль.
Сказки матушки Гусыни, или Истории и Сказки былых времён с поучениями:
для детей/ Шарль Перро. – М: Худ.лит., 1991. – 139с.
- Толкиен, Джон
Роналд Руэл. Хоббит, или Туда и Обратно: повесть-сказка: для мл. Шк.
возраста/ Дж. Р.Р. Толкиен; пер. с англ. Н. Рахмановой. – М.: Дет.лит.,
1991. – 252с.
- Уайльд, Оскар.
Мальчик-звезда идругие сказки: сказки: для детей и юношества/ О.Уайльд.-
Петрозаводск: Бизнес-наука-производство, 1993. – 166с.
- Харрис, Джоэль
Чендлер. Братец Лис и братец Кролик: из сказок дядюшки Римуса: для дошкол.
Возраста/ Дж. Харрис; пер. с англ. М.Гершензона. – М.: Малыш, 1977. – 29с
Приложение к выставке
«Скоро сказка сказывается…»
викторина
1.
На лазоревом платье –
частые звёзды, на голове – месяц ясный, такая красавица – не вздумать, не
взгадать, только в сказке сказать.
Василиса Премудрая, русская народная
сказка «Царевна-лягушка»
- На столе стояла
корзинка со спелыми вишнями, и пока она ела, старушка расчёсывала её
волосы золотым гребешком. А волосы у неё вились, и кудри золотым сиянием
окружали её милое, приветливое личико, кругленькое и румяное, словно роза.
Герда, Г.Х. Андерсен «Снежная
королева»
- А царевна молодая,
тихомолком расцветая, между тем росла, росла, поднялась и расцвела.
Белолица, черноброва, нраву кроткого такого.
Спящая Царевна, А.С.Пушкин «Сказка о
мёртвой царевне и семи богатырях»
- Ростом только в три
вершка, на спине с двумя горбами, да с аршинными ушами.
Конёк-Горбунок, П.Ершов «Сказка о
Коньке-Горбунке»
- Княгиня – диво: под
косой луна блестит, а во лбу звезда горит, а сама-то величава, выступает,
будто пава.
Царевна Лебедь, А.Пушкин «Сказка о
царе Салтане»
- Женщина эта была
необычайна прекрасна. Глаза её сияли, как звёзды, но не было в них ни
мира, ни тепла. Высокая и стройная, ослепительно белая женщина в шубе и
шапке, запорошенных снегом.
Снежная королева, Г.Х. Андерсен
«Снежная королева»
- Эта вовсе не
красива: и бледна, и тонка, чай, в обхват – то три вершка; а ножонка – то,
ножонка! Тьфу ты! Словно у цыплёнка.
Царь-девица, П.Ершов
«Конёк-Горбунок»
- Из-за картонного
дерева появился маленький человек в длинной белой рубашке с длинными
рукавами. Его лицо было обсыпано пудрой, белой, как зубной порошок. Он
поклонился почтеннейшей публике и сказал: «Здравствуйте, меня зовут…»
Пьеро, А.Толстой «Золотой ключик или
Приключения Буратино»
- Он носил яркую
голубую шляпу, жёлтые, канареечные брюки и оранжевую рубашку с зелёным
галстуком. Он вообще любил яркие краски.
Незнайка, Н.Носов «Приключения
Незнайки и его друзей»
- Это был тощий и
смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком шерстяном
кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых
шароварах и нежно-розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками.
Хоттабыч, Л.Лагин «Старик Хоттабыч»
01.08.2020 Книжная выставка «В гостях у сказки» 0+
Сказки любят все дети: волшебство и приключения увлекают, развлекают и учат добру, и справедливости.
Страна сказок — самая удивительная и прекрасная из всех на свете. Только здесь можно увидеть быстро несущийся под облаками ковёр-самолёт или встретить в лесу говорящего человеческим голосом серого волка, или случайно набрести на ветхую избушку Бабы-Яги. Сказки бывают разные: литературные и фольклорные, бытовые и о животных, но самые захватывающие, интересные, любимые — это волшебные сказки. Поучительные истории учат детей тому, как важно быть послушными, отзывчивыми, не жадничать и не лениться. Сказка — великолепный учитель, лекарь души, умный собеседник.
На абонементе Новомичуринской городской библиотеки оформлена книжная выставка для детей «В гостях у сказки». Книги, выставленные на ней, приятно и полезно прочитать, либо перечитать в любом возрасте, найти в них ответы на вопросы… Ведь недаром истина гласит: «Сказка – ложь, да в ней намек!».
В книгу «Русские сказки про животных для малышей» вошли самые известные народные сказки для маленьких: «Теремок», «Лиса и заяц», «Зимовье зверей» и другие. Их главные герои — медведи, волки, лисицы, кошки, собаки. Они умеют разговаривать, а их поступки похожи на поступки людей.
Имя Владимира Григорьевича Сутеева не нуждается в представлении. Его книги знают и любят миллионы читателей, на них выросло не одно поколение малышей, и даже современные бабушки и дедушки наверняка с удовольствием вспоминают, как в детстве познакомились с Капризной Кошкой, Петухом и Красками, Снеговиком-почтовиком и другими героями книг этого замечательного автора и художника. В этой книге собраны самые лучшие сказки и картинки В. Сутеева, неустаревающие, запоминающиеся и такие добрые и родные!
В книгу «Самый маленький гном и другие сказки» вошли известные сказки писателя-сказочника Михаила Фёдоровича Липскерова: «Как Волк телёночку мамой был», «Самый маленький гном», «Живая игрушка», «Уважаемый Леший». Поступки героев сказок очень похожи на поступки людей: храбрые — трусливые, добрые — злые, любопытные и равнодушные, смешные и грустные. Художники книги — художники мультипликационного кино Ирина Кострина, Леонид Каюков.
Выставка действует до 16 августа.
Выставка на тему: «В гостях у сказки»
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Цель: Воспитывать у детей любовь к русским народным сказкам, как к произведению искусства.
Актуальность темы.
Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных
Много веков назад, когда ещё не было письменности, возникло устное народное творчество, выполняющее ту же роль, какую в дальнейшем выполняла литература. Для детей народ создал замечательные сказки, песенки, загадки, поговорки. Произведения народного творчества не утратили своего воздействия на ребенка и в наши дни. В устных произведениях нашли отражение глубокие нравственные идеи, мечты и убеждения народа.
Высоко ценил народную сказку великий русский педагог К. Д.Ушинский: «Это первые и блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто — нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа».
Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь.
Сказка – проводник культуры в сердце ребёнка. Жизнь сказки – это непрерывный творческий процесс. Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму, а героика — это, хотя и воображаемые, но примеры истинного поведения человека.
Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силами добра. Сказка рассказывает нам о чрезвычайно важном в жизни, она учит нас быть добрыми и справедливыми, противостоять злу, презирать хитрецов и льстецов. Она утверждает народные принципы жизни: честность, смелость, преданность, коллективизм.
Сказка знакомит с языком народа, нравственными устоями, бытом и укладом жизни. Она отражает мечты народа, передает его мысли. Со сказки начинается знакомство ребенка с миром литературы, с миром человеческих взаимоотношений и со всем окружающим миром в целом. Именно из сказки ребенок узнает, что без труда и стойких нравственных принципов невозможно счастье.
Сказка преподносит детям поэтический и многогранный образ своих героев, оставляя при этом простор воображения. Духовно-нравственные понятия, ярко представленные в образах героев, закрепляются в реальной жизни и взаимоотношениях с близкими людьми, превращаясь в нравственные эталоны, которыми регулируются желания и поступки ребенка.
Русская народная сказка служит не только средством умственного, нравственного и эстетического воспитания, но и оказывает огромное влияние на развитие речи. Сказки раскрывают перед детьми меткость и выразительность языка, как богата родная речь юмором, образными выражениями, сравнениями.
Однако сказка – это не только занимательно, это ещё очень серьёзно. Сказка помогает лучше узнать, понять и полюбить свою страну, оценить её своеобразие и неповторимость.
Сказка – средство эмоционально-волевого развития и духовно-нравственного воспитания дошкольников.
Напрасно думать, что сказка была и есть лишь плодом народного досуга. Она была и есть достоинством и умом народа, его исторической памятью, наполнявшей глубоким содержанием размерную жизнь, текущую по обычаям и обрядам.
Проблема:
К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. Анкетирование родителей и опрос детей нашей группы показали, что дома чтению детских книг уделяется очень мало времени. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.