ЛИТЕРАТУРНЫЕ И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ЧЕРТЫ В СКАЗКЕ В.А.ЖУКОВСКОГО «СПЯЩАЯ ЦАРЕВНА».
Цель урока — выявить своеобразие авторской сказки вообще и стихотворной сказки Жуковского в особенности, объяснить учащимся, почему автор может себе позволить отступление от народных поэтических традиций.
- Организационный момент
- Рассказ учителя о писателе.
Василий Андреевич Жуковский, замечательный русский поэт, переводчик, родился в 1783 году в Тульской губернии. Отец его Афанасий Иванович Бунин, помещик, владелец с. Мишенского; мать, турчанка Сальха, привезённая в Мишенское и подарена Бунину одним из его крепостных, участником русско-турецкой войны. В.А. Жуковский получил хорошее образование, учился сначала в частном пансионате, а затем в лучшем учебном заведении тогдашней России — Благородном пансионе при Московском университете, где начал писать стихи. В 1802 году в журнале «Вестник Европы» он помещает свое произведение «Сельское кладбище», являющееся переводом из английского поэта Томаса Грея. Именно с этого произведения начинается длинный ряд блистательных переводов Жуковского. Василий Андреевич был дружен со многими деятелями литературы, в том числе и с А.С.Пушкиным. Пушкин был на 16 лет моложе Жуковского, что не помешало им сблизиться и стать друзьями. Еще в лицее Жуковский отметил талантливого юношу. Особенное сближение поэтов относится к 1831 году: оба они по причине летом этого года жили продолжительное время в Царском Селе. Здесь у них затеялось что-то вроде литературного турнира; оба поэта, взяв за основу один фольклорный сюжет, записанный Пушкиным со слов Арины Родионовны, его няни, пишут каждый по сказке — Жуковский «Сказку о царе Берендее», Пушкин – «Сказку о царе Салтане». Тогда же Жуковский напишет и «Спящую царевну» — сказку, с которой мы будем работать сегодня на уроке.
- Беседа по содержанию сказки.
Понравилась вам сказка? Чем? Какие-нибудь произведения вам эта сказка напомнила? (Cказка бр. Гримм «Шиповник», Ш.Перро «Красавица, спящая в лесу»). Жуковский знал обе эти сказки, но при создании своего произведения он пользовался именно немецким текстом.
А русские народные сказки «Спящая красавица» вам не напоминает? Какой тип народной сказки напоминает «Спящая красавица»? (Волшебные сказки) А почему именно их? (Есть чудо.) С какими чудесами мы встречаемся в сказке Жуковского? (колдовство, чудесное рождение, наличие среди действующих героев-чародеек и т.д.).
Что ещё роднит сказку Жуковского и русские народные сказки? Называете и доказываете примерами из текста. (Зачин, сказочные формулы, «магические» числа, концовка, постоянные эпитеты)
- Сопоставление сказки фольклорной и литературной. (См.приложение 1)
Составим таблицу, в которую запишем все, что вы сейчас назвали с примерами.
А что отличает эту сказку от уже изученных нами народных? (Стихотворная форма.)
Что меняется от того, что сказка написана стихами? (Закрепленный текст; украшенность рифмой, особый склад).
Что ещё отличает сказку Жуковского от народных? Обратите внимание, что занимает большую часть сказки? (Описание того, как засыпает, а потом просыпается царский дом.) Встречаемся ли мы с такими подробностями в народной сказке? В чём же отличие сказки Жуковского от народных сказок? (Наличие подробного описания, замедления действия.)
Скажите, а зачем поэту столь подробное описание? (Ему интересно представлять, как это происходит.) Значит, еще одной чертой авторской сказки является описательность, обилие деталей
Давайте с вами прочитаем эти фрагменты. Какие эмоции у вас вызвали эти описания? (Заставили улыбнуться). Раз у вас эти описания вызвали улыбку, что еще появляется в сказке, чего не было в народной? (Юмор, комизм.) А кто привносит в сказку юмор? (Автор.) Верно, значит еще одной чертой данной сказки, которую мы запишем в правый столбик, будет присутствие автора, и как следствие у Жуковского шутливая интонация повествования.
- Подведение итогов.
Как же, на ваш взгляд, автор, в данном случае Жуковский, относится к народной сказке, фольклорным традициям? (Фольклор – это материал, который Жуковский использует, преобразует, выражает с помощью него свое отношение к действительности.)
Приложение 1.
Черты фольклорной сказки. |
Черты литературной сказки. |
жил-был добрый царь Матвей…
что ни в сказке рассказать, ни пером описать
12, 3 века
дикий бор, дремучий лес…
Свадьба, пир, и я там был И вино на свадьбе пил; По усам вино бежало, В рот же капли не попало. |
(подробное описание, как засыпает и просыпается царский дом)
|
План урока:
Обзор жизни и творчества В.А. Жуковского
Содержание сказки «Спящая царевна»
Характеристика героев сказки
Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы
Краткий обзор жизни и творчества В.А. Жуковского
Литературная сказка как жанр. История написания сказки «Спящая царевна»
История появления на свет будущего поэта-романтика не совсем обычна. Он родился 9 февраля 1783 г. в имении Мишенском Тульской губернии. Его отцом был русский дворянин А.И. Бунин, а матерью турчанка, попавшая в плен во время войны и привезенная в имение Бунина его крепостным. Родившийся мальчик считался незаконнорожденным, потому не мог носить фамилию отца. Фамилия ему досталась от друга отца, бедного дворянина Жуковского, который крестил мальчика. Бунин постарался дать сыну хорошее домашнее образование и воспитание. Мальчик был развит не по летам, пристрастился к чтению и рисованию, свои первые стихи написал в семилетнем возрасте, в 12 лет сочинил историческую трагедию. К ребенку после смерти отца по-матерински отнеслась жена Бунина и позаботилась о его будущем.
С 14 лет Жуковский обучался в пансионе для детей дворян при Московском университете. Он добился больших успехов в изучении литературы, истории и иностранных языков. В учебном заведении существовала традиция: на общем собрании воспитанники голосованием избирали лучшего ученика. Василий Жуковский, проучившись год, был удостоен такой чести. Через 4 года, блестяще окончив пансион, некоторое время находился на государственной службе. Но вскоре службу оставил, уехал в деревню, увлекся литературным творчеством и переводами европейской поэзии.
Молодой Жуковский
Жизнь Жуковского изменилась в 1802 г.: к нему пришла известность. В литературном журнале «Вестник Европы»,который издавал историк и писатель Н.М. Карамзин,была опубликована «Элегия» Жуковского,которая представляла собой вольный перевод стихотворения поэта-англичанина Т.Грея. Карамзин привлек молодого поэта к сотрудничеству, Жуковский стал редактором журнала, в котором были опубликованы его первые переводы баллад немецких поэтов, после и собственные баллады. С тех пор Жуковский считал Карамзина своим наставником и старшим другом.
В 1812 г. во время Отечественной войны Жуковский сражался в рядах народного ополчения. Поручик Жуковский участвовал в боевых действиях, в том числе и в Бородинской битве. За проявленный в сражениях героизм был награжден орденом Святой Анны II степени и удостоен звания штабс-капитана. В походе он написал поэму «Певец во стане русских воинов», копии которой распространялись среди офицеров. Эта патриотическая поэма принесла ему широкую известность, стала первым художественным произведением, в котором подчеркивался народный характер Отечественной войны 1812 г., отмечалось, что победа была достигнута благодаря героизму русских солдат, а не стратегии избранной исторической личности.
Жуковский прочитал в журналах стихи лицеиста Александра Пушкина и, будучи проездом в Царском селе, посетил Лицей, чтобы познакомиться лично. Необыкновенная интуиция позволила Жуковскому с первой встречи разглядеть в 16-летнем юноше исключительные способности. С тех пор он стал опекать талант юного Пушкина, назвал его «надеждой нашей словесности». Когда 19-детний поэт закончил поэму «Руслан и Людмила», Жуковский преподнес ему в дар ему свой портрет с автографом, признав своего ученика победителем, а себя побежденным учителем. Он был уверен, что Пушкину суждена слава первого поэта России. В пушкинской поэме есть строчки, посвященные Жуковскому: «Поэзии чудесный гений, певец таинственных видений, любви, мечтаний и чертей…»
С 1814 г. по 1817 г. Жуковский большую часть времени проживал в Дерпте, чтобы посещать лекции в университете.В 1816 г. был удостоен звания доктора философии в Дерптском университете. В 1815 г. стал членом литературного общества «Арзамас», был избран его секретарем. Осенью 1817 г. в общество вступил выпущенный из лицея Александр Пушкин. Все члены общества отличались прогрессивными взглядами, состязались в литературном мастерстве, занимались стихотворчеством. В 1818 г. Жуковский избран членом Российской академии наук.
Жуковский с 1815 г. стал воспитателем и учителем словесности для детей царской семьи, с 1826 г. был наставником наследника престола, будущего императора Александра II. Но поэт никогда не пользовался своим особым придворным положением ради себя. Но не раз хлопотал за близких для него друзей, своим заступничеством помогал Пушкину, добился, чтобы его ссылка в Сибирь была заменена службой в южных губерниях, искал способы облегчения наказания декабристам. Пушкин называл Жуковского своим «ангелом-хранителем» и «небесной душой».
Последние годы жизни Жуковский много времени уделял переводам всемирно известных произведений. Он сделал авторский перевод-толкование «Слова о полку Игореве», перевел древнегреческие поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», древнеиндийский эпос «Наль и Дамаянти», персидскую поэму «Рустем и Зораб», роман Сервантеса «Дон Кихот» др. Пушкин назвал Жуковского «гением перевода»:он не просто переводил древний и средневековый эпос, а создавал свои равновеликие произведения. Не стало поэта 24 апреля 1852 г.
Период расцвета литературной сказки как самостоятельного жанра пришелся на 30-е годы XIX в. В чем же отличие литературной сказки от фольклорной? Народная сказка лишена авторства, это коллективное произведение народа, которое могло иметь несколько вариантов, потому что каждый сказитель привносил в канву[1] сюжета нечто собственное. Литературная сказка – это авторское сочинение в единственном варианте, часто написанное на основе фольклорной сказки. Жуковский всего написал 7 сказок на основе сюжетов как русских, так и западноевропейских сказок. Поэта фольклорные сюжеты привлекали искусным вымыслом, народной искренней фантазией и верой в победу добрых сил над злом.Проявлял интерес к народному творчеству и друг поэта – Пушкин. В 1931 г. в Царском селе оба поэта, жившие по соседству, затеяли шуточное творческое соревнование в сочинении сказок, стилизованных под фольклор. Итогом дружеского соперничества стали первые сказки двух великих поэтов. Пушкин сочинил «Сказку о царе Салтане», а другу дал сюжет сказки, которую записал со слов своей няни. По этому сюжету Жуковский создал «Сказку о царе Берендее», а вскоре написал еще две сказки: «Война мышей и лягушек» и «Спящая царевна». Своими впечатлениями поделился в письмах друзьям свидетель этого творческого поединка, мало кому известный еще Николай Гоголь, живший в ту пору в Царском селе и навещавший Жуковского и Пушкина.
Содержание сказки «Спящая царевна»
Близость литературной поэтической сказки Жуковского к фольклору
Для написания сказки Жуковский обратился к сюжетам двух народных сказок, французской и немецкой: «Красавица, спящая в лесу», обработанная Шарлем Перро и «Царевна-шиповник»», которую записали братья Гримм. Сюжетные линии переплетены и переданы Жуковским практически без изменений.
Когда в семье царя рождается долгожданный ребенок, на торжество приглашаются одиннадцать волшебниц, двенадцатую, страшную и злую, не зовут. Затаившая обиду чародейка наложила заклинание: девочка на 16 году жизни уколет руку веретеном[2] и умрет «во цвете лет». Суть заклинания заключалась в том, что у царевны будут счастливые детские годы, но ей не суждено повзрослеть. Царь приказал, чтобы все веретена были уничтожены, запретил прясть и сеять лен для пряжи. Предсказание злой колдуньи все-таки сбылось, но лишь частично: одиннадцатая чародейка, не успевшая ничего пожелать новорожденной, вмешалась и смягчила колдовские чары. Царевна не умерла, а заснула на 300 лет, а вместе с ней и все во дворце.В назначенный час появился царский сын, восхищенный красотой царевны, целует ее, и девушка просыпается. Так в финале сказки представлено традиционное для сказочного жанра торжество добра над злом.
Стараясь сказке придать русские народные черты, Жуковский фей из сказки Перро заменил на чародеек, принцессу на царевну, короля на царя, дав ему русское имя Матвей. Написана сказка песенным сказовым языком, использовались сказочные словесные формулы и присказки: «жить да поживать», «что ни в сказке сказать, ни пером описать» и др. Как в русской сказке был написан зачин, концовка с описанием свадебного пира.Но, придерживаясь языковых особенностей и традиционной композиции народной русской сказки, Жуковский все же наполнил сказку духом романтизма, сохранив черты западноевропейских первоисточников.
Характеристика героев сказки
Роль художественно-выразительных средств
В сказке «Спящая царевна» почти нет развития действия, мало событий. Описание действия важнее самого действия, много места отведено созерцанию застывшего мира. В сказочном сюжете есть портрет спящей героини, описания картин всеобщего сна и просыпающейся природы. Жуковский стремился донести красоту и диковинность сказочного мира, используя понятный и выразительный язык. Изображая фантастические картины заколдованного дворца, автор описал не только людей, впавших в состояние сна, но и спящие предметы и явления, дано даже описание заснувшего огня в очаге и дыма над ним. Волшебство мира Жуковский передает при помощи различных изобразительно-выразительных средств. Выразительны метафоры[3]: «блещут розы по кустам», «огонь, объятый сном», «светлой змейкой ручейки», «пламя сонное очей» и др. Используются сравнения: «расцвела, как майский цвет», «вспыхнул он, как от огня» и др. Описания насыщены эпитетами: «пышны гривы», «чудесен сон», «мухи сонные», «сон волшебный», «сонным пламенем», «чудный бор», и др.
Главная героиня сказки любопытна и неосторожна, потому и пострадала от колдовских чар. Юная царевна была необычайной красоты: с тонким станом, темноволосой косой и белоснежной кожей. Царевич, плененный такой необычайной красотой, не смог сдержаться и поцеловал девушку. Молодой юноша был отважен и любознателен, он не побоялся отправиться в лесную чащу на поиски заколдованного дворца, несмотря на рассказы встретившегося ему старика о том, что оттуда никто еще не возвращался. Но «неприступный, страшный бор» расступился перед суженым царевны, «как живой».
Царь Матвей добродушен и беззаботен, он привык решать проблемы легкомысленно, не задумываясь о будущем. Его жена – любящая и добрая женщина. Царь и царица прожили много лет «в согласье», омрачало их счастье только отсутствие детей. Но судьба вознаградила их за смирение и доброту: они стали любящими родителями для своей единственной дочери-красавицы. Будучи хлебосольными хозяевами, они поплатились за свою роковую оплошность, не пригласив на пир двенадцатую чародейку.
Все чародейки молоды и доброжелательны, кроме двенадцатой. Среди чародеек выделяются две: хромоногая обиженная старая колдунья, наславшая злые чары на царевну, и одиннадцатая добрая чародейка, смягчившая проклятие старухи. В сказке есть нетипичный для сказок образ волшебного рака-предсказателя, напророчившего царице счастье материнства.
Значение творчества Жуковского для русской и мировой литературы
Большая часть сознательной жизни Жуковского была связана с воспитанием детей, потому он сочинял и для юных читателей. Поэт изучал русские и европейские народные сказки, первым перевел сказки братьев Гримм. Плодотворным стал творческий «поединок сказочников» Жуковского и Пушкина. Дружеское соперничество, начавшееся в 1831 г., продолжилось и в дальнейшие годы. Поэтическая сказка Жуковского «Спящая царевна», в основе которой была идея о всепобеждающей силе любви,повлияла на создание Пушкиным в 1834 г. произведения со схожим сюжетом: «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях».
Значение творчества Жуковского невозможно переоценить. Поэта считают отцом русского романтизма. В.Г. Белинский назвал Жуковского «литературным Колумбом Руси», который открыл ей «Америку романтизма». Критик дал высокую оценку творчеству поэта: «Неизмерим подвиг Жуковского и велико его значение в русской литературе». Жуковский своим творчеством предопределил дальнейшее развитие русской поэзии.
Жуковский создал собственную философию творчества, назвав поэзию «верховной правдой жизни», он открыл читающей России неведомый ей ранее мир душевных переживаний, чувств, настроений.Поэзия Жуковского психологична, музыкальна и певуча. Он стал новатором поэтического языка, отказавшись от классической строгости и величавости, привнес в поэзию раскованную разговорную легкость, народные выражения, впервые стал использовать различные поэтические изобразительно-выразительные средства. Благодаря его творчеству и деятельности переводчика широкому кругу русских читателей стало доступно богатейшее наследие мировых литературных шедевров.
Словарь
Канва – основа для рукоделия или чего-либо.
Веретено – деревянное приспособление для изготовления вручную пряжи
Метафора – скрытое сравнение, перенесение качеств одного предмета на другой по схожести признаков.
Скачать материал
Скачать материал
- Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов
- Сейчас обучается 137 человек из 45 регионов
- Сейчас обучается 74 человека из 31 региона
Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского «Спящая царевна»
Учитель русского языка и литературы
Захарова Анна Васильевна
МКОУ Вековская основная общеобразовательная школа -
2 слайд
Цели урока:
Выявить черты литературной и народной сказки в произведении В.А. Жуковского;Развить навыки сопоставительного анализа, художественного пересказа фрагментов сказки с сочетанием элементов повествования, описания и рассуждения.
-
3 слайд
Его стихов пленительная сладость
Пройдет веков завистливую даль,
И, внемля им, вздохнет о славе младость,
Утешится безмолвная печаль
И резвая задумается радость. (1818)
К портрету Жуковского -
4 слайд
Работа с текстом
Назовите имя царя из сказки «Спящая царевна» Жуковского?
Кто предсказал царице рождение дочери?
Назовите цифру, соответствующую количеству приглашённых «чародеек молодых».
Почему не пригласили «хромоногую, старую, злую» чародейку?
В каком возрасте царевна должна была умереть?
Что должно послужить причиной смерти царевны? -
5 слайд
Сколько лет продлится сон?
Кто поведал царскому сыну историю о заколдованном бору?
Что пробудило царевну ото сна и сняло чары с замка?
Кому принадлежат слова: «Свадьба, пир, и я там был // И вино на свадьбе пил; // По усам вино бежало, // В рот же капли не попало»? -
6 слайд
Анализ сказки
– Расскажите историю создания сказки В.А. Жуковского «Спящая царевна».
– Вспомните определение жанра «сказка» (тетрадь, учебник). Докажите, что произведение Жуковского можно назвать сказкой.
– Какие виды сказок вы знаете? К какому из них можно отнести «Спящую царевну»? Почему? (волшебная сказка)
– Сравните: «Царевна-лягушка» и В.А. Жуковский «Спящая царевна». В чём отличие?
– Подумаем, в чём сходство и отличие «Спящей царевны» и народных сказок. -
7 слайд
«Спящая царевна» относится к волшебным сказкам.
О русской народной сказке напоминают традиционные сказочные элементы: зачин, концовка, повторы, сказочные формулы (ни в сказке рассказать, ни пером не описать), постоянные эпитеты, чудесные предметы, число «три», положительные и отрицательные герои, победа добра над злом в финале. Сюжет сказки развивается традиционно: мотив нарушения запрета – действие магии злой колдуньи – чудесное пробуждение героини. -
8 слайд
Приметы литературной сказки: авторство, стихотворная форма, необычные герои (рак) и имена (царь Матвей), книжные, литературные выражения (блещут розы по кустам, зданье –чудо старины, молод цвет ее ланит, пышных комнат нет числа и т.д.), авторские эпитеты (распалительный огонь, пламя сонное очей и т.д.).
К чертам авторской, литературной сказки относятся шутливый тон повествования (приглашение чародеек на пир), авторское отношение к героям (описание царевны, царского сына), литературные описания (например, пробудившегося царского дома). -
9 слайд
Народные и литературные сказки
-
-
11 слайд
Ответьте на вопросы, цитируя текст:
Почему на пир не пригласили 12 колдунью?
Как она отомстила?
Можно ли сказать, что 12 чародейка спасла царевну от смерти?
Почему царевна и весь замок заснули?
Кто и в какой момент поведал царевичу о спящей девушке?
Что помогло пробудить царевну? -
12 слайд
постоянные эпитеты:
сон глубокий, мёртвым сном, дремучий лес, пышны гривы, старинушка честной, гладким путем, гробовая тишина, губки алые, руки белые.
Найдите постоянные (народные) и авторские эпитеты в сказке -
13 слайд
авторские эпитеты:
Сонным пламенем, рдеющие ланиты, сон волшебный;
Воздушный, тонкий стан;
Жадность пламенных очей. -
14 слайд
– Можно ли утверждать, что в этой сказке мы опять встретились с борьбой Добра и Зла?
– Чему учит эта сказка? -
15 слайд
Пословицы, поговорки, народные выражения
«Что ни в сказке рассказать, / Ни пером не описать»
«Птица там не пролетит, Близко зверь не пробежит…» -
16 слайд
Источник презентации
http://lib.convdocs.org/pars_docs/refs/68/67121/67121_html_m60bfc886.png
http://www.playcast.ru/uploads/2015/02/10/12044440.jpg
http://technoconnect.ru/rpg/WebPict/fullpic/0064-016.jpg
http://rpp.nashaucheba.ru/pars_docs/refs/110/109255/img0.jpg
http://900igr.net/datas/literatura/Bednaja-Liza/0013-013-Epitet.jpg
Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
6 062 257 материалов в базе
-
Выберите категорию:
- Выберите учебник и тему
- Выберите класс:
-
Тип материала:
-
Все материалы
-
Статьи
-
Научные работы
-
Видеоуроки
-
Презентации
-
Конспекты
-
Тесты
-
Рабочие программы
-
Другие методич. материалы
-
Найти материалы
Другие материалы
- 06.10.2015
- 3871
- 1
Рейтинг:
3 из 5
- 06.10.2015
- 2315
- 8
- 06.10.2015
- 1241
- 0
- 06.10.2015
- 2397
- 6
- 06.10.2015
- 1043
- 2
Рейтинг:
5 из 5
- 06.10.2015
- 2000
- 1
- 06.10.2015
- 1593
- 2
Вам будут интересны эти курсы:
-
Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»
-
Курс повышения квалификации «Основы управления проектами в условиях реализации ФГОС»
-
Курс повышения квалификации «Введение в сетевые технологии»
-
Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»
-
Курс повышения квалификации «Деловой русский язык»
-
Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Специфика преподавания русского языка как иностранного»
-
Курс повышения квалификации «Источники финансов»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности помощника-референта руководителя со знанием иностранных языков»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»
-
Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности специалиста оценщика-эксперта по оценке имущества»
-
Курс профессиональной переподготовки «Гражданско-правовые дисциплины: Теория и методика преподавания в образовательной организации»
-
Курс повышения квалификации «Информационная этика и право»