Княгиня рассказ чехова краткое содержание

Антон Павлович Чехов

Княгиня

В большие, так называемые Красные ворота N-ского мужского монастыря въехала коляска, заложенная в четверку сытых, красивых лошадей; иеромонахи и послушники, стоявшие толпой около дворянской половины гостиного корпуса, еще издали по кучеру и по лошадям узнали в даме, которая сидела в коляске, свою хорошую знакомую, княгиню Веру Гавриловну.

Старик в ливрее прыгнул с козел и помог княгине выйти из экипажа. Она подняла темную вуаль и не спеша подошла ко всем иеромонахам под благословение, потом ласково кивнула послушникам и направилась в покои.

– Что, соскучились без своей княгини? – говорила она монахам, вносившим ее вещи. – Я у вас целый месяц не была. Ну вот приехала, глядите на свою княгиню. А где отец архимандрит? Боже мой, я сгораю от нетерпения! Чудный, чудный старик! Вы должны гордиться, что у вас такой архимандрит.

Когда вошел архимандрит, княгиня восторженно вскрикнула, скрестила на груди руки и подошла к нему под благословение.

– Нет, нет! Дайте мне поцеловать! – сказала она, хватая его за руку и жадно целуя ее три раза. – Как я рада, святой отец, что наконец вижу вас! Вы, небось, забыли свою княгиню, а я каждую минуту мысленно жила в вашем милом монастыре. Как у вас здесь хорошо! В этой жизни для бога, вдали от суетного мира, есть какая-то особая прелесть, святой отец, которую я чувствую всей душой, но передать на словах не могу!

У княгини покраснели щеки и навернулись слезы. Говорила она без умолку, горячо, а архимандрит, старик лет 70, серьезный, некрасивый и застенчивый, молчал, лишь изредка говорил отрывисто и по-военному:

– Так точно, ваше сиятельство… слушаю-с… понимаю-с…

– Надолго изволили пожаловать к нам? – спросил он.

– Сегодня я переночую у вас, а завтра поеду к Клавдии Николаевне – давно уж мы с ней не видались, а послезавтра опять к вам и проживу дня три-четыре. Хочу у вас здесь отдохнуть душой, святой отец…

Княгиня любила бывать в N-ском монастыре. В последние два года она облюбовала это место и приезжала сюда почти каждый летний месяц и жила дня по два, по три, а иногда и по неделе. Робкие послушники, тишина, низкие потолки, запах кипариса, скромная закуска, дешевые занавески на окнах – всё это трогало ее, умиляло и располагало к созерцанию и хорошим мыслям. Достаточно ей было побыть в покоях полчаса, как ей начинало казаться, что она тоже робка и скромна, что и от нее пахнет кипарисом; прошлое уходило куда-то в даль, теряло свою цену, и княгиня начинала думать, что, несмотря на свои 29 лет, она очень похожа на старого архимандрита и так же, как он, рождена не для богатства, не для земного величия и любви, а для жизни тихой, скрытой от мира, сумеречной, как покои…

Бывает так, что в темную келию постника, погруженного в молитву, вдруг нечаянно заглянет луч или сядет у окна келии птичка и запоет свою песню; суровый постник невольно улыбнется, и в его груди из-под тяжелой скорби о грехах, как из-под камня, вдруг польется ручьем тихая, безгрешная радость. Княгине казалось, что она приносила с собою извне точно такое же утешение, как луч или птичка. Ее приветливая, веселая улыбка, кроткий взгляд, голос, шутки, вообще вся она, маленькая, хорошо сложенная, одетая в простое черное платье, своим появлением должна была возбуждать в простых, суровых людях чувство умиления и радости. Каждый, глядя на нее, должен был думать: «Бог послал нам ангела»… И чувствуя, что каждый невольно думает это, она улыбалась еще приветливее и старалась походить на птичку.

Напившись чаю и отдохнув, она вышла погулять. Солнце уже село. От монастырского цветника повеяло на княгиню душистой влагой только что политой резеды, из церкви донеслось тихое пение мужских голосов, которое издали казалось очень приятным и грустным. Шла всенощная. В темных окнах, где кротко мерцали лампадные огоньки, в тенях, в фигуре старика монаха, сидевшего на паперти около образа с кружкой, было написано столько безмятежного покоя, что княгине почему-то захотелось плакать…

А за воротами, на аллее между стеной и березами, где стоят скамьи, был уже совсем вечер. Воздух темнел быстро-быстро… Княгиня прошлась по аллее, села на скамью и задумалась.

Она думала о том, что хорошо бы поселиться на всю жизнь в этом монастыре, где жизнь тиха и безмятежна, как летний вечер; хорошо бы позабыть совсем о неблагодарном, распутном князе, о своем громадном состоянии, о кредиторах, которые беспокоят ее каждый день, о своих несчастьях, о горничной Даше, у которой сегодня утром было дерзкое выражение лица. Хорошо бы всю жизнь сидеть здесь на скамье и сквозь стволы берез смотреть, как внизу под горой клочьями бродит вечерний туман, как далеко-далеко над лесом черным облаком, похожим на вуаль, летят на ночлег грачи, как два послушника – один верхом на пегой лошади, другой пешком – гонят лошадей на ночное и, обрадовавшись свободе, шалят, как малые дети; их молодые голоса звонко раздаются в неподвижном воздухе, и можно разобрать каждое слово. Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушка зашелестит в прошлогодней листве, то за стеною колокольные часы пробьют четверть… Сидеть бы неподвижно, слушать и думать, думать, думать…

Мимо прошла старуха с котомкой. Княгиня подумала, что хорошо бы остановить эту старуху и сказать ей что-нибудь ласковое, задушевное, помочь ей… Но старуха ни разу не оглянулась и повернула за угол.

Немного погодя, на аллее показался высокий мужчина с седой бородой и в соломенной шляпе. Поравнявшись с княгиней, он снял шляпу и поклонился, и по его большой лысине и острому, горбатому носу княгиня узнала в нем доктора Михаила Ивановича, который лет пять тому назад служил у нее в Дубовках. Она вспомнила, что кто-то ей говорил, что в прошлом году у этого доктора умерла жена, и ей захотелось посочувствовать ему, утешить.

– Доктор, вы, вероятно, меня не узнаете? – спросила она, приветливо улыбаясь.

– Нет, княгиня, узнал, – сказал доктор, снимая еще раз шляпу.

– Ну, спасибо, а то я думала, что и вы забыли свою княгиню. Люди помнят только своих врагов, а друзей забывают. И вы приехали помолиться?

– Я здесь каждую субботу ночую, по обязанности. Я тут лечу.

– Ну, как поживаете? – спросила княгиня, вздыхая. – Я слышала, у вас скончалась супруга! Какое несчастье!

– Да, княгиня, для меня это большое несчастье.

– Что делать! Мы должны с покорностью переносить несчастья. Без воли провидения ни один волос не падает с головы человека.

– Да, княгиня.

На приветливую, кроткую улыбку княгини и ее вздохи доктор отвечал холодно и сухо: «Да, княгиня». И выражение лица у него было холодное, сухое.

Читать дальше


1



2


Тема работы: по рассказу А.П. Чехова « Княгиня» Выполнила: ученица 8»Б» класса ГОУ СОШ 546 г.Москвы Морозова Валерия Руководитель: Новикова Ирина Викторовна, учитель литературы и русского языка ГОУ СОШ 546 г.Москвы


3


Цели и задачи: Цели и задачи: Показать в очередной раз мастерство великого писателя Выявить ту деталь, которую он вкладывает в основной смысл рассказа Глубоко проанализировать данное произведение


4


А.П. Чехов обожал музыку. Она присутствует во всех его произведениях. Он говорил : «У меня по целым дням поют романсы рядом с кабинетом, поэтому я всегда прибываю в лирическом настроении.» Моя работа- это попытка проиллюстрировать рассказ с помощью музыки, потому что музыка может в данном случае явиться средством изображения душевного состояния героев.


5


Художественная деталь- это одно из средств изображения характера героя. Чехов- мастер детали. Основная «чеховская деталь» в рассказе «Княгиня»- это улыбка, с помощью которой Чехов дает развитие характеров своих героев.


6


Краткое содержание рассказа Героиня(княгиня) – молодая особа 29ти лет, считающая, что она все всегда в своей жизни делала правильно, а поэтому люди должны любить и уважать ее. Но вскоре выясняется, что это не так. Княгиня встречает человека из ее прошлого- доктора, который когда-то служил ей. Он-то как раз и указывает ей на все, совершенные ею ошибки. Княгиня рассчитывала на теплый прием «старого друга», а взамен получила лишь презрение, холодность и ни капли теплоты. В ходе малоприятной беседы доктора с княгиней, становится ясно, что женщина не сделала для людей ничего доброго, а заботилась только о собственных потребностях и желаниях. Доктор приводит ей много таких примеров, а княгиня не знает, как ей реагировать на слова доктора. Далее автор сообщает нам, что когда княгиня обижалась, то по обыкновению начинала плакать. Так она поступила и в этот раз- рыдая, отправилась в свои покои. Но ее «стресс» продлился недолго. Уже утром следующего дня княгиня вновь в прекрасном расположении духа, она бодра, весела, а на лице ее играет все та же улыбка, которая, в свое время, так сильно ранила душу доктора.


7


Образ княгини- легкомысленной, самовлюбленной женщины-птички Образ княгини- легкомысленной, самовлюбленной женщины-птички Ф. Крейслер «Прекрасный розмарин» «Доктор, вы вероятно, меня не узнаете?- спросила княгиня, приветливо улыбаясь.» «На приветливую, кроткую улыбку княгини и ее вздохи доктор отвечал холодно и сухо…» « Она невольно улыбалась, стараясь походить на птичку.»


8


Развивая тему «улыбки» в рассказе А.П. Чехова «Княгиня», невольно обращаешь внимание на тонкости, подчеркнутые писателем при раскрытии образа героев данного произведения. С самого начала «улыбка» — это сравнительный прообраз духовности главного героя, в частности «Княгини». Впервые на это обращаешь внимание при увязывании героиней своей улыбки как с неким живым существом, в данном конкретном случае с птичкой или явлением – лучиком света. Признавая свое сословное происхождение и возможность влияния на людей, княгиня, в душе остается наивным, слепым романтиком, считающей, что своей улыбкой, сравнимой, как уже было сказано выше, может влиять на настроение людей и привносить в их повседневную, суровую жизнь радость. И это, по ее мнению вполне достаточно, чтобы люди чувствовали себя счастливыми, в этом, по ее сугубо личному мнению, она несет в свет и, если хотите, в мир свое наивысшее предназначение. Это явно усматривается из следующих зарисовок автора: «Княгине казалось, что она приносила с собой из вне точно такое же утешение, как луч света или птичка. Ее приветливая, веселая улыбка, кроткий взгляд, голос, шутки, вообще вся она……, своим появлением должна была возбуждать в простых, суровых людях чувство умиления и радости. Каждый, глядя на нее, должен был думать «Бог послал нам ангела…».


9


( княгиня в монастыре) «Она думала о том, что хорошо было бы поселиться на всю жизнь в этом монастыре, где жизнь тиха и безмятежна, как летний вечер; хорошо бы позабыть совсем о неблагодарном, распутном князе, о громадном состоянии, о своих несчастьях…» П. И. Чайковский Детский альбом «Болезнь куклы»


10


Именно из своего глубокого заблуждения в сущности своего предназначения, присущего людям, как правило, недалеким, надменным, и получил дальнейшее развитие весь ход событий. Узнав доктора и приняв решение с ним переговорить, посочувствовать его горю, она улыбнулась, наивно рассчитывая на взаимность и уважение с его стороны. Однако, произошедший разговор, пошатнул в ее душе устоявшееся мнение о своей личности и божественном предназначении. Улыбка княгини не стала «лучиком света» в душе Михаила Ивановича, а наоборот вызвала приступ ярости и гнева, накопившийся у него за многие годы. Вместе с тем, княгиня не сразу понимает истинное поведение и ответы доктора, пытаясь, больше из чувства навязанного воспитанием этикета, думать «Чтобы еще такого сказать ему», продолжает вести поверхностный диалог с доктором, человеком умным и реалистичным. И только фраза доктора об ее ошибках несколько смутила. Однако княгиня, не поняла, что ее ошибки связаны исключительно с ее эгоизмом и самовлюбленностью, неумением быть действительно полезной людям. Не являясь по своей натуре злобной, у княгини, тем ни менее, отсутствуют необходимые человеческие качества, присущие не эгоистичным людям.


11


Чехов и доктора показывает далеко неидеальным « Смеялся резко, как смеются недобрые люди.» Оценки через восприятие княгини: « Он что-то вспомнил, нахмуренное лицо его просияло.» « Доктор злорадно прыснул в шляпу и продолжал быстро и заикаясь.» « Да полноте! – крикнул доктор»


12


« У княгини страшно билось сердце, в ушах у нее стучало, и все еще ей казалось, что доктор долбит ее своей шляпой по голове. Доктор говорил быстро, горячо и некрасиво, с заиканием и с излишней жестикуляцией.» «-А как вы обращаетесь со своими служащими!!- продолжал доктор. – Вы их за людей не считаете, а третируете, как последних мошенников!» « Доктор замолчал и стиснул зубы, напряженно придумывая, что бы еще такое сказать очень неприятное, мстительное.» Вивальди « Летняя гроза»


13


улыбкой можно одинаково легко принести человеку как радость…


14


…так и боль


15


Пытаясь узнать, что имеет в виду доктор, говоря о «ее ошибках», княгиня получает с его стороны злобную усмешку, в которой скрыта и ненависть, и оскорбление, и жажда высказать всю правду сидящей на скамейке даме. Его дальнейшая речь указывает не на ошибки, а на пороки, которые присущи княгине в жизни, и на главный из них «… нелюбовь, отвращение к людям». Вслушиваясь в жестокую правду из уст доктора, улыбаясь на те или иные слова, княгиня уже не воспринимает свои действия и присутствие, как лучик света, что свидетельствует о ее неком замешательстве, но попытка оправдаться встречным вопросом- утверждением говорит об обратном: «У меня отвращение к людям! – улыбнулась княгиня, пожимая плечами. – У меня!», а также «Неправда!».


16


Эмоциональность в чувствах (а здесь именно имеет место быть чувство досады) усиливает объективность и подтверждает справедливость слов доктора. В результате, княгине ничего не оставалось делать, как театрально предпринять попытку прекратить начавшийся разговор и удалить от себя неприятного собеседника. Расстроившись и наплакавшись от услышанной несправедливости, она удалилась в покои, поужинала и легла спать. «Длинный ряд знакомых мужских лиц пронеся в ее воображении. Она улыбнулась и подумала, что если бы они смогли проникнуть в ее голову, то все были бы у ее ног.»


17


Наверное, рассказ можно было закончить, но Чехов, дает читателю понять, что положение в обществе играет не последнюю роль в жизни людей того времени, заставляя пересматривать свои взгляды на собственные поступки, в том числе и те из них, кто обладает мужеством сказать правду в глаза. Это не обошло стороной и нашего доктора-хамелеона, который, на следующей день принес свои извинения княгине и дал ей понять, что она действительно является лучиком света для окружающих ее людей: «Княгиня приветливо улыбнулась и протянула к его губам руку. Доктор поцеловал и покраснел» « Стараясь походить на птичку, княгиня порхнула в экипажами закивала головой во все стороны. На душе у нее было весело, ясно и тепло, и сама она чувствовала, что ее улыбка необыкновенно ласкова и мягка.»


18


Княгиня думала, что улыбаясь своей фальшивой улыбкой, она, этакий «ангел во плоти»,несет с собой свет и людям становится хорошо от одного только ее присутствия. Но все как раз наоборот! Княгиня не учла, что фальшь порождает фальшь, то есть- фальшивая улыбка княгини порождает лишь фальшивую радость среди народа и больше ничего. На неискренность люди отвечают той же монетой- неискренностью со своей стороны. Это следует помнить всегда!


19


А какая улыбка у вас? Такая? А какая улыбка у вас? Такая?


20


Или такая?.. «Посмотреть хотите вы, Что под маской, Но, увы…» На этот вопрос следует ответить не мне, не другу, а только самому себе. Вспомните, а всегда ли ваша улыбка дарила тепло? Если «да», то ты- молодец, если «нет»- ну что ж, все люди порою ошибаются! Но постарайся, чтобы этого больше не повторилось.

:
Пытаясь сбежать от пугающей их действи­тельности, три героя выбирают себе «футляры». Для одного это собственное поместье, другой находит убежище в работе, а третий — в «самом надёжном футляре» — гробу.

Трилогию объединяют три героя, товарищи по охоте: Буркин, Иван Иванович и Алёхин. Каждый из героев рассказывает одну из трёх историй.

Человек в футляре ⚰️

Два охотника остановились переночевать на сеновале местного старосты. Разговор зашёл о жене старосты, которая уже много лет выходит из дома только по ночам. Одни из охотников, учитель гимназии Буркин, считал, что людей, стремящихся отгородиться от окружающего мира, немало, и в качестве примера рассказал о своём коллеге Беликове.

Буркин — учитель гимназии, преподаёт точные науки, наблюда­тельный, ироничный, замкнутый.

Беликов — учитель греческого языка, служивший вместе с Буркиным в гимназии, маленький человек с лицом, похожим на морду хорька, боязливый, мнительный зануда и бюрократ.

Беликов всячески старался отгородиться от реальной жизни — всегда ходил в пальто с поднятым воротником, калошах и тёмных очках, ездил в экипаже с поднятым верхом, спал в колпаке и халате при закупоренных окнах и дверях, и жил согласно директивам начальства.

Одним словом, у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе, так сказать, футляр, который уединил бы его, защитил бы от внешних влияний.

Влияние этого «человека в футляре» охватило город, люди перестали ходить в гости, читать книги, учиться, помогать бедным. Когда в гимназии появился новый преподаватель, Беликова решили женить на его весёлой сестре Вареньке.

Варенька — возлюбленная Беликова, сестра Коваленко, 30 лет, высокая, стройная, чернобровая и румяная, весёлая певунья и хохотушка.

Сначала Беликов соглашался на сватовство, но потом в городе появилась карикатура, смешно и зло изображавшая его и Вареньку. Затем он увидел свою невесту на велосипеде. Это показалось Беликову настолько неприличным, что он высказал свои соображения Варенькиному брату, тот спустил его с лестницы, и это увидела Варенька. На этом сватовство кончилось.

После этой попытки коллег растормошить его, вынуть из «футляра», Беликов слёг и через месяц умер. В гробу он лежал с таким счастливым лицом, словно, наконец, обрёл самый надёжный в мире футляр. Жизнь в городе с его смертью не изменилась, ведь таких «людей в футлярах» осталось ещё немало.

Крыжовник

На следующий день охотники попали под сильный и затяжной дождь и остановились у своего общего знакомого, помещика. Вечером второй охотник, ветеринар Иван Иваныч Чимша-Гималайский, рассказал историю своего младшего брата.

Иван Иваныч Чимша-Гималайский — ветеринарный врач, дворянин, высокий худощавый старик с длинными усами, умный, справедливый, нетерпимый.

Отец Ивана Иваныча и Николая из простых солдат выслужился в офицеры, оставив сыновьям наследный дворянский титул и поместье, после его смерти отобранное за долги. Иван Иваныч окончил университет, а его брат Николай стал мелким чиновником.

Николай Иваныч Чимша-Гималайский — брат Ивана Иваныча, младше его на два года, мелкий чиновник, вначале бедный, робкий и добрый, после покупки поместья — сытый и самоуверенный.

Выросший в собственном поместье, Николай всю жизнь мечтал купить имение. Ради этого он недоедал, каждую копейку откладывая в банк. Женившись на старой вдове, он и её небольшой капитал отнёс в банк, а жену до смерти заморил голодом, не чувствуя при этом за собой никакой вины.

Наконец, Николай купил именьице и посадил крыжовник, о котором так мечтал. Приехавший в гости Иван Иваныч с горечью обнаружил, что его добрый и кроткий брат стал наглым, толстым и самоуверенным барином, который считал, что всё знает о нуждах народа.

Перемена жизни к лучшему, сытость, праздность развивают в русском человеке самомнение, самое наглое.

Николай угостил брата первым урожаем крыжовника. Ягоды были твёрдые и кислые, но для Николая не было ничего вкуснее.

После этого Иван Иваныч возненавидел мещанское довольство, которое заслоняет собой настоящие беды — нищету, повальное пьянство, детскую смертность. Он жалел, что слишком стар для борьбы с этим злом.

О любви ❤️

Утром за завтраком заговорили о любви. Помещик Павел Констан­тинович Алёхин, у которого заночевали охотники, считал, что русские люди склонны усложнять свою любовь «роковыми вопросами» — хорошо это или плохо, честно или нечестно и к чему всё приведёт. Эти вопросы сильно усложняю и даже разрывают отношения между влюблёнными.

Павел Констан­тинович Алёхин — владелец большого, но небогатого поместья, холостяк, высокий и полный человек лет сорока с длинными волосами, похожий на учёного или художника, интелли­гентный и образованный, мягкий и нерешительный.

В качестве примера Алёхин рассказал историю своей жизни. Чтобы дать сыну образование, отец Алёхина влез в долги. Чтобы отработать долг, после окончания университета Алёхин взвалил на свои плечи хозяйство огромного поместья.

Его сразу же избрали почётным мировым судьёй, он стал часто приезжать в город, где познакомился с Дмитрием Лугановичем и его молодой женой Анной Алексеевной.

Дмитрий Луганович — судейский чиновник старше сорока лет, добрый, но скучный и ограниченный.

Анна Алексеевна — жена Лугановича, намного младше мужа, стройная, красивая блондинка, умная, интелли­гентная.

Алёхин сразу влюбился в неё, но признаться в любви так и не решился. Он считал, что не сможет дать ей того, чего она, по его мнению, достойна.

Анна Алексеевна тоже полюбила Алёхина, но её останавливали мысли о муже и детях. К тому же она считала, что недостаточно молода и энергична для него. Прошло много лет, влюблённые часто виделись, и это мучило их.

… когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель… или не нужно рассуждать вовсе.

Наконец, им пришла пора расстаться — Лугановича перевели работать в другую губернию. Оставшись перед отъездом наедине, Анна Алексеевна и Алёхин признались друг другу в любви и расстались навсегда. Только тогда Алёхин понял, как мелко было всё, что мешало им любить.

  1. Главная
  2. Русская классика
  3. ⭐️Антон Чехов
  4. 📚Княгиня
  5. Отзывы на книгу

Отзывы на книгу «Княгиня»

отзывов и рецензий на книгу

Не отпускает меня Чехов…
Вот снова, с утра, до работы, по методу Хэла Элрода (на его книгу «Магия утра» я писал рецензию) прочитал небольшой рассказ Антона Павловича.
И, переварив его, в выкроенную паузу рабочего дня, пишу рецензию.

Безусловно, главной героиней рассказа является княгиня, с ее самолюбованием, с ее неспособностью воспринимать критику, с защитными реакциями и масками, под которыми она прячется от правды жизни.

Но мне показалось, что, в ещё большей степени, рассказ о докторе, о человеке, остро чувствующем чаяния и нужды окружающих людей, искренне переживающим за дело, но, вынужденном идти по пути конформизма, понимая свое бессилие в этом беспощадном молохе социального устройства.
Он носит в себе свою боль и негодование, не «предъявляя счета», опять же по причине бессмысленности. Ну, не в «Спортлото» же писать (прошу прощение за отсылку к Высоцкому, эпоха явно другая).
Однако, будучи спровоцированным, он выплескивает наболевшее в… пустоту.

Почему в пустоту? Да потому что княгиня беспредельно глупа, все её маски, самолюбования и прочие выражение исключительности — просто беспросветная глупость. Об этом говорит и её поведение во время и после спича доктора, и те факты, которые он приводит в своей обличительной речи. Все, в чем доктор упрекает княгиню, не является следствием её злой воли, но всего лишь глупости. Про таких в народе говорят: «Заставь дурака Богу молиться, так он и лоб разобьет«, правда, княгиня лбы расшибает другим — старушкам, школьникам, кормящим матерям — всё себе в утеху.

Помните советский фильм «Укротительница тигров»? Сергей Филиппов со знаменитым: «Любите не себя в искусстве, а искусство в себе«. Это и про княгиню, ибо не в ней её благотворительность, а она в ней. Понять ей этого не дано по причине всё той же тупости; удивительно, что умный человек — доктор — на миг забылся и «наделал глупостей».

Потому что, то, что он устроил возле монастырской лавочки, ещё в Библии было определено и заповедано: «Не мечите бисер перед свиньями«, свинья ничего не поймёт. И реагировать она будет не на смысл слов, а на тон, которым эти слова говорятся, на него она обидится.

Конкретно эта свинья, которая княгиня, будет за обиду даже благодарна. Ей, никогда не испытывавшей настоящей нужды и лишеней, будет даже приятно почувствовать себя незаслуженно оскорбленной (глупость не дает ей возможности даже проанализировать речь доктора, вся реакция исключительно на тон), и предаться сладким мечтаниям, как она будет принимать муки, и как потом всем будет стыдно.

К моменту отъезда княгини из монастыря, доктор, поразмыслив над своей вчерашней несдержанностью и остерегаясь возможных неприятностей, решается на унизительные для него извинения. Это ещё одна его ошибка, он снова не учел глупость княгини, которая к тому часу уже забыла о нем, пережив своего рода катарсис, и, беспредельно счастливая покатила «нести счастье» дальше. А над каретой солнечные лучи плели в голубом небе надпись: «Всё, как с гуся вода«.

«Почему человек не признаётся в своих пороках? Потому что он всё ещё погружён в них. Это всё равно что требовать от спящего человека рассказать его сон» (Сенека)

Рассказ «Княгиня» представляет собой интереснейшее художественное исследование психологии личности. На мой взгляд, великолепный рассказ! Он о том, как человек ненавидит сверку с очевидным, когда она касается его особых иллюзий о себе самом. Ведь иначе эти иллюзии лопнут, как мыльные пузыри. И потому его сознание обязательно смастерит для своей защиты такие прекрасные и удобные очки, сквозь которые невозможно разглядеть то, чего не хочется видеть.

«Княгине казалось, что она приносила с собою извне точно такое же утешение, как луч или птичка. Ее приветливая, веселая улыбка, кроткий взгляд, голос, шутки, вообще вся она, маленькая, хорошо сложенная, одетая в простое черное платье, своим появлением должна была возбуждать в простых, суровых людях чувство умиления и радости. Каждый, глядя на нее, должен был думать: «Бог послал нам ангела»… И чувствуя, что каждый невольно думает это, она улыбалась еще приветливее и старалась походить на птичку»

Картина мира героини (как и любого из нас) базируется на наборе подходящих ей мифов. Следствием стремления скрыть неулаженные личные проблемы и избежать душевных страданий становится создание защитных масок. Надев маску благодетельницы, княгиня старается убедить в своём человеколюбии не только других, но и себя. («Ведь то была комедия от начала до конца, то была игра в любовь к ближнему, самая откровенная игра, которую понимали даже дети и глупые бабы!») А постоянное ношение маски мешает человеку быть самим собой и приводит к изменениям в его личности. Люди иногда начинают считать себя такими, какими в действительности не являются. Так что нередко окружающие знают нас лучше, чем мы сами знаем себя. Княгиня бурно реагирует на откровения доктора, она потрясена и напугана. Ведь никто так не боится произнесения даже абстрактной правды, как люди, ежедневно врущие самим себе и совершенно не отдающие себе в этом отчёта. Вера Гавриловна приучена думать определённым образом, и даже незначительное отступление от привычного течения мыслей оказывается для неё непереносимым, так как приводит к актуализации внутренних комплексов и травм. Человек часто слышит лишь то, что хочет услышать. Каналы приёма информации закрыты у людей, когда их целью является не создание нового, а подтверждение своего старого видения мира. Это даёт им ложное ощущение стабильности и уверенности. Маска показного человеколюбия настолько приросла к героине, что ради сохранения собственных заблуждений она просто не пропускает в своё сознание правдивые слова доктора. И привычно используемый ею инфантильный способ решения проблемы через слёзы – всего лишь один из механизмов защиты. Княгиня оказывается не готовой принять реальность, разрушающую её иллюзии и причиняющую боль, и выдаёт типичную детскую реакцию психологически незрелого существа – желание спрятаться от мира и страдать, жалея себя. Проявленная героиней демонстрация своей якобы исключительной тонкости и ранимости – это форма сопротивления решению проблем. («Она улыбнулась и подумала, что если бы эти люди сумели проникнуть в ее душу и понять ее, то все они были бы у ее ног…») Если у человека нет психической энергии, необходимой для работы над собой, то он обманет себя любым способом, но придумает, почему меняться не надо. А все открывающие ему глаза будут восприниматься, как враги. В конце рассказа доктор, осознав бессмысленность и тщетность своих попыток донесения правды, а также возможность негативных последствий этих признаний, неискренне просит прощения у княгини, а та принимает всё за чистую монету, радуется унижению своего обидчика и уезжает в состоянии эйфории. Финальные мысли и душевное состояние героини стали прекрасным завершающим штрихом к психологическому портрету ее личности.

«Стараясь походить на птичку, княгиня порхнула в экипаж и закивала головой во все стороны. На душе у нее было весело, ясно и тепло, и сама она чувствовала, что ее улыбка необыкновенно ласкова и мягка. Когда экипаж покатил к воротам, потом по пыльной дороге мимо изб и садов, мимо длинных чумацких обозов и богомольцев, шедших вереницами в монастырь, она всё еще щурилась и мягко улыбалась. Она думала о том, что нет выше наслаждения, как всюду вносить с собою теплоту, свет и радость, прощать обиды и приветливо улыбаться врагам. Встречные мужики кланялись ей, коляска мягко шуршала, из-под колес валили облака пыли, уносимые ветром на золотистую рожь, и княгине казалось, что ее тело качается не на подушках коляски, а на облаках, и что сама она похожа на легкое, прозрачное облачко…
— Как я счастлива! — шептала она, закрывая глаза. — Как я счастлива!»

Наверное, в каждом из нас есть хоть что-то от чеховской княгини, ведь все мы – не ангелы, а людям свойственно заблуждаться. Но, имея право на ошибки, мы не лишены и возможности их исправлять. Лично для себя я вынесла из рассказа следующую мораль. Изменить других мы не в состоянии, зато работать над собой вполне способны и должны. И главное в этой внутренней работе – стараться не лгать самому себе и, срывая собственные фальшивые личины (ложное Я), прокладывать путь для приближения к себе настоящему (истинному Я).

«Счастье и радость жизни не в деньгах и не в любви, а в правде. Если захочешь животного счастья, то жизнь всё равно не даст тебе опьянеть и быть счастливым, а то и дело будет огорошивать тебя ударами» (А.П.Чехов. Из записных книжек).

Ох, очень сильный рассказ. Мощный.
Всего 7 страниц, если распечатать на листах А4, которые пролетают, как … как семки, если горка насыпана, не оторваться.
«Каждый, глядя на нее, должен был думать: «Бог послал нам ангела…».
Мило, не правда ли? Тот самый ангел, та самая княгиня – Вера Гавриловна.
Богатая, молодая, красивая, Пустая… Я бы тоже кхе гуляла, да с той же Дуськой…

Если б князем я была
Я бы с Дуськой… прилегла))

Доктора жаль, после высказанного им княгине, ему навряд ли стало легче. Лишь добавило бессонных ночей, мне так кажется.
А мадам Гавриловна, что говорить о ней, ведь даже столь хлесткие слова:
«Кто не умеет отличать людей от болонок, тот не должен заниматься благотворительностью.»
не произвели не одной дельной мысли в ее голове.
«Она чувствовала себя обиженной и плакала, и ей казалось, что и деревья, и звезды, и летучие мыши жалеют ее; и часы пробили мелодично только для того, чтобы посочувствовать ей.»
И шар земной вертится в угоду, чего уж… ога!..

Повторюсь, рассказ небольшой, но, сколько в нем… настоящего!

P.S.: вбила в google «княгиня Чехова», а там (где картинки), помимо… — Бранджелина. То, что благотворительностью занимается – слышала, но что такой… ))

В который раз убеждаюсь в умении Чехова так точно отражать реальное положение в России в конце позапрошлого века, что по его произведениям можно изучать состояние общественной жизни и диагноз её болезней. Этот рассказ для тех, кто думает, что при царях в стране жили счастливо, помещики заботились о крестьянах, народ процветал.
Редко обычный человек может высказать власть имущим, богатым нуворишам правду в глаза. Чехов показывает такую ситуацию, но, думаю, что она скорее фантастическая. Перед нами княгиня Вера Гавриловна, приехавшая в мужской монастырь, как становится понятно, она здесь частая гостья. В начале перед нами предстают благостные сцены её привычного посещения – «Княгиня любила бывать в N-ском монастыре. В последние два года она облюбовала это место и приезжала сюда почти каждый летний месяц и жила дня по два, по три, а иногда и по неделе. Робкие послушники, тишина, низкие потолки, запах кипариса, скромная закуска, дешевые занавески на окнах — всё это трогало ее, умиляло и располагало к созерцанию и хорошим мыслям». И мысли Веры Гавриловны очень приятные и грустные дают нам понять, что она отдыхает здесь душой, что мирская жизнь тяготит её. Всё настраивает нас на безмятежность и умиротворённость, идиллический лад.
Дальше происходит её встреча с доктором Михаилом Ивановичем, ранее служившим у неё. И вежливое приветствие и сочувствие княгини к его горю (у него недавно умерла жена) вдруг вызывает у врача поток признаний на предложение Веры Гавриловны сказать ей об ошибках, которые он упомянул — «Нет, скажите, доктор. Я буду вам очень благодарна! И, пожалуйста, не церемоньтесь со мной. Я люблю слушать правду».
И Михаил Иванович не пощадил княгиню, высказал ей по пунктам всё, что он думал о ней и её деятельности. «Главное — это нелюбовь, отвращение к людям». «…вы глядите на всех людей по-наполеоновски, как на мясо для пушек. Но у Наполеона была хоть какая-нибудь идея, а у вас, кроме отвращения, ничего!» Конечно, это общие слова, но дальше доктор начал приводит примеры – «Всё, что есть на десятках тысяч ваших десятин здорового, сильного и красивого, всё взято вами и вашими прихлебателями в гайдуки, лакеи, в кучера. Всё это двуногое живье воспиталось в лакействе, объелось, огрубело, потеряло образ и подобие… Иной молодой человек не прослужит и трех лет, как становится лицемером, подлипалой, ябедником… Ваши управляющие-поляки, эти подлые шпионы, все эти Казимиры да Каэтаны рыщут от утра до ночи по десяткам тысяч десятин и в угоду вам стараются содрать с одного вола три шкуры».
На его высказывание — «Простой народ у вас не считают людьми… Но главное… главное, что меня больше всего возмущает, — иметь больше миллиона состояния и ничего не сделать для людей, ничего!» — княгиня протестует, так как никогда и никто с ней раньше не говорил в таком тоне — «Неправда! — выговорила она тихо и умоляющим голосом. — Для людей я много хорошего сделала, это вы сами знаете!» И Михаил Иванович уже кричит ей о её благотворительной деятельности, которая всего лишь «кукольная комедия», когда она создала «странноприимный дом» для безродных старух – «Построили дом с паркетными полами и с флюгером на крыше, собрали в деревнях с десяток старух и заставили их спать под байковыми одеялами, на простынях из голландского полотна и кушать леденцы». «Была игра! Низшие приютские чины прячут одеяла и простыни под замок, чтобы старухи не пачкали — пусть спят, чёртовы перечницы, на полу! Старуха не смеет ни на кровать сесть, ни кофту надеть, ни по гладкому паркету пройтись. Всё сохранялось для парада и пряталось от старух, как от воров, а старухи потихоньку кормились и одевались Христа ради и денно и нощно молили бога, чтоб поскорее уйти из-под ареста и от душеспасительных назиданий сытых подлецов, которым вы поручили надзор за старухами».
Из школы, в которой сама княгиня пожелала учить мужицких детей, все мальчишки разбежались, так что «пришлось пороть их и нанимать за деньги, чтоб они ходили к вам». Попытка Веры Гавриловны «собственноручно кормить соской грудных младенцев, матери которых работают в поле», фактически превратилась в издевательство над женщинами и детьми, так как у неё «было одно только желание забавляться живыми куклами и ничего другого… Кто не умеет отличать людей от болонок, тот не должен заниматься благотворением».
Досталось княгине и за отношение к своим служащим, которых она не считает за людей и постоянно третирует. И за отношение к этому монастырю – «Опять-таки забава, игра, кощунство над человеческою личностью и больше ничего. Ведь в монашеского бога вы не веруете, у вас в сердце свой собственный бог, до которого вы дошли своим умом на спиритических сеансах; на обряды церковные вы смотрите снисходительно, к обедне и ко всенощной не ходите, спите до полудня… зачем же вы сюда ездите?.. В чужой монастырь вы ходите со своим богом и воображаете, что монастырь считает это за превеликую честь для себя!… Вы изволили приехать сюда сегодня вечером, а третьего дня уж тут был верховой, посланный из экономии предупредить, что вы сюда собираетесь. Целый день вчера приготовляли для вас покои и ждали. Сегодня прибыл авангард — наглая горничная, которая то и дело бегает через двор, шуршит, пристает с вопросами, распоряжается… терпеть не могу! Сегодня монахи весь день были настороже: ведь если вас не встретить с церемонией — беда! Архиерею пожалуетесь! «Меня, ваше преосвященство, монахи не любят. Не знаю, чем я их прогневала. Правда, я великая грешница, но ведь я так несчастна!» Уж одному монастырю была из-за вас нахлобучка. Архимандрит занятой, ученый человек, у него и минуты нет свободной, а вы то и дело требуете его к себе в покои. Никакого уважения ни к старости, ни к сану».
На всю эту правду, которую излил на неё доктор, княгиня почувствовала себя обиженной и заплакала. Только вот напрасно Михаил Иванович изливал свою душу перед этой каменной, глупой женщиной. Бессмысленно «метать бисер перед свиньями…» Она ничего не восприняла, только почувствовала себя несчастной. Но уже на завтра перед отъездом доктор извинился перед ней, и княгиня снова почувствовала себя счастливой.
Не думаю, что Чехов своим рассказом хотел обличить господствующий класс. Как писатель, пишущий только реалистические вещи, он всего лишь отражал действительность. Страшный разрыв в положении богатых людей и остального народа, непонимание господами нужд и забот простых людей, нищета крестьянства, невозможность вырваться из сословных границ – проблемы российского общества, которые неизбежно ведут страну к грядущим революциям.
Прочитано в рамках марафона «Все рассказы Чехова» # 217

Антон Павлович, как всегда, на высоте! Тонкий психолог, показывающий изнанки разных типов людей. Рассказ чудный, впрочем, как и другие чеховские произведения!

Вера Гавриловна — прекрасный пример заигравшихся да и зарвавшихся актрис. Всё для них — игра.

Нет, нет! Дайте мне поцеловать! — сказала она, хватая его за руку и жадно целуя ее три раза. — Как я рада, святой отец, что наконец вижу вас! Вы, небось, забыли свою княгиню, а я каждую минуту мысленно жила в вашем милом монастыре. Как у вас здесь хорошо! В этой жизни для бога, вдали от суетного мира, есть какая-то особая прелесть, святой отец, которую я чувствую всей душой, но передать на словах не могу!

Бесконечное глупое щебетание и святая вера в обоюдную лесть. Не восприимчивые к критике, такие люди сначала долгое время будут широко распахивать глаза и кукольно хлопать ресницами, изумляясь словам, брошенным им в лицо (…всё божья роса!). Потом, театрально заламывая руки, рыдать, смакуя своё извечное «Неблагодарные! Они меня не понимают!», а спустя совсем недолгое время, как ни в чем не бывало побегут «осчастливливать» собою окружающий мир, «опылять» его своими «благоденствиями», не задумываясь о самих «счастливчиках».

Вспомнилась история о милой девочке, которая поймала зайчонка и пыталась его пеленать, качать в коляске и кормить. «Ему же так будет лучше!» — искренне считала девочка. А бедный заяц плакал от такой всеобъемлющей любви и неповторимой заботы.

Когда доктор стал говорить княгине правду в глаза, перечисляя все ее ошибки, то у Веры Гавриловны

страшно билось сердце; в ушах у нее стучало, и всё еще ей казалось, что доктор долбит ее своей шляпой по голове. Доктор говорил быстро, горячо и некрасиво, с заиканьем и с излишней жестикуляцией; для нее было только понятно, что с нею говорит грубый, невоспитанный, злой, неблагодарный человек, но чего он хочет от нее и о чем говорит — она не понимала.

Такие люди всегда, дав копейку, искренне будут считать, что отдали миллион. И все вокруг будут, по их мнению, неблагодарными. Окружающие в глазах подобных «властителей судеб» являют собой жалкое подобие человеческих существ, которые должны угождать им во всем. Попытки же объяснить что-либо ни к чему не приведут. Это то же самое, что метать бисер перед свиньями.

А напоследок я скажу… Очень занимательная картина встает перед глазами, когда и если княгиня вдруг решится осуществить свое желание относительно монастыря (хотя, конечно, для нее — это не больше чем просто слова): так и вижу, как монахи бегут врассыпную во главе с архимандритом, доктор требует «йаду!», все птички померли и вокруг — ни души, как после взрыва. И вышагивает гордо в полной тишине Вера Гавриловна, в какой-то момент удивляясь, куда же все подевались и почему?! Весь мир на куски развалится, а она и бровью не поведёт…

  • Кнопка рассказ ричард матесон
  • Книга с михалков все самые любимые стихи и сказки
  • Кнопка неактивна как пишется
  • Книга с короткими рассказами
  • Книжонка как пишется правильно