Когда был написан рассказ недоросль

Недоросль — комедия в пяти действиях Дениса Ивановича Фонвизина.
Пьеса написана в классицистическом стиле, что отразилось в «говорящих» фамилиях героев, четком делении на положительных и отрицательных персонажей, а также в единстве времени, места и действия. Вместе с тем в комедии можно увидеть проявления раннего реализма, так как автор стремится к возможно более правдивому изображению жизни.
Название «Недоросль» связано с указом Петра I, который запрещал неученым дворянам служить и жениться, называя таких молодых людей «недорослями».[1]

В комедии мастерски выстроены языковые характеристики героев: это и грубые, оскорбительные слова в неотесанных речах Простаковой; характерные для военного быта словечки солдата Цыфиркина; церковно-славянские слова и цитаты из духовных книг семинариста Кутейкина; ломаная русская речь Вральмана и речь благородных героев пьесы — Стародума, Софьи и Правдина. Отдельные слова и фразы из комедии Фонвизина стали крылатыми.[2]

Сюжет

Корыстные и жестокие дальние родственники из провинции,
грубые и глупые,
получив власть над осиротевшей девушкой пытаются прибрать её состояние к рукам
выдав за муж за одного из своей семьи. А когда ставки повышаются, девушка становится наследницей богатства, пытаются женить на собственном недалёком и плохо воспитанном отпрыске. Однако её благодетель руководствуется в выборе её жениха не знатностью и богатством, а благонравием и честью.
Злонравные же родственники терпят крах.

Описание

Властная барыня Госпожа Простакова готовит выдать за своего брата девушку Софью, осиротевшую дальнюю родственницу, которую они взяли к себе три года до этого. Однако, когда выясняется, что её дядя, пропавший несколько лет назад, не только жив и здоров, но и сделал Софью богатой наследницей Госпожа Простакова решает выдать Софью за своего шестнадцатилетнего сына Митрофанушку. Когда приезжает дядя Софьи Стародум, он даёт отворот поворот и брату и сыну, предпочтя молодого офицера Милона, в которого Софья давно влюблена. Госпожа Простакова предпринимает попытку насильно венчать Софью со своим бестолковым сыном, но после того как у неё ничего не выходит, управление над её имением переходит в руки государственному чиновнику Правдину, который приехал чтобы прекратить бесчинства Простоковой в отношении её крепостных. После того как мать потеряла власть Митрофанушка отворачивается от неё, что выбивает Простакову из колеи.

Проблематика

Комедия высмеивает традиционное воспитание дворян, в частности провинциальных.
Основной идеей пьесы является осуждение глупости, безнравственности, злонравия и невоспитанности старого дворянства по отношению к новому, образованному. Центральной проблемой становится отсталость традиционного воспитания дворян в провинции.
В то время как Стародум прививает Софье мысль, что главные ориентиры в жизни достойной личности
это добродетель, честность и благородство, Простоковы воспитывают ребёнка в уверенности, что главным в жизни является умение нажить и сохранить достаток и что особое знание наук при этом не требуется, поэтому и оберегают от излишнего учения своего сына Митрофана, который к концу пьесы оказывается совершенно необразованым, поэтому не имеет права жениться и поступать на государственную службу. Таким образом автор не только смеется над пороками, но и прославляет добродетель.

Комедия «Недоросль» остаётся актуальной и в наши дни, так как в пьесе автор затронул общечеловеческие проблемы воспитания и развития гуманной, благородной, честной личности.

Характер конфликта

Конфликт комедии можно увидеть в столкновении двух противоборствующих взглядов на роль дворянства в общественной жизни страны. Госпожа Простакова заявляет, что указ «о вольности дворянской» (освободивший дворянина от обязательной службы государству, установленной Петром I) сделал его «вольным» прежде всего в отношении к крепостным, освободив ёго от всех обременительных для него человеческих и нравственных обязанностей перед обществом. Иной взгляд на роль и обязанности дворянина Фонвизин вкладывает в уста Стародума —- лица, наиболее близкого автору. Стародум по политическим и нравственным идеалам — человек Петровской эпохи, которая противопоставлена в комедии эпохе Екатерины.[3]

История создания

Замысел складывается у Фонвизина в конце 1778 г. после возвращения из Франции, где он провёл около полутора лет.

Во Франции ему очень понравились театральные постановки, в особенности комедии. Работа над «недорослем» заняла у писателя около трёх лет и была окончена в 1782 г.

Действующие лица

  • Простаков — помещик, глава семейства Простоковых. Во всем старается угодить своей жене. Не умеет читать.
  • Госпожа Простакова — жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнаёт о её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
  • Митрофанушка — их шестнадцатилетний сын, которого они оберегают от чрезмерного учения и слабостям которого потакают.
  • Еремеевна — кормилица Митрофана и его няня, а также верная слуга Простаковой, служащая ей уже 40 лет.
  • Правдин — гость или постоялец Простаковых, который на самом деле является государственным чиновником, призванным разобраться в делах Простаковых. Высокоморальный человек, олицетворяющий в пьесе слово закона
  • Стародум — дядя и опекун Софьи, вернувшийся из Сибири с состоянием в 10 тысяч.
  • Софья — племянница Стародума и сирота. Приличная, образованная и добрая девушка.
  • Милон — молодой офицер, честный и образованный, возлюбленный Софьи.
  • Тарас Скотинин — брат Простаковой, который намерен жениться на Софье ради собственного завода свиней.
  • Кутейкин — учитель грамматики Митрофана, «уволенный» семинарист, «убоявшийся бездны премудрости».
  • Цыфиркин — учитель арифметики Митрофана, отставной сержант.
  • Адам Адамович Вральман — немец, нанятый для учения Митрофана премудростям светской жизни. На самом деле бывший кучер.
  • Тришка — портной-самоучка, слуга Госпожи Простоковой.
  • Слуга Простаковых
  • Камердинер Стародума

Судьба героев

Имя до пьесы во время пьесы в конце пьесы
Госпожа Простакова Родилась в многодетной семье скупого дворянина, однако все её братья и сестры, кроме Скотинина, умерли в детстве. Детей дома ничему не учили. Хоть и заставляет сына учиться, так как без грамоты больших чинов не получить, балует его и потакает его прихотям, так как безумно любит. Крестьянами помыкает. Перед ней трепещут все, даже собственный муж. Потеряла власть над своими крестьянами, почувствовала стыд и поняла что сын ценил в ней лишь её власть.
Митрофанушка С 12 лет занимается с учителями Отвергает мать и согласен идти «куда велят». Правдин намерен отправить его служить.
Правдин Берёт имение Простаковых под государственную опеку за жестокое обращение с крепостными.
Стародум После того как менее достойному в обход ему присвоили звание, в горячке оставил службу. Послк был взят ко Двору, но быстро отошёл от него так как захотел сохранить собственное достоинство. Пропадает в Сибири. Неожиданно возвращается с наследством в 10 000 и желанием женить племянницу на благонравном Забирает Софью у родственников в Москву
Софья Жила с матерью, дружила с Милоном, после смерти матери оказалось во власти своячьников Родственники пытаются насильно выдать её замуж. Получает благословение на брак с Милоном
Милон в разлуке с Софьей больше полугода. Ведёт войска в Москву, останавливается в деревне Протоковых. Получает благословение на брак с Софьей
Скотинин отслужил в гвардии и вышел в отставку в чине капрала
Кутейкин Учился в Симинарии, но оставил её, не справившись с учением. Обучает Митрофанушку чтению Потребовав расчёта несмотря на не сделанную работу будет вынужден рассчитываться с несговорчивой хозяйкой. Пристыжён.
Цыфиркин Гарнизонный в отставке. Подрабатывает в городе «счётными делами» на чиновников. На досуге обучает детей на дому математике. Отказавшись от оплаты за беспокойство, получает в благодарность за честность деньги от Стародума и Милона
Адам Адамович Вральман Кучер Стародума Притворяясь знатоком света человеком высокого образования живёт у Простоковых как наставник их сына. Но на деле только мешает его учителям, да льстит его матери. Вернулся на службу к Стародуму

Ссылки

  • Текст произведения на lib.ru
  • Текст произведения на ilibrary.ru

Примечания

  1. Краткое содержание «Недоросль»// Образовака
  2. Добавьте источник цитирования
  3. Спектакль Недоросль. Анализ произвидения Д. И. Фонвизина.// В гостях у сказки

Комедия была написана в 1781 году и героями в ней предстали разные слои населения — крепостные, прислужники, люди дворянских кровей, высокопоставленные чиновники. “Недорослью” называли тех, кто по какой-либо причине не получил свидетельства о том, что он прошел науку в учителя и владеет определенными знаниями. Такие “недоросли” не имели права служить в войске — их просто не принимали служить, им даже не позволено было венчаться и создавать семью.

Понятие о комедии Фонвизин приобрел во Франции, где он получал знания о юриспруденции, философии, экономике данного государства. Не прошел он и мимо культурной жизни Франции — часто посещал театры и именно там увидел, что такое комедия. Вернувшись в Россию, он попробовал написать нечто такое, что пришлось бы по душе читателям. В комедийных пьесах обычно высмеиваются порочные недостатки каких-то людей: недалекой власти и их непонятных законов, несовершенности системы государства (например, судов), необразованности и глупости обычного народа, отсутствия представления о человеке, зрелом морально и духовно, о понятии манер и соблюдения этикета.

Фонвизин работал над пьесой в течение трех лет, но литературные критики упоминают о ранней версии текста пьесы, в которой фигурируют другие герои, развивается совсем другой сюжет. Говорят, что ранняя версия совсем отличается от всем известного сочинения — даже композиция совсем иная, не говоря уже об образах и идейной наполненности.

В пьесе осуждаются принципы воспитания дворян, которые становились не высокообразованными, а наоборот, злыми и глупыми. Это отражалось даже на фамилиях, которые были указанием на некий недостаток дворянина, совсем недавно получившего “образование” и дворянский титул.

“Недоросль” как литературное явление привлекала внимание многих писателей последующих поколений — они с удовольствием прослеживали развитие событий в произведении и эволюцию образов и их характеров. Гоголь говорил, что эта пьеса — сплошная карикатура на все русское. Хотя это можно не называть карикатурой, это природное поведение и характер обычного русского человека. Екатерина II поняла настрои, отображенные в пьесе и не желала, чтобы это произведение подорвало ее авторитет. Поэтому она пресекала любые попытки писателя Фонвизина опубликовать что-либо. Особенно активно она начала противостоять писателю после того, как ему удалось напечатать несколько сатирических рассказов. Екатерина II была жестокой противницей каждого, кто посмеет указать на недостатки в ее правлении и в ее личности. Расправлялась она с такими людьми быстро и жестоко. Хоть Фонвизин и сильно болел, но все равно пытался напечатать или издать что-либо. Он решил издать журнал “Стародум”, даже получил разрешение на это и начал готовить материалы к печати. Екатерина II узнала об этом и строго запретила издательство подобного журнала. Она не позволила Фонвизину напечатать перевод произведений Тацита, но и эта деятельность была запрещена. Екатерина знала, что Фонвизин отлично владеет острым словцом, поэтому постоянно следила, чтобы без ее ведома не было издано что-то, что сможет разрушить ее авторитет.

В пьесе изображаются “дикие” устои дворянского мира — злость, тщеславие, желание быть лучше, чем кто-то другой. Писатель мастерски раскрыл проблемы того общества и высмеял их. Главный посыл писателя — даже если у тебя есть высокое звание и ты добился всего сам, то не нужно этим кичиться. У каждого своя жизнь и он вправе распоряжаться ею сам — не каждый может позволить себе стать дворянином. Следует помнить прекрасные слова: после окончания игры в шахматы пешка и король падают в одну коробку. Всех и каждого ждет одно и то же окончание — смерть, поэтому не стоит ставить себя выше других.

Фонвизин карикатурно изобразил общество давней России. Смыслом этого было желание показать людям, что они делают не так, что они порочны, внутри них нет ничего человеческого, ими движет желание заполучить все богатства мира. Добиваются они этого, идя по головам и не обращая внимания на какие-то моральные устои. Фонвизин призывает в любых обстоятельствах оставаться человеком и уважать тех, кто находится рядом. Если у тебя есть чем гордиться — не нужно хвастаться этим налево и направо. Следует знать себе цену, а не размениваться по мелочам.

История создания комедии «Недоросль» Фонвизина: замысел, постановка, публикация пьесы

istorija-sozdanija-nedorosl-fonvizin

Комедия «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы XVIII века. 

В этой статье представлена история создания комедии «Недоросль» Фонвизина: замысел, постановка и публикация пьесы.

История создания комедии «Недоросль» Фонвизина

Работа над пьесой 

Первый набросок «Недоросля» был создан Фонвизиным задолго до первой постановки пьесы. Первые рукописи появились в 1770-е гг. По мнению исследователей, работа Фонвизина над «Недорослем» была длительной и упopной.

Интересно, что первый вариант «Недоросля» по своему характеру ближе к пьесе «Бригадир». В первой редакции «Недоросля» дворянского сынка зовут Иванушкой (в будущем автор назовет его Митрофанушкой).

При создании «Недоросля» Фонвизин использовал множество различных материалов: 

— статьи из сатирических журналов 1770-х годов

— произведения своих современников (Лукина, Чулкова, Эмина и др.)

— произведения английских и французских авторов XVII—XVIII вв. (Вольтера, Руссо, Дюкло, Лябрюйера и др.)

— комедий, написанные самой императрицей Екатериной II. 

В 1781 году Фонвизиным была завершена работа над текстом комедии «Недоросль».

Первая постановка в 1782 году

Написав «Недоросля», Фонвизин упopно боролся за постановку пьесы. Цензура не решалась пропускать «Недоросля», поэтому разрешение было лично дано императрицей Екатериной.

Первая постановка пьесы «Недоросль» состоялась 24 сентября 1782 года в Вольном российском театре на Цырицыном лугу. Сам Фонвизин распределял роли и режиссировал постановку.

На премьере «Недоросля» роль Стародума исполнил выдающийся актер XVIII века — И. А. Дмитревский. Роль Правдина играл другой знаменитый актер и драматург — П. А. Плавильщиков. Роль Еремеевны исполнял актер Я. Д. Шумский.

В «Драматическом словаре» о премьере «Недоросля» написано следующее:

«Недоросль» …представлена в первый раз в Санкт-Петербурге, 24 сентября 1772 года [имеется в виду 1782 год, опечатка в словаре] на счет первого придворного актера г. Дмитревского; в которое время несравненно театр был наполнен и публика аплодировала пьесу метаньем кошельков.» («Драматический словарь», 1787 г.)

Первая публикация в 1783 году

В 1783 году комедия «Недоросль» была впервые напечатана. Об этом также говорится в «Драматическом словаре»:

«Напечатана в Санкт-Петербургской вольной типографии у г. Шнора 1783 г. («Драматический словарь», 1787 г.)

Журнал «Стародум»

В 1788 году, спустя 6 лет после постановки «Недоросля», Фонвизину пришла идея издавать собственный сатирический журнал. Он дает журналу «говорящее» название «Стародум» (по имени мудрого, рассудительного героя комедии «Недоросль»). 

Фонвизин получил разрешение на печать журнала и начал готовить материалы. Однако императрица Екатерина запретила журнал. К счастью, материалы для несостоявшегося журнала «Стародум» сохранились и доступны современным читателям.

Такова история создания комедии «Недоросль» Фонвизина: история написания пьесы, интересные факты о замысле, постановке и публикации комедии.

Недоросль
Жанр:

комедия

Автор:

Денис Иванович Фонвизин

Год написания:

1782

Wikisource-logo.svg Текст произведения в Викитеке

«Недоросль» — комедия Дениса Ивановича Фонвизина.

Героями комедии являются представители разных социальных слоев XVIII столетия в России: государственные мужи, дворяне, крепостники, слуги, самозваные модные учителя. Главные персонажи: сам недоросль Митрофанушка и его мать, барыня-крепостница XVIII века — госпожа Простакова, управляющая всем и всеми — в её руках и хозяйство с дворовыми слугами, не считаемыми ею за людей, и собственный муж, которого, не стесняясь, она может поколотить, и воспитание сына Митрофана — на самом деле воспитанием и образованием его она не обременена, а лишь старательно исполняет модные условности общества и своего положения в нем: «То бранюсь, то дерусь, тем и дом держится».

Как и другие пьесы эпохи классицизма, «Недоросль» прямолинеен по своей проблематике — осуждению традиционного дворянского воспитания и «злонравия», «дикости» провинциального дворянства; персонажи чётко делятся на положительных и отрицательных, им даны говорящие фамилии (Простаковы, Скотинины, Митрофан — «проявление матери» по-гречески, Стародум, Милон, Правдин, Софья — «мудрость» по-гречески, Цыфиркин, Вральман, Кутейкин). Однако огромную популярность у публики и читателей комедия получила не только из-за мастерски поставленной общественно-политической проблематики, но и из-за чрезвычайно ярких образов отрицательных персонажей (положительные получились скорее резонёрами, передающими авторскую точку зрения), живости диалога, юмора, многих быстро вошедших в пословицу цитат («Не хочу учиться — хочу жениться», «Вот злонравия достойные плоды»). Имена Митрофанушки и Простаковой стали нарицательными.

Недоросль — молодой дворянин, не получивший письменного удостоверения о выучке от учителя. Недорослей не принимали на службу, им не давали т.н. венечных памятей [1] — документов, разрешающих вступление в брак [2].

История создания

Фонвизин работал над комедией около трёх лет. Премьера состоялась в 1782 году. Имеется также текст, предположительно начала 1760-х годов, на ту же тематику и с тем же названием, но иными персонажами и сюжетом (так называемый «Ранний „Недоросль“»); неизвестно, принадлежит ли эта пьеса молодому Фонвизину или какому-то его анонимному предшественнику.

Действующие лица

  • Простаков — глава семейства. Сам по себе человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене «При твоих глазах мои ничего не видят» — говорит он в начале произведения, когда она спрашивает про кафтан. Любит сына. «По крайне мере я люблю его, как надлежит родителю, то-то умное дитя, то-то разумное, забавник, затейник; иногда я от него вне себя и от радости истинно не верю, что он мой сын». Не умеет читать. Когда его просят прочитать письмо присланное Софье, он только отвечает: «Мудрено».
  • Госпожа Простакова — жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнает об её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
  • Митрофан — сын их, недоросль. Довольно безразличный ко всем вокруг и к тому же расхлябанный мальчик, внешне очень любит мать, но только притворяется из-за её властности. В финале его отправляют в армию, и он показывает, что на самом деле думает о матери («Да отвяжись, матушка, как навязалась…»).
  • Еремеевна, мама (то есть кормилица) Митрофана.
  • Правдин — государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у нее имение в пользу государства.
  • Стародум — дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье.
  • Софья — племянница Стародума, честная, приличная, образованная и добрая девушка.
  • Милон — молодой офицер, возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение.
  • Господин Скотинин — брат госпожи Простаковой. Хочет жениться на Софье. Любит свиней.
  • Кутейкин — семинарист, учитель Митрофана.
  • Цыфиркин — отставной сержант, учитель Митрофана.
  • Вральман — немец, бывший кучер, но выдает себя за ученого. Нанят, что бы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле ничему не учит, а только мешает другим учителям.
  • Тришка — портной-самоучка.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.

Постановки

Постановка «Недоросля» была связана со многими трудностями. Получив отказ в Петербурге, драматург в мае 1782 года выезжает вместе с актёром И. А. Дмитревским в Москву. Но и здесь его ждёт неудача: «московского российского театра цензор», испугавшись смелости многих реплик, не пропускает комедию на сцену.

Через несколько месяцев Фонвизину всё-таки удалось «пробить» постановку комедии: 24 сентября 1782 года состоялась премьера в Петербурге (Вольный Российский Театр, он же Театр Карла Книпера), где роль Стародума исполнял сам И. А. Дмитревский, Правдина — К. И. Гамбуров, Цыфиркина — А. М. Крутицкий[3], Скотинина — С. Е. Рахманов. О необыкновенном успехе пьесы «Недоросль» при ее первой постановке на сцене в Вольном Российском Театре на Царицыном лугу свидетельствовал неизвестный автор «Драматического словаря»: «Несравненно театр был наполнен, и публика аплодировала пьесу метанием кошельков»[4].

А 14 мая 1783 года пьеса впервые игралась в Москве, на сцене театра Медокса.

Успех «Недоросля» был огромен. Его поставили на своей сцене студенты университета. Появилось множество любительских постановок[5].

В 1926 году режиссёр Григорий Рошаль снял фильм «Господа Скотинины» по мотивам «Недоросля».

Значение комедии

Комедия Фонвизина читалась и изучалась всеми последующими поколениями — от Пушкина, Гоголя, Лермонтова до нашего времени. Значение пьесы — непреходяще:

  • «Всё в этой комедии кажется чудовищной карикатурой на всё русское. А между тем нет ничего в ней карикатурного: всё взято живьём с природы…» (Н.В. Гоголь).
  • «Его дураки очень смешны и отвратительны, но это потому, что они не создания фантазии, а слишком верные списки с натуры» (В. Г. Белинский) (цитирование: Изучение комедии «Недоросль»).

Однако Екатерина II поняла свободолюбивое значение произведения, посмевшего задеть государственные и социальные устои. «После публикации в 1783 году ряда сатирических произведений, попытки Фонвизина опубликовать что-либо в печати пресекались самой императрицей. В последнее десятилетие своего царствования Екатерина II открыто пошла по пути жестокой реакции, жертвой которой стал и Фонвизин. Несмотря на тяжелую болезнь, он рвался к деятельности. В 1788 году он задумал издавать журнал „Стародум“, получил разрешение и стал готовить материал, но по распоряжению Екатерины журнал был запрещен. Незадолго до смерти Фонвизин обращался с просьбой к Екатерине о разрешении ему издать перевод Тацита, но разрешения не было дано»[6].

Факты

  • Существует легенда, что после премьеры «Недоросля» в Петербурге к Фонвизину подошёл князь Потёмкин и сказал: «Умри, Денис, лучше не напишешь». Однако, по утверждению историков, Потёмкин такого сказать не мог, поскольку его не было в тот момент в Петербурге. По другой версии, эти слова принадлежат Державину, а не князю Потёмкину.
  • Во время обучения в Нежинской гимназии Николай Гоголь играл в студенческих спектаклях роль Простаковой.
  • Благодаря «Недорослю» имя Митрофанушка стало нарицательным для невежды, неуча или недоучки.

Примечания

  1. Д.И.Фонвизин «Недоросль: избранные произведения», Спб, «Азбука Классика», 208; Комментарии А.Д.Степанова с. 300
  2. Венечная память (знаменная грамота) :: В :: Генеалогический словарь
  3. Отечественные певцы
  4. ТВ «Культура»
  5. Изучение комедии «Недоросль». Автор Марина Барабанова
  6. ФОНВИЗИН Денис Иванович (1745—1792) на Funeral-SPB.ru

На чтение 9 мин Просмотров 2.4к. Опубликовано 17.03.2022

«Недоросль» – это пьеса, написанная Фонвизиным. Само слово, которое легло в название пьесы, в восемнадцатом веке обозначало молодого дворянина, который не получил от учителя письменную бумагу о выучке. Недорослей не брали на службу и не давали им так называемых венечных памятей – бумаг, которые разрешали вступать в брак. История создания пьесы «Недоросль» весьма интересна. Ее знание помогает лучше понимать суть.

История создания комедии «Недоросль» Д. И. Фонвизина

Многие интересуются, когда написана эта пьеса. Комедия Дениса Фонвизина создана в 1781 году. В ней показаны представители разных слоев – слуги, крепостные, дворяне, чиновники. В те времена «недорослями» называли людей, которые по определенным причинам не получили свидетельства об образовании. Такие лица не могли служить в армии, венчаться и создавать семьи.

Понятие о комедии было получено Фонвизиным во Франции. Там он учился экономике, философии и юриспруденции. К тому же писателя интересовала культурная жизнь этой страны. Он часто посещал театры и там познакомился с жанром комедии.

После возвращения в Россию Фонвизин попробовал написать произведение, которое понравится читателям. В комедиях, как правило, высмеиваются пороки людей, несовершенства государственных органов, необразованность и низкий интеллектуальный уровень обычных людей.

Фонвизин писал пьесу 3 года. Однако литературные критики отмечают, что была и ранняя версия текста. В ней присутствуют другие герои и иной сюжет. Есть сведения, что ранняя версия отличается от известного для всех сочинения. Оно имеет совершенно иную композицию. Это же касается образов и идейного наполнения.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина

В пьесе Фонвизина осуждаются особенности воспитания дворян, которые становились не образованными, а наоборот, превращались в глупых и злых людей. Это отражалось даже на фамилиях. Они свидетельствовали об определенных недостатках людей, которые сравнительно недавно получили так называемое образование или титул.

Краткая биография Дениса Ивановича

Денис Иванович Фонвизин появился на свет в апреле 1745 года в семье дворян. Вначале будущий писатель учился дома. В семействе Дениса господствовал патриархат.

С 1755 года Фонвизин получал образование в гимназии. После чего он поступил в Московский университет, а именно – на философский факультет. В 1760 году Фонвизин попал в число избранных учащихся. Благодаря этому он оказался в Петербурге. Там состоялось знакомство будущего писателя с Сумароковым и Ломоносовым.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина презентация

С шестидесятых годов восемнадцатого века Фонвизин начал создавать первые литературные работы. Вначале его творчество характеризовалось острой сатирической направленностью. Таким образом появился ранний труд «Недоросль», который так и не был опубликован при жизни автора. Впервые это произведение появилось лишь в «Литературном наследстве», изданном в 1933 году. Одновременно писатель делал много переводов. В 1761 году Фонвизин опубликовал перевод басен Хольберга. Годом позже он перевел работы Овидия, Вольтера, Руссо.

В 1763 году Денис был секретарем кабинет-министра Елагина. Спустя несколько лет Фонвизин занял должность секретаря графа Панина. В 1768 году он создал сатирическую пьесу «Бригадир». Она стала весьма популярной. Благодаря этому писателя стали звать в Петергоф, чтобы тот зачитывал свои произведения самой императрице Екатерине II.

В 1777-1778 годах писатель жил в других странах. В частности, он долго находятся во Франции. В 1779 году Фонвизин возвратился в Россию и стал работать советником канцелярии. В тот период он перевел произведение «Та-Гио».

«Недоросль» Д. И. Фонвизина книги

С 1783 года Фонвизин стал много путешествовать по европейским странам. Спустя 2 года Фонвизин впервые столкнулся с апоплексическим ударом. В 1787 году писатель возвратился в Россию. В конце жизни литератор страдал от паралича. Однако он не прекращал писать свои произведения. Несмотря на запрет Екатерины II, Фонвизин издал несколько комедий и начал работать над автобиографией, но не закончил ее. В декабре 1792 года писатель умер.

Идея произведения

Главной темой комедии «Недоросль» Фонвизина считается духовный упадок дворян в эпоху крепостного строя. По мнению писателя, используемые педагогические методы оказывают значительное влияние на нравственность целого поколения.

В восемнадцатом веке детей помещиков воспитывали безграмотные няньки, иностранные граждане с непонятным образованием, дьячки-недоучки. Такие учителя могут обучать только юношей, напоминающих Митрофанушку – основного героя комедии.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина

В своем произведении Фонвизин стремился показать, что большинство дворян не помнит о чести или достоинстве. Они не выражают интересов государства и не выполняют его законы. Также эти люди не помнят о нравственности и морали.

Драматическое произведение Фонвизина получается более острым, поскольку в нем побеждают силы добра над злом. Но все это отличается случайным характером. Если бы Стародум не возвратился своевременно из Сибири, а Правдин не получил приказа отнять у Простаковой имущество, итог для Софьи был бы куда менее благополучным. Она бы не смогла уехать с молодым офицером Милоном, который имел прекрасное образование, а вышла бы замуж за глупого Митрофанушку.

Жанр пьесы

«Недоросль» Фонвизина представляет собой комедию. При этом момент основного конфликта в произведении имеет весьма специфическое разрешение. Для этого произведения характерны следующие признаки:

  • никто из враждующих сторон не умирает;
  • включает цели, которые ничего не несут;
  • повествование носит живой и яркий характер.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина иллюстрация

Произведение Фонвизина отличается выраженной сатирической направленностью. Это означает, что автор хотел высмеять проблемы социума. Он желал скрыть серьезные проблемы за юмором.

«Недоросль» – это пьеса Фонвизина, которая выстроена в соответствии с законами классицизма. Для этого литературного направления характерна единая сюжетная линия. При этом все события происходят одном месте. К тому же это уходят буквально сутки.

Стоит отметить, что этот принцип соответствует и реализму. Об этом говорят некоторые предметы и места. К тому же персонажи во многом похожи на реальных помещиков из глубинки, которых высмеивает и осуждает автор. При этом Фонвизин привнес в классицизм что-то новое, а именно – острый и безжалостный юмор.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина чб картинка

Действующие герои комедии

Стародум и Софья считаются представителями своего рода нового мнения. Это же можно сказать о Милоне и Правдине. Этих персонажей пьесы смело можно назвать представителями эпохи Просвещения. Они считаются воплощением добра и любви. Эти персонажи тянутся к знаниям и испытывают сострадание. Скотинин, Митрофанушка, Простаковы относятся к так называемым старым дворянам. Там царит культ материального успеха и низкой образованности.

Итак, к основным персонажам комедии Фонвизина относятся:

  1. Недоросль Митрофанушка – парень, который отличается глупостью и невежеством. Он не способен адекватно анализировать ситуацию, что не дает ему возможности стать разумным и активным представителем дворянства. Его девиз по жизни: «Не хочу учиться, а хочу жениться». Это убеждение в полной мере отражает характер юноши, который ничего не воспринимает серьезно.
  2. Простакова – грубая и хитрая женщина, которая имеет много минусов. Она не любит и не уважает никого, за исключением своего сына Митрофана. Воспитание Простаковой только подтверждает устойчивость принципов консерватизма. Он препятствует полноценному развитию русского дворянства.
  3. Софья – хорошая девушка с добрым нравом и прекрасным образованием. Она резко выделяется на фоне алчных людей, которые всему завидуют.«Недоросль» Д. И. Фонвизина книга
  4. Стародум – дядюшка Софьи. Он воспринимает девушку не как маленького ребенка, а как сформированного члена общества. Он позволяет девушке выбирать и учит ее правильным принципам. Именно в Стародуме Фонвизин воплощает образ человека, который прошел через все подъемы и падения. При этом ему удалось стать хорошим родителем и настоящим примером для последующих поколений.
  5. Скотинин – еще один представитель так называемых говорящих фамилий. Внутренняя суть человека в большей степени напоминает грубое животное, чем нормального воспитанного человека.

Описание сюжета

В комедии Дениса Фонвизина описывается семья помещиков, которая погрязла в самодурстве и безнравственности. Дети, подрастая, становятся все сильнее похожи на глупых и грубых родителей. Митрофанушка, которому всего шестнадцать лет, старается закончить учебу, но сталкивается с нехваткой способностей и желания. Его мать смотрит на это без особого интереса. Ее не волнует развитие собственного сына. Женщине больше хочется, чтобы все оставалось по-старому, поскольку ей чужд любой прогресс.

У Простаковых поселилась их родственница – девушка Софья, которая стала сиротой. Она отличается от остальных членов семьи взглядами и воспитанием. Софья унаследовала крупное поместье, которое интересует и дядю Митрофанушки – Скотинина. Единственным способом завладеть имением Софьи считается женитьба. Потому родственники стремятся склонить ее к выгодному браку.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина комедия

Стародум, дядя Софьи, посылает своей племяннице письмо, чем вызывает недовольство Простаковой. Дело в том, что дядю считали погибшим в Сибири. Простакова заподозрила обман в письме. Однако в скором времени безграмотные помещики узнают его суть. Им помогает в этом постоялец Правдин. Он раскрывает людям правду о сибирском наследстве девушке, которое дает хороший доход.

В результате у Простаковой зарождается идея – женить Митрофанушку на Софье. Она планирует сделать этого, чтобы заполучить наследство. Но ее планы рушит офицер Милон, который с солдатами идет через деревню. Он встречает своего приятеля Правдина. Выясняется, что тот входит в правление наместников. Он прибыл в деревню для того, чтобы контролировать помещиков, которые плохо обращаются с прислугой.

Милон рассказывает Правдину, что давно любит одну девушку, которую увезли в неизвестном направлении. Тут выясняется, что Софья – это она и есть. Героиня делится с Милоном сведениями о предстоящем браке с Митрофанушкой. Офицер моментально вспыхивает.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина картинка

Затем приезжает дядюшка Софьи, которого все считали погибшим. Он знакомится с Милоном и полностью принимает выбор племянницы. Одновременно с этим имение Простаковых передают под контроль государства из-за жесткого обращения с крестьянами. Мать пытается обнять Митрофанушку в поисках поддержки, но сын ей грубит. От этого женщина даже теряет сознание.

Сценическая постановка

Постановка «Недоросля» Фонвизина связана со множеством сложностей. В Петербурге писатель получил отказ. В мае 1782 года он поехал в Москву. Однако и там его ожидала неудача. Цензор не пропустил комедию.

Спустя несколько месяцев Фонвизин все же сумел поставить свое произведение. В результате в 1782 году прошла премьера в Вольном Российском театре, расположенном в Петербурге. Пьеса была восторженно принята публикой. Спустя год ее поставили в Москве.

ы

Экранизация

В 1926 году Григорий Рошаль на основе пьесы Фонвизина снял фильм «Господа Скотинины». В 1987 году был снят фильм-спектакль «Недоросль».

Критика современников

Современникам Фонвизина пьеса показалась весьма интересной, но цензоры отмечали, что она включала слишком много смелых реплик. В 1782 году прошла премьера спектакля. Публика приняла комедию Фонвизина с ошеломительным успехом.

Значение в литературе

Комедия Фонвизина изучалась Пушкиным, Лермонтовым, Гоголем. При этом значение его рассказа сложно переоценить. Гоголь считал, что все в этой комедии Фонвизина кажется чудовищной карикатурой. Одновременно с этим он отмечал, что в пьесе нет ровным счетом ничего карикатурного – все взято с природы.

«Недоросль» Д. И. Фонвизина чб иллюстрация

При этом Екатерина II негативно восприняла это произведение Фонвизина. Она посчитала его посягательством на социальные и государственные устои.

Итоги

«Недоросль» – это гениальное произведение Фонвизина, которое уже много лет не теряет своей актуальности. При этом пьеса имеет интересную историю, которую стоит изучить для лучшего понимания сути.

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • XVIII век

  • КлассицизмКлассицизм - это течение в литературе и искусстве 18 века, в основе...

    2 слайд

    Классицизм
    Классицизм — это течение в литературе и искусстве 18 века, в основе которого лежит подражание образам античности, в переводе с латинского классицизм значит «образцовый».

  • Драматические произведения

    3 слайд

    Драматические произведения

  • Денис Иванович фонвизин

    4 слайд

    Денис Иванович фонвизин

  • Начальное образование в биографии Фонвизина было получено дома. Затем он обуч...

    5 слайд

    Начальное образование в биографии Фонвизина было получено дома. Затем он обучался в гимназии при университете Москвы, после ее – на философском факультете университета. Первые произведения Фонвизина были написаны в студенчестве. Тогда же, увидев театральную постановку пьесы Гольберга, увлекся его творчеством, перевел множество его басен.
    В 1762 году писатель поселяется в Петербурге, где работает в Коллегии иностранных дел.

  • Сатирический образ Фонвизина проявляется в произведениях «Бригадир», «Послани...

    6 слайд

    Сатирический образ Фонвизина проявляется в произведениях «Бригадир», «Послание к слугам моим». Для Фонвизина комедии являются способом с иронией описать окружающий мир. Он по праву считается основоположником бытовых комедий в России.
    Одно из лучших произведений Фонвизина «Недоросль» было написано после Пугачевского бунта. В нем автор отображает свое видение причин русских бедствий

  • В 1782 году Денис Иванович Фонвизин уходит в отставку, посвящает себя литерат...

    7 слайд

    В 1782 году Денис Иванович Фонвизин уходит в отставку, посвящает себя литературе, путешествует.
    После публикаций 1783 года рассказы Фонвизина запрещаются к печати. Но даже тяжело больным он продолжает писать. 1 декабря 1792 года Денис Фонвизин скончался.

  • История создания комедии «недоросль»Комедия "Недоросль" является выдающимся п...

    8 слайд

    История создания комедии «недоросль»
    Комедия «Недоросль» является выдающимся произведением русской литературы. Первый набросок «Недоросля» был создан Фонвизиным задолго до первой постановки пьесы. Первые рукописи появились в 1770-е гг. По мнению исследователей, работа Фонвизина над «Недорослем» была длительной и упорной. Интересно, что первый вариант «Недоросля» по своему характеру ближе к пьесе «Бригадир». В первой редакции «Недоросля» дворянского сынка зовут Иванушкой (в будущем автор назовет его Митрофанушкой). В 1781 году Фонвизиным была завершена работа над текстом комедии «Недоросль». Фонвизин упорно боролся за постановку пьесы. Цензура не решалась пропускать «Недоросля», поэтому разрешение было лично дано императрицей Екатериной. Первая постановка пьесы «Недоросль» состоялась 24 сентября 1782 года в Вольном российском театре на Цырицыном лугу. Сам Фонвизин распределял роли и режиссировал постановку. На премьере «Недоросля» роль Стародума исполнил выдающийся актер XVIII века — И. А. Дмитревский. В «Драматическом словаре» о премьере «Недоросля» написано следующее: «Недоросль» …представлена в первый раз в Санкт-Петербурге, 24 сентября 1772 года [имеется в виду 1782 год, опечатка в словаре]  театр был наполнен и публика аплодировала пьесу метаньем кошельков.» («Драматический словарь», 1787 г.) В 1783 году комедия «Недоросль» была впервые напечатана. В 1788 году, спустя 6 лет после постановки «Недоросля», Фонвизину пришла идея издавать собственный сатирический журнал. Он дает журналу «говорящее» название «Стародум» (по имени мудрого, рассудительного героя комедии «Недоросль»).  Фонвизин получил разрешение на печать журнала и начал готовить материалы. Однако императрица Екатерина запретила журнал. К счастью, материалы для несостоявшегося журнала «Стародум» сохранились и доступны современным читателям. Такова история создания комедии «Недоросль» Фонвизина.

  • Отличительные черты классической комедии1. Герои четко делятся на положительн...

    9 слайд

    Отличительные черты классической комедии
    1. Герои четко делятся на положительных и отрицательных.

    2. Сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике.
    3. В конце классической комедии порок всегда наказан, а добро торжествует.

    4. Действует принцип трех единств (места, времени, действия) (действие происходит в довольно короткий промежуток времени и в одном месте) .

    5. Язык — сниженный (возможны просторечия, разговорная лексика, употребление архаичных слов и афоризмов. )
    6. Говорящие фамилии

  • Когда был написан рассказ мальчики чехов
  • Когда был написан рассказ легкое дыхание
  • Когда был написан рассказ капитанская дочка
  • Когда был написан рассказ кавказский пленник л н толстого
  • Когда был написан рассказ дубровский