История создания рассказа Шолохова «Судьба человека»
Рассказ «Судьба человека» впервые был опубликован в газете «Правда» на рубеже 1956-57 годов. Написал рассказ Михаил Александрович Шолохов быстро, буквально за считаные дни. Однако замысел рассказа зрел у него давно, около десяти лет.
Историю создания рассказа «Судьба человека» поведал журналист М.Кокта в очерке «В станице Вешенской». В частности журналист писал, что с прототипом главного героя Михаил Александрович Шолохов повстречался на охоте. Дело было близ хутора Моховский.
Сюда Шолохов приехал поохотиться на диких гусей и казарок. Присев отдохнуть после охоты неподалеку от степной речки Еланки, писатель увидел мужчину и мальчика, идущих к речной переправе. Путники приняли Шолохова за «своего брата-шофера». В завязавшейся непринужденной беседе путник рассказал о своей судьбе.
Рассказ сильно взволновал писателя. Михаил Александрович был так потрясен, что даже забыл спросить фамилию своего случайного знакомого, о чем позже очень жалел. «Обязательно, обязательно напишу об этом рассказ», — повторял Шолохов.
Десять лет спустя, Шолохов читал рассказы Хемингуэя, Ремарка, других зарубежных мастеров пера. Они рисовали человека обреченного, бессильного. Перед глазами писателя вновь встала та незабываемая встреча у речной переправы. Давно зревший замысел получил новый импульс. Семь дней Шолохов почти не отрывался от письменного стола. На восьмой день рассказ был закончен.
Рассказ «Судьба человека» вышел в газете «Правда», в номерах от 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. Вскоре он был зачитан по Всесоюзному радио. Текст читал популярный киноактер тех лет Сергей Владимирович Лукьянов. Рассказ сразу же нашел отзыв в сердцах слушателей.
По воспоминаниям писателя Ефима Пермитина, гостившего у Шолохова в станице Вешенской, после трансляций по радио рабочий стол Шолохова был буквально завален письмами, шедшими со всех концов страны. Писали ему рабочие и колхозники, врачи и педагоги, советские и зарубежные писатели. Приходили письма от людей, подобно главному герою рассказа, переживших фашистский плен и от семей погибших фронтовиков. Ни сам автор, ни его помощники физически были не в состоянии ответить даже на мизерную часть писем.
Вскоре Юрий Лукин и Федор Шахмагонов написали по мотивам рассказа «Судьба человека» киносценарий, который был опубликован в «Литературной газете» в ноябре 1957 года. Фильм по данному сценарию поставил режиссер Сергей Бондарчук, сыгравший в нем и главную роль. Фильм вышел на киноэкраны в 1959 году. Он собрал многочисленные призы на отечественных и международных фестивалях.
Источники:
- Обстоятельства написания и публикации рассказа Шолохова «Судьба человека»
- Сочинения
- По литературе
- Шолохов
- История создания рассказа Судьба человека
История создания рассказа Судьба человека Шолохова (интересные факты, прототипы героев)
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.
Еще в послевоенные период Шолохов находился в казачьей станице на Украине. Во время очередной охоты на привале он встретил незнакомого мужчину с маленьким сыном. Дабы не смущать странника, он не стал представляться, притворившись местным жителем, обычным шафером. За краткий период знакомства мужчина поведал Шолохову трагичную историю своей жизни. О том, как на фронте попал в немецкий концлагерь, и, рискуя быть расстрелянным, бежал. О смерти жены и детей, а также старшего сына в последний день боевых действий.
Несложно догадаться, что тот человек и стал прообразом главного героя рассказа. Однако его имени Шолохов так и не узнал. Во время разговора к мужчинам присоединилась жена писателя, невольно раскрыв его личность собеседнику. Мужчина засмущался того, что не узнал настолько прославленного человека. Поэтому настоящее имя Андрея Соколова так и осталось скрытым как для читателей, так и для самого автора.
Вернувшись с охоты, Шолохов загорелся идеей описать судьбу собеседника. Этими мыслями он успел поделиться с верхушкой райкома партии. Там его замысел одобрили. Однако реализовать его сразу писателю не удалось. Он был занят продолжением уже начатых произведений, общественной деятельностью.
Посвятить себя рассказу о тяжелой жизни обычного фронтового шофера писатель смог только через десять лет после описанной выше истории. Вспомнить былую затею помогло чтение произведений Ремарка и Хэмингуэя. Их творчество наполнено сильными трагическими героями, которым судьба преподнесла непосильные испытания. Проникшись творчеством великих писателей, Шолохов вновь обратился к услышанной десяток лет назад истории.
Рассказ буквально просился на бумагу. Автор полностью закончил его создание через восемь дней. Так тяжелая судьба обычного человека стала известна всему миру. Рассказ впервые был напечатан на стыке 1956 — 1957 годов. Вскоре после публикации его прочитали на волнах советского радио.
Произведение сразу получило широкий отклик среди людей. По словам очевидцев в адрес Шолохова приходило неимоверное количество писем от простых граждан, а также известных советских и зарубежных писателей. Физически невозможно было прочитать их все, и тем более ответить каждому из них. Рассказ никого не оставил равнодушным.
И в настоящее время этот рассказ задевает читателей за живое, несмотря на то, что им не довелось почувствовать тягот военного и послевоенного времени на себе. Та неподдельная симпатия и искреннее сочувствие, с которыми описаны главные герои, легко понятна каждому. Судьба человека, который смог преодолеть ужасающие испытания, выпавшие на его долю, но сумевшего сохранить человечность, желание жить и помогать другим, навсегда останется одной из важнейших тем в литературе, вызывающей живой отклик в сердцах читателей.
История создания рассказа Судьба человека
Несколько интересных сочинений
- Сравнительная характеристика Дикого и Кабанихи
В своей пьесе Гроза Островский затрагивает наиболее актуальные вопросы того времени, показывая нам всю неграмотность простого народа. Большая часть населения остается непросвещенной
- Сочинение Дядя Хвост в рассказе Муму Тургенева (характеристика, описание, образ)
Дядя Хвост относится к числу второстепенных героев произведения Ивана Сергеевича Тургенева. Хвост – это один из крестьян, принадлежащих пожилой барыне. Служит этот человек буфетчиком.
- Анализ произведения Записки охотника Тургенева
Русская литература всегда была неким знаменем, путеводной звездой для русского человека. Такого рода произведения, отражающие социальную и психологическую сторону жизни, позволяют людям думать,
- Сочинение Образ и характеристика Оливье в произведение Песнь о Роланде
«Песнь о Ролланде» — древнефранцузская пьеса, в которой сюжет построен на бойне в ущелье под Ронсевалом между басковской армией и солдатами Карла Великого. Пьеса считается одной из самых главных произведений французской литературы.
- Сочинение Жизненный путь Григория Мелехова в романе Тихий Дон Шолохова
За эпопею «Тихий Дон» М.А. Шолохов удостоился Нобелевской премии. В романе задействовано более 650 героев. Писатель во всех красках описывает жизненный уклад донских казаков в период двух войн
Судьба человека | |
Автор: |
Михаил Шолохов |
---|---|
Жанр: |
рассказ |
Язык оригинала: |
русский |
Издательство: |
Журнал «Дон» |
Выпуск: |
1957 |
Электронная версия |
«Судьба человека» — рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова. Написан в 1956—1957 годах. Первая публикация — газета «Правда», номера за 31 декабря 1956 и 2 января 1957 года.
Сюжет
С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в фашистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую Родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.
После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) перспективу на новую жизнь.
Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.
История создания
Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека».[1]
Экранизация
В 1959 году рассказ был экранизирован советским режиссёром Сергеем Бондарчуком, сыгравшим главную роль. Фильм «Судьба человека» в 1959 году был удостоен главного приза на Московском кинофестивале и открыл режиссёру путь в большое кино.
Примечания
- ↑ Примечания к 8-му тому Собрания сочинений М. А. Шолохова
Литература
- Лейдерман Н. Л. «Монументальный рассказ» М. Шолохова // Русская литературная классика XX века. — Екатеринбург, 1996. — С. 217—245. — ISBN 5-7186-0083-X
- Павловский А. Русский характер (о герое рассказа М. Шолохова «Судьба человека») // Проблема характера в современной советской литературе. — М.—Л., 1962.
- Ларин Б. Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (Опыт анализа формы) // Нева. — 1959. — № 9.
Ссылки
- Электронная версия
Андрей Соколов. Художник О. Верейский |
Как известно, рассказ «Судьба человека» Шолохова основан на реальных событиях. Поэтому его история создания представляет собой особый интерес.
Действительно, у героев рассказа «Судьба человека» есть прототипы. Это реальные люди, с которыми произошли печальные события, описанные в рассказе.
Ниже представлена история создания рассказа «Судьба человека»: интересные факты об истории написания произведения, прототипах героев и т.д.
Смотрите: Все материалы по рассказу «Судьба человека»
История создания рассказа «Судьба человека» Шолохова: интересные факты, прототипы героев
О том, как создавалось это произведение, журналист М. Кокта сообщил в своем очерке «В станице Вешенской». Ниже представлен фрагмент из этого очерка:
«А знает ли читатель о том, что Шолохов повстречался с героем рассказа «Судьба человека» Андреем Соколовым именно на охоте. В первый послевоенный год поехал он поохотиться ранней весной на большой, образовавшийся от талых вод степной лиман поблизости от хутора Моховского.
На том лимане базбоязненно садились пернатые – дикие гуси и казарки. Присев на плетень отдохнуть у разлившейся степной речушки Еланки, но заметил мужчину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв к речной переправе, запросто сели отдохнуть. Тогда-то, на этом плетне и поведал Андрей Соколов «своему брату-шоферу» о своей судьбе.
Путник собирался было уже уходить, но в это время подъехала к писателю его жена и выдала его что называется с головой. Путник ахнул от такой неожиданности, но уже было поздно – все успел рассказать о себе, и быстро распрощался. А писатель жалел, что не успел узнать его фамилию. <…>
Возвратился тогда писатель с охоты необычно взволнованным и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком.
– Напишу рассказ об этом, обязательно напишу. И Михаил Александрович в райкоме партии поделился с партийными работниками своим творческим замыслом.
Прошло десять лет. И вот однажды, находясь в Москве, читая и перечитывая зарубежных мастеров – Хемингуэя, Ремарка и других, – рисующих человека обреченным и бессильным, писатель вновь вернулся к прежней теме. Перед глазами снова воскресла, ожила картина незабываемой встречи с шофером у речной переправы. Тем мыслям и образам, которые у него зрели, вынашивались, был дан новый толчок и придана конкретная форма и направленность. Не отрываясь от письменного стола, напряженно работал писатель семь дней. А на восьмой – из-под его волшебного пера вышел замечательный рассказ «Судьба человека»…»
(М. Кокт, очерк «В станице Вешенской», «Советская Украина», 1959, №3).
Опубликование рассказа вызвало огромное количество критических и читательских откликов. Его огромную популярность отмечал писатель Ефим Пермитин:
«Непрекращающийся поток писем в адрес автора, редакций газет, опубликовавших рассказ, радиостанциям, несколько раз передавшим его в эфир, говорит об исключительной силе воздействия этого произведения на читателей и слушателей. …В дни трансляции рассказа по радио, – продолжает Пермитин, – мне случилось жить в станице Вешенской. Стол писателя был завален письмами. Писали люди, пережившие ужасы фашистского плена, семьи погибших фронтовиков, рабочие, колхозники, врачи, педагоги, ученые, советские и зарубежные писатели, такие как Николай Задорнов, Федор Кравченко, Борис Полевой, Эрих Мария Ремарк, Эрнест Хемингуэй, и многие, многие другие. С каждым днем поток писем все увеличивался. Ни автор, ни окружающие его люди не в состоянии были ответить и на сотую их часть. Все их не приведешь и не перескажешь.»
(Ефим Пермитин, «Литературная газета», 1957, 21 марта, №35)
Пример сочинения 1
Впервые рассказ «Судьба человека» появился в новогодних номерах газеты «Правда» — 31 декабря 1956 года и 1 января 1957-го. С тех пор он много раз публиковался и отдельными изданиями, и в томах собраний сочинений. Артисты читали его с эстрады и по радио. Рассказ переведён на многие языки народов мира. По его мотивам поставлен фильм и написана опера. «Судьбу человека» иллюстрировали лучшие графики и живописцы. Среди книжных иллюстраций особое место занимают рисунки известных советских художников Кукрыниксов (Куприянова, Крылова, Соколова).
В центре рассказа — героическая судьба русского солдата, на долю которого выпала Великая Отечественная война. Но самое главное, здесь была затронута трагическая тема — тема фашистского плена. «Судьба человека» вызвала большое количество откликов в печати и писем, адресованных писателю. В них — исповеди бывших заключённых фашистских концлагерей, благодарности за то, что поднята тема военнопленных.
В основу рассказа лёг рассказ случайного знакомого Михаила Александровича. Писатель впоследствии очень сожалел, что не узнал имени человека, рассказавшего ему эту историю. Возможно, история неизвестного путника так и не стала бы литературным произведением: с момента встречи до написания «Судьбы человека» прошло десять лет.
Итак, прошли годы, Шолохов читал Ремарка и Хемингуэя. И писателя очень смущал тот сквозной образ человека, который он мог наблюдать у зарубежных писателей, — человека обречённого, слабого. Писателю хотелось как-то оспорить это суждение — и его ответом стала «Судьба человека».
Рассказ был опубликован и прочитан по радио. И отзыв, который «Судьба человека» нашла у слушателей, нельзя сравнить ни с чем. Шолохову приходили сотни тысяч писем. Люди рассказывали писателю о своей судьбе — судьбе человека. И хотя не было никакой физической возможности ответить на все эти письма, такая беспрецедентная отзывчивость народа произвела огромное впечатления на писателя.
По утверждению многих критиков, рассказ явился открытием нового жанра, который условно можно назвать рассказом-эпопеей. В произведении автор позволяет читателю пережить и осмыслить одну человеческую жизнь как явление эпохи, увидеть в ней огромное общечеловеческое содержание и смысл. Главные герои рассказа — «два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы», шофер Андрей Соколов и его приёмный сын Ванюша.
Война отняла у Андрея Соколова всё: родной дом, любимую жену, трёх детей. Он прошёл все круги ада в фашистском плену, кажется, что всё до дна вычерпала война из этого человека. И от этого глаза у него «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть».
Но и в страшном опустошающем одиночестве Соколов сохранил настоящую внутреннюю красоту, способность любить жизнь, воспитывать маленького человека.
И беспокойно Андрею с Ванюшей, но вот привык, жить без него не может. И оттого, что ночью то укроет его сонного, то волосёнки на вихрах понюхает, «отходит, становится мягче» его закаменевшее от горя сердце. Так и идут они по жизни рядом, помогая друг другу. «И хотелось бы думать, — отмечает писатель, — что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своём пути, если к этому позовёт его Родина».
В 1959 году советский режиссёр Сергей Бондарчук экранизирует рассказ. Фильм стал настоящим событием и для советского, и для мирового кинематографа. В год выпуска «Судьбу человека» посмотрело больше 39 млн. зрителей в СССР. Кинолента завоевала главный приз на Международном кинофестивале в Москве. Её создатели — С. Бондарчук и В. Монахов — были удостоены Ленинской премии. Фильм «Судьба человека» стал классикой отечественного кинематографа.
Рассказ «Судьба человека» по праву считается шедевром советской литературы о Великой Отечественной войне. Его хочется читать и перечитывать, знать и помнить каждое слово. Он удивителен в своей притягательной силе, потому что вызывает новые и новые мысли, будоражит чувства читателей, звучит как набат, напоминая о трагедии войны.
Пример сочинения 2
Рассказ “Судьба человека” Шолохов посвятил редактору издательства “Московский рабочий” Евгении Левицкой. Они познакомились в 1928 году, когда Шолохов принес в издательство рукопись “Тихого Дона”. Левицкая была восхищена романом и посодействовала, чтобы две первые книги “Тихого Дона” были напечатаны.
С тех пор началась их дружба.
Впервые рассказ “Судьба человека” был опубликован в газете “Правда” на рубеже 1956-1957 годов. Вскоре он был прочитан по Всесоюзному радио известным киноактером тех лет С. Лукьяновым. Рассказ потряс миллионы людей.
Шолохов написал этот рассказ в очень короткий срок: всего за несколько дней. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением “Судьбы человека” пролегло десять лет. Рассказ реалистически углублял большую литературную традицию и открывал новые перспективы художественного воплощения темы войны.
Если в конце 40-х – начале 50-х годов произведения, посвященные подвигу народа на войне, были редким исключением, то во второй половине 50-х годов интерес к этой теме становится все более и более активным. Надо полагать, что Шолохов обратился к событиям военного времени не только потому, что не изгладилось впечатление от встречи с шофером, глубоко его взволновавшей и подарившей почти готовый сюжет. Главным и определяющим было другое: минувшая война явилась таким событием в жизни человечества, что без учета ее уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современного мира.
Пример сочинения 3
Рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека» был написан в рекордно короткие сроки. Писатель трудился над ним чуть больше недели. Однако его идею он вынашивал долгие годы.
Еще в послевоенные период Шолохов находился в казачьей станице на Украине. Во время очередной охоты на привале он встретил незнакомого мужчину с маленьким сыном. Дабы не смущать странника, он не стал представляться, притворившись местным жителем, обычным шафером. За краткий период знакомства мужчина поведал Шолохову трагичную историю своей жизни. О том, как на фронте попал в немецкий концлагерь, и, рискуя быть расстрелянным, бежал. О смерти жены и детей, а также старшего сына в последний день боевых действий.
Несложно догадаться, что тот человек и стал прообразом главного героя рассказа. Однако его имени Шолохов так и не узнал. Во время разговора к мужчинам присоединилась жена писателя, невольно раскрыв его личность собеседнику. Мужчина засмущался того, что не узнал настолько прославленного человека. Поэтому настоящее имя Андрея Соколова так и осталось скрытым как для читателей, так и для самого автора.
Вернувшись с охоты, Шолохов загорелся идеей описать судьбу собеседника. Этими мыслями он успел поделиться с верхушкой райкома партии. Там его замысел одобрили. Однако реализовать его сразу писателю не удалось. Он был занят продолжением уже начатых произведений, общественной деятельностью.
Посвятить себя рассказу о тяжелой жизни обычного фронтового шофера писатель смог только через десять лет после описанной выше истории. Вспомнить былую затею помогло чтение произведений Ремарка и Хэмингуэя. Их творчество наполнено сильными трагическими героями, которым судьба преподнесла непосильные испытания. Проникшись творчеством великих писателей, Шолохов вновь обратился к услышанной десяток лет назад истории.
Рассказ буквально просился на бумагу. Автор полностью закончил его создание через восемь дней. Так тяжелая судьба обычного человека стала известна всему миру. Рассказ впервые был напечатан на стыке 1956 — 1957 годов. Вскоре после публикации его прочитали на волнах советского радио.
Произведение сразу получило широкий отклик среди людей. По словам очевидцев в адрес Шолохова приходило неимоверное количество писем от простых граждан, а также известных советских и зарубежных писателей. Физически невозможно было прочитать их все, и тем более ответить каждому из них. Рассказ никого не оставил равнодушным.
И в настоящее время этот рассказ задевает читателей за живое, несмотря на то, что им не довелось почувствовать тягот военного и послевоенного времени на себе. Та неподдельная симпатия и искреннее сочувствие, с которыми описаны главные герои, легко понятна каждому. Судьба человека, который смог преодолеть ужасающие испытания, выпавшие на его долю, но сумевшего сохранить человечность, желание жить и помогать другим, навсегда останется одной из важнейших тем в литературе, вызывающей живой отклик в сердцах читателей.