Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе сочинение аргументы

Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?

Тематическое направление: Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

23.10.2021 21:18:42

Автор: Анна Кулешова


     Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе? Любой человек задумывался над этим вопросом в своей жизни, будучи гражданином государства, членом рабочего коллектива, семьи или дружеской компании. Действительно, эта проблема является ключевой, так как от её решения будет зависеть комфортное пребывание человека среди других людей, его душевное состояние. Если человеку приятно находиться в какой-либо социальной обстановке, он получает позитивные эмоции, охотно общается с другими людьми. Если же ситуация угнетает человека, он старается противостоять ей, противится правилам, портит отношения с другими людьми. На мой взгляд, человек может хорошо себя чувствовать в обществе, когда к нему прислушиваются, понимают его, разделяют его взгляды. Говоря о современном обществе, хорошо в нём себя может чувствовать тот, кто не выбивается из общей массы, соблюдает правила, уважает себя и окружающих.
     Множество примеров предлагает нам художественная литература. Так, в рассказе А. П. Платонова «Юшка» герой живёт в городке, где все жители обижают его, вымещая на нём своё зло. Однако Юшка смирился с эти, он считал, что «это они его так любят». Он продолжал терпеть эти унижения ради благой цели — помощи девочке-сироте. Юшка видел свою цель в жизни, ему приносила радость его деятельность, поэтому он хорошо чувствовал себя в обществе. Мне кажется, что пребывание главного героя в обществе едва ли можно назвать комфортным, ведь он был настоящим «козлом отпущения», но именно Юшка, то есть сам человек, сделал свое нахождение в обществе приятным.
     В качестве второго аргумента приведу произведение М. Горького «Старуха Изергиль». Обращаясь к «Легенде о Ларе», можно увидеть, что главный герой не смог найти своё место в обществе. Будучи воспитанным отцом-орлом, он однажды забрёл в племя, где посчитал себя всесильным, имеющим право на убийство девушки, которая ему понравилась, но отказалась стать его. Он нарушил устои общества, а его собственные принципы подверглись критике, не встретили одобрения, поэтому над Ларой был отправлен суд, на котором его предлагали убить, но посчитали самым суровым наказанием его изгнание из общества, забвение. Мы видим, что в этой ситуации произошло столкновение мнений: эгоистичные намерения Лары никогда бы не смогли ужиться с традициями племени. Может, он бы и смог чувствовать себя хорошо в этом обществе, но вряд ли это позволили бы сделать его эгоизм и другие люди, которые никогда бы не стали терпеть такого отношения к себе, разве что при тираническом подчинении. Когда человек ставит свои интересы выше чужих, не считается с правилами, ему никогда не удастся найти пристанище, поэтому жизнь в одиночестве была самым лучшим вариантом для Лары.
     Подводя итог, хочется сказать, что человек может хорошо чувствовать себя в обществе, когда соблюдает его правила, когда его принимают. Такой человек не нарушает свой покой и покой окружающих, стремится улучшить мир, не задев интересы других, в чём нас убедили литературные аргументы.

Количество слов — 439


Здравствуйте, Анна!

Вам удалось в своем сочинении порассуждать о месте человека в обществе, работа написана грамотно. Однако вы выбрали не вполне подходящие аргументы, и есть большие проблемы с логикой.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

На мой взгляд, человек может хорошо себя чувствовать в обществе, когда к нему прислушиваются, понимают его, разделяют его взгляды.

…человек может хорошо чувствовать себя в обществе, когда соблюдает его правила, когда его принимают.

Это ваш тезис, насколько удалось понять. Как пример с Юшкой доказывает его?.. Его принимали, к нему прислушивались, разделяли его взгляды?.. Тем не менее, по вашим словам, он чувствовал себя хорошо. Почему?..

«Юшка видел свою цель в жизни, ему приносила радость его деятельность, поэтому он хорошо чувствовал себя в обществе», — вот ваш ответ. Он согласуется с тезисом?..

Второй аргумент — «Легенда о Ларре». Во-первых, вы систематически ошибаетесь в имени главного героя. Во-вторых, эта легенда не очень подходит к теме хотя бы потому, что Ларра изначально — чужак в обществе, инородец, совершенно естественно, что у него иные принципы и он не признает устоев. Кроме того, Ларра совершил преступление, в то время как вы говорите только о столкновении мнений и эгоистичных намерениях, как будто он плохо себя вел.

Если же ситуация угнетает человека, он старается противостоять ей, противится правилам, портит отношения с другими людьми.

Вот ваши мысли про тех, кто противится правилам. Пример с Ларрой подходит сюда? Он противостоит обществу, потому что его угнетала ситуация?..

Такой человек не нарушает свой покой и покой окружающих, стремится улучшить мир, не задев интересы других, в чём нас убедили литературные аргументы.

Увы, меня не убедили аргументы. Оба аргумента выглядят сомнительными, у вас есть риск получения незачета при подобной аргументации. Как минимум, снимаю балл за логику.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?

Нет необходимости повторять в первом же предложении тему.

Действительно, эта проблема является ключевой, так как от её решения будет зависеть комфортное пребывание человека среди других людей, его душевное состояние.

А какая проблема-то? У нас пока есть вопрос, и не обязательно этот вопрос перерастет в ключевую проблему. Может, никакой проблемы и не будет, человек ответит на вопрос — и всё.

Говоря о современном обществе, хорошо в нём себя может чувствовать тот, кто не выбивается из общей массы, соблюдает правила, уважает себя и окружающих.

Как минимум это условие вызывает недоумение. Вроде бы раньше речи не шло о том, чтобы не выбиваться из массы. И потом, многие люди могут чувствовать себя хорошо, только если выделяются из общей массы… В этой фразе не все в порядке с логикой.

Ну и в вашей аргументации не будет примеров про современное общество, к чему эта фраза?..

Когда человек ставит свои интересы выше чужих, не считается с правилами, ему никогда не удастся найти пристанище

Пристанище — это жилище, причем любое. Это не обязательно пристанище в каком-то населенном пункте. Так что логики тут не вижу.

К4 (речь) + 1 балл

Мне кажется, что пребывание главного героя в обществе едва ли можно назвать комфортным, ведь он был настоящим «козлом отпущения», но именно Юшка, то есть сам человек, сделал свое нахождение в обществе приятным.

Странный порядок слов: сначала главный герой, потом имя, потом человек. Обычно имя следует всегда первым в предложении.

Нахождение в обществе — некорректная фраза.

Будучи воспитанным отцом-орлом, он однажды забрёл в племя, где посчитал себя всесильным, имеющим право на убийство девушки, которая ему понравилась, но отказалась стать его.

Фраза построена таким образом, что ее сложно понять. Вначале говорится об убийстве девушки, а затем о мотивации. Слишком многоступенчатая конструкция.

Он нарушил устои общества, а его собственные принципы подверглись критике, не встретили одобрения, поэтому над Ларой был отправлен суд, на котором его предлагали убить, но посчитали самым суровым наказанием его изгнание из общества, забвение.

То же самое, слишком длинное предложение, в котором трудно ухватить смысл.

отправлен суд — лексическая несочетаемость. Не усложняйте себе жизнь, скажите просто: Ларру судили.

Мы видим, что в этой ситуации произошло столкновение мнений: эгоистичные намерения Лары никогда бы не смогли ужиться с традициями племени.

Намерения не уживаются ни с чем.

Может, он бы и смог чувствовать себя хорошо в этом обществе, но вряд ли это позволили бы сделать его эгоизм и другие люди, которые никогда бы не стали терпеть такого отношения к себе, разве что при тираническом подчинении.

Снова нагромождение, плюс условные предложения. Конец фразы совсем лишний.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 1

Орфография — 0

Пунктуация — 0

Грамматика

Говоря о современном обществе, хорошо в нём себя может чувствовать тот, кто не выбивается из общей массы, соблюдает правила, уважает себя и окружающих.

Нарушение норм употребления деепричастных оборотов. Нет субъекта действия в главном предложении.

Общий вывод по работе

Итак, Анна, ваше сочинение оценивается на «зачет» с натяжкой, постарайтесь составить план работы, сопоставить тезис и вывод с литературными аргументами и аккуратнее строить предложения.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 4 Зачёт

Когда человек чувствует себя хорошо в обществе? Итоговое сочинение 2021-2022 по литературе 2 примера на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями читаем и готовимся к сочинению.

Когда человек чувствует себя хорошо в обществе? итоговое сочинение ЕГЭ 2021-2022

Сегодня идеология гуманизма и толерантности является главной опорой европейской цивилизации. Наиболее важный вопрос для современных людей звучит так: «Когда человек чувствует себя хорошо в обществе?». Найдя на него ответ, мы должны придерживаться его и делать все возможное, чтобы всем было комфортно. В поисках нам поможет литература.

Например, полезные сведения можно извлечь из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ермил Гирин нашел в обществе поддержку, когда организовывал открытие мельницы. В трудный момент, когда купцы сговорились обмануть его и потребовали все деньги сразу, зная, что Ермил не взял их с собой, герой обратился к народу с просьбой о помощи. Он сказал, чтобы каждый дал ему столько, сколько может, в рассрочку. Эти деньги он обещал вернуть, когда привезет их из дома. И люди пошли ему навстречу. Каждый дал по монете и ожидал ее возврата. Ермил при народной поддержке купил мельницу и открыл ее для местных жителей, поставив справедливые расценки за помол. Взятые «инвестиции» он вернул, не покривив душой. Но не смог он найти хозяина одного рубля. И все же никто не посмел взять чужое. Чему нас учит этот пример? Тому, что человеку хорошо в честном, справедливом и отзывчивом обществе, которое помогает ему в сложные времена.

Не менее познавательный пример мы находим в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Мерцалов заболел и потерял работу. Из-за этого его семья лишилась всех сбережений и обеднела. Скромный труд матери не мог обеспечить детей, которые постоянно болели в сыром подвале, ставшим для них домом. Герои пыталась взывать о помощи, обращаться к тем, кто мог бы их поддержать, но все тщетно: никто не обратил внимания на невзгоды семейства. В самый отчаянный момент Мерцалов уже задумывался о самоубийстве, но вдруг к нему обратился господин, который присел рядом. Он выслушал Мерцалова и сказал, что выручит его. Он оказался врачом и осмотрел его домочадцев бесплатно. Он дал им денег, и в камине, наконец, появились дрова. Больная дочка Мерцалова получила лекарства. А Пирогов даже не сообщил своего имени. Он и не рассчитывал на благодарность, ведь помог просто так, бескорыстно. Его поведение отвечает на поставленный вопрос: человеку хорошо в обществе тогда, когда он получает сочувствие, поддержку и опору в лице неравнодушного окружения.

Таким образом, человек ощущает довольство и благоденствие, когда общество поддерживает его и защищает его интересы. Люди объединяются для того, чтобы помогать друг другу, обмениваться своими созидательными усилиями и талантами. Если придерживаться этого назначения социума, можно создать такое общество, в котором всем будет хорошо.

Пример сочинения №2 с аргументами из литературы

Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе? Любой человек задумывался над этим вопросом в своей жизни, будучи гражданином государства, членом рабочего коллектива, семьи или дружеской компании. Действительно, эта проблема является ключевой, так как от её решения будет зависеть комфортное пребывание человека среди других людей, его душевное состояние. Если человеку приятно находиться в какой-либо социальной обстановке, он получает позитивные эмоции, охотно общается с другими людьми. Если же ситуация угнетает человека, он старается противостоять ей, противится правилам, портит отношения с другими людьми. На мой взгляд, человек может хорошо себя чувствовать в обществе, когда к нему прислушиваются, понимают его, разделяют его взгляды. Говоря о современном обществе, хорошо в нём себя может чувствовать тот, кто не выбивается из общей массы, соблюдает правила, уважает себя и окружающих.

Множество примеров предлагает нам художественная литература. Так, в рассказе А. П. Платонова «Юшка» герой живёт в городке, где все жители обижают его, вымещая на нём своё зло. Однако Юшка смирился с эти, он считал, что «это они его так любят». Он продолжал терпеть эти унижения ради благой цели — помощи девочке-сироте. Юшка видел свою цель в жизни, ему приносила радость его деятельность, поэтому он хорошо чувствовал себя в обществе. Мне кажется, что пребывание главного героя в обществе едва ли можно назвать комфортным, ведь он был настоящим «козлом отпущения», но именно Юшка, то есть сам человек, сделал свое нахождение в обществе приятным.

В качестве второго аргумента приведу произведение М. Горького «Старуха Изергиль». Обращаясь к «Легенде о Ларе», можно увидеть, что главный герой не смог найти своё место в обществе. Будучи воспитанным отцом-орлом, он однажды забрёл в племя, где посчитал себя всесильным, имеющим право на убийство девушки, которая ему понравилась, но отказалась стать его. Он нарушил устои общества, а его собственные принципы подверглись критике, не встретили одобрения, поэтому над Ларой был отправлен суд, на котором его предлагали убить, но посчитали самым суровым наказанием его изгнание из общества, забвение. Мы видим, что в этой ситуации произошло столкновение мнений: эгоистичные намерения Лары никогда бы не смогли ужиться с традициями племени. Может, он бы и смог чувствовать себя хорошо в этом обществе, но вряд ли это позволили бы сделать его эгоизм и другие люди, которые никогда бы не стали терпеть такого отношения к себе, разве что при тираническом подчинении. Когда человек ставит свои интересы выше чужих, не считается с правилами, ему никогда не удастся найти пристанище, поэтому жизнь в одиночестве была самым лучшим вариантом для Лары.

Подводя итог, хочется сказать, что человек может хорошо чувствовать себя в обществе, когда соблюдает его правила, когда его принимают. Такой человек не нарушает свой покой и покой окружающих, стремится улучшить мир, не задев интересы других, в чём нас убедили литературные аргументы.

Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:

  • Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

(392 слова) Сегодня идеология гуманизма и толерантности является главной опорой европейской цивилизации. Наиболее важный вопрос для современных людей звучит так: «Когда человек чувствует себя хорошо в обществе?». Найдя на него ответ, мы должны придерживаться его и делать все возможное, чтобы всем было комфортно. В поисках нам поможет литература.

Например, полезные сведения можно извлечь из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ермил Гирин нашел в обществе поддержку, когда организовывал открытие мельницы. В трудный момент, когда купцы сговорились обмануть его и потребовали все деньги сразу, зная, что Ермил не взял их с собой, герой обратился к народу с просьбой о помощи. Он сказал, чтобы каждый дал ему столько, сколько может, в рассрочку. Эти деньги он обещал вернуть, когда привезет их из дома. И люди пошли ему навстречу. Каждый дал по монете и ожидал ее возврата. Ермил при народной поддержке купил мельницу и открыл ее для местных жителей, поставив справедливые расценки за помол. Взятые «инвестиции» он вернул, не покривив душой. Но не смог он найти хозяина одного рубля. И все же никто не посмел взять чужое. Чему нас учит этот пример? Тому, что человеку хорошо в честном, справедливом и отзывчивом обществе, которое помогает ему в сложные времена.

Не менее познавательный пример мы находим в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Мерцалов заболел и потерял работу. Из-за этого его семья лишилась всех сбережений и обеднела. Скромный труд матери не мог обеспечить детей, которые постоянно болели в сыром подвале, ставшим для них домом. Герои пыталась взывать о помощи, обращаться к тем, кто мог бы их поддержать, но все тщетно: никто не обратил внимания на невзгоды семейства. В самый отчаянный момент Мерцалов уже задумывался о самоубийстве, но вдруг к нему обратился господин, который присел рядом. Он выслушал Мерцалова и сказал, что выручит его. Он оказался врачом и осмотрел его домочадцев бесплатно. Он дал им денег, и в камине, наконец, появились дрова. Больная дочка Мерцалова получила лекарства. А Пирогов даже не сообщил своего имени. Он и не рассчитывал на благодарность, ведь помог просто так, бескорыстно. Его поведение отвечает на поставленный вопрос: человеку хорошо в обществе тогда, когда он получает сочувствие, поддержку и опору в лице неравнодушного окружения.

Таким образом, человек ощущает довольство и благоденствие, когда общество поддерживает его и защищает его интересы. Люди объединяются для того, чтобы помогать друг другу, обмениваться своими созидательными усилиями и талантами. Если придерживаться этого назначения социума, можно создать такое общество, в котором всем будет хорошо.

Литеровед предлагает вашему вниманию итоговое сочинение на тему «Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?», в котором используются примеры из произведений русской классики.

Общество состоит из отдельных личностей. Каждый человек стремится к комфорту, в том числе, это касается и общения с окружающими. Вряд ли кто-то будет рад жизни, наполненной конфликтами, гонениями, унижением со стороны других членов общества. Уважение, любовь, дружба, признание позволяют человеку чувствовать себя хорошо в обществе. Я могу подтвердить это примерами из произведений художественной литературы.

Если человека не уважают окружающие, если они не разделяют его взглядов, то он будет ощущать себя одиноким и несчастным. Герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий долгое время отсутствовал в России. Вернувшись в Москву, он не заметил особых изменений в обществе и поделился своими колкими замечаниями с Софьей, к которой испытывал нежные чувства. Не привыкший лукавить, притворяться, он откровенно делится своими взглядами с Фамусовым. Софья решает наказать Чацкого за его острый язык и распускает слух о его сумасшествии. Сплетня быстро распространилась, и все поверили в безумие Чацкого. Этому способствовало и то, что его взгляды резко отличались от нравов московского общества. Когда все открылось, герой очень расстроился и поспешил покинуть Москву. По его мнению, с ума сойдет любой, кто подышит одним воздухом с этими людьми. Человек не может быть счастлив в чужеродной ему среде, среди людей, отличающихся по взглядам, жизненным ценностям. Ему нужно, чтобы его окружали единомышленники, и сам он уважал окружающих. Честному, благородному, образованному человеку сложно жить среди невеж, льстецов, лжецов.  Самореализация, взаимопонимание создают эмоциональный комфорт.

Личность всегда стремиться реализовать себя, получая от этого удовлетворение, которое обычно называют счастьем. Человеку хорошо, когда он находится среди близких по духу людей, когда образ жизни общества отвечает его внутренним качествам, интересам. Тарасу Бульбе, герою одноименной повести Н. В. Гоголя, повезло. Герой живет в Запорожской Сечи вместе с товарищами, такими же смелыми, честными людьми, как он сам. Их объединяет любовь к родине и ненависть к врагам. Тарас и его товарищи не представляют свою жизнь без бранных тревог. Запорожцы очень уважают и ценят его, Бульба отвечает им тем же. Герой не променял бы жизнь в Запорожской Сечи ни на какие блага в мире. Не каждый человек может похвастаться тем, что его окружают близкие по духу люди. Взаимопонимание, уважение делают жизнь комфортной и счастливой, создают условия для успеха, самореализации. Человека принимают таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Ему не приходится подстраиваться, нарушать свои принципы, лицемерить, что делает его свободным. Человек становится сильнее, когда его поддерживают окружающие, он чувствует себя нужным, защищенным. Все это придает смысл человеческой жизни и сводит социальные противоречия к минимуму.

Таким образом, можно сказать, что человек  хорошо чувствует себя в обществе, когда его уважают, понимают, ценят, разделяют его интересы, когда он нужен и полезен окружающим. В этом случае он чувствует себя счастливым, а жизнь приобретает смысл, гармонию, цельность.  

Познакомиться с другими аргументами по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» можно на сайте журнала «Литеровед», пройдя по ссылке https://literoved.ru/bank-argumentov

Тезисы

  • Общество подавляет волю человека, навязывая ему свое мнение.
  • Общество влияет на судьбу человека, ведь определяет вектор его развития и социальный климат.
  • Общество определяет характер человека, ведь он с детства усваивает модели поведения, принятые в его окружении.
  • Общество формирует мировоззрение человека, так как именно через социальные контакты нам передаются религиозные догматы, этнические традиции, особенности ментальности.
  • Общество положительно влияет на человека: оно обучает его правилам, которые необходимы для совместной жизни с другими людьми.
  • Общество отрицательно влияет на личность, так как подавляет ее индивидуальность.
  • Общество формирует нравственные и этические принципы, по которым живут люди.
  • Влияние общества на человека положительное, ведь оно позволяет нам научиться эффективно взаимодействовать со своими собратьями и усвоить единые культурные коды.

Аргументы

«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Общество во многом определяет мировоззрение и поведение человека. Мы можем убедиться в этом, читая роман «Евгений Онегин». Главный герой усвоил все привычки и традиции дворянской среды. Он поздно просыпается, завтракает в дорогом ресторане, употребляя заграничные блюда, потом гуляет по Невскому проспекту, а вечера проводит в театрах или на балах. Так живет вся столичная молодежь высшего света. Евгений ничем не отличается от нее: он рано усвоил «науку страсти нежной», имел поверхностные знания о науках, но хорошо владел познаниями в области этикета, танцев, новейшей литературы. Он блестяще говорит на французском языке и выглядит «как дэнди лондонский». И прическа, и фрак, и манера себя вести — все это выбор общества, а не самого Онегина. Он слепо подражает окружению, но в то же время хочет от него отделаться, поэтому бежит в деревню. Но и там Евгений поступает так, как велит ему общественное мнение: он идет на дуэль с Ленским только потому, что боится сплетен Зарецкого. Таким образом, социум диктует герою основы мировоззрения и даже образ жизни.

«Ионыч», А.П. Чехов. Порой общество способствует деградации человека и становится причиной его несчастья. Такой пример мы находим в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой получил место земского врача и был рад своему назначению, ведь у него были возвышенные идеалы и благородное стремление помогать людям. Дмитрий Старцев был талантливым врачом и собирался преумножать свои знания, совершенствуя себя. Но окружение героя никак не соответствовало его темпераменту и мировоззрению. Местные обитатели были ограниченными обывателями, которых интересовали только азартные игры, спиртные напитки, обильные обеды и финансовые накопления. Они ничего не читали, зато знали все местные сплетни. Они ни к чему не стремились, но жаждали получать больше денег любой ценой. Находясь в обществе этих закоренелых мещан, Дмитрий постепенно превратился в Ионыча. Так его прозвали пациенты. Старцев и вправду опустился, потолстел, стал грубым и ленивым человеком, безразличным к результату своего труда. От работы он хотел только денег. Все остальное его не интересовало. Вместо светлых идеалов в его жизни остались только смутные сожаления о том, что он что-то делает не так, как и все остальные. Именно окружение отрицательно повлияло на героя: оно поспособствовало его деградации. 

«Горе от ума», А.С. Грибоедов. Порой общество не просто влияет на человека, но и давит на него. Яркий тому пример – Александр Андреевич Чацкий из пьесы Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Этот герой умён, образован, честен. Он прямо говорит окружению о его пороках и аргументирует свою позицию. Чацкий критикует высший свет, но не для самоутверждения, а для того, чтобы поспособствовать развитию родной страны, погрязшей в кумовстве, казнокрадстве и алчности вельмож. Фамусовское общество встречает эти замечания с негодованием и недовольством. Чацкий не вписывается в его представления о норме, а значит, подлежит наказанию. Оно не влияет и не может повлиять на Александра Андреевича напрямую – герой активно сопротивляется, у него есть собственное мнение, он не стесняется и боится высказывать его. Он смело заявляет, например, что «служить бы рад – прислуживаться тошно». В то время как светское общество считает возможным использовать лесть и раболепство для того, чтобы получить высокую должность, подняться по карьерной лестнице. Однако общество влияет на Чацкого иным образом. Оно не может поменять личность героя, его характер, убеждения, поведение. Тогда оно будто бы исключает юношу из своего круга. Гости Павла Афанасьевича Фамусова и вовсе принимают Александра Андреевича за сумасшедшего. Герой чувствует себя чужим, ему некомфортно, даже противно находиться среди этих людей. Таким образом, общество диктует свои правила и нормы, порой даже нелепые и глупые. И есть пути для человека: поддаться этому общественному давлению и соблюдать неписаный протокол или пойти наперекор и оказаться за бортом. Чацкий оказался слишком умён и образован, чтобы ломать себя и подстраиваться под общество – и из-за этого испытал одиночество и непонимание. 

«Недоросль», Д.И. Фонвизин. Общество – это один из институтов воспитания человека. На развитие личности влияет круг общения – родители, их друзья и знакомые семьи, учителя. Яркий пример этому можно найти в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». В этом произведении читатель видит двух персонажей, которые противопоставлены друг другу. В семье Простаковых живёт девушка Софья – её дядя Стародум уехал в Сибирь, чтобы там заработать деньги честным путём. Девушка сильно отличается от семьи, в которой живёт. Она умна, добра, благородна, мудра, спокойна, честна. Всего этого нельзя сказать о другом молодом человеке – Митрофане. Он родной сын Простаковых. Именно о нём автор неодобрительно пишет «недоросль» (хотя до Д.И. Фонвизина это слово не имело отрицательной коннотации и значило лишь несовершеннолетнего дворянина, который ещё не поступил на государственную службу). Юноша не любит учиться, он глуп и не желает этого исправлять. Кроме того, он ленив, не привык к труду и к самостоятельной жизни. Что же сделало его таким? И почему Софья другая, хотя с определённого возраста живёт вместе с Простаковыми, во главе которых стоит жестокая и властная госпожа Простакова? Всё дело в обществе. С детства Софья была окружена добропорядочными родителями, дядюшкой и другими членами семьи, которые помогли ей найти правильные нравственные ориентиры, сформировать собственное мировоззрение. Общество Митрофана составляли другие люди: его деспотичная мать и те, кто всегда ей поддакивали. Простакова опекала его чересчур и много жалела, а вместе с ней эту манеру обращения усвоили и остальные. Вот и получается, что общество сформировало героев. Родственники влияли на общество других людей, с которыми общался ребёнок. Необразованная госпожа Простакова выбрала неграмотного учителя для сына – Вральман раньше работал конюхом. Стародум же постарался окружить племянницу такими людьми, как Милон. Кроме того, Стародум сознательно покинул службу при царском дворе. Он осознал, что это не его круг общения, ему противны их корыстные взгляды и льстивые натуры, противен обман. Таким образом, общество сильно влияет на человека – оно действительно формирует его личность, характер, отношение к тем или иным вещам и поведение.

«Обломов» И.А. Гончаров. Безусловно, общество имеет значение для отдельного человека. Но далеко не все личности поддаются общественному влиянию и меняются под его давлением. Есть люди, которым удаётся сохранять себя, несмотря ни на что. В таком случае влияние общества сводится практически к нулю. Такой пример мы находим в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Главный герой – Илья Ильич Обломов – не любит светские мероприятия, не любит выходить из дома. Его любимое место – диван, а лучший наряд – домашний халат. Мужчина спокойный и добродушный, его круг общения ограничивается близкими друзьями, он не наносит огромное количество визитов малознакомым людям только из вежливости. Словом, Илья Ильич не подчиняется нормам светского общества. И попытки поменять его натуру оказываются тщетны. Его товарищ Штольц пробует изменить друга. Сначала ему это даже удаётся – Обломов начинает чаще выходить из дома, меняет свои взгляды, ведь он влюбился в Ольгу Ильинскую и менялся ради любви. Но, в конце концов, главный герой возвращается в свой домашний уют. Ему не нужны ценности, навязанные обществом – он знает, как ему будет комфортнее, что ему приносит удовольствие в жизни. Из всего выше написанного можно сделать вывод о том, что общество никак не влияет на человека, если его личность и мировоззрение сформированы и укреплены, если он достаточно смел, чтобы оставаться самим собой, несмотря ни на что.

«Тихий Дон», М.А. Шолохов. Общество порой напоминает машину-пресс, которая норовит придавить человека тяжестью своих норм и правил – многочисленных, неизвестно кем провозглашённых и далеко не всегда верных и полезных. За примером обратимся к роману Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Главный герой – Григорий Мелехов – живёт в семье донских казаков. Он не женат. По соседству живут Астаховы – Степан и его жена Аксинья. Именно эта женщина и становится возлюбленной Григория. Что говорит об этом общество? Это неправильно, это порочно, так нельзя. А сердце говорит при этом: «Вы мне не указ! Я люблю и буду любить!». Происходит некое столкновение личности и общества. Настолько сильное, настолько мощное столкновение, что Григорий даже вынужден покинуть родной дом и отправиться жить с Аксиньей в другое место. То есть сначала выбор героя не может понять и принять даже его семья. Конечно, они переживают о том, что подумают люди, как к этой истории отнесётся окружение. Впоследствии Мелеховы примиряются с решением Григория. Однако это очень яркий пример того, как общество влияет на человека. Оно диктует свои правила и решает, что вписывается в рамки, а что — нет. К сожалению, часто общество не считается с отдельной личностью и не заботится о счастье конкретного человека. Иногда оно не берёт в расчёт и человеческие чувства.

«Старуха Изергиль», М. Горький. Общество – это большинство, это сила, это власть. Оно способно решать, кого изгнать и кого принять, кого помиловать и кого наказать. Общество имеет колоссальное влияние на человека. Проблема лишь в том, что окружение – это тоже люди, и им свойственно ошибаться. Обратимся в рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль». В нём героиня – старуха Изергиль – делится двумя легендами с путником. В одной из них сын женщины и орла – Ларра – страдает от собственного высокомерия, от своей гордыни. Он отказался примкнуть к обществу, хотя изначально оно вовсе не отвергало его. Но когда Ларра стал вести себя надменно по отношению к другим людям и нарушил их закон, общество приняло решение изгнать самолюбивого юношу, не желавшего считаться с кем-либо ещё, думать о ком-либо, кроме себя самого. Вот яркое проявление власти общества, которое оказалось справедливым и заслуженно наказало обидчика. Однако во второй легенде читатель узнаёт другую историю. Однажды народ встречает сильного неприятеля. Выход один – найти другое место для жизни, пробраться сквозь густые заросли деревьев, чтобы выйти к свету и к прекрасной жизни. Но как это сделать? Никто не знает, куда идти, всем страшно. Кроме того, вести за собой целый народ – это ответственное дело, на которое готовы решиться единицы. Таким человеком стал Данко. В какой-то момент, когда часть пути была уже пройдена, уставшие, голодные и напуганные люди стали ругать юношу, винить его во всех бедах, в том, что он ведёт их ошибочной дорогой и спасения нет. Данко не растерялся, не оробел и не сдался. Он вырвал из своей груди горящее сердце и осветил им путь. Когда люди достигли цели, пришли на новое, комфортное и пригодное для жизни место, Данко умер. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…», – так пишет автор. Таким образом, общество сильно влияет на человека. Можно даже сказать, что именно оно решает, кого принимать в свой круг, а кого изгнать за его пределы. Но ему тоже свойственно совершать ошибки и принимать неверные решения. Общество заслуженно наказало Ларру и незаслуженно обвинило Данко. Однако это не меняет того, что окружение обладает огромной силой и властью над людьми.

«Война и мир», Л.Н. Толстой. Выше мы уже привели в пример Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова. В русской классической литературе есть и другой герой, которому удалось сохранить себя, несмотря на общественное давление. Это Пьер Безухов из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Один из самых ярких и наглядных эпизодов встречается ещё в начале первого тома. Это описание вечера в салоне мадам Анны Павловны Шерер. Юноша ведёт себя совсем не так, как «полагается» на светском вечере. Он живой, искренний, настоящий. Он умеет проявлять эмоции и делает это. Он не ищет выгоды в знакомствах – общается с теми, с кем ему интересно. Несмотря на то, что Пьер не вписывается в светское общество, он не остаётся одиноким. Герой находит своих людей – тех, кому он нужен именно таким, какой он есть. Прелесть Безухова именно в том, что он Человек – настоящий, с недостатками и достоинствами, способный чувствовать, искренний, любящий, невероятно добрый, честный и благородный. К счастью, никакому общество не удалось повлиять на Пьера, изменить его. Получается, оно бессильно, когда перед ним встаёт сформировавшаяся личность, крепкая и уверенная. В таком случае оно никак не влияет на человека.

«Гроза» А.Н. Островский. Общество часто бывает жестоко по отношению к отдельному человеку. У него слишком много силы и власти, которыми оно распоряжается далеко не всегда справедливо и не всегда на благо людей. Вспомним бедную Катерину из пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Обществом небольшого городка Калинова управляли два жестоких самодура – купец Савел Прокофьевич Дикой и купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (по прозвищу «Кабаниха»). Они держали в страхе не только собственных родственников, но и всех жителей маленького города. Проблема заключалась в том, что общество согласилось с тем, что на верхушке его стоят столь грубые и глупые люди. Они стали лидерами мнений, и никто не стремился что-либо изменить. Так что Катерина, которая чувствовала давление со стороны Кабанихи, поняла, что она не в силах поменять окружение, увязшее в предрассудках. Ведь большинство просто приспособилось и лицемерно приняло ханжеские «нормы». Например, Варвара – дочь Кабанихи – часто обманывала мать. Это казалось ей более лёгким решением, чем бороться за свои права, за свою свободу, за свои убеждения. Катерина была совсем не способна так же влиться в общество, принять множество нелепых и жестоких «правил» – словом, подчиниться окружению, забыв о собственном мнении. Это привело к настоящей трагедии – смерти девушки. Таким образом, общество колоссально влияет на человека – и не щадит тех, кто идёт ему наперекор, кто выбирает не то, как «удобнее», а справедливость и свободу.

«Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Общество влияет на человека меньше, чем человек на общество. Позволю себе столь смелое заявление. Дело в том, что, на мой взгляд, всё как раз наоборот: человек формирует общество, оно держится на отдельных личностях. Для того чтобы доказать свою точку зрения, я обращусь к рассказу Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Его главная героиня – Матрёна – настоящий праведник. На таких, как она, стоит мир – и общество тоже. Это мудрая, добрая, честная, трудолюбивая женщина, которая не устаёт бескорыстно помогать соседям, знакомым и незнакомым – всем, кто обращается к ней за подмогой и поддержкой. Она все свое время посвящает бескорыстному труду и никогда не отказывает в ответ на просьбу. Даже свою горницу героиня отдает приемной дочери Кире, обделяя себя. Матрёна – это пример невероятной силы духа, которую ничто не способно сломить. Она не поддалась всеобщему корыстолюбию или лени. Она не стала играть по правилам общества и думать только о себе самой и своей выгоде. В то же время Матрёна не пыталась побороть окружение – она часть его, которая меняет его изнутри. Меняет собственными благородными поступками и убеждениями. Вот и получается, что не общество влияет на человека, а человек на общество.

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. Общество порой неразборчиво и жестоко. Свою силу и власть над людьми оно иногда использует отнюдь не во благо. Безусловно, окружение обладает огромным влиянием на человека. Убедиться в этом мы можем на примере романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный герой – Мастер – писатель. Он долго и упорно работал над созданием своего исторического романа о Понтии Пилате. Это был кропотливый труд. Но после публикации произведения на автора посыпался шквал критики и недовольства – в основном, от людей из литературного сообщества. И того самого МАССОЛИТа, членов которого так иронично описывает М.А. Булгаков и которые постоянно едят в ресторане и ждут, когда им дадут отпуск или награду в виде, например, путёвки. Сначала Мастер отчаивается. Такая реакция на его книгу действительно расстраивает и сбивает его с ног – к счастью, за спиной стоит возлюбленная Маргарита, готовая подхватить героя и поддержать. Получается, в такой ситуации за успех или неудачу творца отвечает общество, которое далеко не всегда справедливо. Более того, тот же социум почему-то решает, что такое «успех». По-настоящему талантливые люди порой остаются за бортом – только потому что они чем-то не угодили доминирующей силе, формирующей общественное мнение. Таким образом, общество в самом деле колоссальным образом влияет на человека. Нужно быть достаточно смелым и сильным духом, чтобы не потерять уверенность в себе и выстоять под натиском общества, которое бывает тобою недовольно.

«Олеся» А.И. Куприн. Повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся» – яркий пример того, как жестоко общество по отношению к людям, которые отличаются от всеобщего эталона. Главная героиня – девушка Олеся. Она и её бабушка вынуждены были покинуть родную деревню, потому что местные жители приняли женщин за ведьм. Может быть, они были просто более умны и мудры, может, знали какие-то знахарские тайны и рецепты – доподлинно нам неизвестно. Но нам точно известно то, что Олеся и её бабушка не причиняли вреда другим людям, не желали им зла. Эти добрые героини жили честно и спокойно, пока общество не изгнало их – из-за непонимания, неприятия, страха. Из-за того, что они отличались от всех, были другими, особенными – но это не значит, что они были плохими или злыми. Но окружение же разбираться не стало. Таким образом, общество действительно сильно влияет на человека. Оно фактически решает, кто входит в это общество, а кто-  нет. К сожалению, выбор этот отнюдь не всегда справедлив.

Аргументы из литературы по направлению «Человек и общество»

Автор: Марина Владимировна (репетитор-практик)

Дата публикации: 08.04.2020

Одной из самых популярных тем в мировой литературе на протяжении многих лет остается тема взаимосвязи человека как отдельной личности и социума. Будучи неразрывной частью окружающего мира, общество подвержено внешним и внутренним изменениям, оно имеет определенные традиции, правила, порядки. Составляющим звеном любого социума является человек, который с момента рождения принадлежит той или иной социальной группе. Эта принадлежность совершенно не зависит от его желаний и предпочтений, но при этом оказывает колоссальное влияние на формирование личности. И если человек является лишь крошечным винтиком в огромном механизме под названием «общество», способен ли он как повлиять на него, круто изменить окружающих людей. В подборке, приведенной ниже, собраны аргументы из художественной литературы, которые пригодятся при написании сочинения на тему «Человек и общество».

  1. В романе-эпопее «Война и мир» Лев Николаевич Толстой продемонстрировал двуликость высшего общества в России образца начала XIX столетия. С одной стороны, это была верхушка общества, аристократия, прекрасно воспитанная и образованная, впитавшая в себя лучшие европейские ценности. Однако при этом Лев Николаевич не забывает показать и иную сторону русского дворянства – его ничем не прикрытое лицемерие, которое выражалось в духовной бедности, пугающем равнодушии к окружающим, поиске выгоды всегда и во всем, пустых разговорах. Общество подобных людей быстро надоедало человеку думающему, прогрессивному, честному, поскольку за их внешних лоском и великолепием скрывалась тоскливая пустота. В качества контраста подобным представителям русской аристократии Толстой показал и иных дворян, которые своим существованием служили примером истинного благородства, милосердия и чуткости по отношению к близким. Это, прежде всего, Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова и другие. В этих героях не было ничего общего с теми бездушными мертвецами, что вели пустые разговоры и лицемерно улыбались друг в друга в изысканных столичных салонах. Это были яркие личности: думающие, сопереживающие, болеющие всей душой за отчизну. Им были чужды интриги высшего света, да и сами они были чужими в этом мире. На примере нескольких аристократических семейств писатель продемонстрировал, что причиной подобного различия между людьми одного круга является правильное воспитание и жизненные ценности, которые родители закладывали своим детям в раннем детстве.
  2. Максим Горький видел идеал человека в одном из своих героев – юноше Данко из произведения «Старуха Изергиль». Когда над его соплеменниками нависла смертельная опасность, отважный юноша решил пожертвовать собственной жизнью, чтобы спасти их и вывести из дремучего леса в безопасное место. Вырвав из груди пылающее сердце, Данко вывел свой народ из лесной чащи, подарив тем самым надежду на лучшую жизнь. Он умер, но принял смерть с улыбкой на устах, поскольку жизнь его была прожита не зря. Антагонистом Данко в произведении является гордый и самовлюбленный Ларра – прекрасный сын орла и женщины. В его душе не было места ни любви, ни доброте, ни милосердию. Из эгоистичных побуждений убив девушку, Ларра тем самым обрекает себя на одиночество – его изгоняют из племени, и отныне ему суждено вечно скитаться по земле. Он настолько духовно беден, что способен лишь получать, ничего не отдавая взамен. Писатель подчеркивает, что такой человек никогда не сможет стать по-настоящему свободным и счастливым. Данко же, напротив, готов поделиться самым ценным, что у него есть – собственной жизнью ради того, чтобы принести пользу окружающим, сделать жизнь людей чуточку лучше. По мнению Максима Горького именно в бескорыстном служении обществу и заключается смысл жизни.
  3. Главный герой романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» — непризнанный гений, написавший рукопись о Понтии Пилате. Однако завистливые, бесталанные литераторы из МАССОЛИТа устроили настоящую травлю на удивительное произведение Мастера. Искусно маскируя свою зависть, ненависть и желчь к талантливому коллеге, они принялись обличать его со страниц литературных изданий. Не выдержав потока яростной критики, Мастер был вынужден уничтожить свои рукописи. Более того – доведенный до отчаяния, писатель оказался в сумасшедшем доме. Однако в этом было его счастье: перестав быть частью циничного, завистливого, насквозь прогнившего общества, Мастер смог духовно возродиться и обрести вечный покой со своей возлюбленной Маргаритой.
  4. Чтобы общество было здоровым и сильным, оно постоянно должно развиваться. Так, А. С. Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» наглядно продемонстрировал, какие последствия следует ожидать от закостенелого социума, не способного двигаться вперед. В произведении нарицательным выступает так называемое «фамусовское» общество – сборище людей, которые, несмотря на свою принадлежность к высшему свету, прекрасное воспитание и образование, погрязли в невежестве и скудоумии. Они умиляются всему западному, преклоняются перед высокими чинами, деньгами и властью, считают лицемерие единственно правильной нормой общения. Противостоит фамусовскому обществу юный дворянин Чацкий, который не боится открыто высказывать свои мысли, критиковать недостатки и пороки общества и действующей власти. Молодой человек стремится к знаниям, новым открытиям, он нетерпелив, горяч и страстен. Он бесстрашно становится на защиту искусства, науки и свободы, пытаясь привнести в затхлый фамусовский мирок глоток свежего воздуха. Однако чопорные аристократы не готовы изменять своим правилам и привычкам. Они способны безжалостно уничтожить ростки всего нового и прекрасного, которые угрожают стабильности их привычного мировоззрения. На примере Чацкого и фамусовского общества продемонстрировал извечный конфликт думающих, прогрессивных людей и тех, кто погряз в консерватизме.
  5. Центральный персонаж романа Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» не боится идти в разрез с правилами и нормами современного ему общества. Будучи яркой, самобытной личностью, Печорин, прежде всего, ориентируется на собственные желания и стремления. Обладая беспокойной, думающей, ищущей натурой, склонной к философским размышлениям, он постоянно находится в поиске истины, смысла жизни, однако так и не находит его. Не прогибаясь под законы светского общества, он поступает с окружающими людьми так, как считает нужным. Неудивительно, что это вызывает отторжение, и Печорин зачастую остается одиноким и никем не понятым. Не в состоянии в полной мере реализовать собственный потенциал, занимаясь бесконечным самоанализом, герой оказывается глубоко несчастным человеком.
  6. В романе «Господа Головлевы» Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин решил продемонстрировать все проблемные стороны дворянства на примере одного семейства. Будучи типичными представителями высшего сословия, члены этой семьи вобрали в себя все типичные его пороки: праздность, невежество, алчность, лицемерие, нежелание трудиться и развиваться. Арина Петровна Головлева всю свою жизнь была занята исключительно накоплением богатства, совершенно не уделяя должного внимания воспитанию и духовному развитию собственных детей. Своей жизнью она подавала далеко не лучший пример отпрыскам, которые в итоге выросли жалкими, несчастными, ни на что не пригодными людьми. Лишь в конце жизненного пути Арина Петровна поняла, насколько глубоко заблуждалась в расстановке жизненных приоритетов. Автор хотел показать на примере одного семейства, какое печальное будущее уготовано русскому дворянству, погрязшему в грехах и пороках. Как в дальнейшем показала история, Михаил Евграфович оказался прав в своем предвидении.
  7. В произведении Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» показан унылый, безрадостный мир, в котором людей можно было идентифицировать не по имени, а по лагерному номеру. Утратив былые ценности, человечество все больше скатывалось в первобытное состояние, когда всем заправляют звериные инстинкты и повадки. Теперь главной заботой людей является лишь потребление первичных биологических потребностей. Среди подобного окружения даже самым стойким людям сложно сохранить в себе нормальные человеческие качества. Однако Иван Денисович Шухов, заключенный под номером восемьсот пятьдесят четыре, смог противостоять окружающему его безумию. Невзирая на все трудности, он продолжает радоваться каждому дню, прожитому на Земле. В душе героя еще есть место сочувствию к ближнему, милосердию. В противовес Шухову писатель ставит лагерных надзирателей – сытых, довольных жизнью ничтожеств, которые пошли против всех мыслимых человеческих законов. Построив сомнительное благополучие на несчастье сотен ни в чем не повинных людей, они тем самым исключили себя из нормального общества, уничтожили моральное право на существование.
  8. В рассказе «Ионыч» Антон Павлович Чехов противопоставляет обществу главного героя, личность и жизненные ценности которого меняются в течение всего произведения. Так, в самом начале рассказа земской врач Дмитрий Ионыч Старцев предстает молодым, полным надежд человеком. Не имея иных развлечений в провинции, он часто навещает семейство Туркиных, каждый член которого пытается блеснуть мнимыми талантами. Пребывая в плену собственной глупости и невежества, Туркины не готовы к тому, чтобы развиваться и двигаться вперед. На их фоне явно контрастирует Старцев, однако вскоре и он попадает под влияние окружающего общества, и, сам того не замечая, начинает деградировать, опускаться на нравственное дно. Старцев утрачивает былые чистые мечты, перестает интересоваться чем-либо. Теперь его ум поглощают лишь заботы о комфортной жизни, накопительстве. В итоге герой становится типичным представителем общества, в котором ему волей судьбы довелось оказаться. Не имея сильного внутреннего стержня, он поддался влиянию социума, который полностью подмял под себя личность героя.
  9. Главный герой романа Михаила Шолохова «Тихий Дон» проходит ряд мучительных жизненных испытаний, прежде чем находит ответ на вопрос, как жить в этом мире. Григорию Шолохову, как и многим его сверстникам, довелось пройти все ужасы Первой мировой войны, Гражданской революции, став свидетелем крушения старой жизни и становления нового миропорядка. Не в силах сделать верный выбор, он мечется между двумя противоборствующими лагерями, но ни в одном из них не чувствует себя спокойным и счастливым. Ему не дает покоя мысль, что он вынужден участвовать в бессмысленной и невероятно жестокой братоубийственной войне. К тому же на долю героя выпадают и любовные терзания. Испытывая сильное чувство к замужней Аксинье, Григорий идет наперекор отцу, общественному мнению, бросает собственную семью. Однако эти решительные действия не приносят счастья Григорию. В итоге, устав от бесконечных метаний, он решает просто жить тихой, спокойной жизнью: вести хозяйство, воспитывать детей. Однако общество не приемлет подобного выбора героя, и навешивает на него страшный ярлык – «предатель».
  10. В своем романе «Преступление и наказание» Федор Михайлович Достоевский наглядно демонстрирует, на какие роковые поступки способно сподвигнуть общество человека, находящегося в плену мучительных терзаний. Родион Раскольников неспроста пришел к решению убить старуху-процентщицу. На этот шаг героя натолкнуло общество, погрязшее в нищете, грехах и пороках. Молодой человек глубоко страдал от собственной бедности, невозможности учиться и развивать собственный потенциал. Однако еще больше его угнетала мысль, что в таком печальном состоянии пребывает множество людей вокруг него. Осознав, что этим миром правят лишь деньги и никому нет дела до моральных ценностей, герой решает сделать шаг в бездну. Но вместе с тем Достоевский демонстрирует тип другого человека на примере Сони Мармеладовой. Будучи глубоко верующей девушкой с крепкими моральными принципами, она становится проституткой, чтобы прокормить свою семью. Для Сони это был очень тяжелый нравственный выбор, однако она пошла на него ради спасения голодных малышей. Вместе с тем ее родной отец, совершенно не заботясь о семье, пропивает в кабаках деньги, заработанные дочерью таким путем. На примере героев романа писатель демонстрирует, что человек не способен быть полностью свободным от общества, которое подавляет его, заставляет подчиняться своим правилам.

2 сентября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Обзор направлений, примерные темы и подборка литературы.

itogovoe21-22.pptx
itogovoe21-22.pdf

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Примерные темы

  • Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь – это постоянный выбор?
  • Важно ли, идя по жизни вперёд, оглядываться на пройденный путь?
  • Почему говорят: «дорогу осилит идущий»?
  • Как характер, образ жизни человека влияют на его путешествия?
  • Могут ли мечты быть помощью во время путешествия?
  • Что значит «идти по жизни своим путём»?
  • Путешествие как способ познания окружающего мира и самого себя.
  • Как характер, образ жизни человека влияет на его жизненный путь?
  • Какие ориентиры помогают не заблудиться на жизненном пути?
  • Зачем люди отправляются в путешествие?
  • Возможно ли избежать ошибок в поиске жизненного пути?
  • Чем путешествия обогащают личность?
  • Что значит: идти ногу со временем?

Литература

  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Р. Брэдбери «И грянул гром»
  • Г. Уэллс «Машина-времени»
  • Д. Лондон «Любовь к жизни»

Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

Примерные темы

  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
  • Какие вызовы несут в себе достижения цивилизации?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие опасности таит в себе технический прогресс?
  • Что значит «разумное использование технологий?
  • Что в жизни людей остаётся неизменным даже в условиях технического прогресса?
  • Должен ли ученый нести ответственность за своё открытие?
  • Что важнее для современного поколения: умение жить в цифровом мире или живое общение?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
  • Почему многие люди боятся достижений цивилизаций?
  • Что значит быть современным?
  • Как в эпоху перемен раскрываются нравственные качества людей?

Литература

  • В. Распутин. «Прощание с Матёрой»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»

Преступление и Наказание – вечная тема

Примерные темы

  • Зачем анализировать поступки, которые уже нельзя исправить?
  • Что помогает человеку искоренять зло в себе?
  • Как могут добро и зло сочетаться в одном человеке?
  • Каковы могут быть причины преступлений?
  • Почему за преступлением следует наказание?
  • Сила или слабость человека проявляется в признании им своих ошибок?
  • Свобода и ответственность в жизни человека.
  • Что значит быть совестливым человеком?
  • Можно ли простить человека, совершившего преступление?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Какую роль играет совесть в жизни человека?
  • Как может совершенное зло повлиять на жизнь человека?
  • Можно ли искупить свою вину?
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Почему стыд бывает ложным, а совесть нет?

Литература

  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

Примерные темы

  • Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  • Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Как повлияло развитие техники и технологии на молодое поколение?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?

Литература

  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «На дне»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»

Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Примерные темы

  • Что значит быть авторитетным человеком в обществе?
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
  • Может ли государство быть справедливым ко всем?
  • Как Вы понимаете мысль одного из героев романа «Война и мир»: «Источник блаженства не вне, а внутри нас…»?
  • Какими качествами должен обладать счастливый человек?
  • Что такое репутация человека в обществе?
  • Что значит «быть в ладу с самим собой»?
  • Стоит ли помогать тем, кто оказался в трудной ситуации?
  • Почему человек, живущий в обществе, не может быть свободным от него?
  • Может ли один человек изменить общество?
  • Как не потерять себя, добиваясь успеха в обществе?
  • Всегда ли нужно прислушиваться к общественному мнению?
  • Что делает человека подлинно счастливым?
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?
  • Как человек может сделать мир вокруг себя лучше?

Литература

  • Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Медный всадник»
  • А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • А.С. Пушкин «Станционный смотритель»
  • М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • Н.С. Лесков «Левша»
  • Н. В. Гоголь «Ревизор», «Шинель»
  • М. Булгаков «Собачье сердце»
  • М. Горький «На дне»
  • Горький «Старуха Изергиль»

Автор: Аксёнова Екатерина Михайловна.

Аргументы из литературы по направлению «Человек и общество»

Тема взаимосвязи человека и общности людей — одна из самых актуальных, как в классической русской литературе, так и в современном мире. Общество — часть мира, которая живёт, развивается, имеет определенные временные рамки, ценности и традиции. А единицей общества является ни кто иной, как человек. Он не может выбрать объединение людей конкретно для себя: он становится частью социума уже с рождения. Именно он впоследствии формирует личность, её интересы и образ мысли. Но способна ли личность перевернуть жизнь окружающих людей? Может ли она развиваться вне его структуры? Как отражается общественное давление на индивидуальности? В данной подборке мы собрали аргументы из литературы для итогового сочинения по направлению «Человек и общество», которые могут помочь ответить на эти вопросы.

  1. В своём романе-эпопее «Война и мир» Л.Н.Толстой раскрывает двойственность природы русского высшего общества начала 19 века. С одной стороны, читатель наблюдает за жизнью высшего света Петербурга и видит целый мир, со своими законами и нравственными устоями, ориентированными на Европу. Однако во всех высоких взаимоотношениях Толстой подчеркивает одну яркую деталь — неестественность. Приторные натянутые улыбки, дамы в красивейших платьях, но холодные и мертвенно-бледные, словно созданные из мрамора, а за всем этим мнимым великолепием скрыты пустота и равнодушие. Обсуждение зарубежных новостей на великосветских приемах человеку думающему быстро наскучивало, и он вскоре разочаровывался во внешнем великолепии напыщенных господ. С другой стороны Толстой рисует портреты таких благородных и чутких представителей высшего сословия, как Пьер Безухов, Андрей Болконский, Наташа Ростова и других. В них теплится живой ум, есть интерес к миру и людям, они противопоставлены мертвецам из петербургских салонов. Однако все они чувствовали себя чужими в высшем свете, и даже не раз были им обмануты и опозорены. Их индивидуальность, выгодно отличавшаяся от серости и лицемерия общества, смогла сформироваться лишь в отдалении от него, благодаря исключительным семьям или же воспитанию за границей.
  2. Свой романтический идеал воспел М.Горький в произведении «Старуха Изергиль». Он воплотился в прекрасном юноше Данко, которому автор противопоставил образ юноши Ларры. Ларра, сын орла и женщины, не способный к истинной любви, жалости, самопожертвованию. Жизнь, великая ценность, хранимая человеком, становится для него сущим адом. Он не способен понять её хрупкости и быстротечности. Эгоистичный Ларра может лишь получать, но не отдавать взамен. И Горький подчёркивает, что Ларра никогда не обретет свободу, так как истинная свобода должна быть разделена с другими людьми для установления гармонии. Данко же, напротив, ничего не жалеет для общества. Он открыт миру и, не задумываясь, жертвует своей жизнью ради спасения родного племени. Он заведомо не ждёт благодарности, ибо всё его существование направлено на людское благо. В служении обществу Горький видел смысл жизни.
  3. М.А.Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» остро ставит вопрос взаимоотношения общества и отдельно взятого человека. Его герой — истинный гений, написавший удивительный роман. Однако после публикации Мастер не обретает всенародную любовь, а наоборот, подвергается гонениям в печати. И от кого он получает эти полные ярости рецензии и памфлеты? От общества жалких графоманов из МАССОЛИТа, псевдописателей и завистников. Едким и коварным представляет автор группу «людей искусства», сам зная о нем не понаслышке. И в итоге это самое общество бесконечными нападками и травлей заставляет Мастера уничтожить своё прекрасное творение и доводит его до сумасшедшего дома. Он — больше не часть этого скверного сборища, и всем его социумом становится возлюбленная Маргарита, а душа обретает вечный покой.
  4. Любое общество непременно должно развиваться. В комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» демонстрирует закостенелое фамусовское общество — сборище высокородных людей, жалкое и невежественное. Гости Фамусова, как гиперболизированные западники, немеют от восторга, когда к ним заезжают французики из Бордо, парижские модистки и безродные иностранные проходимцы. Им противопоставлен Чацкий, обличающий их пагубное поклонение западному миру и непринятие собственного пути. Он ярок, горяч, стремится узнать что-то новое, нетерпелив и страстен. Именно он становится на защиту свободы, искусства, ума и несёт в фамусовский мир новую высокую мораль, однако чопорный мир Фамусова не приемлет перемен и рубит любые зачатки нового, светлого и прекрасного на корню. Таков извечный конфликт прогрессивной личности и толпы, которая тяготеет к консерватизму.
  5. Бунтарского духа преисполнен и главный персонаж романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин не приемлет многие устоявшиеся общественные правила, но все-таки пытается найти общий язык с окружающим его миром. Его личность, как личности многих других, формируется под действием нескольких сил: первая — его воля, вторая — общество и эпоха, в которых он существует. Внутренние терзания заставляют Печорина искать гармонии среди других людей. Он срывает с них маски, дает им внутреннюю свободу, но неизменно каждый из них терпит крушение. Именно поэтому герой каждый раз остаётся в одиночестве, погруженный в глубокий самоанализ и поиски своего собственного «я». В таком обществе он просто не может найти себя и реализовать внутренний потенциал.
  6. В романе М.Е. Салтыкова-Щедрина «Господа Головлевы» на примере одной зажиточной семьи показана жизнь дворянского сословия. Семья Головлевых, как непосредственная ячейка высшего общества, отражает все его самые чудовищные пороки: алчность, праздность, невежество, лень, лицемерие, глупость, неспособность к труду. Арина Петровна Головлева всю жизнь управляла имением, бездумно накапливала богатство, и вместе с этим морально и нравственно разлагала своих отпрысков. Она постоянно употребляла в речи слово «семья», но увидев, как всё нажитое ею добро расхватали её коварные дети, Арина Петровна поняла, что жила ради призрака, а настоящей семьи в её жизни никогда и не было. Так и «высшее» общество, жадное, беспомощное и ленивое, непременно найдёт свою погибель в собственных грехах, как показала история.
  7. Мир повести А. И Солженицына «Один день Ивана Денисовича» безрадостен, скуп на краски, беспросветен. Здесь у людей больше нет имён, главный определитель — лагерный номер. Человеческая жизнь утратила ценность, и повадки обитателей лагеря больше походят на звериные: всё, о чём они думают — это утоление своих биологических потребностей, чтобы не умереть. Среди них Иван Денисович Шухов и сам должен был давно озвереть, утратить человеческие качества. Однако он, наперекор всем трудностям судьбы, радуется каждому прожитому на Земле дню. Его маленькие удачи превращаются в большие в масштабах замкнутого пространства лагеря. Заключенный под номером восемьсот пятьдесят четыре не зачерствел и не оскотинился. Он ещё способен на сочувствие и жалость к ближнему. В противовес Ивану Денисовичу поставлены лагерные надзиратели, обеспечившие себе прекрасную жизнь, превратив заключенных в рабов. Они ставят себя выше обитателей лагеря, тем самым нарушая человеческие законы, исключая себя из человеческого общества.
  8. Противопоставляет героя обществу и А.П. Чехов в рассказе «Ионыч». В начале произведения перед нами предстаёт Дмитрий Ионыч Старцев, земский врач, который противопоставляется героям города С., людям серым и невежественным. Особенно хорошо это видно на примере семьи Туркиных, которых Старцев навещает. Всё семейство стремиться блеснуть своими мнимыми «талантами», которых на самом деле не существует, и каждый из них упивается своей глупостью. Туркины статичны, в их образах нет развития. Но Старцев не пытается что-то изменить, а наоборот, сам потихоньку начинает подстраиваться под окружающий мир. Под действием внешних сил он также деградирует, опускается на нравственное дно, увлекается накопительством, полнеет, глупеет, перестает интересоваться чем-либо. И вот в конце мы видим уже просто Ионыча, человека без имени и без стержня, перекроенного под низкие стандарты общества города С.
  9. В романе М.А. Шолохова «Тихий Дон» главный герой проходит долгий путь в поисках своего места в неспокойном обществе революционных времен. Григорий Мелехов мечется, пытается понять, к какому лагерю ему примкнуть и кого поддержать в жестокой братоубийственной войне. «Безумный мир» пугает героя, внутренние терзания мучают его. Вдобавок к этому появляются и любовные перипетии. Его чувства к Аксинье, запретные, но глубокие, толкают Мелехова на серьёзные поступки — он бросает семью, идёт вразрез с общепринятыми нормами, чтобы решить, наконец, все неурядицы и бури души. Ему, уставшему от постоянных раздумий и разладов, хочется покоя и умиротворения. Именно поэтому, вернувшись домой, Мелехов выбрасывает ружьё в воду. Однако недальновидное общество не принимает его поисков, наклеивает ярмо «предатель» и преследует уже безоружного и сломленного человека, не зная сострадания.
  10. Ф.М.Достоевский в своем романе «Преступление и наказание» показывает, на что упадок общества толкает рядовых его граждан. Тому, что Родион Раскольников решил убить старуху-процентщицу, есть несколько причин. Одна из них, безусловно, имеет корни в личности Родиона. Но существенную роль в решении студента сыграло и общество, погрязшее в нищете и грехах. Самого Раскольникова душила паршивая нищета, и он, восприимчивый к чужим страданиям, пошёл на страшное преступление. Больше ничего не имеет смысла в обществе, где главной ценностью стали деньги, простые бумажки, и все давно забыли про высокую мораль. Простая девушка Соня Мармеладова становится на путь проститутки, чтобы заработать денег для семьи. А её отец, не думая о родных, пропивает всё в провонявших гнилью человеческих душ кабаках, в то время как увесистые толстосумы упиваются своим богатством, заработанным на жизнях простых людей. Так автор показывает, что жить в обществе и быть от него свободным нельзя: его проблемы автоматически становятся твоими.

Автор: Диана Валавичюте

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Метки:

  • 11 класс
  • аргумент из литературы
  • итоговое сочинение
  • человек и общество

Читайте также:

  • Когда человек может чувствовать себя лишним сочинение
  • Когда растает снег рассказ на дзене читать
  • Когда человек может быть счастливым сочинение по литературе
  • Когда рассказывали докучные сказки ответ
  • Когда человек испытывает муки совести сочинение