Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе сочинение итоговое сочинение

Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?

Тематическое направление: Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

23.10.2021 21:18:42

Автор: Анна Кулешова


     Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе? Любой человек задумывался над этим вопросом в своей жизни, будучи гражданином государства, членом рабочего коллектива, семьи или дружеской компании. Действительно, эта проблема является ключевой, так как от её решения будет зависеть комфортное пребывание человека среди других людей, его душевное состояние. Если человеку приятно находиться в какой-либо социальной обстановке, он получает позитивные эмоции, охотно общается с другими людьми. Если же ситуация угнетает человека, он старается противостоять ей, противится правилам, портит отношения с другими людьми. На мой взгляд, человек может хорошо себя чувствовать в обществе, когда к нему прислушиваются, понимают его, разделяют его взгляды. Говоря о современном обществе, хорошо в нём себя может чувствовать тот, кто не выбивается из общей массы, соблюдает правила, уважает себя и окружающих.
     Множество примеров предлагает нам художественная литература. Так, в рассказе А. П. Платонова «Юшка» герой живёт в городке, где все жители обижают его, вымещая на нём своё зло. Однако Юшка смирился с эти, он считал, что «это они его так любят». Он продолжал терпеть эти унижения ради благой цели — помощи девочке-сироте. Юшка видел свою цель в жизни, ему приносила радость его деятельность, поэтому он хорошо чувствовал себя в обществе. Мне кажется, что пребывание главного героя в обществе едва ли можно назвать комфортным, ведь он был настоящим «козлом отпущения», но именно Юшка, то есть сам человек, сделал свое нахождение в обществе приятным.
     В качестве второго аргумента приведу произведение М. Горького «Старуха Изергиль». Обращаясь к «Легенде о Ларе», можно увидеть, что главный герой не смог найти своё место в обществе. Будучи воспитанным отцом-орлом, он однажды забрёл в племя, где посчитал себя всесильным, имеющим право на убийство девушки, которая ему понравилась, но отказалась стать его. Он нарушил устои общества, а его собственные принципы подверглись критике, не встретили одобрения, поэтому над Ларой был отправлен суд, на котором его предлагали убить, но посчитали самым суровым наказанием его изгнание из общества, забвение. Мы видим, что в этой ситуации произошло столкновение мнений: эгоистичные намерения Лары никогда бы не смогли ужиться с традициями племени. Может, он бы и смог чувствовать себя хорошо в этом обществе, но вряд ли это позволили бы сделать его эгоизм и другие люди, которые никогда бы не стали терпеть такого отношения к себе, разве что при тираническом подчинении. Когда человек ставит свои интересы выше чужих, не считается с правилами, ему никогда не удастся найти пристанище, поэтому жизнь в одиночестве была самым лучшим вариантом для Лары.
     Подводя итог, хочется сказать, что человек может хорошо чувствовать себя в обществе, когда соблюдает его правила, когда его принимают. Такой человек не нарушает свой покой и покой окружающих, стремится улучшить мир, не задев интересы других, в чём нас убедили литературные аргументы.

Количество слов — 439


Здравствуйте, Анна!

Вам удалось в своем сочинении порассуждать о месте человека в обществе, работа написана грамотно. Однако вы выбрали не вполне подходящие аргументы, и есть большие проблемы с логикой.

В соответствии с критериями проверки итогового сочинения ваша работа оценивается следующим образом.

К1 (соответствие теме) + 1 балл

К2 (наличие литературного аргумента) + 1 балл

На мой взгляд, человек может хорошо себя чувствовать в обществе, когда к нему прислушиваются, понимают его, разделяют его взгляды.

…человек может хорошо чувствовать себя в обществе, когда соблюдает его правила, когда его принимают.

Это ваш тезис, насколько удалось понять. Как пример с Юшкой доказывает его?.. Его принимали, к нему прислушивались, разделяли его взгляды?.. Тем не менее, по вашим словам, он чувствовал себя хорошо. Почему?..

«Юшка видел свою цель в жизни, ему приносила радость его деятельность, поэтому он хорошо чувствовал себя в обществе», — вот ваш ответ. Он согласуется с тезисом?..

Второй аргумент — «Легенда о Ларре». Во-первых, вы систематически ошибаетесь в имени главного героя. Во-вторых, эта легенда не очень подходит к теме хотя бы потому, что Ларра изначально — чужак в обществе, инородец, совершенно естественно, что у него иные принципы и он не признает устоев. Кроме того, Ларра совершил преступление, в то время как вы говорите только о столкновении мнений и эгоистичных намерениях, как будто он плохо себя вел.

Если же ситуация угнетает человека, он старается противостоять ей, противится правилам, портит отношения с другими людьми.

Вот ваши мысли про тех, кто противится правилам. Пример с Ларрой подходит сюда? Он противостоит обществу, потому что его угнетала ситуация?..

Такой человек не нарушает свой покой и покой окружающих, стремится улучшить мир, не задев интересы других, в чём нас убедили литературные аргументы.

Увы, меня не убедили аргументы. Оба аргумента выглядят сомнительными, у вас есть риск получения незачета при подобной аргументации. Как минимум, снимаю балл за логику.

К3 (логика и композиция) + 0 баллов

Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?

Нет необходимости повторять в первом же предложении тему.

Действительно, эта проблема является ключевой, так как от её решения будет зависеть комфортное пребывание человека среди других людей, его душевное состояние.

А какая проблема-то? У нас пока есть вопрос, и не обязательно этот вопрос перерастет в ключевую проблему. Может, никакой проблемы и не будет, человек ответит на вопрос — и всё.

Говоря о современном обществе, хорошо в нём себя может чувствовать тот, кто не выбивается из общей массы, соблюдает правила, уважает себя и окружающих.

Как минимум это условие вызывает недоумение. Вроде бы раньше речи не шло о том, чтобы не выбиваться из массы. И потом, многие люди могут чувствовать себя хорошо, только если выделяются из общей массы… В этой фразе не все в порядке с логикой.

Ну и в вашей аргументации не будет примеров про современное общество, к чему эта фраза?..

Когда человек ставит свои интересы выше чужих, не считается с правилами, ему никогда не удастся найти пристанище

Пристанище — это жилище, причем любое. Это не обязательно пристанище в каком-то населенном пункте. Так что логики тут не вижу.

К4 (речь) + 1 балл

Мне кажется, что пребывание главного героя в обществе едва ли можно назвать комфортным, ведь он был настоящим «козлом отпущения», но именно Юшка, то есть сам человек, сделал свое нахождение в обществе приятным.

Странный порядок слов: сначала главный герой, потом имя, потом человек. Обычно имя следует всегда первым в предложении.

Нахождение в обществе — некорректная фраза.

Будучи воспитанным отцом-орлом, он однажды забрёл в племя, где посчитал себя всесильным, имеющим право на убийство девушки, которая ему понравилась, но отказалась стать его.

Фраза построена таким образом, что ее сложно понять. Вначале говорится об убийстве девушки, а затем о мотивации. Слишком многоступенчатая конструкция.

Он нарушил устои общества, а его собственные принципы подверглись критике, не встретили одобрения, поэтому над Ларой был отправлен суд, на котором его предлагали убить, но посчитали самым суровым наказанием его изгнание из общества, забвение.

То же самое, слишком длинное предложение, в котором трудно ухватить смысл.

отправлен суд — лексическая несочетаемость. Не усложняйте себе жизнь, скажите просто: Ларру судили.

Мы видим, что в этой ситуации произошло столкновение мнений: эгоистичные намерения Лары никогда бы не смогли ужиться с традициями племени.

Намерения не уживаются ни с чем.

Может, он бы и смог чувствовать себя хорошо в этом обществе, но вряд ли это позволили бы сделать его эгоизм и другие люди, которые никогда бы не стали терпеть такого отношения к себе, разве что при тираническом подчинении.

Снова нагромождение, плюс условные предложения. Конец фразы совсем лишний.

К5 (грамотность) + 1 балл, всего допущено ошибок: 1

Орфография — 0

Пунктуация — 0

Грамматика

Говоря о современном обществе, хорошо в нём себя может чувствовать тот, кто не выбивается из общей массы, соблюдает правила, уважает себя и окружающих.

Нарушение норм употребления деепричастных оборотов. Нет субъекта действия в главном предложении.

Общий вывод по работе

Итак, Анна, ваше сочинение оценивается на «зачет» с натяжкой, постарайтесь составить план работы, сопоставить тезис и вывод с литературными аргументами и аккуратнее строить предложения.

Удачи!

Баллы по критериям К1: 1; К2: 1; К3: 0; К4: 1; К5: 1;

Итоговый балл — 4 Зачёт

Литеровед предлагает вашему вниманию итоговое сочинение на тему «Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?», в котором используются примеры из произведений русской классики.

Общество состоит из отдельных личностей. Каждый человек стремится к комфорту, в том числе, это касается и общения с окружающими. Вряд ли кто-то будет рад жизни, наполненной конфликтами, гонениями, унижением со стороны других членов общества. Уважение, любовь, дружба, признание позволяют человеку чувствовать себя хорошо в обществе. Я могу подтвердить это примерами из произведений художественной литературы.

Если человека не уважают окружающие, если они не разделяют его взглядов, то он будет ощущать себя одиноким и несчастным. Герой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» Александр Андреевич Чацкий долгое время отсутствовал в России. Вернувшись в Москву, он не заметил особых изменений в обществе и поделился своими колкими замечаниями с Софьей, к которой испытывал нежные чувства. Не привыкший лукавить, притворяться, он откровенно делится своими взглядами с Фамусовым. Софья решает наказать Чацкого за его острый язык и распускает слух о его сумасшествии. Сплетня быстро распространилась, и все поверили в безумие Чацкого. Этому способствовало и то, что его взгляды резко отличались от нравов московского общества. Когда все открылось, герой очень расстроился и поспешил покинуть Москву. По его мнению, с ума сойдет любой, кто подышит одним воздухом с этими людьми. Человек не может быть счастлив в чужеродной ему среде, среди людей, отличающихся по взглядам, жизненным ценностям. Ему нужно, чтобы его окружали единомышленники, и сам он уважал окружающих. Честному, благородному, образованному человеку сложно жить среди невеж, льстецов, лжецов.  Самореализация, взаимопонимание создают эмоциональный комфорт.

Личность всегда стремиться реализовать себя, получая от этого удовлетворение, которое обычно называют счастьем. Человеку хорошо, когда он находится среди близких по духу людей, когда образ жизни общества отвечает его внутренним качествам, интересам. Тарасу Бульбе, герою одноименной повести Н. В. Гоголя, повезло. Герой живет в Запорожской Сечи вместе с товарищами, такими же смелыми, честными людьми, как он сам. Их объединяет любовь к родине и ненависть к врагам. Тарас и его товарищи не представляют свою жизнь без бранных тревог. Запорожцы очень уважают и ценят его, Бульба отвечает им тем же. Герой не променял бы жизнь в Запорожской Сечи ни на какие блага в мире. Не каждый человек может похвастаться тем, что его окружают близкие по духу люди. Взаимопонимание, уважение делают жизнь комфортной и счастливой, создают условия для успеха, самореализации. Человека принимают таким, какой он есть, со всеми его достоинствами и недостатками. Ему не приходится подстраиваться, нарушать свои принципы, лицемерить, что делает его свободным. Человек становится сильнее, когда его поддерживают окружающие, он чувствует себя нужным, защищенным. Все это придает смысл человеческой жизни и сводит социальные противоречия к минимуму.

Таким образом, можно сказать, что человек  хорошо чувствует себя в обществе, когда его уважают, понимают, ценят, разделяют его интересы, когда он нужен и полезен окружающим. В этом случае он чувствует себя счастливым, а жизнь приобретает смысл, гармонию, цельность.  

Познакомиться с другими аргументами по направлению «Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина» можно на сайте журнала «Литеровед», пройдя по ссылке https://literoved.ru/bank-argumentov

Когда человек чувствует себя хорошо в обществе? Итоговое сочинение 2021-2022 по литературе 2 примера на данную тему для допуска к ЕГЭ 2022. С аргументами из литературы и литературными произведениями читаем и готовимся к сочинению.

Когда человек чувствует себя хорошо в обществе? итоговое сочинение ЕГЭ 2021-2022

Сегодня идеология гуманизма и толерантности является главной опорой европейской цивилизации. Наиболее важный вопрос для современных людей звучит так: «Когда человек чувствует себя хорошо в обществе?». Найдя на него ответ, мы должны придерживаться его и делать все возможное, чтобы всем было комфортно. В поисках нам поможет литература.

Например, полезные сведения можно извлечь из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ермил Гирин нашел в обществе поддержку, когда организовывал открытие мельницы. В трудный момент, когда купцы сговорились обмануть его и потребовали все деньги сразу, зная, что Ермил не взял их с собой, герой обратился к народу с просьбой о помощи. Он сказал, чтобы каждый дал ему столько, сколько может, в рассрочку. Эти деньги он обещал вернуть, когда привезет их из дома. И люди пошли ему навстречу. Каждый дал по монете и ожидал ее возврата. Ермил при народной поддержке купил мельницу и открыл ее для местных жителей, поставив справедливые расценки за помол. Взятые «инвестиции» он вернул, не покривив душой. Но не смог он найти хозяина одного рубля. И все же никто не посмел взять чужое. Чему нас учит этот пример? Тому, что человеку хорошо в честном, справедливом и отзывчивом обществе, которое помогает ему в сложные времена.

Не менее познавательный пример мы находим в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Мерцалов заболел и потерял работу. Из-за этого его семья лишилась всех сбережений и обеднела. Скромный труд матери не мог обеспечить детей, которые постоянно болели в сыром подвале, ставшим для них домом. Герои пыталась взывать о помощи, обращаться к тем, кто мог бы их поддержать, но все тщетно: никто не обратил внимания на невзгоды семейства. В самый отчаянный момент Мерцалов уже задумывался о самоубийстве, но вдруг к нему обратился господин, который присел рядом. Он выслушал Мерцалова и сказал, что выручит его. Он оказался врачом и осмотрел его домочадцев бесплатно. Он дал им денег, и в камине, наконец, появились дрова. Больная дочка Мерцалова получила лекарства. А Пирогов даже не сообщил своего имени. Он и не рассчитывал на благодарность, ведь помог просто так, бескорыстно. Его поведение отвечает на поставленный вопрос: человеку хорошо в обществе тогда, когда он получает сочувствие, поддержку и опору в лице неравнодушного окружения.

Таким образом, человек ощущает довольство и благоденствие, когда общество поддерживает его и защищает его интересы. Люди объединяются для того, чтобы помогать друг другу, обмениваться своими созидательными усилиями и талантами. Если придерживаться этого назначения социума, можно создать такое общество, в котором всем будет хорошо.

Пример сочинения №2 с аргументами из литературы

Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе? Любой человек задумывался над этим вопросом в своей жизни, будучи гражданином государства, членом рабочего коллектива, семьи или дружеской компании. Действительно, эта проблема является ключевой, так как от её решения будет зависеть комфортное пребывание человека среди других людей, его душевное состояние. Если человеку приятно находиться в какой-либо социальной обстановке, он получает позитивные эмоции, охотно общается с другими людьми. Если же ситуация угнетает человека, он старается противостоять ей, противится правилам, портит отношения с другими людьми. На мой взгляд, человек может хорошо себя чувствовать в обществе, когда к нему прислушиваются, понимают его, разделяют его взгляды. Говоря о современном обществе, хорошо в нём себя может чувствовать тот, кто не выбивается из общей массы, соблюдает правила, уважает себя и окружающих.

Множество примеров предлагает нам художественная литература. Так, в рассказе А. П. Платонова «Юшка» герой живёт в городке, где все жители обижают его, вымещая на нём своё зло. Однако Юшка смирился с эти, он считал, что «это они его так любят». Он продолжал терпеть эти унижения ради благой цели — помощи девочке-сироте. Юшка видел свою цель в жизни, ему приносила радость его деятельность, поэтому он хорошо чувствовал себя в обществе. Мне кажется, что пребывание главного героя в обществе едва ли можно назвать комфортным, ведь он был настоящим «козлом отпущения», но именно Юшка, то есть сам человек, сделал свое нахождение в обществе приятным.

В качестве второго аргумента приведу произведение М. Горького «Старуха Изергиль». Обращаясь к «Легенде о Ларе», можно увидеть, что главный герой не смог найти своё место в обществе. Будучи воспитанным отцом-орлом, он однажды забрёл в племя, где посчитал себя всесильным, имеющим право на убийство девушки, которая ему понравилась, но отказалась стать его. Он нарушил устои общества, а его собственные принципы подверглись критике, не встретили одобрения, поэтому над Ларой был отправлен суд, на котором его предлагали убить, но посчитали самым суровым наказанием его изгнание из общества, забвение. Мы видим, что в этой ситуации произошло столкновение мнений: эгоистичные намерения Лары никогда бы не смогли ужиться с традициями племени. Может, он бы и смог чувствовать себя хорошо в этом обществе, но вряд ли это позволили бы сделать его эгоизм и другие люди, которые никогда бы не стали терпеть такого отношения к себе, разве что при тираническом подчинении. Когда человек ставит свои интересы выше чужих, не считается с правилами, ему никогда не удастся найти пристанище, поэтому жизнь в одиночестве была самым лучшим вариантом для Лары.

Подводя итог, хочется сказать, что человек может хорошо чувствовать себя в обществе, когда соблюдает его правила, когда его принимают. Такой человек не нарушает свой покой и покой окружающих, стремится улучшить мир, не задев интересы других, в чём нас убедили литературные аргументы.

Для итогового сочинения 2021-2022 посмотрите:

  • Примерные темы итогового сочинения 2021-2022 ЕГЭ по литературе

ПОДЕЛИТЬСЯ МАТЕРИАЛОМ

(392 слова) Сегодня идеология гуманизма и толерантности является главной опорой европейской цивилизации. Наиболее важный вопрос для современных людей звучит так: «Когда человек чувствует себя хорошо в обществе?». Найдя на него ответ, мы должны придерживаться его и делать все возможное, чтобы всем было комфортно. В поисках нам поможет литература.

Например, полезные сведения можно извлечь из поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо». Ермил Гирин нашел в обществе поддержку, когда организовывал открытие мельницы. В трудный момент, когда купцы сговорились обмануть его и потребовали все деньги сразу, зная, что Ермил не взял их с собой, герой обратился к народу с просьбой о помощи. Он сказал, чтобы каждый дал ему столько, сколько может, в рассрочку. Эти деньги он обещал вернуть, когда привезет их из дома. И люди пошли ему навстречу. Каждый дал по монете и ожидал ее возврата. Ермил при народной поддержке купил мельницу и открыл ее для местных жителей, поставив справедливые расценки за помол. Взятые «инвестиции» он вернул, не покривив душой. Но не смог он найти хозяина одного рубля. И все же никто не посмел взять чужое. Чему нас учит этот пример? Тому, что человеку хорошо в честном, справедливом и отзывчивом обществе, которое помогает ему в сложные времена.

Не менее познавательный пример мы находим в рассказе А.И. Куприна «Чудесный доктор». Мерцалов заболел и потерял работу. Из-за этого его семья лишилась всех сбережений и обеднела. Скромный труд матери не мог обеспечить детей, которые постоянно болели в сыром подвале, ставшим для них домом. Герои пыталась взывать о помощи, обращаться к тем, кто мог бы их поддержать, но все тщетно: никто не обратил внимания на невзгоды семейства. В самый отчаянный момент Мерцалов уже задумывался о самоубийстве, но вдруг к нему обратился господин, который присел рядом. Он выслушал Мерцалова и сказал, что выручит его. Он оказался врачом и осмотрел его домочадцев бесплатно. Он дал им денег, и в камине, наконец, появились дрова. Больная дочка Мерцалова получила лекарства. А Пирогов даже не сообщил своего имени. Он и не рассчитывал на благодарность, ведь помог просто так, бескорыстно. Его поведение отвечает на поставленный вопрос: человеку хорошо в обществе тогда, когда он получает сочувствие, поддержку и опору в лице неравнодушного окружения.

Таким образом, человек ощущает довольство и благоденствие, когда общество поддерживает его и защищает его интересы. Люди объединяются для того, чтобы помогать друг другу, обмениваться своими созидательными усилиями и талантами. Если придерживаться этого назначения социума, можно создать такое общество, в котором всем будет хорошо.

12 октября 2021

В закладки

Обсудить

Жалоба

Подготовка к итоговому сочинению. Основной период проведения — 1 декабря 2021 года.

itogovoe_sochinenie.docx

Человек путешествующий: дорога в жизни человека

1. Каким путём человек идёт к самому себе?
2. Любовь как путь самопознания.
3. Чем путешествия обогащают личность?
4. Согласны ли Вы с мыслью, что жизненный путь — это постоянный выбор?
5. Как Вы понимаете слова Д. Лондона: «Ценным достоинством нашей жизни является возможность поменять направление своего движения и не катиться, как камень»?

Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

1. Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи?
2. Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
3. Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
4. Кому в литературе удалось, с Вашей точки зрения, наиболее ярко отразить достижения и риски цивилизации?
5. Согласны ли вы с утверждением Н.А. Амосова: «Только наука изменит мир. Наука в широком смысле: и как расщеплять атом, и как воспитывать людей. И взрослых тоже»?
6. Как вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «Слишком шумно и промышленно становится в человечестве, мало спокойствия духовного»?

Преступление и наказание — вечная тема

1. Что можно считать преступлением?
2. Свобода и ответственность в жизни человека.
3. Какую роль играет совесть в жизни человека?
4. Как Вы понимаете утверждение Достоевского «Пусть присяжные прощают преступников, но беда, если преступники сами начнут прощать себя»?
5. Согласны ли вы с утверждением М. Горького: «Без совести и при большом уме не проживешь»?

Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня

1. Какая книга помогла вам лучше понять себя?
2. Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
3. Как вы понимаете слова: «В музыке есть нечто волшебное; она заставляет нас верить, что возвышенное принадлежит нам» (И.В. Гёте)?
4. Согласны ли вы с утверждением художника К.Ф.Юона: «Картина — песня без слов»?
5. Как вы понимаете высказывание известного режиссёра Бернардо Бертолуччи: «Люди приходят в кино, чтобы разделить одну и ту же мечту»?
6. Как вы понимаете смысл высказывания К.С. Станиславского «Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь».
7. Зачем человек слушает музыку?
8. Какой фильм вы можете назвать шедевром?

Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

1. Нужны ли перемены современному обществу?
2. Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
3. Согласны ли вы с высказыванием Виктора Гюго: «Позорить свое Отечество — значит предавать его».
4. Как Вы понимаете фразу Ф.И.Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
5. Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе?
6. Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
7. Согласны ли вы с высказыванием Демосфена: «Есть два признака благополучия государства: богатство и доверие к государству».

Источник: vk.com/public176907700

Тезисы

  • Общество подавляет волю человека, навязывая ему свое мнение.
  • Общество влияет на судьбу человека, ведь определяет вектор его развития и социальный климат.
  • Общество определяет характер человека, ведь он с детства усваивает модели поведения, принятые в его окружении.
  • Общество формирует мировоззрение человека, так как именно через социальные контакты нам передаются религиозные догматы, этнические традиции, особенности ментальности.
  • Общество положительно влияет на человека: оно обучает его правилам, которые необходимы для совместной жизни с другими людьми.
  • Общество отрицательно влияет на личность, так как подавляет ее индивидуальность.
  • Общество формирует нравственные и этические принципы, по которым живут люди.
  • Влияние общества на человека положительное, ведь оно позволяет нам научиться эффективно взаимодействовать со своими собратьями и усвоить единые культурные коды.

Аргументы

«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Общество во многом определяет мировоззрение и поведение человека. Мы можем убедиться в этом, читая роман «Евгений Онегин». Главный герой усвоил все привычки и традиции дворянской среды. Он поздно просыпается, завтракает в дорогом ресторане, употребляя заграничные блюда, потом гуляет по Невскому проспекту, а вечера проводит в театрах или на балах. Так живет вся столичная молодежь высшего света. Евгений ничем не отличается от нее: он рано усвоил «науку страсти нежной», имел поверхностные знания о науках, но хорошо владел познаниями в области этикета, танцев, новейшей литературы. Он блестяще говорит на французском языке и выглядит «как дэнди лондонский». И прическа, и фрак, и манера себя вести — все это выбор общества, а не самого Онегина. Он слепо подражает окружению, но в то же время хочет от него отделаться, поэтому бежит в деревню. Но и там Евгений поступает так, как велит ему общественное мнение: он идет на дуэль с Ленским только потому, что боится сплетен Зарецкого. Таким образом, социум диктует герою основы мировоззрения и даже образ жизни.

«Ионыч», А.П. Чехов. Порой общество способствует деградации человека и становится причиной его несчастья. Такой пример мы находим в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой получил место земского врача и был рад своему назначению, ведь у него были возвышенные идеалы и благородное стремление помогать людям. Дмитрий Старцев был талантливым врачом и собирался преумножать свои знания, совершенствуя себя. Но окружение героя никак не соответствовало его темпераменту и мировоззрению. Местные обитатели были ограниченными обывателями, которых интересовали только азартные игры, спиртные напитки, обильные обеды и финансовые накопления. Они ничего не читали, зато знали все местные сплетни. Они ни к чему не стремились, но жаждали получать больше денег любой ценой. Находясь в обществе этих закоренелых мещан, Дмитрий постепенно превратился в Ионыча. Так его прозвали пациенты. Старцев и вправду опустился, потолстел, стал грубым и ленивым человеком, безразличным к результату своего труда. От работы он хотел только денег. Все остальное его не интересовало. Вместо светлых идеалов в его жизни остались только смутные сожаления о том, что он что-то делает не так, как и все остальные. Именно окружение отрицательно повлияло на героя: оно поспособствовало его деградации. 

«Горе от ума», А.С. Грибоедов. Порой общество не просто влияет на человека, но и давит на него. Яркий тому пример – Александр Андреевич Чацкий из пьесы Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Этот герой умён, образован, честен. Он прямо говорит окружению о его пороках и аргументирует свою позицию. Чацкий критикует высший свет, но не для самоутверждения, а для того, чтобы поспособствовать развитию родной страны, погрязшей в кумовстве, казнокрадстве и алчности вельмож. Фамусовское общество встречает эти замечания с негодованием и недовольством. Чацкий не вписывается в его представления о норме, а значит, подлежит наказанию. Оно не влияет и не может повлиять на Александра Андреевича напрямую – герой активно сопротивляется, у него есть собственное мнение, он не стесняется и боится высказывать его. Он смело заявляет, например, что «служить бы рад – прислуживаться тошно». В то время как светское общество считает возможным использовать лесть и раболепство для того, чтобы получить высокую должность, подняться по карьерной лестнице. Однако общество влияет на Чацкого иным образом. Оно не может поменять личность героя, его характер, убеждения, поведение. Тогда оно будто бы исключает юношу из своего круга. Гости Павла Афанасьевича Фамусова и вовсе принимают Александра Андреевича за сумасшедшего. Герой чувствует себя чужим, ему некомфортно, даже противно находиться среди этих людей. Таким образом, общество диктует свои правила и нормы, порой даже нелепые и глупые. И есть пути для человека: поддаться этому общественному давлению и соблюдать неписаный протокол или пойти наперекор и оказаться за бортом. Чацкий оказался слишком умён и образован, чтобы ломать себя и подстраиваться под общество – и из-за этого испытал одиночество и непонимание. 

«Недоросль», Д.И. Фонвизин. Общество – это один из институтов воспитания человека. На развитие личности влияет круг общения – родители, их друзья и знакомые семьи, учителя. Яркий пример этому можно найти в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». В этом произведении читатель видит двух персонажей, которые противопоставлены друг другу. В семье Простаковых живёт девушка Софья – её дядя Стародум уехал в Сибирь, чтобы там заработать деньги честным путём. Девушка сильно отличается от семьи, в которой живёт. Она умна, добра, благородна, мудра, спокойна, честна. Всего этого нельзя сказать о другом молодом человеке – Митрофане. Он родной сын Простаковых. Именно о нём автор неодобрительно пишет «недоросль» (хотя до Д.И. Фонвизина это слово не имело отрицательной коннотации и значило лишь несовершеннолетнего дворянина, который ещё не поступил на государственную службу). Юноша не любит учиться, он глуп и не желает этого исправлять. Кроме того, он ленив, не привык к труду и к самостоятельной жизни. Что же сделало его таким? И почему Софья другая, хотя с определённого возраста живёт вместе с Простаковыми, во главе которых стоит жестокая и властная госпожа Простакова? Всё дело в обществе. С детства Софья была окружена добропорядочными родителями, дядюшкой и другими членами семьи, которые помогли ей найти правильные нравственные ориентиры, сформировать собственное мировоззрение. Общество Митрофана составляли другие люди: его деспотичная мать и те, кто всегда ей поддакивали. Простакова опекала его чересчур и много жалела, а вместе с ней эту манеру обращения усвоили и остальные. Вот и получается, что общество сформировало героев. Родственники влияли на общество других людей, с которыми общался ребёнок. Необразованная госпожа Простакова выбрала неграмотного учителя для сына – Вральман раньше работал конюхом. Стародум же постарался окружить племянницу такими людьми, как Милон. Кроме того, Стародум сознательно покинул службу при царском дворе. Он осознал, что это не его круг общения, ему противны их корыстные взгляды и льстивые натуры, противен обман. Таким образом, общество сильно влияет на человека – оно действительно формирует его личность, характер, отношение к тем или иным вещам и поведение.

«Обломов» И.А. Гончаров. Безусловно, общество имеет значение для отдельного человека. Но далеко не все личности поддаются общественному влиянию и меняются под его давлением. Есть люди, которым удаётся сохранять себя, несмотря ни на что. В таком случае влияние общества сводится практически к нулю. Такой пример мы находим в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Главный герой – Илья Ильич Обломов – не любит светские мероприятия, не любит выходить из дома. Его любимое место – диван, а лучший наряд – домашний халат. Мужчина спокойный и добродушный, его круг общения ограничивается близкими друзьями, он не наносит огромное количество визитов малознакомым людям только из вежливости. Словом, Илья Ильич не подчиняется нормам светского общества. И попытки поменять его натуру оказываются тщетны. Его товарищ Штольц пробует изменить друга. Сначала ему это даже удаётся – Обломов начинает чаще выходить из дома, меняет свои взгляды, ведь он влюбился в Ольгу Ильинскую и менялся ради любви. Но, в конце концов, главный герой возвращается в свой домашний уют. Ему не нужны ценности, навязанные обществом – он знает, как ему будет комфортнее, что ему приносит удовольствие в жизни. Из всего выше написанного можно сделать вывод о том, что общество никак не влияет на человека, если его личность и мировоззрение сформированы и укреплены, если он достаточно смел, чтобы оставаться самим собой, несмотря ни на что.

«Тихий Дон», М.А. Шолохов. Общество порой напоминает машину-пресс, которая норовит придавить человека тяжестью своих норм и правил – многочисленных, неизвестно кем провозглашённых и далеко не всегда верных и полезных. За примером обратимся к роману Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Главный герой – Григорий Мелехов – живёт в семье донских казаков. Он не женат. По соседству живут Астаховы – Степан и его жена Аксинья. Именно эта женщина и становится возлюбленной Григория. Что говорит об этом общество? Это неправильно, это порочно, так нельзя. А сердце говорит при этом: «Вы мне не указ! Я люблю и буду любить!». Происходит некое столкновение личности и общества. Настолько сильное, настолько мощное столкновение, что Григорий даже вынужден покинуть родной дом и отправиться жить с Аксиньей в другое место. То есть сначала выбор героя не может понять и принять даже его семья. Конечно, они переживают о том, что подумают люди, как к этой истории отнесётся окружение. Впоследствии Мелеховы примиряются с решением Григория. Однако это очень яркий пример того, как общество влияет на человека. Оно диктует свои правила и решает, что вписывается в рамки, а что — нет. К сожалению, часто общество не считается с отдельной личностью и не заботится о счастье конкретного человека. Иногда оно не берёт в расчёт и человеческие чувства.

«Старуха Изергиль», М. Горький. Общество – это большинство, это сила, это власть. Оно способно решать, кого изгнать и кого принять, кого помиловать и кого наказать. Общество имеет колоссальное влияние на человека. Проблема лишь в том, что окружение – это тоже люди, и им свойственно ошибаться. Обратимся в рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль». В нём героиня – старуха Изергиль – делится двумя легендами с путником. В одной из них сын женщины и орла – Ларра – страдает от собственного высокомерия, от своей гордыни. Он отказался примкнуть к обществу, хотя изначально оно вовсе не отвергало его. Но когда Ларра стал вести себя надменно по отношению к другим людям и нарушил их закон, общество приняло решение изгнать самолюбивого юношу, не желавшего считаться с кем-либо ещё, думать о ком-либо, кроме себя самого. Вот яркое проявление власти общества, которое оказалось справедливым и заслуженно наказало обидчика. Однако во второй легенде читатель узнаёт другую историю. Однажды народ встречает сильного неприятеля. Выход один – найти другое место для жизни, пробраться сквозь густые заросли деревьев, чтобы выйти к свету и к прекрасной жизни. Но как это сделать? Никто не знает, куда идти, всем страшно. Кроме того, вести за собой целый народ – это ответственное дело, на которое готовы решиться единицы. Таким человеком стал Данко. В какой-то момент, когда часть пути была уже пройдена, уставшие, голодные и напуганные люди стали ругать юношу, винить его во всех бедах, в том, что он ведёт их ошибочной дорогой и спасения нет. Данко не растерялся, не оробел и не сдался. Он вырвал из своей груди горящее сердце и осветил им путь. Когда люди достигли цели, пришли на новое, комфортное и пригодное для жизни место, Данко умер. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…», – так пишет автор. Таким образом, общество сильно влияет на человека. Можно даже сказать, что именно оно решает, кого принимать в свой круг, а кого изгнать за его пределы. Но ему тоже свойственно совершать ошибки и принимать неверные решения. Общество заслуженно наказало Ларру и незаслуженно обвинило Данко. Однако это не меняет того, что окружение обладает огромной силой и властью над людьми.

«Война и мир», Л.Н. Толстой. Выше мы уже привели в пример Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова. В русской классической литературе есть и другой герой, которому удалось сохранить себя, несмотря на общественное давление. Это Пьер Безухов из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Один из самых ярких и наглядных эпизодов встречается ещё в начале первого тома. Это описание вечера в салоне мадам Анны Павловны Шерер. Юноша ведёт себя совсем не так, как «полагается» на светском вечере. Он живой, искренний, настоящий. Он умеет проявлять эмоции и делает это. Он не ищет выгоды в знакомствах – общается с теми, с кем ему интересно. Несмотря на то, что Пьер не вписывается в светское общество, он не остаётся одиноким. Герой находит своих людей – тех, кому он нужен именно таким, какой он есть. Прелесть Безухова именно в том, что он Человек – настоящий, с недостатками и достоинствами, способный чувствовать, искренний, любящий, невероятно добрый, честный и благородный. К счастью, никакому общество не удалось повлиять на Пьера, изменить его. Получается, оно бессильно, когда перед ним встаёт сформировавшаяся личность, крепкая и уверенная. В таком случае оно никак не влияет на человека.

«Гроза» А.Н. Островский. Общество часто бывает жестоко по отношению к отдельному человеку. У него слишком много силы и власти, которыми оно распоряжается далеко не всегда справедливо и не всегда на благо людей. Вспомним бедную Катерину из пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Обществом небольшого городка Калинова управляли два жестоких самодура – купец Савел Прокофьевич Дикой и купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (по прозвищу «Кабаниха»). Они держали в страхе не только собственных родственников, но и всех жителей маленького города. Проблема заключалась в том, что общество согласилось с тем, что на верхушке его стоят столь грубые и глупые люди. Они стали лидерами мнений, и никто не стремился что-либо изменить. Так что Катерина, которая чувствовала давление со стороны Кабанихи, поняла, что она не в силах поменять окружение, увязшее в предрассудках. Ведь большинство просто приспособилось и лицемерно приняло ханжеские «нормы». Например, Варвара – дочь Кабанихи – часто обманывала мать. Это казалось ей более лёгким решением, чем бороться за свои права, за свою свободу, за свои убеждения. Катерина была совсем не способна так же влиться в общество, принять множество нелепых и жестоких «правил» – словом, подчиниться окружению, забыв о собственном мнении. Это привело к настоящей трагедии – смерти девушки. Таким образом, общество колоссально влияет на человека – и не щадит тех, кто идёт ему наперекор, кто выбирает не то, как «удобнее», а справедливость и свободу.

«Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Общество влияет на человека меньше, чем человек на общество. Позволю себе столь смелое заявление. Дело в том, что, на мой взгляд, всё как раз наоборот: человек формирует общество, оно держится на отдельных личностях. Для того чтобы доказать свою точку зрения, я обращусь к рассказу Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Его главная героиня – Матрёна – настоящий праведник. На таких, как она, стоит мир – и общество тоже. Это мудрая, добрая, честная, трудолюбивая женщина, которая не устаёт бескорыстно помогать соседям, знакомым и незнакомым – всем, кто обращается к ней за подмогой и поддержкой. Она все свое время посвящает бескорыстному труду и никогда не отказывает в ответ на просьбу. Даже свою горницу героиня отдает приемной дочери Кире, обделяя себя. Матрёна – это пример невероятной силы духа, которую ничто не способно сломить. Она не поддалась всеобщему корыстолюбию или лени. Она не стала играть по правилам общества и думать только о себе самой и своей выгоде. В то же время Матрёна не пыталась побороть окружение – она часть его, которая меняет его изнутри. Меняет собственными благородными поступками и убеждениями. Вот и получается, что не общество влияет на человека, а человек на общество.

«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. Общество порой неразборчиво и жестоко. Свою силу и власть над людьми оно иногда использует отнюдь не во благо. Безусловно, окружение обладает огромным влиянием на человека. Убедиться в этом мы можем на примере романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный герой – Мастер – писатель. Он долго и упорно работал над созданием своего исторического романа о Понтии Пилате. Это был кропотливый труд. Но после публикации произведения на автора посыпался шквал критики и недовольства – в основном, от людей из литературного сообщества. И того самого МАССОЛИТа, членов которого так иронично описывает М.А. Булгаков и которые постоянно едят в ресторане и ждут, когда им дадут отпуск или награду в виде, например, путёвки. Сначала Мастер отчаивается. Такая реакция на его книгу действительно расстраивает и сбивает его с ног – к счастью, за спиной стоит возлюбленная Маргарита, готовая подхватить героя и поддержать. Получается, в такой ситуации за успех или неудачу творца отвечает общество, которое далеко не всегда справедливо. Более того, тот же социум почему-то решает, что такое «успех». По-настоящему талантливые люди порой остаются за бортом – только потому что они чем-то не угодили доминирующей силе, формирующей общественное мнение. Таким образом, общество в самом деле колоссальным образом влияет на человека. Нужно быть достаточно смелым и сильным духом, чтобы не потерять уверенность в себе и выстоять под натиском общества, которое бывает тобою недовольно.

«Олеся» А.И. Куприн. Повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся» – яркий пример того, как жестоко общество по отношению к людям, которые отличаются от всеобщего эталона. Главная героиня – девушка Олеся. Она и её бабушка вынуждены были покинуть родную деревню, потому что местные жители приняли женщин за ведьм. Может быть, они были просто более умны и мудры, может, знали какие-то знахарские тайны и рецепты – доподлинно нам неизвестно. Но нам точно известно то, что Олеся и её бабушка не причиняли вреда другим людям, не желали им зла. Эти добрые героини жили честно и спокойно, пока общество не изгнало их – из-за непонимания, неприятия, страха. Из-за того, что они отличались от всех, были другими, особенными – но это не значит, что они были плохими или злыми. Но окружение же разбираться не стало. Таким образом, общество действительно сильно влияет на человека. Оно фактически решает, кто входит в это общество, а кто-  нет. К сожалению, выбор этот отнюдь не всегда справедлив.

  • Когда родители могут гордиться детьми сочинение отцы и дети тургенев
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе сочинение изергиль
  • Когда родители могут гордиться детьми итоговое сочинение отцы и дети
  • Когда человек может чувствовать себя хорошо в обществе сочинение аргументы
  • Когда ребенок начинает слушать сказки